Уроки игры на гармони. Как научиться играть на гармошке Самообучение на гармошке

Как научиться играть на гармошке?

Владение игрой на каком-либо музыкальном инструменте не перестает быть полезным навыком даже при повсеместном распространении плееров и других подобных устройств. Здесь большую роль играет не качество и громкость, а исключительная душевная составляющая живой музыки. Выбрав же в качестве приоритетного инструмента гармошку, удастся как представить друзьям известные современные композиции в новом свете, так и плотнее сблизиться с национальной культурой. При этом научиться играть на гармошке не сложнее, чем на многих других «мобильных» инструментах.

Музыкальная школа

Для обучения игре на гармошке, баяне или аккордеоне можно воспользоваться несколькими способами. Первый - это отучиться в музыкальной школе. Здесь под началом профессионального преподавателя удастся освоить не только сам навык воспроизведения музыки, но и получить исчерпывающие знания об особенностях построения мелодии и чтении нот.

Это значительно облегчит самостоятельный подбор в дальнейшем и позволит расширять репертуар до бесконечности. Конечно, для обучения в музыкальной школе потребуется выполнять требования педагогов и тратить довольно много времени, но результат того стоит.

Дворовый способ

Второй способ предполагает обучение у уже умеющего играть на гармошке знакомого. Такой путь, подобно «дворовому» обучению игре на гитаре, дает возможность быстро научиться играть ограниченное количество композиций без умения читать ноты. Это весьма ограничивает как репертуар, так и общее музыкальное развитие, зато существенно экономит время.

Самоучитель

Как вариант, можно попытаться освоить инструмент самостоятельно при помощи самоучителей и видеоуроков. Такой способ обладает положительными качествами двух предыдущих, но требует большой усидчивости, желания и некоторого таланта.

Он же является оптимальным вариантом в случаях, если посещение музыкального образовательного учреждения невозможно и нет знакомых, владеющих игрой на гармошке. Рассмотрим его подробнее.

Особенности самостоятельного обучения

Большинство версий самоучителей первоначально знакомит ученика с базовыми определениями и основными понятиями. Ни в коем случае не стоит пропускать такие уроки и приступать непосредственно к практике. Это существенно влияет на скорость овладения инструментом и развитие навыков игры.

Основной залог любых самостоятельных занятий по подобным методикам - последовательность и полное осваивание каждого урока. Соблюдение этих условий гарантирует быстрое и результативное завершение курса. После него же знаний обычно достаточно для свободного выбора и разучивания почти любых произведений.

Параллельно с обучением игре на этом инструменте можно уделять время и осваиванию его младшего брата, губной гармошке. Подробную информацию о ней можно получить в нашей статье .

Губная гармошка - это небольшой универсальный инструмент, на котором большинство народов мира играет почти любой вид музыки. Хотя на первый взгляд может показаться, что научиться играть на гармошке трудно, на самом деле играть на губной гармошке легко и весело. Читайте указанные ниже действия, чтобы узнать, как играть на губной гармошке.

Шаги

Приступая к работе

Выберите губную гармонь. Есть много различных видов губных гармоней, доступных для покупки, которые различаются по назначению и цене. На сегодняшний день приобрести можно диатоническую или хроматическую гармонику. Для игры самой популярной музыки вроде блюза или фолка можно использовать любой вид.

Узнайте о губной гармошке. Гармоника - это язычковый музыкальный инструмент, в котором используются медные язычки. Язычки используются для создания тона, когда вы дуете или выдуваете воздух через отверстия. Язычки установлены на пластине, называемой язычковая пластина, которая обычно сделана из латуни. Часть гармоники, в которой установлена язычковая пластина, называется гребнем; как правило, ее изготавливают из пластмассы или металла. Мундштук гармоники может быть встроен в гребень, или как в хроматических гармониках, привинчен отдельно. Защитные панели остальной части инструмента могут быть изготовлены из дерева, металла или пластмассы.

  • Направляющая планка хроматической гармоники также сделана из металла.
  • В зависимости от того, вдыхаете вы или выдыхаете в гармонику, различные ноты воспроизводятся язычками. Обычная диатоническая арфа настроена на C (до мажор) на выдохе, и на G (соль мажор) на вдохе. Они прекрасно дополняют друг друга, и нет необходимости добавлять дополнительные отверстия.
  • Язычки внутри губной гармоники тонкие и со временем изнашиваются. Легкая игра и регулярный уход позволят хороший звук как можно дольше.
  • Учитесь читать табулатуру гармоники. Как и гитары, на гармонике можно играть по табулатуре, что упрощает ноты на нотном листе до легко наблюдаемой шаблонной системы отверстий и вдохов/выдохов. Также табулатура подходит для крупных хроматических гармоник, но она несколько отличается от диатонической табулатуры и обычно реже используется.

    • Дыхание отмечено стрелками. Стрелка вверх указывает на выдох; стрелка вниз - на вдох.
      • Большинство отверстий на диатонической гармонике производят две «соседние» ноты при заданной гамме, таким образом играя C, а затем D в той же гамме, это осуществляется дутьем в соответствующее отверстие, а затем втягиванием воздуха из того же отверстия.
    • Отверстия отмечены числами, начиная с самой низкой (левая) ноты и заканчивая самой высокой. Таким образом, две нижние ноты (вверх) 1 и (вниз) 1. На 10-дырочной гармонике самая высокая нота будет (вниз) 10.
      • Некоторые ноты обычной 10-дырочной гармоники частично перекрываются, особенно (вниз) 2 и (вверх) 3. Это необходимо для обеспечения правильного диапазона игры.
    • Более продвинутые методы обозначены косыми чертами или другой небольшой меткой. Диагональные косые стрелками указывают, что требуется кривизна ноты (будет рассмотрено позднее), чтобы получить правильный звук. Шевроны или косые черты на хроматической табулатуре указывают на то, следует ли удерживать кнопку или нет.
      • Не существует стандартизированная система табулатуры, которая использовалась бы всеми гармонистами. Однако, как только вы попрактикуетесь и освоите чтение одного вида, большинство других видов вы сможете освоить без труда.

    Основная техника игры на губной гармошке

    Воспроизведите ноты на выдохе. Самое первое, что нужно сделать - попрактиковаться с новым инструментом, воспроизводя ноты. Выберите отверстие или несколько отверстий на мундштуке и мягко дуйте в них. Соседние отверстия, как правило, рассчитаны автоматически гармонизировать мелодию друг с другом, поэтому постарайтесь, дуя в три отверстия одновременно, воспроизвести приятный звук. Практикуйтесь, то дуя в одно отверстие, то играя аккорды на несколько отверстий.

    • Этот тип игры называется «прямой гармоникой» или «первой позицией».
    • Как вы могли догадаться, количество отверстий, через которые вы дуете, частично контролируются губами. В конечном итоге, вы научитесь использовать переднюю часть языка для блокировки отверстий (это необходимо для обеспечения контроля над играемыми нотами). Об этом мы поговорим ниже.
  • Сделайте глубокий вдох, чтобы изменить ноты. Помня о том, что воздух через язычки нужно вдыхать мягко, вдыхайте, увеличивая ноты на шаг. Вдыхая и выдыхая через мундштук, вы можете получить доступ ко всем настроенным для гармоники нотам.

    • Этот вид игры называется «кросс-гармоникой» или «второй позицией». Ноты кросс-гармоники часто подходят для блюзовых риффов.
    • Если у вас есть хроматическая гармоника, практикуйтесь нажимать и удерживать кнопку для дополнительного контроля нот, которые вы воспроизводите.
  • Попробуйте сыграть весь диапазон. На диатонической гармонике, настроенной на С, C гамма начинается с (до) 4 и поднимается на (до) 7. Стандартный из/в шаблон повторяется за исключением 7-го отверстия, где он переключается (вдох, а затем выход). Эта шкала является единственной полной шкалой на C-настроенной гармонике, но иногда можно играть песни на других диапазонах, при условии, что они не требуют недостающих нот диапазона.

    Практикуйтесь. Продолжайте практиковаться играть диапазон и отдельные ноты, пока не почувствуете себя комфортно, играя только одну ноту за раз. Как только вы сможете достичь нужного контроля над инструментом, выберите простые песни и тренируйтесь на них. Табулатуру для песен, таких как «У Мэри был барашек» и «О, Сюзанна» легко найти в интернете.

    • Попробуйте добавить своеобразия, играя несколько нот одновременно. Следующий шаг в вашей практике - немного ослабить контроль и добавить двух-нотные и трех-нотные аккорды к песням, которые вы отрабатываете, играя два или три смежных отверстия сразу. Это поможет вам больше контролировать рот и дыхание и играть песни более звучно.
      • Не играйте все в аккордах! Попробуйте добавить аккорд в конце стиха или фразы. Важно то, что нужно освоить переключение между одиночными нотами и несколькими нотами.

    Продвинутые техники

    Платите за уроки. С этого момента, если вы начнете заниматься под руководством опытного игрока, вы увидите быстрые и технически обоснованные результаты, хотя можно, конечно, продолжать учиться самостоятельно. Уроки на гармонике различаются по цене и частоте; не стесняйтесь попробовать несколько уроков у одного преподавателя, а затем перейти к другому, если первый вас не устроит.

    • Даже если вы берете уроки, продолжайте полагаться на руководства и книги, чтобы улучшить игру. Нет причин бросать другие материалы только потому, что вы дополняете их профессиональными занятиями.
  • Пропускайте отверстия. Легко привыкнуть к шаблону, постоянно заставляя воздух входить и выходить через гармонику, но как только вы начнете играть более продвинутые песни, необходимо на практике пропускать некоторые отверстия, чтобы достигнуть других. Играйте песни по нотам, которые требуют перепрыгнуть отверстие или два, например, американскую традиционную мелодию «Шенандоа», в которой необходимо перепрыгивать с 4-го на 6-е отверстие, ближе к концу второй фразы (на стандартной C диатонической).

  • Играйте двумя руками, сложенными чашечкой. Начнем с того, что вы, вероятно, удерживали губную гармошку указательным и большим пальцами левой (или неведущей) руки и двигали ею во время игры. Добавьте в игру правую (или ведущую) руку. Дайте отдых пятке правой ладони и большому пальцу левой руки, а затем положите ребром правую ладонь вместе с левой так, чтобы ваши пальцы сомкнулись вокруг левого мизинца. Таким образом вы создадите «звучащее отверстие», которое можно использовать для воздействия на звук, исходящий из гармоники.

    • Добавьте тихую мелодию или вопите, хлопая по звучащему отверстию, открывая его и закрывая. Используйте этот прием в конце стиха, чтобы добавить эмоций или просто попрактиковаться.
    • Создайте эффект паровозного гудка, начиная с открытым звучащим отверстием, затем закрыв его и открыв снова.
    • Играйте приглушенный, тихий звук, оставляя звучащее отверстие почти закрытым.
    • Вы, вероятно, обнаружите, что это положение заставляет вас удерживать гармонику под углом, при котором ее левый край направлен вниз и внутрь. Это положение на самом деле идеально подходит для других техник, так что воспользуйтесь им.
    • Основная техника для изменения нот - сделать губное отверстие очень и очень маленьким и резко втягивать воздух через губы в отверстие, положение которого и нужно менять. Вытягивайте ноты перекрестной гармоники и постепенно сжимайте губы, пока вы не услышите изменение тона. Сжимая губы в большей или меньшей степени, можно дополнительно контролировать тон ноты.
    • Будьте очень осторожны, когда практикуете изменение нот. Потому что воздух пересекает язычки так резко, что он может легко ослабить или согнуть их, разрушая инструмент. Чтобы найти золотую середину между неизменением ноты и ее слишком сильным изменением, необходимы терпение и осторожность.
    • Когда люди начинают играть на губной гармошке, поначалу звучание выходит не очень хорошим - большинству требуется время на то, чтобы научиться воспроизводить хорошие звуки. Практикуйтесь каждый день и не сдавайтесь.
    • При изменении нот вдыхайте/выдыхайте очень глубоко. Изменение нот на гармонике требует основательной подготовки и сильных легких.
  • Здравствуйте, уважаемые начинающие(и не очень) гармонисты! Рад приветствовать вас на сайте « «.

    Сначала небольшое вступление… Этой статьёй я попытаюсь открыть, надеюсь, целый цикл уроков игры на гармони для начинающих и постараюсь раскрыть эту науку от , основываясь, большей частью, на собственном опыте. Чувствую, это будет не просто, так как, человеку, уже более-менее владеющему инструментом, будет трудно влезть в шкуру новичка и посмотреть на этот процесс его глазами. Собственно, так чаще всего и происходит, когда учитель упускает из виду моменты, которые совсем не очевидны для неопытного ученика…

    Но я попробую. И буду надеяться, что эти уроки будут действительно полезными для кого-то, кто желает обучиться игре на двухрядной гармонике-хромке 25х25(речь пойдет именно о ней, но, в целом, эти уроки могут быть применимы и для гармоней с меньшим числом клавиш, как в правой, так и в левой клавиатурах, например, 23х12). И ещё один важный момент: попытайтесь понять сами принципы игры, а не ждать до конца своих дней, когда «добрый дядя» выложит «цифру» или покажет, как играть конкретную мелодию и в какие кнопки каким пальцем тыкать…

    Если где-то будет упоминаться нумерация кнопок, то знайте-она стандартная(картинки ). Итак, поехали!

    Этот урок для тех, кто впервые берёт в руки гармонь, желая научиться на ней играть, но совсем не знает, с какой стороны к ней подходить. Те, кто уже умеет растягивать меха и даже извлекать какие-то звуки, могут смело его пропустить.

    Посадка гармониста

    Для начала определимся с посадкой гармониста. Хотя, даже среди специалистов нет единого мнения на это счёт. В самоучителях предлагается применять посадку такую же, какую применяют баянисты. Но некоторые приверженцы традиционной игры считают неправильным переносить баянную школу игры на гармонь. Поэтому главный принцип здесь: посадка должна быть удобной. В общих чертах: гармонь ставиться мехом на бедро левой ноги, гриф правого полукорпуса упирается нижним углом в правое бедро и остаётся неподвижным, тогда как левая рука растягивает мех. Инструмент при этом находится либо вплотную к телу (так удобно играть с применением большого пальца правой руки), либо выдвигается вперёд.

    Некоторые гармонисты держат ноги сомкнутыми и гармонь у них опирается мехом сразу на обе ноги. Плечевые ремни могут быть одеты на оба плеча, либо только на одно-правое. Из личного опыта: я сам при игре сидя чаще всего применяю один ремень, если исполняемое произведение не требует обязательного и частого применения большого пальца.

    А вообще, через несколько лет занятий, я стал замечать за собой нежелание надевать второй ремень, а тот, который одеваю, накидываю на руку чуть выше локтя-так себя чувствуешь как-то свободнее что ли…

    Если одеваете оба ремня,то натяжение ремней должно быть отрегулировано так, чтобы гармонь не была подвешена у вас на плечах (как при игре стоя), а опиралась мехом на бедро. Но и тут тоже можно посмотреть с другой стороны: ведь, когда-то вам придётся играть и стоя, а тут уже нужен немного другой навык, поэтому, в принципе, можно и подвесить гармонь на плечах. Скажу только, что научившись играть сидя с одним ремнём, вам не составит особого труда играть и стоя, просто нужно будет немного потренироваться. В общем, повторюсь, посадка должна быть удобной лично для вас

    Положение рук

    Пару слов о положении рук. Правая рука при игре на гармони располагается так, что большой палец находится за грифом, а сама ладонь упирается в гриф в районе самого нижнего сустава большого пальца. Причём, ладонь упирается в гриф не всей поверхностью, а только верхней её частью.Нижняя же часть ладони слегка отведена в сторону. Так, на мой взгляд, удобнее всего играть.

    При необходимости применения большого пальца, он выводится из-за грифа для нажатия нужной кнопки в нужный момент. Обычно большим пальцем играют на клавишах-полутонах(клавиши №1, 2 и 14), но многие профессионалы-виртуозы применяют его и на других клавишах при игре сложных пассажей.

    Как располагается кисть правой руки при игре вы увидите на видео ниже. На самом деле, если рассматривать положение кисти правой руки с точки зрения старой баянной школы, то там применяются два основных положения в зависимости от играемой мелодии: это положение, когда пальцы перпендикулярны грифу, и положение, когда пальцы направлены по диагонали вниз. Это вполне применимо и для гармони. Я думаю, применительно к гармони, нет особой необходимости строго соблюдать какое-либо правило расположения кисти правой руки: вы сами найдёте для себя наиболее удобный «хват» в той или иной ситуации.

    Извлекаем из гармони первые звуки

    Теперь выполним простое упражнение: нажимаем какую-нибудь кнопку в правой клавиатуре и одновременно с нажатием начинаем; растягивать мех левой рукой. Для тех, кто не знает: правая клавиатура, это та, где кнопки расположены на грифе(а не на корпусе, как слева). Стараемся тянуть мех плавно, без рывков и прослаблений, чтобы звук был ровным. Теперь сжимаем мех, не отпуская кнопку.

    Как вы слышите, звук при этом остаётся один и тот же. Одинаковый звук при смене направления движения меха на одной и той же клавише-одна из характерных черт гармони-хромки, в отличие от большинства русских гармоней прошлого, мало распространённых сейчас и имеющих, как правило, разные звуки на сжим-расжим меха либо в одной из клавиатур(левой, правой), либо в обоих(исключение-елецкая рояльная гармонь и ).

    Теперь сделаем почти тоже самое, но при смене направления движения меха нажмём другим пальцем другую клавишу, ту, что по соседству(неважно, сверху, снизу, сбоку…)

    Первые упражнения

    Всё, побаловались и хватит, теперь перейдём к более серьёзным упражнениям. Попробуем сыграть мажорную гамму. Несмотря на грозное название, ничего сложного тут нет. Мы просто перебираем подряд восемь клавиш в двух рядах, начиная с клавиши 3 и заканчивая клавишей 18, а потом возвращаемся назад тем же «путём». При этом безымянный палец нажимает клавиши первого ряда(начиная с клавиши номер 3), а указательный-второго(начиная с клавиши номер 15). Должно получиться так:

    Теперь усложним задачу: делаем почти тоже самое, но теперь двигаемся до самого низа клавиатуры, до самой последней клавиши и опять возвращаемся назад:

    Играем сначала в медленном темпе, потом, когда будет получаться всё без ошибок, можно прибавить «скорости».

    Про ведение меха

    Про смену направления движения меха в данном упражнении: не знаю точно, что сказали бы профессионалы, но мне кажется удобным менять его после каждого восьмого звука. Играть начинаем на расжим, слегка(совсем немного) разведя меха, чтобы иметь небольшой запас воздуха. Запомните небольшое правило: старайтесь никогда не разводить и не сжимать меха до упора. Это неизбежно приведёт к паузам и рывкам там, где их быть не должно.

    Сколько времени уделять упражнениям и смотреть ли на клавиатуру

    Неплохо было бы уделить этим упражнениям пару минут каждый раз, как садитесь за гармонь. Эту гамму можно «гонять» также, только безымянным пальцем и мизинцем для их развития(а развивать их очень желательно сразу, как только начинаете учиться).

    Смотреть ли на клавиатуру при игре? Скажу так: смотреть первое время вам придётся, так как иначе вы вряд ли попадёте в нужные клавиши. Но с приобретением некоторого опыта, необходимость в этом отпадёт сама собой. Пальцы привыкнут и будут чувствовать клавиатуру.

    На этом, пожалуй, первый урок будет закончен.

    Не верится, что можно научиться играть на гармони даже без знания нот? Оказывается, при большом желании можно все, даже научиться играть на гармошке буквально за полчаса.

    Как научиться играть на гармошке

    Даже если вы не знаете нот, не трудно их вспомнить, ведь ноты всегда на слуху. Со школьной скамьи каждый ребенок запоминает простое сочетание: до-ре-ми, фа-соль-ля-си, и последняя нота – до. Вот и все знания, просто и легко.

    Правило первое: чтобы научиться играть на гармошке, учим назубок ноты. Пропеваем их сначала по порядку, потом в обратном порядке. Петь нужно сколько угодно, главное – чтобы вы запомнили все ноты. И сами того не подозревая, у нас получилось выучить гамму.

    Что поможет быстрее научиться играть:

    • Чтобы не путать ноты, их можно быстро выучить так: отметить рабочие клавиши, а те, что пока не нужны для простых мелодий, можно заклеить. Или наоборот, выделить наклейками нужные клавиши. Как раз рекомендуем выделить основные ноты: это нота «Фа» и нота «Соль». Они делят клавиатуру гармони на 2 части. Получается, что в нижнем ряду будет 5 кнопок, ну и в верхнем столько же. Это 4 сектора.
    • Берите в руки гармонь, сядьте поудобнее, чтобы ничего не мешало. Если рост не позволяет, поставьте под ноги маленькую подставку или скамеечку, для баланса.
    • Теперь на каждый сектор нужно поставить все 5 пальцев. Получится, что пальцы находятся на нотах, через одну.
    • Отсчитывая от ноты «Фа» и «Соль» снизу, нажимаем на клавиши. Слушаем звучание, запоминаем расположение пальцев.
    • Отработали, переходим к следующему: прорабатываем сектора от 1 до 4, располагая пальцы на каждом. Чтобы закрепить эту часть урока, пригодится специальная таблица, на которой обозначены столбцы и строки, а также числа и обозначения нот. Как пишутся ноты – лучше выучить сразу, чтобы не было путаницы: «До – С , Ре – D , Ми – E , Фа – F , Соль – G , Ля – F , Си – H ». Если сосредоточиться, то за пару минут легко выучить все ноты.
    • Для закрепления выученного материала можно вооружившись фломастерами разных цветов, нарисовать нотный стан, обозначить ноты. Чтобы не путаться, нотный стан лучше нарисовать светлыми фломастерами, линии должны быть тонкими.
    • Следующие 5 линий – другого, более яркого оттенка. Итого: 11 линеечный нотный стан, основа – 5 линий+скрипичный ключ.
    • На верхней линии нужно поставить 2 ноты: «Фа» и «Соль», запомнить их расположение, чтобы потом проработать ноты и закрепить этот навык на гармони.
    • Остается применить и отработать полученные знания, научиться воспринимать ноты на нотном листе и находить их пальцами на гармони. Когда все будет получаться без пауз, можно сказать, что вы практически научились играть.
    • Дальше – все просто, берете ноты с простым произведением для новичка – пробуете играть.
    • учиться играть на гармони нужно каждый день, выделяйте на уроки хотя бы по 15 минут. Лучше всего играть 10 минут утром и столько же вечером;
    • не спешите, осваивайте нотную азбуку постепенно;
    • первое задание нужно отработать досконально: выучить гамму «До-мажор», можно играть не по нотам, а на слух. Обязательно тренироваться на гаммах;
    • исполняя мелодию, мех не нужно дергать рывками, ведите его плавно. До конца меха не растягивают, это лишнее;
    • пальцы должны быть задействованы все – поставьте их на клавиатуру, даже если пока сложно играть всеми пальцами, нужно привыкать постепенно к новым движениям;
    • если осваиваете этот музыкальный инструмент без помощника, тогда слушайте аудиозаписи, видеоуроки, запишите свою игру, чтобы посмотреть на себя со стороны и отметить ошибки.

    .

    Фото

    Игра на гармошке для начинающих

    Начинать осваивать новые навыки немного страшно. Особенно, если речь идет о музыкальных инструментах. Тем более, когда нужно научиться играть на «гармошке», как ласково называют этот инструмент, начинающим с полного нуля. Кажется, что взрослому это уже невозможно, ведь нужно координировать не одну, а сразу две руки.

    Но для учеников школы «Виртуозы» нет почти ничего невозможного в обучении на гармошке даже для начинающих. Опытные преподаватели научат вас красиво играть ваши любимые мелодии по методике «от простого к сложному». И уже через полгода вы выступите с номером на нашем отчетном концерте, даже если до этого вы никогда не держали инструмент в руках!

    Как проходит обучение игре на гармони для начинающих в школе «Виртуозы»?

    Научиться играть на гармони в школу «Виртуозы» приходят люди разного возраста и профессий, различной подготовки - как с нуля, так и с минимальным опытом.

    Уроки на гармошке для начинающих - одно из самых занимательных процессов музыкального обучения.

    Мы предлагаем различные серии уроков игры на гармони - для начинающих или опытных. Не уверены, что вам понравится? Тогда вы можете начать с короткого курса из 4 занятий.

    Как играть на гармошке? Информация для начинающих:

    Чтобы выбрать подходящий курс обучения игры на гармони, познакомиться с преподавателем и определиться со своим первым музыкальным номером, запишитесь на пробный урок. Он абсолютно бесплатный!

    Индивидуальные курсы

    Запись

    ПРОБНЫЙ УРОК

    1 ЗАНЯТИЕ

    1 занятие = 30 минут

    1 ПОСЕЩЕНИЕ

    1 занятие = 600

    Запись

    Абонемент Rubato

    Посещения в свободном графике

    8 занятий

    1 занятие = 55 минут

    2 месяца обучения

    максимальный срок абонемента

    8 занятий = 14 300

    Запись

    Абонемент Presto

    48 занятий

    1 занятие = 55 минут

    от 2 раз в неделю

    планируемая посещаемость

    48 занятий = 67 680

    Запись

    Абонемент Vivo

    24 занятия

    1 занятие = 55 минут

    от 2 раз в неделю

    планируемая посещаемость

    24 занятий = 35 280

    Запись

    Абонемент Accelerando

    12 занятий

    1 занятие = 55 минут

    от 2 раз в неделю

    планируемая посещаемость

    12 занятий = 18 360

    Запись

    Абонемент Allegro

    8 занятий

    1 занятие = 55 минут

    от 2 раз в неделю

    планируемая посещаемость

    8 занятий = 12 930

    Запись

    Абонемент Adagio

    4 занятия

    1 занятие = 55 минут

    1 раз в неделю

    планируемая посещаемость

    4 занятия = 6 900

    Запись

    Абонемент Uno

    Для тех кому нужно здесь и сейчас

    1 Занятие

    1 занятие = 55 минут

    1 посещение

    1 занятие = 1 900