Версаль история строительства. Версальский дворец во франции

(Versaille Palace) под Парижем, тот самый грандиозный Версаль — великолепная резиденция королей Франции, великое коллективное творение лучших французских архитекторов и ландшафтных мастеров. Созданная Людовиком XIV с ясной целью затмить все до той поры построенное в Европе, и действительно затмившая.

  • Версаль — памятник «Королю-солнцу», наглядная визуализации идеи: монарх — центр мироздания

Охотничий замок в Версале, ставший громадным дворцом, превратился в образец для подражания по всей Европе. Остается он эталоном и сегодня. Грандиозность идеи и изящность ее воплощения на практике не может оставить равнодушным!

  • Королевский дворец в Казерте, построенный для итальянской ветви Бурбонов
  • российские Верхние и Нижние сады в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе
  • Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо в Испании под Сеговией
  • Херренкимзее в Германии
  • множество архиепископских, герцогских резиденций и частных резиденций

в той или иной мере заимствовали идеи, реализованные при создании Версальского дворца и парка!

Впрочем, и сам он материализовался не из воздуха. Бытует мнение,что идея о постройке новой резиденции возникла у Людовика XIV после визита в замок Во-ле-Виконт. Построенный под Парижем королевским казначеем Николя Фуке и богатством отделки затмившим все существовавшие во Франции до него!

Версальский дворец в цифрах

Полная длина садового фасада превышает полкилометра (670 метров). Во дворце более 700 помещений, 1 252 камина и 67 лестниц. На мир Версальский дворец смотрит на мир через 2 153 окна.

Общая площадь здания превышает 67 000 квадратных метров. А весь комплекс с парком раскинулся на 8 км2. Чем не самодостаточная страна?

Дворцовые апартаменты и по сей день поражают роскошью отделки. Особенно выделяются: Зеркальная галерея, зал длиной 73 метра, шириной 10.5 и высотой 12,5 метров, Апартаменты короля, окна которых выходят на внутренний Мраморный двор, Большие и Малые королевские покои.

Сумма, потраченная на строительство и отделку Версальского дворца только в эпоху Людовика XIV составила 26 миллионов ливров!

Королевские апартаменты

Королевская спальня находилась в центральной части дворца на втором этаже и окнами выходила на Мраморный двор. Перед спальней находилась знаменитая и часто упоминающаяся в исторической литературе комната «Ой-де-Бёф» (l’Oeil de boeuf, «Бычий глаз»), получившая название по овальному окну в крыше.

  • Большие апартаменты короля, Grand appartement du Roi (темно-синий)
  • Частные помещения короля, Appartement du roi (умеренно-синий)
  • Малые апартаменты короля, Petit appartement du roi (светло-синий)
  • Большие апартаменты королевы, Grand appartement de la reine (желтый)
  • Малые апартаменты королевы, Petit appartement de la reine (красный)

В Версальском дворце впервые с размахом реализовали анфиладную систему залов. Если в предыдущих резиденциях французских королей личные покои оформлялись в интимном, камерном ключе, то здесь жизнь монарха выставлена напоказ.

Личные покои: спальня, кабинет, приемные — все вместе должны были создать незабываемое впечатление о неимоверном богатстве Франции.

  • Людовик XIV занимал комнаты, выходившие окнами на Мраморный двор в центральной части дворца. Королевская спальня располагалась на оси симметрии, именно здесь «Король-солнце» и скончался 1 сентября 1715 года в возрасте 72 лет)

При Людовиках XV и XVI, спальня использовалась для традиционных церемониалов lever («вставание») и coucher («отход ко сну»). Слева от спальни находится «Ой-де-Бёф», а справа — некогда располагался кабинет короля, откуда он управлял Францией. При Людовике XV помещение расширили и превратили в Зал советов.

История создания

Небольшой охотничий замок в старинной деревушке Версаль, расположенной всего лишь в 15 километрах западнее Парижа, возник еще в царствование Людовика XIII, отца правившего впоследствии столь долго и столь блестяще «Короля-Солнца» Людовика XIV, в 1624 году.

В 1632-1638 году замок в Версале по проекту архитектора Филибера Де Руа был превращен в небольшой дворец П-образной формы. Заметим, что при последующих многочисленных перестройках здания, эта его часть стала центром композиции, вокруг которой постепенно прирастали флигеля.

Эпоха Людовика XIV

В 1661 году, после смерти кардинала Мазарини, правившего Францией в роли первого министра фактически единолично, король Людовик XIV пересматривает роль Версаля. В голове монарха, наконец-то получившего реальную власть, рождается идея о превращении небольшого дворца в грандиозную резиденцию, причем ее расположение вне пределов Парижа, столицы Франции, совсем не случайно.

  • Король словно противопоставляет себя сердцу нации, ее самому крупному городу, заявляя, что именно он теперь будет центром Вселенной для французов. Впрочем, официальное превращение Версаля в центр притяжения Франции немного откладывается: лишь в 1682 году сюда окончательно переезжает двор

Масштабное строительство в Версале начинается с 1669 года. Именно тогда архитектор Луи Лево существенно увеличивает прежнее, довольно скромное здание за счет удлинения боковых крыльев, обрамляющих сегодня так называемый Мраморный и Королевский дворы.

Следующий период в строительстве Версальского дворца начинается после Неймегенского мира, в 1678 году и руководит постройкой уже другой выдающийся архитектор, Жюль Ардуэн Мансар (Лево умер в 1670 году).

При Мансаре здание получает наиболее значительное приращение: возникают северный и южный флигеля-крылья, создается знаменитая Большая, позже названная Зеркальной, галерея в центральной части здания, достраиваются министерские корпуса, обрамляющие уже третий по счету внутренний двор комплекса, Министерский.

Одновременно с этим выдающийся ландшафтный архитектор, Андрэ Ленотр создает регулярный парк, а декоратор Шарль Брюн руководит отделкой внутренних покоев.

Очередной этап строительства, последний в царствование Людовика XIV, начинается на сломе веков, в 1699 году и заканчивается в 1710. В результате перестраивается ряд внутренних интерьеров и возникает красивейшая Королевская капелла, начатая Мансаром и законченная Робертом де Котте.

Нельзя не упомянуть и постройку в парке отдельного дворца для фаворитки Короля, маркизы де Монтеспан: Большого Трианона (Le Grand Trianon, Трианон по-французски означает павильон).

  • Впоследствии, во времена Первой империи, его превратил в одну из своих официальных резиденций первый император Франции Наполеон Бонапарт

После смерти старого короля (в 1714 году) двор перебирается в Париж, а в Версале селят делегации иностранных государств. В 1717 году здесь гостит и российский царь Петр I, впоследствии воплотивший многое из увиденного в загородной резиденции Петергоф под Санкт-Петербургом.

Людовик XV и XVI

Французский двор возвращается в Версаль в 1722 году, после смерти регента, Филиппа Орлеанского. Переделки обширного дворца в это время, в общем, незначительны, и в основном касаются его интерьеров.

В обширном дворцовом саду для фаворитки Людовика XV, мадам де Помпадур, строится дворец Малый Трианон, Le Petit Trianon (1762-1768). В 1763-1770 годах композицию Большого Версальского дворца логически завершает здание Оперы по проекту Жака Анжа Габриэля (фланкирует северный фасад).

В царствование Людовика XVI Малый Трианон, подаренный им супруге, Марии-Антуанетте, превращается в изысканную жемчужину изящного и недолго просуществовавшего архитектурного стиля рококо.

После Революции

Во времена Французской революции Версальский дворец лишился большей части своего внутреннего убранства, но здания остались стоять. После реставрации монархии, в 1837 году, король Луи-Филипп указом превратил бывшую резиденцию в национальный музей.

Впоследствии дворец дважды (в 1871 и 1940 годах) видел германские войска (в 1871 году в Зеркальной галерее Версаля Вильгельм I был провозглашен императором Германии). Здесь же в 1919 году был подписан и Версальский мирный договор, окончивший Первую Мировую войну.

Часы работы и цены на билеты

Дворец открыт для посещений в любой день недели, кроме понедельника . С 9 до 18.30 с мая по сентябрь и 9 до 17.30 с октября по апрель.

Билет в Версальский дворец, оба Трианона, парк (2018 год) обойдется в 20 €. 25 € стоит билет на 2 дня.

Посетители в возрасте до 18 лет вне зависимости от гражданства и граждане Евросоюза до 26 лет проходят бесплатно.

Можно ли найти еще одно такое же эстетически гармоничное место, как Версальский дворец?! Его внешнее оформление, изящество интерьера и парковая зона выполнены в едином стиле, весь комплекс заслуживает, чтобы по нему прогуливались представители аристократии. Каждый турист непременно почувствует дух времен правления королей, так как на дворцово-парковой территории легко примерить на себя роль могущественного самодержца, во власти которого целая страна. Ни одно фото не способно передать истинного изящества, так как каждый метр этого ансамбля продуман до мелочей.

Кратко о Версальском дворце

Наверно, нет людей, не знающих, где находится уникальное сооружение. Знаменитый дворец – гордость Франции и самая узнаваемая королевская резиденция в мире. Она расположена недалеко от Парижа и ранее представляла собой отдельно стоящее строение с парковой зоной. С ростом популярности этого места у аристократии вокруг Версаля появились многочисленные дома, в которых проживали строители, прислуга, свита и прочие люди, допускаемые ко двору.

Идея создания дворцового ансамбля принадлежала Людовику XIV, известному как «Король-Солнце». Он сам изучал все планы и картинки с набросками, вносил в них коррективы. Правитель отождествлял Версальский дворец с символом власти, самой могущественной и нерушимой. Только король мог олицетворять собой полное изобилие, поэтому роскошь и богатство чувствуются во всех деталях дворца. Его основной фасад раскинулся на 640 метров, а парк занимает более ста гектаров.

В качестве главного стиля был выбран классицизм, бывший на пике популярности в 17 веке. Несколько лучших архитекторов привлекалось к созданию этого масштабного проекта, пережившего несколько этапов строительства. Только известнейшие мастера трудились над оформлением внутри дворца, созданием гравюр, скульптур и прочих ценностей искусства, которые до сих пор его украшают.

История строительства знаменитого дворцового комплекса

Сложно сказать, когда был построен Версальский дворец, так как работа над ансамблем велась даже после того, как король поселился в новой резиденции и устраивал балы в изысканных залах. Официально статус королевской резиденции постройка получила в 1682 году, но лучше упомянуть об истории создания культурного памятника по порядку.

Изначально с 1623 года на месте Версаля был небольшой феодальный замок, где располагались королевские особы с небольшой свитой во время охоты в местных лесах. В 1632 году владения французских королей в этой части страны расширились за счет покупки близлежащего поместья. Небольшие строительные работы рядом с деревушкой под названием Версаль велись, но глобальная перестройка началась лишь с приходом к власти Людовика XIV.

Король-Солнце рано стал правителем Франции и навсегда запомнил восстание Фронды, которое отчасти стало причиной того, что резиденция в Париже вызывала у Людовика неприятные воспоминания. Более того, будучи молодым, правитель восхитился роскошью замка министра финансов Николя Фуке и пожелал создать Версальский дворец, превосходящий красотой все ныне существующие замки, чтобы никто в стране не усомнился в богатстве короля. На роль архитектора был приглашен Луи Лево, уже зарекомендовавший себя при выполнении других масштабных проектов.

В течение всей жизни Людовика XIV велись работы над дворцовым ансамблем. Помимо Луи Лево, над архитектурой работали Шарль Лебрен и Жюль Ардуэн-Мансар, парк и сады принадлежат руке Андре Ленотра. Главным достоянием Версальского дворца этого этапа строительства считается Зеркальная галерея, в которой картины чередуются с сотнями зеркал. Также во время правления Короля-Солнце появились Галерея битв и Большой Трианон, была возведена часовня.

В 1715 году власть перешла пятилетнему Людовику XV, который вместе со свитой вернулся в Париж и долгое время не занимался перестройкой Версаля. За годы его правления был завершен Салон Геркулеса, созданы Малые апартаменты Короля. Большим достижением на этом этапе строительства считается возведение Малого Трианона и завершение Зала Оперы.

Составляющие дворцово-парковой зоны

Описать достопримечательности Версальского дворца просто невозможно, так как все в ансамбле настолько гармонично и изысканно, что любая деталь является настоящим произведением искусства. В ходе экскурсий обязательно стоит посетить следующие места:

  • Большой Трианон (использовался для отдыха на природе);
  • Малый Трианон (являлся домом фаворитки Людовика XV);

  • Ферму Марии-Антуанетты;
  • Покои Короля;
  • Зеркальную галерею.

У парадного входа на территорию дворцового комплекса установлены ворота из золота, украшенные гербом и короной. Площадь перед дворцом украшена скульптурами, которые встречаются также внутри основного помещения и на всей территории парка. Можно найти даже статую Цезаря, культ которого ценился французскими мастерами.

Отдельно стоит упомянуть про парк Версаля, так как он является исключительным местом, чарующим своим многообразием, красотой и целостностью. Здесь встречаются удивительно украшенные фонтаны с музыкальной аранжировкой, ботанические сады, оранжереи, бассейны. Цветы собраны в необычные клумбы, а кустарникам ежегодно придают определенные формы.

Значимые эпизоды в истории Версаля

Хотя в качестве резиденции Версальский дворец использовали непродолжительное время, он сыграл значимую роль для страны – в 19 веке получил статус национального музея, куда перевезли многочисленные гравюры, портреты, картины.

С поражением во Франко-прусской войне хоромы перешли в собственность немцев. Они избрали Зеркальный зал для провозглашения себя Германской империей в 1871 году. Французы были задеты выбранным местом, поэтому после поражения Германии в Первой мировой войне, когда Версаль был возвращен Франции, мирный договор подписали в том же помещении.

С 50-х годов 20 века во Франции появилась традиция, по которой все приезжающие главы стран должны были встречаться с президентом в Версале. Только в 90-х годах было решено отойти от этой традиции из-за большой популярности Версальского дворца у туристов.

Монархи других стран, посещавшие французскую достопримечательность, дивились изяществу и роскоши королевской резиденции и часто по возвращении домой пытались воссоздать не менее изысканные дворцы с похожей архитектурой. Конечно, аналогичного творения в мире нигде не встретишь, но многие замки Италии, Австрии и Германии имеют некоторую схожесть. Даже дворцы в Петергофе и Гатчине выполнены в том же классицизме с заимствованием ряда идей.

Из исторических описаний известно, что во дворце было очень сложно хранить тайны, так как Людовик XIV предпочитал знать, что на уме у его придворных, чтобы избежать заговоров и восстаний. В замке есть много скрытых дверей и потайных ходов, о которых было известно только королю и архитекторам, их проектировавшим.

Во время правления Короля-Солнце практически все решения принимались в Версальском дворце, ведь здесь круглосуточно находились государственные деятели и приближенные лица самодержца. Чтобы стать частью свиты, приходилось проживать в Версале регулярно и присутствовать на ежедневных церемониях, в ходе которых Людовик нередко раздавал привилегии.

Версальский дворец (фр. Château de Versailles) – одна из французских королевских резиденций, которая была построена в пригороде Парижа, городе Версале, в XVII веке. Сегодня это одна из самых популярных достопримечательностей не только во Франции, но и в мире.

Комплекс Версальского дворца, в который входят еще несколько «малых дворцов» и парк, является самым большим в Европе. Несмотря на пышность и размер, общий вид Версальского дворца целостный, он не создает ощущения нагромождения элементов и излишества, что позволило ему стать образцом для других монарших резиденций эпохи Возрождения. Но сам Версаль стал символом неумеренных и нерациональных трат государственных денег во времена самого пика абсолютной монархии. Этим дворец и интересен, так как вряд ли в ближайший исторический период где либо появятся резиденции, способные затмить собой Версаль.

История

История строительства Версальского комплекса достаточно проста, ее можно пересказать буквально одним предложением: король Людовик XIV на пике как собственного могущества, так и силы самой Франции, захотел новую резиденцию и построил ее. Но политическая подоплека и роль Версаля в мировой истории очень обширна и интересна.

Местность до начала строительства

Версаль был небольшим селом на некотором отдалении от Парижа, примерно в 20 километрах от центра французской столицы. Первое упоминание встречается в документе 1038 года, тогда им владел некий феодал Гуго де Версаль. Поселение находилось на оживленной дороге из Парижа в Нормандию, но чума и войны фактически уничтожили это село в последующие века.

Относящаяся непосредственно к королевскому дворцу история начинается в 1575 году, когда флорентиец Альберт де Гонди, сделавший карьеру при дворе Карла IX, получил в свое владение эти земли. Затем, в начале XVII века, в Версаль, по приглашению семьи Гонди, приезжал Людовик XIII на охоту. Местность очень понравилась королю и в 1624 году тут была построена небольшая охотничья королевская резиденция. После смерти последних представителей флорентийского рода земли переходят во владение короны.

Расширение версальского шато

В 1632 году, после присоединения земель Гонди, происходит первое расширение охотничьего дома. Были достроены два вспомогательных крыла, стена, закрывающая вход, четыре башни. Вокруг вырыли ров, а территория была защищена отдельной стеной. Таким образом, небольшой охотничий домик превращен в укрепленную загородную королевскую резиденцию. Тут проживает будущий Людовик XIV, ставший королем в возрасте 5 лет, коронованный лишь в 1654 году и начавший реально править только в 1661-м. К началу правления Людовика XIV будущий главный дворец еще больше расширился, появились два больших внешних крыла, несколько вспомогательных построек, обновлены внешние стены.


Параллельно происходят политические процессы, которые и повлияли на то, что именно Версальский дворец в будущем стал местом постоянного расположения королевского двора. До 1661 году за короля правили его мать, Анна Австрийская, и министр – кардинал Мазарини. Будущий король, чудом переживший гражданскую войну – Фронду, понимал, что должен сконцентрировать власть в своих руках, но действовал предельно осторожно. Дождавшись смерти кардинала в 1661 году, Людовик XIV объявил, что начинает править лично, без помощи первого министра.

В том же 1661 году был арестован Николя Фуке, который занимал во Франции должность министра финансов, благодаря которой сделал себе огромное состояние и получил власть. Фуке как раз 1661 году завершил строительство личной резиденции, другого известного французского дворца – Во-ле-Виконт. Это поместье было арестовано, а занимавшаяся строительством тройка: Луи Лево (архитектор), Андре Ленотр (специалист по садам и паркам) и Шарль Лебрен (художник, занимавшийся также интерьерами) перешли на работу к Людовику, который был поражен красотой дворца главного финансиста.

Андре Ленотр также знаменит тем, что строил парк, позже ставший улицей Елисейские поля.

Строительство королевского дворца в Версале

Перестройка Версаля из загородного поместья в тот дворец, который мы видим сегодня, велась в три этапа, каждый из которых начинался в период между войнами, которые вел Людовик XIV. При этом полностью королевский двор переехал сюда из Лувра лишь в 1682 году, но де-факто король значительную часть своего времени проводил в Версале и до этого.


Постройка новой королевской резиденции преследовала множество политических целей. Во-первых, Людовик XIV, поддерживающий абсолютизм, опасался измен и переворотов, потому предпочитал держать аристократическую верхушку поблизости. Во-вторых, находиться в Париже было опаснее, чем в загородной резиденции, если случится восстание среди народа. В-третьих, наличие у короля дворца такого уровня роскоши укрепляло его власть не только во Франции, но и на мировой арене. При Людовике XIV Франция находилась на вершине культурного, политического и военного могущества, а Версальский дворец стал одним из доказательств этого.

Первый этап

Работы первого этапа перестройки дворца и версальского парка начались в 1664 году, а завершились в 1668-м, так как Франция начала войну с Испанией. В это время замок и парк были расширены, чтобы иметь возможность принимать большое количество гостей, до 600 человек.

Второй этап

После завершения войны за Нидерланды, в 1669-м, начали вторую строительную кампанию в Версале, которая продлилась 3 года. Основные изменения – полная перестройка центральной части, которая раньше была охотничьим домиком.

Северное крыло было переделано в апартаменты для короля, а южное – для королевы. Западная часть была превращена в террасу, которая уже позже станет знаменитой Зеркальной галереей. Была обустроена и уникальная роскошная октагональная ванна, наполнявшаяся горячей водой. Верхние этажи заняли частные комнаты, а также апартаменты для королевских детей.

Интересно и очень необычно, что покои для короля и королевы имели одинаковые размеры и практически зеркальную планировку. Учитывая отношение Людовика XIV к своей жене, Марии Терезии, скорее всего, преследовалась политическая цель – в будущем объединить два королевства на равных условиях, но эти планы не удалось реализовать.

Третий этап

После завершения очередной войны, Голландской, в 1678 году началась третья кампания строительства Версаля, протянувшаяся до 1684 года. Именно во время нее на месте террасы была построена самая известная комната – Зеркальная галерея. Она соединила покои короля и королевы и прославилась своим роскошным оформлением, которое поражает даже сейчас, хотя на самом деле значительную часть элементов роскоши продали уже в 1689-м.

Из новых зданий в Версале появились два больших крыла, в которых расположилась оранжерея, покои принцев крови, а также комнаты для представителей дворянства, проживавших во дворце. Кроме того, именно в этот период значительное внимание уделили парковой части.

Главной исторической вехой стал 1682 год, когда королевский двор официально переехал в Версальский дворец из Лувра, а дворянство фактически обязали селиться рядом с королем, что привело к росту населения и благосостояния города Версаля.

Четвертый заключительный этап строительства

Долгое время в Версале ничего не строили, так как государственный бюджет сильно просел из-за войн, а в 1689-м году был принят эдикт о борьбе с роскошью и даже некоторая часть оформления королевского дворца была продана, чтобы спонсировать Девятилетнюю войну. Но через время после ее завершения в 1699 году, началась последняя строительная кампания Людовика XIV, которая стала самой длинной и закончилась в 1710-м.


Ее основной целью стало строительство новой часовни, пятой для Версаля по счету. Кроме нее небольшие изменения вносились и в сам дворец, но они небыли значительными. В то же время здание часовни сильно повлияло на облик дворца, так как, из-за высоты и прямоугольной формы, изменило вид фасада, что вызвало критику даже в те годы. Но все же и архитектурный стиль барокко, и богатое внутреннее убранство сделало часовню Версаля одним из самых интересных элементов комплекса.

Версальский дворец после Людовика XIV

Людовик XV так же вносил изменения во дворец. Их масштаб несопоставим с работами его отца, но все же довольно значителен. Внутренние интерьеры основного здания были переделаны, в частности – ради строительства покоев для дочерей короля разрушили Лестницу Послов, единственную парадную лестницу дворца.

Из главных архитектурных новшеств этого периода обычно выделяют Малый Трианон, отдельный достаточно скромный дворец для фаворитки – мадам Помпадур, а также Королевскую Оперу. Проект постоянного театра на территории дворца появился еще при предшественнике, но именно Людовик XV нашел средства на театр, который на тот момент стал самым большим в Европе и который функционирует и сегодня.

Интересно, что Версаль посещал Петр I. Во время поездки его поселили в Большом Трианоне, отдельном замке для короля, предназначенном для отдыха от официоза. Русский император вдохновлялся дворцом при строительстве Петергофа, но не скопировал ни вид, ни стиль, а лишь общую идею.

Правление Людовика XVI отразилось, в первую очередь, на версальском парке. Его значительно переделали, главным образом потому, что многие деревья за сотню лет с момента посадки засохли. Также некоторые изменения были внесены в интерьеры и оформление фасадов.

После революции

С началом революции во Франции Людовик покинул Версальский дворец и поселился в Париже в Тюильри, а старая резиденция перешла под контроль жителей города Версаля. Руководство смогло защитить его от разграбления, Людовик XVI затем пытался вывезти мебель, но это не удалось сделать.

После ареста короля Версальский дворец опечатали, а затем составили план по уменьшению роскоши и дальнейшему использованию комплекса. Значительная часть мебели распродавалась на аукционах, кроме особо ценных экспонатов, которые были отправлены в музей. Сам дворец и прилегающие территории собирались продать или сдать в аренду, но в итоге его решили оставить во владении Республики и использовать «для общественного блага». Сюда свозились различные изъятые ценности, которые потом стали основой музейного фонда. Сам дворец при этом пришел в упадок, его восстановлением занялся Андре Дюмон, но даже потом элементы декора и интерьера продавались для покрытия государственных расходов.

Наполеон изменил статус Версальского дворца обратно на резиденцию правителя, хотя сам проживал не в основном здании, а в Большом Трианоне. Но экспонаты при нем были распределены по другим музеям. Также Версаль выполнял функции филиала Дома инвалидов, получив этот статус еще до прихода к власти императора.


В XIX и XX веке дворец сыграл важную роль в истории. Тут была провозглашена Германская империя, затем подписан франко-прусский мир, а потом – известный Версальский мирный договор, положивший конец Первой мировой войне.

Глобальные изменения были внесены Луи-Филиппом I, который снова превратил Версальский дворец в музей, посвященный французскому величию. Этот статус фактически сохранен и до наших дней, хотя музей с того времени был реорганизован, а экспозиции выстроены исходя из научных, а не политических принципов. Многое для Версаля сделал его куратор Пьер де Нолхак, который не только преобразовал выставки, но и занялся восстановлением дореволюционного облика дворца.

Наше время

Сегодня Версальский дворец сохраняет статус музея и одной из главных достопримечательностей Франции, но параллельно за ним сохраняется ряд официальных государственных функций. В XX веке после Второй мировой войны пострадавший и запустевший Версаль пришлось восстанавливать на деньги, которые собирали со всей Франции. Для определенной рекламы тут проводились абсолютно все встречи между главами государств вплоть до 90-х годов.

Сейчас Версальский дворец финансово и юридически автономен, а прибыль ему приносят 5 миллионов человек, ежегодно посещающих эту французскую достопримечательность. Также от 8 до 10 миллионов посещают парк и сады Версаля.


Стоимость строительства

Один из самых интересных вопросов, касающихся Версальского дворца, это стоимость его строительства. При этом дать однозначный ответ очень сложно, хотя сохранилось большинство финансовых документов.

Первоначальная перестройка охотничьего домика финансировалась на личные средства Людовика XIV, король в то время являлся феодалом, имел личные земельные наделы с которых получал прямой доход. Но потом строительство начало финансироваться, в том числе, из государственного бюджета.

Несмотря на однозначно высокую сумму затрат, при строительстве Версальского дворца его превращали во «французскую витрину» и все материалы, декор, отделка и другие элементы по требованию короля должны были производиться только внутри Франции.

Определенную часть предметов интерьера сложно выразить в какой-либо стоимости, так как они являются уникальными произведениями искусства. Но, исходя из общего количества затраченных денег, все же можно вывести несколько методик подсчета:

  • Самая простая и наименее точная – простой пересчет количества серебра по современным ценам на этот металл, она дает сумму около 2,6 миллиардов евро, что явно далеко от реальности.
  • Другая методика предполагает подсчет данных о покупательской способности тогдашней валюты и расчет сметы Версаля уже на основе этих данных, по ней общая затраченная на дворец сумма – 37 миллиардов. Вероятно, это наиболее точная сумма, так как можно предположить, что в современном мире за 37 миллиардов евро возможно построить похожий дворец.
  • Третья методика более спекулятивна, она предполагает сравнение затрат с государственным бюджетом и дает сумму в почти 260 миллиардов евро, что, несмотря на богатство дворца, все же выглядит завышенным. При всем этом стоит учитывать, что затраты не были одномоментными, а растянулись на 50 лет строительства.

Версальский парково-дворцовый комплекс

Администрация дворца делит весь комплекс на ряд основных зон: само Шато, Большой и Малый Трианоны, ферма Марии-Антуанетты, а также сад и парковая часть. Все эти части Версаля доступны для осмотра, а прогуляться в парке, за некоторыми исключениями, можно даже бесплатно.

Шато на французском это просто «дворец», но одновременно и официальное название главного здания Версаля. Ехать на экскурсию в комплекс и не посетить королевский дворец нет никакого смысла, потому чаще всего он и становится первым объектом, который посещает турист.


Внешний вид центрального здания - шато

Пройдя через центральный вход в Версаль, посетитель попадает во внутренний двор Шато и может пройти как непосредственно во дворец, так и попасть в парк, а королевскую резиденцию осмотреть позже.

Внутри Шато главной достопримечательностью считается Зеркальный зал ­­- центральная галерея, соединяющая два крыла, украшенная очень богатой отделкой и большим количеством зеркал. Кроме него, демонстрируются королевские покои, частные комнаты дочерей короля, спальня королевы.

Некоторая часть помещений доступна для осмотра только в составе организованных групп или экскурсий с гидом.

Также в Шато расположен музей истории Версальского дворца, несколько картинных галерей, самая известная из которых – Зал Битв, в ней полотна рассказывают про основные сражения в истории Франции. Иногда можно осмотреть интерьер Королевской Оперы, это зависит от графика подготовки к концертам.

На территории Версальского комплекса находится два отдельных дворца, которые называются Трианонами. Большой Трианон уступает размерам Шато, но далеко не каждый европейский монарх обладал основным дворцом похожего размера, так как само здание Трианона насчитывает почти три десятка комнат, обладает отдельным внутренним двором и садом с водоемами.


Большой Трианон использовался как место проживания короля и его родственников вне строгого дворцового этикета, в некотором уединении. Также тут традиционно селили всех правителей, приезжавших с визитами во Францию, среди гостей Большого Трианона были: Петр I, Елизавета II, Горбачев, Ельцин и т.д. И в нем проживали все французские правители после революции, так как Шато выполняло другие функции и использовать его в качестве основной резиденции не захотел даже Наполеон.

Внутри Большого Трианона посетителей ждет несколько комнат, полностью сохранивших интерьеры прошлых веков, спальня императрицы, несколько картинных галерей. Также довольно интересно выглядят бильярдный зал и Зеркальный салон.

Малый Трианон

А вот Малый Трианон это действительно небольшой двухэтажный особняк, который все время занимали женщины. Изначально это были фаворитки Людовика XV – мадам Помпадур и, после нее, Дюбарри, а потом это здание получила юная Мария-Антуанетта. Особняк отличается некоторой скромностью даже в интерьерах, хотя внутренние салоны и спальня королевы, куда сейчас пускают посетителей, декорированы достаточно богато.


Малый Трианон выполняет функции музея Марии-Антуанетты, значительная часть предметов быта и интерьеры оригинальные, другие были восстановлены реставраторами. Также туристам показывают технические помещения, где работала прислуга – при строительстве пытались максимально изолировать обслуживающий персонал, предполагалось, что даже сервированный стол будет подниматься в столовую специальным механизмом, но эту идею так и не реализовали. Также в Малом Трианоне находится небольшой личный театр королевы, там ставили ее постановки, в которых Мария-Антуанетта сама играла на сцене.

Мария-Антуанетта, у которой было много свободного времени, построила небольшую деревню возле своего особняка. Конечно это не настоящая деревня, а небольшое и даже карикатурное поселение, отражающее идеализированное представление о крестьянской жизни.

Но ферма была полностью функциональной, насчитывала 12 жилых домов, также тут жили козы, коровы, голуби, курицы и другие сельскохозяйственные животные, были сады и грядки. Королева лично доила коров и полола, хотя животных ежедневно купали, украшали бантиками, а живущим тут «крестьянкам» было приказано все время соблюдать пасторальный вид.


Часть фермы Марии-Антуанетты

Ферма сохранилась в практически неизменном виде, тут все еще проживают различные животные и, по сути, сейчас это небольшой контактный зоопарк. В целом же место выглядит очень мило, так как многие дома строились в том виде, в каком их изображали художники XVIII века на пасторальных пейзажах.

Для большего антуража дома искусственно состаривали, например – рисовали на стенах трещины краской.

Парк Версаля

Парковая часть дворцового комплекса привлекает почти столько же туристов, сколько и сам дворец, тем более что вход в парк зачастую (когда не работают фонтаны) бесплатен. Сама территория парка очень большая, около 5 квадратных километров, а разделен он на несколько условных зон, две основные:

  • Сад – непосредственно прилегающая к дворцу часть с аккуратными кустами, дорожками и бассейнами
  • Парк – классические густые насаждения с дорожками, местами для отдыха и т.д.

Почти вся парковая зона Версаля насыщена фонтанами, бассейнами и каналами. Нет смысла перечислять их все, но есть ряд самых известных и заметных: фонтан Нептуна, Большой канал, фонтан Апполона.


Фонтаны работают не постоянно. Их включают чаще всего по выходным, в это время вход в парк становится платным.

Обойти весь парк за один раз очень сложно, многие даже не успевают дойти до Трианонов, потому на поездку в Версаль можно отвести 2 дня, тем более, что для этого продаются специальные билеты.

Мероприятия

В Версале регулярно проходят различные мероприятия, часть из них – на регулярной и постоянной основе в «горячий» туристический сезон.

Музыкальные фонтаны

Каждые выходные, а также в некоторые другие праздничные и не только даты, все фонтаны включаются на полную мощность, устраивается музыкальное шоу. Это время лучшее для посещения Версаля, так как фонтаны XVIII века действительно впечатляют.

Ночное шоу фонтанов

В туристический сезон (с мая по сентябрь) каждую субботу уже после закрытия Версаля для основной массы туристов, устраивается шоу фонтанов с музыкой, подсветкой, а заканчивается все в 11 часов вечера фейерверком над Большим каналом.

Бал

Перед началом ночного шоу в Зеркальном зале устраивается настоящий бал. Музыканты и танцоры исполняют классическую французскую музыку и демонстрируют традиционные для королевских балов танцы. Исторические костюмы, галантные кавалеры и прекрасные дамы, конечно – неотъемлемая часть этого выступления.

Другие мероприятия

Также в Версальском дворце проходят и другие мероприятия. Во-первых, это различные временные экспозиции. В галереях дворца или других постройках на территории комплекса выставляются различные картинные выставки как современных художников, так и авторов прошлого, тематические комнаты и т.д. Во-вторых, в королевской опере с недавнего времени (после реконструкции) ставятся пьесы, даются концерты. Также в Версале проводятся мастер-классы, выступления артистов и т.д., подробности рекомендуется узнавать на официальном сайте.

Информация для туристов

en.chateauversailles.fr

Как добраться:

Основной способ попасть в Версаль из Парижа – поезда системы RER, линия C, станция Versailles Rive Gauche. От остановки до входа в комплекс около 10 минут пешком.

Есть прямой автобус от станции метро Pont de Sevres, его номер – 171, остановка – конечная.

Также многочисленные автобусы-шаттлы организуются различными туристическими агентствами.

Стоимость посещения:

  • Полный билет (Шато, Трианоны, ферма) – 18 € или 25 € в дни работы фонтанов;
  • Двухдневный полный билет – 25 € или 30€ в дни работы фонтанов;
  • Только Шато – 15 €
  • Большой и Малый Трианоны, ферма – 10 €
  • Парк – когда выключены фонтаны вход бесплатный, когда включены билет стоит 9 €
  • Ночное шоу фонтанов – 24 €
  • Бал – 17 €
  • Бал + ночное шоу – 39 &euro.

Для детей от 0 до 5 лет вход в Версаль бесплатный. Студенты, дети от 6 до 17 лет, люди с ограниченными возможностями получают скидки.

Время работы:

  • Шато – с 9:00 до 17:30 (18:30 в высокий сезон);
  • Трианоны и ферма – с 12:00 до 17:30 (18:30);
  • Сад – с 8:00 до 18:00 (20:30);
  • Парк – с 8:00 до 18:00 (в высокий сезон с 7:00 до 20:30).

Весь комплекс всегда закрыт по понедельникам. Также есть три дополнительных выходных дня: 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Удобства:

На территории Версаля действует кафе с террасой и едой на вынос, а также несколько точек с картошкой в мундире и соками-фреш. Возле Большого канала находится два ресторана.

Для передвижения по парку можно арендовать сигвей, велосипед или прокатиться на туристическом поезде, который за 7,5 € перевезет вас от Шато к Трианонам.

Также можно арендовать лодку для прогулок по Большому каналу и Маленькой Венеции.

Версаль на карте

Фото

Король принудительно заставлял аристократов жить в Версале, держа всех под контролем. Кто уезжал из дворца, терял все привилегии, возможность получить посты и чины.

После кончины Людовика XIV (1715 год) его пятилетний сын и Регентский совет Филиппа Орлеанского возвращаются обратно в Париж.

Стены дворца помнят и визит Пётр I в королевские хоромы. Российский царь изучал постройку, чтобы применить увиденное во время строительства Петергофа.

Людовик XV особо не изменял здание, только достроил Салон Геркулеса, начатый его отцом, Зал Оперы, дворец Малого Трианона. Людовик XV задумал соорудить часть здания для своих дочерей, поэтому была разрушена Лестница Послов, официальная дорога в Большие Королевские покои. В парке король завершает строительство Бассейна Нептуна.

Вокруг дворца с годами разрастается город, население которого выросло до 100 тысяч, с учетом обслуживающих короля и его вассалов ремесленников. Три правителя (Людовик XIV, Людовик XV, Людовик XVI), проживая в свое время во дворце, сделали все, чтобы все последующие поколения восторгались красотой, неповторимостью архитектурного ансамбля Версаля.

В 1789 году Людовик XVI и Национальное собрание под давлением национальной гвардии во главе с Лафайетом переезжают в столицу Франции. Версаль перестает быть политическим и административным центром страны. Наполеон Бонапарт, придя ко власти, опекает Версаль. В 1808 году восстановили золотые зеркала, панели, доставили мебель из Фонтебло и Лувра. Планам по реконструкции не суждено было осуществиться: Первая империя рухнула, Бурбоны снова заняли трон.

Во времена Луи-Филиппа дворец становится историческим музеем французской нации. К убранству замка добавились картины сражений, портреты, бюсты полководцев и выдающихся деятелей страны.

Версалю довелось быть и представительством главного штаба немецких войск с октября 1870 года по 13 марта 1871 года. В этом же году Франция побеждена Германией, и в Зеркальной галерее провозглашается Германская империя. Большего унижения для французов нельзя было себе и представить! (Месть будет такой же унизительной в конце Первой мировой войны). Мирный договор, подписанный месяц спустя, позволяет правительству Франции сделать Версаль столицей. Только в 1879 году Париж восстановили в статусе главного города страны.

Германия подписывает Версальский договор (1919 год), жесткие условия которого предполагали большие выплаты, признание единоличной вины Веймарской республики.

Так уж повелось, что Версаль на протяжении своей истории примирял французов и немцев. Вот и после Второй мировой войны он стал свидетелем восстановления мира между двумя странами. С 1952 года Версальский архитектурный ансамбль начинает постепенно восстанавливаться на деньги правительства и меценатов. "Драгоценный камень" возвращает себе славу, блеск и ценность.

В 1995 году создается Учреждение национального музея и имущества Версаля. С 2010 года меняется название органа на Общественное учреждение национального владения и музея Версаль. Такой статус дал дворцу финансовую автономию и права юридического лица. С 2001 года Версаль состоит в Ассоциации европейских королевских резиденций. У Версаля есть свой президент. Первым его президентом был Жан-Жак Айагон, а с 2011 года эту должность занимает Катерина Пегард.

Не один дворец в мире не имеет схожесть со дворцом Версаля, только некоторые были созданы под влиянием этого уникального, роскошного сооружения. Среди них можно назвать Сан-Суси в Постдаме, усадьба Рапти в Луге, Шенбрунн в Вене, дворцы в Петергофе.

Королевский дворец в Версале – это главная жемчужина Франции, которая находится всего в 20 км от Парижа в небольшом городке. Именно большой Версальский дворец служил образцом для многих европейских замков. Архитектурно-ландшафтный шедевр включает роскошные дворцовые здания и изысканные сады с искусственными и естественными озерами. Версаль стал символом могущества и власти французского монарха Людовика XIV.


Причины строительства королевского дворца в Версале:

  1. В связи с революционным движением проживание в для королевской семьи было опасным.
  2. Амбиции. В XVII веке Франция активно развивалась, став новой сверхдержавой. Мощному государству требовался достойный политический центр, которым стал Версаль. Париж в то время был провинциальным городом.
  3. Зависть молодого короля, возникшая после того, как Людовик XIV увидел замок Во-ле-Виконт Николя Фуке. К слову, владелец замка в скором времени был казнен.

Дворец в Версале мог одновременно разместить 10 000 людей – из них 5 000 придворных и 5 000 слуг. Внутренняя политика Людовика XIV заключалась в бдительном контроле аристократии. Те придворные, которые покидали Версальский дворец, навсегда лишались королевской милости и, как следствие, имущества и чинов.

В строительстве архитектурно-ландшафтного комплекса были задействованы лучшие французские мастера: Луи Лево, Андре Ленотр, Шарль Лебрен. Всего из государственной казны было потрачено 25 млн. ливров или 259,56 млрд. современных евро. Это несмотря на то, что строительство большого дворца во Франции велось в условиях крайне жесткой экономии, из-за чего некоторые окна не открывались, а камины не работали. Зимой жить в Версальском дворце было некомфортно.

Зеркальная галерея, Версальский дворец, Франция.

Самой грандиозной и впечатляющей достопримечательностью Версальского дворца справедливо считают Зеркальный зал. Гениальные мастера эпохи Возрождения воплотили в нем идеи абсолютизма. Зал поражает и восхищает богатством и роскошью. Каждая деталь интерьера щедро декорирована золотом. Огромные зеркала, скульптуры и многочисленные хрустальные люстры гармонично соединены в едином ансамбле.

Интересно, именно в Зеркальной галерее в 1919 году был подписан знаменитый Версальский договор.


Королевская капелла, Версаль, Франция.

Королевская капелла находится в правой части дворцового комплекса в Версале. Позолоченный царский алтарь контрастирует с белоснежными колоннами, украшенными лепниной. Изысканные бронзовые фигуры греческих богов сразу же приковывают взгляд. Капелла состоит из 2 этажей. Подняться на верхний ярус имели право только монархи.

Любопытный факт: каждая вторая придворная дама мечтала стать фавориткой любвеобильного Людовика XIV. Именно поэтому представительницы прекрасного пола никогда не пропускали богослужение.


Зал Аполлона, дворец в Версале, Франция.

Тронный зал предназначался для проведения торжественных приемов иностранных делегаций. Вечером здесь иногда устраивали праздники.


Салон Войны, дворец в Версале, Франция.

Салон Войны посвящен военному триумфу Франции. Стены зала украшены полотнами, прославляющими легендарные победы французов.


Салон Дианы, дворец в Версале, Франция.

Интерьер данного салона украшают золотые своды и расписные стены, античные скульптуры и бюсты. Когда-то в этом зале стоял большой бильярдный стол, за которым развлекались монархи и придворные.


Спальня королевы, Версальский дворец, Франция.

Спальню королевы украшают тканые портреты, живописные панно, лепнина, хрустальные люстры. Каждая деталь декора покрыта чистейшим золотом.

Интересно: в XVII веке королевы рожали прилюдно.


Спальня короля, дворец в Версале, Франция.

Экстравагантный король Франции больше всего любил помпезность и роскошь. Именно такой и является его опочивальня, расположенная в самом сердце Версальского дворца. Королевское ложе украшено шелковым балдахином алого цвета.


Самовлюбленный монарх Людовик XIV обожал театр. И поэтому всю свою жизнь он превратил в помпезное представление, которое с достоинством было дано на великолепной сцене – в королевском дворце в Версале !