Вишневый сад раневская любовь андреевна чувства. Характеристика Раневской

Аня – один из по-настоящему искренних и открытых персонажей пьесы А.П.Чехова, ставшей классикой русской художественной литературы.

Образ и характеристика Ани Трофимовой в пьесе «Вишневый сад» - это надежда на духовное возрождение России.

Роль героини в пьесе

Аня Раневская не является основным персонажем произведения. Ей отведена роль второстепенного значения, она дополняет сюжет пьесы, помогает понять проблему, поднимаемую автором пьесы. А.П.Чехов в письмах сам пытается дать характеристику роли персонажа. В одном из писем он говорит, что роль Ани «куцая и неинтересная». Это молоденькая и тоненькая девушка – пример ребячества, наивности и жгучих надежд на лучшую жизнь. Для актеров автор упрощает задачу. По его мнению, ее может «играть кто угодно». Главное – внешнее сходство. Молодость, звонкий голос, умение сдерживать слезы и быть веселой и беззаботной. Но если не вдуматься в значение литературы, можно отказать в важности многим незначительным персонажам. Убрать из текста Анну нельзя. Она помогает понять характер многих героев:

  • потерянность и страх жизни Вари;
  • оторванность от настоящего восприятия быта матери;
  • лень и тунеядство представителей дворянства;
  • любовь к болтовне ученого Петра;
  • неискренность слов Гаева;
  • тщеславие Лопахина.
Общаясь с каждым персонажем, Аня оттеняет его отрицательные стороны, выделяет индивидуальность.

Характер девушки

Ане 17 лет, она еще не повзрослела и ощущает себя в душе наивным ребенком. Мать Ани – обедневшая дворянка, не понимающая сложности своего положения. Она витает в воздухе, строя планы, которым не суждено сбыться. Часть ее манеры поведения перешли к дочери. Аня в Париже летала на воздушном шаре, она восхищается обычными вещами, радуется жизни и не разбирается в людях. Большую часть жизни Аня провела за границей. Образованием ее занималась гувернантка французского происхождения с неизвестным прошлым. Гувернантка Шарлотта – циркачка. Нельзя предположить, что ее знаний достаточно для девушки. Аня самостоятельно искала то, что помогло ей стать интересной и образованной. Она много читала, ища в книгах правильны жизненные принципы. Книги сделали свое дело: девушка выросла восторженной и эмоциональной. Она легко поддается идеям Петра, верит каждому его слову. Юноша был учителем погибшего брата, но вероятно, что уроки его были интересны и для Ани.
Дочь очень любит свою мать, она подбирает для нее самые нежные слова: прекрасная, добрая, хорошая. Аня любит сводную сестру Варю, к ней она обращается также ласково, как к матери: красавица, душечка.

Аня и вечный студент Петя

Раневская дружит с Петром Трофимовым. Молодые люди беседуют, ища смысл счастья и свободы. Они не принимают возможность возникновения между ними чувств влюбленности, пытаясь отказать любви в существовании. Их цель – яркая звезда, которая блистает вдали и манит их свои светом. Автор не дает точного содержания их бесед. Читатель вынужден сам догадаться, о чем мечтают герои пьесы. Есть только отрывочные данные их надежд:
  • новый вишневый сад;
  • тихий уютный дом;
  • чтение книг по вечерам;
  • счастливые люди вокруг.
Прекрасное будущее заманчиво, но очень туманно. Ясно, что молодые люди не боятся перемен в жизни. Аня готова к труду, учебе, экзаменам. Но она, надеясь на Петра, не замечает его оторванности от действительности. У вечного студента много слов, но мало действий. Автор надеется, что энергия девушки, его стремление найти смысл жизни помогут «идейным» людям (таким как Петр). Их внутренней силы не хватит для распространения своих знаний, а «Ани» станут движущей силой, «толкачами» и помощниками.

Связь с природой

Пьеса описывает потерю красивого старинного вишневого сада. Немного предметов у автора дают читателю возможность представить настоящую красоту. Аня выросла в тихой усадьбе, среди красивых деревьев. Именно природа позволила девушке сохранить чистоту души и мыслей. Молодая Россия – это новый вишневый сад, это аромат свободы и движение к мечте. Аня поможет близким, она изменит привычный уклад дворянской жизни. Девушка сможет начать трудиться и добиваться поставленных целей не за счет помощи богатых родственников, а самостоятельно, как по-настоящему счастливый человек.

Пьеса Чехова «Вишневый сад» соединяет в себе несколько ключевых идей и мыслей - конфликт поколений, конец русского дворянства, привязанность к дому и семье. В центре повествования - вишневый сад, принадлежащий помещице Любови Андреевне Раневской. Тяжелое материальное положение заставляет её пойти на продажу сада, к которому сама Раневская сильно привязана душой. Для неё это место является олицетворением семьи, уюта, спокойной размеренной жизни без перемен.

Женским образам в своих произведениях Чехов уделял огромное внимание. Персонаж Раневской в постановках «Вишневого сада» — один из ярчайших чеховских образов, вокруг которого критиками ведутся постоянные споры. Несмотря на внешнюю сложность этой героини, в ней нет противоречий, она верна своим мыслям и принципам.

Любовь Андреевна была замужем за «присяжным поверенным» недворянского происхождения. Муж имел огромные долги, много пил, от чего и умер в скором времени. Не испытывая счастья в браке, но переживая от потери супруга, Раневская заводит роман с другим. Однако женщине приходится испытать новое горе - трагическую гибель маленького сына, после чего Раневская пытается убежать от своего горя в Париж. Любовник едет с ней, но вместо поддержки и искреннего сочувствия Любовь Андреевна получает лишь растрату своего состояния, после чего остается одна. Тогда помещица возвращается домой.

Характеристика этой героини двойственна: с одной стороны, Любовь Андреевна прекрасно образована, имеет отличное воспитание, она верна своим убеждениям, добра с окружающими и щедра. С другой стороны - ясно заметна порочность Раневской, её неспособность мыслить рационально. Женщина любит жить в свое удовольствие, ни в чем себе не отказывая, что в конце концов приводит к печальному концу: необходимости продажи сада.

О своем неумении распоряжаться деньгами и привычке сорить ими Раневская и сама говорит. Несмотря на эту бесшабашность и даже порочность, окружающие любят эту женщину, тянутся к ней. В ситуации с садом также наблюдается двойственность характера Любови Андреевны: она очень привязана к этому месту, поэтому сильно переживает необходимость его продажи, однако пытается замаскировать свои переживания легкостью поведения. Раневская напевает мелодии и закатывает бал в имении перед торгами. И в этих поступках - вся сущность Раневской.

Нежелание продавать вишневый сад, страх перед переменами - не причина предпринять какие-либо действия для Любови Андреевны. Лопахин предлагает несколько реальных способов спасти участок, но Раневская предпочитает лишь на словах выражать свои страдания, не претворяя идеи купца в жизнь. Помещица несколько оторвана от реального мира, она живет в своих фантазиях, и эта оторванность не единожды приводит к печальному финалу. Культурная, образованная, тонко чувствующая Раневская - яркая представительница исчезающего аристократического общества, буквально на глазах вытесненного людьми новой формации - деятельными и приземленными.

«Вишневый сад» - последнее произведение А. П. Чехова, которое завершило его творческую биографию, его идейные и художественные искания. В этой пьесе воплотились выработанные писателем новые стилевые принципы, новые приемы построения сюжета и композиции.

Приступив к работе над пьесой в марте 1903 года, Чехов уже в октябре посылает ее в Художественный театр, на сцене которого 17 января 1904 года и состоялось первое представление «Вишневого сада». Премьера спектакля совпала с пребыванием писателя в Москве, с днем его именин и рождения, и актеры театра устроили торжественное чествование своего любимого драматурга.

Рассмотрим один из главных образов пьесы – образ Раневской.

Действие пьесы, как сообщает автор в первой же ремарке, происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Это настоящее «дворянское гнездо», с вишневым садом, окруженным тополями, с длинной аллеей, которая «идет прямо-прямо, точно протянутый ремень» и «блестит в лунные ночи».

Вишневый сад является в пьесе символическим образом. Он объединяет очень разных героев, у каждого из которых свое представление о нем. Но вишневый сади разъединит всех героев в конце пьесы.

Вишневый сад как прекрасный дом для Раневской существует лишь в ее прекрасном прошлом. С ним связана память о детстве, о молодости.

Раневская появляется в своем доме, где она не была пять лет. И это ее последнее, прощальное посещение Родины. Героиня приезжает из-за границы, от человека, который обворовал ее, но которого она все еще очень любит. Дома Раневская думала найти успокоение. Сама природа в пьесе как бы напоминает ей о необходимости духовного обновления, о красоте, о счастье человеческой жизни.

Раневская, опустошенная любовью, возвращается в свое имение весной. В вишневом саду – «белые массы цветов», поют скворцы, над садом блестит голубое небо. Природа готовится к обновлению – и в душе Раневской пробуждаются надежды на новую, чистую, светлую жизнь: «Весь, весь белый! О сад мой! После темной несчастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя. Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!»

Но прошлое не дает себя забыть, так как сама Раневская живет чувством прошлого. Она создание дворянской культуры, которая на глазах исчезает из настоящего, остается лишь в воспоминаниях. На место ей заступает новый класс, новые люди – нарождающиеся буржуа, дельцы, готовые на все ради денег. И Раневская, и сад беззащитны перед угрозой гибели и разорения. Когда Лопахин предлагает ей единственно реальное средство спасти дом, Раневская отвечает: «Дачи и дачники – это так пошло, прости».

Получается, что, с одной стороны, Раневская не хочет вырубать сад, так как это символ ее счастливой молодости, ее чаяний, надежд. Да, к тому же, сад весной просто великолепен в своем цвету – жалко рубить такую красоту из-за каких-то дач. Но, с другой стороны, автор показывает нам равнодушие Раневской и к судьбе вишневого сада, и к судьбе близких людей. Все ее душевные силы, энергию поглотила любовная страсть, которая поработила постепенно волю этой женщины, заглушила ее природную отзывчивость на радости и беды окружающих людей.

Подчеркивая чувство равнодушия Раневской, Чехов показывает нам отношение героини к телеграммам из Парижа. Это отношение находится в прямой зависимости от степени угрозы, нависшей над садом. В первом действии, пока говорят лишь о возможности продажи, Раневская «рвет телеграмму, не прочитав». Во втором действии уже известен покупатель – Раневская читает и рвет телеграмму. В третьем действии состоялись торги – она признается, что решила уехать в Париж к человеку, обобравшему и бросившему ее. В Париже Раневская собирается жить на деньги, которые бабушка прислала на покупку имения.

Героиня совершенно забыла все обиды, причиненные ей бывшим возлюбленным. В России она бросает всех на произвол судьбы. Варя, приемная дочь Раневской, вынуждена пойти в экономки к Рагулиным. Любовь Андреевну совершенно не заботит ее судьба, хотя она и сделала попытку выдать Варю замуж за Лопахина. Но эта попытка оказалась неудачной.

Раневская непрактична, эгоистична, безалаберна. Она забывает о Фирсе, слуге, который проработал у них всю жизнь. Она не устраивает жизнь дочерей – ни Ани, ни Вари, забывая о них в пылу своей страсти. Неизвестно, по какой прихоти, Раневская устраивает бал, в то время, как в городе идут торги, хотя она сама понимает всю неуместность происходящего: «И музыканты пришли некстати, и бал мы затеяли некстати… Ну, ничего… (Садится и тихо плачет)».

Но, в то же время, героиня добра, отзывчива, в ней не увядает чувство красоты. Она всем готова помочь, готова отдать последние деньги. Так, Раневская отдает пьянице последний золотой. Но в этом видна и ее непрактичность. Она знает, что дома Варя всех кормит молочным супом, а слуг – горохом. Но такая уж натура у этой героини.

Образ Раневской очень противоречив, нельзя сказать, хорошая она или плохая. В пьесе этот образ не расценивается однозначно, так как это живой, сложный и противоречивый характер.


Прототипами Раневской, по свидетельству автора, были русские барыни, праздно жившие в Монте-Карло, которых Чехов наблюдал за границей в 1900 году и в начале 1901 года: «А какие ничтожные женщины... [о некоей даме. — В. К.] “она живет здесь от нечего делать, только ест да пьет...” Сколько гибнет здесь русских женщин» (из письма О. Л. Книппер).

Вначале образ Раневской кажется нам милым и привлекательным. Но затем он обретает стереоскопичность, сложность: обнаруживается легковесность ее бурных переживаний, преувеличенность в выражении чувств: «Я не могу усидеть, не в состоянии. (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной. (Целует шкаф.) Столик мой...» В свое время литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский даже утверждал, имея в виду поведение Раневской и Гаева: «Термины “легкомыслие” и “пустота” применяются здесь уже не в ходячем и общем, а в более тесном — психопатологическом — смысле, поведение этих персонажей пьесы “несовместимо с понятием нормальной, здоровой психики”». Но в том-то и дело, что все персонажи пьесы Чехова — это нормальные, обычные люди, только их обычная жизнь, быт рассматриваются автором как бы через увеличительное стекло.

Раневская, при том, что брат (Леонид Андреевич Гаев) называет ее «порочной женщиной», как ни странно, вызывает уважение и любовь у всех персонажей пьесы. Даже лакею Яше, на правах свидетеля ее парижских тайн вполне способного на фамильярное обращение, не приходит в голову быть с ней развязным. Культура и интеллигентность придали Раневской очарование гармонии, трезвость ума, тонкость чувств. Она умна, способна сказать горькую правду о себе самой и о других, например, о Пете Трофимове, которому она говорит: «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... “Я выше любви!” Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа».

И все же в Раневской многое вызывает симпатию. При всей безвольности, сентиментальности ей свойственна широта натуры, способность к бескорыстной доброте. Это привлекает Петю Трофимова. И Лопахин о ней говорит: «Хороший она человек. Легкий, простой человек».

Двойником Раневской, но личностью менее значительной, является в пьесе Гаев, не случайно в списке действующих лиц он представлен по принадлежности к сестре: «брат Раневской». И он способен иногда говорить умные вещи, быть иногда искренним, самокритичным. Но недостатки сестры — легкомыслие, непрактичность, безволие — становятся у Гаева карикатурными. Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, Гаев же произносит перед ним речь в «высоком стиле». В собственных глазах он аристократ самого высокого круга, Лопахина словно и не замечает и старается поставить «этого хама» на место. Но его презрение — презрение аристократа, проевшего свое состояние «на леденцах» — смешно.

Гаев инфантилен, нелеп, например, в следующей сцене:

«Фирс. Леонид Андреевич, бога вы не боитесь! Когда же спать?

Гаев (отмахиваясь от Фирса). Я уж, так и быть, сам разденусь».

Гаев — еще один вариант духовной деградации, пустота и пошлость.

Не раз было отмечено в истории литературы, ненаписанной «истории» читательского восприятия произведений Чехова, что он будто бы испытывал особое предубеждение к высшему свету — к России дворянской, аристократической. Эти персонажи — помещики, князья, генералы — предстают в рассказах и пьесах Чехова не только пустыми, бесцветными, но подчас неумными, дурно воспитанными. (А. А. Ахматова, например, Чехова упрекала: «А как он описывал представителей высших классов... Он этих людей не знал! Не был знаком ни с кем выше помощника начальника станции... Неверно все, неверно!»)

Однако вряд ли стоит усматривать в этом факте определенную тенденциозность Чехова или его некомпетентность, знания жизни писателю было не занимать. Дело не в этом, не в социальной «прописке» чеховских персонажей. Чехов не идеализировал представителей никакого сословия, никакой социальной группы, он был, как известно, вне политики и идеологии, вне социальных предпочтений. Всем классам «досталось» от писателя, и интеллигенции тоже: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже тогда, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр».

С той высокой культурно-нравственной, этико-эстетической требовательностью, с тем мудрым юмором, с которыми Чехов подходил к человеку вообще и его эпохе в особенности, социальные различия теряли смысл. В этом особенность его «смешного» и «грустного» таланта. В самом же «Вишневом саде» нет не только идеализированных персонажей, но и безусловно положительных героев (это относится и к Лопахину («современной» Чехову России), и к Ане и Пете Трофимову (России будущего).

Прошлое Раневской

Дворянка. Помещица. В своё время «вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина» и, по словам Гаева, «вела себя нельзя сказать, чтобы очень добродетельно».

Шесть лет назад умер муж («он страшно пил»), она полюбила другого человека. Через месяц утонул семилетний сын Гриша. Раневская не перенесла этого, уехала. «Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки».

Её новый возлюбленный поехал за ней. Пять лет прожила за границей. Купила дачу около Ментоны. Он заболел там, она три года за ним ухаживала. Потом разорилась, дачу продала, уехала в Париж.

Он обобрал её и ушёл к другой. Его любовь, по её собственному признанию, измучила её. Она пробовала отравиться. «Душа моя высохла», — говорит она о себе.

Аня рассказывает Варе: «Приезжаем в Париж, там холодно, снег. По-французски говорю я ужасно. Мама живёт на пятом этаже, прихожу к ней, у неё какие-то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, и неуютно. Мне вдруг стало жаль мамы, так жаль, я обняла её голову, сжала руками и не могу выпустить. Мама потом всё ласкалась, плакала … »

Каким контрастом выглядит это французское жилище Раневской по сравнению с её имением: какие-то люди, накурено, неуютно. И посреди всего этого священник!

Вдумаемся: Раневская потеряла сына и, не перенеся этого, как говорит Аня, уехала. Но заметим, что она уехала от двенадцатилетней дочери, оставив её на попечение девятнадцатилетней Вари.

Потеряв одного ребёнка в силу обстоятельств, она покидает второго по собственному желанию. Она оставляет девочку практически сиротой. С двенадцати до семнадцати лет Аня растёт одна. Тогда как именно в этом возрасте (да и не только в этом) девочке нужна мать! Думала ли об этом Раневская?

Считается, что Раневская, возвращаясь в Россию, бежит от своей несчастливой любви, как когда-то бежала от неё же из России. Но ведь она приезжает не сама! За ней (а за чем же ещё?) ездила её дочь. Вернулась бы Раневская в этот дом, к этому так на словах горячo любимому саду, если бы Аня не поехала к ней (за ней) сама? Может, всё-таки там, в прокуренных комнатах, с чередой знакомых и незнакомых лиц ей было не так уж и плохо, как может показаться сейчас?

Может быть, и Варя так несчастна потому, что на ней остался весь дом? Она исполнила свой долг (слишком высоко это звучит), она помогла Ане вырасти, а кто поможет ей? Она не привыкла ни на кого надеяться, только на себя. И на Бога. Может, потому она и стала такой набожной, что от людей помощи не было.

А дядюшка? Помогал ли он? Почему разорилось имение? Ответа нет. Но, с другой стороны, он на поверхности. А кто о нём заботился? Кому оно было нужно? Варе это оказалось не по силам.

Настоящее Раневской

Итак, Раневская возвратилась домой после пятилетнего отсутствия. Рада снова увидеть свой дом, потому что здесь прошло её детство. «Я тут спала, когда была маленькой … И теперь я как маленькая … » (Смеётся.) Мне хочется прыгать, размахивать руками … Я не могу усидеть, не в состоянии … (Вскакивает и ходит в сильном волнении.)

Говорит радостно, сквозь слёзы; плачет, целует Варю, брата, Дуняшу.

Её имение разорено, на 22 августа назначены торги, но она ничего не делает для того, чтобы сохранить его. Более того, несмотря на то, что она разорена, Раневская сорит деньгами. Даёт в долг Пищику, отдаёт сто рублей незнакомцу.

Аня говорит: «У меня тоже не осталось ни копейки, едва доехала. И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям даёт по рублю». Варя: «Если бы ей волю, она бы всё раздала».

Символ Раневской и её жизни — кофе. Дорогой, изысканный напиток. Символ благополучия. Она разорена, но отказаться от кофе не может. И не хочет.

Раневская о саде

«Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо … »; «Сад весь белый. О моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничего не изменилось. (Смеётся от радости.) Весь, весь белый! О сад мой! После тёмной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя … Если бы снять с груди и плеч моих тяжёлый камень, если бы я могла забыть своё прошлое!»

Сад для Раневской — последняя отдушина, последнее пристанище, последнее счастье, всё, что у неё осталось. Вырубить сад и уничтожить дом Раневская не может! Вспомним, как она реагирует на предложение Лопахина: «Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад».

Обратим внимание на символику цвета: сад весь белый. Белый — чистый, нетронутый, духовный, непорочный. «Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом … С белизной связано представление о явном, общепринятом, законном, истинном».

Глядя на сад, Раневская восклицает: «О моё детство, чистота моя!» Белый сад — символ детства и чистоты героини, символ счастья. Но последняя часть монолога Раневской звучит трагично. Она говорит об осени и зиме, которые пережил сад. После осени и зимы в природе неизбежно наступает пробуждение, наступает весна.

Вновь появляются листья, распускаются цветы. «Опять ты молод, полон счастья». А человек? Человек, к сожалению, устроен иначе. И мы никогда не сможем сказать: «Опять Я молодь Детство, молодость вернуть невозможно. Прошлое забыть невозможно. Несчастья и горести не могут уйти бесследно. Абсолютно с чистого листа человек не может, наверное, начать жить. На то он и человек. И последнее восклицание Раневской тому подтверждение.

Это боль о том, что детство прошло, молодость прошла, более того- жизнь прошла, причём не самым лучшим образом. А когда это случилось? Как, где и с кем прошла жизнь?

Раневскую, с одной стороны, очень жаль. Особенно в тот момент, когда Петя Трофимов безжалостно бросает ей в лицо: «Продано ли сегодня имение или не продано — не всё ли равно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка. Успокойтесь, дорогая. Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза».

Сад для неё — это детство, молодость, счастье, и она не может вычеркнуть этих воспоминаний, не может так легко отказаться от своего сада. «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом … (Обнимает Трофимова, целует его в лоб). Ведь мой сын утонул здесь … (Плачет.) Пожалейте меня, хороший, добрый человек».

Но в то же время Петя прав! Раневская слишком зависима от своих воспоминаний, от своего прошлого. Она не хочет смотреть правде в глаза, не хочет понять, например, что сад давно стал воспоминанием, а её возлюбленный — негодяй.

Конечно, Трофимов резковат. Но он говорит правду, которую Раневская не желает слушать.

Получается, нет выхода? Выход есть. Нужно только остановиться и задуматься, переосмыслить свою жизнь, свои поступки, прислушаться к себе и сделать какое-то усилие над собой.

Также вспоминаются слова Гаева о том, что его сестра порочна … Что же представляет собой в реальности Раневская? Почему брат так отзывается о ней? По отдельным деталям можно лишь догадываться.

Готова ли меняться Раневская, готова ли осознать, за что ей всё это? Думается, нет. Варя, например, говорит о ней: «Мамочка всё такая же, как была, нисколько не изменилась».

Может ли дом, в котором прошло детство, и сад помочь Раневской обрести покой, вернуть утраченное счастье? Обратим внимание на то, как она реагирует на телеграммы, приходящие ей из Парижа.

«В а р я. Тут, мамочка, вам две телеграммы …
Р а н е в с ка я. Это из Парижа. (Рвёт телеграммы, не прочитав.) С Парижем кончено».

Телеграмму не читает. С прошлым покончено?

Таким образом, каким бы ни был результат торгов, Раневская всё равно уехала бы. Это решение было принято, как видим, гораздо раньше продажи имения. Ни «весь белый сад», ни кто-то ещё не помог бы ей обрести счастье. Она вернулась в свой сад, но в молодость вернуться и начать всё с начала невозможно.

Есть ли выбор у Раневской? Несомненно. Выбор у человека, думается, есть всегда. Жить так же, как и раньше (с негодяем, который её обирает и мучает), или остаться здесь. Да, сад будет продан (если она решится на это), но останется что-то более важное. Например, дочь.

Но, остановившись в определённой точке, она не двинулась к своему счастью, а пошла по тому же кругу: Париж, он, грубая любовь с предательством, изменами, сценами ревности, слёзы, желание покончить с собой, «какие- то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, и неуютно». После этого кого обвинять в своей неудавшейся жизни?

Будущее Раневской

С будущим Раневской всё понятно. А вот какое будущее готовит Раневская своей дочери Ане, ещё такой юной, открытой и наивной? Некоторые ремарки заставляют думать о том, что Аня очень похожа на свою мать.

Наверное, такая же мечтательная, восторженная, желающая летать и наслаждаться жизнью. Раневская, как и её дочь, мечтала о счастье, любви … И не думалось о плохом, и казалось, что никогда не будет бед и невзгод … Куда же всё делось, если Раневская была точно такая? Думала ли она, что жизнь распорядится именно так?