Жан жак бабель. В разгар Четвёртой мировой

История человечества есть история войн. Швейцарец Жан-Жак Бабель подсчитал, что за всю историю с 3500 года до н.э. и до наших дней человечество мирно прожило лишь 292 года.

Но и войны случались разные. Зачастую количество погибших в войне оценить сложно, но если взять минимальные цифры оценок потерь, картина складывается такая.

10. Наполеоновские войны (1799-1815)

Войны, которые Наполеон Бонапарт вел с разными государствами Европы в период с 1799-го и до 1815 года, обычно так и называют: Наполеоновские войны. К переделу политической карты Европы одаренный полководец приступил еще раньше, чем совершил переворот 18 брюмера и стал Первым консулом. Ганноверская кампания, война Третьей коалиции или русско-австро-французская война 1805 года, война Четвертой коалиции, или русско-прусско-французская война 1806-1807 годов, завершившаяся знаменитым Тильзитским миром, война Пятой коалиции, или австро-французская война 1809 года, Отечественная война 1812 года и война Шестой коалиции европейских держав против Наполеона и, наконец, поход эпохи «Ста дней», завершившийся разгромом Наполеона при Ватерлоо, унесли жизни, по меньшей мере, 3,5 миллионов человек. Многие историки увеличивают эту цифру вдвое.

9. Гражданская война в России (1917-1923)

В гражданской войне, последовавшей за революцией 1917 года в России, погибло больше народу, чем во всех Наполеоновских войнах: не менее 5,5 миллионов человек, а по более смелым оценкам и все 9 миллионов. И хотя эти потери составили менее полупроцента населения мира, для нашей страны война между красными и белыми имела самые тяжелые последствия. Недаром Антон Иванович Деникин отменил в своей армии все награды – какие награды в братоубийственной войне? И, кстати, напрасно думают, что Гражданская война закончилась в 1920 году Крымской эвакуацией и падением Белого Крыма. На самом деле последние очаги сопротивления в Приморье большевикам удалось подавить лишь в июне 1923 года, а борьба с басмачами в Средней Азии затянулась до начала сороковых.

8. Дунганское восстание (1862)

В 1862 году на северо-западе Китая началось так называемое Дунганское восстание против Цинской империи. Китайские и некитайские мусульманские национальные меньшинства – дунгане, уйгуры, салары – восстали, как пишет Большая Советская Энциклопедия, против национального гнета китайско-маньчжурских феодалов и династии Цин. Англоязычные историки с этим не вполне согласны и видят истоки восстания в расовом и классовом антагонизме и в экономике, но не в религиозных распрях и бунте против правящей династии. Как бы то ни было, но начавшееся в мае 1862 года в уезде Вэйнань провинции Шэньси, восстание распространилось на провинции Ганьсу и Синьцзян. Единого штаба восстания не было, и в войне всех со всеми пострадало по разным оценкам, от 8 до 12 миллионов человек. Восстание в результате жестоко подавили, а уцелевших повстанцев приютила Российская империя. Их потомки и ныне проживают в Киргизии, Южном Казахстане и Узбекистане.

7. Восстание Ай Лушаня (8 век нашей эры)

Эпоха династии Тан традиционно считается в Китае периодом наивысшей мощи страны, когда Китай сильно опережал современные ему страны мира. И гражданская война в ту пору была под стать стране – грандиозная. В мировой историографии она называется восстанием Ай Лушаня. Благодаря расположению императора Сюаньцзуна и его любимой наложницы Ян Гуйфэй тюрок (или согдиец) на китайской службе Ай Лушань сосредоточил в своих руках огромную власть в армии – под его началом находились 3 из 10 приграничных провинций империи Тан. В 755 году Ай Лушань поднял мятеж и в следующем году провозгласил себя императором новой династии Янь. И хотя уже в 757 году спящего вождя восстания заколол его доверенный евнух, усмирить мятеж удалось только к февралю 763 года. Количество жертв потрясает воображение: по самому малому счету погибло 13 миллионов человек. А если поверить пессимистам и допустить, что население Китая сократилось в ту пору на 36 миллионов человек, то придется признать, что мятеж Ай Лушаня уменьшил тогдашнее население мира на 15 с лишним процентов. В этом случае, если считать по количеству жертв, это был крупнейший вооруженный конфликт за всю историю человечества вплоть до II Мировой войны.

6. Первая мировая война (1914-1918)

Герой романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» назвал это «запоздалой миграцией тевтонских племен». Это называли войной против войны, Великой войной, Европейской войной. Имя, с которым она осталась жить в истории, придумал военный обозреватель «Таймс» полковник Чарлз Репингтон: Первая мировая война.

Стартовым выстрелом мировой мясорубки стал выстрел в Сараево 28 июня 1914 года. С этого дня и до перемирия 11 ноября 1918 года погибло по самой скромной мерке 15 миллионов. Если вам встретится число 65 миллионов – не пугайтесь: в него включили еще и всех умерших от испанки – самой массовой пандемии гриппа за всю историю человечества. Помимо массы жертв, итогом I Мировой войны стала ликвидация целых четырех империй: Российской, Османской, Германской и Австро-Венгрии.

5. Войны Тамерлана (14 век)

Помните картину Василия Верещагина «Апофеоз войны»? Так вот, первоначально она называлась «Торжество Тамерлана», и все потому, что великий восточный полководец и завоеватель любил строить пирамиды из человеческих черепов. Надо сказать, что в материале недостатка не было: за 45 лет завоевательных походов хромой Тимур – на персидском Тимур-э-Лянг, а по-нашему Тамерлан – положил, ни много ни мало, больше 3,5 процентов населения земного шара второй половины XIV века. Минимум – 15 миллионов, а то и все 20. Куда он только не ходил: Иран, Закавказье, Индия, Золотая Орда, Османская империя – интересы железного хромца простирались широко. Почему «железного»? А потому, что имя Тимур, а точнее Темур переводится с тюркских языков, как «железо». К концу правления Тамерлана его империя простиралась от Закавказья до Пенджаба. Китай эмир Тимур завоевать не успел, хотя пытался – смерть прервала его поход.

4. Восстание тайпинов (1850-1864)

На четвертом месте снова Китай, что неудивительно: страна населенная. И опять времена империи Цин, то есть неспокойные: опиумные войны, дунганское восстание, движение ихэтуаней, синьхайская революция… И кровопролитнейшее восстание тайпинов, унесшее жизни по самым скромным подсчетам 20 миллионов человек. Нескромные увеличивают эту цифру до 100 миллионов, то есть до 8% населения планеты. Восстание, начавшееся в 1850 году, по сути было крестьянской войной – бесправные крестьяне-китайцы поднялись против маньчжурской династии Цин. Цели были самые что ни на есть благие: свергнуть маньчжуров, прогнать иностранных колонизаторов и создать царство свободы и равенства – Тайпинское небесное царство, где само слово Тайпин означает «Великое Спокойствие». Восстание возглавил Хун Сюцюань, решивший, что он младший брат Иисуса Христа. Но по-христиански, то есть милосердно, не вышло, хотя Тайпинское царство в Южном Китае создали, а его население доходило до 30 миллионов. «Волосатые бандиты», прозванные так за то, что отвергали косы, навязанные китайцам маньчжурами, заняли крупные города, в войну ввязались иностранные государства, начались восстания в других частях империи… Восстание удалось подавить только в 1864 году, и то лишь при поддержке англичан и французов.

3. Захват Китая маньчжурской династией

Вы будете смеяться, но… Опять династия Цин, на этот раз эпохи завоевания власти в Китае, 1616-1662 год. 25 миллионов жертв, или почти пять процентов жителей планеты – это цена создания империи, основанной в 1616 году маньчжурским кланом Айсин Гёро на территории Маньчжурии, то есть нынешнего северо-восточного Китая. Меньше, чем через три десятка лет под ее властью оказался весь Китай, часть Монголии и большой кусок Средней Азии. Китайская империя Мин ослабла и пала под ударами Великого Чистого государство – Да Цин-го. Завоеванное кровью держалось долго: империя Цин была разрушена Синьхайской революцией 1911-1912 года, шестилетней император Пу И отрекся от престола. Впрочем, ему еще будет суждено возглавить страну – марионеточное государство Маньчжоу-го, созданное японскими оккупантами на территории Маньчжурии и просуществовавшее до 1945 года.

2. Войны Монгольской империи (13-15 века)

Монгольской империей историки называют государство, сложившееся в XIII веке в результате завоеваний Чингисхана и его преемников. Его территория была самой большой в мировой истории и простиралась от Дуная до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии. Площадь империи до сих пор поражает воображение – примерно 24 миллиона квадратных километров. Количество людей, павших в период ее становления, существования и распада, тоже не оставит равнодушным: по самым оптимистическим подсчетам оно не меньше 30 миллионов. Пессимисты насчитывают все 60 миллионов. Правда, речь идет о значительном историческом отрезке – с первых годов XIII века, когда Темучин объединил враждующие кочевые племена в единое Монгольское государство и получил титул Чингис-хана и до стояния на Угре в 1480, когда Московское государство при великом князе Иване III полностью освободилось от монголо-татарского ига. За это время погибло от 7,5 до 17 с лишним процентов населения Земли.

1. Вторая мировая война (1939-1945)

Cамые страшные рекорды держит Вторая мировая война. Она и самая кровопролитная – общее число ее жертв осторожно оценивается в 40 миллионов, а неосторожно и во все 72. Она и самая разрушительная: общий ущерб все воюющих стран превзошел материальные потери от всех предыдущих войн, вместе взятых и считается равным полутора, а то и двум триллионам долларов. Эта война и самая, если можно так выразиться, мировая – в ней в той или иной форме участвовали 62 государства из 73 существовавших в тот момент на планете, или 80% населения Земли. Война шла на земле, в небесах и на море – боевые действия велись на трех континентах и в водах четырех океанов. Это был единственный до сей поры конфликт, в котором было применено ядерное оружие.

«Оптимисты сейчас изучают английский,
пессимисты – китайский, а реалисты
изучают автомат Калашникова».

Как бы мы ни относились к миру во всём мире, с каким бы предынфактным замиранием сердца мы не слушали сообщения о назревании очередного вооружённого конфликта и что бы мы не думали о разжигании войн в целом, мы не можем отрицать тот факт, что война – это основная динамическая характеристика исторического процесса, которая придаёт ему обязательную непрерывность и логику. Ведь война на самом деле и в первую очередь является ни чем иным, как одним из наидревнейших способов социального взаимодействия. Так сказать, одним из ключевых понятий бытия. Ещё античная мифология интерпретировала весь мир как поле битвы, а жизнь сравнивала с борьбой взаимоисключений.

Вряд ли когда-нибудь Земля-матушка остынет от всех войн, которые рыли её своей разъярённостью и орошали гемоглобином. Так сколько же их было за всю нашу историю? Ответить на этот вопрос сегодня не представляется возможным. Имеются в виду точные данные. В разных источниках приводятся разные цифры. Швейцарский учёный Жан-Жак Бабель в 1959 году насчитал, что за последние 5 тыс. лет произошло в среднем около 15 000 военных конфликтов.

Если вы хотите понять, что несут с собой войны, то стоит обратиться к последствиям двух первых мировых конфликтов. Так, в Первой мировой погибло около 30 млн человек, а материальных средств было уничтожено на 28 млрд долларов. Во Второй мировой на полях сражений осталось 50 млн человек, а стоимость разрушений достигла невообразимой суммы в 316 млрд долларов. И после этого мы будем отказываться от своей воинственной природы и основополагающего принципа насильственного решения разногласий? В любом случае, у каждого здравомыслящего человека сами собой напросятся выводы и вопросы относительно того, возможны ли тотальные войны в будущем, и если возможны, то какими они будут.

Ну, во-первых, нужно сказать, что войны грядущего будут отличаться от всего того, что происходило до сих пор. Немного успокаивает тот факт, что многие эксперты говорят о том, что угроза развязывания ядерной войны сведена на данный момент к минимуму, что обусловлено политикой ведущих мировых государств. Но это всё голые предположения. Существуют и не менее авторитетные полярные мнения.

Прогнозы в отношении будущих войн основываются в первую очередь на том, что в мире продолжается неконтролируемое распространение ядерного оружия и ядерных материалов, а также современных биологических технологий для производства одноимённого оружия. Войны будущего будут бесконтактными, победа в которых будет достигаться путём разгрома экономического потенциала противника. Но, естественно, не нужно недооценивать и силу традиционных армий. Но как бы ни развивались события в будущем, войны будут выигрываться учёными в лабораториях и кабинетах. По многим прогнозам, наука в скором будущем может достичь таких высот, что будет способна влиять на некоторые глобальные природные процессы. Да, не исключено, что учёные умы дойдут до того, что научатся вызывать цунами и землетрясения, активизировать вулканическую деятельность и даже изменять направление течения рек. Вот уже совсем недавно США в Афганистане широко использовали беспилотные летательные аппараты для ведения разведки и нанесения бомбовых ударов. Экипировка солдата в будущем изменится коренным образом и разрешит уменьшить потери личного состава на 60-70%. Земля и воздух будут отданы во власть роботов, сенсоров и микросамолетов. А солдат сможет самостоятельно следить за состоянием своего здоровья при помощи автоматических анализаторов и глобальной системы медицинской информации. Так что будущее готовит нам немало сюрпризов, к которым мы можем быть на самом деле не готовы.

Всё чаще сегодня можно услышать о Четвёртой мировой войне. «Как так?» – спросите вы. «Ведь всего то их было две!» Да, но на сегодняшний момент широкий круг специалистов привык считать Третьей мировой «холодную войну» между мировым капитализмом и лагерем светлого социализма. В отношении Четвёртой мировой войны до сих пор точатся дискуссии. Одни говорят, что она являет собой гипотетическую возможность, другие – то, что она уже началась и продолжается. Бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси вынужден был признать, что США ввязалось в Четвёртую мировую, которая имеет все шансы на то, чтобы затянуться на многие десятилетия. Да, само понятие Четвёртой мировой войны пока ещё не признано ни в научных кругах, ни в политике, ни, тем более, в общественном сознании, но это вовсе не свидетельствует о том, что разговоры о ней являются бреднями. Возможно, всё в нашем стереотипном восприятии самого явления войны. Отличие сегодняшней войны заключается в том, что она никем официально не объявлялась и однозначной даты своего начала она тоже не имеет. В то время, как даже у Третье мировой «холодной» войны есть формальная дата своего начала – выступление Черчилля в Фултоне в 1946-ом, когда он в присутствии Трумэна объявил «крестовый поход» против коммунизма. Хотя, некоторые историки считают, что датой начала Четвёртой мировой можно считать 11 сентября 2001 года, когда Нью-Йорк и Вашингтон были ошарашены небывалыми терактами. Если оценивать процесс конфликта, то он достаточно масштабен, чтобы говорить о нём, как о войне: боевые действия в Афганистане, операции в Сомали, Колумбии, Грузии, Йемене и на Филиппинах, война в Ираке, обострение арабо-израильских отношений, военно-политическое давление на Иран и Корею. А сколько всего произошло того, что мы не в силах понять на сегодняшнем этапе.

Каковы же особенности этой войны, и чем она отличается от всех предыдущих конфликтов? Ну, во-первых, это её тесная связь с эпохальной глобализацией. Можно сказать, что сама война и спровоцирована этой глобализацией, которая чётко себя обозначила ещё с начала 90-х. Потому часто её ещё называют первой глобальной войной.

Во-вторых, Четвёртая мировая война является перманентной, то есть непрерывно расширяющейся во времени и пространстве.

В-третьих, если во всех войнах прошлого главным образом выступали две противоборствующие системы, то сегодняшняя война – это противостояние так называемого «золотого миллиарда» (Запад, население которого составляет примерно 20% от всего человечества) и остальной части населения земного шара.

В связи с затронутой темой нельзя не вспомнить о мировом терроризме, который играет роль масла, невовремя подлитого в разгоревшееся пламя. Многие считают, что терроризм – это мифический образ, который создаётся специально для того, чтобы скрыть истинные цели стратегии США и их союзников. Ведь это, в принципе, очень удачная идея – использовать идею неприятия исламом демократических ценностей и перевести борьбу с международным терроризмом в плоскость войны западного мира с восточным.

Мир меняется, и фантом войны становится всё плотнее и явственнее. И если оглядываться и анализировать весь исторический опыт, можно понять, что нас ничего не учит, и что война неизбежна. Война, которая станет качественно новым понятием с апокалиптическими чертами: новая тактика, современнейшее оружие, использование в борьбе киберпространства, а также (ошибкой будет исключать такой поворот событий) и ядерного оружия. Если в первом акте на сцене появляется ружьё, оно не обязательно должно дотянуть до конца представления, чтобы выстрелить. А сейчас хочется вспомнить слова мудрого Кеннеди, который утверждал, что «либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством». Война уже сделала свой четвёртый ход. Наша очередь.

Конармия

Анкифиев Иван - конармеец, повозочный Ревтрибунала, получающий приказ отвезти в Ровно дьякона Ивана Агеева, симулирующего глухоту (рассказ "Иваны"). Отношения героев-тезок основаны на абсурдном сочетании ласки и ненависти. Анкифиев периодически стреляет у дьякона над ухом из револьвера, чтобы изобличить симулянта и иметь повод убить его. От выстрелов дьякон действительно начинает плохо слышать; он понимает, что вряд ли доедет живым до Ровно, о чем и говорит Лютову. В дальнейшем Анкифиев, несмотря на тяжелое ранение, остается в строю ("Чесники"). После боя при Чесниках он обвиняет Лютова в том, что тот идет в атаку с незаряженным наганом ("После боя"); падая па землю в припадке, Акинфмев разбивает лицо. Аполлинарий (Аполек) - старый монах, художник-иконописец. Тридцать лет тому назад ("Пан Аполек") он явился в Новоград-Волынский вместе с приятелем, слепым музыкантом Готфридом, и получил заказ на роспись нового костела. Персонажам икон Анкифиев придает черты горожан, вследствие чего его обвиняют в богохульстве: в течение тридцати лет длится война между церковью и богомазом, который "производит в святые" реальных людей. Прихожане защищают Анкифиева, и церковникам не удается уничтожить его росписи. В беседе с Лютовым Анкифий излагает "истинные" версии агиографических сюжетов, придавая им такой же бытовой колорит, как и своим иконам.

Рассказы Анкифиева сурово осуждает костельный служка пан Робацкий. В дальнейшем ("У Святого Валента") Лютов видит росписи Анкифиева в костеле Берестечка; манера художника характеризуется как "обольстительная точка зрения на смертные страдания сынов человеческих". Афопька Вида - конармеец-взводный, которого Лютоп вначале называет своим другом.

В рассказе "Путь в Броды" Анкифиев рассказывает ему притчу о пчеле, не захотевшей ужалить Христа, после чего заявляет, что пчелы должны претерпеть мучения войны, ибо она ведется п для их пользы. После этого Анкпфий поет песню о жеребенке по имени Джигит, который довез подъесаула, своего хозяина, на небо, однако тот хватился забытого на земле штофа водки п "заплакал о тщете своих усилий". Увидев, что Лютоп не: может застрелить смертельно раненного телефониста Долгушова, чтобы прекратить его мучения ("Смерть Долгушова"), Анкифиев сам делает это, после чего начинает относиться к Лютову с ненавистью за его слабость и отсутствие, по мнению Анкифиева, истинного милосердия; пытается застрелить Лготова, но ему препятствует повозочный Грищук.

В рассказе "Афопька Вида" казаки взвода Анкифиева "для смеху" секут плетьми пеших ополченцев. Вскоре в перестрелке убивают копя Апкнфиева; наутро герой исчезает и отсутствует несколько недель, добывая нового коня. Когда дивизия вступает в Берестечко, навстречу ей выезжает Апкпфиев па рослом жеребце; за это время Анкифиев потерял один глаз. Затем герой "гуляет": пьяный, разбивает в костеле раку с мощами святого п пытается играть на органе, аккомпанируя своим песням ("У Святого Валента"). Балмашев Никита - конармеец. В рассказе "Соль" - герой-рассказчик, автор письма в редакцию, посвященного теме "несознательности женщин, которые нам вредные". На станции Фастов бойцы из конармейского эшелона отбиваются от многочисленных мешочников, везущих соль н пытающихся сесть в поезд; однако Балмашев жалеет одну из женщин, па руках которой грудной ребенок, и сажает её в вагон, причем убеждает бойцов не насиловать её. Однако через некоторое время Балмашев догадывается, что женщина обманула их, а в её свертке - "добрый пудовик соли". Оскорбленный низостью женщины, которую бойцы "возвысили как трудящуюся мать в республике", Балмашев сначала выбрасывает её на ходу из вагона, а затем, чувствуя, что это недостаточное наказание, убивает из винтовки. Письмо Балмашева завершается клятвой от имени бойцов второго взвода "беспощадно поступать со всеми изменниками".

В рассказе "Измена" Балмашев - герой-рассказчик, автор заявления следователю, в котором повествует о том, как вместе с однополчанами Головицыным и Кустовым попал в N-ский госпиталь в местечке Козине. На предложение доктора Явейна сдать оружие, принять ванну и переодеться в больничную одежду бойцы отвечают решительным отказом и начинают вести еебя как в осаде. Однако через неделю они, от ран и переутомления, теряют бдительность, и "немилосердным сиделкам" удается их разоружить и переодеть. Обращение с жалобой к пре-дуревкома Бойдерману остается безрезультатным, и тогда конармейцы на площади перед госпиталем обезоруживают милиционера и из его нагана стреляют по стеклам больничной кладовки. Через четыре дня после этого один из них - Кустов - "должен был скончаться от своей болезни". Поведение всех окружающих Валмашев квалифицирует как измену, о чем с тревогой заявляет следователю. Брацлавский Илья - сын житомирского раввина Мот; гл:> Брацлавекого; впервые Лютов ветре-чается с ним в доме отца ("Рабби"): это юноша "с могущественным лбом Спинозы, с чахлым лицом монахини", он демонстративно курит в присутствии молящихся, его называют "проклятым сыном, непокорным сыном". Через некоторое время он уходит из дома, вступает в партию и становится командиром полка ("Сын рабби"); когда фронт прорван, полк Балмашева разбит, а сам герой умирает от тифа.

Галин - один из сотрудников газеты "Красный кавалерист", "узкий в плечах, бледный и слепой", влюбленный и прачку Ирину. Он говорит ей о русской истории, однако Ирина уходит спать с поваром Василием, "оставив Галина наедине с луной". Подчеркнутая тщедушность персонажа резко контрастирует с проявляемой им силой воли: он называет Лютова "слюнтяем" и говорит о "политическом воспитании Нерпой Конной" - в то время как из открывшейся двери кухни "высовываются в прохладу" ноги Ирины и Василия.

Гедалп - герой одноименного рассказа, старый слепой еврей-философ, хозяин лавочки в Житомире. В беседе с Люто-вым он выражает готовность принять революцию, но сетует, что в пей много насилия и мало "добрых людей". Гедали мечтает об "Интернационале добрых людей"; он не может понять разницу между революцией и контрреволюцией, поскольку та и другая несут с собой смерть.

Дьяков - начальник конского запаса дивизии, бывший цирковой атлет. Когда конармейцы насильственно меняют своих измученных лошадей па более свежих крестьянских ("Начальник конзапаса"), мужики протестуют: один из них говорит Д., что доставшаяся ему "в обмен" лошадь не может даже встать. Тогда Дьяков, которому придан романтически-театральный облик (черный плащ и серебряные лампасы вдоль красных шаровар), подходит к лошади, и та, почувствовав "умелую силу, истекавшую от этого седого, цветущего и молодцеватого Ромео", непостижимым образом поднимается на ноги.

Конкин - герой одноименного рассказа, бывший "музыкальный эксцентрик п салонный чревовещатель из города Нижнего", ныне "политический комиссар Ы-.ской кавбригады и троекратный кавалер ордена Красного Знамени". На привале он "со всегдашним своим шутовством" рассказывает, как однажды, раненный во время боя, преследовал польского генерала, который ещё дважды ранил его. Однако Конкин настигает поляка и уговаривает сдаться; тот отказывается сдаться нижнему чипу, не веря, что перед ним - "высший начальник". Тогда Кок-шш "но старинке" - не открывая рта - матерно ругает старика. Узнав, что Конкин - комиссар и коммунист, генерал просит героя зарубить его, что тот и делает; при этом сам Конкин уже почти теряет сознание от потери крови.

Курдюков Василий - конармеец, мальчик экспедиции Политотдела, диктующий Лютову письмо к матери ("Письмо"), в котором бесстрастно повествует о судьбе своего брата Федора - красноармейца, зверски убитого их отцом, Тимофеем Родионовичем Курдюковым - командиром роты у Деникина; Тимофей пытает и самого Курдюкова, но тому удается бежать. Он добирается в Воронеж к другому брату - Семену, командиру полка у Буденного. Вместе с ним Василий отправляется в Майкоп, где Семен, пользуясь авторитетом, получает в свое распоряжение отца, взятого в плен вместе с другими деникинцами, подвергает его жестокой порке, а затем убивает. Курдюкова, диктующего письмо, больше, чем судьбы отца и братьев, волнует судьба его оставленного копя Степки. Окончив диктовать, Василий показывает Лютову фотографию своей семьи - Тимофея "со сверкающим взглядом бесцветных и бессмысленных глаз", "чудовищно огромных, тупых, широколицых, лупоглазых" Федора и Семена и "крохотной крестьянки с чахлыми светлыми и застенчивыми чертами лица" - матери, которой адресовано письмо.

Лёвка - конармеец, кучер начдива, бывший цирковой артист. В рассказе "Вдова" Л. упрашивает Сашку - "полковую жену" командира полка Шевелева - отдаться ему (сам Шевелев смертельно ранен). Комполка дает Сашке и Левке последние распоряжения; как только он умирает, Левка требует у "вдовы", чтобы та выполнила наказ и отослала матери Шевелева его "одежду, сподники, орден"; в ответ на слова Сашки о несвоевременности этого разговора Левка разбивает ей кулаком лицо, чтобы "помнила память" покойного.

Лютов - главный герой-рассказчик цикла, фигурирующий в большинстве рассказов. "Кирилл Лютов" - псевдоним Бабеля в качестве военного корреспондента б -й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии; естественно, что в образе героя явственно автобиографическое начало. Лютов - еврей-одессит, брошенный женой; кандидат прав Петербургского университета: интеллигент, пытающийся примирить принципы общечеловеческого гуманизма с реальностью революционной эпохи -жестокостью, насилием, разгулом примитивных инстинктов. Его "страшная" фамилия плохо сочетается с чувствительностью и душевной тонкостью. Получив назначение в штаб 6-й дивизии, Лютов является к начдиву Савицкому ("Мой первый гусь"), производя на того отрицательное впечатление своей интеллигентностью. Квартирьер, провожающий Лютова к месту ночлега, говорит, что единственный способ стать "своим" среди красноармейцев - быть столь же брутальным, как и они. Встретив весьма нелюбезный прием со стороны бойцов, проголодавшийся Лютов толкает кулаком в грудь старуху-хозяйку, отказавшуюся его накормить, затем убивает хозяйского гуся, раздавив ему голову сапогом, и приказывает старухе изжарить его. Наблюдавшие сцену конармейцы приглашают Лютова к котлу; он читает им "Правду" с речью Ленина, затем они идут спать на сеновал: "Я видел сны и женщин во сне, и только сердце мое, обагренное убийством, скрипело и текло". Приехав в занятый Новоград-Волынский ("Переход через Збруч"), Лютов занимает квартиру в еврейском семействе и ложится спать рядом с заснувшим хозяином. Герой видит страшный сон - беременная хозяйка будит Лютова, и оказывается, что тот спал рядом с её мертвым отцом, убитым поляками.

В рассказе "Костел в Новограде" Лютов отправляется с докладом к военкому, живущему в доме ксендза, пьет ром с помощником ксендза Ромуальдом, затем отправляется разыскивать военкома и находит его в подземелье костела: вместе с другими конармейцами они обнаруживают в алтаре деньги и драгоценности. Иконы в Новограде-Волынском ("Пап Аполек") явно напоминают Лютову знакомых горожан; он беседует с художником Аполеком.

В рассказе "Письмо" Лютов записывает под диктовку Курдюкова его письмо к матери. Б рассказе "Солнце Италии" читает отрывок письма, написанного его соседом по квартире Сидоровым к женщине по имени Виктория. В Житомире ("Гедали"), под воздействием воспоминаний детства, Лютов в субботу ищет "первой звезды", а затем беседует с лавочником-философом Гедали, убеждая его (и себя), что зло допустимо в качестве средства к добру, что революция невозможна без насилия, а Интернационал "кушают с порохом и приправляют лучшей кровью".

В рассказах "Рабби" и "Сын Рабби" Лютов встречается с Ильёй Брацлавским - сыном житомирского раввина. В рассказе "Учение о тачанке" Лютов получает под командование повозочного Грищука и становится обладателем тачанки, перестав быть "парнем среди казаков". Во время сражения под Бродами Лютов не может найти в себе силы застрелить смертельно раненного телефониста Долгушова по его просьбе ("Смерть Долгушова"); это делает Афонька Вида, после чего пытается застрелить самого Л.: сталкиваются два представления о гуманности; утешая Лютова, повозочный Грищук угощает его яблоком.

После перехода из Хотина в Берестечко ("Берестечко") Лютов, бродя по городу, попадает в замок графов Рациборских; глядя оттуда па площадь, видит митинг, на котором воепком-див Виноградов говорит о Втором конгрессе Коминтерна; затем Лютов находит обрывок французского письма, датированного 1820 г., в котором идет речь о том, что умер Наполеон. В рассказе "Вечер" Лютов говорит о сотрудниках по газете "Красный кавалерист" - Галине, Слинкине и Сычеве ("три холостые сердца со страстями рязанских Иисусов"). Герой - "в очках, с чирьями на шее и забинтованными ногами" - жалуется Галину на болезнь и усталость, после чего тот называет Л готова слюнтяем.

В рассказе "У Святого Валента" Лютов, видя оскверненный конармейцами костел, пишет рапорт "об оскорблении религиозного чувства местного населения". В рассказе "Эскадронный Трунов" Лютов жестоко бранится с Труновым, убившим двух пленных поляков. В бою под Хотином ("Иваны") убивают коня Лютова, и он на санитарной повозке подбирает раненых, после чего встречает двух Иванов - конармейца Акинфиева и дьякона Агеева, который ожидает скорой смерти; он просит Лютова написать его жене в Касимов: "пущаи моя супруга плачет обо мне". Во время ночевки в Замостье ("Замостье") Лютов видит во сне женщину по имени Марго, "одетую для бала", которая вначале ласкает его, а затем читает по нем поминальную молитву и кладет пятаки ему на глаза. Наутро штаб дивизии перемещается в Ситанец; Лютов останавливается в хате вместе с квартирьером Волковым - однако противник наступает, и вскоре им приходится бежать на одной лошади; Лютов соглашается со словами Волкова: "Мы проиграли кампанию".

В рассказе "После боя" Лютов в стычке с Акинфиевым признает, что ходит в атаку с незаряженным наганом; после этой стычки он "вымаливает у судьбы простейшее из умении - умение убить человека". В рассказе "Песня" Лютов, угрожая оружием, требует у "злой хозяйки" щей, однако ему мешает своей песней Сашка Христос: "Сашка смирил меня полузадушенным и качающимся своим голосом". В рассказе "Аргамак" Лютов решает перейти в строй - в 6-ю дивизию; его определяют в 4-й эскадрон 23-го кавполка и дают лошадь, отобранную по приказу командира эскадрона Баулина у казака Тихомолова в наказание за то, что тот убил двух пленных офицеров. Неумение Лютова обращаться с конем приводит к тому, что спина аргамака превращается в сплошную рану. Лютову жалко коня; кроме того, оп переживает, что стал соучастником несправедливости, допущенной в отношении хозяина аргамака. Встретившись с Тихомоловым, герой предлагает ему "помириться", но тот, увидев, в каком состоянии находится конь, отказывается. Эскадронный Баулин за то, что Лютов "норовит жить без врагов", прогоняет его, и герой переходит в 6-й эскадрон.

В Будятичах ("Поцелуй") Лютов останавливается на квартире школьного учителя. Ординарец Мишка Суровцев советует дочке учителя, Елизавете Алексеевне Томилином, лечь спать "поближе" к нему и Лютову, после чего в дом начинают собираться многочисленные старики и старухи, чтобы защитить женщину от грозящего насилия. Лютов успокаивает Томилину; через два дня они становятся друзьями, затем любовниками. Полк по тревоге уходит из Будятичей; однако через несколько недель, оказавшись на ночевке в девяти километрах, Лютов и Суровцев вновь едут туда. Лютов проводит ночь с Томили-ной, по перед рассветом ординарец торопит его уехать, хотя герой не понимает причин спешки. По дороге Суровцев сообщает Лютову, что парализованный отец Томилипой ночью умер. Последние слова рассказа (и всей книги): "В это утро наша бригада прошла бывшую государственную границу Царства Польского".

Павличенко Матвей Родионович - конармеец, "красный генерал", герой-рассказчик "Жизнеописания Павличенки Матвея Родноныча". Будучи пастухом в Ставропольской губернии, женился на девушке по имени Настя. Узнав, что помещик Никитинский, у которого он работал, пристает к его жене, просит расчет; однако помещик заставляет его в течение десяти лет выплачивать долг. В 1918 г. уже став командиром красноказа-чьего отряда, Павличенко приезжает в усадьбу Никитинского и предает его мучительной смерти в присутствии сумасшедшей жены помещика. Характерна мотивировка: "Стрельбой от человека только отделаться можно: стрельба - это ему помилование, а себе гнусная легкость, стрельбой до души не дойдешь, где она у человека есть и как она показывается. Но я, бывает, себя не жалею, я, бывает, врага час топчу пли более часу, мне желательно узнать, какая она у нас есть..." В рассказе "Чеснп-ки" Павличенко - начдив шесть - пререкается с Ворошиловым, не желая начинать атаку не в полном составе дивизии. В рассказе "Комбриг два" Павличепко назван "своевольным".

Прищепа - конармеец, герой одноименного рассказа: "молодой кубанец, неутомительный хам, вычищенный коммунист, будущий барахольщик, беспечный сифилитик, неторопливый враль". За то, что Прищепа бежал от белых, они убили его родителей; имущество было расхищено соседями. Вернувшись в родную станицу, Прищепа мстит всем, у кого находит вещи из своего дома. Затем он, запершись в хате, двое суток пьет, поет, плачет и рубит шашкой столы; на третью ночь поджигает дом, убивает корову и скрывается из станицы.

Ромуальд - помощник ксендза в Новограде-Волынском, шпионящий за красноармейцами и расстрелянный ими. В рассказе "Костел в Новограде" Лютов (не зная, что Ромуальд -шпион) пьет с ним ром. В рассказе "Пан Аполек" Ромуальд оказывается "прототипом" Иоанна Крестителя на иконе, написанной Аполеком.

Савицкий - начальник шестой дивизии. В рассказе "Мой первый гусь" говорится о "гигантском теле" героя, о том, что от Савицкого "пахнет духами и приторной прохладой мыла". Когда Лютов является к нему с приказом о назначении в дивизию, Савицкий называет его "паршивеньким". В рассказе "Переход через Збруч" Лютову снится, что Савицкий убил комбрига за то, что тот "поворотил бригаду".

В рассказе "Комбриг два" Савицкий назван "пленительным"; именно его выучкой Лютов объясняет молодецкую кавалерийскую посадку Колесникова, командира второй бригады. После неудачных боев Савицкий смещен с должности ("Смерть Дол-гушова", "История одной лошади") и отправлен в резерв; он живет с казачкой Павлой в Радзивилове - "облитый духами и похожий на Петра Великого". В рассказе "Продолжение истории одной лошади" Савицкий вновь командует дивизией, которая ведет тяжелые арьергардные бои; об этом Савицкий пишет в ответном письме Хлебникову, обещая увидеться с ним разве что "в царствии небесном".

Сашка - санитарка 31-го кавполка, "дама всех эскадронов". В рассказе "Вдова" ? "полевая жена" комполка Шевелева вплоть до его гибели. В рассказе "Чесники" Сашка уговаривает казачонка Степку Дуплищева случить принадлежащего начдиву кровного жеребца Урагана с Сашкиной кобылой, обещая за это рубль; в конце концов, тот соглашается, однако после случки Сашка уезжает, не отдав Степке денег. В рассказе "После боя" Сашка не желает сесть за стол рядом с командиром первого эскадрона Воробьевым из-за того, что он и его бойцы не проявили себя в атаке должным образом.

Сашка Христос (Коняев) - конармеец, герой одноименного рассказа. Когда С. было 14 лет, он отправился в Грозный подручным к отчиму Тараканычу, который работал плотником. От прохожей нищенки они оба заразились сифилисом. Когда они возвращаются в станицу, Сашка Христос, угрожая рассказать матери о болезни отчима, получает у него разрешение уйти в пастухи. Герой "прославился на весь округ простодушием", за что получил прозвище "Христос". В рассказе "Песня" он назван "эскадронным певцом"; в избе, где стоит Лютов, Сашка поет под гармонику кубанскую песню "Звезда полей" (песням его научил в 1919 г. браконьер на Дону).

Сидоров - конармеец, сосед Лютова по квартире в Ново-граде-Волынском ("Солнце Италии"), изучающий по ночам итальянский язык и план Рима. Л ютов называет Сидорова "тоскующим убийцей". В письме к женщине по имени Виктория Сидоров рассказывает о былом увлечении анархизмом, о своем трехмесячном пребывании в махновской армии и о встрече с лидерами анархистов в Москве. Герой тоскует без "настоящего" дела; ему скучно и в Конармии, поскольку из-за раны он не может быть в строю. Сидоров просит Викторию помочь ему отправиться в Италию для подготовки там революции. Основа образа Сидоров - сочетание светлой романтической мечты и мрачного мотива смерти: "ночь, полная далеких и тягостных звонов, квадрат света в сырой твме - и в нем мертвенное лицо Сидорова, безжизненная маска, нависшая над желтым пламенем свечи".

Трунов Павел - конармеец, герой рассказа "Эскадронный Трунов". Из десяти взятых в плен поляков Трунов убивает двоих, старика и юношу, подозревая, что они офицеры. Он просит Лютова вычеркнуть убитых из списка, однако тот отказывается. Увидев в небе вражеские самолеты, Трунов вместе с Андреем и Восмилетовым пытается сбить их из пулеметов; при этом оба они погибают. Трунов похоронен в Сокале, в обществен-

Хлебников - конармеец, командир первого эскадрона. Начдив Савицкий забирает у Хлебникова белого жеребца ("История одной лошади"); после тщетных попыток вернуть его Хлебников пишет заявление о выходе из ВКП (б), поскольку партия не может восстановить справедливость в его деле. После этого у него начинается нервный припадок, и в итоге его де мобилизуют "как инвалида, имеющего шесть поранении. Лю-тов сожалеет об этом, поскольку считает, что Хлебникова был похож характером на него:"Мы оба смотрели на мир, как на луг в мае, как на луг, по которому ходят женщины и кони. В рассказе "Продолжение истории одной лошади" Хлебников - председатель уревкома на Витебщине; он пишет Савицкому примирительное письмо.

Отечественный писатель, журналист. Вошёл в литературу с рассказами из одесского быта…

«Русский язык ещё сыроват, и русские писатели находятся, в смысле языка, в более выгодном положении, чем французские. По художественной цельности и отточенности французский язык доведен до предельной степени совершенства и тем осложняет работу писателей. Об этом с грустью говорили мне молодые французские писатели. Чем заменить сухость, блеск, отточенность старых книг, - разве что шумовым оркестром? […]

В детстве я учился плохо. В семнадцать лот на меня «нашло», я стал много читать и учиться.
В течение одного года изучил три языка, прочёл много книг.

До сих пор я в значительной степени питаюсь этим багажом».

Бабель И.Э., Работа над рассказом / Избранное, М., «Художественная литература», 1966 г., с.404-405.

В юности «… Исаак Бабель активно участвовал в любительских спектаклях и сочинял пьесы. По настоянию отца он обучался игре на скрипке у знаменитого маэстро Петра Соломоновича Столярского . Во время учёбы Исаак начал писать. В то время ему едва исполнилось 15 лет. В течение двух лет он сочинял по-французски под влиянием Г. Флобера , Ги де Мопассана и своего учителя французского языка Валена. Отец так отзывался о его литературном творчестве: «Были «заскоки» - ночами марал бумагу, что-то писал по-французски, а написанное прятал. Эммануил Исаакович шутя называл за это сына «графом Монтекристовым». Сам Исаак Бабель позднее вспоминал о своих первых рассказах: «Я беру пустяк - анекдот, базарный рассказ - и делаю из него вещь, от которой сам не могу оторваться...» Французский обострил ощущение литературного языка и стиля молодого писателя. Уже в первых своих рассказах Бабель стремился к стилистическому изяществу и к высшей степени художественной выразительности. Рано было сформировано главное свойство прозы: начинающий писатель смог соединить разнородные пласты жизни и языка».

Скляренко В.М., Иовлева Т.В., Ильченко А.П., Рудычева И.А., 100 знаменитых евреев, Харьков, «Фолио», 2006 г., с. 23.

«В коротенькой автобиографии (она была мифологизирована автором в угоду политической моде того времени – Прим. И.Л. Викентьева) Бабель рассказывал, что в 1916 году А.М. Горький «отправил» его «в люди». Исаак Эммануилович продолжал: «И я на семь лет - с 1917 по 1924 - ушёл в люди. За это время я был солдатом на румынском фронте, потом служил в Чека, в Наркомпросе, в продовольственных экспедициях 1918 года, в Северной армии против Юденича, в Первой Конной армии, в Одесском губкоме, был выпускающим в 7-й советской типографии в Одессе, был репортёром в Петербурге и в Тифлисе и проч.». Действительно, семь лет, о которых упоминает Бабель, дали ему многое, но он был «в людях» и до 1916 года, оставался «в людях» и после того, как стал известным писателем: вне людей существовать он не мог. «История моей голубятни» была пережита мальчиком и уж много позднее рассказана зрелым мастером. В годы отрочества, ранней юности Бабель встречал героев своих одесских рассказов - налётчиков и барышников, близоруких мечтателей и романтических жуликов. Куда бы он ни попадал, он сразу чувствовал себя дома, входил в чужую жизнь. Он пробыл недолго в Марселе, но когда он рассказывал о марсельской жизни, это не было впечатлениями туриста, - говорил о гангстерах, о муниципальных выборах, о забастовке в порту, о какой-то стареющей женщине, кажется прачке, которая, получив неожиданно большое наследство, отравилась газом».

Эренбург И.Г. , Бабель был поэтом, в Сб.: Воспоминания о Бабеле / Сост.: А.Н. Пирожкова, Н.Н. Юргенева, М., «Книжная палата», 1989 г., с. 47.

«Из-за постоянной потребности в деньгах Бабель , жертвуя литературой, брал подработку. Он переводил, писал публицистические статьи, выполнял заказы для кино, даже редактировал статьи для Медицинской энциклопедии. Однако в подённой работе достичь уровня своей прозы он не мог. Порой эти его писания опускались до уровня грубой агитки. «Он не печатает новых вещей более семи лет. Всё это время живёт на проценты с напечатанного. Искусство его вымогать авансы изумительно. У кого только не брал, кому он не должен - всё под написанные, готовые для печати, новые рассказы и повести», - пишет в своём дневнике В.П. Полонский . «Вы можете сечь меня розгами на Мясницкой улице - я не сдам рукописи ранее того дня, когда сочту, что она готова», - откликается Бабель в письме Полонскому . «Я туго пишу. И, верно, я человек всего двух-трёх книжек. Больше едва ли сумею и успею», - приводит бабелевские слова в своём «Дневнике писателя» Д.А. Фурманов. После ареста Бабеля весь его архив был конфискован и до сих пор не найден».

Ходасевич Г.В., Гений и болезнь: благодаря или вопреки?, Выпуск 1, М., «Атомосфера», 2005 г., с. 21-22.

«Метафора. Бабель. Бабелевская Одесса - это четыре рассказа общим объёмом двадцать восемь страниц. В памяти же она предстает куда более пространной книгой. Текст перенасыщен красочными, бьющими деталями, фраза смачна, выразительна, самоценна, - Бабель один из самых цитируемых у нас в разговорах писатель. Написал Бабель мало, литературоведы часто гадают - почему. Объективная причина ясна: навалились тридцатые годы, одни проституировали, другие замолчали, как и погибший в заключении Бабель . Но есть и причина субъективная: Бабель исчерпал подходящий для него материал. Для его гиперболического, метафоричного, грубо-натуралистического и одновременно романтичного художественного мироощущения повседневная обыденность не годилась. Грубые и лихие рубаки Первой конной и жизнелюбивые бандиты Молдаванки, «вышибленные из правильной жизни люди» - люмпены, проститутки, - вот его герои, выламывающиеся из рамок налаженной жизни. «... Я сказал себе: лучше голодовка, тюрьма, скитания, чем сидение за конторкой часов по десяти в день. Мудрость дедов сидела в моей голове: мы рождены для наслаждения трудом, дракой, любовью, мы рождены для этого и ни для чего другого». Пиша необыкновенно ёмко и концентрированно, Бабель «выработал» гражданскую войну и старую Одессу; в новых временах прозаического мирного строительства, распланированного на сталинские пятилетки, его таланту места не нашлось. Писать так о новом быте, коллективизации и Днепрогэсе невозможно: попробуйте себе представить. Вот пример писательской судьбы как единства формы и содержания».

Эта длинная повесть напрямую связана с романом «Грех межзвездный» («Любовники»), поскольку ее герой Жан-Жак Растиньяк - это будущий отец Жанетты, той самой несчастной «лэйлиты», которая гибнет от любви к землянину Ярроу. Здесь речь идет о наследовании внешнего облика, что достигается благодаря «покровам», живым организмам, которых добровольно носят на себе жители планеты Новая Галлия. Именно «покровы» сводят жителей друг с другом и наказывают строптивых за плохое поведение буквальными «угрызениями». Повесть богата по мысли, в ней, в противовес…

Никола и его друзья Рене Госсини

Книга состоит из коротких юмористических новелл, герой которых - маленький мальчик Никола - рассказывает различные забавные истории, происходящие с ним, его друзьями и родителями. Прекрасные иллюстрации Жан Жака Семпе - известного во Франции художника-карикатуриста - помогают почувствовать своеобразие национального юмора. Книга адресована детям, но мы уверены, что ее с удовольствием прочтут и родители.

Любовь и Ненависть Гай Эндор

«Вольтер! Вольтер! Как славно звенело это имя весь XVIII век!» Его превозносили до небес, знакомством с ним гордились самые знатные и богатые особы, его мечтали привлечь ко двору Людовик XV, Екатерина Великая, Фридрих II… Вольтер - гениальный философ и писатель, «вождь общественного мнения» и «ниспровергатель авторитетов». Его любили и ненавидели, им восторгались, ему завидовали. Он дважды был заточен в Бастилию, покидал родину, гонимый преследованиями. О великом французе и его окружении, о времени, в котором жил и творил сей неистовый гений, и в первую…

Госпожа Рекамье Франсуаза Важнер

Книга французской писательницы Франсуазы Важнер - о прекрасной женщине, госпоже Рекамье (1777–1849), чье имя олицетворяет отменный вкус и образованность. Она не писала романов и не создавала картин, но обладала удивительной способностью притягивать к себе неординарные личности, открывая их талант, помогая и поддерживая их. Ее красота, в сочетании с искренностью и умом, покорила многих художников. Жюли Рекамье сделала свой салон центром оппозиционных настроений по отношению к Наполеону. Кроме политиков, к ней на огонек слетались самые известные…

Вот это поцелуй! Филипп Джиан

За свои пятьдесят с лишним лег французу Филиппу Джиану приходилось неоднократно и подолгу жить в США: он оказался редким для современной французской литературы примером экспериментатора, упорно прививающего на европейскую почву опыт американской книжной индустрии, американского кинематографа, американского телевидения. Первый крупный успех ему принес роман «37,2° по утрам» 1985 года, экранизированный Жан-Жаком Бенексом с Беатрис Даль в главной роли, и вслед за тем переведенный более чем на двадцать языков. В конце прошлого года Джиан запустил…

Повесть о господине Зоммере Патрик Зюскинд

В «Повести о господине Зоммере» Патрик Зюскинд, известный во всем мире автор романа «Парфюмер» и пьесы «Контрабас», обращается к внутреннему миру подростка, рассказывая о нем с неподдельной нежностью и легкой иронией. Книга иллюстрирована Жан-Жаком Семпе. Эта книга открывает нам новые грани таланта Патрика Зюскинда, автора знаменитого «Парфюмера». «Повесть о господине Зоммере» - очень странная и грустная история. Странен и сам господин Зоммер, который в повести произносит всего лишь одну фразу: «Да оставьте же вы меня наконец в покое!» Трагична…

Семь лет в Тибете Генри Харрер

Автобиографическая книга австрийского альпиниста, члена нацистской партии Генриха Харрера повествует о его жизни в стране, куда вход иностранцам крайне ограничен. Он попал в Тибет, бежав из концентрационного британского лагеря, и его воспоминания послужили основой для скандально известного фильма культового режиссера Жана Жака Анно с участием звезды Голливуда Брэда Питта.

Жанна д"Арк Дмитрий Мережковский

В трилогию «Лица святых от Иисуса к нам» русского писателя и философа Д.С.Мережковского (1865–1941) вошли книги «Павел. Августин» (1936), «Франциск Ассизский» (1938) и «Жанна д"Арк» (1938), которые фактически являются продолжением его «Иисуса Неизвестного». В новой трилогии автор снова обратился к своей главной теме, соединив в одном религиозно-философском произведении многовековую мистерию христианства и современность.

Серый попугай жако В. Фомин

Книга содержит большой объем сведений по истории, биологии, выбору, покупке и содержанию серого попугая. В краткой форме даны сведения о заболеваниях и охране попугаев. Информация, содержащаяся в книге, будет полезна широкому кругу любителей, для которых жако – просто домашние питомцы, и для профессионалов, занимающихся разведением птиц. Предлагаемая книга призвана дополнить весьма скудную библиотеку общедоступной справочной литературы на русском языке по содержанию и уходу за жако, его кормлению, болезням и их лечению. Книга основана на…

Личные воспоминания о Жанне д"Арк сьера Луи… Марк Твен

Жизнь Жанны была чудом. Когда английская армия овладела уже почти всей Францией, неграмотная девочка явилась перед обессилевшим королем и подняла знамя, которое стало знаменем победы. Она нанесла смертельный удар армии британцев и стала освободительницей Франции. Подлое предательство привело деву-воительницу на костер, но память о Святой Жанне живет уже пять веков.

Жанна де Ламот Михаил Волконский

В основе произведений одного из самых известных беллетристов начала ХХ века князя Михаила Николаевича Волконского - "неофициальная история" XVIII столетия, сплетающаяся из множества скандальных историй, дворцовых тайн, приключений и мистики. Интриги, власть, коварство, любовь и деньги - неизменные составляющие его авантюрно-приключенческих романов "Темные силы" и "Жанна де Ламот"

Меня зовут Жанн Масс Тома Лелю

Жанн Масс? Это словосочетание употребляют в парижской молодежной среде, когда не хотят сообщить свое настоящее имя. Так называет себя и главный герой романа, на одном дыхании излагающий свою сюрреалистическую историю, которая своим стремительным ритмом напоминает слегка абсурдные сюжеты Бертрана Блие («Вальсирующие», «Холодные закуски»), а обширным набором выброшенных на поверхность культурных кодов – Харуки Мураками.

ЖАННА д"АРК Владимир Райцес

Книга посвящена жизни и деятельности героини французского народа. На основе анализа многочисленных источников рассматриваются эволюция образа Жанны д"Арк в исторической мысли, некоторые вопросы, связанные с истоками ее патриотического подвига, ее активное участие в военных действиях на переломном этапе Столетней войны. Особое внимание уделено тем событиям и эпизодам истории Жанны д"Арк, с которыми связаны многочисленные легенды и гипотезы.