Жора он же юра гоша. «Георгий Иваныч, он же Гога, он же Гоша

Последний раз Алексей Баталов появился на съемочной площадке в 2006 году, сыграв… самого себя, в фильме Рязанова «Карнавальная ночь-2». За эти годы Баталов-артист превратился в Баталова-писателя, у которого недавно вышел сборник мемуаров. Последние годы Алексей Владимирович почти не появлялся перед публикой и не сильно жаловал телевизионных гостей. Уговорить его на этот фильм оказалось делом не простым, но в итоге получился почти монолог Артиста.

Народный артист СССР, Герой Социалистического труда Алексей Владимирович Баталов давно и заслуженно пользуется всеобщим зрительским обожанием. Что шофер Сашка из картины «Дело Румянцева», что Гоша из фильма «Москва слезам не верит», что Тибул из «Трех толстяков» - все эти, да и многие другие герои, сыгранные на экране Баталовым, кажется и сегодня живут среди обычных людей - настолько они убедительны в исполнении артиста. Но самое удивительное, что у Баталова не такой длинный послужной список - он снялся всего в 34 фильмах, причем главных ролей у актера - 20.

Родился Баталов во Владимире, но все детство его прошло в Москве. Мама Алексея довольно быстро разошлась с папой мальчика, и воспитывал его отчим - писатель-сатирик, карикатурист Виктор Ардов. В их доме на Ордынке бывали Цветаева, Зощенко, Пастернак, а Анна Ахматова всегда жила у Ардовых, когда приезжала из Ленинграда в Москву. Когда Алексей Баталов стал популярным артистом, Ахматова, в очередной раз, приехав в столицу, прямо с порога громко заявила: «Я, как и сто миллионов советских женщин, немедленно хочу видеть Баталова!»

Первое появление Баталова в кино случилось в 1944 году в фильме «Зоя». Это была маленькая роль одноклассника Зои Космодемьянской. Но своим киноотцом Баталов считает ленинградского постановщика Иосифа Хейфица, открывшего Баталова в картине «Большая семья» и снимавшего Алексея в главных ролях во многих своих картинах.

В первый раз Баталов женился на своей давней знакомой Ирине, дочери художника Константина Ротова. Кстати, именно Ротов, иллюстрируя книгу Сергея Михалкова «Дядя Степа», срисовал доброго милиционера со своего зятя - Баталова. Эти рисунки можно и сегодня узнать, открыв старое издание михалковских стихов - действительно похож! У Алексея и Ирины родилась дочь Надя, но этот брак оказался непрочным и вскоре распался.

Во второй половине 50-х Баталов много снимался на киностудии «Ленфильм», поэтому жил в поездах между двумя столицами. В итоге он принял решение оставить Москву и поселиться в Ленинграде. Там же, в северной столице, в цирке, он встретил очаровательную Гитанну Леонтенко, которая и стала его второй супругой.

Когда Баталов решил поставить фильм «Три толстяка» и сыграть там главную роль - Тибула, - то почти год жена учила Баталова ходить по канату, чтобы он сам, без дублеров, прошел в кадре по натянутой проволоке на высоте 15 метров, хотя этот эпизод в фильме длится всего около минуты. А вскоре после премьеры ленты у Баталовых родилась дочь Маша. К сожалению, из-за неграмотных действий врача - рожала Гитанна тяжело - Маша получила родовую травму и детский церебральный паралич. С тех пор жизнь семьи Баталовых полностью подчинена борьбе за здоровье дочери. Правда, и сама Маша делает все, чтобы активно жить - она окончила сценарный факультет ВГИКа, а сейчас пишет сказки - недавно вышла ее очередная книга.

После 1972 года, когда на съемках фильма «Игрок» Баталова-режиссера обвинили в том, что он заставляет советских артистов играть в буржуазные игры и дело дошло до серьезных разбирательств, Алексей Владимирович стал задумываться о возвращении в Москву. Вскоре он и его семья простились с городом на Неве. Но и в Москве не все шло гладко. После шумного успеха картины Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» многие режиссеры и администрация «Мосфильма» пытались делать все, чтобы Госкино СССР ни в коем случае не выдвинуло этот фильм на «Оскар». Нервы потрепали и режиссеру, и актерам, а когда по советскому телевидению сообщили, что именно эта советская лента получила премию американской киноакадемии - в СССР этому просто не поверили, ведь новость передали… 1 апреля!

После 1991 года Баталову приносили множество сценариев, звали на главные роли в разных картинах, но актер отказал практически всем. Он объясняет это тем, что героев, которых ему предлагали играть, он сам не чувствует, не знает, не понимает, поэтому и отказал многим коллегам. Хотя, как он сам признает, очень нужны были деньги.

Алексей Баталов, как и почти все герои, им сыгранные, удивительно открыт, добродушен, благороден и тверд в своих решениях. Он - настоящий русский интеллигент, которого не смогли сломить и озлобить никакие испытания. А еще - Баталов очень благодарен за все, что было в его жизни. И особенно - за настоящее кино.

В фильме принимают участие:

Алексей Баталов, актер;

Гитанна Леонтенко, супруга А.Баталова;

Владимир Иванов, друг семьи Баталовых;

Михаил Цивин, юрист;

протоиерей Михаил Ардов, брат А.Баталова;

Юрий Норштейн, режиссер-мультипликатор;

Наталья Дрожжина, актриса;

Федор Егоров, зав. отделом Библиотеки киноискусства им. С.Эйзенштейна.

Продюсеры: Тарас Макаров, Иван Цыбин, Светлана Колосова

Производство: ООО «МИРмедиа» по заказу АО «Первый канал», 2017 г.

Это не моя рецензия, а чужая статья, очень занимательная.

Гога из фильма «Москва слезам не верит» - идеальный мужчина, тонко воплощённый в отечественном кинематографе... или изощрённый эмоциональный вампир? Писательница Таня Танк рассматривает феномен нарциссизма на примере мечты миллионов советских женщин.

Не было печали у красивой и успешной Катерины, героини Веры Алентовой в фильме «Москва слезам не верит» - так прицепился к ней в электричке неотразимый Гога, он же Жора! Он интуитивно мне не нравился ещё с юности. А теперь-то я со всей ясностью понимаю, какая жизнь началась у Катерины в 40 лет... Очень «весёлая» жизнь.

Итак, разберём этого субчика.

В электричке Гога сходу ведёт себя бесцеремонно, нарушая личные границы незнакомой женщины. Сначала он её упорно разглядывает, затем цепляется с разговором (таким псевдоискренним, псевдопростецким, призванным быстро сократить дистанцию, создать иллюзию близости), в ходе которого ставит героине несколько «диагнозов» (мужика нет, по работе - не выше, чем мастер), потом неуместно переходит на «ты». Отчего Катерину совершенно справедливо коробит, и она стремится отвязаться от этого типа.

Важный нюанс. Гога глубокомысленно подмечает, что у Катерины взгляд незамужней женщины - потому как «оценивающий». Хотя на самом деле, оценивает-то он, таращась на неё («поддержание пронизывающего зрительного контакта» Сэм Вакнин указывает как характерное для нарцисса) и сразу же мелкими провокациями проверяя на податливость насилию. Определяя взгляд женщины как оценивающий, он проецирует на неё свою вечно оценивающую и сравнивающую нарциссическую натуру.

Абсолютно в нарциссическом духе Гога начинает бурное ухаживание. Навязывает себя в качестве провожатого - при этом не забыв обратить внимание Катерины на то, что денег у него хватит только на такси до её дома, а уж до своего ему придется идти пешком. Мол, оцени размах моей жертвы.

Тип из электрички не нравится Катерине. Но вместе с тем... интересен. Интересен тем, что говорит и ведёт себя «не как все». Точнее, держит себя нагло и фамильярно. Что ошибочно принимается Катериной (и многими тысячами зрительниц) за мужественность, уверенность и силу.

А дальше Гога прилипает к Катерине. На следующий день он подкарауливает её у подъезда и чуть ли не вырывает у неё сумки. Вот это мужик, млеем мы у экранов. А ведь героиня не мешок с картошкой прет. Она несёт нетяжёлые сумки, с которыми вполне себе справлялась за 20 лет безмужней жизни.

Так Гога ещё глубже внедряется в личные границы Катерины. Попав в квартиру, он осматривается и понимает, что это он удачно попал. Детали его беспардонного поведения я почерпнула в книге Валентина Черных, которая была положена в основу сценария:

Гога осмотрелся, заглянул в комнату Катерины.
- Ну как? - поинтересовалась Катерина.
- Годится. Судя по блеску стёкол и ворсу ковра, убирала не больше суток назад. Готовилась к встрече со мной?
- Ты угадал, - подтвердила Катерина. - Угадывай дальше.
- Я думаю, что мы будем ужинать.
- Опять угадал. Только я минут десять отдохну.
- Отдыхай, - разрешил Гога.
Он прошёл на кухню, открыл холодильник, изучил его содержимое, заглянул в настенные шкафы.

Обольщение превращается в феерию: Гога «разрешает» Катерине посидеть в кресле и бросается готовить ужин. Причем, заметьте, чужими руками, тут же приспосабливая Александру под чистку лука.

Далее Гога устраивает шоу во славу себя, любимого: собирает людей на пикник по случаю своего дня рождения. Во-первых, врёт - день рождения у него в другое время. Во-вторых, такие инсценировки - явный признак человека манипулятивного, лживого, знающего, как обольстить, и проделывающего подобные штуки не впервой. В-третьих, он отжирает нарцресурс сразу из нескольких источников: у Катерины, Александры, друзей.

По ходу дела он успевает кое-кого из них обесценить:

Александра завела разговор.
- А Николай Ильич талантливый учёный?
- Тот, что с бородой? - уточнил Гога.
- С бородкой.
- Не очень.
- А как вы определяете? Он же защитил кандидатскую диссертацию и готовит докторскую.
- Кандидатские все защищают...

Впрочем, Гога готов и восхищаться. Но как? По-нарциссически. Постоянно сравнивая себя с кем-то.

- Насчет таланта, - напомнил Гога. - Смотри, как ведёт машину Васёк. Великолепно ведёт. Он талант в вождении. Я так не могу. Но я понимаю в моторах, как очень немногие. Я тоже талант.

А само появление Гоги в квартире Катерины воскресным утром? Его совершенно не колышет, что люди по выходным отсыпаются, что у них другие планы, что согласия на поездку ему никто не давал. Вспомним, он просто сообщил Катерине и Александре о пикнике и ушёл, не дождавшись ни да, ни нет. А сейчас буквально пинками гонит их на шашлыки. Конечно, для их же блага, которое ему ведомо лучше, чем самим потенциальным облагодетельствованным! На природе, мол, отоспитесь.

В книге Черных присутствует диалог, в котором Катерина ещё на пикнике пытается рассказать Гоге, кто она такая. Вернее, даже рассказывает. Но тот словно не слышит её и всячески переводит тему, иронизируя над ней и не забывая снова выпятить себя:

- Гога, - предупредила Катерина, - несмотря на всю твою проницательность, я не та, за кого ты меня принимаешь.
- Конечно не та, - согласился Гога. - Ты лучше.
- Я серьёзно.
- Она серьёзно, - подтвердила Александра. - Она не из фабрики-прачечной, она крупный...
- ...руководитель промышленности, - улыбнулся Гога.
- Да, - подтвердила Катерина.
- Ты ещё и депутат, конечно. Все руководители у нас депутаты.
- Да, - ещё раз подтвердила Катерина.
- И они туда-сюда ездят по заграницам. И ты только вчера вернулась из Парижа.
- Не вчера, - поправила Александра. - Две недели назад.
- Не будем мелочиться, - сказал Гога. - День, неделя, плюс-минус - не имеет никакого значения.
- Я с тобой серьёзно разговариваю, - сказала Катерина.
- Я тоже, - подтвердил Гога. - Ты серьёзная женщина, я серьёзный мужчина. Обо мне здесь так хорошо говорили, что ты, конечно, почувствовала некоторый комплекс неполноценности. Ты хочешь рассказать мне о своих достоинствах и достижениях. Обязательно поговорим. Сядем дома друг против друга: я тебе вопрос, ты мне ответ. Или будет один твой монолог на весь вечер. Я тебе обещаю. Мне очень интересно. А сейчас пошли по грибы.

Кстати, на этом же пикнике Александра расспрашивает Гогу, чем ему так понравилась её мать. И тот выдает ответ в нарциссическом духе. Что, мол, Катерина красивая, а красота в его понимании...

- Красота в моем понимании - функциональное совершенство.
- Не понимаю, - сказала Александра.
- Я посмотрел на неё и понял: твоя мать - совершенство. В ней есть всё, что необходимо женщине, и ничего лишнего. Она - как красивый самолет.

После пикника Гога понимает, что лёд явно тронулся: Катерина не сводит с него задумчивого, тёплого взгляда. Вскоре мы видим Гогу и Катерину в постели - очевидно, что роман развивается очень бурно.

Что ж, пора проводить Пробы пера. Лёгкий намёк на прощупывание почвы содержится в следующей сцене, описанной в книге Черных. Катерина ночует у Людмилы, Гога звонит ей туда, и она по просьбе подруги зовёт его приехать к ним. Но Гога, который появляется и звонит почти каждый день (когда этого хочется ему), вдруг встает в позу. И чем горячее просит Катерина, тем непреклоннее Гога. Даже «целую» в конце разговора ему сказать в лом. И в этом выражается осознаваемое или невольное желание фрустрировать Катерину. Не можешь приехать - не приезжай, но поддержать ощущение взаимности у якобы любимой женщины Гога может, и очень легко. Но не хочет.

Катерина взяла трубку и сказала:
- Приезжай. Я сейчас тебе продиктую адрес. Познакомишься с моей школьной подругой.
Людмила прошептала:
- Очень хочу послушать, - и бросилась на кухню, где стоял параллельный телефон.
- Поздно уже, - признался Гога. - Пока приеду, надо будет уезжать, а то на метро не успею.
- Я тебе дам денег на такси.
- Я как в том анекдоте: румынские офицеры денег с женщин не берут.
- Я тебе одолжу до получки. Приезжай. У нас ещё выпить осталось.
- Спасибо. Я не в форме. Устал. А я должен понравиться твоей подруге, чтобы она ничего против меня не имела. Я рад был услышать твой голос.
- Я тоже.
- Я позвоню завтра.
- Ты просто приезжай.
- Я приеду.
- Я тебя целую.
В трубке замолчали.
- Я это сделаю завтра, - наконец сказал Гога и повесил трубку.

Примерно так же, как бы слегка, но весьма ощутимо для влюбленной женщины Гога фрустрирует её после первого секса. До этого балаболивший Александре, что они с Катериной будут жить вместе, и на обдумывание этого он дает ей целых шесть дней, на этот раз Гога ведёт себя «загадочно». Вместо того, чтобы подтвердить свои первоначальные намерения, уверить женщину во взаимности, он отшучивается, отмалчивается, а потом сообщает, что зверски хочет есть.

Потом они лежали рядом, его руки всё ещё продолжали ласкать её, ей это было всегда необходимо, но ни один мужчина так и не узнал об этом, а он понял.
- Ты замечательный.
- У меня таких, как ты, никогда не было. Ты совершенство.
- Как чувствительный прибор? - спросила она.
- Да, если ты не обидишься.
- Я не обижусь. Ты мне подходишь. Если ты предложишь выйти за тебя замуж, я тут же соглашусь. Если ты этого не захочешь, я всё равно буду с тобой до тех пор, пока тебе будет интересно со мной.
- При первой же встрече они обговорили условия, - заметил Гога.
- Не при первой, - возразила Катерина. - И условий не было. Было согласие побежденной стороны на все условия победителя.
- Про победителя не надо. Я не победитель, мне повезло. Мне давно так не везло. Извини. Я хочу поесть. Зверски хочу.

Отметим и особую «чуткость» Гоги, который словно угадал потребность Катерины в заключительным ласках. На пикнике он накрывает её пледом. Эта нарциссическая «чуткость» - убойное оружие Обольщения - проскальзывает ещё в одном эпизоде:

В фойе кинотеатра они купили мороженое, потом лимонад. Она снова удивилась, как он мог почувствовать, что после мороженого ей захочется пить.

Пробы Пера усиливаются. Гога позволяет себе абсолютно сексистское высказывание: «Запомни, всё и всегда я буду решать сам на том простом основании, что я мужик». По сути, он прямо заявляет о своем презрении к женщинам. Но мы опять млеем и тянемся за носовыми платками - как же ж, он настоящий мужик, ведь он сам сказал, что он мужик, да ещё таким голосом.

Катерина всё ещё пытается отстаивать свои границы, напоминая, что вообще-то, не надо так рьяно, без согласования с ней, вмешиваться в жизнь её дочери. Гога началит её за «приказной» тон, угрожая, что если она еще раз такое себе позволит, то ноги его в этом доме не будет. Освоился! Угрожает разрывом! И Катерина замолкает. И даже извиняется - пока сдержанно. У неё уже начинает входить в привычку извиняться на ровном месте. Извиняться только потому, что из неё делают виноватую - причём, грубо и прилюдно.

Итак, Пробы пера прошли успешно. Клиент готов к Ледяному душу.

И он случается сам собой, когда к ужину является Родион. Гога заметно нервничает. Я думаю, во многом и потому, что сравнивая себя с холёным и внешне успешным Родионом, ощущает острый укол ничтожности. У дамы, которую он уже вообразил своим трофеем, оказывается, вон какие ухажёры есть. А тут ещё гость объявляет, что Катерина - директор завода. Какой меткий и мощный удар в самое больное Гогино место - патологическое эго, мечущееся от ничтожности к грандиозности! Гогу накрывает мощная волна нарциссического стыда, он буквально парализует его. Он не готов адекватно реагировать. Он ощущает ничтожность. Она непереносима. И он моментально сливается.

Тут такая ещё деталь. В электричке Гога невольно проговаривается, чему он завидует. Он «угадывает», что Катерина занимает должность не выше мастера. На самом деле, для Гоги, видимо, это предел мечтаний. Которого достигнуть не удалось - из-за несносного ли характера, недостаточного профессионализма или элементарной ненадежности (разве можно положиться на запойного алкоголика?). И он УЖЕ завидует Катерине как мастеру. А тут оказывается, что она аж целый директор. Земля уходит у него из-под ног, зависть вспыхивает ослепляющим фейерверком...

Заметим, что тут Катерина чуть ли не бежит за ним, умоляя не уходить. Это её первое унижение. Вспомним, как достойно она вела себя даже в ситуации с Родионом, когда забеременела. А сейчас мы видим явную деформацию её психики, которая неизменно возникает даже при непродолжительном общении с перверзным. Дальше и до стояний на коленях дойдёт, и до целований рук, и до мытья полов к приходу любовницы...

С тяжелейшими переживаниями нарциссического стыда Гога пытается справиться давно привычным способом - уходит в запой. Он пьёт вовсе не из-за переживаний по поводу краха любви, и не из-за того, что Катерина его якобы обманула. С помощью алкогольного беспамятства он пытается заглушить в себе нестерпимые переживания нарциссического стыда.

Поведение Гоги за столом, его непреклонность к мольбам Катерины, стремительный уход и исчезновение - Гога ведёт себя как смертельно разобиженный человек. Как и все жертвы перверзных, Катерина ощущает собственную чудовищную виноватость, чуть ли не предательство. Она уже не в состоянии включить свои, такие обычно трезвые, мозги и понять, сколь явно, вопиюще несоразмерна реакция Гоги.

Тут же заметим, что требуя от Катерины правды и чуть ли не исповедальности (и при этом не желая её слушать), о себе Гога сообщает крайне скудную информацию. По сути, о нём известно лишь то, что он слесарь и разведён, и жена у него была хорошая и сейчас живёт с хорошим человеком. (Кстати, я уже вижу, чем он будет донимать Катерину в дальнейшем: дифирамбами в адрес бывшей).

Характерный маячок. Героиня Муравьёвой спрашивает у Катерины фамилию любимого человека. И Катерина застывает в шоке от самой себя: она понятия не имеет, какая фамилия у Гоги! Вот такие ураганные страсти и полубеспамятство очень характерны для жертвы нарциссического обольщения.

Но глаза Катерины уже застит плотный туман гэзлайтинга. Она рыдает, сходит с ума, клянет себя за несуществующую вину. За мегаобман, которого не было. За предательство, которого она не совершала. Но не за горами и тот час, когда она будет считать себя виноватой за то, что сильнее Гоги, умнее Гоги, социально успешнее Гоги...

Призываются все подруги плюс Коля. Все сбиваются с ног, прочёсывая Москву в поисках Гоги. Сколько суеты, сколько тревоги, сколько горя... Как и в случае с пикничком, нарцисс Гога умудряется отожрать не только Катерининого ресурса, но и «массовки».

Меж тем, он уже начал разрушать жизнь Катерины. О чём она думает эти восемь дней, пока Гога пьёт горькую? О заводе? О работниках? О дочери? О новом платье, в конце концов? Нет, в повести Черных первые дни Катерина... пьёт, потом решает не выходить на работу. Она рыдает и рвёт на себе волосы. Она всех поднимает на уши, оторвав от дел. Всё, кроме Гоги, утратило для неё значимость.

Наконец, Коля находит Гогу. И Гога быстро идёт на поправку. Бросил пить, потому что устал? Проникся железными аргументами Коли? Как бы не так. Очень мощно, фантастически мощно, подкачалась его грандиозность. Красивая директриса завода и депутатша его из-под земли достала! Значит, он огого. Да что там: огогого! Топить ничтожность в водке необходимости больше нет, и герой идёт сполоснуть лицо и переодеться в чистое.

Обратите внимание: дав себя уговорить вернуться, Гога смотрит на Катерину со скорбно-философским лицом, но отнюдь не извиняется. А вот Катерина перед ним извинится, очень прочувствованно и многократно, не сомневайтесь. И будет извиняться до того момента, пока не раскусит гнилую натуру Гоги, как когда-то раскусила Родиона.

Ещё заметьте: Гога впервые надевает костюм. К чему бы? А вот к чему: он стремится хотя бы внешне «соответствовать» статусу Катерины. Для Катерины-мастера прокатывал непритязательный кэжуал, а вот для Катерины-директора надо одеться попафоснее...

Вот и думайте, какого бобра убила Катерина в лице «брутального» Гоги. Жестоко обжёгшись на одном нарциссе - Рудольфе-Родионе, через 20 лет она подбирает ещё более перверзный вариант.

А вот Гогу можно только поздравить. Отличный трофей подцепил! Красивая, успешная, признанная, материально обеспеченная... И такая совестливая, такая горы сворачивающая ради любви! Ведь костьми легла, а вернула его! Да он теперь на этой бабе всю зависть, всю ненависть выместит, всю собственную ничтожность на неё перевесит.

Да, жизнь у Катерины только начинается, я не сомневаюсь... Очень «весёлая» жизнь...

// Фото: Дмитриев Виктор/PhotoXPress.ru

В четверг, 15 июня, стало известно о том, что народный артист СССР Алексей Баталов скончался на 89-м году жизни. Печальную новость журналистам сообщил друг легенды отечественного кинематографа Владимир Иванов. По словам близкого человека артиста, он умер во сне. Последние несколько месяцев Алексей Владимирович находился в больнице, так как в январе он сломал шейку бедра, а в феврале перенес операцию.

Незадолго до смерти Баталов наконец-то завершил многолетнюю тяжбу с соседом. Конфликт между мужчинами разгорелся из-за дачного участка, который ювелир Вадим Эльгарт оформил на себя. Суд постановил, что две сотки земли принадлежат Алексею Владимировичу. Стоит отметить, что спор между Баталовым и Эльгартом вызвал огромный общественный резонанс. Многие поклонники актера, которые привыкли видеть его имя в прессе в связи с творческими поводами, недоумевали, что артист оказался в центре подобной скандальной истории.

Поклонники Баталова не могут поверить в его уход, так как артист олицетворял для них целую эпоху в кинематографе. «СтарХит» присоединяется к соболезнованиям близким Алексея Владимировича и вспоминает его лучшие роли и другие яркие моменты из биографии звезды.

«В реальной человеческой жизни на каждом шагу есть такие мгновения, такое напряжение чувств, куда невозможно вторгаться словами», – писал Баталов в своей книге «Судьба и ремесло».

Начало карьеры

Алексей Баталов родился в ноябре 1928 года во Владимире. Когда будущей звезде экрана было пять лет, его родители расстались, и мать артиста Нина Ольшевская вышла замуж за писателя Виктора Ардова. С раннего детства Алексей Владимирович был погружен в мир искусства: в его квартире собирались лучшие представители российской интеллигенции – Осип Мандельштам, Фаина Раневская, Борис Пастернак, Юрий Олеша, Анна Ахматова, Фаина Раневская и многие другие.

После окончания Школы-студии имени Немировича-Данченко во МХАТе Баталов начал свою деятельность в качестве актера. В разное время Алексей Владимирович блистал на подмостках МХАТа и Центрального театра Советской армии. Дебютом Баталова в кино стала эпизодическая роль в картине «Зоя». После этого карьера артиста пошла в гору. Постепенно Алексей Владимирович стал одним из главных лиц советского кинематографа.

САМЫЕ ЯРКИЕ РОЛИ

За всю свою карьеру актер снялся в 30 фильмах, однако наибольшую известность ему принесли работы в таких картинах, как «Летят журавли», «Дело Румянцева», «Звезда пленительного счастья» и «Дама с собачкой». После «Москвы слезам не верит» Алексей Владимирович проснулся всенародным любимцем.

Поклонники Баталова продолжают вспоминать его самые яркие появления в картинах, ставших культовыми. Так, в фильме «Летят журавли», рассказывающем историю влюбленных, которых навсегда разлучила война, артист сыграл роль Бориса. Работу режиссера Михаила Калатозова неоднократно вносили в списки лучших лент, повествующих о непростом периоде в истории Советского Союза. «Летят журавли» наполнены пронзительными кадрами, которые навсегда врезались в память миллионов зрителей.

«Моя единственная, поздравляю с твоим днем рождения... В этот день ты появилась на свет. Уйти от тебя трудно. Но что же делать, иначе нельзя. Война! Это необходимо. Нельзя жить прежней жизнью и веселиться, когда по нашей земле идет смерть. Мы еще будем счастливы. Люблю, верю в тебя. Твой Борис», – делился персонаж Баталова.

В 1979 году на экраны вышел фильм «Москва слезам не верит», в одночасье сделавший Алексея Владимировича кумиром миллионов. В знаменитой картине режиссера Владимира Меньшова артист сыграл слесаря Гошу, который стал для миллионов зрителей образцом настоящего мужчины. Брутальному и харизматичному персонажу Баталова начали подражать, а ленту разобрали на цитаты, которые не теряют актуальности и по сей день. «Гоша, он же Гора, он же Жора», – именно этими словами вспоминают роль Баталова.

«А заодно запомни, что все и всегда я буду решать сам. На том простом основании, что я – мужчина», – говорил Гоша.

Преподаватель, режиссер и большой друг студентов

Последние несколько лет любимый миллионами артист крайне редко снимался в кино, отдавая предпочтение другим видам деятельности. Алексею Баталову удалось доказать поклонникам, что он был талантливым актером, режиссером, сценаристом, писателем и преподавателем. Бывшие студенты ВГИКа с большой теплотой отзываются о звезде. Выпускники прославленного университета искренне считают, что Алексей Владимирович помог им состояться в профессии. В их числа оказался и Алексей Лемар, посвятивший своему учителю трогательный пост в социальных сетях.

«Мой дорогой и любимый мастер, я благодарю за то, что вы разглядели в щуплом юноше талант и взяли на бюджетное ВГИКовское место к себе на крайний или завершающий вашу преподавательскую деятельность курс… Невероятно благодарен, что привили мне любовь, мудрость, человечность в отношении этого Мира. Вы моя основа основ и фундамент в моей творческой судьбе, вы тот маяк, на который я всегда буду идти, бороздя миры кино и телевидения. Я вас очень люблю, мой бессмертный, вечно красивый и родной мастер, народный артист СССР и всех народов Алексей Владимирович Баталов», – поделился артист.

Сам звезда кино откровенно признавался в том, что «не нашел себя в новое время». По словам Баталова, ему предлагали принять участие в сериалах и рекламных роликах, но артист отказывался, мотивируя это тем, что не видит себя в подобных проектах. «Сниматься в них я не стал бы ни при каких обстоятельствах!» – говорил актер.

«Но все-таки и в наш век, несмотря на мгновенную смену мод, кумиров, приемов, такое создание, вместившее в себя и обаяние поэта и силу представления, как ручная работа краснодеревщика, мало-помалу проявляющего своим мастерством всю тайную красоту благородного дерева, такое создание остается вершиной искусства воплощения», – считал Алексей Владимирович.

Близкие люди Баталова: страшный диагноз дочери и любимая жена

Знаменитый артист был женат дважды – первой избранницей звезды стала дочь художника Константина Ротова Ирина. Свадьба актера состоялась, когда ему было 16 лет. В этом браке у Баталова родилась дочь Надежда. Известно, что после расставания бывшие возлюбленные поддерживали хорошие отношения, но когда у наследницы знаменитости появился отчим, то общение между экс-супругами постепенно прекратилось.

«Надежда выросла в другой семье, и она теперь сама по себе… Работает переводчиком. Окончила институт иностранных языков по специальности «английский язык». Да дело не в этом! Я просто признаю: был хреновым отцом для нее. Вот и все», – говорил Баталов журналистам.

Второй женой знаменитого актера стала цирковая артистка Гитана Леонтенко, которая снималась в таких картинах, как «Арена смелых», «Конный цирк» и «Чрезвычайное погружение». Влюбленные узаконили отношения в 1963 году – спустя десять лет после первой встречи. Свадьба Леонтенко и Баталова была достаточно скромной, на ней присутствовали лишь родные и близкие пары.

«Алексей меня увидел на манеже, и, думаю, это сыграло свою роль. В обычной жизни на меня редко обращали внимание. А во время выступления, когда я с развевающимися косами неслась на лошади, выглядела весьма эффектно. Поклонников было много. На меня ходили смотреть, как на эстрадную звезду. Но на подготовку уходило столько времени, что мечта была лишь одна: выспаться. Я была худющая – кожа да кости. И длинные волосы…» – вспоминала Гитана Аркадьевна.

Артисты воспитывали общую дочь Машу, которая появилась на свет в 1968 году. Девочка стала долгожданным ребенком для супругов. По признанию Алексея Владимировича, он был на седьмом небе от счастья, когда узнал радостную новость о грядущем пополнении в семье. Однако затем произошло событие, которое навсегда изменило жизнь Леонтенко и Баталова. «В ночь, когда должны были состояться роды, врач по непонятной причине отпустила хирургическую сестру. Без нее операцию кесарево сечение провести было невозможно! В результате абсолютно здоровую девочку превратили в инвалида», – говорил актер.

Родители Маши начали замечать, что она испытывает проблемы с движением. Врачи диагностировали у девочки детский церебральный паралич. По признанию Алексея Владимировича, эта новость стала ударом для них с женой. Супруги крайне тяжело восприняли информацию о том, что их долгожданный ребенок стал инвалидом.

«Болезнь проступала медленно, подло… Мы стали замечать, что с девочкой что-то не то: она плохо двигается. И прозвучал страшный диагноз: детский церебральный паралич. Весь этот тяжелый груз обрушился на Гитану и ее мать. Конечно, когда мы осознали, что наша девочка стала инвалидом из-за чьей-то халатности, было чувство и злости, и горечи. Но я понимал, что, конфликтуя с кем-то, здоровье дочери не вернешь. Время было упущено, мы смирились… Конечно, мы надеялись, что дочь выздоровеет. Не хотели сдаваться», – делился актер.

Гитана Аркадьевна и Алексей Владимирович делали все возможное, чтобы их дочь росла и развивалась. Маша получила прекрасное образование. Артисты говорили, что она увлекается чтением и осилила немыслимое для них количество книг. После окончания школы Маша поступила на сценарный факультет ВГИКа. Наследница Баталова училась дистанционно. «Маша очень любит музыку, пишет профессиональные критические статьи. Благодаря специальной клавиатуре может работать на компьютере», – рассказывал звезда кино.

// Фото: Кадр фильма «Алексей Баталов. Он же Гоша, он же Гога...»

В написании статьи использовались материалы издания «7 дней».

Георгий – одно из немногих имен, имеющих многочисленные сокращенные варианты. Вспомним фильм «Москва слезам не верит»: Георгий – «он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора». А также Егор, Гера, Геша. Почему же так случилось? И как вообще появилось на Руси это имя?

История имени

Имя Георгий, как и множество других современных имен, появилось на Руси после принятия христианства. Разнообразные греческие, латинские и еврейские имена нашли свои места в церковных святцах, согласно которым и нарекали новорожденных.

Георгий (Георгиос) – имя греческое и на русский язык переводится как «земледелец». В древности греки называли так бога Зевса, который считался покровителем сельскохозяйственных работ.

На Руси это имя стало широко распространяться с Х века. Поначалу Георгиями называли только тех, кто имел отношение к княжеским родам. Затем это имя стало привычным и среди служителей церкви, а позже обрело популярность и у простых крестьян.

Сокращения

Дохристианские имена на Руси были просты и понятны любому обывателю. Даже их значения лежали, что называется, на поверхности. Например, чаще всего древние славянские имена отражали окружающую действительность, природу, животных (Волк, Пырей, Мороз), порядок появления того или иного младенца на свет (Пятак, Шестак, Девятко), внешний вид или характер ребенка (Несмеяна, Забава, Беляк), отношение к нему родителей (Богдан, Ждан, Любава) и многое другое. Все эти имена не требуют перевода или объяснений даже сегодня.

Поэтому не мудрено, что поначалу русскому языку иноземные имена давались с трудом. Для того чтобы облегчить их произношение, а иногда и попросту оттого, что не расслышали непонятное слово, люди имена коверкали и сокращали. Древним жителям Руси имя Георгий, наверняка, тоже казалось очень сложным. Поэтому с ним также произошли некоторые метаморфозы. Какие только сокращенные варианты ни находят в летописях: Гюрг, Гюрги, Гюрята, Гергий, Гюрий, Горьги, Гюргий, Дюрга, Дюргий, Дюрди, Дюрдий, отсюда Юрий, Юрьи, Юрьги, Юрко, Юрка.

Популярность

Сокращение имен также тесно связано с их распространенностью на Руси. Для того чтобы выделить своего ребенка из числа его тезок, люди и придумывали всевозможные сокращения. Вот и имя Георгий постепенно обрело подобную популярность.

Со временем сокращенные формы имен стали совершенно отдельными именами. Так случилось и с именем Юрий, которое является производным от Георгия. Причем имя Юрий обрело полную самостоятельность только после 30-х годов ХХ века.