Родная земля родина поклонные кресты конспект. Конспект урока кубановедения раздел "Духовная культура Кубани" (2 класс)

В великий всемирный праздник Воздвижения Креста Господня рядом с древнейшим первым городом-крепостью Русской земли Изборском был насыпан Священный курган и воздвигнут Поклонный крест.

Протоиерей Андрей Таскаев, руководитель информационной службы Псковской епархии об этом событии сообщил следующее:

"Как сказал наш Святейший Патриарх Алексий II, настало время собирать камни. Поэтому нам надо собрать всю нашу трагическую историю, ее поражения и победы, нашей Церкви, нашего народа. Собрать все воедино и принять нашу историю, принять самих себя, перестать искать врагов. Надо строить Отечество, строить новую Россию, но с тем опытом, который у нас есть. Слава Тебе Господи, что эту идею метафорически, символически воплотили на Псковской земле. А где должно еще начаться воссоединение России, как не в Доме Божьем, Доме Святой Троицы на Русской земле - в Пскове! Древний город находится на западных рубежах нашего Отечества, и уже полторы тысячи лет стоит непоколебимой крепостью на пути врагов. Мы складываем воедино этот Холм, как символ всей истории России, и крест на этом холме, как венец всей нашей истории. Мы надеемся, что будет восстанавливаться православное государство с православным нравственным менталитетом".

На чине освящения Поклонного креста первым выступающим был инициатор события и благочестивого дела возведения Священного холма на Псковской земле, редактор газеты "Завтра" Александр Проханов.

Он образно и точно сказал о выборе места Священного холма, потому что "Русская история покрыла поцелуями Псковскую землю". Само событие Александр Андреевич определил как светоносное и духовное, должное затронуть душу каждого. Проханов назвал крест "русским древом познания добра и зла" и сказал: "Сюда легли земли из псковских Выбут, где родилась Ольга - первая на Руси христианка и государственная устроительница. Здесь лежит земля из Будника - места рождения Крестителя Руси Владимира Красное Солнышко. Тут есть земля с Кобыльего городища, с берега Чудского озера, где были разгромлены тевтоны благоверным князем Александром Невским. Здесь есть земля из-под стен Спасо-Елеазаровского монастыря, где подвизался великий русский идеолог - монах старец Филофей, который впервые на весь свет провозгласил сакральную формулу "Москва-Третий Рим, а четвертому не бывати".

Эта идеологическая формула абсолютно актуальна и сегодня. Мы привезли сюда землю из-под Покровской башни Пскова, где псковичи отражали штурм польского короля Стефана Батория, стремившегося в центр России, в Москву. И там, в проломе стены, когда поляки одолевали псковское воинство, явилась Пресвятая Богородица Печерская Богоматерь и заслонила Псков и Россию от нашествия поляков. Земля с этих воинских могил лежит в нашем Холме. Мы принесли землю, которая знаменует романовскую Империю. Землю из псковского Кремля, где были земляные бастионы, насыпанные Петром Первым в Северную войну для тяжелых орудий, направленных на надвигавшихся на Россию шведов. Мы привезли землю из Михайловского, из-под стен Святогорского монастыря, которые помнят нашего лучезарного. бесконечно живого Пушкина.

Мы привезли землю со станции Дно, где завершилась монархия Романовых, где Царь Николай Второй, мученик, завершил свою царствование, и где началась его голгофа, его крестный путь закончившийся зверским его убиением, которое положило начало братоубийственной бойне гражданской распре. Мы привезли землю с того места, где русские люди впервые отразили удар врагов, отгнав кайзеровцев от Пскова. Мы привезли землю Великих Лук, с того места, где Александр Матросов закрыл своим сердцем амбразуру фашистского пулемета...Мы привезли землю со Ступинских высот под Великими Луками, где штрафные батальоны брали штурмом немецкие соединения и захватили эти стратегические высоты. Здесь находится земля сегодняшних наших дней. Тех дней, которые заложили основу нашего нового государства Российского, еще очень хрупкого, создающегося в противоречивой обстановке. Здесь земля от памятника, посвященного погибшим в Чечне солдатами 6 роты, земля Псково-Печерского монастыря, где хранятся частицы мощей святых, просиявших на Псковской земле, хранится духовный отпечаток старца Иоанна Крестьянкина. Мы привезли землю с острова Залит, с могилы батюшки Николая Гурьянова и соединили их здесь. Все эти земли, как горсти дрожжей, мы кинули в эту большую квашню, в которой восходит белоснежное дивное тесто новой Русской государственности, новой Русской эпохи, новой русской силы, нового могущества. Как горстки топлива мы вбрасываем эти земли в этот огромный очаг, чтобы в нем опять воспылало пламя нашей веры, нашей святости, чтобы нас покинуло уныние, чтобы нас покинули напасти, чтобы русский человек наполнился благородством, святостью, волей к жизни, к победе, чтобы мы обернулись лицом к своему ближнему, чтобы мы сошлись в нашем едином бессмертном Русском государстве".

По окончании выступления А. А.. Проханова Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий с псковским духовенством совершил чин освящения Священного холма, названного Александром Прохановым "амвоном".

В своем слове к собравшимся, у подножия Поклонного креста, Владыка Евсевий сказал: "От себя я принес то, что связано со Святой Землей, Иерусалимом, где мне пришлось нести послушание нашей Церкви в течение четырех лет: со священных мест привез камень и частицу дуба Мамврийского, которые полагаю в этот Священный холм и возливаю святой елей от Гроба Господня и от многих святынь Святой Земли. Пусть это все будет связано воедино и утверждено нашей святой молитвой, нашей верой православной во благо нашей родной Руси, во благо каждого из нас, во утверждение Православия на нашей земле и в процветание нашего народа. Всем желаю мира, согласия, покаяния и терпения". С этими словами Владыка возложил святыни у основания креста, трижды произнеся молитвословие: "Освящается крестное сие знамение благодатию Святаго Духа, окроплением воды сея священныя: во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь".

Высокопреосвященнейший Владыка Евсевий также поздравил всех с великим всемирным торжеством нашей Церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и сказал: "Дорогие о Господе братия и сестры! Крест - хранитель всея вселенная, крест - красота Церкви, крест - верных утверждение, крест - Ангелов слава и демонов погибель. В этих словах заключен весь смысл нашего праздника. Крест - хранитель всея вселенная. Во всех местах нашего земного шара сегодня чтут, прославляют и кланяются святому Животворящему Живоносному Кресту Христову. Так Промыслом Божиим определено на земном шаре славить тот Крест, на котором пострадал ради нашего спасения наш Господь Иисус Христос, проливая Свою кровь и претерпевая страдания и муки за спасение рода человеческого, забывшего Бога. Господь явился на землю, чтобы спасти человека, чтобы избавить его от работы вражия, чтобы показать ему путь к правде, свету, согласию и вечному спасению.

Крест Христов в жизни христианина всегда был путеводной звездой, так научила нас Святая Церковь: "Иже кто хочет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет". Еще Он сказал: "Придите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы". На Кресте совершено наше спасение, Господь Крестом источил бессмертие всему человечеству. С того момента, как Спаситель был снят со креста и погребен в пещере, из которой Он воскрес, Крест Господень стал символом победы и правды. Символом победы над злом и дьявольской силой. С тех пор крест стал священным предметом, стал животворной силой и знаком совершенной любви Божией к роду человеческому. Когда Господь был вознесен на Крест, Крест Господень привлек к себе внимание сердца, души и жизни многих миллионов людей, которые трепетно восходят на Голгофу.

В свои годы, когда мне было 25 лет, я тоже с трепетным сердцем восходил на Голгогофу по ступеням, припадывая к месту, где пострадал Господь, и просил Господа, чтобы он помиловал нашу Россию. Это было время конца семидесятых годов, в которое вера была угнетаема безбожной властью, и мы были несвободны. Это тоже был своего рода крест для каждого верующего человека, несущего в своем сердце тяготу преследования за веру, за Бога, за Церковь и, в конечном счете, за крест, который он втайне носил на груди.

Мы сегодня совершаем особый чин освящения креста. Традиция освящения крестов установлена с самых первых времен на месте подвигов больших подвижников, героев, на месте побед нашего народа устанавливались кресты, Божии часовни и храмы. Первый крест на нашей земле водрузила святая равноапостольная Ольга после своего крещения в Константинополе в 957 году. Этот год - юбилейный год, со дня ее крещения исполнилось 1050 лет. И сейчас мы, по образу святой равноапостольной Ольги, основательницы нашего государства, когда она поставила крест во Пскове на берегу Великой, так и мы на земле Псковской снова водружаем святой крест по замыслу усердного человека Александра Андреевича Проханова. Этот крест должен стать символом нашего единения, нашего согласия. Но мы не должны забывать, что самое главное в нашем согласии и единении - наше покаяние и исправление. Нам надо помнить, что Господь пострадал ради нашего спасения и проявил жертвенную любовь ко всему человечеству. Свидетельствуя о Своей любви, Он сказал благоразумному разбойнику: "днесь со Мной будеши в раю". Блажен человек, который сподобится перед своей кончиной услышать этот голос от Самого нашего Господа.

Дай Бог, чтобы этот крест напоминал всем людям о Славе Божией, о том, что с крестом пришло наше освобождение, наше примирение с Богом. Не забывайте Имя Божие! Оно вечно, и слова Его, сказанные со Креста - тоже вечны. К вечности и мы будем стремиться, потому что ничто в этом мире не вечно, но только Слава Божия, вера Православная и святая молитва. Желаю вам, чтобы вы не забывали этого освященного места, как напоминания о нашем прошлом. Пусть этот крест будет путеводной звездой и свидетельствует о победах русских героев, русских подвижников, чтобы всем нам прийти к согласию и миру с покаянием. Божией помощи всем вам!"

Со всех городов и районов Псковской земли на этот Священной холм принесли землю. Освящение Поклонного креста является первым этапом его строительства, который связан

с привнесением в холм псковской памятной святой земли. К 4 ноября, как предполагается, к дню государственного праздника единения и согласия и Казанской иконы Божией Матери, будет заложена часовня, посвященная Державной иконе Божьей Матери, и будет принесена земля с мест великих военных и духовных побед России. Уже вложена в Холм земля из Сталинграда, принесенная ветераном из псковского города Порхова, уже лежит земля из Дивеева, помнящая преподобного Серафима Саровского.

В основе креста положены огромные гранитные камни-валуны. Венчает Холм красивый темно-коричневый лиственничный крест в 9 метров высотой и 4 тонны весом с надписью "НИКА. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ". На освящении Поклонного памятного креста, который, будем надеяться, символически ляжет в основу новой русской государственности, присутствовали представители областной и городской власти, представители и депутаты от партии "Единая Россия", множество молодых псковичей.

Еще раз народ смог убедиться как крест - знак позорной казни в Древнем Риме, стал Крестом Победы. По традиции, такие поклонные кресты ставились на западной, восточной, северной и южной границах Российской империи, защищая ее сакрально от внешнего и внутреннего врага.

Каким бы ни был путь к ним долгий,
Быть может, до последней, до черты…
Они напомнят о святой княгине Ольге.

Под основание поклонного креста
Княгиня опустила горсть земли.
Как память о распятии Христа,
Голгофой новой место нарекли.

Все православные поднялись к ней.
Камнями крест священный обложив,
И возвышенье сделав из камней,
Молитву на горе той совершив.

Так в Киеве поставлен первый крест,
На взгорье, на крутом зелёном.
Он стал одним из заповедных мест.
К нему все шли всегда с поклоном.

Поклонный Крест святой Руси –
Страны родной духовный щит.
О милости господней попроси,
И у креста святого не ропщи.

Не дожидаясь грозного перста,
Средь праздников и серых буден
Покайся, помолись ты у креста,
Твори добро на радость людям.

О, как же ужаснулась вся страна!
Такого ещё не было на свете:
Руками падших рушит сатана
Поклонные Кресты столетий!

Доколе братья, сёстры нам терпеть?
Что ж власть не принимает должной меры?
Как горестно на это всё смотреть!
Пора встать на защиту нашей веры!

НЕМНОГО ИСТОРИИ:

Поклонные Кресты, означая собой памятные и знаменательные места, служат верующим местом для молитвы, напоминанием всем проходящим и проезжающим о необходимости покаяния, нравственного очищения, жития по законам добра и любви к ближним.Первый Поклонный Крест был установлен на Руси святой равноапостольной княгиней Ольгой более тысячи лет тому назад на Киевских горах.
Православные Поклонные Кресты обычно деревянные, реже - каменные четырехконечные или литые. Они могут украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным остается их православное содержание и ориентация на восток.
В подножье Креста обычно укладывали камни так, чтобы получилось небольшое возвышение, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Иисус Христос. Участники события укладывали несомую с собой от своего порога горсть земли под основание Креста.
Поклонные, маячные, кладбищенские, поминальные, благодарственные, памятные, охранительные… Ставились кресты по разным случаям. Сошли моряки на берег живыми, одолел ребенок страшную болезнь… Самой распространенной формой обета было обещание пожертвовать «на крест» отрез материи или полотенце. Кресты Мезени и Поморья украшались фартуками, шелковыми платками, куклами, к ним клали деньги. К наиболее почитаемым крестам ездили за многие километры. Испокон веку жизнь русского человека нельзя было представить без деревянного креста. И хотя невелик он, по сравнению с церковью, велика была сила его эмоционального воздействия. Крест это и памятник крестьянской письменности, архитектуры, культа, и навигационный знак моряков, нанесенный на лоцманские карты.
Православные традиции воздвижения Поклонных Крестов есть и на сибирской земле. В Сибири Поклонные Кресты издавна ставили на вершинах гор. В Горной Шории был освящен Поклонный Крест на самой высокой точке горы Мустаг; в Томске на горе Каштак Крест установлен в память о погибших в годы сталинских репрессий; в Бийском районе Республики Хакасия - в память о казаках, защищавших южные рубежи Сибири.

Рецензии

Очень хорошо, что Вы подняли эту тему! Те, кто пилят кресты выступают против Церкви и называют себя спасителями народа. Но на самом деле русского народа без Церкви нет просто! Годы безбожия - тому пример! Храни Вас Бог!

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

СЦЕНАРИЙ УРОКА КУБАНОВЕДЕНИЯ

ТЕМА УРОКА: Красный угол. Икона.

ЦЕЛИ : познакомить учащихся с понятиями «икона» и «красный угол»; с традиционными, для кубанских хат и храмов, иконами; с православными традициями казаков; познакомить учеников со знаменитыми храмами и иконами.

ОБОРУДОВАНИЕ : мультимедийная презентация, проектор, экран, аудиосистема; карточки с изображением иконы, красного угла, церкви; карточки с изображением икон и кратким описанием.

ТИП УРОКА Комбинированный урок

ВИД УРОКА Урок-беседа/виртуальное путешествие/проект

УЧИТЕЛЬ Кощавцева Анастасия Васильевна, учитель начальных классов

(Ф.И.О.полностью, предмет)

ОО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 51

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: осваивать систему христианских понятий, знакомить с духовными и культурными ценностями, традициями Кубани.

Метапредметные: умение слушать друг-друга и учителя, делать выводы; умение применять ИКТ и фонды библиотек для поиска и сбора информации; умение творчески преподнести полученные результаты исследований.

Личностные: воспитывать любовь культуре и традициям предков; умение общаться с окружающими для обмена информацией, опытом.

    Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята!

    Хочу начать наш урок со стихотворения Фёдора Сологуба:

Всё хочет петь и славить Бога:

Заря, и ландыш, и ковыль,

И лес, и поле, и дорога,

И ветром зыблемая пыль.

    Сегодня наш урок не простой. Вы сами будете рассказывать друг другу что-то новое, мы отправимся в виртуальное путешествие, и закончим наш проект «Духовные истоки Кубани» выставкой.

    Мы уже посещали с вами женский монастырь (во имя иконы Божией Матери «Всецарица»), вспомните его название, что вам было интересным, что нового вы узнали на этой экскурсии.

    Вы делали фотографии монастыря для выставки. Сдайте их.

    Проверка домашнего задания.

2.1. Беседа. Актуализация знаний, полученных ранее.

    С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? («Родная земля. Родина. Поклонные кресты»)

    Что вам больше всего запомнилось? О чем вы можете рассказать?

    Что мы называем Родиной? Какие чувства у вас вызывает слово «Родина»?

    Как называется наша страна, родной край, город?

    Что означает название нашего города? Каким название было раньше и почему?

    Почему наш край называется Кубань? Чем он знаменит в стране?

2.2. Творческое задание.

    Ребята, вы готовили рисунки, фотографии на тему «Ты, Кубань, ты, наша родина». Покажите работы классу. Позже мы их разместим на выставке.

2.1. Исследовательская деятельность учащихся.

    Что вы видите на этом изображении?

Покло́нный крест - монументальное сооружение в виде креста.

    Для чего они нужны?

    Где можно увидеть такие кресты в Краснодаре? Чем они знамениты? (выступление нескольких учащихся с короткими сообщениями о поклонных крестах г. Краснодара, презентуют фотографии этих поклонных крестов)

    Постановка цели урока.

Икона темная Христа

В старинной золотой оправе,

Ты та же сердцу и не та,

Икона темная Христа,

Сокрытого в небесной славе.

Икона вечная Христа,

Твои черты безгласно строги,

Зажгись, бессмертная мечта,

Икона вечная Христа,

Веди по голубой дороге!

К.Д. Бальмонт

    Какова тема нашего урока, вы уже догадались? (Красный угол. Икона)

    Какую цель мы поставим перед собой? Что мы должны узнать, чему должны научиться?

Цель: познакомить учащихся с понятиями «икона» и «красный угол»; с традиционными, для кубанских хат и храмов, иконами; с православными традициями казаков; познакомить учеников со знаменитыми храмами и иконами.

Задачи: 1. Познакомиться с понятиями «икона» и «красный угол»; узнать названия, традиционных для Кубани икон, и их значения в жизни православного человека; учиться вести краткие записи, делать фото/скриншоты, в ходе экскурсии.

2. Развивать исследовательский интерес, наблюдательность, внимание.

3. Воспитывать интерес к истории родного края, уважение к традициям предков, к религии, к святыням.

    Организация восприятия и осмысления новой информации.

    Ребята, я уверенна, что вы молодцы и уже знакомы с темой нашего урока. И поэтому сможете сами рассказать друг другу многое во время урока.

4.1. Коллективное взаимообучение в малых группах.

    Вы получили карточки с изображениями, обсудите, что вы видите на этих карточках, с друзьями. Расскажите всему классу.

    Икона – слово греческое и в переводе на русский означает «образ, изображение». Кстати, на Руси иконы так и называли – «образа». 1

    О каких иконах вы уже знаете? (Учащиеся выступают с сообщениями, дети демонстрируют иконы и красные углы своих домов)

    Кого изображали на иконах? Чем ценны иконы в жизни христиан?

    А что вы знаете, о знаменитых иконах нашей Родины, которые обладают чудотворными способностями? (Просмотр и обсуждение видеофильма «Чудотворные иконы Божией Матери» телеканала «Союз»)

    Красный угол. Почетное место в избе, находилось наискосок от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово «крестьянин» произошло от «христианин». 2

    Как вы думаете, почему на Кубани всегда был и есть в почете красный угол? Есть ли в вашем доме такое место?

    Какое устройство красного угла было в старину? А сейчас? Какие традиции связаны с этим местом в доме?

    Давайте узнаем больше об иконе, красном угле, традициях связанных с ними. В этом нам поможет учебник «История Кубанского казачества» 3

    Даже в творчестве русских поэтов есть описания красного угла, может кто-то помнит такие произведения? О какой детали красного угла упоминают авторы? (И.А.Бунин «Матери», А.Н. Плещеев «В бурю» - изучались по программе литературного чтения 2 класса)

    Чем украшали красный угол?

    Рушни́к (рус. полотенце) - полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных. 4

    Кто делал рушники? Вспомните профессии (ремесла), которые нужны, чтобы создать рушник.

    Чем рушник отличается от обычного полотенца? (Дети показывают фотографии, а также настоящие рушники, которые хранятся в их семьях и рассказывают о них)

Физминутка

    Первичная проверка понимания новой информации.

5.1. Виртуальная экскурсия «Самые красивые храмы России».

    Вводная беседа.

    Продолжаем наш урок и отправляемся на нашу виртуальную экскурсию. (Просмотр видео и обсуждение «Самые красивые храмы России» от проекта «Русский ТОП»).

    Мы должны внимательно слушать, рассматривать, если необходимо мы можем останавливать видео и делать фотографии-скриншоты.

    Зачем нам пригодятся эти фото и записи? (Для выставки)

    Коллективное наблюдение и сбор материала.

    Заключительная часть.

Физминутка (разминка для глаз после просмотра видео)

    Что нового вы узнали? Ребята, что вам показалось интересным?

    Появилось ли у вас желание посетить другие храмы Кубани и страны? В какие из увиденных на экране вы хотели бы посетить?

    Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему усвоенных знаний.

6.1. Обобщающая беседа.

    Расскажите, зачем нужны иконы в жизни человека?

    Почему в каждой казачьей хате можно было увидеть красный угол?

    Как можно обустроить дома красный угол?

    Можно ли сказать, что поклонные кресты, икона, красный угол, храмы связаны между собой? Почему?

6.1. Выставка.

    Мы закончим с вами размещение наших экспонатов, рисунков, фотографий на выставке.

    Во время перемен пригласим другие классы, поделимся с ними знаниями.

    Контроль за результатами учебной деятельности. Рефлексия. Оценка.

    Что нового вы сегодня узнали? Что вам показалось интересным?

    Какие православные традиции нашего народа вам знакомы? О каких узнали сегодня?

    Вспомним понятия, которые мы изучали сегодня на уроке.

    Какой была цель нашего урока?

    Чего мы добились? Важны ли для вас новые знания, чем?

    Сейчас оценим коллективно работу каждого на уроке, вы можете подсказать друг другу, как добиться лучших результатов. (учитель так же может поучаствовать в оценивании или помочь ученикам с критериями)

    Домашнее задание. Подведение итогов урока.

    Повторить понятия «красный угол» и «икона».

    Рассмотрим с вами изображения различных икон, попробуйте о них рассказать. Кто изображен на иконе? Какое название этой иконы?

*Используются карточки с изображением икон.

    Желающие могут взять эту карточку с изображением иконы и ее историей, чтобы подготовить сообщение к следующему уроку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: Х-XVII вв.: 7 кл.: Пособие для уч-ся общеобразоват.учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

    Матвеев О.В., История Кубанского казачества: учебник для 5 кл. учреждений дополнительного образования детей и классов казачьей направленности образовательных учреждений Краснодарского края – Краснодар: Традиция, 2007.

    Интернет-ресурс. Сайт «Славянская культура» http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/rukodelie/rushnik.html

    Шевченко Л.Л., Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 кл. Учебник. – М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2016.

    Шевченко Л.Л., Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2-й год обучения. Книга первая. 3-е издание – М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

1 1, 2 Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: Х-XVII вв.: 7 кл.: Пособие для уч-ся общеобразоват.учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001., с.75

3 Матвеев О.В., История Кубанского казачества: учебник для 5 кл. учреждений дополнительного образования детей и классов казачьей направленности образовательных учреждений Краснодарского края – Краснодар: Традиция, 2007., с.47-51

4 Сайт «Славянская культура» http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/rukodelie/rushnik.html

Наверное, каждый из нас, хоть раз видел большие деревянные кресты вдоль дорог, на въезде в город (иногда в его черте), да и просто в поле. И наверняка, не все знают, зачем они там установлены. Вот как раз с этим моментом и будем разбираться в этой статье.

Поклонные кресты. Что это такое?

Для начала стоит отметить, что стоящие вдоль дорог кресты имеют, помимо некоего сакрального значения, и свое название – Поклонные, и даже свои виды, в зависимости от целей, которые преследовали те, кто их воздвигал.

Традиция установки Поклонных крестов очень и очень древняя и уходит своими корнями к временам становления христианства на Руси. Считается, что одними из первых Поклонных крестов были те, которые воздвигали по приказу княгини Ольги на месте уничтоженных языческих идолов, перекрестках дорог и отдаленных деревнях в Псковских и Киевских землях.

Золотой стандарт ответственно устанавливает исторические размеры православного поклонного креста. Это руководство по его изготовлению и установке.

«Ранее кресты устанавливали по разным причинам: на въезде в деревню, обетные кресты в честь рождения первенца, охранные, перед строительством церкви. Смысл в том, что где считали нужным, там и ставили. Это и есть дар свободной воли, которую даёт Бог человеку. Есть навигационные кресты на побережье морей. Даже ставили межевые кресты для видимого определения границ. Сейчас большинство крестов устанавливают на въезде в город, селение и перед началом строительства храма. Также устанавливают кресты в памятных местах. В данном золотом стандарте приведен пример установки поклонного православного креста в сердце деревни на видном месте. Преимущества очевидны: из большинства домов видно крест. Безликая деревня, каких много, приобрела сокровище в сердце деревни. Будет на этом месте жизнь и благодать».

КУПИТЬ КНИГУ

По своим функциям Поклонные кресты можно разделить на несколько, скажем так, видов:

  1. Миссионерские.

    Вот как раз кресты, воздвигнутые Ольгой, и есть миссионерские. Своего рода символ победы христианства над язычеством.

  2. Навигационные (они же «приметные»).

    Высота таких крестов достигала 14 метров, так как они служили ориентиром для путешественников, в том числе и моряков. Так что такая высота вполне оправдана, ведь приметить такой ориентир нужно было издалека.

  3. Межевые или, как их еще называют – придорожные.

    Были весьма популярны в дореволюционной России. Ставились такие кресты рядом с селениями, вдоль дорог (как раз их мы и видим чаще всего). Делалось это для того, чтобы путник по прибытии в город(или село-деревню и тому подобное)мог воздать молитву Всевышнему за окончание трудного пути. Так же такими Поклонными крестами обозначались границы крупных сельскохозяйственных угодий.

    У таких крестов даже своя особая конструкция: крест венчался двускатной крышкой из двух дощечек. Нередко под «крышей» этой устанавливали киот с иконой и лампадкой. Такой крест назывался «голубец». Иногда такими крестами отмечались освобожденные от захватчиков селения и города. Места, в которых уже безопасно и жители могут возвращаться обратно.

  4. Памятные (благодарственные, обетные).

    Это, пожалуй, самый распространенный вид Поклонных крестов, по ним буквально можно читать историю Руси. Устанавливались в качестве благодарности Всевышнему (за удачный исход войны, рождение наследника и тому подобное). Иван Грозный и Петр Первый устанавливали такие кресты. Первый за рождение сына, второй – как благодарность за спасение в шторм.

    Само слово «обетный», говорит нам о том, что воздвигался крест по «обету», то есть, обещанию, и нередко в отдаленных местах, укромных уголках (лесах, полях и т.п.). Но чаще всего, на перекрестках и вдоль дорог, где кресты было хорошо видно прохожим.

  5. Охранные.

    Ни для кого не секрет, что крест для православного человека – символ святости, чистоты. И силу он имеет немалую: охранят места, очищает их от скревны. Люди считали, что установив Поклонный крест при въезде в город, уберегут его жителей от болезней, разбойников и нечисти. Некоторые огорода отмечены аж с четырех сторон подобными символами.

    Такой крест поставили «в одном из костромских лесов при дороге, на месте, где разбойники убили почтальона». Крест должен был обезопасить это место от «повторения на нем подобных несчастий».

  6. Кресты – заместители церквей, храмов и часовен.

    Такие кресты устанавливались на месте разрушенных(сгоревших) храмов и часовен, чтобы оставить верующим людям возможность воздать молитву в святом месте. Крест воздвигали именно в том месте, в котором когда-то стоял престол.

    Иногда же, наоборот, сначала ставили крест, а потом на его месте воздвигали храм.

  7. Поминальные.

    Такие кресты не всегда ставят в месте погребения человека, иногда Поминальный крест воздвигают на месте его гибели. В современном мире все чаще и чаще можно встретить такой крест: в месте, где произошел террористический акт, авто-или авиакатастрофа, и так далее.

Как воздвигали Поклонные кресты

Установка таких крестов в древние времена была особым ритуалом, к которому подходили со всей серьезностью, ответственностью и почтением. Обычно, люди собирались всей деревней для совершения этого обряда.

Вы, наверняка видели, что стоят Поклонные кресты на небольшой горке (символ Голгофы), так вот, чтобы создать такое возвышение, каждый селянин приносил горсть земли и водружал ее на место будущего подножия креста.

Традиционно такие кресты изготавливали из дерева, реже из камня и совсем редко из металла. При установке ориентировались на стороны света: плоская часть креста обращалась на восток, а приподнятый конец нижней перекладины – на север.

Подытожим: зачем устанавливают Поклонные кресты?

Чуть выше мы с вами выяснили, что Поклонные кресты устанавливали в определенном месте:

  • Место утраченной церкви или кладбища;
  • Святой источник;
  • Место, на котором стояли языческие идолы;
  • Гиблые, опасные места;
  • Въезд в город;
  • Место гибели;
  • Место массовых крещений и так далее.

И то, что функции у них тоже были различны, в зависимости от места установки, и целей, которые преследовали создатели «памятника». И то, что традиция эта очень и очень древняя, даже если не брать в расчет Русь, а заглянуть еще дальше – в Римскую Империю, во времена правления Константина (312 год). По легенде, накануне его сражения с Максенцием (заклятый враг, кстати), Константину приснился сон, в котором он увидел крест с посланием: «Сим победишь!». Действительно, победил, а после своей триумфальной победы установил на главной площади Рима памятник, изображающий, естественно, себя любимого с копьем, а копье это было увенчано, как раз, крестом и надписью: «Этим спасительным знамением я спас город от ига тирана».

Фото поклонных крестов

Вопрос-ответ

Друзья, мне частенько задают некоторые вопросы, касающиеся поклонных крестов, их установке и так далее. Чаще, конечно, про установку. Так вот, я решила на некоторые из них дать ответ. Ответы не с потолка беру, с различных сайтов (авторитетные источники, между прочим) православной тематики.

  • Могут ли верующие миряне сами установить такой крест?

    Нужно благословение. И сама установка происходит с обязательным участием священнослужителя. Существует специальный чин освящения поклонного креста, на него возливается святая вода, священник читает молитвы.

  • Можно ли устанавливать кресты в городе, допустим, рядом с развлекательными центрами, как бы наперекор неверующим?

    Нет, поклонные кресты не ставят там, где над ними легко могут надругаться. Кресты - для верующих, а не вопреки неверующим.

    Крестовский Мост - Православная газета (www.krest-most.ru)

Но я отвлеклась. Так вот, традиция эта древняя, но жива до сих пор(и даже больше, чем жива). Поклонные кресты до сих пор продолжают оберегать наши города, и напоминать о прошлом, иногда печальном, иногда нет. И думаю, что еще очень и очень долго мы будем встречать деревянные кресты, возвышающиеся вдоль дорог.

Благодаря местному почитанию подвижника на лесном урочище зародилась церковная жизнь

13 апреля — День рождения преподобного Серафима Вырицкого. Его малая родина — деревня Вахрамеево, где в октябре 2017 года поставили в память о нем часовню. Это урочище сегодня привлекает к себе все больше и больше людей, постепенно становясь местом паломничества. На первой Литургии в часовне побывала корреспондент «Журнала Московской Патриархии». О том, как и кто строил часовню, возможно ли сегодня проложить до Вахрамеево дорогу, как возрождается там духовная жизнь нашему корреспонденту рассказали местные жители, краеведы, мэр Рыбинска, духовенство епарихии и епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин.

В деревню Вахрамеево Ярославской области, место, где родился и до десяти лет жил святой преподобный Серафим Вырицкий, попасть можно разве что на военной технике и уазиках, и то - при наличии опытного проводника. Дорога ведет через топи и лесные полосы, перемежающиеся урочищами. Бывшие деревни под снегом похожи на обычные поля. Даже ржавый остов комбайна - свидетельство некогда коснувшейся этих мест коллективизации - выглядит совсем неожиданно. За последние 30-40 лет бывший колхоз стал частью дикой природы. И вдруг, на одной из таких «лесных полян» - поклонный крест с образом батюшки Серафима и деревянный храм-часовня. При входе - табличка «На этом месте стоял дом, где родился святой преподобный Серафим Вырицкий».

Местность - плешка-плешкой, только две липы старые растут. По периметру тянется каёмка леса, а дальше - такие же выжженные, вытоптанные, похожие одно на другое, бывшие поселения. Как из обоймы одинаковых урочищ установили верное, каким «георадаром» определили место избы Муравьевых?

Православный джиппинг

Два места рождения святого Серафима Вырицкого - в жизнь земную и в Жизнь Вечную - теперь отмечены одинаковыми часовнями. В точности таком же деревянном храме, в Вырице, покоятся его мощи. Как рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин, идея поставить здесь часовню принадлежит протоиерею Георгию Преображенскому, настоятелю храма Казанской иконы Божией Матери в поселке Вырица. Разговоры о строительстве начали вести уже в 2015 году, а в 2016-м, когда праздновали 150-летие со дня рождения батюшки Серафима, отец Георгий свою инициативу поддержал и третью требующейся на возведение часовни суммой денег. Остальное организовал мэр Рыбинска Денис Добряков.

Конечно, посещаемость в часовнях не сравнить. В Вахрамееве пока под каждую службу надо собирать экспедицию. Все для богослужения везти с собой. В храме из постоянного убранства только три иконы - преподобного Серафима Вырицкого в условном алтаре, Спасителя и Образа Владимирской Божией Матери. Пока состоялась только одна, первая, Литургия, на которой была зачитана молитва с кратким чином освящения. Служба неоднократно переносилось и в итоге свершилась 9 декабря 2017 года, накануне праздника иконы Божией Матери «Знамение». Богослужение возглавил епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин с сонмом епархиального духовенства. Всего в паломничестве участвовало 23 человека, в том числе мэр города Рыбинска Денис Добряков, певчие, журналисты, несколько прихожан из ближайшей деревни и водители-добровольцы из рыбинского трофи-клуба (гонки по бездорожью).

Дорога до часовни заняла 10 часов - 5 часов в одну сторону, и 5 - обратно. А маршрут был такой: мы пересели из легковых автомобилей в пять больших уазиков «Хантер» и «Патриот» в 8 утра на Арефинском тракте, у деревни Васильково. Далее - по дороге на Арефино - 4,6 км до поворота под уходящие за горизонт вышки ЛЭП. Вдоль ЛЭП до поворота на финишную прямую надо проехать - 4,8 км. Стоило нам свернуть с трассы под ЛЭП, буквально через пять минут одна из машин провалилась колесами в воду под лед и завалилась на бок. Весь путь под ЛЭП - бесконечное вызволение то одного, то другого уазика из полыньи и прогулки членов экспедиции по сугробам на свежем воздухе. Потеряли три часа. Наконец, въехали на нужном повороте в лес и окончательно застряли. Дальше с благословения владыки добирались пешком, перепрыгивая лужицы полыньи, то и дело проступавшей из-под снега. Обратный путь после Литургии, на которой большинство присутствующих укрепились Причастием, и согревающей трапезы у костра, был намного легче - ведь дорога уже знакома. Но весь километраж вдоль ЛЭП уазики снова ныряли. В итоге, и до трассы мы шли пешком. В 8 вечера паломники выбрались на шоссе.

Командир колонны уазиков Алексей Морозов прокладывал маршрут в Вахрамеево для строительства храма-часовни. Затем осуществлял связь строителей с Рыбинском и сам помогал строить.

Он рассказывает, что закладной камень и еще один крест на месте будущей часовни установили 25 июня 2016 года, в дни празднования юбилея святого на родине. Сруб быстро сделали в одном из районов Рыбинска и уже в августе доставили в Вахрамеево на вездеходах. Транспорт предоставил командир одной из войсковых частей Рыбинска Фёдор Мандрик. Иерей Андрей Рыков, настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора г.Рыбинск, руководил стройкой. Рассказывает, что храм построили всего в три заезда, по несколько дней каждый. Денис Добряков уверен, если бы не отсутствие дорог, построили бы раньше.

«Самым главным и трудным было собрать средства и закупить материалы, - продолжает мэр, - Строили всем миром. Много, кто помогал, закупали доски, кровлю, сруб, сваи, один предприниматель сам построил фундамент. Кто-то деньгами поддержал».

Алексей Морозов несколько дней жил с бригадой в палаточном лагере. На подмогу, на урочище, приезжали еще четверо местных - прихожане из Рыбинска и Тутаева. Денис Добряков прислал опытного плотника-прораба Александра Серова, который ранее, вдвоем с помощником, построил сруб будущей часовни. На месте часовню собирали, как конструктор, по пронумерованным бревнам.

«Когда я узнал про Вахрамеево, сразу прочитал житие Серафима Вырицкого, - вспоминает Алексей. - Вечерами, сидя у костра, думал о том, что великий святой, который столько молился за Россию, до 10 лет жил здесь, в этих краях, и для меня счастье - быть в Вахрамееве. Разговоры о медведях меня не пугали, настолько чувствовалась защита батюшки Серафима». Однажды разгружали строительные материалы в двунадесятый праздник. С грузовика сорвалась металлическая конструкция и пролетела рядом с плечом Алексея настолько близко, что почувствовалось движение воздуха. Хотя, она могла попасть по руке очень легко. Алексей увидел в этом заступничество преподобного Серафима с одной стороны, а с другой - предупреждение: «Не дело - в праздник работать!»

Храмы села Спасского на Ухре

Алексей прихожанин храмов в поселках Глебово и Тихменево, где настоятель протоиерей Алексей Ходунков. Весной 2015 года отец Алексей позвонил своему тезке и попросил организовать поездку для делегации из Рыбинской епархии в деревню Спасское на Ухре - второе знаковое место, связанное с памятью о преподобном Серафиме Вырицком. Родители будущего святого, Николай и Хиония Муравьевы, были прихожанами храмов Спасского на Ухре - летнего, Никольского (1774), и зимнего, Преображенского (1763), в котором и крестили в апреле новорожденного Васю Муравьева. В январе 2015 года там было организовано архиерейской подворье храма Преображения Господня.

Алексей тогда один в два-три заезда всех доставил на место. Летом епархия снова обратилась к нему с просьбой отвезти на большой церковный праздник не только духовенство, но и паломников. Морозов позвал товарищей. Теперь у Рыбинской епархии на подмоге трофи-клубы Рыбинска и Ярославля.

«Для меня ключевой момент, что мое увлечение может приносить такую пользу в православной среде», - подчеркивает Алексей.

Реальная дамба

Владыка Вениамин вспоминает, еще за много лет до прославления Серафима Вырицкого в Ярославской епархии уже были в ходу фотографии старца и молитва «От Меня это было». «Но я тогда не знал, что он наш, рыбинский, - рассказывает епископ Вениамин, - для меня он долгое время был почитаемым старцем в Вырице. Когда выяснилось, что земляк, первое дело было - посещение Вырицы. Уже в 2000-х годах в Рыбинске среди духовенства и мирян можно было слышать фразу, что «Рыбинская земля - родина трех святых: святого Феодора Санаксарского, святого праведного воина Феодора Ушакова и святого преподобного Серафима Вырицкого». В этих краях есть старожилы, рыбинские прихожане, которые сюда еще и двадцать лет назад приезжали, знали об этих деревнях, связанных с именем святого. Здесь дорогу надо делать, но я как-то сейчас ее даже не представляю. Если тропинка не будет зарастать, то с Божией Помощью будет и дорога».

Протоиерей Андрей Касицын- первый священник, который добрался до урочища деревни Вахрамеево в 2005 году и установил здесь березовый крест. В 2006 году он вместе с отцом Геннадием Беловоловым из Санкт-Петербурга, помощниками и бывшим жителем Вахрамеева - Виталием Григорьевичем Ворониным определили место избы Муравьевых, а также установили 8 поклонных крестов в Арефинском районе.

Отец Андрей Касицын был назначен настоятелем храма Рождества Христова в селе Арефино в 2000-м году. За 11 лет служения в Арефино, без преувеличения будет сказать - боем прошел эти одичавшие места, адаптируясь к жизни вдали от благ города. Сейчас отец Андрей вернулся на свою родину, в Воронеж, но, создается впечатление, что по Арефинским краям все еще мысленно бродит.

«Первые триста метров от трассы под ЛЭП - настоящая топь, туда съезжать категорически нельзя! - комментирует видеорепортаж экспедиции отец Андрей. - Даже на глаз видно, что высоковольтные стойки уходят вверх, за горизонт. Вся вода собирается в низине, у дороги, под глубоким снегом. Она здесь не замерзает даже при тридцатиградусном морозе. Но если, не сворачивая под ЛЭП, проехать вперед по трассе 300-500 метров, на перекресточке будет старая дамба, которую построил лесокомбинат. По ней можно заехать в лес, а там по просеке объехать топь и снова выехать под ЛЭП, а по ЛЭПу, уже сухому, несколько километров проехать до поворота в лес. Там даже в распутицу дорога более-менее крепкая».

Реальный и в практическом, и в материальном смыслах, вариант дороги в Вахрамеево - восстановить эту старую дамбу. Она тянется несколько километров по лесу, почти упирается в Вахрамеево, а оставшееся расстояние и пешком несложно пройти. Сделать это можно за несколько дней гусеничным экскаватором. «Надо просто каналы углубить для стока воды справа и слева. Землю, которую из них достанут, сверху на дамбу положить, прокатать, подравнять, и будет высокое место. Это не миллионы какие-то несусветные. Асфальт там не нужен, он не простоит, испортится. Если найдутся желающие принять в этом участие и будет Божие Благословение, то все реально», -говорит священник.

В свое время он даже узнавал у главы местной администрации, возможно ли из нежилого поселения сделать жилое. Оказывается, возможно. Существует список документов из тридцати пунктов, которые нужно согласовать со всеми мыслимыми и немыслимыми службами, чтобы территорию, которая числится нежилой, урочищем, восстановить и сделать жилой. Хоть прямо сейчас можно заняться, собрать документы, и появится деревня Вахрамеево, которая войдет в Арефинское поселение и будет подчиняться главе. Получит статус землепоселения с кадастровой стоимостью, которой сделают переоценку.

Но с Вахрамеевым много нюансов. Как протянуть электрические сети? Ближайший трансформатор в деревне Локтево, это 3 километра лесом, и любая упавшая елка порвет провод. Существуют нормативы, сколько метров должно быть вырублено, по какой высоте прокладывать. Деревья в лесофонде надо выписать.

«Речь о целом комплексе мер, и на каждом этапе должны встретиться понимающие люди, которые пойдут навстречу, - продолжает отец Андрей. - Мы так 2 года электричество в храм проводили. Более реально обжить Спасское на Ухре, там есть свет, какая- никакая дорога. Если находятся люди, которые в храм начинают ходить, он становится местом молитвы и религиозной жизни. Ради них и место оживает. Бокаревы Сергей и Нина, ведь раньше не жили в Спасском на Ухре. Они переехали, потому что прониклись уникальностью этих мест. А сейчас им уже не надо, как раньше, за 8 км в Арефино идти, чтобы помолиться. В перспективе пути Господни неисповедимы, уже и в Вахрамееве появился храм-часовня».

Медвежий угол

От Вахрамеево до Спасского на Ухре напрямую через лес - 6 километров, в объезд - дальше.

«С отцом Георгием Преображенским мы решили сохранить храмовый комплекс, где крестили святого, - говорит епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин, - чтобы он был посещаемым, в Спасское на Ухре можно добраться. Не такие большие деньги нужны, но у нас нет спонсора, который бы сказал: «все сделаем через два года».

В архиерейском подворье - два храма. Летний, Никольский, стоит в строительных лесах, зимний, Преображенский, в котором крестили будущего святого - младенца Василия Муравьева, лежит в руинах. Память о том знаменательном событии отмечена даже двумя крестами. Первый крест, очень добротный, резной, находится в разрушенной алтарной части Никольского храма. На нем надпись: «В сем храме принял Святое Крещение 1 (14). 4. 1866 Старец Серафим Вырицкий». Его установил в 2000-м году, незадолго до канонизации преподобного Серафима, протоиерей Димитрий Садовский, настоятель рыбинского храма в честь Иверской иконы Божией Матери. Отец Димитрий и его супруга родом из Ленинграда.

Второй крест устанавливали уже точнее, в предполагаемой алтарной части Преображенского храма, в 2006-м году отцы Андрей Касицын и Геннадий Беловолов. Тогда уже было известно: кирпичные развалины да угол стены - и есть зимняя церковь.

Сегодня вся жизнь архиерейского подворья сосредоточена в колокольне, приспособленной под службы. Настоятель - благочинный Некоузского района, настоятель рыбинского Храма Казанской иконы Божией Матери протоиерей Григорий Гогишвили. К подворью приписана одна монахиня - матушка Серафима Гущина. Она была пострижена в честь преподобного Серафима Вырицкого в 2012 году, до появления подворья. Ей в деревне негде жить, хоть поначалу пробовали снимать угол. Матушка Серафима приезжает на службы петь и когда надо помочь священнику.

Служат каждое воскресенье и обязательно - по большим праздникам. Сам настоятель - редко, в виду занятости на приходе в Рыбинске и благочинии Некоузского района. Приход - 3 человека: старожил Арефинского края Александр Александрович Меньшиков и двое переселенцев - Нина и Сергей Бокаревы. Нина перед службой протапливает печи. Летом приход прирастает дачниками. Все желающие помолиться в колокольне умещаются.

Сейчас в Спасском на Ухре 6 жилых домов, семья Бокаревых строит седьмой. В трех домах постоянно живут 7 человек. В Спасе, Черемушки и Седлово с весны до осени проживают дачники, человек 25. Сергей Бокарев ездит на работу в Рыбинск. Справиться со строптивой дорогой ему помогает верная машина «Нива» и опыт службы танкистом. В хозяйстве есть «мотособака» - снегоход, типа «Бурана», для езды по насту. Нина трудится здесь на полставки почтальоном, всех жителей окрестных деревень лично знает.

По данным, предоставленным главой Арефинского сельского поселения Александром Чуваевым, на 1 января 2018 года постоянно зарегистрировано в Арефинском крае 1412 человек, летом за счет дачников число жителей достигает 2500 человек. Но по факту проживают порядка 1000.

«Население идет на убыль, - говорит арефинский глава, - Я пришел на эту работу в 2004 году, было порядка 1760 человек. На 300 человек больше, чем сейчас».

«Почтальон идет пешком по бездорожью, скорая помощь из города 45 км едет, - перечисляет Нина, - Старики, зимующие здесь, выживают, кто как может. Хорошо, если дети помогают, а они все живут по городам. К кому-то соцработник приходит из Арефино - это в 10 километрах. Здесь проедет только внедорожник, вездеход и трактор. Умерших вывозят в морг на тракторе. Единственное, на мой взгляд, что дает сил здесь жить - это Никольский храм в архиерейском подворье. Жители всех этих деревень со слезами на глазах радовались празднику 150-летия преподобного Серафима Вырицкого, для нас это больше, чем архиерейское подворье».

Бокаревы всегда у подворья на выручке. С момента своего переезда в Спасское на Ухре ухаживают за территорией храмов, погостом и источником, который освятили уже в 2000-х годах, как одно из памятных мест, связанных с батюшкой Серафимом.

Есть проект заповедной зоны памятных мест преподобного Серафима Вырицкого - «ООПТ «Земля С. Вырицкого», составленный известным рыбинским краеведом Евгением Балагуровым, ныне покойным.

«Евгений Петрович нарисовал карту своей рукой, красками, рисовал он прекрасно, был замечательный живописец, - вспоминает ученик Балагурова, Денис Демьянов. - По его подсчетам, площадь заповедника составляет 14,5 кв. км. В границы попадают деревни, которые стоят по реке Ухре. В частности, Спасское на Ухре, находящаяся в полутора километрах от него усадьба «Черемушки» дворян Небольсиных, защитников Отечества и путешественников. Евгений Петрович рассказывал, что контрадмирал Аркадий Небольсин во время Цусимского сражения после гибели командира взял командование крейсером «Аврора» на себя и спас его. Его имя носит один из мысов Японского моря, а писатель Валентин Пикуль вывел его прообраз в своём романе «Из тупика».

В усадьбе сохранился липовый парк в английском стиле с деревьями, которым 150-200 лет. Раньше росли два кедра, редкие для нашей природы, сейчас остался один. Границы также захватывают деревню Черемушки и Вахрамеево. Сама река Ухра - памятник природы, кувшинки, которыми она щедро украшена - показатель чистой воды. Дикие звери, лоси приходят. Наш Арефинский край в районе называют «медвежий угол» из-за большого количества медведей. Евгений Балагуров под заповедником подразумевал территорию, которая должна сохранить исторический облик и ту экологическую среду, которая окружала преподобного Серафима Вырицкого. Здесь неуместны коттеджи, зоны отдыха и что-то еще для общественного значения. Он хотел сохранить природу, которая чудом до нас дошла. Детального описания, думаю, не сохранилось, он это держал в голове…»

Дети с Дон Кихотом

Известный рыбинский краевед и педагог Евгений Балагуров 25 лет вел кружок краеведения в Центре детско-юношеского туризма и экскурсий города Рыбинска. Авторская учебная программа Балагурова «Лаборатория краеведения» в 2005 году была признана лучшей в России. Сейчас учреждение, где четверть века трудился Евгений Петрович, носит его имя. Искусствовед по образованию, с дипломом Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, как никто другой потрудился для спасения святынь этих мест. Под его персональную защиту попадали все культурные объекты. Вместе с соратниками он добился присвоения Рыбинску статуса исторического города. Евгений Петрович и его подопечные в 90-х первыми пришли в церковь Богоявления на Острову, чтобы там прибраться. Тогда еще не знали, что здесь крестили непобедимого адмирала. В те же годы Балагуров собирал экспедиции в Спасское на Ухре, на место крещения святого Серафима Вырицкого, хоть старец еще не был прославлен. Его ученики уже тогда писали работы, посвященные Серафиму Вырицкому, этому месту и храму, где он был крещен.

На берегу Рыбинского моря, по инициативе Балагурова был установлен пятиметровый поклонный крест в память Югско-Дорофеевой пустыни, основанной в 1615 году. Крест установили на самом ближнем к затопленному Югскому монастырю месте. Сейчас это одна из рыбинских святынь, к которой совершаются крестные ходы.

Краевед с учениками опекали трехшатровую церковь Троицы XVII века в Александровой Пустыни под Рыбинском. На всю Россию было пять таких церквей! Чудом уцелевшую в советскую эпоху реликвию уничтожили уже в наши дни и заодно разрыли бульдозером погост. Память о внешнем виде святыни хранит макет храма, сделанный ученицей Балагурова.

«Евгений Петрович выпустил небольшую брошюрку «10 самых-самых храмов Рыбинской земли», - перечисляет Денис Демьянов, ученик Балагурова, - Собирался издать книжечку «Печальная прогулка по Крестовой», о том, как памятники в Рыбинске рушатся, искажаются и уничтожаются. Крестовая - главная улица Рыбинска, которая идет от Спасо-Преображенского кафедрального собора до Сретенского храма. Он мне говорил об этой книге за две недели до смерти. Потом я общался с его братом, но он не нашел в компьютере наработок по этой теме».

Евгения Петровича не стало 17 июля 2015 года. Тем же летом ребята поменяли сруб на источнике преподобного Серафима Вырицкого в Спасском на Ухре. Это было одно из заданий, которые успел им оставить Евгений Петрович еще при жизни.

«Мы, его ученики, все держимся вместе, - говорит Денис Демьянов, - Мы вступили в ВООПИиК, помним Евгения Петровича, продолжаем начатую им работу. Проводим этнографические экспедиции на реку Сить, ходим по деревням, записываем воспоминания старожилов. Его там помнят, когда узнают, что мы его ученики, радуются. Надеюсь, что кто-то из нас создаст свой кружок и будет продолжено и его педагогическое дело».

Старая часовня

Первопроходцами в Вахрамеево стали именно Евгений Балагуров со своей командой подростков-краеведов.

«Был год, 2001 или 2002, раннее утро, перед службой, часы читали, - вспоминает священник Андрей Касицын, - мне передали, что меня спрашивают. Вышел, смотрю подростки, человек восемь, возраста 14-15 лет, сидят на паперти. Ко мне подходит их учитель, представился. Беседа была короткая. Он сказал, что они идут в краеведческую экспедицию до Спасского на Ухре и в Вахрамеево. Говорю: «Ну, с Богом! Помоги Господи, хорошее дело!» Маршрутик еще тот - до каждого пункта по 8 км! Скорее всего, шли не один день. Значит, где-то и ночевали, и палаточка с собой была».

Вслед за юными краеведами в экспедицию собрался и отец Андрей Касицын. Сергей Скворцов - староста храма Илии Пророка в селе Арефино с 1999 года. Был неизменным помощником батюшки и принимал участие во всех его походах.

«Все началось не с установления места избы, а с того, что наш отец Андрей решил найти для начала деревню Вахрамеево. Ее не было на карте, а у нас она числилась, как Большие Кулиги, - объясняет Сергей Скворцов, - В 2005 году, летом, водитель Валентин Карпов, ныне покойный, взялся нас провезти до этого места на тракторе. Мы поехали втроем, тогда грязь была - газовщики разбили всю дорогу. На урочище липа стояла - а липы обычно в деревнях сажали рядом с домом в качестве украшения. Видно было холмик от фундамента, кирпичи торчали сверху. Красивое место, нам понравились. Спилили березку, сделали обычный четырехконечный крест, вкопали его рядом с липой. С батюшкой спели тропарь, кондак, величание и уехали домой. А на следующий год приехали ребята из Питера с восемью крестами из лиственницы, трехсоставными - по подобию креста настоящего. Установили кресты во всех местах на родине батюшки Серафима, связанных с его памятью. Нашли одного из старожилов Арефинского края, который родился и жил в детстве в Вахрамеево - это Виталий Григорьевич Воронин. Он и показал место, где стоял дом Муравьевых».

Евгений Балагуров еще в 2010 году вместе с Ворониным нарисовал план деревни Вахрамеево с домами и фамилиями семей, в них проживавших. Денис считает, что дом Муравьевых на карте указан с погрешностью 6-10 метров. В Вахрамееве была часовня. Евгений Петрович считал, что именно ее заброшенный деревянный сруб без креста, похожий на обычный деревенский дом-«развалюху», сейчас стоит в Афремово.

Старинное деревянное здание он обнаружил в 2005 году, во время экспедиции на территории Арефинского сельского поселения. Согласно краеведческому расследованию Евгения Балагурова в советские годы часовню вывезли из Вахрамеево в деревню Локтево, «перепрофилировав» в продуктовый магазин. Локтево опустело, и в начале 80- х годов сооружение перевезли в Афремово в качестве продовольственного магазина, который там работал до начала 2000-х годов, пока не закрыли. Евгений Петрович искал пути для реставрации святыни. По его просьбе проект реконструкции нарисовал рыбинский архитектор Валерий Семёнов.

«Это старая вахрамеевская часовня, - рассказал Валерий Семёнов, - Женя ее нашел и попросил меня нарисовать, как она может выглядеть. Никаких описаний ее прежнего вида не сохранилось. О масштабной реконструкции речи не шло, он просто хотел привести ее в «удобоваримый» вид. Я приехал, сделал обмер. Сруб - 6 на 9. Потом просто нарисовал ему эскиз - такой усредненный образец русской деревянной архитектуры». Валерий Георгиевич признается, что особой перспективы в старом срубе не увидел, и считал, что лучше построить новую часовню.

Ориентируясь на краеведческие выводы Балагурова, Рыбинская епархия взяла брошенную святыню «под крыло» и создала обоснование проекта реконструкции мемориальной часовни.

«Очень интересная история с мемориальной часовней, - рассказывает председатель Рыбинского историко-культурного общества Ольга Тишинова, - Последняя заведующая магазином, который находился в здании часовни, приватизировала строение на себя. Ее дочка стала владелицей постройки. В какой-то момент ей надоело платить за нее налоги, и она передала здание в дар епархии. Летом 2015 года состоялась торжественная официальная передача. Она отдала ключ от строения епископу Рыбинскому и Даниловскому Вениамину».

Ольга Юрьевна с архитекторами и реставраторами неоднократно выезжали на место, осматривали постройку, изучали. Часовню датируют второй половиной XIX века, что видно по деревянной архитектуре и сводчатым окнам. Значит будущий святой там бывал. Ольга Юрьевна предполагает большую вероятность, что эту часовню батюшка Серафим сам мог поставить в подарок родной деревне, на свои деньги - в конце XIX века, он был уже молодой успешный коммерсант Василий Муравьев. Специалисты-реставраторы отмечают сохранность бревен - древесина конца XIX века очень качественная была. Злоключения, которые претерпело строение часовни, как ни странно, только закалили ее материал - дерево выстоянное, оно теперь как камень. Буквально несколько бревен только надо заменить. Ее нужно разобрать, перевезти и тут же собрать на новом месте. На бревнах остались зарубки, подтверждающие перевозку сруба. Сохранились подлинные двойные филенчатые двери и полуарочное окно над дверью.

На сегодняшний день рыбинским архитектором Николаем Лосевым разработан официальный 3D-проект реконструкции. Поселенческая администрация обещала помочь транспортом для перевозки часовни, куда ее благословит владыка. После чего можно будет приступать к работе.

Есть категорические противники мнения, что это «та самая вахрамеевская часовня». В частности, исследователь Оксана Блайда придерживается версии, что сохранившийся древний сруб был собственной часовней деревни Локтево. На сегодняшний день ни одна из сторон не предоставила документ, который бы доказывал, что часовня на 100 процентов - вахрамеевская или локтевская. Но разве сегодня это так важно?

Оксана Блайда, работая над книгой "К истокам. Родные места преподобного Серафима Вырицкого" , узнала, что богослужения в вахрамеевской часовне совершались дважды в год. В большие праздники крестный ход шел от нее в Спасское на Ухре. В часовне стояла кружка для сбора средств.

«Не каждая деревня могла себе позволить иметь собственную часовню,-говорит Оксана,- из чего я делаю вывод, что Вахрамеево была густонаселенной. Виталий Григорьевич Воронин мне подтвердил, что деревня была многолюдная, одна из самых отдаленных, из относящихся к приходу Спасского на Ухре. Когда я узнала о часовне, у меня уже тогда мелькала мысль, что когда-нибудь затеплится здесь церковная жизнь и будет восстановлена память о святом. В первый раз мы ездили в Вахрамеево с Ниной Бокаревой и моей дочкой Дашей зимой, по насту, на мотособаке. Проезжали бывшие деревни, поросшие деревьями, а тут была поляна. У меня было ощущение, словно деревня чего-то ждет».

Исследователь считает, что качества праведника будущий старец получил в Вахрамеево. В деревне жили трудолюбивые люди, были хорошие традиции. Мать, Хиония Алимпиевна, была набожной женщиной, которая часто встречается в метрических книгах, как восприемница младенцев из Вахрамеева. В каждой семье было по несколько детей, все жили дружно. Домов было мало, они стояли на центральной улице. Под конец XIX века стали расселяться, часть деревни заросла. Даже такие детали, как количество жителей и окружение влияют на характер человека.

«Мне было очень интересно, с каким же человеком Серафим Вырицкий уехал в Санкт-Петербург, - говорит Оксана. - Указано, что именно односельчанин позвал туда мальчика Василия. Все возможные фамилии деревни Вахрамеева я нашла в архивах Ярославской области, в списках верующих, метрических книгах и исповедных ведомостях».

Метрические книги и исповедные ведомости храмов в селе Спасское на Ухре, Арефина и других сел Арефинской волости позволяют установить даты рождения, крещения, смерти, состав семьи, содержат сведения о жителях деревни, их взаимоотношениях. Оксана Блайда оказалась первым человеком, который систематизировал все архивные документы, связанные с родословной святого и сведениями об окрестностях, в которых жила его семья и семья его супруги, Ольги Ивановны Нетрониной. Ее добровольческий труд, который начался со школьного задания ее дочери, вот-вот увенчается второй книгой.

Первая книга Блайды «К истокам. Родные места преподобного Серафима Вырицкого» вся основывается на архивных документах. Сбор информации занял с 2012 по 2015 год, книжка вышла в 2016 году.

Вторая книга выйдет в Вырице. В ней будут опубликованы более полные родословные святого, его матери, Хионии Алимпиевны, и супруги Ольги Нетрониной. Войдут материалы по храмам Спасского на Ухре. Выяснился интересный факт - раньше село Спасское на Ухре было вотчиной ярославского Свято-Введенского Толгского монастыря. Кроме того, Оксана, посчитав по карте, обнаружила, что между местами святого преподобного Серафима Вырицкого и родиной святого праведного воина Феодора Ушакова небольшое расстояние, обе святыни находятся на левом берегу Волги. Эта особенность дает возможность создания общего паломнического маршрута.

Послесловие

16 февраля 2018 года на родине батюшки Серафима в часовне отслужили молебен. 29 паломников в возрасте от 8 до 40 лет, в числе которых было много подростков, добрались до святыни на лыжах, от деревни Простино, под предводительством иерея Иоанна Перевезенцева.

Справка

О правильном написании названия деревни Вахрамеево.

Во время работы с архивами Оксана Байда обращалась к специалистам-филологам по вопросу правильного написания исторических наименований местности. По их мнению нельзя исправлять названия, которые были изначально. Так, на дореволюционных картах деревня Вахрамеево пишется через два "а", как и в архивных документах. В паспорте Виталия Григорьевича Воронина указано место его рождения - «д. Вахрамеево». Правнук святого Василий Николаевич Набоко ведет сайт, посвященный преподобному Серафиму Вырицкому, и тоже придерживается написания через два «а». На сайте ЯрИРО (Ярославское историко-родословное общество), также сохранены старинные наименования.

детский хирург стоматолог