Черта характера хитрой миледи сканворд. Cочинение «Характеристика образа Миледи

Миледи - бывшая графиня де Ла Фер, жена Атоса, которую он повесил, увидев клеймо преступницы на ее плече. Однако М. спаслась и сделалась доверенным лицом кардинала Ришелье, т. е. смертным врагом мушкетеров. На протяжении романа они успешно справляются с ее хитроумными замыслами, и в конце концов, после того как М. убивает возлюбленную д"Артаньяна Констанцию Бонасье, мушкетеры казнят ее в глухом местечке Армантьер. Хитрая, умная и бессердечная, М. не останавливается ни перед чем ради выполнения своих замыслов и политических интриг Ришелье. Без малейших угрызений совести она, пользуясь своей ангельской красотой, соблазняет и посылает на верную смерть фанатика Фельтона, потому что Ришелье нужно, чтобы он убил герцога Бэкингема (в обмен на это кардинал должен дать ей право расправиться с д"Артаньяном). Без жалости она убивает ядом Констанцию, расстроившую планы Ришелье. Ловко используя кардинала в своих целях, М. умеет справляться с самыми опасными ситуациями и неизменно добивается своего путем бесчестных интриг и злодеяний. Образ М. составляет резкий контраст по отношению к главным героям - благородным мушкетерам - и наделяется исключительно отрицательными качествами. В системе романа М. принадлежит амплуа героини-злодейки, провоцирующей опасности для главных героев, которые получают дополнительный шанс продемонстрировать свою безупречную отвагу и выдержку. Вовлекая мушкетеров в бесконечные приключения, М. вместе с Ришелье образует тот фон, на котором еще ярче выступают блистательные достоинства этих героев.

В романе «Три мушкетера», как и в прочих историко-авантюрных романах А. Дюма, роль пейзажа невелика. Он час­то выглядит как декорация эпохи, как подтверждение достоверности изображае­мых событий. Чаще всего это не картины живой природы, а общие очертания места действия. Иногда описание конкретного места включает в себя и рассказ о его из­менении в ходе времени. Так, описывая руины замка, автор вспоминает о поре его расцвета.

Какие интерьеры вам особенно запомни­лись?

Среди интерьеров детальнее всего вос­произведены жилые покои властителей. Их помпезность и их житейское (по мер­кам нашего времени) неудобство. Дюма умеет и любит рисовать словом не только портреты героев, но и тот предметный мир, который их окружает. Читатель на­блюдает за жизнью героев в привычной для него обстановке. Стоит отметить раз­нообразие интерьеров, которые воссоздает писатель: это может быть и будуар коро­левы, и скромная обстановка дома мадам Бонасье, и покои кардинала Ришелье.

Чаще всего запоминаются те интерье­ры, в которых происходили самые драматические события, а детали их описаний помогают представить важные для разви­тия сюжета сцены.

Чем привлек вас как читателей этот роман: увлекательным приключенческим сюжетом, харак­терами и поступками его героев, мастерством по­вествования, близостью позиций автора к вашим взглядам на жизнь?

Чтение романа увлекает. И, завершив это чтение, можно попробовать определить, что же лежит в основе нашего читательского интереса. Размышляя над этим, мы обыч­но называем увлекательность сюжета, яр­кость характеров героев, удивительное мастерство повествования, которое с ярко­стью рисует действия героев, а также чет­кость выражения позиции автора, с кото­рым любому читателю хочется или согла­ситься, или спорить, настолько она отчет­ливо выражена на страницах романаКак вы представляете характер и облик ми­леди? Это романтическая фигура, или в том, как она описана, вы видите черты реального харак­тера?
Миледи предстает перед читателем ро­мантической злодейкой, в характере ко­торой нет ни одной светлой черты. Хотя те качества, которые ей присущи, бывают у реальных людей, но сочетание их у миле­ди пугает концентрацией злобы и беспо­щадности, полным отсутствием добрых побуждений.

Дает ли авантюрно-исторический роман представление об изображенной эпохе? Как бы вы охарактеризовали его роль в формировании вашего представления об историческом време­ни?

Несомненная польза авантюрно-истори­ческого романа в том, что он не только знакомит с эпохой, но и увлекает ее сюже­том. События и герои, с которыми нас зна­комит такой роман, обычно эмоционально воспринимаются читателями, и в этом их положительная роль бесспорна. Отдавая должное жизнерадостному таланту А. Дю­ма, отметим его неистощимую выдумку, юмор и блеск диалогов. Мы должны учесть, что умело описывая придворную жизнь эпохи и военные действия, он не очень заботится об исторической досто­верности событий. Многое изображается упрощенно, часто объясняется случайны­ми причинами: интригами придворных, счастливым стечением обстоятельств.

Какой век изображен в романе? Какие приметы времени вы можете выделить в ро­мане?

В романе изображена первая половина XVII века. Роман насыщен самыми разно­образными приметами эпохи. Мы не толь­ко узнаем о событиях конкретного време­ни, но и об архитектуре той поры, о моде, которая царила при дворе, о манере обще­ния и даже правилах организации по­единков. Автор мог бы и ошибаться в воспроизведении реалий времени, но они будут жить в нашей памяти, поскольку изображены писателем очень ярко и убе­дительно.

Какую роль играет пейзаж в романе?

Как вы представляете характер и облик ми­леди? Это романтическая фигура, или в том, как она описана, вы видите черты реального харак­тера?
Миледи предстает перед читателем ро­мантической злодейкой, в характере ко­торой нет ни одной светлой черты. Хотя те качества, которые ей присущи, бывают у реальных людей, но сочетание их у миле­ди пугает концентрацией злобы и беспо­щадности, полным отсутствием добрых побуждений.

Дает ли авантюрно-исторический роман представление об изображенной эпохе? Как бы вы охарактеризовали его роль в формировании вашего представления об историческом време­ни?

Несомненная польза авантюрно-истори­ческого романа в том, что он не только знакомит с эпохой, но и увлекает ее сюже­том. События и герои, с которыми нас зна­комит такой роман, обычно эмоционально воспринимаются читателями, и в этом их положительная роль бесспорна. Отдавая должное жизнерадостному таланту А. Дю­ма, отметим его неистощимую выдумку, юмор и блеск диалогов. Мы должны учесть, что умело описывая придворную жизнь эпохи и военные действия, он не очень заботится об исторической досто­верности событий. Многое изображается упрощенно, часто объясняется случайны­ми причинами: интригами придворных, счастливым стечением обстоятельств.

Какой век изображен в романе? Какие приметы времени вы можете выделить в ро­мане?

В романе изображена первая половина XVII века. Роман насыщен самыми разно­образными приметами эпохи. Мы не толь­ко узнаем о событиях конкретного време­ни, но и об архитектуре той поры, о моде, которая царила при дворе, о манере обще­ния и даже правилах организации по­единков. Автор мог бы и ошибаться в воспроизведении реалий времени, но они будут жить в нашей памяти, поскольку изображены писателем очень ярко и убе­дительно.

Какую роль играет пейзаж в романе?

В романе «Три мушкетера», как и в прочих историко-авантюрных романах А. Дюма, роль пейзажа невелика. Он час­то выглядит как декорация эпохи, как подтверждение достоверности изображае­мых событий. Чаще всего это не картины живой природы, а общие очертания места действия. Иногда описание конкретного места включает в себя и рассказ о его из­менении в ходе времени. Так, описывая руины замка, автор вспоминает о поре его расцвета.

Какие интерьеры вам особенно запомни­лись?

Среди интерьеров детальнее всего вос­произведены жилые покои властителей. Их помпезность и их житейское (по мер­кам нашего времени) неудобство. Дюма умеет и любит рисовать словом не только портреты героев, но и тот предметный мир, который их окружает. Читатель на­блюдает за жизнью героев в привычной для него обстановке. Стоит отметить раз­нообразие интерьеров, которые воссоздает писатель: это может быть и будуар коро­левы, и скромная обстановка дома мадам Бонасье, и покои кардинала Ришелье.

Чаще всего запоминаются те интерье­ры, в которых происходили самые драматические события, а детали их описаний помогают представить важные для разви­тия сюжета сцены.

Чем привлек вас как читателей этот роман: увлекательным приключенческим сюжетом, харак­терами и поступками его героев, мастерством по­вествования, близостью позиций автора к вашим взглядам на жизнь?

Чтение романа увлекает. И, завершив это чтение, можно попробовать определить, что же лежит в основе нашего читательского интереса. Размышляя над этим, мы обыч­но называем увлекательность сюжета, яр­кость характеров героев, удивительное мастерство повествования, которое с ярко­стью рисует действия героев, а также чет­кость выражения позиции автора, с кото­рым любому читателю хочется или согла­ситься, или спорить, настолько она отчет­ливо выражена на страницах романа.