Чья кровь находится в граале. Священная чаша грааля

ВОПРОС: действительно ли существует святой Грааль?

ОТВЕТ: цикл легенд о святом Граале возник и распространился в период конца XII – начала XIII века. Чтобы понять, каким образом появилась эта тема, вкратце опишем некоторые аспекты той эпохи.

В Средние Века общество было организовано согласно жесткому феодальному порядку, основанному на религии: ее считали нравственным фундаментом земной власти. Средневековые рыцари, принадлежавшие к привилегированному сословию, «благородные защитники веры», в литературе наделялись такими чертами, как смелость, чувство долга и чести, а также абсолютная верность своему феодальному правителю и церковной иерархии. В этом культурном контексте рождались рыцарские романы, которые можно разделить на два крупных цикла. Первый из них - каролингский (воспевающий деяния Карла Великого и его паладинов). Он зародился и развивался на севере Франции, и в нем прославлялись такие рыцарские достоинства, как благородство души, физическая сила и преданность вплоть до смерти. Второй цикл – артурианский (рассказывающий о делах короля Артура и рыцарей Круглого стола) – возник в Британии. В нем, в отличие от каролингского цикла, над коллективными рыцарскими подвигами преобладают личные подвиги отдельных рыцарей короля Артура.

Фантастические события в легендарных местах, населенных вымышленными и волшебными персонажами, - неотъемлемая часть средневековых художественных вкусов, которые выражали посредством поэтического, символического языка более глубокую реальность – как правило, духовную, насыщенную моральным и назидательным содержанием.

Истории, связанные с королем Артуром и его рыцарями, разворачиваются на легендарном острове Авалон, постоянно окутанном туманом, скрывающим его и делающим его недоступным. На него можно попасть лишь в том случае, если сами жители Авалона разрешат переплыть на магической лодке, которая либо плывет сама по себе, либо ее гребцы – магические существа.

Кто такой король Артур? На этот счет существует не одна гипотеза. Кто-то считает его легендарным персонажем, кто-то – кельтским божеством, символизирующим саму землю («арт» означает скала, от этого слова происходит «earth» – «земля»). Кто-то придерживается гипотезы о том, что король Артур реально существовал в VI веке.

А вот образ Мерлина, по всей вероятности, имеет историческую основу. Его можно идентифицировать с валлийским бардом Мирддином, жившим в V или VI столетии, знатоком пророческих сказаний.

Гальфрид Монмутский, повествовавший о нем в христианском ключе, считал, что магические способности Мерлина происходили от самого дьявола. По версии Гальфрида, дьявол хотел послать на землю некоего антихриста, чтобы распространить зло, и с этой целью овладел во сне девушкой. Но она, проснувшись, решила рассказать об увиденном ночью кошмаре. Священник осенил ее крестным знамением. Поэтому родившийся у нее сын был огромным и косматым, но в душе свободным от всякого злонамерения. С одной стороны, Мерлин унаследовал от дьявола способность знать прошлое. А с другой - получил в дар от Бога способность предвидеть будущее, и именно этот дар он использует в благих целях, направляя короля Артура на поиски святого Грааля.

Тот факт, что маленький Мерлин, будучи благословленным еще находясь в материнском чреве, родился с физическими характеристиками отца, но с душевными чертами матери, то есть свободным от склонности ко злу, должен был свидетельствовать о том, что Бог может преобразить во благо даже самое ужасное зло, если мы вверяем себя Ему.

Мерлин, согласно легенде, взял маленького короля Артура под свою защиту, руководил им, когда он извлек из камня меч Экскалибур и открыл ему миссию, для которой тот был предназначен: поиск Священного Грааля.

Согласно этой легенде, Священный Грааль привез в Англию Иосиф Аримафейский. После распятия Христа он претерпел немало испытаний и страданий от евреев из-за своей веры в Иисуса и оставил родную землю – подобно Аврааму. Легенда гласит, что он отправился в неизвестную страну, которая оказалась Англией. Здесь он доверил Грааль своему родственнику – именуемому «Королем-Рыбаком», - от которого Грааль переходил к потомству. Образ Короля-Рыбака будет центральным во всех рассказах о Граале, и каждый хранитель Грааля будет назван «Королем-Рыбаком». Потом следы того места, где якобы располагался дворец Короля-Рыбака, теряются, и теряются следы Грааля. По преданию, это произошло и из-за постепенного падения человечества, особенно вследствие раны, нанесенной Королю-Рыбаку за совершенный им грех тем же копьем, которым был пронзен бок Христа. Этимология прозвища «Король-Рыбак», возможно, связана с христианской символикой: рыба была символом Христа, а апостолы – «ловцами человеков», - или же с кельтской мифологией.

Итак, на землю, управляемую Королем-Рыбаком, обрушивается проклятие, вызывающее неурожай и опустошение во всем царстве. И вот, Мерлин открывает королю Артуру, что положить конец этой ситуации может только обретение Грааля. Некоторые из Рыцарей Круглого стола отправляются на его поиски, но только троим удается до него добраться, поскольку они обладали необходимыми для этого нравственными качествами. Еще двое будут близки к цели, но не достигнут ее из-за греха.

Существует много интерпретаций этимологии слова «Грааль». Впервые этот термин встречается в языке ойл в XII веке.

В литературе Грааль впервые встречается в «Персевале» Кретьена де Труа. Хотя там и упоминается о нем как о евхаристической Чаше, все же Грааль описывается, скорее, как некий магический сосуд, символ Матери-Земли. Грааль не представлен как реликвия, и даже слово употребляется с неопределенным артиклем, то есть предполагая наличие каких-то еще «граалей»., магических сосудов, рассеянных по земле.

Отождествление Грааля с христианской реликвией произойдет позднее, в XIII веке, в «Романе о Граале» Робера де Борона. Именно в нем Грааль представлен как Чаша Иисуса, использованная Им на Тайной Вечере, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь, исшедшую из бока Распятого Христа. Надо сказать, что такая идентификация была принята благосклонно богословами той эпохи, которые были заняты борьбой с ересью катаров, отрицавшей Воплощение Иисуса.

Сама Чаша Иисуса Христа упоминалась в рассказах паломников, утверждавших, что она хранится в храме Анастасис в Иерусалиме. Существуют свидетельства VII века, которые подтверждают, что евхаристическая Чаша Иисуса была известна и почиталась тогда как святыня.

Некоторые отождествляли Грааль с «Кесарийским Потиром», привезенным в Геную из Кесарии в начале XII века. Он по сей день хранится в кафедральном соборе города. Ценностью святыни его наделил в XIII веке епископ Иаков Ворагинский, автор сборника житий святых «Золотая легенда». Он отождествил хранящийся в Генуе потир с сосудом, используемым Иисусом Христом на Тайной Вечере.
Согласно другой традиции, возникшей в Испании в XIII веке, Святой Потир хранится в кафедральном соборе Валенсии.

Наш современник писатель Грэм Хэнкок полагает, что Грааль – не что иное, как сам Ковчег Завета, похищенный из Иерусалимского храма в период между X и VI веками до Рождества Христова. Он также выявил связь между Граалем и Тамплиерами, хранившими и передававшими из поколения в поколение его тайну.

Как мы видим, Священный Грааль вобрал в себя целый ряд переплетающихся между собой мифов, сказаний, возможно, с какими-то элементами реальности, насыщенными христианской и языческой символикой вне временных и пространственных рамок.

Таким образом, мы не можем сказать, где находится подлинная Чаша Иисуса Христа, сохранилась ли она вообще. В любом случае, христианская святыня ничего общего не может иметь с магическими свойствами священных предметов из средневековых легенд. Но Грааль может и сегодня послужить символом поиска того, что приходит свыше как дар и что можно получить не человеческими усилиями, а благодаря смирению и после глубокого внутреннего очищения, то есть обращения сердца. А это обращение выражается в евангельской простоте малых, которые доверяют не самим себе, а Богу. Таким образом, для каждого из нас достижение Грааля – это обретение безвозмездного дара Бога. И отправляясь на поиски Грааля, мы не ищем что-то внешнее, какой-то предмет, а прежде всего встаем на путь внутренней аскезы, преображающей всю жизнь и наделяющей ее смыслом. «Священный Грааль» христианина сделан не из дерева и не из камня: это – послание безграничной любви Бога. Эта любовь побуждает нас выйти из равнодушия и пойти навстречу тем, кто страдает и кто еще не слышал спасительного послания Иисуса. Вот – единственный Грааль, который мы можем найти и предложить тем, кто рядом.

Итак, на вопрос «Существует ли Святой Грааль?» можно спокойно ответить: да, и это – тайна Любви. Любви Бога, из-за которой Он стал человеком, и любви человека, отвечающего на эту любовь любовью к Богу и ближнему.

История о Святом Граале - это столь запутанный клубок европейских легенд, восточных преданий, литературных повествований и домыслов, уходящих корнями отнюдь не к библейскому первоисточнику, как можно было бы предполагать, а чуть ли не к языческим фольклорным мотивам кельтов, что впору воскликнуть: «А был ли мальчик?» А точнее, неуловимая христианская реликвия в виде чаши, из которой причащались на Тайной вечере ученики Иисуса Христа, в которую позже была собрана кровь Спасителя, распятого на кресте.

«Грааль» - это старофранцузское слово, которым обозначали большое блюдо, поднос. Такое назначение Грааля описывает старейший из сохранившихся документов об этой реликвии - роман провансальского поэта-трубадура Кретьена де Труа «Персефаль, или Повесть о Граале», относящийся к 1182 году. В этом романе Грааль представлен в виде большого блюда, выложенного драгоценными камнями, которое носит дева по залам замка. Однако в других произведениях об этом артефакте - поэмах и романах - Грааль предстает в виде чаши, кубка и даже камня. Однако ни одно из этих произведений не пользуется славой авторитетного источника информации.

В основу легенды о Граале лег христианский апокриф о путешествии в Англию Иосифа Аримафейского. Земляк Кретьена де Труа, также провансальский поэт Роберт де Борн, ссылается на старинный исторический источник - рукопись, в которой речь идет о том, что Иисус дал Иосифу Аримафейскому чашу Тайной вечери, после чего Иосиф и его сестра покинули Палестину и отправились в Западную Европу проповедовать христианство.

Чашу и копье, которым было пронзено тело Иисуса, Иосиф привез в Британию, причем некоторые легенды указывают даже конкретное место, куда были доставлены эти реликвии, - монастырь Гластонбери. В этом аббатстве стояла старая церковь, однако она сгорела еще в 1184 году, и на ее месте была построена более поздняя церковь. Предание гласит, что Грааль спрятан в подземельях аббатства.

Саму чашу чаще всего представляют как бокал, вырезанный из оливкового дерева высотой 12 и диаметром 6 сантиметров.

Одна из легенд повествует, что сын святого Иосифа сошел с небес и принял участие в таинстве евхаристии, совершавшейся в замке Грааль. Другое сказание повествует, что кельтский волшебник Мерлин, покровительствовавший королю Артуру, посылал искать Грааль рыцарей Круглого стола, но эти поиски успеха не принесли.

Около дюжины посвященных Граалю сочинений составлены между 1180 и 1225 годами на французском языке или являются переводами с французских текстов. И каждое из них предлагает свою версию истории об этой таинственной вещи. Речь в них идет о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Эти герои - Персеваль, Гавейн, Ланселот, Боре, Галахад - рыцари короля Артура, которые совершают мистические путешествия в поисках святыни. Стремление ее найти продиктовано волшебными свойствами Грааля: человек, испивший из этой чаши, получает прощение грехов и вечную жизнь, а по некоторым сведениям - и бессмертие, а кроме того - вполне материальные блага - еду и питье.

Единственным человеком, которому удалось обрести Грааль, был рыцарь Галахад. Он с детства воспитывался монахами в целомудрии и праведной жизни, а прикоснувшись к святыне, вознесся на небо как святой. Другой рыцарь, Персифаль, лишь приблизился к находке: он лицезрел Грааль, когда посещал своего родственника, Короля-Рыбака, и был свидетелем его исцеления, когда король на глазах рыцаря испил из этой чаши святой воды.

Немецкий поэт-миннезингер Вольфрам фон Эшенбах, автор «Парсифаля», в своей поэме, написанной в конце XII века, утверждает, что чашу Грааля хранит рыцарский орден «Templaisen». В этом названии угадывается орден тамплиеров - рыцарей Храма, активных участников крестовых походов в Святую землю. Этот орден был уничтожен французским королем Филиппом IV Красивым в начале XIV века. В некоторых средневековых романах рыцарь Парсефаль ищет и находит волшебный замок Мунсальвеш, в котором тамплиеры под охраной хранят Грааль. В средневековых легендах хранителями Грааля также выступают рыцари-тамплиеры. В части из них Грааль - это кровь потомков Иисуса.

Этимология этого слова возводится к «sang royal» - «королевская кровь» и даже «sang real» - «истинная кровь», что понималось как кровь Христа. Такое понимание продиктовано, очевидно, двояким значением старофранцузского слова «cors» - и «кубок» и «тело». Возможно, поэтому Грааль, понимаемый то как «кубок Христа», то как «тело Христово», в легендах получил прочную привязку к Иосифу Аримафейскому - стражу над телом Христа. Поэтому одна из легенд гласит о таинстве евхаристии - причащении телом и кровью Христовой в замке Грааль, в котором якобы участвовал сын Иосифа Аримафейского, сошедший с небес.

Есть у легенды о Граале и еще одна генеалогическая линия, уходящая корнями в кельтскую мифологию. И даже глубже: в индоевропейских мифах магический кубок - символ жизни и возрождения. В кельтских, ирландских и валлийских мифах повторяется сюжет о волшебном сосуде, дававшем человеку мистическое блаженство. Во Франции XII века над этим повествованием потрудились средневековые трубадуры и миннезингеры, в результате чего легендарная чаша стала ассоциироваться с христианским таинством евхаристии.

В кельтских мифах присутствует и еще одна интересная емкость с магическими свойствами: расколотый волшебный ведьмовской котел Керидвен, хранящийся в замке Аннун, доступ в который могут получить лишь совершенные люди с чистыми помыслами. Для всех остальных людей этот замок остается невидимым. В еще одном кельтском мифе Грааль предстает в виде камня, умеющего кричать. Его крик символизировал признание истинного короля и потому был установлен в столице Ирландии Таре.

Исследованию легенд о Граале много лет посвятил известный российский ученый академик Александр Веселовский. Он доказал, что предание о Граале зародилось на христианском Востоке в первые века нашей эры, в христианских общинах Сирии, Эфиопии и Левко-Сирии - Малой Армении. На Запад же оно попало в эпоху крестовых походов, и принесли его туда рыцари и трубадуры, участвовавшие в походах в Святую землю и слышавшие эти восточные легенды.

Позже восточные легенды и образы были творчески переосмыслены в европейском художественном слове. Поэтому в европейских преданиях о Граале немало ссылок на Восток. Эпизоды, где фигурирует личность Иосифа Аримафейского, присутствовавшего при распятии Христа, имеют свои корни в популярных в Византии апокрифах - «Евангелии от Никодима», «Деяниях Пилата» и особенно «Книгах Иосифа Аримафейского». В одном из византийских письменных памятников «Мабинагион» говорится о хранении священной чаши у императрицы в Константинополе. Впрочем, в западноевропейском источнике XIII века, «Младшем Титуреле» Альбрехта фон Шарфенберга, речь идет лишь о копии Грааля, хранящейся в Константинополе.

Среди праздников Византийской церкви был и праздник обретения Святой Чаши Господней, отмечавшийся 3 июля. Есть сведения, что в 394 году эта чаша хранилась в Иерусалиме, в храме Сиона, возведенном на том месте, где проходила Тайная вечеря. Возможно, позже она была перевезена в столицу Византийской империи Константинополь и хранилась там в одном из православных храмов. Однако дальнейшая судьба святыни неизвестна: в 1204 году в результате Четвертого крестового похода Константинополь захватили и разграбили западноевропейские рыцари. Упоминания о том, что чаша попала в земли Западной Европы, соседствуют с информацией о том, что её спрятали в одном из замков на Востоке.

Одна из версий искателей Грааля гласит, что эта святыня христиан спрятана в Украине. Тайник с реликвией расположен в Крымских горах, а история его крымских странствий уходит в эпоху Средневековья. В XII-XV веках на территории горного и предгорного Крыма существовало небольшое княжество Феодоро со столицей в городе Мангуп-Кале. Его территория тянулась неширокой полоской от Ямболи (современной Балаклавы) до Алустона (ныне Алушта). Княжество управлялось династией царей Гаврасов, имевших армянское происхождение, и находилось в сфере влияния Византийской империи. Этнический состав населения был пестрым: там жили крымские готы, аланы и греки, но их объединяла общность религии - феодориты исповедовали православие.

Положение маленького государства было шатким. В одной из легенд, сохранившихся с тех времен, рассказывается о войне феодоритов с генуэзцами (из истории известно, что с генуэзцами княжество вынуждено было вести частые войны), владевшими колониями в южно-бережной части Крымского полуострова. В ходе этой войны генуэзцы поставили условие правителям Феодоро: передать им некую золотую колыбель, после чего война будет прекращена. Ситуация была столь угрожающей, что князь вместе с семьей укрылся в одной из пещер горы Басман, где и спрятал эту таинственную золотую колыбель.

После чего в горах произошло землетрясение и обвал, и золотая колыбель оказалась надежно скрытой от людей. Интересно, что эту легенду подтверждают данные археологических исследований. Ученые установили, что на горе Басман существовало поселение, разрушенное в результате мощного землетрясения в XIV или XV веке. А внутри одной из горных пещер был найден скелет человека, раздавленного обвалившейся на него каменной глыбой.

О том, что могла собой представлять мангупская золотая колыбель, высказываются разные мнения. Одни считают, что это была золотая купель, подаренная князю Феодоро Исааку московским царем Иваном III. Другие видели в ней сходство с колыбелью Чингисхана. Однако наиболее проницательные исследователи заметили одну важную деталь в росписях храмов, оставшихся со времени существования этого небольшого государства. В них часто присутствует мотив чаши-колыбели с младенцем. В христианской традиции ребенок в чаше символизирует Христа. Кровь распятого Христа, как мы помним, была собрана в чашу.

В XX веке к этим крымским легендам неожиданный интерес проявили спецслужбы двух великих империй, ведших между собой войну, в том числе и в Крымских горах. И вновь, как когда-то уже случалось, сторонами в этой войне выступили западноевропейские воины и наследники византийской традиции.

В 1926-1927 годах в Крыму развернула деятельность группа сотрудников специального отдела по криптографии НКВД СССР во главе с Александром Барченко. По официальной версии, группа исследовала пещерные города Крыма. Но в эту группу входил астрофизик Александр Кондиайн, рассказавший о другой, негласной цели чекистской экспедиции, а именно поиске камня внеземного происхождения, несколько сотен тысяч лет назад упавшего на Землю из созвездия Орион.

Кстати, в уже упоминавшейся поэме Вольфрама Эшенбаха «Парсифаль» Грааль представлен в виде камня, упавшего на землю из короны Люцифера, оттуда и пошло аллегорическое название Грааля - «камень с Ориона». Дело это закончилось драматически: руководитель экспедиции Александр Барченко был расстрелян в 1941 году, перед самым началом войны с Германией.

Интерес к Граалю имели не только спецслужбы страны победившего социализма, но и их немецкие коллеги. Чашу Грааля пытался заполучить Адольф Гитлер, приказавший в разгар Второй мировой войны начать активные поиски реликвии. Фюрер, склонный к мистическим поискам, хотел, так сказать, приватизировать легендарные магические свойства этого сосуда. Его подручные в венском музее Хофбург нашли копье римского центуриона Лонгина, которым он пронзил тело Христа. В этом артефакте нацисты также видели источник магической силы, и Гитлер полагал, что копье поможет ему победить в войне своих врагов - СССР, Америку и Великобританию.

Когда в Крым пришли немцы, они, как и их предшественники, развернули поиски Грааля в Крымских горах. Руководителем поисков реликвии был Отто Олендорф, носивший псевдоним Graalritter - рыцарь Грааля, под его командованием находилась «Айнзацгруппа D». Поиски велись в крепости Джуфт-Кале (Чуфут-Кале), где были осмотрены караимские кенассы, мавзолей дочери хана Тохтамыша Джанике-ханум и многочисленные пещеры. Искали и в татарских мечетях, и в руинах старых храмов, и в развалинах крепости Керменчик. Однако Грааль немцы так и не нашли. Тем не менее за работу в Крыму Отто Олендорф получил от Адольфа Гитлера Железный крест первой степени.

Есть еще одна интересная история Грааля, связанная с Англией, которую приводят в своей книге «Поиски священного Грааля и драгоценной крови» Иен и Дейк Бегг. Истоки ее ведут все к тому же аббатству Гластонбери. В XVI веке, в эпоху правления короля Генриха VIII, в Англии утверждается Реформация. Католические монастыри закрываются, католические священники подвергаются преследованиям. В 1535-1539 годах король создает специальные комиссии, которые-закрыли все монастыри в Англии. Их имущество было конфисковано, а братия разогнана. По приказу короля вскрывались и разграблялись даже мощи святых.

Последний аббат монастыря Гластонбери незадолго до смерти отдал Грааль монахам, которым доверял. Они отправились с реликвией в Уэльс, в аббатство Аберистуит. Они нашли приют в богатом поместье Нантес Мэнер, хозяином его был лорд Пауэлл. Он предложил монахам убежище в своем владении; там монахи спокойно жили и работали. Последний из монахов, проживших там многие годы, передал Грааль хозяину владения и завещал всегда хранить его там, в Нантес Мэнер. Последний представитель рода Пауэллов умер в 1952 году, и тогда Грааль перешел к семье Майерилесс. Однако долго у них не задержался и таинственным образом исчез.

Как мы видим, с уходом славных времен трубадуров и рыцарей поиски Грааля не прекратились. Грааль волнует умы искателей и в наши дни. Итальянский археолог Альфредо Барбагалло утверждает, что Святой Грааль находится в Риме и спрятан в помещении под базиликой Сан Лоренцо Фуори ле Мура. Эта церковь - одна из семи наиболее посещаемых паломниками церквей Рима. Ученый сделал такое заключение после того, как два года изучал средневековую иконографию внутри церкви и устройство катакомб под ней. По мнению археолога, Грааль исчез в 285 году, после гибели священника Лоренцо, которому Папа Римский Сикст V дал поручение заботиться о сохранности раннехристианских церковных сокровищ.

"Тайны и загадки истории и цивилизации"


Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т. д. В некоторых версиях даже близкое созерцание магического предмета даёт бессмертие, а также различные блага в виде еды, питья и т. п. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой.

Поиски Грааля

В IX веке в Европе начинают «охотиться» за реликвиями, связанными с земной жизнью Христа. Своего апогея этот процесс достиг в XIII веке, когда Людовик Святой привёз в Париж из Константинополя и поместил в построенной для этой цели Святой Капелле ряд орудий Страстей, чья подлинность мало у кого вызывала сомнение.

Однако среди орудий Страстей, которые выставлялись в различных храмах Европы, отсутствовала чаша, из которой вкушал Иисус на тайной вечере. Это обстоятельство подстегнуло толки и предания о её местонахождении. В противовес Парижу, который «монополизировал» многие святыни христианства, часть современной Франции, принадлежавшая английской короне, выдвинула легенду о чаше, которая скрыта где-то на просторах Британии.

В средневековых романах о Персифале главный герой ищет и находит волшебный замок Мунсальвеш , в котором под охраной тамплиеров хранится Грааль. В некоторых описаниях Грааль весьма напоминает неиссякаемый сосуд из более древних кельтских легенд, который по своей функции сходен с аналогичными предметами в мифологии других индоевропейских народов , в частности, с рогом изобилия (см. ниже).

В средневековой литературе

  • - гг. - «Персеваль, или Легенда о Граале » , Кретьен де Труа
  • - гг. - трилогия «История Святого Грааля » : «Роман об Иосифе Аримафейском » , «Мерлин » (частично сохр.) и «Персеваль» (не сохр.), Робер де Борон (Бургундия)
  • - гг. - «Цикл Вульгаты »: «История Святого Грааля », «История Мерлина », «Книга Ланселота », «Поиски Святого Грааля » и «Смерть Артура » .

В тех же кельтских преданиях есть и другой миф, связанный с камнем Граалем. Это был особый камень, который умел кричать. Криком он признавал истинного короля и был установлен в древнеирландской столице Таре .

Грааль и конспирология

Поиски настоящего значения слова «Грааль» породили множество конспирологических построений. Наибольшую известность получили варианты, озвученные в романе «Код да Винчи » и восходящие к оккультным изысканиям Отто Рана :

  • Грааль - это кровь потомков Иисуса, «sang raal», «sang real», или «sang royal» - «королевская кровь», верными хранителями которой были тамплиеры , прямо происходившие от Сионской Общины .
  • в широком смысле - это грудь Магдалины , затем сама Мария Магдалина, культ которой, зародившийся в начале Средних Веков, по мнению конспирологов, со временем смешался с культом Девы Марии .

Святой Грааль в современной культуре

См. также

Напишите отзыв о статье "Святой Грааль"

Примечания

Литература

  • Блюм Жан. Ренн-ле-Шато. Вестготы, катары, тамплиеры: секрет еретиков. - СПб.: Евразия, 2007. - 252 с. - Серия «Историческая библиотека».
  • Дашкевич Н. П. Сказание о Святом Грале // Из истории средневекового романтизма. - Киев, 1877.
  • Дашкевич Н. П. Романтика Круглого Стола в литературе и жизни Запада. - Киев, 1890.
  • Веселовский А. Н. Где сложилась легенда о Святом Грале? - СПб., 1900.
  • Аверинцев А. Грааль // Мифы народов мира . - М .: Сов. энцикл., 1991. - Т. 1 . - С. 317 .
  • Андреева В., Ровнер А. Грааль, святой // // Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Авт.-сост. В. Андреева и др. - М.: ООО «Изд-во Астрель»: МИФ: ООО «Изд-во АСТ», 2001. - С. 134-135.
  • Брат Д:., Д:. Л. Поиски Грааля // Феникс. - 2002. - № 16.
  • Дашкевич Н. П. Сказание о Святом Граале // Дашкевич Н. П. Из истории средневекового романтизма. - К.: Наукова думка, 1877.
  • Дугин А. Крестовый поход Солнца // Конец света. - М.: Арктогея, 1997. - С. 234-235.
  • Еремин Г. Загадка пятиугольного замка// Техника молодёжи. - 1969. - № 1.
  • Кокс С. Титаны Возрождения и секреты тамплиеров и иллюминатов. - М.: ООО «АСТ», 2007. - 288 с. - Серия «Историческая библиотека».
  • Майер Р. В пространстве – время здесь… История Грааля. - М .: Энигма, 1997. - 352 с. - ISBN 5-7808-0018-9 .
  • Маркаль Жан. Ренн-ле-Шато и тайна проклятого золота… - СПб.: Евразия, 2008. - 368 с. - Серия «Историческая библиотека».
  • Мэттьюз Д. Традиция Грааля. - М .: Изд-во Трансперсонального Института, 1997. - 160 с. - ISBN 5-88389-020-2 .
  • Непомнящий Н. Н. Чаша Грааля // Непомнящий Н. Н. Сто великих загадок истории. - М.: «Вече», 2002. - С.176-181.
  • Романчук Л. Феномен средневековья и Святой Грааль // Порог. - Кировоград, 2004. - № 6 . - С. 22-27 .
  • Печников Б. А. Рыцари церкви кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов. - М.: Политиздат, 1991. - 351 с.: ил.
  • Рудзитис Р. Братство Грааля. - Рига: Угунс. - 320 с. - ISBN 5-88484-022-5 .
  • Фанторп Л. Тайны сокровищ тамплиеров и Святого Грааля. Секреты Ренн-ле-Шато / Пер. с англ. Н. А. Кириленко. - СПб.: Евразия, 2008. - 367 с. - Серия «Историческая библиотека».
  • М. Байджент, Р. Лей, Г. Линкольн. / Пер. с англ. - М., 1992.
  • Michael Baigent, Richard Leigh and Henry Lincoln. Holy Blood, Holy Grail. - Corgi, 1982. - ISBN ISBN 0-552-12138-X .
  • Ран, Отто. Крестовый поход против Грааля. - АСТ, 2004.
  • // Орден российских тамплиеров. Том III. Документы 1922-1930 гг. - Москва: «Минувшее», 2003.

Ссылки

  • на сайте «Общества Святого Феодора Гавраса».
  • Александр Ладик. Полный вариант статьи для «Энциклопедии Современной Украины». Том 7. 2008.
  • Абд-ру-шин . «В Свете Истины. Послание Грааля» («Im Lichte der Wahrheit. Gralsbotschaft»), доклад .
  • и его разысканиям

Фильмография

  • «Загадки истории. Тайны святого Грааля» («Mysteries of History. Mysteries of the Holy Grail») - научно-популярный фильм, снятый в 2010 г.

Отрывок, характеризующий Святой Грааль

В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла всё то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди и сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях.
Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Всё смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу, равномерный гул голосов, шагов, приветствий – оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее. Хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одни и те же слова входившим: «charme de vous voir», [в восхищении, что вижу вас,] так же встретили и Ростовых с Перонской.
Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее, и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке. Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. Хозяин тоже проводил глазами Наташу и спросил у графа, которая его дочь?
– Charmante! [Очаровательна!] – сказал он, поцеловав кончики своих пальцев.
В зале стояли гости, теснясь у входной двери, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее.
«Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас» – подумала она.
Перонская называла графине самых значительных лиц, бывших на бале.
– Вот это голландский посланик, видите, седой, – говорила Перонская, указывая на старичка с серебряной сединой курчавых, обильных волос, окруженного дамами, которых он чему то заставлял смеяться.
– А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая, – говорила она, указывая на входившую Элен.
– Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна… Говорят принц… без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены.
Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.
– Это миллионерка невеста, – сказала Перонская. – А вот и женихи.
– Это брат Безуховой – Анатоль Курагин, – сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда то. – Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой. .И ваш то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. – Как же, это сам французский посланник, – отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. – Посмотрите, как царь какой нибудь. А всё таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья то Антоновна! И как просто одета. Прелесть! – А этот то, толстый, в очках, фармазон всемирный, – сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою то его рядом поставьте: то то шут гороховый!
Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого то.
Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.
Но, не дойдя до них, Безухой остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим.
– Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? – сказала Наташа, указывая на князя Андрея. – Помните, он у нас ночевал в Отрадном.
– А, вы его знаете? – сказала Перонская. – Терпеть не могу. Il fait a present la pluie et le beau temps. [От него теперь зависит дождливая или хорошая погода. (Франц. пословица, имеющая значение, что он имеет успех.)] И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, – сказала она, указывая на него. – Я бы его отделала, если бы он со мной так поступил, как с этими дамами.

Вдруг всё зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли Польской, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас…» Государь прошел в гостиную, толпа хлынула к дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда и назад. Толпа опять отхлынула от дверей гостиной, в которой показался государь, разговаривая с хозяйкой. Какой то молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед. Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары Польского.
Всё расступилось, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А. Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых не умолкая называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись итти в Польской. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в Польской. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская – у ней была одна мысль: «неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцовать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: А! это не она, так и нечего смотреть. Нет, это не может быть!» – думала она. – «Они должны же знать, как мне хочется танцовать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцовать со мною».
Звуки Польского, продолжавшегося довольно долго, уже начинали звучать грустно, – воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Перонская отошла от них. Граф был на другом конце залы, графиня, Соня и она стояли одни как в лесу в этой чуждой толпе, никому неинтересные и ненужные. Князь Андрей прошел с какой то дамой мимо них, очевидно их не узнавая. Красавец Анатоль, улыбаясь, что то говорил даме, которую он вел, и взглянул на лицо Наташе тем взглядом, каким глядят на стены. Борис два раза прошел мимо них и всякий раз отворачивался. Берг с женою, не танцовавшие, подошли к ним.
Наташе показалось оскорбительно это семейное сближение здесь, на бале, как будто не было другого места для семейных разговоров, кроме как на бале. Она не слушала и не смотрела на Веру, что то говорившую ей про свое зеленое платье.
Наконец государь остановился подле своей последней дамы (он танцовал с тремя), музыка замолкла; озабоченный адъютант набежал на Ростовых, прося их еще куда то посторониться, хотя они стояли у стены, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательно мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута – никто еще не начинал. Адъютант распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она улыбаясь подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из за всё убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало развеваясь бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса.
Князь Андрей в своем полковничьем, белом (по кавалерии) мундире, в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых. Барон Фиргоф говорил с ним о завтрашнем, предполагаемом первом заседании государственного совета. Князь Андрей, как человек близкий Сперанскому и участвующий в работах законодательной комиссии, мог дать верные сведения о заседании завтрашнего дня, о котором ходили различные толки. Но он не слушал того, что ему говорил Фиргоф, и глядел то на государя, то на сбиравшихся танцовать кавалеров, не решавшихся вступить в круг.
Князь Андрей наблюдал этих робевших при государе кавалеров и дам, замиравших от желания быть приглашенными.
Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку.
– Вы всегда танцуете. Тут есть моя protegee [любимица], Ростова молодая, пригласите ее, – сказал он.
– Где? – спросил Болконский. – Виноват, – сказал он, обращаясь к барону, – этот разговор мы в другом месте доведем до конца, а на бале надо танцовать. – Он вышел вперед, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.
– Позвольте вас познакомить с моей дочерью, – сказала графиня, краснея.
– Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, – сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе, и занося руку, чтобы обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.
«Давно я ждала тебя», как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка, своей проявившейся из за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцовала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы. В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили, и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.
Князь Андрей любил танцовать, и желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошел танцовать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижной стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.

Святой Грааль уже много веков считается одной из важнейших реликвий христианства. Согласно легендам, Грааль дарует страждущим вечную молодость, мудрость, исцеление от недугов.

Первое упоминание Грааля в Библии связанно с именем древнего Салимского царя и первосвященника Мелхиседека, который считался хранителем Священного Грааля. На иврите: Малкицедэк — «царь справедливости» (малки - «мой царь», цедек - «справедливость»). Первосвященник Мелхиседек преподнёс Чашу патриарху Аврааму, и Авраам поклонился солнцу Грааля и исполнился Святого Духа.

После того, как Ковчег Завета был безвозвратно утрачен и завет Бога с Израилем расторгнут фарисеи продали Чашу за гроши . Согласно Анне-Екатерине Эммерих, святая Вероника, купила Чашу у фарисеев на рынке. Накануне Тайной Вечери Спаситель попросил Веронику принести сосуд на Тайную Вечерю, пил из него вино и давал испить своим ученикам.

«И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28).

По одному из преданий, иудейский старейшина Иосиф Аримафейский поклялся хранить священную Чашу . После казни Спасителя Иосиф Аримафейский собрал в Святой Грааль кровь Христа, стекавшую по Крестному древу и совершил погребение снятого с Креста тела Спасителя в своей каменной гробнице. Римский правитель Иудеи Понтий Пилат распорядился отдать тело Иисуса именно Иосифу, дяде Христа.

Иосиф преподнёс Чашу Пресвятой Деве Марии со словами: «Ты от века его Хранительница, Ты олицетворенная Чаша Христова, Ты Священный Грааль, Живой Алтарь. О Блаженная Мати, прими из рук моих этот священнейший священных сосуд нашего Господа и храни его. Господь обещает Свою вечную жизнь на Земле и пребывание среди тех, кто будет вкушать из священного сосуда сего Его Божественную Кровь».

Пресвятая Дева Мария преподнесла Святой Грааль для первой евхаристии апостолам, и первой вкусила неисчерпаемо умножающуюся кровь Господню на первом же причастии в Иерусалиме. Таинство евхаристии было установлено через Священный Грааль. Во время причастия над Чашей реял огненный крест, а т е, в чьих руках побывал Святой Грааль, преображались.

Праведного Иосифа Аримафейского заключили в темницу на целых 42 года. По народной легенде, Иосиф Аримафейский сумел заполучить Чашу у Понтия Пилата, и Святой Грааль давал ему пищу и питьё до тех пор, пока римский император Веспасиан, правивший в 69 — 79 г.г. , не освободил его.

Праведный Иосиф Аримафейский отправился с Чашей — Святым Граалем в Британию , где нашёл преемников, готовых охранять реликвию после его смерти. Ими стали Титурель и его сподвижники , называвшие себя «рыцарями Святого Грааля». Все паломники, приходившие поклониться Святому Граалю, получали исцеление, молодость и изобилие в еде.

Почему Иосиф Аримафейский отправился именно в Британию?

Святой Матфей рассказывает, что Иосиф Аримофейский был человеком состоятельным, богатым купцом и торговал оловом. Маршрут легендарного путешествия Иосифа со Святым Граалем в Британию в точности совпадает с торговыми путями судов с оловом , описанным греческим автором Диодором Сицилийским.

«С отливом олово перевозят на остров Иктис (видимо, речь идет об острове Сент-Мишель в заливе Маунтс-Бей, Северный Корнуэлл). Традиции ремесла очень сильны в Северной Франции, Западной Ирландии, северном Лондоне и в олово добывающем регионе Корнуэлла – все они свидетельствуют об участии Иосифа в оловянном бизнесе. Особо ревностно он вёл свои дела в Корнуэлле. Жива легенда, что Иосиф приводил в Корнуэлл свои корабли, и однажды он привёз сюда младенца Христа и Деву Марию ; они сошли на берег острова Сент-Мишель» .

Визит юного Христа в Британию в сопровождении дяди Иосифа исторически возможен, что подтверждается некоторыми местными легендами. Нет никаких данных о жизни Иисуса в возрасте от 12 до 30 лет.

В устье реки Кэмел, вдоль дороги на Гластонбери , находится «стена Иисуса». Местность Гластонбери, в древности называвшаяся Гластония . В маленькой деревне Придди, что в 12 км севернее Гластонбери, сохранилась легенда о том, что ещё мальчиком Христос был здесь. У местных жителей распространена присказка: «Это так же верно, как то, что Спаситель наш был в Придди» . Прихожане замечают, что из каверны под церковью в Придди исходят странные энергетические потоки.

В Галилее существует легенда о том, что Иисус был плотником , и подкрепляется убедительным рассказом о том, что Он отправился в Британию на торговом судне в качестве корабельного плотника. Судно вышло из Тира, однако сильные штормы на всю зиму привязали его к берегам Западной Британии.

Имеется немало исторических и археологических свидетельств о старых связях Святой Земли и Британии – в пользу этого говорит и тот факт, что в Британии христианство распространилось почти сразу же после смерти Христа.

По легенде, именно Иосиф основал первую церковь в Британии , но католическая церковь не причисляет Иосифа к лику своих святых. В биографии Сент-Данстена, написанной примерно в 1000 году, и в книге «Античность» Уильяма Малмсберийского 1125 года , говорится о религиозных традициях Гластонбери периода раннего христианства, но ни в одной из них Иосиф даже не упоминается.

В более позднем переиздании книги английского историка XII века Уильяма Малмсберийского (1090-1143 г.г.), уже после того как во Франции стали популярны легенды о рыцарях Круглого стола и обретении Святого Грааля, в тексте уже есть упоминания об Иосифе. Историк рассказывает об учениках одного из апостолов, прибывших со священной Чашей в 63 году в Британию вместе с Иосифом Аримафейским, хранителем Святого Грааля.

Манускрипт Grand Saint Graal, датируемый XII веком, практически пересказывает тоже предание о перемещении реликвии на Британские острова. Создается впечатление, что именно в тот период и родилась легенда о связи Иосифа с Христом и Святым Граалем.

В английском фольклоре история о Святом Граале появилась в XV веке , когда была опубликована книга Томаса Мэлори о короле Артуре и его рыцарях. Используя древние манускрипты бургундца Робера де Борона, британец Томас Мэлори написал «Историю чаши Грааля, наскоро переведенную с французского, описывающая приключения и странствия правдивейшего и святейшего человека в мире».

Чаша археологической культуры Hallstatt (750-450 гг-до н.э.

Томас Мэлори так пересказал легенду о Святом Граале , не оставив ни малейших сомнений в том, что в романтической христианской саге заложен скрытый оккультный смысл. Святой Грааль был дохристианским кельтским символом , уцелевшему в Британии благодаря тому, что Чашу замаскировали под христианскую святыню. Автор «Истории чаши Грааля…» , считает истинным хранителем Грааля не Иосифа Аримафейского, а всесильного языческого (Бриан —) который, согласно древнему кельтскому мифу, обладал магическим котелком, питьё из которого воскрешало мёртвых. Кельтский бог Брен был одним из трёх сыновей бога Дану, из-за чего им — святой троице дали название «Туата де Даннан». Древние народы, населявшие Ирландию, упоминали котёл Дагды.

«Ирландия была пуста в течение тридцати лет после Партолона, пока не пришёл Немед, сын Агномана, из греков , вместе со своими четырьмя вождями , которые были его сыновьями . Четыре предводителя, сыновья Немеда, звались Старн и Ярбонел - прорицатель, Аннинд и Фергус Рыжий бок» . «Немед» означает «священный »; имя его сына «Ярбонел» - «прорицатель», то есть, друид или вад (ведать) или (филид — fili; от -*welet- велеть, *wel — «видеть», то есть «провидец») .

Можно с уверенностью говорить о том, что известные сегодня легенды о Святом Граале были выдуманы между XII и XIII веками католическим духовенством и бродячими менестрелями, которые использовали для своих песен-поэм кельтские темы, «обрамленные» в христианскую эстетику.


В книге «Белая богиня» Роберт Грейвз говорит, что именно в период римского завоевания Британии в свободолюбивом Уэльсе, не покорённом римлянами, благодаря легенде о Чаше (Святом Граале) началось возрождение друидизма, языческой религии кельтов валлийцев (самоназвание - «соотечественники». Боспора Киммерийского — Чёрного моря), выстоявшей под натиском армий Цезаря (100 - 44 г. до н.э.) , а позднее пережившей террор первых христианских миссионеров.

Древние жители Уэльса , сохранили легенды о сосуде богини Тёмной Луны, Великой Матери Серидвен, содержавшем в себе мудрость веков, как растущая Луна переходит в полную, так молодость переходит в зрелость и мудрость.

Скифская золотая чаша 6 век до н.э.

Возможно, от самоназвания царских скифов - СКОЛОТ (skolot, или skolt), происходит слово КЕЛЬТ (лат. Celtae, бретонск. Kelted, ирл. na Ceiltigh, шотл. (гэл.). Ceilteach, мэнск. ny Celtiee, корн. Kelt ). Цезарь и Павсаний утверждали, что Kelt это Скифы-паралаты , чей символ золотая Чаша, называли себя по имени своего царя КОЛОксая (греч. Κολαξαις) – младшего сын Таргитая.

Кельтский бог Бран , обладатель волшебного котелка (Чаши), и кельтские легенды о необыкновенном младенце, обладавшем тайным знанием, стали неотъемлемыми атрибутами возрождения друидизма.

По этрусской мифологии (Тагет) чудом появился из земли в XII веке до н.э. Его нашли прямо в борозде во время пахоты близ города Тарквиний в виде младенца с седыми волосами. Связанный с Подземным миром вестник богов Таг пел им священное учение. Этруски считали Тагета сыном бога и создателем всех людей, что сближает его с Геркле (Гераклом), который рассматривался как предок этрусков.

Кельтские барды распевали песни Святом Граале при всех королевских и аристократических дворах Европы, маскируя скрытый смысл послания друидов. По их мнению, тайну волшебной силы, вечной молодости и жизни знали древние боги кельтов и их жрецы, владеющие Чашей. В устных преданиях кельтов есть сказание о чародее Мерлине , владевшем волшебной чашей, открывающей доступ к знаниям всего мира.

Окутан тайной и сам Святой Грааль, потерянный где-то близ Гластонбери – первого центра христианства в Британии, чаша стала объектом поисков, которые продолжались много веков. Согласно легендам рыцари каким-то образом разыскали Чашу — Святой Грааль, но к тому времени чаша считалась не только христианской святыней, но и неким волшебным сосудом, дарящим его обладателю вечную молодость и неземную мудрость. Общепризнанный факт, что , кельтского племени, давшего название всему Уэльсу. Вскоре Святой Грааль исчез так же загадочно, как и был найден.


В ранних христианских документах Святой Грааль описан, как большая Чаша, внутри которой находится гостия, предназначенная для некоего странника. Считалось, что Грааль содержит в себе ключ ко многим тайнам, и молодой рыцарь короля Артура герой куртуазного эпоса сэр Персиваль (фр. Perceval , нем. Parzival) потратил немало сил, чтобы открыть секрет таинственной Чаши. Позже возникла легенда, что именно этой чашей пользовался Христос на Тайной вечере.

С появлением первых произведений бардов о Святом Граале, в западной Европе появилась серьезная оккультная организация, связывавшая свою деятельность со Святой Чашей – Орден тамплиеров. В немецком романсе о Граале, «Парзифаль» (нем. Parzival) — самом таинственном произведении, посвященном Граалю, написанном между 1200 и 1220 гг., особо отмечено, что Грааль охраняли рыцари, подобные тамплиерам. В «Парзифале» говорится о духовном стремлении овладеть ключом к познанию и просветлению. Рыцарский орден в немецком романсе «Парзифаль» изображён строгим и целомудренным, он размещен в Монсальват (иначе Монсальваж, Мунсальвеш ) — «Замок Святого Грааля». В романе XIII века «Ланселот-Грааль» замок получил название Корбеник , явно кельтского происхождения от валлийского Caerbannog — «горная крепость». В романе Томаса Мэлори (1405-1471 г.г.) «Смерть Артура», замок именуется Карбонек или даже Корбин.

«под сенью девственно чистого камня… Насколько бы ни был болен человек, если он посмотрит на Грааль, через несколько недель он исцелится и смерть обойдет его стороной. Облик его никогда больше не изменится, он всегда будет таким, как в тот день, когда впервые увидел этот камень. Будь то дева или муж, если они владеют камнем двести лет, они останутся такими же молодыми, только волосы их станут седыми». («Парзифаль»)

В Средневековье легенды о Святом Граале, в угоду католической церкви и Ватикану, приобрели большую популярность. Папа Римский требовал, чтобы в каждом католическом храме была святая реликвия, какая-то вещь, принадлежавшая святому, или же часть его останков.

Самыми желанными реликвиями храмов становились предметы, связанные с Иисусом Христом. Охотники за христианскими реликвиями добыли части креста, на котором был распят Спаситель, гвозди из креста, терновый венец Иисуса, копьё Лонгина, проткнувшее тело Христово, Туринскую плащаницу, в которую было завернуто тело Иисуса, снятое с креста. Никто не мог найти только Чашу, которую держал в руках Спаситель на причастии во время Тайной вечери.

Известно, что во время церковных таинств нельзя использовать чаши из дерева и керамики, значит священная Чаша причастия могла быть только из камня или серебра.

Самая известная чаша, объявленная Ватиканом как истинный Святой Грааль, находится в Валенсии в Соборе Святой Марии. Чаша представляет собой халцедоновый или агатовый кубок тёмно-красного оттенка высотой 7 см и 9,5 см в диаметре, стоящий на подставке с двумя ручками. Халцедон или агат, из которого изготовлена чаша, называют карнеолом или сердоликом, чаша датируется 100-50 годом до н.э. или I веком н.э. Археолог Антонио Бельтран определил, что Чаша была создана в мастерской Египта, Сирии или самой Палестины, что доказывает возможность нахождения Чаши на Тайной Вечере. Чаша отделана золотом, ценным жемчугом и изумрудами. Основание и две ручки чаши были добавлены в Средневековье, но сама Чаша может считаться настоящей реликвией.

Другая реликвия, которую называют Святым Граалем — это Антиохийский потир , найденный в 1910 году. На Антиохийском потире изображены апостолы и Иисус Христос, а внутри потира скрыт простой серебряный кубок. Недавние исследования показали, что Антиохийский потир не может быть Святым Граалем, так как.его изготовили не раньше VI века.

Немало историков сходится во мнении, что Грааль – это вовсе не чаша, а собирательное понятие. По одной версии, это камень с чудесными свойствами, по другим – серебряное блюдо. Некоторые исследователи отождествляют Чашу -хранилище крови Господней с Девой Марией.

Святой Грааль – таинственный чудотворный сосуд, который обладает волшебной способностью даровать все желаемые блага вплоть до бессмертия. Его поиски продолжаются и сегодня. Какое же значение имел святой Грааль в истории и есть ли шанс найти его в настоящие дни?

Как выглядит Грааль

Версий, что представляет собой Грааль, существует немало. Одни видят в его образе языческого рога изобилия или магических кельтских котлов, другие полагают, что это таинственный камень, который способен открыть тайны мира и подарить бессмертие. Но все они едины в одном – найти священный Грааль сможет лишь тот, кто избран для этого и достиг определенной степени духовного развития.

Самая распространенная версия – священный Грааль выглядит как чаша для причастия. Потир служил Христу с его апостолами во время последней литургии, именуемой как Тайная вечеря.

Считается, что основой для изготовления церковной чаши послужил агат. Этот камень выпал в момент низвержения архангела Люцифера во время битвы его легиона с ангельскими войсками. Камень, некогда подаренный самим Богом архангелу Тьмы, во время битвы исчез во мраке. Но один из осколков все же достиг земли. Из него и был сделан святой Грааль.

Согласно легенде из этого кубка на последней вечере пил сам Христос. Узнав о смерти Иисуса, один из тайных последователей сына Бога – Иосиф Аримафейский, отправился в дом, где проходила последняя трапеза и забрал кубок. В этот кубок Иосиф собрал несколько капель крови Спасителя, которая в день распятия сочилась из раны, нанесенной копьем Кассия Логина – римского легионера. Затем он снял тело Спасителя с креста, обернул плащаницу и захоронил в вырубленной в скале гробнице.

За это Иосиф был брошен в тюрьму, где его ожидала голодная смерть. Но волшебный кубок давал ему пропитание на протяжении двух лет. Белый свет Иосиф увидел лишь благодаря приказу императора Веспасиана, который на себе испытал целебные свойства плащаницы с запечатленным ликом Христа.

Согласно многочисленным преданиям на протяжении истории своего существования священный Грааль всех, кто ему поклонялся, не только кормил мирской едой. Он поддерживал в людях молодость и дарил желаемое исцеление. Те, кому удавалось лицезреть волшебный кубок, испытывали всеобъемлющую радость и трепетное чувство в предвкушении Рая.

Священный Грааль имеет множество обличий. В некоторых источниках священный Грааль изображается в виде золотой тарелки, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. Граалем также называют упавший с неба краеугольный камень, священный город Иерусалим и даже чрево Марии Магдалины, которое вмещает в себя кровь Христову… Список неисчерпаем. Но любое из воплощений тем или иным образом символизирует божественное присутствие.

В погоне за Граалем

Попыток найти священный Грааль неисчислимое множество. Заполучить эту величайшую из реликвий пытались и представители церкви и христианские гностики, и простые смертные.

Предполагается, что хранитель чаши Иосиф отправился с реликвией в Британию, где, перед смертью доверил сокровище своему приемнику.

Источники информации о Граале

Информацию о загадочном кубке в средние века в основном можно почерпнуть из литературных трудов. Так о Граале впервые заговорил Вольфрам фон Эшенбах. Главный персонаж его произведения рыцарь Парсифаль разыскивал уникальный артефакт. Единственное – это был вовсе не сосуд, а светящийся камень.

Волшебный кубок часто встречался и в произведениях, посвященных королю Артуру и рыцарям Круглого стола. И везде артефакт был представлен невидимым кубком, который являлся лишь людям, не склонным к грехам и порокам.

Самое большое распространение легенда получила благодаря трудам Кретьена де Труа, который еще в XII веке написал рыцарский роман, взяв за основу книгу кельтских мифов «Мабиногион».

Подобные произведения создавались не просто так. Ведь начиная с IX века, Европу массово охватило поверье в силу Орудий Страстей. Охота велась за всеми предметами и инструментами, посредством которых мучили Иисуса: крест, на котором распяли, бич, которым стегали тело, столб, к которому привязали. К числу таких артефактов причислили и чашу Грааля.

Вероятные места хранения реликвии

По одной из версий по приказу английских королей, поставивших цель собрать Орудия Страстей, Иосиф привез сосуд в древний город Гластонбери. Там он и оставался до конца своих дней. Реликвия хранилась на территории современной Англии предположительно до 258 года. По поручению папы Сикста V она охранялась священником Лоренцо как ценнейшее христианское сокровище.

Спустя 500 лет на Гластонберийском холме обосновался со своими соратниками король Артур. Он не оставлял попыток найти волшебный кубок. Удалось ли это ему – неизвестно. Хотя предания гласят, что в последние дни жизни Грааль все же явился Артуру.

Некоторые историки утверждают, что кубок долгое время сберегался у тамплиеров – членов средневекового монашеского ордена Храма. Орден был создан для защиты христианских территории и паломников от соседей-мусульман. Члены этого общества готовы были сохранять верность своим принципам до гроба, олицетворяя собой высокий дух христианской любви. Поскольку тамплиеры заслужили репутацию надежных хранителей имущества, им то и доверили ценную реликвию. Правда, куда она потом пропала вместе с остальными сокровищами – доподлинно неизвестно.

Вопрос о волшебном кубке напрямую связан и с Братством рыцарей святого Грааля. Это тайное сообщество ведет свою хронику со времен восхождения на трон короля Артура. Оно организовало Орден рыцарей Круглого стола, ряды которого пополняли только самые добродетельные и доблестные рыцари Европы.

Согласно легенде, именно эти рыцари во главе с Титурель, который, несмотря на юный возраст, отличался мудростью и чистотой помыслов, отправились на поиски волшебного кубка.

Цели достиг только предводитель. О месте нахождения замка, где хранился кубок, ему поведал король-рыбак с Опустошенной Земли. Он то и стал его приемником, носящим вечное имя король Грааля.

Поиски кубка в последние века

Существование таинственного кубка, дарующего безграничную власть и бессмертие, не давало покой не только известным королям, царям, полководцам, но и нашим современникам.

Этим бесценным артефактом очень интересовался Адольф Гитлер. Будучи падким на любого рода мистические вещи, он разыскивал их по всему миру. Для этого он создал оккультный отдел под названием «Аненербы». Его участники организовывали многочисленные экспедиции в разные уголки мира, в том числе и на Кавказ, где по одной из версий в пещерах сберегал священный кубок.

Не оставлял своих попыток фюрер и в разгар Второй мировой войны. Так возглавлявший организацию оккультист-эзотерик Отто Ран безуспешно разыскивал артефакт и в развалинах последнего пристанища катаров замка Монсегюра в Лангедоке.

В XIII века именно рыцари-катары, проповедовавшие нравственную чистоту, считались хранителями Грааля. Папа Иннокентий III был недоволен тем, какое влияние катары оказывают на «простых смертных». Он объявил крестовый поход против этих еретиков с тем, чтобы не только уничтожить «непокорных», но и захватить дававшую им несомненное духовное превосходство реликвию. В борьбе за чистоту веры войска папы не щадили никого. А потому велика вероятность, что в последний момент рыцари-катары неприступной цитадели все же решили перевезти величайшее сокровище подальше от эпицентра событий.

Во время оккупации Крыма в поисках Золотой Колыбели немцы «шерстили» руины храмов и горных крепостей. Предполагается, что священная чаша покоится в Алтын Бешик. Это погребенное под землей место силы.

Считается, что в XIV веке христианское княжество Феодоро оказалось между «двух огней»: обосновавшихся в Кафе Генуэзцев и татар Мамая. Католики-генуэзцы вынуждали вернуть чашу, обещая взамен прекратить войну. Тогда князь укрылся с реликвией в пещерах Басман и обратился к духам горы с призывом защитить Золотую Колыбель. Разразившееся в этот момент землетрясение поглотило людей вместе с чашей.

Исследования пещерных городов Мангупа и Чуфут-кале продолжались несколько месяцев, но поиски так и не принесли успехов.

Существует версия, что и Сталин уделял этому вопросу немалое значение. Подтверждением тому является тот факт, что в довоенные годы сотрудники НКВД и КГБ во главе с ведущими специалистами по оккультным наукам А.Барченко Г.Бокием тщательно изучали крымские пещеры в поисках Золотой Колыбели. А во время войны, когда наши войска освободили Кенигсберг, первое, что они вывезли – чудом сохранившийся архив Ливонского ордена.

Грааль – чрево мари Магдалены?

Версия, что Грааль на самом деле является не сосудом, а чревом Марии Магдалены, возникла после того, как артуровед Р.Ш.Лумис после переводов о Граале подметил странную закономерность. В старофранцузском языке понятия «рог» и «тело» обозначаются одинаковым словосочетанием «il cors». В произведениях средневековья, Грааль упоминается не как рог изобилия, а как Тело Иисуса Христа. Да и старофранцузская основа слова «Sangreal» переводится как «истинная кровь».

На существование «королевской крови потомков Иисуса» указывают и найденные в иудейском архиве Иерусалимского храма документы, связанные с «Царем Иудейским» Иисусом Христом. В них упоминается организованная в Каннах Галилейских свадьба, которая описана и Евангелиях.

Главная претендентка на роль жены Мария Магдалина, вопреки расхожему мнению, не была блудницей. Ее роль в жизни Христа церковью умышленно затемнена. Единственное, за что осуждали ее ученики Христа, за то, что Спаситель любит ее больше, чем других.

Святая Мария Магдалина в гроте

Более того, многие историки сходятся в общем мнении, что жена Иисуса родила от него детей, но после трагического события была вынуждена покинуть Святую землю и найти убежище в еврейской общине Галлии. Так что вполне вероятно, что носители «царской крови» дожили и до наших дней.

Кандидаты на звание святой чаши последних лет

Поиски претендентов на звание священного Грааля продолжаются и по сей день. Одной из последних реликвий, которая претендовала на право называться им, стал сосуд, найденный в базилике испанского города Леон в 2014 г.

Историки, изучавшие сам артефакт и документы, датируемые XIV веком, выдвигают версию, что на самом деле сосуд был переправлен не в Британию, а в Северную Африку. Там уже египетский калиф передал чашу эмиру Дении, а тот, в свою очередь, передарил ее королю Фердинандо I. Проделав долгий путь, сосуд оказался в Леоне, где получил второе название – чаша Уррака.

По мнению ученых, материал изготовления и способ обработки чаши именно такие, из каких делали посуду в Палестине во времена Христа. На подлинность артефакта указывают и скрытые символы, обнаруженные на фреске базилики с сюжетом все той же Тайной вечери.

Итальянский археолог Альфредо Барбагалло, напротив, считает, что священный кубок находится в Риме. Он спрятан в подвалах под базиликой Сан Лоренцо Фуори ле Мура – одной из самых посещаемых паломниками церквей. Свои выводы он сделал на основе многолетней средневековой иконографии внутреннего убранства базилики и устройством расположенных под ней катакомб. Сам храм возведен на месте погребения святого Лаврентия, что также наводит мысль о закономерности размещения там реликвии.

Третий «подлинный» священный кубок, якобы признанный самим Ватиканом, хранится в Валенсии в Кафедральном Соборе Святой Марии. Кубок высотой в 7 см и диаметром в 9,5 см, выполнен из темно-красного агата. Он возвышается на небольшой подставке и дополнен двумя ручками. Чаша отделана золотыми вставками, украшена изумрудами и жемчугом.

В прежние века его использовали в религиозных целях. Но после того как в 1744 году во время праздника кубок случайно уронили и раскололи, после реставрирования изделия его решили в дальнейшем просто хранить как культовый предмет. Исключение составляли лишь массовые службы, во время которых посещавшие Валенсию папы Иоанн Павел II и Бенедикт XVI использовали чашу проведения причастия.

Католическая церковь признала сберегающуюся в Кафедральном соборе чашу подлинной святыней, назвав ее «свидетельницей шагов Христа по земле».