Дневник как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа. Урок литературы «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…

Неотъемлемыми качествами русского
народа являются бодрость, смелость,
находчивость, трудолюбие, мудрость,
героизм в борьбе с иноземными
захватчиками.
В. Г. Белинский

«Война и мир» - одно из величайших произведений гениального русского писателя, по праву вошедшего в сокровищницу русской и мировой литературы. «Война и мир» -это не просто роман, а роман-эпопея. Толстой рисует в нем целую эпоху в жизни народа, объясняет ход истории, ее движущие силы, совмещает описание исторических событий с повествованием о судьбах главных героев романа, создает целостный образ русского народа, описывает жизнь народную и жизнь великосветскую. В романе показана широкая панорама русской жизни. Все это вместе и составило тот уникальный жанр, названный романом-эпопеей.

Образ народа... Несомненно народ играет очень большую роль в романе «Война и мир». Любовью к народу и пониманием его роли в ходе истории пронизана каждая страница произведения. Наиболее ярко образ народа представлен во время военных действий, Отечественной войны 1812 года.

Отечественная война 1812 года - истинно «народная война», ставшая таковой после вторжения французов на русскую землю. Во время этой войны наиболее ярко проявилась огромная нравственная сила русского народа, его стойкость и мужество. Пик Отечественной войны 1812 года - Бородинское сражение. Именно здесь проявилась моральная сила русского войска, которую так хорошо понимал Андрей Болконский. He случаен его ответ на вопрос Везухова о том, отчего зависит успех сражения: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа. Успех зависит от того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате». И далее Болконский говорит: «Сражение зависит не от мастерства полководца, руководящего армией, а от воли самих солдат, составляющих эту армию. Если полководец понимает это, то он велик, и армия, им руководимая, победит».

Именно таким нарисовал Толстой образ Кутузова на страницах своего романа. Толстой подчеркивает негероичный облик Кутузова, возвеличивая тем самым его нравственные, моральные силы. Кутузов был убежден, что решающее значение в войне имеет «дух войска». «Дух войска» - это понимание солдатами и офицерами задач священной оборонительной войны. Поэтому Кутузов стремился поднять «дух войска», воодушевить русскую армию.

Нелегко далось Кутузову решение оставить Москву. Страшный вопрос встал перед ним в Филях: «Неужели это я допустил до Москвы Наполеона, и когда же я это сделал?» Ho все же он не поддался отчаянию. «Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки». Кутузов до конца сохраняет уверенность в победе над врагом и внушает это всем - от генерала до солдата. В Кутузове жило «народное чувство», роднившее его со всеми истинными защитниками Родины. Во всех поступках Кутузова лежало народное и потому истинно великое и непобедимое начало.

В своем романе Толстой создал картины народной партизанской войны и раскрыл ее истинный смысл и значение. Ведя партизанскую войну, русские люди «сделали все, что можно сделать для достижения достойной народа цели». Участники Отечественной войны 1812 года считали, что «мужики более, чем войска, победили французов». Кутузов считал, что победа была достигнута соединенными усилиями армии и народа.

Толстой показывает Бородинское сражение в основном глазами Пьера, невоенного, непредубежденного человека. Мне кажется не случайным то, что во время Бородинского сражения Пьер попадает на батарею Раевского, в самую гущу военных действий. «Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. „Наш барин" прозвали его и про него ласково смеялись между собой». Вот оно, единение простых солдат, народных героев, и дворянина Безухова, представителя высшего сословия. Безухов совершенно свободно чувствует себя среди солдат, в те мгновения он - один из них, он чувствует то же воодушевление, что и они, его волнуют те же проблемы, он испытывает те же чувства.

Одна из основных смысловых частей романа - это общение в плену Пьера Безухова с Платоном Каратаевым, простым русским мужиком. Почему же в плен попадает именно Пьер, а, к примеру, не Андрей Болконский? Мне кажется, что князь Андрей не понял бы всего того, что вынес из общения с Каратаевым Пьер. Князь Андрей - аристократ, и он не смог бы так сблизиться с Платоном, он был бы выше его. Пьер же в тех обстоятельствах абсолютно равен с Каратаевым. Пьер познает простую русскую душу. Главное, что покоряет его в Каратаеве, - это любовное отношение к миру. Каратаев оказывает исцеляющее влияние на душу Пьера, израненную зрелищем расстрела. Влияние это скрыто в особом даре любви. Для Пьера Каратаев «был непостижимым, крупным и вечным олицетворением духа простоты и правды». Именно общение с Платоном Каратаевым приводит Пьера к более глубокому пониманию смысла жизни. Пьер познает истину, а вместе с ней чувство гармонии и счастья. Знаменательно, что истину эту ему открыл народ в лице Платона Каратаева, который внес успокоение в его душу.

Линия влияния народа на характер героев романа проходит через все произведение Толстого. Как потряс Наташу отказ маменьки взять с собой раненых во время отъезда из Москвы! Наташа не может понять, как можно бросить раненых в оставленной французам Москве, но увезти с собой ковры, перины и безделушки. Она понимает, какой великий подвиг совершили эти люди, вставшие на защиту России, и поэтому она преклоняется перед ними и перед всем русским народом.

Более века прошло с тех пор, как впервые вышел в свет роман «Война и мир», но людей всего мира до сих пор восхищает нравственная красота и сила русского народа, изображенного Толстым на страницах своего романа. Л.Н. Толстой показал величие русского духа, русской культуры, русского самопожертвования. Все это помогло нашему народу победить Наполеона в 1812 году, это делает роман великим. И в заключение я бы хотел привести слова Максима Горького, сказанные о великом русском писателе Льве Николаевиче Толстом, авторе бессмертного романа «Война и мир»: «He сирота я на земле, пока этот человек есть на ней».

В итоге развития романа на протяжении двух томов, до той половины, которая посвящена событиям 1812 года, главные герои остаются обманутыми действительностью во всех надеждах. Преуспевают лишь ничтожества: Друбецкие, Берги, Курагины. Лишь эпоха 1812 года смогла вывести героев из их состояния неверия в жизнь. Андрей Болконский нашел свое место в жизни в героическом общенародном действии. Князь Андрей - этот рыцарь без страха и упрека - в итоге мучительных духовных исканий соединяется с народом, потому что отказывается от прежних своих мечтаний о командной наполеоновской роли по отношению к людям. Он понял, что история делается тут, на поле боя. Отечественная война разрушила преграды между Болконским и людьми. Нет более в нем высокомерной гордости, аристократической кастовости. Автор пишет, что в полку его называют “наш князь”, то есть солдаты почувствовали в нем “своего”. Так Пьера солдаты назовут “наш барин”. Всю свою жизнь Андрей Болконский искал возможности участвовать в настоящем, большом действии, важном для жизни, для людей, сливающем “мое” и “общее”. И он пришел к пониманию того, что возможность такого действия - только в единении с народом. Участие князя в поистине народной войне сломало его аристократическую замкнутость, открыло его душу для простого, естественного, помогло понять Наташу, понять свою любовь к ней и ее к нему.

У Пьера, испытывающего те же мысли и чувства, что и князь Андрей, именно в бородинских главах возникает особенно острое сознание того, что они - солдаты, ополченцы, народ, - только они и являются истинными выразителями действия, Безухов восхищается их величием и самопожертвованием. “Солдатом быть, просто солдатом!” - вывод, к которому приходит герой. В “Войне и мире” речь идет о такой эпохе, когда человек находится на первом плане. Люди, сами непосредственно отвечающие за развитие действия, творящие ее (эпоху), становятся из “ма леньких” людей “большими”. Именно это и показано Толстым в картинах Бородинского сражения.

Путь Пьера и князя Андрея - это путь ошибок, заблуждений, но все же путь обретения, чего не скажешь о судьбе Николая Ростова, чей путь- путь утрат. Так, он не смог отстоять в эпизоде с Теляниным свою правоту, когда последний украл у него кошелек. Когда ветераны полка обвинили Ростова в том, что он уронил честь полка, так как среди павлоградцев нет воров, то Николай признал за собой вину, исходя из ложно понятого чувства чести, хотя сердцем чувствовал: он прав. Потом тильзитские главы, торжество переговоров между императорами - все это странно воспринимает Николай Ростов. В душе героя поднимается бунт, возникают “странные мысли”. Но этот бунт заканчивается полной нравственной капитуляцией Ростова, когда он кричит на офицеров, осуждающих этот союз: “Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать”. Этими словами, по-моему, завершается духовная эволюция Николая Ростова. И этот герой отрезал себе путь к Бородину, будет из него верный аракчеевский рубака, “коль прикажут”.

Толстой проверяет своих героев войной, ведь именно в экстремальных обстоятельствах наиболее ясно и открыто проявляются все качества человека.

В итоге развития романа на протяжении двух томов, до той половины, которая посвящена событиям 1812 года, главные герои остаются обманутыми действительностью во всех надеждах. Преуспевают лишь ничтожества: Друбецкие, Берги, Курагины. Лишь эпоха 1812 года смогла вывести героев из их состояния неверия в жизнь. Андрей Болконский нашел свое место в жизни в героическом общенародном действии. Князь Андрей - этот рыцарь без страха и упрека - в итоге мучительных духовных исканий соединяется с народом, потому что отказывается от прежних своих мечтаний о командной наполеоновской роли по отношению к людям. Он понял, что история делается тут, на поле боя. Отечественная война разрушила преграды между Болконским и людьми. Нет более в нем высокомерной гордости, аристократической кастовости. Автор пишет, что в полку его называют “наш князь”, то есть солдаты почувствовали в нем “своего”. Так Пьера солдаты назовут “наш барин”. Всю свою жизнь Андрей Болконский искал возможности участвовать в настоящем, большом действии, важном для жизни, для людей, сливающем “мое” и “общее”. И он пришел к пониманию того, что возможность такого действия - только в единении с народом. Участие князя в поистине народной войне сломало его аристократическую замкнутость, открыло его душу для простого, естественного, помогло понять Наташу, понять свою любовь к ней и ее к нему. У Пьера, испытывающего те же мысли и чувства, что и князь Андрей, именно в бородинских главах возникает особенно острое сознание того, что они - солдаты, ополченцы, народ, - только они и являются истинными выразителями действия, Безухов восхищается их величием и самопожертвованием. “Солдатом быть, просто солдатом!” - вывод, к которому приходит герой. В “Войне и мире” речь идет о такой эпохе, когда человек находится на первом плане. Люди, сами непосредственно отвечающие за развитие действия, творящие ее (эпоху), становятся из “ма леньких” людей “большими”. Именно это и показано Толстым в картинах Бородинского сражения. Путь Пьера и князя Андрея - это путь ошибок, заблуждений, но все же путь обретения, чего не скажешь о судьбе Николая Ростова, чей путь- путь утрат. Так, он не смог отстоять в эпизоде с Теляниным свою правоту, когда последний украл у него кошелек. Когда ветераны полка обвинили Ростова в том, что он уронил честь полка, так как среди павлоградцев нет воров, то Николай признал за собой вину, исходя из ложно понятого чувства чести, хотя сердцем чувствовал: он прав. Потом тильзитские главы, торжество переговоров между императорами - все это странно воспринимает Николай Ростов. В душе героя поднимается бунт, возникают “странные мысли”. Но этот бунт заканчивается полной нравственной капитуляцией Ростова, когда он кричит на офицеров, осуждающих этот союз: “Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать”. Этими словами, по-моему, завершается духовная эволюция Николая Ростова. И этот герой отрезал себе путь к Бородину, будет из него верный аракчеевский рубака, “коль прикажут”. Толстой проверяет своих героев войной, ведь именно в экстремальных обстоятельствах наиболее ясно и открыто проявляются все качества человека.

На поиски смысла «настоящей жизни» направлены устремления главных героев «Войны и мира». Это Андрей Болконский и Пьер Безухов (Петр Лабазов по первоначальному замыслу).

Эти герои несут в романе основную смысловую и философскую нагрузку, продолжая череду толстовских интеллектуальных героев с аналитическим складом ума, отчасти напоминающим

идеями) и поколения 60-х годов XIX в., искания которого были отмечены большей глубиной и драматизмом стоявших перед ними жизненных вопросов.

Андрей Болконский - сын богатого, знатного и уважаемого светом вельможи екатерининской эпохи, воспитанный и образованный в лучших традициях рубежа XVIII-XIX вв. Это блестящий

молодой человек, делающий успешную служебную и светскую карьеру. За безукоризненной светской внешностью кроется умный, смелый, педантично честный, глубоко порядочный и гордый человек с сильной волей. Гордость князя Андрея - «родовая» чёрта Болконских, которая проявляется у него

еще и как «гордость мысли». Пьер Безухов отмечает в своем друге «способности мечтательного философствования». Жизнь князя Андрея наполнена напряженными интеллектуальными

и духовными исканиями, составляющими эволюцию его богатого внутреннего мира.

В начале романа, будучи вполне сложившимся семейным человеком, Болконский не удовлетворен своим положением, он мечтает прославиться, послужить общему благу. Ему кажется, что для этого, подобно его кумиру Наполеону, нужно найти удобный случай, «свой Тулон», который помог бы ему

проявить нераскрытые способности. Начавшаяся кампания 1805 г. побуждает Болконского вступить в действующую армию, где он участвует в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях.

«Свой Тулон» князь Андрей находит на поле Аустерлица, когда совершает подвиг, бросаясь вперед со знаменем в руках и пытаясь остановить бегущих солдат. Будучи тяжело раненным и глядя в бездонное небо над своей головой, князь Андрей понимает ошибочность прежних желаний и устремлений,

он разочаровывается в Наполеоне, который любуется полем сражения и рассматривает убитых. Андрей Болконский, как и Пьер Безухов, приходит к неприятию Наполеона, к отрицанию

самой идеи наполеонизма как выражению крайнего индивидуализма. Новое потрясение героя связано с рождением сына и смертью жены, перед которой он чувствует себя виновным за невнимание и холодность, его жизнь замыкается в тесных семейных рамках, однако, этот период становится временем первого серьезного духовного возрастания героя. Гордый Болконский впервые живет не для себя, а для других людей, хотя это всего лишь небольшой круг его семьи. Время деревенской жизни

оказывается чрезвычайно важным для внутреннего развития героя: он много читает, размышляет. Его вообще отличает рационалистически- рассудочный способ постижения жизни, аналитический подход к оценке людей и явлений. Под впечатлением встречи с Наташей Ростовой и возникшего к ней чувства

князь Андрей вновь возвращается к активной жизни, одно время работает у Сперанского, но разочаровывается в этой деятельности.

Участвуя в Отечественной войне, Болконский обретает общую со всем народом цель других понимает существо многих совершающихся перед его глазами событий, а в разговоре с Пьером накануне Бородинского боя говорит о своих наблюдениях над духом войска и его властной, решающей силе в сражении. Тяжелое ранение, полученное в Бородинской битве, влияние всего пережитого, примирение с Наташей решительно изменяют князя Андрея. Он начинает понимать людей, прощать их слабости, обнаруживает, что истинные связи между людьми строятся на любви к ближним. Это открытие

оказывается непосильным для гордого разума и гордой души героя: в нем совершается нравственный надлом. После вещего для него сна о безуспешной борьбе со смертью Болконский постепенно

угасает, несмотря на миновавшую физическую опасность, так как открывшаяся для него истина, движущая «живой человеческой жизнью», выше и больше того, что может

вместить его гордая душа.

Один из самых главных в творчестве Толстого и в «Войне и мире» - образ Пьера Безухова. В этом образе воплощены закономерности исторической действительности, авторское понимание

основных начал жизни, автобиографические черты самого писателя, отличающие его внутреннюю эволюцию как борьбу духовного и интеллектуального начал с чувственным и страстным. Образ Пьера отражает не только главное направление духовного развития самого писателя, он идейно соотносится

с персонажами русской литературы XIX столетия. В процессе интеллектуальных и духовных поисков героя характеризует слияние рационального, эмоционального и интуитивного начал, что приводит его к наиболее полному постижению жизни.

Пьер - мягкий и добродушный человек, доверчивый и увлекающийся, но в то же время страстный, подверженный вспышкам гнева, иногда поддающийся чужому влиянию. Пьер - незаконнорожденный сын знатного вельможи графа Безухова. После смерти отца наследование его титула и огромного состояния превращается в первое серьезнейшее испытание в жизни героя. Несчастная личная жизнь, склонность к философствованию приводят Безухова в ряды масонов, цели

которых кажутся ему верными, однако скоро он разочаровывается в идеалах и участниках этого движения. Новым увлечением Пьера становится благотворительная деятельность, направленная на переустройство и улучшение крестьянского быта, но его доверчивость и непрактичность вновь приводят к неудаче.

1812 г. - самая тяжелая и сложная пора в жизни Пьера. Именно в это время он понимает, что, не будучи свободным, он глубоко любит Наташу Ростову. Глазами Пьера читатели видят страшное предзнаменование наступающих бедствий - знаменитую комету 12-го года. Окончательное прозрение наступает для героя и в отношении его прежнего кумира Наполеона. На переоценку личности Наполеона во многом повлияли непосредственные впечатления Пьера от Бородинского боя

и событий в Москве. Перед началом Бородинского сражения происходит его последняя встреча с другом, Андреем Болконским, который делится с Пьером своими размышлениями о том, что настоящее понимание жизни там, где «они» - простые русские солдаты. В этом же герою помогает убедиться и участие в самом сражении, когда он, желая быть наблюдателем, оказывается вовлеченным в общее дело и переживает чувство подлинного единения с окружающими. Оставшись в Москве, Пьер намеревается убить Наполеона, который теперь представляется ему злейшим врагом всего человечества.

В плену, куда Пьер попадает как «поджигатель», начинается новый, важнейший период его жизни, во время которого герой впервые оказывается в общем со всем народом положений и сознает вначале, что пленили только его тело, но живую, бессмертную душу человека пленить нельзя. В плену же

он знакомится с сблдатом Апшеронского полка Платоном Каратаевым, сыгравшим главную роль в становлении его мировоззрения. В процессе общения с Каратаевым, образ которого имеет важнейшее значение для понимания философского смысла романа, для Пьера раскрывается суть народного мироощущения и понимания жизни. Платон живет так, как ему диктует внутреннее мироощущение: он не рассуждает о жизни, а «обживается» в любых условиях. Даже в его облике есть что-то символическое: теплое, круглое, пахнущее хлебом, ласковое, спокойное, доброе. В облике и поведении Каратаева выражается глубокая народная мудрость, та народная философия жизни, постижения которой мучительно добиваются главные герои романа. В разговорах Платона проходит мысль о том, что нужно смиряться, нужно любить жизнь, даже когда

невинно страдаешь.

Все важнейшие этапы жизни Пьера отмечены значительными для внутреннего мира героя переживаниями, связанными не только с интеллектуальным, но и эмоционально-образным осмыслением происходящего (сон о терзающих его собаках- «страстях»; сон после Бородинского боя, увиденный под впечатлением разговора с князем Андреем и созерцания звездного неба). В ночь после гибели Каратаева и перед освобождением из плена Пьер также видит символический сон, помогающий ему понять жизненную философию Платона. В этом сне герой видит «миръ» как живой шар, покрытый множеством капель воды, которые то сливаются, то вновь разделяются. Пьер

понимает, что чедовек есть только капля в людском море, что его жизнь имеет назначение и смысл только как часть и одновременно отражение целого. Встреча с Каратаевым заставила Пьера, не видевшего раньше «вечного и бесконечного ни в чем», научиться «видеть вечное и бесконечное во всем. И это вечное и бесконечное был Бог».

Согласно первоначальному замыслу, сюжетная линия Пьера должна была продолжиться в описании событий 1825 г., которые предваряет «открытый» эпилог «Войны и мира». Здесь Пьер показан возмужавшим человеком, счастливо женатым на Наташе Ростовой, образ которой также восходит к первоначальному замыслу. В черновых характеристиках, данных автором своим героям, Наташа отмечена как героиня, которая «не удостаивает быть умной». В этом замечании Толстого - ключ к пониманию образа одной из главных героинь романа.

Наташу отличают не разум, а чуткость и необыкновенная эмоциональность, обогащенная незаурядным музыкальным дарованием. В ее характере есть в то же время твердая основа, опирающаяся на нравственные и духовные ценности народной жизни. В силу этого Наташа неосознанно воплощает в себе истинное понимание жизни и способна на решительные и великодушные поступки, порою - на самопожертвование (эпизоды вывоза раненых из Москвы, спасения матери после гибели Пети). Ее же Толстой наделяет способностью чутко улавливать и верно понимать внутреннюю сущность человека: самые точные и емкие характеристики других героев принадлежат Наташе. В то же время она способна на безрассудные, эгоистические

поступки (увлечение Анатолем Курагиным и попытка побега с ним). Образ Наташи дан в романе в развитии: впервые читатели видят ее непосредственной тринадцатилетней девочкой, а в эпилоге это счастливая, поглощенная заботами о детях и муже женщина. Образ Наташи-матери полемически

заострен Толстым по отношению к широко обсуждавшимся в то время идеям женской эмансипации.

Более возвышенными, гармоническими и отчасти идеальными чертами отмечен другой центральный женский образ романа - княжна Марья. Во многом это объясняется тем, что прототипом этого образа для Толстого была его мать, которой он не помнил и даже не видел ни одного ее изображения. Княжна

Марья отмечена почти всеми качествами, свойственными семье Болконских: она умна, прекрасно образована и воспитана. Но героиня не отличается подчеркнутым рационализмом и холодноватой гордостью Болконских. Это кроткая и одновременно волевая женщина, которой свойственны способность к самопожертвованию (после смерти маленькой княгини она, как может, заменяет Николеньке мать), присутствие духа и глубокая религиозность. Выйдя замуж за Николая Ростова,

она полностью разделяет взгляды мужа «на долг и присягу».

Большое значение для понимания философского и нравственного смысла «Войны и мира» имеет то обстоятельство, что Толстой уделяет много внимания изображению семейной жизни

своих героев. Большинство значимых персонажей романа- эпопеи выступают в своем семейном окружении. Автором настойчиво подчеркиваются общие черты, характеризующие то

или иное семейство: радушие и открытость, эмоциональность и доброта, музыкальная одаренность и подлинное слияние с русским национальным духом Ростовых; утонченный аристократизм, ум, благородство, обостренные чувства долга и чести, образованность и гордость Болконских; безнравственность и корыстолюбие, эгоизм, подлость «проклятой курагинской породы». Семья в понимании писателя - маленькое подобие того «Mipa», частью которого является человек. Именно поэтому героев романа-эпопеи отличают не только индивидуальные черты, но и родовые. Семья, способность быть хранительницей домашнего очага и матерью - особое нравственное испытание

для героинь романа. Этого испытания не выдерживает Элен Курагина, но Наташа Ростова и княжна Марья - прекрасные жены и матери.

В одной из современных Толстому критических статей по поводу «Войны и мира» были написаны замечательные слова, вскрывающие существо художественной формы этого произведения:

«Какая громада и какая стройность!». Подобное сочетание могло возникнуть только на основе подлинно реалистического подхода автора к изображению событий и лиц, составивших правдивую картину мира той эпохи. Эпический характер произведения сложился как на основе изображения

переломных исторических событий в соединении с подробностями жизни одного человека, так и на основе широкого показа разных сторон русской общественной, политической и семейной жизни того времени. «Мысль народная» в «Войне и мире» равно выразилась в определении Толстым роли народа

как движущей силы истории, признания важности его духовного состояния для решения исторической судьбы и в изображении не отдельных героев, характеризующих определенные слои общества, а всего народа в целом в лице представителей азных сословий, возрастов, убеждений. При этом в числе второстепенных и эпизодических персонажей романа четко обрисованные характеры и типы с легко узнаваемой индивидуальностью.

Создавая образы главных героев, Толстой не отступает от принципов «диалектики души», давая эти образы в развитии, наделяя их не только богатством чувств, но и глубиной мысли. Существенно дополняют образы героев запоминающиеся портретные характеристики (при этом Толстой часто подчеркивает роль какой-то значимой детали, например, лучистых глаз княжны Марьи), индивидуальная манера поведения (стремительная походка и жесткость общения с окружающими князя Болконского; непосредственность и живость Наташи), своеобразие

Язык романа по-своему отражает правдивую картину жизни той эпохи, содержит большие включения текста, написанного автором на немецком и, главным образом, на французском языках, что передает реальную атмосферу жизни светского общества. Однако основной объем романа - великолепный по

точности изложения мысли русский литературный язык, обогащенный живыми образцами народной (крестьянской и солдатской) речи.

Осмыслению героями своих переживаний, чувств, их напряженной духовной работе часто помогает общение с природой. Вид неба под Аустерлицем и в Богучарове, встретившийся по дороге в Отрадное дуб помогают князю Андрею, например, полнее осознать совершающиеся в его внутреннем мире перемены. Охота, в которой участвуют Ростовы, служит своего рода прообразом будущего всенародного единения перед лицом опасности. Мастерство Толстого-баталиста обогащается своеобразным (восходящим, к древним традициям) использованием изображений природы: природа вместе с людьми как бы участвует в сражениях (туман, покрывший Аустерлицкое поле

и мешающий русской армии; дым и туман, бьющее в глаза солнце, мешающие французам при Бородине); природе Толстой передоверяет эмоциональную оценку войны (мелкий дождик,

накрапывающий над полем сражения, как будто говорит: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?»).