Нашел ли пьер смысл жизни. Пьер Безухов: характеристика персонажа

В романе-эпопее JI. Н. Толстого « Война и мир » Пьер Безухов является одним из главных и любимых героев автора. Пьер - человек ищущий, неспособный остановиться, успокоиться, забыть о необходимости нравственного «стержня» бытия. Его душа открыта для всего мира, отзывчива на все впечатления окружающего бытия. Он не может жить, не решая для себя главных вопросов о смысле жизни, о цели человеческого существования. И ему свойственны драматические заблуждения, противоречивость характера. Образ Пьера Безухова по-особому близок Толстому: внутренние мотивы поведения героя, своеобразие его личности во многом автобиографичны.

При первом знакомстве с Пьером мы видим, что он очень податлив, мягок, склонен к сомнениям, застенчив. Толстой не раз подчеркивает, «Пьер был несколько больше других мужчин», «большие ноги», «неуклюж», «толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками». Но при этом душа у него тонкая, нежная, как у ребенка.

Перед нами человек своей эпохи, живущий ее духовным настроем, ее интересами, ищущий ответа на конкретные вопросы русской жизни начала века. Безухов ищет дело, которому можно было бы посвятить свою жизнь, не хочет и не может удовлетвориться светскими ценностями или стать «лучшим человеком».

ОПьере сказано, что у него с улыбкой «исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое - детское, доброе...» О нем Болконский говорит, что Пьер единственный «живой человек среди всего нашего света».

Побочный сын крупного вельможи, унаследовавший титул графа и огромное состояние, Пьер тем не менее оказывается в свете по-особому чужим человеком.Ю одной стороны, он, безусловно, принят в свете, а с другой - уважение к Безухову основано не на приверженности графа «общим для всех» ценностям, а на «свойствах» его имущественного положения.,Искренность, открытость души выделяют Пьера в светском обществе, противопоставляют миру ритуала, лицемерия, двойственности. Открытость поведения и независимость мысли выделяют его среди посетителей салона Шерер. В гостиной Пьер все время ждет случая, чтобы ворваться в разговор. Анна Павловна, «караулившая» его, несколько раз успевает его остановить.

Первый этап внутреннего развития Безухова, изображенный в романе, охватывает жизнь Пьера до женитьбы на Курагиной. Не видя своего места в жизни, не зная, куда девать огромные силы, Пьер ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина. Открытый добрый человек, Безухов часто оказывается беззащитным перед умелой игрой окружающих. Он не может правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. Разгул и чтение духовных книг, доброта и невольная жестокость характеризуют в это время жизнь графа. Он понимает, что такая жизнь не для него, но у него не хватает сил вырваться из привычного круговорота. Как и Андрей Болконский, Пьер свое нравственное развитие начинает с заблуждения - обожествления Наполеона. Действия императора Безухов оправдывает государственной необходимостью. Но при этом герой романа не стремится к практической деятельности, отрицает войну.

Женитьба на Элен успокоила Пьера. Безухов долго не понимает, что стал игрушкой в руках Курагиных. Тем сильнее становится его чувство горечи, оскорбленного достоинства, когда судьба раскрывает Пьеру обман. Время, прожитое в спокойном сознании своего счастья, оказывается иллюзией. Но Пьер принадлежит к числу тех редких людей, для которых нравственная чистота, понимание смысла своего существования жизненно необходимы.

Второй этап внутреннего развития Пьера - события после разрыва с женой и дуэли с Долоховым. С ужасом осознав, что он оказался способен «покуситься» на жизнь другого человека, он пытается найти источник своего падения, ту нравственную опору, которая даст ему возможность «возвращения» человечности.

Поиски правды и смысла жизни приводят Безухова в масонскую ложу. Принципы масонов кажутся Безухову «системой правил).ной жизни ». Пьеру кажется, что в масонстве он на шел воплощение своих идеалов. Он проникается страстным желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства ». Но и здесь его ждет разочарование. Пьер пытается освободить своих крестьян, учредить больницы, приюты, школы, но все это не приближает его к атмосфере братской любви, проповедуемой масонами, а лишь создает иллюзию собственного нравственного роста.

Нашествие Наполеона в высшей степени обострило национальное сознание графа. Он почувствовал себя частичкой единого целого - народа. «Солдатом быть, просто солдатом», - с восторгом думает Пьер. Но «просто солдатом» герой романа стать тем не менее не хочет. Решив «казнить» французского императора, Безухов, по мнению Толстого, становится таким же «безумцем», каким был князь Андрей при Аустерлице, намереваясь в одиночку спасти армию. Поле Бородина открыло Пьеру новый, незнакомый ему мир простых, естественных людей, но прежние иллюзии не дают графу принять этот мир как конечную истину. Он так и не понял, что историю творят не одиночки, а народ.

Плен, сцена расстрела изменили сознание Пьера. Он, всю жизнь искавший в людях прежде всего доброту, увидел равнодушие к человеческой жизни, «механическое» уничтожение «виновных». Мир превратился для него в бессмысленную груду осколков. Встреча с Каратаевым открыла Пьеру ту сторону народного сознания, которая требует смирения перед волей Бога. Пьер, считавший, что истина «находится» у людей, потрясен той мудростью, которая свидетельствует о недоступности истины без помощи свыше. Но победило в Пьере иное - стремление к земному счастью. И тогда стала возможной его новая встреча с Наташей Ростовой. Женившись на Наташе, Пьер впервые чувствует себя подлинно счастливым человеком.

Женитьба на Наташе и увлечение радикальными идеями - главные события этого периода. Пьер считает, что общество можно изменить усилиями нескольких тысяч честных людей. Но декабризм становится новым заблуждением Безухова, близким по смыслу попытке Болконского включиться в изменение русской жизни «сверху». Не гений, не «орден» декабристов, а нравственные усилия всей нации - путь к реальному изменению русского общества. По замыслу Толстого, герой романа должен был быть сосланным в Сибирь. И только после этого, пережив крушение «ложных надежд», Безухов придет к окончательному пониманию подлинных законов реальности...

Толстой показывает изменение характера Пьера во времени. Мы видим двадцатилетнего Пьера в салоне Анны Шерер в начале эпопеи и тридцатилетнего Пьера в эпилоге романа. Он показывает как неопытный юноша стал зрелым человеком с огромным будущим. Пьер ошибался в людях, покорялся своим страстям, совершал неразумные поступки - и все время думал. Он все время был недоволен собой и пересматривал себя.

Люди со слабым характером часто склонны объяснять все свои поступки обстоятельствами. А вот Пьер - в самых трудных, мучительных обстоятельствах плена - имел силы совершать огромную духовную работу, и она принесла ему то самое чувство внутренней свободы, которое он не мог обрести, когда был богат, владел домами и поместьями.

Поиски смысла жизни Андреем Болконским и Пьером Безуховым

Жизнь скушна без нравственной цели…

Ф. Достоевский

Толстой был глубоко убежден в том, что человек способен меняться на протяжении всей своей жизни, Меньше всего писатель стремился уберечь своих героев от трудностей и заблуждений. На примере Андрея Болонского и Пьера Безухова автор показывает эволюцию духовного мира человека, поиски новых, истинно человеческих отношений. Толстой не рисует всех этапов развития этих героев. Мы знакомимся с ними, когда они уже, в известной степени, сложившиеся личности, которые ощущают внутренний разлад со своей социальной средой. Наметившееся неудовлетворение собой и окружающей действительностью - отправной пункт сложных социальных и философских исканий героев.

Реальная сущность исканий Болконского и Безухова состоит в проверке ценностей людей их века и человечества в целом. Толстой ведет своих героев через ряд увлечений тем, что представляется им наиболее интересным и значительным в жизни общества. Эти увлечения нередко приносят горькие разочарования, а значительное оказывается ничтожным. Лишь в результате столкновений с миром, в результате освобождений от иллюзий Андрей Болконский и Пьер Безухов постепенно открывают в жизни то, что с их точки зрения является несомненным, подлинным.

Человек больших интеллектуальных запросов, тонкого аналитического ума, Андрей Болконский чувствует пошлость и призрачность жизни людей его среды. Неприятие мелочного существования света порождает в Болконском жажду настоящей деятельности. Он полагает, что участие в военных походах поможет ему. Андрей мечтает о личном подвиге, который бы прославил его. Его привлекает тот поразительный пример необыкновенного взлета от полной неизвестности к широкой славе, с которого началась блестящая карьера Наполеона. Болконский мечтает о своем «Тулоне», поэтому он и отправляется на войну 1805–1807 годов.

Во время Шенграбенского сражения князь Андрей не только наблюдает за ходом событий, он активно участвует в них, проявляя замечательную храбрость. Но все, что пришлось ему сделать за это время, не было, в его, «Тулоном». И эта мысль неотступно преледует Болконского. Чувство горечи и сомнений вызывает у него и отношение высших командиров к подвигу Тушина. Геройские действия батареи Тушина, оказавшие большое влияние на весь ход сражения, были прото не замечены, а сам он подвергся несправедливым нападкам. Князю Андрею грустно и тяжело от этого. Все было так странно, так не похоже на то, на что он надеялся.

Накануне Аустерлицкого сражения Болконский вновь мечтает о славе: «Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую». Слава и торжество над людьми для Болконского в этот момент неразделимы. Черты наполеоновского индиидуализма ясно выступают в стремлениях князя Анрея. Но, совершив подвиг, он переживает трагедию Аустерлица. Он убеждается в мелочности своих честолюбивых целей. Весь ход сражения разрушил прежние представления Болконского о героях и подвигах. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, он переживает душевный кризис. «Как же я не видал прежде этого высокого неба? - думает он. - И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Рассеялась вера Андрея в могущество и величие его кумира: «...так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы...» Отказ от честолюбивых стремлений, от желания поставить себя над людьми - важный этап в духовной эволюции князя Андрея.

Под влиянием всего испытанного им на войне князь Андрей впадает в мрачное, угнетенное состояние, переживает тяжелый душевный кризис. В беседе с Пьером в Богучарове он развивает перед другом теорию жизни, совершенно ему несвойственную. «Жить для себя... - вот вся моя мудрость теперь», - говорит он Пьеру. Друзья спорят о добре и зле, о смысле жизни. Пьер не верит Андрею. Он уверен, что у его друга - другое предназначение, что он может быть полезным людям.

Значительным моментом в пробуждении князя Андрея явилась его поездка в Отрадное и первая встреча с Наташей Ростовой. «Нет, жизнь не кончена в 31 год», - решает князь Андрей. Причину этого вновь возникшего интереса к окружающему миру составляет сознание неразрывной связи между отдельной личностью и всеми остальными людьми, стремление Болконского к тому, чтобы его жизнь отражалась в жизни других людей, была необходимой для всех. Именно тогда возникает и его жажда активной деятельности, которая теперь понимается им иначе, чем в пору мечтаний о своем «Тулоне». Сейчас Болконский испытывает потребность в деле, которое может принести пользу. Поэтому его привлекает сфера государственных интересов. Князь Андрей едет в Петербург и поступает на службу в комиссию Сперанского. Этот видный государственный деятель вначале производит на него большое впечатление, но затем князь почувствовал в нем фальшь. И рассеялась иллюзия Болконского о возможности его плодотворной деятельности в среде бюрократов. Он снова переживает разочарование.

Опасность, нависшая над страной, преобразила князя Андрея и наполнила его жизнь новым смыслом, Дальнейший путь этого главного героя - путь постепенного сближения его с народом. Во время Отечественно войны князь Андрей получает в командование полк. «В полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Таким образом, в душевном обновлении Болконского главную роль сыграли простые русские солдаты.

Тяжелое ранение, полученное на Бородинском поле, обрывает деятельность князя Андрея. Он подводит итог своему жизненному пути. Ему страстно хочется жить. Андрей Болконский приходит к мысли об огромной, всепрощающей любви к людям, которую он испытал бы, если бы остался жив. Перед смертью он прощает Наташу и говорит, что любит ее.

Духовный облик князя Андрея и вся его деятельность дают право предположить, что, если бы он остался жив, искания привели бы его в стан декабристов.

Большие человеческие стремления и поиск нравственных идеалов глубоко раскрываются и в жизненной истории Пьера Безухова. Он отличается от людей аристократического круга независимостью своих взглядов. После встречи у Анны Павловны Шерер Пьер обращается с просьбой к Андрею Болконскому посоветовать, как ему жить и что делать, и тот отвечает: «Выбери все, что хочешь. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь». Но именно с Курагиными обстоятельства соединяют Пьера, под их влияние он попадает надолго. И если заблуждения Андрея Болконского были связаны с жаждой славы, власти над людьми, то источником внутренних терзаний Пьера являются его увлеченность наслаждениями, власть над ним чувственных порывов.

Поиски высокого назначения человека, смысла жизни, которыми постоянно занят Пьер, несмотря на свои светские «заботы», сближают его с масонами, в которых он увидел обладателей истинной мудрости. Вступая в масонскую ложу, Пьер ищет духовного и нравственного обновления, надеется, что именно здесь он «найдет возрождение к новой жизни». Стремление к личному совершенствованию Безухов не отделяет от исправления рода человеческого. Так, например, под влиянием масонских идей Пьер решает освободить принадлежащих ему крестьян от крепостной зависимости. Отличающийся доверчивостью, Пьер не видит всей сложности жизненных отношений. Намереваясь совершить доброе дело, он легко дает себя обмануть. Выдуманные сообщения управляющих имениями о процветании деревень Пьер воспринимает как свидетельство коренного улучшения жизни крестьян.

Однако за торжественными высказываниями о равенстве и братстве людей Пьер разглядел довольно прозаические стремления видных представителей масонской ложи к обогащению. Он ощутил невозможность масонов оказать значительное влияние на общество. Разочарование Пьера в масонстве, в мистической философии и филантропической деятельности побуждают его понять то, что он находится в замкнутом круге вызывающих его внутреннее сопротивление жизненных связей и общественных отношений.

Если и раньше Безухов ощущал изъяны окружающего мира, то после разочарования в масонстве он ясно видит, какой большой силой обладает зло, столь распространенное в жизни. Это вызывает у него, как и у Болконского, желание уйти от общественных проблем в область личных интересов, тех чувств, которые пробудила в нем Наташа Ростова.

Крутой перелом во взглядах Пьера, как и у многих других героев романа, происходит во время Отечественной войны 1812 года, события которой позволяют Безухову выйти из духовного кризиса. Дальнейший путь Пьера, как и Андрея, - это путь сближения с народом. Патриотические чувства приводят его на Бородинское поле, где солдаты называют его «наш барин». Настоящее сближение с простым народом начинается в плену, когда он знакомится с Платоном Каратаевым. Раньше Пьер, углубленный в свой внутренний мир, мало интересовался окружающей его действительностью. Теперь он присматривается к людям, критически начинает анализировать окружающую жизнь.

В эпилоге Толстой показывает Пьера одним из деятелей тайного политического общества, Пьер резко критикует власть: «В судах воровство, в армии пала; шагистика, поселения мучат народ; просвещение губят». Цель жизни для Пьера теперь ясна: бороться против общественного зла.

Главное, что объединяет любимых героев Толстого, это нежелание мириться с несправедливостями жизни. Они люди думающие и ищущие. Они оба не раз заблуждались и пережили немало жизненных разочарований, но эти герои интересны для автора и для читателей тем, что они стремятся к поискам подлинных жизненных ценностей.

В начале романа читатель видит Пьера Безухова слегка рассеянным, но любопытным и жаждущим новых впечатлений молодым человеком. Он жадно впитывает в себя разговоры о Наполеоне, стремится высказать свою точку зрения. Двадцатилетний Пьер полон жизни, ему все интересно, поэтому хозяйка салона Анна Павловна Шерер боится его, и страх ее относится к «умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной». Впервые попав в высшее общество, Пьер ищет интересных бесед, не задумываясь о том, что естественность и собственное мнение «не принято» показывать среди этих людей.

Непосредственность, честность и доброта Пьера располагают к нему с первых же страниц романа. По сути, поиск смысла жизни Пьером Безуховым в романе Толстого «Война и мир» – иллюстрация преобразований, происходящих в то время в умах передовых людей России, которые привели в результате к декабрьским событиям 1825 года.

Поиски смысла жизни Пьером Безуховым

Нравственные искания для духовного человека – это поиски ориентиров на понимание того, как жить согласно его собственным принципам. Осознание того что верно, а что нет, меняются у человека в зависимости от многих факторов: от возраста, от окружения, от жизненных обстоятельств. То, что при определенных ситуациях кажется единственно правильным, в других оказывается абсолютно неприемлемым.

Так, юный Пьер, находясь рядом с князем Андреем Болконским признает, что кутежи и гусарство – действительно не то, что нужно Пьеру. Но, как только он выходит от князя, как очарование ночи и восторженное настроение берут свое над увещеваниями старшего товарища. Толстой очень точно и живо передал те внутренние разговоры, которые происходят с молодыми людьми, когда они следуют принципу: «Когда нельзя, но очень хочется, то можно».

«Хорошо бы было поехать к Курагину», - подумал он. Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина.

Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова - такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет, или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили Пьеру. Он поехал к Курагину».

Чем старше становится Пьер, тем явственнее проступает его истинное отношение к жизни, к людям.

Он даже не задумывается о том, что происходит в его окружении, ему в голову не приходит принимать участие в жарких «боях» за наследство. Пьер Безухов занят главным для себя вопросом: «Как жить?».

Получив наследство и титул, он становится завидным женихом. Но, как прозорливо писала о Пьере княжна Марья в письме своей подруге Жюли: «Я не могу разделять вашего мнения о Пьере, которого знала еще ребенком. Мне казалось, что у него было всегда прекрасное сердце, а это то качество, которое я более всего ценю в людях. Что касается до его наследства и до роли, которую играл в этом князь Василий, то это очень печально для обоих. Ах, милый друг, слова нашего божественного спасителя, что легче верблюду пройти в игольное ухо, чем богатому войти в царствие божие, - эти слова страшно справедливы! Я жалею князя Василия и еще более Пьера. Столь молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, - через сколько искушений надо будет пройти ему!»

Пьер, теперь уже граф Безухов, действительно не устоял перед искушением и выбрал в жены хоть и красивую, но глупую и подлую Элен Курагину, которая изменяла ему с Долоховым. Став богатым, и женившись на красивейшей женщине, Пьер вовсе не становится счастливее, чем был до этого.

Вызвав на дуэль Долохова и ранив его, Пьер не испытывает торжества над победителем, он стыдится того, что произошло, он ищет собственную вину во всех своих бедах и ошибках. «Но в чем же я виноват? - спрашивал он. - В том, что ты женился, не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее»

Думающий человек ошибаясь, и осознавая свои ошибки, воспитывает себя. Таков и Пьер – он все время задает себе вопросы, создавая и формируя свое мировоззрение. В поисках ответов на главные для него вопросы он едет в Петербург.

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «Умрешь - все кончится. Умрешь и все узнаешь - или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно».

Встреча с масоном Баздеевым была очередным и очень важным этапом в жизни Пьера. Он впитывает идеи внутреннего очищения, призывы к духовной работе над собой, и, словно заново родившись, находит для себя новый смысл жизни, новую истину.

«В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство».

Воодушевленный, Пьер хочет отпустить своих крестьян на волю, пытается внедрить реформы в своих имениях: облегчить труд женщин с детьми, уничтожить телесные наказания, учредить больницы и школы. И ему кажется, что все это у него получилось. Ведь благодарят же его женщины с детьми, которых он освободил от тяжелых работ, и хорошо одетые крестьяне приходят к нему с благодарственной депутацией.

Как раз после этой поездки, радостный от того, что делает добро людям, Пьер приезжает к князю Болконскому.

Пьер Безухов и Андрей Болконский

Встреча с «нахмуренным и постаревшим» князем Андреем хоть и удивила Пьера, но не остудила его пыла. «Ему совестно было высказывать все свои новые, масонские мысли, в особенности подновленные и возбужденные в нем его последним путешествием. Он сдерживал себя, боялся быть наивным; вместе с тем ему неудержимо хотелось поскорей показать своему другу, что он был теперь совсем другой, лучший Пьер, чем тот, который был в Петербурге».

С поиска смысла жизни Пьером Безуховым и Андреем Болконским начинается роман Толстого, и этот поиск происходит на протяжении всего повествования. Эти два человека словно дополняют друг друга – восторженный и увлекающийся Пьер и серьезный и практичный князь Андрей. Каждый из них проходит свой путь, полный взлетов и падений, радостей и разочарований, но их объединяет то, что оба они хотят приносить пользу людям, стремятся найти истину и справедливость в жизни.

Андрей Болконский, несмотря на то, что внешне очень недоверчиво отнесся к вступлению Пьера в масоны, со временем сам станет членом масонской ложи. И те преобразования в положении крестьян, которые не удалось сделать Пьеру, князь Андрей вполне успешно внедрит в своем хозяйстве.

Пьер же, после разговора с Болконским начнет сомневаться и постепенно отойдет от масонства. Со временем он опять испытает отчаянную тоску, и снова его будет мучить вопрос: «Как жить?»

Но в своей непрактичности и вечном поиске смысла жизни Пьер оказывается более добрым и мудрым, чем князь Андрей.

Видя, как страдает и мучается Наташа, совершив ужасную ошибку, связавшись с Анатолем Курагиным, Пьер пытается донести до Болконского ее любовь, ее раскаяние. Но князь Андрей непреклонен: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу… Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мной никогда про эту… про все это». Он не хочет понять важную истину: если любишь, нельзя думать только о себе. Любовь иногда и проявляется в том, что нужно понять и простить любимого человека.

Встретив в плену Платона Каратаева, Пьер учится у него естественности, правдивости, умению легко относится к жизненным неурядицам. И это еще один этап в духовном развитии Пьера Безухова. Благодаря простым истинам, о которых рассуждал Каратаев, Пьер понял, что важно ценить жизнь каждого человека и уважать его внутренний мир так же, как свой.

Заключение

Роман «Война и мир» – это описание почти десятилетия из жизни многих людей. За это время произошло огромное количество разных событий и в истории России, и в судьбах персонажей романа. Но, несмотря на это, с главными героями романа остались основные истины, о которых говорится в произведении: любовь, честь, достоинство, дружба.

Сочинение на тему «Поиск смысла жизни Пьером Безуховым» я хочу закончить его словами, сказанными им Наташе: «Говорят: несчастия, страдания… Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить все это? Ради бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье».

Тест по произведению

Этапы пути в Пьера Безухова в поиске смысла жизни. Расскажите вкратце, пожалуйста.

  1. 1.Женитьба Пьера на Элен Курагиной. Он прекрасно понимает ее ничтожество, откровенную глупость. Однако чувства Пьера находятся под влиянием ее красоты
    и безусловкого женского обаяния, хотя настоящей, глубокой любви он не испытывает. Пройдет время и Пьер возненавидит Элен и всей душой ощутит ее порочность.

    2.Дуэль с Долоховым, состоявшаяся после того, как на обеде в честь Багратиона
    Пьер получил анонимное письмо о том, что жена изменяет ему с его бывшим приятелем. Для него совершенно очевидно, что теперь он готов навсегда порвать
    с нею, а одновременно порвать с тем миром, в котором она жила.

    3.Начинается новый этап духовных исканий Пьера, когда он в состоянии глубокого нравственного кризиса встречает на пути из Москвы масона Баздеева.
    Стремясь к высокому смыслу жизни, веря в возможность достижения братской любви, Пьер вступает в религиозно-философское общество масонов. Он ищет здесь духовного
    и нравственного обновления, надеется на возрождение к новой жизни, жаждет личного совершенствования.

    Под влиянием масонских идей, Пьер решает освободить крестьян, принадлежащих
    ему, от крепостной зависимости.

    Обладая детской чистотой и доверчивостью, Пьер не предполагает, что ему придется столкнуться с подлостью, обманом и дьявольской изворотливостью дельцов.
    Он принимает постройки школ, больниц, приютов за коренное улучшение жизни крестьян, в то время как все это было показным и обременительным для них. Начинания Пьера не только не облегчили тяжелой участи мужиков, но и ухудшили их положение.

    Ни преобразования в деревне, ни масонство не оправдали надежд, которые Пьер
    на них возлагал. Он разочаровывается в целях масонской организации, которая представляется ему теперь лживой, порочной и лицемерной.

    4.Герой Толстого проходит через новое нравственное испытание. Им стала настоящая, большая любовь к Наташе Ростовой. И он уходит на время от общественных интересов
    в мир личных, интимных переживаний, которые открыла для него Наташа.

    5.События войны 1812 года производят крутой перелом в мироощущении Пьера.
    Они дали возможность ему выйти из состояния эгоистической замкнутости.
    Он подготавливает ополчение, а затем отправляется в Можайск, на поле Бородинского сражения, где перед ним открывается новый, незнакомый для него мир простых людей.
    Бородино становится новым этапом в процессе развития Пьера.

    6.Под влиянием людей из народа Пьер решает участвовать в защите Москвы. Желая совершить подвиг, он намерен убить Наполеона, чтобы избавить народы Европы от того, кто принес им столько страданий и зла.
    Он меняет свое отношение к личности Наполеона, прежняя симпатия сменяется ненавистью к деспоту.

    7.Новым этапом в исканиях Пьера стало пребывание во французском плену, куда он попадает после драки с французскими солдатами. Этот новый период жизни героя становится дальнейшим шагом на пути сближения с народом. Здесь, в плену, Пьеру довелось увидеть истинных носителей зла, создателей нового "порядка", почувствовать бесчеловечность нравов наполеоновской Франции, отношения, построенные на господстве и подчинении.
    8.И только встреча с Платоном Каратаевым в плену позволила Пьеру обрести душевное равновесие. Пьер сблизился с Каратаевым, попал под его влияние и стал смотреть на жизнь как на стихийный и естественный процесс. Вновь возникает вера в добро и правду.
    9.В жизнь Пьера входит личное счастье. Он женится на Наташе, переживает глубокую любовь к ней и своим детям.
    Счастье ровным и спокойным светом освещает всю его жизнь.
    Основное убеждение, которое вынес Пьер из долгих жизненных исканий и которое близко самому Толстому: "Пока есть жизнь, есть и счастье".

Предлагаем вам сочинение-рассуждение на тему «Пути искания смысла жизни Пьера Безухова». Это сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Сочинение рассчитано на учащихся 10 класса, однако может быть использовано в любом классе при подготовке к урокам русского языка и литературы.

Чтобы достигнуть истины, надо одно:

искать ее постоянным, неперерастающим

духовным усилием…

Л.Н. Толстой.

В русской классической литературе Лев Николаевич Толстой является едва ли не самым ярким и интересным писателем. Все его произведения проникнуты любовью к людям. Родине, своему народу. С явной симпатией и гордостью за свой народ рассказывает нам автор о его горячем патриотизме и беззаветной преданности родной земле. Все его герои по-своему яркие и неординарные личности. Но наиболее близкими и дорогими для Толстого героями становятся лишь те, кто находятся в постоянном нравственном поиске, их жизнь – это проблема выбора между добром и злом, решение извечного вопроса о смысле жизни. Лучшими из таких людей являются, безусловно, Андрей Болконский и Пьер Безухов. Это люди с беспокойной душой и гордым сердцем, они находятся в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Желая изобразить становление личности, великий художник ставит своих героев в нелегкие жизненные ситуации, позволяющие показать всю многогранность и неоднозначность их натур.

Жизнь Пьера Безухова - это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Путь особенный, неповторимо личный, и вместе с тем исполненный глубокого исторического значении. Жизненные перипетии и искания Пьера Безухова передают и выражают то явление в русской истории, которое именуется декабристским движением. Он идет по особому жизненному пути, представляющему собой толстовскую версию декабристского пути. Пьер – и будущий декабрист, и любимый персонаж Толстого.

В начале романа Пьер Безухов – скромный, немного неуклюжий, рассеянный молодым человек. Обладая сердцем исключительной доброты, но не имея сильной воли и личной инициативы, он не замечает, как его ловко женят на самой красивой, но скверной женщине.

Пьер – натура эмоциональная и неуспокоенная, он ищет «согласия с самим собой «, ищет жизнь, которая гармонировала бы с потребностями его сердца и приносила бы ему моральное удовлетворение. Семейная жизнь не приносит ему такого удовлетворения. Лучше присматриваясь к Элен, Пьер понимает, что настоящей семьи у него нет, что жена его безнравственная женщина и семейная жизнь их дурна. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Все причины он намерен искать в себе. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми, за свою неустроенность они считают возможным казнить только себя самих.

Чуть не убив человека на дуэли, Пьер вновь переживает душевный кризис, вся его жизнь представляется ему бессмысленной и ненужной. Сильное недовольство собою вызывает желание изменить свою жизнь, построить ее на новых, правильных началах.

Порвав с женой, Пьер снова пытается переосмыслить жизненные ценности, найти верные ответы на вопросы:

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я…».

Эти духовные искания приводят Пьера Безухова к масонам. Здесь, наконец, он находит успокоение в осуществлении масонской идеи нравственного самоусовершенствования. Сейчас ему просто необходимо нравственное очищение и возможность изменить, улучшить свою жизнь и себя. Но идеи масонства скоро перестают удовлетворять Пьера, и он вновь испытывает разочарование.

Решающая веха на пути Пьера — его встреча с Платоном Каратаевым. Встреча ознаменовала приобщение героя к народу, народной правде. В плену Пьер обретает «то спокойствие и довольство собой, к которой он тщетно стремился прежде «. Здесь он «…узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей… «.

В мудрых словах Платона, в пословицах и поговорках, заключена народная философия, помогающая человеку не только жить, но и со смирением принимать испытания.

Приобщение к народной правде, к народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера. Пьер всегда искал решения вопроса о смысле жизни:

«…он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской житии, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал это мысленно, и все эти искания и попытки обманули его”.

И вот теперь он нашел идеал в единственной и постоянной душевной правде. Но верность и неизменность, характерные для Каратаева, не присущи Пьеру, по самой сути своего характера, он не способен принять жизнь без исканий. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды, идет не Каратаевским, а своим путем.

Толстой в эпилоге романа с полной ясностью дает понять читателю, что путь Пьера лежит к декабристам. Он еще не декабрист, но уже один из деятелей тайного общества. Он уже точно знает, что тревожит и возмущает его больше всего. В разговоре с Николаем Ростовым Пьер резко и уверенно критикует власть:

«В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения, — мучат народ, просвещение душат! Что молодо, честно, то губят!».

Цель жизни теперь для Пьера ясна: сводить «независимых » и «деятельных » людей в общество борцов против общественного и политического зла.