Джазовый вокал. Обучение джазовому вокалу

Эстрадно-джазовый вокал – особая ветвь эстрадного вокала. Он помогает раскрыть индивидуальные музыкальные данные каждого вокалиста. Именно импровизация и непредсказуемость дарит ту чарующую красоту, которая сделала такое пение популярным и завораживающим.

Профессиональные уроки джазового вокала для детей и взрослых

Одной из характерных черт джазовой манеры пения является имитация звучания музыкальных инструментов. Профессиональные исполнители, заменяя часть слов отдельными слогами, словно воспроизводят голосом инструментальную музыку.

Обучение джаз вокалу для взрослых и детей в нашей музыкальной школе подразумевает овладение целым комплексом навыков. Наши опытные педагоги помогут ученику:

  • Выработать идеальное чувство ритма;
  • Развить подвижность голоса;
  • Научиться импровизировать при исполнении композиции;
  • Овладеть вокальными приемами эстрадно джазового вокала, характерными для джазовой манеры исполнения;
  • Выработать собственный стиль и умение гармонично и красиво преподносить мелодраматическую тему;
  • Приобрести чувство партнерства между музыкантами.

Запишитесь на бесплатный урок

Вы указали неверный номер телефона

Проверьте номер телефона. Вы ввели первой цифрой код страны. Введите без "7" или "8"!

** Посещение бесплатного пробного урока НЕ обязывает Вас сразу же записываться на платные занятия. Вы сможете попробовать свои силы, ощутить дружелюбную атмосферу, увидеть и понять, как все происходит и принять решение.

Кто может заниматься джаз вокалом?

Часто начинающие музыканты, восхищающиеся вдохновенной, эксцентричной манерой исполнения джаз вокалистов, сомневаются в собственных возможностях в освоении этого непростого мастерства. Действительно, красивый мужской и женский джазовый вокал нуждается в хорошем музыкальном слухе исполнителя и правильно поставленном голосе. Однако профессиональный путь начинается с маленьких шагов. Для начинающих учеников мы предлагаем простые, но вместе с тем эффективные методики раскрытия и развития музыкальных данных.

Регулярные занятия помогут каждому ученику постепенно овладеть мастерством профессионального джазового певца. В нашей музыкальной школе Вы сможете узнать структуру джазовой музыки и научиться передавать сложнейший музыкальный ритм и настрой. Под руководством грамотных педагогов Вы начнете исполнять настоящие вокальные шедевры, гармонично вплетая голос в проигрываемую мелодию.

Занятия джаз-вокалом

Вы сможете исполнить свою мечту о красивом джазовом пении, записавшись на занятия в нашу музыкальную школу. Уроки вокала проводятся индивидуально в Москве семь дней в неделю в любое удобное для вас время. Скользящее расписание занятий поможет Вам легко совместить обучение музыки со своим жизненным распорядком.

Стоимость обучения

Прайс-лист, представленный на сайте студии, поможет Вам узнать актуальные цены на предлагаемые нами курсы. Для вашего удобства мы сделали первое занятие вокалом совершенно бесплатным. Пробный урок поможет познакомиться с нашими преподавателями и предлагаемой методикой обучения, а значит, Вам будет проще сделать выбор в пользу того или иного вокального направления.

Записи клиентов

Тема этой статьи — (англ. jazz vocals) . Творчество в виде пения появилось очень давно. Когда не было музыкальных инструментов, для создания музыкальных звуков человек использовал свой голос. Уже тогда можно было наблюдать многообразие вокальных техник.

Джазовый вокал в современном мире не очень популярен, но, несмотря на этот факт, звучание соответствующего голоса под джазовые композиции всегда выразительно и красиво. ТопЗвук

Основа джазового пения

Одним из первых появившихся видов исполнения являлся джазовый вокал. В этой технике важную роль играли индивидуальные особенности голоса певца и особенная манера пения. Тональные характеристики и вокальный тембр должны были соответствовать джазовой музыке и ее звучанию. Кстати, во многих признаках джазовое пение пересекается со стилем блюз.

Цены на услуги звукозаписи

Услуга Способ оплаты Стоимость
Запись голоса Почасовая 750 руб/час
Сведение и мастеринг Почасовая 750 руб
RAP под минус Фиксированная 3000 руб
RAP под минус "Премиум" (с доп. эффектами) Фиксированная 4000 руб
Песня под минус "Лайт" (1 ч. записи + обработка без тюнинга) Фиксированная 3000 руб
Песня под минус "Премиум" (1 ч. записи + обработка и глубокий тюнинг) Фиксированная 5000 руб.

Конечно же, никто не умаляет значение выступлений на концертах. Но со всей определенностью можно сказать, что в наше время основной канал распространения музыки — это Интернет. А для того чтобы воспользоваться этим каналом, нужно приехать в студию и записать свою песню.

Истоки джазового вокала

  • — Основоположником джазовой вокальной техники принято считать Луиса Армстронга. Именно он в 20-х годах начал петь в особенной манере и стилистике голоса под музыкальные джазовые композиции. В процессе эволюции джазового вокала появилась еще одна особая техника – скэт-вокал. Она характеризовалась подражанием исполнителя инструментальному исполнению мелодии.

Песни под минус ПОП

TZ

Пример 1.
Песня «Нам некого винить» под минус + сведение

TZ

Пример 2.
Песня «Больше чем любовь» под минус + сведение

TZ

Пример 3.
Песня «Прости, прощай» под минус + сведение

TZ

Пример 4.
Песня «Плакала» под минус + сведение

TZ

Пример 5.
Песня «Новогодняя» под минус + сведение

TZ

Пример 6.
Песня «В такт» под минус + сведение


Джаз вокал и запись в студии

Наша студия звукозаписи ТопЗвук успешно занимается записью вокала в различных стилях. Для этого у нас имеется все необходимое оборудование: топовые микрофоны Neumann, качественное ламповое предусиление, высококачественный АЦП и специально подготовленные помещения (вокальная и контрольная комната). При этом на запись мы можем пригласить педагога по вокалу, который отрепетирует с вами песню, чтобы она звучала наилучшим образом. Мы работаем без выходных и ждем вас в любой день, чтобы записать джаз вокал . Позвоните нам прямо сейчас!

Музыка бывает как инструментальной, так и вокальной, но исторически первым инструментом человека, несомненно, был его голос.

В джазе существуют свои особенности пения, которые постепенно менялись параллельно с общей эволюцией джаза. Джазовый вокал является одним из важнейших средств джазовой выразительности. Вначале участие человеческого голоса в джазе было несколько аномальным явлением, т.к. вместо свободной импровизации (как у инструменталиста) исполнитель имел лишь образец текста. Тем не менее, они (голос и музыка)могут быть эквиваленты - например, джаз и пение Луиса Армстронга, с которого в 20-х г.г. фактически и начался джазовый вокал (недаром известная историческая книга, посвященная знаменитым джазовым певцам и певицам Америки, так и называется - "Дети Луиса", 1984 г.).

Хотя в действительности и не существует строгой формулировки джазового вокала, но если назвать его наиболее отличительные характеристики, тогда будет понятно, о чем идет речь, что же находится в центре (но при этом, как и любую музыку, его, главным образом, надо слушать, что и делают джазовые певцы, учась друг у друга).

Джазовый вокал определяется индвидуальными качествами певца (как и музыканта), сюда относятся джазовая манера исполнения, характерные вокальные тембры, уникальные тональные качества и сверх того - джазовая фразировка, джазовая "атака".

Со временем в процессе развития джазовой музыки вокалисты все чаще старались подражать в своих импровизациях нструменталиастам, что наиболее ярко проявилось в манере так называемого "скэт-пения" (т.е. фонетической импровизации, когда исполнитель использует не слова или фразы, а просто отдельные слоги).
Пение "фонемами" также является важнейшей отличительной чертой джазового вокала.Начало "скэту" положил, как гласит история, еще в 1926 г. все тот же Луис Армстронг, будучи как певцом, так и инструменталистом, поскольку на своей трубе он исполнял практически те же ноты и фразы что и пел, и наоборот.

В течение 40-х гг., в связи с появлением стиля "боп", джазовое пение значительно усложнилось, получив название - "боп-скэт", чему немало способствовала Элла Фитцджералд.

Исторически специфика джазового вокала во многом определяется его связью с фольклором североамериканских негров, и прежде всего с блюзом. Поэтому для него характерно расширение средств выразительности по сравнению с традиционной европейской техникой, проявляющееся в использовании глиссандо, фальцета, вибрации, носовых гортанных звуков, шепота или резкого форсирования нот, а также и других внешних звуковых эффектов.


Блюз имел как духовные, так и светские корни в истории афроамериканского вокала, однако теперь первые блюзовые певцы из народа отличаются от современных джазовых вокалистов, как лачуга бедняка от виллы в Голливуде.

Но и весь современный джазовый вокал по-прежнему неразрывно связан с блюзом, который красной нитью проходит через всю историю джаза и является его краеугольным камнем. На протяжении многих десятилетий нашего века в джазе были (и есть) тысячи вокалистов (певиц и певцов), как и нструменталистов, поэтому упомянуть всех их нереально и невозможно даже в самой полной "Энциклопедии джаза". Назовем хотя бы несколько имен.

После великой Бесси Смит (20-е годы), "императрицы блюза", не менее великой джазовой певицей считалась Билли Холидэй, пример для подражания всех последующих поколений и первый эталон джазового вокала (1915-1959).

Затем долгие годы "Первой леди джаза" была несравненная Элла Фитцджералд(1918-1996).

Особое положение занимала неподражаемая джазовая певица Сара Воэн (1924-1990), и это была такая певица, которые вообще появляются на свет, возможно, раз в сто или более лет.

Великолепнейшей вокалисткой была белая певица Анита 0`Дэй, выступавшая с оркестрами Джина Крупы, Стэна Кентона и другими большими и малыми составами (р.1919), а также уникальная "звезда" госпелс (евангельских песнопений) Махелия Джексон (1911-1972).

Среди певцов-мужчин, стоявших (независимо от Луиса Армстронга) как у истоков джазового вокала, так и популярной музыки Америки в целом, в первую очередь следует назвать великого "крунера" Бинга Кросби (1904-1977) - очевидно, самого знаменитого вокалиста страны с конца 20-х и до конца 70-х г.г. Но уже в начале 40-х на почетном пьедестале славы его заметно потеснил тогда еще молодой Фрэнк Синатра (1915-1998) по прозвищу "Голос", эпоха которого продолжалась вплоть до его 80-летнего юбилея.

Это был действительно выдаюшийся певец, который установил новые стандарты современного вокала. Поистине уникальной личностью как в джазе, так и в популярной музыке являлся негритянский пианист и вокалист Нэт "Кинг" Коул (1917-1965), дочь которого Натали Koул теперь стала также известной певицей со своими собственными заслугами.

Всему миру знаком и Рэй Чарльз (1932-2004) как исполнитель ритм-энд-блюза, госпел, кантри, соул-музыки, джаза и популярных песен, пианист, органист и вокалист, летом 1994 г. побывавший на гастролях в Москве. И столь же несравненным вокалистом долгие годы oставался Джо Уильямс (1918-1999), исполнитель современного блюза и джазовых стандартов, в основном с оркестром Каунта Бэйси.

В истории джазового вокала XX века существовали также многочисленные вокальные ансамбли и группы (т.е. трио, квартеты и т.д., однородные или смешанные), которые вначале не были непосредственно частью джаза. Тогда это были обычно группы, исполнявшие современные популярные песни. Но в последующие годы тенденция таких групп включать в свой состав профессиональных джазменов значительно повысила уровень гармонической сущности их исполнений.

Эти группы постепенно полностью постигли голосовую фразировку приемов в манере современного джаза и были приняты на равных правах в джазовых кругах, тогда как их предшественники были больше связаны с областью популярной музыки (как сами по себе, так и через биг-бэнды).

В хронологическом порядке такими составами были женские окальные группы - трио сестер Босвелл (с 1931 г.), затем трио сестер Эндрьюз, трио сестер МакГайр, квартет сестер Кларк (выступавший с оркестром Томми Дорси в 40-е годы под названием "Сентименталисты"), квартет сестер Кинг.

Среди ранних мужских ансамблей наиболее знаменитыми были братья Миллс (негритянский вокальный квартет с гитарой) в 30-х и 40-х, в начале 50-х - квартет "Фоур Фрешмэн" и с середины 50-х - квартет "Хай-Лос". Огромный интерес вызвало появление в 1958 г. новой, несомненно, джазовой группы - смешанного вокального трио Лэмберт - Хендрикс - Росс, впервые выпустившего пластинку с использованием наложения записи техническим способом.
Необходимо упомянуть уникальную французскую группу "Свингл сингерс" из 8-ми человек (что-то вроде "третьего течения", которые пели темы И.С.Баха в сопровождении баса и ударных). Сейчас существуют вокальные ансамбли как более популярного направления (хор Рэя Конниффа из 16 человек), так и чисто джазовые - квартеты "Сингерс Анлимитед", "Манхэттен Трансфер" и т.д.