Григорий Горин: биография. Григорий горин биография «Я не вписываюсь в американское кинопроизводство»

Григорий Израилевич Горин (при рождении носил фамилию Офштейн ; 12 марта 1940, Москва, СССР- 15 июня 2000, там же, Россия) - русский писатель-сатирик и драматург, сценарист, телеведущий. Автор ряда литературно-публицистических статей. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2002, посмертно).

Григорий Горин родился в семье военнослужащего, участника Великой Отечественной войны, начальника оперативного отдела и исполняющего обязанности начальника штаба 150-й дивизии 3-й ударной армии, подполковника Израиля Абелевича Офштейна (1904-2000). Мать, уроженка Проскурова, была врачом скорой помощи. У неё была девичья фамилия Горинская, от этой фамилии произошли его псевдонимы - сначала Горинштейн, потом Горин. На вопросы о причине выбора такого псевдонима Горин отвечал, что это всего лишь аббревиатура: «Г риша О фштейн р ешил и зменить н ациональность». Окончив в 1963 году 1-й Московский медицинский институт имени И. М. Сеченова, несколько лет работал врачом скорой помощи. «Советский врач, - писал Горин, - был и остается самым уникальным специалистом в мире, ибо только он умел лечить, не имея лекарств, оперировать без инструментов, протезировать без материалов…»

Литературную деятельность начал с сочинения сценок для студенческого «Клуба весёлых и находчивых». С 1960-х годов активно выступал в печати с фельетонами, юмористическими рассказами и скетчами. Некоторое время заведовал отделом юмора журнала «Юность», вёл популярную рубрику от имени Галки Галкиной . Неоднократно публиковал юмористические рассказы в отделе юмора «Клуб 12 стульев» «Литературной газеты».

В 1965 году в соавторстве с Аркадием Аркановым и композитором Константином Певзнером была написана «Оранжевая песня» для 8-летней грузинской исполнительницы Ирмы Сохадзе. Впоследствии эта популярная песня была в репертуаре многих исполнителей, среди которых Марина Влади с сёстрами, Анастасия Стоцкая и другие.

В 1966 году вышел сборник юмористических рассказов «Четверо под одной обложкой», куда вошли произведения А. Арканова, Г. Горина, Ф. Камова и Э. Успенского.

В 1978-1990 годах Григорий Горин регулярно принимал участие в передачах «Вокруг смеха». В начале 1990-х приглашался в жюри Высшей лиги КВН.

В последние годы был регулярным участником и автором передачи «Белый попугай», а после смерти Юрия Никулина некоторое время был её ведущим.

Григорий Горин скоропостижно скончался в ночь на 15 июня 2000 года от обширного инфаркта. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Семья

  • Жена - Любовь Павловна Горина (урождённая Кереселидзе), редактор киностудии «Мосфильм», Объединения музыкальных и комедийных фильмов. Скончалась 26 августа 2015 года на 74-м году жизни.

Творчество

Драматургия

  • 1966 - «Свадьба на всю Европу», в соавторстве с А. Аркановым
  • «Банкет», в соавторстве с А. Аркановым; поставлена в 1968
  • «Маленькие комедии большого дома», в соавторстве с А. Аркановым; в 1973 поставлена в Московском театре Сатиры
  • «Тореадор», в соавторстве с А. Аркановым; поставлена в 1973
  • «Соло для дуэта», в соавторстве с А. Аркановым; поставлена в 1975
  • 1970 - «Тиль», по мотивам фламандского фольклора и романа Шарля де Костера; в 1974 поставлен в театре «Ленком» Марком Захаровым, в 2015 году - спектакль режиссера Александра Михайлова в Театре для детей и молодежи "Свободное пространство" (г. Орел).
  • 1972 - «Забыть Герострата!»; в 1972 поставлена в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской
  • 1974 - «Самый правдивый», о бароне Мюнхгаузене; в 1979 Марком Захаровым снят фильм «Тот самый Мюнхгаузен»
  • 1977 - «Кто есть кто?»; телеспектакль поставлен Марком Розовским
  • 1980 - «Дом, который построил Свифт»; в 1982 Марком Захаровым снят одноимённый фильм
  • 1984 - «Феномены»
  • 1985 - «Прощай, конферансье!»
  • 1989 - «Кот домашний средней пушистости», совместно с Владимиром Войновичем; в 1990 Константином Воиновым снят фильм «Шапка»
  • 1989 - «Поминальная молитва», по мотивам произведений Шолом-Алейхема; в 1993 поставлена в театре «Ленком», телеверсия в 1993
  • 1991 - «Кин IV»
  • 1994 - «Чума на оба ваши дома!», по мотивам трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»
  • 1995 - «Королевские игры»; в 1995 поставлена Марком Захаровым в театре «Ленком»
  • 1997 - «Счастливцев-Несчастливцев»
  • 1999 - «Шут Балакирев»; в 2001 поставлена Марком Захаровым в театре «Ленком», телеверсия в 2002

Киносценарии

  • 1974 - «Остановите Потапова!» (по одноимённому рассказу, опубликованному в «Литературной газете» в 1972 году)
  • 1976 - «Ты - мне, я - тебе!» (совместно с Александром Серым)
  • 1976 - «Сто грамм для храбрости» (новелла «Какая наглость!»)
  • 1978 - «Ёжик» (короткий метр)
  • 1978 - «Бархатный сезон» (совместно с Владимиром Павловичем)
  • 1979 - «Тот самый Мюнхгаузен»
  • 1980 - «О бедном гусаре замолвите слово» (совместно с Эльдаром Рязановым)
  • 1980 - «Обнаженный Куренцов» (короткий метр)
  • 1980 - «Случай на фабрике № 6» (короткий метр)
  • 1984 - «Формула любви», по мотивам повести Алексея Толстого «Граф Калиостро»
  • 1985 - «Дорогая Памела»
  • 1986 - «Мой нежно любимый детектив» (совместно с Аркадием Хайтом)
  • 1988 - «Убить дракона», по мотивам пьесы Евгения Шварца (совместно с Марком Захаровым)
  • 1991 - «Андрей», фильм-монография об Андрее Миронове (совместно с Алексеем Габриловичем)

Экранизации

  • 1985 - Золотая рыбка (телеспектакль)
  • 2005 - «Случай на фабрике № 6», (по одноименному рассказу, короткий метр, реж. Андрей Цветков)
  • 2011 - «Ёжик», (по одноименному рассказу, короткий метр, реж. Александра Царёва)

Библиография

  • Хочу харчо! М., 1970
  • Маленькие комедии большого дома. М., 1973 (в соавторстве с А. Аркановым)
  • Тореадор. М., 1973 (в соавторстве с А. Аркановым)
  • Забыть Герострата. М., 1974
  • Соло для дуэта. М., 1975 (в соавторстве с А. Аркановым)
  • Кто есть кто? М., 1978
  • Комическая фантазия. М., 1986
  • Тот самый Мюнхгаузен. М., 1990
  • Формула любви. Екатеринбург, 1994

Детство Григория Горина

Григорий Израилевич Горин родился 12 марта 1940 года в Москве. При рождении получил фамилию Офште́йн. Его отец Израиль Абелевич Офштейн (1904 г.р.) был военнослужащим в звании подполковника, участником Великой Отечественной войны. Мать была врачом скорой помощи, её девичья фамилия была – Горинская. От этой фамилии и произошёл псевдоним Горин. Сам Григорий Израилевич говорил, что это аббревиатура, которая расшифровывается: «Гриша Офштейн Решил Изменить Национальность».

Литературная деятельность Григория Горина

С самого детства у Григория проявлялся интерес к литературе, в семь лет он начал писать стихи. Учась в школе начал писать рассказы, сценки, фельетоны на школьные темы.

В 1963 году окончил Первый Московский медицинский институт имени Сеченова. В течение четырёх лет после этого работал врачом на станции скорой помощи. К литературе интереса он не утратил, продолжал писать юмористические рассказы, сценки и фельетоны, которые публиковал в советских газетах и журналах. Писал сцены для студенческого «Клуба весёлых и находчивых». Какое-то время работал в журнале «Юность», где заведовал отделом юмора и был ведущим популярной рубрики под псевдонимом Галки Галкиной.

В 1966 году Григорий Горин вместе с другими авторами выпустил свою первую книгу прозы «Четверо под одной обложкой». В том же году вышла комедия «На всю Европу», написанная в соавторстве с Аркадием Аркановым . Позже Гориным совместно с Аркановым были написаны такие комедии как: «Банкет», «Маленькие комедии большого дома», «Тореадор», «Соло для дуэта».

Григорий Горин - Анекдот

В писательском искусстве Григорий Горин достиг больших успехов и был принят в Союз писателей, но работу в медицине ему пришлось оставить. Сам писатель говорит об этом с юмором: «Многие из моих недолеченных пациентов всё ещё живы и пишут мне благодарные письма за этот мужественный поступок».

Карьера Григория Горина в театре

В 70-х Григорий Горин начал сотрудничество с театром им. Ленинского комсомола. Здесь под руководством режиссёра Марка Захарова вышли пьесы Горина «Тиль» в 1970 году, «Забыть Герострата!» в 1972, «Дом, который построил Свифт» в 1980. В дальнейшем Гориным было поставлено около десятка пьес, из которых самые известные: «Феномены", «Самый правдивый», «Поминальная молитва», «Прощай, конферансье! », «Королевские игры», «Чума на оба ваши дома», «КИН IV», «Шут Балакирев».

Благодаря сотрудничеству с известным режиссёром появились также известные и любимые зрителями фильмы: «Формула любви», «Тот самый Мюнхгаузен», «Убить дракона».

По словам Марка Захарова , Горин обладал редким даром комедиографа-драматурга и был штучным и уникальным явлением в культуре.

Начиная с 1978 года, Григорий Горин стал выступать с сатирическими монологами на телевидении. Он был регулярным участником передачи «Вокруг смеха». Выступления его были очень популярны, их сразу же растаскивали на цитаты, а его уникальную интонацию узнавали все, кто хоть раз его слышал. Григорий Горин своими произведениями стремился в первую очередь заставить зрителей задуматься. Он переживал, что его выступления воспринимались исключительно как юмористический жанр. Во многих его шутках был скрыт глубокий философский смысл, который виден не сразу. Благодаря этому особому качеству его произведения остаются актуальными и в наше время.

В последние годы жизни Григорий Горин регулярно принимал участие в юмористической телепередаче «Белый попугай» с Юрием Никулиным, а после смерти Никулина, сам какое-то время был ведущим.

Смерть Григория Горина

Григорий Израилевич Горин скончался у себя дома в ночь на 15 июня 2000 года от сердечного приступа. Причиной его смерти был сердечный приступ. 19 июня он был похоронен на Ваганьковском кладбище города Москвы, на участке №24. В 2003 Григорий Горин был посмертно награждён Государственной премией РФ.

Григорий Горин - Лекция

Фильмография Григория Горина

1974 короткометражный фильм режиссёра Вадима Абдрашитова «Остановите Потапова!» снятый по одноимённому рассказу Григория Горина.
1974 телеспектакль «Маленькие комедии большого дома».
1976 кинокомедия «Ты - мне, я - тебе!».
1976 комедийный фильм из трёх новелл «Сто грамм для храбрости».
1978 художественный фильм «Бархатный сезон».
1979 Трагикомедия «Тот самый Мюнхгаузен».
1980 телевизионный двухсерийный исторический фильм «О бедном гусаре замолвите слово».
1983 художественный фильм «Дом, который построил Свифт».
1984 «Формула любви» - фильм по повести Толстого «Граф Калиостро».
1986 художественный фильм «Мой нежно любимый детектив».
1988 кинофильм-притча «Убить дракона».

Интерес к личности Григория Израилевича, к его литературно-кинематографическим шедеврам и к тому, какова настоящая фамилия Горина, говорит и об огромной популярности знаменитого российского сатирика и о востребованности жанра, в котором он особенно прославился. Кто-то знает его прежде всего как писателя, кому-то он запомнился в роли телеведущего, для иных он - блестящий сценарист, для других - остроумнейший юморист.

Биография Горина. Детство

Писатель шутил, что у него несколько биографий - к каждой выпущенной книге ему приходилось «подбирать соответствующую». И каждая из этих биографий, безусловно, настоящая. Фамилия Горина украшает титульные листы публицистических и художественных изданий, десятков произведений, созданных им для театра и кино. Писатель утверждал, что как драматург он родился в 1968 году, в качестве киносценариста впервые «зазвучал» в 70-х годах, но свое рождение как юмориста Горин отметил реальной датой появления на свет: 12 марта 1940 года. Маленький Гриша пришел в мир в счастливые минуты, под радостные возгласы, смех и аплодисменты: по радио в этот момент сообщили о конце военного конфликта СССР с Финляндией. «…чувство, когда ты орешь…а все вокруг смеются…определило мою творческую судьбу», - шутил Горин. Его юмор никогда не был грубым и плоским, он смешил в особой иронично-интеллектульной манере, очаровавшей публику и заставившей ее горячо полюбить этого невозмутимого жизнерадостного человека.

Происхождение псевдонима

Настоящая фамилия Горина - Офштейн. Она досталась ему от отца, который был офицером в звании подполковника. Во время Великой Отечественной войны Израиль Абелевич служил в 150-й дивизии третьей ударной армии первого Белорусского фронта. Мама работала врачом скорой помощи, Горинская - была ее настоящая фамилия.

Горина-Офштейна нередко «терзали» издатели: мол, с у него мало шансов напечатать его великолепные творения. С 1963 года писатель работал под псевдонимом Горин. Возможно, его источником послужила девичья фамилия матери. А может быть, Григорий Израилевич ориентировался на Горин, которая возникла от имени Григорий. Таким образом, получалось, что имя и фамилия юмориста дублировали друг друга. А когда журналисты задавали вопрос о том, какова настоящая фамилия сатирика Григория Горина, он отвечал шуткой, дескать, фразы «Гриша Офштейн решил изменить национальность». Позже Григорий Израилевич сделал псевдоним своей официальной фамилией.

Врачующий писатель

В детстве Григорий был уверен, что станет писателем, поэтому поступил в медицинский институт - место, «где учили…премудростям жизни и делали это…весело».

Горин без остановки писал фельетоны и юморески, работая врачом в составе бригады скорой помощи. Но литература в конце концов победила, и начинающий сочинитель стал членом Союза писателей и, как говорил с улыбкой, «вынужден был оставить медицину в покое». О том, что она до конца жизни «не оставляла» писателя, рассказывали его коллеги. Так, Геннадий Хазанов вспоминал о том, как у него разболелась голова, не помогали никакие лекарства, но стоило ему услышать по телевизору выступление Горина, боль исчезла без следа. Горина вполне можно назвать и «доктором» человеческих душ, ведь его изысканный юмор и философски окрашенная ирония дают редкую возможность взглянуть на себя и мир вокруг с поразительной критичностью.

Сатирик или юморист?

Григорий Горин всегда настаивал на том, что он не видит себя борцом, чья миссия - улучшить жизнь, однако свое призвание он узрел в том, чтобы сделать ее легче, рассыпая вокруг живые огоньки Кто-то из знаменитостей прошлого заметил, что сатира - это юмор, потерявший терпение. У Горина терпения всегда было в избытке.

Успешная карьера Горина

Впервые рассказ молодого писателя напечатали на шестнадцатой странице авторитетной «Литературной газеты». Это случилось в 1960 году. Шесть лет спустя у Горина вышла первая книжка, где его проза соседствует с произведениями других авторов. В тот же период юморист, в творческом тандеме с Аркадием Аркановым, написал несколько пьес. Одна из них - «Банкет», поставленная в 1968 году Марком Захаровым, вызвала шумный успех в московском Театре сатиры. Актуальный и острый спектакль актеры отыграли всего тринадцать раз, пока не опомнились чиновники-цензоры. В 1970 году в состоялась премьера пьесы Горина «Забыть Герострата» (позже трагикомедию охотно ставили и другие театры). Этот же год положил начало обновлению и росту популярности московского театра Ленком.

Творческая дружба драматурга Григория Горина и режиссера Марка Захарова была действительно - настоящая. Фамилия Горина - сатирика и сценариста - значилась в афишах самых любимых спектаклей театра: «Поминальная молитва», «Дом, который построил Свифт», «Тиль». Захаров однажды заметил, что у Григория Израилевича был особенный дар - брать старинный сюжет и наполнять его современным смыслом и подтекстом. Поэтому в героях разных стран и эпох мы подчас узнаем самих себя. Последняя совместная работа в Ленкоме - пьеса «Шут Балакирев» - оборвалась внезапной скоропостижной смертью Григория Горина, случившейся от сердечного приступа в июне 2000 года. Спектакль замышлялся азартным и дерзким. Таким он и получился, в память об искреннем, талантливом и глубоком человеке, не выносившем «духоты» лицемерия и подлости.

Работы в кино

В нашей стране нет, наверное, человека, который не видел бы фильмов, созданных Захаровым и Гориным. Эти киношедевры всегда становились культурным событием. Остроумные и зрелищные фильмы - «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви» и другие - полны тонкого иносказания и мировоззренческой глубины. Вышедшая на экраны в начале перестройки кинопритча «Убить дракона» аллегорически выразила живучесть зловещей, лицемерно маскирующейся под невинность, энергии зла.

В соавторстве с Эльдаром Рязановым Горин в 1978 году написал сценарий к фильму «О бедном гусаре замолвите слово». Текст о царившей в сороковых годах девятнадцатого века темной атмосфере провокаций, доносов, подлости полиции тайного ведомства недвусмысленно намекал на ситуацию, сложившуюся к концу семидесятых годов двадцатого столетия. Цензура всласть «покромсала» сценарий фильма, вышедшего на экраны страны только год спустя.

Всего в горинской киноколлекции около двадцати прекрасных экранизаций.

Два грустных комика

Креативный дуэт Горин - Арканов сложился, когда оба еще только начинали печататься, и продлился больше десяти лет. Их совместные пьесы и юморески имели колоссальный успех. Обоим авторам свойственна манера рассказывать удивительно смешные вещи с убийственно серьезным лицом. Писатели понимали друг друга с полуслова. По словам Аркадия Арканова, человеком, с которым его можно было бы спокойно отправлять в длительный космический полет, был Григорий Горин. Настоящая фамилия Арканова (Штейнбок) тоже не оставляла сомнений в его национальной принадлежности, и сатирику также пришлось ее сменить.

Улыбайтесь, господа!

Настоящая слава - это когда писательские слова становятся фольклором. Таких фраз и афоризмов у Горина были десятки. О любви, как о теореме, которая вечно требует доказательств, и о заведении с дурной славой, благодаря чему у него не было отбоя от посетителей, и о том, что русские долго запрягают, но никуда не едут. А чего стоит фраза в фильме про Мюнхгаузена о том, что все глупости на земле совершаются с умным выражением лица!

Знаменитый афоризм о рояле в кустах, который употребляют, когда речь идет о фальшивом экспромте, родился в одном из ранних рассказов Горина. Речь шла о репортере, который «совершенно случайно» встретил на улице у которого так же «случайно» оказалась с собой умная книга, а когда выяснилось, что он умеет играть на музыкальных инструментах, оказалось, что в кустах совсем «случайно» стоит рояль, чтобы продемонстрировать гармонически развитую личность ударника коммунистического труда.

Универсальный дар

Горин никогда не важничал, в нем не было и следа высокомерия. Телезрители запомнили его тонкие и смешные юморески, которые он читал с невозмутимо серьезным лицом в передаче «Вокруг смеха» почти десять лет. В начале 1990-х годов он стал членом судей Высшей лиги КВН, затем - автором, участником и ведущим телепередачи «Белый попугай».

Дар Горина был многогранным. Подобно Чехову, он сочетал в себе талант рассказчика и драматурга. По глубине и масштабности философско-аллегорического осмысления жизни критики справедливо сравнивают его со Свифтом и Брехтом. Без преувеличения, Григорий Горин - это уникальное и яркое явление в нашей культуре.

Замечательному писателю сегодня исполнилось бы 70 лет.


Драматург, прозаик, писатель-сатирик и сценарист, автор пьес "Поминальная молитва", "Чума на оба ваши дома!", "Шут Балакирев", "Дом, который построил Свифт" и сценариев к фильмам "Тот самый Мюнхгаузен", "О бедном гусаре замолвите слово", "Формула любви", "Убить дракона" - Григорий Горин ушел из жизни в июне 2000-го. 12 марта ему исполнилось бы 70 лет. О том, каким был Горин в текстах и в жизни, с его близким другом, драматургом Виктором Славкиным, побеседовала обозреватель "Известий".

известия: С чего началась ваша дружба?

Виктор Славкин: Мы группировались вокруг журнала "Юность", и там все познакомились: Арканов, Горин, я. Гриша был самым оптимистичным и веселым. Он нас корил за то, что мы жалуемся - мол, у нас "не пишется". Говорил: "Садись с утра, начинай писать - и все поедет!" И он рано перешел от юмористики к рассказам, в которых есть психологический момент.

и: А у Горина всегда "писалось"? Не жаловался, что "не идет"?

Славкин: Жаловался, конечно. Поскольку он в основном имел дело с театрами, то всякое было. В театрах ведь трудно - там главный режиссер, главный артист... Мы это называли "проблема второго акта". Первый акт он всегда писал быстро и хорошо. А во втором почему-то начинал сам себя анализировать. Поскольку, как известно, второй акт должен быть сильнее, чем первый... Помню, он быстро находил со всеми общий язык. Был такой случай - несколько человек, в том числе Арканов, Горин и Ширвиндт, купили на Валдае избу для рыбалки. И там был крестьянин, у которого была лодка. Он очень подружился с Гришей, но понимал, что Гриша - человек другого образовательного ценза. И мне потом Арканов рассказал, что этот лодочник к нему подошел и спрашивает: "Скажите, пожалуйста, а правда, что отчество Григория - Израилевич?" Тот отвечает: "Правда". - "И он не обидится, если я буду его так называть?" - "Не обидится", - ответил Арканов. И тогда тот стал его называть Григорий Израилевич.

Горин всегда был настолько расположен к человеку, что ему мало что мешало. Например, он немного шепелявил. И сделал из этого эстрадный номер, который читал с большим успехом. Тем самым он не давал возможности над собой зло шутить, поскольку сам первым шутил над собой. Номер так и назывался - "Шепелявочка". Это ценное качество юмориста - не уходить в самоанализ, а выплескивать все. И они, конечно, с Захаровым были друг другу серьезной опорой. Хотя это, конечно, сложностей не исключало.

и: Какого рода были сложности?

Славкин: Обычные - человек пишет и думает: "А что я пишу? Это неинтересно". И нуждается в другом человеке, который сказал бы ему: "Старик, все нормально". Вот у них такой тандем был. Я знаю, что "Дракон" не получался. Захаров его начинал сам делать. Потом подключился Гриша, и тогда получилось. Я не говорю, что Гриша все вытянул, но у них было завидное уважение друг к другу. И они взаимно оберегали друг друга от хождений не в ту сторону.

и: А как бы вы могли охарактеризовать Горина-драматурга?

Славкин: У Гриши был момент, когда он очень хотел написать современную пьесу: на современном языке, о современной проблеме. Он мучился, мучился - и написал, пьеса называлась "Феномены". Но в какой-то момент он эти мучения прекратил и сказал: "Знаешь, я понял, что мое - это когда я развиваю фантазию на тему какого-то классического произведения и получаю в результате новое произведение". И когда он это понял, стал писать еще лучше. Недавно вышла толстая книга, которая называется "Театр Горина". Он создал вот такой театр.

и: За Гориным в широких кругах закрепилась репутация писателя-сатирика. Насколько это соответствовало его самоощущению?

Славкин: Он иногда переживал, что все думают: вот вышел Горин - значит, надо смеяться. А ведь благодаря своей драматургии он заставил людей не только смеяться, но и грустить, и плакать. Это нормальная черта творческого человека, который считает, что надо пробовать делать то, что еще не делал. У него есть рассказы, написанные пером прозаика. Но я не могу сказать, что он ненавидел себя как комика. Он был очень остроумный собеседник, человек с оптимистическим зарядом. Правда, незадолго до смерти он как-то сказал: "Что-то сердце прихватило, я решил сегодня дома посидеть". Были у него и такие моменты.

и: Есть еще одно распространенное мнение, что люди, которые привыкли смешить публику, в жизни довольно печальные. Это применимо к Горину?

Славкин: Он был довольно печальным тоже. Нельзя сказать, что он всегда сыпал шутками и остроумием. Иногда погружался в меланхолию, был недоволен собой. Но когда вокруг него появлялись друзья, он снова превращался в милого Гришу Горина, который шутит. У него часто были печальные глаза. Недаром появилась фраза про "печальные глаза Горина". Во многия мудрости многия печали. Иногда бывало так, что он шутит, а в этой шутке глубокий печальный смысл, а потом снова весело. Поэтому его тексты и живут до сих пор.

и: Можете описать какую-нибудь ситуацию, которая лучше всего характеризовала бы Горина-человека?

Славкин: Он был заядлый профессиональный рыбак. А я просто любитель. Однажды мы с ним собрались на рыбалку в деревню Скнятино - довольно далеко от Москвы. Взяли удочки, выпивку, продукты и поехали. Ночью нам нужно было сойти с поезда. Нам сказали, что это наша остановка, и мы сошли. Когда поезд стал удаляться, мы поняли, что сошли не там. Остались вдвоем посреди России. Зашли в избушку, где касса, но там никого не было. Ну что делают рыбаки? Открыли бутылку водки, выпили. Гриша стал мне показывать свою новую удочку, развеселились. И вдруг у него глаза стали по-горински печальными, и он сказал: "Знаешь старик, какое счастье, что мы сошли не там, где надо. Эту ночь мы запомним на всю жизнь". Так и случилось.

Абсурд в хату, пацаны. Мы тут решили, что в твоей жизни мало безумия и вспомнили свои любимые шоу. На этих передачах вырастут наши дети. Исключительно ради эксперимента и просто чтобы поржать. То, что мы подготовили, - это античная драма, безумие, гиперактивный вандализм и абсурд. Хотя для кого-то абсурд - это «Optimus Gang», а для кого-то - «Между двумя папоротниками».

Для кого-то - «Реутов ТВ».

Для кого-то - «телеги» Паука.

Для кого-то - Давидович.

Скажем так, это тоже абсурд и очаровательный в своем кошмаре постмодернизм. Всё нужно смотреть.

Шоу Эрика Андре

Эрик Андре - это гаитяно-итальянский Пахом с американским паспортом, внешностью типичного любителя вертушек из молодежных комедий начала нулевых и более адекватным поведением в свободное от шоу время. Андре делает шоу, которое провоцирует, ломает стереотипы и крушит сразу несколько картонных стульев и столов за съемки одного шоу. Здесь всё прекрасно, особенно Beyonce и Jay Z, которые по факту являются филиппинским карликом и страшной красоты женщиной. Андре отлично эпатирует, доводя публику до рвоты и восторга. Еще лучше - он доводит знаменитостей, приглашенных в шоу, заставляя их чувствовать себя максимально неловко. Во всяком случае, слащавые подкачанные актеришки фильмов-однодневок чуть не плакали. Это крайней степени абсурд и буффонада. Причем не актерская, как у Кустурицы или Феллини, а просто голый абсурд.
Андре ходит по грани, показывая, что безумное вечернее шоу - это не «Вечерний Ургант», в котором Пирс Броснан кидает маслину в роскошное декольте, или Владимир Маркони ходит по квартирам и требует смотреть шоу. Безумное вечернее шоу - это Эрик Андре, разбивающий в начале декорации и сосущийся с копом в бургерной у всех на виду.

Эстонский бокс

Ребята из Краснодара, вкусив дурманов пряных и посмотрев на Филти Фрэнка, созрели для того, чтобы сделать свое шоу на YouTube, с абсурдом и невиданной дерзостью. Сами они называют себя представителями гонзорейва и альтернативной комедии, а выглядит это как бритье волос на ладошке песьей улыбкой. Всё их творчество - ожившие галлюцинации Рауля Дюка, ломка и приходы самого Хантера-Томпсона и собачий кайф без летального исхода.
Самое прекрасное в «Эстонском боксе» - это не пердящие дельфины, и даже не то, как они ставят в неловкое положение взрослых мужчин криками: «Именем закона, перестань быть таким сексуальным», а то, что сами ребята живут этой дуркой.

Filthy Frank

Филти Фрэнк (на родную мову переводится как «Грязный Фрэнк») - это уже легенда. Этот скрюченный раскосый оскал и гнусаво-хрипящий голос гарантируют смесь абсурдного и очень смешного дерьма. Он насилует еду, достает прохожих в розовом комбинезоне, тусит с пришельцами и записывает рэп-альбом. На самом деле Фрэнка зовут Джордж Миллер, ему 24, у него японско-австралийское происхождение и полный порядок с мозгами. Просто людям интересно смотреть на пиццу с начинкой из мертвых мышей, только и всего-то.
Его музыкальная карьера не менее интересна, чем отечественная трэп-сцена, а для тех, кто думает, что видео, где он бегает в розовом костюме - это бред, поясняем: большинство видео на его канале сюжетно связаны. Так что вымышленная вселенная Фрэнсиса более целостна, чем «Горгород», «The Wall» и другие прелести культуры.

Клевое шоу Тима и Эрика

Само по себе «Клевое шоу Тима и Эрика» - это сюрреалистически-сатирическая пародия на современное американское телевидение, в частности, на его региональные телеканалы. Да-да, какое-нибудь алабамское утреннее шоу такое же отвратительное, как какое-нибудь упоротая передача наподобие «Утреннего кофе» с Модестом Кушниром и Жужей Милославской на канале «Пенза-Косвидубль». То есть уровень дилетантства и идиотизма одинаков. Как, собственно, и объемы рекламируемого дерьма в ближайшем магазине за углом. Но в чем главная особенность американских абсурдных комедийных шоу - так это в том, что в них с большой радостью участвуют комики первой величины. Например, подзабытый и подзаброшенный в последние два года .
Шоу выходило с 2007-го по 2010-й год, но по-прежнему актуально и свежо.

Познавая мир

Когда мертвые сыны Израиля восстанут из своих могил, ваш поганый гойский мирок хрустнет как кусок сухого жабьего говна.

Еще одно ретро-шоу, по которому бывалые любителя трэша льют слезы. Вроде бы некоторое время назад Виктор Пузо что-то говорил про съемки новой программы, но пока что его никто не видел. «Познавая мир» - лучшая научно-просветительская программа, которая когда-либо была в этих наших интернетах. Сидят три умудренных жизнью человека: Полина Юрьевна, дядя Витя и гость. Господин Пузо языком крайне интеллигентным задает вопросы, касающиеся поля деятельности гостя (приходили и художники, и музыканты, и прочие), обсуждает события и пытается вставить хоть слово между воплями и гениальными перлами его самого частого гостя - Сергея Игоревича Пахомова. Выпуски с Пахомом - это праздник. Антуража добавляют выпиваемая во время эфира «Столичная» водка и, конечно же, шикарные вставки дяди Вити под лозунгом: «Пейте с нами, пейте как мы, пейте больше нас». Благодаря им мы узнали, что нужно делать с кошками, как пить водку и кто живет в Ленинграде. Главное достоинство шоу - это, конечно же, Пахом в гостях и критически-саркастическое отношение главных героев к современной власти, миру гламура и народной мудрости. Кстати, Пузо не только профессиональный алкоголик, но и скандально-известный художник, ведущий и талантливый музыкант. А еще он арт-директор культовой «Рюмочной в Зюзино» - храма московской богемы и порядочного андеграунда.

Школа Пахома

Коль уж вспомнили , то, пожалуйста, - «Школа Пахома». Тот самый качественный контент, о котором мы все так давно мечтаем. Как это описать… это смотреть надо. Тут смешались образ юродивого из «Битвы экстрасенсов» и тех странных людей, которые рассказывают в программе «Доброе утро» про самооборону и поделки из мышей. Советы, само собой, абсолютно лютые и нелепые. Подкупает экспрессия ведущего и блогера всея Руси.

Его Величество Футбол

Крайне талантливые ребята, которых смотрит безобразно мало человек. Поддержите, посмотрите, это же лучшее футбольное шоу на «Рутьюбе», которое высмеивает всю спортивную журналистику. И делает это очень талантливо. Собственно, футбол здесь используется для антуража, акцент делается на стеб и абсурд. Так что это скорее околофутбольное шоу с кучей культурных отсылок и шикарной песней про Леонида.

Геннадий Горин

Это Геннадий Горин. Геннадий просто очень мило рассказывает про свою жизнь и показывает всякий бред. Он очень красиво показывает малину и чернику на тарелке, очаровательно поет и что-то рассказывает. Геннадий как-то внезапно занял нишу покойного, по слухам, «православного патриота, твоего друга и товарища» Сергия Астахова, про которого продюсер «Зеленого слоника» снял документалку. Но свято место пусто не бывает, и на него пришел Геннадий. Что у него за диагноз - никто в точности не знает. Одни говорят про шизофрению, другие - про последствия инсульта. И вроде как над больным человеком смеяться нельзя, но коль уж это выкладывается в общий доступ, то мы имеем право обсуждать даже такое творчество.

Смотри в оба!

Простой казанский вор со стажем «подрезает» сумки у простых прохожих и на основании их содержимого составляет психологический портрет хозяина. Удивляет сам факт существования такого канала на YouTube. Неизвестно, будет ли он в дальнейшем развиваться, и является ли его создатель настоящим карманником, или это всё блеф. Очень много сомнений - вряд ли вор будет так открыто показывать добычу. Но если это правда, то это в разы безумнее «Филти Фрэнка».

Глад Валакас

Жемчужина отечественного стриминга - это не ворчливый Мэддисон, а безумный Глад Валакас. Человек, который вернул к жизни слова «тупа» и «выкусю», легенда, которая показала, что даже самые идиотские телефонные пранки могут быть душевными, а песни Юлии Савичевой - интересными. Автор канала прекрасно вживается в образ видавшего жизнь пенсионера, а вот как он добивается такого голоса - большой вопрос. Одни говорят про программу, другие про тренировки, сам же он говорил про детородный орган во рту. Во всем творчестве Валакаса больше души, чем в мировой культуре. Добрейшей души человек, послушай его звонок проституткам.