Ирина Полянская: Утюжок и мороженое. Рассказы


Целлариус Алексей Юрьевич
Приключения , Природа и животные , Домоводство (Дом и семья) , Домашние животные

Эта книга поможет читателям лучше понимать собак – как свою собственную, так и собак других владельцев, и даже бродячих, наладить с ними отношения и научиться ухаживать за ними. Автор – кандидат биологических наук, специалист по поведению животных и «собачник» с многолетним стажем – даст квалифицированные советы по воспитанию, дрессировке, уходу за собакой, и просто расскажет много интересного об этих замечательных животных. Книга будет интересна не только тем, кто имеет или хочет завести собаку, но и всем, кто интересуется животными, их поведением и взаимоотношениями с человеком.

  • Пасынки "свободного мира"
    Бондаренко Олег Никитович , Михайлов Игорь Алексеевич
    Документальная литература , Публицистика

    В книге на основе фактов и документов рассказывается о социальном неравенстве миллионов детей в странах капитала, о нещадной эксплуатации детского труда. Авторы показывают, как буржуазное общество лишает юное поколение детства. С момента своего рождения дети становятся пасынками «свободного мира».

    Для широкого круга читателей.

  • Падение Горизонта
    Шерман Алекс
    Фантастика , Научная Фантастика , Детективы и Триллеры , Триллер , Приключения , Приключения

    Майлз Холлоран - сотрудник тайной надгосударственной организации, защищающей человечество от сверхъестественных угроз. Вместе со своей командой он расследует необычные происшествия, способные нарушить существующий миропорядок. Однако кто-то могущественный всеми силами старается помешать ему, а последующие события принимают и вовсе неожиданный оборот. Удастся ли агенту Холлорану разоблачить врага, прежде чем тот сделает решающий ход, и спасти мир от страшной катастрофы?..

  • Цикл романов "Гарри Босх" Компиляция. кн. 1-17
    Коннелли Майкл
    Детективы и Триллеры , Полицейский детектив

    Цикл романов о Гарри Босхе - это серия жестких полицейских триллеров. Сюжеты разнообразные - тут вам и серийные убийства, и ограбления банка, и грамотные подставы хороши парней, и наркотики, и продажные копы, и просто убийства (совершенные не маньячиной, а вполне вменяемыми гражданами по вполне материальным причинам), так что каждый может найти себе историю по вкусу. Например, мне особо понравилась "Блондинка в бетоне" (серийные убийства), "Последний койот" (Гарри расследует преступление тридцатилетней давности - убийство собственной матери) и "Тьма чернее ночи" (серия убийств, связанная с Гарри через картины его знаменитого тезки). Читать конечно, логичнее по порядку, так легче следить за жизнью и отношениями персонажей и понятнее, откуда уши растут у того или иного поступка, но истории между собой не связаны, так что если вам не понравится одна книга, можно смело переходить к следующим, возможно, их сюжеты придутся вам по душе в большей степени. Атмосфера романов неизменно мрачноватая, отчасти из-за личности самого Босха, отчасти из-за того, что речь идет о преступлениях, у истоков которых стоят все мыслимые и немыслимые человеческие пороки, и именно с этим хорошие копы вроде Гарри вынуждены бороться каждый божий день. Нюансы полицейской работы и детали преступлений расписаны довольно обстоятельно, также в романах есть место и интригам, и отношениям, и личным драмам в принципе неплохих людей, незаметно для себя перешедшим на "темную сторону силы", и неожиданным поворотам событий....неожиданные выверты, кстати, Коннелли очень любит и они неплохо ему удаются. Радует, что не все полицейские изображены бело пушистыми лапочками, попадаются среди них и такие, которых хочется огреть по голове лопатой и прикопать под ближайшим кустиком. Правда, в контексте этого кажется немного странным, что Служба внутренних расследований расписывается автором, как этакая бяка-бука, гробящая копов, почем зря. Ну а как же без нее - без контроля над людьми, умеющим власть и оружие?

    1.Черное эхо.

    2.Черный лёд.

    3.Блондинка в бетоне.

    4.Последний койот.

    5.По сценарию мафии.

    6.И ангелов полёт.

    7.Тьма чернее ночи.

    8.Город костей.

    9.Потаённый свет.

    10.Теснина.

    11.Забытое дело.

    12.Эхо-парк.

    13.Смотровая площадка.

    14.Девять драконов.

    15.Последний срок.

    16.Черный ящик.

    17.Пылающая комната.

  • Сборник "Избранные детективные романы". Компиляция. кн.15-28
    Гришем Джон
    Детективы и Триллеры , Детектив

    Джон Гришэм родился 8 февраля 1955 года в Джонсборо, штат Арканзас. Окончил Университет штата Миссисипи (University of Mississippi). После окончания университета открыл адвокатскую контору. В 1984 году начал работу над романом «Время убивать», который был опубликован в 1988 году небольшим тиражом. Второй роман «Фирма» (1991) стал бестселлером, права на экранизацию были куплены за 600 тысяч $. Тираж третьего романа «Дело о пеликанах» превысил 11 миллионов экземпляров. По данным издательства «АСТ» объём продаж книг Гришэма (на 2010 год) - более 225 миллионов экземпляров.

    15. Джон Гришэм : Партнер (Перевод: Юрий Кирьяк)

    16. Джон Гришэм : Повестка

    17. Джон Гришэм : Покрашенный дом

    18. Джон Гришэм : Пора убивать (Перевод: Ю. Кирьяк)

    19. Джон Гришэм : Последний присяжный (Перевод: И. Доронина)

    20. Джон Гришэм : Последний шанс (Перевод: Александр Соколов)

    21. Джон Гришэм : Признание (Перевод: В. Антонов)

    22. Джон Гришэм : Противники (Перевод: Е. Филиппова)

    23. Джон Гришэм : Рэкетир (Перевод: Аркадий Кабалкин)

    24. Джон Гришэм : Трибуны (Перевод: Д. Кунташов)

    25. Джон Гришем : Уличный адвокат

    26. Джон Гришэм : Фирма (Перевод: Юрий Кирьяк)

    27. Джон Гришэм : Шантаж (Перевод: В. Заболотный)

    28. Джон Гришэм : Юрист (Перевод: Ю. Кирьяк)


  • Старинные эстонские народные сказки
    Крейцвальд Фридрих Рейнгольд
    Детское , Сказка

    «Старинные эстонские народные сказки», собранные и обработанные Ф. Р. Крейцвальдом (1803–1862), выдающимся эстонским просветителем-демократом, основоположником эстонской национальной литературы, раскрывает яркую картину богатства и красочности устного народного творчества. Основная тема большинства сказок - борьба за лучшее будущее. В них отражены мечты народа о том. чтобы облегчить свой труд, набраться богатырской силы, сбросить цепи насилия и угнетения, добиться свободы и счастья.

  • Набор «Неделька» -- топ новинок -- лидеров за неделю!

    • Игры стихий
      Вознесенская Дарья
      Фантастика , Фэнтези

      Все нормальные попаданки в магический мир знают: сил им дадут немерено, ректор и принц в них влюбятся, а этот самый мир будет спасен. Моя новая жизнь вроде начиналась по законам жанра, но потом что-то пошло не так. Я стала изгоем, скрывающим свою магическую силу, ректор влюбляться не торопится, а первый же встреченный принц разбил нос. Да еще и Тень Императора маячит вдалеке, грозясь выжечь мозги. Но чтобы я сдалась? Да никогда! Верну-ка я все туда, куда и положено. Тем более что мир, похоже, спасать все-таки придется.

    • День, когда приходит ночь
      Вознесенская Дарья
      Любовные романы , Любовно-фантастические романы

      Все началось в тот момент, как меня сбил магмобиль… Хотя нет, все началось тогда, когда я решила не наследовать целительную практику отца, а поступить на новый механико-лекарский факультет, созданный императорской семьей. А потом еще и практиковать в первой и единственной городской больнице. И теперь мне предстоит решить кучу проблем, согласиться на невероятное предложение, избежать смертельной опасности и… постараться не влюбиться в одного несносного красавчика, с которым у нас ну вот точно ничего не выйдет!

    • Жена для наследника Бури
      Вознесенская Дарья
      Любовные романы , Любовно-фантастические романы , Старинное , Старинная литература

      Встреча с гадалкой стала началом странных событий в жизни Станиславы. Их с сыном затянуло в мир, где царит Великое Око, где паровые механизмы работают от магии, а императорский Дом принимает решения, кому жить, кому умереть, а кому…выйти замуж.

      Но что если для Стаси понятие «истинная пара» – пустой звук, мужчин она выбирает за характер, а не за положение, а свою жизнь собирается строить сообразно своим представлениям о счастье, а не следуя проявленным Линиям Судьбы?

    Опережающее задание:

    • Прочитать рассказы И.Полянской «Утюжок и мороженое», Б.Екимова «Ночь исцеления».
    • Подумать над вопросом: что общего между этими рассказами и чем они отличаются.
    • Определить лексическое значение слов: доброта, сочувствие, человеколюбие, взаимопонимание, гуманность, милосердие; жестокость, эгоизм.
    • Подобрать и выучить высказывания о добром, гуманном отношении людей друг к другу.

    Цели:

    • познакомить учащихся с творчеством современных писателей (И.Полянской и Б.Екимовым);
    • развивать умения работы с художественным текстом, навыков поисково-исследовательской деятельности;
    • воспитывать гуманное, милосердное отношение к близким и окружающим людям.

    ХОД УРОКА

    1. Подготовка к восприятию

    – Сегодня на уроке мы будем вести разговор на очень важную тему. А начать его я предлагаю с литературной викторины. Прослушайте отрывки текстов из художественных произведений, назовите их авторов.
    (Отрывки берутся из произведений, ранее изученных и объединенных темой – милосердие, гуманность в отношениях между людьми).
    – Что объединяет эти произведения? (Проблема, которую авторы ставят перед читателем, – гуманное, милосердное отношение людей друг к другу).
    – Милосердие… Гуманность… Что обозначают данные слова? (Человеколюбие, «милое сердце» – это готовность помочь, умение сострадать, любить; чуткость в отношениях людей.)
    – Подберите антонимы к этим словам. (Себялюбие, эгоизм)
    – Как вы думаете, что должно лежать в основе отношений между людьми: эгоизм или человеколюбие, милосердие?

    2. Сообщение темы и цели урока

    – Сегодня мы попытаемся понять, почему же мы должны проявлять друг к другу милосердие, взаимопонимание, почему нельзя строить взаимоотношения на себялюбии. А помогут нам в этом рассказы современных писателей И.Полянской «Утюжок и мороженое» и Б.Екимова «Ночь исцеления».

    3. Основное содержание урока

    1) Анализ рассказа «Утюжок и мороженое»

    – Какое впечатление на вас произвел рассказ? (Грустное, что-то в этой семье не так, в ней неуютно).
    – Кратко передайте содержание рассказа. (Обычная семья: мать, отец, две сестры и бабушка. В доме часто ссорятся, и бабушка, чтобы оградить внучек от этих сцен, уводит их гулять на улицу. В одну из таких прогулок они видят будку с мороженым. Но деньги есть только у старшей девочки. И, несмотря на просьбу сестры и бабушки, она не покупает им мороженое)

    «Они смотрели на меня с одинаковым выражением лиц, круглыми, детскими глазами, в которых не было никакой хитрости, одно лишь желание полакомиться мороженым. Они смотрели на меня как бы заранее облизываясь. И я плотнее прижала ко дну кармана мои денежки, чтобы они ненароком не высвободились и не ушли от меня, как и вновь обретенная житейская мудрость, и в тот день не купила им мороженое».

    – Почему девочка так и не купила мороженое? (Она обиделась на них. Это была своего рода месть.)
    – О чем она думает? («А живите вы как хотите!»)
    – Что привело к такой обиде на самых близких людей? (В семье постоянные ссоры, рукоприкладство. «Мне никто не помогает, когда отец таскает меня за волосы, никто не вступится, как будто, так и надо…»)
    – Какие взаимоотношения царят в этой семье? (Родители часто ссорятся, девочки, боясь наказания за какой-либо проступок, лгут; бабушка не заступается за девочек.)
    – Бабушка любила внучек, так почему же не могла их защитить? (Она тоже была лишняя в этой семье и слабая. Всё, что она могла сделать – это уводить девочек на прогулку во время семейных скандалов).
    – Чем болела Рита, и когда начинались приступы?
    – Почему же в этой семье всё так плохо: ссоры, скандалы, рукоприкладство, ложь, страх? (В этой семье не было тёплых, добрых отношений. Всё основывалось на себялюбии, эгоизме каждого члена семьи. Девиз этой семьи – «Каждый крутится, как умеет». Никто никого не любил, никто не проявлял сочувствия, взаимопонимания.)
    – К чему привели такие отношения между самыми близкими людьми? (Одиночеству, лжи, ненависти…)
    – Хотелось бы вам жить в такой семье?

    Вывод: если отношения между людьми строятся на эгоизме, то это ведет к болезни (Рита), одиночеству (бабушка и Галя), душевной черствости (родители), лжи, ненависти.

    2) Анализ произведения Б.Екимова «Ночь исцеления».

    – Понравился ли вам рассказ?
    – С каким настроением вы закрыли последнюю страницу? (Можно ответ изобразить цветом).
    – Назовите главных героев произведения?
    – Что вы узнали о бабе Дуне? Чем она болела и почему?
    – Какого лекарства ждала душа бабушки Дуни? (Её болезнь нужно было лечить не лекарством, а чуткостью, заботой, любовью.)
    – Как её дети относились к ней? (Они не могли понять мать, её болезнь им мешала, поэтому баба Дуня редко гостила у них.)
    – «Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё…». Кого имел в виду автор? (Гриша жалел родителей, которые были глухи к болезни матери.)
    – Кто и как вылечил её?
    – Галя и Гриша – ровесники. В этом сходство героев. А что их различает? (Гриша умеет сострадать, сопереживать, любить. Галя этих качеств не имеет.)
    – К чему приводит милосердие Гриши? (К выздоровлению бабушки.)

    Вывод: милосердие, забота, взаимопонимание приводят к выздоровлению не только тела, но и души.

    4. Обобщение

    – Итак, ребята, сегодня мы познакомились с интересными произведениями современных писателей, которые поднимают очень важную проблему – проблему эгоизма и гуманизма в отношениях между людьми. Так на каких нравственных основах люди, особенно близкие, должны строить свои отношения?

    5. Проверка домашнего задания

    – Какие высказывания, отражающие вашу точку зрения, вы подготовили к уроку?

    6. Заключительное слово учителя

    – Я хочу пожелать вам, чтобы в вашем сердце не поселились ложь, жестокость, чёрствость, себялюбие, ибо это ведет к болезни, страшной и трудноизлечимой, приносящей гое не только вам, но вашим близким. И имя этой болезни – эгоизм.
    Пусть в вашей душе, в вашем сердце всегда живут сострадание, милосердие, чуткость.
    Помните, что «себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево» (И.Тургенев)

    7. Рефлексия

    – На ваших столах – листы цветной бумаги. Пусть каждый выберет цвет, соответствующий его настроению, и допишет предложение: «Я выбираю …., потому что…»

    8. Домашнее задание (письменный ответ на вопрос)

    Согласны ли вы с мнением Сенеки, который говорил: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других»?

    Дополнительный материал к уроку

    • Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире. (Зигфрид Ленц)
    • Помнящий добро никогда не сотворит зла.
    • Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет.
    • Радость у кого-то – порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.
    • Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется. (И.Полянская)
    • Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Толковый словарь русского языка)
    • Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье. (Платон)

    Как только они принялись за свое, бабушка усадила Риту и громким голосом стала читать ей вслух "Квартеронку". Я, с раздвоенным, как жало у змеи, слухом стояла в коридоре. "Разве я тебя не предупреждал?" - гремел отец. "Молчи и не лезь не в свое дело!" - взвизгивала мама. "...легкое видение возникло у моего изголовья..." - дребезжащим голосом читала бабушка. Сестра прислушивалась к крикам из соседней комнаты, и лицо у нее было сонное, а бабушка продолжала читать своим неискренним, слабым голосом. Мама за стеной швырнула об пол чашку с чаем, раскаленная лава перелилась через порог и хлынула в нашу комнату: Рита подобрала ноги. Бабушка прежде демонстративно закладывала уши ватой, едва они только начинали кричать, и я, когда была маленькой, как Рита, косилась на нее в неприязненном и напрасном ожидании, что она вот-вот вмешается и скажет наконец свое веское взрослое слово, но потом поняла, что нет у нее в запасе заветного слова, она только делает вид, что обладает властью, к которой, чуть что, может прибегнуть, и что на самом деле она беспомощна, как мы с Ритой... Но в последнее время бабушка позабыла про вату, потому что у нее появилась забота поважнее: не дать заснуть Рите, которая по крутым виражам враждующих голосов, как по перилам, соскальзывала в летаргию, будто Морфей дул ей в уши, заглушая вопли за стеной и смораживая длинные Ритины ресницы.

    Может, она и прежде впадала в спячку под бурный аккомпанемент родительских ссор, но заметили это только после случая с утюжком, привезенным отцом ей в подарок из Москвы, который Рита, зарабатывая авторитет во дворе, подарила Галинке. Никто, кроме меня, не знал, чем была для нее эта Галинка, а наши родители вряд ли даже подозревали о ее существовании. Я думаю, что никто потом не имел над Ритой такой безоговорочной власти, какую имела Галинка, которую в городке, куда мы переехали, почитала вся мелкота, потому что она была веселая, ловкая, быстрее всех бегала, выше всех прыгала, и вообще все у нее получалось лучше, чем у других. Переехав сюда, мы долго чувствовали себя одинокими, но Рита сориентировалась раньше меня, проявила волю и настойчивость в обживании новых пространств и покорении новых людей, точно надеялась там, во дворе, создать себе другую дружную семью, свить гнездо где-нибудь под грибком или в песочнице, потому что по нашему родительскому дому то и дело пролетали ураганы семейных ссор, выдувая остатки тепла, и ничего живого там уже не могло вырасти.

    Скоро ее стали вызывать со двора новые друзья. Она выходила на балкон как королева к своему народу в гордом сознании, что без нее ни одна стоящая игра не заладится. Далеко не всегда долгие, унизительные просьбы отпустить ее во двор увенчивались успехом, поскольку отец не терпел пустого времяпрепровождения. Рита выходила на крыльцо с невозмутимым видом, точно замешкалась по причине собственной занятости, как Галинка, обучавшая своего кота подавать ей лапку. Вот и Рита выходила, потягиваясь, лениво щуря глаза, тогда как все ее существо пело от радости, разве что без горбушки с солью, потому что горбушка была бы явным перебором, а Рита в невидимом споре с отцом выверяла свои возможности до миллиметра, чтобы не сорваться, она была очень осмотрительной девочкой. Если светило солнце - королевой была Галинка, она лучше всех играла в классики и в вышибалы, но в ненастные дни она уступала свое первенство Рите, которая интересно пересказывала прочитанные ей бабушкой книги и выдумывала страшные истории: тут уж Галинка скромно сидела на скамейке рядом со всеми, вытягивая шею, чтобы лучше видеть Риту через головы других. Когда же отец не поддавался на ее уговоры, всегда очень дипломатичные и умные (стараясь угодить ему, Рита отпрашивалась "немного разгрузить позвоночник" или "собрать гербарий", то есть погулять с пользой), - она опять-таки собиралась с силами и выходила на балкон, чтобы сообщить ожидающей ее публике, что гулять у нее нынче нет настроения.

    Меня на такие хитрости не хватало. Я была прямолинейной, вся в отца, и на его отказ отпустить меня на улицу отвечала сдавленным воем; на его вопрос, какое кино мне хотелось бы посмотреть, честно отвечала: "Фантомас разбушевался", тогда как ясно было как божий день, что надо было назвать "Королевство кривых зеркал", поучительную сказку для таких, как я, детей. Временами я презирала смекалистую и лживую Риту, которая все же в итоге была сокрушительно побеждена бесхитростным отцом, и нечаянным орудием отцовой победы явился тот самый утюжок...

    Рита его подарила Галинке. Подарила так просто, будто имела полное право распорядится утюжком по своему усмотрению; подарила с таким видом, будто могла в перспективе преподнести Галинке весь наш дом, а уж утюжок с красной лампочкой на ручке - такая мелочь, что и спасибо не стоит. Галинка, ничего не подозревая, взяла утюжок, который Рита проводила глазами полными отчаяния, ибо знала, не могла не знать, ч т о ей будет от отца, когда он дознается об этом. Галинка немного поиграла утюжком и в тот же вечер о нем и забыла, а Рита после этого долго не могла заснуть, вертелась и кряхтела, придумывая себе болезнь, которая оттянула бы час расплаты, а днем старалась не попадаться папе на глаза, и с неделю жила в таком непролазном страхе, что когда гром наконец разразился над ее отчаянной головушкой и отец вдруг вспомнил про утюжок, она испытала, наверное, что-то вроде облегчения.

    Я вернулась из школы и сразу увидела, что Рита стоит в эпицентре землетрясения, а над ней неколебимо, как скала, в праведном гневе навис отец и допытывается, где утюжок, который папа привез из столицы нашей Родины: он в такие минуты предпочитал говорить о себе в третьем лице, как бы устраняясь от бури, им вызванной, как бы ставя себя судьей между недоброй, рассеянной девочкой и ее заботливым отцом. Рита стояла вобрав голову в плечи, хотя ее еще и пальцем не тронули, вздрагивала от раскатов его голоса, и тут я решила ее спасти...

    Честно говоря, не о Ритином спасении думала я в ту минуту - меня тошнило от ее расчетливой хитрости, и к тому же я помнила завет нашего молодого, любимого учителя истории, который, как-то подкравшись к моей парте, когда я давала списывать соседке основные даты Пугачевского восстания, прогремел мне в ухо: "Каждый умирает в одиночку". Но тут я захотела вдруг почувствовать себя Ритой, поставить на себе опыт, провести эксперимент и выяснить, что бывает, если человек проявит смекалку. Я выступила вперед и детским голосом, косноязычно путаясь в словах, как малый ребенок, сказала:

    Папочка, прости меня, пожалуйста. Мы с Риточкой вчера игрались утюжком, и тут пришла Зина Зимина спросить, что задано по алгебре, потому что она болела, и сказала: "Ой, откуда у вас такой чудесный утюжок?" Рита ответила ей: "Этот утюжок привез нам папа из Москвы". Зина сказала: "Ой, а можно я покажу его своему папе, чтобы он тоже привез мне из Москвы такой же точно - с лампочкой?" Я знала, что без спроса нельзя давать вещи, но дело в том, что мамы и бабушки не было дома, а ты пошел в кабинет работать и попросил тебя не беспокоить...

    Я произнесла все это на одном дыхании, как по наитию, но потом, анализируя свою речь, поняла, что ничего не упустила, точно слова мне подсказывал кто-то очень умный. Все было выверено до последней буквы: и упоминание Зинки, дочери папиного начальника, которую мы не выносили, и намек на перенесенную ею болезнь, и нежелание беспокоить папу по такому пустяку; легкая лесть в папин адрес продувала насквозь эту тираду и могла смягчить его слух...

    Тут я на собственном опыте убедилась, какая чудесная штука неправда, потому что лицо отца разгладилось, и его большая ладонь улеглась на голову Риты, гася бурю... Я не мешкая ни минуты выскользнула из дома и понеслась к Галинке. Я знала: для Риты будет страшным унижением, если я потребую у Галинки ее подарок обратно, но выбирать было не из чего. Галинки не оказалось дома. Я пролепетала ее матери про утюжок: видимо, в лице моем было больше убедительности, чем в словах, потому что, недослушав, она посторонилась и указала мне на коробку с игрушками. Я нырнула в нее с головой и на самом дне обнаружила утюжок. Забыв поблагодарить, метнулась на лестницу, на ходу протирая утюжок платком, вознеслась на наш этаж и предъявила его отцу. "Хорошо, хорошо", - рассеянно сказал он, продолжая печатать на машинке.

    Полянская Ирина

    Утюжок и мороженое

    Ирина Полянская

    Утюжок и мороженое

    Как только они принялись за свое, бабушка усадила Риту и громким голосом стала читать ей вслух "Квартеронку". Я, с раздвоенным, как жало у змеи, слухом стояла в коридоре. "Разве я тебя не предупреждал?" - гремел отец. "Молчи и не лезь не в свое дело!" - взвизгивала мама. "...легкое видение возникло у моего изголовья..." - дребезжащим голосом читала бабушка. Сестра прислушивалась к крикам из соседней комнаты, и лицо у нее было сонное, а бабушка продолжала читать своим неискренним, слабым голосом. Мама за стеной швырнула об пол чашку с чаем, раскаленная лава перелилась через порог и хлынула в нашу комнату: Рита подобрала ноги. Бабушка прежде демонстративно закладывала уши ватой, едва они только начинали кричать, и я, когда была маленькой, как Рита, косилась на нее в неприязненном и напрасном ожидании, что она вот-вот вмешается и скажет наконец свое веское взрослое слово, но потом поняла, что нет у нее в запасе заветного слова, она только делает вид, что обладает властью, к которой, чуть что, может прибегнуть, и что на самом деле она беспомощна, как мы с Ритой... Но в последнее время бабушка позабыла про вату, потому что у нее появилась забота поважнее: не дать заснуть Рите, которая по крутым виражам враждующих голосов, как по перилам, соскальзывала в летаргию, будто Морфей дул ей в уши, заглушая вопли за стеной и смораживая длинные Ритины ресницы.

    Может, она и прежде впадала в спячку под бурный аккомпанемент родительских ссор, но заметили это только после случая с утюжком, привезенным отцом ей в подарок из Москвы, который Рита, зарабатывая авторитет во дворе, подарила Галинке. Никто, кроме меня, не знал, чем была для нее эта Галинка, а наши родители вряд ли даже подозревали о ее существовании. Я думаю, что никто потом не имел над Ритой такой безоговорочной власти, какую имела Галинка, которую в городке, куда мы переехали, почитала вся мелкота, потому что она была веселая, ловкая, быстрее всех бегала, выше всех прыгала, и вообще все у нее получалось лучше, чем у других. Переехав сюда, мы долго чувствовали себя одинокими, но Рита сориентировалась раньше меня, проявила волю и настойчивость в обживании новых пространств и покорении новых людей, точно надеялась там, во дворе, создать себе другую дружную семью, свить гнездо где-нибудь под грибком или в песочнице, потому что по нашему родительскому дому то и дело пролетали ураганы семейных ссор, выдувая остатки тепла, и ничего живого там уже не могло вырасти.

    Скоро ее стали вызывать со двора новые друзья. Она выходила на балкон как королева к своему народу в гордом сознании, что без нее ни одна стоящая игра не заладится. Далеко не всегда долгие, унизительные просьбы отпустить ее во двор увенчивались успехом, поскольку отец не терпел пустого времяпрепровождения. Рита выходила на крыльцо с невозмутимым видом, точно замешкалась по причине собственной занятости, как Галинка, обучавшая своего кота подавать ей лапку. Вот и Рита выходила, потягиваясь, лениво щуря глаза, тогда как все ее существо пело от радости, разве что без горбушки с солью, потому что горбушка была бы явным перебором, а Рита в невидимом споре с отцом выверяла свои возможности до миллиметра, чтобы не сорваться, она была очень осмотрительной девочкой. Если светило солнце - королевой была Галинка, она лучше всех играла в классики и в вышибалы, но в ненастные дни она уступала свое первенство Рите, которая интересно пересказывала прочитанные ей бабушкой книги и выдумывала страшные истории: тут уж Галинка скромно сидела на скамейке рядом со всеми, вытягивая шею, чтобы лучше видеть Риту через головы других. Когда же отец не поддавался на ее уговоры, всегда очень дипломатичные и умные (стараясь угодить ему, Рита отпрашивалась "немного разгрузить позвоночник" или "собрать гербарий", то есть погулять с пользой), - она опять-таки собиралась с силами и выходила на балкон, чтобы сообщить ожидающей ее публике, что гулять у нее нынче нет настроения.

    Меня на такие хитрости не хватало. Я была прямолинейной, вся в отца, и на его отказ отпустить меня на улицу отвечала сдавленным воем; на его вопрос, какое кино мне хотелось бы посмотреть, честно отвечала: "Фантомас разбушевался", тогда как ясно было как божий день, что надо было назвать "Королевство кривых зеркал", поучительную сказку для таких, как я, детей. Временами я презирала смекалистую и лживую Риту, которая все же в итоге была сокрушительно побеждена бесхитростным отцом, и нечаянным орудием отцовой победы явился тот самый утюжок...

    Рита его подарила Галинке. Подарила так просто, будто имела полное право распорядится утюжком по своему усмотрению; подарила с таким видом, будто могла в перспективе преподнести Галинке весь наш дом, а уж утюжок с красной лампочкой на ручке - такая мелочь, что и спасибо не стоит. Галинка, ничего не подозревая, взяла утюжок, который Рита проводила глазами полными отчаяния, ибо знала, не могла не знать, ч т о ей будет от отца, когда он дознается об этом. Галинка немного поиграла утюжком и в тот же вечер о нем и забыла, а Рита после этого долго не могла заснуть, вертелась и кряхтела, придумывая себе болезнь, которая оттянула бы час расплаты, а днем старалась не попадаться папе на глаза, и с неделю жила в таком непролазном страхе, что когда гром наконец разразился над ее отчаянной головушкой и отец вдруг вспомнил про утюжок, она испытала, наверное, что-то вроде облегчения.

    Я вернулась из школы и сразу увидела, что Рита стоит в эпицентре землетрясения, а над ней неколебимо, как скала, в праведном гневе навис отец и допытывается, где утюжок, который папа привез из столицы нашей Родины: он в такие минуты предпочитал говорить о себе в третьем лице, как бы устраняясь от бури, им вызванной, как бы ставя себя судьей между недоброй, рассеянной девочкой и ее заботливым отцом. Рита стояла вобрав голову в плечи, хотя ее еще и пальцем не тронули, вздрагивала от раскатов его голоса, и тут я решила ее спасти...

    Честно говоря, не о Ритином спасении думала я в ту минуту - меня тошнило от ее расчетливой хитрости, и к тому же я помнила завет нашего молодого, любимого учителя истории, который, как-то подкравшись к моей парте, когда я давала списывать соседке основные даты Пугачевского восстания, прогремел мне в ухо: "Каждый умирает в одиночку". Но тут я захотела вдруг почувствовать себя Ритой, поставить на себе опыт, провести эксперимент и выяснить, что бывает, если человек проявит смекалку. Я выступила вперед и детским голосом, косноязычно путаясь в словах, как малый ребенок, сказала:

    Папочка, прости меня, пожалуйста. Мы с Риточкой вчера игрались утюжком, и тут пришла Зина Зимина спросить, что задано по алгебре, потому что она болела, и сказала: "Ой, откуда у вас такой чудесный утюжок?" Рита ответила ей: "Этот утюжок привез нам папа из Москвы". Зина сказала: "Ой, а можно я покажу его своему папе, чтобы он тоже привез мне из Москвы такой же точно - с лампочкой?" Я знала, что без спроса нельзя давать вещи, но дело в том, что мамы и бабушки не было дома, а ты пошел в кабинет работать и попросил тебя не беспокоить...

    Я произнесла все это на одном дыхании, как по наитию, но потом, анализируя свою речь, поняла, что ничего не упустила, точно слова мне подсказывал кто-то очень умный. Все было выверено до последней буквы: и упоминание Зинки, дочери папиного начальника, которую мы не выносили, и намек на перенесенную ею болезнь, и нежелание беспокоить папу по такому пустяку; легкая лесть в папин адрес продувала насквозь эту тираду и могла смягчить его слух...

    Тут я на собственном опыте убедилась, какая чудесная штука неправда, потому что лицо отца разгладилось, и его большая ладонь улеглась на голову Риты, гася бурю... Я не мешкая ни минуты выскользнула из дома и понеслась к Галинке. Я знала: для Риты будет страшным унижением, если я потребую у Галинки ее подарок обратно, но выбирать было не из чего. Галинки не оказалось дома. Я пролепетала ее матери про утюжок: видимо, в лице моем было больше убедительности, чем в словах, потому что, недослушав, она посторонилась и указала мне на коробку с игрушками. Я нырнула в нее с головой и на самом дне обнаружила утюжок. Забыв поблагодарить, метнулась на лестницу, на ходу протирая утюжок платком, вознеслась на наш этаж и предъявила его отцу. "Хорошо, хорошо", - рассеянно сказал он, продолжая печатать на машинке.

    Для него этот утюжок был небольшим, имеющим воспитательное значение эпизодом. Ему в голову прийти не могло, что утюжок железным катком прокатится вдоль всей Ритиной жизни, выдавив из моей сестры ее осмотрительность и смекалку, что сколько бы ее судьба ни разматывала свой свиток, на нем все равно можно будет углядеть след утюжка, и в дальнейшем, переняв хваленую житейскую мудрость у Риты, я ничем не смогу ей помочь. Утюжок сделал свое железное дело.

    Проблемы семьи и детства

    6. Роли детства в жизни человека

    Л.Н. Толстой «Война и мир»

    Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту.

    В. Астафьев «Последний поклон»

    Бабушка Катерина Петровна вложила во внука Витьку глубокие человеческие премудрости, стала для него символом любви, добра, уважения к человеку.

    Ч. Диккенс

    В большинстве романов Диккенса можно проследить за тем, насколько важно детство для становления каждого человека. Наиболее характерный в этом отношении роман «Девид Копперфилд». Герой этого произведения проходит длинный путь духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски родных людей изменяют характер Девида, дают ему жизненный опыт.

    Л. Н, Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».

    Цитаты:

    «…наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». (А. С. Макаренко)

    «Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастет человеком, более осознающим свое достоинство». (Н. Г. Чернышевский)

    7. Роли семьи в формировании личности

    Л.Н. Толстой «Война и мир»

    В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети — Наташа, Николай и Петя — стали по-настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравственные эгоисты.

    И. Полянская «Утюжок и мороженое»

    Негативная психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серьёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестокости, хитрости, изворотливости её сестры.

    Оленька, героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери.

    8. Родительская любовь

    В стихотворении в прозе Тургенева “Воробей” мы видим героический поступок птицы. Пытаясь защитить потомство, воробей бросился в бой против собаки.

    Также в романе Тургенева “Отцы и дети” родители Базарова больше всего в жизни хотят быть вместе с сыном.

    А. А. Ахматова, поэма «Реквием»

    9. Материнства (роли матери в воспитании)

    М. Горький «Сказки об Италии»

    А. Фадеев «Молодая гвардия»

    К. Воробьев «Тетка Егориха»

    Сирота Санька в рассказе осиротеет ещё раз, когда потеряет ставшую ему больше чем матерью тетку Егориху.

    В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому...»

    Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.

    10. Материнства как подвига

    Л. Улицкая «Дочь Бухары»

    Бухара, героиня рассказа, совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.

    В. Закруткин «Матерь человеческая»

    Мария, героиня повести, во время войны взяла на себя ответственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них Матерью.

    11. Взаимоотношения отцов и детей

    Проблема непростых взаимоотношений родителей и детей нашла свое отражение в литературе. Я же хочу обратиться к пьесе А. Вампилова «Старший сын», где автор показывает отношение детей к своему отцу. И сын, и дочь откровенно считают своего отца неудачником, чудаком, равнодушно относятся к его переживаниям и чувствам. Отец все молчаливо сносит, находит оправдания всем неблагодарным поступкам детей, просит их только об одном: не оставлять его одного. Главный герой пьесы видит, как на глазах разрушается чужая семья, и искренне пытается помочь добрейшему человеку - отцу. Его вмешательство помогает пережить тяжелый период в отношениях детей к близкому человеку.

    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

    Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.

    Ф. Искандер «Начало формы»

    Герой рассказа, Георгий Андреевич, понял, что родительский авторитет возникает не из приказов и угроз, а завоевывается трудом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать.

    А. Амлинский «Нескучный сад»

    На примере трех поколений семьи Ковалевских можно проследить влияние родителей на детей. В романе не только сын ищет у отца ответы на мучившие его вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном общении с сыном. Писатель убежден: взрослые обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от общества. Из непонимания, недоверия рождается драматизм отношений между близкими людьми, родителями и детьми.

    И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

    Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, м своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения.

    12. Взаимоотношений в семье

    А. Амлинский «Возвращение брата»

    В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвращения. Но старший брат потерял себя как личность, опустился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невозможность обмануть его помогают старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни.

    А. Алексин «Безумная Евдокия»

    Родители, ослепленные талантливостью дочери Оли, уверовавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремящуюся «сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех». И Евдокия Савельевна, и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебрежения к ним. Много позже отец поймет учительницу и согласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество.

    А. Лиханов «Чистые камушки»

    Двенадцатилетний Михаська проживает на страницах книги сложную внутреннюю жизнь: от ощущения счастья от того, что отец, героически воевавший, вернулся домой невредимым, до чувства горького разочарования и жгучего стыда за него, вступившего на путь обмана и спекуляции в погоне за сытой, обеспеченной жизнью. Михаська стал пристально приглядываться к поступкам родителей, ощущая всё большее несоответствие между тем, чему они его учили, и их собственными делами. Потеря доверия к родителям стала причиной одиночества героя.

    13. Взросления (роли взрослых, школы в становлении личности)

    В. Тендряков «Ночь после выпуска»

    Школа дала героям повести знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру. И об этом на выпускном вечере говорит Юля Студенцова, лучшая ученица школы, которой просто страшно от того, что в ней нет этих качеств.

    Е. Гришковец «Начальник»

    Владимир Лаврентьевич, руководитель фотокружка, беззаветно любя свою работу, учил мальчишек не только секретам фотографии, но и внушал им веру в то, что они способны, талантливы. Эта уверенность помогла впоследствии каждому из них стать личностью.

    А. Лиханов «Обман»

    У главного героя, Серёжки, умерла мать. Все его дальнейшие беды связаны с этой, главной. На него обрушивается целая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Серёжина учительница, припугнув бабушку, что им с Серёжей не прожить на пенсию, переселяют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатушку. Тяжело переживает мальчик и свалившееся на него одиночество: от него фактически отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырнадцать лет Серёжа воробьёв приходит к убеждению о необходимости самому принимать решения.