Историческая справка о иване сусанине. Опера иван сусанин краткое одержание для детей

В предыдущих лекциях раскрывалось значение музыки как одного из социальных факторов, воздействующих не только на деятельность человека, но и на общество, государство и право. Можно добавить к сказанному ранее, что человек с рождения окружен различными звуками и это его естественное состояние, естественная среда обитания, порожденная окружающим миром природы. И нет ничего удивительного в том, что гармония музыкальных звуков играет в жизни людей значительную роль - лечит от физических и душевных страданий, наполняет чувством восторга в моменты радости и счастья, объединяет общество, придавая ему устойчивость, а государству идею самостоятельности и независимости.

Музыка активно использовалась и используется в деятельности человека, общества и государства. Она характеризует общий уровень развития общества, степень его художественной культуры, демократизма, свидетельствует о наличии или отсутствии прав и свобод человека и гражданина. Общественная значимость музыки заключается в том, что она является одним из факторов формирования в человеке таких личных качеств, как справедливость, честность, порядочность, доброжелательность, идейность, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, творческая активность и др. Музыка способствует также формированию в человеке его неповторимости, индивидуальности и целостности.

Социальная среда и истоки формирования мировоззрения М.И. Глинки.

Прежде чем приступить к данной теме, нам необходимо выяснить несколько вопросов, прямо не относящихся к творческой деятельности великого композитора, основателя русской классической музыки, рассмотреть идейные истоки мировоззрения будущего композитора и ту политическую и социальную среду, в которой он жил и творил. Без этих предварительных сведений трудно представить его идейные искания, которые нашли свое отражение в выдающихся произведениях, оказавших существенное влияние на формирование не только музыкальной, но и духовной культуры России второй половины XIX - начала XX в.

В начале XIX века в России происходят значительные изменения, связанные с экономическими, политическими и социальными противоречиями в обществе. Главной проблемой становится государственное устройство, система правосудия и крепостное право, тормозившие развитие общества в целом. В этих условиях начинают прорастать новые представления об общественном и государственном строе, новой системе хозяйствования, праве и правосудии.

В это время в селе Новоспасском Смоленской губернии 20. мая 1804 г. родился Михаил Иванович Глинка. Детские годы он провел в деревне, в обстановке помещичьего, усадебного быта. Его первые музыкальные впечатления связаны с народной песней. Он рано познакомился с профессиональной музыкой, еще ребенком слушал концерты крепостного оркестра и сам нередко принимал участие в его игре.

Годы учения в Петербурге (1818 - 1822) благотворно отразились на формировании личности и мировоззрения Глинки. Четыре с половиной года он учился в Благородном пансионе Петербургского педагогического института. Воспитателем Глинки был друг А. С. Пушкина В. К. Кюхельбекер, будущий декабрист, а педагогами - прогрессивные ученые А. П. Куницын (1783 - 1840), К. И. Арсеньев и А. И. Галич.

В. К. Кюхельбекер (1797 - 1846) за участие в восстании декабристов был приговорен к смертной казни, замененной каторгой, писал стихи, проникнутые пафосом революционной гражданственности.

А. П. Куницын (1783 - 1840) - русский юрист, последователь теории естественного права. Его книга «Право естественное» была изъята как противоречащая «истинам христианства». Своими взглядами он повлиял на мировоззрение А. С. Пушкина и М. И. Глинки. Распространение идей естественного права в первой четверти XIX в. в России, в ее лучших учебных заведениях было делом большой смелости. Идеи о свободе, равенстве людей по самой природе вещей оказывали глубокое воздействие на формирование сознания личности, тем более, что господствующая официальная идеология абсолютной монархии не отступала ни на шаг от защиты интересов дворянства и строго следила за их сохранением. Феодальное право стояло на охране привилегий дворянства - жить за чужой счет.

Другой преподаватель, К. И. Арсеньев (1789 - 1865), русский статистик, историк, географ, профессор Санкт-Петербургского университета, академик (с 1841), тайный советник, особенно отличался своей просветительской деятельностью. В 1821 г. начальством Благородного пансиона у Глинки была отобрана тетрадь со следующей записью: «Народ был прежде правительства, а по сему, народы важнее правительства, ибо оно для сего существует… Монарх смертен и заменяется, может быть извергом, недостойным носить имя человека. Самая лучшая форма есть смешанная, то есть смесь монархии, аристократии и демократии. Такая форма правления в Англии». Запись эта представляет конспект лекции по статистике профессора К. И. Арсеньева. Из этого можно сделать вывод, что Арсеньев хорошо ориентировался в юридической науке. Доказательством этого может служить тот факт, что с 1826 по 1828 г. Арсеньев работал редактором Комиссии по составлению законов под руководством М. М. Сперанского.

В своем учебнике «История народов и республик Древней Греции» (СПб., 1826) 127). Арсеньев особо подчеркивает необходимость принятия законов, отвечающих интересам общества, государства и личности. «Законы в республике подобны договорам; люди хранят оные дотоле, пока обе стороны находят их для себя полезными». И если Куницын проповедовал с кафедры идеи естественного права, то Арсеньев - идеи общественного договора и наилучшие формы государственного устройства. Глинка волею судеб оказался в числе их учеников, а их младшим современником был будущий император Александр II, осуществивший великие реформы второй половины XIX века.

В России формировался новый тип политического мышления, он укоренился во всех слоях общества - от купеческих сыновей, становившихся музыкантами и литературными критиками, до членов императорской фамилии. Корень преобразований эти люди - начиная с Ломоносова, Фонвизина, Карамзина, Жуковского, Пушкина, Глинки - видели не в политических реформах, а в художественной культуре активно влиявшей на уровень общественного сознания.

Другим очень важным условием формирования мировоззрения Глинки были его путешествия. Странствия начались в ранней молодости и продолжались до последних дней жизни. Он изъездил почти всю континентальную Европу - от Гибралтара до российских и украинских равнин: Испания, Италия, Франция, Швейцария, Австрия, Бельгия, Польша. Видел горные панорамы Кавказа, Альп, Пиренеев и Апеннин. Путешествовал по Рейну, Дунаю, берегам Средиземного моря. Созерцал архитектурные сокровища Милана, Мадрида, Парижа, Гранады, Киева, Кельна. И во многих этих местах он был не туристом, жил подолгу, учился и учил сам, слушал, смотрел, размышлял, лечился, учил языки, писал музыку, анализировал и переосмыслял окружавшую его реальную действительность.

Эпоха Глинки.

Имя Глинки неизменно связывается в нашем сознании со всем широким, многоцветным миром русской классической музыки. Глинка вошел в круг важнейших явлений культуры и утвердил свою самостоятельность, став истинным выражением народного сознания, духовных творческих сил русского народа. «Эпохой Глинки» можно по справедливости назвать всю вторую четверть XIX века.

События Отечественной войны 1812 г. и восстание декабристов 1825 г. не могли не отозваться в его музыке и, прежде всего, в его операх. Эти события, его мировоззрение, сформировавшееся в кругу передовой интеллигенции, выносили идею «отечественной героико-трагической оперы», концепцию русского героического эпоса, своими корнями уходящие в историческое прошлое Киевской Руси. Воспитанный на поэзии Жуковского, Батюшкова, Пушкина, молодой Глинка отразил в музыке лучшие стороны этого поэтического мироощущения. Тема «Пушкин и Глинка» давно уже стала традиционной в критической литературе. Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии, писал Стасов. Оба художника продвинули вперед русское искусство, формируя новое общественное сознание и свободу мысли. Художественные принципы Глинки созревали в насыщенной атмосфере последствий Отечественной войны 1812 г. и декабризма.

Глинка смог проникнуть в характер народной музыки, подметил ее особенности, изучил и усвоил ее, и его музыка приняла образы чисто русские. Слушая его оперу «Иван Сусанин» многие замечали в ней что-то известное, знакомое и старались припомнить, из какой русской песни взят тот или другой мотив, но не находили оригинала. Однако в его опере не было ни одного заимствованного мотива, и его музыка казалась знакомой потому, что она вышла из народного творчества, писал о Глинке музыкальный критик Неверов.

Известный советский музыкальный критик Б. В. Асафьев подчеркивал в творчестве Глинки преемственность моцартовской и бетховенской традиций. Анализируя его сочинения, Асафьев подробно прослеживает его связь с творчеством Бетховена и мастеров эпохи Великой французской революции - Мегюля и Керубини. В зрелые годы, в период создания опер все полнее проявлялось у Глинки бетховенское начало - широкий размах, могучий, подлинно всенародный подъем в монументальных оперных композициях.

В истории русской музыки Глинка выступил как первый великий мастер, сумевший слить в единство два начала - правду жизни и ее красоту. Он достиг совершенства в этом единстве правдивого и прекрасного, передавая музыкальные образы окружающей действительности в классически стройной и совершенной художественной форме. Его музыка, подобно музыке Моцарта, всегда доставляет огромное эстетическое наслаждение. Гармония действительности передавалась гармонией музыкальных звуков и по форме, и по содержанию. Понятие красоты у Глинки, как и у Пушкина, всегда претворяется через поэтическое восприятие. Отсюда у Глинки понимание формы как красоты, т.е. соразмерности, пропорциональности ритма, интонации для составления единого стройного целого. Поэтому совпадение формы и содержания понималось как достижение совершенства, т. е. - прекрасного.

Возникшее в пору высокого подъема русской словесности, в эпоху Пушкина и Лермонтова, Белинского и Гоголя, творчество Глинки несло с собой свет передовых гуманистических идеалов - свободы и справедливости, мысль о единстве русского искусства и народа.

Опера как жанр музыкального искусства.

Прежде чем мы приступим к анализу опер Глинки, необходимо рассмотреть само понятие «опера» как один из жанров музыкального искусства. Опера (итал. - труд, дело, сочинение) - род музыкально- драматического произведения, состоящего из сценического действия и музыки. В опере музыка является основной движущей силой действия. Опера возникает на рубеже XVI - XVII вв., когда эпоха Ренессанса возродила идеи античности о свободе человека и справедливости, провозгласив право свободного от церковных запретов, проявления внутренних переживаний и эмоций, вызвав к жизни новое пение, в котором звук стал выражением духовного богатства человека. Этот глубокий в истории музыки переворот изменил качество интонации человеческого голоса и смог вызвать к жизни оперное искусство. Важнейший элемент оперного произведения - пение, передающее богатую гамму человеческих переживаний. Из столкновения разных интонаций голоса рождается интонационная драматургия оперы. Другим важным элементом оперы является симфонизм. Развитие симфонизма в XVIII - XIX вв. расширило и обогатило возможности истолкования музыкальной драматургии действия в опере. Оркестр стал выявлять в опере комментирующую и обобщающую роль произведения. Оркестр не только сопровождает пение, но и создает фон действия оперы, обрисовывает обстановку, в которой происходит действие, отражает события действия (например, в симфонических антрактах между сценами). Наконец, оркестровое развитие является фактором создания цельной, законченной оперной формы. В опере используются разнообразные жанры бытовой музыки - песня, танец, марш, которые служат средством типизации образов, выявления общего в частном. Создание оперы было вызвано стремлением к возрождению древнегреческой трагедии. Эта идея возникла в среде ученых-гуманистов, писателей и музыкантов Флоренции. Зародившись в атмосфере аристократических салонов, опера со временем демократизируется и становится доступной для широких слоев населения.

В России с появлением классических шедевров Глинки русская оперная школа, усвоив важнейшие достижения западноевропейской музыки от Глюка и Моцарта до своих итальянских, немецких и французских современников, сравнялась с европейскими образцами. Своеобразие оперных произведений Глинки кроется в глубокой связи народной жизни и передовых взглядов русской общественной мысли и культуры пушкинской эпохи.

Вокруг Глинки уже при его жизни складывается некий ореол представлений, знаменующих мировоззренческие ориентиры. В этом отношении Глинка разделил судьбу Пушкина: «солнце русской поэзии» - «солнце русской музыки». Имя Глинки уже в 30 - 40-е гг. XIX в. оказалось вовлечено в формирование новой национальной идеологии. С одной стороны - официальная: православие, самодержавие и народность, с другой - «неофициальная», созданная, главным образом, усилиями интеллигенции - патриотическая, нацеленная на формирование могучей русской культуры, которая смогла овладеть всеми ресурсами более развитой западноевропейской цивилизации и выдвинуться на одну из ведущих ролей в мировом общественном прогрессе. Композиторский успех Глинки стал важнейшим показателем того, что отечественная культура способна встать вровень с лучшими европейскими образцами музыкального искусства. В связи с оперой «Иван Сусанин» известный критик Н. В. Кукольник писал: «Народная гордость в музыкальном отношении была удовлетворена произведением, которое могло спорить со всеми современными знаменитостями» (Художественная газета. 1840. № 17). Вторым достижением композитора было формирование нового ориентира для дальнейшего развития русской музыки - историко-героической оперы. И в третьих, музыка Глинки начинает свое продвижение на Запад - в Европу.

Краткое содержание оперы «Иван Сусанин».

Действие происходит в 1612 г., во время борьбы русского народа против польского нашествия.

Акт 1. Крестьяне села Домнина уходят в ополчение. Антонида, дочь Сусанина, вспоминает о своем женихе Богдане Собинине, который сражается в русском войске. Приходит Собинин с отрядом и рассказывает об ополчении Минина и Пожарского, о том, что вся Россия поднимается на врага.

Акт 2. Бал в польском замке. В разгар веселья приходит польский воин и приносит известие об окружении русскими войсками польского отряда в Москве. Шляхтичи собираются выступить к нему на помощь.

Акт 3. Сусанин готовится к свадьбе своей дочери Антониде, но внезапно врываются поляки. Они требуют от Сусанина, чтобы он показал им дорогу к отряду. Сусанин незаметно отправляет своего сына Ваню предупредить русские войска.

Акт 4. Дремучий лес. Шляхтичи, поняв, что Сусанин завел их глухую чащу убивают его. Появление Собинина с воинами. Поляки в панике бегут.

Эпилог. Москва, Красная площадь. Народ торжествует победу над врагом.

Опера «Иван Сусанин» и ее правовое содержание.

Композитор сделал главными действующими лицами своей оперы крестьян, показав их героизм. Сусанин - мужественный патриот, простой человек, нежный отец - все эти качества ярко показаны в музыке Глинки. Музыкальная характеристика Сусанина складывается и развивается в различных эпизодах на протяжении всей оперы. Едва ли не важнейшее звено - ария Сусанина в четвертом акте, один из самых волнующих эпизодов оперы. Ночь, дремучий лес, куда завел Сусанин отряд шляхтичей. Усталые враги спят. Сусанин знает, что жить ему осталось недолго. Чувства и мысли, нахлынувшие на героя в его последний час, композитор раскрывает в проникновенной музыке - суровой и величавой.

В основу интродукции заложены две темы, связанные с хоровыми песнями. Широкий, свободный запев мужского хора оттеняется звучанием женских голосов, и подвижность хоровой темы придает картине светлый, радостный колорит. Заканчивается интродукция мужественным и энергичным повторением одной и той же темы разными голосами. Многоголосные песни строятся на народных традициях. Глинка впервые использовал высшую форму классической полифонии на русской народной основе. Еще более широко развернута композиция заключительной сцены оперы - эпилога. Величественный хор «Славься» с небывалой мощью выражает общее чувство народного ликования. «Хор этот - неоспоримо высший и совершеннейший народный гимн, какой когда-либо раздавался в России», - писал Стасов. Весь ее интонационно-ритмический строй передает неторопливую поступь народного шествия, движение колоссальных масс народа. Истоки мелодии многообразны. Это напевы древнего знаменного распева и победных возгласов Петровской эпохи и маршевых ритмов воинских песен 1812 г. Голоса движутся плотной массой, с преобладающим параллельным движением баса и мелодии. Типично русский, распевный характер темы дополняется приемами полифонического варьирования.

Впечатление света, радости, торжества достигается участием полного симфонического оркестра, двух медных оркестров и звона колоколов. Все эти средства использованы с чувством меры, стройности, гармонии и красоты формы. Такого апофеоза народной мощи еще не знала оперная сцена. Однако за этим музыковедческим толкованием интродукции и эпилога кроется и правовое их содержание. Учеба в Благородном пансионе, встречи с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, А. С. Грибоедовым и другими деятелями культуры, Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов оказали существенное влияние на понимание значения оперы «Иван Сусанин».

Особенно заметно проявилось влияние преподавателей Благородного пансиона Куницына и Арсеньева. Идеи естественного права, которые проповедовал Куницын, отчетливо слышны в интродукции и эпилоге оперы. Выразить представление о равенстве людей по своей природе только и можно было в звуках светлых, радостных и торжественных одновременно. Осознание большого числа жертв народа, в Отечественной войне 1812 г. отстоявшего свободу и независимость России, требовало отмены крепостного права. Эта идея распространялась в умах российской интеллигенции и отдельных помещиков уже в начале XIX в. Глинка изображает русский народ, полный достоинства и чести, с гордостью и уважением, и это отношение было воспитано в нем не только на эмоциональном уровне, но и на научном. Его учитель, К. И. Арсеньев, был последовательным противником крепостного права, и свои взгляды он активно проповедовал с кафедры.

Арсеньев раскрыл перед Глинкой взгляд на лучшую форму государственного устройства - теорию сбалансированного правления и теорию общественного договора. Глинка и показывает характер народа в музыке всей оперы как основу государства. Благодаря активному участию народа в войне против поляков государство и одерживает победу. Народ не пассивная масса, а основа всего государственного и общественного устройства. «Народ был прежде, чем правительства», - записывает Глинка в конспекте лекций Арсеньева, отобранном у него начальством пансиона. Поэтому так убедительно звучит музыка оперы Глинки. Эти положения он выразил в интродукции, первом акте, и особенно мощно они прозвучали в эпилоге оперы. Правовые мысли-идеи проходят, по существу, через всю оперу. Отдельный человек - Сусанин, Антонида, Собинин, Ваня - и есть народ-герой, основа государства. Без участия народа в управлении делами государства не может быть справедливого правления и устойчивой государственности. Вот о чем музыка Глинки. «Государи приходят и уходят» - конспектирует Глинка лекцию, а народ остается, именно он и составляет фундамент государства. И совсем не случайно то, что когда недавно широко обсуждался вопрос о гимне новой России, одним из вариантов предлагался как раз гимн-марш Глинки «Славься».

Правовое понимание оперы усиливается появлением двух ярких лидеров - К. М. Минина (? - 1616) и Д. М. Пожарского (1578 - 1642) организаторов национально-освободительной борьбы русского народа. Нижегородский посадник К. М. Минин возглавил 2-е Земское ополчение 1611 - 1612 гг. в боях за Москву, проявил личную храбрость и героизм. Д. М. Пожарский - князь, боярин, русский полководец, участник 1-го Земского ополчения в 1611 г., руководитель временного Земского правительства и военных действий против польских интервентов. Однако ведущую роль в этой борьбе Глинка отводит русскому народу. Он смог обобщить образ народа в его этическом и нравственном аспекте: народ как носитель мужества, добра, справедливости и источник духовных ценностей нации. Отсюда своеобразие композиции, сочетающей в себе черты эпичности и драматизма: трагические события развертываются в масштабе народной эпопеи.

Музыкальная характеристика Сусанина поражает своей убедительностью правды и простоты. Перед зрителем возникают черты реального русского крестьянина, заботливого семьянина, ласкового отца, прямого и простодушного человека. В то же время Сусанин показан как собирательный образ. Он не простой мужик, он идея свободного русского человека. Только в партии Сусанина Глинка использует лейттемы народного патриотизма на материале русских народных песен «Что гадать о свадьбе» и широко известную песню вольницы (разбойничью песню) «Вниз по матушке по Волге».

Глинка рисует не образ князя или посадника, а крестьянина с явной симпатией, наделяя его благородством героя. Этим композитор решительно выступает против крепостного права, унижающего честь и достоинство человека. Земское ополчение (народ) в музыке Глинки представляется как источник власти, а Земское временное правительство - как власть аристократии. Здесь мы наблюдаем сочетание гармонии звуков с гармонией правовой идеи - сбалансированного правления.

Широкому развитию русских народных образов в опере противопоставлена более обобщенная характеристика сцен польской музыки. Мы ясно слышим, где говорит русский, а где поляк. Образ надменных завоевателей передан симфоническими средствами. Композитор намеренно подчеркивает черты аристократических польских танцев: горделивую поступь полонезов, прихотливой мазурки, стремительного краковяка. В сценах с польской музыкой отсутствует выделение отдельных фигур, подчеркивается колорит рыцарского авантюризма. Пышно-торжественным темам противопоставлены женственно-грациозные сольные эпизоды у деревянных духовых инструментов.

Мысль Глинки противопоставить русской музыке польскую проявляет себя все более в третьем и четвертом действиях.

Драматическая трактовка темы мазурки в последней картине четвертого действия создает образ оцепенения. Тревожно и грозно звучит польская тема перед финальной сценой Сусанина с поляками, приобретая зловещую, мрачную окраску. В последний раз тема мазурка звучит в симфоническом антракте перед эпилогом, чтобы уступить затем место величественной распевной теме интродукции.

Создание второй оперы - «Руслан и Людмила» (1842 г.) - было завершением единого цикла, состоящего из двух опер. В первой опере Глинка откровенно выступает против крепостного права, за равенство между людьми. Он ярко показывает, что народ является источником власти, именно народ и составляет основу общественного и государственного устройства.

В опере «Иван Сусанин» Глинка выразил правовые идеи о народном суверенитете и общественном договоре, которые с эстетической точки зрения прозвучали в музыке как идея народа-героя, источника и носителя духовных сил русской культуры, о свободе и справедливости. Несмотря на существование крепостного права, именно народ спасает свое отечество, а вместе с тем и государственность. В опере нет прославления власти, но последовательно проводится мысль о единстве власти и народа, что подтверждает последняя сцена на Красной площади перед Кремлем. Поэтому хор «Славься» звучит мощно, торжественно, захватывая все окружающее пространство, а звуки колоколов устанавливают непосредственную связь с эпическими временами единой Киевской Руси.

Содержание эпической оперы «Руслан и Людмила»

Опера «Руслан и Людмила» стала для Глинки выразителем его идеальных представлений о государстве Киевской Руси, возникшем из объединения племен на благо народов, в котором торжествуют справедливость, равенство и единый обычай. Глинка рисует как бы золотой век Киевской Руси. Великий князь олицетворяет мудрость, выступает хранителем обычаев предков, а витязи, хотя они начинают явно проявлять собственные интересы, объединяются перед общей опасностью и остаются верными обычаям предков - «Закона Русского».

В книге «Михаил Иванович Глинка» (Л., 1978) В. Б. Асафьев, давая характеристику интродукции к опере «Руслан и Людмила» пишет: «Концепция интродукции к «Руслану» овеяна идеями-представлениями о Древней Киевской Руси на основе российско-славянских, популярных в обществе чаяний и гаданий. …Отсюда шла политическая идеализация свободных русских городов, вечевого уклада и т. п. Идеализировалась и быль о Киеве. Но в поэтическом отношении во всех этих «воссозданиях» всегда таились прогрессивные сопоставления и сравнения… Сопоставления и сравнения с современным положением вещей выражались в том, что древнее славянско-русское язычество, древнерусский политический строй и уклад жизни оказывались исконной народной и притом государственной культурой, а не заблуждением и мраком, т. е., значит, вольнолюбивее, глубже и прекраснее и, конечно, поэтичнее самодержавия и подавленного православия. Что Глинка это знак - сомнений быть не может» (с. 181). Эта мысль объясняет выбор Глинкой пушкинской поэмы, дающей возможность с позиций XIX в. обрисовать эпоху Киевской Руси.

В интродукции оперы Глинка уточняет хронологические рамки развертывания действий - «Как наши деды удалые на Царьград войною шли». Содержание оперы начинает развиваться с фразы: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Это времена походов Киевской Руси на Константинополь и заключения русско-византийских договоров (907, 911, 941, 944 и 971 гг.), основанных на «Законе Русском».

Все это приводит к необходимости прочтения Глинкой пушкинской поэмы в эпическом плане. Эпос отличается от сказки тем, что предполагает восприятие слушателем времени и места протекания событий как реальных и исторически достоверных. Таким образом, действие, разворачиваемое в отдаленной эпохе, создавало у слушателя XIX в. ощущение дистанции между прошлым и настоящим. Однако открытого текста сопоставления разных эпох в опере не дается. Но в интродукции говорится «о предании старины глубокой». Другой яркий эпизод оперы, заставляющий почувствовать временную дистанцию между XIX в. и Киевской Русью, - запев Баяна, получивший развитие у хора и солистов, а эпизодами две песни сказителя. Это величественная народная сцена с присутствием древнего ритуала, с благоговейным отношением к тайнам природы и мироздания, к пророчествам вещего певца. Под звуки гуслей певец повествует о подвигах предков. Первая песнь Баяна, в характере былинного сказа, предвещает грозные события, борьбу героя с таинственными силами мрака. И третий эпизод - заключительный хор оперы «Слава великим богам», в котором основная мысль направлена в будущее: «Да воссияет слава, счастьем земным наша отчизна в поздние века!». Приведенные размышления подтверждают не случайность идеи «переклички эпох» в опере.

В песне первой есть строки: «Но вдруг раздался глас приятный/ И звонких гуслей беглый звук,/ Все смолкли, слушают Баяна». На княжеский пир к Владимиру Красное Солнышко (Великий князь Киевский - Владимир Святославич 980 - 1015гг.) собираются богатыри, и здесь происходит завязка действия. Сведения о политическом и общественном строе восточных славян до IX века отрывочны. Однако известно, что у славян уже в VI веке были сильные вожди, властью своей напоминавшие монархов. Разумеется, государственность у восточных славян в ту эпоху была примитивной (протогосударство), имела зачаточные формы, но она создала фундамент для возникновения Древнерусского государства, одного из крупнейших государств в истории европейского средневековья. Глинка, таким образом, воссоздал жизнь государства Киевской Руси в звуках гармоничных, отражавших высокое экономическое и духовное развитие русского народа, объединившего многие славянские племена.

Когда князь Олег пошел на греков в 907 г., он собрал в своем войске варягов, полян, древлян, родимичей, тиверцев, чудь, меря, кривичей, дулебов, северян, хорватов.

Глинка старался отразить атмосферу Древней Руси, не ее сказочность, как у Пушкина - «У лукоморья дуб зеленый…», а воспроизведение живого прошлого, которое представлялось бы и очень далеким, и достаточно близким - из-за того, что поступки героев, живших в отдаленное время, имели в своей основе общечеловеческие мотивы и побуждения.

Правовые идеи в опере «Руслан и Людмила».

Увертюра к опере раскрывает эпических героев, витязей, их величие, не свойственное природе обычных людей. Каждая из мелодий при всей их роскошной отделке, сама по себе проста, наивна и сильна, отражая грубую жизнь богатырских времен. Вместе с тем в опере воспроизводится колорит языческой древности, который дополнительно должен был вызвать у современников ощущение хронологической дистанции между временем действия и эпохой XIX века. Это многооктавные унисоны всего хора или оркестра на фоне протянутых звуков. Например, унисоны «гаммы Черномора» и жестко-варварская звучность начала марша Черномора и конец лезгинки из четвертого действия. Марш Черномора рисует власть деспотическую, свойственную Древневосточным государствам, когда царь (фараон, лугаль) сосредоточил в своих руках всю полноту власти: законодательной, исполнительной, судебной, военной, жреческой. Эти приемы воссоздают колорит эпохи древнего царства и язычества - независимо от того, обнаруживается ли последний в сфере волшебной фантастики Севера, Востока или древнеславянской Руси. Такие интонации - выразительные средства - позволяли отражать далекую эпоху, когда различные культуры при всех специфических различиях представлялись связанными общими экономическими, политическими и идеологическими интересами народов.

Связь Руси и Скандинавского севера в древнейшие времена достаточно известна. И поэтому совершенно не случайно то, что Рюриковичи были приглашены на Русь. Между племенами северной Руси и варягами всегда существовали экономические и политические связи. Такие же связи существовали между Киевской Русью и Востоком. Поход на Царьград в 860 г. есть не что иное, как освоение внешних рынков сырья и сбыта. Русь торговала с Византией, Анатолией, Багдадом, Хорезмом, Босхом и другими городами Востока. Русские военные и купеческие экспедиции говорят о высоком экономическом, политическом и правовом развитии Руси (Киевская Русь уже создала единую народность, язык, существовала единая денежная единица - гривна). Восток в опере не имеет точного адресата, но мысль о нем целенаправленна и подчинена определенной концепции, связям культурных традиций славян и восточных тем, танцевальных ритмов и народного фольклорного материала. Персидский хор - гениальное воплощение глинкинской «волшебной романтики». Поэтическая трактовка этой известной народной мелодии, является своего рода интернациональным напевом во всех странах Ближнего и Среднего Востока. Данная мелодия по сей день живет и исполняется иранскими и азербайджанскими музыкантами. Еще задолго до крещения на Руси появились странствующие монахи, проповедники христианства, принесшие с собой не только новую веру, но и новое правовое понимание общественных отношений. Прежде всего, это были брачно-семейные и гражданские отношения. После крещения Руси в 988 г. за церковью сохранилось ведение семейного и гражданского права. Поэтому успешное крещение Руси было подготовлено в VIII - IX вв. в эпическую эпоху. И несомненно, что мотивы и мелодии Востока были введены композитором в оперу обдуманно и целенаправленно.

В опере «Руслан и Людмила» Глинка представляет образцы дивной кавказской, персидской и арабской музыки со своими чарующими мелодиями, со своими то бурными, то заунывными порывами. Глинка смог посредством новых аккордов и гармонических оборотов, выразить колорит азиатских мелодий и раскрыть многовековую связь Востока и Руси значительно опережавшую связи с Европой.

В 1830 г. молодой М. Ю. Лермонтов создает второй вариант стихотворения «Поле Бородино». Он постоянно сопоставляет героев эпохи 1812 г. и их потомков: «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя:/ Богатыри - не вы!».

Сходным образом и Глинка проводил в «Руслане и Людмиле» важную для себя и своей эпохи идею сопоставления «века нынешнего и века минувшего». На фоне постдекабристского времени вырастала представленная в масштабной эпической форме прекрасная утопия о героической жизни, о преодолении всех невзгод, об идеальном государстве, праве и идеально гармоничных отношениях между народом и властью отражавшие по сути период военной демократии славянских племен.

Вновь можно вспомнить передовые идеи, которые Глинка узнал от своих преподавателей: теория естественного права, общественного договора, сбалансированного правления, сыгравшие в формировании его мировоззрения важную роль. По всей вероятности, атмосфера 30-х гг. рождала необходимость исторических сопоставлений и сравнений. Если в творчестве Лермонтова эта черта давно уже была отмечена, то по отношению к «Руслану и Людмиле» Глинки ее еще приходится только обозначать.

Выводы.

Историческая роль Глинки заключается в создании им нового классического периода русской музыки. Он первый обратился в своем творчестве к истокам народной музыки, эпическому осмыслению Древнерусского государства. «Руслан и Людмила» - это русская национальная эпопея опера сказание, породившая богатырские образы А. П. Бородина - «Князь Игорь», М. П. Мусоргского - «Борис Годунов», «Хованщина», Н. А. Римского-Корсакого - «Псковитянка», А. К. Глазунова - «Стенька Разин». Глинка в своей музыке обращается к проблемам общественного развития: формам государства, институтам власти, к народу как источнику власти и русской культуры, к борьбе за социальную справедливость, отмену крепостного права. Героико-патриотические оперы Глинки вызвали широкое развитие в музыке народного эпоса и расширили социально-правовое назначение и роль музыки.

Темы для повторения материала:

  1. Музыка как одна из сфер человеческой деятельности.
  2. Формирование правового мировоззрения М. И. Глинки.
  3. Глинка - создатель русской классической музыки.
  4. Опера «Иван Сусанин» и идея народности как образ музыкальной и правовой культуры.
  5. Хор «Славься» - гимн русскому народу и государству.
  6. Опера «Руслан и Людмила» идеализированное представление композитора о государственном устройстве Киевской Руси.
  7. Великий князь Киевский Владимир Красное Солнышко (980 - 1015) и «Закон Русский».
  8. Связи Киевской Руси с Востоком и Скандинавским севером.

Приложение: оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», вальс «Фантазия».

Имя русского крестьянина Ивана Сусанина широко известно. Школьники, окончившие 3 класс, наверняка слышали о нем. Но чему он знаменит, какой подвиг совершил Иван в то далекое время? Это известно не всем. В этой статье рассмотрены исторические события того времени, и в их контексте – подвиг Ивана Сусанина, русского крестьянина, отдавшего жизнь за русского царя.

Вы наверняка слышали о том, что Иван Сусанин, будучи проводником для иноземцев, завел польское войско в непроходимые болота и этим спас жизнь русскому царю. Но не все знают, какому именно царю спас жизнь крестьянин. И почему царя спасал крестьянин, а не царское войско?

Что делали польские отряды в непосредственной близости от царской резиденции? Почему русский царь пребывал не в Кремле, а в лесном болотистом краю? Биография Сусанина для нас интересна, потому что связана с драматическими страницами русской истории.

Михаил Федорович – первый царь из династии Романовых. Его воцарение было знаменательным для России, потому что положило конец , во время которого Россия была погружена в хаос и междоусобицы. Причиной Смуты было безвластие. Преемственность власти была нарушена, когда царь Иван Грозный умер, не оставив наследников. Впоследствии, через несколько столетий, ученые обнаружили, что Иван и его сыновья были отравлены ядовитыми соединениями ртути.

Во времена монархии отсутствие законного наследника создает в государстве тяжелые проблемы. В России это вылилось в череду недолгих правлений.

Таинственная смерть маленького царского сына, царевича Димитрия, была использована самозванцами: на московский трон претендовали авантюристы, названные Лжедмитриями. Один из них на короткий срок занял престол, но вскоре был разоблачен и убит.

Выборы царя были бурными. Предлагалось восемь претендентов на престол, но единогласия не было ни по одной кандидатуре. В результате споров был выбран компромиссный вариант – шестнадцатилетний Михаил Романов, состоявший в родстве с Иваном Грозным. По правилам престолонаследия, он имел законное право на власть. Его коронация открывала возможность вернуться в правовое поле, прекратить распри из-за власти и завершить Смуту.

Но главный герой выборов, назначенный Земским Собором царь, был в это время далеко. Михаил Романов со своей матерью жил в селе Домнино и еще не знал об оказанной ему чести. К избранному царю направлялись послы от Земского Собора, чтобы огласить решение.

А между тем юноше грозила опасность – к нему направлялись не только русские послы, несущие важное сообщение, но и польские интервенты, желавшие взять в плен или убить юного царя. И вот здесь, в этой почти детективной истории, возникает обычный костромской крестьянин Иван Сусанин.

Подвиг Ивана Сусанина

Неизбежный вопрос: кто такой Иван Сусанин? Если заглянуть в такой источник, как Википедия, то можно узнать разве что о подвиге этого крестьянина. Нет однозначного ответа на вопрос, когда родился этот герой. Если и есть какие-то факты об Иване Сусанине, то они довольно скудны.

Что же случилось тогда, в 1613 году, в конце зимы? Проведали зловредные интервенты из Польши, что юный царь скрывается в окрестностях Костромы, и отправились туда. Однако недалеко от деревни Домнино у шляхтичей начались проблемы: как именно попасть в село, непонятно.

Вывод однозначен: срочно нужен проводник! Он точно покажет, как добраться до нужного села.

И проводником оказался крестьянин (возможно, староста деревни) Иван Сусанин. Он повел неприятельское войско, но, конечно, не в деревню, а совсем в другую сторону – в непроходимую, болотистую часть костромских лесов.

Когда командир интервентского отряда понял, куда их завел хитрый проводник, поляки потребовали, чтобы Сусанин сообщил, где прячется юный царь.

Поляки угрожали страшной расправой, однако старый хитрец Иван Сусанин был глух ко всем запугиваниям и спокойно встретил свою смерть. Интервенты ничего не добились, вдобавок умудрились столкнуться с казачьим отрядом.

Культ Сусанина: сторонники и противники

О достоверности подвига крестьянина Сусанина велись ожесточенные споры. Начались они в царствование императора Николая I, а именно после разгрома польского мятежа 1830 – 1831 годов. По заказу императора была написана опера о легендарном герое-крестьянине. Возник культ Ивана Сусанина, и появились сторонники и противники культа.

Примечательно, что одним из главных критиков культа костромского крестьянина был печально известный участник Кирилло-Мефодиевского братства (антирусская организация, работавшая под руководством Ватикана и его ставленников), профессор Петербургского университета Н.И. Костомаров. Этот одиозный историк был карикатурным польским шляхтичем-русофобом и одним из масонов. Именно поэтому вряд ли стоит верить его «теориям».

После 1917 года началась а с ней и разрушение прежних ценностей. Ивана Сусанина причислили к «царским слугам», а памятник герою был разрушен. С 1922 по 1937 годы, когда правитель СССР И.В. Сталин боролся с троцкистами, последние всячески очерняли легендарного героя (повторяя и усиливая домыслы Костомарова).

Однако с 1937 года ситуация начала меняться к лучшему: началась реабилитация великих русских людей. В 1939 году на сцене ГАБТа (Большого театра СССР) появилась опера М.И. Глинки, получившая название в честь заглавного героя – Сусанина.

В 1950-е годы сформировались два лагеря историков. Мнение о патриотизме костромского крестьянина сближало противников. Реальные же споры были связаны с трактовкой подвига: исследователи из «монархического» лагеря считали, что Иван Сусанин спас Михаила Романова, а историки из «советского» лагеря утверждали, что подвиг крестьянина и спасение царя никак не связаны между собой.

Кто повторил подвиг крестьянина

Кто такой Иван Сусанин, мы уже знаем. Были ли у него последователи? Конечно. И даже если кратко перечислить их, то получится внушительный список из 58 имен. Самый знаменитый из последователей отважного костромского крестьянина – Матвей Кузьмин.

Прежде чем говорить о том, что именно сделал этот крестьянин, полезно хотя бы бегло присмотреться к обстановке на полях Подмосковья в начале февраля 1942 года. В это время отступление Красной Армии затормозилось. В окрестностях Малкинских высот началась оборона, планировалось контрнаступление. Немецкая дивизия должна была выйти из оккупированного села Куракино и атаковать советские войска с тыла, но без проводника эта операция была невозможна.

Командующий горнострелковой дивизией решил, что вряд ли удастся сыскать лучшего проводника, нежели старый Матвей Кузьмин. Была предложена щедрая награда за выполненное задание. Старый крестьянин согласился, однако задумал коварный план: заманить врагов в ловушку. Узнав о планируемом маршруте врага, Кузьмин незаметно для гитлеровцев послал своего внука к советским войскам.

И пока хитрый крестьянин водил неприятелей по окольным дорогам, защитники Советского Союза подготовились к встрече с врагом. И у деревни Малкино немецкая дивизия попала в ловушку: почти все враги погибли от советских автоматчиков, а кто выжил – попал в плен. Командир дивизии застрелил коварного проводника, однако и сам он погиб.

Иван Сусанин в произведениях искусства

Первым письменным произведением, прославляющим подвиг легендарного костромского крестьянина, стала известная дума К.Ф. Рылеева (она есть в хрестоматии для детей).

Зловредные польские шляхтичи недовольны долгим блужданием по зимнему лесу. Они устали, изрядно продрогли, а подходящего места для ночлега все еще нет.

Предводитель вражеского отряда недовольно спрашивает крестьянина Ивана, куда это он их привел. Сусанин дерзко отвечает: «Туда, куда нужно!». То есть болотистая чаща леса – лучшее место для врагов. Именно здесь их ждет могила.

Поняв, что проводник оказался тем еще лисом в человеческом облике, главарь польского отряда пытается выведать тайну, угрожая обманщику страшными муками. Но Иван Сусанин гордо отвечает, что ему их гнев не страшен, и заявляет, что напрасно польские интервенты надеются на помощь предателей.

По мотивам думы Рылеева великий русский композитор М.И. Глинка создал оперу «Жизнь за царя» (в СССР опера называлась «Иван Сусанин»). Справедливо ли первоначальное название оперы? Да, потому что легендарный крестьянин на самом деле ценой своей жизни спас Михаила Романова от смертельно опасной встречи с поляками. Справедливо и второе название – по имени заглавного героя.

Интересный момент! На фото в Википедии можно увидеть известного певца Ф.И. Шаляпина в роли Ивана Сусанина.

В версии оперы для императорских театров (Большого в Москве и Малого в Петербурге) в заключительной арии главного героя упоминается имя спасенного царя. В СССР это упоминание было выброшено (ибо была нездоровая мода поливать грязью имперское прошлое).

Полезное видео

Подведем итоги

Иван Сусанин – фигура легендарная. Вокруг него сформировалось множество историй – достоверных и недостоверных, а также о знаменитом крестьянине сочинено большое количество анекдотов. В одном из них проводник неумышленно губит польский отряд, ибо умудряется сам заплутать в густом лесу. Другой анекдот высмеивает прямолинейность и непомерную заносчивость поляков – из-за этой спеси надменных врагов сумел провести за нос крестьянин.

Опера «Иван Сусанин» Глинки описывает события, связанные с походом польского войска на Москву в 1613 году. Произведение было написано в 1836 году и посвящено Николаю I, в связи с чем вскоре было переименовано на «Жизнь за царя».

Главные герои

Иван Сусанин – крестьянин села Домнина.

Антонида – родная дочь Ивана Сусанина

Иван – приемный сын Ивана Сусанина

Другие персонажи

Богдан Собинин – жених Антониды, ополченец.

Сигизмунд III – польский король.

Минин – лидер освободительного движения.

Действие первое

В небольшом селе проживает простой крестьянин Иван Сусанин и двое его детей: родная дочь Антонида и приемный сын Ваня. Известие о нападении польского войска бередит народ, который не собирается без боя отдавать свою отчизну врагу – « Кто на Русь дерзнет, смерть найдет ».

Богдан вместе с другими молодыми и сильными крестьянами примыкают к народному ополчению. Спустя время он приносит домой радостное известие – крестьянин Минин из Нижнего Новгорода собирает великую дружину, чтобы разгромить поляков и освободить столицу от захватчиков.

Антонида и Богдан обращаются к Ивану Сусанину дать благословение на их свадьбу, однако старик отказывает в просьбе влюбленных: «Нынче не до свадеб. Время боевое!».

Действие второе

Тем временем Сигизмунд III устраивает роскошный бал в честь своей победы. Окрыленные воинским успехом, поляки предвкушают райскую жизнь за счет награбленных богатств.

Во время всеобщего ликования посол приносит королю дурные вести. Русские во главе с Мининым оказывают сопротивление полякам. Польский отряд осажден в Москве, а оставшееся войско в панике разбегается.

Действие третье

Ваня мастерит себе деревянное копье, мечтая поскорее повзрослеть и встать на защиту своей родины. В избу входит Сусанин и сообщает, что неподалеку в лесу Минин со своей дружиной разбил лагерь.

Богдан и Антонида заняты приготовлениями к долгожданной свадьбе. В дом Сусаниных заходят крестьяне, чтобы поздравить будущих новобрачных. Когда гости расходятся, неожиданно в сени врываются польские воины и требуют старика отвести их к Минину.

Поначалу крестьянин отказывается, но затем в его голове созревает коварный план – обманом завести поляков в лесную глушь и там их погубить. Он тихонько дает наставление Ване – мчаться как можно быстрее к ополченцам и предупредить об опасности, а сам уводит врагов в лес.

Когда в избу приходят подруги Антониды, заплаканная девушка сообщает им о случившейся беде. Богдан с крестьянами отправляется на помощь Сусанину.

Действие четвертое

Поздно ночью Ваня прибегает к ополченцам, и сообщает Минину о нападении поляков. Встревоженные воины тут же собираются в поход.

Утомленные поляки подозревают неладное. Они выпытывают у Сусанина, куда он их завел, на что отважный крестьянин отвечает, что завел их туда, где им придется « голодной смертью помирать ». В гневе поляки убивают Сусанина.

Эпилог

Ликующие толпы народа спешат на Красную площадь, церковные колокола оглушают округу праздничным звоном. Среди радостных людей выделяются грустные Антонида, Богдан и Ваня.

Один из воинов спрашивает о причине их грусти, на что Ваня рассказывает ему о героическом подвиге своего отца. Воины утешают мальчика словами: « Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин ».

Народ приветствует появление своих героев – Минина и Пожарского, звучат хвалебные песни в их адрес.

Заключение

В опере Глинки прославляется героизм и самопожертвование простого русского крестьянина, который не пожалел собственной жизни ради своего народа.

После прочтения краткого пересказа «Ивана Сусанина», рекомендуем ознакомиться с полной версией либретто.

Тест по опере

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 84.

Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев.Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха - Богдана Собинина,который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година.Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд.Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.В старинном польском замке короля Сигизмунда IIIбеспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов». В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина - он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото.Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил.Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет.Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом.

Имя Ивана Сусанина, отдавшего жизнь за царя, известно многим любителям истории, но особенно ценим этот народный герой костромичами. В славном городе на Волге стоит памятник мученику, погибшему страшной смертью ради спасения жизни монарха. Предлагаем узнать, чем знаменит Иван Сусанин, а также познакомиться с некоторыми интересными фактами из его жизненного пути.

Сведения о жизни

Поскольку герой нашего материала до совершения им подвига был крепостным крестьянином, данных о его детстве и жизни в целом сохранилось крайне мало - никого не интересовала судьба обычного подневольного человека. Поэтому в биографии Ивана Сусанина больше белых пятен, чем проверенных фактов. Однако исследователи полагают, что родом этот отважный человек был из деревни Деревнищи (другая версия - Деревеньки), проживал в селе Домнино Костромской области (которое сейчас относится к Сусанинскому району).

Полагают, что Сусанин был не обычным крепостным, а старостой в вотчине, однако эта версия основана на местном предании и не имеет доказательств. Также бытует мнение, что будущий народный герой жил при боярском дворе и выполнял функции приказчика.

Следующий факт - у Ивана Сусанина была дочь Антонида, вышедшая замуж и родившая детей. Однако до нас не дошли какие-либо сведения о супруге крестьянина, поэтому исследователи предположили, что он был женат, но рано овдовел.

Историческая обстановка

Говоря о том, чем знаменит Иван Сусанин, следует охарактеризовать ту историческую обстановку, которая сложилась в России в период его жизни. Это было нелегкое время, Смута, время жесточайшей борьбы за престол с одной стороны и польско-литовских нападений с другой. В начале 17-го столетия страну поразил ужасающий голод, самодержавный трон на время был занят самозванцем, потом престол достался князю Василию Шуйскому, побывшему царем около 4 лет. Бывший монарх был свергнут, пленен поляками и закончил свой жизненный путь вдали от родной земли.

К власти пришли бояре, которые попробовали посадить на русский трон королевича из Польши. В этих обстоятельствах подвиг Сусанина приобретает новое значение - крестьянин не просто спас конкретного юного монарха, но и не допустил того, что во главе России окажется поляк.

Легенда о подвиге

Что сделал Иван Сусанин, чтобы навсегда увековечить свое имя? Ценой своей жизни он спас царя Михаила Романова от нападения польско-литовского отряда. Молодой монарх и его мать в 1613 году проживали в своей костромской вотчине в селе Домнино, старостой которой и был Сусанин. Польские захватчики решили добраться до юного царя и убить его, но им потребовался проводник, чтобы показать дорогу. Эту миссию и должен был выполнить староста. Сусанин успел попросить своего зятя, Богдана Собинина, предупредить Михаила и посоветовать тому укрыться за стенами Ипатьевского монастыря, это и спасло царю жизнь.

Гибель героя

Угрозы и подкуп не подействовали. Согласно популярной легенде, отважный крестьянин согласился, но повел вражеский отряд в непроходимое болото, выбраться оттуда чужаки не смогли. Разоблачив обман, поляки пытали героя, но он не сдался и не выдал убежища царя. После этого разгневанные захватчики жестоко убили Ивана Сусанина. Кем он был, согласно данной концепции? Подлинным патриотом, принявшим мученическую смерть ради царя Михаила.

Другая версия подвига

Есть еще одна легенда, поясняющая, чем знаменит Иван Сусанин, более прозаичная и оттого менее популярная. Суть в следующем: царь Михаил, находясь в своей вотчине в Домнино, случайно узнал, что польский отряд приближается к нему, чтобы захватить в плен. Монарх поспешно бежал и волей случая оказался в доме Ивана Сусанина. Тот накормил царя и настолько хорошо его спрятал, что пришедшие поляки не смогли отыскать Михаила даже с собаками. Они пытали крестьянина, заставляя его раскрыть местоположение царя, но герой остался верен правителю и принял свою гибель мужественно.

После ухода отряда Михаил покинул свое убежище и скрылся за стенами Ипатьевского монастыря.

Исторические факты

Мы познакомились с легендой о подвиге Ивана Сусанина. Однако об этом народном герое сохранилось настолько мало достоверной информации, что некоторые скептики считают, что в действительности его не существовало. Предлагаем узнать некоторые реальные исторические сведения, имеющие под собой документальное подтверждение.

  • В анналы истории Сусанин вошел как человек, отдавший жизнь за царя. При этом сама формулировка некоторыми учеными ставится под сомнение, ведь если поляков в непроходимые леса этот человек завел в конце 1612 года (а не в 1613 году, как принято считать), то юный Михаил еще не был царем.
  • Доподлинно известно, что народный герой был не простым крестьянином, а вотчинным старостой Романовых.
  • Отчество Сусанина не сохранилось, несмотря на то что по традиции ему приписывается полное имя Иван Осипович. До нас не дошли данные о том, как в реальности звали отца героя.
  • Источники не содержат данных об имени супруги Сусанина, однако у него была дочь Антонида, скорее всего, единственный потомок. Также известно имя супруга Антониды, Богдана.

Ключевым доказательством того, что Иван Сусанин существовал в действительности, является именная грамота от монарха, в которой зять героя, Богдан, и его потомки освобождаются от податей. Также волей царя супругу Антониды была дарована половина села. Если предположить, что подвиг - не более чем легенда, то становится непонятным, зачем царю даровать обычному крестьянину такие небывалые милости.

Спорные моменты

Мы узнали, чем знаменит Иван Сусанин, однако в его биографии большое количество белых пятен. Споры вызывают и сами факты героического подвига этого патриота:

  • Неизвестно место гибели героя. Так, одни исследователи полагают, что поляки, разгневанные обманом, зверски пытали несчастного крестьянина и после этого убили его в лесу. Такая версия, как более интересная, использовалась писателями и поэтами в литературных произведениях и потому более распространена. Однако другие историки полагают, что народный герой был убит близ села Исупово.
  • Гибель поляков на болоте. Принято считать, что Иван Сусанин завел вражеский отряд в непроходимое болото, где его замысел был разоблачен, его самого жестоко пытали и убили. А захватчики не смогли выбраться из топи и погибли сами. Однако этот факт ставят под сомнение археологические находки.
  • Возраст. Принято изображать Сусанина глубоким старцем с длинными седыми волосами. На самом же деле, его возраст едва ли превышал 40 лет. Вероятнее всего, Антонида на момент подвига достигла 16 лет.
  • Спас царя от чего? Не все историки уверены в том, что в случае пленения польскими захватчиками Михаил был бы убит. Высказывалось мнение, что находящийся в плену монарх заставил бы Россию быть более сговорчивой и капитулировать.

Несмотря на эти разногласия, династия Романовых в дальнейшем очень высоко ценила подвиг Ивана Сусанина:

  • Николай Первый повелел называть главную площадь города Костромы Сусанинской (это название сохранилось и по сей день). Также в городе на Волге был возведен величественный памятник народному герою.
  • После грамоты 1619 года в течение двухсот лет потомки Сусанина получали от последующих монархов жалованные грамоты, подтверждающие их привилегии.

Легенда о Иване Сусанине и его подвиге пользуется широкой популярностью, этому человеку посвящают музыкальные и литературные произведения, многие улицы российских городов носят его имя. Есть музей подвига этого патриота, в его честь называли и теплоходы, ледоход.

Значение подвига

Говоря о том, чем знаменит Иван Сусанин, необходимо указать следующие моменты:

  • После того как народный герой спас царя, в России воцарилась династия Романовых, завершавшая непростое для страны и ее народа Смутное время. Появилась некая стабильность, пока еще слабая и призрачная, но монарх, божий избранник, находился на троне, вселяя в людей надежду на то, что жизнь наладится.
  • Само воцарение Михаила связано с патриотизмом, простой крестьянин отдал свою жизнь за этого монарха, жертва его была бескорыстной, поэтому юный царь сразу заслужил к себе особое отношение.

Иван Сусанин - фигура значимая, этот крестьянин сумел не только спасти царя, но и продемонстрировать врагу мощь русского патриотизма.