Как определить географическое положение страны. Понятие геополитического положения

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Географическое положение (ГП) характеризуется взаимоотношением объекта с его внешней средой. С течением времени оно может изменяться. Оценка географического положения рассматривается учеными как оценка важнейшего фактора развития хозяйства региона, а иногда оно рассматривается и как самостоятельный ресурс. К.П. Космачев считал возможным рассматривать ГП в качестве одного из видов ресурсов и даже говорил о запасах ресурсов ГП: «Их запасы при прочих равных условиях обратно пропорциональны экономической удаленности осваиваемой территории по отношению к освоенной и прямо пропорциональны размерам хозяйственного потенциала последней» .

Географическое положение территории раскрывается через территориальные отношения по ряду положений . Рассмотрим основные виды географического положения по Н.С. Мироненко .

Ø Геодезическое положение это расположение объекта в географической координатной сетке, т.е. в геодезическом пространстве.

Крайняя северная точка ХМАО лежит в Березовском районе, на Народоитьинском кряже и имеет координаты 65 0 43" с.ш. и 62 0 в.д.

Крайняя западная точка лежит в Березовском районе на хребте Монь-Хамво и имеет координаты 63 0 01" с.ш. и 59 0 48" в.д.

Крайняя восточная точка лежит в Нижневартовском районе на водораздельной поверхности рек Вах, Танксес и Сым, и имеет координаты 61 0 28" с.ш. и 85 0 58" в.д.

Крайняя южная точка лежит в Кондинском районе на междуречье рек Кума (правый приток Конды) и Носка (левый приток Иртыша) и имеет координаты 58 0 35" с.ш. и 66 0 21" в.д.

Площадь ХМАО-Югры составляет 534 800 км 2 . Общая протяженность внешних границ округа составляет около 4733 км. С севера на юг округ протянулся на 900 км, с запада на восток – на 1400 км. От крайней северной точки округа до Северного полярного круга – 98 км, а от крайней южной точки округа до южных границ России – 428 км.

Ø В физико-географическом пространстве территория ХМАО лежит в пределах трех подзон (северной, средней и южной) тайги и горных областей Урала (юго-восточная часть Приполярного и северо-восточная часть Северного Урала).

Территория ХМАО занимает части крупных тектонических структур – Уральской складчатой области и Западно-Сибирской плиты, что объясняет богатство, разнообразие и специфику ее минерально-ресурсного потенциала.

Округ расположен в центре крупнейшей в Азии Западно-Сибирской равнины (географический центр Западно-Сибирской равнины находится на юге Нижневартовского района в истоках р. Кульеган и имеет координаты 60 0 с.ш. и 76 0 в.д) и восточных макросклонов Приполярного и Северного Урала.

Территория Югры находится в глубине самого огромного материка и самого большого по площади государства, на берегах могучих рек – Оби и Иртыша. На севере Югры граница проходит по водораздельным поверхностям Верхнетазовской возвышенности, Сибирских увалов и Полуйской возвышенностям, пересекая Северо-Сосьвинскую возвышенность, на северо-западе граница проходит по водоразделам Приполярного и Северного Урала. На юго-западе, в центре и на юге округ почти полностью включает в себя территорию Кондинской и Сургутской низменностей. На юго-востоке округ граничит с Кетско-Тымской равниной.

Округ лежит в умеренном климатическом поясе, в области континентального климата с умеренно теплым летом и умеренно суровой снежной зимой . Особенности климата, в значительной мере, определяют жизненный уклад, сформировавшийся у местного населения.

Ø Политико-географическом положение округа четко показывает созданная в нашей стране вертикаль власти. Ханты-Мансийский автономный округ вместе с Ямало-Ненецким автономным округом входят в состав Тюменской области с центром в г. Тюмени. Тюменская область в свою очередь входит в Уральский федеральный округ с центром в г. Екатеринбурге. Уральский федеральный округ вместе с шестью округами образуют территорию Российской Федерации.

Административно Ханты-Мансийский автономный округ подразделяется на 9 районов. Из них самый большой по территории – Нижневартовский район – занимает площадь 117,31 тыс. км 2 , а самый маленький – Октябрьский – 24,49 тыс.км 2 .

Ø Эколого-географическое положение иллюстрирует положение по отношению к экологически значимым объектам, в частности к регионам, которые определяют экологическую ситуацию, или регионам, на экологическое состояние которых может влиять исследуемая территория.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра играет значительную роль не только в российском, но и в мировом экологическом балансе за счет обширной территории и огромного природно-ресурсного потенциала. Территория Югры лежит в пределах огромной слабо преобразованной зоны таежных лесов, имеющих огромное планетарное значение, как источник кислорода.

Трансграничный перенос воздушных масс приносит на территорию округа загрязняющие вещества. В основном это влияние металлургических, химических, лесохимических центров Урала. Выделяют на территории округа и следы радиоактивного загрязнения, образованные влиянием трех центров: Новоземельского полигона, Томского и Восточно-Уральского радиоактивных следов. Наблюдается трансграничный перенос техногенных радионуклидов по Обь-Иртышской речной системе.

Большое влияние на качество вод на территории Обь-Иртышского бассейна оказывает трансграничный перенос загрязняющих веществ с территории соседних регионов и республики Казахстан.

Общая площадь особо охраняемых природных территорий федерального, окружного и местного значения (ООПТ) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре составляет 4030786 а, что соответствует примерно 7,5% от всей территории округа.

На территории региона расположены два государственных природных заповедника (Юганский и Малая Сосьва) общей площадью 874,2 тыс. га, три федеральный природных заказника (Елизаровский, Васпухольский и Верхнее-Кондинский), общей площадью 411,4 тыс. га, две территории водно-болотных угодий международного значения (Верхнее Двуобье, Нижнее Двуобье) площадью 670 тыс. га .

Ø Экономико-географическое положение показывает отношение к экономически значимым объектам.

На севере Югра граничит с Ямало-Ненецким автономным округом (протяженность около 1716 км), на северо-западе граница общей протяженностью около 590 км проходит с республикой Коми, на юго-западе – со Свердловской областью (около 597 км), на юге – с Тюменской областью (около 749 км), на юго-востоке с Томской областью (около 824 км) и на востоке с Красноярским краем (около 257 км).



Рассмотрим более подробно подвиды экономико-географического положения:

1. Промышленно-географическое.

А. Положение относительно источников энергии (топливно-географическое, энерго-географическое).

В эпоху мирового энергетического дефицита, положение относительно основных источников энергии, является определяющим в развитии хозяйства региона. ХМАО лежит на территории крупнейшей в России нефтегазоносной провинции, и через его территорию проходят важнейшие линии нефте- и газопроводов на запад и восток страны. Объем нефти, извлекаемой из недр Югры, составляет около 57% всей нефти, добываемой в Российской Федерации, и 4,3% приходится на долю добываемого газа. На территории севера Западной Сибири в настоящее время разведано несколько сотен нефтяных и газовых месторождений с запасами порядка 50 трлн. м 3 газа, 20 млрд. тонн газового конденсата .

Более сложное положение относительно бассейнов угля. Уголь по-прежнему основной вид топлива в ряде населенных пунктов округа. Каменный уголь из Кузбасского бассейна поступает в период навигации по Оби и Томи для нужд энергетики и населения. Перспективно использование бурого угля из месторождений Полярного и Приполярного Урала для развития энергетики, особенно учитывая программу развития этого региона. Кроме того, регион обладает огромными местными ресурсами торфа, который может быть источником энергии для отдаленных, имеющих плохие транспортные связи, населенных пунктов.

В округе расположены одни из наиболее мощных в стране ГРЭС (Сургутская 1 и 2, Нижневартовская), которые работают на попутном газе, проходят крупнейшие ЛЭП. Использование попутного газа для выработки электроэнергии является главным направлением развития энергетики округа. Избыток топливных ресурсов, энергодефицит в западных районах округа, приводят к планированию сооружения новых ГРЭС за счет использования бурого угля (район Приполярного Урала). Производство электроэнергии по округу составило в 2005 г. 66,1 млрд. кВт/ч. Еще одним важным источником получения энергии является мазут.

В целом регион является энергоизбыточным. Однако есть и изменения в энерго-географическом положении округа. По сравнению с предыдущим периодом оно существенно ухудшилось. Увеличиваются затраты, особенно капитальные, на добычу и транспортировку топлива. Добыча его все более перемещается в отдаленные от мест потребления и малоосвоенные районы; в эксплуатацию вовлекаются месторождения природных ископаемых с ухудшающимися горно-геологическими условиями. Затраты на добычу 1 т нефти постоянно увеличиваются. Темпы роста энергопотребления превосходят темпы прироста выработки электроэнергии, что может привести к ее дефициту.

Б. Положение относительно источников основных видов громоздкого сырья и материалов (например: металло-географическое, лесо-географическое).

Металло-географическое положение округа является межрайонным и соседским. К юго-западу от округа расположена крупнейшая металлургическая база страны – Уральская, к юго-востоку – Кузнецкая. Связь с первой осуществляется по железной дороге. Связь с Кузнецкой базой возможна как по железной дороге, так и водным транспортом, но она менее рентабельна.

В этом положении возможны сдвиги в сторону улучшения, если будет реализована идея строительства Северо-Сибирской железной дороги, которая свяжет Восточную Сибирь с севером Уральского региона, через территорию округа.

Еще более перспективно положение округа относительно месторождений Полярного и Приполярного Урала. В пределах уральской части округа выявлены проявления меди, свинца, цинка, бокситов, марганца, урана, платины, титана, циркония, железных и хромовых руд, бурых и каменных углей, асбеста, фосфоритов, бентонитовых глин, многочисленные месторождения горного хрусталя. Прогнозные ресурсы золота рудных формаций оцениваются в 144 тонны, а россыпного золота – в 73,6 тонн. Ресурсы железорудного Турупьинского узла оцениваются в 3,1 млрд. тонн. Комплексное редкоземельное месторождение Большая Турупья содержит тантал и ниобий . Запасы цеолитов, обладающих уникальными фильтрационными и сорбционными свойствами, составляют около 64,4 тыс. тонн.

Лесо-географическое положение округа благоприятно. Округ является лесоизбыточным (залесенность колеблется от района к району от 20% в Сургутском полесье до 90 % в бассейне р. Сосьвы). Общие запасы древесины в округе составляют около 4 млрд.м 3 . Преобладающими породами являются хвойные, с небольшой долей мягколиственных. По данным 2005 г. в округе вырубается лишь 8% расчетной лесосеки. Главная проблема в лесо-географическом положении недостаточное количество лесовозных дорог.

Длительная ориентация отрасли на вывоз сырья из округа не способствовала наращиванию мощностей по глубокой переработке древесины, что обусловило сдерживание развития лесопромышленного комплекса. Самым перспективным направлением развития лесопромышленного комплекса в округе является создание лесохимической промышленности.

В. Положение относительно сгустков обрабатывающей индустрии.

Импорт автономного округа составляют высокотехнологичное оборудование для предприятий ТЭК, изделия из черных металлов, телекоммуникационное и компьютерное оборудование, автомобили и т.д. Относительно крупных центров обрабатывающей промышленности географическое положение округа периферийное. Крупные центры, поставляющие продукцию для работы нефтегазового комплекса, расположены на юге Тюменской области (г. Тюмень, г. Тобольск), в Уральском, Центральном, Волго-Вятском, Поволжском экономических районах.

2. Аграрно-географическое положение .

А. Положение относительно продовольственных баз (продовольственно-географическое). Неблагоприятные природно-климатические условия округа затрудняют развитие такой отрасли агропромышленного комплекса, как сельское хозяйство. Сложным (периферийным) является продовольственно-географическое положение округа. Свой агропромышленный сектор развит не достаточно. Основные поставщики продукции расположены на юге Западно-Сибирского и Уральского экономических районов.

Б. Положение относительно баз сельскохозяйственного сырья можно признать удаленным и невыгодным. Основные базы сельскохозяйственного сырья расположены к югу и юго-западу от территории округа.

3. Транспортно-географическое положение .

А. Положение относительно морских путей (приморское).

Территория округа не имеет выхода к морю, что делает не возможным осуществление прямых связей с зарубежными партнерами. Затруднен и выход через западные и восточные порты России, учитывая их отдаленность и большую загруженность. Перспективы и масштабы развития старых портов России ограничены. К тому же Югра не имеет прямой железнодорожной связи ни с Мурманском, ни с Архангельском.

Близкое расположение ХМАО к морям Северного Ледовитого океана и северное направление течения основных судоходных рек из отрицательного фактора развития может превратиться в положительный. Общая протяженность судоходных водных путей, расположенных в ХМАО, более 5,6 тыс. Км, из которых 3600 км - боковые и малые реки. Ежегодно объем перевозок составляет 330-360 тыс. пассажиров . Воротами для выхода ХМАО на мировой рынок (за исключением стран бассейна Тихого океана) могут стать порты Западной Сибири. Обь свяжет глубинные районы округа (порты Нефтеюганский, Нижневартовский, Сергинский и Сургутский) с Салехардом. Учитывая возможность организации перевозок «река - море», можно ожидать, что Обь станет главной транспортной магистралью для осуществления прямого выхода на мировой рынок массовых грузов всего округа. Наличие судов усиленного ледового типа, а также опыт организации навигации в западном секторе Северного морского пути дает основание предполагать реальность изменения в лучшую сторону географического положения округа.

Особенно перспективно станет использовать Северный морской путь для осуществления торговых операций в связи с продолжающимся потеплением в Арктике и таянием льдов.

Спутниковые наблюдения Европейского космического агентства говорят о том, что быстрое таяние льдов в Северном Ледовитом океане открывает короткий морской путь между Европой и Азией, который ранее был всегда непригоден для судоходства .

Европейское космическое ведомство сообщило также, что хотя в течение последнего десятилетия район, покрытый льдами в Северном Ледовитом океане, сокращался на уровне примерно 100 000 квадратных километров в год, в прошлом году такое сокращение охватило сразу 1 млн. квадратных километров. Таким образом, используя Северный морской путь, округ может получить доступ на рынки Европы, Азии и Северной Америки .

Б. Магистральное положение.

Железнодорожный транспорт - основное средство осуществления как региональных, так и межрегиональных связей Югры. Общая эксплуатационная длина магистрали составляет 1106 км. Пассажирооборот железной дороги на 2005 г. составил 2300 млн. пасс.км, перевезено пассажиров - 4,8 млн. человек. Отправлено грузов 9,4 млн. т . Железная дорога в западной части округа обслуживает лесопромышленные предприятия, на северо-востоке – предприятия нефтегазовой отрасли.

Сейчас на территории округа проходят несколько железнодорожных линий: основная – Тобольск – Сургут – Ноябрск (с отдельной веткой на Нижневартовск), Серов – Советский – Приобье (с отдельной веткой на Агириш), Тавда - Междуреченский. Основные недостатки этих линий в отсутствии связи между собой на территории округа, слабая техническая оснащенность, малая пропускная способность. Для создания условий, необходимых для решения стоящих перед ними задач, обязательным является реконструкция железной дороги на участке Демьянка – Сургут – Нижневартовск (создание двух путей) и окончание сооружения Северо-Сибирской магистрали (Севсиба) на участке Нижневартовск – Колпашево – Томск. Окончательный вариант Севсиба пройдет по линии Пермь – Ивдель – Югорск – Ханты-Мансийск – Сургут – Нижневартовск – Белый Яр – Лесосибирск – Усть-Илимск – порты Тихого океана. Особая задача стоит в обеспечении железнодорожных связей с районом перспективного горнопромышленного освоения в районе Полярного и Приполярного Урала. В первую очередь необходимо строительство транспортного коридора Ивдель – Агириш – Лабытнанги вдоль восточного склона Уральских гор. Намеченный к строительству новый транспортный коридор в составе железной дороги, автомобильной дороги, линий электропередач должен связать по кратчайшему пути промышленный Урал с лесопромышленной зоной севера Свердловской области и ХМАО-Югры, с месторождениями бурого угля Приполярного и Полярного Урала, рудными месторождениями Урала и зоной нефтегазодобычи – полуостровом Ямал.

По новому транспортному коридору будут поставлятся буровые станки, трубы, горное и транспортное оборудование, металлоконструкции и т.п.

Кроме того, направление перспективно, как звено опорной железнодорожной сети, связывающее промышленные районы Урала и Западной Сибири с Северным морским путем. Тем самым расширяется возможность для маневра материальными ресурсами, увеличивается экономическая и оборонная безопасность Российской Федерации .

Велика будущая роль округа и в осуществлении транзитных меридиональных связей по транспортным коридорам: а) Воркута – Лабытнанги – Березово (или Кожим – Саранауль) – Приобъе – Югорск – Екатеринбург и далее в страны Закавказья и Ближнего Востока; б) Сургут – Нижневартовск – Белый Яр – Томск – Новосибирск и далее в Среднюю Азию.

Автономный округ является важным связующим звеном между субъектами европейской части России и Урала и субъектами РФ, находящимися в Сибири и на Дальнем Востоке. Протяженность автомобильных дорог - более 18 тыс. км, из них с твердым покрытием - более 11 тыс.км.

Югра имеет самую крупную в стране сеть нефтепроводов. Общая протяженность магистральных нефтепроводов на территории автономного округа составляет 6283 км, газопроводов - 19500 км. На территории округа берут начало большинство магистральных нефтепроводов. Крупными направлениями нефтепроводов являются: Шаим – Тюмень, Усть-Балык – Омск, Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск, Нижневартовск – Анжеро-Судженск, Нижневартовск – Курган – Куйбышев с подключением к поставке нефти на экспорт по нефтепроводу «Дружба».

Большинство магистральных газопроводов, проходящих по территории округа, - транзитные, идущие с газовых месторождений ЯМАО в западные регионы России и за рубеж (Уренгой – Помары – Ужгород; Уренгой – Челябинск и др.).

Первый газопровод на территории округа – Игрим – Серов – Нижний Тагил. Для передачи попутного газа построен газопровод Нижневартовск – Парабель – Кузбасс.

Намечено строительство Мурманской трубопроводной системы по маршруту Западная Сибирь – Уса – Мурманск. Реализация проекта позволит на треть увеличить экспорт нефти.

В. Положение относительно транспортных узлов (узловое).

Основная перевозка грузов в округе приходится на водный и железнодорожный транспорт, треть грузоперевозок осуществляется автомобильным транспортом и 2% - авиационным. Крупных транспортных узлов на территории округа недостаточно. Самым крупным транспортным узлом округа является г. Сургут. Перспективными транспортными узлами могут стать города Югорск и Нижневартовск. В условиях реализации проекта строительства Севсиба эти города могут быть аванпортами (соответственно западным и восточным), где грузы будут складироваться, обрабатываться.

Еще одна перспектива связана с функционированием трансконтинентального воздушного моста из Северной Америки, через Северный полюс в Среднюю Азию, Ближний Восток и Южную Азию. Учитывая, что аэропорты с международным статусом имеют города Сургут, Ханты-Мансийск и Когалым, можно предположить, что здесь и будут формироваться крупные транспортные узлы.

По состоянию на 2006 г. в регионе действует 11 аэропортов. Авиация имеет большое социально-экономическое значение. Благодаря воздушному транспорту возможна перевозка пассажиров и грузов между населенными пунктами, не имеющими круглогодичного дорожного сообщения.

Для связи с другими территориями возникает необходимость использовать транспортные узлы (Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск и даже Москва) других регионов.

4. Сбыто-географическое положение.

Основные продукты экспорта региона: нефть, продукты ее переработки, топливо, древесина, изделия из нее и т.д. Для округа особое значение имеет отношение к крупнейшим рынкам. Прогнозируется, что главное место как рынок на карте XXI в. займет Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором проживают свыше трех из пяти миллиардов жителей Земли. На этот регион приходится уже сейчас около 60% мирового индустриального производства, более чем 1/3 мировой торговли (вместе с восточным побережьем США). Япония стала второй после США индустриальной державой, превзойдя США по валовому национальному продукту на душу населения. В число крупнейших держав мира по объему ВВП вошёл Китай. Бурно стартовали в сфере передовой технологии новые индустриальные страны - Республика Корея, Малайзия, Сингапур, территории Тайвань и Гонконг. В процесс быстрого развития вовлечены новые индустриальные страны второго поколения, среди которых Индонезия, Филиппины, Таиланд.

Спрос на нефть формируется главным образом на трех крупных региональных рынках. Около 30% мировой добычи нефти потребляется в Северной Америке, почти 27% - в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и более 22% - в Европе .

О постепенной переориентации России на азиатские рынки говорит и тот факт, что нефтепровод из Восточной Сибири пойдет к Тихоокеанскому побережью. Газопровод из Ханты-Мансийского округа направляется через территорию Алтая в Китай, который как крупнейший производитель товаров в мире, становиться и крупнейшим потребителем сырья. Именно поэтому относительная близость к этому региону говорит о соседском географическом положении ХМАО на рынках сбыта. Хотя, учитывая быстрое развитие Восточной Сибири, необходимо отметить, что этот регион со временем должен сильно потеснить Западную Сибирь на азиатском рынке.

5. Ареальное географическое положение .

Для территории ХМАО характерно геометрическое центральное положение. Территория Югры находится в центре Западно-Сибирской равнины. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра является одновременно центральным регионом Уральского федерального округа – центр округа находится в Белоярском районе в истоке р. Ун-Вошъеган и имеет координаты 62 0 30" с.ш. и 69 0 35" в.д., а также центром Западно-Сибирского экономического района (координаты 60 0 40"с.ш. и 76 0 46"в.д. левобережье р. Оби в районе г. Нижневартовска). Близко расположена территория Югры и к геометрическому центру Тюменской области. Центр Тюменской области расположен у северных границ ХМАО, в бассейне р. Лев. Хетта и имеет координаты 64 0 16"с.ш. и 72 0 21"в.д.

Центральность географического положения – важный фактор общественной жизни, который сказывается на оперативности функций управления, на географических векторах освоения территории, на размещении головных предприятий и учреждений и т.д. Центральное положение региона сказывается на социально-экономическом развитии округа и на образе жизни его населения.

Особенно это заметно по географическому положению столицы ХМАО – г. Ханты-Мансийску. У него ярко выраженное естественно-географическое центральное положение . Кроме того, что город лежит вблизи геометрического центра округа, так он еще и является точкой пересечения естественных коммуникаций: широтный и меридиональный участки р. Оби соединяются с меридионально вытянутым руслом Иртыша. Определение геометрического центра можно проводить с помощью разных методов. Если определять центр с помощью метода Святловского, то центром ХМАО является точка с координатами 62 0 09′ с.ш. и 72 0 53′ в.д. Данный метод не удобен, так как он может показать центром точку находящуюся даже за пределами исследуемой фигуры. Если использовать центрографический метод, то координаты центра - 61 0 56" 46" с.ш. и 70 0 37" 30" в.д.

Географическийцентр ХМАО расположен в Сургутском районе, на левобережье р. Лямин, в болотном междуречье р. Юмаяха и его левого притока. В 4.5 км к западу-северо-западу от центра находится зимовье на р. Лямин. Расстояние по прямой линии от центра ХМАО до г. Ханты-Мансийска – 129 км, до г. Сургута – 168 км и до г. Нефтеюганска – 144 км .

Центральное экономико-географическое положение в ареале округа отражает центр тяжести экономики. Известно, что социально-экономическое пространство неоднородно, а производительные силы размещаются по территории неравномерно. Поэтому геометрический центр региона чаще всего не совпадает с его экономико-географическим центром, который отражает размещение «экономических масс» по территории региона (табл.1). Для определения центра тяжести экономики используют показатель занятости (среднесписочная численность работающих в организациях, без субъектов малого предпринимательства) городского населения.

Таблица 1. «Взвешенные» координаты городов ХМАО

Административные единицы Занятость, в 2005 г. в тыс.чел. (M i) Широта (X i) Долгота (Y i) M i X i M i Y i
Белоярский 9,35 63 0 40"с.ш. 66 0 41"в.д. 592,79 620,93
Урай 20,07 60 0 06"с.ш. 64 0 46"в.д. 1205,4 1293,71
Нефтеюганск 34,59 61 0 06"с.ш. 72 0 38"в.д. 2112,06 2503,62
Пыть-Ях 13,17 60 0 45"с.ш. 72 0 49"в.д. 796,12 954,69
Нижневартовск 91,18 61 0 03"с.ш. 76 0 17"в.д. 5564,71 6945,18
Лангепас 18,55 61 0 15"с.ш. 75 0 07"в.д. 1134,33 1392,54
Мегион 30,64 61 0 01"с.ш. 76 0 15"в.д. 1869,95 2333,23
Покачи 8,43 61 0 42"с.ш. 75 0 21"в.д. 517,77 634,02
Радужный 17,75 62 0 06"с.ш. 77 0 24"в.д. 1101,56 1371,01
Нягань 19,88 62 0 08"с.ш. 65 0 25"в.д. 1234,15 1297,17
Советский 11,5 61 0 21"с.ш. 63 0 35"в.д. 703,91 728,52
Югорск 13,77 61 0 18"с.ш. 63 0 18"в.д. 842,44 869,98
Сургут 109,61 61 0 15"с.ш. 73 0 28"в.д. 6702,65 8032,22
Лянтор 16,5 61 0 36"с.ш. 72 0 07"в.д. 1012,44 1189,15
Когалым 47,38 62 0 15"с.ш. 74 0 28"в.д. 2944,66 3519,38
Ханты-Мансийск 31,14 61 0 00"с.ш. 69 0 02"в.д. 1899,54 2149,28

Координаты центра тяжести экономики ХМАО рассчитывались по формулам:

Х 0 = --------∑М i Х i ; Y 0 = -------∑M i Y i

Таким образом, экономико-географический центр тяжести Югры лежит в 30 км на северо-запад от г. Сургута и имеет координаты: 61 0 26"с.ш. и 73 0 01"в.д.

В связи с тенденцией к укрупнению административных единиц Российской Федерации, возникает вопрос и о слиянии юга Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Закономерно возникает вопрос, какой город наиболее экономически выгодно мог бы выполнять столичные функции? Одним из показателей, влияющих на оптимальное решение по выделению перспективной столицы, является показатель центра тяжести экономики (табл. 2).

Таблица 2. «Взвешенные» координаты городов Тюменской области

Административные единицы Численность, в 2001 г. в тыс.чел. (M i) Широта (X i) Долгота (Y i) M i X i M i Y i
Тобольск 114,6 58 0 13"с.ш. 68 0 15"в.д. 6661,69 7809,99
Тюмень 552,4 57 0 09"с.ш. 65 0 29"в.д. 31536,51 36066,19
Ялуторовск 56 0 40"с.ш. 66 0 17"в.д. 2143,2 2514,46
Заводоуковск 25,5 56 0 32"с.ш. 66 0 32"в.д. 1436,16 1691,16
Ишим 59,6 56 0 08"с.ш. 69 0 28"в.д. 3342,36 4129,08
Ханты-Мансийск 41,3 61 0 00"с.ш. 69 0 02"в.д. 2519,3 2850,52
Сургут 292,3 61 0 15"с.ш. 75 0 07"в.д. 17874,14 21942,96
Нижневартовск 238,8 61 0 03"с.ш. 76 0 17"в.д. 14573,96 18189,39
Нефтеюганск 101,7 61 0 06"с.ш. 72 0 38"в.д. 6209,8 7361,04
Нягань 68,6 62 0 08"с.ш. 65 0 25"в.д. 4258,68 4476,15
Когалым 57,1 62 0 15"с.ш. 74 0 28"в.д. 3548,76 4241,38
Мегион 50,8 61 0 01"с.ш. 76 0 15"в.д. 3099,3 3868,42
Радужный 46,9 62 0 06"с.ш. 77 0 24"в.д. 2910,61 3622,55
Лангепас 43,8 61 0 15"с.ш. 73 0 28"в.д. 2678,37 3209,66
Пыть-Ях 60 0 45"с.ш. 72 0 49"в.д. 2599,35 3117,07
Урай 42,7 60 0 06"с.ш. 64 0 46"в.д. 2564,56 2752,44
Лянтор 36,4 61 0 36"с.ш. 72 0 07"в.д. 2233,5 2623,34
Югорск 31,5 61 0 18"с.ш. 63 0 18"в.д. 1927,17 1990,17
Советский 28,8 61 0 21"с.ш. 63 0 35"в.д. 1762,84 1824,48
Белоярский 18,8 63 0 40"с.ш. 66 0 41"в.д. 1191,92 1248,5
Покачи 15,2 61 0 42"с.ш. 75 0 21"в.д. 933,58 1143,19
Салехард 34,5 66 0 32"с.ш. 66 0 36"в.д. 2288,04 2289,42
Ноябрьск 108,4 63 0 06"с.ш. 75 0 18"в.д. 6835,7 8149,51
Новый Уренгой 101,6 66 0 07"с.ш. 76 0 33"в.д. 6712,71 7755,12
Надым 45,3 65 0 35"с.ш. 72 0 30"в.д. 2960,35 3275,19
Муравленко 36,5 63 0 44"с.ш. 74 0 46"в.д. 2315,56 2717,79
Лабытнанги 32,6 66 0 39"с.ш. 66 0 23"в.д. 2164,31 2159,09
Губкинский 20,1 64 0 24"с.ш. 76 0 20"в.д. 1291,22 1531,62

Рассчитанный экономико-географический центр тяжести Тюменской области лежит в 132 км на юго-восток от г. Ханты-Мансийска и в 90 км на юго-запад от г. Нефтеюганска и имеет координаты: 60 0 41"с.ш. и 71 0 12"в.д. .

Сравнительные размеры округа . По площади ХМАО-Югра занимает 10-е место в Российской Федерации, и превосходит по величине своей территории регионы из Европейской части России и государства Европы, за исключением Украины и Франции.

Сведение географических размеров к чисто "площадным" характеристикам устарело и не отвечает потребностям времени, развития.

Географический размер и площадь территории, в широком смысле обоих терминов, далеко не идентичны, но взаимосвязаны. Размер и его площадь - важные признаки типа региона.

Для измерения и сопоставления размеров Югры с другими регионами России был использован средний индекс размера (СИР) , который рассчитывалсякак среднее арифметическое из долей регионов в стране по площади, населению и ВРП (валовой региональный продукт).

S + N + ВРП (в %)

СИР = ________________________________ ,

где S – процентное отношение площади региона к площади страны, N – процентное отношение численности населения региона к численности населения страны.

Контрасты регионов России в величине территории, плотности населения и размере ВРП сказались на их рейтинге по СИР (табл. 3).

Самым значимым регионом по размеру, выраженному показателем СИР, оказалась Московская область с г. Москвой (12,33), с её незначительной площадью и значительной долей в экономике и населении. Второе, третье и четвертое место занимают сибирские регионы: Красноярский край (9,28), Якутия (6,67) и ХМАО (3,38). Лидерство двух первых объясняется их гигантскими площадями. Высокий результат Югры – высокие показатели ВРП и крупная территория. Пятое место занимает второй столичный регион – Ленинградский (3,28).

На Урале лидирует Свердловская область (2,27). Места аутсайдеров заняли республики и автономные образования, принадлежащие к южным регионам России.

Таблица 3. Сравнительные показатели размеров регионов России

Регион Доля площади региона в площади страны Доля населения региона в общей численности страны Доля ВРП региона, от общегосударственного Средний индекс размера
ХМАО 3,06 0,99 6,1 3,38
Соседи 1 порядка
Красноярский 23,25 2,08 2,5 9,28
ЯНАО 4,39 0,35 2,9 2,55
Свердловская 1,14 3,09 2,6 2,27
Коми 2,44 0,70 1,1 1,41
Томская 1,86 0,72 0,8 1,13
Тюменская (без ХМАО и ЯНАО) 0,95 0,91 1,1 0,98
Соседи по Уральскому федеральному округу
Челябинская 0,51 2,48 1,9 1,63
Курганская 0,41 0,70 0,3 0,47
Соседи по Западно-Сибирскому экономическому району
Новосибирская 1,04 1,86 1,4 1,43
Кемеровская 0,56 2,00 1,5 1,35
Омская 0,82 1,43 1,0 1,08
Алтайский край 0,54 1,79 0,8 1,04
Алтай 0,99 0,06 0,1 0,38
Другие крупные регионы страны
Московская 0,28 11,72 12,33
Якутия 18,17 0,65 1,2 6,67
Ленинградская 0,50 4,34 3,28
Иркутская 4,63 1.87 1,6 2,7

Размеры того или иного региона интересно сравнить и на международном уровне с размерами других стран. Сравнение размеров стран и регионов проводят и по общегеографическому индексу размера (ОГИР) рассчитанному по трем параметрам: размерам территории, населения и экономики .

Московский регион по общему размеру (при данном способе его оценки) оказался рядом с такой страной, как Вьетнам; Якутия - между Швецией и Ираком; Ленинградская область с Петербургом - в одной весовой категории с Парагваем и Швейцарией; Ханты-Мансийский округ и Красноярский край - на уровне Белоруссии и Туниса и т.д. ЯНАО – на уровне территориально маленького Израиля (Рис.1). В то же время 25 малых регионов России оказались меньше миниатюрной и молодой страны - Македонии.

Рис. 1. Размеры стран по общегеографическому индексу размера

Географическое положение можно рассматривать как основной ресурс региона, оказывающее большое влияние на формирование хозяйства, как во времени, так и в пространстве. Оценка географического положения важна для правильного определения, как возможного потенциала, так и усложняющихся условий формирования хозяйства региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Космачев К.П. Географическая экспертиза. Новосибирск, 1981. – с. 54.

2. Мироненко Н.С. Страноведение. Теория и методы: Учебное пособие для вузов. - М: Аспект пресс, 2001. – 268 с.

3. Атлас ХМАО-Югры. Том II. Природа. Экология. Ханты-Мансийск – Москва, 2004. – 152 с.

4. Обзор «О состоянии окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2005 году». Ханты-Мансийск: ОАО «НПЦ Мониторинг», 2006. – 147 с.

5. Рянский Ф.Н., Середовских Б.А. Введение в историческую географию Среднего Приобья и его урало-сибирских окрестностей. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. Ун-та, 2007. – 405 с.

6. Еремина Е. Где-то есть корабли // Эксперт. Урал. - № 31 (294). 27 августа-2 сентября 2007 г. – С.20-22.

7. www.pravda.ru

8. www.arctictoday.ru

9. Концепция комплексного промышленного освоения на основе опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктуры. Приполярный Урал Югры. Раздел «Недропользование» (основные положения). Второе издание. Ханты-Мансийск, 2006. – 40 с.

10. Физическая география и экология региона (Под ред. В.И. Булатова, Б.П. Ткачева) // Ханты-Мансийск, 2006. - 196 с.

11. Географический атлас России. Москва, 1998. – 164 с.

12. B.C. Тикунов, А.И. Трейвиш Опыт оценки географического размера стран и их регионов // Вестн. Моск. ун-та. – Сер.5. Геогр. 2006. - №1. – С.40-49.

, энергетических , информационных) и определяет его отношения с внешней средой» . Обычно отражает геопространственное отношение определенного объекта к внешней среде, элементы которой имеют или могут иметь на него существенное влияние. В общественной географии положение обычно определяется в двухмерном пространстве (отображаемом на карте). В физической географии непременно учитывается и третье изменение - абсолютная или относительная высота расположения объектов .

Понятие географическое положение является ключевым для всей системы географических наук. Собственно география и зародилась как наука о методах определения и фиксации местоположения объектов на земной поверхности относительно друг друга или в некой системе координат. В дальнейшем выяснилось, что определение местоположения объекта не только помогает отыскать его…, но и объясняет некоторые свойства этого объекта и даже прогнозировать его развитие. Важнейший элемент географического исследования - установление и анализ связей между расположенными в пространстве объектами, определяемыми именно их местоположением .

Таким образом географическое положение :

  • является индивидуализирующим фактором, поскольку определяет многие свойства географического объекта;
  • имеет исторический характер, поскольку изменяется с течением времени;
  • имеет потенциальный характер, поскольку одно лишь положение не является достаточным условием соответствующего развития объекта;
  • имеет тесные связи с конфигурацией территории и её границами.

Различают следующие виды географического положения :

  • математико-географическое (геодезическое, астрономическое, «абсолютное»)
  • физико-географическое;
  • политико-географическое;
  • геополитическое;
  • военно-географическое;
  • эколого-географическое;
  • культурно-географическое;

и другие.

По масштабам выделяют:

  • макроположение
  • мезоположение
  • микроположение

По системе координат выделяют:

  • абсолютное (геодезическое, астрономическое);
  • относительное;
    • математическое («3 мили севернее Сиетла»);
    • функциональное (экономико-географическое, физико-географическое и др.).

В расширенной интерпретации географическое положение может включать также отношение площадного объекта в целом (ареала, района, территории) к данностям, лежащим внутри него (к элементам внутренней среды). Такое географическое положение может именоваться, например, «интроспективным » (от лат. introspectus , intro - внутрь + spicere - смотреть). Например, при оценке роли внутренних приграничных районов в приоритетности направлений внешней политики , при оценке геокриминогенного положения территории , при анализе транспортно-географического положения, при исследовании изменчивого ареала по отношению к стациям переживания, лингвистического ареала по отношению к диалектному центру и т. п. Такой подход позволяет разрешить и коллизию с определением взаимного географического положения пересекающихся объектов.

Исторический очерк

Понятие «географическое положение» известно с конца XVIII в., когда доминировала парадигма географического детерминизма . Идеи об обусловленности жизни людей и общества географической средой выдвигали ещё древние мыслители, такие как Демокрит , Геродот , Страбон и др. Источниками географической информации в этот период были описания отдельных стран и народов, характеристики обжитых и отдаленных земель. Для целей мореплавания и торговли составлялись специальные описания морей, портов, торговых центров, в которых были сведения и об особенностях географического положения страны, через которую проходил торговый путь. Историко-географ В. К. Яцунский считал, что первым в истории экономико-географической работой следует считать произведение итальянского ученого Людовико Гвиччардини «Описание Нидерландов», которое вышло в свет в 1567 г., где в первой части книги дается анализ географического положения страны и оценка роли моря. В 1650 г. в тех же Нидерландах вышел труд Варения (Варениуса) «Общая география», которая считается первой теоретической работой по географии. С. П. Крашенинников в «Описании земли Камчатки» (1756) дал подробное описание её географического положения. Поиски закономерностей пространственного размещения поселений и создание моделей географии городов начались в первой половине XX в. Одним из первых ученых, кто подошел к созданию моделей географии городов, был В. П. Семенов-Тян-Шанский . Географические аспекты в русле проблем размещения хозяйства разработали немецкие ученые, создали так называемую теорию штандорта. Представителями этого направления были

Географическое положение

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Географическое разделение труда
  • Географическое общество Союза ССР

Смотреть что такое "Географическое положение" в других словарях:

    ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Большой Энциклопедический словарь

    географическое положение - Характеристика расположения объекта на земной поверхности относительно других географических объектов и стран света … Словарь по географии

    географическое положение - положение какого либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по… … Энциклопедический словарь

    географическое положение - положение географического объекта на поверхности Земли в рамках заданной системы координат и по отношению к любым вне его расположенным данностям, оказывающим прямое или косвенное воздействие на данный объект. При конкретном изучении… … Географическая энциклопедия

    Географическое положение - положение какого либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. Под Г. п. в математической географии понимается широта и долгота данных пунктов или местности, в… … Большая советская энциклопедия

    ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - положение к. л. пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к др. терр. или объектам; относительно поверхности Земли Г. п. определяется с помощью координат. Различают Г. п. по отношению к природным объектам и к экон. геогр.… … Естествознание. Энциклопедический словарь

    Географическое положение России - … Википедия

    - (ЭГП) это отношение объекта города, района, страны к вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому). Другими словами,… … Википедия

    ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - положение региона или страны относительно других объектов, имеющих для него экономическое значение. Э. г. п. категория историческая, может измениться в связи со строительством ж. д. или электростанции, началом разра­ботки месторождения полезного… … Географическая энциклопедия

    Экономико-географическое положение - положение месторождения, предприятия, города, района, страны или иного экономико географического объекта по отношению к прочим экономико географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение. Оценка ЭГП объекта зависит от его положения … Финансовый словарь

Книги

  • Немецкий язык. Германия. Географическое положение, население, политика. Учебное пособие. Уровень В 2 , Яковлева Т.А.. Данное пособие включает такие страноведческие темы как географическое положение Германии, население, демографические проблемы, языковое многообразие, религии и т. д. Также учебное пособие… Купить за 1697 грн (только Украина)
  • Географическое положение и территориальные структуры. Памяти И. М. Маергойза , . Сборник посвящен памяти выдающегося советского экономико-географа Исаака Моисеевича Маергойза. Свое имя - ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ -сборник получил от двух…


Билет № 4

1. Понятие географического положения. Особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий России (привести примеры).

Географическое положение – это показатель взаиморасположения на земной поверхности географических объектов различных типов – одна из основных категорий географии. Географическое положение может меняться во времени под влиянием разных факторов, как природных, так и политико-экономических.

Выделяют несколько видов географического положения.

1. Природно-географическое (физико-географическое). Это характеристика местоположения рассматриваемого объекта в ряду природных объектов, например, по отношению к материкам и океанам, к формам рельефа, к островам и полуостровам, к рекам и озерами т. д.

2. Математико-географическое позволяет оценить положение объекта в системе координат и реперных точек планеты, т. е. по отношению к элементам градусной сетки (к экватору и Гринвичскому меридиану), к полюсам Земли, к крайним географическим точкам.

3. Политико-географическое – по отношению к соседним странам с их столицами, к политическим группировкам стран, например к Европейскому Союзу.

4. Экономико-географическое определяет положение объекта среди разных антропогенных объектов, выполняющих определенные экономические функции. Например, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, мест добычи полезных ископаемых и промышленных районов, а также по отношению к экономическим группировкам стран (ОПЕК, АСЕАН, НАФТА).

5. Транспортно-географическое оценивает обеспеченность объекта транспортными и коммуникационными возможностями хозяйственных связей (автомобильные и железные дороги, морские и речные пути, авиатрассы, нефте– и газопроводы, оптико-волоконные линии связи и ЛЭП, аэропорты, морские и речные порты и т. д.).

6. Военно-географическое устанавливает степень отношения к объектам, имеющим военно-стратегическое значение (военные базы, группировки войск, ядерные объекты, шахты баллистических ракет, предприятия, производящие ядерное оружие), к предприятиям ВПК, а также по отношению к военно-политическим группировкам стран (НАТО).

7. Эколого-географическое характеризует фон экологической безопасности местоположения объекта к местам, имеющим экологические проблемы (например, к пунктам выброса загрязняющих веществ, к районам радиоактивного загрязнения (Чернобыль), а также к потенциально опасным объектам, создающим экологическую угрозу).

Особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий России.

Большая протяженность России с запада на восток и с севера на юг, особенности рельефа предопределяют разнообразие природных ландшафтов (арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни).

Тундра. Суровые, холодные климатические условия (низкие среднегодовые температуры воздуха), продолжительная зима – снежный покров держится 7-9 месяцев, короткий летний период (2 месяца) и соответственно короткий вегетационный период. Наличие многолетней мерзлоты, избыточное увлажнение – высокая заболоченность территории, неплодородные тундрово-глеевые почвы. Большие открытые пространства с сильными ветрами. Существующие природно-климатические условия неблагоприятны для человека. В результате районы характеризуются низкой плотностью населения, относительным преобладанием городского населения. Сложился особый тип хозяйства, главная специализация которого – эксплуатация природных ресурсов Крайнего Севера (добыча газа, меди, никеля и т. д.) и оленеводство.

Степь – основной земледельческий район России в силу благоприятных для сельского хозяйства природно-климатических условий (плодородная почва – черноземы, длительный вегетационный период). Это зона наиболее развитого животноводства (крупный рогатый скот, свиноводство, овцеводство, птицеводство). Развита пищевая промышленность. Преобладает сельское население. Значительно высокая плотность населения.

2. Топливно-энергетический комплекс: состав, значение в хозяйстве, проблемы развития. ТЭК и проблемы охраны окружающей среды.

Топливно-энергетический комплекс – это группа отраслей, связанная с производством и распределением энергии. Включает добычу различных видов топлива и его транспорт, получение электроэнергии и ее транспорт. В последнее время добыча топлива и производство энергии становятся дорогими, отмечается рост затрат на транспортировку топлива и энергии. Развитие энергетики: разведка и разработка месторождений, строительство новых перерабатывающих предприятий и трубопроводов оказывают все большее отрицательное воздействие на окружающую среду, особенно в районах Крайнего Севера.

В состав топливной промышленности входят три основные отрасли – угольная, нефтяная и газовая.

Среди топливных ресурсов страны в разведанных геологических запасах на долю угля приходится более 90%.

На базе добычи горючих полезных ископаемых формируются территориально-производственные комплексы (ТПК) страны – Тимано-Печорский, Западно-Сибирский, Канско-Ачинский топливно-энергетический (КАТЭК), Южно-Якутский.

Добыча коксующегося и энергетического каменного угля сосредоточена главным образом в Западной Сибири (Кузнецкий бассейн), на Севере (Печорский бассейн) и на Северном Кавказе (российская часть Донбасса). Главным районом страны по добыче бурого угля является Восточная Сибирь (Канско-Ачинский бассейн). За последние годы добыча угля уменьшилась, что вызвано сокращением производственных мощностей и ростом тарифов на железнодорожном транспорте.

По запасам нефти Россия занимает второе место в мире после Саудовской Аравии. Крупнейший нефтедобывающий регион – Западная Сибирь (70%), далее следуют Урал и Поволжье. Примерно 70% континентального шельфа страны перспективны с точки зрения нефтегазоносности. Для обширных северных территорий России передача нефти по нефтепроводам является более экономичной, чем морские перевозки танкерами. Крупнейший узел сосредоточения трубопроводов – Западная Сибирь, основные потоки нефти идут на запад.

В последние годы добыча нефти снижается. Причинами являются сокращение запасов на разрабатываемых месторождениях, недостаточность геолого-разведочных работ, износ оборудования, отсутствие современной добывающей техники, позволяющей рационально отрабатывать месторождения. Сокращение добычи нефти привело к тому, что в общей добыче топлива доля нефти уменьшилась и на первое место вышел природный газ (37% и 48% соответственно).

Продукция газовой промышленности является сырьем для химической промышленности и топливом.

В настоящее время 3/5 всей российской газодобычи приходится на месторождения Западной Сибири, крупнейшие из которых Заполярное, Медвежье, Уренгой, Ямбург. Ведущими районами по добыче природного газа являются – ЗападноСибирский (более 90%), Уральский (около 7%), Поволжский (1%). На долю Западно-Сибирского района приходится более 30% всей продукции топливной промышленности, Уральского -13%, Поволжского -11% и Центрального – 10%.

Топливно-энергетический и потребительский факторы являются главными при размещении электростанций. Основная часть электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях (3/4), на гидравлических и атомных.

Среди тепловых электростанций различают теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) и конденсационные (КЭС). По виду используемой энергии тепловые электростанции подразделяются на работающие на традиционном органическом топливе, атомные и геотермические; по характеру обслуживания населения – на районные (ГРЭС – государственные районные электростанции) и центральные.

Традиционное топливо для тепловых электростанций (ТЭС) – уголь (более 50%), нефтепродукты (мазут) и природный газ (более 40%), торф и горючие сланцы (5%).

ТЭС характеризуются свободным размещением, выработкой электроэнергии без сезонных колебаний, сравнительно быстрым и недорогим строительством. Мощность крупнейших тепловых электростанций (ТЭС) – более 2 млн кВт. Фактор размещения ТЭС – потребительский, т. к. радиус транспортировки одного из видов ее продукции (горячей воды) – максимум 12 км.

Атомные электростанции размещаются с учетом потребительского фактора. Первая в мире атомная электростанция была построена в СССР в 1954 г. (Обнинская АЭС, мощность 5 МВт). В настоящее время на территории страны работают Калининская, Смоленская, Ленинградская, Кольская, Курская, Нововоронежская, Балаковская, Белоярская и Билибинская АТС. После чернобыльской катастрофы приостановлено строительство Татарской, Башкирской, Краснодарской АЭС. В ближайшие годы должны выводится из эксплуатации блоки многих электростанций страны, т. к. доля затрат на добычу урана в ядерном топливном цикле примерно 2%, а на переработку и захоронение отходов расходуется около 3/4.

Геотермальные электростанции (ГТЭС) технологически похожи на теплоэлектроцентрали, фактор их размещения – топливно-энергетический. Единственная работающая ГТЭС в стране – Паужетская на Камчатке.

Для гидроэлектростанций характерна простота в управлении, высокий коэффициент полезного действия, выработка сравнительно дешевой электроэнергии.

Крупнейшие гидравлические электростанции страны входят в состав двух каскадов – Ангаро-Енисейского (суммарной мощностью 22 млн кВт) и Волжско-Камского (11,5 млн кВт). Самой мощной гидроэлектростанцией в России является Саяно-Шушенская (6,4 млн кВт).

Приливные электростанции (ПЭС) работают на приливной и отливной фазах изменения уровня океана. Единственная в стране приливная электростанция – Кислогубская (400 кВт) на побережье Баренцева моря. Перспективные регионы для сооружения ПЭС являются акватории Белого (проектируется Мезенская ПЭС мощностью 10 млн кВт) и Охотского (проектируется Тугурская ПЭС) морей.

Практически все электростанции нашей страны входят в состав Единой энергосистемы (ЕЭС) России, исключением являются электростанции Дальнего Востока.

По выработке электроэнергии лидирует Центральный район (23%), далее идут Уральский (12%), Восточно-Сибирский и Северо-Кавказский (по 11%).

Электроэнергетика является отраслью специализации для Центрального, Восточно-Сибирского, Западно-Сибирского, Центрально-Черноземного, Северо-Западного и Северного экономических районов.

3. Определение по топографической карте направлений и расстояний.

Алгоритм определения по топографической карте направлений.

1. На карте отмечаем точку, в которой находимся, и точку, на которую нужно определить направление (азимут).

2. Соединяем эти две точки.

3. Через точку, в которой мы находимся, проводим прямую линию: север – юг.

4. С помощью транспортира измеряем угол между линией «север – юг» и направлением на искомый объект. Азимут отсчитывается от направления на север по часовой стрелке.

Алгоритм определения по топографической карте расстояний.

1. Измеряем расстояние между заданными точками с помощью линейки.

2. Полученные значения (в см) с помощью именованного масштаба переводим в расстояние на местности. Например, расстояние между точками на карте равно 10 см, а масштаб: в 1 см – 5 км. Перемножаем эти две цифры и получаем искомый результат: 50 км – расстояние на местности.

3. При измерении расстояний можно использовать циркуль-измеритель, но тогда место именованного масштаба займет линейный масштаб. В этом случае наша задача упрощается, можно сразу определить искомое расстояние на местности.

Однажды я со своей кузиной заблудился в лесу. С собой у нас была топологическая карта, но мы никак не могли по ней сориентироваться, так как не знали своего географического положения .

В конце концов, дорогу из леса мы нашли. Но с тех пор я чётко для себя уяснил, что такое географическое положение. И сейчас я поделюсь этими знаниями.

Что же такое географическое положение

Наука даёт следующее определение: это положение какого-либо географического объекта относительно земной поверхности, а также по отношению к прочим объектам, с которыми происходит взаимодействие . Географическое положение выражает место конкретного объекта в сложной системе связей и потоков, определяет взаимоотношения объекта с окружающей средой.

Но если говорить простыми словами, то географическое положение - это положение объекта на земной поверхности в заданной системе координат .

Это понятие является центральным для любой системы географической науки. Сама география зародилась как наука, целью которой было определение местоположение объекта. Важнейшим элементом исследования в географии является нахождение и изучение связей между пространственными объектами .


История определения географического положения

Само первоначальное понятие «географическое положение» было дано ещё в конце 18 века . Но идеи об обусловленности работы общества окружающей географической средой высказывали многие мыслители древности (например, Страбон , Демокрит и Геродот ).

Единственными географическими источниками тогда были описания разных краёв и народов, рассказы о обширных далёких землях. Составлялись специальные описания морских путей, портов и центров торговли, записывалась информация об особенностях их географического расположения.

Более подробные поиски закономерностей в размещении поселений и разработка моделей нахождения городов начались в начале 20 века. Одним из первых людей, кто стал глубоко изучать данную тему, стал Вениамин Петрович Семёнов-Тян-Шанский .

Американский географ Уильям Бунге называл географию «наукой о местах» . И в этом оригинальном определении кроется мысль о том, что каждый географический объект обладает своим уникальным местом в мире.

Немалый вклад в усовершенствование теории о местоположения объектов внесли советские учёные-географы Николай Николаевич Баранский и Исаак Моисеевич Маергойз .


Виды географического положения

Современная география делит географическое положения объекта на множество различных видов. К основным относят:

  • культурно-географическое положение;
  • политико-географическое;
  • эколого-географическое;
  • физико-географическое;
  • военно-географическое;
  • экономико-географическое;
  • и математико-географическое.

Как видно из списка, виды положений делят по весьма разным отраслям. Благодаря этому, можно узнать массу сведений о нужном объекте.