Как попадать на арте в вот. Принципы игры артой в World of Tanks (WoT)

Среди всех существующих классов боевой техники в популярной аркадной игре world of tanks, АРТ-СаУ или аритиллерию можно отнести к довольно специфической технике, которая имеет свои особенности и геймплей. СаУ имеют слабое бронирование, стреляют на всю карту, за исключением танков низких уровней, нанося существенный урон по танкам. Несмотря на простое управление, играть на СаУ довольно тяжело и нужно учитывать много аспектов. Каждый класс боевой техники должен выполнять свои задачи, помогая своей команде одержать победу в непростых танковых сражениях. Поэтому если вы решили попробовать свои силы в этом классе бронетехники, рассмотрим, как играть на САУ в world of tanks.

Особенности игры на САУ

Стоит отметить, что мнение игроков к данному классу боевых машин далеко не однозначное. Многие танкисты с негативом относятся к наличию арты в команде, называют артоводов «однокнопочными» и считают этот класс имбалансным. На первый взгляд может показаться, что играть на САУ довольно просто. Нужно всего лишь занять выгодную позицию, дождаться засвета вражеских танков, нажать на одну кнопку и наносить урон. Действительно, если взять САУ высоких уровней, то даже самый бронированный танк, который попадает под прицел артиллерии, не успев спрятаться за укрытие, может запросто отправиться в ангар с одного выстрела или, по крайней мере, лишиться большого количества единиц прочности. Но, как и на любом другом классе боевой техники, играя на арте можно добиться результатов и даже принести пользу свое команде, но вот чтобы добиться настоящего мастерства, нужно знать, как играть на арте в world of tanks.

Техника игры на самоходных гаубицах в ВоТ

Основная особенность СаУ заключается в том, что они могут наносить урон с дальних расстояний, обеспечивая огневую мощь и поддержку своей команде, сражающейся на передовой. Чтобы наносить урон с большого расстояния, игроки используют специальный артиллерийский прицел. При удачном попадании, можно одним выстрелом убить танк врага, нанести ему ощутимый урон, вывести из строя членов экипажа и модули. Но за большой урон приходится расплачиваться длинной перезарядкой и точностью. К тому же, артиллерия очень уязвимый класс техники и может принести пользу команды до того момента, пока не окажется в засвете, в случае, если союзники не пропустят с своей базе быстрых ЛТ-шек или СТ. И это уже не говоря о том, что при неудачном исходе боя, арте в редких случаях удается выжить, оставшись в конце боя без прикрытия.

Выбор позиции

Первое, что нужно сделать в начале боя играя на АРТ-СаУ – занять выгодную позицию , из которой можно вести огонь по всем направлениям карты. Также нужно учитывать, что до 5-6 уровня арта не может наносить урон по танкам на весь масштаб карты, поэтому нужно выбрать оптимальное место для артиллерийского прострела, лучше всего в низинах, за кустами. Хорошая позиция в то же время должна скрывать танк от вражеского засвета. Чтобы стрелять по всем направлениям, на линии огня перед танком не должно быть гор, строений, больших камней или любых других препятствий. На многих картах самые удобные места для арты расположены неподалеку своей базы.

Заняв выгодную позицию, не стоит забывать перемещаться в другое место после выстрела, так как опытные артоводы очень хорошо знают, где может находиться ваш танк и могут вычислить расположение танка по трассерам. Поэтому в целях безопасности, даже если вы не были в засвете, старайтесь как можно чаще менять дислокацию, откатываясь вперед или назад, пока орудие находится на перезарядке. По этой же причине, если в команде есть две или три союзных артиллерии, не стоит толпиться всем в одном месте, располагаясь на одной позиции. Так вас будет намного легче вычислить противнику. Лучше всего занимать позиции в разных углах карты.

Менять свое расположение нужно в том случае, если ваши союзники продавливают какой-то фланг и артиллерийский прицел не достает или не простреливает его. В этом случае нужно быстро переместиться на более выгодную позицию, чтобы принести пользу своей команде. Даже если противники спрятались за укрытия, смело меняйте позицию, чтобы выманить их и иметь возможность наносить урон. Изменить место положения также нужно в том случае, если враги прорвали один фланг и в скором времени вы окажетесь обнаруженным. Не стоит геройствовать , лучше быстро поменять место и продолжить вести бой с другой позиции. Поэтому всегда внимательно смотрите на мини-карту.

Выбор цели

Поскольку САУ имеют долгое сведение и перезарядку, особенно начиная с пятых-шестых уровней, нужно очень тщательно выбирать цель и стрелять только при полном сведении. в противном случае вы собьете гусеницу, нанесете минимальный урон или вовсе не попадете в цель. Лучше всего стрелять в обездвиженные танки противника, в момент. когда вражеский танк стоит «на гусле», вышел из строя мотор. при сведении. Также отличными мишенями для арты станут медленные тяжелые танки или неповоротливые ПТ-САУ. А вот уничтожить ЛТ или динамичные СТ, находящие в движении довольно тяжело, в особенности на высоких уровнях. Поэтому выцеливайте стоящие за укрытиями или медленные танки. Чтобы прицел не сбивался, можно зажать правую кнопку мышки или «Х», в зависимости от настроек управления.

Если союзные игроки обнаружили вражескую арту, оцените ситуацию. Не забывайте про долгое сведение, скорее всего ваша помощь не потребуется, только зря потратите снаряд, время на следующую перезарядку. Всегда смотрите на карту и выбирайте удобные цели. Чтобы наносить максимальный урон хорошо бронированным танкам, стройтесь попадать в крышу бронемашин. При удачном раскладе даже одного выстрела будет достаточно. чтобы отправить вражеский танк в ангар. Всегда учитывайте расстояние до цели и время полета снаряда, если планируете стрелять с упреждением.

Если союзный танк один на один воюет с врагом, к примеру, медленную ПТ «крутит» ловкий светляк или СТ, всегда помечайте цель, чтобы случайно не нанести урон игроку своей команды. Отмечать цель также нужно для того, чтобы союзники видели, по какому танку будет произведен огонь, и постараются сбить гусеницу у врага или вывести из строя членов экипажа. Также это будет сигналом для союзной арты.

Играя на артиллерии, в большинстве случаев используйте осколочно-фугасные снаряды, которые помимо ощутимого урона имеют «сплэш». Фугасы поражают не одну точку, а небольшую область в месте попадания. Фугасные снаряды чаще всего критуют модули и выводят из строя членов экипажа, что в свою очередь сильно ослабляет силу противников, увеличивая шанс на победу союзной команды.

Надеемся, узнав, как играть на артиллерии в WoT, вы добьетесь мастерства, получите удовольствие от игры на этом классе бронетехники и принесете пользу своей команде. Удачных боев на полях сражений!

Артиллерия является довольно специфическим видом техники: малое количество НР, отсутствие брони, возможность стрелять через всю карту (по крайней мере, у большинства САУ) и огромный урон за выстрел (например, средний урон топового орудия советских САУ 6-7 уровня равен 1850!).
Может показаться, что играть на САУ проще всего, не зря же артоводов еще называют «однокнопочными»: стой себе в укрытии и неспешно стреляй по чужому засвету. Но на САУ, как и на остальных видах техники в World of Tanks, довольно легко достигнуть средних результатов, но добиться настоящего мастерства очень сложно.

Любой бой начинается с выбора позиции. Какой должна быть удобная позиция для артиллерии? С одной стороны, у вас должна быть возможность вести огонь по противнику (желательно, в нескольких направлениях), то есть на линии огня прямо перед вами не должно быть, например, дома.
С другой стороны, хорошая позиция должна скрывать вас от противников, то есть вы должны стоять или за кустами (лучше двойными), или в низине. Последний вариант является предпочтительным при стрельбе прямой наводкой на средних и ближних дистанциях: нужно встать так, что высовываться будет только часть орудия, то есть вы сможете легко стрелять по противнику, а ему по вам попасть будет затруднительно. Также желательно, чтобы рядом с вашей позицией было надежное укрытие, за которое вы сможете спрятаться на время, если вас засветили.

На большинстве карт такие удобные позиции располагаются прямо возле респа или базы, но это не значит, что вы должны всегда на них вставать. Если в команде вы один на САУ, то тогда вставать вы можете, куда вам удобно, но все усложняется, если есть союзные САУ. Не нужно толпиться вдвоем или втроем на одной позиции.

Во-первых, вы можете банально мешать друг другу стрелять. Во-вторых, вас будет легче вычислить по трассерам. В-третьих, противникам будет легче спрятаться от вашего огня. Всегда старайтесь встать подальше от союзной САУ, в идеале, вы должны занимать позиции в разных углах карты, чтобы вести перекрестный огонь по противнику, наносить больший урон (вы сможете попадать в борта или корму), выгонять его из укрытий.
Если вы заняли позицию, это не значит, что вы должны стоять там, как приклеенный, до конца боя. В рандомных боях это очень распространенная ситуация: противники прячутся за укрытиями, а союзная САУ стоит на одном месте и не меняет позицию, даже если для нее нет доступных целей. Это грубая ошибка.

Если противники спрятались за укрытиями и боятся высунуться, то вам следует поменять позицию так, чтобы вы их могли достать. Вполне возможно, что придется проехать приличное расстояние. Также позицию надо менять, если вы видите, что противники уничтожили союзников на одном из флангов и движутся к вам. Не надо геройствовать, вы сможете сделать только один выстрел, а затем вас заметят и быстро уничтожат.
Нужно поменять позицию, при хорошем свете вы сможете сделать намного больше одного результативного выстрела, нанести гораздо больше урона. Если вы на медленной САУ, то позицию в таких случаях лучше менять заранее: когда видите, что один фланг противник продавливает, не нужно ждать до последнего, сразу отступайте.

Также не забывайте, что вас могут вычислить по трассерам. Так что после каждого выстрела нужно хотя бы немного откатываться вперед или назад. Многое зависит от того, на какой позиции вы стоите. Если вы расположились возле респа или базы на популярной для САУ позиции, то велик шанс того, что вас вычислят по трассерам. Если вы встали на неожиданную и редко занимаемую САУ позицию, то шансы падают до минимума. Естественно, если вражескую артиллерию уничтожили, то и опасаться вычисления по трассерам не следует.

Теперь непосредственно о стрельбе и выборе целей. Орудия САУ отличаются долгим сведением и очень долгой перезарядкой. Если на низких уровнях это не так заметно, то уже на шестом уровне сведение может занимать семь секунд, а перезарядка – тридцать. То есть выбирать цель вы должны тщательно, стрелять только тогда, когда практически на сто процентов уверены в попадании.
Только у двух САУ есть полностью вращающаяся башня: у СУ-26 и Bat Chatillon 155. Первая – советская САУ третьего уровня (самая популярная САУ в низкоуровневых боях), вторая – вершина французской ветки САУ. Некоторые САУ имеют довольно хорошие углы горизонтальной наводки (например, GW Panther), а на некоторых вам придется постоянно поворачивать корпус.

Чтобы прицел в таком случае сбивался меньше, нужно зажимать правую кнопку мыши, поворачивать корпус, а затем совмещать прицел с кругом сведения. Если поворачивать корпус медленно, то круг сведения увеличится совсем немного, вы сможете практически сразу сделать выстрел.
Легче всего попасть по медленным тяжелым танкам, но у них наиболее толстая броня, то есть вы не сможете нанести много урона, если попадете в лоб. Средние же танки обладают не такой толстой броней, но намного подвижнее, следовательно, попасть по ним сложнее. Стараться стрелять надо или по неподвижным средним танкам и ПТ-САУ, или в борт и корму любым танкам. Для этого нужно чаще менять позицию, вести огонь из неожиданных для противника позиций.

Пытаться попасть по движущимся легким танкам нет смысла, вы только зря израсходуете снаряд и потеряете время на перезарядку. Но вот если можете достать притаившегося за укрытием «светляка» - то обязательно стреляйте, фугасный снаряд нанесет полные урон из-за тонкой брони. Здесь опять пригодится совет почаще менять позицию. Вообще двигаться на САУ надо много, с одной позиции в большинстве боев вы нанесете не слишком много урона.

В рандомных боях союзники прикрывать вас будут редко, так что вполне возможна ситуация, когда к вам прорывается вражеский легкий танк. В целом, если противник неопытный и несется по прямой на вас, то у вас есть большие шансы его уничтожить, вам хватит и одного выстрела. Если же противник виляет, движется по дуге, то попасть по нему будет очень сложно. В большинстве случаев имеет смысл ехать сразу в укрытие, ведь по вам может открыть огонь вражеская САУ, и надеяться, что вражеский легкий танк уничтожат союзники.

Если союзники засветили вражескую САУ, не нужно сразу на нее сводиться, сначала оцените обстановку. Может быть, союзники сами ее уничтожат, и ваша помощь будет не нужна. Если вы все-таки сводитесь на вражескую САУ, то сообщите об этом союзникам, нажав F2 «Атакую». Это будет сигналом союзным САУ, чтобы они не стреляли по вашей цели.

Если союзная САУ указывает на какую-либо цель сигналом «Атакую», то эту цель атаковать не следует: во-первых, это просто некрасиво, во-вторых, один из вас израсходует снаряд зря, а зачастую даже один выстрел САУ может решить исход всего боя.
В целом, вражеские САУ должны быть приоритетной целью. Также не забывайте, что неопытные артоводы после засвета часто остаются на месте. Так что если вы даже не видите противника, стреляйте по тому месту, где он был обнаружен. Скорее всего, вы его уничтожите.

Также нужно помнить, что снаряды САУ часто попадают в крышу вражеских танков, там броня даже у тяжелых танков высоких уровней может составлять, например, 30 мм, то есть вы нанесете максимальный урон. Снаряд может также попасть в приборы наблюдения, тогда урон тоже будет максимальным. Так что целиться надо именно в крышу танка, а не лоб.

Так как часто вы стреляете чуть ли не через всю карту, то снаряд летит полторы-две секунды, об этом нужно всегда помнить и брать упреждение. Попасть по движущемуся среднему танку с большой дистанции у вас вряд ли получится, особенно если он поворачивает, но вот по движущемуся по прямой тяжелому танку попасть даже с большой дистанции не составляет большого труда.

В большинстве случаев нужно использовать фугасные снаряды, у них относительно невысокое пробитие, но урон может быть и частичным (в случае бронебойных или пробил, или не пробил, третьего не дано). Также фугасные снаряды наносят много критических повреждений, что сильно ослабляет противника и увеличивает шансы вашей команды на победу.

Также следует помнить, что фугасы обладают «сплэшем», то есть поражают не точку, как бронебойные, а небольшую область площадью в несколько метров. Таким образом, можно повредить несколько противников. Если снаряд взорвался в нескольких метрах от врага, то урон будет небольшим, но есть высокий шанс сбить гусеницу. Не забывайте только, что «сплэшем» можно задеть и союзников, будьте осторожны.
Часто на САУ доступны кумулятивные снаряды, которые можно приобрести или за золото, или за большую сумму серебра. Во многих ситуациях они могут быть полезны, пользуйтесь ими, если есть возможность. Также есть «голдовые» фугасы, особенностью которых является большой «сплэш». В целом, они себя не окупают, но могут быть полезны, например, если вы сбиваете захват с базы.

Также на многих САУ высоких уровнях можно стрелять бронебойными снарядами. Они обладают большим уроном, так что есть соблазн стрелять только ими. Но не забывайте, что в большинстве случаев ваш снаряд попадает в противника под большим углом. Для фугасных снарядов это неважно, а вот для бронебойных в таком случае возрастает роль рикошетов и непробитий. В целом, рационально применение бронебойных снарядов только при стрельбе прямой наводкой или вообще в упор.

Вот и все. В ротных и клановых боях САУ могут наносить до 80% процентов урона, в рандомных боях такое вряд ли возможно: вас редко прикрывают союзники, да и свет часто умирает чуть ли не в первые тридцать секунд. Но вы все равно можете наносить огромное количество урона. Главное рассчитывайте каждый выстрел и почаще меняйте позицию.

САУ в World of Tanks обладают уникальным режимом стрельбы, который позволяет через всю карту наносить урон вражеским танкам. За это ее так боготворят светляки, ненавидят тяжелые танки и ругают союзники, когда арта мажет по цели. В «Мире танков» представлено множество САУ пяти различных наций. Как играть артой в World of Tanks и делать это правильно?

Многие игроки предполагают, что играть на артиллерии легко. Но это далеко не так, ибо для того, чтобы вас ненавидели враги и уважали союзники, нужно приложить максимум усилий. Как правило, арта живет дольше всех. И время, прожитое в бою, нужно эффективно использовать. Чтобы стать лучшей артой в бою, следует хорошо к нему подготовиться.

Выбор артиллерии

«Мир танков» располагает пятью ветками САУ и 1 премиальной артой. Китайцы и японцы на данный момент не имеют в своих деревах развития веток САУ, но, вполне возможно, «Варгейминг» порадует игроков новыми артами. 3 топовые арты 10 уровня практически схожи в характеристиках – убойные орудия, неповоротливость и слабая динамика. Речь идет об американской Т92, немецкой G.W.E100 и британской Conqueror Gun Carriage. Что касается советской САУ Об.261, то ее орудие слабее, но динамика и точность намного выше. Французский Bat.-Chatillon 155 58 и вовсе не похож на все САУ: великолепная динамика, слабая альфа орудия и барабан на 4 выстрела.

В итоге, если вы любитель фановой игры, то лучше выбрать француза. Предпочитаете одним выстрелом ваншотить врага – немец и британец в вашем распоряжении. Рассчитываете не только на попадание во врага, но и на сплеш от фугасного снаряда, тогда вы должны сделать «американский выбор». Уповаете на точность в бою – Об.261 идеально подходит для вас.

Снаряжение и оборудование САУ

Снаряжение для артиллерии не так важно, как дополнительное оборудование. В бою можно выкатываться и без расходников, так как в подавляющем большинстве боев артиллерия не успевает их использовать. Конечно, никто не мешает вам возить стандартный набор из малого ремкомплекта и аптечки, а также огнетушителя. Арты со слабой динамикой разгона могут установить в один из слотов расходники, улучшающие динамику: «качественное масло», «регулятор оборотов движка», «высокооктановый бензин». Мажоры, предпочитающие воевать на САУ, могут оснастить свои арты «съедобными» расходниками для экипажа, увеличивающими навыки и умения на 10% (онигири, кофе, шоколад и т.д.).

Что касается оборудования, то обязательной для артиллерии является установка:

  • «гаубичного досылателя» для увеличения скорострельности орудия на 10%;
  • «усиленных приводов наводки» для уменьшения скорости сведения ствола на 10%.

Единственная арта, на которую не устанавливается «досылатель», – это Bat.-Chatillon 155 58, ибо у него имеется барабан на 4 выстрела.

Арты с закрытыми рубками могут установить в третий слот «улучшенную вентиляцию». Для большинства артиллерий также важна «маскировочная сеть» для уменьшения заметности, но если у САУ малые УГН, то «маскировочная сетка» будет бесполезна.

Умения экипажа САУ

Арта – единственный класс в игре, которой не нужно качать «Ремонт» в первую очередь. САУ всегда находятся на последней линии и чаще всего погибают от одного выстрела. Качать «ремонт» артиллерии бессмысленно. Главным навыком для арты является «Шестое чувство», ибо знание того, засветили вас или нет, не раз спасет вам жизнь в бою. Обязательно арте нужно вкачать «Маскировку» у всех членов экипажа и «Боевое братство» для повышения характеристик танка.

Моды, улучшающие функционал игры

Большинство игроков пренебрегает модами, предполагая, что они только грузят игру и мешают играть. Это далеко не правда, так как большинство модов направлены на улучшение игры. Для САУ понадобятся следующие моды:

  • «оленемер» позволит уже в начале боя определить наиболее сильных врагов, которых нужно уничтожать в первую очередь;
  • улучшенный прицел с дополнительными фишками (таймеры перезарядки, скорость полета снаряда, дальность до цели, круги сплеша и т.д.) позволит арте наиболее эффективно уничтожать цели;
  • «умная» мини-карта сэкономит время на определение направлений врага (подписи танков на карте, маркеры засвета врагов).

  1. Правильно выбирайте цели среди врагов. Артиллерия первым делом должна уничтожать топовые пт-сау и тяжелые танки. Если же вдалеке засветилась вражеская артиллерия, то именно ее следует уничтожить первой. Не тратьте снаряды на быстрые танки и светляки. Попасть в них сложно, да и не ваши это цели.
  2. Правильная позиция – залог выживания. Всегда старайтесь занимать позиции за домами и зданиями, скалами и кустами. У вас всегда должно быть место для отступления.
  3. При первом же засвете и выстреле нужно менять позицию. Касательно засвета – все понятно, а вот в случае с выстрелом ситуация немного другая. Есть определенная группа артоводов-трассодрочеров, которые предпочитают стрелять по вражеской арте, вычисляя их по трассерам от снарядов. Поэтому после каждого выстрела меняйте позицию, откатывайтесь на 20-30 метров вперед или назад.
  4. Учитывайте дальность полета снаряда, его скорость и время полета. Если цель далеко, то стреляйте с упреждением. Старайтесь стрелять по не движущимся танкам врага и при 100% сведении.
  5. Если на вас едет вражеский светляк, то переключитесь в режим прямой наводки и подождите, пока светляк появится в зоне видимости. Танки в пределах 50-100 метров намного легче уничтожить в режиме прямой наводки.
  6. Не брезгуйте использованием кнопок F2, F8 и F7.
  7. Меняйте позиции чаще, ибо на любой карте существуют «мертвые» зоны.

И помните, что САУ – это основная ударная сила команды, на которую надеются многие игроки. Постарайтесь не ударить в грязь лицом, если предпочли этот класс боевых машин в «Мире танков».

Данный класс техники нелюбим многими игроками за якобы слишком простой игровой процесс. Тяжелые танки страдают от арты, не имея возможности часто защититься от нее. Эта статья поможет вам лучше понять некоторые нюансы игры на артиллерии в World of Tanks. Она будет полезна в первую очередь новичкам, вряд ли опытные артоводы вынесут для себя что-то полезное.

Разберем самые распространенные заблуждения, с которыми сталкивается танкист, при игре на арте:

  • Арта – простой класс техники.
  • Арта ничего не делает.
  • Невозможно тащить на арте, от нее ничего не зависит.
  • Есть карты, на которых арта бесполезна.
  • На арте играть скучно, очень унылый геймплей.

Арта – простой класс техники?

Однозначно – нет. Конечно сам игровой процесс не вызывает сложностей, просто навести мышку на цель, свестись и выстрелить. В некоторых ситуациях придется брать упреждение, но ведь это не так сложно.

Чтобы играть на арте нужно знать все разъезды, возможные положения техники на карте, поведение игроков и многое другое. Новичок в игре будет попадать по цели очень редко. Артиллерист в первую очередь должен понимать психологию поведения игроков в рандоме на разном типе техники. Это совсем не просто.

Арта ничего не делает?

Как часто вам попадался Маус или ИС-4 на Химмельсдорфе, который в одиночку продавливал «банан»? На каждой карте и в каждой ситуации есть техника, которая себя чувствует комфортнее других и чтобы не дать ей чрезмерно господствовать в игре присутствует артиллерия.

К примеру, часто вы мечтали на Эль-Халлуф ямку на советском среднем танке? Или потанковать у озера на Малиновке? Уверен, что часто. Выбить такие танки без артиллерии практически невозможно. А наличие хотя бы одной в команде уже не даст возможность противнику стоять и беспрепятственно отражать снаряды ваших соратников.

Можно ли тащить на арте?

Ответ однозначный – да, можно, но не всегда. Как известно, поведение снаряда в игре определяется рандомизатором и совершенно непонятно куда он может полететь в данный момент. От игрока зависит лишь наведение и уменьшение возможных шансов на попадание «в молоко».

Опять же многое зависит от сетапа и карты, на которую вы попадаете. Состав команды очень важен, так как многие танки не так сильно боятся артиллерии из-за своей скорости. Карта имеет не меньшее значение и о ней в следующей части.

Есть ли карты, на которых арта бесполезна?

Совершенно точно можно сказать, что – нет. Есть карты, на которых полезность арты не высока, к ним можно отнести Париж, Промзону, Харьков и Химмельсдорф. На них арте действительно тяжело, однако есть нюанс: танки на таких картах чувствуют себя достаточно защищенно, так как находятся на закрытой территории. Если вы найдете удачные прострелы, куда можно забросить снаряд, то эффективность ваших действий увеличится в несколько раз.

На том же Химмельсдорфе огромне значение имеет угол полета снаряда, чем он выше, тем проще ва будет перебросить снаряд через ровные стены домов.

Скучно ли играть на арте? Унылый геймплей?

Конечно, игровые предпочтения у каждого свои, однако называть геймплей на ней унылым нельзя. Любому танку нужно двигаться, и он зависим от наличия танков на линии. Арта же простреливает всю карту. Топовые машины достаточно быстро сводятся, чтобы реагировать на засвет оперативно. Если вы на тяжелом танке поехали на пустую линию, то игровой процесс в таком случае будет гораздо скучнее.

Можно ли набить на артиллерии хороший рейтинг?

Нет, нельзя. Очень рандомный класс техники, даже топовые артоводы имеют относительно невысокую статистику.

Что нужно знать, чтобы начать играть на арте?

В первую очередь не рекомендуется начинать прокачивать ветку САУ новичкам. Для начала вам придется узнать точки, на которых обычно становится артиллерия, для обстрела. Вторая не менее важная вещь, которую вам нужно знать – это разъезды танков противника. Это нужно, чтобы знать куда сводиться вначале боя.

Какие моды помогут при игре на арте в World of Tanks?

Их разнообразие не очень велико:

  • Навороченный прицел «Дамоклов меч». Показывает много полезной информации, такой как время полета снаряда, дальность стрельбы, прочность вашего танка, количество снарядов в боеукладке и так далее.
  • Battle Assistant позволяет вам увидеть траекторию полета снаряда, что сделает возможным заброс под крыши или мосты.
  • Дополнительный серверный прицел поможет вам точно знать, когда орудие сведено на 100%, это позволит вам избежать промаха в некоторых случаях.
  • Ограничители углов горизонтальной наводки.

На самом деле «Дамоклов меч» не очень полезен, единственный уникальный показатель, который помогает в бою – это время полета снаряда. Однако со временем вы сами интуитивно научитесь определять его.

Battle Assistant гораздо полезнее и без него игра на арте практически невозможна. Этот мод полностью легален и за него, как и за предыдущий, вас не могут забанить. Он весит чуть меньше чем 70 КБ и его легко найти на официальном форуме. Скриншот вы можете видеть сверху.

Дополнительный серверный прицел нужен в том случае если вы привыкли играть с клиентским и и если вы играете на других типах техники. Дело в том, что серверный прицел не плавный и достаточно часто дергается, что раздражает многих игроков. Если вы играете только на артиллерии, то можно не скачивать данный мод, а просто включить серверный прицел как основной. На скриншоте ниже зелеными точками отображается клиентский прицел, а фиолетовыми – серверный.

Мод, показывающий ограничения горизонтальной наводки очень полезен, так как далеко не все САУ обладают башней. При повороте корпусом у вас сильно разбрасывается прицел, хорошо точно знать, куда можно вести мышку, а куда не стоит. Также при занятии позиций включайте блокировку движения.

Какие перки лучше всего качать на арте в World of Tanks?

Обязательно «лампочку», как и для всей техники, а вместо ремонта лучше взять маскировку, в большинстве случаев ремонт вам будет бесполезен. Также отлично работает перк «боевое братство».

Какое оборудование лучше ставить на арту в World of Tanks?

Если вы играете на технике с закрытой рубкой, то не лишним будет поставить вентилятор. А так как скорость перезарядки и сведения – основные параметры этого типа техники, то усиленные приводы и досылатель подойдут как нельзя лучше. На технике с открытой рубкой можно поставить маскировочную сеть, это может спасти вас от засвета.

Какую ветку артиллерии лучше всего качать первой?

Ответа два – советская и американская. Выкачав артиллерию СССР, вы в любом случае получите очень хороший аппарат в лице об. 261. Однако до него еще страдать и страдать, вся ветка очень неудобная и сложная. Американский Т92, не так уж хорош из-за очень низкой точности и понравится он не всем. Однако прокачка к нему гораздо комфортнее. Машины М40/М43 и М53/М55 лучшие на своем уровне.

Заключение

Играть на арте, безусловно, стоит, даже если ранее вы не пробовали этого делать. Вы откроете новый мир в любимой игре. Скоро, возможно, данный класс техники будет переделан и у вас есть возможность прочувствовать ее такой, какая она сейчас есть, в занерфленном, но все еще играбельном виде.

Как уже было сказано, артиллерия многими «добропорядочными танкистами» считается чем-то вроде необходимого зла. Вроде и раздражает, вроде и никак без нее… Во-первых, играть на САУ можно буквально одной рукой, а другой - размеренно попивать чай с печеньками. А во-вторых, даже и ехать, подставляясь под снаряды, после начала боя далеко никуда не надо - знай себе сиди в кустах возле базы и жди, когда засветят очередного толстого врага, чтобы отправить тому хороший подарочек в виде фугаса-другого. Благо и уроном орудия не обделены - САУ запросто выносят почти любые цели с одного попадания.

Однако и недостатки у «арты» есть, среди которых, как минимум, долгая перезарядка и крайне тонкая броня (в большинстве случаев). Поэтому хочешь-не хочешь, любишь-не любишь, но свои САУ команде приходится беречь, так как совсем без артиллерии очень сложно иметь преимущество над противником.

1. Не лезьте на рожон. Артиллерия - не танк. В авангарде битвы ее снимут раньше, чем вы успеете сказать слово «ваншот». Сидите на краю карты и не высовывайтесь.

2. Встаньте на удобную позицию. Чаще всего самая лучшая дислокация для САУ - угол карты недалеко от базы. Желательно тот, где имеется возвышенность, чтобы простреливалась как можно большая часть карты.

3. Следите за ходом боя и миникартой. В World of Tanks не просто так существует «засвет», а «арта» не ради красивых видов умеет смотреть на поле боя сверху. Следите за ходом сражения и снимайте в первую очередь тех, кого сложно вынести с одного выстрела из обычного танка: ТТ, СТ и ПТ-САУ. А если один из врагов приехал к вам «в гости» - БЕГИТЕ, как бежали бы от внезапно вернувшегося мужа вашей любовницы. Или прячьтесь.

4. Близко враг? Прямой наводкой! Враг близко, но еще не увидел вас? Нажмите Shift, чтобы выйти из режима гаубицы, нацельтесь на врага, нажмите ПКМ, чтобы сделать захват жертвы цели, а потом… пропишите ему тот самый «ваншот» от вредности самой что ни на есть прямой наводкой!

5. Не уверены? Не стреляйте! Снаряды казенные зря тратить мало того что нехорошо, так еще и неэффективно! Помните, что ваше орудие перезаряжается долго, и за это время всегда можно упустить хороший шанс подбить особо лакомый и толстенький танчик команды противника. Лучше подождите этого шанса секунду другую, чем «лупить» на удачу.

6. Имейте в виду упреждение. Ребята из Wargaming постарались и сделали в игре «взаправдашние» снаряды, которые взаправду летят по воздуху. Это вам не Counter Strike: GO, где врагов убивает перекрестие и звук выстрела. Подобно реальной баллистике, в World of Tanks, имеется упреждение - ожидаемое положение цели, к тому моменту, как долетит снаряд. Поэтому если собираетесь «бомбить» другой конец карты, то прикиньте какое расстояние проезжает ваша цель за время полета снаряда (до 3 секунд). Это и будет примерной величиной упреждения.

7. Стреляйте «фугасом» между врагами. Вместо того чтобы зря тратить лишние снаряды на каждый из вражеских танков и лишнее время на перезарядку, лучше отправьте осколочно-фугасного «красавца» прямо между двумя или более близкостоящими супостатами. Задеты будут все.

8. Иногда можно стрелять вслепую. Если боеприпасов у вас еще много, а вы заметили, как кто-то невидимый свалил дерево, повредил постройку или даже выстрелил… Срочно шлите туда снаряд! Вот вражина удивится! Даже если не попадете, то, скорее всего, сгоните его с укромного места, а там недалек и засвет вашими союзниками.

* * *

Заинтересовались классом САУ, но ваш компьютер едва тянет World of Tanks даже на минималках? Всего за 590 руб. в месяц любой пользователь интернета уже давно может позволить себе играть в такие шедевры как GTA 5, «Ведьмак 3» или Fallout 4 абсолютно на любом «калькуляторе» или ноутбуке. Просто заходите на наш основной сайт .

Спасибо за прочтение!