Как создать свой театр. На что живут частные театры в России? Как всё работает

Снарк - герой поэмы Льюиса Кэрролла. Таинственное существо, которое все ищут и хотят. По словам Алесина, театр - тот же Снарк. Он может быть любым, и в этом его магия и притягательность. Юрий не боится ставить спектакли на серьёзные темы, поскольку уверен: театральными средствами можно легко объяснить даже задачу по математике.

За неполных два года в его репертуаре появилось пять спектаклей. В труппе работают пять актёров и четыре музыканта, бизнесу активно помогает жена. Проект пока не приносит большой прибыли, но Алесин надеется со временем вывести его на международный уровень.

Юрий АЛЕСИН

Основатель театра «Снарк»

Как начинал

Я учился в ГИТИСе - сначала на актёрском отделении, потом на режиссёрском. До открытия собственного бизнеса пытался реализовать себя в государственном театре, но были сложности: режиссёров в Москве очень много, постановки расписаны на несколько лет вперед. Чёткой и понятной системы трудоустройства для театрального режиссёра не существует - это очень медленный и мучительный процесс. Но в чём нет недостатка у выпускника ГИТИСа, так это в связях. Он знает театральных продюсеров, артистов, людей, которые отвечают за свет и звук. Так создавать что-то своё намного проще.

В 2009 году я сделал первый театральный проект совместно с Олегом Клениным - детский театр «Будильник », ориентированный на большой зал. Мы поставили спектакль «У ковчега в восемь». Я был режиссёром, а Олег - продюсером. Мы работали вместе до 2012 года, но потом возникли расхождения: я считал, что независимый проект сможет выжить только в том случае, если это камерный театр для аудитории в 30-50 человек.

Мы переделали сказку «Курочка Ряба»: действие происходило в космической лаборатории, где курочка и мышка - экспериментальные объекты , дед - учёный,
а бабка - робот

Олег же был уверен, что нужно прорываться на большие площадки на 100-150 человек. Так мы и разошлись. Теперь я работаю в сегменте камерного театра, а тот единственный спектакль «Будильника» идёт на большой сцене.

Деньги на старт мне одолжил брат. Мы тогда все работали за идею, и средства уходили только на покупку материалов. В труппу я взял в основном актёров, с которыми учился в университете. Так сложилось, что у меня по жизни много друзей-музыкантов, поэтому проблем с оркестром тоже не возникло. Директором стала жена Елена, которая до этого работала в кино, - планировала съёмки мыльных опер. Теперь она учится маркетингу, управлению и финансам в Школе театрального лидера.

Первый спектакль

«Побег из космоса» был фантастическим. Фантастика - это вообще такая дыра для репертуарной карты русского театра, в Москве вы не найдёте ничего подобного. Мы переделали сказку «Курочка Ряба»: действие происходило в космической лаборатории, где курочка и мышка - экспериментальные объекты, дед - учёный, а бабка - робот. В результате эксперимента курица снесла яйцо, которое может уничтожить всю Вселенную, мышь пытается спасти мир, и т.д. По жанру это фантастический комикс.

Тогда у нас возникли большие проблемы с техническим исполнением. Многое было завязано на свете, проекции, музыке (каждое действие озвучивалось определённым образом). А когда нет персонала, который всё это сделает профессионально и качественно, многое не получается. Теперь все чудеса создаём из бумаги, картона, тряпочек. Мы перешли к некому примитивизму, который подарил богатую ассоциативную связь.



Как всё работает

Многие театральные коллективы считают, что дети - маленькие обезьянки, которых нужно смешить и развлекать. Мы думаем, что они гораздо умнее. Наша философия - отношение к ребёнку как к равному. Кроме того, родители тоже не должны скучать. Я сужу по себе: если меня тема волнует, значит, она подходит для постановки. Материал стараемся брать современный. Одна из последних премьер - «Тили-тили-тесто», спектакль про любовь. Я вспомнил, как сам влюблялся в детском саду, и понял, что детей эта тема волнует. Мы с труппой придумали истории, связанные с детскими влюблённостями, нашли маленькие сказки, песни, сделали такой спектакль-разговор. В конце дети тоже выходят на сцену и рассказывают о том, в кого влюбляются, как делают подарки, и т.д. Мы считаем, что диалог очень важен. Это как раз один из форматов, не охваченный большими театрами: там это просто невозможно.

Мы всегда смотрим на реакцию и для каждой постановки определяем возрастную категорию. Дети все разные: в три года интересно одно, в пять - другое. Но родители обычно не обращают внимания на наши маркировки. «Дзынь», например, для детей от шести лет, а родители приходят, говорят: «У нас ребёнок такой умный, всё понимает, хотим пойти на этот». Мы, конечно, не отказываем, но надо понимать, что детям до шести лет вообще сложно смотреть что-то со словами.

Декорации - это всегда набор каких-то бытовых элементов. Птицу, например, мы делали из сушилки для белья

Если мы хотим поставить новый спектакль, то начинаем искать площадки, которым это было бы интересно. Договариваемся с каким-нибудь ДК, месяц репетируем бесплатно, а потом выручку от трёх спектаклей отдаём ему. Это позволяет сделать спектакль, который будет кормить нас в течение двух-трёх лет. А потом уже делим доход от продажи билетов по стандартной схеме - 50 на 50. Средняя цена билета - от 500 до 1 200 рублей.

В труппе пять актёров и четыре музыканта. Сценарии пишем в основном мы с женой. Если ты берёшь чей-то сценарий, то должен платить авторские отчисления. А традиционные, классические сюжеты используют очень многие, поэтому стараемся придумывать своё. В репертуаре пока пять спектаклей, сейчас приглашённый режиссёр Галина Зальцман ставит шестой.

Декорации - это всегда набор каких-то бытовых элементов. Если использовать их правильно, получается нечто необыкновенное. Есть, например, спектакль «Слон-концерт» - там декорация состоит из вешалки, на которой висят два надувных круга и чехлы для костюмов, а по центру - вентиляционная труба. Из этого всего получается слон, и больше всего денег в итоге получает художник, который это придумал. Птицу, например, мы делали из сушилки для белья.

Деньги

Cтрадаем в основном из-за нехватки денег. Постоянно приходится работать на энтузиазме, а он рано или поздно исчерпывается. Поэтому вначале, когда мы пытались делать большие спектакли, сильно теряли в качестве. Мы ставили слишком высокие цели, но не всё хорошее можно сделать на коленке. Потом определили для себя некоторые рамки: в спектакле не может участвовать больше трёх актеров, бюджет не может быть больше 50 000 рублей.




Почему я решил делать камерный театр, ведь он приносит меньше прибыли? У таких команд есть много преимуществ. Спектакли мобильные, перевозные и низкобюджетные по персоналу и декорациям. Можно выехать в любой город или конец Москвы (если пробки, всегда можно добраться на метро). Детский театр гораздо более востребованный, чем взрослый. В нашем сегменте мало разнообразия, но есть много нереализованных тем и форм.

Для творческого человека главное - реализовать свой созидательный потенциал, вопросы бизнеса на втором месте. Ему нужно найти партнёра, который станет заниматься привлечением денег. Но и тот, кто решит заняться театральным бизнесом, ничего не сможет без человека из сферы искусства. Мне сейчас активно помогает жена, но всё-таки надеюсь найти человека более агрессивного, который выведет это дело на новый уровень.

Благодаря тому что наши спектакли идут каждый месяц, люди приходят и рекомендуют другим, и потом мы выходим на частного заказчика, от которого получаем основную прибыль. Если нас за месяц три раза куда-то позвали, это хорошо. Иногда складывается идеально: днём мы играем в театре, а вечером уезжаем к заказчику. Обычно выездной спектакль стоит от 30 000 до 60 000 рублей. Но общего рынка нет, поэтому можно назвать любую цифру. Сейчас со всеми детскими театрами пытаемся прийти к общему знаменателю, чтобы механизм был налажен. Каждый месяц мы получаем 20 000-150 000 рублей прибыли от спектаклей.

Планы

Я бы хотел показывать спектакли в Московской области, а какие-то («Дзынь», «Кораблик») - вывезти за границу. Нужно активно подавать заявки на международные фестивали, а пока мы работаем только с московскими.

Ещё мы хотели бы сотрудничать со школами. Есть такая специальность - театральный педагог. Помимо театрального просвещения он занимается передачей любой информации художественными средствами. Есть дети, которых трудно увлечь, а когда объясняешь задачу по математике с помощью театрального этюда, она становится интересна: информация усваивается лучше. У нас есть, например, шоу-лекция про Пушкина «Невольник чести». Мы взяли биографию, стихи, отзывы современников о поэте и сделали из этого урок-спектакль. Ставили его в нескольких школах, но обычно они не слишком стремятся к сотрудничеству.

Найдите постоянный состав. Если нет единомышленников, ничего не получится.

Создавайте что-то не только по денежным соображениям, но и по творческим.

Пытайтесь наладить партнёрство с государственными организациями - с Департаментом культуры или образования. У них колоссальный рынок сбыта: школы, праздники, парки - и все они нуждаются в контенте.

Делайте ставку на изобретательность исполнения, а не на дороговизну декораций и техники.

Откройте локальный
театр, ориентируясь на потребности местных жителей.

Все фотографии предоставлены героем

В 2016 году в Киеве появился новый независимый театр «Мизантроп». Коллектив уже отметился громкими мультижанровыми постановками «Три сестры» и «Приглашение на казнь». Platfor.ma поговорила с одним из идеологов проекта, композитором Дмитрием Саратским, чтобы подготовить пошаговую инструкцию по созданию независимого театра в Украине.

Поймите, что вам нужен театр.

Создание своего театра начинается, в первую очередь, с мысли о невозможности работать иначе. Когда понимаешь, что иного пути нет и, для того чтобы реализовать свои творческие замыслы, тебе не подходит ни одна из существующих площадок - начинаешь задумываться, а может стоит создать что-то свое? Быть независимым от конъюнктуры, директоров, продюсеров, государства и прочих «нетворческих» факторов. Ну а дальше - это вопрос воли и наличия единомышленников - потому что путь этот очень тяжелый и совершенно непредсказуемый.

Убедитесь, что закон не против вашего театра.

На сегодняшний день регистрация - это не такой уж важный аспект существования театрального коллектива. Можно работать как ЧП или ТОВ, можно примкнуть к уже существующему театру и быть своего рода «подразделением», а можно вообще ничего такого не предпринимать и просто играть спектакли. Единственное, для чего необходимы какие-то юридические обоснования - это продажа билетов. Но тут тоже все довольно просто: достаточно заключить договор с одним из многочисленных билетных операторов и реализовывать билеты через них.

Если ты работаешь как ФОП или ТОВ, то тебе не обязательно доказывать что ты именно театр, а не что-нибудь другое, - зритель сам даст оценку твоему творчеству, но если же вам хочется каким-то образом приобщиться к государственным или муниципальным бюджетам, то тут уже придется столкнуться с бюрократической машиной во всей ее красе.

Хотя, если честно, это не имеет никакого смысла, так как стать «национальным», то есть подчиняться Министерству культуры могут лишь избранные коллективы, их очень мало - а звание «муниципального» или «областного» театра практически ничего не дает в финансовом плане. Скорее наоборот - это лишнее внимание со стороны власти, а значит: контроль за репертуаром, тендерные закупки буквально всего (даже батареек в микрофоны) и еще, не дай бог, какие-то заказные спектакли на праздники. В общем, одни минусы. Помещение, если у вас такового нет, вам никто не выделит, так как театры у нас не строятся уже лет 80. Так что, как не крути, - свобода и независимость сегодня лучше.

Найдите людей.

Для независимого театра люди - это и есть главный фактор успеха, потому что, не имея крыши над головой, не имея долгосрочных планов и финансовой поддержки, единственное, что может заставить коллег идти за тобой, - это их любовь к искусству и готовность жертвовать ради него. Жертвовать временем, заработками, сном, здоровьем - да практически всем, что у них есть. И если ты находишь таких людей - то шанс на будущее есть, если же ты ищешь людей по каким-то другим критериям - в сфере независимого театра - ты обречен на неудачу.

    Потратьте кучу времени на поиск денег.

    В нашем случае занятие, которое отнимает больше всего времени, - это поиск инвестиций. У нас самих нет достаточных средств для реализации задуманных постановок, поэтому мы просто берем деньги в долг, а потом в процессе проката отдаем их. Но это наш путь, и вполне возможно, что не всем нужно следовать такому примеру.

    Безусловно, работа над спектаклем, особенно в том формате, в котором работаем мы, а именно мультижанровый театр, в котором есть и сценическая, и музыкальная, и хореографическая, и световая составляющие, - это очень трудоемкий процесс. Кроме всего прочего, поскольку инвестиция и бюджет не резиновые - многое приходится делать самим: начиная от костюмов и заканчивая перемещением декораций и монтажом звука или света. Ведь чем больше привлекаешь специалистов, тем меньше остается денег на ткани, материалы, микрофоны и тому подобное. Приходится сильно экономить. Так что, если у вас, например, есть друг или родственник, готовый инвестировать в вас, - ни в коем случае не пренебрегайте этой помощью. Главное - не позволяйте этим людям влиять на творческий процесс, иначе все пойдет прахом.

    Определитесь, что хотите поставить.

    В нашем случае было немного необычно: сначала мы решили сделать спектакль «Три сестры», а только после его успеха решились презентовать театр и заявить о себе, как о новом коллективе. Но в целом нужно делать только то, что нравится, иначе нет смысла создавать свой театр. Если вы собираетесь под кого-то подстраиваться, пытаться поймать тренд или настроение публики - нет смысла создавать что-то новое. Главным тезисом должно быть: «творчество в чистом виде».

    Займитесь репетициями.

    Наши репетиции длятся по 12 часов и это мало кто выдерживает! Все потому что, ввиду очень плотных графиков, мы не можем себе позволить репетировать спектакль на протяжении полугода. Когда коллектив только начал свою жизнь, он априори не может сразу приносить деньги, именно поэтому каждый из нас (и создатели, и артисты) занимается еще множеством других проектов, которые позволяют нам держаться на плаву. Ну, а если рассматривать идеальный вариант - то репетиции должны длиться ровно столько, сколько необходимо, и предугадать это невозможно. Все зависит от жанра спектакля, от пьесы, лежащей в основе, от вдохновения режиссера в конце концов - а тут все непредсказуемо.

    Найдите зрителей.

    Есть мнение, что привлечь публику новому коллективу очень сложно, раз уж зрители не ходят даже на именитые театры. На самом-то деле все очень просто: нужно заставить людей поверить в то, что театр - это не скучно. Что это круче, чем кино, потому что все происходит здесь и сейчас. Что театр - это место, где люди, твои современники, будут на твоем языке говорить с тобой о проблемах, волнующих тебя. Не учить, не демонстрировать что-то, а общаться! И если ваш театр действительно живой и действительно актуальный, то эффект «сарафанного радио» будет привлекать все большую и большую аудиторию. Если же вы не такие - никакая реклама не поможет.

Что такое частный театр - это самый часто задаваемый вопрос. Чтобы на него ответить достаточно дать определение понятию - театр.

Театр - это форма исполнительского искусства. Театр — это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кине матограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения. А если сказать дословно, то театр - это место для зрелищ, смотрю, вижу.

В России в основном работают государственные театры или антрепризы, частный же театр при отсутствии меценатов или спонсоров через какое-то время прекращает свое существование, потому что сам себя он содержать не может.

В нашей стране частные театры - вещь относительно новая, не вписывающаяся в коммерческую структуру. Это связано с тем, что театральное искусство, в отличие от, например, кино и циркового считается некоммерческим проектом, «искусством ради искусства», не приносящим существенной прибыли.

Как ни печально, но уважаемая когда-то профессия антрепренера - владельца или содержателя (а также в некоторых случаях - арендатора) частного театра сейчас незаслуженно забыта. Возможно, именно поэтому начинающие актеры, труппы и даже театральные студии и действительно остаются невостребованными и чаще всего умирают из-за отсутствия финансирования.

Историческая справка: театральный рынок России конца ХIХ — начала ХХ века необычайно обширен и разнообразен: предложение обеспечивалось пятью (некоторое время шестью) Императорскими репертуарными стационарными театрами столиц, провинциальными казенными театрами (около 10, точное число их неизвестно), городскими (муниципальными) театрами, антрепризами, товариществами, а также полупрофессиональными народными театрами (их в начале ХХ века насчитывалось более 400). Основной массив профессиональных театральных организаций составляли антрепризы и товарищества. Ежегодно работало около 300 таких репертуарных театров.

В Москве первый частный театр для широкой публики удалось организовать Артистическому кружку в 1868 году.

Из московских частных музыкальных театров конца XIX — начала XX веков в первую очередь необходимо назвать оперу Саввы Мамонтова и оперный театр Сергея Ивановича Зимина. Также в это время работали несколько драматических частных театров: театр Корша и Соловцова . В предреволюционные годы появились МХТ Станиславского и Немировича-Данченко , Камерный театр Таирова , в 1901 году в Петербурге открылся «Новый театр» под руководством Л. Б. Яворской , просуществовавший несколько лет; в Петербурге работал Евреинов — все они представляли новые театральные явления, не вписывающиеся в ставшие тесными рамки императорских театров.

Сегодня мы решили опросить ростовчан на центральных улицах города, узнать посещают ли они театры. Оказалось, что в Ростове-на-Дону люди практически не ходят в театры, и больше того, не хотят в них ходить, а статус частного театра вызывает какие-то нехорошие представления. Почему же получилось так, что Ростов-на-Дону, город с такой неплохой театральной историей, перестал интересоваться театральным искусством?

Еще немного истории города Ростова-на-Дону:

В 1863 г., по Большой Садовой в новом, так называемом, Гайрабетовском театре состоялось первое представление. Это была первая сезонная труппа. Ее антрепренером стал Ф. Надлер.

В 1873 году видный домовладелец Е. К. Ткачев в собственном саду, через квартал от Гайрабетовского, тоже возвел деревянный театр, представления в нем давались и в зимние месяцы.

В 1882 году крупнейший капиталист Юга России, владелец табачной фабрики, купец 1-й гильдии В. И. Асмолов добился от городской думы дозволения построить "концертное зало" на собственном участке земли по Таганрогскому проспекту (рядом с нынешним Домом офицеров). И уже следующей осенью поднялось и приняло первых зрителей первое в Ростове каменное театральное здание "в мавританском стиле" на 800 мест в трех ярусах, с просторной сценой, прекрасной акустикой. Театр получил название, сохранившееся в устной речи и после революции, как "асмоловский".

В 1899 году на Бульварной площади (ныне — Свободы) был возведен Нахичеванский городской театр. Трижды ему присваивалось имя Ленинского комсомола, весной 1920 года ему присваивалось имя М. Горького, в предвоенные годы он назывался областным драматическим, а с 1963 года Театр юного зрителя, ныне РОАМТ (Ростовский Областной Академический Молодежный Театр).

В 1906 году купчиха П. Д. Машонкина выстроила грандиозное здание театра-цирка. Главный вход был со стороны Таганрогского проспекта. Сооружение было рассчитано на 1700 зрителей. Его арендовали драматические, оперные и опереточные труппы. После революции Машонкинский театр носил имя К. Маркса, а после пожара в Асмоловском театре в него переселился драматический имени А. В. Луначарского и получил новое имя — Большой драматический.

В двадцатые годы в городе также работали: опереточная труппа, "Театральная мастерская", театры "Скоморох" и "Гротеск", клубный театр имени Р. Люксембург, полупрофессиональные — армянский, еврейский, латышский; театр рабочей молодежи из любительского обрел статус профессионального и перебазировался из Дворца железнодорожников под нахичеванскую крышу. А в начале тридцатых создан и украинский — имени Г. Петровского. Во главе с замечательным режиссером А. Ларским работал краевой театр сатиры.

В 1931 году начал свою историю театр музыкальной комедии в клубе ДонГЭС (теперешний ДК "Энергетик" на пр. Семашко).

В 1933 году в Доме Красной Армии (ныне здание театра музыкальной комедии) был образован театр Красной Армии СКВО, много лет которым руководил Я. Д. Габ. В тридцатые годы театр переехал в клуб работников торговли (ныне — Дом офицеров), а в 1948 году театр был расформирован.

Ростовский ТЮЗ в 1935 году обосновался в бывшем "приказном" клубе на территории городского сада, где до этого времени работал "Мюзик-холл" (это здание не уцелело в войну).

В 1929 году Северо-Кавказским крайисполкомом было принято решение о строительстве масштабного театрального сооружения. На площади Революции было возведено осенью 1935-го здание нового театра. Ныне театр им. М. Горького. История этого театра весьма интересна потому, что в 1936 года художественным руководителем нового Ростовского драматического театра был назначен Юрий Завадский. Столичный режиссер со своей многочисленной труппой - Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов, Осип Абдулов и многие другие на несколько лет стали ростовскими артистами.

Ростов-на-Дону является родиной многих известных актеров, режиссеров, музыкантов, и т.д. Не правда ли очень странно, что сейчас о воспитании театрального вкуса речи вообще не идет, а из детства остаются страшные воспоминания о театре, в который ходили с классом. Меценаты, спонсоры не поддерживают, за редким исключением, театральное направление.

Мы существуем в Ростове-на-Дону с 2008 года, мы -

Традиционно считается, что отечественный театральный рынок пересыщен и государственными, и частными театрами, а зрителю предлагается широчайший выбор этой услуги. Но это не так.

В России частные театры – явление новое и в малый бизнес не вписывающееся. Вызвано это тем, что театр, в отличие от цирка или кино, считается некоммерческой сферой, которая существенной прибыли принести не может. А с другой стороны профессия антрепренера – содержателя или владельца частного театра – сегодня канула в небытие. Возможно, именно поэтому молодые актёры и труппы остаются, занимаются театральной деятельностью как хобби.

Но именно поэтому начинающему предпринимателю можно попробовать свои силы на этом поприще и прилично заработать. Грамотно организованный частный театр может стать солидным бизнесом и обеспечить владельцу и актёрам солидные заработки.

Открывая собственный театр, стоит в первую очередь обратить внимание на готовые фирмы СРО здесь https://единыйбизнес.рф/gotovye-firmy-s-sro/ . Это может оказаться прекрасным вариантом, поскольку такое решение сразу снимет многие организационные проблемы.

Сразу необходимо определиться, будет у театра собственное помещение, или он будет «бродячим». Это зависит от таких факторов, как величина стартового капитала, города, концепция театра, возможностей выезда на гастроли. Помещение можно и арендовать, но тут важно найти подходящий объект недвижимости. Рассматривая вопрос покупки собственного помещения или его строительства, нужно задаться вопросом, а будет ли такая инвестиция выгодной. Впрочем, если речь идёт о городах-миллионниках, то помещение всегда будет стоить больше, чем придётся потратить на его строительство. Некоторые предпочитают купить 2-3 автофургона для перевозки актёров и реквизита выездного театра.

Достаточно обратиться к специалистам https://единыйбизнес.рф, чтобы получить любой допуск СРО на сайте https://единыйбизнес.рф и подготовку всей необходимой документации.

Следующий вопрос, который необходимо будет решить, когда все формальности выполнены – подбор труппы. Понятно, что «звёзды» первой величины в неизвестный театр не пойдёт. Но это не трагедия. Во-первых, в случае с молодыми актёрами удастся сэкономить на гонорарах, а во-вторых, слава – категория преходящая.

Ещё один важный момент – формирование стоимости билетов. Конкретные цифры назвать сложно. За хороший спектакль цена в 1000 – 1500 рублей вполне допустима. И конечно, стоит принимать за ориентир цены на билеты в других театрах своего города. В начале деятельности стоит установить планку на уровне 75 – 90% от цены на билеты уже известных театров.

Понравилась эта новость? Тогда жми .