Картины голландских художников цветы. Тайные знаки голландского натюрморта

Голландский натюрморт вдохновляет и современных художников, в свое время это был некий прорыв, который не мог остаться не замеченным.Голландский натюрморт интересен не только знатокам живописи, приглашаю вас насладиться картинами и историей.

Голландский натюрморт имел несколько направлений, например большой популярностью пользовались изображения дичи и битой птицы это относилось к категории « Охотничьи трофеи» , сейчас мне кажется эти натюрморты на « любителя» не сильно приятно смотреть на туши животных, но в 17 веке к этому проще относились.

Мелхиор де Хондекутер «Охотничьи трофеи»

Еще одно направление голландского натюрморта это « Завтрак» и « Десерты» , изображения пищи приготовленной, что более приятно, часто на картинах можно было увидеть морепродукты, птицу, обилие фруктов.

БАЛТАЗАР ВАН ДЕР АСТ «Тарелка с плодами и раковинами» 1630 г

Самое приятное направление голландского натюрморта 17 века это « Цветы и Фрукты» , которые могли быть изображены вместе на одной картине, почти всегда на картинах присутствует изображение насекомых, часто бабочек.

БАЛТАЗАР ВАН ДЕР АСТ «Натюрморт с фруктами»

Голландский натюрморт имел символичное значение, это было не просто изображение продуктов, цветов и т.п.основная мысль которая была свойственна голландскому натюрморту того времени-быстротечность всего земного и неизбежность смерти. При помощи символичных предметов таких как:часы, увядающие розы, свеча художники говорили о том, что ничто не вечно в этом мире.Кроме того, некоторые предметы указывали на привычки осуждаемые моралью, такие как курительная трубка, либо на интригу при помощи письма, музыкальных инструментов и т.п.К сожалению, в современной живописи символика утрачена и даже специалисты в живописи не могут объяснить значение всех символов голландской живописи 17 века.А в те далекие времена голландцы вечерами собирались в доме владельца натюрморта рассматривали его и обсуждали что значит тот или иной символ: увядший лавровый венок -быстротечность славы, монеты-тщеславие и т.п.

Ян Давидс де Хем
Ян Давидс де Хем

Обратите внимание, что на картинах голландских художников 17 века цветы кажутся нарисованными с натуры, но не всегда это было так, ведь композиции состоят из растений цветущих и плодоносящих в разное время.Художники в период цветения растения тщательно писали его при разном освещении, в разных ракурсах и т.п., это было заготовкой, которую потом использовали многократно в своих натюрмортах художники.Для того, что бы обогатить свои натюрморты голландские художники ездили в делать рисунки цветов в сады известных любителей цветов в Амстердам, Брюссель, Лейден и т.п.

Цветочные натюрморты в Голландии пользовались популярностью среди вельмож и знати, почти в каждом цветочном натюрморте 17века в Голландии присутствовали тюльпаны, в то время страна переживала тюльпанный бум. За луковицу редкого тюльпана могли заложить дом, выращивание тюльпанов считалось привилегией аристократов.Известен случай когда мельник обменял на одну луковицу тюльпана свою мельницу, луковица тюльпана считалась хорошим приданным.Тюльпаны в то время были одноцветные, реже двух цветные.Теперь вы можете понять почему тюльпаны часто встречались в натюрмортах голландских художников.

Ян Давидс де Хем
Ян Давидс де Хем

Один из самых известных художников писавших голландский натюрморт был Ян Давидс де Хем его картины пользовались большой популярностью.Его картины отличались сочностью цветов, реалистичностью, высокой степенью прозрачности цвета.

Одни из самых красивых голландских натюрмортов Яна Давидса де Хема.

Уникальным культурным явлением XVII века называют голландский цветочный натюрморт, который оказал существенное влияние на все дальнейшее развитие живописи в Европе.

Любовно и бережно художники открывали красоту природы и мира вещей, показывали их богатство и разнообразие. Очаровывают и притягивают взгляд букеты из роз, незабудок и тюльпанов Амброзиуса Босхарта Старшего, который стал основоположником в живописи цветочного натюрморта как независимого направления.

АБРОЗИУС БОСХАРТ СТАРШИЙ 1573-1621

Свою карьеру Босхарт начал в Антверпене в 1588 году. С 1593 по 1613 годы он работал в Мидделбурге, затем в Утрехте (с 1616 года) и в Бреде.

На полотнах Босхарта рядом с букетами цветов зачастую изображены бабочки или ракушки. Во многих случаях цветы тронуты увяданием, что вводит в полотна Босхарта аллегорический мотив бренности бытия (ванитас)

Тюльпаны, розы, белые и розовые гвоздики, незабудки и другие цветы в вазе.

На первый взгляд букеты кажутся написанными с натуры, но при внимательном взгляде становится очевидно, что они составлены из растений, цветущих в разное время. Впечатление естественности и правдоподобия возникает благодаря тому, что изображения отдельных цветов основаны на индивидуальных натурных "штудиях"


Увеличенный фрагмент эскиза Яна Ван Хейсума, который хранится в Метрополитене.


Ян Батист фон Форненбрух. Серед. 17 в.

Это был обычный метод работы живописцев цветочных натюрмортов. Художники выполняли тщательные рисунки акварелью и гуашью, рисуя цветы с натуры, в разных ракурсах и при различном освещении, и эти рисунки затем служили им неоднократно — они повторяли их в картинах.


Якоб Моррель. "Два тюльпана".

Как рабочий материал использовались также рисунки других художников, гравюры из печатных сборников и ботанических атласов.

Заказчики, вельможи и бюргеры, ценили в натюрмортах то, что изображенные цветы были "как живые". Но эти изображения не были натуралистическими. Они романтичны, поэтичны. Природа в них преобразована живописью.

Натюрморт с цветами в вазе 1619г

“Портреты” цветов, написанные на пергаменте акварелью и гуашью создавались для флористических альбомов, в которых садоводы стремились увековечить диковинные растения. Особенно многочисленны изображения тюльпанов. Практически в каждом голландском натюрморте присутствуют тюльпаны.

Амброзиус Босхарт "Цветы в вазе".1619. Rijksmuseum, Амстердам.

В 17 в. в Голландии был настоящий тюльпановый бум, иногда за луковицу редкого тюльпана закладывали дом.
В Европу тюльпаны попали в 1554 году. Их прислал в Аугсбург германский посол при турецком дворе Бусбек. Во время своего путешествия по стране он был очарован видом этих нежных цветов.

В скором времени тюльпаны распространили во Францию и Англию, в Германию и Голландию. Владельцами луковиц тюльпанов в те времена являлись поистине богатые люди - особы королевских кровей или приближенные к ним. В Версале в честь выведения новых сортов устраивались специальные торжественные празднования.

Натюрморт с цветами.
Владеть прекрасными натюрмортами могли себе позволить не только голландские вельможи, но и обычные бюргеры.

Количество цветочных голландских натюрмортов огромно, но это не умаляет их художественную ценность. После аукционов, когда экономическое положение Голландии стало не блестящим, живописные собрания из домов бюргеров попало во дворцы европейских вельмож и королей.

Букет цветов 1920г

В центре этого букета мы видим крокус,но он огромного размера.Немного информации об этом знакомом нам цветке.

Крокус - лекарственное растение, афродизиак и краситель. Из его тычинок делают прекрасную пряность - шафран, которую добавляют в восточные сладости. Родина крокуса - Греция и Малая Азия. Так же как гиацинты и лилии, крокус стал героем мифов древних греков, изображался в сюжетах росписей дворцов.

По античной легенде, земля покрылась гиацинтами и крокусами для свадьбы и первой брачной ночи Геры и Зевса.

Еще одна легенда описывает историю юноши по имени Крокус, который своей красотой притягивал внимание одной нимфы, но оставался равнодушным к ее красоте. Тогда богиня Афродита превратила юношу в цветок, а нимфу во вьюнок, тем самым создав неразлучный союз.

Цветы в стеклянной вазе.

Стремление художников разнообразить состав своих букетов, заставляло их ездить в разные города, и делать натурных рисунки в садах любителей цветов Амстердама, Утрехта, Брюсселя, Харлема, Лейдена. Художникам также приходилось ждать смены сезонов, чтобы запечатлеть нужный цветок.


Цветы. 1619г


Цветы в китайской вазе.


Цветы в корзине.

Натюрморт с цветами в нише.

Цветы в нише.

Во фруктовых и цветочных натюрмортах кажущееся произвольно-случайным сочетание внешне не связанных между собой представителей флоры и фауны в опосредованной форме воплощало представления о бренной греховности всего земного и, напротив, нетленности истинной христианской добродетели.

Практически каждый «персонаж» натюрморта сложным языком символов обозначал собой определённую идею: смертность всего земного (например, ящерицы или улитки), глупую греховность и бренность человеческой жизни, которые мог символизировать, в частности, тюльпан.

Цветы в стеклянной вазе.1606

Согласно представлениям фламандцев и голландцев этот нежный цветок был не только зримым воплощением быстро увядающей красоты, но и его культивирование воспринималось многими как одна из самых суетных и корыстных профессий);

Экзотические заморские раковины, бывшие модным предметом коллекционирования, намекали на неразумную трату денег; обезьяна с персиком традиционно считались символом Первородного греха.

Натюрморт с цветами в зелёной стеклянной бутылке.

С другой стороны, муха на том же персике или розе обыкновенно вызывала ассоциации с символикой смерти, зла и греха; виноград и разбитые грецкие орехи — намекали на Грехопадение и, одновременно, искупительную жертву Христа на кресте, Красные ягоды спелой вишни — сим¬вол Божественной любви, в то время как порхающая бабочка — персонифицирует спасённую душу праведника.


Корзина.

Художественное направление Амброзиуса Босхарта продолжили развивать его три сына — Амброзиус Босхарт Младший, Абрахам Босхарт и Иоганнес Босхарт, а также его зять Бальтазар ван дер Аст Их произведения, вообще весьма многочисленные, неизменно пользуются спросом на художественных аукционах.

Источники.

Вопреки тому, что наименование жанра в переводе с французского означает «мертвая природа». Почему же в устах голландцев композиции из неодушевленных предметов, колоритно выведенные на холсты, обозначали жизнь? Да, изображения эти были столь ярки, достоверны и выразительны, что даже самые неискушенные ценители восхищались реалистичностью, осязаемостью деталей. Но дело не только в этом.

Голландский натюрморт - это попытка рассказать о том, насколько живо и тесно каждый предмет, каждая частичка этого мира вплетена в сложный мир человека и участвует в нем. Голландские мастера создавали гениальные композиции и умели так точно изобразить форму, цветовые переливы, объем и фактуру предметов, что те как бы хранили динамику действий человека. Вот еще не остывшее от руки поэта перо с поблескивающей капелькой чернил, вот разрезанный гранат, слезящийся рубиновым соком, а вот надкушенная и брошенная на скомканную салфетку булка… И вместе с тем это приглашение зачарованно любоваться и наслаждаться великолепием и многоликостью природы.

Темы и живописные образы

Голландский натюрморт неисчерпаем в обилии тем. Одни живописцы объединились в пристрастии к цветам и фруктам, другие специализировались на грубоватом правдоподобии кусков мяса и рыбы, третьи любовно творили на холстах кухонную утварь, а четвертые посвятили себя теме науки и искусства.

Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Предметы имеют строго определенное место и значение. Яблоко в центре изображения повествует о грехопадении первого человека, покрывающая его виноградная гроздь рассказывает об искупительной жертве Христа. Опустевшая раковина, служившая когда-то домом для морского моллюска, твердит о бренности жизни, поникшие и засохшие цветы - о смерти, а выпорхнувшая из кокона бабочка возвещает воскресение и обновление. В такой манере пишет Балтазар Аст.

Художники нового поколения предложили уже несколько иной голландский натюрморт. Живопись «дышит» неуловимой прелестью, таящейся в обычных вещах. Наполовину наполненный бокал, рассыпанные по столу предметы сервировки, плоды, разрезанный пирог - достоверность деталей великолепно передают цвет, свет, тени, блики и отражения, убедительно связанные с фактурой ткани, серебра, стекла и еды. Таковы полотна Питера Класа Хеды.

К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. Здесь царят изящные фарфоровые чаши с позолотой, кубки из причудливо завитых раковин, изысканно разложенные на блюде плоды. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. Становится необычайно распространенным голландский запечатленные рукой мастера, говорят особым, чувственным, языком и сообщают живописному произведению гармонию и ритм. Линии, переплетения и оттенки стеблей, бутонов, раскрытых соцветий, присутствующих в натюрморте, словно создают сложную симфонию, заставляющую зрителя не только любоваться, но и взволнованно переживать непостижимую красоту мира.

Сегодня мы познакомимся одним из лучших мастеров голландского роскошного натюрморта ВИЛЛЕМОМ КАЛЬФОМ 1619-1693гг

Виллем Кальф был шестым ребёнком в семье состоятельного роттердамского торговца сукном и члена городского совета Роттердама. Отец Виллема умер в 1625 г., когда мальчику было 6 лет. Мать продолжила семейное дело, но без особых успехов.

Не сохранилось данных о том, у кого из художников учился Кальф; возможно, его учителем был Хендрик Пот изХарлема, где проживали родственники Кальфов. Незадолго до смерти своей матери в 1638 г. Виллем покинул родной город и переехал в Гаагу, а затем в 1640-41 гг. поселился в Париже.

Там, благодаря своим «крестьянским интерьерам », написанным во фламандской традиции, близкой к творчеству Давида Тенирса и других художников XVII в., Кальф быстро завоевал признание.

На его деревенских интерьерах человеческие фигуры находились скорее на заднем плане, а всё внимание зрителя концентрировалось на хорошо освещённых, красочных и искусно выложенных фруктах, овощах и разных предметах домашнего обихода.

Здесь он создал новую форму искусно сгруппированного натюрморта с дорогими, богато украшенными предметами (большей частью бутылями, тарелками, бокалами) из отражающих свет материалов — золота, серебра, олова или стекла. Это мастерство художника достигло своей вершины в амстердамский период его творчества в завораживающих «РОСКОШНЫХ НАТЮРМОРТАХ »


Натюрморт с питьевым рогом, принадлежащим гильдии стрелков святого Себастьяна, лобстером и бокалами - Виллем Кальф. Около 1653.

Этот натюрморт один из самых известных.

Он был создан в 1565 году для гильдии амстердамских лучников. Когда художник работал над этим натюрмортом, рог все еще использовался во время собраний гильдии.

Этот чудесный сосуд сделан из рога буйвола, крепление - из серебра, если приглядеться внимательно, то можно увидеть в оформлении рога миниатюрные фигуры людей - это сцена рассказывает нам о страданиях св. Себастьяна, покровителя лучников.

Традиция добавлять в рейнское вино очищенный лимон пошла от того, что голландцы считали этот сорт вина слишком сладким.

Омар, рог для вина со сверкающей оправой из серебра филигранной работы, прозрачные бокалы, лимон и турецкий ковер переданы с такой изумительной тщательностью, что возникает иллюзия, будто они настоящие и их можно коснуться рукой.

Место для размещения каждого предмета выбрано с таким тщанием, что группа в целом образует гармонию цвета, формы и фактуры. Теплый свет, обволакивающий предметы, придает им достоинство драгоценных ювелирных изделий, и их редкостность, великолепие и причудливость отражают утонченные вкусы голландских коллекционеров 17 века - того времени, когда натюрморты были необычайно популярны.

Натюрморт с кувшином и фруктами. 1660

В 1646 г. Виллем Кальф на некоторое время вернулся в Роттердам, потом переехал в Амстердам и Хоорн, где в 1651 г. женился на Корнелии Плувье , дочери протестантского священника.

Корнелия была известным каллиграфом и поэтессой, дружила с Константином Хёйгенсом, личным секретарём трёх штатгальтеров молодой Голландской республики, уважаемым поэтом и наверное самым опытным знатоком мирового театрального и музыкального искусства своего времени.

В 1653 г. семейная пара переехала в Амстердам, где у них родилось четверо детей. Несмотря на свою состоятельность, Кальф так и не обзавёлся собственным домом.

Натюрморт с чайником.

В амстердамский период в свои совершенные натюрморты Кальф стал включать экзотические предметы: китайские вазы, раковины и до этого времени не виданные тропические фрукты — полуочищенные апельсины и лимоны. Эти предметы привозили в Нидерланды из Америки, они были излюбленными предметами престижа достигшего благоденствия бюргерства, выставлявшего свою зажиточность напоказ.

Натюрморт с наутилусом и китайской чашей.

Голландцы любили и понимали толк в добротном интерьере, в комфортной сервировке стола, где все необходимое под рукой, в удобной посуде - в том материальном мире, который окружает человека.

В центре мы видим изящный кубок- наутилус,изготовленный из ракушки,а также красивую китайскую вазу.Снаружи она украшена восемью рельефными фигурками, олицетворяющими восьмерых бессмертных в даосизме, шишка на крышечке – это очертания буддийского льва.
Этот натюрморт дополнен традиционным для Кальфа персидским ковром и лимоном с тонкой спиралью кожуры.

Пирамида предметов тонет в дымке полумрака, иногда лишь легкие блики обозначают форму вещей. Природа создала ракушку, ремесленник ее превратил в кубок, художник нарисовал натюрморт, а мы всей этой красотой наслаждаемся. Ведь суметь увидеть красоту – тоже талант.


Натюрморт со стеклянным кубком и фруктами.1655г.

Как и все натюрморты того времени, творения Кальфа были призваны выразить иконографическую мысль о бренности — «memento mori» («помни о смерти»), служить предостережением о том, что все вещи, живые и неживые в конце концов преходящи.

Натюрморт с фруктами и чашкой наутилус.1660г

Кальфу однако было важно другое. Всю свою жизнь он испытывал живой интерес к игре света и световым эффектам на различных материалах, начиная с текстуры шерстяных ковров, яркого блеска металлических предметов из золота, серебра или олова, мягкого сияния фарфора и разноцветных раковин и заканчивая таинственным мерцанием граней красивейших бокалов и ваз в венецианском стиле.

Натюрморт с китайской супницей.

Десерт.Эрмитаж.

До поступления в 1915 году в Эрмитаж картина «Десерт» входила в состав коллекции знаменитого русского географа и путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского — большого знатока и любителя голландского и фламандского искусства.

Яркий луч света вырывает из полутьмы чашу с фруктами, персик на серебряном подносе и скомканную белую скатерть. Стеклянный и серебряный кубки еще отражают свет, а тонкий бокал-флейта, наполненный вином, почти сливается с фоном.

Художник мастерски передает фактуру каждого предмета: бокала, фаянсовой расписной тарелки, позолоченного кубка, восточного ковра, белоснежной салфетки. В картине ощущается сильное воздействие, которое оказала на Кальфа живопись Рембрандта: предметы показаны на темном фоне, яркий свет как бы оживляет их, обвалакивая теплом золотистых лучей.

Still Life with a Porcelain Vase, Silver-gilt Ewer, and Glasses

Pronk Still Life with Holbein Bowl, Nautilus Cup, Glass Goblet and Fruit Dish

Продуманная до самых мелочей композиция натюрмортов Кальфа обеспечивается не только специфическими правилами, но и уникальной и сложной режиссурой света.

Ценные предметы — гранёные, часто наполовину наполненные вином кубки, проступают из темноты фона постепенно, через некоторое время. Часто их форма лишь удивительным образом угадывается в отражении лучей света. Никому кроме Кальфа не удалось так реалистично показать проникающий через раковину наутилуса свет. Абсолютно справедливо Кальфа называют «Вермером натюрмортной живописи», и кое-где Кальф его превзошёл.


С 1663 г. Кальф писал меньше, он занялся торговлей предметами искусства и стал востребованным экспертом по искусству.

Виллем Кальф умер в возрасте 74 лет, получив травму вследствие падения по дороге домой, возвращаясь из гостей.

Благодаря своим уникальным изобразительным способностям вкупе с отличным образованием и обширными познаниями в естественных науках он значительно расширил иллюзионистические возможности натюрморта. Его творения являются непревзойдёнными образцами этого искусства.

Виллем Клас Хедда. Натюрморт с пирогом, 1627

«Золотым» веком натюрморта стал XVII век, когда он окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи, особенно в творчестве голландских и фламандских художников. Тогда же для обозначения натюрмортов появился термин – «тихая, застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life). Первые «stilleven» были сюжетно просты, но уже тогда изображенные на них предметы несли и смысловую нагрузку: хлеб, бокал вина, рыба – символы Христа, нож – символ жертвы, лимон – символ неутоленной жажды; орехи в скорлупе - душа, скованная грехом; яблоко напоминает о грехопадении.

Постепенно символический язык картины обогащался.

Францискус Гейсбрехтс, XVII в.

Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

Череп - напоминание о неизбежности смерти.

Гнилые фрукты - символ старения.

Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние.

Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.

Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) - символ возрождения и круговорота жизни.

Морские раковины, иногда живые улитки - раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность.

Ползучая улитка - олицетворение смертного греха лености.

Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.

Мыльные пузыри - краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla - «человек есть мыльный пузырь».

Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей - горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.

Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) - знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.

Курительная трубка - символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.

Карнавальная маска - является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.

Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары - зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.

Бейерен. Натюрморт с омаром, 1667

Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть.

Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор - чистоту.

Ступка и пестик - символы мужской и женской сексуальности.

Бутылка - символ греха пьянства.

Нож - напоминает об уязвимости человека и о его смертности.

Песочные и механические часы - быстротечность времени.

Музыкальные инструменты, ноты - краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.

Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо - символ наук.Глобус, как земли, так и звездного неба.

Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) - символы живописи и поэзии.

Письма символизируют человеческие отношения.

Медицинские инструменты - напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.

Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями - драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.

Оружие и доспехи - символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.

Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев - знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

Ключи - символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.

Руины - символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.

Часто в натюрмортах изображали насекомых, птиц и зверей. Мухи и пауки, например, считались символами скупости и зла, а ящерицы и змеи - символами коварства. Раки или омары олицетворяли превратность судьбы или мудрость.

Жак Андре Жозеф Авед. Около 1670 года.

Книга - трагедия Софокла «Электра» - в данном случае символ многозначный. Поместив ее в композицию, художник напоминает о неотвратимости воздаяния за всякое преступление не на земле, так на небе, поскольку именно этой мыслью пронизана трагедия. Античный мотив в таких натюрмортах часто символизировал преемственность искусства. На титульном листе стоит имя переводчика, знаменитого голландского поэта Йоста ван ден Вондела, произведения которого на античные и библейские сюжеты были столь злободневными, что он даже подвергся преследованиям. Вряд ли художник поместил Вондела случайно - не исключено, что, говоря о суетности мира, он решил упомянуть и о суетности власти.

Меч и шлем - эмблема преходящей воинской славы.

Белый с красным плюмаж - композиционный центр картины. Перья всегда означают тщеславие и суету. По шлему с плюмажем картину датируют. Лодевейк ван дер Хельст в 1670 году изобразил в таком шлеме на посмертном портрете адмирала Стерлингверфа. Адмиральский шлем присутствует еще на нескольких натюрмортах ван Стрека.

Портрет сангиной. В отличие от масла сангина очень плохо сохраняется, как и бумага по контрасту с холстом. Этот лист говорит о тщете усилий художника, потертые и надорванные края призваны усилить эту мысль.

Золотая бахрома - тщета роскоши.

Череп - в античной культуре атрибут Кроноса (Сатурна), то есть символ времени. Колесо Фортуны также изображали с черепом. Для христиан он знак мирской тщеты, мысленного созерцания смерти, атрибут отшельнической жизни. С ним изображали святого Франциска Ассизского, святого Иеронима, Марию Магдалину, апостола Павла. Череп также символ вечной жизни Христа, распятого на Голгофе, где, по преданию, был закопан череп Адама. Колос, обвивающий череп, - символ бессмертия души («Я есмь хлеб жизни» - Ин. 6:48), надежды на жизнь вечную.

Стопка ветхих бумаг - тщета знаний.

Пороховой рог на цепочке - очень характерный предмет для голландского натюрморта. Здесь его, по всей видимости, следует трактовать как нечто, несущее смерть, в отличие от рога изобилия

Адриан ван Утрехт."Vanitas". 1642.

ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов -символы скромности и чистоты;

крупный цветок в центре композиции - «венец добродетели»;

осыпавшиеся лепестки возле вазы – знаки бренности;

увядший цветок - намек на исчезновение чувства;

ирисы - знак Богородицы;

белые розы – платоническая любовь и символ чистоты;

красные розы – символ страстной любви и символ Богородицы;

красные цветы – символ искупительной жертвы Христа;

белая лилия не только прекрасный цветок, но и символ непорочности Девы Марии;

голубые и синие цветы – напоминание о небесной лазури;

чертополох - символ зла;

гвоздика - символ пролитой крови Христа;

мак - аллегория сна, забвения, символ одного из смертных грехов - лености;

анемон – помощь в болезни;

тюльпаны - символом быстро уходящей красоты, разведение этих цветов считалось одним из самых суетных и тщетных занятий; тюльпан также символизировал любовь, сочувствие, взаимопонимание;белый тюльпан – ложная любовь,красный тюльпан – страстная любовь (в Европе и Америке тюльпан ассоциируется с весной, светом, жизнью, красками и считается уютным приветливым цветком, в Иране, Турции и других странах Востока тюльпан связан с чувством любви и эротикой).