Кем был ученый павлов. Иван Павлов: мировые открытия великого русского физиолога

Уникальный труд Павлова.
Павлов – непревзойденный деятель науки, ученый с мировым именем, академик, физиолог и психолог. Он - обладатель Нобелевской премии. Всю жизнь отдал изучению регуляции пищеварения. Создатель знаменитой на весь мир науки о высшей нервной деятельности человека.

Будущий ученый появился на свет в Рязани, 26 сентября 1849 года. Его родителями были простые люди: обычный священник и домохозяйка. Дом, где жил академик, сейчас стал музеем. Свое образование Павлов начал в 1864 году, в духовном училище и окончив его, продолжил обучение в духовной семинарии. Иван Петрович тепло отзывался о том периоде. Ему очень повезло с учителями.

Во время учебы он знакомится с работами великого ученого И.М. Сеченова. Его научный труд "Рефлексы головного мозга" оказывает влияние на будущую научную деятельность академика Павлова. В 1870 году он продолжает получать образование в университете Петербурга на юридическом отделении. Но спустя 17 дней переводится на факультет физики и математики. Знаменитые профессора Ф.В. Овсянников и И.Ф. Цион были его педагогами.

Будущий ученый проявлял огромный интерес к изучению вопроса физиологии животных. Павлов интересовался основами нервной регуляции человека. После университета он переходит на третий курс Медико-хирургической академии. В 1879 году начинает совместную работу с Боткиным в его клинике. На два года уезжает стажироваться за рубеж.

В 1890 году становится профессором в области фармакологии и отправляется преподавать в Военно-медицинскую академию, где со временем возглавляет одну из ее кафедр. Изучению вопроса физиологии кровообращения и пищеварения Иван Петрович отдает все свое время. В1890 году ставит свой широко известный опыт с ложным кормлением. Он успешно доказал огромную роль нервной системы человека в процессе пищеварения.

В 1903 он отправляется в Мадрид на международный конгресс с ученым докладом. За неоценимый вклад в науку, в области исследования функций пищеварительных желез, удостоен Нобелевской премии. Павлов отнесся к октябрьскому перевороту в России, как к неудачному эксперименту коммунистической партии. В.И. Ленин позаботился о нем и создал необходимые условия для успешной научной работы.

И.П. Павлову не нравилось то, что происходило в стране, но, несмотря на это, он не прекращал работать. Во времена гражданской войны он преподает на отделении физиологии в Военной академии. В лаборатории было холодно, очень часто на экспериментах доводилось сидеть в теплой одежде. Порой отсутствовал даже свет, и тогда операции проводились при горящей лучине.

Даже в очень тяжелые годы, Иван Петрович старался помогать своим коллегам по работе. Знаменитая лаборатория сохранилась благодаря его стараниям, и в тяжелые 20-е годы продолжала работать. Павлов страдал от безденежья в период гражданской войны, и не раз обращался с просьбой к властям разрешить ему уехать из страны. Ивану Петровичу обещали помощь в его материальном положении, но так ничего и не сделали.

Наконец, в 1925 году был открыт Институт физиологии. Возглавить его предложили Павлову. Он работал там до окончания своей жизни. В Ленинграде, в 1935 году, на 15-м мировом конгрессе физиологов, И.П. Павлова избирают почетным президентом. Это был огромный триумф великого ученого.

Его уникальные труды известны во всем мире. Он был первооткрывателем знаменитого метода условных рефлексов. Перед своей смертью посещает родную Рязань. Умер ученый 27 февраля1936 года в Ленинграде, от тяжелой формы пневмонии. Великий академик оставил своим потомкам большое количество открытий.

Отшатнуться от гибельной пропасти, отдернуть руку руку от обжигающего огня - Иван Петрович исследовал нервную систему живых существ и ее реакцию на различные раздражители. Благодаря Павлову стало понятнее, как мы выжили и выживаем на этой планете. Например, ученый первый разделил рефлексы на безусловные (заложенные в нас генетически, многими поколениями) и условные (которые мы сами приобретаем в течение жизни).

Но главное, Павлов доказал, что в основе работы психики человека (в том числе того, что раньше называли «душой» или «сознанием») и всех сложнейших отношений высокоразвитого организма с окружающей внешней средой лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Стараниями нашего героя даже появился на свет новый раздел науки - «Физиология высшей нервной деятельности».

2. Выяснил про пищеварение

Иван Петрович выяснил, что конкретно происходит с омлетом, который ты сегодня проглотил за завтраком. Ученый провел сотни опытов, чтобы понять, как химически и механически обрабатывается пища в организме, как она расщепляется и усваивается клетками организма (благодаря Павлову, в частности, мы теперь можем лечить большое количество болезней желудочно-кишечного тракта).

Иван Петрович, например, сделал уникальную операцию, которая до этого никому не давалась: проделал фистулу (отверстие в желудке собаки), добился, чтобы животное при этом осталось здоровым и можно было в естественных условиях наблюдать, как и сколько организм выделяет желудочного сока (в зависимости от того, какая именно по составу и количеству пища поступает в желудок). Так вот Павлов и заработал в 1904 году Нобелевскую премию по медицине -
«за исследование функций главных пищеварительных желез».

Иван Петрович Павлов

Родился 14 сентября 1849 года в Рязани в семье священника. Сам закончил Рязанскую духовную семинарию, но под влиянием работ Ивана Сеченова решил сменить профессию. Учился в Санкт-Петербургском университете и Императорской медико-хирургической академии. Помимо Нобелевской премии получил и другие важные международные награды: например, «Медаль Котениуса» (1903) и «Медаль Копли» (1915). Был директором Физиологического института Академии наук СССР (сейчас - Институт физиологии им. И.П. Павлова). Умер 27 февраля 1936 года в Ленинграде.

Выдающийся врач, физиолог и ученый, положивший начало развитию высшей нервной деятельности как самостоятельного подразделения науки. За годы своей жизни он стал автором многих научных статей, и добился всеобщего признания, став лауреатом Нобелевской премии в области медицины, однако наиболее важным достижением во всей его жизни, безусловно, можно считать открытие условного рефлекса, а также несколько теорий работы коры головного мозга человека, основанных на многолетних клинических испытаниях.

Своими научными изысканиями Иван Петрович на много лет опередил развитие медицины, и добился поразительных результатов, позволивших значительно расширить познания людей о работе всего организма и в особенности всех процессов, протекающих в коре головного мозга. Павлов серьезно приблизился к тому, чтобы понять значение и непосредственную необходимость сна, как физиологического процесса, разобрался в структуре и влиянии отдельных участков мозга на определенные типы деятельности, и сделал еще много важных шагов в понимании работы всех внутренних систем человека и животных. Конечно, некоторые работы Павлова, в последствие корректировались и исправлялись в соответствии с получением новых данных, и даже понятие условного рефлекса в наше время используется в значительно более узком значении, чем в момент его открытия, однако вклад Ивана Петровича в физиологию просто нельзя не оценить по достоинству.

Обучение и начало исследований

Доктор Павлов живо заинтересовался процессами, протекающими в человеческом мозгу непосредственно и рефлексами в 1869 году во время обучения в рязанской духовной семинарии, прочитав книгу профессора Сеченова «Рефлексы головного мозга». Именно благодаря ней он бросил юридический факультет и начал обучаться физиологии животных в Петербургском университете под руководством профессора Циона, обучившего молодого и подающего надежды студента свой профессиональной хирургической технике, о которой в то время ходили легенды. Далее карьера Павлова быстро пошла в гору. Во время учебы он работал в физиологической лаборатории Устимовича, а затем получил должность руководителя собственной физиологической лаборатории при клинике Боткина.

В этот период он активно начинает заниматься своими исследованиями, и одной из важнейших целей для Ивана Петровича было создание фистулы - специального отверстия в желудке. Этому он посвятил более 10 лет своей жизни, ведь данная операция отличается большой сложностью из-за желудочного сока, разъедающего стенки. Однако, в конце концов, у Павлова получилось добиться положительных результатов, и вскоре подобную операцию он мог провести на любых животных. Параллельно с этим Павлов защищает диссертацию «О центробежных нервах сердца», а также обучается за границей в Лейпцеге, работая совместно с выдающимися физиологами того времени. Чуть позже он также удостаивается звания члена Петербургской Академии Наук.

Понятие условного рефлекса и эксперименты на животных

Приблизительно в это же время он добивается успеха в своих главных профильных исследованиях, и формирует понятие условного рефлекса. В своих экспериментах он добивался выработки желудочного сока у собак под воздействием определенных условных раздражителей, таких как мигающий свет или определенный звуковой сигнал. Для изучения воздействия приобретенных рефлексов он оборудовал полностью изолированную от внешних воздействий лабораторию, в которой мог полностью регулировать все типы раздражителей. Путем простой операции он выводил слюнную железу собаки за пределы ее организма, и таким образом измерял количество слюны, выделяемой при демонстрации тех или иных условных или абсолютных раздражителей.

Также в ходе исследований он сформировал понятие слабых и сильных импульсов, которые можно смещать в необходимую сторону, для того чтобы, к примеру, добиваться выделения желудочного сока даже без непосредственной кормежки или демонстрации еды. Также он ввел понятия следового рефлекса, который активно проявляется у детей в возрасте от двух лет, и значительно способствует развитию мозговой активности и приобретения разнообразных привычек на первых этапах жизни человека и животных.

Результаты своих многолетних исследований Павлов изложил в своем докладе в 1093 году в Мадриде, за что год спустя получил всемирное признание и Нобелевскую Премию в области биологии. Однако на этом он не прекратил исследовании, и на протяжении следующих 35 лет занимался различными исследованиями, практически полностью переделав представления ученых о работе мозга и рефлекторных процессах.

Он активно сотрудничал с иностранными коллегами, регулярно проводил различные семинары международного уровня, охотно делился результатами своей работы с коллегами, а на протяжении последних пятнадцати лет жизни активно обучал молодых специалистов, многие из которых стали его прямыми последователями, и смогли еще глубже проникнуть в тайны человеческого мозга и поведенческих особенностей.

Последствия деятельности доктора Павлова

Стоит отметить, что Иван Петрович Павлов до самого последнего дня жизни проводил различные исследования, и во многом именно благодаря этому выдающемуся во всех отношениях ученому, в наше время медицина находится именно на таком высоком уровне. Его работа помогла разобраться не только в особенностях мозговой деятельности, но и в плане общих принципов физиологии, и именно последователи Павлова на основе его работ открыли закономерности наследственной передачи некоторых заболеваний. Отдельно стоит отметить вклад, внесенный им в ветеринарию, и в частности в хирургию животных, вышедший при его жизни на принципиально новый уровень.

Иван Петрович оставил огромный след в мировой науке, и запомнился его современникам, как выдающаяся личность, готовая ради науки пожертвовать собственными благами и удобствами. Этот великий человек не останавливался не перед чем, и смог добиться поразительных результатов, которых до сих пор не смог достичь ни один прогрессивный ученый исследователь.

Иван Петрович Павлов (1849—1936),

учёный-физиолог, первый русский лауреат Нобелевской премии (по медицине).


Сын рязанского священника, Иван Павлов учился на естественном отделении физико-математического факультета университета в Петербурге.
Павлов учился весьма успешно и привлекал к себе внимание профессоров все годы обучения в университете. На 2-ом году обучения ему назначили обычную стипендию, на 3-ем - он уже получал императорскую стипендию, которая была в два раза больше обычной.

Главной специальностью Павлов выбрал физиологию животных, добавочной - химию.
Исследовательская деятельность Павлова началась рано. Студентом четвертого курса, исследовал нервы в легких лягушки, изучал влияние гортанных нервов на кровообращение. Студенты
Павлов блестяще окончил университет, получив ученую степень кандидата естественных наук.

Павлов считал, что эксперимент на животных необходим при разрешении многих сложных и неясных вопросов клинической медицины.

В 1890 году Павлов стал профессором Военно-медицинской академии.

Павловым были выполнены классические работы по физиологии главных пищеварительных желез, принесшие ему мировую славу и отмеченные в 1904 году Нобелевской премией. Это была первая в истории человечества премия, присужденная за исследование в области медицины. Значительная часть его работ по условным рефлексам обессмертила имя Павлова и прославила российскую науку.

Что такое «собака Павлова»?

Изучая работу слюнных желез, Павлов заметил, что собака выделяет слюну не только при виде пищи, но и если услышит шаги человека, несущего ее. Что это означает?
Выделение слюны на попавшую в рот пищу - ответ организма на определенное раздражение, происходит «само собой» и проявляется всегда.
Шаги человека, в известный час кормившего собаку, сигнализировали: «Еда». И у собаки в коре мозга вырабатывалась условная связь: шаги - еда. Слюна начинала выделяться не только при виде еды, но и при звуках, сигнализирующих о ее приближении.
Для возникновения условного рефлекса необходимо, чтобы в коре головного мозга образовалась связь между двумя раздражениями - условным и безусловным. Слюна выделяется на пищу. Если, давая пищу (безусловный раздражитель), одновременно звонить колокольчиком (условный раздражитель) и проделывать это много раз, то появится связь между звуком и едой. Образуется новая связь между различными участками мозговой коры. В результате даже просто при звуке колокольчика у собаки начинает выделяться слюна.
Раздражителем могут быть свет и темнота, звуки и запахи, тепло и холод и т.д.
У собаки выделяется слюна на звонок: у нее выработался условный рефлекс. Если перед звонком зажигать лампочку, то вырабатывается новый условный рефлекс - на свет. Но рефлекс может исчезнуть, затормозиться. Торможение имеет огромное значение в жизни организма. Благодаря нему, организм отвечает не на любое условное раздражение.

В основе работы мозга лежат комбинации возбуждения и торможения.
Раздражения, воспринимаемые органами чувств, - это сигнал среды, окружающей организм.
Такая система сигналов есть у животных, есть она и у человека. Но человек обладает еще одной системой сигнализации, более сложной и более совершенной. Она выработалась у него в процессе исторического развития и именно с ней связаны коренные различия между высшей нервной деятельностью человека и любого животного. Она возникла у людей в связи с общественным трудом и связана с речью.
Павловское учение о высшей нервной деятельности - это целая эпоха в науке. Его учение оказало огромное влияние на работу физиологов всего мира.


На его надгробии отчеканены слова: «Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было две жизни, то и их бы не хватило вам» .

Именем великого физиолога названы многие научные институты и высшие учебные заведения. Организованы новые научные учреждения для дальнейшего развития научного наследия И. П. Павлова, в том числе крупнейший московский Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР.

(1904) по физиологии и медицине, автор учения о высшей нервной деятельности. Родился 26 (14) сентября 1849 в Рязани. Был старшим сыном в многодетной семье приходского священника, который считал своим долгом дать детям хорошее образование. В 1860 Павлов был принят сразу во второй класс Рязанского духовного училища. После окончания в 1864 поступил в духовную семинарию. Через шесть лет, под влиянием идей русских революционных демократов, в особенности трудов Писарева, и монографии Сеченова Рефлексы головного мозга оставил учебу в семинарии и поступил в университет. В силу существовавших тогда ограничений в выборе факультета для семинаристов, Павлов в 1870 поступил вначале на юридический факультет, затем перевелся на естественное отделение физико-математического факультета.

В то время в числе профессоров университета были выдающиеся ученые – Д.И.Менделеев , А.М.Бутлеров , Ф.В.Овсянников, И.Ф.Цион.На третьем курсе университета, не без влияния Циона, Павлов решает специализироваться в области физиологии.

В 1875 Павлов окончил университет со степенью кандидата естественных наук. Цион предложил ему стать своим ассистентом на кафедре физиологии Медико-хирургической академии (с 1881 – Военно-медицинская академия, ВМА). Он же убедил ассистента получить еще и медицинское образование). В том же году Павлов поступил в МХА на третий курс и получил диплом лекаря в 1879.

После ухода Циона из академии Павлов отказался от должности ассистента при кафедре физиологии, предложенной ему новым руководителем кафедры И.Р.Тархановым. Он решил остаться в МХА лишь в качестве студента. Позже он стал ассистентом профессора К.Н.Устимовича на кафедре физиологии ветеринарного отделения Медико-хирургической академии, где проделал ряд работ по физиологии кровообращения.

В 1878 знаменитый русский клиницист Боткин пригласил Павлова работать к себе в клинику (здесь он работал до 1890, проводя исследования центробежных нервов сердца и работая над докторской диссертацией, с 1886 – руководитель клиники).

В конце 70-х познакомился со своей будущей женой, С.В.Карчевской. Свадьба состоялась в мае 1881, в 1884 супруги уехали в Германию, где Павлов стажировался в лабораториях ведущих физиологов того времени Р.Гейденгайна и К.Людвига.

В 1890 был избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии ВМА, а в 1896 – заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924. С 1890 Павлов также заведует физиологической лабораторией при Институте экспериментальной медицины.

С 1925 до конца жизни Павлов руководил Институтом физиологии АН.

В 1904 первым из русских ученых был удостоен Нобелевской премии за работу в области физиологии пищеварения.

Павлов был избран членом и почетным членом многих зарубежных академий, университетов, обществ. В 1935 на 15-м Международном конгрессе физиологов за многолетнюю научную работу был признан старейшиной физиологов мира.

Все научное творчество ученого объединено общим принципом, который в то время называли нервизмом – идеей о ведущей роли нервной системы в регуляции деятельности органов и систем организма.

Научный метод.

До Павлова исследования проводились при помощи т.н. «острогоопыта», суть которого заключалась в том, что интересующий ученого орган обнажался при помощи надрезов на теле наркотизированного или обездвиженного животного. Метод был непригоден для изучения нормального течения жизненных процессов, так как нарушал естественную связь между органами и системами организма. Павлов первым из физиологов стал использовать «хроническийметод», при котором эксперимент проводится на практически здоровом животном, что позволило исследовать физиологические процессы в неискаженном виде.

Исследования по физиологии кровообращения.

Одно из первых научных исследований Павлова было посвящено изучению роли нервной системы в регуляции кровообращения. Ученый установил, что перерезка блуждающих нервов, иннервирующих внутренние органы, приводит к глубоким нарушениям способности организма регулировать уровень артериального давления. В результате был сделан вывод, что значительные колебания давления улавливаются чувствительными нервными окончаниями в сосудистой сети, которые посылают импульсы, сигнализирующие об изменениях, в соответствующий центр мозга. Эти импульсы порождают рефлексы, направленные на изменение работы сердца и состояния сосудистого русла, и артериальное давление быстро возвращается к наиболее благоприятному уровню.

Докторская диссертация Павлова была посвящена исследованию центробежных нервов сердца. Ученый доказал наличие «тройного нервного контроля» на сердце: нервов функциональных, вызывающих или прерывающих деятельность органа; нервов сосудистых, регулирующих доставку химического материала к органу и нервов трофических, определяющих точный размер окончательной утилизации этого материала каждым органом и регулирующих тем самым жизненность ткани. Такой же тройной контроль ученый предполагал и в других органах.

Исследования по физиологии пищеварения.

Метод «хронического эксперимента» позволил Павлову открыть многие законы функционирования пищеварительных желез и процесса пищеварения в целом. До Павлова об этом имелись лишь некоторые весьма смутные и фрагментарные представления, а физиология пищеварения была одним из самых отсталых разделов физиологии.

Первые исследования Павлова в этой области были посвящены изучению работы слюнных желез. Ученый установил зависимость между составом и количеством выделяемой слюны и природой раздражителя, что позволило ему сделать вывод о специфической возбудимости разных рецепторов ротовой полости каждым из раздражающих агентов.

Исследования, касающиеся физиологии желудка, являются наиболее значительными достижениями Павлова в объяснении процессов пищеварения. Ученый доказал наличие нервной регуляции деятельности желудочных желез.

Благодаря усовершенствованию операции по созданию изолированного желудочка удалось выделить две фазы секреции желудочного сока: нервно-рефлекторную и гуморально-клиническую. Результатом исследований ученого в области физиологии пищеварения явился его труд под названием Лекции о работе главных пищеварительных желез , опубликованный в 1897. Этот труд в течение нескольких лет был переведен на немецкий, французский и английский языки и принес Павлову всемирную славу.

Исследования по физиологии высшей нервной деятельности.

К изучению физиологии высшей нервной деятельности Павлов перешел, пытаясь объяснить феномен психического слюноотделения. Изучение этого явления привело его к понятию условного рефлекса. Условный рефлекс, в отличие от безусловного, не является врожденным, а приобретается в результате накопления индивидуального жизненного опыта и является приспособительной реакцией организма на условия жизнедеятельности. Процесс образования условных рефлексов Павлов назвал высшей нервной деятельностью и считал это понятие равнозначным термину «психическая деятельность».

Ученый выделил четыре типа высшей нервной деятельности у человека, которые основываются на представлениях о соотношении между процессами возбуждения и торможения. Тем самым он подвел физиологический фундамент под учение Гиппократа о темпераментах.

Павлов разработал также учение о сигнальных системах. По Павлову, специфической особенностью человека является наличие у него, помимо первой сигнальной системы, общей с животными (разнообразные сенсорные раздражители, поступающие из внешнего мира), также и второй сигнальной системы – речи и письма.

Основной целью научной деятельности Павлова было изучение психики человека при помощи объективных экспериментальных методов.

Павловым были сформулированы представления об аналитико-синтетической деятельности головного мозга и создано учение об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга и о системности в работе больших полушарий.

Издания: Павлов И.П. Полное собрание сочинений , 2 изд., т. 1–6, М.,1951–1952; Избранные труды , М., 1951.

Артем Мовсесян