Концептуальный театр кирилла ганина. Ганин, кирилл


Любопытный и колоритный персонаж, дважды встречавшийся на моем пути в двух совершенно разных ипостасях. Вон он, справа, рядом с Дудой, то есть Игорем Дудинским, моим давним старшим другом, о котором я уже писал много раз.
Но вот про Ганина отдельно не писал. А надо бы.

Концептуальный порнограф

Кирилл (на самом деле, по паспорту Сергей Сергеевич, но вот так он странно запсевдонимил только имя) - режиссер. Не знаю, учился ли этому ремеслу, но активно им занимается. У него есть некая труппа, которая играет в разных помещениях. Свой театр Ганин называет "концептуальным", но это его личная дефиниция. На мой взгляд, "концепция" там простая: должно быть обилие обнаженных девушек и женщин, иногда симпатичных, иногда не очень. Более ничего интересного в его спектаклях нет - насколько мне известно. Особого режиссерского таланта я не замечал.
Такой вот режиссер-порнограф наших дней. Хотя и греческое слово "порнограф" - чересчур изысканное, по-моему.
Но я могу ошибаться.
Дальше

По роду бульварной службы

Во времена оны, когда я работал в замечательном еженедельнике "Мегаполис-Экспресс", Ганин был одним из наших персонажей и героев заметок. Отнюдь не главным героем, но все-таки.
В результате "по роду службы" в бульварной газете мне удалось посмотреть три спектакля сабжа. Всего лишь три - из огромного числа постановок. Возможно, не самых удачных. Поэтому я и говорю, что могу ошибаться.

Два спектакля прошли совсем бесследно, не помню ни названий, ни сюжетов, хотя я ходил на них не просто так, а с фотокорреспондентом, ради последующего написания заметок, да и написал их.
После одного из представлений моему спутнику и коллеге-фотографу, увы, ныне покойному Сергею Комарову стало плохо, он начал падать в обморок, мы с подругой с трудом его удержали в вертикальном положении, и этот случай напрочь затмил ганинскую постановку.
Сами понимаете, что наличие раздетых и даже полураздетых женщин само по себе уже к тому времени не вызывало у меня интереса. Одно дело, если женщина раздевается для тебя, совсем другое - всего лишь при тебе.

Ленин и фаллос

Зато третий спектакль ганинского концептуально-порнографического театра мне крепко запомнился, в чем, правда, не было никакой заслуги режиссера.
Уж извините, господа коммунисты, но тот спектакль был посвящен Лукичу, назывался "Ленин в сексе", и в нем обыгрывалась известная песенная строка "Ленин во мне и в тебе".

Актер, условно исполнявший заглавную роль, таскал на себе большой резиновый фаллический пенис, Крупскую изображал мужчина (единственная более-менее достойная актерская работа, кстати), актриса, игравшая Инессу Арманд, регулярно обнажалась перед публикой.
Но всё это было пресно и скучновато, шуточки звучали старые, бородатенькие, типа "Немедленно расстрелять! Но перед этим обязательно напоить чаем".
И вдруг свежую струю в представление внес проникший в зрительный зал двойник Ленина Анатолий Кокленков, широко известный в московских кругах, тоже один из героев заметок "Мегаполис-Экспресса", причем не совсем трезвый, что добавило цимеса всему хэппенингу.

Кокленков посидел-посидел и вылез на сцену, благо сцены никакой не было, а имелась просто площадка в одном из клубов, огороженная несколькими рядами стульев со зрителями.
Лукич с фаллическим пенисом не смутился, отреагировал, парировал реплику двойника один раз, другой, третий. И началась импровизация. Настоящая Commedia dell"arte, отвязная весёлая игра далеко за гранью приличий.
Зато унылый спектакль обрел хоть какой-то смысл, тем более, что закончилось всё распитием - вместе с частью зрителей - бутылки водки, извлеченной двойником Кокленковым из внутреннего кармана ленинского пиджака.
По итогам мероприятия я написал веселую заметку, украшенную иллюстрациями, так как ходил на спектакль с фотокорреспондентом Мишей Геллером.

Интермедия-интерлюдия

Потом Кирилл Ганин внезапно возник в декабре 2009 года, когда я уже работал в РИА Новости политическим обозревателем.
Ганин позвонил и стал рассказывать, что должен был ехать со спектаклем "Лука Мудищев" в США, но подлые американцы воспротивились, то ли виз не дали, то ли еще что, и спросил, не могу ли я об этом написать.
Я вежливо ответил, что теперь такие темы мне совсем не по профилю, что это скорее по отделу/редакции культуры РИА Новости, да и те вряд ли возьмутся за столь скандальный сюжет, чай не желтая пресса, а солидное информационное агентство. Внутренне я усмехнулся: Ганин нашел куда ехать, в самую ханжескую страну на свете, он бы еще попробовал повезти на гастроли "Луку Мудищева" в Иран или Саудовскую Аравию!

Без мракобесия или бес мракобесия?

Но после того мимолетного эпизода Кирилл Ганин вновь появился в моей жизни, причем в самом неожиданном качестве - одного из лидеров (!) политической партии (!), своего рода сетевым летописцем которой меня попросили стать. Согласился я исключительно ради вышеупомянутого Игоря Дудинского, которого тоже вовлекли в партию, да еще сопредседателем!

Партия эта называлась "Россия без мракобесия", была направлена против РПЦ и мне совсем не близка. Как и Дудинскому, кстати, но он как художник всегда готов участвовать едва ли не в любом проекте с элементами хоть какой-то креативности. Ну а креатива тут хватало!
Впрочем, роль Дуды ограничилась тем, что он произнес яркую сумбурную речь на митинге, организованном Ганиным, причем речь эта, как я помню, была направлена почему-то против пришествия Антихриста, что вполне могло расцениваться другими однопартийцами как "мракобесие".

Как бы то ни было, на волне Медведиковской "оттепели" начала 2012 года, когда регистрировали всех подряд, партию "Россия без мракобесия" чин по чину зарегистрировали в Минюсте. Был проведен, как я уже упоминал, митинг, потом учредительный съезд с обязательным банкетом.
На всё это требовались деньги, не безумно большие, но не совсем маленькие, ежу понятно, что Ганин не мог финансировать столько мероприятий из собственного кармана, как и номинальный председатель партии Александр Никонов, широко известный в узких кругах публицист, кабинетный воинствующий атеист, который запомнился мне очень длинной и в буквальном смысле концептуальной речью на учредительном съезде, больше напоминавшей доклад на научной конференции.
Кто-то всё это спонсировал, кому-то эта странная и явно несвоевременная инициатива была нужна.

Вагина вмешалась

В партию эту я, конечно же, не вступил, так как никогда ни в какую партию вступать не хочу и не буду, но свое истинное отношение к этому сомнительному политическому начинанию я до поры до времени не "озвучивал". Друзья, приятели, знакомые развлекаются, а то и выгоды какие-нибудь получат с этого. Зачем я буду мешать?
Но к концу 2014 года лафа закончилась: "России без мракобесия" отказали в регистрации.
Забавно, что бумаженцию об отказе в регистрации подписала чиновница с красноречивой фамилией Вагина:


В какой-то мере это соответствовало "концептуальной" направленности идеолога партии Кирилла Ганина.
"Был ли мальчик? Может, мальчика-то и не было?" Существовала ли эта партия в действительности, не на бумаге? Не берусь судить. Да и какая разница...

Инсайды из фейсбука

Ганин теперь активно выступает в фейсбуке как сетевой публицист-разоблачитель глобального размаха, якобы владеющий всевозможными инсайдами из Кремля. Причем площадкой для своих разоблачений он почему-то избрал мой аккаунт в ФБ, что меня категорически не устраивает, и я пытаюсь с этим бороться.
Не удивлюсь, если Кирилл Ганин еще раз, а то и не раз появится в каком-нибудь политическом проекте и даже пройдет в Госдуму. Почему бы и нет? Он там будет очень органично смотреться

Наш народ все реже посещает театры. Почему? Потому что там - скучно. В Театре Кирилла Ганина всегда аншлаги. Ему удалось сделать спектакли такими, что их хочется смотреть снова и снова. Сейчас здесь шесть актеров, но ролей гораздо больше. Как правило, их играют зрители из зала.

Актриса должна быть нимфоманкой

В МОИХ спектаклях мужчина должен нести мысль, - считает Кирилл, - а женщина - раздеваться и быть нимфоманкой. Ее задача - развращать и возбуждать мужчин, чтобы они ради нее и по палкам лазали, и тексты учили, и в любви объяснялись. Сейчас в академических театрах все женщины перешли на ор. Бегает эдакая психованная мужичка по сцене, кричит, и нет в ней ничего женственного. И я решил: пусть в моем театре будут актеры любого жанра. Главное, чтобы человек, выходя на сцену, что-то мог сделать или сказать. Есть у меня один парень, который днем в детском театре выступает, а вечером - в моем. Он отличный психолог, его искусство - чувствовать настроение зрителя. Он со взрослыми разговаривает, как с детьми.

Какие у вас требования к новичкам?

Первый этап, когда новый актер приходит, - покажи, что ты умеешь. Если он начинает спрашивать, что показать, значит, ничего не умеет. Второй этап - посмотри мой спектакль. Если я увижу, что человек, увидев мой спектакль, выбежит на сцену (практически со всеми, кто у меня работал, так и было), это мой человек. В спектакле "Мадлен Олбрайт в постели с Клинтоном" была такая фишка. В специальную нишу прячется бутылка водки, и ее в определенный момент оттуда изящно вытаскивают и предлагают зрителям выпить по вымышленному случаю. Как-то один из наших постоянных зрителей за 20 секунд до момента извлечения бутылки не выдержал, выбежал на сцену, вытащил заначку, открыл, налил содержимое в заранее приготовленный им стакан, заглотил его одним махом и, ужасно довольный, исчез в неизвестном направлении. Правда, бутылку все-таки успел на место спрятать.

В вашем театре очень маленькая сцена. Как ваши актеры умудряются играть на 12 квадратных метрах?

Им абсолютно не важно, где играть. Они могут и в автобусе. Например, спектакль "Лука Мудищев" начинался с автобусной экскурсии по местам, где жил главный герой. Автобус едет по Москве (все действие спектакля происходит в настоящем салоне автобуса). Проезжаем здание мэрии, экскурсовод говорит: "Посмотрите направо, вы видите здание мэрии - здесь работает Мудищев". Проезжаем Кремль - "Здесь тоже работает Мудищев". И не нужны никакие декорации. Автобус сам по себе настолько реалистичен, что, когда мы подъезжаем к конечному пункту маршрута - школе, где учились все эти Мудищевы (это клуб "Ночная Сова", который расположен на первом этаже одной из московских школ, я там повесил табличку с номером школы, в которой я сам учился, - "Средняя школа N1140"), люди выходят из автобуса и видят настоящее здание школы! А при входе стоит тетка забальзаковского возраста в трусах, лифчике и с хлебом-солью. Экскурсовод говорит: "Это вас встречает директор школы". Зрители стоят и не могут понять, куда они попали.

Кирилл, а изначально-то актеров вы где находили?

Знакомые приводили своих друзей. Мой первый спектакль проходил за закрытыми дверями. Суть его такова: три персонажа встречаются на том свете в аду - лесбиянка, баба вся из себя, которой нравится, что за ней мужики бегают, и латентный гомосексуалист. Смысл в том, что каждому из них невозможно найти полового партнера, а это и есть ад. Натуралка не нужна "голубому", а ее еще и лесбиянка домогается, которая не может себе партнершу найти. А гомосексуалисту эти две тетки вообще до лампочки. Плюс в том спектакле были задействованы еще два персонажа - стриптизер и стриптизерша, которые тусовались вокруг трех диванов - трех гробов. И еще был лилипут, который прежде работал коридорным в гостинице. Он два раза выступил, потом стал не нужен. Многие люди в моих спектаклях были задействованы только один раз.

А самого знаменитого актера в Театре Ганина, сэра Дэвида, вы где нашли?

Он сам нашелся. На помойке. Этот бомжеватый тип мелкого росточка просто спал в мусорном контейнере. Этому озабоченному старичку хотелось попробовать, как спится в мусорном контейнере. И тут я мимо иду. "Как тебя зовут?" - спрашиваю. А он отвечает: "Давид Наумович, но называйте меня сэр Дэвид". Он мне представился театральным актером. Но правды никто не знает, потому что он каждый раз говорит разное. То рассказывает, что запускал космические корабли, то ремонтировал орбитальные станции прямо на небесах, то называет себя часовым мастером...

Наследники - это профессия

КИРИЛЛ, я слышал про громкий скандал с потомками Булгакова, что произошло?

Я решил поставить спектакль "Мастер и Маргарита". Вышел анонс в ряде информационных изданий. В Российском авторском обществе (РАО) есть отдел, который отслеживает все эти постановки. Мне позвонили и сообщили, что все права на спектакль принадлежат булгаковскому наследнику. Я удивился: 60 лет прошло после написания книги, и детей у Булгакова не было. Но, как говорится, "не оприходованных кладов не бывает". Всегда найдется какой-то наследник, который, ничего не делая, будет кучу денег иметь. Таким человеком оказался Сергей Шиловский - внук последней жены Булгакова, но не от него. В человеке никаких булгаковских кровей не теплится, он не видел Булгакова живьем, но при этом знает, что имел в виду автор, когда писал свой роман! Наследники - это такая профессия. Они все друг друга знают и созваниваются регулярно. У них вроде как профсоюз. Я ему позвонил. Он спрашивает: "Это вы делали Муху-Цокотуху?" - "Да, я". - "А в вашей инсценировке "Мастер и Маргарита" сколько страниц?" - "31 страница". - "Все ясно, раз так мало, значит, это порнография". В общем, он разрешения не дал. Потом стали появляться телесюжеты и публикации в прессе о спектакле. И этот наследник подал на меня иск в Мещанский межмуниципальный суд и запросил 50 тысяч (!) минимальных окладов в качестве компенсации. Кстати, сам Шиловский открыл парфюмерную линию со знаменитым кремом "Мастер и Маргарита". Ему дали деньги за право открыть ресторан "Кот Бегемот", который как раз напротив РАО. К счастью, в удовлетворении иска ему отказали.

Кстати

БИЛЕТ на спектакли Кирилла Ганина стоит 180 рублей. Но в голом виде вход бесплатный. Идете в гардероб, обнажаетесь и проходите в зрительный зал. Схалтурить не удастся - на входе крутая охрана. Над вами никто смеяться не будет. Во-первых, клуб закрытый, а во-вторых, обнаженных там и без вас хватает.

Далеко не однозначный театр, далеко не однозначные постановки. Невозможно предположить, как именно вы отнесётесь к происходящему на сцене. Это зависит от многих факторов - ваши мысли, жизненная позиция, границы бытия и способность видеть дальше обычного. Если будет интересно, на каком уровне восприятия находитесь вы - приходите и посмотрите. Ваше подсознание расскажет вам. Говорят, "Театр Ганина - это зеркало, где каждый видит себя. Хороший человек видит - рай, грязный человек – ад».

Давно я хотел сходить в театр Кирилла Ганина, да все руки не доходили, а самое главное нигде не мог найти настоящий правдивый, а главное адекватный отзыв. Итак, я мне 30, женат, без тараканов и без нехватки секса просто интерес. спектакль назывался "прикоснись ко мне нежно", премьера 07.07.2017, расположение очень удачное, хорошая парковка, заведение монабар. внутри, чисто, не курят. Пришёл за 25 мин до представления т. е в 18:35, представление началось в 19:20. честно устал ждать, официанты просто...
2018-01-12


Так случилось, что мы попали в этот цирк (театром это ну никак не назовешь) совершенно случайно - по приглашению друзей. Предварительно изучив отзывы, у нас уже сложилось впечатление чего ожидать: пошлости, бездарности и эстетически неприятного зрелища. Собственно, ожидания оправдались! Сразу хочу отметить, что мы с мужем не ханжи и вообще за разнообразие и расширение границ. И нас мало чем можно удивить. Но, люди! Это мрак! Это такое ДНО! Попросту говоря, это такой своеобразный клуб эксгибиционистов...
2018-01-11


Ходили с молодым человеком на спектакль "Дневник первой леди" в этот "театр" (29.10.2014). Мы ожидали немного другого, но, в принципе, остались довольны, весело провели вечер. Театр расположен в стриптиз-клубе (судя по предыдущим отзывам, раньше это было просто кафе). Хотя иногда место проведения мероприятия меняется, эту информацию можно уточнить на сайте. Мы бронировали билеты, но можно, как мы поняли, прийти и не записываясь, место для вас найдут. Зрителей немного, их рассаживают за столики...
2015-09-23


Про театр Ганина я слышала давно, наконец мы с молодым человеком решили посмотреть постановку "В шоу только девушки". Пришли в помещение клуба, где проходят театральные постановки, заняли столик, ждем. Хотелось бы отметить очень низкий уровень обслуживания в ресторане клуба, но к театру это не имеет отношения. Спектакль начался и в центр зала вышли трое молодых людей разной степени раздетости и под легкую музыку начали разыгрывать историю из жизни самих себя, живущих в одной квартире и пытающихся...

Концептуальный театр К. Ганина был основан режиссером и драматургом Кириллом Ганиным. Первым спектаклем труппы в 1994 году стала постановка пьесы Жана-Поля Сартра «За закрытой дверью». Спектакли Ганина носят эротический характер. Зрителям дается возможность снять с себя все излишние табу, вернуться к искреннему восприятию мира. В спектаклях присутствуют интерактивные сцены с участием желающих зрителей. Концептуальный театр К. Ганина играет свои спектакли не только в России, но и за рубежом.

Концептуальный театр К. Ганина был создан в 1994 году. Основатель и руководитель труппы - режиссер и драматург .

Концептуальный театр К. Ганина - психологический театр. Постановки носят эротический характер, актеры могут полностью раздеться на сцене. Таким способом Ганин общается со зрителем, помогает ему преодолеть все наносные табу, отбросить штампы.

Первым спектаклем Концептуального театра К. Ганина стала постановка пьесы Жан-Поля Сартра «За закрытой дверью». Премьера состоялась 29 мая 1994 года в помещении московского еврейского театра «Шалом». После третьего показа Кирилл Ганин был арестован по обвинению в порнографии прямо во время спектакля. Позднее содержание под стражей заменили на подписку о невыезде. Многие знаменитые актеры, политики, писатели встали на защиту режиссера. В 1995 году Кирилла Ганина суд признал невиновным.

В 1997 году в театре была поставлена откровенная версия сказки Корнея Чуковского в стиле ню «Муха-Цокотуха». В 1999 году Ганин поставил спектакль «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова. Спектакль шел по очереди в совершенно разных интерьерах: в морге НИИ Склифосовского, в цирке-шапито, в «нехорошей квартире».

В 2001 году состоялась премьера спектакля «Ленин в сексе» по пьесе Кирилла Ганина. В апреле 2006 года театр поставил пьесу «Уроки настоящего русского языка», которую сочинил профессор Венского университета Владимир Яременко-Толстой. В спектакле сыграли роли настоящие студенты-иностранцы.

В 2009 года театр выступал на гастролях в Израиле с нашумевшими постановками — « Лука Мудищев» и «Лолита».