Латвийские певцы. Искусство прибалтики при ссср

«Юрмала-86», «Песня-80», пластинки фирмы «Мелодия» с Апрелевского или Рижского заводов или же с Ташкентского завода грампластинок имени Муллы Туйчи Ташмухамедова, журнал «Кругозор» и аббревиатура ВИА - все вышеперечисленное в советские времена было неотъемлемой частью музыкальной культуры. В многонациональном государстве и эстрада была многонациональной, поэтому на всех крупных музыкальных мероприятиях для представителей национальных окраин существовала определенная квота. Причем со временем многие из тех, кто выступал «по квоте», - как, например, София Ротару или ВИА «Песняры», - приобрели всесоюзную популярность, пережившую и сам СССР.

На фоне закончившегося на днях в Юрмале конкурса «Новая волна», который, очевидно, призван создавать иллюзию былого музыкального братства, - и ни в коем случае не претендуя на объективность, - «Лента.ру» решила вспомнить некоторых как очень известных, так и менее популярных исполнителей из бывших братских республик.

Азербайджанская эстрада времен СССР ни с кем не ассоциируется так неразрывно, как с Муслимом Магомаевым - гениальным певцом и неотразимым «мачо», сводившим с ума всех женщин Союза. Хотя чисто эстрадником этого исполнителя назвать сложно - всему миру он был известен скорее как оперный певец, - любовь широкой публики Магомаев завоевал в первую очередь благодаря таким шлягерам, как «Белла Чао», «Королева красоты», «Лучший город земли».

В среде музыкальной богемы советской эпохи неоспоримым авторитетом пользовался легендарный армянский композитор и пианист Арно Бабаджанян, который, как и Магомаев, в своем творчестве выходил далеко за рамки эстрады. Без музыки Бабаджаняна, сотрудничавшего с такими поэтами, как Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, тяжело было бы представить себе советскую эпоху в целом.

Флагманом белорусской эстрады всегда были ВИА «Песняры», которые продолжали успешно выступать по всему миру и после распада Советского Союза. Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и таких исполнителей, как ВИА «Сябры» или «Верасы». Их песни постоянно звучали на центральном радио и телевидении Союза, так что одно время впору было говорить о «Belarus Invasion». И все же «Белоруссия» в исполнении «Песняров», ставшая чем-то вроде неофициального гимна республики, до сих пор остается вне конкуренции.

Тамара Гвердцители, Нани Брегвадзе, Вахтанг Кикабидзе (плюс ВИА «Орэра»)- эти грузинские исполнители были известны каждому советскому слушателю. Из местных же групп самой популярной была ВИА «Иверия», выпустившая только на «Мелодии» шесть долгоиграющих пластинок. В 1977 году «Иверия» завоевала первую премию на Всесоюзном конкурсе советской песни. Помимо пластинок, ВИА поставила два мюзикла, по которым впоследствии были сняты художественные фильмы.

Самой известной казашкой в СССР была, без сомнения, Роза Рымбаева. Во второй половине 70-х годов она была третьей по популярности певицей в стране после, разумеется, Аллы Пугачевой и Софии Ротару. Рымбаева неоднократно выходила в финалы конкурса «Песня года». Исполнительница, которая продолжает карьеру до сих пор, утверждает, что никогда не поет под фонограмму. Лирическое сопрано Рымбаевой заслужило ей титул «Соловья Средней Азии».

Артисты, представлявшие на различных конкурсах среднеазиатские республики, всегда воспринимались как экзотика. Киргизия в этом плане - не исключение. ВИА «Наристе», образованное в 1971 году в высокогорном поселке Мин-Куш Нарынской области, на фоне других местных исполнителей можно назвать по-настоящему популярным - ансамбль записал две пластинки на фирме «Мелодия», выступал на всесоюзных фестивалях и ездил с гастролями по странам социалистического лагеря. Солистом ВИА был народный артист Киргизии Шамшыбек Утебаев.

Латвийскую группу «Зодиак» под управлением Яниса Лусенса вряд ли можно назвать ВИА, поскольку исполняла она исключительно инструментальную, электронную музыку. Причем с «космическим» уклоном, взяв за образец творчество весьма популярной в Союзе французской группы «Space» Дидье Маруани и отчасти, как ни удивительно, идеологически враждебный «Kraftwerk». Без композиций «Зодиак» в начале 80-х годов не обходилась ни одна советская дискотека. Одно время группа была фактически «визитной карточкой» Латвии, несмотря на то, что республику представлял также и главный маэстро позднего СССР - Раймонд Паулс. В постсоветское время хит «Зодиак» «Рок на льду» использовали НОМ в своем фильме «Пасека».

Одним из первых ВИА в СССР был коллектив из Литвы под незамысловатым названием «Эстрадные мелодии». Он был создан на основе реформированного Литовского эстрадного оркестра. В период 1966-1975 годов ансамбль дал более двух с половиной тысяч концертов, записывался со многими местными исполнителями, в том числе с Дануте Неймонтайте.

Многие считают Софию Ротару молдавской певицей, хотя на самом деле она родилась и всегда жила на Украине. Самой же известной молдавской исполнительницей в СССР была Надежда Чепрага. Дебют певицы состоялся в детской передаче «Будильник», когда будущая звезда эстрады еще училась в девятом классе. В 21 год Чепрага записала первую пластинку, а к концу 1970-х певица стала завсегдатаем конкурса «Песня года».

Эстрадный оркестр «Гульшан» был сформирован в Душанбе в 1964 году при Государственном комитете по радиовещанию и телевидению Таджикистана решением Совета министров республики. Коллектив работал с множеством солистов и исполнял песни как на таджикском, так и на русском языках. «Гульшан» записывался до 1991 года, после чего последовал перерыв до 2007 года, когда композиции коллектива появились на сборнике «Союз нерушимый (Песни и танцы народов СССР)».

Туркменская группа «Гунеш» не являлась классическим эстрадным ансамблем, поскольку она, хоть периодически и участвовала во всевозможных «Голубых огоньках», играла по сути джаз-рок с восточным уклоном. Причем ее лидер Ришад Шафи, можно сказать, был первым в СССР барабанщиком-виртуозом. В активе группы не только концерты под вывеской Гостелерадио Туркменской ССР, но и участие в легендарном рок-фестивале в Тбилиси в 1980 году, где «Гунеш» выступали на одной сцене с «Аквариумом» и «Машиной времени»

ВИА «Ялла» под управлением Фаруха Закирова до 1980-х годов был известен за пределами Узбекистана только узкому кругу меломанов, однако после появления песни «Учкудук - три колодца» коллектив приобрел всесоюзную популярность. В 1981, 1982, 1984, 1985 и 1988 году «Ялла» выходила в финал конкурса «Песня года», а у себя на родине - в Узбекистане - участники ВИА стали почти что народными героями. Фарух Закиров одно время, уже после распада СССР, даже занимал должность заместителя министра культуры Узбекистана.

В 1980 году уроженец Хмельницкой области Украины Николай Гнатюк выиграл конкурс эстрадной песни в польском Сопоте, который в свое время рассматривался как «Евровидение» для стран социалистического лагеря. К середине 80-х в репертуаре Гнатюка значились такие всесоюзные хиты, как «Танец на барабане», «Птица счастья», «Малиновый звон». Позже Гнатюк продолжил относительно успешную карьеру в независимой Украине.

Эстонская эстрада в СССР в первую очередь была известна благодаря, конечно же, Яаку Йола, который на рубеже 70-х и 80-х был едва ли не самым популярным певцом в стране, Тыннису Мяги и пришедшей чуть позже Анне Вески. Однако и помимо них в маленькой прибалтийской республике имелось немало исполнителей: группы «Рок-отель», «Касеке», «Радар», «Апельсин» и, конечно же, «Магнетик Бэнд» Гуннара Грапса. Правда, группы, игравшие что-либо приближенное к року, союзное телевидение традиционно не жаловало.

PS: Частое упоминание вечно молодой Софии Ротару в вышеизложенном тексте не могло не натолкнуть редакцию на мысль о том, что без этой замечательной певицы не может обойтись ни одна подборка хитов советской эстрады. Поэтому в виде исключения:

Лайма Станиславовна Вайкуле - советская и латвийская эстрадная певица и актриса. Заслуженная артистка Латвийской ССР (1990 год), Народная артистка Латвийской республики (1995 год). Среди наиболее известных её хитов: «Вернисаж», «Скрипач на крыше», «Я вышла на Пикадилли» .

Начало пути

Лайма Станиславовна Вайкуле родилась 31 марта 1954 года в городе Цесис (Латвийская ССР). Семья была абсолютно не артистичная и не богемная: отец, Станислав Вайкулис, был простым рабочим; мама, Янина Вайкуле, вначале трудилась простой продавщицей, а потом стала директором большого магазина. Единственная из всей родни Лаймы, кто имел хоть какое-то отношение к искусству, была её бабушка, певшая в церковном хоре. Сама артистка утверждает, что своими певческими способностями и наклонностями обязана исключительно этой бабушке.

Когда маленькой Лайме было три года, вся их семья сменила провинциальный Цесис на столицу республики Ригу. Жить предстояло в маленькой однокомнатной квартире, а семейство было большое: родители, Лайма, две её старшие сестры (родная и сводная) и старший брат, тоже сводный. Будущая звезда росла хулиганкой и частенько портила нервы родителям, при этом будучи их любимицей.

Лайма Вайкуле в молодости

Несмотря на свой тяжёлый и своенравный характер, поначалу девочка прекрасно справлялась со всеми науками, получая сплошные пятёрки. И только когда проявилось увлечение музыкой и пением, точные науки отошли на второй план. В квартире было настолько тесно, что когда школьная учительница заметила у первоклассницы Лаймы явный талант к музыке и порекомендовала её родителям купить для дочери фортепиано, этого не сделали по той лишь причине, что столько большой и громоздкий инструмент некуда было поставить.

Однако сама Лайма не огорчилась по поводу невозможности учиться играть на фортепиано. Она вообще не мыслила себя артисткой и собиралась стать врачом и после окончания восьмилетней школы поступила в медицинское училище. И это несмотря на то, что ещё в 12 лет дебютировала на сцене во время конкурса юных вокалистов в Доме культуры рижского завода ВЭФ. Там ей вручили диплом и приняли в биг-бэнд, с которым она сразу же начала выступать. Став студенткой медучилища, пятнадцатилетняя Лайма прошла конкурс и стала солисткой Рижского оркестра радио и телевидения под руководством Раймонда Паулса.

1979 год - начало деятельности Лаймы Вайкуле в популярном варьете «Юрас перле» («Морская жемчужина»). Сперва ей доверяли петь в танцевальном оркестре, но со временем назначили солисткой. Умная и способная девушка понимала, что для достижения чего-то большего ей стоит получить профильное образование и в 1984 году поступила в ГИТИС на отделение режиссуры.

Пик популярности

Именно в период учёбы в ГИТИСе Лайму Вайкуле увидел уже знаменитый тогда поэт-песенник Илья Резник. Он отдал ей написанную им песню «Ночной костёр», с которой молодая певица попала не только в радиоэфир, но и на телевидение - в передачу «Песня-86». В том же 1986 году произошло одно из самых значительных в творческой жизни артистки событие. На концерте эстрадных звёзд, где выступали вместе советские и итальянские звёзды, Лайма Вайкуле вместе с Валерием Леонтьевым спела песню «Вернисаж».

Музыку к ней написал Раймонд Паулс, а слова - Илья Резник. После того выступления Лайма проснулась знаменитой. Её фотографии появились на обложках почти всех газет и журналов СССР.

Спустя год молодую певицу ждал ещё один большой успех - песня «Ещё не вечер» . Примечательно, что Лайма исполнила её в собственной трактовке, что добавило композиции изюминку и принесло огромную популярность. Ну а окончательно закрепила свой статус молодой звезды Вайкуле в феврале 1987 года, поучаствовав в авторском вечере Раймонда Паулса в главном московском концертном зале «Россия». Это мероприятие показали по телевизору, и отныне слава Лаймы Вайкуле стала непоколебимой. Ещё больше «выросла» латышская певица в глазах слушателей и критиков после победы на международном фестивале «Братиславская лира», проходившем в Чехословакии.

Не отрываясь от учёбы в ГИТИСе, Лайма подготовила собственную сольную программу и презентовала её вначале 1988 года в ГЦКЗ «Россия». То выступление показало всем, каким большим творческим диапазоном обладает звезда из Латвии. Лайма воплотила на сцене самые разные образы: характерные, лирические, шуточные и даже гротесковые.

Кинокарьера и дискография

В 1989 году Лайма Вайкуле отправилась в США по приглашению продюсера Стена Корнелиуса. В Америке советская певица семь месяцев создавала свой альбом и записывала его в студии Майкла Сембелло. Тогда же ею был подписан контракт с компанией грамзаписи МСА/GRP. Пребывание в США ознаменовалось для советской звезды снятым о ней фильмом. Его сделали американские кинематографисты совместно со студией «Видеофильм». Биографическая кинокартина о Лайме Вайкуле впечатлила западных зрителей и критиков. В тамошней прессе иностранную исполнительницу стали называть «русской Мадонной».

Сама же Лайма тоже попробовала себя в качестве актрисы. Её кинодебют произошёл в 1979 году в ленте «Инспектор Гулл», где она сыграла певицу в баре. В целом фильмография Вайкуле насчитывает тринадцать ролей в кино.

Всего за годы своей сценической деятельности Лайма Вайкуле издала десять музыкальных альбомов в двух странах: Латвии и России. двадцать миллионов дисков певицы разошлись по всему миру - странах бывшего Советского Союза, Европы, Америки. Особенно плодотворными для женщины стали 90-е годы прошлого столетия: за этот период она записала семь дисков.

Лайма Вайкуле - "Русская Мадонна"

Награды

Лайма Вайкуле удостоена нескольких важных наград. Это и уже упомянутый гран-при на «Братиславской лире» в 1987 году; и два самых почётных для человека искусства звания: Заслуженной артистки Латвийской ССР в 1990 году и Народной артистки Латвийской республики в 1995 году. В 2011 году Лайма Вайкуле стала кавалером российского ордена Дружбы за значительный вклад в развитие и укрепление российско-латвийских культурных связей, популяризацию современной российской музыкальной культуры в Латвийской республике.

Лайма Вайкуле - звезда эстрады

Лайма Вайкуле уже много лет является вегетарианкой по этическим убеждениям и защитницей животных по всем направлениям этого движения. Более двадцати лет артистка не носит никаких изделий из меха и не устаёт публично выступать против любого бизнеса, основанного на использовании братьев наших меньших: цирков и фотографий с животными, охоты, корриды, боёв животных и прочих сфер, где причиняют вред животным.

Певица столь сильна в своих убеждениях, что согласилась участвовать в первом фильме, пропагандирующем отказ от охоты. Её партнёрами в этой кинокартине стали другие неравнодушные к фауне представители российского шоу-бизнеса. Некоторое время спустя Лайма присоединилась к членам жюри всемирного антимехового конкурса «Дизайн против мехов».

Личная жизнь

На протяжении почти всей жизни Лайма Вайкуле находится в любовных отношениях со своим продюсером и бывшим бас-гитаристом её ансамбля Андреем Латковским. Познакомились они ещё в 1970 году благодаря брату Андрея Викентию Латковскому, работавшему официантом в «Юрас перле», где выступала в варьете молодая Лайма. С 1978 года пара живёт в фактическом браке, некоторое время спустя поженились в Лас-Вегасе.

Андрей Латковский не только супруг певицы, он также её лучший друг и партнёр в работе. С его помощью и поддержкой звезда смогла побороть тяжелейшую болезнь и пережить все прочие жизненные невзгоды. Детей у Лаймы Станиславовны нет, но есть крестница - внучка Раймонда Паулса Моник-Ивон, родившаяся в 1994 году. Крёстный отец девочки - .

Болезнь

Когда карьера певицы была на самом пике, у Лаймы Вайкуле обнаружили опухоль в груди. Ситуация была очень серьёзная, риск смертельного исхода был слишком высок. С болезнью Лайма сражалась в Америке, где как раз была для создания своих альбомов. После победы над опухолью артистка не захотела оставаться в Америке и вернулась домой, разорвав все контракты. Как раз в тот период времени произошёл развал СССР, и некоторые латвийские СМИ неодобрительно высказались о присутствии Вайкуле в России. Но сильная женщина справилась и с этой задачей.

Вскоре она дала интервью популярной телеведущей Оксане Пушкиной, в котором поведала подробности своей болезни и борьбы с ней. Лайма рассказала, что опухоль перевернула её мировоззрение и мироощущение, заставила совершенно по-другому видеть самые привычные вещи. Только вследствие недуга она поняла смысл фразы «в страданиях растёт личность». Чтобы выздороветь, Вайкуле обратилась за помощью к высшим силам и стала верующей христианкой, которой остаётся до сих пор.

Лайма Вайкуле сейчас

Лайма Вайкуле по-прежнему не выпадает из обоймы современной эстрады. Причём поёт она не только с именитыми певцами, но и с начинающими, передавая им свои умения. Количество молодых талантов, сотрудничающих с Вайкуле, всё время растёт. Например, в 2016 году звезда спела песню «Я закрываю глаза» в дуете со Стасом Пьехой. Это была новогодняя премьера, и зрители оценили её очень позитивно, но при этом появились слухи о романе между этими артистами.

Лайма Станиславовна не скрывает свой возраст и не прекращает выглядеть хорошо и экстравагантно. Её неповторимый стиль, появившийся много лет назад, остаётся визитной карточкой звезды. Певица известна тем, что ведёт здоровый образ жизни, не имеет пагубных привычек, занимается спортом, питается исключительно здоровой пищей (помимо полного отказа от мяса). Постоянно появляется на различных концертах и творческих вечерах, а также не прекращает посещать музыкальный конкурс «Новая волна».

В интервью журналисту телеканала СТБ Ушакова рассказала, как попала на радио, где работает уже 8 лет, а также призналась, что грудь у нее «не своя».

Ведущий шоу тоже не остался равнодушным к аппетитным формам певицы, но вовремя вспомнил, что женат, продемонстрировав кольцо на безымянном пальце.

«Горячий привет вам из Риги», - воскликнула Лиене, выходя на сцену «X фактора».

«Для Риги - более чем горячий», - моментально парировал Pianoбой.

В диалоге с Олегом Винником Лиене была еще более откровенной. На реплику исполнителя о том, что у них общий интерес - бодибилдинг, Лиене заявила: «Мы можем не только в зал ходить, зайчик».

После еще нескольких нестандартных вопросов, певица согласилась сделать то, для чего пришла.

28-летняя рижанка исполнила песню Amy Winehouse Back To Black в схожей с оригиналом манере, чем вызвала непонимание со стороны зрителей и некоторых членов жюри.

Как оценили выступление Лиене Ушаковой Андрей Данилко, Дмитрий Шуров, Настя Каменских и Олег Винник, смотрите на видео.

Отметим, что о своем участии в украинском телешоу «Х-Фактор» одна из самых эпатажных латвийских певиц Лиене Ушакова сообщила в микроблоге Instagram.

В подписи к посту Лиене рассказала о прошедшем лете и трудностях, с которыми пришлось столкнуться в последнее время.

Публикация от LENA USHAKOVA (@lenaushakova89) Сен 24 2017 в 5:13 PDT

Мы продолжаем следить за успехами латвийцев в зарубежных шоу талантов. В ближайшее время читайте на Русском TVNET эксклюзивное интервью с рижанином Александром Казаковом, который прошел слепые прослушивания в российском «Голосе».