"Лебединое озеро". Китайский акробатический балет Шанхая

22-24 ноября в Крокус Сити Холле невероятная эклектика русского балета и виртуозной акробатики в сопровождении музыки П. И. Чайковского

Для постановки полноценного спектакля понадобилось потратить три года, вложить более пяти миллионов долларов, изготовить более трехсот костюмов. Здесь все необычно, хотя в китайском искусстве много условностей. Например, в «Лебедином озере» на сцену выкатывают двухметрового лебедя. Главная героиня - Одетта - появляется не в белоснежной пачке, как положено, а в обычном трико. Зато артистка демонстрирует поистине сказочные возможности своего тела. То она делает па-де буре на пальцах (мелкий перебор ногами), стоя на проволоке, то застывает в грациозном арабеске на вытянутой руке принца Зигфрида.

В ноябре московских зрителей вновь ждет незабываемое, уникальное шоу «Лебединое озеро».

Идеей создания такого спектакля в 2002 году послужил акробатический китайский номер «Восточный лебедь», получивший главный приз на конкурсе цирковых искусств в Монте-Карло. Увидев этот дуэт на конкурсе, руководители китайской акробатической труппы из Гуангдунга хореограф Жао Минг и директор Нинг Генфу решили создать полнометражный цирковой спектакль. После премьеры в Китае заявки на гастроли этого уникального в своем роде зрелища подали несколько десятков стран, но создатель спектакля, хореограф Жао Минг, заявил, что первой страной, которая должна его увидеть, будет родина композитора П. И. Чайковского.

В марте 2006 года в Государственном Кремлевском Дворце состоялась премьера «Лебединого озера» для российских зрителей. Надо ли говорить о том, что спектакли прошли с аншлагами. Такой же успех в России ждал труппу и во второй приезд в Россию, в 2007 году.

Все, что делают артисты, напоминает полеты во сне и наяву. Китайские танцоры виртуозно выходят за пределы возможностей человека, изменяя наши представления о классическом балете. Китайцы показывают непредсказуемое шоу, заставляют, затаив дыхание, наблюдать за невероятными трюками. Балерина на пуантах ходит по натянутому канату, и уже непонятно, где заканчивается классический балет и начинается виртуозное акробатическое представление. А финальные 32 фуэте в балете из Поднебесной крутят мужчины внутри огромных вращающихся колес.

"Лебединое озеро".

Мировой бестселлер.

Китайский акробатический балет Шанхая и театр Talarium Et Lux

Только 08 ноября 2015 в Государственном Кремлевском Дворце, вы сможете насладиться одной из самых зрелищных и великолепных премьерных интерпретаций балета П.И. Чайковского – балетно-акробатическим мировым и феноменальным шоу “Лебединое озеро”.
Это настоящий шедевр-блокбастер сказка с оригинальным хореографическим, сценическим, свето-техническим, видео-графическим и акробатическим наполнением, где использованы самые передовые мировые технологии в искусстве!
Балет «Лебединое озеро» напоминает полеты во сне и наяву, это непредсказуемое шоу заставляет, затаив дыхание, наблюдать за невероятными трюками. Это, что-то потрясающее...
Оформление спектакля поражает воображение даже самых искушенных балетоманов. Сложнейшие 3 D видео - декорации меняются мгновенно. На сцене – то ли видение рая, то ли преисподней …
Здесь живут персонажи балета Чайковского. Здесь их покажут вам так, как их видят люди, живущие за загадочной китайской стеной. Каждое шоу показывает зрителям во всем мире, что глубина «Лебединого озера» Петра Ильича Чайковского еще до конца не измерена.
На протяжении всего шоу Вас ожидают 12 визуально ошеломляющих сцен, которые сочетают в себе красоту классического балета, канатоходцев, удивительных акробатических трюков и сценическое мастерство настоящих профессионалов своего дела.



Феноменальное шоу ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО на музыку П. И. Чайковского -
Акробатический балет из Шанхая



Китайская акробатическая труппа "Гуангдунг". Сочетание классического сюжета, великой музыки и неожиданной хореографии, приправленной китайским фольклором и цирковой виртуозностью, - все это и есть "Лебединое озеро" по-китайски.

В Китае много озер, но только одно - Лебединое.
В мире много постановок балета Чайковского, но только одна – цирковая!
Среди всех чудес на свете это «Лебединое озеро» - чудо китайское.
Самый красивый цирк и самый опасный балет из Шанхая.
Огромный двухметровый лебедь величаво выплывает на сцену.
В голубом призрачном свете - фантастическое озеро из дыма.
На сцене - то ли видение рая, то ли преисподней.
Здесь живут персонажи балета Чайковского.


Первый в мире акробатический балет «Лебединое озеро» - выдающийся, уникальный, великолепный и не имеет себе равного.

Китайский цирк в рекламе не нуждается, балет «Лебединое озеро» – тоже. В мире много постановок балета Чайковского, но только одна – цирковая.


Замысел создать полноценный балет с опасными акробатическими трюками начался с циркового номера в 2002 году для двух солистов Ву и Вэй в жанре сплава «балета и цирка» под музыку Чайковского. На всемирном фестивале в Монте-Карло их выступление вызвало ажиотаж. Артисты получили Гран-При из рук принца Ренье. Это стало началом легенды.


Увидев этот дуэт на конкурсе, руководители китайской акробатической труппы из Гуангдунга, хореограф Жао Минг и директор Нинг Генфу, решили создать полнометражный цирковой спектакль
За свою долгую артистическую карьеру г-н Нинг постиг все секреты цирка. Он начал изучать акробатику с пяти лет и посвятил этому делу последующие пятьдесят. Путешествуя по странам и континентам, он изучил абсолютно все виды иллюзии, магии, трюкачества, а также освоил загадочную науку управления человеческим телом.

Наблюдая самые разнообразные выступления, Нинг пришел к парадоксальной идее – сплавить воедино совершенно несоединимые вещи, чтобы создать принципиально новое явление. Почему бы не сделать чудо? А именно: скрестить классический русский балет с китайским цирком, используя уникальные акробатические номера, совершенно новую хореографию и световой дизайн. Почему бы не создать оригинальное китайское «Лебединое озеро»?
Неожиданный подход с Востока к музыке Чайковского в корне изменил саму суть представления, которое традиционно привыкли считать типично русским товаром на экспорт. Своеобразное балетное эсперанто приобрело неожиданный азиатский акцент.


Собственно, идея была проста до гениальности – соединить наиболее впечатляющие трюки из обеих традиций, прибавить современный дизайн и сложную световую партитуру. И проект цирка-балета готов.
Репетиции этого виртуозного балетно-акробатического шоу длились три года, более пяти миллионов долларов были инвестированы в его создание, более трехсот костюмов с использованием уникальных китайских тканей было создано специально для этого акробатического балета.
И проект цирка-балета готов.

Фантастические декорации китайского «Лебединого озера», доставляются в семи огромных морских контейнерах. Изменяя представления о классическом балете, китайцы создают виртуозное акробатическое представление.
Эта версия «Лебединого озера» продемонстрировала всему миру, что балет в Китае больше, чем балет.
Спектакль «Лебединое озеро» в постановке китайского хореографа Жао Минг стал балетной сенсацией. Хореограф соединил воедино русский классический балет и древнюю китайскую акробатику.

Шоу, поставленное хореографом Чжао Минг, силами акробатической труппы из Гуангдунга, утратив привычную балетную пресность, превратилось в пряную, по-восточному терпкую, космогоническую историю о борьбе Добра со Злом.
Сюжет спектакля остается фантастической историей любви между принцем и девушкой-Лебедем, музыка – великой музыкой П.И. Чайковского, но происходит история уже не в Европе, а в Китае, Одетта зовется принцессой Востока, а Зигфрид – принцем Запада. В спектакле черный ястреб-царь – Злой гений, колдовской силой превратив добрую девушку-красавцу в лебедя, похитил ее.


Принц Запада во сне узнал о несчастной участи девушки и, преодолев пустыню и океан, прибыл в таинственную и древнюю восточную страну. Претерпев всевозможные страдания и лишения, он одержал победу над черным ястребом-царем и нашел свою любимую...

Все, что делают артисты, напоминает полеты во сне и наяву в духе Дэвида Копперфильда. Китайские танцоры виртуозно выходят за пределы возможностей человека, смело изменяя наши представления о классическом балете. Они создают шоу непредсказуемости.


«Лебединое озеро» по-китайски
Во время балета все трюки выполняются без страховки.
Китайская Одетта - Вэй танцует на голове, плече, вытянутой руке принца Зигфрида. Классическое действие доведено здесь до смертельной опасности
Несколько раз на репетициях Вэй падала с высоты трех с половиной метров - совместный рост танцоров. Обошлось без переломов.











Знаменитый «подарочный набор» от Чайковского – танец маленьких лебедей – преподносится в виде задорного танца маленьких зеленых лягушат.
Причем, исполняют его не на ногах, а на руках. По мнению постановщиков спектакля, такая интерпретация танца наиболее интересна.


«Танец маленьких лебедей» исполняют четыре акробата в костюмах зеленых лягушат. Танцуют вниз головой на руках, пользоваться ногами запрещено.



Хореограф свел воедино русский классический балет и древнюю китайскую акробатику.




Артисты крутят фуэте внутри огромных колес, которые одновременно с этим вращаются на полу.






Прежде чем добавить в постановку многочисленные трюки, акробаты изучили все известные классические постановки «Лебединого озера».


Огромный двухметровый лебедь величаво выплывает на сцену. В голубом призрачном свете - фантастическое озеро из дыма. На сцене - то ли видение рая, то ли преисподней. Здесь живут персонажи балета Чайковского.

Изменяя наши представления о классическом балете, китайцы создают шоу непредсказуемости.





Еще никогда балерина не замирала в грациозном «па», стоя на ладони вытянутой руки партнера.


Еще никогда на балетной сцене не распускались три тысячи цветов за три секунды!
40 китайских девочек застывают на сцене, как диковинные цветы.



Синтез акробатики, балета и иллюзионизма, классическая музыка и знакомый сюжет, оригинальное сценическое оформление и многокрасочные костюмы – все это отличает балетно-акробатический спектакль «Лебединое озеро» от других музыкально-сценических премьер.



Идеальное сочетание акробатики и балета

Как же развивается действие спектакля? На своем пути к Востоку принц проходит разные страны, каждая из которых представляется артистами в народных костюмах, выступающими с акробатическими номерами, отличающимися национальным колоритом. Они выполняют немыслимые прыжки и сальто между мачтами корабля, ногами жонглируют волшебной лампой из сказок «Тысячи и одной ночи», ставят древние египетские и таиландские цирковые номера, а также показывают классические китайские акробатические упражнения – ходьбу на ходулях, жонглирование ножами и этюд с соломенными шляпами. Большинство представленных в спектакле акробатических номеров китайского цирка из числа получивших более 20 золотых призов на международных конкурсах.

Эта новая балетно-акробатическая версия «Лебединого озера» не только демонстрирует вершину акробатического искусства, но и славит неповторимую красоту балета. Здесь хореография древнего китайского цирка впервые открыла для себя и перевела на свой язык чудесную лирику произведения Чайковского.

У китайцев искусство акробатики всегда считалось искусством духа, ибо гнуться в разные стороны можно было не с помощью мышц (они затвердевают), а только с помощью духа».


Все это «Лебединое озеро» из Шанхая - экзотическое, заморское шоу для детей и взрослых!


После премьеры в Китае заявки на гастроли этого уникального в своем роде зрелища подали несколько десятков стран, но хореограф Жао Минг заявил, что первой страной его должна увидеть родина композитора Чайковского.

С данным проектом труппа гастролировала более чем в 60 странах мира, выступала на саммитах глав правительств, ее спектакли видели 40 президентов разных стран мира, в том числе России и США.


Три часа на одном дыхании… Все это «Лебединое озеро» из Шанхая!
За Китайской стеной нельзя утаить только одну вещь на свете – чудо! Остается только увидеть!

Балет «Лебединое озеро» благодаря гениальной музыке П.И. Чайковского стал одним из символов русской культуры. Более ста лет этот балет является одним из самых востребованных произведений искусства, которым восторгаются во всем мире. Каждая новая постановка это великого творения вызывает живой интерес публики, поэтому постановщики и артисты всегда осознают сложность стоящей перед ними задачи, ведь им предстоит, не нарушая внутреннее строение классики, внести в действие собственный художественный замысел. Китайский Акробатический балет из Шанхая представил свою интерпретацию шедевра в специально созданном шоу, которое уже успело покорить мир.

«Лебединое озеро » в исполнении Акробатического балета из Шанхая - это удивительное сочетание балетной классики и феноменальной китайской акробатики. В новом сценическом воплощении история о заколдованной Принцессе лебедей станет еще более эмоциональной и грациозной. Известная история любви изображена в тонах азиатского колорита, что является одним из несомненных преимуществ нового балетного шоу. Переплетение восточной и западной культур в одном представлении - это уникальный художественный прием, благодаря которому зритель почувствует универсальность и бессмертие творений искусства. Например, в финале истории на сцене засияют сотни китайских фонарей, которые станут символом счастливого завершения истории.

Для постановки «Лебединого озера» Шанхайский акробатический балет соединил на сцене цирковое искусство и балетную феерию. Как правило, традиционные китайские шоу цирковых трюкачей не имеют общего сюжета и состоят из отдельных номеров. В этот раз каждый акробатический этюд раскрывает тот или иной эпизод знаменитой истории. Мастера-акробаты из Китая исполняют свои трюки на пределе человеческих возможностей, демонстрируя неповторимую слаженность действий и феноменальные способности в гибкости, эквилибристике и физической выносливости. За каждым действием артистов предстоит следить, сконцентрировавшись и затаив дыхание.

Во всем мире билеты на «Лебединое озеро» в исполнении Акробатического балета из Шанхая расходятся среди зрителей с огромной скоростью. Новый жанр, в котором был представлен классический балет на музыку Чайковского, соединил всё лучшее из мира искусства. В нем демонстрируется торжество пластики и гибкости, создаются волшебные иллюзии, а балетные движения органично сочетаются с акробатикой и приемами восточных боевых искусств. Уникальное шоу китайских акробатов до глубины души потрясет всех зрителей.

После гастролей на сцене Водного стадиона Дубны «Русского балета» с «Лебединым озером» – балетным хитом, созданным П.И. Чайковским в 1877 году, среди любителей классики города разразилась горячая дискуссия. Споры вызвала инициатива организаторов праздника, включивших в антракт между действиями балета цирковые номера, исполненные артистами популярного столичного «Театра огня» К. Ферджуляна. Полемику вызвала сама возможность соединения столь различных видов искусства в одном представлении. Между тем, система взаимодействия цирка и классического балета кардинально изменилась за последнее десятилетие.

Синтез зрелищных видов искусств – явление многоликое, и просматривается оно в самых различных областях современного искусства. Между тем это новое веяние XXI века корнями уходит в предшествующие эпохи. Современные балетоманы могут сколько угодно бороться за чистоту любимого искусства, но правда состоит в том, что со времен средневековых акробатов профессиональный танец и цирк развивались рука об руку. И хотя эстеты обычно ругали балетных артистов словами «циркачка» и «циркач», публика всегда и везде буквально «заходилась» от восторга, обнаружив в благородном танце наличие блистательных фуэтэ, сложных воздушных поддержек и тому подобных цирковых трюков.

Лексика балета на протяжении всей его истории постоянно пополнялась акробатическими приемами. Стоит напомнить, что различные элементы акробатики и спортивной гимнастики в настоящее время занимают в балете немалое место.

Обратимся же к истокам создания номеров, соединяющих в себе элементы классического балета и циркового искусства. В этом направлении первым шагом, завоевавшим признание профессионалов, был воздушный номер под названием «Воздушный бал», созданный в 1994 году под руководством мастера киргизского цирка К.М. Досбатырова (режиссер Е. Майхровская). В его основе лежало сочетание танцевального направления с воздушной гимнастикой на ремнях; в 1996 году этот номер удостоился «Золотого кубка» на фестивале в Монте-Карло.

Следующей ступенью в этом направлении стал китайский акробатический дуэт на музыку П.И.Чайковского «Восточный лебедь», получивший в 2002 году на фестивале в Монте-Карло главный приз – «Золотой клоун». В этом номере адажио из балета «Лебединое озеро» было пересказано на языке акробатики: с фантастически выгибающейся в верхнем шпагате партнершей, с ее уверенным арабеском на бицепсе стоящего и вытянувшего руку партнера. Увидев этот дуэт на конкурсе, руководители Китайской акробатической труппы из Гуангдунга хореограф Жао Минг и директор Нинг Генфу решили создать полнометражный цирковой спектакль.

Рожденный из этого номера китайский акробатический балет «Лебединое озеро» был представлен на суд публики в 2005 году. Здесь важно отметить, что в Китае такие эксперименты с классикой поддерживают на уровне государства, в связи с чем вышеназванная труппа получила на свою постановку пять миллионов долларов. Режиссер этой версии «Лебединого» сказал, что по сложности и уровню искусства проект может соперничать лишь с подъемом на пик Джомолунгма. Возможно, именно поэтому средний возраст участников этого шоу – от четырнадцати до восемнадцати лет.

Вся постановка «Лебединого озера» держится на дуэте супругов Ву и Вей. Именно они были исполнителями акробатического номера «Восточный лебедь» в Монте-Карло, после которого танец Одетты на плече принца Зигфрида стал легендарным. Повторить такое балетным танцовщикам невозможно. Однако и относительно своих возможностей в классических па-де-де Ву Женьдан не строит иллюзий:

– Мы, конечно же, брали уроки классического балета. Но все-таки мы в первую очередь акробаты. Наша стихия – это трюки. Хотя общего много. Улыбка должна быть и у танцовщиков, и у циркачей, – считает Ву Женьдан. – Однако самый сложный трюк, – продолжает балерина, - это когда я балансирую на голове у партнера. Очень сложно контролировать себя в этот момент, даже психологически».

Помимо этого в артистической среде хорошо известно: поскольку синяки, которые оставляют на теле партнера пуанты, практически не успевают заживать, а исполнительница главной партии в процессе репетиций регулярно получает многочисленные травмы, цирк в каждых гастролях обязательно сопровождает врач.

17 марта 2006 года Вэй Баохуа, Ву Женьдан и их товарищи привезли акробатический балет «Лебединое озеро» в Россию. Выступали китайские мастера на кремлевской сцене. Этот акробатический балет оказался большим сюрпризом для российского зрителя, который привык воспринимать отдельно цирк, отдельно балет. Между тем в России танцовщики-акробаты произвели такой фурор, что были удостоены премии Улановой. Об этом представлении столичные СМИ писали: «самый прекрасный цирк и самый рискованный балет поразил родину «Лебединого озера».

В спектакль вошли практически все жанры традиционного китайского цирка, за исключением фокусов. Одетта легко парит в поднебесье или танцует то на вытянутой руке, а то и на голове партнера. Балерина скользит на пуантах по канату, а 32 знаменитых фуэте крутят танцоры внутри огромных вращающихся колес. Одиллия выдает акробатическое шоу, взмахивая ногами, словно крыльями. Маленькие лебеди превратились в зеленых лягушат: ловким мальчикам-акробатам потребовалось три месяца упорных тренировок, чтобы изобразить четырех маленьких лягушат, танцующих на руках и забавно исполняющих ножками всевозможные трюки.

Либретто балета также претерпело некоторые изменения: главный герой отправляется на поиски Царевны-лебедь и находит ее в Поднебесной. Именно здесь и происходит победа добра над злом, а история заканчивается свадьбой.

В заключение умопомрачительного шоу на сцене мгновенно распускаются три тысячи прекрасных роз. По этому поводу известны слова хореографа постановки Ли Шаоцина: «Мы не могли не изменить либретто первоисточника, у нас, у китайцев, обязательно все должно заканчиваться хорошо, иначе зрители расстроятся».

Здесь хочется добавить, что музыка балета П. И. Чайковского, звучащая у нас достаточно часто, а потому в некотором смысле утратившая свое воздействие, в данном спектакле приобретает эмоциональность, свойственную ей изначально. Ибо зрелище акробатических танцев, по своей сложности выходящих за пределы человеческих возможностей, заставляет души зрителей вибрировать в тон тревожной музыки русского гения. Если к этому прибавить традиционную восточную роскошь и исконно китайское буйство красок, то становится понятно, сколь неизгладимо потрясение, которое испытывает посетивший это чудо.

Акробатический балет в России

17 апреля 2009 года художественно-акробатическую версию балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» осуществила труппа «Русский балет Санкт-Петербурга» под управлением Александра Брускина. В нем мастера из Северной Пальмиры продемонстрировали оригинальное сочетание классического балета и уникальных элементов художественной гимнастики и акробатики, которые органично вплетены в хореографию спектакля и объединены единым действом.

В нем принимали участие как звезды балета Мариинского театра и театра «Русский балет», так и мастера спорта Международного класса по художественной гимнастике и акробатике, занятые в «Театре спорта».

Постановка возвращала зрителя к истокам рождения спектакля, который был задуман как балет-феерия. Неожиданные сюжетные находки, оригинальное видение художественного облика персонажей, волшебные превращения, впечатляющая сценография, новые костюмы и декорации – все это включено в новую версию балета П.И.Чайковского.

Этот «Щелкунчик» был создан после гастролей в Питере Китайского акробатического балета, артисты которого представили балет «Лебединое озеро» в необычной трактовке. Китайское «Лебединое» потрясло зрителей. Для российских мастеров балета и цирка оно послужило творческим толчком, и как результат – на свет появился новый шедевр классической хореографии, совмещенной с элементами художественной гимнастики и акробатики.

Художественно-акробатический балет «Щелкунчик» стал одним из ярчайших событий в культурной жизни не только Санкт-Петербурга, но и России. Спектакль получил восторженные отзывы и от простых зрителей, и от профессиональных поклонников балета. Все они отмечали, с какой бережливостью отнеслись создатели к классической постановке балета «Щелкунчик», а также с какой тщательностью и профессионализмом в классическую канву спектакля были вплетены элементы художественной гимнастики и акробатики.

Казахский эксперимент

Огромный интерес в этом направлении представляет и синтетический спектакль «Одинокий призрак», созданный профессором Казахской национальной академии искусств Даулетом Досбатыровым по мотивам мюзикла Эндрю Ллойда Веббера «Призрак Оперы (Phantom of the Opera)». Его премьера состоялась 29 мая 2008 года в Казахском государственном цирке.

Если упор в акробатическом балете Китая был сделан на акробатику, то здесь режиссер постарался показать высокий уровень воздушной гимнастики. Между тем, в данном случае во многих номерах были задействованы не артисты цирка, а учащиеся хореографического училища им. Селезнева – им приходилось подниматься в воздух на четырехметровую высоту, что уже относится к разряду достаточно рискованных цирковых номеров (при этом не использовались ни страховочные лонжи, ни пассировка других лиц). Интересно и то, что спектакль создавался в здании стационарного цирка г. Алма-Аты, и центром сценического действия был круглый манеж. При постановке этого шоу режиссеру «Одинокого призрака» Д. Досбатырову приходилось учитывать разницу между сценой и ареной. Позже по этому поводу он писал: «Суть в том, что современный театральный зал, в отличие от цирка или стадиона, дает возможность обозревать сцену только с одной стороны, то есть всеми зрителями приблизительно одинаково… Этот момент очень важен, особенно для восприятия балетного спектакля, так как односторонний взгляд способствует одинаковому прочтению визуальных образов. Это невозможно сделать при круговом осмотре, как, например, в цирке, где существует множество точек зрения, в том числе и противолежащих». Свои размышления автор завершает следующими словами: «Если на сегодняшний день классический балет и цирковое искусство – эти два индивидуальных, сложных и очень интересных течения – не пришли к идее синтеза, то они значительно сузили бы свои рамки. Но благодаря внедрению идеи синтеза жанров открыты широчайшие возможности их взаимовлияния и взаимообогащения».