Лисипп скульптуры. Великий Лисипп

Именно о таких царях вздыхают нынешние монархисты. Возможно, они правы. Александр III был по-настоящему великим. И человеком, и императором.

«Клюёт у меня!»

Впрочем, некоторые диссиденты того времени, в том числе и Владимир Ленин , довольно зло шутили над императором. В частности, прозвали его «Ананас». Правда, Александр сам дал к тому повод. В манифесте «О Нашем Восшествии на Престол» от 29 апреля 1881 г. было чётко сказано: «А на Нас возложить Священный долг». Так что при оглашении документа царь неизбежно превращался в экзотический фрукт.

На самом деле это несправедливо и нечестно. Александр отличался удивительной силой. Он легко мог сломать подкову. Мог запросто гнуть в ладони серебряные монеты. Мог на плечах поднять коня. И даже заставить его сесть по-собачьи - это зафиксировано в мемуарах современников. На обеде в Зимнем дворце, когда австрийский посол завёл разговор о том, что его страна против России готова сформировать три корпуса солдат, согнул и завязал узлом вилку. Бросил её в сторону посла. И сказал: «Вот так я поступлю с вашими корпусами».

Наследник цесаревич Александр Александрович со своей супругой цесаревной и великой княгиней Марией Фёдоровной, Санкт-Петербург, конец 1860-х. Фото: Commons.wikimedia.org

Рост - 193 см. Вес - более 120 кг. Неудивительно, что крестьянин, случайно увидевший императора на железнодорожной станции, воскликнул: «Вот это царь так царь, чёрт меня подери!» Нечестивого мужика тут же схватили за «произнесение неприличных слов в присутствии государя». Однако Александр велел отпустить сквернослова. Более того - наградил его рублём с собственным изображением: «Вот тебе мой портрет!»

А его взгляд? Борода? Корона? Помните мультфильм «Волшебное кольцо»? «Ампиратор чай пьють. Самовар матерушший! У кажного прибору ситного хлеба фунта по три!» Это всё про него. Он действительно мог съесть за чаем 3 фунта ситного хлеба, то есть примерно 1,5 кг.

В домашней обстановке любил носить простую русскую рубаху. Но обязательно с шитьём на рукавах. Штаны же заправлял в сапоги, по-солдатски. Даже на официальных приёмах позволял себе выходить в поношенных брюках, тужурке или полушубке.

Часто повторяют его фразу: «Пока русский царь удит рыбу, Европа может подождать». В реальности же было так. Александр был очень корректен. Но очень любил рыбалку и охоту. Поэтому, когда германский посол потребовал немедленной встречи, Александр сказал: «Клюёт! Клюёт у меня! Германия может подождать. Приму завтра в полдень».

Правильный душой

В его правление начались конфликты с Великобританией. Доктор Ватсон, герой известного романа о Шерлоке Холмсе, получил своё ранение в Афганистане. И, судя по всему, в бою с русскими. Есть документированный эпизод. Казачий разъезд задержал группу афганских контрабандистов. При них были два англичанина - инструкторы. Командир разъезда, есаул Панкратов, расстрелял афганцев. А англичан велел выслать за пределы Российской империи. Правда, предварительно выпорол их нагайками.

На аудиенции с британским послом Александр сказал:

Я не допущу посягательства на наших людей и нашу территорию.

Посол ответил:

Это может вызвать вооружённое столкновение с Англией!

Царь спокойно заметил:

Ну что ж… Наверное, сдюжим.

И мобилизовал Балтийский флот. Он был в 5 раз меньше тех сил, которыми располагали британцы на море. И всё же войны не случилось. Англичане успокоились и сдали свои позиции в Средней Азии.

После этого английский министр внутренних дел Дизраэли назвал Россию «огромным, чудовищным, страшным медведем, который нависает над Афганистаном, Индией. И нашими интересами в мире».


Смерть Александра III в Ливадии. Худ. М. Зичи, 1895 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Для того чтобы перечислить дела Александра III, нужна не газетная полоса, а свиток длиною в 25 м. К Тихому океану дал реальный выход - Транссибирскую магистраль. Дал гражданские свободы старообрядцам. Дал реальную свободу крестьянам - бывшие крепостные при нём получили возможность брать солидные кредиты, выкупать свои земли и хозяйства. Дал понять, что перед верховной властью все равны - лишил привилегий часть великих князей, сократил им выплаты из казны. Между прочим, каждому из них полагалось «пособие» в размере 250 тыс. руб. золотом.

О таком государе и впрямь можно тосковать. Старший брат Александра Николай (он умер, так и не взойдя на престол) сказал о будущем императоре так: «Чистая, правдивая, хрустальная душа. В нас, остальных, есть что-то неправильное, лисье. Александр же один правдив и правилен душой».

В Европе о его кончине говорили примерно так же: «Мы теряем арбитра, который всегда руководился идеей справедливости».

Самые крупные деяния Александра III

Императору приписывается, и, судя по всему, небезосновательно, изобретение плоской фляжки. И не просто плоской, а гнутой, так называемой «засапожной». Александр любил выпить, но не желал, чтобы о его пристрастиях знали окружающие. Фляжка такой формы идеальна для тайного употребления.

Именно ему принадлежит лозунг, за который нынче можно серьёзно поплатиться: «Россия - для русских». Тем не менее его национализм не был направлен на третирование национальных меньшинств. Во всяком случае Еврей-с-кая депутация во главе с бароном Гинцбургом выразила императору «беспредельную благодарность за меры, принятые к ограждению еврейского населения в настоящее тяжёлое время».

Начато строительство Транссиба - до сих пор это чуть ли не единственная транспортная артерия, которая хоть как-то связывает всю Россию. Император также учредил День железнодорожника. Его не отменила даже советская власть, несмотря на то что Александр назначил дату праздника на день рождения своего деда Николая I, при котором у нас начали строить железные дороги.

Активно боролся с коррупцией. Не на словах, а на деле. В позорную отставку за взятки были отправлены министр путей сообщения Кривошеин, министр финансов Абаза. Не обошёл и своих родственников - из-за коррупции своих постов были лишены великий князь Константин Николаевич и великий князь Николай Николаевич.

Воспитание и образование Александра Александровича

Великий князь Александр Александрович был в императорской семье вторым сыном; а наследовать престол должен был его старший брат Николай. Он и пользовался особым вниманием со стороны матери, отца и деда. Николай был мальчиком умным, добрым и отзывчивым, хотя исключительное положение среди братьев и сестер сделало его заносчивым.

Александр же был совсем другим по характеру и по способностям. Уже в детстве он был серьезным, основательным, скупым на внешнее проявление чувств. Этикет всегда тяготил его, и он обычно говорил то, что думал, а делал то, что считал нужным, а не то, что предписывали великосветские правила. И этим он неизменно привлекал сердца. Александр Александрович обладал обыкновенными способностями к наукам и не достиг в них выдающихся успехов. Так как никто не предполагал, что он унаследует престол, он не получил достойного наследника образования. Учебой Александра руководил известный экономист, профессор Московского университета А И. Чивилев. Академик Я. К Грот преподавал Александру историю, географию, русский и немецкий языки; видный военный теоретик М. И. Драгомиров – тактику и военную историю, С. М. Соловьев – русскую историю. Политические и юридические науки, а также русское законодательство будущий император изучал у К П. Победоносцева.

Уже став наследником престола, цесаревич учился вести государственные дела: участвовал в заседаниях Государственного совета и Комитета министров. В 1868 г., когда Россию постиг сильный голод, он встал во главе комиссии, образованной для оказания помощи пострадавшим. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Александр получил и военный опыт: он командовал Рущукским отрядом, сдерживавшем турок с востока, облегчая действия русской армии, которая осаждала Плевну.

Будущий российский император рос в семье многочисленной и многодетной. Только сыновей у Александра II было шестеро: Николай, Александр, Владимир и Алексей родились с перерывом в полтора-два года. Затем, уже после значительной паузы, Сергей и Павел.

Старший из братьев, Николай, названный в честь деда, родился в сентябре 1843 года и был вторым ребенком в семье наследника престола (первым была девочка, Александра). Так что в этой семье не было острой проблемы престолонаследия, как у Александра I или Николая II. Хотя официально великий князь Николай Александрович стал наследником не сразу, а лишь после смерти деда в феврале 1855 года, однако принцип преемственности власти по старшинству сулил царствование ему, и внимание родителей сосредоточилось, прежде всего, на нем. В раннем детстве воспитание детей было сходным: все они были на попечении нянюшек-англичанок и целой армии кадровых военных, их опекавших. На этом настаивал дед-император, да и отец придерживался такой же точки зрения. Двух старших братьев Николая и Александра одновременно начали учить и грамоте, и военному делу. Наставница, В. Н. Скрипицына, давала им первые уроки чтения и письма, арифметики и священной истории, а военные воспитатели, руководимые генерал-майором Н. В. Зиновьевым и полковником Г. Ф. Гогелем обучали их фронту, маршировке, ружейным приемам, смене караула.

Только самое начальное обучение оба старших брата проходили вместе: скоро стала сказываться разница в возрасте, да и задачи перед ними стояли разные. Обучению наследников престола в XIX веке уже придавалось большое значение.

ИЗ ПИСЬМА АЛЕКСАНДРА III К СВОЕЙ ЖЕНЕ. «Если есть что доброе, хорошее и честное во мне, то этим я обязан единственно нашей дорогой милой Мама. Никто из гувернеров не имел на меня никакого влияния, никого из них я не любил (кроме Б. А. Перовского, да и то позже); ничего они не могли передать мне, я их не слушал и на них не обращал решительно никакого внимания, они для меня были просто пешками. Мама постоянно нами занималась, приготовляла к исповеди и говению; своим примером и глубоко христианской верою приучила нас любить и понимать христианскую веру, как она сама понимала. Благодаря Мама мы, все братья и Мари, сделались и остались истинными христианами и полюбили и веру и церковь. Сколько бывало разговоров самых разнообразных, задушевных; всегда Мама выслушивала спокойно, давала время все высказать и всегда находила, что ответить, успокоить, побранить, одобрить и всегда с возвышенной христианской точки зрения… Папа мы очень любили и уважали, но он по роду своих занятий и заваленный работой не мог нами столько заниматься как милая, дорогая Мама. Еще раз повторяю: всем, всем я обязан Мама: и моим характером, и тем, что есть!»

В 1852 году, наставником августейших детей наследника цесаревича Александра Николаевича был приглашен…Я. К. Грот. <…>

Я. К. Грот должен был четыре дня в неделю заниматься во дворце с семи часов утра до двух, с небольшими промежутками. Служба эта особенно трудна была от мая до ноября, когда Грот должен был ездить в Царское Село, Петергоф или Гатчину еще накануне, чтобы быть во дворце в семь часов утра. Стоявшие тогда во главе воспитания генералы Н. В. Зиновьев и Г. Ф. Гогель, пишет Грот, пользовались им также, чтобы заменять других уезжавших на лето в отпуск преподавателей, и ему приходилось брать на себя их уроки, например, по французскому, английскому языкам и вообще повторять по всем предметам.

Так продолжалось три года, когда в конце 1856 года был призван для заведования учением великих князей посланник в Константинополе В. П. Титов, который прежде был советником при после Бутеневе. Владимир Павлович Титов, по словам «Записок» Н. В. Исакова, был с большими сведениями человек, много учившийся, любознательный до крайности и всем интересовавшийся. <…> Титов сделал Грота своим помощником и вызвал из Дрездена г. Гримма, совсем не знавшего русского языка, который ранее был наставником великого князя Константина Николаевича. Титов пробыл при дворе около двух лет (с осени 1856 года до весны 1858 года), после Гримм занял его место.

В 1859 году, 8 сентября, в день совершеннолетия великого князя Николая Александровича, окончилось участие Грота в воспитании их высочеств. Государь император оставил Гроту всю сумму получаемого им жалованья (3 000 рублей) в пенсию. Впоследствии, когда императору Александру III было доложено о смерти Я. К. Грота, то он на докладе написал следующие знаменательные слова: «Меня эта смерть весьма огорчила. Я знал Якова Карловича более 35 лет и привык любить и уважать эту достойную личность». <…>

Место воспитателя при великом князе Александре Александровиче занял профессор Константин Петрович Победоносцев <…>, который, равно как и другие преподаватели, находил у великого князя Александра Александровича тихий нрав, простоту, прямодушие и добросовестность в занятиях. Русский язык ему преподавал Э. Ф. Эвальд, превосходный оратор и чтец, а старший его брат Ф. Ф. Эвальд – физику. Известный историк С. М. Соловьев читал русскую историю, и у него многому научился царственный ученик, особенно уважавший этого наставника <…>.

Не менее ценил великий князь Александр Александрович наставника своего старшего умершего брата академика Ф. И. Буслаева, оригиналы лекций которого по русской литературе хранил в своем кабинете, а копии с них отдал в Румянцевский музей в Москву И. Божерянов

СОЛОВЬЕВ Сергей Михайлович (05.05.1820-04.10.1879 гг.) – русский историк, член Петербургской академии наук (1872 г.).

С. М. Соловьев родился в семье священника. В 1842 г. окончил Московский университет. В годы учебы он испытал влияние взглядов Т. Н. Грановского, изучал философию Г. Гегеля.

В 1842–1844 гг. С. М. Соловьев жил за границей и был домашним учителем детей графа А. П. Строганова. Он слушал лекции в университетах Парижа, Берлина, Гейдельберга. В 1845 г. С. М. Соловьев начал читать курс лекций по русской истории в Московском университете и защитил магистерскую диссертацию «Об отношении Новгорода к великим князьям», а в 1847 г. – докторскую диссертацию «История отношении между русскими князьями Рюрикова дома». С 1847 г. он стал профессором Московского университета.

В 1863 г. Соловьев написал «Историю падения Польши», в 1877 г. – книгу «Император Александр I. Политика, дипломатия». Он оставил несколько работ по вопросам теории исторической науки («Наблюдения над исторической жизнью народов», «Прогресс и религия» и др.), а также по историографии («Писатели русской истории 18 в.», «Н. М. Карамзин и его „История государства Российского”», «Шлецер и антиисторическое направление» и др.). Его лекции «Публичные чтения о Петре Великом» (1872 г.) стали событием в общественной жизни.

В 1864–1870 гг. С. М. Соловьев занимал должность декана историко-филологического факультета, а в 1871–1877 гг. – ректора Московского университета. В последние годы жизни был председателем Московского общества истории и древностей российских и директором Оружейной палаты.

С. М. Соловьев занимал умеренные либеральные позиции, отрицательно относился к крепостному праву. При императоре Александре II Соловьев преподавал историю наследнику, Николаю Александровичу, а в 1866 г. будущему императору Александру III. По его поручению историк составил «Записку о современном состоянии России», которая осталась незаконченной. С. М. Соловьев выступал в защиту университетской автономии, определенной уставом 1863 г., и вынужден был уйти в отставку в 1877 г., когда не смог этого добиться.

В 1851–1879 гг. вышли 28 томов «Истории России с древнейших времен» – главного труда С. М. Соловьева. Эта работа была создана как альтернатива «Истории государства Российского» И. М. Карамзина, который считал личность основным двигателем истории. В центре труда Соловьева стояла идея исторического развития. С. М. Соловьев считал человеческое общество целостным организмом, развивающимся «естественно и необходимо». В своей «Истории России» ученый указывал на общность черт в развитии России и Западной Европы, но отмечал и своеобразный путь развития России, заключавшийся в ее промежуточном положении между Европой и Азией. С. М. Соловьев сводил историческое развитие к изменению государственных форм и отводил истории общественно-экономической жизни второстепенную роль по сравнению с политической историей.

В событиях нач. 17 в. историк видел насильственный перерыв в естественном ходе русской истории. Он первым показал объективную закономерность реформ Петра I.

«История России» С. М. Соловьева пользовалась огромной популярностью и многократно переиздавалась. До сих пор эта работа остается непревзойденной по своей фундаментальности и богатейшему фактическому материалу. Н. П.

ДРАГОМИРОВ Михаил Иванович (08.11.1830-15.10.1905 гг.) – русский военный и государственный деятель, генерал от инфантерии (1891 г.), генерал-адъютант (1878 г.). М. И. Драгомиров был сыном помещика Черниговской губернии. Службу он начал прапорщиком в Семеновском полку. В 1854 г. поручик Драгомиров поступает в Военную академию (позднее преобразованную в Николаевскую академию Генерального штаба), которую закончил в 1856 г. с золотой медалью. Его имя было записано на мраморную доску. В дальнейшем служил в Генштабе, был автором теоретических и публицистических работ, посвященных организации военного дела и истории вооруженных сил.

Во время австро-итало-французской войны 1859 г. Драгомиров состоял при штабе сардинской армии. Уже тогда он обратил внимание на роль морального фактора в воспитании военнослужащих и говорил, что солдат надо воспитывать, а не муштровать. Это всегда сказывается на исходе сражения. Свои военные наблюдения он обобщил в «Очерках австро-итало-французской войны 1859 г.».

С 1860 г. М. И. Драгомиров – профессор тактики Николаевской академии Генерального штаба. Он преподавал тактику и военную историю великим князьям Николаю Александровичу, Александру Александровичу (Александру III), Владимиру Александровичу. Во время австро-прусской войны 1866 г. был русским военным наблюдателем при прусской армии, его корреспонденции с полей сражений этой войны регулярно публиковались в газете «Русский инвалид» – официальном органе Военного министерства.

В 1869–1873 гг. генерал Драгомиров был начальником штаба Киевского военного округа, а затем был назначен начальником 14-й пехотной дивизии и в 1877 г. во главе своей дивизии выступил на войну с Турцией.

Во время боевых действий на Балканах 14-я дивизия первой форсировала Дунай у Зимницы, затем участвовала в обороне Шипкинского перевала. В одном из боев Драгомиров был ранен пулей в ногу. Он перевязал рану носовым платком и сражался, пока не потерял сознания от кровотечения. После выздоровления некоторое время состоял при главнокомандующем русской Дунайской армией великом князе Николае Николаевиче (Старшем).

После окончания войны в 1878 г. он был назначен начальником Николаевской академии Генерального штаба. По его «Основам тактики» (1879 г.) в течение 20 лет учились офицеры Академии Генштаба. Драгомиров обладал непререкаемым авторитетом в русской армии и вслед за Суворовым считал, что главное в бою – штыковая атака, а не оружие («Пуля – дура, штык – молодец», – говорил Суворов). В то же время М. И. Драгомиров недооценивал роль военной техники. В 1889 г. Михаил Иванович стал командующим войсками Киевского военного округа, а с 1898 г. также киевским, подольским и волынским генерал-губернатором.

После поражения под Мукденом в ходе русско-японской войны престарелого военачальника вызвали в Петербург и предложили уйти в отставку, но он отказался. Вскоре он умер. В. В.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Ф. Г. ТЕРНЕРА. «После смерти бывшего наследником цесаревича Николая Александровича, наследником сделался великий князь Александр Александрович, и ему пришлось подготовляться к трудному званию будущего государя. Ему предстояло пройти курс нескольких наук, <…> мне было предоставлено по четыре урока в неделю. Наши занятия продолжались в течение всей зимы 1865-66 г.; последние уроки происходили еще незадолго до отъезда его высочества за границу, в Данию, весною в Царском Селе.

Я мог заметить во время моих занятий с его высочеством, что уже и в эти молодые годы в нем проявлялись те черты характера, которые впоследствии выступили у него еще с большею ясностью. Чрезвычайно скромный и даже недоверчивый к себе, государь наследник проявлял, несмотря на то, замечательную твердость в отстаивании раз сложившихся у него убеждений и мнений. Он всегда спокойно выслушивал все объяснения, не вдаваясь в подробное возражение против тех данных, с которыми он не соглашался, но под конец просто и довольно категорически высказывал свое мнение. Так, напр., по вопросу о таможенной охране, когда я объяснял ему вредные последствия чрезмерного таможенного покровительства, его высочество, внимательно выслушав все мои объяснения, под конец высказал мне откровенно, что по его мнению русская промышленность все же нуждается в значительной охране. Это, впрочем, был единственный пункт, в котором он высказал мне свое определенное мнение, не вполне согласное с тем взглядом, который я развивал на данный предмет».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Древний Рим автора Миронов Владимир Борисович

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Воспитание Александра I Император Александр I поставил на очередь и смело приступил к разрешению всех этих задач. В приемах этого разрешения принимали большое участие, во-первых, политические идеи, которые были им усвоены, и, во-вторых, практические соображения,

Из книги Тайны дома Романовых автора

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 157. Личность и воспитание императора Александра II Неожиданная кончина императора Николая Павловича, умершего от случайной простуды, послужила началом важных перемен в жизни Русского государства. С императором Николаем отошла в вечность его правительственная система.

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Конфуцианское воспитание и образование Начиная с эпохи Хань конфуцианцы не только держали в своих руках управление государством и обществом, но и заботились о том, чтобы конфуцианские нормы и ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ «истинно

автора Вяземский Юрий Павлович

Во времена Александра Третьего Александровича Вопрос 5.50В 1891 году решили строить великую Транссибирскую железнодорожную магистраль. Учредили особый Комитет Сибирской железной дороги.Кто стал ее председателем и кто предложил кандидатуру?Вопрос 5.51Государь император

Из книги От Павла I до Николая II. История России в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Во времена Александра Третьего Александровича Ответ 5.50Председателем назначили наследника престола, цесаревича Николая Романова. Его кандидатуру императору Александру Третьему предложил Сергей Юльевич Витте, который короткое время был министром путей сообщения, а

Из книги Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима автора Винничук Лидия

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В РИМЕ Ведь беспочвенны жалобы, будто лишь немногим дана способность к познанию, большинство же, мол, из-за неразвитости ума напрасно теряет время и труды. Напротив: немало найдешь ты и легких на соображение, и скорых на учение. Ибо это от природы

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ Вопросы образования и воспитания в XVIII в. перестали считаться прерогативой светских и церковных властей и сделались предметом обсуждения всего образованного общества. Эволюция сферы интимной жизни, новое понимание природы ребенка, забота об

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Сватовство и обручение цесаревича Александра Александровича Тем временем цесаревич Александр Александрович решил жениться и остановил свой выбор на Дагмаре, которая вот уже более года безраздельно владела его сердцем. Однако из-за того, что Александр был скромен и

Из книги Как жили византийцы автора Литаврин Геннадий Григорьевич

Глава 7 ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ О воспитании детей в Византии историкам известно не слишком много, так как византийская литература - это литература без детей. Занимаясь жизнеописанием своего отца, Анна Комнин исключает из «Алексиады» все детство своего героя, ибо

Из книги Генерал-фельдмаршал светлейший князь М. С. Воронцов. Рыцарь Российской империи автора Захарова Оксана Юрьевна

Воспитание и образование М.С. Воронцова В период становления личности М.С. Воронцова в России существовали определенные традиции в подготовке молодых людей к государственной службе. Общие моменты в процессе воспитания и образования мы встречаем в биографиях целого ряда

Из книги Зову живых: Повесть о Михаиле Петрашевском автора Кокин Лев Михайлович

Философия Николая Александровича и бытие Александра Пантелеймоновича Дверь из большой комнаты в кабинет, как обычно, оставалась приотворенной, тот, кто предпочитал спорам уединенность, мог слышать, о чем говорилось, не опасаясь в то же время быть втянутым в словесную

автора Анишкин В. Г.

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Виндзоры автора Шад Марта

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ Виндзоры принадлежат к тем семьям, о которых во всем мире больше всего сообщается информации и чья жизнь непрерывно находится под пристальным вниманием. Так, например, принцесса Диана при жизни считалась женщиной, которую больше всех в мире

Царь Александр III, управлявший Россией с 1881 по 1894 год, запомнился потомкам тем, что при нем в стране наступил период стабильности и отсутствия войн. Переживший множество личных трагедий, император оставил империю на фазе экономического и внешнеполитического подъема, который казался твердым и непоколебимым – таковы были и качества характера Царя-Миротворца. Краткая биография императора Александра 3 будет поведана читателю в статье.

Вехи жизненного пути

Судьба Царя-Миротворца изобиловала неожиданностями, но при всех крутых поворотах в своей жизни он держался с достоинством, следуя раз и навсегда усвоенным принципам.

Великий князь Александр Александрович изначально не рассматривался в царской семье в качестве наследника престола. Он родился в 1845 году, когда страной еще правил его дед - Николай I. Унаследовать трон должен был другой внук, названный в честь деда - великий князь Николай Александрович, родившийся двумя годами раньше. Однако в 19-летнем возрасте наследник скончался от туберкулезного менингита, и право на корону перешло к следующему по старшинству брату Александру.

Не имея соответствующего образования, Александр все же имел возможность подготовиться к будущему царствованию - в статусе наследника он находился с 1865 по 1881 год, постепенно принимая все большее участие в управлении государством. В ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов великий князь находился при Дунайской армии, где командовал одним из отрядов.

Еще одной трагедией, которая и возвела Александра на престол, стало убийство народовольцами его отца. Приняв в свои руки бразды правления, новый царь расправился с террористами, постепенно погасив внутреннюю смуту в стране. Александр покончил с планами введения конституции, подтвердив приверженность традиционному самодержавию.

В 1887 году были арестованы и повешены организаторы покушения на царя, которое так и не состоялось (одним из участников заговора был Александр Ульянов, старший брат будущего революционера Владимира Ленина).

А на следующий год император едва не потерял всех членов своей семьи во время крушения поезда у станции Борки на Украине. Царь лично удерживал крышу вагона-ресторана, в котором находились его близкие.

Травма, полученная во время данного инцидента, стала началом конца царствования императора Александра III, которое по продолжительности было в 2 раза меньше сроков правления его отца и деда.

В 1894 году российский самодержец по приглашению своей кузины - королевы Греции - отправился на лечение от нефрита за границу, но не доехал и скончался через месяц в Ливадийском дворце в Крыму.

Биография Александра 3, личная жизнь

Со своей будущей супругой - датской принцессой Дагмарой - Александр познакомился при тяжелых обстоятельствах. Девушка была официально помолвлена с его старшим братом Николаем Александровичем - наследником престола. Перед свадьбой великий князь посетил Италию и там заболел. Когда стало известно о том, что наследник престола при смерти, Александр вместе с невестой брата поехали к нему в Ниццу, чтобы ухаживать за умирающим.

Уже на следующий год после смерти брата во время путешествия по Европе Александр приехал в Копенгаген, чтобы предложить руку и сердце принцессе Минни (таково было домашнее имя Дагмары).

"Я не знаю ее чувства ко мне, и это меня очень мучает. Я уверен, что мы можем быть так счастливы вместе", - писал в это время Александр своему отцу.

Помолвка благополучно совершилась, и осенью 1866 года невеста великого князя, получившая в крещении имя Мария Федоровна, вышла за него замуж. Впоследствии она пережила мужа на 34 года.

Несостоявшиеся браки

Помимо датской принцессы Дагмары, женой Александра III могла стать ее сестра - принцесса Александра. Этот брак, на который возлагал надежды император Александр II, не состоялся из-за происков британской королевы Виктории, успевшей женить на датской принцессе своего сына, ставшего впоследствии королем Эдуардом VII.

Великий князь Александр Александрович некоторое время был влюблен в княжну Марию Мещерскую - фрейлину своей матери. Ради нее он готов был отказаться от прав на престол, однако после колебаний выбрал принцессу Дагмару. Княжна Мария умерла через 2 года - в 1868 году, и впоследствии Александр III посещал ее могилу в Париже.


Контрреформы Александра III

Одну из причин разгула терроризма при императоре Александре II его наследник видел в чрезмерно либеральных порядках, установившихся в этот период. Взойдя на трон, новый царь прекратил движение в направлении демократизации и сосредоточился на укреплении собственной власти. Созданные его отцом учреждения по-прежнему действовали, но их полномочия были существенно урезаны.

  1. В 1882-1884 годах правительство издает новые ужесточенные правила, касающиеся печати, библиотек и кабинетов для чтения.
  2. В 1889-1890 годах была усилена роль дворян в земском управлении.
  3. При Александре III была отменена университетская автономия (1884 год).
  4. В 1892 году по новой редакции Городского положения лишились избирательных прав приказчики, мелкие торговцы и другие бедные слои городского населения.
  5. Был выпущен "циркуляр о кухаркиных детях", ограничивший права разночинцев на получение образования.

Реформы, направленные на облечение участи крестьян и рабочих

Правительство царя Александра 3, биография которого представлена вашему вниманию в статье, осознавало степень нищеты в пореформенной деревне и стремилось улучшить экономическое положение крестьян. В первые годы царствования были снижены выкупные платежи за земельные наделы, а также создан крестьянский поземельный банк, обязанностью которого была выдача земледельцам ссуд на покупку наделов.

Император стремился упорядочить и трудовые отношения в стране. При нем была ограничена фабричная работа детей, а также ночные смены на заводах для женщин и подростков.


Внешняя политика Царя-Миротворца

В области внешней политики главной особенностью правления императора Александра III было полное отсутствие войн в этот период, благодаря чему он получил прозвание Царя-Миротворца.

В то же время царя, имевшего военное образование, нельзя упрекнуть в отсутствии должного внимания к армии и флоту. При нем на воду было спущено 114 военных кораблей, что сделало русский флот третьим по численности в мире после британского и французского.

Император отверг традиционный альянс с Германией и Австрией, который не показал своей жизнеспособности, и стал ориентироваться на западноевропейские государства. При нем был заключен союз с Францией.

Балканский разворот

Александр III лично принимал участие в событиях Русско-турецкой войны, но последующее поведение болгарского руководства привело к охлаждению симпатий России к этой стране.

Болгария оказалась вовлечена в войну с единоверной Сербией, что вызвало гнев русского царя, который не хотел новой возможной войны с Турцией из-за провокационной политики болгар. В 1886 году Россия разорвала дипломатические отношения с Болгарией, поддавшейся австро-венгерскому влиянию.


Европейский миротворец

Краткая биография Александра 3 содержит сведения, что он на пару десятилетий оттянул начало Первой мировой войны, которая могла вспыхнуть еще в 1887 году в результате несостоявшегося нападения Германии на Францию. К голосу царя прислушался кайзер Вильгельм I, а канцлер Отто фон Бисмарк, затаив зло на Россию, спровоцировал таможенные войны между государствами. Впоследствии кризис завершился в 1894 году заключением выгодного для России русско-германского торгового договора.

Азиатский завоеватель

При Александре III мирным путем продолжается присоединение территорий в Средней Азии за счет земель, населенных туркменами. В 1885 году это вызвало военное столкновение с армией афганского эмира на реке Кушка, солдатами которого руководили английские офицеры. Оно закончилось поражением афганцев.


Внутренняя политика и экономический рост

Кабинет Александра III сумел добиться финансовой стабилизации и роста промышленного производства. Министрами финансов при нем были Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский и С. Ю. Витте.

Отмененную подушную подать, которая чрезмерно отягощала малоимущие слои населения, правительство компенсировало разнообразными косвенными налогами и повышением таможенных пошлин. Акцизами были обложены водка, сахар, нефть и табак.

Промышленное производство только выигрывало от протекционистских мер. При Александре III рекордными темпами росли производство стали и чугуна, добыча угля и нефти.

Царь Александр 3 и его семья

Биография свидетельствует, что по матери Александр III имел родственников в германском Гессенском доме. Впоследствии в этой же династии нашел себе невесту его сын Николай Александрович.

Помимо Николая, которого он назвал в честь любимого старшего брата, у Александра III было пятеро детей. Второй его сын Александр умер ребенком, третий - Георгий - в возрасте 28 лет в Грузии. Старший сын Николай II и младший Михаил Александрович погибли после Октябрьской революции. А две дочери императора Ксения и Ольга дожили до 1960 года. В этом году одна из них умерла в Лондоне, а другая - в канадском Торонто.

Источники описывают императора как образцового семьянина - это качество унаследовал от него Николай II.

Теперь вам известно краткое содержание биографии Александра 3. Напоследок хотелось бы представить вашему вниманию несколько интересных фактов:

  • Император Александр III был человеком высокого роста, а в молодости мог ломать руками подковы и гнуть монеты пальцами.
  • В одежде и кулинарных пристрастиях император придерживался простонародных традиций, в домашней обстановке надевал русскую узорчатую рубаху, а из еды предпочитал простые блюда, такие как поросенок с хреном и соленые огурцы. Впрочем, он любил приправлять пищу изысканными соусами, а также обожал горячий шоколад.
  • Интересным фактом в биографии Александра 3 является то, что он имел пристрастие к коллекционированию. Царь собирал картины и другие предметы искусства, которые затем легли в основу коллекции Русского музея.
  • Император любил охотиться в лесах Польши и Белоруссии, а рыбачил в финляндских шхерах. Известна фраза Александра: "Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать".
  • Вместе с женой император периодически посещал Данию во время летнего отпуска. В теплые месяцы он не любил, чтобы его тревожили, но в другое время года полностью был погружен в дела.
  • Царю нельзя было отказать в снисходительности и чувстве юмора. Узнав, например, об уголовном деле в отношении солдата Орешкина, который, будучи пьяным в кабаке, заявил, что плевать хотел на государя императора, Александр III распорядился прекратить дело, а своих портретов в кабаках больше не вешать. "Передайте Орешкину, что я на него тоже плевал", - сказал он.