Мильон терзаний. Мильон терзаний (критический этюд) Гончаров о горе от ума статья

Ответ оставил Гость

Комедия "Горе от ума" держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед.
Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом - это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он "чувствителен, и весел, и остер". Чацкий, как видно, готовился серьезно к деятельности. Он "славно пишет, переводит", говорит о нем Фамусов, и о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министрами и разошелся - не трудно догадаться почему. "Служить бы рад, - прислуживаться тошно", - намекает он сам.
Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену. Он и в Москву, и к Фамусову приехал, очевидно, для Софьи и к одной Софье.
Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел.
Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу - не найдя ни в ком "сочувствия живого", и уехать, увозя с собой только "мильон терзаний". Чацкий рвется к "свободной жизни", "к занятиям" наукой и искусству и требует "службы делу, а не лицам". Он обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, "жизнь свободную". Весь ум его и все силы уходят в эту борьбу. Не только для Софьи, но и для Фамусова и всех его гостей, "ум" Чацкого, сверкавший, как луч света в целой пьесе, разразился в конце в тот гром, при котором крестятся, по пословице, мужики. Нужен был только взрыв, бой, и он завязался, упорный и горячий - в один день в одном доме, но последствия его отразились на всей Москве и России.
Чацкий, если и обманулся в своих личных ожиданиях, не нашел "прелести встреч, живого участья", то брызнул сам на заглохшую почву живой водой - увезя с собой "мильон терзаний" - терзаний от всего: от "ума", от "оскорбленного чувства".Чацкого роль - роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие. Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: "один в поле не воин". Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва.
Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Едва ли состареется когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия. Чацкий, по нашему мнению, - из всех героев комедии наиболее живая личность. Натура его сильнее и глубже прочих лиц и потому не могла быть исчерпана в комедии.

В комедии Грибоедова «Горе от ума» отразилось то мятежное время, когда передовые люди России стали распространять свои вольнолюбивые идеи. Главным героем комедии является Александр Андреевич Чацкий, личность, воплощающая в себе лучшие черты прогрессивной дворянской молодежи начала XIX века. Главная сюжетная линия «Горя от ума» изображает конфликт «века нынешнего» и «века ми-увшего», то есть противостояние Чацкого и фамусовского общества. Другая сюитная линия комедии раскрывает личную драму героя. Чацкий - Софья - это и:ть та самая «другая» линия сюжета.
Пушкин писал о грибоедовской героине: «Софья начертана неясно...» Вполне траведливая оценка - между трезвым умом Софьи и ее романтическими пережи-шиями действительно мы наблюдаем противоречия. С одной стороны, девушка эекрасно понимает сущность характера своего отца, дает ему справедливые оцен-1 («Брюзглив, неугомонен, скор...»), видит душевную пустоту Скалозуба. С другой ороны, она не замечает в Молчалине никаких недостатков, не говоря уже о том, "о она не в силах пока понять всю низость характера ее возлюбленного.
При всей противоречивости в подаче образа главной героини А. С. Грибоедов жазывает читателю Софью гораздо выше по уровню развития, нежели ее ровес-щ, представленных в произведении.
Так, например, шесть княжон Тугоуховских изображены автором как духовно ццие, для которых важно в жизни лишь одно - обрести даже не супруга, а «мужа-1льчика», «мужа-слугу». Софья же хочет настоящей любви, и живет героиня толь-этим. В Молчалине девушку даже привлекают зависимое положение и то, что он оит ниже ее на социальной лестнице. Любовь Софьи настолько сильна, что она боится мнения «высшего» общества.
«Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой» - эти слова Фамусова о москов-их барышнях никак не применимы по отношению к Софье. Она-то всегда искрен-, и мнения других людей о ней не очень-то заботят героиню: «Что мне молва? о хочет, так и судит». Светская суета не интересует девушку. У нее есть, по словам Фамусова, «при-гь» - чтение книг. А такое занятие для девушки высшего общества того времени ло необычным. Софья, как девушка неглупая, приходит в ужас от того, что отец лает видеть в зятьях Скалозуба, который, как говорит героиня, «слова умного не говорит сроду».
Однако Софья, при всей ее неординарности, не в силах оценить по достоин-у Чацкого. Грибоедов заставляет нас понять, что дочь Фамусова просто-напрос-еще не доросла до понимания главного героя произведения. Ее отталкивают 1кие суждения Чацкого, его беспощадная критика «века минувшего». Думаю, что юе время он обидел ее тем, что внезапно уехал и три года она ничего не слыша-з нем. Софья же была увлечена Чацким, и ей показалось, что он пренебрег ею: <ота странствовать напала на него... Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ить так далеко?» Героиня считает, что Чацкий способен только «прикинуться)бленным». Теперь же колкие насмешки Чацкого в адрес Молчалина раздража-Софью: «Не человек, змея!»
Любовь Софьи к Молчалину - своеобразный протест, вызов свету, реакция на очарование в Чацком. Ей кажется, что Молчалин хотя и беден, но обладает вы-ими человеческими качествами и на него можно положиться. В молчалинской гости героиня увидела благородство, целомудренность, скромность. Она искрен-!ерит в то, что помыслы Молчалина по отношению к ней чисты. Самого же щалина тяготит влюбленность Софьи, которая уже стала забывать о соблюде-предосторожности при тайных свиданиях с возлюбленным. Молчалина же 1ет это, так как он боится навлечь на себя гнев Фамусова. Скоре всего, он и не;л вызвать у Софьи чувство влюбленности, а вел себя с ней почтительно и старался угодить только потому, что его отец завещал ему себя так вести со всеми, кто имеет отношение к хозяину или стоит выше на социальной лестнице. Трусость не позволяет Молчалину признаться в том, что он не может ответить на чувства девушки, ведь он увлечен обаятельной и бойкой на язык служанкой барышни Лизой.
Софья не сумела разглядеть подлинный характер Молчалина, не смогла и по достоинству оценить Чацкого. Финал комедии для нее трагичен - покинутый ею бывший возлюбленный Чацкий заставляет Софью присутствовать при очень неприятной сцене, чтобы она поняла всю сущность своего нынешнего возлюбленного. Горькое разочарование остается ей, да еще ссылка «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».
В статье «Мильон терзаний» Гончаров писал о характере Софьи: «Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека На идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота - все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга... Софья... прячет в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».

Мне кажется что вот это правильно
А И. А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” писал: “Горе от ума” – есть и картина нравов, и галерея живых типов, вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия.” . И, видимо, поэтому комедия Грибоедова до сих пор интересна читателям, она не сходит со сцен многих театров. Это поистине бессмертное произведение.
Еще Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» правильно отметил, что «Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина... Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век - и в этом все его значение и весь «ум».
Комедия А.С.Г рибоедова «Горе от ума», работа над которой завершилась в 1824 году, произведение новаторское и по проблематике, и по стилю, и по композиции. Впервые в русской драматургии была поставлена задача показать не просто комедийное действие, основанное на любовном треугольнике, не образы-маски, соответствующие традиционным амплуа комедий классицизма, а живые, реальные типы людей - современников Грибоедова, с их подлинными проблемами и не только личными, но и общественными конфликтами.

Очень точно об особенности построения комедии «Горе от ума» сказал в своем критическом этюде «Мильон терзаний». И.А. Гончаров: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Это принципиальное положение позволяет правильно оценить и понять как проблематику, так и героев комедии, а значит, разобраться в том, каков смысл ее финала. Но прежде всего надо определить, о каком финале идет речь. Ведь если, как убедительно говорит об этом Гончаров, в комедии две интриги, два конфликта, значит, и развязок должно быть две. Начнем с более традиционного - личного - конфликта.

В комедиях классицизма действие обычно основывалось на «любовном треугольнике», который составляли герои с четко определенной функцией в сюжете и характером. В эту «систему амплуа» входили: героиня и два любовника - удачливый и неудачливый, отец, не догадывающийся о любви дочери, и горничная, устраивающая свидания влюбленных, - так называемая субретка. Некое подобие таких «амплуа» есть и в комедии Грибоедова.

Чацкий должен был бы играть роль первого, удачливого любовника, который в финале, успешно преодолев все трудности, благополучно женится на своей возлюбленной. Но развитие действия комедии и особенно ее финал опровергают возможность такой трактовки: Софья явно предпочитает Молчалина, она дает ход сплетне о сумасшествии Чацкого, что вынуждает Чацкого покинуть не только дом Фамусова, но и Москву и, вместе с тем, расстаться с надеждами на взаимность Софьи. Кроме того, в Чацком есть и черты героя-резонера, который в произведениях классицизма служил выразителем идей автора.

Молчалин подошел бы под амплуа второго любовника, тем более, что с ним связано еще и наличие второго - комического - «любовного треугольника» (Молчалин - Лиза). Но на самом деле оказывается, что именно он удачлив в любви, к нему Софья испытывает особое расположение, что больше подходит под амплуа первого любовника. Но и здесь Грибоедов уходит от традиции: Молчалин явно не положительный герой, что обязательно для амплуа первого любовника, и изображается с негативной авторской оценкой.

Грибоедов несколько отходит от традиции и в изображении героини. В классической «системе амплуа» Софья должна была бы стать идеальной героиней, но в «Горе от ума» этот образ трактуется весьма неоднозначно, а в финале ее ждет не счастливый брак, а глубокое разочарование.

Еще больше отклоняется автор от норм классицизма в изображении субретки - Лизы. Как субретка она хитра, сообразительна, находчива и достаточно смела в отношениях с господами. Она весела и непринужденна, что однако, не мешает ей, как и положено по амплуа, принимать активное участие