Мое любимое произведение живописи айвазовского. Как закончить эссе

Что помогает человеку быть счастливым? Работа, которая приносит удовольствие, близкие люди и творчество. Для одних людей творчество - это и хобби, и работа, а для других - это созерцание прекрасного. В школе мы изучаем полотна великих художников, готовим о них письменные работы. Наверное, каждый человек писал Айвазовского «Буря». Давайте вспомним об изумительной работе гениального живописца.

Несколько слов об авторе картины

Сейчас мы поговорим об авторе полотна, знакомого с детства. Позже мы напишем сочинение по картине «Буря». Айвазовский Иван Константинович родился в удивительно красивом портовом городе - Феодосии. Наверное, поэтому он был влюблен с детства в море, его романтику и силу. Появился на свет Ованес Айвазян (настоящее имя художника) 29 июля 1817 года. Мальчик рос в бедности, учился в гимназии Симферополя. Страсть к искусству привела его в Петербургскую академию художеств, где он перенимал знания у выдающихся мастеров того времени. После обучения Айвазовский много путешествовал, а в 1847 году стал профессором в своей альма-матер.

Перед тем как писать сочинение по картине «Буря» (Айвазовский), хочется отметить, что автор полотна преуспел в морских пейзажах и даже работал в морском штабе художником. Самыми известными работами являются «Черное море» и «Девятый вал», хотя он с удовольствием изображал украинские и кавказские пейзажи, эпизоды из армянской истории, Всего в творческом наследии живописца числятся около шести тысяч полотен, в которые он вкладывал душу. А кроме любимой работы Иван успевал заниматься благотворительностью и общественными делами, помогал родному городу, основал музей и картинную галерею, способствовал прокладке железной дороги. Умер Иван Константинович в почтенном возрасте 1900 года, начав работу над очередным холстом, в Феодосии, где и похоронен.

Удивительная картина

Нельзя писать сочинение по картине «Буря» (Айвазовский И.К.), не зная, что на ней изображено. Создал ее Иван Константинович в 1851 году, словно продолжение полотна «Буря на море ночью» (1849). Написана она маслом на холсте, хранится в Государственном Русском музее.

Как утверждают биографы Айвазовского, художник в юности, будучи уже знаменитым, попал в бурю в Шторм был настолько сильным, что судно посчитали затонувшим, а о смерти Ивана напечатали газеты. Переживания за жизнь и восторг перед мощью стихии, противостояние людей и природы отобразились в памяти, а потом появились из-под кисти мастера, удивляя всех.

Описание картины «Буря»

Две трети холста занимает небо: мрачное, затянутое тучами. На переднем плане изображено вспененное море. Волны будто перекачиваются, играя кораблем. Судно очень накренилось от сильного ветра, паруса оборваны, надломанные снасти. Обломок мачты упал в воду, и безумный круговорот отнес его вдаль. Глядя на картину, буквально слышишь тревожные крики чаек, которые пытаются найти укрытие, раскаты грома, обреченные крики команды. Сочинение по картине «Буря» (Айвазовский) писать легко, потому что она словно живая. Очень сильное впечатление остается даже от взгляда на репродукцию, а какое волнение охватывает, когда любуешься оригиналом! А теперь опишите картину Айвазовского «Буря» и вы.

Вспоминая школу

Как писать сочинение по картине Айвазовского «Буря»? Для начала нужно составить план. Работа должна иметь небольшое вступление, основную часть, посвященную полотну, и заключение. Например, вот так.

Человек всегда восторгался морем, его силой и могуществом, его необъятностью и загадочностью. Когда же наступала буря, маленьким людям казалось, что это они прогневили чем-то силы природы, и они старались понять, чем. Но укротить стихию им не удавалось, оставалось только ждать, наблюдая за ее играми. Именно такие мысли охватывают того, кто смотрит на гениальное полотно «Буря» кисти И. Айвазовского.

Картина изображает корабль, который попал в шторм. Волны ужасной высоты безжалостно вертят им в разные стороны, словно играя с судьбами людей, которые находятся на борту. Сильный ветер оборвал снасти, унес куда-то часть мачты и наклонил судно. Кажется, что вот-вот оно наполнится водой и уйдет на дно, унося за собой отчаявшихся моряков. И только чайки станут свидетелями трагедии, и только они пропоют печальную песню над их могилой.

Небо безмолвное. Облака всех оттенков синего и серого спрятали за собой солнце. Правда, изредка лучи дневного светила все же пробиваются, даря людям хоть какую-то надежду. Может, стихия уже вдоволь набушевалась и отойдет, оставив корабль на плаву? Может, ветер наигрался судном и полетит вверх, разгоняя Кто победит на этот раз - маленький человек или природа-мать? Кто знает?

Айвазовский - гениальный мастер, поскольку он сумел передать красками реалистичное величие моря, а также его неукротимую мощь. Человеку только кажется, что он является царем природы, на самом деле он ее дитя: маленькое, непослушное и беспомощное. Он должен понять, что усилия его напрасны, и смириться с судьбой, которая ему приготовлена стихией. Однако команда борется до конца, и луч света дарит им надежду на спасение.

Вместо заключения

Художник и его полотно заставляют зрителя задуматься о жизни, о своем месте в ней. Ведь наше существование - это маленький кораблик в огромном море, который то плывет в штиль, то борется с бурей. И как закончится это плаванье, зависит от нас и наших действий.

Для многих картины море Айвазовского – непременная часть мозаичной картины мира, которую каждый собирает для себя с детства. Как мечта о празднике и путешествиях в далекие страны и как страшная сказка – жутковато, но невозможно оторваться. Или как романс – может быть, наивно и слегка приторно, а все же волнует, подчиняет.

Уже при жизни слава знаменитого художника Ивана Айвазовского стремительно и широко окружала его действительной мировой славой. С 1846 года было проведено сто двадцать (!) его персональных выставок за границей и в России. Айвазовский Иван Константинович был почетным членом европейских художественных академий: Римской, Амстердамской, Парижской, Флорентийской и других. Флорентийская Академия предложила ему написать автопортрет (ранее такой чести из русских художников удостоился только Кипренский). Папа римский изъявил желание приобрести его картину «» для Ватикана,

а восхищенный творчеством Айвазовского знаменитый художник из Англии Уильям Тернер посвятил полотну «Лунная ночь » стихи на итальянском языке.

Перечень успехов можно продолжать до бесконечности, ведь, по словам одного из биографов Айвазовского, жизнь его была «одной из счастливейших человеческих жизней», «настоящей волшебной сказкой, богатой событиями и прекрасной, как чудный пленительный сон». Действительно, судьба художника, который родился в 1817 году в приморской Феодосии, складывалась исключительно успешно, хотя началась довольно своеобразно. Его рисунки детства на заборах исторического портового города Феодосии привлекли внимание и интерес таврического губернатора А.И. Казначеева, который и помог поступить Айвазовскому в Санкт-Петербургскую Академию художеств, где совсем скоро сам Николай I стал его почитателем и покровителем.

Тем не менее художник мало походил на сказочного кудесника с волшебной палочкой. Одним из важнейших слагаемых успеха Айвазовского были исключительная работоспособность и продуктивность. За всю свою жизнь Иван Константинович Айвазовский сотворил примерно шесть тысяч полотен. Предвосхитив практику современных мастеров из «домов высокой моды», художник Айвазовский действовал как крупная фирма, у которой есть эксклюзив для богатых, есть массовая продукция, а также нечто для желающих иметь осколок известного имени, но не располагающих для этого большими деньгами. Помимо его полотен большой и средней величины, существовал и так называемый «подарочный» вариант, представляющий собой фотографическую карточку маэстро за мольбертом, где вместо картины в рамку вставлялся или наклеивался холстик размером с почтовую марку, но с неизменным инициалом «А» в углу.

Такое огромное количество картин можно было написать, если только если есть навыки техники быстрого письма. Об этой быстроте ходили легенды. Известно, например, что огромное полотно «Момент мироздания » (1864), вариант повторения «», было написано за один день. Айвазовский сам несколько бравировал своими возможностями и даже изредка демонстрировал почитателям творческий процесс как некий фокус: картину он начинал писать с чистого холста и на глазах изумленных впечатлениями зрителей за час-два совершенно заканчивал ее. Так, в присутствии генерала А.П. Ермолова в течение порядка двух часов был создан «Вид кавказских скал у берегов Черного моря ».

Холст, масло. 41,5х59,5


1883. Холст, масло.

1850-е. Холст, масло. 60х89,5

Скорости работы способствовала удивительная память Айвазовского. Известно, что в начале творческого пути Иван Айвазовский пытался писать пейзажи с натуры: выходило и долго, и скучно, в то время как виды, написанные по памяти, оказывались свежими и эмоциональными. Поэтому художник очень быстро отказался от работы по натурным этюдам и эскизам, делая лишь беглые зарисовки в альбоме. Такая система предполагала предельную сосредоточенность и концентрацию внимания.

Необходимость писать по памяти получила у Айвазовского теоретическое обоснование. Айвазовского часто копировали и подделывали. Антикварный рынок наводнен поддельными «Айвазовскими». И хотя фабула и внешние особенности манеры художника легкодоступны копиистам, секреты его достаточно изощренной технологии остаются от них скрытыми, а его уверенное мастерство недоступным. Особенно далеко имитаторам Айвазовского до его профессиональной точности в изображении оснастки кораблей. Летом 1838 года юный Иван Константинович Иван Константинович принял участие в маневрах военного флота у берегов бывшего владения Дадианов - Мингрелии. В то время он и познакомился с вице - адмиралом русского флота, героем Крымской войны В. А. Корниловым, русским флотоводцем и мореплавателем адмиралом М.П. Лазаревым и отличным моряком, который единственным смыслом и целью своей жизни считал службу на флоте - адмиралом П.С. Нахимовым. Они с охотой объясняли живописцу как устроены корабли. Его знания о том, как судно кренится под ветром, тонет или горит, были точными, а не приблизительными. Даже секретные детали конструкций российских военных кораблей того времени были ему знакомы. В доме Айвазовского в Феодосии была собрана богатая коллекция моделей парусников, а гибель русского флота во время неудачной Крымской кампании художник переживал как личное горе.


1858. Холст, масло.

Бумага, папье-пеле, графитный и итальянский карандаши, процарапывание.


1871.Холст, масло.

Как обширное наследие Айвазовский подарил всему человечеству и портреты, и жанровую живопись, и равнинные пейзажи, и композиции на библейские темы. Однако его творчество осталось узкоспециализированным. «Сухопутный» Айвазовский, как правило, сильно уступал его же морским пейзажам. Главной заслугой Айвазовского можно считать заложение фундамента в разработку мотива, до него не уделявшего особого внимания русских художников и основательно забытого западноевропейскими мастерами, - море как самодостаточная стихия, море как тема. В XIX веке художники в основном писали море у берегов. «Айвазовский... работает скоро, но хорошо: он исключительно занимается морскими видами, и так как в этом роде нет здесь (в Италии - А.С.) художника, то его заславили и захвалили», - Так Александр Иванов объяснял причину грандиозного успеха Айвазовского.

Найденной теме гениальный художник не изменял всю жизнь, разрабатывая ее с неослабевающей увлеченностью. Море у него приобрело значение символа, всеобъемлющей метафоры. Это арена действия и недавних исторических драм, и событий библейской истории. Как метафора поэтического вдохновения (недаром на фоне моря в картинах появляются Пушкин , Данте, Сафо) его море ассоциируется с цитатами из школьной хрестоматии: от «Белеет парус одинокий...» до «Прощай, свободная стихия...», причем шедевры русской поэзии словно подкрепляют, поддерживают пейзажи мариниста. Море Айвазовского - это и метафора человеческой жизни, превратностей судьбы (аналог средневекового колеса фортуны). Недаром Крамской вводит изображение одной из лучших работ Айвазовского - «» - в свою картину «Неутешное горе » - как знак судьбы с ее взлетами и падениями.

Как истинному романтику Ивану Константиновичу нужен был огромный масштаб, его привлекала сама природа с ее сенсациями: наводнения, водопады, штормы, крушения. Художник навсегда сохранил в душе потрясение, полученное от «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова . Секрет воздействия полотен Айвазовского - в прямом эмоциональном подключении зрителя. В его лучших работах - «», «», «», «Среди волн » - море удивительно реально.


1850. Холст, масло

. (На черном море начинает разыгрываться буря)

1881. Холст, масло

1873. Холст, масло

Вспоминается ужас первых зрителей кинематографа, которых пугал вид мчащегося навстречу поезда, заставляя пригибать голову. Также замирало у современников сердце и перед картинами Айвазовского: а если накроет, а если захлебнешься, а если утонешь? Ощущения простодушных зрителей отлично описал в своем письме к художнику генерал А.П. Ермолов. Из слов этого письма понятно, что картины Айвазовского приводят чувства зрителя в панический страх перед стихиями природы, от бури и волн, не находя спасения от погибели. Но, одновременно с этим, другие его шедевры заставляют изумленного зрителя провести на берегу незабываемую, сказочную и восхитительную ночь, наслаждаясь спокойствием моря при свете фантастической луны.

Действительно, Айвазовский любил работать на контрасте: грозная буря, холодный ветер и - ласковый покой предзакатного часа или тишина ночи. Часто он делал парные картины одного размера с противоположным настроением, например, из собрания Феодосийской картинной галереи, носящей его имя, - «» и «».

1864. Холст, масло

1848. Холст, масло. 58х45,3

1864. Холст, масло

Изображая водную стихию, Айвазовский отнюдь не ограничивал себя любимым и знакомым с детства Черным морем. После Верещагина он второй неутомимый путешественник в русском искусстве. Очень сильно поражает география его путешествий, которую он отражает в работах на пейзажную тему. Айвазовский быстро откликался на различные выдающиеся события своего века: в 1869 году он присутствовал на церемонии открытия Суэцкого канала (затем на этот сюжет будет написана картина); полотно «» - отклик на взволновавшие христианский мир события, связанные с борьбой населения острова Крит с турками в 1866 году.

Поражает и общественный темперамент художника. Он был истинным благодетелем своего края: на собственные средства отстроил в любимой приморской Феодосии археологический музей, концертный зал, финансировал археологические раскопки, основал Феодосийскую галерею картин и библиотеку, организовал художественную школу под названием «Общая мастерская ».

В творческой жизни гениального Айвазовского есть парадоксы. Он был русским художником, хотя по воспитанию он был армянин, а по происхождению - Турок. Всю жизнь писал «свободную стихию», числился крупнейшим мастером позднего романтизма - и был самым любимым гениальным художником Николая I. Он носил мундир в качестве «живописца Главного морского штаба». Общался с Брюлловым и его «братией», но не любил участвовать в их кутежах и вообще не принимал богемного образа жизни. Романтизм творчества Айвазовского бесконфликтно уживался с прагматизмом и практицизмом в жизни. В результате его личность обрастала реальными и придуманными анекдотами с элементами фарса. Весьма показателен случай со стадом овец, принадлежащим Айвазовскому. Напуганные бурей, овцы бросились в море с обрыва и погибли. Тогда Айвазовский написал на этот сюжет картину, удачно ее продал и на вырученные средства приобрел новое стадо. . На его глазах менялась политическая ситуация, рождались и умирали эстетические течения. Но они его словно и не касались. Его море штормит и волнуется, его парусники треплет ветер и разбивает в щепы буря, но сам он неколебим как скала. Невероятно популярный при жизни, Айвазовский и для современных зрителей нашего времени вызывает неподдельный восторг у зрителей, за его произведениями «охотятся» музеи, аукционы и частные коллекционеры. На международном художественном рынке Айвазовский - один из самых ценимых и дорогих русских живописцев.

«Девятый вал»

Галина Чурак

Куратор выставки и заведующая отделом живописи второй половины XIX-начала XX века

Когда мы накануне открытия выставки распаковали «Девятый вал», то все стали фотографироваться рядом с этой картиной. Кажется же, что все знаем и работу, и художника -любим мы его или не любим, но это все равно один из хитов Айвазовского. Определенное отношение зрителя к нему было всегда: есть зритель простодушный, которому нравится все. А есть зритель снобистский и критический. Может показаться, что в Айвазовском было слишком много коммерции, работы ориентированы на публику и на успех - отсюда давно выработавшееся отторжение Айвазовского.

Искусство развивалось своим сложным и зачастую противоречивым путем, а Айвазовский как бы родился романтиком и на всю жизнь им остался. В нем жил интерес к свободе стихий, и с этим связано романтическое состояние, которое многие из нас переживают в юности.


Я люблю Айвазовского за преданность теме и огромное мастерство художника, которое не изменяло ему до глубокой старости. «Волна», например, написана в возрасте 70 лет, а он по-прежнему без боязни стоял перед огромным холстом, его рука и глаз безошибочно определяли верный мазок. Работа заставляет нас подходить все ближе и ближе, нас увлекает рисунок волн, форма и глубина бездны. В таких работах разыгрываются драмы человечества и мира - доходящие практически до космизма.

Исследователи его письма каждый раз говорят, что приемы художника ясны, он использует не так много красок, но умеет с таким мастерством положить их послойно, что создает бездонность и многообразие оттенков, световых и цветовых. Его картины несут в себе ощущение мощи световых потоков - освещенность гребня волны, кипение и стремление воды, и обратите внимание, как среди этого всего он может невероятно точно задать контрапункт, цветовой мазок, который собирает иную энергию.


«Черное море»

Всем знакомая картина из Третьяковской галереи «Черное море» в свое время поразила Крамского тем, что кроме неба и волн в ней нет ничего, но есть океан, безмерный и безбрежный, вечно движущийся, вечно колышущийся, как дыхание мира и символ судьбы человеческой. Неслучайно на картине Крамского «Неутешное горе» женщина, потерявшая ребенка, появляется на фоне именно этой картины - как символа рока и судьбы человеческой, символа стойкости. Крамской говорил, что среди 3000–4000 картин Айвазовского сыщется несколько десятков, совершенно идеальных по своему исполнению.


«Неутешное горе», Иван Николаевич Крамской

Я по-разному относилась к Айвазовскому, но сейчас понимаю, что он гораздо богаче, чем просто изобразитель моря. В каждой картине его мастерство соединяется с глубокими чувствами и серьезными мыслями - и все это создает тот образ мира.

Айвазовский не первый и русских художников кто обратился к изображению моря - но так, как начал его изображать он, до него никто не писал. Щедрин, замечательный художник начала века, был постарше - и для Айвазовского он стал кумиром. Он тоже писал море, но больше прибрежные сцены - открытое море он не любил, считал движение волн слишком неряшливым. Главная заслуга Айвазовского в том, что он поставил изображение моря в один ряд с серьезной исторической живописью. Пейзаж у нас всегда недооценивался, а Айвазовский уравнивал его и выводил на один уровень значительности с большими историческими полотнами.


«Вид Венеции. Сан-Джорджо»

Если бы я могла забрать какую-нибудь работу домой, то выбрала бы «Вид Венеции. Сан-Джорджо». Морской пейзаж написан на доске, и сама основа дает художнику возможность абсолютной гладкописи. Эта картина замечательна тем, что в ней есть абсолютная ясность, чистота и покой: так удачно выбрано место и замечательно соотносится передний план со спокойной водой, пространством неба и спокойными облаками. Кстати, кроме моря на выставке мы покажем и несколько портретов - это для Айвазовского нехарактерное дело, он не так часто их писал. Среди них есть совершенно замечательный портрет путешественника Платона Чихачева, написанный в Италии. Абсолютно романтический образ: мечтательная поза, красный колпачок на голове, палуба парусника, море и уходящая перспектива.

Мы не то что пытаемся реабилитировать Айвазовского, но этой выставкой хотим показать его разнообразие и глубину. Да, при жизни он был коммерческим художником, продумывал где и как устраивать выставки, но большую часть из них проводил с благотворительной целью - деньги за вход отдавал бедным студентам и молодым художникам, крестьянам, пострадавшим от неурожая. Он был достойным человеком - и первым нашим художником, который получил орден Французского легиона, - причем дважды. Имея невероятную известность в Европе, он всю жизнь прожил в Феодосии, где и родился. Для жителей этого тогда еще маленького провинциального города он провел водопровод, который снабжал его 50 000 ведрами воды в сутки. Он открыл библиотеку и построил археологический музей. Он жертвовал деньги на армянские школы и церкви, отдавал картины для украшения армянских храмов.

Конечно, человек не может быть идеальным во всех отношениях. В воспоминаниях о нем можно встретить такой забавный момент: Айвазовский очень любил, когда его награждали орденами. У него есть такой большой портрет, что мы даже не смогли его получить: на нем он изображает себя в полном адмиральском мундире со всеми орденами, что у него только были.

Известный русский писатель Максим Горький всегда удивлял и восхищал меня философской глубиной и меткостью высказываний. Однажды Горький заметил: «Художник – чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его; он – голос своей эпохи». Очень хорошо эти слова характеризуют жизнь и творчество нашего крымского художника И. К. Айвазовского, известного мариниста, коллекционера и мецената. Всегда с волнением смотрю на его картины и испытываю чувство искреннего восхищения талантом художника и его глубоким патриотизмом. Работы крымского мариниста пронизаны трепетной любовью к нашей стране, ее богатой истории, своеобразной природе.

Одна из моих любимых картин – «Чесменский бой», написанная в 1848 году. Она достаточно большая: размер полотна составляет 195 на 185 см. Посещая Феодосийскую картинную галерею, я подолгу стою именно у этой картины. Батальное полотно посвящено одному из важных эпизодов русско-турецкой войны 1768-1774 гг. В течение ночи с 25 на 26 июня 1770 г корабли российского флота смогли уничтожить большую часть турецкого флота.

И. К. Айвазовский убедительно показал на полотне неоспоримую победу русской эскадры. Картина пронизана динамикой и, несмотря на трагическое содержание, гордостью за русский флот.

«Чесменский бой» привлекает внимание зрителей сочетанием красных, желтых и черных тонов. Контрастное полотно никого не оставит равнодушным. В центре – силуэт флагмана русской флотилии. В глубине бухты изображены горящие турецкие корабли. Пламя настолько яркое, что несколько минут невозможно оторвать взгляд от этой части картины. Кажется, что не только видишь, но и слышишь крики людей, залпы пушек, треск горящих и разлетающихся обломков мачт, частей кораблей, которые превращаются в огромный костер над водой. Пламя полыхает так ярко, что видны лица турецких моряков, чудом выживших и пытающихся спастись. Они цепляются за обломки и взывают о помощи. Но нет спасения ни кораблям, ни людям. Все обречены…

Яркое пламя на море перерастает в сизый дым и смешивается с облаками, из-за которых равнодушно за боем наблюдает застывшая луна. Создается впечатление, что смешаны воедино и вода, и огонь, и воздух. Страшный, приносящий смерть и разрушение небывалый фейерверк в Чесменской бухте, который символизирует победу русской флотилии.

Море на этом полотне Айвазовского живое, ликующее. Оно не просто фон для развернувшегося боя русских кораблей с турецким флотом, оно – свидетель и участник происходящего в Чесменской бухте. Море многоликое и разноцветное. На переднем плане картины - темно-зеленое, дальше – свинцовое, на дальнем плане - красно-желтое. Кажется, что оно волнуется и ждет с нетерпением исхода битвы. Переходы от одного цвета к другому выполнены художником настолько мастерски, что море видится многоликим.

Почему я люблю эту картину? Прежде всего, потому что она пронизана гордостью, радостным волнением, упоением блестящей победой, одержанной русскими моряками. Все это понимаешь, когда стоишь в зале перед полотном и восхищаешься удивительной техникой исполнения, присущей только великому маринисту И. К. Айвазовскому, настоящему патриоту и гражданину нашей великой Родины.

Уверен, картину «Чесменский бой» справедливо называют одним из лучших полотен, прославляющих славные страницы в истории российского флота. А И. К. Айвазовского, создавшего ее, смело можно назвать «чувствилищем своей страны», тонко чувствующим важность происходящего и умело отражающим на своих полотнах красками и кистью великого мастера.

Айвазовский в живописи
равен Пушкину в поэзии

Ива́н Константи́нович Айвазо́вский (1817 - 1900)— всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Это - необычный человек - талантливый и влюбленный в море. Он вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии.

Александр Айвазовский, единственный из внуков, носящий фамилию столь знаменитого деда, посвятил стихотворение Ивану Константиновичу Айвазовскому. Оно так и называется «Художнику-маринисту И. К. Айвазовскому» и до революции было опубликовано в журнале «Нива»:

Ревело море… Вал седой
О скалы с шумом разбивался,
И с ветром вой его сливался,
Грозя несчастьем и бедой.
Утихло море… Даль манила
Простором, негой, тишиной…
Но и под стихнувшей волной
Таилась дремлющая сила…

Море всегда очень привлекало художников не только нашей страны, но и за границей. Многие отдали дань морю, но только один Айвазовский отдал всего себя магической живописи. От природы он был наделен блестящим дарованием, и всю силу своего таланта он отдал морю.



Уже будучи знаменитым художником Айвазовский писал о себе: «Первые картины, виденные мною, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что высказывали все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго... Мысль о этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море» .


Романтика подвигов, сражавшихся на море героев, правдивая молва о них пробуждала воображение художника, наверное, она и создала нам художника - мариниста Айвазовского. Уже первая картина «Воздух над морем » (1835 года) принесла ему славную серебряную медаль. С тех пор картины Айвазовского появляются на выставках, и с тех пор он радует всех своим творчеством.



. В 1839 году Айвазовский участвует в военно-морском походе, здесь он познакомился и подружился с нашими великими флотоводцами М.П. Лазаревым, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым, В.Н. Истоминым. За время пребыванию в Крыму (2 года) Айвазовский написал «Лунную ночь в Гурзудге», «Морской берег».



Вернувшись из Италии, Айвазовский пишет одну из «гордых» своих картин «Чесменский бой». Вся она - это наша победа, но радость победы далась тяжкими потерями, к русскому флагману подходит штопка лейтенанта Ильина, взорвавшего свой корабль среди турецкой флотилии, но все равно в картине очень слышна «музыка боя».


«Девятый вал» написан Айвазовским в 1850 году, в ней он рассказывает о борьбе людей со стихией, грозный девятый вал готов поглотить немногих людей, которые остались живы, после страшной бури. Сюжет картины страшный, но картина полна солнца, света, воздуха и от этого совсем не страшна. Эта картина сразу понравилась зрителям и до сих пор она так же любима нами. Как только Айвазовский узнал о Сионском сражении, он сейчас же уехал в Севастополь увидеться с участниками боя, а вскоре появились и картины «Бой ночью» и «Бой днем «Нахимов об этих картинах сказал: «Они чрезвычайно верно сделаны». Айвазовский любил Украину и посвятил ей несколько своих картин, эти широкие украинские степи были близки не только Гоголю и Шевченко, но и Айвазовскому.


Девятый вал

Необычайно красивы картины «Лунная ночь на море» и «Восход луны». Только он мог передать игру лунного света на морских волнах, и луна среди облаков казалась настолько живой, что забываешь, что ты стоишь около полотна.


.


В 1836 году академическую выставку посетил Пушкин. Вспоминая об этом, Айвазовский писал, что поэт «ласково меня встретил», «спросил меня, где мои картины».
Айвазовский в живописи равен Пушкину в поэзии, может быть, поэтому Айвазовскому так хотелось изобразить поэта у моря, наверное, не только стихотворение «К морю» пленяло художника, но и свободная непреклонная натура поэта была похожа на свободное море. В 1887 году Айвазовский вместе с Репиным пишет картину о Пушкине и называет ее первой строкой стихотворения. От этой картины нельзя оторваться, и море, и поэт нечто гармонически целое, и глядя на картину, еще больше веришь словам поэта;

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красотой
!

А.С. Пушкин


Мы все помним пронзительные и гордые строки Пушкина: «Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан...». Кажется, что строки оживали вновь и вновь на картинах Айвазовского. Его картины всегда волнуют и впечатляют. Наверное, потому, что вечное движение воды, переменчивый лик моря - то спокойный и умиротворенный, то нетерпеливый и грозный - рождал в душе художника множество чувств.



Кто-то сказал, что лучшей мерой жизни человека являются не годы, а дела его . Иван Константинович Айвазовский прожил жизнь долгую - он умер на пороге нашего века, в канун первой русской революции. Ему было тогда 83 года. Но того, что сделал этот замечательный художник, не уместить и в три обычные жизни


. И.К. Айвазовский говорил: «Для меня жить - значит работать». Написав первую картину в 18 лет, он не оставлял кисти на протяжении десятилетий - к 1900 году им было создано более 6 тысяч картин и графических рисунков. И даже в день смерти он работал; те, кто бывал в Феодосийской галерее, помнят его незавершенное полотно «Взрыв корабля»...



Замечательные полотна И. К. Айвазовского украшают многие музеи мира. Но поистине сокровищницей его творений была и остается картинная галерея в Феодосии: в ней выставлено более 400 картин художника . Идут и идут сюда люди. Советскому народу близко искусство, воспевающее красоту природы и человека... Шестьдесят лет творческого труда - редкая удача! Айвазовский оставил после себя огромное творческое наследие.

Высказывания великих людей о творчестве И. Айвазовского .

  • Стасов высоко ценил его творчество: «Маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник совершенно исключительный, живо чувствующий, самостоятельно передающий, быть может, как никто в Европе, воду с ее необычайными красотами...»
  • И. Н. Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще» .
  • П. М. Третьяков, желая купить для своей галереи картину, писал художнику: «…Дайте мне вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передала Ваш бесподобный талант» .
  • Знаменитый английский маринист Тёрнер, живший в 1842 году в Риме, посвятил Айвазовскому и его картине «Неаполитанский залив лунной ночью» восхищенные стихи по поводу картины::

На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром,
Стоящую над морем, в нем отражающуюся.
Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет
Трепетную зыбь, кажется полем искорок…
Прости мне, великий художник, если я ошибся,
Приняв картину за действительность,
Но работа твоя очаровала меня,
И восторг овладел мною.
Искусство твое вечно и могущественно,
Потому что тебя вдохновляет гений .



И еще слова английский пейзажиста Тернера, который, восхищаясь живописью Айвазовского, посвятил ему такие строки:

Прости мне, художник,
Если я ошибся, приняв картину
за действительность, -
Но работа твоя очаровала меня,
и восторг овладел мною.


Согласно воле Айвазовского его погребли в Феодосии во дворе церкви Сурб Саргис, где он был крещен и где венчался. Надгробная надпись — высеченные по-древнеармянски слова историка V века Мовсесе Хоренаци — гласит: Родился смертным, оставил по себе бессмертную память”. Эта память живет в веках. И вот уже наши современники посвящают ему стихи, очарованные его прекрасными полотнами:

Во власти полотна его
Мы удовольствуемся малым,-
И дивной гаммой цветовой,

И чёткостью мазков...
До той поры, как океан
Накроет нас девятым валом,
И ощутим мы на себе,
Сколь нрав его суров!

Вадим Константинов

Источники:
1. http://hanzen.ru/?an=onestat&uid=41
2. http://bibliotekar.ru/100hudozh/56.htm
3. festival.1september.ru/articles/625890/
4. ru.wikipedia.org/wiki/
5. otvet.mail.ru › Искусство и Культура › Живопись, Графика