Морис метерлинк биография. Биография

Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился 29 августа 1862 г. в Генте. Отец будущего писателя был нотариусом, мать – дочерью богатого юриста. С 1874 по 1881 г. Морис учился в иезуитском колледже.

В 1885 г. Метерлинк получил диплом Гентского университета, где он изучал право. После получения диплома он отправился в Париж, чтобы совершенствовать свои знания. Сердце его было отдано литературе, однако юриспруденция занимала в жизни Метерлинка не менее важное место.

Морис Метерлинк, фото ок. 1900

В 1886 г. в парижском ежемесячнике «Плеяда» была напечатана новелла «Убийство невинных», в 1889 г. вышел поэтический сборник «Теплицы» и пьеса-сказка «Принцесса Мален». Метерлинком были написаны символические пьесы: «Непрошеная» (1890 г.), «Слепые» (1890 г.), «Семь принцесс» (1891 г.), «Пелеас и Мелисанда» (1892 г.). В 1894 г. были написаны пьесы для марионеток: «Алладина и Паломид», «Там, внутри», «Смерть Тентажиля». Метерлинк примкнул к литературному направлению символистов , став одним из крупнейших его представителей.

В 1895 г. Метерлинк познакомился с незаурядной женщиной, певицей и актрисой Жоржеттой Леблан. Она стала не только его женой, но и помощницей, исполняла обязанности секретаря и импресарио.

Гении и злодеи. Морис Метерлинк

Публика не всегда благосклонно принимала творения Метерлинка. Поэтому в 1896 г. Метерлинк и его жена вынуждены были уехать из Гента. Они отправились в Париж. Здесь Метерлинк написал метафизические произведения.

В 1908 г. была впервые поставлена пьеса «Синяя птица», которая известна во всем мире.

В 1911 г. Морис Метерлинк был удостоен Нобелевской премии «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией».

Метерлинк получил почетную докторскую степень университета Глазго, бельгийский Большой крест ордена Леопольда, а также португальский орден Меча Св. Якова. В 1932 г. король Бельгии пожаловал драматургу титул графа.

Во время Первой мировой войны Метерлинк не остался в стороне от политики. Его преклонный возраст не позволял участвовать в сражениях, но писатель читал пропагандистские лекции в Европе и США. После войны Метерлинк расстался с Леблан, и в 1919 г. он женился на молодой актрисе Рене Даон.

С 1927 по 1942 г. вышло 12 томов его сочинений. Очень известным является произведение «Жизнь термитов» (1926 г.). Некоторые философские трактаты, написанные в этот период, вошли в сборники «Жизнь пространства» (1928 г.), «Большая феерия» (1929 г.) и «Великий закон» (1933 г.).

Метерлинк мог бы стать членом Французской академии. Однако это предложение драматург вынужден был отклонить. Ведь в противном случае он должен был отказаться от бельгийского гражданства.

29 августа исполняется 150 лет со дня рождения Мориса Метерлинка, бельгийского драматурга, поэта, лауреата Нобелевской премии.

Бельгийский драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе Морис Метерлинк (Maurice Maeterlinck) родился 29 августа 1862 года в городе Генте (Бельгия), в зажиточной семье. Его отец был нотариусом, а мать - дочерью богатого юриста.

Метерлинк с детства интересовался поэзией, литературой, однако родители настояли, чтобы он изучал право в Гентском университете.
Окончив университет в 1885 году, Морис переехал в Париж для совершенствования в юриспруденции. В Париже Метерлинк познакомился с поэтами-символистами Стефаном Маларме (Stephane Mallarme) и Вилье де Лиль-Аданом (Villiers de l"Isle Adam), которые оказали на него сильное влияние. Под этим влиянием Метерлинк создал и напечатал свой первый труд - вольный перевод книги фламандского философа-мистика Яна ван Раусбрука "Украшение любовного брака".

"Синяя птица" завоевала популярность не только своей сказочной фантазией, но и иносказательностью. Рассказ об одном из героев этой пьесы, Тильтиле, Метерлинк продолжил в пьесе-феерии "Обручение" (1918).

В 1911 году Морису Метерлинку была присуждена Нобелевская премия "за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией".

В последующие годы Метерлинк писал больше статей, чем пьес; с 1927 года по 1942 год вышло 12 томов его сочинений, наиболее известным из которых является "Жизнь термитов" (1926) - иносказательное осуждение коммунизма и тоталитаризма. Другие философские трактаты этого периода вошли в сборники "Жизнь пространства" (1928), "Большая феерия" (1929) и "Великий закон" (1933).

B 1939 году, когда нацистская Германия угрожала Европе, Морис переехал в Португалию, а затем в Соединенные Штаты, где он прожил всю войну и вернулся во Францию в 1947 году.

Помимо Нобелевской премии, Метерлинк был награжден бельгийским Большим крестом ордена Леопольда (1920) и португальским орденом Меча святого Якова (1939). В 1932 году король Бельгии пожаловал драматургу титул графа.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Известный бельгийский писатель Метерлинк родился 29 августа 1862 года в обеспеченной семье в городе Генте. Его отец был профессиональным нотариусом, мать - дочерью юриста. Семейство будущего писателя пользовалось большим уважением среди жителей города.

Детские и юношеские годы

До того как Морису исполнилось 12 лет, родители организовывали для него Биография Мориса Метерлинка, по его собственному признанию, началась не в самых радужных тонах. В 1874 году для обучения мальчика послали в колледж иезуитов. Сам писатель называл это время одним из самых неприятных отрезков своей жизни.

Родители хотели, чтобы их сын пошел по стопам отца и тоже стал нотариусом. Однако ребенок совершенно не проявлял интереса ни к правоведению, ни к истории. Все, чем интересовался Морис Метерлинк, - книги и музыка.

В 1881 году юному Метерлинку все-таки пришлось подчиниться воле отца и он поступает на юридическое отделение Гентского университета. Но весь свой досуг подросток продолжает проводить среди книг. В 1885 году Метерлинк получает диплом об образовании. И снова под давлением родителей делает следующий шаг - уезжает в Париж для продолжения своего обучения в Сорбонне. Однако, как и прежде, все его свободное время оказывается посвященным литературе.

Противостояние с родителями

По возвращении в родной город Гент Метерлинк продолжает заниматься литературой наравне с юриспруденцией. Биография Мориса Метерлинка на данном этапе представляет собой борьбу между собственным призванием и желанием угодить родителям. Все свои произведения, написанные в это время, Метерлинк печатает во Франции - для того, чтобы о нем не стало известно в родном городе.

В 1889 году увидел свет первый сборник его стихов под названием «Теплицы». В этом же году, уже в Брюсселе, писатель издает пьесу «Принцесса Мален», попросив для этого у матери 250 франков. Сюжет этого произведения писатель позаимствовал из Однако он переделал обычную историю про злую королеву, убивающую своих детей, в драму о противостоянии главного персонажа и непреодолимой судьбы.

Первое издание

Поначалу события развивались по самому обычному сценарию - около десятка книг было раскуплено, еще несколько Метерлинк подарил друзьям и знакомым. Однако внезапно, 24 августа 1890 года, в парижском издании «Фигаро» выходит статья с замечанием критика Октава Мирбо о том, что «неизвестный писатель Морис Метерлинк создал самое гениальное произведение нашей эпохи».

Критик Мирбо пишет письмо Метерлинку, в котором убедительно просит его посвящать все свое свободное время литературному творчеству. Именно вмешательство Мирбо помогло писателю побороть сопротивление родителей. Теперь биография Мориса Метерлинка кардинально меняет свое направление.

Начало писательской карьеры

Он делает окончательный выбор. Его произведения начинают печататься в местной прессе и получают заслуженную похвалу критиков. Вдохновленный Метерлинк оставляет юриспруденцию навсегда. Теперь литература - это все, чем занят Морис Метерлинк. Пьесы его очень высоко оцениваются критиками, некоторые из них даже называют начинающего писателя новым Шекспиром.

Известно, что Метерлинк был очень склонен к использованию метафор и подтекстов в своих произведениях. Поэтому поначалу он пишет главным образом сказки и пьесы. Его герои общаются между собой краткими, однако очень емкими и многозначительными, фразами. Особенно у Мориса получается писать пьесы для марионеток - ведь, в отличие от живых актеров, через искусственную куклу гораздо проще передать символ и выразить подтекст.

Главные произведения

В 1895 году писатель впервые встречает девушку, ставшую для него и спутницей, и секретарем, и помощницей во всех делах - Жоржетту Леблан. А в 1896 году пара переезжает в столицу Франции - Париж. С этого времени Метерлинк пишет множество метафорических рассказов, которые входят в его сборники. Это «Сокровище смиренных», «Мудрость и судьба» и «Жизнь пчел». В последнем, к примеру, суетная человеческая жизнь сравнивается с жизнью пчел.

Одно из наиболее популярных произведений Метерлинка - «Синяя птица» - было поставлено Станиславским в Москве. Премьера произошла в 1908 году. Постановка имела большой успех на театральных сценах других столиц - Лондона, Парижа, Нью-Йорка. Впервые здесь узнают о том, что представляет собой мир, который создал Морис Метерлинк. Цитаты из его произведений звучат повсюду. Например, «Кто меня любит и кого люблю я, те всегда меня найдут…», «Видеть и не любить, значит, смотреть в темноту», «Не беспокойся. Они играют в то, что они счастливы…»

Особенности творчества писателя

Мир, где на первый план выходят аллегории и метафоры, является единственным в своем роде измерением, которое создал Морис Метерлинк. Интересные факты о его творчестве, например, описаны в книге «Великие писатели ХХ века». В качестве примера здесь приводится рассказ писателя «Слепые». Все его герои живут на острове, и среди них нет зрячих. Эти люди ожидают прихода неизвестного мессии - Спасителя. И видит его лишь один ребенок, оказавшийся зрячим.

Весь этот рассказ полон метафор. Остров означает человеческую жизнь, а окружающий его океан - неизвестность и смерть. Маяк на берегу острова символизирует науку. Зрячий ребенок является прообразом нового искусства. Это традиционная расшифровка одного из рассказов писателя. Однако, как полагается, символ может иметь множество значений.

Биография Мориса Метерлинка: последние годы

Из последних сочинений Метерлинка увидело свет очень мало произведений. Причиной тому послужило, возможно, творческое истощение писателя. Он начал повторять сам себя. В 1932 году королем Бельгии писатель удостаивается титула графа. В 1940 году писатель вместе с семьей эмигрирует в Штаты. В 1947 году он возвращается в Европу. Умер Метерлинк от сердечного приступа 6 мая 1949 года в Ницце.

бельгийский писатель, драматург и философ

Морис Метерлинк

Краткая биография

Мори́с Полидо́р Мари́ Берна́р Метерли́нк (фр. Maurice (Mooris) Polydore Marie Bernard Maeterlinck; 29 августа 1862, Гент - 6 мая (по некоторым источникам - 5 мая) 1949, Ницца) - бельгийский писатель, драматург и философ. Писал на французском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1911 год. Автор философской пьесы-притчи «Синяя птица», посвящённой вечному поиску человеком непреходящего символа счастья и познания бытия - Синей птицы. Произведения Метерлинка отражают попытки души достичь понимания и любви.

Бельгийский период

Морис Метерлинк родился в Бельгии, в семье богатого нотариуса. Отец также был владельцем нескольких теплиц. Семья была франкоговорящей, поэтому Метерлинк позже написал большую часть своих произведений на французском языке. Многие из его первых произведений (в основном, юридические наработки) не сохранились, так как были уничтожены автором, сохранились лишь фрагменты.

В сентябре 1874 года родители отправили писателя учиться в Иезуитском колледже. В этом колледже почитали только работы писателей на религиозные темы, а чтение произведений французских писателей-романтиков воспрещалось. Именно это отношение развило в писателе осуждение католической церкви и религиозных организаций.

Во время учёбы Метерлинк написал несколько стихов и рассказов, но его отец настоял на том, чтобы он занялся юридической карьерой.

В 1883 году на страницах журнала «Jeune Belgique» было опубликовано первое стихотворение Метерлинка. В 1885 году он получил право заниматься адвокатской практикой, окончив юридический факультет Гентского университета. В 1888 году увидел свет изданный за счёт средств семьи автора поэтический сборник «Оранжереи», а год спустя была написана «Принцесса Мален» (La Princesse Maleine ) - первая пьеса Метерлинка, снискавшая похвалу Октава Мирбо. В последующие годы Метерлинк написал серии символистских пьес, характеризующихся фатализмом, мистицизмом, из которых наиболее известны «Непрошенная» (1890), «Слепые» (1890) и «Пеллеас и Мелизанда» (1892). В 1889 году вышел сборник стихов «Теплицы» (Les Serres chaudes ), в 1896-м - сборник «12 песен» (в 1900-м - «15 песен»).

Метерлинк во Франции

С 1896 года Метерлинк живёт во Франции, преимущественно в Париже. Здесь он сближается с символистами, которые оказывают на него огромное влияние. У него также завязались отношения с Жоржеттой Леблан, с которой он встречался с 1895 по 1918 год. Она повлияла на все его работы, написанные за два десятилетия. В произведениях Метерлинка начали появляться персонажи, особенно женские, которые оказываются под контролем их судьбы. Леблан играла этих персонажей на сцене. Хотя мистицизм и метафизика влияли на его творчество всю жизнь, он всё же заменил свой символизм более экзистенциалистскими чертами.

В 1895 году родители Метерлинка осудили его связь с актрисой, которая была замужем за испанцем, а церковь не давала ей права на развод. В этот период Метерлинк со своей гражданской женой принимают много гостей, путешествуют по Нормандии. В этот период он публикует стихи «Двенадцать песен» (1896), «Сокровище смиренных» (1896) и «Жизнь пчёл» (1901).

Идеализм и символизм нашли отражение в ранних художественных произведениях Метерлинка (книга «Сокровище смиренных», 1896). Известность Метерлинку приносит пьеса-сказка «Принцесса Мален» 1889; одноактные пьесы «Непрошенная», «Слепые», (обе 1890) - пьесы о неудовлетворённости, которая заставляет искать и не находить счастье и любовь в повседневной жизни; драма «Пеллеас и Мелизанда», 1892 - символическая драма идеальных влюблённых, которые уничтожают сами себя в поисках совершенства. Критики охарактеризовали это как «драматургия молчания, намёков и недомолвок». Главные темы его творчества - смерть и значение человеческой жизни, место и роль человека в обществе, в истории. В 1902 году увидела свет пьеса «Монна Ванна», в которой появляется тема протеста человека против всевластия рока.

В 1906 году Метерлинк и Леблан переехали на виллу Грасс. Там он проводил время в раздумьях и прогулках. В этот период ему диагностируют неврастению и он арендует Бенедиктинское аббатство, таким образом спасая его от разорения. В это время он написал эссе «Разум цветов» (1906), в котором выражал симпатию социалистическим идеям.

В 1909 году была поставлена знаменитая «Синяя птица» (1908), в которой герои путешествуют по свету в поисках счастья, а находят его у себя дома. Феномен неудовлетворённости человека и поисков счастья продолжает исследоваться Метерлинком в продолжении феерии «Синяя птица» - пьесе «Обручение» (1918).

В его поздних пьесах, таких как «Мария Виктория» и «Мария Магдалина», главные роли сыграла Леблан. Но с этих пор она перестала вдохновлять писателя.

В июне 1910 года умерла мать писателя, что стало поводом для последующей депрессии автора. В этом же году Метерлинк познакомился с 18-летней актрисой Рене Даон на репетиции «Синей птицы». Она стала его компаньонкой.

В 1911 году Морис Метерлинк стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за его многостороннюю литературную деятельность и особенно его драматические произведения, отличающиеся богатством воображения и поэтической фантазией».

С 1913 года писатель выступает на стороне рабочих и начинает изучать мистицизм.

После оккупации Бельгии в 1914 году Метерлинк пожелал поступить во Французский иностранный легион. Читал лекции о германской оккупации и героических сражениях бельгийцев. Появляется военная пьеса «Бургомистр Стильмонда» (1919).

В феврале 1919 года Метерлинк женился на актрисе Даон и принял приглашение от США. Сэмюель Голдвин предложил писателю написать несколько сценариев для фильмов.

В поздних пьесах Метерлинк обращался к Библейским, сказочным и историческим сюжетам. Мотив смерти постоянно присутствует в произведениях писателя, а в позднем творчестве нарастает интерес к мистике и оккультизму.

После 1920 года Метерлинк больше не писал пьесы, но продолжил работать в жанре эссе. В философских эссе Метерлинк обращается к философии и эстетике символизма. В самых известных философских произведениях «Жизнь пчёл» , «Жизнь термитов» (1926) и «Жизнь муравьёв» (1930) писатель пытался объяснить жизнь и деятельность человека через аналогии, взятые из наблюдений за природой. Эжен Маре, африканский поэт и исследователь, обвинил автора в плагиате из-за написанных автором двух последних эссе. После изменения тематики творчества его популярность упала во многих странах, но во Франции интерес к его творчеству остался неизменным. В 1930 году Метерлинк купил замок в Ницце, а в 1932 году стал графом, по инициативе бельгийского короля Альберта I.

В 1940 году Метерлинк бежал от германской оккупации в США, из-за проблем со здоровьем вернулся во Францию в 1947 году.

Тематика и стиль

Метерлинк стал популярен благодаря своим ранним пьесам, написанным между 1889 и 1894 гг. Герои этих пьес имеют ограниченное понимание своей природы и мира, в котором они живут.

Как сторонник идей Шопенгауэра , Метерлинк считал, что человек бессилен против судьбы. Считал, что актеров можно легко заменить куклами-марионетками, и даже написал такие пьесы, как «Там внутри» (1894) и «Смерть Тентажиля» (1894) для кукольного театра.

Таким образом, была сформулированная идея «статической драмы», в соответствии с которой задачей автора было создать что-то, что не выражало бы эмоций, но вместо них внешние причины человеческого поведения.

Сочинения

Пьесы

  • Принцесса Мален
  • Слепые (Les Aveugles, 1890).
  • Непрошенная (L’Intruse, 1891).
  • Семь принцесс (Les Sept princesses, 1891).
  • Пеллеас и Мелизанда (Pelléas et Mélisande, 1892).
  • Алладина и Паломид (Alladine et Palomides, 1894).
  • Там внутри (Intérieur, 1894).
  • Смерть Тентажиля (La Mort de Tintagiles, 1894).
  • Аглавена и Селизетта (Aglavaine et Sélysette, 1896).
  • Ариана и Синяя Борода, или Бесполезное освобождение (Ariane et Barbe-Bleue, 1896).
  • Сестра Беатриса (Sœur Béatrice, 1900).
  • Монна Ванна (Monna Vanna, 1902).
  • Жуазель (Joyzelle, 1903).
  • «Чудо Святого Антония» (Le Miracle de saint Antoine, 1903).
  • «Синяя птица» (L’Oiseau bleu, 1908).
  • Мария Магдалина (Marie-Magdeleine, 1913).
  • Бургомистр Стильмонда (Le Bourgmestre de Stilmonde, 1919).
  • Обручение (Les Fiançailles, 1922).
  • Беда проходит (Le Malheur passé, 1925).
  • Мария Виктория (Marie-Victoire, 1925).
  • Могущество мертвых (La puissance des morts, 1926).
  • Иуда Искариот (Judas de Kerioth, 1929).
  • Берникель (Berniquel, 1929).
  • Принцесса Изабелла (La Princess Isabelle, 1935).
  • Жанна д’Арк (Jeanne d’Arc, 1945).

Философские эссе

  • Сокровище смиренных (Le Trésor des humbles, 1896).
  • Мудрость и судьба (La Sagesse et la destinée, 1898).
  • Жизнь пчёл (La Vie des Abeilles, 1901).
  • Сокровенный храм (Le temple enseveli, 1902).
  • Двойной сад (Le Double Jardin, 1904).
  • Разум цветов (L’Intelligence des Fleurs, 1907).
  • Смерть (La Mort, 1913).
  • Мелочи войны (Les Débris de la guerre, 1916).
  • Жизнь термитов (La Vie des Termites, 1926).
  • Жизнь пространства (La Vie de l’Espace, 1928).
  • Великая феерия (La Grande Féerie, 1929).
  • Жизнь муравьёв (La Vie des Fourmis, 1930).
  • Стеклянный паук (L’Araignée de verre, 1932).
  • Великий закон (La Grande Loi, 1933).
  • Перед великим молчанием (Avant le grand silence, 1934).
  • Песочные часы (1936).
  • Тень крыльев (L’Ombre des ailes, 1936).
  • Перед лицом Бога (Devant Dieu, 1937).
  • Широкие врата (1939).
  • Иной мир, или Солнечные часы (L’Autre Monde ou le cadran stellaire, 1942).

Стихи

  • Оранжереи (Serres chaudes,1889)
  • Двенадцать песен (Douze Chansons, 1896)
  • Пятнадцать песен (Quinze chansons, 1900)

Мемуары

  • Голубые пузыри (Счастливые воспоминания, Bulles bleues, 1948). (Отрывки в русском переводе К. О. Рагозиной в «Лавке Языков»)

Издание сочинений в русском переводе

  • Сочинения в трёх томах. - СПб., 1902-1906.
  • Двенадцать песен в переводе Георгия Чулкова. СПб, 1905.
  • Полное собрание сочинений в шести томах. - СПб, 1910.
  • Полное собрание сочинений в четырёх томах (двух книгах). - Пг., 1915.
  • Пьесы. - М., 1958.
  • Пьесы. - М., 1972.
  • Избранные произведения. - М., 1996.
  • Жуазель. Пьесы. - СПб, 2000.
  • Тайная жизнь термитов. - СПб, 2002.

Влияние на современное творчество

В «Эвакуаторе» Дмитрия Быкова в предисловии даётся полная версия стихотворения «Пришли и сказали…» из сборника «Пятнадцать Песен» в переводе Ксении Рагозиной, а затем главный герой часто по тексту повторял цитату.

Стихотворение Мориса Метерлинка из сборника «Пятнадцать песен» легло в основу песни «А если бы он» пятого альбома фолк-рок группы «Мельница» «Дикие травы».

Марсель Пруст в 4-м томе эпопеи «В поисках утраченного времени», романе «Содом и Гоморра», неоднократно приводит аналогии поведения влюблённых людей с поведением насекомого около цветка, навеянные ему книгой Мориса Метерлинка «Разум цветов».

Один из альбомов группы Белая Гвардия называется «Сказки Метерлинка». В одноимённой песне с альбома имеются отсылки к пьесе «Синяя Птица».

Пьеса Мориса Метерлинка «Слепые» легла в основу одноименной оперы композитора Леры Ауэрбах, поставленной режиссёром Дмитрием Белянушкиным на сцене МАМТ им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в 2012 году в рамках фестиваля «Лаборатория Современной Оперы».

Морис Метерлинк (1862-1949) - бельгийский писатель , драматург, поэт (писал на французском языке). Его символистская поэтика выражала протест против приземленности натурализма. Пьесы «Сестра Беатриса» (1900), «Монна Ванна» (1902), «Синяя птица» (1908). Нобелевская премия (1911).

Чрезвычайно мало нужно для того, чтобы ободрить красоту в чьей-либо душе. Спящих ангелов легко разбудить.

Метерлинк Морис

Морис Метерлинк родился 29 августа 1862 года, Гент, в семье нотариуса. Изучал право в Париже. С 1896 жил во Франции. Идеалистические символистские взгляды раннего Метерлинке (изложены в книге «Сокровище смиренных», 1896) - реакция протеста против буржуазного позитивизма и бескрылости натуралистического искусства.

В 1889 вышел сборник стихов поэта «Теплицы», в 1896 - сборник «12 песен» (в 1900 - «15 песен»). Человек в ранних пьесах драматурга - жертва рока (сказка «Принцесса Мален», 1889; одноактные пьесы «Непрошеная», «Слепые», обе 1890; драма «Пелеас и Мелисанда», 1892); это драматургия молчания, намёков и недомолвок. В пьесе «Смерть Тентажиля» (1894) намечена тема бунта против рока. В пьесах-сказках «Аглавена и Селизетта» и «Ариана и Синяя Борода» (обе 1896) показаны уже не только жертвы, но и борцы. Книга «Мудрость и судьба» (1898) открывает цикл эссе по вопросам познания и этики.

Если только однажды человек осознает возможность обходиться без мясной пищи, это будет означать не только фундаментальную экономическую революцию, но и заметный прогресс в морали и нравственности общества.

Метерлинк Морис

В работе «Сокровенный храм» (1902) М. Метерлинк призывает к творческой и социальной активности; в этот период он близок к социалистическим кругам. Драма «Сестра Беатриса» (1900) направлена против аскетизма, воспевает полнокровную жизнь. Историческая драма «Монна Ванна» (1902) утверждает героический подвиг во имя Родины. В статьях этих лет писатель выступал против фатализма в жизни и искусстве.

Пьеса «Чудо святого Антония» (1903) - острая антибуржуазная сатира. В 1905 году Метерлинк создал пьесу-сказку «Синяя птица», исполненную веры в победу человека над силами природы, голодом, войной. Впервые она была поставлена на сцене МХТ 30 сентября 1908 года и с тех пор - в репертуаре этого театра.

Кто сказал нам, что жизнь надо оценивать при помощи смерти, а смерть при помощи жизни? Нет ничего справедливее счастья.

Метерлинк Морис

В годы 1-й мировой войны 1914 - 1918 Метерлинк-публицист клеймил германский милитаризм. Пьеса «Обручение» (1918) продолжает рассказ об одном из героев «Синей птицы». Пьесы, написанные позднее, менее значительны («Бургомистр Стильмонда» и «Соль земли», 1919; «Жанна дАрк», 1945, и др.). Трагедия оккупированной немецкой армией в 1914 году Бельгии, кризис бельгийского социал-демократии оттолкнули Мориса от общественной проблематики. Его трактаты «Жизнь пространства» (1928), «Перед лицом бога» (1937) и другие исполнены мистицизма.

Морису Метерлинку принадлежат натурфилософские книги «Жизнь пчёл» (1901), «Разум цветов» (1907), «Жизнь термитов» (1926), «Жизнь муравьев» (1930), где наблюдения над природой проникнуты антропоморфизмом.

В 1940 году он уехал в США, и вернулся во Францию в 1947. Написал мемуары «Голубые пузыри (счастливые воспоминания)» (1948). Гуманистические пьесы драматурга периода 1896 - 1918 годов вошли в репертуар мирового театра. Нобелевская премия (1911).

Страх смерти - это просто боязнь неизвестности, в которую она нас повергает.

Метерлинк Морис

Сочинения:

Théâtre, v. 1 - 3, P., 1918; Théâtre inédit, P., 1959; в рус. пер. - Пьесы, [вступ. ст. Ефима Григорьевича Эткинда], М., 1958.

Морис Метерлинк - цитаты