На самом деле, русские не более европейцы, чем татары. Так какой народ живёт в Татарстане? Азиаты или белые, татары или булгары

Татары и монголы: есть ли что общее? - Сколько у нас генов из Центральной Азии? - Нет их! - Не азиаты мы, увы! - Ни по бабушкам - Ни по дедушкам - Ни по облику - Русский генофонд: типичный европеец - А вовсе не евразиец - «Эффект ига»: изменение потоков русских миграций - «Поскреби татарина и увидишь финно-угра» - «Поскреби восточного русского и вновь увидишь финно-угра»

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!
Для вас - века, для нас - единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!
...
О старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!
Россия - Сфинкс! Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!..
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжёт, и губит!
...
Мы любим всё - и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...
Мы любим плоть - и вкус её, и цвет,
И душный, смертный плоти запах...
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжёлых, нежных наших лапах?
Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,

Ломать коням тяжёлые крестцы
И усмирять рабынь строптивых...
Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно - старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем - братья!
А если нет - нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века - вас будет проклинать
Больное позднее потомство!
Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей Расступимся!
Мы обернёмся к вам
Своею азиатской рожей!
Идите все, идите на Урал!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою!
Но сами мы - отныне вам не щит,
Отныне в бой не вступим сами,
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами.
Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!..
В последний раз - опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
Александр Блок. «Скифы»

Где ж ты видел монголоидного гунна?
Из научной дискуссии 2

Нелегко спорить с поэтом. Но ведь нам и не придётся спорить с тем, что действительно важно в этом стихотворении Блока. Нам вообще не придётся спорить - мы лишь посмотрим, каковы научные данные о «нас - азиатах», и откуда взялся миф, что мы - это они.
Стоит в любой аудитории упомянуть, что мы изучаем русский генофонд, как за этим всегда следует вопрос: насколько сильно его изменили татары? Иногда тот же вопрос звучит в иной формулировке: «сильно ли его изменили монголы?» И в обоих случаях имеют в виду одно и то же: не сходство с генофондом современных нам европеоидных татар-земледельцев, живущих в Приуралье, а генетическое сходство с теми ордами номадов, которые в XIII-XV веках шли из Центральной Азии и несли её чуждые гены в Европу. Этот вопрос нам задавали в самых разных аудиториях, не только в России, но даже в США. Похоже, самое распространённое представление о русском генофонде выражается фразой «поскреби русского и увидишь татарина». Сейчас мы попробуем честно ответить на этот многократно заданный вопрос.
Однако, каков вопрос, таков и ответ. Мы будем пользоваться (да простят нас профессионалы!) той же терминологией, что и задающие эти вопросы непрофессионалы. Иначе этот раздел превратился бы в лекцию о том «что иметь в виду под термином...», и заинтересованным лицам, не склонным к долгим научным уточнениям, это представилось бы способом уйти от прямого ответа. Нет, мы хотим дать максимально прямой и корректный ответ на непрофессионально заданный, но всех волнующий вопрос. Но при этом просим читателя на время оставить уже готовые ответы - хотя бы до конца этого раздела.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Чтобы не запутаться в словах, начнём с того, что современные татары и монголы - два разных народа, между генофондами которых очень мало общего. Поэтому мы будем говорить конкретно лишь о том, какие последствия для русского генофонда имело «татаро-монгольское иго», то есть завоевание Руси в XIII веке и последовавшая зависимость русских княжеств от Золотой орды и её наследников. Конкретнее: каков вклад в русский генофонд степных завоевателей XIII века и нескольких последующих веков? Или ещё ближе к совопросникам века сего: стал ли (и если - да, то насколько) русский генофонд в результате этих завоеваний монголоидным - «с раскосыми и жадными очами»? Естественно предполагать, что завоеватели оставляли своих потомков в местном населении, что завоевание сопровождалось и смешанными браками, и переселениями отдельных групп - наверное, ни у кого не вызывает сомнения, что при политическом подчинении одного народа другому происходит смешение их генофондов. Вопрос лишь, в какой степени.
«Завоеватели» происходили из степей Центральной Азии. Поэтому нам остаётся лишь определить, насколько русский генофонд стал похож на центрально-азиатский (а не на генофонд современных нам татар!).
Отделить генетический след «татаро-монгольского» ига от следа более древних и много более длительных взаимодействий генофондов запада и востока (см. 9 главу) нам поможет сравнительная геногеография. Если, скажем, генофонд поляков (другого славянского народа, который монгольские завоевания затронули лишь отчасти, а трёхсотлетнее иго не затронуло вовсе) или же народов Севера Европы (куда никогда не доходили волны номадов) окажутся не похожими на центрально-азиатский генофонд, а русский генофонд, напротив, приближен к нему - то эту близость к центрально-азиатскому генофонду можно отчасти связывать с татаро-монгольским игом. Почему лишь отчасти? Потому что наличие такого сходства русского генофонда и Центральной Азии может быть результатом и более древних миграций, а вот если сходства не будет - это однозначно укажет на отсутствие «татарского следа». Всё это - правдоподобная модель, а реальность, конечно, сложнее. Но популяционная генетика всегда пользуется относительно простыми моделями, чтобы получить чёткий количественный ответ, а потом уже двигаться дальше - с помощью уточнённых моделей.
Итак, вопрос о «генетическом наследии татаро-монгольского ига» мы формулируем так: насколько русский генофонд похож на генофонд Центральной Азии на фоне отсутствия такого сходства у народов, не бывших «под игом».

ДАННЫЕ ПО МИТОХОНДРИАЛЬНОЙ ДНК

По этому типу маркёров народы Центральной Азии и Европы различаются замечательно чётко: в Центральной Азии почти всё население - более 90% - обладает восточно-евразийскими гаплогруппами, тогда как в Европе почти всё население - более 95% - обладает иными, западно-евразийскими гаплогруппами (см. карты в разделе 9.2). Поэтому доля восточно-евразийских гаплогрупп в русском генофонде прямо покажет: есть ли заметный вклад центрально-азиатского населения в русский генофонд или его нет?

Сразу же договоримся, что считать эффектами смешения и «заметным вкладом» - 0.5%, 5% или 50% восточно-евразийских гаплогрупп в русском генофонде? Учтём, что подразделение на западно - и восточно-евразийские гаплогруппы не абсолютно. Итак, если в Европе (включающей всё население до восточных склонов Урала) примерно 5% генофонда «не западные», а в Центральной Азии примерно 10% генофонда «не восточные», то наличие 15-20% восточно-евразийских гаплогрупп могло бы чётко маркировать присутствие «монголоидного» центрально-азиатского пласта в русском генофонде. 20% восточно-евразийских гаплогрупп означало бы приток 18% «монголоидных» генов в русский генофонд, а 15% восточно-евразийских гаплогрупп - приток 13% центрально-азиатских генов 3 . Если кто-то желает увидеть ещё менее значительные и почти неощутимые влияния, то чтобы распознать их, ему надо провести анализ очень объёмных выборок - иначе результаты будут недостоверными.

НЕ АЗИАТЫ МЫ... УВЫ...

Однако доля восточно-евразийских гаплогрупп в русском населении составила лишь 2% (см. раздел 6.2). То есть очень малую величину. Почти столь же малую, что и в генофонде поляков (1.5%) или севера Европы, где уж точно никаких «татаро-монгольских вкладов» не было (у норвежцев 0.6%, у исландцев 0.7%, у карел 4.8% и т. д.). Средняя «фоновая» частота восточно-евразийских гаплогрупп в Европе равна 3.6%. То есть в русском генофонде (2.0%) она даже меньше, чем «средняя по Европе», поэтому монголоидный компонент у русских оказывается не просто нулевым, но даже с отрицательным знаком 3 . Итак, мы не видим последствий монгольского нашествия в русском генофонде - или тогда должны видеть эти последствия и в польском, и в норвежском, и в карельском, и в других генофондах Европы.
Не ошиблись ли мы? Давайте проверим. Все использованные данные, то есть частоты гаплогрупп мтДНК, получены по большим выборкам, самыми разными исследователями, и поэтому вполне достоверны. Но может быть, армии Чингисхана и Батыя состояли не столько из населения Центральной Азии, сколько из степных народов Южной Сибири? Но и в Южной Сибири восточно-евразийские гаплогруппы составляют пусть не полные 90%, а только 60-80%, но это всё равно несопоставимо больше, чем 2%! Пожалуй, иной читатель - не желающий расставаться с романтической картинкой «монгольского следа» - предпочтёт предположить, что монгольские армии состояли из европеоидных воинов! Но мы-то проверяем мнение о «нас - азиатах», а такой читатель в пылу полемики начинает защищать уже совсем иной миф - что «татаро-монголы» ничем от населения Европы генетически не отличались. Но такой читатель забывает, что тогда снимается и сама проблема - если генетически Золотая Орда и её наследники были, по его мнению, европейцами, то это уже становится внутренним делом Европы: перемещения народов в её пределах. А ведь мы решаем проблему влияния Азии на генофонд Европы.
Чтобы составить своё мнение об «азиатском вкладе», достаточно взглянуть на карту распространения восточно-евразийских гаплогрупп (глава 9). На карте хорошо видно, как суммарная частота этих гаплогрупп постепенно снижается к западу: в Китае частота максимальна, в Южной Сибири меньше, ещё ниже она на Урале, на европейских склонах Урала эти гаплогруппы уже редки, а зоны расселения восточных славян они едва касаются.
Может быть ещё одно возражение: мтДНК наследуется по материнской линии, а «генетический вклад завоевателей» ожидается скорее по отцовской. Ну, лично нам «генетический вклад» представляется обычно не в дыму пожаров, а скорее в виде браков с соседними, пусть и не всегда дружелюбно настроенными, народами. А значит, смешение популяций происходит и по мужской, и по женской линиям. Но всё-таки это возражение отметать нельзя, поэтому рассмотрим данные по Y хромосоме («мужская», отцовская линия наследования).

ДАННЫЕ ПО Y ХРОМОСОМЕ

Результаты изучения гаплогрупп Y хромосомы (раздел 6.3.) также не показывают значительной доли «степных монголоидных» генов в русском генофонде. Среди восьми гаплогрупп, преобладающих в русском генофонде, есть «восточноевропейская» R1a, «скандинавская» I1а, «балканская» I1b, «западноевропейская» R1b, «ближневосточная» J2, «африкано- средиземноморская» ЕЗb, «западносибирская» N2, «восточноевропейско-сибирская» N3 - но нет «степных», «центральноазиатских» гаплогрупп. Правда, R1a встречается и в степях Сибири - но реже, чем у русских. Гаплогруппа N3, частота которой в Сибири выше, чем у русских, остаётся единственным кандидатом на «степное» происхождение (хотя эта гаплогруппа скорее «таёжная») - но, увы, она встречена лишь в северных русских популяциях, а генетическое влияние степного населения должно было бы проявиться в южных районах исторического русского ареала. В любом случае - N3 распространена по всему северу Восточной Европы, и у эстонцев, финнов, латышей встречается куда чаше, чем у русских, так что монгольские армии тут явно ни при чём.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Любопытны данные по эпикантусу - типичнейшему признаку монголоидной расы, особенно характерному как раз для степного населения Центральной Азии. Антропологическое исследование, проведённое на огромной выборке русских (несколько десятков тысяч человек) практически не выявило случаев выраженного эпикантуса [Хрисанфова, Перевозчиков, 1999].

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, какой бы признак мы ни взяли, мы видим, что русские - типичные европейцы, а азиатское завоевание оставило след в русской истории, но не в русском генофонде.
Да и могло ли оно оставить след в генофонде? Наш эпиграф начинается словами Блока: мильоны вас (европейцев), нас (азиатов-степняков) - тьмы, и тьмы, и тьмы. Слово «тьма», наряду с переносным значением «множество» имело и прямое значение «десять тысяч» . Итак, на «мильоны» европейцев приходятся «десятки тысяч» степняков. Демографически эта оценка вполне реалистична. То есть прямой смысл блоковского стихотворения противоположен его поэтическому смыслу: завоеватели отнюдь не были многочисленны в сравнении с численностью населения на завоёванных территориях. И значимому генетическому вкладу просто неоткуда было взяться! 4
Так откуда же взялось столь распространённое мнение, что генетически «мы - азиаты», или, по крайней мере, промежуточное звено между Европой и Азией? Увы, это мнение распространено и в научной среде. Мы уже упоминали про один - но характерный! - случай, когда по какому-то показателю русские оказались промежуточны между французами и китайцами, и Учёный совет, состоящий из прекрасных учёных, счел это совершенно естественным. Мнение о промежуточности русского генофонда столь широко распространено - но ему нет серьёзных научных подтверждений. Одни лишь серьёзные научные опровержения.
Не берёмся говорить о России и русских в культурном, историческом, гуманитарном смысле. Но биологически (генетически) - нет, нет и нет. Русский генофонд не является промежуточным между типичным европейским и типичным азиатским генофондом 5 . Русский генофонд является типичным европейским генофондом.

Надо сказать, что нас самих такой вывод огорчил. Миф о нашей «промежуточности» пустил глубокие корни... Героическая роль «генетического щита» между Азией и Европой грела душу и будила мысль... И с эстетической точки зрения тоже - так хотелось верить, что и монголоидный пласт встроен в русский генофонд: за время экспедиций мы научились видеть тонкую красоту и гармонию монголоидных лиц. Но, увы! Не русскому генофонду выпала роль «буферной зоны» между западом и востоком, не он стал местом их встречи - эта роль досталась иным народам, живущим на восток от Урала. А русский генофонд остался в строю народов европеоидных, западно-евразийских.
Только когда мы усвоим - твёрдо усвоим! - это основное свойство, только тогда можно начать уточнять: русский генофонд является самым восточным из типично европейских; отдельные азиатские влияния прослеживаются в русском генофонде несколько больше, чем у его западных соседей; уровень гетерогенности европейских генофондов мал, сибирских - велик, а восточноевропейские генофонды, в том числе русский, промежуточны (но не по генетическому составу, а по уровню гетерогенности!) между западноевропейскими и сибирскими; структура современного татарского генофонда и его взаимодействие с русским куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд, и заслуживает отдельной монографии; и так далее.
Но базовый, главный вывод, который следует из проведённого изучения русского генофонда - это практически полное отсутствие в нём монголоидного вклада. Даже исследуя исключения, никогда нельзя забывать это правило.

ДИЛЕТАНТСКОЕ МНЕНИЕ

Выполнив профессиональный долг, не можем удержаться, чтобы не высказать своё собственное, теперь уже дилетантское мнение. Как нам кажется, последствия «татаро-монгольского ига» для русского генофонда есть, но заключаются совсем не в том, как это представляется обычно. Не во вкладе «центрально-азиатских генов», а в изменении миграций собственно русского населения. То есть в изменении направления и интенсивности потоков генов, которые, в свою очередь, сказались на русском генофонде, в какой-то степени перестроив его структуру. Возможно, лишь в небольшой степени и только для восточной части русского ареала.
Известно, что монгольское завоевание застало Киевскую Русь в период феодальной раздробленности.

Узнали то татары,
Ну, думают, не трусь.
Надели шаровары,
Приехали на Русь.

Алексей Константинович Толстой

Часть древнерусских княжеств попала в зависимость от Золотой Орды, и на этой территории впоследствии сформировался русский народ. Другая часть древнерусских княжеств вошла в состав Литовского (позже - польско-литовского) государства, и образовала украинский и белорусский народы. Разделение древнерусской народности на разные народы - это ли не значимые последствия монгольского завоевания! Впрочем, те же процессы могли идти и до, и после «татаро-монгольского ига», а возможно, и независимо от него.
Подумаем ещё и о том, что восточные славяне - в течение тысячелетия, с беспримерной энергией - колонизировали огромные пространства, от Днепра и до Волги, до Енисея, до Юкона. Единственная пауза в этом многовековом процессе - период ига, когда восточное направление было закрыто Золотой Ордой и её наследниками. В эти столетия проходила так называемая внутренняя колонизация русских земель, и не на эти ли века вынужденного сидения в своих границах пришлось само формирование русского народа?
Мы пишем эти строки в Макарьеве, городке в Костромской области, который возник вокруг монастыря, основанного преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. В его житии читаем. что основанный им на Волге Желтоводский монастырь был разрушен татарами, а он сам и «около четырёхсот человек, не считая женщин, детей и стариков» взяты в плен, но затем отпущены. Новое место для поселения было выбрано на Унже в Галичских землях, и вблизи города Унженска в 1439 году был основан Макарьево-Унженский монастырь:

И он плывет над Унжей, словно щит
От окаянного номада.

«В 1522 году в княжение великого князя Василия Ивановича было страшное нашествие татар на Унженск. Врагов было свыше двадцати тысяч, а городок был мал и жители в военном деле неискусны. ... Главным у них был некий воевода Федор. При виде нападавших, он впал было в растерянность, но. узнав от жителей, что святой старец Макарий Желтоводский всегда защищал их от татар, Федор пошёл в церковь, упал на колени перед иконой преподобного и стал молиться со слезами, прося отвести беду от Унженска и избавить людей от смерти и плена. Тем временем татары снова пошли на приступ и со всех сторон подожгли город. ... Вдруг пошёл дождь, скоро он перешёл в ливень, и сделался потоп. Вода затопила улицы и дома, казалось, весь город поплыл, и пожар утих. Теперь татары пришли в смятение... Взятые в плен рассказали, что они видели монаха, стоявшего в воздухе над городом и стрелявшего по ним: потом он на большом белом коне врезался в их войско и они, обезумев от страха, начали рубить друг друга мечами, думая, что бьются с русскими».
«В 1535 году молитвами Макария Желтоводского спасся от татар город Солигалич».
«Когда казанские татары осадили Унженск, одна молодая женщина по имени Мария попала в плен.... Когда сделали очередной привал. Мария рухнула на землю и. связанная, заснула крепким сном. Было это в степи. Стояла глухая ночь. Ближе к утру спящей явился преподобный Макарий. ... Мария проснулась и, видя преподобного уже не во сне, а наяву, узнала его по виденной ей иконе и пошла следом. ... Когда совсем рассвело, Мария увидела, что стоит на дороге, ведущей в Унженск. а невдалеке виднеется и сам городу).
«Однажды был тяжело ранен воевода Иван Выродков. Между тем князь приказал ему снова идти против татар. Несмотря на болезнь и уговоры близких, воевода собирался исполнить повеление, а так как ходить он не мог, то приказал везти себя в повозке. По дороге завезли его в Макариеву обитель».

Мы почти и не выбирали эти несколько фрагментов - почти все, перечисленные в житии, чудеса преподобного связаны с защитой от татар. Этот агиографический источник, вероятно написанный современниками, рисует картину постоянных войн с татарами в приволжских землях. (Мы имеем в виду среднее течение Волги примерно от Костромы до Казани, и соответствующие притоки Волги - Унжу, Оку, Ветлугу, Суру). Мы читаем о вызванных войнами переселениях, истреблениях селений, пленениях... Не приходится сомневаться, что все эти события влияли на миграции и демографическую структуру русского населения. Но был ли при этом генетический вклад «татарского компонента»?
Русское население по реке Унже изучено нами по митохондриальной ДНК (раздел 6.2). Суммарная частота восточно-евразийских гаплогрупп составила 4%, при среднем уровне в русских популяциях 1-2%. У современных татар частота восточно-евразийских гаплогрупп составляет около 10%. Такие невысокие частоты и недостаточные объёмы обеих выборок не допускают точных вычислений. Но даже если считать двухпроцентное повышение частоты реальностью, всё равно оно слишком мало. А главное, повышение частоты восточно-евразийских гаплогрупп к востоку это, как говорилось, общий евразийский тренд, древность которого измеряется тысячелетиями. И чуть повышенная частота у русских Унжи, скорее всего, вызвана смешением не с татарами, а с финно-угорским племенем меря (родственным современным мари), жившем на Унже до прихода славян.

Ещё раз подчеркнём: влияние татарских государств - это совсем не тот вклад «центрально-азиатского генофонда», возможность которого мы обсуждали чуть выше. Совсем не тот хотя бы потому, что генофонд как современных, так и средневековых татар составлен из многих компонентов, и «азиатский» степной компонент, возможно, не главный в нём, как мы видим и из невысокой частоты восточно-евразийских гаплогрупп у татар. Вся сложность задачи реконструкции истории на основе современного татарского генофонда как раз в том, что «поскреби татарина и увидишь финно-угра» - тот же самый финно-угорский пласт, лежащий в основе и русского генофонда на востоке его ареала. В главе 2 мы видели, что «поскреби восточного русского и увидишь финно-угра». И попробуй теперь их всех как-то различить!

Итак, наше мини-исследование Унженского края не обнаружило особого вклада «татарского компонента». Нам кажется, что влияние татарских государств заключалось скорее в вызванном ими оттоке населения, изменении структуры, закономерности миграций - то есть в демографических, а не генетических изменениях. Это совершенно разные процессы, и их нельзя путать: одно дело - миграция «местных русских генов» в пределах русского же ареала (реально имевшая место в связи с русско-татарскими войнами), а другое дело - прямой генетический вклад «пришлых татарских генов» (небольшой или вообще отсутствующий).
Напомним, что тем более важно чётко отличать генетические влияния степных номадов Азии (о котором мы только и можем говорить как генетики) от культурных влияний 6 .
Тем более что спустя время, как известно, военное счастье повернулось лицом к Москве.

И в московской неволе
Томились татарские ханы,
Посланцы Золотой,
Переметчики Черной Орды.

Дмитрий Кедрин

И русское завоевание осколков Золотой Орды, не столь широко известное, было не менее драматичным и важным для истории региона, чем монгольское завоевание Руси тремя с половиной веками ранее. Но оставим историкам и поэтам оценивать эти события. Для генетиков важнее, что после покорения Казани Москвой опять продолжались миграции, как русского, так и татарского населения. Возможно, переселение многих групп татар в приказном порядке на «более русские» земли, практиковавшееся после падения Казани, могло куда значительнее сказаться на притоке татарских генов в восточный русский генофонд, чем все составляющие татаро-монгольского ига вместе взятые! Поэтому было бы важно изучить генофонд современных татар и собрать больше данных о русском населении приволжских районов. Это специальное исследование могло бы прояснить многие страницы истории русского и татарского генофондов. Возможно, обнаружится не только перекомпоновка генофондов в результате переселений, но и отдельные случаи реального смешения русского и татарского населения. Важно лишь постоянно помнить, что всё это события местного масштаба и не придавать им значения основополагающего фактора формирования русского генофонда в целом.
Итак, анализ русского генофонда однозначно показал практически полное отсутствие вклада монголоидного населения (азиатских степей). Ограниченное взаимодействие с татарским генофондом (европейских степей) возможно, имело место. Но не заметно, чтобы интенсивность смешений русского населения с татарским превышала обычный уровень смешений в зоне контакта двух народов. Нелишне напомнить, что русский генофонд контактирует со многими народами - Северного Кавказа, с украинцами, белорусами, латышами, эстонцами, финнами, карелами, коми, удмуртами, марийцами, мордвой и - в этом общем ряду - и с татарами.

2 Такая постановка проблемы принадлежит профессору Л. Т. Яблонскому, заведующему сектором археологии степей Института археологии РАН. одному из ведущих специалистов по средневековым кочевникам.
3 Упрошенная формула расчёта: МЦ = Р-Е, откуда искомое М=(Р-Е)/Ц, где
Μ - искомая доля монголоидного компонента (приток центральноази-атских генов);
Ρ - наблюдаемая доля восточно-евразийских гаплогрупп у русских.
Е=0.036 - наблюдаемая доля восточно-евразийских гаплогрупп в Европе;
Ц=0.90 - наблюдаемая доля восточно-евразийских гаплогрупп в Центральной Азии.
Предполагается, что исходный русский генофонд (P 0) имел ту же долю восточно-евразийских генов, что и в среднем Европа (Р 0 =Е).
Если бы Р=20%. то М=(0.20-0.036)/0.90 = 18% монголоидного компонента.
Если бы Р=15%, то М=(0.15-0.036)/0.90 = 13% монголоидного компонента.
Если бы Р=10%, то М=(0.10-0.036)/0.90 = 3% монголоидного компонента.
Но на самом деле Р=2%, то есть М=(0.02-0.036)/0.90 = -2% монголоидного компонента в русском генофонде. Отрицательный знак возник оттого, что нарушено исходное условие: Р 0 =Е.
4 Это общее свойство многих завоеваний. Например, мадьяры (венгры), пришедшие из Зауралья, в конце 1 тысячелетия н. э. завоевали Среднедунайскую низменность, населённую главным образом славянами, и смешались с ними. Живущий там народ и сейчас называется венграми и говорит по-венгерски (язык уральской семьи). Но прекрасная венгерская научная школа физической антропологии, несмотря на огромные усилия, практически не находит в физическом облике нынешних венгров явных следов переселенцев с Урала - одни лишь черты прежнего (субстратного) славянского населения. И причина все та же - относительная немногочисленность пришлого населения (суперстрата).
5 Азия велика и разнообразна, и некорректно сравнивать с ней маленькую гомогенную Европу. Здесь под «Азией» мы не имеем в виду ни Юго-Западную Азию, которая генетически сходна с Европой, ни Южную Азию (Индостан), а сравниваем Европу с Сибирью, Центральной и Восточной Азией.
6 Авторы благодарят одного из посетителей нашего сайта www.genofond.ru за письмо о любопытной истории этой фразы:
Выражение «Поскреби русского - найдёшь татарина» пришло к нам из французского языка, и в оригинале звучит так: «Gralle: le Russe, et vous verre: tin Tarlare». Это просто краткая версия цитаты из сочинения «Россия в 1839 году» маркиза де Кюстина: «Ведь немногим больше ста лет тому назад они были настоящими татарами. И под внешним лоском европейской элегантности большинство этих выскочек цивилизаций сохранило медвежью шкуру - они лишь надели ее мехом внутрь. Но достаточно их чуть-чуть поскрести - и вы увидите, как шерсть вылезает наружу и топорщится ». Но со временем, эта сомнительная сентенция «Под тонкой оболочкой напускной культуры в русских по-прежнему скрываются дикари-людоеды» превратилась в мирный и верный в общем-то тезис «Русский с татарином - братья навек».
Получается, что изначально афоризм про русского и татарина вовсе и не имел никакой биологической, генетической подоплёки (не считал же маркиз, что в русском генофонде велик процент медвежьих генов), а касался лишь восприятия европейцем культурных черт России - не имеющих никакой связи с генофондом и, следовательно, с нашей книгой. Так что даже сама фраза про «поскреби русского...», оказывается, говорит вовсе не о влиянии «азиатского» генофонда. Опять «азиатское влияние» оборачивается лишь мифом...

Поскреби татарина - найдешь русского
Многонациональная Россия

В нашей стране много народов-незнакомцев. Это не правильно. Мы не должны быть чужими друг другу. Начну с татар – второго по численности этноса России , их почти 6 миллионов.


Кадр из фильма «Монгол»


Кто такие татары? История этого этнонима, как частенько бывало в средневековье, – это история этнографической путаницы.
В XI-XII веках степи Центральной Азии населяли разные монголо-язычные племена: найманы, монголы, кереиты, меркиты и татары. Последние кочевали вдоль границ китайского государства. Поэтому в Китае название татар переносилось на другие монгольские племена в значении «варвары». Собственно татар китайцы называли белыми татарами, жившие севернее монголы именовались черными татарами, а обитавшие еще дальше, в сибирских лесах монгольские племена – дикими татарами.

В начале XIII века Чингисхан предпринял против настоящих татар карательный поход в отместку за отравление своего отца. Сохранился приказ, который владыка монголов отдал своим воинам: уничтожить всех, кто ростом выше тележной оси. В результате этой бойни татары как военно-политическая сила были стерты с лица земли. Но, как свидетельствует персидский историк Рашид ад-Дин, «из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды при всем различии их разрядов и названий стали известны под их именем, и все назывались татарами».

Сами монголы никогда себя татарами не называли. Однако постоянно контактировавшие с китайцами хорезмские и арабские купцы принесли в Европу название «татары» еще до появления здесь войск Бату-хана. Европейцы сближали этноним «татары» с греческим названием ада – Тартар. Позднее европейские историки и географы использовали термин Тартария как синоним «варварского Востока». Например, на некоторых европейских картах XV-XVI веков Московская Русь обозначена как «Московская Тартария» или «Европейская Тартария».

Что же касается современных татар, то они ни по происхождению, ни по языку не имеют абсолютно никакого отношения к татарам XII-XIII веков. Поволжские, крымские, астраханские и другие современные татары унаследовали от центрально-азиатских татар лишь название.


У современного татарского народа нет единого этнического корня. Среди его предков были гунны, волжские булгары, кипчаки, ногайцы, монголы, кимаки и другие тюркско-монгольские народы. Но еще больше на формирование современных татар оказали влияние финно-угры и русские. Согласно антропологическим данным, больше чем у 60% татар преобладают европеоидные черты и лишь у 30% – тюрко-монгольские.

Возникновение на берегах Волги Улуса Джучи было важной вехой в истории татар. В эпоху Чингизидов татарская история стала поистине всемирной. Достигла совершенства система государственного управления и финансов, почтовая (ямская) служба, унаследованная Москвой. Более 150 городов возникло там, где недавно простирались бескрайние половецкие степи. Одни их названия звучат как волшебная сказка: Гульстан (страна цветов), Сарай (дворец), Актюбе (белый свод).

Некоторые города по своим размерам и численности населения намного превосходили западноевропейские. Например, если Рим в XIV веке имел 35 тысяч жителей, а Париж – 58 тысяч, то столица Орды, город Сарай, – более 100 тысяч. По свидетельству арабских путешественников, в Сарае были дворцы, мечети, храмы других религий, школы, общественные сады, бани, водопровод. Здесь жили не только купцы и воины, но и поэты. Все религии в Золотой Орде пользовались одинаковой свободой. По законам Чингисхана за оскорбление религии полагалась смертная казнь. Духовенство каждой религии было освобождено от уплаты налогов.

В эпоху Золотой Орды был заложен огромный потенциал к воспроизводству татарской культуры. Но Казанское ханство продолжало этот путь большей частью по инерции. Среди осколков Золотой Орды, рассыпавшихся по границам Руси, Казань имела для Москвы наибольшую важность в силу ее географической близости. Раскинувшееся на берегах Волги, среди дремучих лесов мусульманское государство представляло собой любопытное явление. Как государственное образование Казанское ханство возникло в 30-х годах XV века и за недолгий срок своего существования сумело проявить свое культурное своеобразие в исламском мире.

120-летнее соседство Москвы и Казани было отмечено четырнадцатью крупными войнами, не считая почти ежегодных пограничных стычек. Впрочем, долгое время обе стороны не стремились покорить друг друга. Все изменилось, когда Москва осознала себя «третьим Римом», то есть последней защитницей православной веры. Уже в 1523 году митрополит Даниил предначертал дальнейший путь московской политики, сказав: «Великий князь всю землю казанскую возьмет». Спустя три десятилетия Иван Грозный исполнил это предсказание.

20 августа 1552 года 50-тысячное русское войско расположилось лагерем под стенами Казани. Город обороняли 35 тысяч отборных воинов. Еще около десяти тысяч татарских всадников скрывались в окрестных лесах и тревожили русских внезапными налетами с тыла.

Осада Казани продолжалась пять недель. После внезапных нападений татар со стороны леса больше всего русскому войску досаждали холодные осенние дожди. Насквозь промокшие ратники даже думали, что непогоду насылают на них казанские колдуны, которые, по свидетельству князя Курбского, при восходе солнца выходили на стену и творили всякие чары. Все это время сооружался подкоп под одну из казанских башен. В ночь на 1 октября работы были закончены. В подкоп заложили 48 бочек с порохом. На рассвете грянул чудовищный взрыв. Ужасно было видеть, писал летописец, множество истерзанных трупов и искалеченных людей, летящих в воздухе на страшной высоте.

Русское войско бросилось на приступ. Царские знамена уже развевались на городских стенах, когда к городу подъехал сам Иван Грозный с гвардейскими полками. Присутствие царя придало московским ратникам новые силы. Несмотря на отчаянное сопротивление татар, через несколько часов Казань пала. Убитых с обеих сторон было такое множество, что в некоторых местах груды тел лежали вровень с городскими стенами.

Гибель Казанского ханства, рзумеется, не означала гибели татарского народа. Наоборот, именно

в составе России, собственно, и сложилась татарская нация, получившая, наконец, свое подлинно национально-государственное образование – республику Татарстан.


Московское государство никогда не замыкалось в узких национально-религиозных рамках. Историки подсчитали, что среди девятисот наиболее древних дворянских родов России, великорусы составляют всего одну треть, между тем как 300 фамилий являются выходцами из Литвы, а другие 300 – из татарских земель.

Москва Ивана Грозного казалась западноевропейцам азиатским городом не только по своей необычной архитектуре и застройке, но и по количеству проживавших в ней мусульман. Один английский путешественник, посетивший Москву в 1557 году и приглашенный на царский пир, отметил, что за первым столом сидел сам царь с сыновьями и казанскими царями, за вторым – митрополит Макарий с православным духовенством, а третий стол был целиком отведен черкесским князьям. Кроме того, в других палатах пировало еще две тысячи знатных татар. На государевой службе им было отведено не последнее место. Впоследствии татарские роды дали России огромное количество представителей интеллигенции, видных военных и общественно-политических деятелей.

На протяжении веков культура татар также была вобрана Россией, и теперь многие исконно татарские слова, предметы быта, кулинарные блюда вошли в сознание русского человека так, как будто свои собственные. По словам Валишевского, выходя на улицу, русский человек надевал башмак, армяк, зипун, кафтан, башлык, колпак. В драке он пускал в дело кулак. Будучи судьей, приказывал надеть на осужденного кандалы и дать ему кнута. Отправляясь в дальний путь, он садился в сани к ямщику. А встав из почтовых саней, заходил в кабак, заменивший собой древнерусскую корчму.

После взятия Казани в 1552 году культура татарского народа сохранялась, прежде всего, благодаря исламу. Ислам (в его суннитской версии) - традиционная религия татар. Исключение составляет небольшая их группа, которая в XVI-XVIII веках была обращена в православие. Они так и называют себя: «кряшен» - крещеные.

Ислам в Поволжье утвердился еще в 922 году, когда правитель Волжской Булгарии добровольно обратился в мусульманскую веру. Но еще большее значение имела «исламская революция» хана Узбека, который в начале XIV века сделал мусульманство государственной религией Золотой Орды (кстати, вопреки законам Чингисхана о равенстве религий). В результате Казанское ханство стало самым северным оплотом мирового ислама.

В русско-татарской истории был печальный период острого религиозного противостояния. Первые десятилетия после взятия Казани ознаменовались гонениями на ислам и насильственным насаждением христианства среди татар. Только реформы Екатерины II в полной мере легализовали мусульманское духовенство. В 1788 году открылось Оренбургское духовное собрание – орган управления мусульман, с центром в Уфе.

А что же можно сказать про «сироту казанскую» или про незванных гостей? Русские издавна говорили, что «старинная пословица недаром молвится» и потому «на пословицу ни суда, ни расправы». Замалчивать неудобные пословицы – не лучший способ достичь межнационального взаимопонимания.

Итак, «Толковый словарь русского языка» Ушакова следующим образом поясняет происхождение выражения «сирота казанская». Первоначально так говорилось «о татарских мирзах (князьях), старавшихся после покорения Казанского ханства Иваном Грозным получить от русских царей всевозможные поблажки, жалуясь на свою горькую участь».

Действительно, московские государи считали своей обязанностью приваживать татарских мурз, особенно, если те решали переменить веру. Согласно документам, такие «казанские сироты» получали около тысячи рублей ежегодного жалованья. Тогда как, например, русскому лекарю полагалось всего 30 рублей в год. Естественно, такое положение дел порождало зависть у русских служилых людей. Позже идиома «казанская сирота» потеряла историко-этническую окрашенность – так стали говорить о всяком, кто лишь прикидывается несчастным, стремясь вызвать сочувствие.

Теперь о татарине и госте: кто из них «хуже», а кто - «лучше». Татары времён Золотой Орды, если им случалось приехать в подчинённую страну, вели себя в ней, как господа. Наши летописи полны рассказов о притеснениях со стороны татарских баскаков и о жадности ханских придворных. Вот тогда-то и стали говорить: «Гость на двор - и беда на двор»; «И гости не знали, как хозяина связали»; «Краюшка не велика, а гостя чёрт принесёт - и последнюю унесёт». Ну, и – «незваный гость хуже татарина». Когда времена переменились, татары в свою очередь познали, каков он - русский «незваный гость». У татар тоже немало обидных изречений о русских. Что с этим поделаешь?

История - это непоправимое прошлое. Что было, то было. Только правда лечит нравы, политику, межнациональные отношения. Но следует помнить, что правда истории - это не голые факты, а понимание прошлого ради того, чтобы жить правильно в настоящем и будущем.

Но имидж татар как исчадий ада еще долго будет присутствовать в подсознании жителей Старого Света

ИСТОРИКИ, ПОХОЖЕ, НИКОМУ НЕ НУЖНЫ

Века, прошедшие над миром,
Протяжным голосом теней
Еще взывают к нашим лирам
Из-за стигийских камышей.

И мы, заслышав стон и скрежет,
Ступаем на Орфеев путь,
И наш напев, как солнце, нежит
Их остывающую грудь.

Былых волнений воскреситель,
Несет теням любой из нас
В их безутешную обитель
Свой упоительный рассказ.

Но горе! мы порой дерзаем
Всё то в напевы лир влагать,
Чем собственный наш век терзаем,
На чем легла его печать.

И тени слушают недвижно,
Подняв углы высоких плеч,
И мертвым предкам непостижна
Потомков суетная речь.

Владислав Ходасевич (1912)

Европейские историки в послевоенные годы сделали кардинальный поворот в научном плане, предложив новый взгляд на события прошлого. Они начали изучать не столько описание событий, «как они происходили на самом деле» (так учила немецкая классическая школа), а глубинную суть общественных изменений, социальную структуру, ментальность, экономику, повседневность. Основная заслуга в этом, конечно же, французской школы «Анналов». Вслед за французами появились аналогичные работы в других странах. Новое поколение историков подходило к истории не как традиционные летописцы, бытописатели, хроникеры, а исходя из задач сегодняшнего дня. Проблему ставила современность, а ответы искали в прошлом. Историки начали походить на социологов и антропологов, они привнесли исторический взгляд в самые разные области науки, причем с учетом роли конкретного человека, а не только великих личностей.

За последние полстолетия европейские историки благодаря включению истории во все гуманитарные исследования проделали громадный шаг в понимании социальных явлений. По уровню, масштабу, глубине анализа европейские гуманитарии настолько ушли вперед, что трудно сравнивать их с российскими учеными, застрявшими где-то в конце ХIХ века. В России историческая наука не просто отстала, она ко всему еще и крайне политизирована. Не дай Бог найдешь что-то положительное в татарской истории, сразу же попадешь в разряд сепаратистов, националистов и разрушителей российской государственности. И не дай Бог найти что-то негативное в русской истории, тогда тебя обвинят во всех смертных грехах, ты станешь врагом рода человеческого. Ситуация в России усугубляется тем, что следующее поколение историков не скоро появится — их перестали готовить. Историки, похоже, никому не нужны, как и правдивая история. Честную историю никто не приветствует, спокойнее, когда отпиаривают старые мифы.

Характерно, что новое поколение европейских историков для того, чтобы понять современность, интенсивно изучает Средневековье. Медиевистика стала одним из наиболее популярных направлений исторической науки. На самом деле, многие современные явления в мире истоками имеют именно европейское Средневековье, точнее сказать, они появились как преодоление прошлого. В России современные процессы тоже невозможно понять без анализа прошлого, но в отличие от Европы страна никак не может выбраться из Средневековья, ей мешает то абсолютизм монархии, то сталинский абсолютизм.

МАЛО ЛИ КТО НА КОМ ЖЕНИЛСЯ

Ничто не меняется так часто, как прошлое.

Жан Поль Сартр

Несмотря на явные успехи европейских историков, тем не менее у них есть существенный пробел — они плохо знают времена Золотой Орды, при том, что капитализм в Генуе и Венеции зародился благодаря торговле с татарами. Более того, итальянские государства имели свои колонии в Причерноморье и были теснейшим образом интегрированы в ордынскую экономику. Важнейшей статьей экспорта Золотой Орды в Европу была пшеница, она спасала европейское население от голода. Этот сюжет сам по себе любопытен, ибо европейцы считают татар, как и всех кочевников, дикими, хотя из их рук ели хлеб. Получается, что якобы более высокая земледельческая культура не могла себя накормить, а кочевники кормили и себя, и Европу хлебом. Все это не укладывается в стереотипы о диких кочевниках и развитой земледельческой цивилизации, но именно такие взгляды продолжают гулять в общественном мнении. Европейцы не пытаются понять, почему татары строили сотни городов, имели лучшее в мире оружие из лучшей стали, строили дороги и морские порты, ввели в оборот бумажные деньги, называемые «балиши», и т.д. и т.п.

Вся Восточная (и отчасти Центральная) Европа в той или иной форме зависела от Золотой Орды. Прежде всего это Венгрия, покоренная Бату в отместку за укрывательство половцев (куманов), воевавших с татарами. Болгария платила дань Ногаю и его сыну Чеке, их столицей стал город Исакчи (по-тат. Сакче) в Добрудже. Ногай и Чеке чеканили в Исакчи монету, тем самым подчеркивая относительную автономию Болгарии.


Вместе с влиянием татар на Балканах обострились отношения с Византией, но зато укрепились отношения с египетскими мамлюками, родственниками поволжских, крымских татар и современных казахов. Султан Бейбарс хотел наладить официальные отношения с Берке, принявшим ислам, для чего снарядил послов, но они были арестованы в Константинополе. Это осложнило отношения мамлюков и татар с Византией. К тому же султан Иконии (Конья в Анатолии) ‘Изз ад-Дин оказался в плену у византийского императора Михаила VIII Палеолога, чем были недовольны татары. Все это послужило основанием для начала военных операций, в результате которых татары освободили мамлюкских пленников и ‘Изз ад-Дина, которому Берке хан даровал земли в Крыму (Старый Крым и Сугдаю/Судак). Византия с тех пор старалась поддерживать дружеские отношения с татарами. В частности, Ногай взял в жены в 1272 году византийскую принцессу Ефросинью, третьей женой Узбек хана стала дочь императора Андроника III.

Сегодня российские историки из женитьбы Ивана III c Софьей Палеолог выстроили целую теорию о византийских корнях Российской империи. Якобы Софья привезла в Москву символ империи двуглавого орла и укрепила приверженность Руси православию. Если бы жены определяли характер империй, тогда надо бы всемирную историю переписать заново. Мало ли кто на ком женился. Монархи жен брали из политических соображений, это тоже часть истории, но не этим же определяется природа страны. К тому же Софья ко времени замужества была уже католичкой, а двуглавый орел в Московию попал во времена Джанибека, который чеканил медную монету с двуглавым орлом. Как попал двуглавый орел в Орду — это другой вопрос. Но зачем искать обходной и весьма сомнительный путь двуглавого орла, когда его образ звенел в кошельке в виде звонкой монеты и русские хорошо знали его номинал.

И вообще, ко времени расцвета Золотой Орды Византия была уже «дряхлой старухой», как выразился один из русских историков. Разорение Константинополя рыцарями Четвертого крестового похода в 1204 году подорвало силы Византии, затем в ХIV веке сербы расширили свою территорию за счет Византии, а окончательно вопрос решился в 1453 году взятием столицы турками. Византия никак не могла быть для России положительным примером. Вообще, империи не строятся путем эманации эфемерных духовных сил, для их возникновения нужны конкретные структуры, человеческий опыт ведения масштабных государственных дел, современное оружие, финансовая система, экономика, способная содержать большую армию. Все это было в Золотой Орде, под боком, что и стало истоком для строительства Российской империи. Идеология, сформулированная псковским монахом Филофеем в послании к великому князю Василию III: «Блюди и внемли, благочестивый царь, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий [Москва] стоит, а четвертому не быти» говорит не о механизме строительства империи, а об амбициях русских монархов, претендующих на золотоордынское наследие, но в православной оболочке. Это империалистический соблазн мессианского сознания (Николай Бердяев).

ВЛИЯНИЕ ОРДЫНЦЕВ НА ЕВРОПУ БЫЛО ОТНОСИТЕЛЬНО НЕДОЛГИМ, НО ЗАМЕТНЫМ

Почти каждое событие уже мгновение спустя после того, как оно свершилось,
может быть истолковано по-разному.

Стефан Цвейг

Татары участвовали во всех политических событиях на Балканах вплоть до ХIV века. Это касалось территории нынешней Болгарии, Венгрии, Сербии, Румынии, Молдавии. К тому же во всех этих походах участвовали свои дунайские куманы (половцы), говорившие практически на татарском языке, а в Болгарии еще чувствовалось влияние рода Асеней, предков тюркских каганов Ашина, выходцев с Алтая и Поволжья. После смерти Узбек хана влияние центральной власти Золотой Орды на Балканы ослабевает и татарские кланы в Добрудже и Буджаке обретают независимость (сегодня их называют румынскими татарами). Вместе с тем усиливается турецкое влияние на Балканах.

Не менее активно татары вмешивались в события средневековой Польши и Литвы, которые не только находились в вассальных отношениях с Золотой Ордой, но и стремились влиять на ее политику в Восточной и Центральной Европе. Причем о Литве и Польше трудно говорить только в терминах вассалитета, ибо они были в дружеских и даже родственных отношениях с ордынцами. Достаточно сказать, что разбитые войска Мамая после Куликовской битвы бежали в дружественную Литву, где они получили в княжение урочище Глина, откуда произошел род Глинских, в одно время правивших на Руси. Из этого рода происходит (по бабушке) Иван Грозный. Появление в Московии Смутного времени «литовских людей» не случайность — это те же татарские ратники.

Потомки хана Тохтамыша, который после Куликовской битвы собственно и добил Мамая, загнав его в Крым, впоследствии после распада Золотой Орды тоже оказались в изгнании и нашли пристанище в Польше. Они служили верой и правдой польскому королю в его гвардии и прославились как храбрые уланы. Особенно запомнился вклад татарской конницы в ходе Грюндвальской битвы, за что благодарные потомки воздвигли в Гданьске памятник татарскому воину. Появление польских уланов под Москвой в Смутное время было отнюдь не случайностью, татары на Руси не были чужаками.

Конечно, влияние ордынцев на Европу было относительно недолгим, около 150 лет, но заметным. Само влияние нельзя представлять как политическое давление или в виде набегов, были точно установлены границы с таможней, где собиралась пошлина. Автономные образования в Восточной Европе могли возглавляться местными вождями, но они были ставленниками Орды и, соответственно, платили дань, отвечали за порядок на территории и участвовали со своими войсками в военных операциях татар. По тем временам татары представляли высокую культуру как в военном деле, так и гражданских делах: управлении империей, финансовых вопросах, обустройстве дорог и т.д. Европа подражала татарам не только в части оружия (луки, сабли, тактика конного строя), но даже в моде. Татарская одежда считалась красивой, а военное искусство и финансы — непревзойденными.

ОТНОШЕНИЕ К ТАТАРАМ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ ПОСЛЕ НЕСКОЛЬКИХ ГОЛЛИВУДСКИХ ФИЛЬМОВ

Вся история мира как в фокусе концентрируется в следующем положении: когда нации сильны, они не всегда справедливы, а когда они хотят быть справедливыми, они часто больше не являются сильными.

Уинстон Черчилль

Взаимоотношения Золотой Орды и итальянских государств было исключительно плодотворным, пока Папа Иннокентий IV в 1234 году не объявил крестовый поход против татар, как «посланников Сатаны и прислужников Тартаруса». Он не только хотел освобождения католических стран Европы от татар, которые, кстати, в религиозные дела не вмешивались, но хотел натравить мамлюков против Золотой Орды и обратить славян в католичество. Александр Невский наотрез отказался от участия в Крестовом походе против татар, заявив польским послам Гольду и Гементу в 1248 году: «От вас учения не принимаем». Зато южнорусский князь Даниил Галицкий принял из рук Папы титул «короля Руси», хотя реальной помощи для борьбы с Ордой не получил.

На призыв Папы европейские народы не спешили откликаться, но с ослаблением Орды, усилением морской торговли перед Европой появились новые перспективы, и татар стали рассматривать (по античной римской традиции) как диких варваров. Некоторые российские историки любят противопоставлять русских и татар в римской парадигме, т.е. считают себя частью европейской цивилизации в противоположность татарам — отсталым азиатам. Спешу предупредить: европейцы русских в те времена рассматривали как природных татар, а на картах Московию обозначали «Московской Татарией» в отличие от Новгородской Руси. На самом деле, русские не более европейцы, чем татары.

Ни один человек не богат настолько, чтобы купить свое прошлое.

Оскар Уайльд

Такое предисловие было необходимо для понимания значения конференции по Золотой Орде, которую в этом месяце организовал Лейденский университет (совместно с Оксфордом и Европейским университетом в Санкт-Петербурге). В работе научного форума участвовали известные специалисты по проблемам истории Золотой Орды из разных стран. До этого в Институте истории им. Марджани прошел очередной Золотоордынский форум, где участвовали ученые из 11 стран. Он был весьма содержательным. В Лейдене состоялось продолжение начатого в Казани разговора, но было и одно существенное отличие — конференция прошла в Нидерландах по инициативе европейских университетов. Это знаковое событие. Оксфорд вслед за Кембриджем включил Золотую Орду в тематику своих исторических исследований. Для Института истории это стало новым шагом для международного признания татар как значимой части всемирной истории.

Характерно, что в качестве партнеров журнала «Золотоордынское обозрение», выходящего в Институте истории, выступили не только российские, но и европейские университеты. Радует, что в России растет отряд «ордынцев». Интерес к этому периоду истории настолько высок, что появились кандидаты и доктора наук по Золотой Орде не только в Москве, но практически по всей стране. По сути дела, идет накопление потенциала отряда нового поколения ученых, которые при благоприятных политических условиях напишут правдивую историю страны.

Изменение общественного мнения, тем более навязанного Папой Римским в качестве крестового похода, оказывается делом крайне сложным. Имидж татар как исчадий ада еще долго будет присутствовать в подсознании европейцев. Изменения общественного мнения на Западе всегда начинаются с университетов, где готовятся научные труды, вслед за учеными включаются в работу журналисты и СМИ. И только после нескольких голливудских фильмов можно рассчитывать на изменение отношения к татарам. Но первый шаг на этом тернистом пути сделан в знаменитом Лейденском университете.

Свисти ты, о ветер, с бессонною силой
Во всю одинокую ночь,
Тоску твоей песни пустынно-унылой
Еще я берусь превозмочь.
Я стану мечтать величаво и стройно
Про будущность нашей страны,-
В доверчивой мысли светло и спокойно,
Мне делом покажутся сны.
Я вспомню о прошлом, о жизни сердечной,
Таинственном шепоте дев,
И детской дремотой забудусь беспечно
Под твой похоронный напев.

Николай Огарев (1859)

Обсуждая «вечный» вопрос о том, кто есть русские – европейцы или азиаты – многие то ли умышленно, то ли из-за малого опыта общения с «желтой расой», пытаются доказать, что русский народ идентичен чингисхановым «монголам» и является на сто процентов азиатским.
Реальность же в том, что европейцы отличаются от азиатов настолько же, насколько русские отличаются от тех и от других. Поэтому под русскими буду подразумевать тех, у кого нет другого родного языка, кроме русского. «Азиатами» буду называть японцев, китайцев, монголов, все тюркоязычные народы, и в отдельных случаях народности Северного Кавказа. Монголо-татарами – современных татар, а также казахов, которые составляли основу войска Чингисхана.
Я русский азиат, в пятом поколении. Живя в Казахстане, имею возможность обсуждаемый вопрос изучить в сравнении. Поэтому отличие русских от европейцев я попытаюсь обосновать на примере «русских» немцев. Немцы, несмотря на 300 лет, прожитых в России, сохранили основные черты своего национального характера. Мы, контактируя с монголо-татарами, тоже смогли сохранить национальные особенности.

В сельских районах Казахстана можно безошибочно определить: это село немецкое, это казахский аул, а это русское село. В немецких селах аккуратность даже в мелочах, чистота, крашеные палисадники. Вокруг домов много зелени. В казахском ауле зелени вообще нет, заборы повалены, штукатурка на домах ободрана. В русских селах много зелени, строения в хорошем состоянии, но нет той прилизанности, что у немцев.
Русские немцев считают жадными, немцы русских расточительными. Немцы пунктуальны, русские нет. Немцы стремятся во всем к порядку, русских такой порядок раздражает. Для русских типична увлеченность в работе, сам процесс работы может доставлять радость, и для достижения результата творчества русский нередко готов пожертвовать личным временем. У немцев этого нет; даже если немец поднял молоток, но в это время прозвучал сигнал конца смены, он не нанесет удар по заготовке, а опустит молоток и начнет собираться домой.
Немец не станет работать, если оплата будет недостаточной. Русский же, если работа имеет общественную значимость, будет работать даже за минимальную плату.
Принято считать, что русские и немцы – хорошие солдаты, и они равны в таком качестве, как стойкость. Однако стойкость немецких солдат выработана подсознательным, на уровне генетической памяти, стремлением к порядку. Стойкость же русских солдат обусловлена врожденным чувством общественного долга и потребностью совершить подвиг (хотя бы для доказательства собственной состоятельности), а также вполне осознанным желанием погибнуть красиво, о чем свидетельствуют поговорки: «На миру и смерть красна», «Погибать, так с музыкой» и т. д.
Русский в бою совершенно не такой, как в мирной обстановке. Многие русские только в бою и понимают, что они полноценные люди (говорю так, поскольку имею боевой опыт, видел различные национальные группы в боевой обстановке). При этом многим немцам непонятны побудительные мотивы русского. Например, зачем Александр Матросов без приказа бросился на дот? Многие немцы, кстати, могли бы повторить этот подвиг, если бы имели конкретный приказ.
Вероятно, нужно еще немало времени, прежде чем произойдет осознание факта, что в мире идет не столько борьба идеологий, сколько борьба этносов. И господство одного из этносов станет логическим завершением очередного этапа развития планеты. Характерно ведь, что против русского народа используют идеологию, направленную на ограничение его численности.
Какие у русских отличия от азиатов?
Во-первых, отношение к женщине. У нас неофициальный культ Божьей Матери, и в большинстве домов «красные» углы украшены именно этой иконой. У многих азиатских народов женщина – на следующем месте после ишака.
Во-вторых, гуманизм (не западный гуманизм по отношению к маньякам, а гуманизм по отношению к женщинам, детям, сдавшимся в плен врагам). Азиаты же женщин и детей, даже своих, могут толкать впереди себя на пулеметы, издеваются над пленными и ранеными. У нас в ходу принцип: «Лежачего не бить». Азиаты придерживаются правила: «Бей, если упал». Мы учим детей: «Береги стариков за то, что они стары и слабы, береги маленьких за то, что они малы и слабы». Азиат, увидев сильного, расплывается в улыбке и готов вывернуться наизнанку, чтобы угодить ему, но если на пути попадется слабый, он сядет на него верхом. Формирование различий в особенностях характера происходило уже тогда, когда, согласно сказкам, наши предки бились насмерть со «Змеями Горынычами». На востоке в это же время драконов обожествляли и приносили им жертвы.
В-третьих, у русских честность и прямота считаются положительными качествами. У азиатов в почете хитрость и коварство. Такое чувство, как стыд, полностью отсутствует.
В-четвертых: в боевых качествах солдат у нас с азиатами нет никакого сходства вообще. В сравнении с немцами уже упомянута стойкость. Азиаты же практически не могут воевать в обороне. При встрече с сильными духом войсками у них наступает психологический надлом, влекущий их в бегство. Но если противник слаб, они будут воевать с новым ожесточением.
Воюя с азиатами только в обороне, есть шансы потерпеть поражение; на них нужно постоянно нападать. Но тактика войны – тема отдельного обсуждения.
...Демократия для азиатов – это хаос и гражданская война до полного уничтожения друг друга или до тех пор, пока кто-нибудь не завоюет остальных. Даже в семейных артелях без физического насилия над родственниками невозможны какие-либо трудовые достижения.
Русские, даже если они находятся под иностранным гнетом, не хотят вести братоубийственную войну, ждут, когда появятся лидеры, достойные выдвижения на «престол».
С уверенностью можно сказать, что в формировании русского этноса монголо-татары не приняли почти никакого участия, поскольку не селились среди русских, а русские, в свою очередь, татарок в жены не брали (за исключением казаков, в короткий период времени, когда на Дону была нехватка женщин). При этом возможно, что русские и внесли лепту в этногенез «орды», поскольку татары уводили русских женщин и брали их в жены. Если кто и возразит, что, мол, некоторые дворянские роды смешивались с татарами, то стоит напомнить, что русский этнос «очистился» от этого еще в 1918-1937 годах, оставшиеся же смешались с евреями и русскими себя не считают.
Особенности национального характера и психологии у русского народа сформировались за тысячелетия до монголо-татарского нашествия. Русским необходимо знать это и не пытаться подражать ни европейцам, ни азиатам, ибо действуя по чужим правилам, мы проиграем и тем и другим.
У русского народа нет никакой хронической беды; этнос развивается, испытывая спады и подъемы (все процессы цикличны). Мы преодолеваем очередной спад, но уже виднеется и очередной подъем, о чем свидетельствуют признаки формирования национальной идеологии.