Тим талер или проданный смех краткая версия. Джеймс крюс - тим талер, или проданный смех

В этой книге говорится про смех и про деньги.

Смех объединяет людей всего мира. И в московском метро, и в нью-йоркском смеются точно так же, как в парижском. Остроумной шутке так же весело улыбнутся в Токио, Каире и Праге, как в Мадриде, Копенгагене и Стокгольме. К настоящим богатствам, таким, как счастье, мир, человечность, деньги никакого отношения не имеют. А вот смех имеет, да еще какое!

Когда кто-нибудь вот так, как в этой книге, променяет свой смех на деньги, это очень печально. Ведь это значит, что он променял настоящее богатство на фальшивое - счастье на роскошь, и пожертвовал свободой, которую дарит нам смех. Смейтесь, дорогие читатели, над теми, кто считает, что все на свете продается за деньги, и их оружие заржавеет и придет в негодность!

А теперь запаситесь вниманием и терпением, и вы узнаете, какой трудный, запутанный и горький путь прошел один мальчик - звали его Тим Талер, - прежде чем понял, как дорог смех и даже самая обыкновенная улыбка.

Джеймс Крюс

Эту историю рассказал мне один человек лет пятидесяти; я познакомился с ним в Лейпциге, в типографии, куда он так же, как и я, заходил узнавать, подвигается ли дело с печатанием его книги. (Речь в этой книге, если не ошибаюсь, шла о кукольном театре.) Человек этот поразил меня тем, что, несмотря на свой возраст, смеялся так сердечно и заразительно, словно десятилетний мальчик.

Кто был этот человек, я могу только догадываться. И рассказчик, и время действия, и многое другое в этой истории так и осталось для меня загадкой. (Впрочем, судя по некоторым приметам, главные ее события развернулись около 1930 года.)

Мне хотелось бы упомянуть, что записывал я эту историю в перерывах между работой на оборотной стороне бракованных гранок - длинных-предлинных листов второсортной бумаги. Потому и книга разделена не на главы, а на «листы», но листы эти, собственно говоря, и есть не что иное, как главы.

И еще одно предупреждение. Хотя в этой книге говорится про смех, смеяться читателю придется не так уж часто. Но, пробираясь ее путями сквозь темноту, он будет, сколько бы ни кружил, все ближе и ближе подходить к свету.

КНИГА ПЕРВАЯ.

ПОТЕРЯННЫЙ СМЕХ

Что ж, по рукам, король! Но, право, верь,

Смех означает: человек не зверь.

Так человек природой награжден:

Когда смешно, смеяться может он!

Из пролога кукольной комедии

«Гусь, гусь - приклеюсь, как возьмусь!»

Лист первый.

МАЛЬЧИК ИЗ ПЕРЕУЛКА

В больших городах с широкими улицами и теперь еще встречаются переулки такие узкие, что можно, высунувшись из окошка, пожать руку соседу из окошка напротив. Иностранные туристы, которые путешествуют по свету с большим запасом денег и чувств, случайно очутившись в таком переулочке, всегда восклицают: «Как живописно!» А дамы вздыхают: «Какая идиллия! Какая романтика!»

Но эта идиллия и романтика - одна видимость, потому что в таких переулках обычно живут люди, у которых совсем мало денег. А тот, у кого в большом богатом городе так мало денег, нередко становится угрюмым и завистливым. И дело тут не только в людях, тут дело в самих переулках.

Маленький Тим поселился в таком переулке, когда ему было три года. Его веселая круглолицая мама тогда уже умерла, а отцу пришлось наняться подсобным рабочим на стройку, потому что в те времена не так-то легко было найти хоть какую-нибудь работу. И вот отец с сыном переехали из светлой комнаты с окнами на городской сад в узкий переулок, вымощенный булыжником, где всегда пахло перцем, тмином и анисом: в переулке этом стояла единственная во всем городе мельница, на которой мололи пряности. Вскоре у Тима появилась худощавая мачеха, похожая на мышь, да еще сводный брат, наглый, избалованный и такой бледный, словно лицо ему вымазали мелом.

Хотя Тиму только исполнилось три года, он был крепким и вполне самостоятельным пареньком, мог без всякой посторонней помощи управлять океанским пароходом из табуреток и автомашиной из диванных подушек и на редкость заразительно смеялся. Когда его мама была еще жива, она хохотала до слез, слушая, как Тим, пустившись в далекое путешествие по воде и по суше на своих подушках и табуретках, весело выкрикивает: «Ту-ту-ту! Стоп! Аме-е-рика!» А от мачехи он за то же самое получал шлепки и колотушки. И понять этого Тим не мог.

Да и сводного брата Эрвина он понимал с трудом. Свою братскую любовь тот проявлял весьма странным способом: то кидался щепками для растопки, то мазал Тима сажей, чернилами или сливовым джемом. И уж совсем непонятно было, почему доставалось за это не Эрвину, а Тиму. Из-за всех этих непонятных вещей, приключившихся с ним на новой квартире в переулке, Тим почти совсем разучился смеяться. Только когда отец бывал дома, звучал еще иногда его тоненький, заливистый, захлебывающийся смех.

Но чаще всего отца Тима не было дома. Стройка, на которую он нанялся, находилась на другом конце города, и почти все свободное время уходило у него на дорогу. Он и женился-то во второй раз главным образом для того, чтобы Тим не сидел целый день дома один. Только по воскресеньям ему удавалось теперь побывать вдвоем со своим сыном. В этот день он брал Тима за руку и говорил мачехе:

Мы пошли гулять.

Но на самом деле он шел вместе с Тимом на ипподром и ставил на какую-нибудь лошадь, совсем немного, мелочишку, то, что удалось скопить за неделю потихоньку от жены. Он мечтал, что в один прекрасный день выиграет целую кучу денег и опять переберется с семьей из узкого переулка в светлую квартиру. Но, как и многие другие, он напрасно надеялся на выигрыш. Почти всякий раз он проигрывал, а если и выигрывал, то выигрыша едва хватало на кружку пива, на трамвай да на кулек леденцов для Тима.

Тиму скачки не доставляли особого удовольствия. Лошади и наездники мелькали так далеко и так быстро проносились мимо, а впереди всегда стояло так много людей, что, даже сидя на плечах у отца, он почти ничего не успевал разглядеть.

Но хотя Тиму было мало дела и до лошадей и до наездников, он очень скоро разобрался в том, что такое скачки. Когда он ехал с отцом домой на трамвае, держа в руках кулек с разноцветными леденцами, это значило, что они выиграли. Когда же отец сажал его на плечи и они отправлялись домой пешком, это значило, что они проиграли.

Тиму было все равно, выиграли они или проиграли. Ему так же весело было сидеть на плечах у отца, как и ехать в трамвае, даже, по правде сказать, еще веселее.

А самое веселое было то, что сегодня воскресенье и они вдвоем, а Эрвин с мачехой далеко-далеко, так далеко, словно их и вовсе нет на свете.

Но, к сожалению, кроме воскресенья, в неделе еще целых шесть дней. И все эти дни Тиму жилось так, как тем детям в сказках, у которых злая мачеха. Только немного похуже, потому что сказка - это сказка, начинается она на первой странице и кончается, ну, скажем, на двенадцатой. А такое вот мучение изо дня в день целый год, да еще не один год, а много лет подряд, - попробуй-ка его вытерпи! Тим так привык упорствовать, дерзить, стоять на своем, что, не будь на свете воскресений, он наверняка - просто из одного упрямства - превратился бы в отпетого сорванца и грубияна. Но так как, к счастью, воскресенья все-таки есть на свете, он остался обыкновенным мальчиком. Даже смех его звучал по-прежнему: он словно подымался откуда-то из глубины и заканчивался счастливым, захлебывающимся смешком.

Смерть известного кинорежиссера Леонида Нечаева напомнила мне о том, что я несколько раз, начиная с 2007 года, собиралась написать на тему одной моей любимой книги детства, которую он экранизировал. В ленте народ вспоминал про "Буратино" и "Красную шапочку", но почти никто не вспомнил о "Тиме Талере или проданном смехе"... Вот можно посмотреть видеофрагмент из фильма. Под катом будут кадры из двух фильмов о Тиме Талере, немного информации о книге и ее авторе Джеймсе Крюсе, книжные обложки и иллюстрации, словом, многое, что связано с мальчиком, который продал свой смех, а потом ценой страданий и нелегкого жизненного опыта, с помощью друзей смог вернуть свое величайшее сокровище. Книга №1 моего детства...


Я даже не смогу объяснить, чем эта книга так была и есть любима мной. Прочитала я ее довольно рано, лет в 7-8, наверное. Через нее мне открылся тот необъятный и сложный мир, который бурлил и плескался где-то далеко за пределами моего дома... Откровением было существование такой дружбы и взаимопомощи. Наличие зла, которое "везде и нигде". Переулки маленького немецкого городка, солнечная Генуя и мрачный замок в Месопотамии. Солнцепоклонники и акции, скачки, записочки, которые пишутся через лупу и правило не надевать коричневого после шести вечера. Там много было откровений, на самом деле для ребенка. И удивительная атмосфера повествования - я как будто воочию видела дождливые дни, плеск ночных волн, теплоту глаз и холод чужого мира. Мира тогда незнакомого и тем не менее очень реального. Книга и сейчас возвращает меня в детство, заставляя вспомнить себя в том возрасте... будит какие-то очень тонкие струны в глубине души.

Процитирую предисловие из книги:

В этой книге говорится про смех и про деньги.
Смех объединяет людей всего мира. И в московском метро, и в нью-йоркском смеются точно так же, как в парижском. Остроумной шутке так же весело улыбнутся в Токио, Каире и Праге, как в Мадриде, Копенгагене и Стокгольме. К настоящим богатствам, таким, как счастье, мир, человечность, деньги никакого отношения не имеют. А вот смех имеет, да еще какое!
Когда кто-нибудь вот так, как в этой книге, променяет свой смех на деньги, это очень печально. Ведь это значит, что он променял настоящее богатство на фальшивое - счастье на роскошь, и пожертвовал свободой, которую дарит нам смех. Смейтесь, дорогие читатели, над теми, кто считает, что все на свете продается за деньги, и их оружие заржавеет и придет в негодность!
А теперь запаситесь вниманием и терпением, и вы узнаете, какой трудный, запутанный и горький путь прошел один мальчик - звали его Тим Талер, - прежде чем понял, как дорог смех и даже самая обыкновенная улыбка.
Джеймс Крюс.

Сначала немного кадров из нечаевского фильма "Проданный смех" и обложек дисков, которые удалось накопать в Интернете:

Жанр: Сказка
Производство: Беларусьфильм. 1981
Длительность: 127 минут
Год: 1981
Художник: Алим Матвейчук
Автор песен: Леонид Дербенев
Режиссер: Леонид Нечаев
Сценарист: Инна Веткина
Композитор: Максим Дунаевский
Оператор: Владимир Калашников
Актеры: Павел Кадочников, Александр Продан, Женя Григорьева, Настя Нечаева, Вадим Белевцев, Наталья Гундарева, Екатерина Васильева, Надежда Румянцева, Юрий Катин-Ярцев, Гасан Мамедов, Анатолий Галевский, Игорь Дмитриев, Борислав Брондуков, Федор Никитин.
http://www.seipris.ru/ru/catalog.html?id=333

К сожалению, это все, что в свое время удалось найти в Интернете:

Немцы, кстати, сняли в 1979 году своего Тима Талера: http://outnow.ch/Movies/1979/TimmThaler/Bilder/movie.fs/01 - там по ссылке очень много кадров из немецкой версии.

Можете сравнить немецкого Тима Талера (Thomas Ohrner) с советским:

Он совсем другой, менее открытый, скажем так:

Ну и постарше, конечно:

Но не забывайте, что в книге Тиму Талеру 14 лет и исполняется 16 к моменту окончания основных событий.

А вот и главный злодей: барон Треч. В советском фильме его играл Павел Кадочников. Здесь - другой актер, да и звали его не Треч. Треч - так остроумно был переведен на русский язык барон Lefuet, то есть перевернутый Teufel – черт.

Роль исполнял актер Хорст Франк (Horst Frank).

Не знаю почему, но мне реально страшно от этого взгляда:

Кстати, довольно любопытная трактовка образа барона - не старого черта или лощеного французского денди, а привлекательного образа этакой "белокурой бестии":

Интерьер баронских апартаментов:

Машина барона (не забывайте, это конец 1970-х):

О немецком сериале в Википедии: http://de.wikipedia.org/wiki/Timm_Thaler_(1979)
О Томасе Орнере, исполнителе роли Тима Талера: http://de.wikipedia.org/wiki/Thomas_Ohrner
О Хорсте Франке, исполнителе роли барона Треча: http://de.wikipedia.org/wiki/Horst_Frank_(Schauspieler)

Но мне, если честно, было трудно воспринимать какие-то иные образы героев книги, кроме тех, что были изображены на страницах того издания, что я читала в детстве и сохранила до сих пор:

Иллюстрации к книге когда-то были тут, откуда 2 сентября 2008 г. я их брала, сейчас ссылка нерабочая:
Джеймс КРЮС
James Kruss
Тим Талер, или Проданный смех
Timm Thaler oder Das Verkaufte Lachen

http://www.childhoodbooks.ru/gallery/descr/K/krjus_taler.htm#taler3

Джеймс Крюс
James Kruss
(31.05.1926 года [Гельголанд, Германия]- 02.08.1997 года [Большие Канары])
Немецкий поэт и прозаик Джеймс Крюс родился 31 мая 1926 на острове Гельголанд в семье электрика, старший сын в многодетной семье.
http://www.peoples.ru/art/literature/prose/national/james_kruss/

Джеймс Крюс
Дата рождения: 31 мая 1926 года, Гельголанд, Германия
Дата смерти: 2 августа 1997 года, Большие Канары, Испания
http://eldb.net/name/nm002701/

Когда-то мне попалась старая открытка с видом острова Гельголанд, которую я и купила из-за Крюса:

Но продолжим о биографии писателя:

Джеймс Крюс
(Kruss, James)
1926-1997

Немецкий поэт и прозаик Джеймс Крюс родился 31 мая 1926 на острове Гельголанд в семье электрика, старший сын в многодетной семье. В 1941 году, когда война подошла вплотную к острову, семья эвакуируется на материк, вновь на Гельголанде Крюс окажется только в 1961 году.
С конца лета 1944 года Крюс призван в немецкую армию и служит в военной авиации. После разгрома фашистской Германии он отправляется в Гамбург. С 1946 по 1948 год он учился в Педагогическом училище Люнебурга, однако работать по специальности не стал, а начал пробовать себя в литературе.

Активно на становление Крюса-писателя повлиял немецкий прозаик Эрих Кестнер, с которым тот познакомился 1950 году, в частности, он убедил Крюса сочинять для детей. С 1951 года Крюс много пишет для различных радиостанций и журналов. В 1953 появлялась первая книжка с картинками «Ханзелман путешествует вокруг света».

Крюс создал несколько десятков стихотворных и прозаических книг, в том числе повести «Мой прадедушка и я» (1959), удостоенная «Немецкой премии по детской и юношеской литературе» за 1960 год, «Когда бы стал я королем» (1961), «Мой прадедушка, герои и я» (1967), а также тексты песен, радиопьесы, телесценарии, много переводил на немецкий язык с различных языков. Но самое известное его произведение повесть «Тим Талер, или Проданный смех» (1962). Автор использует в авантюрной сказке для подростков схемы, заимствованные из различных классических произведений, например, из «Фауста» Гете. Насыщенность мифологическими мотивами и литературными аллюзиями, при всей ее органичности, делает эту повесть классикой литературы XX века, причем равно интересной и детям, и взрослым.

В 1968 году Крюс был награжден медалью Г.Х. Андерсена за вклад в мировую литературу для детей. Свои литературные взгляды он обобщил в книге «Наивность и понимание искусства. Мысли о детской литературе» (1969).
Умер Джеймс Крюс 2 августа 1997 на Больших Канарах, где жил с 1966 года. Похоронен он на Гельголанде.
http://www.beth.ru/kruess/kruess.htm

Обложки изданий книги "Тим Талер или проданный смех" на русском языке, кроме той, что показана в верхнем посте:

Вот эти явно создавались под влиянием фильма Нечаева. Только Тим тут уж совсем какой-то дошкольник:

Зеленая обложка достаточно элегантно сделана, на мой взгляд:

Здесь обложка, которая слева, мне кажется неудачной:

Судя по стилистике, 60-е и 70-е годы издания:

Один из моих любимых эпизодов в книге и неожиданно воспроизведенный на обложке - лабиринт Сада Обманов:

Обложки изданий на других языках.

На немецком:

На болгарском:

Обложки аудиокниг, видимо:

Вот такой вот разный Тим Талер...

Джеймс Крюс

ТИМ ТАЛЕР, ИЛИ ПРОДАННЫЙ СМЕХ

Дорогие маленькие и большие читатели!

В этой книге говорится про смех и про деньги.

Смех объединяет людей всего мира. И в московском метро, и в нью-йоркском смеются точно так же, как в парижском. Остроумной шутке так же весело улыбнутся в Токио, Каире и Праге, как в Мадриде, Копенгагене и Стокгольме. К настоящим богатствам, таким, как счастье, мир, человечность, деньги никакого отношения не имеют. А вот смех имеет, да ещё какое!

Когда кто-нибудь вот так, как в этой книге, променяет свой смех на деньги, это очень печально. Ведь это значит, что он променял настоящее богатство на фальшивое - счастье на роскошь, и пожертвовал свободой, которую дарит нам смех. Смейтесь, дорогие читатели, над теми, кто считает, что всё на свете продаётся за деньги, и их оружие заржавеет и придёт в негодность!

А теперь запаситесь вниманием и терпением, и вы узнаете, какой трудный, запутанный и горький путь прошёл один мальчик - звали его Тим Талер, прежде чем понял, как дорог смех и даже самая обыкновенная улыбка.


Джеймс Крюс.

Эту историю рассказал мне один человек лет пятидесяти; я познакомился с ним в Лейпциге, в типографии, куда он так же, как и я, заходил узнавать, подвигается ли дело с печатанием его книги. (Речь в этой книге, если не ошибаюсь, шла о кукольном театре.) Человек этот поразил меня тем, что, несмотря на свой возраст, смеялся так сердечно и заразительно, словно десятилетний мальчик.

Кто был этот человек, я могу только догадываться. И рассказчик, и время действия, и многое другое в этой истории так и осталось для меня загадкой. (Впрочем, судя по некоторым приметам, главные её события развернулись около 1930 года.)

Мне хотелось бы упомянуть, что записывал я эту историю в перерывах между работой на оборотной стороне бракованных гранок - длинных-предлинных листов второсортной бумаги. Потому и книга разделена не на главы, а на «листы», но листы эти, собственно говоря, и есть не что иное, как главы.

И ещё одно предупреждение. Хотя в этой книге говорится про смех, смеяться читателю придётся не так уж часто. Но, пробираясь её путями сквозь темноту, он будет, сколько бы ни кружил, всё ближе и ближе подходить к свету.

КНИГА ПЕРВАЯ

ПОТЕРЯННЫЙ СМЕХ

Что ж, по рукам, король! Но, право, верь,
Смех означает: человек не зверь
Так человек природой награждён
Когда смешно, смеяться может он!

Из пролога кукольной комедии «Гусь, гусь - приклеюсь, как возьмусь!»

Лист первый

МАЛЬЧИК ИЗ ПЕРЕУЛКА

В больших городах с широкими улицами и теперь ещё встречаются переулки такие узкие, что можно, высунувшись из окошка, пожать руку соседу из окошка напротив. Иностранные туристы, которые путешествуют по свету с большим запасом денег и чувств, случайно очутившись в таком переулочке, всегда восклицают: «Как живописно!» А дамы вздыхают: «Какая идиллия! Какая романтика!»

Но эта идиллия и романтика - одна видимость, потому что в таких переулках обычно живут люди, у которых совсем мало денег. А тот, у кого в большом богатом городе так мало денег, нередко становится угрюмым и завистливым. И дело тут не только в людях, тут дело в самих переулках.

Маленький Тим поселился в таком переулке, когда ему было три года. Его весёлая круглолицая мама тогда уже умерла, а отцу пришлось наняться подсобным рабочим на стройку, потому что в те времена не так-то легко было найти хоть какую-нибудь работу. И вот отец с сыном переехали из светлой комнаты с окнами на городской сад в узкий переулок, вымощенный булыжником, где всегда пахло перцем, тмином и анисом: в переулке этом стояла единственная во всём городе мельница, на которой мололи пряности. Вскоре у Тима появилась худощавая мачеха, похожая на мышь, да ещё сводный брат, наглый, избалованный и такой бледный, словно лицо ему вымазали мелом.

Хотя Тиму только исполнилось три года, он был крепким и вполне самостоятельным пареньком, мог без всякой посторонней помощи управлять океанским пароходом из табуреток и автомашиной из диванных подушек и на редкость заразительно смеялся. Когда его мама была ещё жива, она хохотала до слёз, слушая, как Тим, пустившись в далёкое путешествие по воде и по суше на своих подушках и табуретках, весело выкрикивает: «Ту-ту-ту! Стоп! Аме-е-рика!» А от мачехи он за то же самое получал шлепки и колотушки. И понять этого Тим не мог.

Да и сводного брата Эрвина он понимал с трудом. Свою братскую любовь тот проявлял весьма странным способом: то кидался щепками для растопки, то мазал Тима сажей, чернилами или сливовым джемом. И уж совсем непонятно было, почему доставалось за это не Эрвину, а Тиму. Из-за всех этих непонятных вещей, приключившихся с ним на новой квартире в переулке, Тим почти совсем разучился смеяться. Только когда отец бывал дома, звучал ещё иногда его тоненький, заливистый, захлёбывающийся смех.

Но чаще всего отца Тима не было дома. Стройка, на которую он нанялся, находилась на другом конце города, и почти всё свободное время уходило у него на дорогу. Он и женился-то во второй раз главным образом для того, чтобы Тим не сидел целый день дома один. Только по воскресеньям ему удавалось теперь побывать вдвоём со своим сыном. В этот день он брал Тима за руку и говорил мачехе:

Мы пошли гулять.

Но на самом деле он шёл вместе с Тимом на ипподром и ставил на какую-нибудь лошадь, совсем немного, мелочишку, то, что удалось скопить за неделю потихоньку от жены. Он мечтал, что в один прекрасный день выиграет целую кучу денег и опять переберётся с семьёй из узкого переулка в светлую квартиру. Но, как и многие другие, он напрасно надеялся на выигрыш. Почти всякий раз он проигрывал, а если и выигрывал, то выигрыша едва хватало на кружку пива, на трамвай да на кулёк леденцов для Тима.

Тиму скачки не доставляли особого удовольствия. Лошади и наездники мелькали так далеко и так быстро проносились мимо, а впереди всегда стояло так много людей, что, даже сидя на плечах у отца, он почти ничего не успевал разглядеть.

Но хотя Тиму было мало дела и до лошадей и до наездников, он очень скоро разобрался в том, что такое скачки. Когда он ехал с отцом домой на трамвае, держа в руках кулёк с разноцветными леденцами, это значило, что они выиграли. Когда же отец сажал его на плечи и они отправлялись домой пешком, это значило, что они проиграли.

Тиму было всё равно, выиграли они или проиграли. Ему так же весело было сидеть на плечах у отца, как и ехать в трамвае, даже, по правде сказать, ещё веселее.

А самое весёлое было то, что сегодня воскресенье и они вдвоём, а Эрвин с мачехой далеко-далеко, так далеко, словно их и вовсе нет на свете.

Но, к сожалению, кроме воскресенья, в неделе ещё целых шесть дней. И все эти дни Тиму жилось так, как тем детям в сказках, у которых злая мачеха. Только немного похуже, потому что сказка - это сказка, начинается она на первой странице и кончается, ну, скажем, на двенадцатой. А такое вот мучение изо дня в день целый год, да ещё не один год, а много лет подряд, - попробуй-ка его вытерпи! Тим так привык упорствовать, дерзить, стоять на своём, что, не будь на свете воскресений, он наверняка - просто из одного упрямства - превратился бы в отпетого сорванца и грубияна. Но так как, к счастью, воскресенья всё-таки есть на свете, он остался обыкновенным мальчиком. Даже смех его звучал по-прежнему: он словно подымался откуда-то из глубины и заканчивался счастливым, захлёбывающимся смешком.

Правда, его смех раздавался теперь всё реже и реже. Тим стал замкнутым и гордым, невероятно гордым. Только так он и мог защищаться от нападок мачехи, пилившей его весь день без передышки, хотя иной раз и без всякого злого умысла.

Тим очень радовался, когда пошёл в школу. Теперь он с раннего утра до самого обеда был вдали от своего переулка - не за полкилометра, а за тридевять земель. Здесь в свой первый учебный год он стал снова часто смеяться, и случалось, учитель, взглянув на него, забывал, за что собирался сделать ему замечание. Теперь Тим и сам старался помириться с мачехой. Стоило ей разок похвалить его за то, что он притащил один тяжёлую сумку картошки, и он чувствовал себя совершенно счастливым, становился покладистым и сговорчивым и готов был помогать ей с утра до вечера. Но, снова получив нагоняй, он опять замыкался, мрачнел и надевал маску гордеца. Тогда к нему было не подступиться.

Ссоры с мачехой сказывались на его школьных занятиях. Тим, хоть и был куда сметливее многих в классе, часто получал отметки хуже других ребят, потому что невнимательно слушал, когда учитель объяснял урок. И ещё из-за домашних заданий.

Делать дома уроки ему было очень трудно. Только он садился со своей грифельной доской за кухонный стол, как появлялась мачеха и прогоняла его в детскую - комнату, где он спал вместе с Эрвином. Но детская была царством его сводного брата, а тот ни на секунду не оставлял Тима в покое: то требовал, чтобы Тим с ним играл, и злился, когда тот отказывался; то расставлял на столе свой конструктор, и Тиму даже некуда было положить тетрадку. Как-то раз Тим, окончательно выведенный из терпения, укусил Эрвина в руку. Это не прошло ему даром. Увидев кровь на руке своего любимца, мачеха принялась вопить, что Тим преступник, коварный злодей, разбойник с большой дороги. Отец не проронил за ужином ни единого слова. С этого дня Тим перестал бороться со сводным братом и готовил уроки, пробравшись тайком в спальню родителей. Но Эрвин выследил его и донёс, а одна из заповедей мачехи гласила: «В спальне родителей детям делать нечего!»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа

Анализ произведения Джеймса Крюса
"Тим Талер, или Проданный смех"


Тюмень 2012

Анализ произведения хотелось бы начать с его краткого изложения, но логично предположить, что человек, читающий анализ, с текстом уже знаком.

Художественный мир в повести «Тим Талер или Проданный смех» немецкого детского писателя Джеймса Крюса напоминаем нам реальный мир. Здесь встречаются реальные географические названия (Африка, Каир). Легко угадывается и историческое время - первая треть двадцатого века. Это время, когда теплоходы еще не вытеснили пароходы (а ведь Тим Талер плавал именно на пароходе), были уже популярны трамваи, но люди еще пользовались перьями, промокашками.

В произведение не встречаются какие-либо объекты, абсолютно несоотносимые с реальным миром. Даже чудо в литературном мире произведения обусловлено только допустимым случайным совпадением всех факторов идеального финала. Скажу проще: в произведение не происходит ничего, что было бы не возможно в реальном мире. Например трамвай, в котором Тим Талер ехал на вокзал изменил свой маршрут не волшебным образом, а из-за поломки на линии. Это могло случиться и само собой, быть случайностью. Именно череда таких выгодных «случайностей» и позволяет герою выигрывать каждый спор.

Другой вопрос в том, благодаря чему эти «случайности» происходят. Автор объясняет их вмешательством высших сил. Здесь проступает влияние на произведение религии и фольклора. Имя барона Треч, то есть Чёрт. Чёрт в религии – одно из имён сатаны, дьявола, главного противника бога, олицетворяющего всё зло и неудачи мира. В фольклоре черт – злой дух, родовое название для обозначения языческих тёмных сил. В фольклорной традиции одной европейской страны (не помню точно какой), считается, что, когда сатана приходит в мир людей, он носит только клетчатые вещи. Кроме того, он может заключать контракты с людьми, подписывать которые обязательно нужно кровью. Роль барона Треча полностью соответствует данному описанию. Выходит, что все, что приобретает Тим с помощью своего дара выигрывать пари, идёт от тёмных, злых сил. Именно поэтому дар не приносит Тиму счастья. Более того, он не приносит счастья не только Тиму, но и Крешимиру, тоже заключившему сделку с бароном. В этой закономерности одна из основных мыслей произведения: стать счастливым можно только честным путём.

Итак, мы уже выяснили, что барон Треч на самом деле черт. Мы знаем, что ему подчиняются могущественные темные силы. Но мы смело можем сказать и обратное – темные силы имеют власть над Тречем. Это выходит из того, что барону приходится, как и другим участникам договора, исполнять условия контракта. Если барон не сможет сделать так, чтоб Тим выиграл пари, то улыбка вернется мальчику. Значит, Треч не всесилен и с ним можно бороться. Еще одна основная мысль: со злом в мире (которое отождествляет Треч) можно бороться. Но будет ли равной эта борьба? Изначально ответить на этот вопрос довольно сложно. Барон и Тим одинаково исполняют условия договора, но взгляните на их статус. Мальчик из бедной семьи, из узкого переулка (какая сильная метафора!) и барон, имеющий статус, деньги, связи – власть одним словом. Но не это преимущество делает барона сильнее в борьбе. Треч будет добиваться своей цели любой ценой, он перешагнет через других, а Тим не может позволить себе такого. Он заботится об окружающих людях и именно это обстоятельство делает его положительным героем. К тому же мы знаем историю его тяжелой жизни: смерть матери, затем отца, жизнь с мачехой и вредным сводным братом, нищета. Сожеление и сопереживание сближает юных читателей с героем, позволяет им получить опыт чужой, пусть и выдуманной жизни.

Читатель в данном произведении Джеймса Крюса изначально ребенок. Я акцентирую на этом внимание по той причине, что многие произведения, считающиеся сегодня детскими или подростковыми, изначально писались для взрослой аудитории. В данной повести читатель – ребенок. Именно к нему обращается автор перед началом истории. Это обращение важная часть произведения, сравнить которую можно с моралью басни. Автор раскрывает идею произведения, простую истину: не в деньгах счастье. Донести это до детей важно еще и потому, что в дети не встречаются прямо с финансовыми проблемами. Важно до вступления во взрослую жизнь научить их настоящим ценностям: искренности, дружбе, взаимопомощи.

Тим Талер на протяжении всей повести не меняется, не смотря на то, что мы знакомимся с ним, когда он еще совсем маленький. Когда начинается действие герою десять лет. Следующие четыре года он проводит в достатке в семье мачехи. За это время он понимает, что деньги не могут сделать счастливым ни его, ни окружающих. Но этот период автор описывает довольно скупо, делая акценты на том, что окружающим всегда мало тех денег, что дает им Тим. Сам же Тим хотел стать богатым, чтоб поставить плиту на могилу отца, чтоб в семье не было проблем, но оказалось, что деньги не решили проблемы, а добавили новые. Тим хотел поставить плиту на могилу отца, - это важная деталь. Он никогда не хотел становиться богатым для себя. Поэтому он решил вернуть свои смех и стать счастливым. На это ушли долгие годы. Легко променять нечто человечное на деньги, но не так просто получить обратно такое богатство, как смех – говорит читателям Джеймс Крюс.

В таком сложном деле как борьба с силами зла нельзя обойтись без помощников. В данном произведении это Джонни, Крешимир и господин Рикерт. Они дают Тиму мудрые советы и догадываются, какое пари он должен заключить, чтоб вернуть назад свой смех. Пари простое, но сложность в том, что заключить его можно только с тем человеком, который догадается сам о договоре Тима и Треча, а это под силу только настоящим друзьям.

Можно ли утверждать, что в финале повести Тим остался таким же бедняком, каким был в её начале? Он отказался от наследства, подарил пароходство друзьям и, по сути, остался на улице. Он сумел сохранить своё главное богатство – смех. Но у него появилось то, чего не было раньше – верные друзья.

Приложение

Дорогие маленькие и большие читатели!

В этой книге говорится про смех и про деньги.

Смех объединяет людей всего мира. И в московском метро, и в нью-йоркском смеются точно так же, как в парижском. Остроумной шутке так же весело улыбнутся в Токио, Каире и Праге, как в Мадриде, Копенгагене и Стокгольме. К настоящим богатствам, таким, как счастье, мир, человечность, деньги никакого отношения не имеют. А вот смех имеет, да еще какое!

Когда кто-нибудь вот так, как в этой книге, променяет свой смех на деньги, это очень печально. Ведь это значит, что он променял настоящее богатство на фальшивое - счастье на роскошь, и пожертвовал свободой, которую дарит нам смех. Смейтесь, дорогие читатели, над теми, кто считает, что все на свете продается за деньги, и их оружие заржавеет и придет в негодность!

А теперь запаситесь вниманием и терпением, и вы узнаете, какой трудный, запутанный и горький путь прошел один мальчик - звали его Тим Талер, - прежде чем понял, как дорог смех и даже самая обыкновенная улыбка.

Джеймс Крюс.


Краткое описание

Анализ произведения хотелось бы начать с его краткого изложения, но логично предположить, что человек, читающий анализ, с текстом уже знаком.
Художественный мир в повести «Тим Талер или Проданный смех» немецкого детского писателя Джеймса Крюса напоминаем нам реальный мир. Здесь встречаются реальные географические названия (Африка, Каир). Легко угадывается и историческое время - первая треть двадцатого века. Это время, когда теплоходы еще не вытеснили пароходы (а ведь Тим Талер плавал именно на пароходе), были уже популярны трамваи, но люди еще пользовались перьями, промокашками.
В произведение не встречаются какие-либо объекты, абсолютно несоотносимые с реальным миром. Даже чудо в литературном мире произведения обусловлено только допустимым случайным совпадением всех факторов идеального финала. Скажу проще: в произведение не происходит ничего, что было бы не возможно в реальном мире. Например трамвай, в котором Тим Талер ехал на вокзал изменил свой маршрут не волшебным образом, а из-за поломки на линии. Это могло случиться и само собой, быть случайностью. Именно череда таких выгодных «случайностей» и позволяет герою выигрывать каждый спор.

Автор в редакции обнаруживает уже повзрослевшего Тима Талера, и тот около пары часов рассказывает историю, произошедшую с ним, когда он был еще ребенком. Дальше, когда автор уже едет в поезде, к нему подходит абсолютно незнакомый ему человек и говорит о том, что не надо писать рассказ маленького Тима, даже предлагает денежные средства. Для писателя данная история ценна и он говорит о том, что напишет ее.

Описанные события разворачиваются в одно городишке в Германии, время действий тридцатые годы. Поначалу гибнет мама Талера, а чуть погодя во время одной трагедии гибнет и отец. Он живет в доме со своим братом, который является ему сводным по имени Эрвин и жестокой мачехой, которая ненавидит его и постоянно унижает.

Эрвин недолюбливает своего младшего брата и издевается над ним по каждому поводу. Довольно таки веселый и забавный смех маленького Тима помогает пережить ему все жизненные невзгоды. Обычно, когда наступали выходные, он проводил время на ипподроме. Там по стечению обстоятельств, он знакомится с Бароном Тречом. Теперь они проводят время друг с другом и смотрят за скачками. Барон решает купить смех Тима за шанс в победы пари.

Мачеха решает воспользоваться даром своего "сынка". Теперь семья стала зажиточной, это не принесло Тимку никакого счастья. Он понимает, что без его смеха он не может жить хорошо. Он принимает решение о том, что ему необходимо возвратить его собственный смех. Он убежал из жома и поехал в Гамбург, где устроился стюардом для того, что бы найти того волшебника.

Тим участвует в разных пари и пытается проиграть, дабы вернуть свой смех. Барон Треч узнал о планах мальца. Они встретились и Треч запретил ему рассказывать о том какую сделку они заключили. На корабле "Дельфин", Талер познакомился с новым другом, его звали Крешмар. Он знаком с бароном и знает о его нечистой силе, он догадывается о ужасной сделке и он сожалеет.

Парень заключил сделку, что станет в разы богаче, чем Треч. Тут Барон берет его в заложники. Знакомые высвобождают его из плена и возвращают смех.

Талер стал взрослы и открыл свой театр, в котором он успешно показал спектакль, в котором рассказал о своей жизни.

Картинка или рисунок Крюс Тим Талер, или проданный смех

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Айтматов Лицом к лицу

    Произведение является одним из философских размышлений писателя, выраженных им в собственном творчестве литературной прозы.

  • Краткое содержание Булгаков Белая гвардия

    События романа разворачиваются в морозный декабрь 1918 года. Умирает мать Турбинных. Алексей, Лена и Николка тяжело переживают потерю близкого человека.

  • Краткое содержание Пришвин Моя родина

    Моя мама всегда вставала рано. Мне тоже нужно было встать пораньше, чтобы поставить ловушки на птиц. Вдвоем мы пили чай с молоком. Чай был необыкновенным на вкус. Аромат придавало топленое молоко в горшочке

  • Краткое содержание Воздушный корабль Лермонтов

    В стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Воздушный корабль» рассказывается о волшебном корабле-призраке, который ежегодно в день смерти великого полководца и императора Наполеона причаливает к берегам острова

  • Краткое содержание Вредные советы Остера

    В книге, адресованной непослушным детям, в стихотворной форме даются оригинальные советы, как вести себя в различных ситуациях. Например, на день рождения нужно прийти без подарка, постараться сесть за столом поближе к торту