Настоящее тело аниме парня. Анатомия человека в аниме

Как рисовать аниме персонажа и манга. Как рисовать тело (манга и аниме - общие принципы)

Уроки рисования - Манга и Аниме

Тело имеет структуру скелета. Нам нужно плоскому рисунку придать объем.

Поместим наш образ или персонажа в куб, основание которого - площадь под ногами.

Самая сложная задача в изображении тела - рисование в перспективе. Вот для чего мы и используем куб.

Скелет человека и его структура

Рассмотрим скелет и начнем рисовать.

С помощью распределения веса тела и поворота тела можно добиться правильного изображения нижней части тела.

Рисуем блоками.

Если представить, что сочленение и живот человека есть сферы, то можно сразу же представить и очертания мускул. Точно так же можно прочувствовать и трехмерную структуру тела человека.

Обратите внимание на прикрепление ключицы.

Внимательно рассмотрите угол плеч, их проекцию.

Используйте 3D поверхность для того, чтобы легче можно было представить плечо с другой стороны и обозначить его форму.

Рассмотрим женское тело в блоках

Внимание уделяется бокам. Женские задние мышцы, в отличие от мужских, короче. Они быстро переходят в бедра.

Чтобы правильно рисовать, нужно помнить и о частях тела, которые не видны.

Рисуем движение
Чтобы правильно нарисовать тело человека в движении, надо взять центральную линию позвоночника человека и кривую движения. Линия позвоночника разделяет левую и правую стороны человеческого тела. Создается баланс, линия проходит и спереди, и сзади.

Внимание нужно обращать на талию. Центральная линия должна проходить по видимой стороне тела.

Центральная линия должна проходить вдоль направления движения изображаемого человека. Линия может даже совпасть с кривой движения.

Кривая движения помогает изображать положение тела в движении.

Рисуем с угла

Позы можно изображать при помощи метода форм. Удачнее будет вариант совмещения скелетного метода и угла обзора.

Чтобы упростить работу, нужно позу основывать на позвоночнике.

Обычная форма тела мужчины

Представляем вещи, используемые для изображения мужского тела, которые нужно запомнить:
- позиция локтя при поднятии руки;
- радиус движения плеча и локтя;
- мышцы грудины и ключицы должны правильно размещаться;
- мускулы напрягаются в движении;
- область грудины и область сужения рук совпадают;
- когда ноги вместе - между бедрами есть небольшой промежуток. Если ноги врозь - промежуток между бедрами увеличивается. Никогда не изображайте промежность, как на рисунке (рисунках сверху).

Если у вас вызывает сложность длина рук в горизонтальном положении, то следует использовать направляющую линию. Она дает возможность показать длину части руки человека. Можно, также, выбрать способ добавления длины бицепса и локтя (шарнира).

Теперь посмотрим со спины
- мускулы при наклоне сжимаются в сторону наклона.
- мускулы растягиваются с противоположного бока.
- лопатки можно сравнит с лицом.
- когда тело в движении - оно деформируется.
- если рука поднята вверх - лопатка приподнимается.

Теперь взглянем сбоку
Важно! Лицо рисуемого персонажа - это размер кисти руки, она должна закрывать изображаемое лицо практически полностью по высоте.

Предплечье равно 1,5 длины головы, а остальная часть равна 2 головам.

Длина ступни и пальцев равна голове.

Чтобы понимать, как рисовать аниме, необходимо разобраться в некоторых важных вопросах:

  • Женское лицо склонно быть круглее в аниме, с большими глазами и маленьким ртом. У мужчины, как правило, длиннее, с более узкими глазами, сильными челюстями в широкий рот.
  • У девочки грудная клетка, как правило, меньше и чуть уже, чем у парня. У девочки туловище также выделяется более, но грудная клетка заканчивается, у основания талии. Не талии для парней, не столь видных и их торсы, как правило, просто немного прямо вниз. У девочки есть грудь, которая более выделена, чем у парня. Мужчины, как правило, выходят за счет мышц.

  • Женские бедра-широкие и не очень высокие. Так же женские ноги тоньше и стройнее, чем мужские ноги. Мужские бедра выше, а их ноги шире и мускулистее.

  • Аналогичные правила для рук. У девушки руки тоньше, а у парня более широкие и более мускулистые.

  • Руки, на самом деле, довольно похожи между собой в одноименной кости. Типы костей: стопы плюсневые кости и tarsals. Кости в руки: пястные кости и суставы. У девушки руки изящные, как и их ноги. Их пальцы тонкие ноги и узкие. У парней, руки широкие, с толстыми пальцами. Их ноги широкие и немного тяжеловаты.

Лицо, губы, нос и полностью. На этот раз мы приступаем к завершительной части серии уроков — как рисовать аниме. На этот раз мы рассмотрим одну из самых важных задач, которая касается непосредственно тела. Так как аниме это не портретный жанр или не только портретный, то одной головой здесь не обойдёшься. Здесь необходимо уметь рисовать тело, что бы изобразить персонаж аниме правильно, по всем канонам и законам этого жанра. Сразу дам несколько советов:

Персонажи или герои аниме в большинстве своём худощавы и стройны. Пухлыми чаще всего изображают детей аниме.

В принципе, тело аниме строится так же, как и тело обычного человека. Если вы ещё не научились рисовать тело человека, то советую изучить урок по рисованию: . Тело аниме мало чем отличается, разве только своими немного преувеличенными формами. Так, у аниме характерны осиная талия, худощавость, подчёркнутые мышцы.

У женщин ярко выраженная грудь, а вот мужчины имеют плоскую, но подчёркнутую грудную клетку. Когда вы рисуете обнажённый торс парня , не следует рисовать накачанные грудные мышцы, так как в большинстве своём для парня аниме это несвойственно. Грудь у парня аниме или манга является плоской, но не отсутствующей. На следующем рисунке вы можете увидеть, что грудная клетка может быть обозначена лишь угловатой линией.

Пресс может быть выделен, как одной-двумя линиями, так и серией характерных кубиков, так же не слишком выпирающих. Помните, что именно худощавость, стройность является характерной чертой для этого стиля. Высокие и тощие аниме — есть модельная внешность. Для жителей Японии и восточных стран такая внешность, как и большие широкие глаза, есть не только большая редкость, но и признак красоты.

У парней широкие плечи и длинные, прямые, худые ноги. Спортивная фигура.

Зачастую, когда рисуют девушек полностью, делают их ноги чуть кривыми, скошенными внутрь и маленькими. От того они кажутся немного неуклюжими, но от этого немного трогательными. Это тоже характерная черта аниме, которую желательно соблюдать. Узкие плечи, широкие бёдра, грудь.

Однако стоит сказать, что ноги девушки иногда рисуют длинными и прямыми. Как в случае с парнем, так и в случае с девушкой, все пропорции такие же, как и при рисовании обычного человека, только чуть преувеличенные. В последнем случае, когда вы рисуете стройную девушку, стоит рисовать ноги длиннее, чем у парня, а торс короче. Это будет немного гротескно, но очень характерно для аниме. У таких девушек аниме длинная и тонкая шея. Конечно, здесь нельзя преувеличивать, чтобы не нарисовать жирафа, но всё же голова должна быть посажена именно на тонкую и удлинённую шею. Также не забывайте про подтянутые, спортивные формы.

Аниме: Пропорции фигуры человека

Для того, что бы научиться изображать фигуру человека необходимо знать и помнить относительные пропорции тела. Только усвоив и поняв, как правильно разместить центр тела, как ширина плеч соотносится с шириной талии, на каком уровне находятся локти и запястья можно нарисовать то, что будет действительно смотреться. Только усвоив все относительные пропорции, можно понять какую часть тела и как изменить для достижения нужного эффекта в аниме. Давайте сперва рассмотрим пропорции классической фигуры, а затем, на ее основе попробуем определить наиболее распространенные стили рисования анимешных героев.

Для того, что бы нарисовать человека, давайте поставим на бумаге две точки. Верхняя точка для макушки, нижняя для ступней. Теперь соединим их линиями и разделим на восемь равных частей. Почему именно восемь? Потому что высота идеальной человеческой фигуры - восемь голов. Вообще, голова является наиболее универсальной единицей измерения, если говорить о человеке:). Поэтому дальше все будем мерить именно в головах.

Ширина фигуры в самом широком месте равна двум целым и одной трети головы. Обратите внимание, что на данном этапе нет необходимости следить за правильностью анатомии. Главное - это запомнить и держать в голове соотношения частей тела установленным делениям. Забегая вперед, стоит еще заметить, что в аниме, да и в манге тоже, анатомия сильно упрощается и тратить много сил на заучивание всех анатомических подробностей, думаю не стоит. Хотя полностью игнорировать ее тоже нельзя. Главное запомнить основные группы мышц.

Теперь давайте рассмотрим фигуру с трех сторон - спереди, сбоку и сзади. Советую самостоятельно выполнить эти рисунки. Не слепо срисовывая, а именно рисуя, как нравится, главное - учитывать соотношения частей тела. Особое внимание обратите на относительные размеры плеч, бедер и икр. Так же стоит заметить, что расстояние между сосками, составляет одну голову. Талия немного шире, чем голова. Запястья опускаются немного ниже промежности, а локти почти на одной линии с пупком. Низ коленей находится на расстоянии одной четверти фигуры от нижней точки. Плечи находятся на расстоянии одной шестой от макушки.

Женская фигура относительно уже - две головы в самой широкой ее части. Соски опускаются немного ниже чем у мужчины. Ширина талии равна одной голове. Спереди бедра чуть шире, чем подмышки, а сзади уже. В зависимости от ситуации ноги ниже колен можно удлинить. Запястья находятся на одном уровне с промежностью. Рост, равный примерно 170 см, считается идеальным для девушки на каблуках, хотя, конечно, в действительности, средняя девушка имеет гораздо более короткие ноги и более тяжелые бедра. Очень хорошо запомните то, что пупок у женщины ниже линии талии, а у мужчины либо ниже, либо на том же самом уровне. По вертикали, расстояние между сосками и пупком равно одной голове, но и соски и пупок находится ниже, чем линии делений. Локти находятся выше пупка. Очень важно помнить различия между женской и мужской фигурами.

Если рассмотреть рисунки людей, выполненные с использованием разных относительных пропорций, можно увидеть почему реальные или, по другому, нормальные пропорции выглядят не очень привлекательно. Особенно это важно в манге, где искажение используется, как основной художественный прием. Большинство художников рисуют людей, выше восьми голов, а при рисовании разнообразных героев и "сверхлюдей" очень эффективным будет использование "девяти головой" меры. Стоит также отметить, то, что по мере увеличения роста фигуры, ее центр смещается все ниже. Советую нарисовать каждую из этих фигур сбоку и сзади, учитывая все рассмотренные ранее пропорции. Стоит обратить внимание на тот момент, что если вы захотите нарисовать более низкого или более высокого человека, то надо не увеличивать "число голов", а изменять величину меры, т.е. вытягивая или сужая размер головы персонажа.

Все вышесказанное относилось к пропорциям фигуры взрослого, сформировавшегося человека. Теперь рассмотрим, каковы же пропорции у детей разного возраста. Масштаб на данном рисунке подразумевает то, что ребенок будет расти до тех пор, пока не станет нормальным, взрослым мужчиной высотой в восемь голов. Если, к примеру, вы захотите нарисовать мужчину или женщину (примерно на полголовы ниже, чем мужчина) рядом с пятилетним мальчиком, то можно использовать данную схему как ориентир для подбора нужной пропорции. Дети младше десяти лет нарисованы чуть более низкими и круглолицыми, чем обычный ребенок, для создания большего эффекта. Рост детей, десяти лет и старше, чуть вытянут по той же самой причине

Мы рассмотрели пропорции классической или реальной фигуры человека. Но в аниме и манге, для создания определенной атмосферы и стиля, отдельные пропорции часто искажаются. Давайте рассмотрим, каким образом это делается, и чем различаются персонажи разных стилей. Как именно вы будете рисовать - решать вам.

Персонаж комедийного аниме. У него большая головка, кисти рук и ступни. Анатомия, суставы и сочленения практически не прорисовывают и обозначаются достаточно условно. Все конечности, по сравнению с головой, выглядят маленькими.

Молодая, симпатичная девушка. Такой персонаж обладает тонкой талией и легко обозначенными контурами тела. Анатомия и сочленения прорисовывают достаточно подробно.

Как рисовать аниме тело?

Тело в стиле аниме рисуется по тем же принципам, что и тело на реалистичных рисунках. Ничего сложного в этом, на самом деле, нет: человеческое туловище имеет сложную форму, но его можно условно разделить на ряд геометрических фигур.

Создание каркаса

Перед тем, как рисовать аниме тело, нужно на бумаге провести обыкновенную вертикальную линию - ось. Это нужно для того, чтобы изобразить стоящего прямо человека спереди или сбоку. Сверху, снизу и в центре оси нанесите по три коротких полоски. Затем разбейте каждую половину вертикальной линии на четыре одинаковых участка: всего должно получиться восемь равных отрезков.

Нарисуйте небольшой овал, чтобы его центр находился на третьей полоске сверху. Его края не должны выходить за две соседние черты. Ниже овала создайте маленький круг, упирающийся своими концами в четвертую и пятую линии сверху - он станет тазом.

Чтобы научиться рисовать аниме тело, между самой верхней чертой и второй сверху полоской нарисуйте овал поменьше - голову. От срединной линии, проходящей через центр оси, опустите вниз две полосы - ноги. Они должны быть параллельны друг другу, в области третьей черты снизу будут коленки - для удобства, обозначьте их маленькими кружочками. В принципе, так можно рисовать аниме женское тело и мужское.

Чтобы нарисовать руки, проведите из пупка через соски по две прямые линии. В районе воображаемой шеи нарисуйте полосу, перпендикулярную оси: там, где с ней пересекутся черты, идущие от пупка, располагаются точки ключиц. Запомните это, прежде чем рисовать аниме карандашом тело человека. В точках ключиц руки крепятся к туловищу. Соски, кстати, находятся ровно на третьей черте от верха центральной оси.

Учтите, что плечевая часть руки имеет длину, приблизительно равную двум участкам главной оси. Локтевая вместе с кистями - полтора отрезка, а сами кисти заканчиваются чуть ниже паха. Наконец, нарисуйте стопы - два небольших треугольника. Каркас завершен.

Детализация рисунка

Чтобы правильно рисовать тело аниме, нельзя детализировать рисунок на стадии создания каркаса. Линии послужат осью для цилиндров, а если не можете нарисовать цилиндр, просто изобразите вытянутый овал. В местах сочленений костей нарисуйте круги или сферы - все зависит от Ваших умений. Обратите внимание на то, что конечности и само тело имеют множество неровностей: ноги и руки в середине несколько толще, чем на концах. Ваша задача - при помощи простых геометрических форм придать телу объем. Перед тем, как рисовать аниме тело девушки, обратите внимание на то, что у женщин бедра шире плеч, а у мужчин - все наоборот.

Итак, когда закончите рисовать фигуры, займитесь лицом: создайте «анимешные» глаза, рот черточкой или полумесяцем, и нос в виде «уголка». Волосы, как правило, треугольники: смотрите, чтобы персонаж не был взлохмачен. Следом нарисуйте одежду и другие детали.