О чем говорит поведение базарова перед смертью. Базаров перед лицом смерти (анализ эпизода)

урок по литературе в 10 классе

«Базаров перед лицом смерти…

(по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)»

Цели урока:

Учебные:

    закрепить и систематизировать знания учащихся творчества И.С.Тургенева;

    раскрыть конфликт героя с миром окружающих его людей, природы.

    ввести учащихся в мир духовных исканий и страданий героя;

    показать, какую власть над человеком может иметь теория, как ответственен человек за свои решения.

Развивающие:

    • развитие аналитического мышления;

      развитие умения анализировать и сопоставлять композиционные моменты произведения, делать выводы;

      развитие устной связной речи учащихся, умение строить логический

рассказ о герое;

  • развитие навыков самостоятельного мышления и умения творчески

работать в группах.

Воспитательные:

    формирование гуманистических черт характера;

    воспитание интереса к литературе, к творчеству И.С.Тургенева;

    формирование коммуникативных навыков.

Оборудование:

    Музыка а) Генделя Г.Ф. Сарабанда; б) Каталани. Дива.

    Экран, компьютер, проектор, портрет писателя.

    Мультимедийная презентация.

    Пакет материалов для самостоятельной работы в группах.

    Литература.

Д.Писарев

    Организационный этап. Обеспечение восприятия и первичного осмысления изучаемого.

    (Презентация: слайд № 1) (музыка без изображения в слайде).

    Слово учителя. (Выразительное чтение наизусть эпизода «Смерть Базарова» на фоне музыки Генделя Г.Ф. Сарабанда – 2 мин.54 сек.).

Дело мое дрянное. Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность. И через несколько дней меня хоронить будут. Пока еще моя голова в моей власти. Завтра или по послезавтра мозг мой в отставку подаст. Я и теперь не совсем уверен, ясно ли я выражаюсь… Вокруг меня красные собаки бегают. Точно я пьяный. Больше ничего не нужно . Странно! Хочу остановить мысль на смерти, и ничего не выходит. Вижу какое-то пятно…, и больше ничего.

Сила-то, сила, вся еще тут, а надо умирать!.. Старик тот, по крайней мере, успел отвыкнуть от жизни , а я... Да, поди, п опробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста! Кто там плачет? Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?

Не хочу бредить, что за вздор!.. Из восьми вычесть десять, сколько выйдет? Обернуть в холодные простыни... рвотное... горчичники к желудку... кровопускании,… наступил кризис... прошел кризис... Слово-то что значит! Нашел его, сказал: «кризис» - и утешен. Кризис прошел или наступил? Исполнить долг христианина? Я не отказываюсь, если это может вас утешить, но мне кажется, спешить еще не к чему… Наступил кризис... Беспамятных тоже причащают. Я подожду. А теперь я хочу спать.

Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу... а там придет беспамятство… Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь - форма, а моя собственная форма уже разлагается.

Ну, прощайте! Живите долго, и пользуйтесь, пока время. Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно.

Я нужен России... Нет, видно не нужен, да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь... Тут есть лес...

Прощайте… Прощайте... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...

    Постановка проблемы

    Вам знакомо чувство одиночества? (вопрос без ответа).

    Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: а что дальше? (вопрос без ответа).

    Что же происходит в душе человека за краткий миг перед смертью? Что?

Двадцать седьмая глава потянула на философское осмысление всего материала, повела за собой предыдущие главы повествования в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Итак, сегодня мы продолжаем начатые по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» уроки.

    1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Мотивация.

Последние страницы романа, посвященные смерти главного героя, - самые важные. По словам Д. И. Писарева: «…Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное».

    Посмотрите на эпиграф . ( Презентация: слайд № 2):

Весь интерес, весь смысл романа

заключается в смерти Базарова…

Д.И.Писарев

    Что имел в виду литературный критик Писарев, написав: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова…»? (Это вопрос, на который нам предстоит ответить)

    2. Запись темы урока. (Презентация: слайд № 3)

Тема урока «Базаров перед лицом смерти… (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

    3. Организация деятельности учащихся по принятию целей урока.

(Презентация: слайд № 4)

Вдумайтесь в эпиграф, в тему и по данным глаголам поставьте цели нашего урока:

    проанализировать

    определить

    проследить

    показать роль

    сделать обобщения

    исследовать

На уроке вы сможете: (учителю читать первую цель, вторую и т.д. – учащимся) (Презентация: слайд № 5)

    проанализировать эпизод, определить его основное содержание;

    проследить логику развития авторской мысли;

    показать роль этого эпизода в романе, то,

как он сцеплен с другими эпизодами;

    сделать обобщения по образу центрального героя романа;

Прошу вас по ходу работы над произведением делать записи в тетрадях: ключевые слова, клише, которые будут необходимы для выполнения домашнего задания.

    1. Этап усвоения новых знаний . Организация исследовательской работы.

Тургенев вспоминает: «Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие».

(Презентация: слайд № 6 ) ( Учащиеся читают по цепочке )

    Каков взгляд Тургенева на проблему взаимоотношений такого типа людей, как Базаров, с людьми, противоположными ему по убеждениям, по складу ума, по образу жизни? Какое место он занимает в мире других людей?

    Решится ли извечная проблема отцов и детей? Будет ли человек жить в гармонии с природой, а не воспринимать как «мастерскую», человека же «работником» в ней?

    Как отразились взгляды Тургенева на природу и взаимоотношения человека и природы, а также его отношение к революции, к революционному разрушению и насилию и как отразились на финале романа?

- это вопросы нашей с вами исследовательской работы на уроке.

    Фронтальная работа по предыдущим главам произведения.

    Учитель:

Взаимоотношения Базарова со всеми основными героями: Кирсановыми, Одинцовой, своими родителями и отчасти с народом – это темы, уже известные по предыдущим главам. Казалось бы, тема романа исчерпана. Тем не менее, с 22 главы сюжетно и композиционно начинает повторяться второй цикл странствий героя: Базаров попадает сначала к Кирсановым, потом к Одинцовой и еще раз к своим родителям.

    Что вы можете сказать о жизненной позиции Евгения Базарова?

    В чем заключается её специфика, т.е. чем она не похожа на позицию других героев? (Специфика жизненной позиции Евгения заключается в том, что он все отрицает: нравственные идеалы и ценности, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь «физиологией». Для него не существует авторитетов. Он считает, что каждый человек должен воспитывать себя сам, ни от кого и ни от чего не завися. Базаров - нигилист).

    Как относился Базаров к окружающим? (Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя (вспомним хотя бы его высказывания в адрес родственников Аркадия и его самого), считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие.)

    Как в столкновении с окружающими героями растет одиночество Базарова?

а) Почему не может быть понимания с «отцами»? б) Почему «уходит» Аркадий?

в) Почему невозможна любовь с Одинцовой?

(Презентация: слайд № 7 – опорные слова)

    Используя опорные слова, составить ответы на предложенные выше вопросы:

построен на столкновении, антагонист главного героя. Павел Петрович Кирсанов из лагеря «отцов», словесных поединков, а заканчиваются дуэлью, оба участника диалога не слышат, фанатики собственных убеждений, рабы «принсипов», представление о дружбе, отношения по принципу учитель - ученик, подобного себе самому, чувства, разум, любые чувства можно обуздать и искоренить в себе усилием воли, любовь - «физиология», как настоящее, искреннее чувство, чувство сталкивается с его мировоззрением и убеждениями, которые уже стали частью его самого.

(а) Во-первых, весь роман «Отцы и дети» построен на столкновении Базарова с другими героями. Главным антагонистом главного героя является Павел Петрович Кирсанов из лагеря «отцов». Его столкновения с Базаровым начинаются со словесных поединков, а заканчиваются дуэлью. В этих спорах каждый отстаивает свою, единственно правильную, как ему кажется, точку зрения. В дискуссиях между Евгением и Павлом Петровичем истина не рождается и родиться не может, потому что оба участника диалога не слышат (а точнее, не хотят слышать) своего оппонента. Именно эта глухота к чужому мнению, абсолютная неспособность хотя бы попытаться понять противоположную точку зрения, по-моему, и роднит таких далеких, на первый взгляд, друг от друга Базарова и Кирсанова. Оба они - фанатики собственных убеждений, рабы «принсипов».

б) Во-вторых, представление о дружбе у Евгения Васильевича особое. Он думал, что дружба - это отношения по принципу учитель - ученик, причем учитель всегда и во всем прав. Именно так Базаров относился к дружбе с Аркадием Кирсановым. Он не считал этого птенца личностью, достойной уважения. Евгений видел в Аркадии хороший материал для создания настоящего человека, подобного себе самому, путем искоренения разного вздора вроде романтизма и наставления на путь истинный. Базарову было сначала приятно восхищение своего ученика и роль творца нового человека, но потом, увидев, что из романтичного, мечтательного Аркадия не получится нигилиста, просто махнул на него рукой. Он говорит Аркадию: Так ты задумал гнездо свить.. Ты поступил умно. Для нашей горькой, терпкой жизни ты не создан... Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич.
Но дело не только в базаровском понимании дружбы. Просто сам Евгений не умеет дружить. Его высокомерное, часто неоправданно грубое обращение с Аркадием нарушает все извечные законы человеческих отношений и неминуемо ведет к разрыву. Ведь дружба - это равноправное партнерство, уважение, а не рабство и не покровительство
.

в) В-третьих, Базаров думает, что настоящий человек не должен отвлекаться на то, чем руководят чувства, а не разум: любовь, восхищение природой, музыка, поэзия, искусство, мечты и т. д., так как это отдаляет его от поставленной цели. Сам же он считает себя выше всего этого вздора. Базаров уверен, что любые чувства можно обуздать и искоренить в себе усилием воли, жизнь вносит в его миропонимание свои коррективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как «физиология», а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и «дышит» своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл… Опровергая взгляды героя, Тургенев прибегает к излюбленному приему - “испытанию любовью”. Базаров встречает Одинцову, и именно с этого момента судьба Евгения приобретает трагический оборот. Намечается конфликт в душе Евгения. Чувство, которое он испытывает впервые, сталкивается с его мировоззрением и убеждениями, которые уже стали частью его самого).

    Как складываются отношения Базарова с народом, той силой, которую чувствует за собой герой, ради кого он готов жертвовать собой? Что мы впервые замечаем в характере Базарова после разговора с мужиками? (Сравнить отношение дворовых в Марьине и отношение мужиков в имении Базарова, охарактеризовать сцену «Разговор с мужиками», отметив «подыгрывание» мужиков барину).

    Наблюдая за поведением Базарова, проследите, как проявляется в нем ощущение одиночества. (На сцену выступает жизнь (или автор), создавая женщину, которую он полюбил. Любовь и смерть дорисовывают портрет Базарова, делая явным все то трагическое и противоречивое, что до этого скрывалось в тайниках души и не признавалось самим героем. Поистине несчастен человек любящий, но не признающий любовь. Правда, и жизнь еще не создала женщины, способной полюбить Базарова, равно как и мира, способного полностью его принять и понять. Базаров одинок, более того, он осознает свое одиночество).

    Анализ эпизода «Смерть Базарова»

    Учитель:

Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения. Почему именно таким образом поступает автор с центральным персонажем? Почему описание гибели Базарова является столь важным для понимания смысла романа в целом? Ответы на эти и многие другие вопросы позволяет найти анализ эпизода произведения, в котором рассказывается о смерти главного героя из 27 главы.

Вы над этой главой работали дома, поэтому зачитывать всю главу мы не будем. Просмотрите текст, чтобы вспомнить еще раз этот эпизод.

    Просматривание эпизода – тексты на столах.

    Тургенев «приводит» героя к смерти.

    Почему, как вы думаете? Как в этом отражаются взгляды писателя? («фигура… обреченная на погибель»)? Описание болезни и смерти Базарова дано в романе в подлинно трагических тонах, с огромной художественной силой, потому что эти события самый трудный экзамен на право называться человеком и самая большая победа Евгения: Умереть так, как умер Базаров, все равно что сделать великий подвиг. Смерть Базарова, уверенного во всемогуществе науки, - нелепая смерть от случайного пореза - воспринимается как трагическая усмешка всесильной природы над человеком, возомнившим, что он мудрее и сильнее самой жизни.

Все испытания, которые Евгению предстояло выдержать, он выдержал блестяще: ни разу не погрешил против своих убеждений, ни разу не уронил своего человеческого достоинства. Лишь с одним испытанием Базаров не справился: он не выдержал столкновений с самим автором , которые даны в романе как подтекст, как подводное течение. Столкновений этих два. Тургенев опровергает тезис своего героя: Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник, - изображая в романе природу как храм; а затем автор, показывая готовность Базарова действовать в духе своих демократических убеждений - действовать, то есть разрушать, чтобы расчистить место для тех, кто будет строить, не дает ему возможности действовать, потому что, с его точки зрения, Россия в таких действиях пока не нуждается).

а) Какова причина смерти?

б) Как ведет себя Базаров?

в) Почему скрывает от родителей свое состояние?

г) Как относится к смерти и как борется с болезнью? Подтвердите текстом.

(а) Смерть Базарова - досадная и глупая случайность. Она стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного.

б) Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской характеристике состояния героя мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение.

в) И в то же время постоянно помним, что перед нами - обыкновенный человек со свойственными ему слабостями. Базаров скрывает от родителей свое состояние, ощутив в себе трепетное, сыновнее отношение к старикам: «Кто там плачет? - прибавил он, погодя немного. - Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?...», «. Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...»

г) Никто не может воспринимать спокойно приближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к этому с полным безразличием. Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. «Гигант», которым всегда считал себя Базаров, ничего не может противопоставить смерти: «Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!». За иронией героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах).

    Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т. е. изменяет своим принципам ? (Перед лицом смерти исчезло все внешнее, наносное и осталось самое главное: цельная, убежденная натура, способная к прекрасному чувству, к поэтическому восприятию мира. Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Он становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения. Перед смертью в душе Базарова происходит примирение. Он смягчается, открывается для любви, становится более терпимым по отношению к родителям, просит отца поберечь мать - скрыть от нее всю тяжесть его положения. Он перестает сопротивляться любви к Одинцовой).

    Учитель:

Как подтверждение этому, прочитаем эпизод «Последняя встреча Базарова и Одинцовой» по ролям.

    В чем символический смысл смерти Базарова? ( Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него - это не просто прекращение существования, но и знак того, что он «видно, не нужен» России. Осознание этой «ненужности» приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов , равно как и его собственной гибели.

Герцен писал, что завершение жизни Базарова тифом - это худшая из услуг, которые мог оказать ему автор. По его мнению, наука могла бы спасти Базарова, дать ему то, что он искал. Но, с другой стороны, “Отцы и дети” - это больше, чем просто роман, это отражение эпохи, и Базаров - не просто герой, а “человек времени”. Верно дописать его портрет может только время. Надо подождать, когда уже сам Базаров станет “отцом”, когда придет новое поколение “детей”. Умирая, Базаров говорит: “Я нужен России... Нет, видно не нужен...” С одной стороны, это досада на самого себя, на то, что вздумал искать истину, изменить мир и... умер, а с другой стороны, этот мучивший его вопрос - одна из главных проблем существования Базарова.

Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, - свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная... Поэтому, в финале он напоминает о хрупкости, недолговечности жизни, о жизни природы, о великих жизненных ценностях).

    Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?

Чтение эпизода «На кладбище» ( Презентация: слайд № 8, музыка Каталани Дива )

(Сцена "На кладбище": это надежда на мирное, счастливое будущее, когда исчезнет несправедливость.

Кто нужен России: он или мясник, сапожник, ремесленник? Нужен ли его нигилизм? Тургенев не дает ответа на этот вопрос. Вместо этого мы видим небольшое сельское кладбище в одном из уголков России, видим, что Тургенев, как мастер слова, не только нашел наиболее сильное и достойное завершение романа (это для читателей), но и простым человеческим жестом (а это уже для себя) дал мятежной душе Базарова возможность примирения, покоя, тепла, вечности, которыми он был обделен. Трагичность Базарова в самом его существовании, в том, что он не находит “своей” истины в жизни).

    Этап закрепления знаний. Работа в группах. ( Презентация: слайды №9-11)

Первая группа:

Докажите, что Базаров - образ противоречивый.

В чем проявляется его противоречивость? (не менее 3 противоречий)

( Ответ на слайде № 9)

Он нигилист, демократ, т.е. живёт для общества - а одинок;

Отрицает любовь - а сам страстно полюбил Одинцову;

Гордится близостью к народу (“мой дед землю пахал) - а сетует, что “ну будет он (народ) жить в белой избе, а из меня лопух расти будет”

Вторая группа:

Безвременная гибель. Необходимая плата за исключительность.

Чем это определяется? Необходимая плата за исключительность.

Каков Базаров в смерти? В смерти хорош - не теряет достоинства, думает о близких, не отказывается от взглядов.

(Ответ на слайде № 10)

Третья группа:

К чему же приходит Базаров? “ Я нужен России... Нет, видно, не нужен...Да и кто нужен? Сапожник, мясник, портной...” эти дело делают, не задумываясь о высоких целях.

( Ответ на слайде № 11)

    Подведение итогов

Учитель:

    Дело Базарова - разрушать устаревшее, "расчищать место" для строительства будущего я во имя этого не щадить даже себя. Это дается в романе как общественная миссия, выполнить которую по плечу натурам незаурядным. И не вина их, а беда, если, выйдя на поле сражения рано, самоотверженно принимая на себя первые удары, они как будто бесславно погибают. Итак, трагическое противоречие разрешается неким примирительным аккордом. Тургенев опровергает воззрения своего героя, противопоставляя его взглядам не какую-то отвлеченную теорию, а законы, по которым существуют человек и природа. Герой считал, что “сначала надо место расчистить”, а строить будет кто-то на этом пустыре. Абсурдность этого убеждения автор раскрывает в словах о “жизни бесконечной”. Все развивается в обществе, как и в природе, - постепенно, естественно.

Об этом в одном из своих стихов писал и наш башкирский поэт Александр Филиппов ( Презентация: слайд № 12):

Всё, что было добыто веками,

Съела эта пляшущая рать.

Было дело, раскидали камни,

Время их обратно собирать.

    Учитель:

Смерть Базарова - логическое завершение трагического действия. Трагизм нигилиста в том, что он попадает не в свое время и не в свою среду - здесь он как в безвоздушном пространстве.

Тургенев вынужден показать смерть Базарова, потому что он не имеет возможности показать, как живет Базаров.

    Домашнее задание.

( Презентация: слайд № 13)

Написать сочинение-рассуждение «Каким я вижу Базарова, останься он жив».

Базаров перед лицом смерти (анализ эпизода)

Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как формировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке.

Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным этапом или всей жизнью героя вообще, является непосредственным отражением позиции писателя по отношению к персонажу, итогом размышлений о судьбе современников.

Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения.

Базаров - сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Следуя авторской характеристике, мы представляем его умным, рассудительным, достаточно циничным, но где-то в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком.

Специфика жизненной позиции Евгения заключается в том, что он все отрицает: нравственные идеалы и ценности, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь «физиологией».

Базаров - нигилист. Однако не такой, как Ситников и Кукшина, для которых отрицание - всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятельность. В отличие от них Базаров не кривляется, а со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды.

Его главная цель - «труд на пользу общества», его главная задача - «жить для великой цели обновления мира».

Базаров считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие.

Но жизнь вносит в его миропонимание свои коррективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной - Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется и понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как «физиология», а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и «дышит» своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл. Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, но он не стал этого делать, а просто «умертвил» главного героя.

Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Он становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения.

Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. Ссмерть для него - это не просто прекращение существования, но и знак того, что он, «видно, не нужен» России. Осознание этой «ненужности» приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.

Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, - свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия, он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирают и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Однако истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная.

  1. Документ

    ... смертью ; наоборот, рождение и смерть - это маленькие эпизоды ... смертью . Человек не понимает смерть ; она не поддается научному анализу ... Перед таким человеком смерть пасует. Смерть отступает лишь перед ... черты его лица разгладились, ... на базаре резко изменилась...

  2. Смерть - величайший обман Ошо

    Документ

    ... смертью ; наоборот, рождение и смерть - это маленькие эпизоды ... смертью . Человек не понимает смерть ; она не поддается научному анализу ... Перед таким человеком смерть пасует. Смерть отступает лишь перед ... черты его лица разгладились, ... на базаре резко изменилась...

  3. Тематическое планирование по литературе в 10 классе

    Тематическое планирование

    Учебника о романе Гончарова; подготовиться к анализу эпизода 21 Анализ главы из романа Гончарова «Обломов... сцены смерти Б. Почему роман заканчивается смертью главного героя? 30. Базаров перед лицом смерти Аналитическое чтение Смерть Базарова...

  4. Базаров перед лицом смерти - один из самых ярких образов, созданных Иваном Сергеевичем Тургеневым в его знаменитом произведении "Отцы и дети". Это произведение стало знаковым для поколения, выросшего в 60-е годы XIX столетия. Многие воспринимали этого героя как идеал, образец для подражания.

    Роман Тургенева

    Базаров перед лицом смерти предстает в самом конце этого романа. Его действия разворачиваются в 1859 году, в канун крестьянской реформы, навсегда отменившей крепостное право в России. Главные герои - Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Это молодые люди, которые приезжают погостить в поместье Марьино к отцу и дяде Аркадия. У Базарова складываются непростые и напряженные взаимоотношения со старшими Кирсановыми, в результате чего он вынужден от них съехать. Аркадий, увлеченный товарищем, отправляется за ним следом. В губернском городе они оказываются в компании прогрессивной молодежи.

    Позже на званом вечере у губернатора они встречают Одинцову - пожалуй, главного женского персонажа романа. Базаров и Кирсанов едут в ее имение под названием Никольское. Оба они увлечены этой женщиной. Базаров даже признается ей в любви, но этим только пугает Одинцову. Евгений вновь вынужден уехать. На этот раз снова вместе с Аркадием он отправляется к своим родителям. Они чересчур любят своего сына. Базарову это вскоре откровенно надоедает, поэтому он возвращается в Марьино. Там у него появляется новое увлечение - девушку зовут Фенечка. Они целуются, и оказывается, что Фенечка - мать внебрачного сына отца Аркадия. Все это приводит к дуэли Базарова и Павла Петровича Кирсанова, дяди Аркадия.

    Между тем сам Аркадий в одиночку отправляется в Никольское и остается у Одинцовой. Правда, он увлекается не хозяйкой поместья, а ее сестрой - Катей. Базаров тоже приезжает в Никольское. Он объясняется с Одинцовой, извиняется за свои чувства.

    Судьбы героев

    Роман заканчивается тем, что Базаров, распрощавшись с другом, уезжает к своим родителям. Отцу он помогает в нелегком деле - лечении заболевших тифом. Во время операции он случайно порезался при вскрытии очередного умершего и заразился смертельной инфекцией.

    Перед смертью он просит Одинцову повидаться с ним в последний раз. Судьба остальных персонажей складывается следующим образом: прогрессивный Павел Петрович уезжает за границу, Николай Петрович женится на Фенечке, а Аркадий Кирсанов - на ее сестре, Одинцовой Кате.

    Проблемы романа

    В романе Тургенева "Отцы и дети" оказывается в результате Базаров перед лицом любви и смерти. Решение автора завершить свое произведение смертью главного героя многое говорит о замысле, который был у создателя. У Тургенева Базаров в финале погибает. Поэтому так важно разобраться, почему именно так обошелся с ним автор, почему описание этой гибели так важно для понимания смысла всего произведения. Ответить на эти вопросы помогает подробное изучение эпизода, посвященного смерти центрального персонажа. Как оказывается Базаров перед лицом смерти? Краткое содержание развязки романа вы можете найти в этой статье.

    Образ Евгений Базарова

    Описывая главного героя своего произведения, автор отмечает, что Базаров был сыном лекаря. Когда он вырос, то решил продолжить дело своего отца. Автор сам характеризует его как умного и циничного человека. При этом где-то внутри, в глубине души он остается внимательным, чутким и добрым.

    У Базарова специфическая жизненная позиция, которая в последующие годы получила большое количество приверженцев и сторонников. Евгений отрицает любые моральные ценности современного ему общества, а также нравственность и любые идеалы. Более того, он не признает никакого искусства, не воспринимает любовь, которую воспевают многие поэты, так как считает ее чистой физиологией. При этом он не признает в жизни никаких авторитетов, считая, что каждый человек должен ориентироваться только на себя, ни за кем не следуя.

    Нигилизм

    Базаров - сторонник нигилизма, но при этом он отличается от других молодых людей, придерживающихся подобной философии, например от Кукшина или Ситникова. Для них отрицание всего вокруг - не более чем маска, которая помогает скрыть собственную несостоятельность и черствую глубинную пошлость.

    Базаров на них совсем непохож. Он нисколько не кривит душой, с присущей ему пылкостью отстаивая свои взгляды. Он считает, что главное, ради чего должен жить человек, - это труд, который приносит пользу всему обществу. При этом Евгений снисходительно относится к большинству окружающих, даже презирает многих из них, ставит ниже себя.

    Встреча с Одинцовой

    Эта жизненная философия Базарова, в незыблемости которой он был уверен, коренным образом изменилась после встречи с Одинцовой. Базаров впервые по-настоящему влюбляется, а после этого понимает, насколько его убеждения расходятся с жизненными истинами.

    Крах идеалов

    Главный персонаж романа Тургенева ощущает, что любовь - это не только физиология, но и настоящее, сильное чувство. Наступает прозрение, которое многое меняет в мировосприятии героя. Рушатся все его убеждения, а вслед за ними и вся его жизнь теряет смысл. Тургенев мог бы написать о том, как этот человек со временем отказывается от своих идеалов, превращаясь в среднестатистического человека. Вместо этого он ставит Базарова перед лицом смерти.

    Стоит признать, что гибель героя происходит глупо и во многом случайно. Она становится следствием небольшого пореза, который был получен при вскрытии тела человека, умершего от тифа. Но при этом смерть совсем не была внезапной. Зная, что болен, Базаров сумел оценить сделанное и осознать размеры того, что уже никогда не осуществит. Примечательно, как ведет себя Базаров перед лицом смерти. Он не выглядит испуганным или растерянным. Вместо этого Евгений силен, на удивление спокоен и стоек, практически невозмутим. Читатель начинает в эти моменты испытывать к нему не жалость, а искреннее уважение.

    Смерть Базарова

    При этом автор не дает нам забыть, что Базаров - это все-таки обычный человек, которому свойственны разные слабости. Никто не воспринимает свою гибель безразлично, поэтому и Евгений откровенно переживает. Он постоянно думает о том, что мог бы еще совершить, о той силе, которая в нем есть, но так и осталась нерастраченной.

    При этом до последнего ироничным и циничным остается Базаров перед лицом смерти. Цитата "Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!" это только подтверждает. Здесь за иронией героя мы можем рассмотреть горькое сожаление об уходящих минутах. В последние минуты жизни он жаждет встречи с любимой женщиной, с которой не смог быть вместе. Базаров перед лицом смерти просит, чтобы Одинцова приехала к нему. Та выполняет это желание.

    На смертном одре главный герой смягчается к своим родителям, понимая, что в действительности они всегда занимали важное место в его жизни, сформировали его сущность и мировоззрение. Так, как выглядит Базаров перед лицом смерти, хотел бы, наверное, выглядеть каждый. Он спокойно анализирует все сделанное за свою короткую, но плодотворную жизнь, которую посвятил науке, желая принести пользу своей стране. Смерть для главного героя оказывается не только прекращением физического существования, но и знаком того, что он в действительности не нужен России. Все его мечты что-то изменить оканчиваются фактически ничем. Физической гибели главного героя предшествует гибель его взглядов. Вместе с Базаровым умирает и его гений, а также мощный характер и искренние убеждения.

    В одном из изданий «Русского вестника» в 60-е годы 19-го века вышло произведение главный герой которого прочно вошел в историю русской литературы. Центральный образ в романе «Отцы и дети» сложен и многогранен. По словам самого автора, Евгений Базаров стал самой симпатичной и интересной из созданных им фигур. Этот представляет собой натуру резкую, цельную и вызывающую споры. Примечательно, что только в конце романа, когда оказался Базаров перед лицом смерти, писатель раскрыл его характер в полной мере.

    Фигура сумрачная и дикая…

    Так назвал один из литературных критиков Базарова - героя романа, в который Тургенев вложил свою душу и несколько лет кропотливого труда. Базаров перед лицом смерти оказывается в одной из последних глав этого произведения. Автор демонстрирует в этом эпизоде то, как в последние дни жизни в душе героя происходят изменения. Писатель изображает в заключительных главах переосмысление всей жизни Базарова.

    Будучи разночинцем и не признавая общественные устои, на которые опирается большая часть людей, которые его окружают, он угрюм, несколько циничен в выражениях и бывает довольно резок. Но главное - он умен. В нем есть нечто решительное и неординарное, что может спасти русское общество. По крайней мере, так полагал автор. Создавая Тургенев изобразил некий вариант нового человека.

    Любимое детище Тургенева

    Излюбленным героем стал для русского писателя Базаров. Перед лицом смерти он несколько меняется. В конце произведения чувство сострадания вызывает этот образ у читателя. Но почему с Базаровым Тургенев поступил столь жестоко? Ведь, по его собственному признанию, этот персонаж являлся любимым его детищем. Воплотив в разночинце-нигилисте образ нового человека, он уничтожил его, а вместе с тем и все его идеи.

    Представитель нового времени

    Дело в том, что в середине девятнадцатого века Тургенев наблюдал появление новых людей. Писатель понимал, что происходит нечто новое. Взгляды и убеждения этих людей не гармонировали с устоями старого общества. Они вызывали удивление, смешанное с раздражением. Но что-то в этих людях было свежее, вселяющее надежду и веру. Тургенев радовался их появлению, однако не мог себе представить их дальнейшую судьбу. А потому написал лишь то, что знал. То, каким изображен Базаров перед лицом смерти, возможно, подтверждает мнение писателя об уме нового человека, но несостоятельности его идей, которые, по крайней мере, в шестидесятые годы не могли еще быть воплощены в реальность.

    Одинцова и Базаров

    «Перед лицом смерти» - сочинение по литературе, которое на основании одного из эпизодов Тургенева дает возможность школьнику узнать о переоценке идей и убеждений, наступающих в конце жизни почти каждого человека. Базаров с презрением относился к простым земным радостям. Он также считал пошлостью любовные отношения. Лишь наука имела в его жизни значение. Но каких бы сверхчеловеческих взглядов он ни придерживался, любовь и в его сердце зародилась. Насмешкой над его идеями можно назвать внезапно вспыхнувшее чувство к Одинцовой. Иронией над его научными изысканиями стала которая привела к неизлечимой болезни. Совершенно неожиданно предстал Базаров перед лицом любви и смерти - то есть пред тем, что всю свою жизнь отвергал.

    Одиночество

    Этот персонаж весьма отличается от прочих героев: Кирсанова, Ситникова, Кувшиной. Последние представляют собой его карикатурное подражание. Базаров никого не оставляет равнодушным. Он вызывает и интерес, и раздражение, и любопытство. Но трагедия его заключается в том, что он чрезвычайно одинок. Даже в родительском доме, где его любят и боготворят, этот герой не находит поддержки. Любовь и понимание - это цена, которую он заплатил за свои идеи. Осознал свою ошибку Базаров перед лицом смерти.

    Анализ эпизода, в котором изображены последние дни из его жизни, дает представление о его внутренней силе и душевном богатстве. Он способен понять несостоятельность своей жизни. Он осознает, что наука, которая составляла смысл его существования, не спасет его.

    Запоздалый урок

    Базаров перед лицом смерти также понимает, что не так уж велика стала бы его роль в судьбе России. Нужен ли он своей родине? Что он для нее сделал? Ответы на эти вопросы теперь ему известны. Он совершил чудовищно мало по сравнению с теми, кто ежедневно тяжело и много трудится.

    Его жизнь заключалась в основном в размышлениях, которые, впрочем, имели в своей основе великую истину. Отрицая все и вся, он проявлял свою очевидную неприспособленность. И только оказавшись на смертном одре, он осознал все свои ошибки. Жить, отвергая все общепринятые человеческие идеалы и ценности, невозможно. Существовать в одиночестве и без любви - непросто. Базаров это понимает. Он хочет жить. Но также и осознает, что конец, увы, неизбежен.

    После смерти

    После эпизода, в котором автор приводит ключевые размышления и выводы героя, несколько слов сказано и о прочих персонажах. А главное - о том, какой след в их сердцах оставил молодой нигилист, покинувший этот мир так рано. «Базаров. Перед лицом любви и смерти» - сочинение, в котором следует не только дать характеристику главного героя романа, но также и проанализировать его отношения с другими персонажами.

    Его смерть стала настоящей трагедией лишь для тех, кому по-настоящему, искренне он был дорог, независимо от его нигилистических идей и суждений. Настоящую любовь испытывали к нему родители. Это чувство не зависело от каких-либо внешних причин. Мать и отец любили своего сына независимо от его мировоззрения. Для остальных персонажей также смерть Базарова не прошла незамеченной.

    Но ни на одного из них трагическая гибель этого человека не оказала неизгладимого впечатления. Неизвестно, смог ли Базаров сделать что-то серьезное для науки. Автор однажды сказал, что хотел сделать Базарова трагическим лицом. А по закону жанра такого героя в конце произведения непременно должна настигнуть смерть.

    Финальный эпизод любого произведения говорит о многом. Это и определенный итог, который захотел передать автор, и наставление, и предупреждение, и собственное мнение автора на этот счет. Поэтому анализ эпизода, когда Базаров находится перед лицом смерти, требует более детального изучения.

    Начнем с того, что Базаров – это главный герой романа «Отцы и дети».

    Произведение относится к «вечным», так как Тургенев изобразил вечно актуальные проблемы. С самого начала и до смерти у читателей возникает много вопросов. Почему автор так поступил с героем? Как он к нему относится? Почему смерть Базарова имеет такое большое значение? Чтобы ответить на все и разобраться, нужно проанализировать этот эпизод и его краткое содержание.

    Базаров – уникальный человек. Он умный и сообразительный, хорошо понимает людей, циничный, но при этом чуткий и добрый. Мышление у Базарова своеобразное. Он не верил в любовь, описанную поэтами, не верит в моральные устои. Для него существует лишь жизненный путь, где каждый принимает личные решения.

    Базаров – нигилист. И его нигилизм реальный, серьезный, стойкий. Он не притворяется, чтобы выглядеть по-особенному. Суть его нигилизма в том, что хочет жить ради чего-то большого, и служить на благо обществу.

    Анализируя образ Базарова, в глаза бросается его отношение к обществу. Себя он ставит выше других людей. Он не хочет проявлять такие чувства, как симпатия, нежность или понимание.

    Чтобы внести коррективы, автор знакомит своего героя с умной и красивой женщиной. Теперь все понимание Базарова начинает разрушаться. Он влюбляется. Если раньше для него существовала лишь физиологическая любовь, то теперь он принимает это возвышенное чувство.

    Как умирает Базаров? По случайности. Он работал с телом мертвого крестьянина и через порез заразился тифом. У него было время все обдумать, привести мысли в порядок. Герой спокоен. Он не переживает о случившемся. Его стойкость поражает. Читатель испытывает только уважение к этому человеку.

    Эпизод смерти Базарова открывает нам героя с другой стороны. Мы видим, будто он снимает свою броню, и открывается перед нами таким, какой он есть. Это странно. Если раньше его колкие замашки часто раздражали, то теперь мы видим простого человека и понимаем причины всех его действий.

    Базаров сожалеет о том, что еще многое не успел сделать. Он становится добрее на последнем этапе своей жизни. Он меняет отношение к родителям, признает их любовь и теплоту. Что касается его нигилизма, то приближение смерти вызывает в нем бурю эмоций. Он думает, что уже не нужен России, раз умирает так рано.

    Эти мысли становятся заключительными. В самый последний момент гибнут его идеи, гибнет и он сам. Жалко, что рядом не было близкого человека, которому Базаров смог бы передать свою веру. Так бы ему было бы легче. Он бы оставил после себя частичку.