Обобщение по разделу литература зарубежных стран. Обобщающий урок по разделу «Литература зарубежных стран»























1 из 22

Презентация на тему: Экологические проблемы

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Взаимодействие человека и природы настолько тесно, что каждое его, даже самое маленькое, действие отражается на состоянии среды, которая его окружает. К сожалению, в последнее время люди стали более активно вмешиваться в размеренную жизнь окружающей их природы. В связи с этим перед человечеством встали экологические проблемы современности. Они требуют немедленного решения. Их масштаб настолько велик, что затрагивает не отдельно взятую страну, а весь мир.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Загрязнение атмосферы Одной из самых острых экологических проблем в настоящее время является загрязнение среды. На ранних этапах развития биосферы воздух загрязняли только извержения вулканов и лесные пожары, но как только человек развел свой первый костер, началось антропогенное воздействие на атмосферу. Еще в начале XX в. биосфера справлялась с теми продуктами сгорания угля и жидкого топлива, которые поступали в воздушную среду. Достаточно было отъехать от промышленных предприятий на несколько километров, чтобы почувствовать чистый воздух.

№ слайда 5

Описание слайда:

Однако в дальнейшем быстрое развитие промышленности и транспорта привело к резкому ухудшению состояния атмосферы. В настоящее время в атмосферу в результате деятельности человека поступают углекислый газ (С02), угарный газ (СО), хлорфторуглеводороды, оксиды серы и азота, метан (СН4) и другие углеводороды. Источники этих загрязнений - сжигание природного топлива, выжигание лесов, выбросы промышленных предприятий и выхлопные газы автомобилей и другого транспорта. Однако в дальнейшем быстрое развитие промышленности и транспорта привело к резкому ухудшению состояния атмосферы. В настоящее время в атмосферу в результате деятельности человека поступают углекислый газ (С02), угарный газ (СО), хлорфторуглеводороды, оксиды серы и азота, метан (СН4) и другие углеводороды. Источники этих загрязнений - сжигание природного топлива, выжигание лесов, выбросы промышленных предприятий и выхлопные газы автомобилей и другого транспорта.

№ слайда 6

Описание слайда:

Парниковый эффект Рост концентрации в атмосфере углекислого газа и метана создает так называемый парниковый эффект. Эти газы пропускают солнечный свет, но частично задерживают отраженное тепловое излучение от поверхности Земли. За последние 100 лет относительная концентрация углекислого газа в атмосфере повысилась на 20%, а метана - на 100%, что привело к повышению температуры в среднем на планете на 0,5 °С.

№ слайда 7

Описание слайда:

Если в ближайшие годы концентрация этих газов будет увеличиваться с такой же скоростью, к 2050 г. на Земле потеплеет еще на 2-5 °С. Такое потепление может привести к таянию ледников и повышению уровня Мирового океана почти на 1,5м, что вызовет затопление многих населенных прибрежных районов.

№ слайда 8

Описание слайда:

Кислотные дожди Рядом с медеплавильными заводами в воздухе высока концентрация диоксидов серы, которые вызывают разрушение хлорофилла, недоразвитие пыльцы, засыхание хвои. Растворяясь в капельках атмосферной влаги, диоксиды серы и азота превращаются в соответствующие кислоты и выпадают на землю вместе с дождем. Почва приобретает кислую реакцию, в ней снижается количество минеральных солей. Попадая на листья, кислотные осадки разрушают защитную восковую пленку, что приводит к развитию заболеваний растений.

№ слайда 9

Описание слайда:

Особенно чувствительны к изменению кислотности мелкие водные животные и икра, поэтому максимальный вред кислотные дожди причиняют водным экосистемам. В наиболее развитых промышленных районах кислотные дожди разрушают поверхность зданий, портят памятники скульптуры и архитектуры.

№ слайда 10

Описание слайда:

Смог Вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей, под действием солнечного света вступают в сложные химические реакции, образуя ядовитые соединения. Вместе с капельками воды они образуют ядовитый туман - смог, который вредно действует на организм человека и на растения.

№ слайда 11

Описание слайда:

Озоновые дыры На высоте более 20 км над поверхностью Земли находится озоновый слой (03), который защищает все живое от избыточного ультрафиолетового излучения. Ультрафиолет определенного волнового диапазона полезен для человека, поскольку вызывает образование витамина D. Однако чрезмерное пребывание на солнце может привести к возникновению рака кожи.

№ слайда 12

Описание слайда:

Вещества, которые используют в качестве хладагентов в холодильниках и растворителей в аэрозолях, - хлорфторуглеводороды - поднимаются в стратосферу, где под действием солнечного излучения разлагаются с выделением хлора и фтора. Образовавшиеся газы вызывают превращение озона в кислород, разрушая защитную оболочку Земли.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Загрязнение вод Пресная вода составляет менее 1% от всего мирового запаса воды, и человечество растрачивает и загрязняет это бесценное богатство. Рост населения, улучшение бытовых условий, развитие промышленности и орошаемого земледелия привело к тому, что перерасход воды стал одной из глобальных экологических проблем современности. В большинстве случаев загрязнение пресных вод остаётся невидимым, поскольку загрязнители растворены в воде. Но есть и исключения: пенящиеся моющие средства, а также плавающие на поверхности нефтепродукты и неочищенные стоки. Есть несколько природных загрязнителей. Находящиеся в земле соединения алюминия попадают в систему пресных водоёмов в результате химических реакций. Паводки вымывают из почвы лугов соединения магния, которые наносят огромный ущерб рыбным запасам.

№ слайда 15

Описание слайда:

Веками грунтовые воды вымывали в недрах земли полости, своеобразные подземные водохранилища. Многочисленные родники, питающие реки и озера, - это места выхода грунтовых вод на поверхность. Перерасход грунтовых вод уменьшает количество родников и вызывает постепенное опускание поверхности суши, так называемую просадку грунта. Почва проваливается в образовавшиеся подземные пустоты, и если это происходит внезапно, то приводит к катастрофическим последствиям.

№ слайда 16

Описание слайда:

Сбросы промышленных предприятий, поверхностные стоки со свалок часто загрязнены тяжелыми металлами и синтетическими органическими веществами. Свинец встречается в пресной воде в растворённом виде. Один из источников свинцового загрязнения - рыболовные грузила, которые постоянно выбрасывают при запутывании лески. От свинца сильно страдают лебеди, проглатывающие грузила вместе с водорослями. Он остаётся в желудке птиц, постепенно растворяясь и вызывая их смерть. «Сломанная шея» (когда мышцы не могут держать длинную шею птицы, и в результате она медленно умирает от голода) является признаком свинцового отравления. Другой тяжёлый металл, кадмий, проникает в пресноводную среду, поражает рыб, а через них попадает в организм человека.

Описание слайда:

Загрязнение и истощение почвы. Плодородная почва - это один из важнейших ресурсов человечества, обеспечивающий производство продуктов питания. Верхний плодородный слой почвы формируется в течение длительного времени, однако разрушиться может очень быстро. Ежегодно вместе с урожаем из почвы изымается огромное количество минеральных соединений - основных компонентов питания растений. Если не вносить удобрения, в течение 50-100 лет может произойти полное истощение почвы.

№ слайда 19

Описание слайда:

Загрязнение и истощение почвы в настоящее время представляет собой особый вид деградации земельного ресурса. При этом выделяют две основные причины подобных негативных изменений. Первая - естественная. Состав и структура почвы может меняться в результате глобальных природных явлений. К примеру, из-за движения литосферных плит, постоянного воздействия значительных воздушных масс или водной стихии. В связи со всеми вышеперечисленными причинами естественного разрушения твердая оболочка Земли постепенно меняет свой облик. В качестве второго фактора, в результате которого происходит загрязнение и истощение почвы, можно назвать антропогенное воздействие. В настоящее время именно оно наносит наибольший ущерб. Рассмотрим этот разрушительный фактор несколько подробнее.

№ слайда 20

Описание слайда:

Деятельность человека как причина деградации почвы Негативное антропогенное воздействие зачастую возникает в результате сельскохозяйственных мероприятий, работы крупных промышленных объектов, строительства зданий и сооружений, транспортного сообщения, а также бытовых нужд и потребностей человечества. Все вышеперечисленное является причинами негативных процессов, носящих название "Загрязнение и истощение почвы". Среди последствий воздействия на земельные ресурсы антропогенного фактора можно назвать следующие: эрозия, подкисление, разрушение структуры и изменение состава, деградация минеральной основы, переувлажнение или, наоборот, иссушение и так далее.

№ слайда 21

Описание слайда:

Сельское хозяйство Пожалуй, именно этот вид антропогенной деятельности можно считать ключевым в вопросе о том, что вызывает загрязнение и истощение почвы. Причины у подобных процессов зачастую связаны между собой. К примеру, сначала идет интенсивное освоение земель. В результате этого происходит развитие дефляции. В свою очередь, пахота способна активизировать водно-эрозионные процессы. Даже дополнительное орошение считается негативным фактором воздействия, поскольку именно оно становится причиной засоления земельных ресурсов. Помимо этого, загрязнение и истощение почвы может происходить в связи с внесением органических и минеральных удобрений, бессистемным выпасом сельскохозяйственных животных, уничтожением растительного покрова и так далее.

№ слайда 22

Описание слайда:

Химическое загрязнение На почвенные ресурсы планеты значительное влияние оказывается со стороны промышленности и транспорта. Именно эти два направления развития деятельности человека приводят к загрязнению земли всевозможными химическими элементами и соединениями. Особо опасными принято считать тяжелые металлы, нефтепродукты и прочие сложные органические вещества. Появление всех вышеперечисленных соединений в окружающей среде связано с работой промышленных предприятий и двигателей внутреннего сгорания, которые установлены в большинстве транспортных средств.

2 класс « Школа России»

Тема: Обобщение к разделу « Зарубежная литература».

Цель урока : 1.Повторить и обобщить знания учащихся;

2.Развивать память, внимание, мышление.

Тест по теме «Литература зарубежных стран».

  1. Напиши имена авторов.

Хогатр____________________________________________________

Перро______________________________________________________

Андерсен___________________________________________________

Слова для справок : Шарль, Ганс Христиан, Эни.

2.Прочитайте отрывки. Напиши названия произведений.

А) « Не боимся мы зверей,

Ни волков, ни медведей!»

А как вышли за калитку

Да увидели улитку –

Испугалися,

Разбежалися!

Б) Давай с тобою вместе

Кружиться весь денёк!

Прощай, прощай, мой милый,

Уже звенит звонок!

В) Растянувшись на траве и притворившись мёртвым, он стал поджидать, когда какой – нибудь глупый кролик, ещё не успевший испытать на собственной шкуре, как зол и коварен свет, заберётся в мешок, чтобы полакомиться припасённым для него угощением.

______________________________________________________________________________

Г) – Большое тебе спасибо и твоим друзьям. Много лет назад злая колдунья превратила меня в безобразного паука.

______________________________________________________________________________

Д) Однажды вечером разыгралась непогода: гремел гром, сверкала молния, дождь лил как из ведра. Вдруг кто – то постучался в городские ворота, и старый король пошёл отпирать.______________________________________________________________________

  1. Соедини героев с названиями произведений.

Фогг « Перчатки»

Сюзон « Мафин и паук»

Маркиз де Карабас « Бульдог по кличке Дог»

Мафин « Сюзон и мотылёк»

Котятки « Кот в сапогах»

4.Напиши из каких произведений эти предметы.

Горошина_______________________________________________________________

Перчатки_________________________________________________________________

Мельница________________________________________________________________

Сарай____________________________________________________________________

Кости____________________________________________________________________

  1. К какой сказке подходят эти пословицы?

А) Красив тот, кто красиво поступает.

Эта пословица подходит к сказке «__________________________________________________________________»

потому, что _________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Б) Красота сердца дороже красоты лица .

Эта пословица подходит к сказке

«____________________________________________________________________________»

потому, что ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение по разделу "Зарубежная литература"

Урок литературного чтения 4 класс Кому-то сказки надоели, А кто-то сказками пленен. И самый лучший наш урок Начнем с знакомых нам имен. gusi-lebedi...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний по сказкам зарубежных писат...

Открытый урок чтения

«По дорогам сказок»

(Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» 4 класс)

Методический комментарий.

Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс показывает глубокий интерес к нему со стороны педагогов. Это обосновано следующими факторами:

    красочность и наглядность информации;

    эстетичность подачи материала;

    использование для расширения кругозора и знаний учащихся дополнительных источников информации, в том числе готовых электронных пособий;

    экономия времени урока;

    возможность разнообразия подачи информации;

    удобство размножения раздаточного материала;

    возможность создания банка дидактических материалов в памяти компьютера;

    другие.

Все эти факторы, несомненно, способствуют повышению эффективности урока .

Для развития познавательного интереса учащихся урок спроектирован и проводится с помощью компьютерной техники. Для удобства использования данного проекта учителями каждый слайд снабжен записями автора, в которых указано рекомендованное время демонстрации слайда и возможные приложения. Многие слайды включают в себя анимацию, гиперссылку и голосовое сопровождение, которые срабатывают по щелчку.

Данный урок способствует формированию у учащихся навыков правильного, осознанного чтения, развивает интерес к чтению, расширяет читательский кругозор, формирует читательские умения.

Ц е л и:

Образовательные:

Усвоения предметных знаний

    Развития навыков выразительного чтения

    Формирования читательских умений

Формирования предметных умений

Формирования умений

    выборочного чтения

    составления плана рассказа

Формирования межпредметных умений (ОУУН)

Развития умений

    выделять общие признаки

    проводить обобщение.

    делать умозаключения.

    самоконтроля и взаимоконтроля.

Развивающие:

Развития речи

Развития умений

    грамотно формулировать мысль

    выражать мысли правильно построенными предложениями

    обогащать словарный запас новыми терминами

Развития внимания

    Через концентрацию.

    Через переключаемость.

    Через мобильность.

Развития познавательного интереса

Развитие интереса к чтению через беседу и подачу информации красочно и наглядно

Воспитательные:

Развития личностных качеств

    Целеустремлённости - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их.

    Чувства собственного достоинства через формирование адекватной самооценки у учащихся.

    Через формирование бережного отношения к природе

Формирования активной жизненной позиции

    Формирование собственной точки зрения и умения её обосновывать.

    Формирование собственных способов учебной деятельности.

    Формирование чувства сопричастности к сохранению Земли – нашему дому.

Оборудование :

1. Звёздочки

2. Презентация (см. Приложение)

3.Для оформления (вещи из сказок)

4. Выставка прочитанных книг

Дополнительная подготовка : заранее прочитать сказки зарубежных писателей либо на уроке чтения, либо на внеклассных занятиях.

ХОД УРОКА

(Класс или зал оформлены вещами из сказок. Например в углу может стоять зонтик Оле-Лукойе, на столе лежит скатерть-самобранка, на стенах – герои сказок, на потолке – звёзды и т. д.)

Ведущий. Ребята, сегодня у нас с вами необычная встреча. Мы отправимся в путешествие. А полетим мы туда на коврах-самолётах. Но у нас их три. Поэтому давайте разделимся на три команды и вперёд.

(Дети делятся на команды, придумывают названия и выбирают капитана.)

Но в путешествие необычное, сказочное. Посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (Слайд 1)

Д: Книгу.

У: Это необычная книга. А как вы думаете, что в ней необычного?

У: Вы очень наблюдательны. Молодцы. Вот сегодня нам и предстоит отправиться в сказочное путешествие по этим странам. Итак, все готовы?

Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, я хочу проверить, насколько вы готовы к полёту. Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде. Вы должны отвечать быстро. Но ответ я принимаю только один и только от капитана. Это правило – неотъемлемое условие путешествия. Если ответили неправильно, то ход перейдёт другим командам. А так, как мы летим на коврах-самолётах, то за правильные вопросы вы будете получать звёздочки. Итак, начали.

1. С кем встречался Колобок во время своего путешествия?

(С зайцем, волком, медведем, лисой)

2. С помощью чего Принц нашёл Золушку?

(При помощи туфельки)

3. Кто тянул Репку?

(Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)

4. Сколько раз забрасывал старик невод?? (Три)

5. К кому шла Красная Шапочка? (К бабушке)

6. Кто разбил Золотое яичко? (Мышка)

7. Что попросила достать старуха солдата из сказки Г. Х. Андерсена?

(Огниво)

8. Кого украла Снежная Королева? (Кая)

9. Друг Соломинки и Уголька со швом на животе? (Боб)

10. Назовите волшебную рыбу из русских сказок? (Щука)

11. Чем укололась Спящая Красавица? (Веретеном)

12. Кого спасла Дюймовочка? (Ласточку)

У. Молодцы! Вы хорошо справились с поставленной задачей. Теперь я вижу, что вы готовы к путешествию, а значит, и к новым заданиям. Итак, посмотрите в нашу книгу, найдите страну Францию, сейчас мы туда отправимся.

ФРАНЦИЯ (Слайд 2)

У.: Волшебники приходят к людям из разных стран, из разных, даже самых отдаленных времен. Посмотрите внимательно на экран. Что вы видите?

Ребята, мы попали в гости к сказкам французского писателя Шарля Перро. И здесь ваше первое задание. Внимание на экран.

Отвечает первая команда. Слайд 3

Отвечает вторая команда. Слайд 4

Отвечает третья команда . Слайд 5

У.: Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. А сейчас мы летим дальше. Посмотрите в нашу книгу, найдите страну германию, сейчас мы туда отправимся.

ГЕРМАНИЯ слайд 6

У.: Эти сказки погружают нас в стихию затейливо-фантастического и одновременно наивного восприятия мира, перемещают нас в детство, и именно в ту чарующую и неуловимую магию, которая таинственным образом разлита в каждой сказке и которая действует на нас совершенно неотразимо.

Так говорят о сказках братьев Якоба и Вильгельма Гримм.

Они родились в захолустном гессенском городе Ханау. Детство их протекало в городе Штайнау.

Братья Гримм начали собирать сказки очень рано, и помогали им в этом совершенно разные люди. А первым им прислал сказку Филипп Рунге. Та сказка называлась “Сказка о рыбаке и его жене”. Кстати, по мотивам которой была написана Пушкиным “Сказка о рыбаке и рыбке”. Сказки присылались со всей Германии. Так появилось на свет много замечательных и любимых всеми, и взрослыми, и детьми сказок, которые читают и до сих пор.

А сейчас на экране будут появляться вопросы. За каждый правильный ответ команда получает звездочку. Не забывайте, что первой будет отвечать та команда, чей капитан быстрее поднимет руку.

Поэтому, сколько звёздочек вы заработаете, будет зависеть только от вас. Будьте внимательны и точны в ответах. А начнём мы с команды, у которой пока меньше звёздочек. (Слайд 8 )

Вопрос для первой команды Что падало вместо слёз из глаз дочери колдуньи?

    (Жемчужины)

Вопрос для второй команды Как звали короля- лягушонка?

    (Железный Гейнрих)

Вопрос для третьей команды Что было написано на поясе Храброго портняжки?

-- («Побил семерых одним махом» )

А сейчас мы продолжаем наше путешествие посмотрим в нашу книгу, найдём страну Данию (слайд 9)

ДАНИЯ (Слайд 10)

У.: Более ста лет тому назад в небольшом провинциальном городке Дании – Оденсе, на острове Фюн, происходили необычайные события. Тихие, чуть сонные улицы Оденсе внезапно огласили звуки музыки. Процессия ремесленников с факелами и знаменами прошествовала мимо ярко освещенной старинной ратуши, приветствуя высокого голубоглазого человека, стоявшего у окна. В честь кого же жители Оденсе зажгли свои огни в сентябре 1869 года?

То был Ханс Кристиан Андерсен, избранный почетным гражданином родного города.

Родился он в 1805 году во время наполеоновских войн, в старом датском городе Оденсе, в семье сапожника. Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшая их, как бы расцвечивая свежими красками и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, тем же старухам богаделкам…

Андерсен прожил долгую жизнь и подарил нам много сказок. По-разному приходят к нам Андерсен. То он потихоньку подкрадывается в комнату и напевает вам, словно добрый волшебник Оле-Лукойе, чудесные сны. То приплывет вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки, нас навсегда пленит любовь мужественной и нежной Русалочки, любовь которой делает ее бессмертной.

Андерсен помогает нам разобраться в людях, помогает понять, что такое Справедливость, Правда, Красота и Любовь, учит ненавидеть ложь и несправедливость.

Часто мне кажется, будто каждый дощатый забор, каждый цветок говорит мне: “Ты только взгляни на меня, и тогда моя история перейдёт к тебе”. И стоит мне захотеть, как у меня тотчас появляются истории.” Х.К. Андерсен

Хорошо ли вы знаете сказки Ханса Кристиана Андерсена? Сейчас на экране будут появляться вопросы. За каждый правильный ответ команда получает звездочку. Не забывайте, что первой будет отвечать та команда, чей капитан быстрее поднимет руку.

Слайд 11

Вопрос для первой команды

Вопрос для второй команды

Вопрос для третьей команды

А сейчас мы продолжаем наше путешествие посмотрим в нашу книгу, найдём страну Англию (слайд 12)

АНГЛИЯ (Слайд 13)

(Звучит музыка, ведущий рассказывает.)

У.: 4 июля 1862 года доктор Доджсон, профессор математики одного их оксфордских колледжей, пригласил своих юных друзей – Лорину, Алису и Эдит, дочерей ректора Лидделла, совершить прогулку по Темзе. С ними отправился и молодой коллега доктора Доджсона Робинсон Дакворт.

Сказку! – кричали девочки, - мистер Доджсон, расскажите нам сказку.

Доктор Доджсон привык к этим просьбам. Стоило ему увидеться с девочками Лидделла, как они тотчас требовали новую сказку и обязательно собственного сочинения.

Героиня у доктора Доджсона носила тоже имя, что и средняя из сестер, его любимица Алиса.

Эта сказка была тем, что происходило на самом деле, пока сестры гостили у доктора: это и Безумное чаепитие в домике с башенками, и время на остановившихся часах – шесть вечера, и старая няня – Мышь-Соня и многое другое…

Ах, мистер Доджсон, как бы мне хотелось, чтобы вы записали для меня приключения Алисы! – воскликнула Алиса, прощаясь с доктором Доджсоном.

Доктор Доджсон обещал. Своим четким круглым подчерком он записал сказку в небольшую тетрадь, украсив ее собственными рисунками. Он назвал ее “Приключения Алисы под землей”

Он и не думал издавать свою сказку. Если бы не случайность она бы так и осталась неизвестной. Книгу прочитали дети известного английского сказочника. И она им так понравилась, что Доджсону пришлось дать согласие на издание своей сказки. Так 4 июля 1865 года, ровно через три года после пикника доктор Доджсон подарил Алисе Лидделл первый экземпляр своей книжки. Он изменил заглавие – сказка теперь называлась “Алиса в стране чудес”, а сам он скрылся за псевдонимом Льюис Кэрролл.

Так была написана эта книга. С тех пор прошло столетие – а книга живет “живее некуда”, как сказал об Алисе Гонец. Слава ее растет. Ее переводили на все языки мира, ставили на сцене, в кино и на телевидении. Она вошла в язык и сознание англичан, как, пожалуй, никакая другая книга. Тот, кто не знает Чеширского Кота и Белого рыцаря, не знает ничего об Англии.

У.: Ребята, сейчас вы должны доказать, что тоже хорошо знаете сказку, не хуже самих англичан. ( Слайд 14).

Вопрос для первой команды

Вопрос для второй команды

Вопрос для третьей команды

Вопрос для первой команды

Вопрос для второй команды

Вопрос для третьей команды

А сейчас мы продолжаем наше путешествие посмотрим в нашу книгу, найдём страну Швецию (слайд 15 )

ШВЕЦИЯ (Слайд 16)

У.: 29 ноября 1907 года в газете провинциального шведского городка Виммербю в рубрике “Родились” среди других объявлений было опубликовано: “У арендатора Самуэля-Августа Эрикссона – дочь Астрид Анна Эмилия”. Так впервые появилось в печати имя Астрид Эрикссон, будущей прославленной писательницы Астрид Линдгрен. А совсем недавно стало известно, что именем Астрид Линдгрен названа одна из вновь открытых звезд. И писательница обрадовалась, что наконец-то она будет летать.

А в детстве писательницы – истоки всего ее творчества. Детская фантазия Астрид, ее братьев и сестер окрашивала их будничную жизнь в праздничные цвета, овевала ее сказочностью. Так однажды утром, в апреле, случилось “чудо”. Детям показалось, что в углу они видят маленького новорожденного дракончика с маленькими злыми глазками. А дальше уже заработала неудержимая детская фантазия. И вот началась новая игра. Каждый день Астрид с братом Гуннаром носили дракончику еду – огарки свечей, шнурки, пробки и прочее, что, как им казалось, нравится драконам. Игра продолжалась до тех пор, пока не надоела детям, и тогда дракончик “исчез”. Но тем не менее прощание с ним оказалось грустным Вдруг дракончик подошел к Астрид, приложил холодную лапу к щеке девочки, его красные глазки были полны слез. И неожиданно – вот чудо! – он полетел. Постепенно дракончик превратился в маленькую черную точку на фоне огненно-красного солнца. А дети услыхали, что он поет, поет звонким тоненьким голоском. В тот вечер Астрид не стала, как обычно, читать сказку. Она лежала под одеялом и оплакивала зеленого дракончика. Вот как было! Став взрослой, Астрид Линдгрен не выронила ключ от ворот детства. Она крепко держит его в руках, и ключ этот помогает ей отпирать ворота в разные уголки жизни.

У.: Ребята, а вы знаете сказки Астрид Линдгрен? Сейчас мы это проверим. Слайд 17

Вопрос для первой команды

Вопрос для второй команды

Вопрос для третьей команды

У.: Молодцы.

А сейчас мы продолжаем наше путешествие посмотрим в нашу книгу, найдём страну Италию (слайд 18)

ИТАЛИЯ (Слайд 19)

(Звучит музыка.)

У.: “Талантливые книги, проникнутые духом современности и в то же время сохраняющие живую связь с народом, традицией”. Так говорят о сказках Джанни Родари (1920 – 1980). Джанни Родари поддерживал живую связь с юными читателями, он еженедельно отвечал со страниц журналов на их многочисленные вопросы. Ответы нередко превращались в миниатюрные рассказы или стихи. Вот как например ответил Джанни Родари на вопрос: “Для чего письмам приклеивают марки?”

Письма и почтовые открытки – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или летят на самолёте. И как всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему билет – почтовую марку. Почтовые марки придумали в Англии более 100 лет тому назад. Одно только плохо: лизать обратную сторону марки не доставляет никакого удовольствия. Ну неужели нельзя придумать для марок клей повкуснее?!

Марки почтовые
Самые разные
Со стороны обратной
Безвкусным и пресным
Клеем намазаны

Лизать их не слишком приятно
Марки вдвойне
Полюбили б ребята.
Если б их клеили
Медом и мятой

Скорее придумайте
Марку отличную,
Которую клеит
Варенье клубничное.
Маркам почтовым
Сладким сиропом фруктовым!!

Вот какие стихи писал Джанни Родари. А как интересно путешествовать с Джанни Родари. В повести-сказке “Путешествие Голубой стрелы писатель переносит читателей в мир кукол, убежавших от “феи”. Вместе с Джельсомино мы попадаем в страну лжецов, где издан всеобщий закон о вранье. А еще “Сказки по телефону”, “Джип в телевизоре”, “Торт в небе” и много-много других. Но сегодня мы с вами поговорим…, а вот о ком, вам и предстоит угадать. На русский язык его имя переводится, как Луковка. Кто это?

Д.: Чиполлино.

У.: Правильно. А кем являются все герои сказки “Приключение Чиполлино”?

Д.: Овощами и фруктами.

У: Внимание на экран Слайд 20

Вопрос для первой команды

Вопрос для второй команды

Вопрос для третьей команды

Каких ещё героев этой сказки вы можете назвать?

    Луковицы: Чиполлино, Чиполлоне, Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и т. д.

    Принц Лимон

    Синьор Помидор

    Профессор Груша

    Кум Черника

    Барон Апельсин

    Герцог Мандарин

    Граф Вишенка

    Синьор Петрушка

    Доктор Каштан

    Синьор Горошек

    Мистер Моркоу

    Мастер Виноградинка

    Кум Тыква

    Фасолинка

    Редиска

У.: Молодцы ребята. Это самое трудное задание, которое только было у меня. Но вы с ним отлично справились. А сейчас давайте подведём итог нашего путешествия.

(Подводятся итоги. Объявляется победитель. Желательно сделать так, чтобы победили все три команды. Каждому участнику игры – подарок - книга с волшебными сказками.)

У.: А сейчас давайте посмотрим на нашу книгу. Что там?

Д. Италия была последней страной, где мы должны были побывать.

У.: Это далеко не все сказочники этих стран. Вспомните, сколько сказок мы прочитали за все время обучения. И сегодня они вам не говорят “Прощай”. Они лишь тихонько шепчут “До свидания”. Потому что как только вы откроете книгу с любыми сказками, будь то сказки русские или зарубежные, народные или авторские, вас снова подхватит ковер-самолет и унесет в далекую волшебную страну, где животные и вещи умеют говорить, где есть много удивительных предметов, которые так хочется иметь сейчас, где существуют рядом простые люди и волшебники, где Добро всегда побеждает Зло, в ту страну, где живет Детство!!!

Литература:

При составлении конспекта были использованы фрагменты из внеклассного мероприятия

по чтению "Что за прелесть эта сказка!" , Вырыпаевой Л. С. Фестиваль педагогических идей 2005/2006 учебный год.

2 класс литературное чтение "Школа России"

Урок 132 . Литература зарубежных стран
(обобщающий урок)

Цель деятельности учителя: создать условия для повторения и обобщения пройденного материала, проверки ЗУН по изученным темам.

Тип урока: контроль и коррекция знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся: оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; получат возможность научиться: проверять себя, сверяя свой ответ с текстом; самостоятельно оценивать свои возможности.

Метапредметные: познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные : высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Личностные: проявляют художественно-эстетический вкус, эстетические потребности, ценности на основе опыта прослушивания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.

м етоды и формы обучения: формы: фронтальная, индивидуальная; методы: словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы: http://narod.ru/disk/4374095001/literaturnoe_chtenie.rar.html

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; презентация; черный ящик (горошина, лоскуток сети, веретено), костюмы для действующих лиц (две короны, кокошник, картонный меч, маски волка и мухи, черная повязка на глаз, серьга из фольги).

ход урока

I. Постановка темы, цели урока.

Сегодня мы проведем урок-обобщение по сказкам зарубежных писателей, выполним много интересных заданий, даже сами попробуем инсценировать сказку.

II. Работа по теме.

1. Узнай сказку.

Дети читают отрывок из сказки, называют автора и название сказки.

«Принцессу поместили на кухне. С первого же дня прислуга стала над ней грубо насмехаться. Однако понемногу к ней привыкли. К тому же она работала очень усердно, и хозяйка не позволяла ее обижать». (Шарль Перро «Ослиная шкура».)

«Сестры очень удивились. Но они удивились еще больше, когда она вынула из кармана второй башмачок и надела его на другую ногу». (Шарль Перро «Золушка».)

«Пойдем, петушок, с нами в город Бремен и станем там уличными музыкантами. Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на балалайке играть, кот будет петь и на скрипке играть, собака петь и в барабан бить, а я петь и на гитаре играть». (Братья Гримм «Бременские музыканты».)

«Первая фея наделила ее красотой, вторая подарила доброту, третья – ум. Три другие феи дали ей способности чудесно петь, танцевать и играть на всех музыкальных инструментах. Неожиданно среди всеобщего веселья раздался резкий смех, и посреди зала возник черный силуэт. Это была старая фея, злая и некрасивая, которую король и королева не пригласили на праздник». (Шарль Перро «Спящая красавица».)

«В саду протекала речка, а у самого ее берега было топкое болото. Здесь-то, в болотной тине, и жила старая жаба со своим сыном. Сын был тоже мокрый и безобразный – точь-в-точь как и его мать, старая жаба». (Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».)

«Милый мой король, вы мне велели, чтоб взяла я с собой из замка самое что ни на есть для меня дорогое да любимое; но нету для меня ничего дороже и милее на свете тебя, – вот я и взяла тебя вместе с собой». (Братья Гримм «Умная дочь крестьянская».)

2. Третий лишний.

Из трех объектов к определённой сказке выберите один лишний и объясните, почему.

3. Черный ящик.

С помощью этого предмета принц определил, настоящая принцесса или нет.

Благодаря этому предмету все уснули на сто лет.

Этим предметом укуталась дочь крестьянина, прежде чем прийти к королю.

4. Иллюстрация к сказке.

Определите по иллюстрации сказку и автора.

«Синяя борода», Ш. Перро.

«Умная дочь крестьянская», Ш. Перро.

«Русалочка», Г.-Х. Андерсен.

«Кот в сапогах», Ш. Перро.

«Бременские музыканты», братья Гримм.

«Спящая красавица», Ш. Перро.

«Принцесса на горошине», Г.-Х. Андерсен.

«Золушка», Ш. Перро.

5. Опорные слова.

По опорным словам дети определяют сказку.

Физкультминутка «Мы артисты».

Сегодня мы будем слушать сказку про Ивана-царевича. Но вам придется не только слушать ее, но и показывать. Выберем исполнителей. Итак, сказка начинается.

«Жили-были Царь и Царица. Жили они в любви и согласии. И была у них дочка-красавица, которую они очень любили. Звали ее Царевна.

Царевна выходит, садится рядом с родителями.

Царь и Царица часто гладили Царевну по голове и никогда не бранили. А у Царевны был жених – Иван-царевич.

Выходит Иван и гордо прохаживается перед зрителями.

Был он юноша бравый, сильный и героический. Он часто приезжал в гости к своей невесте верхом на Сером Волке.

Иван «верхом» на Сером Волке мчится к Царевне и садится рядом.

Сядет, бывало, Иван-царевич рядом с Царевной, глядит на нее – не наглядится. Возьмет, бывало, Царевну за белы рученьки, смотрит на нее – не насмотрится. Часто Иван-царевич рассказывал Царевне о своих подвигах – как он дрался браво и героически. Расскажет и уедет верхом на Сером Волке.

Иван уезжает на Сером Волке.

Но вот однажды ворвался во дворец к Царю и Царице злой Соловей-разбойник со своими разбойниками.

С криком врывается банда разбойников и пугает присутствующих.

Разбойники сначала напугали всех, а потом похитили Царевну – схватили ее и утащили в дремучий лес.

Сцена похищения.

Иван-царевич, ни о чем ни подозревая, прискакал на Сером Волке во дворец Царя, а там родители рыдают навзрыд. Родители все ему рассказали. Иван-царевич сел на Серого Волка и поскакал в дремучий лес освобождать Царевну.

Скачет к трем деревьям.

Долго ли, коротко ли скакал Иван-царевич, наконец увидел разбойников. Он бесстрашно налетел на них. Разбойники испугались и убежали. Затем Иван-царевич взял Царевну за руку, сел вместе с ней на Серого Волка и поскакал в царский дворец. Царь и Царевна стали обнимать дочку, целовать ее. А Царь сказал: «Раз ты спас ее, то женись!» И устроили они пир на весь мир. Тут и сказке конец, а кто ее поставил – молодец.

6. Кроссворд.

Вопросы:

1. Сказка «Красная…» (Шапочка.)

2. В какой город отправились осел, петух, собака и кот? (Бремен.)

3. Что потеряла Золушка на балу? (Туфелька.)

4. Сказка «Синяя…» (Борода.)

5. Какой предмет велел король спрятать от дочери? (Веретено.)

6. Какой предмет нашли в земле отец с дочерью, перекапывая землю? (Ступка.)

7. Кто перехитрил людоеда? (Кот.)

8. Драгоценный металл, из которого был сделан гусь. (Золото.)

9. Жених Дюймовочки, который ненавидел Солнце. (Крот.)

10. Что положили под перину принцессе? (Горошина.)

III. Итоги урока. Рефлексия.

Какой раздел вы сегодня изучили?

С каким настроением уходите с урока? Что больше всего понравилось на уроке?

Продолжите предложение:

Мне было интересно…

Мне захотелось…

Я узнал, что…

У меня получилось…

Домашнее задание: выполнить рисунок к понравившейся сказке.

Цели: помочь учащимся обобщить знания по разделу; провести диагностику скорости чтения; развивать память, внимание, мышление, речь.

Планируемые результаты : учащиеся должны хорошо знать прочитанные произведения, их авторов; ориентироваться в тексте изученного произведения; воспринимать на слух художественное произведение; определять и характеризовать героев произведений; придумывать окончание произведения; пересказывать подробно по составленному плану.

Оборудование: карточки с отрывками из прочитанных произведений; текст для проверки техники чтения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей урока

— Сегодня мы проведем урок-игру по произведениям зарубежных писателей. Давайте вспомним, какие произведения мы прочитали в этом разделе. (Дети называют произведения.)

III. Работа по теме урока

1. Игра «Узнайте сказку»

Учитель приготовил карточки с отрывками из сказок. Ученик выходит к доске, вытягивает карточку, читает отрывок и называет сказку.

Карточка 1

И волк бросился изо всех сил бежать по самой короткой дороге, а девочка побрела шажком по самой длинной. На пути она собирала орехи, гонялась за бабочками, рвала цветы. Она еще забавлялась дорогою, как волк уже прискакал к бабушкиному дому. («Красная Шапочка».)

Карточка 2

Наряд оказался и впору и к лицу, а так как маркиз и без того был малый хоть куда — красивый и статный, то, приодевшись, он, конечно, стал еще лучше, и принцесса, поглядев на него, нашла, что он как раз в ее вкусе. («Кот в сапогах».)

Карточка 3

В яме, откуда люди брали песок, чтобы посыпать дорожки, возились два неразлучных друга: страус Освальд и червячок Вилли. Услыхав о собрании, они очень оживились и тотчас же отправились в сарай. Овечка Луиза была в саду и плела гирлянду из маргариток. Стоило только ослику заикнуться о собрании, как она со всех ног полетела в сарай... («Мафии и паук».)

Карточка 4

За воротами стояла принцесса. Но, боже, в каком она была виде! Потоки дождевой воды стекали по ее волосам и платью на носки туфель и вытекали из-под каблуков. И она еще уверяла, что она настоящая принцесса. («Принцесса на горошине».)

Карточка 5

Однажды двадцать пять портных

Вступили в бой с улиткой.

В руках у каждого из них

Была иголка с ниткой. («Храбрецы».)

3. Хогарт «Красная Шапочка»

Ш. Перро «Принцесса на горошине»

Г.Х. Андерсен «Котауси и мауси»

К. Чуковский «Мафии и паук»

3. Игра «Слова и названия»

1. Из данных слов составьте названия сказок. Принцесса, паук, кот, шапочка, красная, Мафии, горошина, сапоги. («Принцесса на горошине». «Мафин и паук». «Кот в сапогах». «Красная Шапочка».)

2. По опорным словам отгадайте название сказки.

Бабушка, девочка, волк. («Красная Шапочка».)

Король, кот, людоед. («Кот в сапогах».)

Ослик, паук, овечка. («Мафин и паук».)

Принцесса, дождь, горошина. («Принцесса на горошине».)

IV. Физкультминутка

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три! Дыши ровнее!

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильнее!

V. Продолжение работы по теме урока

1. Тест

1. Что досталось в наследство старшему брату?

а) мельница; +

2. В кого не превращался людоед?

а) в тигра; +

б) в мышь;

в) в льва.

3. Что несла Красная Шапочка бабушке?

б) пирожок; +

в) пирожное.

4. Как звали овечку из сказки «Мафин и паук»?

б) Луиза; +

5. Какой пух был в перинах принцессы?

а) лебединый;

б)овечий;

в) гагачий. +

6. Сколько перин постелила старая королева?

2. Диагностика техники чтения

(См. Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению.)

VI. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VII. Подведение итогов урока

— Мы закончили работу по учебнику «Литературное чтение. 2 класс». У вас появились любимые произведения: сказки, рассказы, стихотворения.

— Какое произведение вам особенно запомнилось, стало любимым?

— Какое стихотворение вы можете рассказать наизусть?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений.