Основы внутреннего и внешнего финансирования бизнеса. Источники финансирования среднего и малого бизнеса

Инвестирование необходимо не только в период запуска дела, но и в течение всего его функционирования. Источники финансирования бизнеса могут быть из личных средств и поступающие извне. Внешние капиталы привлекаются в момент нехватки собственных для погашения задолженности, или как помощь при расширении производственной линейки. В России государство также оказывает поддержку предпринимателям, ежегодно информируя о ее характере социальные службы.

[ Скрыть ]

Классификация источников финансирования

Основные источники финансирования бизнеса делятся на следующие виды:

  • кредиторы;
  • инвесторы;
  • собственные финансы.

Финансировать предпринимательство самостоятельно могут позволить себе компании, которые наладили рабочий процесс в соответствии со своим бизнес-планом. В большинстве случаев предприниматель пользуется поддержкой со стороны других внешних источников. Следует помнить, что использование стороннего капитала увеличивает расходы за счет отчислений.

Внутренние источники

Когда предприятие может финансироваться самостоятельно, без привлечения помощи со стороны, у собственника есть полный контроль над бизнесом.

Примеры внутренних источников финансирования:

  1. Чистая прибыль. Вложение большей части средств в дальнейшее развитие позволяет обеспечить успешное существование и снизить риск разорения.
  2. Амортизационные отчисления. Тот денежный актив, который мог быть потрачен на ремонт и обслуживание оборудования.
  3. Кредиторская задолженность. Предполагает отсрочку банковских платежей с увеличением их размера в будущем. Можно использовать, как временную меру.
  4. Удержание заработной платы работникам предприятия. По финансовым документам происходит расчет и начисление зарплаты, которая фактически не выплачивается. Задержка может быть краткосрочной мерой.
  5. Факторинг. Этот источник подразумевает отсрочку платежа по соглашению с компанией-поставщиком или производителем нужных комплектующих.
  6. Сброс активов. В случае, когда предприятие имеет направление с убыточной, нулевой или малой прибыльностью, можно избавиться от такой линии в пользу другой.
  7. Резервный фонд. Средства, предназначенные для непредвиденных финансовых расходов.
  8. Оптимизация процесса. Распределение финансирования на наиболее прибыльное производство или создание нового дополнительного источника дохода.

Государственное финансирование

Программы поддержки начинающих предпринимателей размещаются на сайте Министерства Финансов. Для получения помощи от государства, необходимо составить бизнес-план с обязательным указанием сроков окупаемости.

Важно учитывать, что для получения финансов недостаточно одного утверждения бизнес-плана, необходимо иметь в наличии собственные ресурсы. Государство покрывает расходы предпринимателя частично, в зависимости от вида помощи. Или становится заказчиком производимых товаров и услуг.

Межбюджетные государственные отношения

В 2019 году предусмотрены такие виды государственной поддержки:

  • бесплатное консультирование по юридическим и другим вопросам;
  • оплата образования, необходимого для реализации бизнес-идеи;
  • помощь в приобретении производственных мощностей по минимальной стоимости;
  • денежная помощь в процессе производства (частично) и аренды государственных помещений;
  • финансирование 20% от стоимости приобретаемого сырья;
  • частичное погашение кредитов;
  • гранты;
  • субсидии;
  • льготное участие в таких мероприятиях, как выставка или ярмарка;
  • бизнес-инкубатор (выгодная аренда гос. помещений);
  • гарантирование обязательств предпринимателя перед банком.

О государственной поддержке малого и среднего бизнеса в России подробно говорится в видео, взятого с канала «Актив Финанс Групп».

Дотации

Дотации подразумевают однократную помощь со стороны государства. Размер помощи регулируется Бюджетным Кодексом РФ. Счетная Палата обязательно будет контролировать движение выделенных финансов. В случае их растраты на нужды, отличающиеся от указанных в бизнес-плане, государство в дальнейшем не станет помогать и покрывать издержки. Как правило, дотации выделяются предпринимателям, производящим товары, входящие в потребительскую корзину, или приносящие пользу региону. В основном — это сельское хозяйство.

Налоговые льготы

В Законе РФ №477-Ф3 говорится о возможности временного послабления для предпринимателей. При соблюдении определенных условий, предприниматель может быть освобожден от уплаты налогов сроком на 2 года. Для получения льгот, необходимо иметь первую регистрацию с упрощенной системой налогообложения (УСН) или патентом (ПСН).

Скриншот главной страницы Единого реестра Налоговые каникулы Какие налоги необходимо оплатить при наличии субсидии Сроки налоговых каникул

Кредитование

Кредит от государства бывает нескольких форм:

  • выделение денежных средств;
  • гарантирование банковского займа;
  • содействие в экспорте.

Проценты на кредитные средства будут ниже, чем в банке. При получении денег на погашение кредита, возможно получить отсрочку по выплатам.

Кредитование банками

Получить банковский кредит возможно под залог имущества или оборотных средств. Банки предоставляют разные программы кредитования для малого и среднего бизнеса. Как правило, сумма не превышает 1 млрд рублей, и выдается на срок до 3 лет. Ставка по кредиту составляет 10-11% годовых и не может быть выше. Средства выделяются на приобретение оборудования или для других целей, оговариваемых в договоре. При этом, банк, дающий кредит, становится бизнес-партнером. Это дает ему право контролировать финансовое состояние предпринимателя до момента полного погашения кредита и процентной ставки по нему.

Существует ряд отраслей, которым кредиторы отдают предпочтение:

  • сельское хозяйство;
  • строительство;
  • транспортные перевозки;
  • производство продуктов питания;
  • услуги связи.

Лизинг

Лизинг подразумевает долгосрочную аренду собственности, оборудования и /или налоговые льготы. В последнем случае, когда речь идет об аренде предпринимателем помещения или производственных мощностей, субсидия может быть предоставлена и арендодателю.

Лизинг предполагает возможность выкупить арендуемые активы:

  • предприятие;
  • земельный участок;
  • строение;
  • транспортное средство;
  • имущество.

Преимущество данного способа кредитования заключается в том, что не нужно предоставлять залог. Если предприниматель выкупает активы, он выплачивает их реальную фактическую стоимость — без наценки. Но при оформлении кредита необходимо оплатить до 30% от оценочной стоимости активов.

В России лизингуются не все виды деятельности. Это зависит от формы налогообложения.

Сумма платежей займа относится к фонду издержек предприятия и на нее начисляется НДС.

Торговые займы

Эти отношения предполагают предоставление отсрочки по платежам от фирм, с которыми сотрудничает предприниматель. Это относится к сфере торговли, когда происходит реализация товара другого поставщика. Возможна форма отношений в виде обмена. Товар меняется на другой товар или услугу.

Долевое финансирование

Этот вид получения помощи предполагает привлечение инвестора, который становится совладельцем бизнеса. Он осуществляет единоразовый взнос в уставный фонд с возможными дальнейшими вложениями. Иногда инвестирование касается какого-то одного из направлений.

Облигации

Облигации представляют собой кредит с процентом. Выплачивает его предприниматель инвестору.

Возможны следующие варианты:

  1. Купон. Погашение займа осуществляется 2 раза в течение 12 месяцев. Условия могут быть и другими, например 3-4 раза. Это прописывается в облигациях. Процентная ставка (годовая) разбивается соответственно.
  2. Дисконт. В данном случае процентная ставка плавающая.

Разновидность облигации в зависимости от сроков выдачи:

  • краткосрочные — 1-2 года;
  • среднесрочные — 5-7 лет;
  • долгосрочные — от 7 лет.

Овердрафт

Овердрафт — это банковское кредитование путем открытия кредитного счета, привязанного к основному счету предпринимателя. Максимальный размер данного вида займа составляет 50% от среднего оборота средств предприятия за месяц. Кредит гарантирует обеспечение выплат по любым нуждам компании, если в конкретный момент личных средств предприятия не хватает. Банк взимает плату за обслуживание основного счета и выставляет кредитный процент, когда предприниматель не погашает задолженность в оговорённые сроки. Происходит такое погашение путем синхронизации с основным счетом и автоматическим переводов денег.

Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства. Причины несовершенства финансовых рынков по отношению к малым предприятиям. Анализ малого бизнеса как модели экономической деятельности. Развитие рынка долгосрочного кредита в России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения

Российской Федерации

Фармацевтический факультет

Кафедра управления и экономики фармации

на тему: Основные источники финансирования деятельности малого (индивидуального) предпринимательства

Еремеева М.Н.

Томск -- 2014

Введение

Предпринимательская деятельность - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ) .

Можно выделить следующие его признаки:

Первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества.

Следующий бесспорный признак предпринимательской деятельности -- ее осуществление на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность. Такой риск включает принятие на себя предпринимателем как собственником имущества не только могущих произойти неблагоприятных последствий, но и дополнительного (специфического предпринимательского) риска в обязательственных отношениях .

Малое предпринимательство (малый бизнес) -- предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения .

Финансирование деятельности малого предпринимательства представляет собой обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами на их становление и развитие. Объем финансирования определяется на основе запланированных расходов и источников их обеспечения. Финансирование осуществляется из разных источников на разных этапах своего стратегического развития .

1. Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства

Правовое положение субъектов малого предпринимательства определено Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 05.07.2010 г.) «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты - индивидуальные предприниматели, малые предприятия, в том числе и микропредприятия и средние предприятия (ст. 4 указанного Закона).

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства .

2. Источник финансирования деятельности малого предпринимательства

Любое малое предприятие для осуществления своей хозяйственной деятельности нуждается в финансовых средствах либо в виде заемного, либо в виде собственного капитала. В зависимости от источника выделяют внешнее и внутреннее финансирование (рис. 1).

Рис. 1. Источники финансирования малых предприятий .

Источниками собственных средств являются:

· уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников);

· резервы, накопленные предприятием;

· прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).

К основным источникам привлеченных средств относятся:

· ссуды банков;

· заемные средства;

· средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;

· кредиторская задолженность.

Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридической причине -- в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами.

Основными источниками финансирования являются собственные средства. Приведем краткую характеристику этих источников.

Уставный капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия. Содержание категории “уставный капитал” зависит от организационно-правовой формы предприятия:

· для государственного предприятия -- стоимостная оценка имущества, закрепленного государством за предприятием на праве полного хозяйственного ведения;

· для товарищества с ограниченной ответственностью -- сумма долей собственников;

· для акционерного общества -- совокупная номинальная стоимость акций всех типов;

· для производственного кооператива -- стоимостная оценка имущества, предоставленного участниками для ведения деятельности;

· для арендного предприятия -- сумма вкладов работников предприятия;

· для предприятия иной формы, выделенного на самостоятельный баланс, -- стоимостная оценка имущества, закрепленного его собственником за предприятием на праве полного хозяйственного ведения.

При создании предприятия вкладами в его уставный капитал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. В момент передачи активов в виде вклада в уставный капитал право собственности на них переходит к хозяйствующему субъекту, т. е. инвесторы теряют вещные права на эти объекты. Таким образом, в случае ликвидации предприятия или выхода участника из состава общества или товарищества он имеет право лишь на компенсацию своей доли в рамках остаточного имущества, но не на возврат объектов, переданных им в свое время в виде вклада в уставный капитал. Уставный капитал, следовательно, отражает сумму обязательств предприятия перед инвесторами.

Уставный капитал формируется при первоначальном инвестировании средств. Его величина объявляется при регистрации предприятия, а любые корректировки размера уставного капитала (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами.

Формирование уставного капитала может сопровождаться образованием дополнительного источника средств -- эмиссионного дохода. Этот источник возникает в случае, когда в ходе первичной эмиссии акции продаются по цене выше номинала. При получении этих сумм они зачисляются в добавочный капитал.

Прибыль является основным источником средств динамично развивающегося предприятия. В балансе она присутствует в явном виде как нераспределенная прибыль, а также в завуалированном виде -- как созданное за счет прибыли фонды и резервы. В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит от многих факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов. Вместе с тем в действующих нормативных документах заложена возможность определенного регулирования прибыли руководством предприятия. К числу таких регулирующих процедур относятся:

· варьирование границей отнесения активов к основным средствам;

· ускоренная амортизация основных средств;

· применяемая методика амортизации малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

· порядок оценки и амортизации нематериальных активов;

· порядок оценки вкладов участников в уставный капитал;

· выбор метода оценки производственных запасов;

· порядок учета процентов по кредитам банков, используемых на финансирование капитальных вложений;

· порядок создания резерва по сомнительным долгам;

· порядок отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных видов расходов;

· состав накладных расходов и способ их распределения.

Прибыль -- основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами.

Добавочный капитал как источник средств предприятия образуется, как правило, в результате переоценки основных средств и других материальных ценностей. Нормативными документами запрещается использование его на цели потребления.

Специфическим источником средств являются фонды специального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, находящихся на полном бюджетном финансировании, и др.

Сравнение различных методов финансирования позволяет предприятию выбрать наиболее оптимальный вариант финансового обеспечения операционной деятельности и расходов капитального характера. Необходимо также отметить, что развитие рынка долгосрочного кредита в России возможно только при условии стабилизации хозяйственной системы, т.е. преодоления спада производства, снижения темпов роста инфляции (до 3-5% в год), уменьшения учетной ставки банковского процента до 15-20% годовых, ликвидации значительного бюджетного дефицита .

Самым распространенным из внешних источников финансирования являются кредиты, выдаваемые малому бизнесу.

Кредитованием малого бизнеса, как правило, занимаются кредитные организации -- банки, а также специализированные финансовые организации. Понятно, что кредит под малый бизнес является доминирующим среди всех источников финансирования, так как основными держателями денежных средств являются банки. У предприятий же, или как говорят, у предприятий реального сектора экономики, деньги являются исключительно средством предпринимательского процесса и постоянно находятся в движении. Банки же наоборот консолидируют денежные средства, поэтому банк -- это один из основных финансовых институтов, где можно взять деньги на организацию и развитие своего бизнеса много и надолго. предпринимательство финансовый бизнес кредит

Хотя кредитование малого бизнеса и является доминирующим среди всех источников внешнего финансирования, реально же получить кредит под малый бизнес очень непросто. Несмотря на то, что в последнее время появились предложения для малого бизнеса -- кредит за один день, реальное состояние дел с кредитованием малого бизнеса оставляет желать лучшего.

Основная причина этого в том, что банки рассматривают малый бизнес как самый рискованный и незащищенный. Более того, малый бизнес, как правило, не спешит показывать свою капитализацию, поэтому и банки понимая это, считают, что малый бизнес недолговечен, и соответственно не надежен в качестве клиента для кредитования. Из-за этого банки предъявляют особые требования для получения кредита под малый бизнес .

3. Финансовые проблемы малого бизнеса и микрофинансирование

Основные проблемы в развитии малых предприятий носят также финансовый характер, что проявляется: - в сокращении платежеспособного спроса на продукцию малых предприятий;

Отсутствии оборотных средств в связи со значительным сокращением оборотов (объемов производства и продаж) у малых предприятий (особенно в строительстве, производстве стройматериалов, грузоперевозках, торговле непродовольственными товарами);

Росте просроченной кредиторской задолженности фирм перед банками, лизинговыми компаниями и контрагентами при отсутствии системы ее реструктуризации;

Разворачивании системы неплатежей;

Отсутствии доступа к банковскому кредитованию (в связи с ужесточением требований к заемщикам и ростом процентных ставок по кредитам).

На сегодняшний день финансирование малого бизнеса осуществляется за счет трех основных источников: собственный капитал, бюджетные средства и кредитование. При этом структура распределения выглядит следующим образом: бюджетные средства и кредиты составляют не более 10%, притом, что основная часть этих источников приходится на собственный капитал. Такая диспропорция отражается на структуре оборота малых предприятий. Имея значительный объем оборота (за первое полугодие 2010 года он составил 4 454 481,9 млн. руб.) малый бизнес демонстрирует прибыль не более 1%. Данная тенденция свидетельствует об отсутствии у малого бизнеса средств на его расширенное воспроизводство. Эта же тенденция обуславливает высокую долю теневого наличного оборота. Преодоление данной проблемы возможно на основе расширения доступа малого бизнеса к «дешевым» ресурсам. Значительную роль в этом могло бы сыграть микрофинансирование. Под микрофинансовой деятельностью понимается деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование) .

4. Краткие анализы малого предпринимательства

Таблица 1. Сравнительный анализ преимуществ и недостатков малого предпринимательства

Роль малого предпринимательства в экономике страны

Таблица 2. Анализ малого бизнеса как модели экономической деятельности

Рисунок 2. Укрупненное «дерево» проблем российского малого предпринимательства

5. Причины несовершенства финансовых рынков по отношению к мелким предприятиям

Рисунок 3

6. Финансовые инструменты, используемые для увеличения притока различных видов финансирования в малые предприятия

Рисунок 4

Заключение

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, без чего рыночная экономика невозможна.

В развитых странах со сложившейся рыночной экономикой малое предпринимательство пользуется государственной поддержкой, поскольку оно обеспечивает необходимую для нормального функционирования народного хозяйства конкурентную среду, способствует росту промышленной продукции, совершенствованию технологических процессов, снижению безработицы. Государственная поддержка особенно нужна малому предпринимательству в условиях перехода плановой экономики к рыночной, когда предприниматели вступают в конкурентную борьбу со сложившимися за долгие годы монопольными структурами, главенствующими на внутреннем и внешнем рынке, обладающими большими финансовыми, материальными и людскими ресурсами и, как правило, базирующихся на наиболее эффективных источниках сырья.

Список литературы

1. Батычко, В.Т. Предпринимательское право / В.Т. Батычко // Административно - управленческий портал [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Таганрог, 2011.

2. Буев, В. Малый бизнес: текущее состояние и проблемы финансирования / В. Буев, А. Шамрай, А. Шестоперов // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Москва, 2010

3. Бурлуткин, Т.В. Анализ источников финансирования малых предприятий / Т.В. Бурлуткин // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса, - 2012. - № 3 (20). - С. 243

4. Источники финансирования предприятий [Электронный ресурс] / СТАРТАП - 2012.

5. Кошелева Т.Н. Финансирование деятельности малого предпринимательства в процессе его стратегического развития / Т.Н. Кошелева // Институт бизнеса и права [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - СПб, 2010

6. Михайлов А. Финансирование малого бизнеса - кредиты под малый бизнес

7. Малое предпринимательство [Электронный ресурс] / Википедия - свободная энциклопедия. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Малое_предпринимательство. - Загл. с экр.

8. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы: учебное пособие / сост. В.П. Попков, Е.В. Евстафьева. - СПб, 2007. - 67 - 70 с., 202- 203 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Развитие малого предпринимательства в России и его современное значение. Критерии отнесения предприятий к малым. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса в РФ. Анализ различных режимов налогообложения, оценки эффективности их применения.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2014

    Теоретическая характеристика экономической сущности инвестиционной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Инвестиционные ресурсы и источники их финансирования. Оценка инфраструктуры малого и среднего предпринимательства а Республике Казахстан.

    дипломная работа , добавлен 09.11.2010

    Понятие субъектов малого предпринимательства и государственная регистрация субъектов малого предпринимательства. Анализ финансово экономических показателей на примере ООО "Окей Сервис". Нормированное регулирование налогообложения субъектов малого бизнеса.

    дипломная работа , добавлен 26.11.2008

    Обзор состояния налоговой системы Украины, места налогов в экономической системе и развитии малого предпринимательства. Изучение нормативно-правового механизма налогообложения субъектов малого бизнеса и его влияния на социально-экономические результаты.

    статья , добавлен 19.11.2011

    дипломная работа , добавлен 01.12.2017

    Количественные показатели деятельности малого бизнеса в Бийске Алтайского края за 2006-2007 годы. Характеристика налоговых поступлений в местный бюджет по субъектам малого бизнеса. Программные мероприятия, направленные на поддержку предпринимательства.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Проведение анализа действующей системы льготного налогообложения малого бизнеса: определение принципов, преимуществ и недостатков. Изучение практики применения специальных режимов наложения пошлин на субъектов малого предпринимательства в России.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2010

    Эволюция системы налогообложения малого предпринимательства. Упрощённая система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Единый налог на вменённый доход для определенных видов деятельности.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2005

    Основные этапы развития и законодательного определения малого и среднего предпринимательства в России. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2016

    Понятие малого бизнеса, его статистика. Анализ упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства. Проблемы российского малого бизнеса, пути их решения. Законодательство РФ и предложения по изменению системы государственной поддержки.

магистрант

Бутрина Юлия Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Аннотация:

В данной статье произведен анализ источников финансирования малого и среднего бизнеса в России. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что развитие малого бизнеса – важное условие стабильности экономики, полноценных рыночных отношений. В статье рассмотрены различные источники финансирования малого и среднего предпринимательства, детально изучены условия предоставления материальной помощи.

This article analyzes the sources of financing for small and medium business in Russia. It is very relevant article due to the fact that the development of small businesses is an essential condition for economic stability, full-fledged market economy. The article describes the various sources of financing to small and medium-sized entrepreneurship, studied in detail the conditions for granting financial assistance.

Ключевые слова:

источники финансирования малого и среднего бизнеса; ассигнования из государственного бюджета; кредитование; лизинг.

sources of financing small and medium-sized businesses; public budgets; loans and leasing.

УДК 33

Актуальность данной статьи заключается в том, что развитие малого бизнеса - важное условие стабильности экономики, полноценных рыночных отношений. В настоящее время малый бизнес обладает огромным потенциалом, позволяющим ему сделать рывок вперед в целях подъема российской экономики. Обеспечение занятости населения, наполнение потребительского рынка товарами, создание необходимого уровня конкуренции, формирование среднего класса - эти задачи выполняет малый бизнес. Но возникает масса сложностей в процессе создания и развития малых предприятий. Одна из наиболее важных проблем - недостаток денежных средств.

Для создания малого или среднего бизнеса необходим стартовый капитал. Не имея определенной денежной суммы для приобретения основных средств или капитальных вложений, необходимо рассмотреть следующие варианты финансирования проекта:

Таблица 1 - Сравнительный анализ способов финансирования инвестиционного проекта

Критерии сравнения

Способы финансирования проекта - покупка основных средств

ассигнования из бюджетов разных уровней

привлечение банковского кредита

приобретение в лизинг

Источник финансирования

Муниципальные, региональные и Федеральный бюджет РФ

Банковский кредит до 100 % стоимости оборудования

Собственные и привлеченные средства лизинговой компании

Сроки финансирования

Единовременно

От 1 до 3 лет (зависит от вида оборудования икредитной истории заемщика)

От 1 до 7 лет

(зависит от вида имущества и срока его полезного использования)

Условия оплаты

Погашение «тела» кредита траншами в течение срока действия договора

Ежемесячные платежи в течение всего срока договора лизинга (возможна отсрочка первого платежа)

Стоимость способа финансирования

Уплата в бюджет города не менее 50 % от общей суммы налогов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в период действия договора о предоставлении субсидии

Проценты по кредиту + различные комиссии

Общее удорожание имущества за срок договора лизинга, отнесенное к стоимости имущества

Источники погашения привлеченных средств

Амортизационные отчисления, чистая прибыль

Оборотные средства

Дополнительные требования, связанные со способом финансирования

1. Отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на день подачи Заявки.

2. Отсутствие проведения в отношении субъекта МСП процедуры ликвидации или банкротства на день подачи Заявки.

3. Отсутствие приостановления деятельности субъекта МСП в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи Заявки.

4. Отсутствие нарушений субъектом МСП договорных обязательств, обеспеченных за счет средств бюджета города на день подачи Заявки.

5. Отсутствие незавершенных договоров на предоставление субсидии из бюджета города на день подачи Заявки.

6. Срок со дня государственной регистрации предприятия не превышает двух лет.

Требования банка о предоставлении гарантии, поручительств, обоснование эффективности проекта и расчета окупаемости. Открытие счета в банке и поддержание установленных оборотов по счету

Возможность ежемесячного аккумулирования денежных средств для обеспечения лизинговых платежей

Дополнительные гарантии по возврату инвестиций

Обязательное предоставление поручительства, залог ликвидного имущества, частичный аванс по финансированию проекта из собственных средств

Залогом является само имущество, переданное в лизинг, находится в собственности лизингодателя до полного исполнения условий договора. Аванс по договору лизинга до 30 % от стоимости имущества

Недостатки

1. Субсидии предоставляются в размере не более 50% общего объема затрат субъекта МСП на реализацию Проекта, определяемого суммой как фактически заявленных и документально подтвержденных затрат, так и планируемого объема затрат, предусмотренного сметой Проекта и обоснованного в бизнес-плане Проекта.

2. Большой список претендентов.

3. Длительный срок рассмотрения Заявки (10 рабочих дней) по сравнению с банковским кредитом (2 часа).

Изменяется соотношение собственных и заемных средств (увеличенная доля заемных средств в текущих пассивах)

Невыгодно для небольших сделок, для малорентабельного бизнеса, для предприятий, использующих упрощенную систему налогообложения.

Преимущества

1. Безвозмездное предоставление денежных средств.

2.Не требуется предоставления залога, поручительства, гарантии.

1. Возможность снижения налога на прибыль путем отнесения процентов по кредиту на себестоимость в размере ставки рефинансирования.

2. В некоторых случаях дешевле, чем лизинг.

1. Возможность применения ускоренной амортизации.

2. Перераспределенная во времени уплата налога на прибыль за счет ускоренной амортизации.

3. Экономия в уплате налога на имущество за счет ускоренной амортизации.

4. Лизинговые платежи в полном объеме уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

5. Обязательства по лизингу не влияют на соотношение собственных и заемных средств

6. Срок договора лизинга сопоставим со сроком амортизации имущества.

Изучив таблицу 1, можно сделать вывод, что у каждого из предложенных способов финансирования есть свои недостатки и преимущества, поэтому необходимо их рассмотреть на более конкретных примерах.

Развитию малого и среднего предпринимательства, как основному источнику трудоустройства населения и повышения их социального благосостояния, уделяется повышенное внимание со стороны Правительства РФ. Государственная помощь малому и среднему бизнесу рассматривается как своего рода форма государственных инвестиций в обеспечение устойчивого социально-экономического роста. Финансовая поддержка малому бизнесу поступает от администраций разного уровня.

На федеральном уровне, в соответствии с законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 23 июля 2013 г. № 238-ФЗ , создана программа «Экономическое развитие и инновационная экономика». В рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» - распределение и предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего бизнеса. Целью данной подпрограммы является увеличение субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике РФ. Ассигнования из федерального бюджета на реализацию подпрограммы составляют: на 2013 год - 19815041,8 тысяч рублей, на 2014 год - 21569755,1 тысяч рублей. Ожидаемые результаты: увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тысячу человек населения Российской Федерации с 42,2 единицы в 2012 году до 52,7 единицы в 2020 году;общее количество получателей государственной поддержки к 2020 году не менее 1 650 000 единиц;общее количество вновь созданных рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства к 2020 году не менее 980 000 рабочих мест.

Динамические и структурные параметры дальнейшего развития малого бизнеса во многом зависят от своевременной реакции органов власти на изменение ситуации в экономике региона. Особое значение в создании благоприятной среды имеет разработка региональной программы поддержки и развития малого предпринимательства.

В соответствии с законом Челябинской области от 27.03.2008 г. № 250 ЗО «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области» утверждена областная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2012-2014 годы». Целью данной программы является:

Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тысячу человек населения в 2013 году - до 45,5 единицы, в 2014 году - до 46,7 единицы;

Увеличение доли оборота малых и средних предприятий в общем обороте организаций в 2013 году - до 26,3 процента, в 2014 году - до 27,2 процента;

Увеличение выпуска товаров (выполнения работ, оказания услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства - получателями поддержки на один рубль вложенных бюджетных средств в 2013 году - до 130,1 рубля, в 2014 году - до 131,5 рубля.

В 2013 году в рамках областных программ на развитие и поддержку предпринимательства было направленно более 260 млн. рублей, в том числе привлечено порядка 190 млн. рублей федеральных средств.

В Стратегии развития города Челябинска до 2020 года развитие малого и среднего предпринимательства определено «точкой роста» экономики города.

Особое значение малый и средний бизнес приобретает в наблюдаемых сегодня условиях нестабильности экономики (кризисных явлений), так как это динамичная форма хозяйствования, быстро приспосабливающаяся к изменяющимся условиям.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ) и ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ) администрацией г.Челябинска утверждена муниципальная программа «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Челябинске в 2013-2016 годах».

Общий объем финансовых средств на реализацию Программы составляет: 34 261,87 тысяч рублей, в том числе: средства бюджета города Челябинска - 26 761,87 тысяч рублей, средства федерального бюджета - 7 500 тысяч рублей.

В результате реализации Программы предполагаемое количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку составляет: 2013 год - 55 субъектов, 2014 год - 38 субъектов, 2015 год - 40 субъектов, 2016 год - 40 субъектов.

Теоретически существует множество государственных программ по поддержке малого и среднего предпринимательства, но как показывает практика, получить существенную безвозмездную финансовую помощь со стороны государства, практически невозможно. Предпринимателю ничего не остается кроме, как обратиться в банк с целью получения кредита.

На сегодняшний день 804 банка ведут свою деятельность в Российской Федерации. Большинство из них занимаются кредитованием малого бизнеса, однако, условия для выдачи кредита у всех разные. В таблице 2 представлены некоторые из банков, функционирующих в г. Челябинске, которые предлагают кредитование малого бизнеса.

Таблица 2 - Анализ банковских программ кредитования малого и среднего бизнеса в Челябинске

Параметры кредита

Название банка

Сбербанк

Уральский Банк Реконструкции и Развития

Цель кредита

Кредит для запуска собственного бизнеса с «нуля»

Пополнение оборотных средств (приобретение товарно-материальных ценностей)

Финансирование циклических производственных процессов, получение сезонных и торговых скидок при больших объемах закупок, пополнение оборотных средств.

Приобретение товарно-материальных ценностей, пополнение оборотных средств, приобретение/ремонт оборудования, автотранспорта и прочих основных средств для целей бизнеса, оплата услуг, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Сумма кредита

От 100 000 до 3 000 000 рублей

От 300 000 до 30 000 000 рублей

От 4 000 000 рублей

От 500 000 рублей до

2 000 000 рублей.

При наличии положительной кредитной историиКлиента в ОАО «АК БАРС» БАНК возможно увеличение максимальной суммы кредита до 3 000 000 рублей

Срок погашения кредита

От 6 месяцев до 1 года

От 3 месяцев до 3 лет

Ставка по кредиту

Материальное

обеспечение

  • Залог приобретаемого в рамках проекта имущества

Недвижимость, оборудование, транспортные средства

  • Товары в обороте, оборудование, транспорт, недвижимость, залог третьих лиц. Возможность не обеспечивать залогом до 15 % суммы кредита.

Возможность получить кредит без залогового обеспечения

Поручительство

1.Поручительство Партнера Банка

2.Поручительство физического лица

Фактические собственники кредитуемого бизнеса, способные оказать существенное влияние на деятельность бизнеса и/или учредителей

Фонд поддержки малого предпринимательства

Срок существования бизнеса

Не менее 6 месяцев

Не менее 6 месяцев

Не менее 6 месяцев (не менее 12 месяцев при наличии сезонности в бизнесе)

Требования к заемщику

Возраст заемщика: от 20 до 60 лет включительно. После получения одобрения кредита со стороны Банка, клиенту необходимо зарегистрироваться в качестве Индивидуального предпринимателя или Общества с ограниченной ответственностью. Отсутствие текущей предпринимательской деятельности в течение последних 90 календарных дней.

Возраст заемщика от 21 до 65 лет (до 60 лет для женщин). Юридическое лицо, Индивидуальный предприниматель - резиденты РФ. Объем выручки предприятия (группы предприятий) сферы торговли и других отраслей, кроме производства, не превышает 700 млн. рублей в год (без НДС). Стоимость имущества предприятия (группы предприятий) сферы производства на балансе согласно данным официальной отчетности не превышает 60 млн. рублей.

Юридические лица с годовым объемом выручки по группе компаний до 400 млн. рублей (без НДС). Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица с годовым объемом выручки по группе компаний до 400 млн рублей (без НДС).

Отталкиваясь от сведений, приведенных в Таблице 2, отметим, что получить кредит на создание малого бизнеса с «нуля» можно только в Сбербанке, причем процентная ставка составляет существенные 18, 5 %, а срок его погашения не должен превышать пяти лет. В зависимости от величины суммы заемных средств, для начинающих предпринимателей погашение такого кредита возможно, но весьма затруднительно. В других рассмотренных банках процентные ставки ниже, но и срок погашения кредита сокращается в разы.

В случае если малый бизнес успешно создан предпринимателем, но финансовых средств недостаточно на покупку оборудования, то он может обратиться в лизинговую компанию. Условия получения оборудования некоторых лизинговых компаний в настоящее время описаны в таблице 3.

Таблица 3 - Сравнительный анализ требований, выдвигаемых лизинговыми компаниями для создателей малого и среднего бизнеса

Критерии

Название лизинговой компании

МСП Лизинг

ХМЛК «Открытие»

Абсолют Банк

Сумма финансирования

От 150 000 до 60 000 000 рублей

От 1 000 000 рублей

От 10 000 000 до

100 000 000 рублей

Предмет лизинга

Станки, оборудование, транспортные средства, железнодорожные вагоны. Оборудование для пищевой отрасли(пекарен, ресторанов и кафе), для агропромышленного комплекса (для молочной переработки, для выращивания бройлеров, овощехранилище). Грузовой транспорт для производственных и транспортных компаний, в том числе для предприятий строительной и добывающей отраслей. Автобусы, энергетические/энергоэффективные комплексы.

Новое оборудование, автотранспорт, спецтехника

Автомобильный и железнодорожный транспорт, спецтехника, самоходные машины и оборудование

Не менее 20 % для автомобильного и железнодорожного транспорта, спецтехники, самоходных машин. Не менее 40 % - для торгового оборудования

Срок лизинга

До 60 месяцев - для оборудования и железнодорожного транспорта. До 36 месяцев - для автомобильного транспорта, спецтехники и самоходных машин. Но не более срока амортизации имущества

Удорожание в год

Срок фактической деятельности компании

Не менее 1 года

Не менее 3 лет

Не менее 18 месяцев

Требования к лизингополучателю

Основные: является субъектом малого и среднего предпринимательства с организационно-правовой формой ООО, ОАО, ЗАО. Выручка за последний год не более 1 млрд. рублей, количество сотрудников - не более 250 человек, отсутствие убытков за последний отчетный период. Доля в уставном капитале государственных компаний, нерезидентов, крупных организаций не более 25%. Положительная кредитная история предприятия. Наличие бизнес-плана по использованию техники.

Дополнительные: в рамках отдельных проектов для обеспечения может потребоваться наличие поручительств (со стороны другой компании или личных) и гарантий (со стороны региональных фондов поддержки МСП).

Организационно-правовая форма - ОАО, ЗАО, ООО.

Система налогообложения - обычная.

Размер выручки за последний отчетный год - не менее 100 млн рублей.

Размер внеоборотных активов на последнюю отчетную дату - не менее 20 млн. рублей.

Положительный собственный капитал в течение года на все отчетные даты.

Деятельность должна быть прибыльной в течение года на все отчетные даты.

Отсутствие просроченной задолженности по налогам, сборам и кредитам.

Положительная кредитная история.

Размер текущих кредитов не превышает 40 % от годовой выручки.

Лизингополучатель осуществляет деятельность в городе/области присутствия Абсолют Банка или в областях, прилегающих к Московской области.

Индивидуальному предпринимателю требуется страхование жизни и здоровья на сумму выдаваемого кредита в аккредитованной Банком страховой компании не позднее 15 дней с момента подписания акта-приема передачи предмета лизинга

Судя по предложенной Таблице 3, взять оборудование в лизинг, может только предприятие, занимающееся довольно прибыльной деятельностью, так как одним из требований является получение выручки за последний год не менее 100 миллионов рублей. У предпринимателей только что создавших малый бизнес нет возможности воспользоваться услугами лизинговых компаний, так как срок фактической деятельности компании должен быть не менее года.

По состоянию на 1 октября 2013 года в России было зарегистрировано 234,5 тысяч малых предприятий, что на 1,5 % меньше, чем по состоянию на 1 октября 2012 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тысяч жителей снизилось на 2,8 единицы и составило 163,6 единиц .

Не смотря на достаточное количество источников финансирования малого бизнеса, условия предоставления материальных средств достаточно серьезные. Чтобы малому предприятию получить государственную субсидию необходимо пройти строгий конкурсный отбор, да и суммы предоставляемых денежных средств, не всегда достаточно на развитие бизнеса, а создание его с «нуля» просто невозможно. Чтобы соответствовать требованиям лизинговых компаний, обладателю малого бизнеса необходимо вести очень прибыльную деятельность. Наиболее оптимальный вариант для недавно организованных малых предприятий - получение кредита в банке по программе поддержки малого бизнеса. Требования, выдвигаемые заемщику вполне осуществимые. Суммы заемных средств достаточно на развитие малого бизнеса. Количество функционирующих банков, дает заемщику право выбора наиболее подходящих для него условий.

Библиографический список:


1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 23.07.2013 г. № 238-ФЗ – Правовая Система Гарант, 2009.
2. Региональный закон Челябинской области от 27.03.2008 г. № 250-ЗО «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области» – Правовая Система Гарант, 2009.
3. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ – Правовая Система Гарант, 2009.
4. smb.gov.ru/statistics/officialdata – Официальная статистика – Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. Министерство экономического развития Российской Федерации.

Рецензии:

15.12.2014, 20:19 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия : статья очень актуальна, но автор использует обороты не соответствующие научному стилю исследования, таблицы очень объемны и их названия не информативны, необходимо доработать стилистические моменты. После доработки рекомендуется к публикации

16.12.2014 23:23 Ответ на рецензию автора Юкаева Нина Олеговна :
Спасибо за рецензию! Внесла все поправки. Что же касается объемных таблиц - это необходимо для детального изучения требований,выдвигаемых к заемщику или лизингополучателю.


17.12.2014, 9:53 Исаева Джамиля Гамзатовна
Рецензия : Рецензия на статью Юкаевой Нины Олеговна «Анализ источников финансирования малого и среднего бизнеса в России» Статья очень актуальна. Автор рассматривает только внешние источники финансирования, необходимо добавить и собственные. Статья написана последовательно. Предложенные методы могут быть использованы предприятиями. Статья рекомендуется к печати с учетом замечаний. Рецензент к.э.н., доц. Исаева Д.Г.

17.12.2014 22:22 Ответ на рецензию автора Юкаева Нина Олеговна :
Спасибо за рецензию! Считаю, что для малого бизнеса более актуальны внешние источники финансирования. Но ваше замечание имеет место быть. Для того, чтобы содержание статьи соответствовало ее названию, будут внесены поправки в название статьи.


27.12.2014, 15:32 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия : Статья рекомендуется к публикации.

Каждый предприниматель, перед началом своей деятельности сталкивается с проблемой начального капитала. У некоторых он уже имеется, ну а некоторым приходится искать источники финансирования бизнеса. Привлекать инвестиции можно многими путями. Самые распространенные это личные средства, займ у друзей или родственников, кредит. В каждом отдельном случае они могут быть эффективными или послужить созданию долговой ямы.

Этот способ, один из наиболее привлекательных для бизнесмена. В этом случае, есть факт ответственности за личные средства. По человеческой природе устроено, что к своей собственности человек относится ответственно. В среднем, для самого малого бизнеса, требуется от ста тысяч рублей. Существует несколько каналов, где можно взять средства для вложения в предпринимательство.

Источники появления финансовых средств:

  • накопление с доходов;
  • получение наследства;
  • продажа имущества;
  • вложение полученной в качестве подарка суммы.

По статистике, довольно много бизнесов , начинается с денег, полученных в качестве подарков. Например такие значительные суммы, можно получить на свадьбу или юбилей. Здесь присутствует человеческий фактор того, что эти деньги легче отдавать, то есть вкладывать в бизнес. Но все-таки, большинство факторов зависит от самого человека.

Инвестиции

Как ни странно, основные источники финансирования бизнеса это инвестиции. Ваша идея, может показаться привлекательной для других участников рынка. Вкладываются в основном менторы, бизнес-ангелы или обычные инвесторы. Например тот же ментор, может является специалистом в бизнес-процессах. Поэтому, кроме материальной помощи, оказывать содействие своими знаниями и опытом.

Плюсы привлечения инвестиций:

  • возможность реализовать проект;
  • наличие опытного и состоявшегося члена команды;
  • чувство долга и ответственности перед инвесторами;
  • возможность получать советы специалиста;
  • возможность использовать связи или имя инвестора.

Минусы привлечения инвестиций:

  • частые запросы о состоянии бизнеса и процесса развития;
  • необходимость делиться прибылью со своего проекта;
  • вероятность попадания в долговую яму.

Как найти инвестиции

Для большинства предпринимателей, этот вопрос наиболее болезненный. К сожалению, большинство проектов просто дублируют западные, а иногда и отечественные. Для того, чтобы легко найти финансирование малого бизнеса, нужно сделать уникальное торговое предложение. Таким предложением может быть как сам продукт, так и условия для входа инвесторов.

Что нужно указывать в бизнес-плане для подачи инвестору:

  • условия для ментора;
  • процент, который он получит;
  • время, за которое окупятся его вложения;
  • наличие страховых возможностей с вашей стороны;
  • уникальность продукта;
  • маркетинговые исследования, доказывающие спрос.

Что не нужно указывать:

  • расходы на корпоративы или очень дорогой офис;
  • расходы на личного водителя и подобное;
  • слишком маленький процент;
  • свои неудачные проекты;
  • суммы раннее потерянных денег.

Существует довольно много путей, чтобы найти финансирование бизнеса. Это могут быть, как рассылки с предложением на электронные ящики руководителей, так и участие в тематических форумах. Самое главное, это показать выгоду от вложения в ваш проект. Будьте готовы ко всем вопросам, которые могут спросить, а также к тому, что вас как основателя полностью проверят.

Где искать источник финансирования:

  • онлайн- площадки сбора средств;
  • форумы и семинары;
  • предложение на сайте компании;
  • рассылки или холодные звонки руководителям и топ-менеджерам.

Что могут проверять, перед сотрудничеством с вами:

  • кредитная история;
  • судебная история;
  • основателем каких проектов вы были и их дальнейшую судьбу;

3. Источники финансирования малых предприятий

Финансирование малых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. Согласно российскому законодательству, в качестве внешних источников финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, то есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег у родных и знакомых. Этим источником пользуются свыше 1/3 предпринимателей в нашей стране.

Согласно Федеральной программе поддержки предпринимательства на 1998-1999 годы финансирование и развитие инфраструктуры малого бизнеса должны осуществляться через Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Участие Фонда в финансировании - долевое. Один из главных принципов его деятельности - условие возвратности средств. Фонду дано право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам предприятий.

Кратко опишем механизм кредитования малых предприятий. Вначале производится отбор представленных в Фонд проектов и программ. На этом этапе главная задача - выявить проекты, которые отвечают государственным экономическим приоритетам. В дальнейшем операции непосредственно по кредитованию и контроль за их использованием осуществляются Фондом совместно с Межэкономсбербанком и его банками-агентами на местах. Межэкономсбербанк взял на себя определенные обязательства, позволяющие: предоставлять банковские гарантии малым предприятиям для получения кредитов в коммерческих банках; увеличивать ресурсы для кредитования малого бизнеса за счет средств генерального банка; управлять банковской системой поддержки предпринимательства; получать дивиденды на вложенный капитал.

Банк-агент выделяет кредитные ресурсы строго в соответствии с перечнем проектов, утвержденным в установленном порядке Фондом, и в пределах средств кредитной линии, открытой Межэкономсбербанком. Размер маржи, взимаемой банком-агентом, устанавливается в межбанковском договоре с Межэкономсбербанком и не может превышать 5%.

Временное положение от 25 ноября 1993 г. содержит основные требования, которые будут предъявляться при рассмотрении заявок на получение кредита. В частности, предусмотрено, что удельный вес кредита в общей сумме финансирования проекта должен, как правило, составлять 50% (но не более 70%). Остальную часть средств изыскивает предприниматель за счет других источников, в первую очередь собственных. Чем больше доля инвестора в финансировании проекта, тем ниже процентная ставка по кредиту. Максимальный срок реализации проекта и погашения кредита - 1,5 года (для отдельных проектов - до 2 лет).

Заключая договоры с банками-агентами на предоставление кредитных ресурсов, Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевременного возврата кредита и уплаты процентов запрещает использовать полученные банком-агентом кредитные ресурсы для зачисления на депозитные счета, осуществления операций по межбанковскому кредитованию, покупки свободно конвертируемой валюты, а также отвлекать средства на другие цели, не предусмотренные договором. Для получения кредита субъекты малого предпринимательства предоставляют соответствующие документы в региональные органы, которые в месячный срок, проведя независимую экспертизу проекта, выносят заключение о целесообразности выделения на него средств. Затем на их основе формируется региональная программа, которая направляется в исполнительную дирекцию Фонда.

Недостатком системы предоставления кредитов через Фонд является ее громоздкость. Целесообразно, на наш взгляд, создать при Фонде совещательно-рекомендательный совет из представителей общественных объединений малых предприятий в лице Торгово-промышленной палаты РФ, банковских структур, заинтересованных министерств и ведомств.

Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит государственного бюджета, единственным реальным внешним источником финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит. Для объектов малого предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг. Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды финансовых услуг. Приблизительная схема финансирования малого предприятия при помощи лизингового кредита заключается в следующем: предприятие хочет приобрести новое оборудование; банк оплачивает эту услугу, то есть 100% стоимости оборудования; предприятие либо берет его у банка в аренду, либо использует лизинговый кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет от 2 до 6 лет. Существует также лизинг недвижимости: строительство здания банком и сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа. При факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они переуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае происходит переуступка просроченной задолженности.

Функционирование малых предприятий и кредитных учреждений в рыночной экономике, с одной стороны, требует решения проблемы выработки критериев платежеспособности заемщика, а с другой -проведения анализа условий предоставления кредитов и принципов их использования. Кредитное учреждение должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для расчетов, в его способности к своевременному погашению кредита. На основании данных бухгалтерского баланса можно оценить, насколько прибыльна деятельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком.

При расчете кредитоспособности предприятия используются следующие показатели его финансово-хозяйственной деятельности: коэффициент финансового покрытия - он характеризует общую кредитоспособность предприятия - отношение текущих активов к текущим обязательствам; коэффициент текущей ликвидности - отношение денежных средств, средств в расчетах и оборотных активов предприятия к текущим обязательствам; коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств предприятия к текущим обязательствам; коэффициент соотношения собственных средств и привлеченного капитала - он характеризует финансовую устойчивость предприятия; коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств к итогу баланса.

Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопоставления значений финансовых коэффициентов, полученных на основе показателей баланса, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их рейтинга. В качестве показателей таких уровней должны использоваться среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов.

На основании представленных досье клиентов и их гарантий коммерческим банкам последним необходимо разрабатывать собственные планы финансирования мелких и средних предприятий, устанавливая объем и сроки их кредитования. Возможен следующий порядок предоставления им кредитов:

Составление досье клиента;

Разработка плана финансирования;

Сопоставление кредита с результатами деятельности предприятия, если ссудой покрывается 50-80% его расходов;

Определение класса кредитоспособности предприятия;

Выбор ставки процента за кредит (она может быть постоянной или переменной);

Расчет срока окупаемости кредита;

Принятие решения о сроке кредитования;

Определение регулярности возмещения кредита;

Составление контракта (договора о возврате);

Проверка и контроль различных этапов выполнения контракта;

В случае задержки выполнения или невыполнения условий контракта - совместные действия по исправлению ситуации.

Создание специальной сети коммерческих банковских структур для финансирования малых предприятий - одна из насущных проблем. Для повышения заинтересованности банков в такой деятельности необходимо предусмотреть, помимо общих (уменьшение ставки процента в 1,5 раза согласно Указу президента РФ от 22 декабря 1993 г.), дополнительную систему льгот и приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малый бизнес, а также определить совместно с Центральным банком России порядок компенсации коммерческим банкам льгот по целевым кредитам для предприятий малого бизнеса.

Стимулировать коммерческие банки к посредничеству и предоставлению кредитов малому бизнесу будет появление организации по переучету займов. Программы такого переучета привлекательны тем, что они приводят к росту портфеля займов без излишней нагрузки на собственные ресурсы банков.

Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация, заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий, например, венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской, технологической и проектной разработки принципиально новых технологий, опытного и промышленного их освоения.

Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции, станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист, предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой выгодой реализовать свою долю ценных бумаг. Несмотря на то, что многие венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные им, приходится списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных проектов, с лихвой оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока не получило широкого распространения в российской предпринимательской практике, хотя отечественное законодательство предусматривает возможность участия в инвестиционной деятельности как частных лиц, так и предприятий различных организационно-правовых форм.

Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малых предприятий может служить совместное инвестирование. Например, в ФРГ банками и страховыми компаниями создаются специальные фирмы, участвующие и капитале мелких и средних предприятий. Совместное инвестирование в нашей стране возможно через договоры-подряды по финансированию какой-либо разработки. В зависимости от характера выполняемых работ и достигнутых между сторонами договоренностей финансирование производится путем частичной предварительной оплаты (финансирования) или предоплаты.

Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитентом самостоятельности.

Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между отечественными финансово-промышленными группами и малым и средним бизнесом с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства и мощь и влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями.

Финансированию малого бизнеса могут содействовать кредитные программы и многочисленные региональные, городские, целевые фонды. Поскольку деятельность самих малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием местных органов власти. Последние должны определить основные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых мероприятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников.

Согласно Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1998-1998 гг. доходы от деятельности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, преобразованного из Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции и находящегося в ведении Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, государственных и муниципальных фондов остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, предусмотренных федеральным законом.

Большую роль в организации финансирования малого бизнеса в регионах могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные палаты, выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита - объединение страховой организации и банка для финансирования малых предприятий. Ему предоставляется право производить все краткосрочные банковские операции, кроме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-комиссионные, учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры должны также давать коммерческим банкам или городским фондам свои рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит может выдаваться без залога.

III. Заключение: Перспективы малого бизнеса в России

Одно из решающих направлений развития российской экономики - структурная перестройка индустрии, призванная обеспечивать, в частности, развертывание сети малых промышленных предприятий. Роль этого сектора действительно велика, поскольку он способствует рыночно ориентированному выпуску инвестиционных и потребительских товаров, восстановлению технологических кооперационных “цепочек”, стимулирует дух предпринимательства, инновационную активность, а в конечном счете обеспечивает рост ВВП, доходов бюджетов и занятости, решение других социально-экономических проблем. В регионы с благоприятными условиями для развития малых предприятий, например, в Москве, структурная перестройка уже принесла положительные результаты.

Развитие российских малых промышленных предприятий (в том числе исследовательских и конструкторских, нацеленных на технологические инновации) имеет некоторые особенности. В числе последних обычно называют вынужденную диверсификацию деятельности, стремление к максимальной самостоятельности (включая пассивное отношение к участию в союзы, ассоциациях, объединениях, обществах взаимного кредитования и в других формы предпринимательской самоорганизации), ориентацию на производство конечного продукта, слабость менеджмента, неразвитость инфраструктуры поддержки, и др. Со всем этим нельзя не согласиться, однако не менее специфичен и вопрос о том, кто именно в условиях России является или в ближайшем будущем сумеет выступить в качестве инициатора, организатора и инвестора промышленных проектов в сфере малого предпринимательства. Думается, на эти роли могут в принципе претендовать три основные категории физических или юридических лиц.

Речь идет, во-первых, о носителях тех научно-технических знаний, которые имеют перспективу реализации в продукции высокого рыночного спроса. Как правило, это работники научно-технических организаций и промышленных предприятий (иногда и коллективы отдельных их подразделений), обладающие “ноу-хау”, научно-техническими заделами и т.п., приобретенными в предшествующий период. Подобного рода “итээровские” специалисты обладают, конечно, неким потенциалом осуществления инновационных промышленных проектов, однако на практике он реализуется далеко не всегда в связи с хорошо известными финансовыми, организационными, маркетинговыми, юридическими н иными многочисленными проблемами, с преодолением которых сопряжено открытие в России малого предприятия.

Реальной помощью со стороны федеральных и местных органов в реализации промышленных проектов для этой группы лиц способно выступить развертывание системы бизнес-инкубаторов, предоставляющих лабораторно-производственные площади и оказывающих технические, организационные, информационные и прочие необходимые услуги начинающим предпринимателям. Однако в условиях острейшего дефицита бюджетного финансирования нужд развития малого предпринимательства соответствующие надежды весьма слабы. Ныне бездействуют даже многие из уже созданных бизнес-инкубаторов (в Зеленограде – 70 %).

Во-вторых, инициаторами создания малых промышленных предприятий могут выступать крупные производственные организации, а также финансово-кредитные институты. Однако многие из первых ныне сами испытывают весьма серьезные финансовые затруднения, и их интересы подчас вынужденно лежат совсем в других сферы. Кроме того, в отличие от ситуации в странах с развитой рыночной экономикой (особенно в Японии, где корпорации, как известно, оказывают весьма ощутимую поддержку малому бизнесу, причем не только финансовую, но и в части технологии менеджмента, маркетинга, контроля качества и т.п.) российские крупные производства склонны к поглощению, инкорпорированию малых предприятий в свои структуры. Положению, характерна для второй половины 80-х годов, когда крупные предприятия создавали малые “при себе), зачастую (извлекая при этом нелегальные доходы, ныне в корне изменилось. Даже сравнительно успешно работающие предприятия не проводят и, по-видимому, еще долго не будут проводить политику “отпочкования” своих структурных подразделений в самостоятельные производственные единицы (исключая, конечно, посреднические организации или хотя бы линию на поощрение подобных инициатив со стороны. Действительная поддержка малого промышленного предпринимательства со стороны крупных производств, как известно, базируется на реальных связях по кооперации (поставках комплектующих, нестандартного технологического оборудования и т.п.); между тем многолетняя ориентация отечественных крупных предприятий на собственные силы, а не на межпроизводственную кооперацию, можно полагать, сохраняются в течение длительного времени.

Для коммерческих банков в настоящее время характерны процессы укрупнения капиталов путем слияний, поглощений и т.п. Опыт показывает, что кредитование малых предприятий не входит в круг интересов мощных коммерческо-банковских структур; еще менее склонны они заниматься самостоятельным поиском и отбором инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства (то же можно сказать и о других финансово-кредитных институтах). Что касается выдачи малым предприятиям кредитов на реализацию промышленных проектов под гарантии правительственных органов, то подобного рода механизмы пока еще совершенно не отработаны.

В-третьих, в контингент потенциальных организаторов и инвесторов малого промышленного предпринимательства входят, думается, сами малые и средние предприятия, функционирующие как в сферах торговли и посреднических услуг, так и непосредственно в производстве. В силу интенсификации конкуренции и естественного ужесточения внешних условий функционирования малые предприятия в этих сферы обнаруживают стремление к диверсификации, расширению профильности, переводу инвестиционных потоков в новые отрасли. В этом плане производственная сфера начинает представлять для рассматриваемых потенциальных инвесторов существенный интерес.

Основания для подобного вывода таковы.

Во-первых, торговые и посреднические предприятия могут быть заинтересованы в том, чтобы самостоятельно производить профильную для своей деятельности продукцию (или непосредственно контролировать производство), экономя тем самым на трансакционных операциях, определяя номенклатуру и качество, а в известном смысле и монополизируя сети распределения данного товара.

Во-вторых, наличие в промышленности незагруженных или недогруженных производственных мощностей, причем зачастую вполне современных по своим технологическим возможностям и характеристикам, позволяет достаточно выгодно использовать их либо на правы аренды, либо выкупая у собственника.

В-третьих, производство той или иной продукции может быть обеспечено необходимыми материалами и комплектующими изделиями при весьма благоприятных договорных условиях, если производители этих материалов испытывают трудности со сбытом. В-четвертых, не единичны случаи, когда некоторые ресурсы, прежде всего природные (продукция первичных отраслей), непосредственно реализуемые на внутренних или внешних рынках, даже при неглубокой степени переработки могут иметь существенно более высокую цену. В-пятых, малый бизнес, как известно, особо адаптирован к регионами, где он функционирует. В связи с этим большое влияние на его развитие оказывает политика местных администраций, которая, как и предусматривает госпрограмма поддержки и развития малого предпринимательства, адаптирует задаваемые федеральными законами параметры к условиям соответствующих регионов. Так, в 1997 г. более чем в 40 регионах России созданы соответствующие фонды поддержки, развивается инфраструктура, реализуются поддерживающие программы и т.д. Для многих региональных администраций активизация малого промышленного производства является предпочтительной, позволяя прежде всего решать проблемы занятости квалифицированных работников, высвобожденных в связи с остановкой крупных индустриальных предприятий. Надо иметь в виду: малые промышленные предприятия контролируются значительно легче, чем организации, скажем, торговли и общественного питания, что упрощает сбор налогов и других платежей.

Рассматриваемая третья группа потенциальных организаторов является и наиболее состоятельной в инвестиционном плане. Малые предпринимательские структуры располагают реальными средствами для создания основных и оборотных фондов, обеспечивающих стартовые условия маломасштабного промышленного производства. Наличие таких средств позволяет структурам, о которых идет речь, перераспределять потоки финансовых ресурсов между сферами деятельности, что способствует эффективности реализация промышленных проектов. Существенно, далее, следящее: действующие малые предприятия имеют устоявшиеся схемы взаимодействия с финансово-кредитными учреждениями, а также собственность в виде объектов недвижимости и запасов товарно-материальных ценностей, что облегчает получение ими кредитов, необходимых для выполнения инвестиционных промышленных проектов. Наконец, важнейшим преимуществом данной группы инвесторов, готовых диверсифицировать свою предпринимательскую активность, является тот опыт практического менеджмента, которого обычно столь недостает в начальный период бизнес-деятельности.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что в обозримой перспективе инициативы по созданию и инвестированию малых промышленных предприятий будут исходить прежде всего от небольших организаций непроизводственной и производственной сфер. Из этого утверждения следует минимум два основных вывода относительно содержания действий, направленных на поддержку подобных инициатив.

Первый состоит в том, что государству в лице его федеральных и региональных органов власти и управления, следует создать условия для перелива частных капиталов в реализацию малых промышленных проектов. Здесь существует ряд возможностей, таких, в частности, как приоритетное гарантирование кредитов под эти программы и введение налоговых каникул на период их осуществления, снижение или отмена налогов на часть прибыли, направляемой на инвестиционные цели. Перечень мер подобной политики может быть продолжен на основе обобщения и первого отечественного опыта, и богатой зарубежной практики поддержки малого предпринимательства со стороны государственных органов (Администрации малого бизнеса и ее региональных органов США, Агентства малого и среднего предпринимательства Министерства внешней торговли и промышленности Японии, палат ремесел Германии и Франции, и т.д.).

Второй вывод касается выбора промышленных проектов, т.е. вопроса о том, каким образом инициаторы создания малых промышленных предприятий могут определять оптимальные сферы приложения их предпринимательских усилий, места размещения, масштабы деятельности и т.п. Решению этой проблемы вряд ли может помочь изучение зарубежного опыта, хотя данные об отраслевой специализации малого бизнеса регулярно публикуются соответствующими национальными и международными организациями (слишком уж существенны различия экономики России и стран с развитыми рыночными системами). Малые предпринимательские структуры не имеют ни организационных, ни финансовых возможностей для формирования экспертных комиссий, способных (по численности и уровню квалификации своих членов) оценить приоритеты проектов по необходимому набору критериев. Хуже того, задача подчас заключается не столько в выборе лучшего проекта из имеющихся альтернатив, сколько в поиске самих альтернативных проектов.

Каким же может быть адаптированный к российским реальностям алгоритм поиска промышленных проектов, посильных малым предпринимательским структурам. Исходным пунктом должно стать определение основных факторов, ограничивающих зоны возможных решений: ресурсный потенции, приоритеты, риски, рынки. В состав фактора “ресурсный потенциал” входят возможности: использования собственных средств, получения кредита и льгот, долевого участия других инвесторов. Фактор “приоритеты” раскрывается следующим образом: наличие платежеспособного спроса, высокая доходность, короткие сроки реализации, высокая ликвидность, вхождение в состав приоритетов промышленной политики. Фактор “риски” охватывает политические, экономические, конкурентные и технологические риски, а фактор “рынки” - внутренний монопольный, региональный монопольный и экспортный монопольный рынки, рынки импортозамещающие и свободные. Определение факторов и их состава позволяет построить двухмерную матрицу решений и субъективно оценить важность значений ее строк и столбцов. Выявленные таким образом приоритеты инвестирования указывают на зоны поиска потенциальных проектов.

Предлагаемый подход к решению задачи выбора инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства основан на субъективной оценке факторов и их состава. Однако эту оценку можно было бы существенно объективировать при определенных организационных усилиях госорганов поддержки предпринимательства. Они могли бы, во-первых, разрабатывать перечни приоритетных проблем отраслевого или регионального характера. Во-вторых, определение состава факторов и раскрытие содержания их элементов, необходимые для выбора промышленных проектов, можно было бы организовать путем проведения представительных опросов (на добровольной основе) - руководителей предпринимательских структур и публикаций соответствующих усредненных значений. Тем самым потенциальные инвесторы имели бы возможность получать достоверные исходные данные для выбора промышленных проектов в сфере малого предпринимательства.

Зависимы от региональных и местных администраций, чем крупные и средние предприятия. Поэтому рассмотрение региональных особенностей развития малого предпринимательства в России на сегодняшний день представляется актуальным. В каждом регионе предпринимательство развивается по-своему, в зависимости от физико-географической структуры, экономической составляющей, политико-административной структуры...

Малого предпринимательства участников конференции ознакомил заместитель губернатора Краснодарского края Александр Ремезков: в целом Краснодарский край по показателям развития малого бизнеса входит в двадцатку по России и лидирует по югу России. Было сказано об основных проблемах тормозящих развитие предпринимательства и конкретных мероприятиях, призванных устранить их. Во-первых, необходимо...

Быть ничего удивительного или неожиданного: именно слабость, неопределенность, робость такой поддержки (особенно если иметь в виду не декларации, а реальные дела) является одним из важнейших факторов, не позволяющих малому бизнесу в России обрести твердую почву под ногами и тем самым создать важную опору для выхода страны из сковывающего ее затяжного экономического кризиса. В пользу акцента на...