Паоло Трубецкой (изучая старую фотографию). Трубецкие

Паоло Трубецкой... имя, которое знают сейчас немногие, хотя те, кто бывал в Петербурге обязательно так или иначе видели самую знаменитую его работу - памятник Александру III, опальный памятник при советской власти. Хотя и сейчас скульптурное изображение императора на коне стоит почти запрятанное во дворе Мраморного дворца.

Памятник императору Александру III в Петербурге. Старая открытка

В 1900 году Трубецкой выигрывает конкурс, организованный по заказу императора Николая II, на создание памятника Александру III среди таких известных скульпторов, как Р. Р. Бах, В. А. Беклемишев, А. М. Опекушин, М. А. Чижов, А. Л. Обер, А. О. Томишко. Сооружение памятника подвело итог творчеству Трубецкого в России. Около пятидесяти станковых работ создал Трубецкой в России. Это был необыкновенно плодотворный период его творчества. В 1906 году Трубецкой уезжает в Париж.


Император Александр III

Биография скульптора и художника весьма интересна. Павел (Паоло) Трубецкой родился 15 февраля 1866 года в Италии в местечке Интра близ озера Маджоре. Отец его, князь П. И. Трубецкой, состоял при русском царском дворе. В 1863 году он приехал в Италию в качестве дипломата русского посольства во Флоренции, не зная ещё, что останется здесь до конца жизни. Женой князя стала американка Ада Винанс, приехавшая во Флоренцию учиться пению. Она живо интересовалась музыкой, живописью, скульптурой, литературой. Благодаря ей в доме Трубецких царила художественная атмосфера.


В 1874 году Паоло выполнил первую скульптуру — голову поющего старика из воска. В 1877–1878 годах Паоло учился и окончил начальную школу в Милане. Вернувшись в Интру, он по настоянию отца поступил в техническую школу. И даже брал частные уроки физики и математики, но учился неохотно.В 1885 году Трубецкой приобрёл собственную студию в Милане. А ещё через год впервые участвовал в выставке в Милане, где показал скульптуру «Лошадь», и работа была замечена.

Лев Толстой и Паоло Трубецкой во время конной прогулки

Паоло Трубецкой лепит скульптуру Л.Н.Толстого


Вскоре семья Трубецких разорилась и продала виллу. Паоло вынужден жить самостоятельно. С 1886 года и до приезда в Россию у Трубецкого так называемый «период нищеты». Художник переезжает с места на место, работая на фермах, чтобы заработать деньги на жизнь и занятия искусством. 1897 год памятный для Трубецкого. Он участвует в Венецианской биеннале. Некоторые критики с этой выставкой связывали начало творческой зрелости Трубецкого. В том же году он едет в Россию к родственникам и там принимает предложение князя Львова, директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества, преподавать скульптуру. Его деятельность в качестве преподавателя оказала большое влияние на формирование целого ряда русских мастеров.

Проект памятника императору Александру II Скульптор Паоло Трубецкой

Великий князь Андрей Владимирович Скульптор Паоло Трубецкой

Портрет великой княгини Елизаветы Федоровны Акварель Паоло Трубецкого

Скульптурное изображение великой княгини Елизаветы Федоровны Скульптор Паоло Трубецкой


Талант Трубецкого оказывается столь ярким и необычным, что работы совсем ещё молодого скульптора начинают появляться на выставках и привлекают к себе внимание.Трубецкой показывает свои работы на выставках «Мира искусства», «Союза русских художников», на зарубежных смотрах, в том числе и на Международной выставке в Париже в 1900 году, где его произведения были отмечены почётной медалью.

Караул к памятника Александру III

Но вернемся к памятнику Александру III. Мнения о нем были весьма неоднозначные. «Меня упрекают , - вспоминал Паоло Трубецкой, - что я как будто не окончил моего труда, что в нём много недоделанного. Мне думается, что это упрёк неоснователен. Всякий по-своему понимает законченность данного произведения. В памятнике нет ничего классического — это совершенно идейный памятник. Отрицательное отношение ко мне со стороны публики я склонен объяснить в значительной степени известной оригинальностью, новизной… Оно тем более понятно, что петербуржцы вообще не привыкли к новому слову в этой области искусства…» И далее: «Ставят мне в упрёк толстую лошадь. Но я должен был выбрать для памятника тяжёлую лошадь, считаясь с богатырской фигурой царя. Что касается вопроса, к чему стремился - к портретности или выражению известной идеи, - то в данном случае я, конечно, преследовал обе цели, ибо без портретности не может быть памятника, а без символа - произведения искусства. Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моём памятнике воплощает мою основную мысль ».

Паоло Трубецкой в своей студии


Когда в 1913 году Трубецкой выставил свои работы на римском Сецессионе, они уже не вызвали большого интереса. Критики писали, что Трубецкой работает в духе «устаревшего импрессионизма». В 1914 году скульптор едет в США. Трубецкой намерен был провести в Америке несколько месяцев, но из-за войны остался до 1921 года. Художник устраивал персональные выставки в Нью-Йорке, Филадельфии, Чикаго, Сан-Франциско. В 1932 году Трубецкой возвращается в Италию. Последним произведением мастера стала фигура Христа, оплакивающего человечество, которое творит зло. 12 февраля 1938 года Трубецкой скончался на вилле Кабианка.

3.2.1.2.1.2. Павел (Паоло) Трубецкой (итал. Paolo Troubetzkoy), (15 февраля 1866, Интра, Италия — 12 февраля 1938, Италия) — скульптор и художник, работал в Италии, США, Англии, России и Франции.

Внебрачный сын русского эмигранта, князя (1822-1892). Князю, имевшему сразу двух жён — одну в России, другую за границей, — император Александр II запретил возвращаться на родину, чтобы, как было сказано, —"не допустить в родимое отечество дух разврата"

Паоло Трубецкой. Фото 1910-х

Павел (Паоло) Трубецкой родился 15 февраля 1866 года в Италии в местечке Интра близ озера Маджоре. Отец его, князь П. И. Трубецкой, состоял при русском царском дворе. В 1863 году он приехал в Италию в качестве дипломата русского посольства во Флоренции, не зная ещё, что останется здесь до конца жизни. Женой князя стала гражданка США, пианистка Ада Винанс (Ada Winans, 1835-1917), приехавшая во Флоренцию учиться пению. Она живо интересовалась музыкой, живописью, скульптурой, литературой. Благодаря ей в доме Трубецких царила художественная атмосфера.


Paolo Troubetzkoy (1866-1938). Portrait of his mother (ca. 1912). Портрет матери Verbania-Pallanza, Italy.

Родные братья: Пьер (Петр) (1864-1936) — художник график и живописец; и Луиджи (1867-1959) — инженер-электрик. С восьми лет он увлекается скульптурой и под влиянием брата Пьетро, художника-декоратора, исполняет первые скульптуры для театра марионеток

Виллу «Ада» (дом Трубецких) часто посещал известный итальянский художник Даниеле Ранцони, оказавший известное влияние на Паоло, хотя прямым его учителем не был.


Verbania-Intra. Monument to painter Daniele Ranzoni ,

В 1874 году Паоло выполнил первую скульптуру — голову поющего старика из воска. Эту работу похвалил скульптор Дж. Гранди. Затем Паоло выполнил ещё одну работу, привлёкшую внимание Гранди, — высек из мрамора скульптуру «Отдыхающие олени».

В 1877-1878 годах Паоло учился и окончил начальную школу в Милане. Вернувшись в Интру, он по настоянию отца поступил в техническую школу. И даже брал частные уроки физики и математики, но учился неохотно.

Он не бросил своего любимого занятия и в 1882 году вылепил гипсовую скульптуру «Корова с телёнком». Юноша увлёкся анималистикой. В 1883-1884, после окончания колледжа в Интре, побывал в России. По возвращении поселился в Милане. Тем временем отец стал подумывать о военной карьере сына. К счастью, мать настояла на занятиях в художественной школе, и Паоло поступает в миланскую студию Джузеппе Гранди. Вскоре он переходит в студию Д. Баркалья, мраморщика из Пьемонта, затем в студию Эрнесто Баццаро, у которого брал уроки технически-ремесленного характера. Законченного художественного образования так и не получил.

С 1885 г. работал в собственной студии на виа Сольферино (затем на Корсо ди Порта Нуова). Входил в круг литературно-художественного движения Scapigliatura («цыганщина» или «богема»; участники движения противопоставляли себя, с одной стороны, консерватизму официальной культуры, а с другой - позднему итальянскому романтизму, который считали эпигонским).

В 1885 году Трубецкой приобрёл собственную студию в Милане. А ещё через год впервые участвовал в выставке в Милане, где показал скульптуру «Лошадь», и работа была замечена. В том же году побывал в США и провел персональную выставку в Сан-Франциско; несколько его работ приобрел городской художественный музей. С этого времени стал получать заказы от богатых итальянских клиентов, среди которых были графы Висконти ди Модроне и Дурини.

Вскоре семья Трубецких разорилась и продала виллу. Паоло вынужден жить самостоятельно. С 1886 года и до приезда в Россию у Трубецкого так называемый «период нищеты». Художник переезжает с места на место, работая на фермах, чтобы заработать деньги на жизнь и занятия искусством. Это и время его художественного становления. Примерно до 1891 года главное место в его творчестве занимает анимализм. Позднее для заработка, пользуясь своей известностью, начинает работать над заказными портретами.


Paolo Troubetzkoy (1866-1938). Padre e figlia (1895). Verbania-Pallanza, Italy .


Marble bust of a girl (1895)

В 1890 году Трубецкой участвовал в конкурсе на памятник Гарибальди для Милана. За свой проект он получил первую премию, а о его достоинствах написал большую статью известный итальянский писатель Г. д"Аннунцио. Ещё через год скульптор выполнил проект памятника Данте для города Тренто, получив денежную премию. Проект обладал многими достоинствами, но из-за сложной аллегоричности был отклонён жюри. В дальнейшем работа Трубецкого неоднократно экспонировалась на международных выставках, в том числе и в России. В 1896 году Трубецкой исполнил памятник сенатору Карло Кадорна для Палланцы.


Monument to italian politician Carlo Cadorna, in Verbania-Pallanza, by Paolo Troubetzkoy


Verbania-Pallanza. Monument to mayor Paolo Cavanna, bronze bust modelled by Paolo Troubetzkoy in 1896

С 1895 участвовал почти во всех Международных бьеннале в Венеции (до 1934). С первых шагов получил поддержку критика Витторио Пика, который стал его восторженным поклонником, позже о нем много писал критик Уго Ойетти. Участвовал во многих европейских выставках.


Le Comte Robert de Montesquiou by Paolo Troubetskoy (1897) from the Orsay Museum on display at MUNAL in Mexico City


Статуя Роберта де Монтескье (1907) в мастерской П.П.Трубецкого в Париже. Фотоархив Музея пейзажа, Вербания, Палланца

В 1897 приезжает в С.-Петербург и принимает предложение князя Львова, директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества, преподавать скульптуру. В 1898-1906 гг. состоял профессором скульптуры в МУЖВЗ. Его деятельность в качестве преподавателя оказала большое влияние на формирование целого ряда русских мастеров. Молодые ваятели - А Т. Матвеев, Н. А. Андреев и другие - получили у него уроки мастерства, иные, как, например, В. Н. Домогацкий, испытали его влияние. В эти годы вошел в круг «Мира искусства». В 1899 г. его портрет написал В. А. Серов.


Валентин Александрович Серов (1865-1911) Portrait of en:Paolo Troubetzkoy

Выражение «лепить à la Трубецкой» (т.е. быстро, сочно, живо и весело) вошло в речевой обиход московских скульпторов. Для них был нов и сам тип художника, который олицетворял собою Паоло. «Высокий», «видный», как писали о нем в прессе, с прекрасными манерами, умеющий держать себя и в то же время раскрепощенный, чуждый светских условностей артист, художник европейского типа, он позволял себе игнорировать любые авторитеты, иметь хобби (как то: держать в своей студии зверей и животных и быть вегетарианцем) и бравировать тем, что «ради полной самостоятельности мысли и отношения к жизни он никогда ничего не читал и не читает». Природное чувство собственного достоинства, независимость, естественное требование уважения к своему искусству поставило его в совершенно особую позицию в училище. Для скульптора выстроили отдельную мастерскую, высокую, с верхним светом и широкими дверями, в которые могли свободно въезжать «парные кареты и казаки верхами», как вспоминает Б.Л.Пастернак, оказавшийся невольным наблюдателем всего, что там происходило (в эту мастерскую стало выходить одно из окон квартиры его отца Л.О.Пастернака). Директор МУЖВЗ князь А.С.Львов спешил построить для Трубецкого бронзолитейную мастерскую и выписал из Италии великолепного литейщика Карло Робекки. С точки зрения москвичей, такое внимание к потребностям художника было беспрецедентным.


Мастерская П.П.Трубецкого во дворе Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1900-е

Бронзовая скульптура "Московский извозчик" (1898, ГРМ) — первое произведение, исполненное в России. Жанровая композиция, казалось бы, традиционна по сюжету. Подобные бытовые сцены не раз встречались в работах русских скульпторов — Е. А. Лансере и Л. В. Позена. Для Трубецкого же это было воплощением первых российских впечатлений, без созерцательной этнографичности, с подкупающей искренностью, особой пластической выразительностью мягких, "льющихся" форм.


Московский извозчик. Бронза (1898)

Талант Трубецкого оказывается столь ярким и необычным, что работы совсем ещё молодого скульптора начинают появляться на выставках и привлекают к себе внимание.


Paolo Troubetzkoy (1866-1938). Prince Meshcherskiy (ca. 1895). Verbania-Pallanza, Italy .


Госпожа Хернхеймер. 1897г. Бронза. ГТГ


Портрет Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, 1899 год


Портрет княгини М. Н. Гагариной». Гипс. 1898

Появившиеся на выставках работы Трубецкого вызвали резкую критику консервативных кругов петербургской Академии, усмотревших в его новаторском методе нарушение "классических" канонов, и привлекли внимание передовых представителей русской общественности, художественной интеллигенции. Скульптор знакомится и сближается с И. Е. Репиным, И. И. Левитаном, Ф. И. Шаляпиным. .


Portrait of Isaac Levitan (1899, State Russian Museum)


П.П.Трубецкой лепит княгиню Тенишеву в ее имении Талашкино под Смоленском. 1899

Большая дружба связывала Трубецкого с Л. Н. Толстым. Высокий, крупный, человек незаурядной физической силы, нежно любящий животных, вызывал живейшую симпатию писателя. По свидетельству секретаря Л. Н. Толстого — В. А. Булгакова, "скульптор Паоло Трубецкой... принадлежал к любимцам Льва Николаевича... Он любил его за простую открытую душу, правдивость, ненависть к светским условностям, любовь к животным, вегетарианство". Лев Николаевич охотно позировал ему и беседовал с ним в мастерской скульптора и у себя в Ясной Поляне.

С 15 по 23 апреля 1898 г. он моделирует бюст писателя: « Вечером был у нас князь Трубецкой, скульптор, живущий, родившийся и воспитавшийся в Италии. Удивительный человек: необыкновенно талантливый, но совершенно первобытный. Ничего не читал, даже Войны и миране знает, нигде не учился, наивный, грубоватый и весь поглощенный своим искусством. Завтра придет лепить Льва Николаевича и будет у нас обедать». 9 /10 декабря Трубецкой другой раз заезжает к Толстым, вместе с Репиным. 5 мая 1899 г. Толстой в письме Черткову ссылается на Трубецкого, оправдывая задержку в завершении романа Воскресение, причиняемую новыми изменениями в рукописи: «Дело в том, что, как умный портретист, скульптор Трубецк<ой>, занят только тем, чтобы передать выражение лица — глаз, так для меня главное — душевная жизнь, выражающаяся в сценах. И эти сцены не мог не перерабатывать». Спустя чуть более десятилетия, в начале марта 1909 года, Трубецкой создал еще две скульптуры писателя — Толстой верхом и маленькую статуэтку. С 29 по 31 августа Трубецкой моделирует бюст Толстого. В последний раз он пребывает со своей женой в Ясной Поляне с 29 мая по 12 июня 1910 г.; он пишет портрет Толстого маслом, создает два этюда карандашом и занимается скульптурой «Толстой верхом». 20-го июня писатель снова выражает мнение, что Трубецкой весьма талантлив.


Портрет Л.Н. Толстого. 1899. Бронза
С. А. Толстая писала:
«Лучше других — маленький бюст со сложенными руками работы Трубецкого».


Paolo Troubetzkoy (1866-1938). Lev Tolstoy (ca. 1898). Verbania-Pallanza, Italy


Lev Tolstoy a cavallo (1899).


П.П.Трубецкой лепит Л.Н.Толстого в его кабинете в Хамовниках. 1898, Государственный музей Л.Н.Толстого, Москва


Трубецкой кн., скульптор, лепит портрет Л.Н. Толстого, Горбунов читает ему вслух


Трубецкой П.П. и Толстой Л.Н. (работа над бюстом Толстого Л.Н., 1898)

Однажды вечером мне доложили, что к нам пришли мои друзья — барышни Трубецкие вместе с их кузеном скульптором Паоло Трубецким. Я о нем уже много слышала. Он был большой оригинал. Его детство и юность прошли в Милане. Живя в Италии, Трубецкой никогда не посещал музеев. Он был строгим вегетарианцем. Мать его была американка из южных штатов. Сам он не говорил по-русски. Утверждали, что Трубецкой очень талантлив и за границей его имя широко известно.
Я ожидала его с нетерпением. Все, что связано с искусством, меня всегда очень интересовало.
Я увидела высокого, застенчивого и молчаливого юношу, но с глазами, которые словно впивались во все, что попадало в поле их зрения.
Первый разговор Трубецкого с моим отцом был забавным.
— Я ничего не читал из ваших книг, — сказал Трубецкой.
— И хорошо сделали, — заметил отец.
— Но я прочел вашу статью о вреде табака, я хотел бросить курить.
— Ну, и как?
— А так: прочел статью и продолжаю курить.
И оба собеседника рассмеялись.
С первого взгляда Трубецкой был захвачен внешностью отца и следил за каждым его движением и жестом. Художник страстно изучал свою будущую модель, открывая в ней то, что нужно для создания скульптуры.
По характеру отец был скромен и застенчив. Ощущая на себе пристальный взгляд гостя, он все более смущался.
— Я понял теперь, — шепнул он мне, — что вы, женщины, должны испытывать, когда кто-нибудь в вас влюблен. Как это стеснительно!
Чтобы спастись от пристального взгляда своего гостя, отец решил отправиться в… баню. Он громко заявил об этом всем присутствовавшим. И вдруг я увидела, как оживился Трубецкой.
— А я, Лев Николаевич, пойду с вами, если разрешите.
Увидеть свою модель без покровов было для скульптора неожиданной удачей. Он весь засиял от радости.
Отец ужаснулся.
— Нет, — сказал он, — я пойду в баню в другой раз. Сегодня очень холодный вечер…
Как известно, Трубецкой сделал несколько бюстов и статуэток Толстого. Возможно, это наиболее удавшиеся творения великого скульптора.

Толстая Татьяна. Воспоминания


Толстой Л.Н., Толстая С.А., справа от Л.Н. Трубецкой П.П., гости (1898)


Толстой Л.Н. и Трубецкой (на верховой прогулке)


Трубецкой (князь, скульптор) лепит Л.Н. Толстого (его на фото нет), с женой

Рассматривая его портретные работы, можно убедиться, что «живописное», прихотливо-эскизное обращение Трубецкого со скульптурной формой относится, как правило, прежде всего к изображению одежд. Даже в небольших статуэтках человеческие лица у Трубецкого проработаны тщательно и достаточно чётко. Таковы его работы «С. Ю. Витте с сеттером» (1901), «Гагарина с дочерью», «Натурщица Дуня» (1912) и другие.


Портрет княгини М.Н. Гагариной с дочерью Мариной, 1898 год


Натурщица (Дуня) (1900)


Портрет Сергея Витте с сеттером, 1901 год


М.С.Боткина. 1901 Бронза. ГТГ

Большинству названных произведений Трубецкого свойственны большой лиризм и теплота. Последнее относится не только к портретным статуэткам, но и к целому ряду превосходных изображений детей и животных, а также к типично жанровым композициям.


LAPON, SON RENNE ET SES CHIENS Moscou (1899, Art Institute of Chicago).


Друзья, 1901 год


Children (N.S. and V.S. Troubetzkoys) (1900, State Russian Museum)


Abbraccio materno 1898

Трубецкой показывает свои работы на выставках «Мира искусства», «Союза русских художников», на зарубежных смотрах, в том числе и на Международной выставке в Париже в 1900 году, где его произведения были отмечены почётной медалью.

В 1900 году Трубецкой выигрывает конкурс на создание памятника Александру III среди таких известных скульпторов, как Р. Р. Бах, В. А. Беклемишев, А. М. Опекушин, М. А. Чижов, А. Л. Обер, А. О. Томишко.

Конкурсная программа предусматривала, что царя изображают сидящим на троне.

Это Трубецкому не нравилось, и, вместе с эскизом, соответствующим объявлению конкурса, он предоставил еще один эскиз, показывающий царя сидящим на коне. Этот второй макет привел в восхищение вдову царя, и, таким образом, Трубецкой получил заказ на 150 000 рублей.

Был утверждён эскиз Трубецкого с пьедесталом Шехтеля, четырёхугольным в плане. С двух сторон постамента помещались барельефы, сюжетно объясняющие смысл и назначение монумента.

Мастер проделал колоссальную предварительную работу. Он исполнил восемь малых моделей, две в натуральную величину и две в масштабе самого памятника. Скульптор отнёсся к его созданию как к исторической миссии, выпавшей на его долю. «Как бы мог я осмелиться, — сказал он, — взяться за такой памятник, если бы не был уверен, что сделаю шедевр. Не сомневайтесь, это будет прекраснейшая статуя в мире».

«Меня упрекают, — говорил он в другой раз, — что я как будто не окончил моего труда, что в нём много недоделанного. Мне думается, что это упрёк неоснователен. Всякий по-своему понимает законченность данного произведения. В памятнике нет ничего классического — это совершенно идейный памятник. Отрицательное отношение ко мне со стороны публики я склонен объяснить в значительной степени известной оригинальностью, новизной… Оно тем более понятно, что петербуржцы вообще не привыкли к новому слову в этой области искусства…» «Ставят мне в упрёк, — жаловался скульптор, — толстую лошадь. Но я должен был выбрать для памятника тяжёлую лошадь, считаясь с богатырской фигурой царя. Что касается вопроса, к чему стремился — к портретности или выражению известной идеи, — то в данном случае я, конечно, преследовал обе цели, ибо без портретности не может быть памятника, а без символа — произведения искусства. Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моём памятнике воплощает мою основную мысль».

Многие члены императорской семьи были против установки памятника, считая его карикатурой. Сам же скульптор шутил: «Моя цель — изобразить одно животное на другом».

Русская критика очень часто приписывала произведениям Трубецкого черты, которые изначально не были им свойственны. Прежде всего это коснулось памятника Александру III. Из слов, будто бы сказанных автором, что в этой работе он ставил перед собой задачу изобразить одно животное на другом, делались далеко идущие выводы. По укоренившейся привычке толковать произведения пластических искусств с более понятных обществу литературных платформ, в этом монументе долгое время пытались угадывать некое скрытое глубокое и критически-смелое содержание. Трубецкой же совершенно искренне говорил, что принципиально чужд политики, как и любых социальных проблем. В памятнике императору бессмысленно было искать критику, ибо автор очень хотел понравиться царской семье и выиграть конкурс. К тому же известно, что к животным скульптор относился едва ли не лучше, чем к людям. Поэтому даже если он действительно произнес приведенные слова, то вкладывал в них совсем простой смысл. В памятнике Александру III Трубецкой решал смелую художественную задачу взаимосвязи двух больших скульптурных масс в момент остановки движения. Изобразить эту взаимосвязь правдиво - задача более чем достаточная для художественного произведения и, конечно, более содержательная и емкая, чем просто заявить своим памятником, что царь - самодур (коим он, к слову сказать, не был).

Лишь благодаря неожиданному благоволению вдовствующей императрицы, умилившейся портретному сходству, работу было дозволено довести до конца

Отливка памятника в бронзе продолжалась более полутора лет. Открытие монумента состоялось 23 мая 1909 года.


Открытие памятника Александру III 23 мая 1909 года на Знаменской (Восстания) площади в Санкт-Петербурге. В 1937 году памятник снят под предлогом реконструкции площади и помещен на хранение во двор Русского музея. 9 ноября 1994 установлен во дворе Мраморного дворца. Скульптор: Трубецкой


П.П.Трубецкой у памятника императору Александру III в Санкт-Петербурге. 1909 Фотоархив Музея пейзажа, Вербания, Палланца

Появление в 1909 году памятника Александру III в Петербурге вызвано бурю споров, дискуссий, разнотолков. «Опальный памятник», «Величие и вульгарность» — названия газетных статей красноречиво определяли оценку публики. Но много было и положительных отзывов.

Илья Ефимович Репин со свойственным ему темпераментом восклицает в адрес автора монумента: «Браво, браво, Трубецкой! Очаровательно! Поздравляю Россию… какая смелость, широта…»

Однако правящие круги не были довольны оконченным творением: дату открытия памятника (май 1909 г.) художнику объявили так поздно, что он не мог вовремя попасть на торжество.

Описание этих событий оставила Н. Б. Нордман в своей книге Интимные страницы. Одна из глав, датированная 17 июня 1909 г., называется: «Письмо к другу. День о Трубецком». Нордман описывает, как они с Репиным приезжают в Санкт-Петербург и направляются в гостиницу, где Трубецкой остановился, и как сперва не могут его найти.

Вместе с Трубецким они все «летят трамваем» осмотреть памятник: «Стихийное, могучее творение, обвеянное свежестью гениальной работы!!» После осмотра памятника — завтрак в гостинице. Трубецкой и здесь остается самим собой. Он сразу же, на своем неправильном русском языке, в обычной своей манере пускает в ход вегетарианство:

« — Maitre d’hotel, eh! Maitre d’hotel!?

Перед Трубецким почтительно склоняется Дворецкий.

— А ви варил покойник здесь? В этот суп? О! Нос слышит… труп!

Мы все переглядываемся. Ох, эти проповедники! Они, как статуи в Египте на пирах, говорят и напоминают о том, о чем не хочется думать в обычных формах нашей жизни. И к чему это о трупах за едой? Все сбиты с толку. Не знают, что выбрать по карте.

И вот заказывают вместе. И смеется Трубецкой детской улыбкой. Он в духе.

О! Меня в Париже больше никогда не приглашают на обеды. Я всем надоел своей проповедью!! ....


И.Е. Репин, скульптор Паоло Трубецкой с женой у крокетной площадки

Позже Репин в ресторане Контан устраивает для своего друга Трубецкого банкет. Около двухсот приглашений были высланы, — но «во всем Петербурге нашлось всего 20 человек, которые пожелали чествовать всемирно известного художника.» Долго о нем замалчивали, «пока наконец Дягилев не понавез его вещей и не познакомил с ним русских!». Репин в пустом зале выступает с бойкой речью, причем он намекает и на необразованность Трубецкого, нарочную и сознательно культивированную. Лучший в Италии памятник Данте создал Трубецкой. «Его спросили — вы вероятно знаете каждую строчку Рая и Ада наизусть?…Я никогда в жизни не читал Данте!» Как он учит своих учеников, спрашивает Репин риторически, «ведь он плохо говорит по-русски. — Да, он учит только одному — когда вы, говорит, лепите — вы должны понимать, где мягко, и где твердо. — Вот ведь! Где мягко и где твердо! Какая глубина в этом замечании!!! т.е. мягко — мускул, твердо — кость. Кто это понимает — у того чувство формы, а для скульптора это все». На выставке 1900 г. в Париже жюри единогласно присудили Трубецкому grand prix за его работы. Он — эпоха в скульптуре …


И.Е.РЕПИН Портрет П.П.Трубецкого. (1908, Фрагмент Национальная галерея современного искусства, Рим)

Сооружение памятника подвело итог творчеству Трубецкого в России. Около пятидесяти станковых работ создал Трубецкой в России. Это был необыкновенно плодотворный период его творчества.

В С.-Петербурге познакомился со шведкой Элин Сандстром (Сундштрём), которая стала его женой (их сын Пьер умер в 1908 в двухлетнем возрасте). В 1905 г. переехал с женой в Финляндию.


Paolo Troubetzkoy (1866-1938). "My wife" Портрет жены (ca. 1911). Verbania-Pallanza, Italy.


Bronze bust of boy (sculptor"s son Pierre) Портрет сына (1915)

В 1906-1914 жил в Париже. На парижском Салоне 1906 года Трубецкой выставил выразительный портрет Огюста Родена, изображение изысканной госпожи Декори, портрет Армана Дейо, о котором Роден сказал: «великолепно».


Paolo Troubetzkoy (Павел Трубецкой) Portrait sculpture of Auguste Rodin. Cantor Arts Center of Stanford University in Palo Alto, California

Критика констатировала, что Трубецкой принёс в Париж свой специфический жанр «portrait-statuette». Однако то был последний всплеск широкого интереса к творчеству Трубецкого. На Западе уже слышались не только благожелательные отзывы. Появились и другие высказывания в его адрес: «лёгкий, незрелый», «скульптор аристократической знати».


Paolo Troubetzkoy (1866-1938). A Lady wearing a hat (1905-1909). Verbania-Pallanza, Italy .


Сидящая дама. 1909 год


Модель, позирующая П.П.Трубецкому в его мастерской. Фотоархив Музея пейзажа, Вербания, Палланца

Ежегодно ездил в Италию, посетил Швецию и Англию, бывал в России. Исполнил портреты многих европейских аристократов и знаменитостей, в том числе А. Франса, Б. Шоу, А. Цорна. По заказу галереи Уффици создал автопортрет (1912). Работал над конкурсными проектами памятников Александру II для С.-Петербурга (1910) и в честь 300-летия Дома Романовых для Костромы (1912), создал бронзовый памятник-бюст председателю 1-й Государственной Думы С. А. Муромцову на кладбище Донского монастыря в Москве (1912).


"Prince Paul Troubetskoy II," by the Swedish artist Anders Leonard Zorn, etching. 9 11/16 in. x 7 in. Yale University Art Gallery, G. Allen Smith Collection. Courtesy of Yale University, New Haven, Conn .


"TROUBETZKOY" red chalk drawing on paper
Joaquin Sorolla Y Bastida. Probably it is a self portrait by Troubetzkoy and the Sorolla signature was added later

В 1910 г. Трубецкой был избран почетным членом ТПХВ; помимо этого, являлся членом Миланской академии художеств и постоянным участником парижского Осеннего Салона.

В 1911-1912 во второй раз побывал в США. Провел персональные выставки в Нью-Йорке (1911, Hispanic Society of America и Albright Art Gallery) и в Чикаго (1912, Художественный институт). Для каталога выставок в Нью-Йорке большую вступительную статью написал Кристиан Бринтон. Во время поездки исполнил портрет морского офицера Ф.-Д. Рузвельта - будущего президента. По возвращении в Италию купил сельский дом в Суна ди Новара близ Палланцы.

Когда в 1913 году Трубецкой выставил свои работы на римском Сецессионе, они уже не вызвали большого интереса. Критики писали, что Трубецкой работает в духе «устаревшего импрессионизма».


Paolo Troubetzkoy (1866-1938). Bust of a Lady (ca. 1910). Verbania-Pallanza, Italy


Paolo Troubetzkoy (1866-1938), Elin Troubetzkoy (1910-11). Verbania-Pallanza, Italy.

В 1914 году скульптор едет в США. Трубецкой намерен был провести в Америке несколько месяцев, но из-за войны остался до 1921 года. Жил в Лос-Анджелосе и в Голливуде; портретировал кинозвезд, лепил фигурки индейцев и ковбоев.


Вождь индейцев,

Трубецкой строит в Голливуде обширную студию и покупает небольшой дом. Его посещают Э. Карузо, М. Пикфорд, Д. Фербенкс, Ч. Чаплин. В 1919 году по проекту Трубецкого установили памятник Данте в Сан-Франциско, а в 1920 году — памятник генералу Харрисону Грай Отису в Лос-Анджелесе. Провел персональные выставки в Нью-Йорке, Детройте, Толидо, Филадельфии и Сан-Франциско. «В эти сумасшедшие годы он остаётся скульптором хорошеньких женщин», — пишет Ж. С. Гриони


Балерина


Маргарет Дрейпер с собакой, 1921 год

В 1921 вернулся в Париж. В 1927 году умирает жена — шведка Элин Сундстрём. Её смерть Трубецкой переживает мучительно, он едва не покончил с собой. Ежегодно проводил лето на вилле в Ка Бьянка в Суна ди Новара, где окончательно поселился в 1932 (через пять лет после смерти жены). Последние годы проводил в разъездах между Палланцей и Миланом (в обоих городах теперь есть улицы, названные в его честь).

В 1921 провел в парижской галерее Georges Petit персональную выставку, на которой было представлено 60 последних работ. В 1922 создал обелиск воинам, павшим в I Мировую войну, для Палланцы (памятник представляет собой идеализированный портрет жены скульптора с умершим сыном).


Verbania-Pallanza. World War I mwemorial, modelled by Paolo Troubetzkoy in 1922

В том же году состоялась его большая персональная выставка (37 гипсовых, бронзовых и мраморных скульптур) в одном из залов Выставочного дворца XIII Венецианской бьеннале. На XV Венецианской бьеннале (1926) в числе показанных им шести скульптур был бронзовый бюст Бенито Муссолини. В 1924 его выставка состоялась в галерее Charpentier в Париже.

В 1932 году Трубецкой возвращается в Италию. Был участником выставок русских художников в Париже - в галереях d’Alignan (1931) и La Renaissance (1932). В числе произведений последнего периода - статуи Дж. Пуччини перед его Домом-музеем в Торре-дель-Лаго и в театре Ла Скала в Милане.


Джакомо Пуччини


Скульптура бронзовая -Giacomo Puccini.1925г


Paolo Troubetzkoy (1866-1938). George Bernard Shaw. Verbania-Pallanza, Italy.


П.П.Трубецкой лепит портрет Бернарда Шоу. 1926 Фотоархив Музея пейзажа, Вербания, Палланца


Lady Standing, 1927

С выставками своих произведений скульптор выезжал в Египет (1934) и Испанию (1935). В последние месяцы жизни из-за физической невозможности заниматься скульптурой обратился к живописи и написал несколько портретов. Последним произведением мастера стала фигура Христа, оплакивающего человечество, которое творит зло.

Дорошевич Влас Михайлович. Паоло Трубецкой (Отрывки)

Позвольте вас познакомить:
- Князь Паоло Трубецкой.
Подавая большущую руку, этот огромный человек, с громадным лбом и детским выражением лица, конечно, не скажет вам:
- Скульптор!
Это было бы излишне.
Но его подмывает рекомендоваться:
- Вегетарианец.
Это его образ жизни и род занятий.
- Чем вы занимаетесь?
- Вегетарианством.
Но горничная уже доложила:
- Madame est servie!
(Действие происходит в Париже, где живет Трубецкой.)
Милости прошу в столовую.
Для Трубецкого готовилось отдельно.
Вегетарианское.
Он заранее просил.
С детской трогательностью:
- Только, пожалуйста, не положите во что-нибудь мясного бульона.
- Клянусь!
Он не дошел еще до той "высшей ступени", на которой стоит наш бесценный Л.Н. Толстой.
Говорят, когда Толстой был болен, ему, по настоянию доктора, потихоньку влили в суп куриного бульона.
У Льва Николаевича случилась морская болезнь. Его организм сам уже не переносит ничего:
- Трупного.
Это наивысшая ступень.
Трубецкой еще не дошел и боится встретиться.
Но так он строг!
Мы вели предварительные переговоры.
- А рыбу можно?
- Рыбу?!
Он поколебался.
- Лучше, если можно, без рыбы.
- А на сливочном масле можно приготовить? Он и тут поколебался.
- Лучше на прованском. Ему подают его:
- Строго вегетарианское.
Мы, остальные, едим наше "грешное", убойное.
Суп сходит благополучно.
Но когда подают телятину, Трубецкой с негодованием спрашивает:
- Как вам не противно есть труп?
И начинает подробно, живописно рассказывать, как убивают теленка, как он мучится.
Ножи и вилки работают медленнее.
- Господа, еще! - с отчаянием взывает хозяйка. Никто не хочет.
Белую "утку по-руански", - гордость француженки-кухарки! - уносят нетронутой.
Утку, - чтобы в ней осталась "драгоценная" кровь, - не зарезали, а задушили.
- Как вам не стыдно? - гремит Трубецкой и описывает уткины мученья. Его напрасно останавливает его супруга.
Он вскочил на своего конька и проповедует, проповедует, проповедует. Обеды "с Трубецким" оканчиваются часто дамскими слезами и даже истериками!
Но это ничего не значит!
Трубецкой "обратил" зато за столом несколько человек.
Чаще дам.
Несколько дам задумались:
- А действительно?
И решили сделаться вегетарианками. Трубецкой торжествует. День не потерян. Пообедал не даром!
Сама хозяйка дома, сначала было хмурившаяся, в конце концов растрогана, убеждена и объявляет:
- Я тоже с сегодняшнего дня вегетарианка! Она, положим, поужинает холодной уткой. Но это "ничего не значит".
Это:
- В последний раз!
Мы встаем из-за стола, благодаря Трубецкому, достаточно голодными.
Переходим в гостиную.
И Трубецкой продолжает... проповедь вегетарианства.
От него ждут разговоров об искусстве.
Он говорит о вегетарианстве.
Он апостол вегетарианства.
Вегетарианцы его домашние. Вегетарианцы его прислуга.
И даже своих собак он сделал вегетарианцами!
Но тут ждал его удар в сердце.
У него чрезвычайно оригинальные собаки, из Сибири.
По-моему, это просто прирученные волки.
И Паоло Трубецкой приучил их:
- Питаться исключительно растительной пищей. Торжеству его не было пределов.
- Мясо и для собаки только дурная привычка. Он всем показывал своих "волков".
- Смотрите! Какие здоровые! И сыты! И вегетарианцы!
Но однажды утром он увидел, как кухарки соседнего с его мастерской дома кормили его вегетарианских собак "из жалости" костями и остатками мяса.
И "вегетарианцы" за обе щеки уплетали "убоину".
При виде такого коварства Трубецкой воскликнул только:
- Che bestie!
Но к кому это относилось, - к лицемерным собакам или к "соблазняющим" их людям, - неизвестно.
Во всяком случае, Трубецкой возненавидел соседнюю кухарку, - как святой Еву.
В заключение беседы он сообщает, что собирается написать:
- Книгу о вегетарианстве.
После этого никто не станет есть мяса.
- Это так просто. Все поймут. Книга пишется лет десять.
Но, может быть, когда-нибудь Трубецкой, не читающий никаких книг, напишет свою.

Это - "дитя природы". Он, вероятно, никогда не читал Руссо.
Но Жан-Жак Руссо, "великий поклонник природы", - вероятно, пришел бы от него в восторг:
- Вот идеал!
Король Лир сказал бы про него:
- Вот человек таков, каким он вышел из рук природы. В нем нет ни знания от книг, ни заразы от искусства!
Трубецкой лепил Толстого. Толстого заинтересовало:
- Читали вы что-нибудь из моих сочинений? Трубецкой просто и откровенно ответил:
- Нет.
Лев Николаевич только что получил французский перевод своего произведения:
"Об искусстве".
- Вот. Не хотите ли прочесть? Это вас, быть может, заинтересует. На следующий день Толстой спросил:
- Ну, что? Читали?
- Прочел две страницы.
- Не понравилось?
- Заснул.
Толстой расхохотался.
И, кажется, окончательно влюбился в Трубецкого.
Трубецкой находит, что книг написано слишком много.
- Это только засоряет мозги.
Книги мешают людям видеть вещи такими, каковы они есть:
- Своими глазами.
По поводу какой-то конной статуи Трубецкого упрекали, что лошадь похожа на лошадь Гарибальди:
- На знаменитом памятнике в Риме. Трубецкой простодушно отвечал:
- Не видал.
И это больше, чем возможно.
Это несомненно.
Трубецкой проходит мимо скульптурных произведений, самых знаменитых, даже не интересуясь взглянуть на них.
Вы можете встретить его всюду, кроме художественной выставки, галереи, музея.
Ни один профан не видел скульптуры меньше, чем Трубецкой.
Смотреть скульптуру для скульптора вредно.
Это мешает "видеть предметы такими, каковы они есть":
- Своими глазами!
- Какое мне дело до того, как передавал природу Микеланджело? Я должен передавать ее так, как вижу ее я.
Он не признает ни учителей, ни учеников. Учитель один - жизнь. Для него единственная:
- Галерея скульптуры - улица.
- Каждый человек - движущаяся скульптура. Ошибка художников та, что:
- Они стараются лепить, как другие: "как древние", "как Микеланджело", "как Роден".
Выходят:
- Копии.
Как, например, у... Кановы. Такие произведения:
- Не нужны.
Каждый должен принести:
- Свое. Лепить:
- Как видит.
Трубецкого сделали преподавателем в училище живописи и ваяния. Это был самый оригинальный учитель в мире.
- Я обучал всему, что знал. Как замешивать глину, как укреплять каркас, чтоб статуя не упала. А затем: "Лепи, как знаешь!" Это все, что я знаю. Остальное, - я вижу. Чему ж тут я могу его научить? Я не знаю, как видит он. Он не может видеть, как я.
- Но это проповедь невежественности?
- Самостоятельности! - говорит он.
Но хорошо, что природе угодно было наделить своего "дитятю" гениальным чутьем.
Трубецкой терпеть не может оперы.
Соединение слов с музыкой ему отвратительно, как раскрашенная статуя
- Музыка, которая нуждается в объяснении словами, - не музыка.
- Это - два разных искусства.
- Музыка - самостоятельное искусство, она должна выражать все своими средствами.
И в доказательство приводит такой факт.
Он слышал, что существует на свете "Героическая симфония" Бетховена.
Но самой симфонии никогда не слышал.
Однажды в Милане он зашел на дневной симфонический концерт Тосканини.
Не взглянув на афишу.
Не взяв программы.
После нескольких произведений, которые ему "ничего не говорили", - он услыхал что-то такое...
- Музыку!
Что-то, от чего у него волосы поднялись дыбом.
- Это была "Героическая симфония"? - обратился он к соседу. Тот взглянул на него с удивлением:
- Да.
- Вот видите! - с торжеством добавляет Трубецкой. Поэтому не надо ни слов, ни программ, ни афиш. Лишнее.
- "Героическую симфонию" и так все узнают.
- Но ведь в музыке не одни "героические симфонии"!
- А это никому не нужно.
Это один из тех людей, которые не оставляют в искусстве потомства.
Самородок.
Им все его началось, им все и кончится.
Но он уверен, что если бы люди:
- Не засоряли себе мозгов чужими мыслями, - искусство, литература, - все стало бы гениально.
Люди стали бы интересны. Писали бы, лепили:
- По-своему.
Это было бы всегда оригинально, часто интересно, иногда гениально.

Его маленькие слабости как художника и неизбежные тернии... Трубецкой не любит лепить голого тела.
Быть может, потому, что в его галерее искусства, в которой он учится, - на улице, - нет голых людей. Про него говорили:
- Не любит, - потому что не умеет.
- Шить из глины пиджаки да платья - одно. А голое тело - это самое трудное.
"В опровержение" Трубецкой вылепил... голого Шаляпина. Оригинал остался оригинален и тут. Вышел настоящий "римский гладиатор". Образцовая лепка тела.
В мастерской Трубецкого я застал его за работой: он лепил статуэтку с голой натурщицы.
Вероятно, второе "опровержение".
Вот вам!
Мужское тело, женское.
И, вылепив два "опровержения", Трубецкой принялся за "свое":
- Лепить, что видит и как видит. "Пунктик" этого скульптора:
- Живопись!
- Мне хотелось бы сделать ваш портрет! - говорит Трубецкой даме. Дама сияет.
Вылепит Трубецкой!
- Вы будете добра мне попозировать?
- Oh, chermaitre!
- Я напишу вас в три четверти.
- Напишете?!
- Да, я теперь занимаюсь живописью. Дама окисляется.
Три четверти не являются.
И напрасно.
Трубецкой превосходный живописец.
Еще в скульптуре его кто-то чему-то, - и он добавит:
- Зачем-то! - учил.
В живописи он самоучка.
И превосходен.
Это приводит в неописанный восторг этого упрямого человека:
- Видите? Искусству учиться не нужно.


Трубецкой Павел (Паоло) Петрович (князь)Гагарин Николай Викторович (сын князя В.Н. Гагарина)


Трубецкой Павел (Паоло) Петрович. Елизавета Федоровна (великая княгиня, монахиня, святая) (Начало 1890-х, Государственная Третьяковская галерея).


Павел Петрович Трубецкой (1866-1938) Название «День свадьбы» (1922)

Семьдесят лет прошло со дня смерти знаменитого в России скульптора Паоло Трубецкого. Это легкое блестящее имя до сего дня сохраняет совершенно особый аромат и особое к себе отношение. С ним естественно сопрягается идея личной творческой свободы художника от любых тенденциозных требований.

Трубецкой ворвался в русскую художественную жизнь, как метеор, и его имя без усилия и сразу оказалось в созвездии имен Серебряного века. Талант скульптора в России был тотчас замечен, высоко оценен и всемерно поддержан. Трубецкого горячо полюбили в среде прогрессивных деятелей русской культуры. Его имя и произведения не сходили со страниц журнала «Мир искусства».

Так случилось, что мы даже не задумываемся над тем, русский ли он вообще художник, хотя его искусство явно принадлежит всему миру. Сын русского князя и американки, Паоло (Павел Петрович) Трубецкой (1866— 1938) родился, вырос, получил воспитание и начал творческую жизнь в Италии. В России он работал с перерывами между 1898 и 1906 годами. К 1898-му успел создать ряд безусловных шедевров, участвовал во многих международных выставках и был уже зрелым мастером. Дважды (в 1906—1914 и в 1921— 1932) его мастерская располагалась близ Парижа; в 1914—1921 годах он жил и работал в Голливуде, где приобрел небольшой дом и построил просторную студию. В 1932-м Трубецкой возвратился в Италию, закончил свою жизнь в местечке Палланца на берегу Лаго-Маджоре. Всюду он чувствовал себя как дома и работал с полной отдачей творческих сил.

Паоло Трубецкой принадлежал к тому счастливому типу художников, которые приходят в мир с уже сложившейся спецификой и своим неповторимым лицом. Им суждено не происходить ни от кого и, как говорил сам скульптор, «не оставлять после себя потомства в искусстве», им просто следует родиться вовремя. Судьба распорядилась так, что Трубецкой не просто вовремя родился, но сумел оказаться в России, сначала в Москве, а вскоре и в Санкт-Петербурге, именно тогда, когда в нем возникла острая нужда — академическая скульптура окончательно выдохлась и оказалась не способна включиться в общий процесс становления нового синтетического стиля, а московская пластическая школа, почти завершившая работу по созданию новых художественных координат, еще не сказала решительного слова. Она словно ждала счастливого случая. Этим счастливым случаем довелось стать Паоло Трубецкому.

На его долю выпал огромный успех, досталась слава новатора и даже в некотором роде ореол главы новой московской школы, хотя основной груз в деле возрождения русской скульптуры лег на плечи совсем других людей. И если было бы самонадеянным считать, что Россия имела какое-то отношение к характеру его творчества, то без натяжки можно утверждать, что «феномен Трубецкого» создала именно она. Неизвестно, радовался или огорчался скульптор тому обстоятельству, что с 1900 года, когда он выставил свои работы в русском отделе Всемирной выставки в Париже и положил начало, как выразился О.Роден, «русскому триумфу» в мире, его имя стало ассоциироваться с русской скульптурной школой.

Корни искусства Трубецкого следует искать на севере Италии, в художественной среде Милана, ставшего в 1880-е годы родиной скульптурного импрессионизма. Именно миланец Медардо Россо (1858—1928) первым сформулировал программу нового течения и акцентировал его направленность на фиксацию «зрительного образа от предмета». Скульптурный импрессионизм множеством корней был связан с течением «веризм» (от итальянского la verita ”), в 1870-е — 1880-е годы господствовавшим в североитальянской живописи, литературе, скульптуре и музыке, но сам он открывал собой эру нового пластического мышления, доминантой которого явилось прежде всего осознание единого существования предмета и пространства. Освобождая скульптуру от необходимости говорить на традиционном классическом и неоклассическом языке, закрепляя право художника на выражение субъективных представлений о жизненном явлении, устанавливая культ света и живописной поверхности, чутко реагировавшей на его изменения, импрессионизм в скульптуре закладывал основы пластицизма начала ХХ века.

Паоло Трубецкой не получил систематического художественного образования, но эстетические взгляды современников были ему хорошо знакомы с детства и оказались близки природе его дарования. Он легко усвоил культуру «боцетто» — наброска с натуры, которым пользовался его первый учитель, представитель веризма Джузеппе Гранди (1843—1894), многое заимствовал у Медардо Россо, в частности его способ художественной организации поверхности скульптуры текучими или прерывными мазками-«первоэлементами», его живописный, «сырой» характер лепки.

Художник милостью Божьей Трубецкой достаточно быстро сумел выработать собственную пластическую манеру, свой почерк в скульптуре, который, несмотря на большое число подражателей, никому не удалось повторить в полной мере. В отличие от Медардо Россо, стремившегося «заставить себя забыть материю», растворить ее в воздушной среде, он всегда сохранял равновесие между конструктивными первоосновами скульптуры и пространством, в котором они развиваются. Это позволило ему работать не только в станковой, но и в монументальной скульптуре. Поверхность его работ также приобрела индивидуальность: «сырой» мазок стал культурнее, организованнее, самодовлеюще изысканным и красивым. Трубецкой сообщил ему самоценность. Сочный, темпераментный, а подчас и сознательно эффектный, он делал необычайно подвижной поверхность скульптур, выполненных в мягких податливых материалах. Разнообразная — то втягивающая в себя, то отражающая свет — фактура переплетала легкие объемы с воздухом и световой средой, подвергая их постоянным зрительным изменениям, что создавало впечатление необыкновенной жизненности его скульптур и кардинально отличало их от анемичных и мертвенных образцов позднего академизма. Это было первым, что поразило и увлекло учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества, куда Трубецкой был приглашен преподавать, и где в его класс в первый год записалось около 40 человек. Появление мастера здесь сравнивали с «потоком свежего воздуха».

Счастливый случай, удача действительно сопутствовали творческой судьбе художника. Но счастливый случай подчас готовится всей предыдущей жизнью, и имя Трубецкого только на первый взгляд кажется богемным. Будучи человеком огромной работоспособности и самодисциплины, с юных лет и до смерти он не выпускал из рук стеки и все свои жизненные интересы подчинял единственной страсти и профессии — скульптуре. К тому же Трубецкой не был безучастной фигурой, вокруг которой слава соткалась сама собой. Напротив, он сделал все, чтобы привлечь фортуну на свою сторону. Несомненно, атмосфера конца XIX — начала ХХ века, необычайно духовно насыщенная, заряженная токами множества ярких дарований, столь щедро выплеснувшихся буквально во всех областях русской художественной культуры, питала и держала на гребне искусство Трубецкого. Но бесспорно и то, что он сумел точно уловить дух и облик времени и сделаться одним из его ярких выразителей.

Уважение, восхищение вызывала в училище и сама манера работы Трубецкого, абсолютно новая для России. Процесс его работы, по всей видимости, был весьма зрелищным, увлекательным «действом», завораживавшим и вовлекавшим зрителя в орбиту таинства возникновения художественной формы. Это следует из сохранившихся воспоминания очевидцев. Лев Толстой, ежедневно приезжавший на лошади позировать Трубецкому в мастерскую на Мясницкой и сделавший художника всемосковской знаменитостью, искренне удивлялся непринужденности его обращения со всем сложным конгломератом материальной техники, которая составляет основу любого скульптурного дела. Эта кажущаяся легкость пробудила в писателе желание попробовать лепить самому. Вокруг Трубецкого создавалась заразительная атмосфера творчества, в которой личность маэстро играла ничуть не меньшую роль, чем его искусство. Всем, кто наблюдал за его работой — от только начинавших тогда скульпторов Н.А. Андреева, С.Т. Коненкова, В.Н. Домогацкого до маститого живописца В.А. Серова, — хотелось быть чуть более легкомысленными, чуть более раскованными, «как Паоло».

Действительно казалось, что в окружающей художника среде не было ничего «непластичного», того, что он не мог бы с легкостью воссоздать в скульптурных образах. Не отягощенный грузом чисто русских проблем, пришедший из другого мира Трубецкой творил свободно. Новая форма, которая в это время так заботила москвичей, рождалась у него будто сама собой, как непосредственное отражение жизни. Изысканная и аристократичная она отодвигала на второй план трудные вопросы о конструкции, массе, весе, архитектонике. Они присутствовали в его вещах как нечто данное, каждый раз находясь в неразрывной слитности с характером образов (будь то портрет, статуэтка или жанр). В каждом случае мастер умел уловить тот «мгновенный толчок», в котором концентрировалось главное, с его точки зрения, содержание изображаемой ситуации или модели.

Выражение «лепить a la Трубецкой» (т.е. быстро, сочно, живо и весело) вошло в речевой обиход московских скульпторов. Для них был нов и сам тип художника, который олицетворял собою Паоло. «Высокий», «видный», как писали о нем в прессе, с прекрасными манерами, умеющий держать себя и в то же время раскрепощенный, чуждый светских условностей артист, художник европейского типа, он позволял себе игнорировать любые авторитеты, иметь хобби и бравировать тем, что «ради полной самостоятельности мысли и отношения к жизни он никогда ничего не читал и не читает». Природное чувство собственного достоинства, независимость, естественное требование уважения к своему искусству поставило его в совершенно особую позицию в училище. Для скульптора выстроили отдельную мастерскую, высокую, с верхним светом и широкими дверями, в которые могли свободно въезжать «парные кареты и казаки верхами», как вспоминает Б.Л. Пастернак, оказавшийся невольным наблюдателем всего, что там происходило (в эту мастерскую стало выходить одно из окон квартиры его отца Л.О. Пастернака). Директор МУЖВЗ князь А.С. Львов спешил построить для Трубецкого бронзолитейную мастерскую и выписал из Италии великолепного литейщика Карло Робекки. С точки зрения москвичей, такое внимание к потребностям художника было беспрецедентным.

Однако различные группы русского художественного общества приняли Трубецкого далеко не одинаково. В прессе на него одновременно обрушивались потоки самых лестных похвал и самой уничижительной критики. С позиций сегодняшнего дня не так уж важно, бранили или возносили маэстро. Решающим оказалось то, что художественная критика была привлечена к обсуждению собственно скульптурных проблем, очень долгое время в России остававшихся в тени. Резкая полярность в оценках искусства Трубецкого в начале ХХ века теперь уже не может удивлять: яростный спор между академическим и новаторским искусством принадлежит истории, и историей он был решен в пользу последнего. Люди старого академического толка окрестили искусство Трубецкого декадентством. По свидетельству И.Э. Грабаря, декадентством в то время называли все, что «уклонялось в сторону от классиков в литературе, живописи и скульптуре».

По вполне понятным причинам скульпторы, получившие художественное образование в стенах ИАХ (В.А. Беклемишев, Р.Р. Бах, М.А. Чижов, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский, А.Л. Обер) и мечтавшие получить заказ на памятник Александру III, который в итоге благодаря предпочтению вдовствующей императрицы достался Трубецкому, не могли понять и оценить новую пластическую форму. Обладая академической базой грамотности, они ее совершенно искренне не видели, полагая, что ее просто нет, а идеям и вдохновению Трубецкого «все равно, что воде, налитой в воздух» (А.Л. Обер), не дано быть воспринятыми. «Угловатые клочки» поверхности скульптур Трубецкого «самым диким образом поражали глаз» В.В. Стасова. «Сколько изуродованных у него в глине кавалеров, военных, штатских и даже собак и лошадей!» — восклицал критик в статье «Декаденты в Академии». «Великолепными, изумительными» называл те же самые статуэтки А.Н. Бенуа, а И.Э. Грабарь видел в Трубецком выдающегося скульптора современности. Все дело было в подходах: в то время как журнал «Золотое Руно» восторженно писал о «совершенном в своей дикости» методе его лепки, президент ИАХ И.И. Толстой испытывал полную растерянность в оценке этого метода, когда ему реально пришлось расплачиваться за выполненный скульптором проект памятника. Трубецкой запросил за него сумму, в 10 раз превышавшую самые высокие гонорары официально признанных русских скульпторов. «Если Трубецкой — новый Микеланджело, — писал бедный Иван Иванович, — то уплатить ему можно все, что он просит, но кто в состоянии это решить?» Действительно, академики считали Трубецкого «плебеем в искусстве», не знакомым ни с анатомией, ни с рисунком. Он, в свою очередь, резонно называл их ремесленниками, не способными свободно творить и создающими дурные копии, «имитации», «вымученные профили одухотворенных героев».

В период пребывания Трубецкого в России творчество его было на подъеме. Он создал здесь ряд первоклассных произведений: «Гагарина с ребенком», «Московский извозчик» (оба — 1898, ГТГ), «Портрет Льва Толстого» (1898-1899, ГТГ), «И. Левитан» (1899, ГТГ), «Толстой на лошади» (1899-1900, ГРМ), «Дети. Князья Трубецкие», «Натурщица. Дунечка» (оба — 1900, ГРМ), «Боткина с зонтиком» (1901, ГТГ), «Витте с сеттером» (1901, ГРМ) и др. Окутанные атмосферой времени и необыкновенно созвучные ему, они вводили даже неискушенного зрителя «в мир восхитительных частностей и подробностей именно русской жизни» (В.В. Розанов), без специальных пояснений покоряли своей красотой и изяществом. Воображению художников мастер давал пищу кардинально новым характером пластического мышления и языка, новым способом достижения единства формы и содержания. На какой-то период Трубецкой целиком завладел умами молодого поколения русских скульпторов.

Русская критика очень часто приписывала произведениям Трубецкого черты, которые изначально не были им свойственны. Прежде всего это коснулось памятника Александру III, открытого на Знаменской площади Санкт-Петербурга 23 мая 1909 года, — одного из самых ярких произведений не только отечественного, но и мирового монументального искусства начала ХХ века. Из слов, будто бы сказанных автором, что в этой работе он ставил перед собой задачу изобразить одно животное на другом, делались далеко идущие выводы. По укоренившейся привычке толковать произведения пластических искусств с более понятных обществу литературных платформ, в этом монументе долгое время пытались угадывать некое скрытое глубокое и критически-смелое содержание. Трубецкой же совершенно искренне говорил, что принципиально чужд политики, как и любых социальных проблем. В памятнике императору бессмысленно было искать критику, ибо автор очень хотел понравиться царской семье и выиграть конкурс. К тому же известно, что к животным скульптор относился едва ли не лучше, чем к людям. Поэтому даже если он действительно произнес приведенные слова, то вкладывал в них совсем простой смысл. В памятнике Александру III Трубецкой решал смелую художественную задачу взаимосвязи двух больших скульптурных масс в момент остановки движения. Изобразить эту взаимосвязь правдиво — задача более чем достаточная для художественного произведения и, конечно, более содержательная и емкая, чем просто заявить своим памятником, что царь — самодур (коим он, к слову сказать, не был).

Трубецкому удалось достичь большой выразительности формы. Зритель чуть ли не физически ощущает, как фигура грузного седока подалась назад, как тело лошади еще сохраняет инерционную силу и напряжено усилием, препятствующим движению. Никакие, даже самые смелые и высокие замыслы художника не будут воплощены, если слаба и невыразительна форма. Буря страстей, закипевшая вокруг памятника, — яркое свидетельствово того, что пластика его красноречива, и что скульптор своим произведением попал в самый эпицентр российских проблем. Если верить Родену, настоящему художнику через внешнюю пластику форм открывается истина. Во всем, что он видит и изображает, он ясно ощущает предначертания судьбы. Как бы то ни было, искренне желая в величественном образе императора выразить всю русскую мощь, Трубецкой неожиданно для себя ставит какой-то существенный вопрос. Сам скульптор не пытался давать на него ответы. Это делали многочисленные толкователи. Но так или иначе нетривиальный монумент стал символом русской нестабильности. Таковой оказалась правда нового искусства.

Сугубо художественную «идейность» памятника, принципиальный отказ его автора от всех академических норм и незыблемых установок в первый момент, пожалуй, по-настоящему понял и оценил чуть ли не один И.Е. Репин. Памятник был способен оказывать воздействие «всей своей художественно шевелящейся бронзовой массой» и потому не нуждался в красивом, с точки зрения классических норм, силуэте, академически грамотных рисунке и пропорциях. Для России это означало смену скульптурных эпох, кардинальный поворот в скульптурном мышлении, о котором Трубецкой заявил с беззаботностью enfant terrible . Ярче всего художественное кредо мастера, его пластическое восприятие мира выразилось в разговоре с Львом Толстым, известном в пересказе секретаря писателя В.Ф. Булгакова. Когда Толстой спросил, что может нравиться в нем художнику, если тот не прочел ни одной его книжки, Трубецкой ответил: «У вас замечательно интересная скульптурная голова». Это и было сутью его художественной платформы. Скульптор лепил, как видел, как чувствовал форму, он предугадывал ее развитие в пространстве и сообщал ей одной свойственное движение. Такую конструкцию можно в каком-то смысле считать подражанием природе, когда изнутри растущая и набирающая силу форма постепенно раскрывается вовне. Трубецкой всегда говорил, что любит жизнь, «не засушенную научными домыслами». Как и художников-импрессионистов его привлекала неповторимость, «единственность» сущности того, что он хотел бы изобразить, но для скульптора существенна, прежде всего, пластическая содержательность окружающего мира.

Молодые московские скульпторы впервые «познакомилась» с импрессионизмом в интерпретации Паоло Трубецкого — мастера очаровательных и всегда характерных portrait - statuette ”. Эффект их замечательной живописной фактуры так нравился им, что первое время самую суть новой формы многие полагали в специфической обработке поверхности. В действительности она была лишь следствием и средством принципиально новой системы конструирования художественного образа. Главные достижения импрессионизма заключались в том, что он включил пространство в самую ткань скульптурного произведения. Оставалось сделать один шаг, чтобы оно стало частью конструкции. Открытие возможностей развития импрессионистической формы принадлежит гению Родена. Исходя из основной посылки импрессионизма, заключающейся в том, что «перемежающиеся раздражения действуют сильнее, чем протекающие равномерно» (Б. Христиансен), Роден создал такую форму, которая не только не удалялась от объемности, двигаясь к плоскостному образу (как это имело место у Медардо Россо), но в которой объемность была всецело утверждена и даже усилена некими «особыми средствами». Христиансен, философски осмысливший импрессионизм как явление, назвал эти средства «декомпозицией непрерывности». Существенная особенность такой формы состоит в том, что «данная только в своих характерных акцентах она больше возбуждает воображение и творческую самостоятельность субъекта воспринимающего» (В.Н. Домогацкий). То есть, сделав расчет на природное «знание» человеческого глаза и его спонтанное «возмущение» отсутствием (или деформацией) положенной формы в положенном месте, художник мог ожидать от зрителя встречного и весьма активного творческого импульса, восстанавливающего в его воображении природную форму.

Открытие Роденом усилений формы, акцентировки ее характеристик таило в себе неограниченные возможности, и скульптурная форма почти немедленно уже самим Роденом была резко продвинута вперед. По существу, 1900 год, когда скульптурный импрессионизм получил мировое признание на Всемирной выставке в Париже, и был единственной точкой его наивысшего взлета. Жизнь импрессионизма в скульптуре оказалась почти втрое короче, чем в живописи оттого, что он пришел в скульптуру гораздо позднее, а осознал свои откровения почти мгновенно. Логическим ростом и развитием импрессионистической формы явились произведения позднего Родена, Майоля, Бурделя, Бернара, а далее — представителей разнообразных левых течений: А.П. Архипенко, О. Цадкина, Г. Мура, Ж. Липшица и многих других авангардистов. Эффекты их совсем уже не импрессионистической формы, такие, например, как помещение выпуклостей и впадин на противоположных по отношению к природным местах или использование внутри скульптурного объема зияющих пустот, генетически восходят все к той же основной посылке импрессионизма. Повсеместно утверждался мир объемов, в котором форму моделировала мысль художника. Простая фиксация в скульптуре могла быть только эпизодом и снова уступала место сочинению, конструкции, композиционности.

Революцию, осуществленную Роденом в системе пластического мышления, в России осмыслили не сразу. Но уже с начала 1910-х годов выпускники скульптурного класса МУЖВЗ включились в интерпретацию постимпрессионистских идей и концепций. Одна лишь острая, характерная манера Паоло Трубецкого уже не могла их удовлетворять. Многие из них даже сетовали на то, что неожиданная для России яркость этой манеры на какой-то период увела искания москвичей в сторону от магистральных путей развития мировой скульптуры. Один из наиболее последовательных почитателей Трубецкого А.Т. Матвеев физически уничтожил свои работы импрессионистического периода. «Узким местом» в мировоззрении Трубецкого явилось как раз то, что он с такой гордостью декларировал: «ничему не учиться, не следовать никаким образцам, игнорировать авторитеты, будь то Данте или Толстой, великие греки или мощный Роден».

В эпоху бурных и стремительных перемен в искусстве он оказался фигурой наиболее устойчивой к внешним влияниям. Стихийность, первородность его дара сделали все за него, а учиться и преобразовывать свой дар он не пожелал. Форма его с годами не набирала силу. Мы не случайно говорим о творчестве Трубецкого в целом. Оно действительно весьма однородно, хотя, безусловно, работы различаются между собой в степени совершенства. Искусство Трубецкого явилось искусством сегодняшнего дня, и пока этот день был нов, оно казалось новаторским. Но как только художник захотел получать дивиденды от своего новаторства, он стал неудержимо скатываться в искусство салонное. Постепенно Трубецкой превращался в официального, достаточно умеренного портретиста международной аристократии и разного рода знаменитостей. Его работы, выставленные в 1906 году в парижском Салоне, еще вызвали достаточно благожелательную критику. О Трубецком писали критики А. Сегар, А. Александр, С. Рейнак, поэты Т. Клингсор и Р. де Монтескье, положительно отозвался Роден. Но все они оценивали скульптора как представителя русской школы, еще весьма мало известной на Западе. Время его стремительно уходило. Импрессионизм становился для всех только поводом для того, чтобы, оттолкнувшись, пройти мимо и дальше. Художественное восприятие менялось в то время чуть ли не каждый день, и форма, жившая только настоящим, сразу оказывалась позавчерашней. В России многие даже считали, что Трубецкой скончался вскоре после 1914 года, когда уехал в Америку, и его имя исчезло с русских и европейских выставок. Но он был жив до 1938-го и работал буквально до последних дней. Это случай, когда художник пережил свое искусство.

Прелесть имени Трубецкого и некий ореол вокруг его личности в России во многом связан с тем обстоятельством, что, едва успев рассыпаться фейерверком по русским выставкам, он исчез с художественного горизонта так же стремительно, как и возник, не успев вызвать раздражения на «слишком легкомысленную поверхностную ноту» (А.Н. Бенуа) своих работ. Эпоха в России менялась быстро, быстро возникали разного рода мучительные проблемы, а он ускользал от них, как очень красивая и беззаботная птица, сбросившая на лету несколько удивительных сверкающих перьев, — редкостная удача в творческой биографии таких художников, которым суждено в жизни счастье и несчастье высказаться до конца.

Появление Паоло Трубецкого в России на рубеже XIX—XX веков стало важным для русской скульптуры событием. Как ни странно, именно его легкомыслие помогло окончательно дезавуировать бессилие изжившей себя академической формы и избавиться от оглядки на нее. Одного этого довольно, чтобы любить маэстро Трубецкого «особенной любовью».

Вернисаж выставки «Скульптор Паоло Трубецкой» в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи. Скульптор Паоло Трубецкой.

В Третьяковской галерее открылась выставка Павла Петровича Трубецкого (1866–1938), выдающегося скульптора, одной из главных фигур эпохи Серебряного века, представителя импрессионизма в пластике. Его творчество в равной мере принадлежит России - родине его предков - и Италии, где он родился, сформировался как художник и прожил большую часть жизни.

Со времени проведения первой и единственной выставки произведений Трубецкого в Москве, состоявшейся в 1991 году, прошло более двадцати пяти лет. Тогда экспонировались работы из собраний Третьяковской галереи, Русского музея и ряда других музеев страны. На нынешней выставке впервые в России представлено около 30 произведений, созданных за рубежом; это часть коллекции московского собирателя и мецената Давида Михайловича Якобашвили.

Павел Петрович Трубецкой, сын русского князя П.П. Трубецкого и американской пианистки Ады Винанс, был воспитан в богемной среде итальянских любителей искусства, но не получил систематического художественного образования. Эстетические взгляды современников были ему хорошо знакомы с детства и оказались близки природе его дарования. Он усвоил культуру «боцетто» - наброска с натуры, которым пользовался его первый учитель, итальянский скульптор Джузеппе Гранди, рано художественно развился и обрел творческую индивидуальность. Трубецкой воспринял идеи импрессионизма и создал собственный пластический язык: поверхность его работ вибрирует, «дышит» и моделируется сочными, темпераментными, эффектными мазками стекой и пальцами рук.

В России Паоло Трубецкой появился сложившимся и уже известным скульптором, участником многих конкурсов и выставок, попробовавшим силы во всех жанрах скульптуры - от анималистики до портрета, от надгробного памятника до общественного монумента. В 1897 году он принял приглашение от директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества князя А.Е. Львова преподавать скульптуру. Специально для Трубецкого была построена отдельная мастерская с верхним светом и широкими дверями, в которые могли въезжать парные кареты и казаки верхом, построена литейная мастерская и выписан из Италии великолепный литейщик Карло Робекки.

В 1900 году, когда П.П. Трубецкой показал свои работы в русском отделе Всемирной выставки в Париже и получил Гран-при, он, по выражению Огюста Родена, положил начало «русскому триумфу» в мире, и его имя стало ассоциироваться с русской скульптурной школой. Одной из лучших работ Трубецкого была «Сидящая дама. Госпожа Хернхеймер» (1897), демонстрирующая отточенный образец импрессионистического стиля, с эффектными светотеневыми контрастами, закрученной композицией и виртуозным «живописным» мазком.

Внимание к художнику в России было беспрецедентным. Сама личность П.П. Трубецкого - вегетарианца, окружившего себя целым зверинцем, принципиально не читавшего книг ради сохранения индивидуальности, - вызывала жгучий интерес публики. Его работы породили яростную полемику в художественном мире. Критики старого академического толка не могли оценить и понять новую пластическую форму и окрестили искусство Трубецкого декадентством. Его мастерская стала местом притяжения художников и публики, сюда приезжал позировать Лев Толстой.

Вершиной творчества Трубецкого стал памятник Александру III, открытый на Знаменской площади Санкт-Петербурга 23 мая 1909 года, - одно из самых ярких произведений не только русского, но и мирового монументального искусства начала ХХ века. Памятник вызывал ощущение невероятной силы, олицетворял огромную суровую страну и стал символом эпохи.

В России Трубецкой создал около 50 первоклассных произведений, характерных portrait-statuette, многие из которых экспонируются на выставке. Скульптор предъявлял высокие требования к качеству бронзовых отливов своих работ и не переставал контролировать как процесс перевода их в бронзу, так и конечный результат. Метод отливки cire perdue (утраченного воска) исключал возможность неавторских повторений.

На выставке представлен ряд известных и значимых работ, выполненных в России, - из собрания Третьяковской галереи и Русского музея. Более половины экспонатов выставки - произведения из коллекции московского собирателя Д.М. Якобашвили - это портреты, статуэтки, композиции, выполненные во Франции, Италии и США. Большую часть экспонатов из этой коллекции московские зрители и специалисты увидят впервые. Среди шедевров - портрет Бернарда Шоу, портретные статуэтки Джакомо Пуччини, Огюста Родена, Энрико Карузо. Украшение экспозиции - портрет жены скульптора Элин Трубецкой, известный в единственном экземпляре.

Фотограф Дмитрий Коробейников

Судьба прославленного скульптора Паоло (Павла) Петровича Трубецкого — необычна. Сын русского князя и американки, он родился и прожил всю молодость в Италии, затем почти на два десятилетия связал свою судьбу с Россией и русским искусством (1897—1914), а с начала Первой мировой войны кочевал по Европе и Америке и в 1938 году умер в итальянском городке Палланца, в музее которого представлено более 400 работ мастера.
Для России Трубецкой не был заезжим гастролером-иностранцем. За границей в доме своего отца, где постоянно бывали его соотечественники, он немало узнал о русской культуре. Приехав в Россию, Трубецкой с присущей ему восприимчивостью быстро освоился в стране, тонко уловил особенности национального характера своих русских современников, грани их духовного мира и интересов.

Правда, его ранние вещи не лишены оттенка салонности. Однако и здесь уже очевидны не только виртуозное мастерство, но и стремление порвать с академическими условностями, добиться убедительности изображения.

В России мастерство скульптора подчиняется чувству. Герои его композиций очень сосредоточенны, спокойны и серьезны. Их поэтический мир несколько тревожен и грустен. Персонажи Трубецкого хрупки и беззащитны перед окружающим миром. Гуманистическая природа искусства Трубецкого с особой полнотой раскрывается в его портретах. В них «случайное» оказывается предельно характерным, служит ключом к постижению самой сущности духовного строя изображенных людей.

Трубецкой в своих портретах прежде всего воссоздает, так сказать, пластику характера. Например, в «Левитане» (1899) нервный, с резкими изгибами силуэт скульптуры, ее неустойчивая композиция, острый ритм, динамичные свето-теневые эффекты — все рождает ощущение взволнованности, порыва чувств... В знаменитом бюсте Льва Толстого (1899) художник сумел воплотить яркое впечатление от встречи с человеком, обладающим могучей духовной силой В основе любой скульптуры Трубецкого лежит определенная конструкция, крепкий остов пластической формы. Но ее поверхность, обычно текучая, гибкая, динамичная, — это само непрестанное движение, происходящее на глазах у зрителя. Показывая быстролетные мгновения, скульптор достигает длительности и глубины общего впечатления от своих работ. И не удивительно, что самое крупное из произведений Трубецкого — памятник Александру III в Петербурге (установлен в 1909 году) — это работа подлинно монументального плана. В Европе и Америке он создает на про-тяжении двадцати пяти лет своей жизни немало инте-ресных произведений — среди которых бюсты О. Родена, Б. Шоу, А. Франса, Д. Пуччини, монумент Данте в Сан-Франциско, статую Энрико Карузо для театра Ла Скала в Милане. Все же эти работы мастера заметно уступают по своей художественной значительности скульптурам русского периода его деятельности, который был, несомненно, самым значительным и плодотворным в сложной творческой биографии Трубецкого. Именно этот период высокого взлета обеспечил Трубецкому видное место в истории мировой скульптуры конца XIX — начала XX века.


Marble bust of a girl (1895)

Левитан


Госпожа Хернхеймер. 1897г. Бронза.

Портрет матери

Портрет княгини М.Н. Гагариной с дочерью Мариной, 1898 год


Дети

Дети

Элина Трубецкая

Памятник Александру III

Портрет Л.Н. Толстого. 1899. Бронза

Портрет Сергея Витте с сеттером, 1901 год

Отец с дочерью

Московский извозчик. Бронза (1898)

Портрет жены

О. Роден

A Lady wearing a hat (1905-1909).

Балерина

П.П.Трубецкой лепит портрет Бернарда Шоу. 1926