Первое кругосветное путешествие. Кто совершил первое кругосветное путешествие

Как известно, территорию нашей планеты омывают четыре океана. Атлантический и Индийский океаны занимают второе и третье место по объёму вод соответственно.

В акватории этих океанов обитают уникальные виды водных животных, а также растительности.

История открытия Атлантического океана

Освоение Атлантического океана началось еще в эпоху ранней Античности. Именно тогда древние финикийские мореплаватели начали осуществлять первые путешествия по Средиземному морю и восточному побережью Атлантического океана.

Однако пересечь Атлантический океан удалось только европейским северным народам в 9 веке. «Золотую эру» освоения Атлантики положил известный мореплаватель Христофор Колумб .

В ходе его экспедиций были открыты многие моря и заливы Атлантического океана. Современные ученые – океанологи продолжают изучать Атлантический океан, в частности рельефные структуры его дна.

История открытия Индийского океана

История открытия Индийского океана уходит своими корнями во времена древних цивилизаций. Океан служил в качестве главного торгового маршрута персов, индийцев, египтян и финикийцев.

Первыми изучать Индийский океан начали китайцы. Именно китайскому мореплавателю Жену Хо удалось впервые в ходе своей экспедиции изучить берега Шри – Ланки, Аравийского полуострова, Персии и Африки.

Широкомасштабное освоение Индийского океана началось с первых экспедиций португальца Васко де Гама , которому удалось не только добраться до берегов Индии, полностью обогнув Африканское побережье, но и открыть многие острова в акватории Индийского океана.

Атлантический океан: общие сведенья

Атлантический океан занимает второе место среди мировых океанов по своей величине. Его воды покрывают территорию площадью 80 млн. кв. км.

Формирование Атлантического океана началось более чем 150 млн. лет назад, во времена, когда от Евразии начал отсоединятся современный Американский континент. Атлантический океан считается самым молодым среди всех существующих океанов.

Максимальная глубина достигает 9 км (желоб, который находиться возле берегов Пуэрто-Рико). Атлантический океан омывает берега таких материков: Евразия, Африка, Южная и Северная Америка, а также Антарктиду.

Индийский океан: общие сведенья

Индийский океан, с площадью около 70 млн. км. кв., занимает третье место по величине среди других океанов. Самое глубокое место Индийского океана – впадина возле острова Ява (Индонезия), глубина которой достигает 7 км.

Для вод Индийского океана характерны частые изменения направления течения. Индийский океан омывает Евразию, Африку, Австралию, Антарктиду.

    Сво название Тихий океан получил от Фернана Магеллана, который в 1521 году переск этот океан и назвал его Pacific, что значит тихий, за то, что его экспедиция за вс время пути ни разу не попала в шторм. А путь Магеллана лежал ни много ни мало от западного побережья Южной Америки и до побережья Азии.

    А вот Френсис Дрейк, пересекший вторым после Магеллана Тихий океан, сказал, что его следовало бы назвать Бешеный океан.

    Кстати, всем со школьного курса географии известен пролив Магеллана - это пролив из Атлантического океана в Тихий, назван он в честь этого известного мореплавателя, который во время кругосветного путешествия и открыл его.

    Тихий океан получил сво название благодаря такому легендарному мореплавателю эпохи великих географических открытий, как Фернандо Магелан . Отважному испанцу во время плаванья посчастливилось избежать сильных штормов. Но несмотря на сво обманчивое название, Тихий обычно бушует не меньше всех остальных океанов.

    Парадоксально, но весьма неспокойный океан с бурной вулканической активностью на дне и регулярными грандиозными штормами и цунами называется Тихим. Таковое название дал ему первый заплывший в воды этого океана европеец - Фернандо Магеллан. Произошло это в 1520 году. Магеллану повезло - за все время его пребывания в этом водной бассейне не произошло ни одного серьезного шторма, поэтому мореплаватель безосновательно решил, что тут так всегда. Также параллельно океан носил название Великий, его так назвал французский ученый Бюаш. В России его долго звали Восточным океаном. К настоящему времени прижилось название Магеллана. И это несмотря на то, что из 10 самых разрушительных в истории человечества цунами, 9 произошли именно в Тихом океане.

    Фернан Магеллан. Он пересек океан от Огненной Земли до Филиппинских островов. И за 3 месяца и 20 дней стояла спокойная погода. Именно поетому Магеллан назвал его Тихим Океаном.

    Когда то хотели назвать его Великий Океан, как самый большой из океанов, но ето название не получило всеобщего признания.

    Думаю,что это мог быть Беринг,так как и пролив в Тихом Океане носит название Берингов,хотя могу ошибаться.

    Тихий океан - самый большой на нашей планете. Это касается и его площади, и глубины. Свое название он получил благодаря великому португальскому мореплавателю Фернандо Магеллану.

    На самом деле океан таким не является. Просто мореплаватель когда проплывал южную оконечность Америки, которая была бурной, попал в более спокойные воды, где не было ни шторма, ни бурь. Вот так и появилось это название.

    Название Тихому океану дал испанский и португальский мореплаватель Фернандо Магеллан (1480-1521),

    Фернандо Магеллан открыл пролив,

    В 1520 году Фернандо Магеллан вышел в Океан и переправился через него за три месяца и 20 дней.

    Этого португальского мореплавателя звали Фернандо Магеллан. За три с половиной месяца плавания в 1520-м году, ему не пришлось испытать ни одного серьзного шторма. Хотя этот океан обычно отличается достаточно буйным нравом.

    Тихий океан это самый большой по площади и глубине океан на всей Земле! Он расположен между Евразией и Австралией на западе, Северной Америкой и Южной Америкой на востоке, и Антарктидой на юге. Именно этот океан простирается на 15.8 тысяч км с севера на юг и на 19.5 тысяч км. с востока на запад. Самая большая глубина Тихого океана составляет 10994 метра в Мариинском желобе. Именно через этот океан по 180-му меридиану проходит линия перемены даты.

    Самым первым, кто увидел этот океан был испанский конкистадор по имени Нульес де Бальбоа. А вышел он со своими спутниками только к океану в заливе, открытом к югу и назвали они его Южное море. А вот 28 ноября 1520 года в океан вышел Фернан Магеллан.

    Тихий океан он пересекал от Огненной земли до Филиппинских островов в течении 3 месяцев и 20 дней. За все время его путешествия стояла тихая и спокойная погода, поэтому и океан был назван Тихим. Хотя в 1753 году французский географ предложил назвать этот океан Великим, как самым большим, но это название не получило всеобщего признания.

    Тихий океан занимает 49.5% поверхности Мирового океана и вмещает 53% объема воды. По Тихому океану разбросано несколько тысяч островов.

    А вот хозяйственная деятельность человека привела к загрязнению вод океана, сильно истощены биологические богатства. В северной части образовалось тихоокеанское мусорное пятно из отходов.

    Самая крупная экологическая катастрофа произошла 23 марта 1989 года у берегов Аляски. Это была авария танкера под названием Эксон Вальдез. В результате около 260 тысяч баррелей нефти просто вылилось в море, образовав после себя пятно в 28 тысяч квадратных километров.

    Берегите природу!

    Этого человека довольно подробно изучают на уроках Истории и Географии

    Мореплаватель о котором идет речь был родом из Португалии

    Звали его Фернандо Магеллан

    Именно он находясь в безымянном океане поразился тишиной вокруг

    Отсюда и название - Тихий Океан. Так его назвал Магеллан

    В 1520 году океан получил сво название Тихий океан от человека который первый вышел в плаванье этого океан, ним стал один европеец Фернандо Магеллан, название океану он присвоил не спроста, Фернандо пробыл в открытом океане 3 месяца и 20 дней за вс это время не было страшных штормов.

    Тихий океан - крупнейший океан нашей планеты. Название ТИХИЙ дал океану известный мореплаватель Фернан Магеллан, совершивший первое кругосветное путешествие.

    Экспедиция Магеллана (во время кругосветнего путешествия 1519-1522 гг.) пересекла этот большой океан в 1520 году за три с половиной месяца. На удивление, громаднейший водоем в то время показал себя с лучшей стороны - был спокойным и тихим. Так и возникло название - Тихий океан.

Христофор Колумб.

Это было 500 лет назад. Европейские мореплаватели искали путь в страну сказочных богатств – Индию. Самые отважные из них отправлялись в опасные плавания по неизведанным морям и океанам.

Летом 1492 года адмирал Колумб отдал команду поднять паруса, и каравеллы «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» отплыли из Испании. Началось знаменитое путешествие через Атлантический океан – «Море Мрака». На семидесятый день плавания с мачты каравеллы «Пинта» раздался крик матроса: «Земля! Вижу землю!» Так была открыта Америка.

Христофор Колумб не знал, что открыл новую часть света. До конца своей жизни он верил, что доплыл до Индии.

Фернан Магеллан.

Первое кругосветное путешествие совершил мореход из Португалии – Фернан Магеллан. Осенью 1519 года испанская флотилия под командованием Магеллана двинулась в путь. Через Атлантический океан, через пролив в Южной Америке, корабли вышли на просторы Тихого океана. Четыре месяца, страдая от жажды и голода, плыли путешественники по безбрежным водам Великого океана и, наконец, достигли неизвестных островов.

Много потерь понесла экспедиция. И среди этих потерь – смерть адмирала Магеллана. На единственном уцелевшем корабле «Виктория» путешественники продолжали плавание. 6 сентября 1522 года, истерзанный бурями, корабль вернулся в Испанию. На его борту было всего семнадцать человек. Так окончилось первое в истории мореплавания кругосветное путешествие.

Виллем Баренц.

Голландский мореплаватель Виллем Баренц был одним из первых исследователей Арктики. В 1596 году во время третьего плавания в северных морях, корабль Баренца затёрло льдами у острова Новая Земля. Морякам пришлось покинуть корабль и готовиться к зимовке. Из брёвен и корабельных досок они построили дом. В этом жилище путешественники провели долгую полярную зиму. Терпели и голод, и холод … Наступило долгожданное лето. Корабль по-прежнему находился в ледовом плену. И мореплаватели решили добираться домой на шлюпках. Случайная встреча с русскими мореходами – поморами спасли голландцев от гибели. Но среди спасённых уже не было Виллема Баренца. Мореплаватель умер на пути к родине, в море, которое потом назовут Баренцевым.

Витус Беринг.

4 июня 1741 года два русских корабля под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова отправились в плавание по Тихому океану. Им было поручено найти морской путь из камчатки в Америку.

Путешествие было тяжелым. Корабль Чирикова, после многих месяцев скитаний по морю, вернулся на Камчатку. Беринг продолжал плавание один. В июле 1741 года Беринг достиг берегов Америки. На обратном пути он открыл много островов. Удача радовала капитана. Но на корабле кончилась пресная вода и продовольствие. Болели матросы. Тяжело заболел цингой и сам Беринг. У неизвестного острова в шторм корабль выбросило на берег. На этом острове матросы похоронили командора. Теперь остров носит имя Беринга. Именем знаменитого капитана названо море и пролив между Азией и Америкой,по которым он прошёл.

Джеймс Кук.

Джеймс Кук начал плавать на кораблях еще мальчишкой – юнгой. Прошло время, и Кук стал капитаном корабля. В 1768 году на корабле «Эндевер» капитан Кук вышел в своё первое кругосветное путешествие. На родину – в Англию он вернулся только через три года. Скоро Джеймс Кук отправился в новое плавание, чтобы найти загадочную «Южную землю». «Южную землю» он так и не нашел, но открыл множество островов в Тихом океане. Корабли Кука плавали под палящим солнцем экватора, и среди льдов полярных морей. Джеймс Кук был первым, кто трижды совершил путешествие вокруг Земли.

Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

Летом 1819 года из Кронштадта в дальнее плавание ушли два шлюпа – «Восток» и «Мирный». Кораблями командовали выдающиеся моряки русского флота Фаддей Беллинсгаузени Михаил Лазарев. Преодолев огромное расстояние, русские корабли вошли в холодные антарктические воды. Всё чаще встречались на их пути айсберги. Плавание становилось опасным. Столкнётся корабль с ледяной горой – не сдобровать. Но отважные капитаны вели корабли к цели. И вот мореплаватели увидели берег. Берег таинственной «Южной земли» - Антарктиды. Шестая часть света была открыта. Это совершили русские моряки. Теперь именами Беллинсгаузена и Лазарева названы моря. Две советские научные антарктические станции носят названия славных кораблей – «Востока» и «Мирного».

Н.Н. Миклухо-Маклай.

В 1871 году корвет «Витязь» доставил на остров Новая Гвинея путешественника Миклухо-Маклая. Здесь ему предстояло прожить долгое время, изучать жизнь обитателей острова – папуасов. Эти темнокожие люди жили, как во времена каменного века. И вот корабль отплыл, а русский путешественник остался на берегу. Враждебно встретили папуасы гостя. Но Миклухо-Маклай добротой и смелостью завоевал доверие гвинейцев и стал их верным другом. Учёный восхищался их трудолюбием и честностью. Учил папуасов пользоваться инструментами из железа, подарил им семена полезных растений. Миклухо-Маклай не раз приезжал на Новую Гвинею. Память о великом русском путешественнике до сих пор жива на далёком острове.

Тур Хейердал.

Бывает, и в наше время люди отправляются в путешествия на старинных судах. Такие путешествия совершил норвежский учёный Тур Хейердал.

В Южной Америке высятся древние пирамиды. Они очень похожи на египетские пирамиды, которые стоят по другую сторону океана. Случайно ли это? Может быть, люди плавали с одного материка на другой ещё 5000 лет назад? Тур Хейердал решил проверить это. Он построил в Египте лодку из травянистого растения – папируса, как строилив древности, и назвал её – «Ра». На этом кораблике Хейердал вместе с друзьями переплыл Атлантический океан. Первый раз он пересек половину Тихого океана на плоту «Кон-Тики». Недавно Хейердал совершил ещё одно удивительное путешествие на тростниковом судне «Тигрис». Во всех путешествиях Тура Хейердала принимали участие представители разных стран. Среди них был и русский учёный Юрий Сенкевич.


Исследование Атлантического океана можно условно разделить на 3 периода: от плаваний древних мореплавателей до 1749 г.; с 1749 до 1872 г. и с 1872 г. до наших дней. Первый период характеризуется изучением распределения вод океана и суши в Атлантическом океане, установлением границ океана и его связей с остальными океаничесими бассейнами. Во второй период изучались физические свойства океанической воды и проводились глубоководные исследования. В 1749 г. Г. Эллис впервые измерил температуру воды Атлантического океана на различных глубинах. Собранный фактический материал позволил Б. Франклину (1770) составить карту Гольфстрима, а М. Ф. Мори (1854) - карту глубин в северной части Атлантического океана, а также карту ветров и течений. В третий период проводятся комплексные океанографические экспедиции, начатые английской экспедицией на «Челленджере» (1872-1876), выполнившей первые подробные физические, химические и биологические исследования Мирового океана, включая и АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН. Собранный материал выпушен Дж. Мерреем в 50 томах. После нее работали экспедиции на судах «Газель» (1874-1876, герм.), «Витязь» (1886-1889, рус.), «Вальдивия» (1898-1899, герм.), «Гаусс» (1901 - 1903, герм.) и др. Наиболее значительные исследования в Атлантическом океане были проведены на «Метеоре» (1925-1927, герм.), «Дискавери II» (с 1931, англ.), «Атлантик» (с 1933, амер.). Большое значение для изучения Атлантического океана имели объединенные океанографические исследования в период Международного геофизического года (1957-1958), в котором активно участвовали советские НИС «Михаил Ломоносов», «Седов», «Экватор» и др. Крупный вклад в изучение геологической истории Атлантического океана вносят работы, начатые в 1968 г. американской экспедицией на судне «Гломар Челленджер», построенном для глубоководного бурения дна. В конце 20 века интенсивные комплексные океанологичесике исследования проводились СССР на НИС «Витязь», «Михаил Ломоносов», «Академик Курчатов», «Академик Вернадский», «Дмитрий Менделеев», «Петр Лебедев» и др. по национальным и международным программам. Существенный вклад в изучение изменчивости гидрофизических полей внесли международные экспедиции - советско-американский эксперимент «Полимоде», франко-американская глубоководная экспедиция «Фамус», Международный атлантический тропический эксперимент (1974), в котором участвовали ученые из 60 стран. См. также Научно-исследовательские экспедиции.

История исследования Атлантического океана европейцами

Первыми из философов античности слово «Атлантический» употребил в своих сочинениях греческий историк Геродот, писавший, что «море, по коему плавают эллины, и то, что за Геркулесовыми столпами, именуется Атлантическим». Термин «Атлантический океан» встречается в трудах Эратосфена Киренского (III век до н. э.) и Плиния Старшего (I век н. э.), но в том, какую именно акваторию он обозначал в древности, учёные не уверены до сих пор. Возможно, так именовали акваторию между Гибралтарским проливом и Канарскими островами.
Задолго до эпохи великих географических открытий просторы Атлантики бороздили многочисленные суда викингов, карфагенян, финикийцев, норманнов и басков. К примеру, племя басков обосновалось на Пиренейском полуострове в глубокой древности, ещё до появления на континенте индоевропейских народов. Кормясь рыболовным промыслом, но не имея доступа к тихим бухтам тёплого Средиземного моря, баски волей-неволей досконально изучили бурный Бискайский залив, о котором издавна ходила дурная слава. Нельзя исключить, что за несколько веков до Колумба они достигли «земли Вяленой Рыбы» (о. Ньюфаундленд)по ту сторону Атлантики: тамошние воды и доныне славятся богатейшими рыбными запасами. В X-XI ст. новую страницу в изучение северной части Атлантического океана вписали норманны. По мнению большинства исследователей доколумбовых открытий, скандинавские викинги первыми и не раз переплывали океан, достигнув берегов Американского континента (они называли его Винландом) и открыв Гренландию и Лабрадор.
Спустя несколько веков экспедиции Христофора Колумба нанесли на карту многие острова Карибского бассейна и огромный материк, позднее названный Америкой. Англичане не замедлили снарядить к северо-восточным берегам Нового Света несколько исследовательских экспедиций, собравших весьма ценные сведения, а в 1529 г. испанские картографы составили карту северной части Атлантики, омывающей западные берега Европы и Африки, и обозначили на ней опасные мели и рифы.
В конце XV века соперничество между Испанией и Португалией за господство в Атлантике обострилось настолько, что в конфликт был вынужден вмешаться Ватикан. В 1494 году был подписан договор, которым вдоль 48-49° западной долготы устанавливался т. н. «папский меридиан». Все земли к западу от него были отданы Испании, а к востоку - Португалии. В XVI столетии по мере освоения колониальных богатств волны Атлантики начали регулярно бороздить корабли, перевозившие в Европу золото, серебро, драгоценные камни, перец, какао и сахар. В Америку тем же путем доставлялось оружие, ткани, спиртное, продукты и рабы для плантаций хлопка и сахарного тростника. Неудивительно, что в XVI-XVII ст. в этих краях процветал пиратский промысел и каперство, а многие знаменитые пираты, такие как Джон Хокинс, Фрэнсис Дрейк и Генри Морган, вписали свои имена в историю.
На картах европейских мореплавателей, составленных в XVII веке, фигурирует название «Эфиопское море», а топоним «Атлантика» вернулся лишь в конце XVIII столетия.
Первые попытки изучения морского дна были предприняты в 1779 году близ берегов Дании, а начало серьёзным научным исследованиям положила в 1803-06 годах первая русская кругосветная экспедиция под началом морского офицера Ивана Крузенштерна. Участники последующих походов провели замеры температуры и удельного веса воды на разных глубинах, взяли пробы прозрачности воды и установили наличие подводных течений.
Не желая отставать, англичане в те же годы предприняли целый ряд успешных научных экспедиций. В 1817-18 гг. Джон Росс совершил плавание на судне «Изабелла», а в 1839-43 гг. его племянник Джеймс трижды плавал в Антарктику на судах «Эребус» и «Террор». Переломным событием в истории подводных исследований стало появление в 1845 году нового донного зонда, сконструированного Джоном Бруком. В течение 1868-76 гг. Королевское географическое общество Великобритании организовало ряд океанографических экспедиций под началом профессора Эдинбургского университета лорда Чарльза Томсона. Во второй половине XIX и начале XX вв. были проведены систематические исследования в Мексиканском заливе и Карибском море. Не менее ценные научные результаты принесла экспедиция Эриха фон Дригальски на судне «Гаусс» (1901-03), участники которой провели тщательные измерения в северо-восточной и юго-восточной части Атлантики. В 1899 году на международной океанографической конференции в Стокгольме было принято решение приступить к созданию батиметрической карты океана в масштабе 1:10 000 000 (первые карты такого типа появились ещё в середине XIX века). В первой половине XX века Германией, Британией, США и Россией был предпринят ряд научных экспедиций, по итогам которых учёные получили детальное представление о Срединно-Атлантическом хребте. В 1968 году американское судно «Гломар Челленджер» провело исследования подводных трещин в земной коре, а в 1971-80 гг. была успешно реализована программа Международной декады океанографических исследований.

Хотя эпоха Великих географических открытий в Мировом океане завершилась уже давно, его изученность, особенно глубоководных областей, еще недостаточна. Современные исследования дают этому свидетельства, позволяя открывать в различных районах океана новые формы подводного рельефа, течения, вихревые структуры и другие явления. Настоящая работа посвящена истории некоторых географических открытий при изучении дна Атлантического океана и Норвежско-Гренландского бассейна в морских экспедициях разных лет при непосредственном участии автора. Выявленные и исследованные при этом неизвестные ранее формы рельефа в соответствии с традицией получили названия и в настоящее время фигурируют на географических картах, например, на новой карте Атлантического океана, опубликованной в 1989 году.

Систематические исследования в Норвежско-Гренландском бассейне, связанные, в первую очередь, с развитием рыбного промысла, начались еще во второй половине XIX века. Первую батиметрическую карту составил известный норвежский исследователь Х. Мон в 1887 году. На рубеже XIX и ХХ веков регулярные работы норвежских экспедиций позволили Б. Хелланд - Хансену и Ф. Нансену уточнить эту карту и дать названия основным формам рельефа дна, в том числе подводному поднятию, разделяющему котловины Норвежского и Гренладского морей - порогу Мона. В то время порог представлялся в виде широкого пологого вала, протягивающегося от острова Ян-Майен на северо-восток до материкового склона в районе острова Медвежьего. Новый этап исследований подводного рельефа наступил в 30-х годах после внедрения в практику эхолотного промера. Работы немецкой экспедиции на судне «Метеор» в 1933 и 1935 годах и американской экспедиции Л. Бойд на судне «Веслекари» в 1933 и 1937-1938 годах показали, что порог имеет более сложное строение. Был обнаружен ряд подводных гор, осложняющих вершинную поверхность. Наиболее высоким были присвоены названия: гора Луизы Бойд (минимальная глубина 543 м) и гора Бруно Шульц (577 м), причем сведения о них появились в печати уже после 2-й Мировой войны. В 50-х годах регулярные океанографические съемки Норвежского и южной части Гренландского морей проводили норвежские экспедиции под руководством Й. Эггвина. В результате непрерывного эхолотного промера были обнаружены и обследованы подводные горы Эггвина (25 м) и Мюрсет (610 м). С 1954 года такие исследования стали проводить экспедиции Полярного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО), которые вначале были эпизодическими, а во время Международного геофизического года и Международного геофизического сотрудничества в 1957-59 годов стали регулярными. Они продолжались и в последующие годы. По материалам этих экспедиций автором в 1962 году была составлена детальная батиметрическая карта Норвежского моря, на которой появилась новая подводная гора Месяцева (820 м), обнаруженная еще в 1955 году. Она названа именем И.И. Месяцева - первого директора Плавучего морского института, наследником которого является ПИНРО. Кроме того, анализ результатов исследований показал, что порог Мона на самом деле представляет собой сложно расчлененный хребет, являющийся одним из звеньев системы срединно-океанских хребтов Мирового океана.

Крупным географическим открытием стало установление продолжения хребта Мона в Арктический бассейн, о котором ранее не было известно. Работы экспедиций ПИНРО в 1960-1961 годах показали, что хребет Мона не упирается в материковый склон, а вблизи его подножья довольно резко поворачивает на север. Съемки Арктического института на судне «Обь» в северной части Гренландского моря, выполненные в 1956 году, позволили еще раньше обнаружить там схожие структуры хребта. Анализ этих материалов и некоторых других данных привел Я.Я. Гаккеля, В.Д. Дибнера и автора при составлении геоморфологической карты Северного Ледовитого океана к выводу о существовании здесь следующего звена срединно-океанического хребта, соединяющего в единую систему хребты Мона и Срединно-Арктический. Было предложено назвать новый хребет именем Н.М. Книповича, известного ученого, родоначальника промыслово-океанографических исследований на Севере в конце прошлого и начале нашего веков. Кстати, его имя присвоено Полярному научно- исследовательскому институту рыбного хозяйства и океанографии в г. Мурманске. Надо также отметить, что Я.Я. Гаккель внес большой вклад в изучение Арктики и исследование подводных хребтов Ломоносова и Срединно-Арктического, поэтому после его кончины было решено назвать последний хребтом Гаккеля.

Длинный путь прошел процесс изучения дна Атлантического океана, в частности - Срединно-Атлантического хребта. Еще в середине прошлого века дно океана представлялось в виде обширной впадины со слабо расчлененным рельефом. Но уже в конце века после экспедиций на судах «Челленджер», «Газель», «Ингольф» и других было установлено, что дно океана имеет сложное строение. Были обнаружены хребет Рейкьянес к юго-западу от Исландии, подводные понятия в районе Азорских островов и в некоторых других районах. Но только после проведения эхолотного промера экспедиций на судне «Метеор» в 1925-1927 годах в южной части океана и в 1928-1935 годах в северной его части удалось установить, что эти поднятия объединяются в единую систему Срединно-Атлантического хребта. В послевоенное время, особенно в период проведения МГГ и в последующие годы, в океане развернулись обширные исследования рельефа и геологического строения дна, в которых участвовали американские, английские, французские, немецкие, шведские и советские экспедиции. Наибольший вклад в изучение и картографирование дна океана внесли работы на судах «Атлантис», «Вема», «Крауфорд», «Трайдент», «Чейн» (США), «Челленджер», «Дискавери-2» (Англия), «Антон Дорн», «Гаусс» (ФРГ), «Жан Шарко», «Каллипсо» (Франция), «Альбатрос» (Швеция), «Михаил Ломоносов», «Академик Курчатов», «Обь», «Академик Книпович», «Севастополь» (СССР) и другие. К середине 70-х годов были составлены достаточно детальные батиметрические карты океана в целом и отдельных его частей, выявлены основные черты строения дна. Особое внимание было обращено на Срединно-Атлантический хребет. Выделены осевая зона хребта с системой рифтовых долин и поперечных разломов, обнаружены многие неизвестные ранее подводные горы и возвышенности, измерены максимальные глубины в ряде желобов и впадин. Многие из этих форм рельефа получили свои названия либо по именам известных ученых, либо по названиям исследовательских судов. Свой вклад в это дело внесли советские экспедиции, в которых участвовал автор.

В 1969 году в 6-м рейсе НИС «Академик Курчатов» проводились исследования в рифтовой зоне Срединно-Атлантического хребта в районах пересечения ее поперечными разломами. Один из них – разлом Атлантис к югу от Азорских островов - был открыт ранее американской экспедицией, поэтому наши работы дополнили уже имевшиеся данные. Существование другого разлома севернее островов на 40- 41 градусах северной широты только предполагалось. Выполненная детальная съемка включала эхолотный промер, геофизические и геологические работы. Удалось окончательно установить наличие и структуру поперечного желоба, являющегося морфологическим выражением трансформного разлома, по которому наблюдается левостороннее смещение соседних рифтовых структур и присущих им геофизических характеристик на расстоянии около 15 миль. По материалам съемки составлены профили дна и батиметрическая карта района в масштабе 1:250000 с сечением рельефа через 250 м. Было предложено назвать этот разлом именем Курчатова.

В южной части океана в пределах фланга Срединно-Атлантического хребта в районе острова Святой Елены во время 20-го рейса НИС «Академик Курчатов» (1975) проведено обследование нескольких подводных гор, располагающихся вдоль крупного трансформного разлома. Над каждой из них выполнены эхолотная и геофизическая съемка, геологические работы, подводное фотографирование, составлены батиметрические карты. Одна из гор была известна ранее и называлась горой Бонапарта, что связано с пребыванием Наполеона на острове Святой Елены. Высота ее над дном океана достигает более 4100 м, минимальная глубина – 113 м. Восточнее и западнее этой горы обнаружены две другие, ранее неизвестные. Высоты их и минимальные глубины составляют: у восточной горы – 2850 и 1341 м, у западной – 3700 и 410 м. В память о событиях Отечественной войны 1812 года решено назвать их соответственно горами Багратиона и Кутузова. Все три обследованные горы являются, по данным исследований, вулканическими сооружениями миоцен-плиоценового возраста. На вершинах гор Багратиона и Кутузова располагаются древние коралловые рифы, свидетельствующие о снижениях уровня океана и геологическом прошлом.

Ряд подводных гор обследован на дне котловин юго-восточной части океана. Над каждой из них выполнена эхометрическая съемка, по результатам которой составлены профили дна и детальные батиметрические карты. В 3-м рейсе НИС «Академик Курчатов» в 1968 году в Гвинейской котловине на границе со Срединно-Атлантическим хребтом обнаружена коническая гора высотой более 3000 м и минимальной глубиной на вершине 1514 м. Так как это произошло во время праздника пересечения экватора, то первоначально хотели назвать ее горой Нептуна, но затем, после обсуждения, было принято решение присвоить новой горе имя Курчатова. В северной части Ангольской котловины в этом же рейсе проведено детальное обследование подводных гор, обнаруженных ранее экспедициями на судах «Обь» и «Академик Книпович». По данным съемки на месте одной из гор оказалось два крупных конуса с общим основанием, поднимающихся с глубин более 5500 м. Минимальная глубина над восточной вершиной составляет 665 м, над западной - 840 м. Поверхность вершин выровнена, а склоны имеют крутизну до 20 градусов. Было предложено присвоить этой двойной горе имя П.П. Ширшова, основателя Института океанологии. Несколько юго-западнее располагается другая крупная гора, обследованная ранее экспедицией на "Академике Книповиче» и названная горой ВНИРО. В нашей экспедиции была уточнена ее конфигурация и изменена минимальная глубина – 442 м.

Аналогичные исследования проведены также на Китовом хребте и его окрестностях. В северной части хребта вдоль юго-восточного края вершинного плато располагаются глыбовые горы, осложняющие его рельеф. Одна из таких гор была детально обследована в 3-м рейсе «Академика Курчатова». Она имеет асимметричную форму, так как южный склон круче северного, и вытянута вдоль оси хребта. Высота над плато составляет около 1500 м, вершина плоская, а минимальная глубина - 223 м. Принято решение назвать ее горой Н.Н. Зубова, нашего известного океанолога. Южнее, на дне котловины вблизи подножья склона хребта тогда же была обследована крупная подводная гора, достигающая высоты более 3700 м. Форма горы массивная, склоны выпуклые, а вершина плоская с минимальной глубиной 789 м. Было предложено назвать ее именем С.О. Макарова, знаменитого русского флотоводца и мореведа. Впрочем, позже из зарубежных публикаций стало известно, что эта гора изучалась независимо от нас американскими исследователями, получившими практически те же результаты. Они назвали ее горой М. Юинга, крупного геофизика и океанолога. Так что гора имеет два названия и оба они, как нам представляется, вполне правомочны.

К юго-западу от основной морфоструктуры Китового хребта, на дне океана между ним и островами Тристан-да-Кунья, в 20-м рейсе «Академика Курчатова» проведено обследование группы подводных поднятий, морфология и структура которых были еще слабо изучены. Установлено, что большинство их представлено вытянутыми в юго-западном направлении горстовыми блоками, являющимися как бы обломками Китового хребта. Высота блоков над дном океана составляет 2000-3000 м, минимальные глубины над ними колеблются от 1000 до 2500 м. Вершинные поверхности выровнены или слабо волнисты и местами осложнены ступенями. Один из наиболее крупных блоков, вытянутый на расстоянии до 170 миль, расположен в средней части этой зоны. Центральный его участок с минимальной глубиной 887 м, известный по более ранним исследованиям немецких экспедиций как гора Вюст, на самом деле представляет приподнятую часть единого блока. То же самое можно сказать и относительно некоторых других блоков, ранее считавшимися из-за недостатка данных отдельными подводными горами.

Интересные результаты изучения подводной горы Ампер, связанные с легендой об Атлантиде, получены в 30-м рейсе НИС «Академик Курчатов» в 1979 году. Эта гора расположена в северной части океана западнее Гибралтарского пролива и была известна уже давно. Здесь выполнялись различными экспедициями эхолотные и геофизические съемки, геологические работы, подводное фотографирование. В 1977 году в печати появилось сообщение о том, что сотрудник Института океанологии В.И. Маракуев в экспедиции на НИС «Академик Петровский» сделал фотографии вершины горы Ампер, на которых довольно четко были видны какие-то сооружения в виде стены с кирпичной или мелкоблоковой кладкой. Сразу же возникло предположение, что это могут быть следы исчезнувшей Атлантиды, которую многие ученые безуспешно искали в разных районах океана и Средиземного моря. Поэтому в экспедиции на «Академике Курчатове», главной задачей которой были подводные исследования в Красном море, решили по пути мимо горы Ампер проверить это предположение. Здесь провели, помимо стандартных работ, специальные наблюдения при помощи буксируемого подводного аппарата «Звук - 4» и подводного обитаемого аппарата «Пайсис», в котором погружались акванавты В.С. Кузин и А.М. Сагалевич. Просмотр видеозаписи, сделанной на «Пайсисе», изучение поднятых образцов коренных пород, анализ записи локатора бокового обзора и фотоснимков дна позволили получить новые данные о строении горы. Она возвышается над дном океана более чем на 4000 м, а минимальные глубины на вершине составляют 60-90 м, причем рельеф здесь неровный, образован сериями гряд. Более высокие гряды сложены скоплениями конгломератов из сцементированных обломков вулканических пород, между которыми протягиваются узкие проходы. Низкие гряды, выступающие из слоя кораллового песка, образованы выходами базальтов с характерной прямоугольной трещинноватостью. Трещины засыпаны белым песком, что в целом, создает впечатление кирпичной кладки, скрепленной известковым раствором. Анализ полученных результатов привел нас к выводам, что вершина горы представляет собой полузасыпанный вулканический кратер, по краям которого обнажаются коренные породы. В ледниковое время, когда уровень океана снижался, вершина горы выступала над водой в виде небольшого острова и подвергалась воздействию штормовых волн, которые разрушали породы и формировали галечные пляжи. После поднятия уровня океана здесь происходило накопление карбонатных осадков и цементация галек мелким детритом и литотамниевыми водорослями, что привело к образованию скоплений конгломератов. В то же время штормовые волны размывали слабо сцементированные конгломераты и создавали в них промоины и каналы. Следовательно, подводный ландшафт вершины горы Ампер создан природой и никаких следов человеческой деятельности здесь не обнаружено. В 1982 году в экспедиции на судне «Витязь» были проведены новые исследования горы с применением водолазной глубоководной техники и подводного аппарата «Аргус», но результаты оказались такими же. Легенда о существовании здесь остатков Атлантиды была развеяна.

Измерения максимальных глубин в глубоководных желобах также является вкладом в процесс изучения и картографирования Атлантического океана. В 14-м рейсе «Академика Курчатова» в 1973 году проводились биологические и геолого-геофизические исследования в Карибском море, в том числе детальные съемки на полигонах в глубоководных желобах Пуэрто-Рико и Кайман, по материалам которых составлены крупномасштабные батиметрические карты. Один из полигонов располагался в западной части желоба Пуэрто-Рико, где по данным промера на американском судне «Вема» была измерена максимальная глубина 8385 м. В то же время на некоторых старых морских картах здесь же отмечалась глубина 9202 м, которая во время нашей съемки не была обнаружена. Непрерывный эхолотный промер с записью на прецизионный самописец «Ладога» позволил измерить с учетом поправки по таблице Меттьюза максимальную глубину 8395 м в точке с координатами 19 градусов 41,5 секунд северной широты и 67 градусов 22 секунд западной долготы, которая подтвердила и уточнила величину, измеренную на «Веме». Более того, строение плоского дна желоба, представляющего четковидную депрессию шириной от 2 до 4 км, указывает на то, что здесь выработан предельный уровень аккумулятивного выравнивания и существование более глубоких участков с перепадом глубин в несколько сот метров практически невозможно. В связи с этим следует усомниться в достоверности значения максимальной глубины в том же районе 8742 м, появившегося позже в некоторых официальных изданиях и взятого с одной из американских карт после пересчета цифры их морских саженей в метры. Источник появления такой величины на указанной карте неизвестен, а особенности строения дна желоба не допускают какого-либо резкого увеличения глубины. Второй полигон располагался в средней части желоба Кайман, называемой впадиной Бартлетт. Здесь также детальная съемка позволила исправить ошибочное значение максимальной глубины, указываемое на картах - 7680 м. На самом деле, по данным съемки максимальная глубина здесь составляет 7065 м. Дно желоба плоское, представляя предельный уровень аккумулятивного выравнивания в данном районе, а ширина его не превышает 3,5 км.

Приведенные в сообщении материалы имеют, конечно, разный характер и неодинаковое значение для географической и геологической изученности дна океана, но все они вносят свой вклад в процесс его картографирования. Даже самые незначительные новые детали позволяют так или иначе изменять наш взгляд на природу океана и, в конечном итоге, полнее и правильнее понимать закономерности его строения и развития.

21 декабря 1872 г. в кругосветное плавание отправился первый в мире специально оборудованный океанографический корабль «Челленджер». Он вышел из английского порта Портсмут, имея на борту шесть ученых британской научной экспедиции. 15 февраля 1873 г. «Челленджером» была сделана первая из 362 океанографических станций. Океанографический корабль прошел по всем океанам (исключая Северный Ледовитый) около 70 тыс. морских миль и закончил свои исследования в мае 1876 г. в Англии. Огромный материал, собранный экспедицией за три года плавания, обрабатывался в течение ряда лет. Первый том трудов «Челленджера» вышел в 1880 г., а последний, пятидесятый - в 1895 г.

В создании этого труда под руководством Уайвилла Томсона и Джона Меррея участвовало 76 авторов. В издании содержатся материалы по зоологии (40 томов), ботанике (2 тома), физико-химическим процессам (2 тома), донным осадкам (1 том). Детальные исследования собранных «Челленджером» донных проб вместе с просмотром 12 тыс. образцов, добытых другими экспедициями, позволили Меррею и Ренару составить первую карту осадков Мирового океана. Ими же впервые была разработана классификация донных отложений. Не случайно, что большую часть трудов «Челленджера» занимали книги по зоологии. До экспедиции о жизни в море было почти ничего не известно. «Челленджер» впервые показал, что океан гораздо более населен разнообразными видами животных, нежели суша.

Исследования на «Челленджере» открыли новую эпоху в изучении океана: считается, что с этого времени зародилась новая наука - океанография.

Конечно, это не означает, что исследования океана не велись до «Челленджера». История изучения океана начинается намного раньше: от древних греков или даже египтян или карфагенян. Но то были общегеографические работы с целью познания устройства поверхности Земли, открытия новых земель.
Подробное описание истории изучения океана не входит в наши задачи. Мы скажем лишь об основных этапах его изучения, основных событиях, имевших наибольшее значение в развитии научных представлений об океане.

Большинство авторов выделяют четыре главных этапа изучения океана. Первый этап охватывает период общегеографических исследований до работ первой океанографической экспедиции на «Челленджере». Этот период богат географическими открытиями мореплавателей прошлого: Колумба, да Гама, Магеллана в средние века, Беринга, Кука, Лаперуза в XVIII в., Коцебу, Беллинсгаузена и многих других моряков, совершавших кругосветные плавания в начале XIX в. Магеллану принадлежит первая, правда не-удачная, попытка измерить глубину в центральной части океана. Однако уже в XVI в. первые отметки глубин открытого моря стали наноситься на карты (Меркатор, 1585; Вагенауер, 1586).

Первое океанологическое судно «Челленджер», осуществившее кругосветную экспедицию в 1872 - 1876 г.

Отдельные научные наблюдения проводились и во время кругосветных экспедиций XVIII - XIX вв. В экспедиции Крузенштерна и Лисянского были проведены определения температуры глубинных вод и относительной прозрачности. Участник плавания Коцебу известный физик Эмилий Ленц разработал новые приборы для исследования в океане, в частности новую конструкцию глубомера, разработал методику для наблюдения в океане и лабораторных исследований. Другой участник экспедиции - зоолог И. И. Эшшольц открыл новый тип морских животных - гребневиков. Сам О. Коцебу на основании наблюдений на коралловых островах высказал соображение о возможном происхождении атоллов, предвосхитив некоторые идеи Ч. Дарвина. Первооткрыватель Антарктиды Ф. Беллинсгаузен также обратил внимание на такой замечательный феномен Мирового океана, как коралловые атоллы. Он предположил, что кольцевой риф возникает в результате растворения известняков внутренней части островов. Теорию происхождения коралловых островов, которая и по сей день остается наиболее правдоподобной, создал, как известно, Ч. Дарвин после кругосветного плавания на корабле «Бигль». Важно заметить, что теория Ч. Дарвина рассматривает генезис атоллов не изолированно, а в связи с развитием океанических впадин.

В XVIII-XIX вв. появляются и первые научные работы, обобщающие сведения об океанах, отдельных процессах, происходящих в море. Первой океанографической сводкой является книга Л. Марсильи (1725 г.). В этой книге он высказывает идею о большом сходстве рельефа суши и морского дна. Одновременно Бюсли, автор способа изображения рельефа морского дна в виде изобат, составляет карты, на которых рисует продолжение горных стран и плато суши на дне морей и океанов. В обширном труде по теории Земли Бюффон обосновывает взгляды о единстве геологического строения суши и океана. Он считал, что в первоначальные этапы развития Земли существовал «первозданный» океан, из которого поднялась суша.

Нужно сказать, что представления о сходстве строения суши и океана, о возможности суши превращаться в морское дно и обратно возникли у древних греков. Аристотель говорил, что одни и те же пространства на Земле не всегда остаются морями, а другие континентами, напротив, все изменяется с течением времени. Страбон в своей «Географии» (I в. до н.э.) писал, что в рельефе суши и моря нет различий, на дне располагаются горные хребты и долины, подобные хребтам и долинам суши.

В XVIII-XIX вв. появляются отдельные обобщения о процессах, происходящих в водной массе океана. Первой работой по океаническим течениям нужно считать карту Гольфстрима, составленную в начале XVIII в. американским ученым и государственным деятелем Б. Франклином. Правда, еще ранее И. Ньютоном была создана теория приливов. Однако это частный случай приложения к океану всемирного закона тяготения, и Ньютон дал только могучее средство для изучения одного из замечательных явлений в Мировом океане.

В середине XIX в., когда сведений о поверхностных явлениях в океане (температуре, течениях, ветре, волнении) накопилось достаточно много, основатель американской Гидрографической службы М. Ф. Мори пишет «Физическую географию океана» и издает атлас ветров и поверхностных течений Мирового океана. Одновременно в 1854 г. он составляет первую батиметрическую карту северной части Атлантического океана. Она явилась обобщением результатов измерений глубин Северной Атлантики, предпринятых главным образом для обеспечения работ по прокладке подводных телеграфных и телефонных кабелей.

Однако развитие мореплавания, океанского промысла, настойчиво требовали более точных сведений об океане, о его природе. Организованная в третьей четверти XIX в. экспедиция на «Челленджере», ознаменовавшая второй этап изучения океана, не была случайным событием в истории океанографии.

Одновременно и вслед за «Челленджером» в открытый океан направились другие отряды ученых. В 1874 - 1876 и 1873 - 1878 гг. состоялись кругосветные экспедиции на немецком корабле «Газелле» и американском судне «Тускарора». В конце XIX - начале XX в. работают океанографические экспедиции: немецкие - на судах «Вальдивия», «Эди», «Стефан», «Планет», американские - на «Блейк», «Альбатрос», «Неро» и др., датская - на «Ингольф», английские - на «Эджерия», «Дарт», «Пингвин», «Дискавери II» и многие другие. Каждая из этих экспедиций обогащала науку новыми данными по различным областям океанографии. Особенно следует отметить большой вклад в изучение океанографических условий Тихого океана, внесенный исследованиями С. О. Макарова на корабле «Витязь» (1886 - 1889). Много сделано было по изучению Полярного бассейна норвежским ученым Ф. Нансеном, который открыл в период плавания на корабле «Фрам» глубины Северного Ледовитого океана и составил первую карту его дна. Ф. Нансен высказал исключительно важные идеи о происхождении подводного рельефа, особенно рельефа шельфа. Эти идеи не потеряли своего значения и в наши дни. Ф. Нансеном впервые были проведены геофизические исследования во время плавания. Сотрудник Ф. Нансена океанолог Свердруп впервые исследовал гидрологию Северного Ледовитого океана.

Советское экспедиционное судно «Витязь». Исследования, выполненные во время экспедиции на этом судне (начиная с 1949 г.) - важнейшая веха отечественной и мировой океанологии.

Большое значение для изучения дна океана имело изобретение эхолота. Наиболее эффективное применение нового способа измерения глубин было осуществлено на немецком судне «Метеор», проводившем океанологические исследования в Атлантическом океане (1925 - 1927). Эхолот позволил во много раз увеличить производительность промерных работ, и знания о подводном рельефе стали возрастать с необычайной быстротой.

Второй этап истории изучения океана, от плаваний «Челленджера» до начала второй мировой войны, характеризуется переходом от описаний к исследованию в океане. В таком переходе весьма значительную роль играла молодая советская океанология. В 1921 г. В. И. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научного института (Плавморнин), в состав которого вошли главным образом профессора Московского университета.

Структура института была комплексной, в нем были заложены основы всех направлений современной отечественной океанологии. Морской базой Плавморнина служил первенец советского исследовательского флота «Персей» - небольшая деревянная парусно-паровая шхуна с четырьмя лабораториями и научным составом в 16 человек. Несмотря на скромные возможности этого судна, его экспедиции были блестящей школой почти для всех выдающихся советских океанологов старшего поколения (Н. Н. Зубов, Л. А. Зенкевич, В. А. Богоров, В. В. Шулейкин, В. С. Буткевич, Е. М. Крепе и др.). В результате исследований «Персея» наука обогатилась выдающимися работами: динамический метод расчета течений Н. Н. Зубова, количественные методы изучения бентоса (Л. А. Зенкевич) и планктона (В. Г. Богоров) и т. п. Сотрудником Плавморнина Н. Н. Зубовым в то время был введен в научную литературу термин «океанология», что предусматривало приход на смену океанографическим, описательным работам исследований взаимодействия явлений и процессов в океане.

В результате большого размаха океанографических работ стали совершенствоваться методы изучения океана, появляться обобщающие сводки и, главное, новые идеи. Из новых методов отметим определение магнитного поля с немагнитного судна «Карнеги» (1909 - 1929), применение геофизических приборов для измерения силы тяготения с подводной лодки, осуществленное в 1923 - 1932 гг. голландским ученым В. Мейнесом, внедрение накануне второй мировой войны эхолотов-самописцев, первые попытки фотографирования морского дна, сделанные Юингом в 1940 г.

Обобщением знаний о рельефе морского дна стали многочисленные карты. В 1904 г. под руководством принца Монакского Альберта I в Монако была составлена Генеральная батиметрическая карта океанов на 24 листах в масштабе 1:10 000 000. В основу карты было положено 18 400 измерений глубин. Второе издание карты вышло в 1927 г., третье - в 1936 г. В довоенные годы были изданы и другие карты по отдельным районам Мирового океана. Наиболее подробной для Атлантического океана была карта, изданная после работ «Метеора» Т. Штоксом (1935 г.). Для Тихого океана Гидрографической службой США были изданы обзорные батиметрические карты разного масштаба. Батиметрические карты позволили рассмотреть вопрос о соотношении ступеней глубин в океанах, определить среднюю глубину океана. Первая кривая соотношения глубин была составлена Лаппараном в 1883 г. Более точную гипсографическую кривую в 1933 г. вычислил Э. Коссина. Эта кривая в общих своих чертах остается верной и по сей день. По гипсографической кривой можно уже было сделать выводы об основных морфоструктурах дна океана. На ней показаны шельф, материковый склон, глубоководные желоба, ложе океана.
Исходя из особенностей распределения глубин по гипсографической кривой, Траберт высказал мысль о коренных различиях в геологических структурах дна океана и морей. Возникло представление о древности и постоянстве (перманентности) океанов, которое было особенно популярно у американских геологов.

С другой стороны, большой популярностью пользовалась гипотеза Зюсса о возникновении, углублении и расширении океанов за счет погружения древней суши вследствие остывания и сжатия земного шара. Из этого следует, что принципиальной разницы в геологическом строении океанических впадин и материков нет. Эта точка зрения поддерживалась и отечественными геологами А. Д. Архангельским, Н. С. Шатским и многими другими. Л. Коберс, поддерживая выводы Э. Зюсса, считал, что высота океанического дна и материков определяется силами изостатического выравнивания.

Изучение географического распространения растений и животных на материках и островах наводило на мысль о возможном единстве последних в геологическом прошлом. Впервые в 1846 г. Фобе выдвинул гипотезу о существовании былых континентальных связей в виде «мостов» суши, т. е. перемычек между континентами. Более того, биогеографические данные служили одним из подтверждений гипотезы раздвижения (дрейфа) материков, выработанной, как известно, наиболее полно А. Вегенером в 1922 г. Идея о существовании в прошлом единого материка и об образовании Атлантического океана в результате отхода Евразии от Америки высказывалась еще в 1858 г. Сандре и Пеллигрини, а в 1908 г.- Тейлором и Бейкером, но наиболее полно и последовательно гипотезу о дрейфе континентов разработал А. Вегенер. В 30-е годы нашего столетия эта гипотеза пользовалась большой популярностью, а затем в 40-х годах и после второй мировой войны ее полностью отвергли, более того, ее не стали принимать всерьез и высмеивали.

Ни одна из гипотез, выдвинутых в довоенные годы, не могла удовлетворительно объяснить происхождение океанических впадин. Ф. Шепард, подводя итоги результатов изучения океана, в своей книге «Геология моря» (изданной в США в 1948 г.) пишет: «По-видимому, наиболее разумно оставить вопрос о происхождении океанических впадин на этом дискуссионном этапе, заметив, что он так же далек от определенного решения, как и вопрос о происхождении Земли». Более определенны в довоенные годы были представления о генезисе водной массы океана и происхождении органической жизни в нем. Уже в 30-40-х годах XX в. поддержкой большинства ученых пользовалась теория А. И. Опарина о возникновении жизни в океане. Рождение этой теории, естественно, предопределено огромным количеством и океанских биологических исследований, и изучением палеонтологами остатков древних организмов в морских отложениях континентов. Теория А. И. Опарина разрабатывается и уточняется и в наши дни.

Относительно генезиса морской воды большинство исследователей, исходя из теории Канта - Лапласа, придерживались почти полностью отвергнутых в настоящее время взглядов о конденсации воды на поверхности Земли по мере остывания планеты.

Первое крупное плавание после второй мировой войны совершила шведская океанографическая экспедиция на судне «Альбатрос» под руководством Ганса Петтерсона. С этого плавания 1947 - 1948 гг. начинается третий этап изучения, длившийся до 1957 г. - начала Международного геофизического года. Послевоенные экспедиции отличаются гораздо большей оснащенностью техническими средствами. Уже на «Альбатросе» впервые с успехом была применена длинная грунтовая поршневая трубка конструкции Кулленберга. В различных экспедициях широко использовались геофизические методы. Особенно следует отметить цикл геофизических исследований в Атлантике, проведенный под руководством Юинга сотрудниками Ламонской геологической обсерватории (США). Все послевоенные экспедиции были снабжены эхолотами-самописцами, которые непрерывно совершенствовались и достигли весьма большой точности. Непрерывное эхолотирование в сочетании с новыми методами определения места судна в океане резко увеличило информацию о рельефе океанских впадин.

Усовершенствовались, естественно, и приборы для гидрологических, биологических видов исследований, что также дало немедленный эффект. Одна из первых послевоенных экспедиций на датском судне «Галатея» (1950 - 1952), занимаясь драгированием дна в районе глубоководных океанских желобов, открыла новые виды животных - аналогов ископаемых организмов. {mospagebreak}

Подводная исследовательская лодка «Пайсис», способная опускаться на глубину до 2 тыс. м. Такого рода подводные аппараты - мощные средства изучения морских организмов, свойств воды, геологии и рельефа дна.

Нужно отметить, что в первые послевоенные годы особенно большое внимание уделялось изучению глубоководных желобов, о которых до 40-х годов почти ничего не было известно. Но уже в 50-е годы была открыта сложная система глубоководных желобов - этого совершенно уникального феномена океана, понимание генезиса которого - несомненный ключ к познанию происхождения океанических впадин.

Исключительно важное место в изучении глубоководных желобов занимают исследования советских ученых на экспедиционном судне «Витязь». Исследования этого корабля - важнейшая веха не только в отечественной, но и в мировой океанологии. Он начал свои работы в Тихом океане в 1949 г. Тогда это был один из самых больших и самый совершенный по оборудованию океанологический корабль (водоизмещением 5,5 тыс. т, 13 лабораторий, 70 научных сотрудников на борту). «Витязем» сделано более 60 научных рейсов, во время которых собраны сотни проб донных колонок, образцов фауны, проб воды, открыты максимальные глубины океана, открыты не только многие новые виды животных, но даже и новый их тип - погонофоры. Исследования на «Витязе» послужили основой для создания крупных монографических сводок, и, прежде всего, многотомного труда сотрудников Института океанологии имени П. П. Ширшова АН СССР «Тихий океан», издание которого завершено в 1974 г.

В 1955 г. в Южном океане начала работать морская Антарктическая экспедиция АН СССР на исследовательском судне «Обь», позволившая собрать обширнейший материал по Приантарктическому району. Эти материалы были обобщены в монографических изданиях «Атласа Антарктиды».

Однако в области теории этот период не принес кардинальных идей о происхождении океанических впадин. По-прежнему противоборствуют две основные точки зрения. Согласно одной, океаны - древние, постоянно существовавшие образования; согласно другой, океаны молоды и образовались на месте суши. Конечно, эти старые гипотезы были сильно модернизированы в соответствии с новыми данными.

В то же время изменились взгляды на генезис океанских вод. В 1951 г. В. Руби (США) представил ряд доказательств, поддерживающих предположение об образовании гидросферы в процессе дифференциации мантии Земли. Затем эта идея была развита и обоснована А. П. Виноградовым, и в настоящее время ее разделяет большинство исследователей океана.

С 1957 г. начинается четвертый этап в изучении океана. Он связан с исследованиями, проводимыми по программам Международного геофизического года и Международного геофизического сотрудничества. В этот период изучение океана приобретает очень широкий размах, работы ведутся различными странами, и прежде всего СССР и США, по согласованным планам; происходит интенсивный обмен материалами, результатами исследований. В этот период создаются различные международные организации по координации исследований в океане. Так, в 1961 г. была организована Межправительственная океанографическая комиссия (МОК) в составе ЮНЕСКО. Международные исследования концентрируются по отдельным районам (например, Фарерско-Исландский порог) или отдельным проблемам («Тропический эксперимент» и др.). Невозможно перечислить хотя бы часть экспедиций, ибо ежегодно их бывает более десятка. Важно отметить, что происходит дальнейшее усовершенствование методов работы и оборудования, применяемого при исследованиях. Результаты не замедлили сказаться.

Важнейшим событием в изучении океана является открытие в конце 50-х годов единой планетарной системы срединных океанических хребтов (Юинг и Хизен, 1956; Менард, 1958). По мере сбора и систематизации данных о строении и природе срединно-океанических хребтов большинству геологов и геофизиков становится ясно, что эти структуры образуются и развиваются под действием процессов, происходящих в глубинах мантии Земли. Исследования конца 50-х - начала 60-х годов, особенно изучение срединных океанических хребтов и магнитных аномалий в их зоне, привели к рождению новой концепции - «глобальной тектоники плит», которая на новом уровне возрождает гипотезу Вегенера (Диц, 1961; Ф. Вайн, Д. Мэттьюз, 1963). Ныне эта гипотеза в преображенном виде совершает триумфальное шествие по миру, и многие исследователи посвящают памяти Альфреда Вегенера свои книги о «глобальной тектонике плит» (Сорохтин, 1974). Мобилистских взглядов в настоящее время придерживается большинство зарубежных морских геологов и геофизиков. Популярна она и в нашей стране.

В 1961 г. начали проводиться работы по проекту «Мохол», предусматривающие бурение сквозь толщу земной коры до границы с верхней мантией. Первая скважина была пробурена в Тихом океане у о. Гваделупа. С 1968 г. начало работать первое специальное океанское буровое судно «Гломар Челленджер».

Специальное буровое судно «Гломар Челленджер», проводившее по международной программе бурение дна океанов на глубинах до 6 км и получающее керны длиной до 1 км. и более

Советские исследователи располагали большим научным флотом, который возглавлял корабль «Космонавт Юрий Гагарин» водоизмещением 45 тыс. т. В СССР действовали несколько океанологических центров: Институт океанологии имени П. П. Ширшова АН СССР с отделениями, Всесоюзный Институт морского рыбного хозяйства и океанографии, Государственный океанографический институт (Москва), Морской гидрофизический институт (Севастополь), Тихоокеанский океанологический институт, Институт биологии моря (Владивосток) и др.

Характернейшая черта современной океанологической науки - вооруженность новейшими техническими средствами. Все большее число крупнейших промышленных предприятий конструирует и изготовляет разнообразное оборудование для исследований в океане: различные типы судов, подводные лодки, специальные платформы и буи, специальные материалы (стали повышенного качества, стекловолокно, плавучие кабели, нейлоновые сети и т. п.), точные приборы для определения места судна, для производства геофизических работ.

В последние годы вместо маршрутных исследований океана получают распространение работы на полигонах или установка на длительное время буев. В исследованиях на полигонах принимает участие обычно несколько судов, одновременно замеряющих те или иные параметры водных масс океана. Такие исследования особенно важны при гидрофизическом изучении океана, так как позволяют охватывать значительную площадь и прослеживать изменения полей температур, солености, течений в пространстве. На полигонах устанавливаются также радиобуи, снабженные датчиками, непрерывно получающими и передающими на корабли или береговые базы информацию о параметрах водных масс. На кораблях и береговых станциях данные обрабатываются с помощью ЭВМ и автоматизированных электронных систем. Для изучения водных масс, взаимодействия атмосферы и океана особенно важны длительные наблюдения, позволяющие улавливать сезонные изменения. Поэтому нередко устанавливаются и обитаемые буи, представляющие собой заглубленные на глубину до 100 м огромные трубы, увенчанные надводными площадками с жилыми помещениями исследователей-наблюдателей. Такие буи позволяют проводить одновременные наблюдения на разных горизонтах глубины и в надводном слое. Исследования на полигонах с использованием буйковых станций сейчас проводятся зачастую по обширным, международным долголетним программам с участием сотен ученых и десятков кораблей. Таковы программы: «Изучение глобальных атмосферных процессов», «ПОЛИМОДЕ» (Полигон для изучения среднемасштабной динамики океана) - исследование вихрей течений в океане, «Изучение Индийского океана» и др.

Конечно, кроме различного рода датчиков, проводящих замеры солености, температур, течений непосредственно в море, широко используются и приборы для получения проб воды, которая анализируется затем лабораторными методами. Отбор проб производится батометрами различной конструкции, способными получать определенные объемы воды на заданной глубине. Биологические пробы отбираются океанологами с судов с помощью различных сетей, драг, соскребающих донную фауну, дночерпателей и т. п.

Особое место в изучении океана занимают подводные исследования. Они позволяют проводить измерения и наблюдения непосредственно в водной толще. Океанологи используют для этого акваланги, подводные лодки, стационарные подводные лаборатории. В настоящее время в разных странах работают десятки подводных аппаратов, способных погружаться на различные глубины, исследовать морские организмы, свойства морской воды, геологию и рельеф дна. Правда, подводные лодки не дают возможности исследователю находиться в подводной среде, он отделен от нее стенками корабля. Другое дело - подводные лаборатории, или подводные дома, когда в любое время человек может выплыть из помещения в открытое море. Впервые такие дома поставил на дно Средиземного моря Жак Кусто, доказав, что человек может неделями жить под водой, не выходя на поверхность. В Советском Союзе также проводились исследования из подводных домов. Наиболее известна подводная лаборатория «Черномор». Большое развитие в последние годы получили геологические и геофизические исследования Мирового океана. Морские геологи имеют богатый арсенал различного рода грунтовых приборов, способных отбирать пробы осадков и пород с любой глубины океана. Некоторое время назад в океане работало специальное буровое судно «Гломар Челленджер», которое по международной программе производило бурение на глубинах океана до 6 км и получало керны длиной до 1 км и более. Пробурив несколько сот скважин, эта плавучая буровая установка позволила получить бесценный материал по истории океана. Геофизические исследования включают в себя сейсмическое зондирование земной коры под океаном, исследование магнитного и гравитационного поля, теплового потока из недр земли. Вместе с глубоководным бурением геофизические методы позволяют получать наиболее ценный материал по происхождению и развитию океанических впадин. Глубинное сейсмическое зондирование, т. е. посылки сквозь толщу воды и дна при взрывах специальными пневматическими «пушками» или электрическими разрядами упругих колебаний среды, делает возможным по скорости прохождения сейсмических волн различать слои земной коры, судить о их составе, топографии, определять границу раздела между слоями, залегающими глубоко под дном океанов. Морские гравиметрические работы (изучение распределения силы тяжести в разных районах) дают сведения о плотности слоев, слагающих кору, примерном рельефе поверхности раздела коры и мантии, об изостатическом равновесии отдельных блоков и горизонтальной неоднородности вещества Земли. Магнитное поле отражает картину распределения магматических очагов, простирания зон расколов и разрывов земной коры. Наконец, исследования теплового потока сквозь дно океана дают представление о физических процессах, протекающих в недрах Земли, местах подъема к поверхности глубинного вещества, зонах раскола коры. В целом геофизическое изучение дна океана выявляет его тектоническое строение и тектоническую жизнь.

Геологические исследования, познание истории эволюции океанического ложа невозможны в наши дни без развития методов лабораторного анализа, методов обработки получаемых материалов. Современные физико-химические методы позволяют получать сведения о возрасте, происхождении, составе тех или иных геологических объектов. Широко используются рентгеноструктурный анализ, геохимические исследования, изучение изотопного состава океанических осадков. По изотопам углерода, урана, протактиния, иония, тория геологи научились определять абсолютный возраст пород, по изотопам кислорода - температуры океанских вод в те или иные геологические эпохи.

Геофизические, геологические исследования вместе с методами современной лабораторной обработки материала особенно бурно развивались в конце прошлого столетия. Благодаря этому был сделан ряд выдающихся открытий, накоплен обширный научный материал.



О молодом парне по имени Том Сауэр, вместе с другом попытавшемся пересечь Атлантику на весельной лодке, но потерпевшем крушение. Том тогда говорил нам, что не так много людей во всем мире совершили этот подвиг, и это оказалось действительно так. И особенно мало людей осмеливалось пересечь Атлантический океан в одиночку. Из небольшого списка (всего 95 человек на всю нашу планету) FURFUR выбрал несколько особенно запоминающихся случаев, когда путешественник пересек Атлантику в полном одиночестве.

Джон Фэйрфакс

Первый человек в мире, осмелившийся на то, чтобы пересечь Атлантику в одиночестве. Вся его жизнь, в целом, предвещала такой поворот событий: в 13 лет он собрался жить, как Маугли, и с этой целью отправился в джунгли Амазонки - и какое-то время так и продержался, торгуя шкурами ягуаров.

В 22 года его сильно потянуло в Аргентину, где он провел свое детство. Денег не было, так что он поехал туда из Сан-Франциско на велосипеде (добрался до Венесуэлы), вел какие-то мошеннические дела в Панаме, попытался скрыться от кооператоров и наконец добрался до Аргентины, но уже на коне. Когда дело дошло до Атлантики, ему было уже 32 года, и это испытание было не самым страшным. Он потом еще доплыл из Сан-Франциско до Австралии вместе со своей женой (первой женщиной, которая согласилась на такое безумство), но это уже другая история.

Том Макклин

Том Макклин пересек Атлантический океан почти одновременно с Фэйрфаксом - буквально на четыре месяца позже, но с востока на запад. Правда, Том известен еще и тем, что в 1982 году повторил подвиг, но уже на крошечной лодчонке длиной чуть более трех метров. В последующие годы Том так и не угомонился и пересек Атлантику еще пять раз, невзирая на то, что на берегу его ждала супруга и двое детей. В общем, отчаянный парень.

Амир Хан Клинк


Что касается южной части Атлантики, первым ее пересек Амир Клинк. Специально для него бразильская компания разработала и выпустила порошковую лиофилизированную еду (вид консервированной еды мягкой сушки, при которой она замораживается, оттуда помещается в вакуумную камеру, где из нее удаляют или возгоняют растворитель. - Прим. ред. ), чтобы он мог питаться в открытом океане, как астронавт в открытом космосе.


В 2002 году воспоминания о совершенном на юге подвиге ему надоели, так что он развернулся на 180 градусов и совершил путешествие вокруг Северного Полярного круга. И тоже сделал это самым первым, потому что ранее этот маршрут не был никем освоен. Написал множество книг про свои путешествия и до сих пор живет и здравствует.

Тори Мёрден

Первая женщина, совершившая одиночное мореплавание через Атлантику на весельной лодке. Она предпочитает именовать себя не путешественницей, а открывательницей. Несмотря на весьма естественнонаучный интерес, представляющий собой такое вот приключение, Тори Мёрден, что называется, гуманитарий - бакалавр по психологии, мастер по теологии и имеет степень мастера изящных искусств. Короче, с таким багажом, конечно, на твердой земле делать нечего, так что, выпустившись из всех своих вузов, в возрасте 36 лет она села в лодку и поплыла через океан.

Теодор Резвой

Этот гордый одессит - первый человек из СНГ, совершивший путешествие через Атлантику на весельной лодке. Как любой нормальный советский человек, Теодор посещал спортивные секции и кружки по всем возможным дисциплинам. Поэтому ко времени своего путешествия оказался профессиональным спортсменом, художником, матросом и, должно быть, замечательным человеком. Атлантику Теодор пересек 14-м в мире (среди одиночных пловцов).

Федор Конюхов

Федор Конюхов за свои 62 года четыре раза пускался в кругосветное плавание, а Атлантику пересек 15 раз. Из них один раз - на весельной лодке (причем считается, что это самый лучший результат на классической лодке).


Член Российской академии художеств (написал более четырех тысяч картин), Союза писателей (на его счету уже девять книг), капитан дальнего плавания, почетный гражданин девяти регионов мира, первый россиянин, покоривший «Большой шлем» (Северный и Южный полюса, Эверест).

Короче, если задаться целью переплюнуть Федора Конюхова по части приключений и достижений мирового масштаба, то начинать надо пораньше, лет в пять.

Чарльз Хедрич

Этот предприимчивый француз установил мировой рекорд по скоростному одиночному переплыванию Атлантики. Его пример в целом показывает, как жарко пылает в человеке жизненный огонь, не позволяющий присесть ни на секунду: отправился в одиночное путешествие по Антарктике (550 км, между прочим), отправлялся к обоим полюсам, в лыжные экспедиции в Кабул, на Эверест и так далее. Пересек Атлантику несколько раз, причем сделал это дважды: в одиночку, без чужой помощи и в компании друга, но без остановки.

Кэти Спотц

На сегодняшний день Кэти является самым молодым мореплавателем, пересекшим Атлантику в одиночку: на момент, когда она отважилась на это путешествие, ей было всего 22 года. Тут следует отметить, что такое путешествие случилось не вдруг - еще в 18 лет эта девчонка из Огайо пробежала марафонскую дистанцию, спустя некоторое время проехала пять тысяч километров по Штатам на велосипеде и стала первым человеком, проделавшим путь в 566 км по реке Аллегейни (это такой здоровый приток реки Огайо в штате Пенсильвания).


Одновременно с этим Кэти сотрудничала с двумя благотворительными фондами, борющимися за хорошую экологию, и искала способы помочь планете, поэтому решила, что путешествие через Атлантику на весельной лодке будет лучшим способом привлечения финансов в Blue Planet Run. И оказалась права - путешествие принесло фонду 150 тысяч долларов.