Платность использования лесов. Платежи за лесопользование

1. Использование лесов в Российской Федерации является платным.

2. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

3. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.

Принцип платности использования лесов является одним из основных принципов лесного законодательства (статья 1 Л К РФ).

Данный принцип реализуется в современном лесном законодательстве в нормах о плате за пользование арендуемым лесным участком (арендной плате) и плате по договору купли-продажи лесных насаждений (цене заготавливаемой древесины).

Вопросы, касающиеся арендной платы, урегулированы в статье 73 ЛК РФ, а платы по договору купли-продажи лесных насаждений - в статье 76 ЛК РФ (см. комментарии к указанным статьям).

Названные статьи необходимо применять с учетом того обстоятельства, что арендуемые лесные участки и земли, на которых располагаются продаваемые лесные насаждения, находятся в государственной и муниципальной собственности (см. комментарии к статьям 8, 72 и 75 ЛК РФ).

Иными словами, платность использования лесов в настоящее время связывается с формой собственности на земли (земельные участки), на которых располагаются леса.

Следует обратить внимание на то, что в комментируемой статье нет упоминаний о налогах и сборах. Однако это не означает, что они не могут взиматься при использовании лесов.

Комментируемая статья составлялась на основе статьи 3 Л К РФ, которая допускает регулирование в лесном законодательстве определенных гражданско-правовых отношений, в том числе вопросы арендной платы и платы по договору купли-продажи лесных насаждений.

12. Нормативные акты для лесного хозяйства регламентируют организацию и деятельность предприятий
лесопромышленного комплекса, порядок предоставления участков лесного фонда в пользование, условия
труда в лесном хозяйстве, вопросы обеспечения охраны и устойчивого развития лесного фонда, а также
иные аспекты деятельности в сфере лесопользования.



Анализ хозяйственной деятельности предприятий лесного хозяйства, комплексное изучение хозяйственной деятельности предприятии и объединений лесного хозяйства с целью изыскания резервов повышения её эффективности. Анализ хозяйственной деятельности предприятий - важное звено в системе управления лесохозяйственным производством, т. к. позволяет научно обосновать выбор оптимального варианта решения на всех этапах планирования и проектирования в ходе выполнения установленных заданий при реализации целевых программ. Осуществляется на всех уровнях управления: от рабочего места, бригады, участка до министерства. Экономический анализ деятельности лесохозяйственных предприятий и объединений даёт возможность изучить все стороны процесса воспроизводства лесных ресурсов, работу вспомогательно-обслуживающих производств, подсобных и побочных производств, процессы материально-технического снабжения, реализации продукции, финансы, взаимоотношения с бюджетом.

Комплексность анализа хозяйственной деятельности предприятий и сопоставимость его результатов достигаются применением единой системы технико-экономических показателей учёта и оценки производственно-хозяйственной деятельности. С помощью такой системы аналитических показателей

устанавливается степень влияния технических и технологических факторов, организации труда, производства и управления, финансовых, хозрасчётных отношений на эффективность производства.

Основной метод анализа хозяйственной деятельности предприятий - сравнение отчётных показателей с плановыми, плановых показателей анализируемого периода с плановыми показателями прошлого периода, отчётных показателей анализируемого периода отчётными показателями прошлого периода. В первом случае выявляется выполнение плана, во втором - проверяется качество планирования, в третьем - характеризуется развитие производства. Сравнение обеспечивает высокое качество анализа при соблюдении сопоставимости сравниваемых величин по содержанию, месту, времени, технико-экономическим условиям. Однако сравнение как метод анализа не всегда даёт достаточно достоверную информацию об уровне экономической эффективности производства. Например, плановые показатели могут быть выполнены, но экономическая эффективность производства будет недостаточной, если не обеспечены максимальные результаты с минимальными затратами. В целях углубления анализа хозяйственной деятельности предприятий применяют и другие методы: экономико-математическое моделирование, корреляционный анализ, графические методы.

Экономический анализ лесохозяйственной деятельности, как правило, начинается с анализа выполнения производственной программы в лесном хозяйстве. При этом виды работ, выполняемые подрядным способом и оплачиваемые в централизованном порядке, не рассматриваются, т. к. их объёмы не зависят от усилий предприятия. Анализируются структура лесохозяйственных работ и динамика объёма лесохозяйственной деятельности в условных сопоставимых ценах, а также выполнение плана по видам лесохозяйственных работ в натуральных показателях и в условных ценах, выполнение плана механизации работ. Основным методическим приемом анализа является метод сравнений. Перед тем, как сравнивать все показатели должны быть приведены в сопоставимый вид, т.е. исчислены или в процентах, или на единицу площади, или на рубль затрат, или на единицу продукции.

13. В основе оценки лесных ресурсов, также как и земли, лежит теория факторов производства, согласно
которой производственные факторы (труд, капитал, природные ресурсы), соединяясь вместе, образуют
процесс производства, результатом которого является продукция, реализуемая на рынке. Каждый фактор,
участвующий в производстве, получает «вознаграждение» за свое участие в виде части вновь созданной
стоимости. Труд оплачивается в виде заработной платы, капитал в виде возврата капитала и
предпринимательского дохода на капитал (нормы прибыли на капитал), природные ресурсы - в виде ренты
или остаточного дохода, после оплаты первых двух факторов. Рента является чистым доходом,
приписываемым природным ресурсам, и определяющим величину их стоимостной оценки.

При оценке лесных ресурсов выделяют два понятия ренты:

Лесная рента или чистый доход, приходящийся на единицу используемого ресурса, например, один кубический метр древесины;

Земельная рента, или чистый доход, приходящийся на единицу площади лесной земли, например, на 1 гектар.

Между земельной и лесной рентой существует следующее соотношение RL = f(r,Q), где RL - земельная рента, r - лесная рента, Q - запас древесины на оцениваемой площади лесных земель. То есть, величина земельной ренты, возникающей при использовании лесных земель, определяется запасом древесины и доходом, приходящимся на каждый кубический метр этого запаса. Например, на одном гектаре растет 300 мЗ древесины. Доход от продажи 1 мЗ древесины составляет $20. Соответственно величина дохода от использования 1 га лесной земли составит $20 х 300 мЗ = $ 600.

Лес или древесина в процессе использования перерабатывается в разную продукцию конечного потребления - круглый лес, пиломатериалы, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Лесная рента образуется на разных стадиях переработки леса (технологической цепочки движения лесной продукции).

В идеальных рыночных условиях лесная рента, образующаяся на разных стадиях переработки леса, должна быть одинаковой величиной. На практике, в отечественных условиях, из-за диспаритета цен на первичную продукцию и продукцию конечного производства, на верхних стадиях переработки леса аккумулируется большая часть лесной ренты, которая и присваивается производителями вторичной лесной продукции. Оценка стоимости лесных земель и связанных с ними лесных ресурсов может проводиться с использованием общих принципов оценки стоимости земельных участков, применяемых с учетом особенностей лесных земель.


Статья 1 Лесного кодекса РФ закрепляет основные принципы лесного законодательства, что является его достоинством (в Лесном кодексе РФ 1997 г. отсутствовал такой перечень принципов). Одним из важнейших принципов нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, является платность использования лесов. Почему пользование лесами является платным? Платежи за пользование природными ресурсами, в том числе и лесом, имеют рентную природу. Рента - это так называемый незаработанный доход. Для того чтобы его получить, у лица нет необходимости нести какие-либо дополнительные затраты труда, финансовые расходы и т.д. Лицо не несет расходы по "созданию" леса, его воспроизводству, однако получает доход от его использования. С целью повышения материальной заинтересованности получателя рентного дохода в эффективном, нечрезмерном использовании леса без причинения вреда окружающей среде и вводится плата за пользование лесом.
Данный принцип находит развитие в ст. 94 нового Лесного кодекса РФ, которая гласит: "использование лесов в Российской Федерации является платным". При этом устанавливаются две формы платежей:
арендная плата;
плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
Необходимо отметить следующее. Согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ лесные участки могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве безвозмездного срочного пользования и по договору аренды. Лесной участок также может быть обременен сервитутом - правом ограниченного пользования чужим лесным участком. Статья 71 конкретизирует данное положение и указывает, что юридическому лицо лесной участок может быть предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование или в аренду, гражданам - только в аренду или безвозмездное срочное пользование. При этом предоставление в постоянное (бессрочное) пользование и в безвозмездное срочное пользование осуществляется в соответствии со ст. 20, 24 Земельного кодекса РФ. Рядом статей Лесного кодекса РФ предусмотрены основания предоставления лесных участков в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, например, согласно ч. 3 ст. 47, религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности.
Далее следует подробно остановиться на вопросах, связанных с платой по договору аренды лесного участка и платой по договору купли-продажи лесных насаждений.

Еще по теме Формы платы за использование лесов:

  1. Глава 11. Плата за использование лесов и оценка лесов
  2. Специальное использование лесов. Виды специального использования лесов.

Статья 94. Платность использования лесов (ЛК РФ)

1. Использование лесов в Российской Федерации является платным.

2. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

3. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.

Плата за пользование лесными ресурсами устанавливается в виде лесных податей за определенный вид лесопользования или арендной платы за участок лесного фонда , передаваемый в пользовании на определенных срок. Для целей взимания платы за пользование лесными ресурсами Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню . Субъекты Российской Федерации на основании минимальных ставок платы устанавливают свои региональные ставки платы, которые представляют собой нормативную или назначенную государством цену леса на корню при его продаже лесопользователям.

В литературе цена леса, который еще не срублен, но продается для целей вырубки, называется корневой стоимостью леса , а плата за лес на корню - попенной платой . До введения в нормативные документы термина «лесная подать» у нас в стране плата за лес, продаваемый на корню, называлась «попенной» платой.

Для выявления рыночных цен на лес разрешена продажа леса на корню на лесных аукционах . Цены на лес, складывающиеся на лесных аукционах называются аукционными. Они представляют собой рыночную стоимость древесины, продаваемой на корню. Их уровень существенно превосходит уровень цен на лес, установленных на основании минимальных ставок лесных податей. Так в 2001 году уровень аукционных цен в среднем превысил стоимость леса, проданного по минимальным ставкам в 4-4,7 раза. При средней аукционной цене древесины 80 руб. за м3 в 2001 году, ее величина достигать в отдельных регионах 250-360 руб. за м3.

Оценка стоимости лесных ресурсов может проводиться в разных целях. Основными целями оценки лесных ресурсов является :

Определение платы за использование лесных ресурсов;

Определение цены сделки по продаже в собственность лесных земель (сейчас такая процедура не предусмотрена, но возможно в скором времени продажа леса в частную собственность станет возможной;

Установление платы за получение права аренды или концессии участков лесного фонда;

Определение эффективности проектов использования лесных земель и эффективности систем ведения лесного хозяйства;

Определение эффективности проектов заготовки и переработки леса;

Оценка экологического ущерба и эффективности природоохранных проектов;

Определение оборота рубки.

В силу многоцелевого характера использования лесных земель количество целей и задач определения стоимости лесных ресурсов и лесных земель может быть значительно больше, чем в приведенном перечне.

Подробнее: http://www.bibliotekar.ru/biznes-8/77.htm

http://www.bibliotekar.ru/biznes-8/78.htm

Статья 94. Платность использования лесов

Комментарий к статье 94

Платность использования лесов является одним из основных принципов лесного законодательства (пункт 11 статьи 1 ЛК). Статья 94 ЛК развивает этот принцип.

Если лесопользование осуществляется на основании договора аренды лесного участка, то с лесопользователя взимается установленная этим договором арендная плата. В случае заключения договора купли-продажи лесных насаждений с покупателя насаждений (древесины) взимается плата, установленная этим договором. За лесопользование, не требующее заключения договора аренды лесного участка или купли-продажи лесных насаждений (для предоставления лесных участков на праве постоянного бессрочного пользования или по договору безвозмездного срочного пользования), плата за лесопользование взиматься не может.

О размерах платы за лесопользование см. комментарии к статьям 73 и 76 ЛК. Плата за пользование лесами перечисляется в бюджеты РФ и субъектов РФ в соответствии со статьями 24 и 29 Вводного законодательства.

Статья 95. Оценка лесов

Комментарий к статье 95

1. Статья 5 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" относит к объектам оценки объекты гражданских прав. Статья 128 ГК относит к объектам гражданских прав, в частности, недвижимость и имущественные права. Их разновидностями являются предусмотренные статьей 95 ЛК лесные участки и имущественные права, возникающие при использовании лесов. К таким правам относятся арендные права на лесной участок, оценка которых при необходимости (например, для внесения арендного права в уставный капитал организации) должна осуществляться в соответствии с ФЗ "Об оценочной деятельности".

Оценка должна проводиться также в случае продажи лесного участка, находящегося "не на ЗЛФ", но в государственной (федеральной или субъекта РФ) собственности. Обязанность проведения оценки рыночной стоимости лесного участка перед его переводом в другую категорию земель не установлена. Но по завершении всех процедур такого перевода перед совершением сделки с лесным участком, оказавшимся на другой категории земель, он также подлежит оценке.

Статья 8 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" устанавливает, что проведение оценки является обязательным в случае, если вовлекаемый в сделку, в том числе в аренду, объект оценки (в данном случае лесной участок) принадлежит полностью или частично (в любой части) РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию. Эти положения означают, что предоставлению лесного участка в аренду посредством аукциона должна предшествовать его оценка по рыночной стоимости в соответствии с ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в целях определения начальной цены предмета лесного аукциона.

Основанием оценки должен стать договор на проведение оценки между ОГВ или ОМС, осуществляющим передачу лесного участка в аренду или на продажу, и оценщиком, отвечающим требованиям ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Если оценка лесного участка производится перед его предоставлением в аренду, то услуги оценщика должны оплачиваться из средств федерального бюджета (статья 83 ЛК).

2. Часть 2 статьи 95 ЛК наделяет Правительство усмотрением определять кадастровую стоимость лесных участков "для целей настоящего Кодекса".

Проведение кадастровой оценки земель всех категорий предписывалось Постановлениями Правительства от 25 августа 1999 года N 945 и от 8 апреля 2000 года N 316 "для целей налогообложения и иных целей, установленных законом".

По общему правилу кадастровая стоимость (оценка) земли проводится и устанавливается для расчета земельного налога (по терминологии правительственных постановлений - для целей налогообложения). Для иных целей часть 1 статьи 95 ЛК предписывает проводить рыночную (не кадастровую) оценку лесных участков и имущественных прав, возникающих при пользовании лесами.

Между тем НК (подпункт 4 пункта 1 статьи 389) исключил из объектов обложения земельным налогом "земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда", другими словами, лесные участки на ЗЛФ. Статьей 389 НК из обложения земельным налогом исключены также земельные (в том числе лесные) участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте в соответствии с федеральным законодательством либо которые заняты объектами культурного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, предоставленные для обороны, безопасности и таможенных нужд. Если же лесные участки находятся на землях, которые не исключены из облагаемых земельным налогом (например, на землях сельскохозяйственного назначения), то расчет и взимание земельного налога с них должны определяться в соответствии с нормативными актами ОМС (земельный налог - местный налог) и исходя из кадастровой стоимости таких земель, определяемой органами исполнительной власти субъектов РФ. В любом из указанных случаев установление Правительством кадастровой стоимости лесных участков на ЗЛФ без предварительного изменения НК не может привести в увеличению или уменьшению земельного налога либо налогообложению лесных участков на ЗЛФ.

Показатели кадастровой стоимости лесных земель в пределах территории субъектов Российской Федерации и Методика государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Российской Федерации были утверждены Приказами Росземкадастра от 12 марта 2003 года N П/42 и от 17 октября 2002 года N П/336 во исполнение названных Постановлений Правительства. Все эти акты были приняты в период, когда статья 13 Налогового кодекса РФ предусматривала введение в Налоговый кодекс РФ отдельной главы "Лесной налог". Однако ФЗ от 29 июля 2004 года N 95-ФЗ лесной налог как вид налога из статьи 13 Налогового кодекса РФ исключил.

Не может быть использована кадастровая стоимость лесных участков (лесных земель, ЗЛФ) и для определения платности использования лесов, поскольку для этого ЛК предписывает иные способы и процедуры. В связи с этим установление Правительством кадастровой стоимости лесных участков представляется излишним.