Почему татары похожи на русских. К какой расе принадлежат татары? Мало ли кто на ком женился

Татары по гаплогруппам или по расе, кратко. Выборочными генетическими исследованиями установлено, что в разных выборках или селениях 34,1% татар имеют скифскую гаплогруппу R1a-Z2123. Важно и то, что этот ископаемый скиф не попадает в предки славян гаплогруппы R1a, потому что субклад Z2123 для славян не характерен. Он скорее характерен для карачаево-балкарцев, башкир, татар.Еще R1a-Z93 – наиболее распространенная у татар гаплогруппа. Она же найдена у древних (ископаемых) киммерийцев, скифов и хазар и барсил т.е барсил называемых "болгар" а на самом деле биләр и услышанное и записанное арабами в балар и далее транскрибированное в ошибочное "болгар", о котором написал АБУ ХАМИД АЛ-ГАРНАТИ .

У русских таких Z93 практически нет. У русских и у других европейцев наиболее распространенные R1a-Z280 и R1a-M458. и так: У ископаемых скифов уже находили гаплогруппы R1a-Z645-Z93-Z2123 (волжские степи Самарской области), R1a-Z645 (Тува), R1a-Z645-Z93 (пазырыкская алтайская культура), а также R1b-Z2103 (Самарская область) и Q1a-F903 (хуны) (Восточный Казахстан). Гаплогруппу R1a-Z645-Z93 нашли и у ископаемых хазар – см. и . Еще раз: Скифы как предки части татар, определенно окажутся разных гаплогрупп – R1a, R1b, G2a, C, ("монголская) Q (хуно-индейская) и других. В любом случае, этнические русские от скифов гаплогруппы R1a-Z93 не происходят, И это главное!

Ответ на вопрос почему арии (не славяне) R1a-Z93 с Южного Урала, из Аркаима ушли в Индию примерно 3600 лет назад? Ответ становится ясен , если посмотреть на историю глобальных катастроф. 3600 лет назад произошло одно из самых больших в истории человечества извержений вулкана Санторин, он же Тера, в Эгейском море.

Гаплогруппа или днк гены у белорусских татар Q в среднем 10% (называемая американо-индейским или хуннуским), и теперь она у сибирских кетов до 95%, самоназвание которых дене, как например у индейцев апачи, тлинкитов и др. на-Дене. Этот же Q у некоторрых сибирских татар доходит до 40% , нелишним будет сказать что у некотрых туркмен где то 75% будет.

8,7% татар с гаплогруппой R1b являются по отцовской линии потомками кельтов. Ещё больше потомков кельтов встречается среди башкир. Около 20% составляют потомки финно-угорских народов с гаплогруппой I1. Собственно говоря, именно они и есть потомки волжских булгар, т.е. биләр . Остальные же 37% имеют различные варианты гаплогруппы C3, доставшейся от дальневосточных татар, давших остаткам потомкам скифов-киммерийцев и своё имя. И поскольку именно их потомки составляют относительное большинство, историю татар следует вести из монголо-татарских, хунских истоков. Возникает вопрос как же эти два гена оказались у вроде бы "ираноязычных" скифов и киммерийцев? --если вспомнит как вожди киммерийцев убили самих себя, (харакири, обычай который также был у индейцев) от бессилия отразит скифов, которые по всей видимости также управлялись их же родственниками можно делать однозначный вывод что их вождями были люди управляемые как богами из племени хун!О гаплогруппе N

  • Гаплогруппа N1-M231(xN1a-M128, xN1c-Tat) была оcновной у культуры Хуншань (6500-5000 лет назад) и более поздних культур этого же региона, а также 3000 лет назад появляется N1c-Tat. .
  • Субклад N1a1a1a1a-L392 или N3a3′5 у образца OLS10 (Kunda, Lääne-Viru) из железного века Эстонии (EstIA) датируется 770–430 гг. до нашей эры, у двух других образцов EstIA определён субклад N3a3a .
  • N1a обнаружен у обитателя свайной постройки № 1 со стоянки Сертея II (жижицкая археологическая культура позднего неолита , 4300 лет назад) и у представителя культуры псковских длинных курганов из кургана с трупосожжением в возможном кривичском захоронении могильника «Девичьи горы» у озера Сенница (1200 лет назад)

Каждый народ имеет свои отличительные черты, которые позволяют почти без ошибок определить национальность человека. Стоит заметить, что азиатские народы весьма схожи между собой, поскольку все являются потомками монголоидной расы. Как можно определить татарина? Чем отличается внешность татар?

Уникальность

Без сомнения, каждый человек уникален, независимо от национальной принадлежности. И всё-таки имеются некие общие черты, которые объединяют представителей расы или национальности. Татар принято относить к так называемой алтайской семье. Это тюркская группа. Предки татар были известны как земледельцы. В отличие от других представителей монголоидной расы, татары не имеют ярко выраженных черт облика.

Внешность татар и изменения, которые нынче проявляются у них, вызваны во многом ассимиляцией со славянскими народами. И правда, среди татар иногда обнаруживают светловолосых, порой даже рыжих представителей. Этого, например, нельзя сказать об узбеках, монголах или таджиках. Имеют ли особенности глаза татар? У них не обязательно имеется узкий разрез глаз и смуглая кожа. Есть ли некие общие черты внешности татар?

Описание татар: немного истории

К числу наиболее древнейших и многолюдных этносов относятся татары. В Средние века упоминания о них будоражили всех вокруг: на востоке от берегов Тихого океана и до Атлантического побережья. Самые разные ученые включали упоминания об этом народе в свои труды. Настроение этих записей было явно полярное: одни писали с упоением и восхищением, другие же ученые выказывали страх. Но объединяло всех одно — никто не оставался равнодушным. Совершенно очевидно, что именно татары оказали огромное влияние на ход развития Евразии. Им удалось создать самобытную цивилизацию, которая воздействовала на самые разные культуры.

В истории татарского народа были как взлеты, так и падения. Периоды мира сменялись жестоким временем кровопролития. Предки современных татар приняли участие в создании сразу нескольких сильных государств. Несмотря на все превратности судьбы, им удалось сохранять как свой народ, так и самобытность.

Этнические группы

Благодаря трудам антропологов стало известно, что предками татар были не только представители монголоидной расы, но и европейцы. Именно этот фактор обусловил разнообразие во внешности. Более того, самих татар принято разделять на группы: крымские, уральские, поволжско-сибирские, южно-камские. Поволжско-сибирские татары, черты лица которых имеют наибольшие признаки монголоидной расы, отличаются следующими признаками: темные волосы, ярко выраженные скулы, карие глаза, широкий нос, складка над верхним веком. Представители этого типа немногочисленны.

Лицо поволжских татар продолговатое, скулы не слишком выражены. Глаза большие и серые (или карие). Нос с горбинкой, восточного типа. Телосложение правильное. Вообще мужчины этой группы достаточно рослые и выносливые. Кожа у них не смуглая. Такова внешность татар с Поволжья.

Казанские татары: внешность и обычаи

Облик казанских татар описывается так: крепко сложенный сильный мужчина. От монголов заметен широкий овал лица и несколько суженный разрез глаз. Шея короткая и крепкая. Мужчины редко носят густую бороду. Подобные особенности объясняются слиянием татарской крови с разными финскими народностями.

Брачный обряд не похож на религиозное действо. От религиозности — лишь чтение первой главы Корана да особая молитва. После брака молодая девушка не сразу переселяется в дом своего супруга: еще год она будет жить в своей семье. Любопытно, что её новоиспеченный муж приходит к ней как гость. Татарские девушки готовы ждать своего возлюбленного.

Лишь немногие имеют двух жен. И в тех случаях, когда это происходит, есть свои причины: например, когда первая уже состарилась, а вторая — более молодая — теперь ведёт домашнее хозяйство.

Наиболее часто встречаются татары европейского типа — обладатели русых волос и светлых глаз. Нос узкий, орлиный или с горбинкой. Рост невысокий — у женщин около 165 см.

Особенности

В характере мужчины-татарина были замечены некоторые особенности: трудолюбие, чистоплотность и гостеприимство граничат с упрямством, самолюбием и равнодушием. Уважение к старшим — вот что особенно отличает татар. Было отмечено, что представители этого народа склонны руководствоваться разумом, подстраиваются под ситуацию, законопослушны. Вообще синтез всех этих качеств, особенно трудолюбия и упорства, делает мужчину-татарина очень целеустремлённым. Такие люди способны добиваться успеха в карьере. Работу доводят до конца, имеют привычку добиваться своего.

Чистокровный татарин стремится получать новые знания, проявляя завидную усидчивость и ответственность. У крымских татар отмечается особое равнодушие и спокойствие в стрессовых ситуациях. Татары весьма любопытны и разговорчивы, а вот во время работы упорно молчат, видимо, чтобы не потерять концентрацию.

Одна из характерных черт — чувство собственного достоинства. Проявляется в том, что татарин считает себя особенным. Как следствие наблюдается некое высокомерие и даже надменность.

Чистоплотность выделяет татар. В своих жилищах они не терпят беспорядка и грязи. Причем это не зависит от финансовых возможностей — как богатый, так и бедный татарин ревностно следит за чистотой.

Мой дом — твой дом

Татары — народ очень гостеприимный. Готовы принимать у себя человека, независимо от его статуса, веры или национальной принадлежности. Даже при скромном достатке они проявляют радушное гостеприимство, готовые разделить с гостем скромный обед.

Огромной любознательностью выделяются татарские женщины. Их привлекает красивая одежда, они с интересом наблюдают за людьми других национальностей, следят за модой. Татарки весьма привязаны к своему дому, посвящают себя воспитанию детей.

Татарские женщины

Какое же удивительно создание — татарская женщина! В её сердце заложена безмерная, глубочайшая любовь к своим близким, к детям. Её предназначение — нести мир людям, служить образцом миролюбия и нравственности. Женщину-татарку отличают чувство гармонии и особая музыкальность. Она излучает некую одухотворенность и благородство души. Внутренний мир татарки полон богатств!

Татарские девушки с юных лет нацелены на крепкий, долговечный брак. Ведь они хотят любить мужа и воспитывать будущих детей за прочными стенами надежности и доверия. Недаром гласит татарская поговорка: «Женщина без мужа, что конь без узды!» Слово мужа для неё — закон. Хотя остроумные татарки дополняют — на любой закон, однако, найдется и своя поправка! И всё же это преданные женщины, которые свято чтят традиции и обычаи. Однако не надейтесь увидеть татарку в черной парандже — это стильная дама, которой свойственно чувство собственного достоинства.

Внешность татар весьма ухоженная. У модниц в гардеробе можно наблюдать стилизованные вещи, которые подчеркивают её национальную принадлежность. Вот, к примеру, есть обувь, которая имитирует читек — национальные кожаные сапожки, которые надевают татарские девушки. Еще один пример — аппликации, где узоры передают потрясающую красоту земной флоры.

А что к столу?

Женщина-татарка — прекрасная хозяйка, любящая, гостеприимная. Кстати, немного о кухне. Национальная кухня татар достаточно предсказуема в том, что основу главных блюд нередко составляют тесто и жир. Даже много теста, много жира! Конечно, это далекое не самое здоровое питание, хотя гостям, как правило, предлагаются экзотические блюда: казылык (или вяленая конина), губадия (представляет собой слоеный пирог с большим разнообразием начинок, от творога до мяса), талкыш-калева (невероятно калорийный десерт из муки, масли и меда). Запить же всё это богатое угощение можно айраном (смесь катыка и воды) или традиционным чаем.

Подобно мужчинам-татарам, женщины отличаются целеустремлённостью и настойчивостью в достижении целей. Преодолевая трудности, они проявляют смекалку и находчивость. Всё это дополняется большой скромностью, щедростью и добротой. Поистине, татарская женщина — это прекрасный дар свыше!

Игорь Михеев. Русские и татары - проверка симбиоза на прочность

Из книги Игоря Михеева

ПУТИ РУССКИЕ. КНИГА II. Россия: между Сциллой и Харибдой

Помиморусского и остатков реликтового циркумполярного суперэтносаграницы исторической России вмещали народы, принадлежавшие тюркско-монгольскомусуперэтносу, ареалом которого изначально была Великая степь. Сегодня самые крупные из них татары и башкиры. С 14-го века степнякивливаются в русский суперэтнос, который в результате становится уже не русским, но российским. Такое вполне возможно. Два суперэтноса не могут сосуществовать в рамках одной культурно-политической целостности - между ними разгорается конкуренция, которая заканчивается победой этнокультурной доминанты одного из двоих. Но элементы одного суперэтносамогут включаться в структуру другого, если между ними имеет место культурно-психологическая комплиментарность, связанная, в частности, с формированием их в одной этноландшафтной зоне. У русских такая комплиментарность как раз и обнаружилась в пору формирования русской государственности после освобождения от ордынского вассалитета со степняками Евразии. К тому же собственно степной центральноазиатский суперэтносуже много веков как культурно-политическая целостность не существует.

Характер отношений русских с татарами и башкирамив протяжении многих веков определяется термином - симбиоз. Что означает, повторюсь, относительно бесконфликтноесосуществование разных этносов в одном регионе, когда каждый занимает свою экологическую нишу. Проявлением комплиментарности среди прочего являются и общие религиозные пристрастия. Существует расхожее мнение, что татарская вера - ислам. В, действительности, исконная вера кыпчаков, из которых сложились нынешние татары, и которые делились на три ветви - куманы,волжские булгары и ногаи - христианство. Некоторая часть их предков, живших в Причерноморье, Прикаспии, Средней Азии принимали Христову веру, когда ислам ещё не появился на свет - в 5-м - в начале 6-го века.

Ислам же среди кыпчаков первыми приняли в 10-м векеволжские булгары, предки нынешних казанских татар. В своё времяэтот степной народ жил в Прикаспии, был в 6-м веке оттеснёнхазарами на Среднюю Волгу, где основал городНовый Булгар. Новый, потому что прежде там жили болгары-сарагуры. На новом месте булгары стали вести частично оседлый образ жизни, активно занимаясь торговлей, а арабскую веру приняли в 922 г. с целью найти себе союзника для борьбы с Хазарским каганатом в лице Багдадского халифата. Халифат булгарам не помог, таккак был слишком далеко и вскоре сам распался, Хазария, где заправляли евреи, обложила булгар данью, но исламская вера в их среде прижилась. Ведь ислам и в самой Аравии возник как вера торговцев и пастухов. Не случайно булгары и их потомки - казанские татары активно занимались работорговлей, в отличие от православных русских, где подобноесчиталось недопустимым.

Куманы, русские называли их половцами, жившие в степи между Волгой и Днепром, они,кстати, по своему антропологическому типу были похожи наславян - голубоглазые и светловолосые, а также ногаи, кочевавшиек востоку от Яика, оставались частью язычниками, частью христианами до самого 14-го века. Ещё в 12-веке при Владимире Мономахе самые западные куманы, кочевавшие от Дона до Карпат, были включены в состав Руси. Русские назвали их «свои поганые», отличая от «диких поганых» на Востоке. Слово поганые не имело в ту пору оскорбительного оттенка, оно происходит от латинского« paganus » и означает в прямом переводе «язычник». Но постепенно «свои поганые» принимала православие. Отношения между половцами и русскими часто были союзническими, имела место метисация и ассимиляция половцев. Когда монголы в 1223 г. вторглись в пределы половецких владений, русские князья решили защищать союзныхполовцев и ответили отказом на предложение монгольских послов разорвать русско-половецкий союз. В трагической битве на Калке русские и половцы сражались заодно. После поражения от Батыя, русские князья оказалисьвассалами монгольского хана, а кыпчаки составили ядро созданного монголами нового государства - Золотой орды.

В орде в ту пору имела место веротерпимость, многочисленных православных татар окормляла Сарайская епархия, учреждённая русской метрополией в ставке хана в низовье Волги - Сарае. Когда же в 14-м векехан Узбек решил обратить всю орду в ислам,татары - христиане,не желая отрекаться отисконнойверы,ушла на Русь. Вместе с ними уходили и татары - язычники, так как хан Узбек преследовал всех немусульман. Последние на Руси принимали православие, поскольку для поступления на службу московскому царю это было твердым условием. После взятия Иваном Грозным Казани в 1552 г. крестилась ещё часть татар. Православные татары в основной массе ассимилировались в результате метисации с русскими, но часть сохранили татарские этнокультурные признаки. Сегодня в России живут православные татары кряшены, православные касимовские и нагайбакские татары.

Таким образом, едва ли не большинство потомков кыпчаков - православные.Ислам удержался в качестве этнокультурной доминанты участи казанских татар - потомков волжских булгар и у башкир. Не станем грешить против истины и утверждать, что подпадание этих народов под власть русского царя происходило добровольно и бескровно.

Впрочем, башкиры, разделённые между Казанским и Сибирским ханствами, после паденияКазани предпочли власти монгольского хана Синей или иначе, Сибирской орды власть русского царя, и башкирские беи сами во второй половине 16-го века попросились под его руку. Но Казань Иван Грозный брал штурмом. Однако,после падения Казанского ханства татарские мурзы и даже многие простые воины,принявшие русскую веру, влились в русский высший класс, едва ли не треть русского дворянства имела татарские корни.Оставшиеся верными исламу татары также не были ущемлены. Иначе в период Смуты татарские мурзы не посылали быотряды татарских всадников в помощьрусскому ополчению против поляков и шведов.Общность исторических судеб волжских мусульман с русскими в протяжении полтысячелетия, сохранение ими этнокультурной самобытности доказывает плодотворность для них этого симбиоза.

Тем не менее, этническая комплиментарность урусских с потомкамиволжских булгар - казанских татар - торговцев и городских жителей, очевидно, меньшая, чемспотомками кыпчаков - степных кочевников. Это сказалось в период новейшего кризиса русского мира. Русско-татарский симбиозсегодня подвергается серьёзной проверке на прочность. Ослабление русской России в конце 20-го веканемедленно вызвало к жизни сепаратистские устремлениях казанских татар. Город Казань, в котором половина населениярусские и которыйв течении 4-х веков являл образецсимбиоза татарской и русской общин

стал позиционировать себя,как только татарский и исламский. И эта татарская мусульманская Казань в 90-ые годы открыто не платила налоги в федеральный бюджет, а нынче, хотя,формально, и платит, но через обильные дотации возвращает «своё» назад. Фактически,татары-мусульманепереложили на русских заботы о государстве, которое они перестали считать вполне своим. Татарский сепаратизм тесно связан с феноменамиполитического тюркизма и политическогоислама, о которых здесь скажем подробнее

Показательным является деятельность одной из наиболее известных и влиятельных, особенно, в 90-ые годы татарских национальных организаций ВТОЦ - всетатарского общественного центра, который регулярно делегировал своих представителей в Верховный Совет и в Госсовет Республики Татарстан.

Созданный в конце 80-х годов ВТОЦ на протяжении всего периода своего существования выступал за независимый от России Татарстан,бойкотировал в 90-ые выборы в общероссийские федеральные органы власти, не признал Договор между Республикой Татарстан и Российской Федерацией 1994 г. В условиях глубокого кризиса, который в ту пору переживала российская государственность, сепаратизм ВТОЦ достигал крайних степеней. Им была разработана «Военная доктрина Республики Татарстан», и даже создавалась «Национальная гвардия». Независимость Татарстана обосновывалась тем, что в ХVI веке Казанское ханство было захвачено Москвой насильственным путем. Многочисленные организациями татарского национального движения отмечают 15 октября день взятия Казани вражескими войсками Ивана Грозного в 1552 г., как день памяти.

Программа ВТОЦ, принятая в конце 90-х, важнейшей задачей в контексте учреждения и развития национального суверенитета татарского народа считает также консолидацию всех тюркских народов Поволжья и Урала. При этом консолидация должна выражаться в формировании такого политического и культурного пространства, которое обеспечило бы в будущем создание в волжско-уральском регионе тюркско-исламского государства Идель-Урал. В 90-х один из пленумов ВТОЦ, демонстрируя завидную трезвость и реализм, заявил о необходимости создания на этой территории, для начала, конфедерации. Идею государства Идель-Урал горячо поддерживают идеологи всех татарских национальных организаций. Учитывая, что существования на Волге и на Урале русских и других православных деятели из ВТОЦ попросту не замечают, можно себе представить нашу участь в случае, если бы упомянутые планы удалось реализовать.

На период же временного вынужденного пребывания Татарстана в составе России среди требований ВТОЦ - признание татарского языка единственным государственном языком Республики Татарстан, создание отдельной Татарской высшей школы, перевод татарского алфавита с кириллицы на латиницу. За пределами Татарстана - создание в регионахкомпактного проживания татарэкстерриториальных национально-культурных автономий, объединенных в рамках Милли Меджлиса - Национального собрания татар, задуманного как форма реализации национального татарского суверенитета.При этом Меджлис должен получить законодательные права в национально-культурной сфере ивзаимодействовать с парламентом Татарстана. На общероссийском уровне также выдвигалась идея создания "палаты национальностей", где каждый народ обладал бы одним голосом. Учитывая, что мусульманских народов в России сами исламские экспертынасчитывают 37, можно представить себе, как уютно чувствовал бы себя в этой палате один русский, представляющий почти 100 млн. соплеменников. Примечательно также, что ВТОЦ во внутриполитической российском раскладе всегда поддерживал, так называемых, правых - Гайдара с Чубайсом. Видно, желание нагадить русским пересиливает даже исконный исламский антисемитизм.

Заметим,настроения у официального руководства Татарстана не сильно отличаются все эти годы от настроений внутри ВТОЦ. Многие инициативы ВТОЦ озвучивали региональные власти, а в отношении других можно говорить: что у членов ВТОЦ на языке, у официальных лиц Татарстана на уме. Впрочем, иногда срывается и с языка.Примечательно, например, заявление Председателя Госсовета Татарии Фарида Мухаметшина в 2001 году по поводу отказа Конституционного Суда России разрешить по требованию Госсовета Татарии перейти на латиницу: «Ничего! Скоро вся Россия на латиницу перейдет! Подождем!». При этом он напомнил, что Конституция РФ 1993 года на территории Татарстана не была принята.

Символомантирусского подтекста подъёма татарско-исламского национализма и российского ислама, в целом, единения в этом вопросе тюркско-исламских элит, духовенства и массы верующих стала построенная в 2005 г. в Казани мечеть Кул Шариф.Самая крупная в Европе и одна из крупнейших в мире мечеть не просто построена - в этом бы случае и дай им Бог, но именно воссоздана на месте легендарной главной мечети столицы Казанского ханства, разрушенной во время штурма города русскими войсками Ивана Грозного. Название мечети, кстати, возведённой на бюджетные деньги - Кул Шариф также весьма символичное, недвусмысленное и многозначительное- в честь имама, организовавшего наиболее ожесточённое сопротивление войскам Московского царства, чей отряд перебил больше всего русских.

Примечательно, что, когда татары Астраханской области, выбирали на своём съезде в 2003 г. имя для татарского общественного объединения, они также остановились на символичном «Хаджи-Тархан» - наименование Астрахани до покорения её Московским царством.

Но особенно примечательно, что, в отличие от 20-х годов прошлого века политический ислам и политический тюркизм ставят своей целью не только создание отдельных от России государств - в Средней Азии это уже осуществлено, но и преследуют неведомые прежде России цели- приобретение политической власти не в одних лишь мусульманских регионах России, но и во всероссийском масштабе. Так исламские организации, политики и общественные деятели всё более настойчиво требуют введения поста вице-президента, закрёплённого за представителем уммы, и установления для мусульман квоты в одну пятую часть в федеральных и региональных органах власти, в частности, властных органах Москвы и Петербурга. Размер квоты определён с учётом процента мусульман среди жителей страны, разумеется, завышенного.

Сама по себе идея квот вполне нормальная и имеет право на существование. Особенно, она устроила бы русских, оказавшихся сегодня в собственной стране на правах политических париев. В этой связи было бы логичным начать с того, чтобы закрепить квоту за русскими в Верховном Совете и Госсовете Татарстана, и Городской Думе, и Исполкоме Казани. В Татарстане великороссов, примерно, 40%, а православных- русских, чувашей, мордвы, марийцев около половины, в самой Казани и вовсе больше половины. Логично за ними закрепить соответствующее количество мандатов в выборных органах и половину административных должностей. Однако стоит ли говорить,что об этом татарско-исламские лидеры не заикаются.

Тут нужно иметь в виду, что представления о справедливости вгосударственном устройстве у политического ислама и тюркизма весьма своеобразное. Показательным является Казахстан. Там доля русских в населении ещё в начале 90-х составляла половину,а в органах государственной власти и управления - 10%. Есть и другие не менее красноречивые примеры.В Адыгее русских две трети, адыгов почти втрое меньше, примерно,24%, при этом президент- неизменно адыг. Когда местным президентом в 2002 году стал адыгский олигарх Хазрет Совмен, русских во власти в республике почти не осталось, все руководящие посты заняли мусульмане, и сегодня среди министров русских меньше половины.

При этом все перечисленные выше позиции удовлетворили бы лишь умеренную часть ВТОЦ, которые являются сторонником джадидизма - модернизированной исламской традиции, стремящейся соединить в своей доктрине мусульманские ценности с достижениями Запада. Джадидизм получил широкое распространение в татарском обществе в начале ХХ века. Его развивал упомянутый выше И. Гаспринский. Считается, что ценности джадидизма сочетаются с исторической ролью татарского народа - быть посредником во взаимоотношениях между Востоком и Западом через голову русских!

А есть ещё и радикалы, которые выступают за возрождение консервативной исламской традиции, близкой фундаменталистским течениям, в том числе и ваххабизму. Сюда же тяготеют и другие татарско-исламские организации, например, партия "Иттифак".

Впрочем, где проходит грань между радикалами и умеренными в российской умме, порой очень трудно понять. Если кто-то думает, что нас не любят только ваххабиты,а ханбалитский суннизм, к которому принадлежит большинство российских мусульман, всегда и во всём наш надёжный союзник в деле строительства общероссийского евразийского дома, это иллюзия. В этом отношении примечательна, к примеру, программа Духовного управления мусульман Нижегородской области, озаглавленная «Сценарии политического представительства уммы во властных кругах Российской Федерации и насущная необходимость единения мусульманского сообщества страны». К радикальным организациям ДУМНО никто не причисляет, но как воспринимать такие, к примеру, требования, выдвигаемые в этой программе к федеральным органам власти:

Частичная легитимизация исламского права (шариата) в местах компактного проживания мусульман, с одновременным созданием одного или двух духовных центров, играющих роль арбитра уммы перед государством, и с условием невмешательства государства во внутренние дела уммы… Или: Создание Совета улемов России —для решения двух главных задач: 1) обсуждение, формулирование и распространение в мусульманских общинах (махаллях) фетв — решений по конкретным вопросам шариата, включая семейно-правовые, общественно-нравственные вопросы и др.

Как видим, по сути, речь идёт о создании легальных параллельных органов власти. Нелегальные параллельные структуры уже существуют во множестве, и не только на Кавказе, но почти во всех регионах России. Чаще всего они называются джамааты - от арабского «джамаа» — общество, община. Показательно, что руководят джамаатами не духовные авторитеты - имамы, но амиры - военные начальники, и своей конечной целью они ставят создание халифата, включающего юг России, Поволжье, Урал и Южную Сибирь. На Кавказе джамааты организованы в более крупные территориальные структуры - вилайаты и общекавказский эмират, который Верховный суд РФ признал в феврале 2010 г. террористической организацией.

Да, мир с волжскими и уральскими мусульманами важнейшее условие внутренней стабильности России. На нашей стороне, во-первых, то, что на территории компактного проживания татар и башкир массовый характер имеет метисация, и значительная часть семей - смешанные. Когдарусская Россия слабеет, в этих семьях вспоминают о своей татарской крови, когда русская Россия крепнет, они ощущают себя частью русской России. Во-вторых, этническое сродство у этих этносов с единоверными им турками очень слабое, а с арабами его нет вовсе. Иран также им не близок в культурно-религиозном плане, поскольку иранцы - шииты, а наши татары - сунниты.Ислам они принимали будучи варварами-язычниками, и теми же арабами равно и иранцами за варваров до сих пор почитаются.Равными российских мусульманв арабо-иранском мире не признают никогда, хотя бы они и выучили арабский и фарси. Тем более чужд волжскиммусульманам арабский ваххабизм.Наконец, в-третьих, русская культура не боится конкуренции со стороны арабской, которая,свой расцвет пережила еще восемь вековназад.О конкуренции со стороны, мягко скажем, не выдающейся турецкой культуры и вовсе не приходится говорить. Все это наши серьезные козыри.

Мы, впрочем, знаем, как постсоветскаяроссийская политическая элита умеет легко превратить в прах любые козыри. К тому же сегодня в России немало медийных ресурсов, которые не упускают возможности исподтишка искусственно разжигать рознь между православными русскими икоренными российскими мусульманами. Так что ухо нужно держать востро.

Если бы татары и башкиры отдалились эмоционально и культурно от русских и перестали быть частью российского суперэтноса,последний существовать, конечно,не перестал бы. Однако, учитывая, что территория компактного поселения татар и башкир - Татарстан и Башкортостан, представляют собой внутренние области страны, «развод» был бы очень мучительным. Тем более что на территории обеих республик половина городскогонаселения - русские.

Ясно, что мы,русские как государствообразующий народ должны позаботиться, чтобы наш симбиоз и впредь был крепким, взаимовыгодным и не ущемлял ни наше, ни татарскоенациональное достоинство. Здесь нужен открытый и продуманныйподход. Нельзя допускать замыкания мусульманских народов Поволжья в своейэтнической среде. Их политическая, хозяйственная и интеллектуальная элиты должны естественным образом инкорпорироваться в общероссийскую.И мы заинтересованы, чтобы эти национальные элиты оставались трезвыми и прагматичными.

Однако человек предполагает, а Бог располагает. Православные и мусульмане в России, действительно, в протяжении полтысячелетия умели уживаться. Однако первейшим условием этого мира была отнюдь не «дружба народов»,но мощь и сила, духовная и военная православных русских. Опыт 90-х годов ясно показывает и мы должны трезво отдавать себе отчет, что никакая «дружба народов» сама по себе не удержитволжских мусульман в русском государстве. Они будут оставаться в нем лишь до тех пор, пока русские как народ имеют достаточно сил исполнять функции системообразующего элемента сложной национально-государственной структуры и удерживать полный контроль над страной. И здесь против нашего долгосрочного союза, повторюсь, работает демография. В случае продолжения катастрофической депопуляции в русских областях и резкого изменения пропорцийправославного и мусульманского населения, мы должны быть готовы к «разводу» рано или поздно с волжскими мусульманами. Прекраснодушие и инфантильностьв этомвопросе смерти подобны, равно как и дальнейшее пребывание у власти нынешней российской политической элиты, в принципе не способной решать демографические, межконфессиональные и межнациональный проблемы.Катастрофа начала 90-х, когда русских избивали по всему периметру распавшегося СССР, когда был безвозмездно утрачен созданный русскими инженерами и рабочимиценой отсталости и бедности собственно русских областей, промышленный потенциал национальных республик, не должна повториться. А ведь нынче даже не обсуждаются ошибки сделанные в ту пору.

Брак православных русских иисламских общин России - мусульман Поволжья и Урала всегда оставался мезальянсом. И в этом был залог его крепости. Ведь как уже упомянуто выше, сложно структурированная система может быть устойчивой лишь при наличии в ней чёткой доминаты.Волжские и приуральские мусульмане принимали роль субдоминантной в политическом отношении общины в силу того, что сами пропорции русского христианского и татарского мусульманского населения не предполагали ничего иного. Но в том-то и дело, что сегодня ситуация коренным образом меняется. Теперь наши мощь и сила под большим вопросом. Русские переживают острейший кризис, и не только политический и экономический, но кризис идентичности, кризис духовный. В упомянутом выше мезальянсе мы, кажется, рискуем поменяться ролями. А вот оставят ли мусульмане, в случае, если они превратятся для православных русских в «старшего брата», нам право на свою этнокультурную и религиозную самобытность, какими будут границы этой самобытности и, в каком географическом ареале она будет дозволена - большой вопрос.

Реплика от Строева

На одном из мероприятий в марте 2012 года у вновь образующихся малых партий мне довелось услышать про реальное положение дел в Татарстане. Эта автономия традиционно дает высокий процент голосов за "Единую Россию". Автор этих строк, по незнанию реальной ситуации, считал, что речь идет о голосовании в восточной сатрапии. Но, как оказалось, ситуация там более замысловатая. Когда не удался проект Лужкова-Шаймиева создать партию "Отечество-Вся Россия", местные татарские националисты быстро оценили перспективы на ближайшее будущее и... быстро перешли в "Единую Россию", тем самым создав там свое абсолютное большинство. Голосование за "Единую Россию" в Татарстане - это не голосование за Путина-Медведева, сидящих в московском Кремле (первого, кстати, там не стесняясь называют "голубоглазым фашистом").

На самом деле это голосование за самих себя - за временно залегших на дно татарских националистов, сидящих сегодня в ЕР в казанском Кремле. Это чисто ситуативное и конъюнктурное голосование - сегодня это за "Единую Россия", а завтра, возможно, за "Единую Татарию". Причем, голосование с одним и тем же персональных набором национальных элитариев в обоих партийных вариантах....

По данным переписи 2010 г., в России насчитывается более 5 миллионов татар. У казанских татар существует собственная национальная автономия в составе Российской Федерации – республика Татарстан. Сибирские татары национальной автономией не обладают. Но среди них есть те, которые хотят называть себя именно сибирскими татарами. Около 200 тысяч человек в ходе переписи заявили об этом. И такая позиция имеет под собой основание.

Один из главных вопросов: считать ли татар единым народом или же союзом близких этнолингвистических групп? Среди татарских субэтносов помимо казанских и сибирских татар выделяются также татары-мишари, астраханские, польско-литовские и другие.

Нередко даже общее название - «татары» - многими представителями этих групп не принимается. Казанские татары долгое время называли себя казанцами, сибирские – мусульманами. В русских источниках XVI века сибирских татар именовали «бусормане», «татаровя», «сибирские люди». Общее название у казанских и сибирских татар появилось стараниями российской администрации в конце XIX века. В российской и западноевропейской практике татарами долгое время называли даже представителей народов, к ним не относившихся.

Язык

Сейчас многие сибирские татары приняли официальную точку зрения, что их язык является восточным диалектом литературного татарского, на котором говорят поволжские татары. Однако есть и противники такого мнения. По их версии, сибирско-татарский – это самостоятельный язык, относящийся к северо-западной (кыпчакской) группе языков, он имеет собственные диалекты, которые подразделяются на говоры. Например, тоболо-иртышский диалект включает тюменский, тарский, тевризский и другие говоры. Не все сибирские татары понимают литературный татарский. Однако именно на нем ведется преподавание в школах и именно его изучают в университетах. При этом дома сибирские татары предпочитают говорить на своем языке.

Происхождение

Существует несколько теорий происхождения татар: булгаро-татарская, тюрко-татарская и татаро-монгольская. Сторонники того, что поволжские и сибирские татары – это два разных народа, придерживаются в основном булгаро-татарской версии. Согласно ей, казанские татары – это потомки булгар, тюркоязычных племен, живших на территории Булгарского государства.

Этноним «татары» пришел на эту территорию с монголо-татарами. В XIII веке под натиском монголо-татар Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды. После ее распада начали образовываться независимые ханства, самым крупным из которых стало Казанское.

В начале XX века историк Гайнетдин Ахметов писал: «Хотя традиционно счи­­тается, что Булгары и Казань - суть два государства, сме­нившие одно другое, но при тщательном историческом сравнении и изучении легко выяснить их прямую наследственность и в какой-то степени даже тождественность: в Ка­занском ханстве жил тот же тюрко-булгарский народ».

Сибирских же татар определяют как этнос, сформировавшийся из сложного сочетания монгольских, самодийских, тюркских, угорских компонентов. Сначала на территорию Сибири пришли предки ханты и манси, за ними начали проникать тюрки, среди которых были и кыпчаки. Именно из среды последних сформировалось ядро сибирских татар. По мнению некоторых исследователей, некоторая часть кыпчаков мигрировала дальше на территорию Поволжья и смешалась также с булгарами.

В XIII веке в Западную Сибирь пришли монголо-татары. В XIV веке возникло первое государственное образование сибирских татар – Тюменское ханство. В начале XVI века оно вошло в состав Сибирского ханства. На протяжении нескольких веков происходило также смешение с народами, жившими в Средней Азии.

Этносы казанских и сибирских татар сложились примерно в одно и то же время – около XV века.

Внешность

Значительная часть казанских татар (до 60%) внешне выглядят как европейцы. Особенно много светловолосых и светлоглазых людей среди кряшен – группы крещеных татар, также проживающих на территории Татарстана. Иногда отмечают, что внешность поволжских татар сформировалась в результате контактов с финно-угорскими народностями. Сибирские татары более похожи на монголов – они темноглазые, темноволосые, скуластые.

Обычаи

Сибирские и казанские татары - в основном мусульмане-сунниты. Однако у них сохранились и элементы доисламских верований. От сибирских тюрков, например, сибирские татары надолго унаследовали почитание воронов. Хотя тот же обряд «вороньей каши», которую варили перед началом посевных работ, сейчас почти забыт.

У казанских татар существовали обряды, во многом перенятые у финно-угорских племен, например, свадебные. Старинные похоронные ритуалы, ныне уже полностью вытесненные мусульманскими традициями, брали начало в обрядности булгар.

В значительной мере обычаи и традиции сибирских и казанских татар уже смешались и унифицировались. Это произошло после того, как в Сибирь мигрировали многие жители покоренного Иваном Грозным Казанского ханства, а также под воздействием глобализации.

Почему татары больше похожи на русских!? Они с вами активно смешивались!? и получил лучший ответ

Ответ от Kaustik net[мастер]
Если отвечать именно на заданный вопрос, т. е о внешности татар, то они имеют самое разнообразное обличие - от внешности Рината Дасаева до внешности ведущей "Давай поженимся! " (забыл ее имя). Иногда создается впечатление, что этнос, который сегодня называют татарами - это механическая смесь из самых разных племен и народов, ничего друг с другом не имеющих общего. Если вдаться в недалекую историю, то этническое ядро современного Татарстана - булгары - народ, имевший собственную государственность еще во времена становления древнерусских княжеств. По пришествии монголов на Средней Волге образовалась Золотая Орда, вобравшая в себя и булгар, и массу других, большей частью, тюркоговорящих народов. Казанское Ханство, которое брал Иван Грозный, это, вкратце и было последней стадией Золотой Орды, государственное образование, скрепленное уже общим татарским языком (одним из языков кыпчакской яз. группы) и очень мягкой разновидностью мусульманской религии, которую сюда занесли купцы, поднимавшиеся к Казани с юга по Волге. По сему, энически, татары - таки да - смесь генетически далеких народов, потому и внешность абсолютно разнообразная. А интересно было бы посмотреть на их маркеры и галогруппы.

Ответ от Михаил Валуев [гуру]
Тебя интересуют подробности межрасового секса? Могу дать адресок в нете.


Ответ от Ольга Афонина [гуру]
они со всеми активно смешивались, но у меня глаза голубые


Ответ от Павел [гуру]
Исходя из вопроса, не татары с русскими активно смешивались, но русские активно "тыкали" татар целых 300 лет.


Ответ от Марат Мамяшев [новичек]
Потому что тюрки + финно-угорский субстрат, так же как русские - славяне+финно-угорский субстрат.
Отсюда генетическое и фенотипическое (внешнее) сходство тчк.


Ответ от Argun [гуру]
Смешивается только г... в ночном горшке... Судя по вопросу, вам столько лет, сколько на фото...Тогда только один ответ - учитесь. Возможно, этот процесс к чему-нибудь приведёт...


Ответ от Борис Н.Ерошкин [гуру]
Плоды трёхсотлетнего татаро-монгольского ига.


Ответ от Без двух минут посол... [гуру]
да 300 лет целовались....


Ответ от Slava [гуру]
Татары с русскими жили всегда рядом, только язык был другой, а внешность та же.... вернее казанцы Казанского царства.... это потом, за их сопротивление против Московской агрессии Грозный прозвал их татарами.... (по гречески - люди ада) и пошло.... а потом их ассимилировали при смешении масульмане, привнеся свой внешний вид и религию.... а про монголов, которых здесь и близко никогда не было - забудьте....


Ответ от Ахон [гуру]
Чем на кого? Ты чьих будешь, холоп?


Ответ от Владимир Грибов [гуру]
Какие у нас мудрецы мудреные. Настоящие россияне любят надежных и этим все объясняется


Ответ от Гражданка Никанорова [гуру]
все со свеми активно смешиваются. и это правильно. жизнь не стоит на месте. а профессиональные ревнители чистоты крови горят в аду