Подготовка к сочинению по произведению Пушкина А.С. "Дубровский"

План:

  1. Почему Владимир стал разбойником.
  2. Владимир Дубровский и Маша Троекурова:
    1. История героев и их семей: дружба отцов.
    2. Оба рано лишились матери.
    3. Были одиноки и впечатлительны.
    4. Троекуров когда-то прочил (предполагал) Машу за Владимира (1-11) главы.
  3. Владимир отказался от мести Троекурову, полюбив Машу - проникает в ее дом (12 глава). Маша понимает, что любит Дефоржа (история с медведем).
  4. Объяснения Дубровского с Машей (12 глава).
  5. Маша боится Дубровского и чувств к нему, они разные и по происхождению и по положению в обществе (Маша аристократка, Владимир разорённый дворянин, разбойник) (12 глава).
  6. Сватовство Верейского и угроза свадьбы. Согласие Маши принять помощь Дубровского (14-15 главы).
  7. Свадьба Маши, она проявляет твёрдость, верность данному слову. Она готова стать женой разбойник, но клятву переступить не может.
  8. Отчаяние Дубровского: он оставляет шайку (19 глава).
  9. Честь и верность данному слову, главные ценности для Владимира и Маши.
  10. Моё отношение к героям.

Читая произведение А. С. Пушкина " Дубровский", я познакомился с главным героем романа - Владимиром Дубровским, который по воле судьбы стал разбойником.

Владимир - бедный дворянин. Его отец был хорошим другом Троекурова, но умер из-за него. Когда у Дубровского отобрали имение Владимир даже стал разбойником. Мария Троекурова была аристократкой и выросла в очень богатой семье. И Маша и Владимир рано лишились матерей, ее отец хотел обвенчать молодых, но Дубровский Андрей Гаврилович не согласился и тем самым порвал дружбу.

Владимир Дубровский отказывается от мести Троекурову, полюбив Машу. Проникает он в дом Троекурова как француз - Дефорж, который должен учить Сашу - сына Троекурова. Маша полюбила Дефоржа когда тот убил медведя, но Владимир говорит Маше, кто он на самом деле. Мария боится чувств к Дубровскому. А в это время князь Верейский посватался к Маше. Но она поняла, что не может с ним быть, и даже Дубровский лучше. Дочь Троекурова не соглашается и отец сажает ее под домашний арест. Она просит Сашу помочь и отнести кольцо которое ей дал Владимир к дереву, но его ловит Кирилла Петрович и допрашивает его о том, что это за кольцо и откуда оно у него. Саша не хотел рассказывать, но Троекуров обещал его выпороть и он сказал всё, что знал и отец его отпускает.

Через некоторое время Верейский приезжает за Машей и они едут в церковь венчаться. Маша не хочет этого делать поэтому просто молча стоит ожидая Дубровского, но он не приходит. После окончания свадьбы они едут к Верейскому. Их останавливает Владимир со своей шайкой, но он не знал, что Марья Кирилловна уже обвенчалась и не может нарушить клятву. Дубровский от отчаяния уходит в лес к своему логову, но и там неожиданность. Солдаты начали наступать и кажется, что разбойники проигрывают, но Владимир застрелил генерала и солдаты отступают. После этого Дубровский покидает шайку и уезжает за границу.

Мне Маша Троекурова понравилась меньше чем Владимир Дубровский, потому что она сразу не воспользовалась его предложением и ей пришлось выйти за муж за Верейского. Она также была очень привередливой и думала только о себе. Дубровский же был добрый, благородный и справедливый. Он даже грабил только богатых. Поэтому Владимир мне понравился больше, чем Марья Кирилловна.

Примечание

Уважаемые ученики, сочинение по Дубровскому для 6 класса публикуется без исправления ошибок. Есть учителя, которые проверяют сочинение на предмет наличия в интернете. Может получится так, что на проверку попадут два аналогичных текста. Почитайте примерный вариант домашней работы ГДЗ и напишите свое сочинение по литературе на тему "Дубровский".

Роман «Дубровский» - шедевр отечественной прозы. Написал его наш гений всех времен - Пушкин Александр Сергеевич. События происходят в первой половине 19 века, роман повествует о жизни двух поссорившихся помещиков, Троекурова и Дубровского, чьи дети страстно полюбили друг друга, но так и не смогли быть вместе. Из-за жадности Троекурова, выдавшего дочь за старого богача Верейского, были разрушены судьбы трех человек. Каким было отношение Верейского к Маше? И что связывало ее с Дубровским-младшим? Попробуем выяснить.

Отношение Дубровского и Верейского к Маше. А была ли любовь?

Мария и Владимир полюбили друг друга вопреки всем обстоятельствам. Она воспылала к нему страстью после проявленной им смелости в сцене с медведем, но тогда девушка еще не знала, что это был сам Владимир, а не учитель-француз, коим он представился изначально. А сам младший Дубровский влюбился в нее буквально с первого взгляда, передумав мстить Троекурову за своего отца.

Молодой красавец, который раньше вел разгульный образ жизни и играл в карты, теперь влюбился, забыв о своем прошлом.

Злополучный брак

Отношение Верейского к Маше было иным: он довольствовался тем, что молодая супруга является его «украшением», невзирая на ее слезы и просьбы не заключать брак.

Князь очень самовлюбленный, не желает менять образ жизни ради молодой красавицы (ситуация, когда он отказался идти с ней прогуляться, ссылаясь на плохое самочувствие и грязь). Вероятно, и своих вредных привычек он не оставит, поскольку уже немолод и привык жить по-своему.

Отец не хотел видеть отношение Верейского к Маше. Его волновало финансовое благополучие князя, а не его любовь к единственной дочери.

Как в кино…

Отношение Дубровского и Верейского к Маше как нельзя лучше показано в многосерийном фильме «Дубровский», который вышел на экраны в 1988 году.

Князя сыграл непревзойденный который смог изобразить человека интеллигентного, скромного, слегка трусоватого и совершенно равнодушного к переживаниям молодой жены. Он уверен, что девушка полюбит его со временем или просто привыкнет - ему не важны чувства.

Владимир в исполнении Михаила Ефремова изображен благородным, честолюбивым, сильным человеком. Он отказался от своих коварных планов мести Троекурову, его светлые чувства к Маше перечеркнули всю накопившуюся злобу на врага и заставили слушать свое сердце.

Красавица превосходно вжилась в роль Маши, заставив вместе с ней плакать над заключительной сценой фильма, когда Дубровский перехватил карету уже обвенчавшихся Верейских.

Отношение Верейского к Маше трудно назвать любовью. Скорее, некое самодовольство старого богача. Жаль, что Мария не смогла, позабыв обо всем, бежать к Владимиру. Но тогда была бы совсем иная история…

Сватовство князя Верейского не было уже тайною для соседства — Кирила Петрович принимал поздравления, свадьба готовилась. Маша день ото дня отлагала решительное объявление. Между тем обращение ее со старым женихом было холодно и принужденно. Князь о том не заботился. Он о любви не хлопотал, довольный ее безмолвным согласием. Но время шло. Маша наконец решилась действовать — и написала письмо князю Верейскому; она старалась возбудить в его сердце чувство великодушия, откровенно признавалась, что не имела к нему ни малейшей привязанности, умоляла его отказаться от ее руки и самому защитить ее от власти родителя. Она тихонько вручила письмо князю Верейскому, тот прочел его наедине и нимало не был тронут откровенностию своей невесты. Напротив, он увидел необходимость ускорить свадьбу и для того почел нужным показать письмо будущему тестю. Кирила Петрович взбесился; насилу князь мог уговорить его не показывать Маше и виду, что он уведомлен о ее письме. Кирила Петрович согласился ей о том не говорить, но решился не тратить времени и назначил быть свадьбе на другой же день. Князь нашел сие весьма благоразумным, пошел к своей невесте, сказал ей, что письмо очень его опечалило, но что он надеется со временем заслужить ее привязанность, что мысль ее лишиться слишком для него тяжела и что он не в силах согласиться на свой смертный приговор. За сим он почтительно поцеловал ее руку и уехал, не сказав ей ни слова о решении Кирила Петровича. Но едва успел он выехать со двора, как отец ее вошел и напрямик велел ей быть готовой на завтрашний день. Марья Кириловна, уже взволнованная объяснением князя Верейского, залилась слезами и бросилась к ногам отца. — Папенька, — закричала она жалобным голосом, — папенька, не губите меня, я не люблю князя, я не хочу быть его женою... — Это что значит, — сказал грозно Кирила Петрович, — до сих пор ты молчала и была согласна, а теперь, когда все решено, ты вздумала капризничать и отрекаться. Не изволь дурачиться; этим со мною ты ничего не выиграешь. — Не губите меня, — повторяла бедная Маша, — за что гоните меня от себя прочь и отдаете человеку нелюбимому, разве я вам надоела, я хочу остаться с вами по-прежнему. Папенька, вам без меня будет грустно, еще грустнее, когда подумаете, что я несчастлива, папенька: не принуждайте меня, я не хочу идти замуж... Кирила Петрович был тронут, но скрыл свое смущение и, оттолкнув ее, сказал сурово: — Все это вздор, слышишь ли. Я знаю лучше твоего, что нужно для твоего счастия. Слезы тебе не помогут, послезавтра будет твоя свадьба. — Послезавтра! — вскрикнула Маша, — боже мой! Нет, нет, невозможно, этому не быть. Папенька, послушайте, если уже вы решились погубить меня, то я найду защитника, о котором вы и не думаете, вы увидите, вы ужаснетесь, до чего вы меня довели. — Что? что? — сказал Троекуров, — угрозы! мне угрозы, дерзкая девчонка! Да знаешь ли ты, что я с тобою сделаю то, чего ты и не воображаешь. Ты смеешь меня стращать защитником. Посмотрим, кто будет этот защитник. — Владимир Дубровский, — отвечала Маша в отчаянии. Кирила Петрович подумал, что она сошла с ума, и глядел на нее с изумлением. — Добро, — сказал он ей после некоторого молчания, — жди себе кого хочешь в избавители, а покамест сиди в этой комнате, ты из нее не выйдешь до самой свадьбы. — С этим словом Кирила Петрович вышел и запер за собою двери. Долго плакала бедная девушка, воображая все, что ожидало ее, но бурное объяснение облегчило ее душу, и она спокойнее могла рассуждать о своей участи и о том, что надлежало ей делать. Главное было для нее: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготовленным. Она взглянула на кольцо, оставленное ей Дубровским. Пламенно желала она с ним увидеться наедине и еще раз перед решительной минутой долго посоветоваться. Предчувствие сказывало ей, что вечером найдет она Дубровского в саду близ беседки; она решилась пойти ожидать его там, как только станет смеркаться. Смерклось. Маша приготовилась, но дверь ее заперта на ключ. Горничная отвечала ей из-за двери, что Кирила Петрович не приказал ее выпускать. Она была под арестом. Глубоко оскорбленная, она села под окошко и до глубокой ночи сидела не раздеваясь, неподвижно глядя на темное небо. На рассвете она задремала, но тонкий сон ее был встревожен печальными видениями, и лучи восходящего солнца уже разбудили ее.

» А. С. Пушкин говорит о чести и подлости, любви и ненависти, благородстве и низости.

Одной из важных сюжетных линий романа являет-ся история взаимоотношений Владимира Дубровско-го и Маши Троекуровой. В судьбах этих героев много общего. Они оба рано потеряли матерей и были лише-ны достаточной родительской ласки и тепла. Один воспитывался вдали от дома, другая жила при отце, но, избегая проявлений его горячего и непредсказуе-мого нрава, предпочитала уединяться с книгами, не-жели открывать свои чувства родителю.

Владимир знал Машу еще ребенком, и она «тогда уже обещала быть красавицей». Направляясь по зову старой Егоровны к больному отцу, Дубровский-млад-ший вновь увидел Машу и полюбил. Эта любовь взяла верх над ненавистью и жаждой мести. И несмотря на то, что отец Маши, Кирила Петрович, был первым врагом Владимира, виновником всех его несчастий, благородный разбойник отказывается от налетов на Покровское.

Дубровский является в дом Троекурова под видом молодого учителя, француза Дефоржа, который пона-чалу не возбуждает никакого интереса у Марьи Кириловны. «Воспитанная в аристократических предрас-судках», она не воспринимала его не только как муж-чину, но и как объект, заслуживающий внимания. «Учитель был для нее род слуги или мастерового, — говорит автор, — а слуга или мастеровой не казался ей мужчиною».

Дерзкая забава отца помогла Маше увидеть в Дефорже мужественного и смелого человека. Оставшись наедине с медведем, Владимир нисколько не расте-рялся, он выхватил пистолет и выстрелил в ухо голод-ному зверю. Свой неожиданный для всех поступок «француз» объяснил тем, что «не намерен терпеть обиду». Это по-настоящему потрясло Машу. Именно о таком герое грезила она после чтения французских романов.

Ограбление Антона Пафнутьича заставило Дубров-ского бежать из троекуровского дома. Не желая про-слыть подлецом, Владимир решается объясниться с Машей, открыть ей истину о себе. Записка Дубровского возбудила в Маше двойственные чувства: с одной стороны, ей было любопытно и приятно, с другой — своим приглашением на ночное свидание учитель ставил ее в неловкое положение. Тем не менее Маша со-гласилась. Героиня ждала объяснения в любви, а ус-лышала страшное признание: «Я не француз Дефорж, я Дубровский». Владимир в очередной раз продемон-стрировал храбрость и благородство, но это стало для Марьи Кириловны настоящим ударом. Вернувшись к себе, долго рыдала она «в истерическом припадке». Все ее надежды на счастье были разрушены. Вынуж-денный скрываться, Дубровский обещает быть пре-данным Маше и предлагает ей свою помощь и защиту. Марье Кириловне она действительно понадобилась, когда появился князь Верейский. Имение князя Верейского, богатого помещика, на-ходилось всего в тридцати верстах от Покровского. Вернувшись из-за границы, старый князь, не при-выкший к уединению, уже на третий день отправился на обед к Троекурову. Верейский выглядел гораздо старше своих лет, но все же был довольно приятен, к тому же любезен. Он прекрасно знал свет, и ему до-вольно быстро удалось завоевать внимание Кирилы Петровича и Маши, живущих в глуши, своими рас-сказами о нем.

Арбатово поразило Троекуровых своей красотой, чистотой, изяществом. День в обществе Верейского, с «чувством и воображением» говорящего не только о картинах из своей галереи, но и на любые темы, про-летел незаметно. Марья Кириловна чувствовала себя все время легко и непринужденно, будто уже давно была знакома с князем. Верейский, действительно, располагал к себе. Он удивил своих гостей великолеп-ной кухней, настоящим салютом, духовой музыкой. Кирила Петрович воспринимал все это как знаки уважения к себе, а Маша ни о чем не задумывалась и про-сто была счастлива.

Однако «старый волокита был поражен ее красотой» с первого взгляда и умело плел вокруг юной красавицы свои сети. Не раздумывая долго, он поехал ее сватать. Этого доверчивая и наивная Маша никак не ожидала. В один миг из обаятельного собеседника Верейский пре-вратился для нее в отвратительного и ненавистного ста-рика. Брак с ним пугал ее «как плаха, как могила». Все надежды уговорить алчного отца и самого Верейского отказаться от свадьбы оказались напрасными. Слезы и мольбы Маши никого не тронули, и в отчаянии она ста-ла искать помощи Дубровского.

Помощь пришла, но поздно. Венчание свершилось, и на слова Владимира о свободе Марья Кириловна от-ветила, что не может нарушить клятвы, данной перед богом. И это пушкинский идеал женщины — верная и преданная, вопреки всем и вся. Поступок Маши пора-жает своей высокой нравственностью, цельностью ха-рактера и мужеством.

Жаль Владимира, жаль Машу, но все же читатель испытывает в финале романа какое-то светлое чувст-во, и вызвано оно решительностью и бескомпромисс-ностью юной девушки.

Сочинение ученицы 6а класса ГБОУ СОШ №538 Курицыной Марии

Тема: История любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

Роман «Дубровский» создавался Пушкиным в 1832 - 1833 годах. Название Пушкину не принадлежит - оно дано издателями по имени главного героя. В основу сюжета этого произведения лег рассказ близкого приятеля Пушкина П.В. Нащокина.

В начале романа мы видим развитие взаимоотношений двух соседей - Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского.

Кирила Петрович происходит из знатного рода. Его богатство и связи обеспечили ему большой вес в губернии, где находилось его имение. Этические преграды незнакомы Троекурову.

Его сосед, Андрей Гаврилович, напротив, является человеком, которому свойственны качества, присущие старинной аристократии: он почитает честь, достоинство, долг превыше личных выгод.

Троекуров и Дубровский принадлежат к одному поколению и связаны узами дружбы, основывающейся на общности интересов и увлечений. Троекуров даже не против скрепить дружбу браком их с Дубровским детей.

Однако соседи ссорятся из-за насмешки псаря Троекурова над Дубровским. Дело доходит до суда. Троекуров отсуживает последнее родовое имение Дубровских - Кистеневку. В связи с этими печальными событиями здоровье Андрея Гавриловича подорвано до такой степени, что он умирает…

На сцене появляется новый персонаж - Владимир Дубровский, сын Андрея Гавриловича. После трагической смерти отца Владимир лишается всего. Он решает мстить тому, кого считает своим заклятым врагом - Троекурову.

Под именем учителя французского Дефоржа Дубровский проникает в дом Троекурова. Его привлекает дочь Кирилы Петровича Маша - юная, романтичная девушка. Маше тоже нравится смелый француз.

Спустя какое-то время Владимир признается Маше в любви и рассказывает ей о своих планах отомстить Троекурову. Также он поясняет, что он преодолел свою месть и решил смириться - все, кто связан с Машей кровными узами, для него священны. Дубровский предлагает Маше свою помощь и покровительство.

Девушка напугана своими чувствами к Дубровскому. Они родственные души, но у них разное происхождение и положение в обществе.

В это время Кирила Петрович находит для своей дочери жениха - старого князя Верейского. Сватовство князя приводит Машу в отчаяние. Брак с ним она воспринимает как тупик, как смерть. Она пытается найти помощь у Владимира, но Дубровский не успевает прийти на выручку Маше, и венчание с ненавистным князем все-таки происходит. К тому моменту, когда Дубровский приезжает за Машей, венчание уже состоялось. Маша не может нарушить данную князю клятву, Владимир приходит в отчаяние, и герои расстаются - должно быть, навсегда…

Мне жалко Дубровского - старшего. Он воспитал хорошего сына, однако положение в обществе определяет все.

Мне очень жаль Владимира Дубровского, так как он в своей жизни потерял все: отца, родной дом, любимую девушку, возможно, даже свободу. Дубровский - честный и благородный человек, но эти его качества нельзя применить в обществе, поскольку он беден.

Я сочувствую Маше Троекуровой. Ее отца желания дочери совершенно не интересуют. Он преследует только свою выгоду - выдает девушку замуж за князя Верейского. А Маша, как хорошая и послушная дочь, слушается отца.

Мне кажется, что роман «Дубровский» написан для того, чтобы обличить дурные нравы, царящие в дворянском обществе первой половины XIX века.