Прогулка по «Ельцин-центру» в Екатеринбурге. Ельцин центр в екатеринбурге

Открытие Ельцин центра в Екатеринбурге стало особым событием уходящего года. Оно имеет не только городское значение, но и общероссийское.

Смотрите сами: за последние несколько лет в городе открылись десятки торговых центров и ни одного культурно-досугового. Поэтому с приходом в жизнь Екатеринбурга новой, современной, свободной, интеллектуальной площадки горожане должны только выиграть.

Итак, что же мы здесь обнаружим?

Общая площадь комплекса составляет около 88 тысяч квадратных метров, а внутреннее пространство распределено между образовательными, культурными, общественно-социальными и научными проектами. Также здесь открыт музей первого президента России.

Несколько этажей здания заняты самыми интересными активностями города.

Третий этаж отдан образовательным и игровым проектам для детей. Многие из вас уже знакомы с «Ньютон-парком» - интерактивным музеем науки и техники. Теперь помещение стало еще больше, а программа насыщеннее. Взрослые и дети смогут познать основы мироздания при помощи непосредственного общения с необычными приборами.

А классы робототехники и мультимедиа-технологии помогут ребятам овладеть точными науками в Детском университете.

Не останутся в стороне и взрослые. Планируется проведение лекционной программы, будут открываться научные и творческие, временные и постоянные студии, клубы.

На первом этаже работает книжный магазин-клуб «Пиотровский», который уже давно зарекомендовал себя в Перми. Сейчас же он пришел и в наш город. По сути, это культурно-образовательный центр, где смогут проводиться различные творческие встречи, лекции, семинары.

В Кино-конференц пространстве Ельцин Центра будут проходить фестивали, небольшие концерты, дискуссии, кинопоказы. Теперь у нас в городе появилась площадка, где любой желающий сможет увидеть неигровое фестивальное кино, актуальные документальные фильмы и трансляции спектаклей. К слову, хочется добавить, что мы уже успели оценить удобные кресла зала. Как сказала моя коллега, здесь пахнет хорошими вложениями. А это значит, что нам с вами здесь будет комфортно и уютно.

Также в пространстве Ельцин центра будут выставлять свои коллекции различные галереи. В данный момент вы можете увидеть первую выставку местной галереи - «90-е», которая посвящена художественной интерпретации времени. Мы увидим, как зарождалось современное искусство в новой стране, как появился перфоманс и начинался арт-рынок. Выставка «90-е» будет работать до весны 2016 года.

В том числе, уже положено начало для поддержания творческой молодежи - открыта рабочая мастерская для начинающих художников.

Музей первого президента России Б.Н. Ельцина

Ну, а ядром Ельцин Центра стал музей первого президента России, про который, безусловно, хочется рассказать отдельно.

Как бы вы ни относились к фигуре первого президента Б.Н. Ельцина, музей обязательно стоит посетить. Хотя бы потому, что этот музей, прежде всего, посвящен нашей с вами истории, истории, частью которой мы являемся.

Многое переосмысливается, появляются ответы на вопросы, которые до сих пор оставались открытыми. Возможно, кто-то изменит свое отношение к прошлому, а кто-то лишний раз утвердится в мысли, что был прав.

По сути, это ультрасовременная музейная экспозиция, которая отвечает на вопрос, какой должна стать музейная площадка будущего. Этот инновационный, оригинальный проект, который погружает посетителей музея в атмосферу 90-х, был создан известнейшей компанией-разработчиком музейного дизайна Ralph Appelbaum Associates.

Документы, фотографии, артефакты, медиа-программы, интерактивные планшеты создают единое полотно того времени.

Экспозиция открывается «Лабиринтом истории», который ведет по основным вехам развития общественно-политического строя ХХ века.

Второй этаж музея посвящен первому президенту России Б. Ельцину. Маршрут выстроен таким образом, что мы поочередно попадаем в семь тематических залов, каждый из которых связан с тем или иным переломным периодом в истории последнего десятилетия ХХ века.

Идея такого построения музейного пространства принадлежит известному российскому кинорежиссеру Павлу Лунгину.

Сегодня, 25 ноября, в Екатеринбурге состоится торжественное открытие Президентского центра Бориса Николаевича Ельцина. На церемонию должны приехать Владимир Путин, Дмитрий Медведев, лидеры стран СНГ, европейские и американские политики, работавшие с Ельциным, а также друзья, близкие и родные первого российского президента.

Несколько дней назад нам удалось прогуляться по «Ельцин-центру» и специально для вас составить небольшой путеводитель по этому музею, в который непременно нужно сходить. Неважно, как вы относитесь к Ельцину и 90-м, разбираетесь в истории или нет. В Екатеринбурге больше нет подобных площадок. Этот современный центр можно сравнить с лучшими музеями и галереями мира и радостно, что подобное общественное пространство появилось в нашем городе.

Закон, здание, деньги

Начнем с вопросов, которые все обсуждают в первую очередь. Где находится центр? Кто дал денег? Сколько все это стоит? Зачем строить музей, посвященный Ельцину?

Давайте разбираться. 13 мая 2008 года был подписан Федеральный закон «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий». В связи с этим законопроектом и началось проектирование центра Ельцина. Основная задача музея — сохранение, изучение и осмысление исторического наследия Бориса Николаевича в контексте политических и социальных событий 90-х, а также развитие института президентства в России.

Центр и памятник Борису Ельцину

Когда встал вопрос о строительстве центра, то близкие Ельцину люди решили, что здание должно находиться в Екатеринбурге — городе, в котором учился и начинал свою карьеру будущий президент. Выбор команды пал на долгострой в центре города по адресу Бориса Ельцина, 3. В 2011 «Ельцин-центр» выкупил у УГМК часть бизнес-центра «Демидов», а весной 2013 началась масштабная реконструкция здания под руководством бюро Bernaskoni. Общая площадь комплекса около 88 тысяч квадратных метров, а площадь центра — 22.5 тысячи.

Имена благотворителей

Из федерального бюджета на проект выделили 4 млрд 980 млн рублей. Еще 2 млрд рублей для завершения работ центр получил из бюджета Свердловской области под кредитный процентный договор. Эти деньги «Ельцин-центр» будет постепенно отдавать. Все остальные средства на строительство были получены от благотворителей, среди которых Роман Абрамович, Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Михаил Прохоров, «Малышева 73», «Режевской Хлебокомбинат» и многие другие. Все фамилии можно увидеть на стене в центре.

Первые впечатления и структура центра

Если вы давно не были в этой части города, то удивитесь, увидев, как сильно изменилась постройка. Благодаря перфорированным алюминиевым листам «Ельцин-центр» выделяется на фоне серых екатеринбургских улиц. А за счет светодиодных модулей в вечернее время белое здание хорошо видно из разных обзорных точек в центре.

Здесь легко ориентироваться: вход в центр и конференц-зал отмечены, внутри здания есть указатели. На первом этаже расположены гардероб, ресторан, информационная стойка, туалеты и торговые галереи. Два дня назад здесь заканчивали последние работы, было немного пусто и можно было споткнуться о провода, но наверняка к сегодняшнему дню все недоделки устранили.

Поднявшись на второй этаж , ты оказываешься над атриумом. В первые минуты кажется, что ты попал в один из фильмов про будущее. Бесшумные лифты, чистота, мягкий свет и белый цвет, гигантский экран во всю стену, простые вывески, красивая светлая мебель, все очень гармонично, минималистично и стильно.

Атриум и экран на стене

На этом этаже много всего интересного. Например, здесь откроется независимый книжный магазин «Пиотровский». Чуть дальше будет работать сувенирная лавка , где станут продавать футболки с цитатами Ельцина («Понимаешь...», «Берегите Россию»), Черномырдина («Хотели как лучше, а получилось как всегда»), кружки с отрывками из Конституции и многое другое.

Книжный магазин

На этом же этаже расположен буфет и кафе «1991» , в меню которого есть блюда и десерты, приготовленные по рецептам первой леди России Наины Иосифовны Ельциной. В современном конференц-зале в будущем состоятся круглые столы, дискуссии, небольшие концерты и фестивали. В арт-галерее планируют проводить выставки, фотобиеннале, мастер-классы. А в самом атриум е собираются устраивать самые разные мероприятия: от простых презентаций до званых балов.

Кстати, уже завтра, 26 ноября , в галерее центра откроется выставка «90-е», а в атриуме в течение дня пройдут открытые мастер-классы, коллективные арт-проекты, презентация спортивной секции, фуд-маркет, первые публичные лекции и показы документального кино.

Арт-галерея. На выставке «90-е» демонстрируются в основном работы авторов, активно работавших именно в девяностые — группы АЕС, Сергея Браткова, Александра Бренера, Дмитрия Гутова, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Елены Елагиной и Игоря Макаревича, Валерия Кошлякова, Олега Кулика, Бориса Михайлова, Анатолия Осмоловского и других

На третьем этаже находятся архив и библиотека, образовательный и детский центры. Библиотека будет существовать и в традиционном формате, и в качестве цифрового хранилища. Здесь можно найти книги о Ельцине и 90-х, интервью с очевидцами того времени и теми, кто работал с президентом. В архиве хранятся десятки тысяч документов: от стенограмм президента до писем избирателей.

В образовательном центре планируют проводить обучающие игры, публичные семинары, просветительские программы. Если у вас есть свой подобный проект, то вы можете предложить его «Ельцин-центру». Малышей, которые пришли вместе с родителями, ждут в детском центре, где профессиональные педагоги будут проводить увлекательные занятия с использованием современных технологий.

Музей, посвященный Ельцину и 90-м

Сердце «Ельцин-центра» — это, конечно же, Музей Бориса Николаевича. Несмотря на современные технологии, есть чувство, что время здесь застыло. Бродя среди вещей, видеозаписей, фотографий и плакатов из 90-х, кажется, что ты вернулся в прошлое. Впрочем, как говорят авторы проекта, они не хотели опираться только на эмоции, для них главное — дать людям возможность более глубоко осмыслить события тех лет.

Созданием музея занималась известная компания Ralph Appelbaum Associates. Перед вами не будет привычной экспозиции, где нужно просто переходить из зала в зал, читая по дороге экспликации.

Оранжевый свитер и другие подарки. Дополнительные снимки можно увидеть в галерее

Путешествие в прошлое начинается со стены, где можно увидеть подарки Ельцину от самых разных людей. Здесь есть вещи от близких, от случайных избирателей, от политических деятелей. Например, слегка поношенный оранжевый свитер Hugo Boss, который Ельцину вручил Немцов с запиской: «Дорогой Борис Николаевич! Примите мои самые теплые поздравления с днем вашего рождения. Решил подарить Вам свитер, чтобы Вам было в нем тепло и уютно. А его оранжевый цвет — намек на то, чего не хватает сейчас нам и России. С каждым днем, Борис Николаевич, я люблю и ценю Вас все больше и больше».

Обязательно посмотрите фильм. Это не займет много времени

Дальше вы попадаете в зал, где можно посмотреть коротенький, но впечатляющий фильм Джаника Файзиева. За кадром Лиза Боярская рассказывает об истории России и борьбе за свободу. Вспомнив основные события, мы оказываемся в «Лабиринте истории». Боюсь представить, сколько времени нужно, чтобы посмотреть и прочитать абсолютно все. Документы и снимки, артефакты (вроде двери с места чекистских казней), старые советские фильмы, плакаты художников, письма и вещи, принадлежавшие Ельцину — передвигаясь по «ленте времени» среди всего этого богатства, невозможно остаться равнодушным к тем событиям и истории страны.

В «Лабиринте истории»

Наконец, мы поднимаемся на этаж выше и оказываемся в самом музее. Пространство организовано по принципу «7 дней». Эту концепцию предложил российский кинорежиссер Павел Лунгин. Каждый «день» связан с переломным моментом того времени: экономическая реформа 91-го, октябрь 1993-го, выборы, война в Чечне.

Пространство музея

Залы разделены на несколько комнат, но каждый раз вы будете выходить на центральную площадку, где установлен памятник Ельцину, и показывают снимки из семейного архива.

Здесь все фотографируются с Ельциным

Думаю, нет смысла рассказывать о том, что вы увидите в музее. Очень хочется, чтобы вы пришли в такой же восторг, как и первые зрители. Смею только обратить ваше внимание на ряд деталей. Здесь все стоит потрогать (если нет запрещающих табличек, конечно). Например, в зале, где «проходит» Пленум ЦК КПСС 1987 года, можно увидеть снимки членов партии. Разверните фотографию, и вы сможете прочитать, что сказал человек о Ельцине на заседании.

Здесь можно посидеть на аутентичных креслах, послушать уникальную запись речи Ельцина, найти много интересных документов

Очутившись в московской квартире президента, не стесняйтесь «ответить» на телефонный звонок, а потом из дома «выйти на улицу». Выдвигайте ящики, где хранятся документы, слушайте записи, «катайтесь на троллейбусе», заглядывайте в дырки от пуль, попытайтесь продать свой ваучер, запишите видео о том, что для вас значит свобода. Здесь так много интерактивных развлечений, что вы точно не заскучаете.

Кстати, магнитофон, который можно увидеть в квартире, передал музею Михаил Прохоров

Кстати, стоит заметить, что все экспонаты уникальны. Здесь нет копий. Вещи собирали по всей России, а многие артефакты в музей передала семья Ельцина. Обязательно обратите внимание на рукописное письмо Бориса Николаевича Михаилу Горбачеву с критикой партийной бюрократии, триколор, поднятый над Кремлем 25 декабря 1991 года (флаг удалось сохранить благодаря заботливому завхозу), ядерный чемоданчик, который Ельцин передал Путину 31 декабря 1999 года, снимки из Чечни, трудовую книжку президента, фотографии всех кандидатов, которые могли занять его место.

Или постоять в очереди

Или вспомнить все это

Кроме того, в последнем зале вы сможете увидеть рабочий кабинет Ельцина. Все эти вещи были перенесены из 14-го корпуса Кремля. Авторы экспозиции восстановили вид из окна, разложили папки на столе, как это делал президент, а на спинку кресла аккуратно повесили его пиджак. Именно здесь вы сможете узнать, как проходила запись прощальной новогодней речи и услышать вновь: «Я устал. Я ухожу».

На креслах сидеть нельзя. Другие снимки - в галерее

Вместо заключения

Наверняка в первые дни работы в центре будет слишком много людей, поэтому приходите через пару недель или в новогодние каникулы. 30 тысяч единиц хранения, 3600 артефактов, более 130 тысяч фотографий, 130 интервью, 163 медиа-программы — этот музей стоит того, чтобы потратить на него целый день.

Площадка будет открыта для всех посетителей ежедневно с 10:00 до 21:00. Единственный выходной — третий понедельник месяца. О мероприятиях и выставках можно будет узнавать на официальном сайте проекта, а также в группах

Ельцин Центр, созданный в 2015 году, — это культурно-просветительский и образовательный комплекс, посвященный истории России, где посетители погружаются в атмосферу 1990-х, переломных для страны и мирового геополитического пространства. Крах коммунистической партии, формирование нового уклада жизни, реформы и кризисы отражены в архивных и мультимедийных материалах. Высокотехнологичное информационное оборудование соседствует с коллекциями подлинных предметов ушедшей эпохи.

Музей Бориса Ельцина

Перед осмотром экспозиции нужно пройти сквозь рамки металлодетекторов, а сумки проверяют сканером, как в аэропорту. У входа стоит автомобиль ГАЗ-14 «Чайка», который Борис Ельцин получил в служебное пользование в 1983 году, занимая пост первого секретаря Свердловского обкома. Еще одна машина — бронированный правительственный лимузин ЗИЛ 41052 из гаража особого назначения, на котором первый российский президент передвигался вплоть до своей отставки. Салон оснащен пуленепробиваемым стеклом, системами защиты от радиации и прослушивания. Рядом находится выставка подарков президенту РФ.

Всего в помещении 9 залов. «Лабиринт российской истории» охватывает период с 1914 по 1987 год и знакомит с бытом семьи Ельциных. Прежде, чем оказаться внутри, гости смотрят 3-минутный мультфильм, в котором главные действующие персонажи — правители России, начиная с Ивана Грозного. На стендах размещены фотографии, плакаты, кадры из художественных кинолент. В конце — рукописное послание Михаилу Горбачеву, в котором первый секретарь Московского горкома КПСС Борис Ельцин требует ускорить ход перестройки.

Семь следующих залов повествуют о самых значительных вехах времен распада Советского Союза. Они тематически объединены под названием «Семь дней, которые изменили Россию». Автор концепции — кинорежиссер Павел Лунгин.

День первый. «Мы ждем перемен!»

Декорации имитируют обстановку зала Кремля с гербом СССР, трибуной и ковровыми дорожками, где 22 октября 1987 года Борис Ельцин произнес свою знаменитую речь на пленуме ЦК. Желающие могут прослушать всю аудиозапись выступления. Тут же висят портреты членов политбюро, на обороте напечатаны их критические высказывания в адрес Ельцина. Следующий экспонат — настоящий троллейбус с видами Москвы из окон. Разрешается занять и пассажирские сиденья, и место водителя. Партийный лидер периодически пользовался общественным транспортом, как обычный житель столицы. Представлена информация о литературе, фильмах, рок-музыке, театрах, фестивалях конца 1980-х — начала 1990-х годов. Надев наушники, можно послушать и посмотреть на экране фрагменты концерта группы «Кино» и культовую песню Виктора Цоя, ставшую девизом поколения.

День второй. «Августовский путч»

Интерьер копирует типичную обстановку советской квартиры: гарнитур-«стенка», персидский ковер на полу, диван. Дата на календаре — 19 августа 1991 года. По телевизору показывают балет «Лебединое озеро» и дикторов Центрального телевидения. Звонит дисковый телефон. Трубку нужно снять, чтобы услышать тревожные новости. Открыв дверь, посетители оказываются на баррикадах. На экране демонстрируются видеокадры о событиях в центре Москвы. А на стендах — обращения организаторов ГКЧП. В музее выставлен флаг-триколор, поднятый над Кремлем, гитара Дмитрия Комаря, погибшего под гусеницами танка, милицейский щит «Витраж-АТ», диктофон защитника Белого дома. Далее подробно описывается процесс отделения бывших союзных республик.

День третий. «Непопулярные меры»

СССР прекратил существование. Грянул продовольственный кризис. Длинные очереди за продуктами, талоны. Сохранилась «карточка покупателя» Наины Ельциной. Зал устроен как магазин с пустыми полками — на витрине лишь салат из морской капусты «Дальневосточный» и березовый сок в трехлитровых стеклянных банках. Характерные приметы времени — видеотехника, кассеты, приставка «Денди», игра «Тетрис», приватизационные чеки, сериалы. Голограммы членов гайдаровского правительства говорят об экономических перспективах.

День четвертый. «Рождение Конституции»

Несмотря на итоги референдума 1993 года, страна оказывается на грани гражданской войны. Происходит попытка переворота. Воспроизведена студия телецентра Останкино, который штурмовали мятежники. Известные люди читают статьи Конституции.

Предвыборный штаб 1996 года уже был оснащен персональными компьютерами. Собраны агитационные материалы, избирательные бюллетени. Здесь же находится текст присяги и знак президента РФ. Рассказывается о кровопролитной войне в Чечне. Выставлены куклы из одноименной программы НТВ.

День шестой. «Президентский марафон»

Борис Ельцин перенес операцию на сердце, но продолжает руководить страной. Фотографии запечатлели встречи российского президента с политиками. В студии звукозаписи можно продиктовать свое радиообращение к нации продолжительностью 2 минуты. Диаграммы с экономическими показателями удручают. В 1998 году произошел дефолт. Особый интерес у посетителей вызывает «ядерный чемоданчик». Через бинокли открывается обзор на город и реку Исеть.

День седьмой. «Прощание с Кремлем»

Воссоздан антураж президентского кабинета в Кремле. Звучит последнее новогоднее обращение Бориса Ельцина к россиянам в канун 2000 года, в котором он отказался от власти и произнес знаменитое: «Я ухожу». В шкафу за стеклом: трудовая книжка, пенсионное удостоверение, наградные листы.

Зал Свободы задуман как место для дискуссий на тему прав человека в реалиях современной России. Зоны с экранами предоставляют возможность узнать о толковании слова «свобода» в понимании известных личностей и записать на видео собственные выказывания по теме: «Свобода предпринимательства», «Свобода передвижения», «Свобода собраний и объединений», «Свобода мысли и слова», «Свобода совести».

В центре холла на втором этаже музея на скамейке сидит сам Борис Николаевич в натуральную величину. Рядом с бронзовой скульптурой посетители любят делать селфи. Перед зданием установлен 10-метровый памятник Ельцину из белого мрамора. В вечернее время фасад превращается в медиагалерею.

Площадки и проекты Ельцин Центра

В комплексе Ельцин Центра работает несколько научных и выставочных площадок, оборудованы помещения под лектории, кинопоказы, концерты. Президентский центр является организатором и активным участником культурных событий городского, российского и международного уровней, в том числе ежегодных акций «Библионочь» и «Ночь музеев».

Арт-галерея

Проекты арт-площадки — выставки, мастер-классы и фотобиеннале.

Центр документального кино

Комплекс помещений киноконференц-зала — площадки для кинопоказов, проведения круглых столов, дискуссий и конференций, научных и культурных фестивалей.

Атриум

Универсальное пространство используется для реализации музейных проектов — показов видео высокого качества на большом экране, интерактивных занятий и интеллектуальных игр, творческих встреч и других мероприятий разных форматов.

Образовательный центр

В рамках Образовательного центра проводятся публичные лекции (лекторий книжного магазина «Пиотровский»), семинары, обучающие игры-квесты, мастер-классы, реализуются разнообразные просветительские программы. На третьем этаже работает музей науки Newton Park , организующий научно-развлекательные и обучающие мероприятия для детской аудитории.

Цены на билеты в Ельцин Центр в Екатеринбурге

На минувшей неделе был на Урале. В и . Встреч было много, масса впечатлений и новых знакомств.

В Екатеринбурге перед встречей с читателями я сходил в Ельцин-центр.

Каково мое отношение к Борису Николаевичу Ельцину?

Оно, мягко говоря, сложное.

С одной стороны, этот тот, кто в угоду своим амбициям, своей неприязни к Горбачеву и для своей карьеры уничтожил великую страну, что стало стартом неописуемого числа бедствий на огромном геополитическом пространстве. И эти беды далеко не закончены, и конца и края им не видно. Начало этому горю было положено в Беловежской пуще, где 8 декабря 1991 года три руководителя трех союзных республик «распустили СССР». Не имея на то НИКАКОГО законного права.

А ещё один предатель — Горбачев — с этим легко согласился.

Ельцин мог стать главой СССР, мог спасти страну, но предпочел разрушить ее, чтобы избавиться от Горбачева и стать удельным князьком в малой России. Стать им вместо того, чтобы стать «царем» в СССР-России, большой, монархической по своему духу, великой державе.

Все это с одной стороны. С другой – Ельцин нашел Путина. Нашел и назначил того, кто в невероятно сложной ситуации восстановил мощь державы. И за это назначение Ельцину можно многое простить. Многое, но не все.

Я не буду перечислять все минусы Ельцина, этот материал не об этом. Ельцин-центр – это попытка реабилитации и мифологизации не Бориса Ельцина, а того политического курса, разрушительного для России, который он проводил и олицетворял. Ельцин-центр – это скопище всех возможных либеральных мифов. Это Зазеркалье, где добро подается злом, а зло одевается в одежды добра.

И все это на потрясающем техническом уровне.

Но начнем по порядку. Как известно, театр начинается с вешалки. Современный музей начинается с парковки.

Так вот парковка у Ельцин-центра крохотная (на 25 машин). Ее практически нет.

И это очень символично, что у Ельцин-центра отсутствует парковка. Это логично, потому что в результате реформ, которые Борис Ельцин осуществлял, у россиян не должно было быть не то, что машин, а вообще ничего. Именно в ельцинский период прошла грабительская приватизация, когда «ходорковские» воровали целыми ОТРАСЛЯМИ. Так что логика есть: «благодарные» россияне обязаны приходить к Ельцину пешком. В крайнем случае – на общественном транспорте.

Отсутствие нормальной парковки говорит либо о том, что те, кто его строили, прекрасно понимали, что народной тропы туда не будет и места на 25 машин вполне хватит. Либо по старой доброй традиции, которую не могут изменить никакие перемены, быстро отрапортовали о строительстве центра, а потом будут строить парковку , что тоже, мне кажется, весьма символично. Нам говорят, что там – что-то новое, а желание отрапортовать – старое. К чему нужно было торопиться и рапортовать?

Само здание музея первого президента России огромно, сделано по последнему слову западного музейного формата, поэтому всю экспозицию вы осмотрите за один час. Все мерцает, блестит, разговаривает. Лично у меня создается впечатление, что намеренно создается формат клипового сознания. Нормально пройти, посмотреть, все прочитать в спокойной обстановке в таком музее невозможно, поскольку всего так много, что невозможно на чем-то одном сосредоточиться.

Первое, что вы видите на входе – Закон о создании Ельцин-Центра. Сейчас многие возмущаются, что в сложной экономической обстановке открыто малопонятное здание, стоимостью во многие миллиарды рублей. При этом либералы, которые все меряют «садиками» и пенсиями», отчего-то не предложили не строить Ельцин-центр и не пересчитали его стоимость в «пенсиях» и «садиках». Приехали, охали и ахали на его открытии. Это военный бюджет, с их точки зрения, России не нужен. Ельцин-центр нужен и очень.

Так вот для прояснения ситуации. Закон о создании Ельцин-центра был подписан президентом Д.А. Медведевым 13 мая 2008 года и называется он так: «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий». Как видим, законная процедура была соблюдена и этот закон сначала ПОДДЕРЖАЛИ депутаты, затем сенаторы и только потом подписал президент Медведев. Сделано это было в мае 2008 года, когда цена на нефть била рекорды и к середине июля она дойдет до цифры 147$ за баррель. А потом будет 08.08.2008 и в ответ на защиту Россией своих интересов Запад начнет экономический и политический кризис, который продолжается до сих пор.

Идея сохранения памяти О ГЛАВАХ государства — идея правильная, вопрос только в форме её реализации. И в том, что память начали СОХРАНЯТЬ с Ельцина, а не с Петра Великого или Сталина. Память нужно хранить обо всех главах страны и обо всех говорить правду.

А что говорят, что показывают в Ельцин-центре? Сказать, что «искажают» историю, это будет очень мягко сказано. Нагло врут – в самый раз.

Первое, что показывают посетителю – фильм по истории России, сделанный в «мультяшном» варианте. Я бы сказал, «уральско-мультяшном» формате: такое ощущение, что все персонажи сделаны из самоцветов и камней, словно Данила-мастер их вытачивал.

С содержанием фильма согласиться невозможно: история России показана исключительно в негативном ключе. В этом смысле авторы фильма, точнее, авторы идеи, двигались в логике большевистских историков, которые всех царей рисовали черной краской и историю России показывали исключительно, как борьбу её народа с царским режимом. Вот больше ничем народ не занимался, века эдак с – цатого занимался «борьбой за свободу» и больше ни чем.

Вот здесь – то же самое. Все подается с точки зрения современного либерала. Начинается разговор об Иване Грозном . Используются все возможные визуальные эффекты, чтобы напугать зрителя. Особенно – ребенка. Царь Иван страшный, надвигается, давит людей, огромный, разрастающийся. С историей это не имеет ничего общего. Подтасовки совершенно наглые. Говорят: Иван Грозный ввел опричнину, показывают страшных людей, которые саблями всех рубят. Потом – следующее предложение: результатом чего стала гражданская война в стране. Я на секунду задумался: что за гражданская война при Иване Грозном, из-за того, что ОН ввел опричнину? Оказывается, речь идет о Смутном времени, которое началось через много лет ПОСЛЕ смерти Грозного царя и никакого отношения к его действиям не имела. Разве Лжедмитрий I появился, потому что была опричнина? И Лжедмитрий II появился, потому что была опричнина? А вот не было бы опричнины, поляки бы в Москву никогда не пришли, не было бы Семибоярщины , не было бы Минина и Пожарского , вообще бы ничего не было, если бы Иван IV собрал бы парламент и ввел демократию, так, что ли?

Вы понимаете, это с историей не имеет ничего общего. Русская Смута и трагедия XVII века имеет внешнюю канву значительно большую, нежели внутреннюю. Поляки и шведы начали рвать страну на части из-за предательства части элиты. Как раз, наверное, из-за того, что Иван Грозный не додушил в свое время измену, то предали не его, а Бориса Годунова и Василия Шуйского. Не говоря уже о том, что сейчас точно установлено, что смерть жены Грозного произошла из-за отравления, очень подозрительна смерть его сына, да и его самого.

Но авторам вводного фильма надо за пять минут показать, что в России всегда все было плохо, но она всегда хотела «реформ». Причем ельцинских. Мы с вами понимаем, кто будет нравиться авторам этого фильма. Тот, кто будет выступать за слабую Россию, будет им нравиться. На самом деле

им не нравится никто из руководителей России. Никто, кроме Горбачева и Ельцина. Немного симпатии ещё к Николаю II. Почему? Так ведь он же «реформатор». Парламент создал, Конституцию. Вот авторы и лепят из него «реформатора».

Но все по-порядку. Следующий, кого показывают после Ивана Грозного – у них же вольная трактовка истории – это Петр I. 100 лет легко промотали. Петра I показывают злым тираном. Он хотел прорубить окно в Европу, и не считался ни с какими потерями. Показывают кадр: Петр I рубит дерево, оно распадается на осколки, они летят и убивают людей. Рубит налево упали люди, махнул топором направо – дерево упало на осколки, опять люди падают замертво. Вот она российская власть! Вся на крови и душегубстве!

Следующая, кого показывают, это Екатерина II. Начало, вроде бы, положительное: она выступала за просвещение, чтобы были подданные, а не рабы. но после этого в конце опять подают её под отрицательным соусом. Дальше – Александр I . Он, вроде бы, хороший, хотел Конституцию, но ее не сделал. Здесь появляются персонажи-реформаторы. У каждого царя есть такой реформатор типа Чубайса которого, если бы послушали, то вся бы жизнь по-другому пошла. Наполеон бы, конечно, не напал на Россию, если бы Сперанский провел какие-то реформы значительно раньше . Логика такая. Манипуляция во всем.

Дальше показывают Николая I . Это, понятно, злодей сказочный. Декабристы на площади. А он их, мятежников, расстрелял из пушек. А заканчивают про этого царя такой фразой: поражение в Крымской войне стало логическим завершением его правления. Это не цитата – это смысл. Царь был консервативный, поэтому в Крымской войне проиграл. Потом сразу переходят к Александру II. Думаю, как же покажут, что царя убили террористы? Показали. Со своей либеральной точки зрения: начал реформы, но потом отказался от реформ и поэтому его убили. То есть, получается, это нормально: отказался от реформ глава страны, так и убить его можно.

Спокойно смотреть этот «мультик» сложно. Такая концентрация вранья на квадратный сантиметр, что просто зашкаливает.

Экспонат Ельцин-центра

Царя Александра III, понятно, для них вообще не существует в истории, ничего о нем не говорится. К слову, это мой любимый царь, который, я считаю, наиболее соответствует нашему русскому мироустройству. После убитого душегубцами царя-освободителя сразу идет Николай II . Дал Конституцию в 1905 году и сразу же Россия зацвела, заколосилась, сразу все стало хорошо. Но тут, бац – и Первая мировая война, которая прервала этот «полет». То есть, когда Николай I делал определенные политические шаги и проиграл Крымскую войну, то это – позор и мракобесие, а когда Николай II дал Конституцию и проиграл Первую мировую войну – это так получилось.

В целом создается крайне негативный образ России, все – сатрапы и палачи, все великие государи только и думали, как загубить свой народ, а вот реформаторы думали, как бы спасти.

Дальше они переходят к большевистской революции. Ленин показан более-менее нейтрально. Либералы его никогда не ругают. Понятно, что Сталин – ужас, там мультяшные персонажи всех мучают и убивают. Как всегда, с либеральной легкостью говорят о потерях: погибло в результате репрессий 10-20 млн человек. Что так скромно-то ? Что такой маленький разброс в 10 млн, всего в два раза? Сказали бы, от 10 до 100 млн человек погибло. Следующая фраза: точной цифры до сих пор неизвестно. Подождите, вы только что ее назвали? Так 10-20 млн или ЦИФРА НЕИЗВЕСТНА?

Мне известна совершенно другая цифра, которая совершенно точна: 3 млн 777 тыс. 380 человек , которые были вообще осуждены к срокам заключения и , приговоренных к высшей мере наказания. Причем это с 1921 года по 1953. А в Ельцин-центре называют цифры, разнящиеся в десятки миллионов, а потом тут же, не стесняясь, говорят, что точной цифры не знают. Не знаете – молчите. Скажите: трагический период истории, точная цифра неизвестна. Все, понятна позиция: изучаем, узнаем – скажем. Нет, им надо очернить, сказать гадость, назвать ЛЮБУЮ огромную цифру и тут же сказать, что подтвердить они её не могут.

Дальше идет Великая Отечественная война. Тут тоже мимоходом все время негатив. Что они говорят? Народ-победитель уважал себя и заплатил за Победу такую цену, которую никто никогда не платил в истории. Это правда, но подается это с той точки зрения, что это плохо. Вроде, народ-то и не хотел бы платить эту цену, да заставили.

После Сталина мимоходом Хрущев – положительный персонаж. Реформатор. Далее мимолетно Брежнев с оттенком негатива (застой). Потом Горбачев-молодец. И вершина всей этой «пищевой цепочки» – Борис Николаевич Ельцин. Как самый великий политик в истории России.

А далее начинается сама экспозиция. Много предметов, плакатов, фотографий. Троллейбус, телефон, прилавок магазина. Вот это и есть тот самый калейдоскопический вариант, когда простому посетителю будет сложно на чем-то сосредоточиться.

Экспонаты Ельцин-центра

Что производит впечатление – это кабинет президента Ельцина. Я у Ельцина в кабинете не был, не знаю, как он выглядел, но ощущение, когда открываешь дверь и заходишь внутрь, сильное.

Чего не скажешь, об остальном в этом Ельцин-центре.

Сложные момент истории, которые они хотели бы обойти, они обходят. Например, мне было интересно, что они напишут про 1993 год. Про расстрел парламента и неконституционный Указ Ельцина.

И знаете, как ОНИ это назвали? Поэтически. «Рождение Конституции».

Там цитата из Бориса Ельцина висит. Смысл её примерно следующий : я, Борис Николаевич Ельцин, увидел, что неправильные решения принимает парламент, и понял, что эта группа лиц не должна управлять страной и не может. Конец цитаты. То есть пришел, увидел: плохая группа лиц, и сделал государственный переворот. Вот и все обоснование.

Про 1993 год все на коммунистов валят. То есть Ельцин-то за диалог был, но там начался военный мятеж, а то, что он до этого нарушил Конституцию своим указом, об этом ничего не сообщается. И вот такая ложь во всем.

То есть перед нами – начало мифологизации не Ельцина даже, а 90-х. Те, кто жил в девяностые годы, они же помнят, что там было, знают. А вот молодежь, которая не жила в эту эпоху?

Например, есть в Ельцин-центре некое пространство, называется площадь Свободы. И со всех экранов это слово повторяют. Или актеры читают Конституцию. Акцент на слове «человек». А о том, как человек в России жил при Ельцине, молчок.

Я жил в Советском Союзе и не помню, чтобы чувствовал отсутствие свободы. Это ведь очень сложное понятие, каждый его воспринимает по-своему. А в Ельцин-центре на таких абстрактных понятиях ведется пропаганда разрушения страны в 90-е годы. Там даже в одном месте Билл Клинтон рассказывает, как классно было в России в 90-е жить.

Зайдите, посмотрите. Наверное, Клинтону в те годы было хорошо. Даже в России.

Экспонат Ельцин-центра

Экскурсоводы – молодые люди, думаю, где-то 20-21 год. Может чуть старше. Наверное, студенты или просто молодежь. Подкованные, эрудированные, но не знаю, насколько они верят в то, что говорят, насколько они симпатизируют всему этому. Хочется верить, что не очень. Почему набрали таких молодых? Потому, что они не жили в 90-х. Взяли бы сорокалетнего мужика экскурсоводом, который работу тогда потерял, что-то ещё потерял, как бы он рассказывал, какой Ельцин замечательный? Он бы не мог этого делать! Поэтому берут молодых девушек, молодых людей, которые ничего этого не знают, не помнят.

Милая девушка-экскурсовод словно олицетворяет «реформы»: вся в пирсинге, волосы голубо-синие.

Память о президентах, безусловно, должна храниться, нравятся они нам или нет, но это – государственные деятели. Такие музеи нужны. Но они не должны быть местом пропаганды разрушительных реформ и предательских действий. Расскажите про Ельцина. Не забудьте поподробнее про войну в Чечне, про наркотики и застывшие города, про преданных им русских в бывших республиках СССР.

Это, по сути, музей не Ельцина, а разрушения России под соусом красивых слов о свободе. А Ельцин – ширмочка или повод этот музей открыть. Вы там увидите фотографии всех «демократов»: они и на фото, и на видео, и на мерцающих экранах, везде, со всех сторон улыбаются, начиная с Чубайса, заканчивая Немцовым. Тут все деятели медийного пространства либерального толка. Мне кажется, они использовали первого президента России как повод собраться вместе в каком-то пространстве и постараться оказать давление на общественное мнение.

Но не получится, не будет туда народной тропы.

В этом музее очень мало Ельцина и очень много либералов. Это музей 90-х годов. А девяностые – это не только приватизация и Чечня, не только МММ и обнищание. Это ещё и распад страны 1991 года.

А такие вещи воспевать нельзя!

Р.S. Своими впечатлениями об увиденном я поделился с екатеринбуржцами, а ресурс Накануне.ру об этом написал http://www.nakanune.ru/news/2015/12/07/22422334

На минувшей неделе был на Урале. В и . Встреч было много, масса впечатлений и новых знакомств.

В Екатеринбурге перед встречей с читателями я сходил в Ельцин-центр.

Каково мое отношение к Борису Николаевичу Ельцину?

Оно, мягко говоря, сложное.

С одной стороны, этот тот, кто в угоду своим амбициям, своей неприязни к Горбачеву и для своей карьеры уничтожил великую страну, что стало стартом неописуемого числа бедствий на огромном геополитическом пространстве. И эти беды далеко не закончены, и конца и края им не видно. Начало этому горю было положено в Беловежской пуще, где 8 декабря 1991 года три руководителя трех союзных республик «распустили СССР». Не имея на то НИКАКОГО законного права.

А еще один предатель — Горбачев — с этим легко согласился.

Ельцин мог стать главой СССР, мог спасти страну, но предпочел разрушить ее, чтобы избавиться от Горбачева и стать удельным князьком в малой России. Стать им вместо того, чтобы стать «царем» в СССР-России, большой, монархической по своему духу, великой державе.

Все это с одной стороны. С другой – Ельцин нашел Путина. Нашел и назначил того, кто в невероятно сложной ситуации восстановил мощь державы. И за это назначение Ельцину можно многое простить. Многое, но не все.

Я не буду перечислять все минусы Ельцина, этот материал не об этом. Ельцин-центр – это попытка реабилитации и мифологизации не Бориса Ельцина, а того политического курса, разрушительного для России, который он проводил и олицетворял. Ельцин-центр – это скопище всех возможных либеральных мифов. Это Зазеркалье, где добро подается злом, а зло одевается в одежды добра.

И все это на потрясающем техническом уровне.

Но начнем по порядку. Как известно, театр начинается с вешалки. Современный музей начинается с парковки.

Так вот парковка у Ельцин-центра крохотная (на 25 машин). Ее практически нет.

И это очень символично, что у Ельцин-центра отсутствует парковка. Это логично, потому что в результате реформ, которые Борис Ельцин осуществлял, у россиян не должно было быть не то, что машин, а вообще ничего. Именно в ельцинский период прошла грабительская приватизация, когда “ходорковские” воровали целыми ОТРАСЛЯМИ. Так что логика есть: “благодарные” россияне обязаны приходить к Ельцину пешком. В крайнем случае – на общественном транспорте.

Отсутствие нормальной парковки говорит либо о том, что те, кто его строили, прекрасно понимали, что народной тропы туда не будет и места на 25 машин вполне хватит. Либо по старой доброй традиции, которую не могут изменить никакие перемены, быстро отрапортовали о строительстве центра, а потом будут строить парковку , что тоже, мне кажется, весьма символично. Нам говорят, что там – что-то новое, а желание отрапортовать – старое. К чему нужно было торопиться и рапортовать?

Само здание музея первого президента России огромно, сделано по последнему слову западного музейного формата, поэтому всю экспозицию вы осмотрите за один час. Все мерцает, блестит, разговаривает. Лично у меня создается впечатление, что намеренно создается формат клипового сознания. Нормально пройти, посмотреть, все прочитать в спокойной обстановке в таком музее невозможно, поскольку всего так много, что невозможно на чем-то одном сосредоточиться.

Первое, что вы видите на входе – Закон о создании Ельцин-Центра. Сейчас многие возмущаются, что в сложной экономической обстановке открыто малопонятное здание, стоимостью во многие миллиарды рублей. При этом либералы, которые все меряют “садиками” и пенсиями”, отчего-то не предложили не строить Ельцин-центр и не пересчитали его стоимость в “пенсиях” и “садиках”. Приехали, охали и ахали на его открытии. Это военный бюджет, с их точки зрения, России не нужен. Ельцин-центр нужен и очень.

Так вот для прояснения ситуации. Закон о создании Ельцин-центра был подписан президентом Д.А. Медведевым 13 мая 2008 года и называется он так: “О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий”. Как видим, законная процедура была соблюдена и этот закон сначала ПОДДЕРЖАЛИ депутаты, затем сенаторы и только потом подписал президент Медведев. Сделано это было в мае 2008 года, когда цена на нефть била рекорды и к середине июля она дойдет до цифры 147$ за баррель. А потом будет 08.08.2008 и в ответ на защиту Россией своих интересов Запад начнет экономический и политический кризис, который продолжается до сих пор.

Идея сохранения памяти О ГЛАВАХ государства — идея правильная, вопрос только в форме ее реализации. И в том, что память начали СОХРАНЯТЬ с Ельцина, а не с Петра Великого или Сталина. Память нужно хранить обо всех главах страны и обо всех говорить правду.

А что говорят, что показывают в Ельцин-центре? Сказать, что “искажают” историю, это будет очень мягко сказано. Нагло врут – в самый раз.

Первое, что показывают посетителю – фильм по истории России, сделанный в «мультяшном» варианте. Я бы сказал, «уральско-мультяшном» формате: такое ощущение, что все персонажи сделаны из самоцветов и камней, словно Данила-мастер их вытачивал.

С содержанием фильма согласиться невозможно: история России показана исключительно в негативном ключе. В этом смысле авторы фильма, точнее, авторы идеи, двигались в логике большевистских историков, которые всех царей рисовали черной краской и историю России показывали исключительно, как борьбу ее народа с царским режимом. Вот больше ничем народ не занимался, века эдак с – цатого занимался “борьбой за свободу” и больше ни чем.

Вот здесь – то же самое. Все подается с точки зрения современного либерала. Начинается разговор об Иване Грозном . Используются все возможные визуальные эффекты, чтобы напугать зрителя. Особенно – ребенка. Царь Иван страшный, надвигается, давит людей, огромный, разрастающийся. С историей это не имеет ничего общего. Подтасовки совершенно наглые. Говорят: Иван Грозный ввел опричнину, показывают страшных людей, которые саблями всех рубят. Потом – следующее предложение: результатом чего стала гражданская война в стране. Я на секунду задумался: что за гражданская война при Иване Грозном, из-за того, что ОН ввел опричнину? Оказывается, речь идет о Смутном времени, которое началось через много лет ПОСЛЕ смерти Грозного царя и никакого отношения к его действиям не имела. Разве Лжедмитрий I появился, потому что была опричнина? И Лжедмитрий II появился, потому что была опричнина? А вот не было бы опричнины, поляки бы в Москву никогда не пришли, не было бы Семибоярщины , не было бы Минина и Пожарского , вообще бы ничего не было, если бы Иван IV собрал бы парламент и ввел демократию, так, что ли?

Вы понимаете, это с историей не имеет ничего общего. Русская Смута и трагедия XVII века имеет внешнюю канву значительно большую, нежели внутреннюю. Поляки и шведы начали рвать страну на части из-за предательства части элиты. Как раз, наверное, из-за того, что Иван Грозный не додушил в свое время измену, то предали не его, а Бориса Годунова и Василия Шуйского. Не говоря уже о том, что сейчас точно установлено, что смерть жены Грозного произошла из-за отравления, очень подозрительна смерть его сына, да и его самого.

Но авторам вводного фильма надо за пять минут показать, что в России всегда все было плохо, но она всегда хотела “реформ”. Причем ельцинских. Мы с вами понимаем, кто будет нравиться авторам этого фильма. Тот, кто будет выступать за слабую Россию, будет им нравиться. На самом деле

им не нравится никто из руководителей России. Никто, кроме Горбачева и Ельцина. Немного симпатии еще к Николаю II. Почему? Так ведь он же «реформатор». Парламент создал, Конституцию. Вот авторы и лепят из него «реформатора».

Но все по-порядку. Следующий, кого показывают после Ивана Грозного – у них же вольная трактовка истории – это Петр I. 100 лет легко промотали. Петра I показывают злым тираном. Он хотел прорубить окно в Европу, и не считался ни с какими потерями. Показывают кадр: Петр I рубит дерево, оно распадается на осколки, они летят и убивают людей. Рубит налево упали люди, махнул топором направо – дерево упало на осколки, опять люди падают замертво. Вот она российская власть! Вся на крови и душегубстве!

Следующая, кого показывают, это Екатерина II. Начало, вроде бы, положительное: она выступала за просвещение, чтобы были подданные, а не рабы. но после этого в конце опять подают ее под отрицательным соусом. Дальше – Александр I . Он, вроде бы, хороший, хотел Конституцию, но ее не сделал. Здесь появляются персонажи-реформаторы. У каждого царя есть такой реформатор типа Чубайса которого, если бы послушали, то вся бы жизнь по-другому пошла. Наполеон бы, конечно, не напал на Россию, если бы Сперанский провел какие-то реформы значительно раньше . Логика такая. Манипуляция во всем.

Дальше показывают Николая I . Это, понятно, злодей сказочный. Декабристы на площади. А он их, мятежников, расстрелял из пушек. А заканчивают про этого царя такой фразой: поражение в Крымской войне стало логическим завершением его правления. Это не цитата – это смысл. Царь был консервативный, поэтому в Крымской войне проиграл. Потом сразу переходят к Александру II. Думаю, как же покажут, что царя убили террористы? Показали. Со своей либеральной точки зрения: начал реформы, но потом отказался от реформ и поэтому его убили. То есть, получается, это нормально: отказался от реформ глава страны, так и убить его можно.

Спокойно смотреть этот “мультик” сложно. Такая концентрация вранья на квадратный сантиметр, что просто зашкаливает.

Экспонат Ельцин-центра

Царя Александра III, понятно, для них вообще не существует в истории, ничего о нем не говорится. К слову, это мой любимый царь, который, я считаю, наиболее соответствует нашему русскому мироустройству. После убитого душегубцами царя-освободителя сразу идет Николай II . Дал Конституцию в 1905 году и сразу же Россия зацвела, заколосилась, сразу все стало хорошо. Но тут, бац – и Первая мировая война, которая прервала этот “полет”. То есть, когда Николай I делал определенные политические шаги и проиграл Крымскую войну, то это – позор и мракобесие, а когда Николай II дал Конституцию и проиграл Первую мировую войну – это так получилось.

В целом создается крайне негативный образ России, все – сатрапы и палачи, все великие государи только и думали, как загубить свой народ, а вот реформаторы думали, как бы спасти.

Дальше они переходят к большевистской революции. Ленин показан более-менее нейтрально. Либералы его никогда не ругают. Понятно, что Сталин – ужас, там мультяшные персонажи всех мучают и убивают. Как всегда, с либеральной легкостью говорят о потерях: погибло в результате репрессий 10-20 млн человек. Что так скромно-то? Что такой маленький разброс в 10 млн, всего в два раза? Сказали бы, от 10 до 100 млн человек погибло. Следующая фраза: точной цифры до сих пор неизвестно. Подождите, вы только что ее назвали? Так 10-20 млн или ЦИФРА НЕИЗВЕСТНА?

Мне известна совершенно другая цифра, которая совершенно точна: 3 млн 777 тыс. 380 человек , которые были вообще осуждены к срокам заключения и , приговоренных к высшей мере наказания. Причем это с 1921 года по 1953. А в Ельцин-центре называют цифры, разнящиеся в десятки миллионов, а потом тут же, не стесняясь, говорят, что точной цифры не знают. Не знаете – молчите. Скажите: трагический период истории, точная цифра неизвестна. Все, понятна позиция: изучаем, узнаем – скажем. Нет, им надо очернить, сказать гадость, назвать ЛЮБУЮ огромную цифру и тут же сказать, что подтвердить они ее не могут.

Дальше идет Великая Отечественная война. Тут тоже мимоходом все время негатив. Что они говорят? Народ-победитель уважал себя и заплатил за Победу такую цену, которую никто никогда не платил в истории. Это правда, но подается это с той точки зрения, что это плохо. Вроде, народ-то и не хотел бы платить эту цену, да заставили.

После Сталина мимоходом Хрущев – положительный персонаж. Реформатор. Далее мимолетно Брежнев с оттенком негатива (застой). Потом Горбачев-молодец. И вершина всей этой “пищевой цепочки” – Борис Николаевич Ельцин. Как самый великий политик в истории России.

А далее начинается сама экспозиция. Много предметов, плакатов, фотографий. Троллейбус, телефон, прилавок магазина. Вот это и есть тот самый калейдоскопический вариант, когда простому посетителю будет сложно на чем-то сосредоточиться.

Экспонаты Ельцин-центра

Что производит впечатление – это кабинет президента Ельцина. Я у Ельцина в кабинете не был, не знаю, как он выглядел, но ощущение, когда открываешь дверь и заходишь внутрь, сильное.

Чего не скажешь, об остальном в этом Ельцин-центре.

Сложные момент истории, которые они хотели бы обойти, они обходят. Например, мне было интересно, что они напишут про 1993 год. Про расстрел парламента и неконституционный Указ Ельцина.

И знаете, как ОНИ это назвали? Поэтически. “Рождение Конституции”.

Там цитата из Бориса Ельцина висит. Смысл ее примерно следующий : я, Борис Николаевич Ельцин, увидел, что неправильные решения принимает парламент, и понял, что эта группа лиц не должна управлять страной и не может. Конец цитаты. То есть пришел, увидел: плохая группа лиц, и сделал государственный переворот. Вот и все обоснование.

Про 1993 год все на коммунистов валят. То есть Ельцин-то за диалог был, но там начался военный мятеж, а то, что он до этого нарушил Конституцию своим указом, об этом ничего не сообщается. И вот такая ложь во всем.

То есть перед нами – начало мифологизации не Ельцина даже, а 90-х. Те, кто жил в девяностые годы, они же помнят, что там было, знают. А вот молодежь, которая не жила в эту эпоху?

Например, есть в Ельцин-центре некое пространство, называется площадь Свободы. И со всех экранов это слово повторяют. Или актеры читают Конституцию. Акцент на слове “человек”. А о том, как человек в России жил при Ельцине, молчок.

Я жил в Советском Союзе и не помню, чтобы чувствовал отсутствие свободы. Это ведь очень сложное понятие, каждый его воспринимает по-своему. А в Ельцин-центре на таких абстрактных понятиях ведется пропаганда разрушения страны в 90-е годы. Там даже в одном месте Билл Клинтон рассказывает, как классно было в России в 90-е жить.

Зайдите, посмотрите. Наверное, Клинтону в те годы было хорошо. Даже в России.

Экспонат Ельцин-центра

Экскурсоводы – молодые люди, думаю, где-то 20-21 год. Может чуть старше. Наверное, студенты или просто молодежь. Подкованные, эрудированные, но не знаю, насколько они верят в то, что говорят, насколько они симпатизируют всему этому. Хочется верить, что не очень. Почему набрали таких молодых? Потому, что они не жили в 90-х. Взяли бы сорокалетнего мужика экскурсоводом, который работу тогда потерял, что-то еще потерял, как бы он рассказывал, какой Ельцин замечательный? Он бы не мог этого делать! Поэтому берут молодых девушек, молодых людей, которые ничего этого не знают, не помнят.

Милая девушка-экскурсовод словно олицетворяет “реформы”: вся в пирсинге, волосы голубо-синие.

Память о президентах, безусловно, должна храниться, нравятся они нам или нет, но это – государственные деятели. Такие музеи нужны. Но они не должны быть местом пропаганды разрушительных реформ и предательских действий. Расскажите про Ельцина. Не забудьте поподробнее про войну в Чечне, про наркотики и застывшие города, про преданных им русских в бывших республиках СССР.

Это, по сути, музей не Ельцина, а разрушения России под соусом красивых слов о свободе. А Ельцин – ширмочка или повод этот музей открыть. Вы там увидите фотографии всех “демократов”: они и на фото, и на видео, и на мерцающих экранах, везде, со всех сторон улыбаются, начиная с Чубайса, заканчивая Немцовым. Тут все деятели медийного пространства либерального толка. Мне кажется, они использовали первого президента России как повод собраться вместе в каком-то пространстве и постараться оказать давление на общественное мнение.

Но не получится, не будет туда народной тропы.

В этом музее очень мало Ельцина и очень много либералов. Это музей 90-х годов. А девяностые – это не только приватизация и Чечня, не только МММ и обнищание. Это еще и распад страны 1991 года.

А такие вещи воспевать нельзя!

Р.S. Своими впечатлениями об увиденном я поделился с екатеринбуржцами, а ресурс Накануне.ру об этом написал