Роман отцы и дети был опубликован. Жанровые и композиционные особенности романа И.С


Творчество И.С. Тургенева стало огромным вкладом в развитие русской литературы. Многие его произведения хорошо знакомы читателям разных возрастов. Но самым популярным был и остается роман Тургенева «Отцы и дети», который стал ответом на многие вопросы современности писателя. История создания романа «Отцы и дети» началась в 1860 году, с замысла, посетившего Ивана Сергеевича.

Начальный этап

Мысли о создании нового произведения, описывающего окружающую действительность, возникли у Тургенева, когда он находился в Англии на острове Уайт. Тогда он задумывает крупную повесть, героем которой должен стать молодой врач. Прототипом Базарова стал случайно встреченный Тургеневым во время путешествия по железной дороге молодой доктор. В нем он увидел зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время. Это поразило Ивана Сергеевича. Он был просто очарован воззрениями этого юноши.

Начало работы

Непосредственно к началу работы Тургенев приступает в 1860 году. Он уезжает вместе с дочерью в Париж, обосновывается там и планирует в сжатые сроки закончить работу с новым произведением. В течение первого года работы над «Отцами и детьми» писатель заканчивает первую половину романа. Он чувствует огромное удовлетворение от своей работы. Его безумно привлекает образ Евгения Базарова. Но со временем он чувствует, что не может более работать в Париже. Писатель возвращается на родину.

Завершение романа

Возвращение в Россию дает Тургеневу возможность окунуться в атмосферу современных общественных движений. Это помогает ему завершить роман. Незадолго да конца работы над «Отцами и детьми» в России происходит знаменательное событие – отмена крепостного права. Последние главы произведения дописываются Иваном Сергеевичем в родном селе Спасском.

Первые публикации и споры

Впервые «Отцы и дети» явились миру на страницах популярного литературного издания «Русский вестник». Как и опасался Тургенев, неоднозначный образ Базарова вызвал бурную реакцию в литературных кругах. Его обсуждение порождало массу споров в печати. Множество великолепных критиков посвящали свои статьи разбору идейного содержания романа и характеристике главного героя. Появление нового образа, отрицающего все привычное и прекрасное, стало своеобразным гимном молодому нигилистическому течению.

Последняя редакция романа

После появления романа в «Русском вестнике» Тургенев занимается небольшой переработкой текста произведения. Он сглаживает некоторые особо резкие черты характера главного героя, и делает образ Базарова более привлекательным, чем в первоначальном варианте. Осенью 1862 года в печать выходит отредактированная версия романа. На титульной странице стоит посвящение Виссариону Григорьевичу Белинскому. Тургенев и Белинский были очень близкими друзьями, и благодаря влиянию Виссариона Григорьевича формировались некоторые общественные взгляды Ивана Сергеевича.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» стал уникальным произведением, отразившим вечное противостояние двух поколений не только в рамках отдельно взятого семейства, но и на уровне общественно-политической жизни целой страны.

Главные герои

  • Евгений Васильевич Базаров - нигилист , студент, учится на доктора. В нигилизме он - наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и традиционных взглядов его собственных родителей. Влюбляется в Одинцову. Умирает от заражения крови в конце романа.
  • Николай Петрович Кирсанов - помещик, либеральный демократ и отец Аркадия. В начале работы он стыдится подтвердить свою любовь к неаристократке Фенечке, но по примеру идеалов, представленных нигилистами, и с одобрением брата, он женится на ней.
  • Павел Петрович Кирсанов - брат Николая Петровича, аристократ, гордый, самоуверенный, является ярым приверженцем либерализма. Он не может сдержать свою ненависть к Базарову.
  • Аркадий Николаевич Кирсанов - недавний дипломированный специалист Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Он также нигилист, хотя, кажется, это происходит от его восхищения Базаровым, а не от собственных убеждений.
  • Василий Иванович Базаров - отец Базарова, отставной армейский хирург и небольшой содержатель земли, а также крепостных крестьян. Образован и просвещён, он тем не менее чувствует, подобно многим, что сельская изоляция оставила его вне пределов досягаемости современных идей. Он таким образом сохраняет лояльность к традиционным путям, проявленным особенно в преданности к Богу и к своему сыну.
  • Арина Власьевна - мать Базарова, набожная последовательница православия . Она любит своего сына глубоко, но в душе она обеспокоена его отречением от всех вер.
  • Анна Сергеевна Одинцова - богатая вдова, которая развлекает друзей-нигилистов в своём имении. Поначалу она симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает теми же чувствами.
  • Екатерина Сергеевна Локтева - сестра Анны Одинцовой, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.
  • Фенечка - мать ребёнка Николая Петровича. Живёт с ним в одном доме.

Примечания

Ссылки

  • «Отцы и дети» в Викитеке

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Отцы и дети (роман)" в других словарях:

    Отцы и дети: Отцы и дети роман Тургенева Отцы и дети (фильм, 1957) Отцы и дети (фильм, 1958) Отцы и дети (фильм, 1983) Отцы и дети (фильм, 1992) Отцы и дети (фильм, 2008) Отцы и дети (РПА) … Википедия

    ОТЦЫ И ДЕТИ - Роман И.С. Тургенева*. Написан в 1859– 1861 гг., впервые появился в печати в 1862 г., то есть через год после отмены в России крепостного права. Посвящен памяти русского критика В.Г. Белинского, некоторые черты характера и взгляды которого… … Лингвострановедческий словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Отцы и дети (значения). Отцы и дети Отцы и Дѣти … Википедия

    Отцы и дети (Тургенева) - роман в XXVIII главах. Посвящается памяти Виссариона Григорьевича Белинского. Написан в 1861 г. Время действия 1859 г. Ни один из романов Т. не вызвал столько нападков критики на автора, как О. и Д. . Намерения Т. истолкованы критикой различно … Словарь литературных типов

    Базаров, Евгений Васильевич ("Отцы и дети") - Смотри также Сын отставного штаб лекаря, студент медик, готовящийся к экзамену на доктора. Б. был высок ростом, с мужественным голосом, с твердой и стремительной походкой. Длинное и худое лицо его, с широким лбом, кверху плоским, книзу… … Словарь литературных типов

    Детализированное повествование, которое, как правило, создает впечатление рассказа о реальных людях и событиях, на самом деле таковыми не являющихся. Какого бы объема он ни был, роман всегда предлагает читателю развернутое в цельном… … Энциклопедия Кольера

    У этого термина существуют и другие значения, см. Что делать?. Что делать? Жанр: роман

    Философский роман литературоведческий термин, получивший распространение в XX веке. Этим термином обозначаются художественные произведения, написанные в романной форме, в сюжете или образах которого известную роль играют философские… … Википедия

    Своеобразная дилогия современного русского прозаика Владимира Сорокина (1995), одного из крупнейших представителей концептуализма (см. КОНЦЕПТУАЛИЗМ). Оба романа появились одновременно и были одинаково полиграфически оформлены. Сами слова норма и … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Отцы и дети. Версия 2. 0. Антология современного , Азнаурян Ованес, Сенчин Роман Валерьевич, Липскеров Михаил Федорович, Садулаев Герман Умаралиевич, Левенталь Вадим Андреевич, Буйда Юрий Васильевич, Гуга Владимир, Феденко Александр. Детство - жестокая пора. Если вас в детском саду никогда не заставляли мыть пол собственной рубашкой, если вы ночью не забирались на старые кладбища, чтобы побояться, и не дразнили во дворе…

... со времён древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы.
И. С. Тургенев

По жанру «Отцы и дети» (1861) - роман, но если раскрывать жанровое своеобразие этого произведения, то это социальный (идеологический) и психологический роман.

Тема романа «Отцы и дети» — изображение общественно-политической ситуации накануне отмены крепостного права. В 1859-1861 годах в России сложилась первая революционная ситуация, которая завершилась отменой крепостного права «сверху». Революционная ситуация характеризовалась, с одной стороны, крестьянскими волнениями по всей стране и, с другой стороны, особым накалом общественно-политической борьбы. Тургенев внимательно следил за политическими столкновениями в обществе (на страницах журналов, в книгах) и отразил в своём романе идеологическую борьбу либералов и революционных демократов.

В «Отцах и детях» представлена борьба главных общественных сил России накануне реформы 1861 года, что делает роман социальным. Павел Петрович Кирсанов, рассуждая на модную тему о либеральных реформах, на деле отстаивает интересы самого консервативного поместного дворянства, которое боится реальных социальных преобразований. Николай Петрович Кирсанов и Аркадий принадлежат к настоящим дворянским либералам и ждут реформ от властей, так как на личном опыте видят, что изменения в экономической жизни страны необходимы, что крепостное право тормозит развитие России. Евгений Базаров является представителем самой решительной части русского общества — демократов, которые выступают за самые радикальные преобразования во всех областях русской жизни с помощью революции. Базаров — дворянин во втором поколении — в силу своей бедности не успел усвоить дворянские достоинства и предрассудки. Правильнее было бы назвать его интеллигентом, причём не дворянским, а разночинским. Базарова можно отнести к типу героев, получивших в отечественном литературоведении название «новые люди», именно благодаря этому герою роман «Отцы и дети» представляет серьёзный историко-литературный интерес.

Условно роман можно разделить на две части. В первой автор раскрывает образ Базарова в столкновении с идеологическими противниками. Тургенев подробно описывает споры Павла Петровича и Базарова, которые высказывают различные мнения по одним и тем же вопросам; это позволяет уточнить жанровое своеобразие романа: он не только социальный, но и идеологический. Сходным образом построена комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»: идеологические противники — Чацкий и представители фамусовского общества — спорят по разным общественным вопросам (о дворянской службе, об образовании, о семейных отношениях, о патриотизме и т.д.). В «Отцах и детях» идейные противники обсуждают самые актуальные вопросы своего времени: о необходимости реформ, о настроении народа, сельской общине, роли дворянства в обществе, о нигилистах, русской истории, искусстве и т.д. Можно сравнить, например, отношение идеологических противников к народу. Павел Петрович заявляет, что любит народ, но Тургенев сообщает что аристократ беседует с мужиками, уткнув нос в надушенный платок (VII). В эпилоге автор ядовито замечает, что любовь Павла Петровича к народу проявляется в одном: в Дрездене на его столе стоит серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Базаров, со своей стороны, гордо произносит, что сам вышел из народа: «Мой дед землю пахал» (X). При этом молодой нигилист не скрывает, что смотрит на мужика довольно презрительно, да ведь и сам мужик о себе преплохого мнения. Справедливости ради надо заметить, что так же трезво, без сентиментальности Базаров смотрит и на собственную персону.

Во всех спорах с Павлом Петровичем Базаров одерживает победы: деревенский аристократ ничего не может возразить на всестороннюю критику русских порядков, данную нигилистом. В этих столкновениях Тургенев обращает внимание на доказательную силу и справедливость взглядов Базарова, но в некоторых вопросах (относительно искусства, любви, природы, семейных отношений) писатель не может согласиться со своим решительным героем, хотя старательно приводит его смелые заявления о том, что любви нет, а есть только физиологическое влечение полов; что Рафаэль «гроша медного не стоит» (X); что природа — пустяки, что родительская любовь — надоедливое чувство.

Вторая часть романа, по мысли писателя, должна доказать и читателям, и самому герою, как он ошибался в своём нигилистическом отношении к общечеловеческим ценностям. На балу в губернском городе Базаров встречает Анну Сергеевну Одинцову и несколько позже по-настоящему влюбляется в неё. Так Базаров наличном опыте узнаёт, что идеальная любовь всё-таки существует, — он сам страдает от неразделённой любви. Если в первой части романа молодой нигилист заявляет Аркадию: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (IX), то теперь он понимает, как важна для человека природа-храм, где он может отдохнуть от повседневной суеты, успокоить нервы, без помехи обдумать свои идеи и проблемы. Влюблённый Базаров гуляет в дальних уголках парка, в лесу, в поле. Первая часть объяснения Базарова с Одинцовой происходит в поэтической обстановке (у открытого в сад окна, в которое заглядывает летняя ночь, свежая и таинственная). Иными словами, Тургенев демонстрирует, что ошибочные взгляды главного героя, ещё очень молодого человека, разбиваются при столкновении с реальной жизнью.

Писатель относится к своему герою одновременно и с явной симпатией, и с предубеждением. Автор признаёт силу личности Базарова. Это проявляется, во-первых, в том, что в идеологических спорах нигилист всегда одерживает верх над либералами-дворянами. Во-вторых, смерть Базарова, изображённая в финале, подтверждает силу его характера, на что справедливо указывал Д.И.Писарев в своём разборе романа. Базаров и перед смертью не изменяет своим жизненным принципам и мужественно встречает свой конец. В-третьих, рядом с главным героем изображены ещё два «нигилиста-прогрессиста» — Кукшина и Ситников, которые являют собой злую карикатуру на передовых людей своего времени.

Но Тургенев, человек либеральных убеждений, признавая силу героя, не может согласиться с его нигилистическими взглядами на человеческие чувства, искусство, не может одобрить радикальные высказывания о старом укладе жизни, созданном усилиями целых поколений, а ведь Базаров спокойно заявляет Павлу Петровичу: «Сперва нужно место расчистить, а строить будут другие» (X). Эти стороны личности молодого нигилиста вызывают у писателя негативное отношение, поэтому Базаров изображается в романе тенденциозно, то есть автор намеренно заостряет и усиливает некоторые черты характера и некоторые спорные высказывания героя.

Прежде всего тенденциозность проявляется в описании внешности главного героя, данном в начале романа: длинное лицо, длинные волосы песочного цвета, странные бакенбарды, красные руки без перчаток, старое пальто-балахон. Недаром камердинер Павла Петровича назвал гостя «настоящая свинья в кусте» (X). Кроме того, портрет показывает, что, во-первых, Базаров — человек бедный и что, во-вторых, он презирает манеры дворян типа светского льва Павла Петровича и намеренно мало внимания придаёт одежде. Предубеждение Тургенева проявилось и в том, что его герой, вопреки своим решительным убеждениям, участвует в дуэли, которая изображена как пародия на настоящий поединок. Базаров, желая излечиться от несчастной любви к Одинцовой, заигрывает с Фенечкой. Он заслуженно презирает ничтожного Ситникова, но при этом цинично заявляет, что такие олухи ему нужны для грязных дел: «Не богам же (...) горшки обжигать» (XIX). Наконец, Базаров по воле автора умирает из-за глупой случайности, так ничего и не совершив в жизни.

«Отцы и дети» — психологический роман, потому что Тургенев уделяет большое внимание изображению чувств и переживаний своих героев. При этом особенность психологизма («принцип айсберга») писателя заключается в том, чтобы дать самому читателю возможность по нескольким намёкам догадаться о чувствах героев. Действия героев у Тургенева не сопровождаются длительными мучительными раздумьями, как в романах Ф.М.Достоевского; герои у Тургенева не решают собственные мировоззренческие проблемы в продолжительных внутренних монологах, как герои Л.Н.Толстого. По мнению Тургенева, писатель не должен проводить психологический анализ перед читателем: всё это он проделывает с героями заранее, а читателю преподносит только результаты переживаний и раздумий персонажей.

Образцом тургеневского психологизма может служить история любви Аркадия Кирсанова. Молодой человек очень точно осмысливает свои жизненные впечатления-наблюдения за природой, характерами встреченных людей (сестёр Локтевых, родителей Базарова, самого Базарова). Аркадий с грустью и ревностью следит за романом Одинцовой и Базарова, а сам незаметно влюбляется в тихую, застенчивую Катю, которая кажется ему простой и милой девушкой. И в жизни, и в любви он способен только на заурядные поступки, а любить женщину, подобную Одинцовой, тем более любить безнадёжно, Аркадию не под силу.

Итак, в центре социально-психологического романа «Отцы и дети» стоит новый герой эпохи — «новый человек» — Базаров. Появление людей такого типа в русской жизни стало важнейшим общественным явлением 50—60-х годов XIX века. Их пытались понять и изобразить многие русские писатели.

Н.Г.Чернышевский увидел их, можно сказать, изнутри, потому что сам принадлежал к подобным людям. В романе «Что делать?» «новые люди» описываются как герои своего времени: они нашли в жизни философскую «золотую середину», трудятся и на себя, и на общественное благо, отстаивают своё человеческое достоинство, не унижая чужого. Н.С.Лесков оценивал «новых людей» со стороны и весьма критически, поэтому в романе «Некуда» изобразил их как бессовестных функционеров, которые мечтают о власти над «муравейником» (позже об этом будет говорить Родион Раскольников), а власть принесёт им и материальное благополучие.

Тургенев, определяя своё место в политической борьбе 60-х годов, предпочёл остаться с «отцами». Иными словами, Тургенев смотрел на «новых людей» со стороны, но как мудрый «предок», который отмечает и сильные, и слабые стороны молодого поколения. Такой взвешенный и доброжелательный подход к «новым людям» делает роман «Отцы и дети» особенно интересным, а образ Базарова — ярким и убедительным.

... со времён древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы.
И. С. Тургенев

По жанру «Отцы и дети» (1861) - роман, но если раскрывать жанровое своеобразие этого произведения, то это социальный (идеологический) и психологический роман.

Тема романа «Отцы и дети» — изображение общественно-политической ситуации накануне отмены крепостного права. В 1859-1861 годах в России сложилась первая революционная ситуация, которая завершилась отменой крепостного права «сверху». Революционная ситуация характеризовалась, с одной стороны, крестьянскими волнениями по всей стране и, с другой стороны, особым накалом общественно-политической борьбы. Тургенев внимательно следил за политическими столкновениями в обществе (на страницах журналов, в книгах) и отразил в своём романе идеологическую борьбу либералов и революционных демократов.

В «Отцах и детях» представлена борьба главных общественных сил России накануне реформы 1861 года, что делает роман социальным. Павел Петрович Кирсанов, рассуждая на модную тему о либеральных реформах, на деле отстаивает интересы самого консервативного поместного дворянства, которое боится реальных социальных преобразований. Николай Петрович Кирсанов и Аркадий принадлежат к настоящим дворянским либералам и ждут реформ от властей, так как на личном опыте видят, что изменения в экономической жизни страны необходимы, что крепостное право тормозит развитие России. Евгений Базаров является представителем самой решительной части русского общества — демократов, которые выступают за самые радикальные преобразования во всех областях русской жизни с помощью революции. Базаров — дворянин во втором поколении — в силу своей бедности не успел усвоить дворянские достоинства и предрассудки. Правильнее было бы назвать его интеллигентом, причём не дворянским, а разночинским. Базарова можно отнести к типу героев, получивших в отечественном литературоведении название «новые люди», именно благодаря этому герою роман «Отцы и дети» представляет серьёзный историко-литературный интерес.

Условно роман можно разделить на две части. В первой автор раскрывает образ Базарова в столкновении с идеологическими противниками. Тургенев подробно описывает споры Павла Петровича и Базарова, которые высказывают различные мнения по одним и тем же вопросам; это позволяет уточнить жанровое своеобразие романа: он не только социальный, но и идеологический. Сходным образом построена комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»: идеологические противники — Чацкий и представители фамусовского общества — спорят по разным общественным вопросам (о дворянской службе, об образовании, о семейных отношениях, о патриотизме и т.д.). В «Отцах и детях» идейные противники обсуждают самые актуальные вопросы своего времени: о необходимости реформ, о настроении народа, сельской общине, роли дворянства в обществе, о нигилистах, русской истории, искусстве и т.д. Можно сравнить, например, отношение идеологических противников к народу. Павел Петрович заявляет, что любит народ, но Тургенев сообщает что аристократ беседует с мужиками, уткнув нос в надушенный платок (VII). В эпилоге автор ядовито замечает, что любовь Павла Петровича к народу проявляется в одном: в Дрездене на его столе стоит серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Базаров, со своей стороны, гордо произносит, что сам вышел из народа: «Мой дед землю пахал» (X). При этом молодой нигилист не скрывает, что смотрит на мужика довольно презрительно, да ведь и сам мужик о себе преплохого мнения. Справедливости ради надо заметить, что так же трезво, без сентиментальности Базаров смотрит и на собственную персону.

Во всех спорах с Павлом Петровичем Базаров одерживает победы: деревенский аристократ ничего не может возразить на всестороннюю критику русских порядков, данную нигилистом. В этих столкновениях Тургенев обращает внимание на доказательную силу и справедливость взглядов Базарова, но в некоторых вопросах (относительно искусства, любви, природы, семейных отношений) писатель не может согласиться со своим решительным героем, хотя старательно приводит его смелые заявления о том, что любви нет, а есть только физиологическое влечение полов; что Рафаэль «гроша медного не стоит» (X); что природа — пустяки, что родительская любовь — надоедливое чувство.

Вторая часть романа, по мысли писателя, должна доказать и читателям, и самому герою, как он ошибался в своём нигилистическом отношении к общечеловеческим ценностям. На балу в губернском городе Базаров встречает Анну Сергеевну Одинцову и несколько позже по-настоящему влюбляется в неё. Так Базаров наличном опыте узнаёт, что идеальная любовь всё-таки существует, — он сам страдает от неразделённой любви. Если в первой части романа молодой нигилист заявляет Аркадию: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (IX), то теперь он понимает, как важна для человека природа-храм, где он может отдохнуть от повседневной суеты, успокоить нервы, без помехи обдумать свои идеи и проблемы. Влюблённый Базаров гуляет в дальних уголках парка, в лесу, в поле. Первая часть объяснения Базарова с Одинцовой происходит в поэтической обстановке (у открытого в сад окна, в которое заглядывает летняя ночь, свежая и таинственная). Иными словами, Тургенев демонстрирует, что ошибочные взгляды главного героя, ещё очень молодого человека, разбиваются при столкновении с реальной жизнью.

Писатель относится к своему герою одновременно и с явной симпатией, и с предубеждением. Автор признаёт силу личности Базарова. Это проявляется, во-первых, в том, что в идеологических спорах нигилист всегда одерживает верх над либералами-дворянами. Во-вторых, смерть Базарова, изображённая в финале, подтверждает силу его характера, на что справедливо указывал Д.И.Писарев в своём разборе романа. Базаров и перед смертью не изменяет своим жизненным принципам и мужественно встречает свой конец. В-третьих, рядом с главным героем изображены ещё два «нигилиста-прогрессиста» — Кукшина и Ситников, которые являют собой злую карикатуру на передовых людей своего времени.

Но Тургенев, человек либеральных убеждений, признавая силу героя, не может согласиться с его нигилистическими взглядами на человеческие чувства, искусство, не может одобрить радикальные высказывания о старом укладе жизни, созданном усилиями целых поколений, а ведь Базаров спокойно заявляет Павлу Петровичу: «Сперва нужно место расчистить, а строить будут другие» (X). Эти стороны личности молодого нигилиста вызывают у писателя негативное отношение, поэтому Базаров изображается в романе тенденциозно, то есть автор намеренно заостряет и усиливает некоторые черты характера и некоторые спорные высказывания героя.

Прежде всего тенденциозность проявляется в описании внешности главного героя, данном в начале романа: длинное лицо, длинные волосы песочного цвета, странные бакенбарды, красные руки без перчаток, старое пальто-балахон. Недаром камердинер Павла Петровича назвал гостя «настоящая свинья в кусте» (X). Кроме того, портрет показывает, что, во-первых, Базаров — человек бедный и что, во-вторых, он презирает манеры дворян типа светского льва Павла Петровича и намеренно мало внимания придаёт одежде. Предубеждение Тургенева проявилось и в том, что его герой, вопреки своим решительным убеждениям, участвует в дуэли, которая изображена как пародия на настоящий поединок. Базаров, желая излечиться от несчастной любви к Одинцовой, заигрывает с Фенечкой. Он заслуженно презирает ничтожного Ситникова, но при этом цинично заявляет, что такие олухи ему нужны для грязных дел: «Не богам же (...) горшки обжигать» (XIX). Наконец, Базаров по воле автора умирает из-за глупой случайности, так ничего и не совершив в жизни.

«Отцы и дети» — психологический роман, потому что Тургенев уделяет большое внимание изображению чувств и переживаний своих героев. При этом особенность психологизма («принцип айсберга») писателя заключается в том, чтобы дать самому читателю возможность по нескольким намёкам догадаться о чувствах героев. Действия героев у Тургенева не сопровождаются длительными мучительными раздумьями, как в романах Ф.М.Достоевского; герои у Тургенева не решают собственные мировоззренческие проблемы в продолжительных внутренних монологах, как герои Л.Н.Толстого. По мнению Тургенева, писатель не должен проводить психологический анализ перед читателем: всё это он проделывает с героями заранее, а читателю преподносит только результаты переживаний и раздумий персонажей.

Образцом тургеневского психологизма может служить история любви Аркадия Кирсанова. Молодой человек очень точно осмысливает свои жизненные впечатления-наблюдения за природой, характерами встреченных людей (сестёр Локтевых, родителей Базарова, самого Базарова). Аркадий с грустью и ревностью следит за романом Одинцовой и Базарова, а сам незаметно влюбляется в тихую, застенчивую Катю, которая кажется ему простой и милой девушкой. И в жизни, и в любви он способен только на заурядные поступки, а любить женщину, подобную Одинцовой, тем более любить безнадёжно, Аркадию не под силу.

Итак, в центре социально-психологического романа «Отцы и дети» стоит новый герой эпохи — «новый человек» — Базаров. Появление людей такого типа в русской жизни стало важнейшим общественным явлением 50—60-х годов XIX века. Их пытались понять и изобразить многие русские писатели.

Н.Г.Чернышевский увидел их, можно сказать, изнутри, потому что сам принадлежал к подобным людям. В романе «Что делать?» «новые люди» описываются как герои своего времени: они нашли в жизни философскую «золотую середину», трудятся и на себя, и на общественное благо, отстаивают своё человеческое достоинство, не унижая чужого. Н.С.Лесков оценивал «новых людей» со стороны и весьма критически, поэтому в романе «Некуда» изобразил их как бессовестных функционеров, которые мечтают о власти над «муравейником» (позже об этом будет говорить Родион Раскольников), а власть принесёт им и материальное благополучие.

Тургенев, определяя своё место в политической борьбе 60-х годов, предпочёл остаться с «отцами». Иными словами, Тургенев смотрел на «новых людей» со стороны, но как мудрый «предок», который отмечает и сильные, и слабые стороны молодого поколения. Такой взвешенный и доброжелательный подход к «новым людям» делает роман «Отцы и дети» особенно интересным, а образ Базарова — ярким и убедительным.

Жанр романа «Отцы и дети» можно определить как социально-философский.
Действие его относится к 1859 году, когда в России сложилась революционная ситуация. В русском обществе обострились идейные споры о путях дальнейшего развития страны. И сам жанр романа подчинён их раскрытию - в основе сюжета споры, отражающие общественное настроение поколения 1860-х годов. В эту эпоху разночинцы-демократы выступали за революционный путь развития России, они считали, крестьянскую революцию главным источником коренных изменений в жизни страны. Либералы же предлагали путь постепенных реформ, ограничивающих самодержавную власть, освобождающих крестьян от крепостной зависимости, но сохраняющих помещичьи землевладения. Таким образом, Тургенев показывает возможные пути преобразований России. Этот главный вопрос сформулирован устами Аркадия Кирсанова. Он говорит: «...небогатый край этот, не поражает он ни довольствием, ни трудолюбием, нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..»
Заметим, что острые общественно-политические проблемы отличают романы Тургенева от его повестей. В романах человек предстаёт в общественном бытии, а в повестях на первый план выдвинуты проблемы личной жизни героя. В романах действие обычно происходит динамично, в течение нескольких месяцев, а иногда и недель. Внимание читателя занимает одни главный герой, которого окружает небольшое число второстепенных. Автор показывает его в кризисные моменты жизни, которые составляют основу повествования. В этом заключается «новеллистичность» романа.
Но главную силу тургеневского романа представляет ситуация «rendez-vous», то есть испытание героя любовью. Роман «Отцы и дети» не является исключением. Любовь Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. подчеркивает, что это человек эпохи 40-х годов, романтик, живущий в им же самим придуманном мире. Взаимоотношения Николая Петровича Кирсанова с Фенечкой имеют совершенно другую окраску. Эта любовь к пугливому беззащитному существу раскрывает глубину души героя. Но основная любовная интрига сдвинута во вторую часть романа, а первую занимают идейные споры героев, отражающие отношения Кирсанова и Базарова к народу.
Рассмотрим главных участников спора и основные его аспекты.
Павел Петрович Кирсанов - аристократ как по происхождению, так и по убеждениям. «Его аристократическую натуру возмещала совершенная развязность Базарова», - пишет Тургенев. С детства он не был приучен к труду, вёл праздный образ жизни. Ни одного вечера он старался не проводить дома, ему приятно было находиться в обществе, в котором его «носили на руках».
Евгений Васильевич Базаров - полная противоположность Павлу Кирсанову. Он гордится тем, что он, сын полкового лекаря, сам пробивал себе дорогу в жизни и достиг каких-то результатов. Базаров занят естественными науками, главным образом медициной. По словам Аркадия, он «хочет держать на доктора».
Теперь обратимся к основным темам споров. Во-первых, обрести внимание на философский аспект. Здесь Кирсанов выступает как убежденный идеалист и защитник религии. Он с ужасом отмечает, что Базаров отрицает Бога. Ему не понятны материалистические убеждения противника. Основой философских убеждений Базарова являются естественные науки; он сторонник вульгарного материализма, сводящего духовную жизнь к материальной. Для него все высоконравственные предметы представляются предрассудками романтизма, которых он не признает. По его мнению, « порядочный химик в двадцать ряд полезнее всякого поэта».
Такие герои по-разному смотрят на общественно-политические вопросы. Кирсанов - консервативный либерал, выступающий за реформистский путь развития страны. Его идея - английский парламентаризм, то есть классическая конституционная монархия. Он безгранично восхищён английскими лордами. Кирсанов утверждает, что «аристократия дала свободу Англии и поддерживает её». Базаров же выступает за революционный путь развития страны. По цензурным соображениям Тургенев не мог вложить в уста героя революционные лозунги, но по отдельным высказываниям можно судить о его воинственном настроении, он «драться хочет». Но у Базарова нет положительной программы преобразования общественного устройства, так как он нигилист. «Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете... Да ведь надобно же и строить», - говорит Кирсанов. Мы видим, что в настоящий момент главная цель Базарова - разрушить старую систему жизни русского общества, и не важно, какова будет новая.
А отношения героев к народу близки друг другу. В позиции Кирсанова мы замечаем черты славянофильства. Он говорит, что народ «свято чтит предания, он - патриархальный, он не может жить без веры». Базаров считает народ тёмным, грубым, невоспитанным, но это вызывает у него боль.
Особое место в композиции романа занимают портрет и пейзаж. Тургенев выступает здесь как мастер портретной характеристики персонажа. Он представляет всех своих героев, показывая их во весь рост. В описании внешности важную роль играют детали, манеры, жесты, взгляды.
Например, по описанию внешности Фенечки («Молодая женщина лет двадцати трёх, вся беленькая и мягкая, с тёмными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками») мы можем судить о её характере. Она мила, простодушна и добра.
Для Павла Петровича, педанта и истинного аристократа, характерны такие детали одежды, как «тёмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки».
Не менее важную роль в романе играет пейзаж.
Описание природы в III главе носит социальную окраску. Тургенев показывает нищету, убогость и непривлекательность природы, подчеркивая тем самым состояние России в целом в данный момент.
Давая описание летнего вечера в XI главе, Тургенев явно вступал в спор с утверждениям Базарова о том, что « природа не храм, а мастерская». Этот пейзаж заставил воскреснуть в сознании Николая Петровича многие воспоминания прошедшей жизни. Он снова представил свое первое знакомство с матерью Аркадия, вспомнил время, проведённое с сыном. Таким образом, автор показал огромную силу воздействия природы на человека, пробуждающую все самое хорошее, что есть в его душе.
Рисуя картину сельского кладбища, Тургенев утверждает мысль о том, что природа, как и сама жизнь, вечна. Он пишет: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...»
И последнее, что хотелось бы отметить, говоря о своеобразии романа, -это «тайный психологизм» Тургенева, считавшего, что «писатель должен быть психолог, но тайный». В «Отцах и детях» мы не найдём разветвлённых внутренних монологов героев, автор показывает их состояние через детали, жесты. Например, после разговора Одинцовой с Базаровым чувствуется её внутреннее напряжение, волнение. Автор пишет: «Она поднесла свои склеившиеся пальцы к губам, подула на них и, внезапно, порывисто поднявшись с кресла, направилась быстрыми шагами к двери, как бы желая вернуть Базарова».
Таким образом, в романе мы видим мастерски нарисованный портрет и пейзаж. Тургенев предстаёт перед нами в роли «тайного психолога». Этим и обусловлены жанровые и как следствие композиционные особенности романа.