Певческие голоса это. Все преходяще, а музыка вечна

12 сентября 2016, 19:55

Вокальный диапазон Эми составлял четыре октавы плюс одна нота.

Реальный диапазон Эми.

Реальный диапазон Адель долгое время составлял две с половиной октавы.

Сейчас она его увеличила (бросила курить), но все равно до трех не дотягивает (С3 - А5).

Певицам завышают диапазон так же нагло, как моделям - рост.

Доверяю только подтвержденным данным. То есть записям с соответствующими нотами. Хотя и они не на 100% правдивы: большинство звезд поет с бэк-вокалистами. На одном форуме Фарреллу Уильямсу приписали ноту, которую на самом деле взял кто-то из них.

У Бейонсе действительно очень хороший диапазон. Больше, чем у Адель. Но никакой F#2 я не слышу.

Не говоря уже о том, что в студии любую ноту можно изменить... И что еле слышный хрип или писк сложно назвать полноценным голосом.

Вот это больше похоже на правду (три с половиной).

Есть несколько сайтов (Diva Devotee, The Range Place и Critic Of Music), чьим данным можно хотя бы немного доверять. Они тоже склонны перехваливать и завышать. Но, по крайней мере, не берут данные с потолка, а опираются на источники.

Почему-то именно 4 октавы стали некоторым золотым стандартом, к которому все стремятся. Я, в общем, тоже формально могу вытянуть 4 октавы. Если считать свистки (которые не являются полноценными звуками, так как в них невозможна дикция согласных) и немного штробасса (он же fry) снизу - ровно 4 и выходит. Но едва ли это можно назвать настоящим пением.

Ни у одной из "четырехоктавных" певиц нет хитов во все 4 октавы. Даже у Мэрайи Кэри. Вот у нее, может, эти самые 4 и есть (по записям слышно, что диапазон явно больше, чем у других). Остальные либо врут, либо нагло пихают в "диапазон" все звуки, которые хотя бы иногда хоть как-то могут издать.

Диапазоны некоторых популярных исполнительниц, на чьих концертах я побывала

Никаких 4 октав вживую не заметно, даже 3 выглядят сомнительно. Chandelier не тянет, несмотря на высокий голос. Занижает всю песню на тон (как в видео ниже).

Флоренс Уэлч

DivaDevotee: 3 октавы 1 нота
Critic Of Music: 3 октавы и 1 нота
The Range Place: 4 октавы

Леди Гага

Diva Devotee: 2 октавы и 7 нот
Critic Of Music: 3 октавы и 3 ноты
The Range Place: 3 октавы

Поет очень прилично, на этот раз данные выглядят правдоподобными. Правда, не скажу, что она прямо уж лучшая. Сиа и Фло звучали эффектнее.

3 (а не 4) октавы и есть хороший диапазон хорошего певца. 2 - маловато. 4 - преувеличение и фантазии либо один случай на миллион. К слову, у, возможно, лучшей певицы всех времен Уитни Хьюстон был именно такой диапазон (3 и 1 нота).

На самом деле

Диапазон - далеко не самое главное. Самое важное - правильное и уместное использование голоса. Где нужно - спеть мягко, где нужно - жестко, где-то прокричать, где-то прошептать, где-то проговорить - в общем, сделать из песни маленький спектакль.

Есть и противоположная точка зрения - типа диапазон вообще не важен. Тоже неправда. Больше нот - больше возможностей. Хотя, конечно, даже у самых талантливых людей они ограничены: так, у высоких голосов обычно невыразительные низы, а у низких - некрасивые верхи. Но, как мне кажется, именно из-за небольшого диапазона творчество Адель было несколько однообразным. Стоило чуть поработать - появилась Send My Love.

Некоторые певицы страдают oversinging - то есть всячески показывают, как они круто поют, забывая, что это не всегда интересно слушателю. Он хочет послушать песню, а натыкается на презентацию "смотрите, как я умею".

Джесси Джей очень любит oversinging. Именно поэтому ее творчество мне не близко.

А почему речь только о певицах? А как же певцы?

К сожалению, мужской вокал в популярной музыке на порядок ниже женского по качеству. Просто хорошо поющий мужчина - уже редкость. А певцов уровня Адель, Бейонсе, Уитни или Мэрайи почти и нет. Ни один в голову не приходит, кроме рок-ветеранов (Мэтт Беллами тоже уже, в общем, ветеран). Даже хваленый Сэм Смит поет просто хорошо и красиво. Но не феноменально.

Так уж повелось, что пением увлекаются в основном женщины и конкуренция среди них намного выше. Это очень заметно по шоу "Голос". Вот свежий пример. Будь он девушкой, не дошел бы даже до первого этапа кастинга. Но пол и нестандартный выбор песни (не слишком сложной, кстати) сыграли свою роль.

Закончим на позитивной ноте - Флоренс много не бывает:) Люблю, когда, кроме голоса, у человека есть еще и индивидуальность. А с этим, к сожалению, у многих плохо:)

P.S. Увлекаюсь пением несколько лет. Петь мечтала всегда, но не получалось раньше по разным обстоятельствам. Может, как-нибудь напишу пост о вокальных педагогах:)

1 октава - ругательство.
1,5 октавы - стандартный диапазон среднего начинающего вокалиста.
2 - 2,5 октавы - стандартный диапазон профессионального вокалиста.
2,5-3 - выше среднего.
3-3,5 - хороший диапазон хорошего профессионального вокалиста.
3,5-4 - редкость даже для хорошего профессионального вокалиста.
4+ - феномен.

Данный текст является плодом нездоровой идеи написать некий фак для тех, кто не занимается вокалом, не интересуется упражнениями и терминологией, но любит музыку и не прочь напеть любимые песни под гитару. Или оценить возможности вокалистов любимых групп и их место в вокальной иерархии. Наконец, для тех кому просто интересно, чем тенор в принципе отличается от баса.

Здесь я не буду нудеть о таких радостях, как дыхание, "опора", "купол" - о них и так написано дофига, причем понять из написанного ниче невозможно, пока пару лет сам не поообламываешь рога об эти вещи.
Я просто по-возможности доступно расскажу о том, как устроен изнутри певческий голос и какие голоса встречаются в дикой природе.
В общем, я попытаюсь написать такой текст, который в свое время весьма бы пригодился мне, но почему-то тогда на глаза не попался.

Начнем с самого простого, понятного и интересного. Диапазон. Какой вообще бывает диапазон у певческих голосов? Вы удивитесь но он, в общем, достаточно невелик. Профессиональному оперному певцу полагается иметь 2 октавы. Причем произведений, реально задействующих эти две октавы целиком сравнительно немного. Обычно нужна где-то октава-полторы. Ну а в попсе, у бардов и в русском роге - бывает и полоктавы достаточно.

Две октавы - это много или мало? Для сравнения: классическая гитара позволяет извлечь 3.5 октавы, электро ~ 4, мой синтезатор "Ямахо" - 5 октав, фортепьяно ~7.3 октавы.
Кажется немного. На самом деле тут следует пояснить, что такое "диапазон профессионального певца". Под этим подразумеваются такие ноты, которые он споет, будучи разбуженным посреди ночи с простудой и с тяжкого бодуна. Т.е. такие ноты, которые всегда при нем и которые он уверенно издает, приходя день за днем на работу. Кроме того, само собой подразумевается красивое, музыкальное, правильное звучание всех нот диапазона, а еще выровненное по тембру и динамике (т.е. громкости). А также "полетное", т.е. голос профессионального оперного певца должен быть всегда слышен зрителям в последнему ряду. Нет, это не то же самое, что "громко".
Итак, заполучить эти две октавы - серьезная работа, на которую тратятся годы в муз. училищах и консерваториях.

Вообще говоря, кроме упомянутых двух "профессиональных" октав, в голосе могут быть еще дополнительные ноты. Снизу или даже сверху. Но их немного, вряд ли больше терции туда или обратно. Чаще эти ноты бывают у женщин, у них диапазон чуть побольше. Так или иначе, современный оперный материал эти ноты не востребует (под "современным" я тут понимаю нынешний репертуар оперных театров, фактически с рядом оговорок можно считать, что "современная" опера начинается с композитора Верди).

А как же быть с периодически встречающимися рассказами о певцах с диапазонами в 3-4-5 октав? Да так и быть. Спросить, как меряли данный диапазон. А меряли его, скорей всего, с включением всех непевческих звуков. То бишь от отрыжки до визга при прижатии дверью. Обычно подобные утверждения - либо реклама, либо мальчики и девочки на форумах меряются друг с дружкой виртуальными приборами.

И есть еще одна вещь, о которой надо тут сразу упомянуть. Так сказать, третья октава из кустов. Фальцет.
В общем, это такой режим работы мужского голоса, когда он звучит как женский. Ну, все слышали Витаса?
Или вот послушаем одного из лучших вокалистов в современном роке - Мэта Беллами, мастерски владеющего фальцетом и легко переходящего с него на основной голос, что вкупе с его тенором и дает 3 октавы.

В приведенной вещи все спето фальцетом

Мужской академический вокал использование фальцета не подразумевает, разве что в качестве характерной краски. В любом случае, в диапазон эти ноты не включаются. Хотя бывает так, что мужик целиком поет все фальцетом, т.е. женским голосом. Таких кадров называют контр-тенорами, обычно они поют репертуар сопрано или меццо-сопрано и по звуку от них малоотличимы.
Чтоб не забыть про женщин, надо сказать, что у них есть свой "фальцет" - называется свистковый регистр, используется крайне редко.

В этом месте хотелось бы чуть подробнее рассказать о типах голоса, раз уж пошла такая бадяга. По-большому счету их 6: три мужских (от высокого к низкому - тенор, баритон, бас), три женских (сопрано, меццо-сопрано, контральт дел... контральто). Каждый мужской голос примерно на октаву ниже соответствующего женского. Правда тут надо иметь в виду, что каждый из типов голосов делится еще минимум на два: лирический (высокий, светлый) и драматический (низкий, более плотный и сильный). Максимум же голоса делятся на стопицот разновидностей, в зависимости от гикнутости того или иного исследователя. Больше всего разнообразия наблюдается среди сопран и басов, что логично.

Большинство мужиков по статистике баритоны. Так что, если вы - мужык, то, скорей всего, вы - баритон, если нет причин подозревать обратное. Если есть причины, то, вполне возможно, все равно баритон - точно тип голоса может определить только специалист, и то, бывает, промахиваются. Т.е., если вы в разговоре все время басите, то это совсем не значит, что вы бас, а не тенор. Кроме того, в чистом виде перечисленные типы голосов встречаются редко, обычно что-то посередине между басом и баритоном, либо тенором и баритоном. Бывает и так, что певец начинает карьеру баритоном, а продолжает тенором. Классический пример - Пласидо Доминго.

Женщины же в большинстве своем обладают высоким голосом - сопрано. Меццо встречаются на порядок реже, а контральто ныне и вовсе вымирающий вид, сейчас их уже не особо и отделяют от меццо.

Обычно в процессе постановки голос приводят к звучанию, характерному для его типа, т.е. тенор орет тонким голосом, а бас бубнит толстым. Хотя в принципе это необязательно, можно пытаться изображать звук не своего типа, просто для каждого голоса есть свой как бы оптимальный тембр.
Меццо от сопрано по звуку отличить сложнее, а бывает и совсем нельзя.

Что касается современной эстрады, как рока, так и попсы - она почти полностью состоит из теноров или косящих под теноров. По-видимому, высокий голос больше соответствует эротическим фантазиям целевой аудитории (из девочек-подростков). Хотя в советской эстраде, да и в зарубежной середины XX века, было много баритонов. Некоторые из них (Гопзон, Лещенко) до сих пор паяют.

Насколько же отличаются друг от друга голоса по диапазону? На самом деле, не так сильно, для "соседних" голосов примерно на терцию, т.е. на 1.5-2 тона. В октаве, напоминаю, 12 полутонов или 6 тонов. Но надо понимать, что терция это немного, если брать ее с серединки диапазона, а вот если с верхней ноты - так там каждый полутон дается, как подъем на Эверест.

Наконец, последняя вещь насчет типов голосов. В общем, классификация данная применяется в академической музыке по одной причине: партии пишутся под тот или иной тип голоса, и соответственно причисление певца к тому или иному классу определяет оптимальный для него репертуар. В эстраде все иначе, там материал часто пишется под данного конкретного исполнителя (нередко им самим), и тут совершенно неважно, тенор он или колоратурный бас - есть возможность подобрать удобный материал под конкретный голос, а не под тип. Поэтому достоверно узнать, какой голос у того или иного исполнителя часто проблематично. А меж тем это иногда бывает полезно при перепевании чужого материала, так сказать сопоставить возможности оригинального исполнителя со своими.

Все, на сегодня устал. Во второй части попытаюсь написать о структуре голоса и о понятии тесситуры, а также сделать ряд практических выводов.
Надеюсь на бурное обсуждение текста, небольшой срачик в комментах также бы не помешал.

Напоследок предлагаю послушать хороших исполнителей.

Сергей Лемешев, лирический тенор.

Муслим Магомаев, баритон.

Федор Шаляпин, высокий бас.

Анна Нетребко, сопрано.

Елена Образцова, меццо-сопрано.

Не секрет, что эта тема очень волнует многих вокалистов, особенно начинающих. Небольшой экскурс в этимологию данного понятия.
Диапазон — с греческого — «все струны, все ноты октавы» , иногда интервал «октаву» называют диапазоном. В более обширном понимании диапазон – это интервал значений какой-либо величины.
Когда мы говорим о диапазоне голоса , то имеем ввиду звуковысотный диапазон певческого голоса, ведь именно для певческого голоса этот параметр имеет огромное значение. Иными словами, диапазон – это все ноты, от самых низких до самых высоких, которые может воспроизвести тот или иной голос. Тот голос, который мы используем в повседневной жизни, т.е. речевой голос, его ещё называют примарным тоном, имеет достаточно ограниченный диапазон. Чего не скажешь о певческом голосе, который является продолжением, так сказать продлением речевого голоса, и а приори охватывает наиболее значительное количество звуков.

В жизни любого вокалиста этот параметр является величиной эволюционирующей, то есть развивающейся и изменяющейся.
Очень часто вначале нашего пути в вокале диапазон нашего голоса невелик по той простой причине, что мы почти совсем не знаем наш голос и его возможности, у нас недостаточно исполнительской вокальной практики или наш голос ещё физически не окреп.

Наш голос проходит различные стадии развития в зависимости от возраста. В детстве голос недостаточно развит, ему не хватает объёма, силы и гибкости, а его диапазон весьма ограничен. В подростковом возрасте (пубертатный период) голос проходит через стадию мутации и видоизменяется, особенно болезненно этот процесс отражается на голосах мальчиков, которые из высоких детских превращаются в низкие мужские. Но сегодня мы не будем останавливаться на особенностях развития диапазона детских голосов, а поговорим о голосах сформированных и готовых к развитию здоровых певческих навыков и,соответственно, своего певческого диапазона, то есть голосах взрослых людей.

Обычно процесс становления голоса завершается у женщин к 18-19 годам, у мужчин чуть позже к 21-23 годам. Это среднестатистические данные, но, как известно, у любого правила конечно же могут быть исключения.
Итак ваш голос сформирован на физиологическом уровне, можно приступать к его усовершенствованию, так сказать оттачиванию вашего вокального инструмента.

Любой голос, даже не знакомый с вокальной техникой, может издать достаточно большое количество различных по высоте звуков и эти звуки могут выходить за пределы двух октав. Чистая октава это интервал, который содержит 8 ступеней, то есть 8 нот. Например, от «До» первой октавы до «До» второй — интервал октава (прим. До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си), соответственно от «Ре» и до «Ре», от «Ми» до «Ми» и т.д.

Теоретически, даже не натренированный голос может издать звуки в диапазоне до 3-х октав. Я не раз замечала, что люди, совсем не имеющие отношения к вокалу, непроизвольно задействуют свой голос в различных эмоциональных состояниях и издают громкие и сильные звуки, необычные для восприятия. Одни смеются раскатистыми нисходящими арпеджио, которые буквально сыплются на нас с высоты Эйфелевой башни, другие пищат в запредельных килогерцах, третьи рыдают громкими пронзительными гортанными басами. Но если вы попросите этих людей пропеть все эти звуки в гаммообразной последовательности, то вряд ли у них это получится столь же удачно и легко. На предельно низких нотах их голос будет истощаться и пропадать, а на крайних высоких он будет кричащим и задушенным…..

Так в чём же разница между обычным непрофессиональным природным голосом и профессионально натренированным певческим голосом?

Натренированный голос способен издать достаточно длинную серию нот однородного качества, без провалов, зажимов и резких изменений тембра, адаптированную под стиль и тесситуру музыкального произведения, которое он исполняет.
Обычно мелодия классической арии может простираться в среднем на 2 октавы, мелодия в современных поп песнях более компактная и в основном не выходит за пределы 7-8 нот, хотя есть и исключения, всё зависит от стиля произведения. Тесситура песни или арии — это высота (регистр) основных и повторяющихся нот мелодии, которыми написана данная песня. Певец должен уметь пропеть все ноты песни в единой манере, характерной для его голоса.

Существуют такие понятия как рабочий диапазон и резервный диапазон певческого голоса.

Рабочий диапазон – это все ноты нижнего, среднего и верхнего регистров, которые голос может петь без напряжения достаточно длительное время. Профессиональным певцам приходится работать на сцене по нескольку часов подряд. Голос не должен уставать, перенапрягаться и терять качество своего звучания. Очень важно, чтобы тесситура исполняемых вокальных произведений была правильно подобрана и соответствовала диапазону голоса певца, то есть типу его голоса. О типах певческих голосов я расскажу в следующем своём видео уроке.

Далее, резервный диапазон – эта вся реальная длина голоса певца, включая крайние нижние и верхние ноты, которые не всегда звучат одинаково звонко, однородно и можно сказать «звучат». Бывают дни, когда мы устаём и некоторые крайние ноты диапазона нашего голоса нам брать тяжело, голос буквально не слушается и рассчитывать, что удастся их реализовать на концерте не приходится.
Но, если эти крайние ноты всё же есть в вашем голосе и ваши голосовые складки смыкаются и производят эти звуки, то качество их звучания можно улучшить с помощью вокальных упражнений на развитие диапазона голоса.

В заключение,

Несколько слов о наиболее часто встречающихся заблуждениях относительно тесситуры (диапазона) голосов известных и неизвестных певцов, мировых звёзд и ваших кумиров.
Очень часто, мне приходится читать в комментариях в интернете, в медиа, видеть видео публикации на Youtube или слышать споры людей (зачастую малокомпетентных в области профессионального пения) о количестве октав в диапазоне того или иного певца, певицы. И зачастую голосам певцов лихо приписываются «лишние» октавы, а иногда дело доходит до абсурда. Например, мне приходилось не раз читать в прессе, что у американской певицы Мерайи Керри 7 октав в голосе…. Я слежу за творчеством этого артиста уже многие годы и могу с уверенностью заявить, что все ноты, которые были произведены её голосом в записях и живых выступлениях с самого начала её карьеры в 1990 году заключаются в 4 полные октавы плюс ещё несколько звуков в Emotions, 1991. Это действительно уникальные показатели сверх подвижного и эластичного голоса. Редкость, согласна. Но не 7 октав!

На клавиатуре фортепиано всего 7 полных октав и ещё 2 самых нижних звука « Ля » и « Си » в субконтроктаве.
Большинство человеческих голосов от самого низкого (баса) и до самого высокого (сопрано) покрывает в своём диапазоне в среднем 5 октав.

Природа человеческого голосового аппарата такова, что самый низкий голос никогда не сможет воспроизвести тех звуков, которые подвластны высоким подвижным голосам, структура голосовых складок которых тонкая и эластичная. И наоборот, высоким и подвижным голосам не хватит физической мощи и нужных обертонов, чтобы издать звуки в крайнем нижнем участке возможного вокального диапазона человеческого голоса в силу того, что их голосовые складки просто не приспособлены природой к такого рода звукам.

Каждый голос уникален и красив как природный алмаз. Но драгоценный камень засверкает лишь после грамотной и качественной обработки. Остаётся лишь найти хорошего мастера и приложить усилия и Вам голос преобразится яркими красками! Дерзайте!


Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред ли это, достаточно знать, что такое октава .

С физической точки зрения октава -- это увеличение частоты звуковых колебаний вдвое. Например, 440 Гц -- это ля первой октавы (стандартный камертон), 880 Гц -- это ля второй октавы. Интервал между ними -- октава. (Такой музыкальный строй является основным для европейцев уже 2 века).

Вся полоса голосовых частот у людей обоих полов лежит примерно между 80 Гц и 1100 Гц. От ре большой октавы (73 Гц) до до# третьей октавы (1108 Гц).
Если пересчитать в октавы, получим:
80 * 2^x = 1100;
2^x = 1100/80;
x = ln(110/8)/ln(2) = 3.78 октав;

Округлим до 4 октав. Это весь (ВЕСЬ) диапазон нормальных человеческих голосов от баса до сопрано. Человек (не важно какого пола), который может петь в диапазоне 4 октав, обладает выдающимися вокальными данными (и, скорее всего, годами тренировки). Таких людей мало. Эти четыре октавы могут быть сдвинуты выше или ниже основной полосы, но сейчас я говорю в общем о размахе диапазона. В книге рекордов Гиннесса у мужчин рекорд -- 6 октав , у женщин -- 8 октав . Таких мутантов всего несколько на все человечество.

Вокальные диапазоны (бас-тенор-альт-сопрано) обычно делят по 2 октавы. Допустим, мы учитываем не только нормальный регистр голоса, но и фальцет -- это еще примерно 1 октава вверх для мужчин. Для женских голосов фальцет дает небольшой прирост диапазона. Итого есть 3 октавы: это хорошо тренированный певческий голос с учетом фальцета. Уверенный голос без фальцета от 2 до 3 октав -- это уже хорошие данные + очень хорошая тренировка.

Например, Фредди Меркури мог петь от фа большой октавы до фа второй октавы (и до ми третьей фальцетом). Это три октавы чистого голоса и еще почти октава фальцета. Эрик Адамс поет в 4 октавах на записях.

Стоит еще учитывать, что фактический диапазон и музыкальный диапазон -- вещи разные. Под вокальным диапазоном обычно понимают набор музыкально полезных звуков, которые доступны певцу. Под полезными подразумеваются те звуки, которым певец может придать необходимую длительность, силу и окраску. Я, к примеру, могу пищать фальцетом в третьей октаве и булькать басом в большой -- но музыкально эти звуки бесполезны, потому что ни контролировать их длительность, ни сделать их громкими, ни влиять на выразительность я не могу. Да и само их воспроизведение вызывает такое напряжение, что ни о каком исполнении речи нет.

Стандартная клавиатура фортепиано -- 88 клавиш. Это 7 с хвостиком октав. Вдвое больше, чем доступно очень хорошо развитому голосу.