Скачет красная конница описание. «Скачет красная конница» Малевича

1928-1932; Холст, масло. 91×140 см;
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картина «Скачет красная конница» написана в 1928-1932 годах. Такой разброс в датах происходит из страсти позднего Малевича ставить более ранние даты на своих картинах. Но главное понятно - далеко позади революция и гражданская война, когда на фронтах так не хватало стремительных красных кавалеристов, позади «Окна РОСТа» и Эль Лисицкий с плакатом «Клином красным бей белых!», позади публикация отдельных рассказов из «Конармии» Бабеля в «Лефе». Еще дальше 1918 год, которым картину отметил сам Малевич. Теперь красная армия была уже армией Лии Райцер, которая изображала ее как бесконечно повторяющиеся узоры механизмов, машин, гусениц и крыльев.
После заграничной поездки в 1927 году Малевич несколько месяцев провел в заключении. Старинный друг, партиец Кирилл Иванович Шутко, занимавший в те годы видный пост, приложил все усилия для освобождения художника. Малевич уже не был на хорошем счету, он написал «Введение в теорию дополнительного элемента в живописи», намереваясь опубликовать этот трактат, но не вышло. Он стал изображать плотников, жниц, крестьян в полях, наконец, даже писать картины с почти человеческими лицами. В это время Малевич постоянно меняет места службы, его отовсюду «уходят», он порывает со старыми знакомствами. Его записей о картине нет, не сохранилось даже эскизов, творилась она в атмосфере отчуждения и полного молчания.
«Математика» картины «Скачет красная конница» лежит так неглубоко, что простота кажется преднамеренной и призывающей к подсчету не то что в уме, но даже как будто на пальцах. Четкая линия горизонта разделяет картину в пропорции 0,618, в точном отношении золотого сечения; три группы всадников, состоящие из четырех рядов, и 12 слоев разноцветной земли. Вся эта нехитрая символика производит поле для бесконечного количества интерпретаций, а значит, ни к чему не обязывает. Картина просто оказывается «вросшей» в культуру, очень прочно стоящей на твердой земле. И полное название на обороте: «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы» - чтобы уже наверняка было хорошо, ладно и просто. «Мы явились, - возвещал Малевич когда-то, - чтобы очистить личность от академической бутафории, прижечь в мозгу плесень прошлого и восстановить время, пространство, размер и ритм, движение, основы сегодняшнего дня». Вместо этого - скромная простота его поздней «Конницы…», которая попала в унисон с коммеморациями революции и подвигов красной армии. Долгое время «Скачет красная конница» была единственной работой опального художника, признанной официальной историей советского искусства.
***
Куда скачут маленькие красноармейцы в этом пустынном мире? Не из тьмы к свету, не «из октябрьской столицы» к советской границе, потому что ничего этого, собственно, нет. Есть бескрайнее пространство и само движение, получающее смысл только благодаря вынужденным границам картины - левой и правой. Конница скачет в неизменной горизонтальной плоскости, которая лишает движение его главной причины и цели: перемещения из одного пространства в другое. Пространство меняется только в вертикальной - недоступной стремительным красноармейцам - плоскости. Помещенная в тюрьму двухмерного пространства конница не позволит себе просто свернуть в сторону, потому что выход возможен лишь вверх, подобно огненному восхождению Илии-пророка на небеса, или обращение в коней колесницы Амфиарая, единственного из живых, вошедшего в царство Аида верхом.
Оглядываясь на историю советского искусства, мы постоянно подвергаемся искушению найти в том или ином произведении два смысла: обманку для власти и то, что «на самом деле» хотел сказать художник. В поисках авторского замысла, конечно, есть смысл и очень важный, но помимо него есть и последующие интерпретации, богатство которых, думается мне, и создает значимость произведения.

Малевич СКАЧЕТ КРАСНАЯ КОННИЦА


Два наиболее общих места описаний особенностей авангарда вообще и живописного в частности - 1) значительно возросшая по сравнению с предшествующим искусством степень рациональности (оттого и потребовались специальные манифесты различных школ, игравшие роль своеобразных "систем аксиом " соответствующих направлений в искусстве), 2) существенная нацеленность на раскрытие "фундаментальных" сущностей, возвращение к "началам", откуда - родство с архаическим искусством и/или примитивами. Упоминаниями об этих особенностях я, кажется, прожужжал все уши на протяжении книги.

Из данных тезисов вытекает тривиальное следствие: рациональность вкупе с архаичностью дает архаическое рациональное - разумеется, не в его чистом виде (кто знает, как на самом деле думали древние), а в форме проекции на современность. И тогда мы сразу попадаем в ситуацию Предисловия : речь и в данном случае должна идти о той специфически архаической рациональности (она же, само собой, элементарная), которая служит неотъемлемым достоянием современного человека. Не случайны, по-видимому, и хронологические совпадения: авангард как явление родился в тех странах и в тот период, когда светским школьным образованием оказались охвачены репрезентативные общественные слои. Отсюда, возможно, все и выводится: рациональность - поскольку в школе изучаются как раз науки , т.е. рациональные предметы, трактовки; нацеленность на начала - поскольку за партами штудируются исключительно элементарные вещи, относящиеся к началам каждой науки. Еще недавно, до Нового и Новейшего времени, у человека в массе не было особенно существенных поводов всерьез заниматься анализом каких-то начал: с ними, казалось, и так все ясно - см. Св. Писание. Распространение школьного образования нанесло сильнейший удар по иератизму и догматичности общественного мировоззре ния: волей-неволей прививался вкус и к рациональности, и к аналитической нацеленности на начала . Процессы развивались как на сознательном, так и бессознательном уровнях.

В книге упоминались примеры рационального бессознательного в живописи и до возникновения авангарда: скажем, закон перспективы (прямой или обратной) . А в данной заметке хотелось бы сделать несколько замечаний по поводу структуры картины Казимира Малевича "Скачет красная конница…" (1918 - 1928). Как известно, этот самый знаменитый в мире русский художник обладал исключительно конструктивным ("концептуальным") живописным мышлени ем.

Для начала вспомним саму картину:

Во-первых, изображение на картине явным образом разделено на три части: небо, земля, люди (скачущая конница ), что сразу напоминает о трех частях мироздания и заставляет думать (или, скорее, чувствовать), что и в настоящем случае речь идет о построении некоей вселенной (конкретно - новой вселенной). Во вторых, бо льшую часть картины занимает небо, и линия горизонта делит полотно в точном отношении золотого сечения (небо : целому = земля : небу = 0,618. Можете проверить). Ну, с этим приемом мы также отлично знакомы: практически ни одно руководство по проблеме золотого сечения не обходится без соответствующего примера - если в картине есть линия горизонта (небо-земля, небо-море…), то обычно соотношение двух частей и тяготеет к гармонической пропорции. Как на образчик можно сослаться на цитату из работы проф. Тиммердинга . Просто занятно, что в картине Малевича использовано максимально точное соотношение.

В-третьих, нетрудно заметить, что конница как целое, в свою очередь, определенным образом структурирована. Перед нами три группы по четыре всадника (а если присмотреться, то каждый всадник дополнительно "расчетверяется", что призвано передать ощущение четырех рядов). Тройка и четверка - характернейшие числа (см. разделы 1.3 и 1.4), участвующие в организации человеческих представлений о реальности. При этом тройка, если это еще не забыто, в большей степени коррелирует с классическими представлениями, тогда как четверка - со специфически наиновейшими (впрочем, и архаическими). В исторический период, к которому относится рассматриваемая картина, в России происходил настоящий слом господствующих парадигм, что находило свое выражение, в частности, в одновременной актуальности обоих конституирующих чисел: и 3, и 4.

Три группы всадников, полагаю, вполне сродни трем русским богатырям (популярность упомянутого мотива в означенный период может проиллюстрировать, скажем, феномен так называемой буденновки, этого военного головного убора, разработанного в период Первой мировой войны и затем ставшего поп-атрибутом красного кавалериста. Дизайн же буденновки, в свою очередь, - копия древнерусских боевых шлемов, что, вероятно, не удивительно, если вспомнить, что модель была разработана в кругу Васнецова, автора хрестоматийных "Трех богатырей"). Тройственность, сопряженность с мифологемой тройки былинных богатырей (см. ) - свидетельство эпичности происходящего (как по масштабу, так и значению). Четверка - скорее из наиновейшего ряда, выражение рождения концептуального и эстетического мировоззре ния совершенно нового типа, а именно авангардистского (см. там же и многие другие места). Семантика тройки, напомним, - когда события происходят помимо нас (ср.: революция как стихия, как то, что заведомо превосходит человека и происходит помимо его воли и намерений), тогда как четверка - с конституирующим участием "наблюдателя" или активного деятеля, актора. Революция, конечно, есть и то, и другое - это и неуправляемая стихия, и целенаправленный энерги чный проект, результат наших действий. Отсюда актуальность сразу обоих чисел.

В отличие от традиционных изображений, нижняя часть картины, земля представлена не в своем обычном, т.е. внешнем, облике (художник-реалист скорее всего нарисовал бы открытую степь), а как бы в разрезе. Перед нами, повторяю, не фотографически-точное полотно и даже не просто приправленное некоей полузагадочной символической условностью, а по сути чертеж. Речь идет о рождении новой вселенной (проект), о расчете и о представлении скрытой внутренней сути изображаемого. И в этом контекст е не может быть оставлено без внимания, что земля в ее поперечном разрезе состоит ровно из 12 цветов (подыщите, пожалуйста, иллюстрацию повразумительнее нашей картинки). 12 = 3 х 4 - выражение одновременного действия двух формообразующих парадигм, тринитарной и кватерниорной (см. раздел 1.5). Не стану судить об использованной цветовой гамме (честно сознаюсь, моя хроматографическая грамотность сильно хромает, оставим задачу тем, кто более компетентен ), зато само число представляется в высшей степени характерным. Здесь Малевича интересовала своеобразная формула земли , сама ее суть .

Линия горизонта, как сказано, смещена заметно вниз (небу отведена бо льшая часть картины, см. 0,618) - не следует, по-видимому, специально пояснять почему (если захочется, можно освежить в памяти, к примеру, поэму "Двенадцать" Блока или не менее известные строки Вас. Князева "Мы на небо залезем, разгоним всех богов", штурм небесных бастионов - практически расхожий мотив великих революций). Центр тяжести скачущей конницы очевидно сдвинут вправо. Результат - рождающаяся вселенная весьма динамична, и это вполне очевидный ход: если зрительный центр картины смещен вниз и вправо, то в итоге возникает ощущение движения влево и вверх. У этого движения огромные перспективы: как обычные земные (пространство перед конницей заметно больше оставшегося за спиной), так и, если можно так выразиться, небесные, метафизические (движение вверх - ведь это в огромное небо).

Сказанным реестр конструктивных особенностей, разумеется, не исчерпывается - так, можно было бы проанализировать геометрическое распределение трех групп всадников по горизонтали. Однако поскольку в книге подобная задача не затрагивалась, постольку не станем усложнять изложения. Вместо этого подведем краткий итог.

Картина Малевича "Скачет красная конница…" представляется в высшей степени выразительной, энергетически заряженной (как теперь говорят: с отличным драйвом). Она выглядит также вполне характерной для творчества этого исключительно "метафизического", "философического" художника (художник-мыслитель), занимавшегося раскрытием и построением самого фундамента бытия и при этом предельно "математичного" (наверно, не стоит напоминать о "Черном квадрате"). Очередным - и весьма удачным - свидетельством подобной направленности и представляется рассмотренная картина, которая по существу "вычисляема". Художник вычислял рождающуюся и созидаемую им самим вселенную, а нам предоставляется возможность делать то же самое с его произведениями, поскольку соответствующие элементарно-математические реалии принадлежат сразу всем и никому в отдельности.

Сноски:

Кто-то, более иронически настроенный, чем я, не преминет заметить, что создателями авангарда становились в основном весьма молодые люди, еще не отягощенные чрезмерным бременем знаний, т.е. чьи знания в основном и состояли из школьных: простейших рациональных, направленных на начала. Ирония, впрочем, не обязательно уместна: ведь на смену патриархальности в обществе, многознанию в науках, искусствах как раз и приходил новый мир. "Коммунизм - это молодость мира и его возводить молодым"? - Это относится отнюдь не исключительно к данной утопии. Ведь даже сейчас, в период очередных революционных изменений в России, "слишком многознающие" академики превращены в предмет насмешек ("они ничегошеньки не понимают и льют воду на мельницу врагов прогресса") со стороны "молодых реформаторов", прямо объявляющих, что их политическая опора - молодежь, а "старые" - они из старого мира.

Несмотря на то, что изрядная доля нас знакома с этим элементарно-геометрическим законом, при непосредственном восприятии картины он действует скорее по бессознательным каналам (впечатление объемности, реалистичности изображения).

Дотошному читателю, возможно, захочется уточнить, что перед нами не три, а четыре составные части, т.к. помимо людей тут присутствуют и лошади, репрезентанты животного мира. Не вступая в дискуссию, лишь отмечу, что, согласно моему восприятию, люди и лошади скорее представляются неким единым существом - эдаким стадом кентавров, собирательно - конницей (она и на картине выведена весьма обобщенно), т.е. более дробная дифференциация на людей и коней в данном случае не вполне отвечает сути дела. Заметим в скобках: не лишено вероятия, что, скажем, евразийские идеи в значительной степени родственны мифологии конницы тех времен (попутно можно вспомнить и о "Скифах" Блока).

Черный, коричневый, белый и красный - вот некоторые из использованных цветов. Белый и красный - ср. два лагеря Гражданской войны; белый - цвет незапятнанности, чистоты (в национальной почве это все же осталось), красный - цвет крови, традиционного компонента родной земли ("земля, политая кровью"). Черный, коричневый - не менее знаменитые символы почвы. "Blut und Boden", коричневый, белый, красный и черный - эти цвета активно присутствовали в соответствующей символике задолго до национал-социализма и будут присутствовать всегда. Что с остальными цветами Малевича? Желтый - от солнца, от золота (какое значение для земли имеет солнце, а земля для богатства, вероятно, не требует пояснений); то ли фиолетовый, то ли пурпурный (я сам сейчас использую лишь иллюстрацию) - возможно, и царственность...

12 цветов, которыми представлена земля, вызывают дополнительные ассоциации с 12 месяцами, 12 знаками Зодиака (судьба), 12 часовыми делениями на циферблатах хронометров. Не шла ли речь о принципиальной изменчивости природы земли, ее подведомственности времени (в отличие от "вечного" - соответственно, неотструктурированного на картине - неба)? Революция приводит в движение тектонические слои самой истории, перемешивает их, и на картине Малевича составные цвета "перетасованы", наезжают друг на друга. Подобные гипотез ы, впрочем, превосходят формат заметки, поскольку проверка отняла бы слишком много времени и сил.

140 лет назад, 23 февраля (11 по старому стилю) 1878 года, родился Казимир Северинович Малевич – основоположник супрематизма и автор одной из самых лучших картин про Красную Армию.

Нисколько не преувеличиваю. Эта картина – шедевр. Любой, кто видел её воочию в Русском музее, это подтвердит. И даже советская власть, отвергавшая остальное творчество художника, была в восторге от этой картины.


На полотне нет загадочных геометрических фигур, соединённых в неоднозначно трактуемую композицию. На нём «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы». Именно так картину подписал автор.


Завораживающая и выразительная картина разделена на три части: небо, земля и люди с лошадьми – красная конница. Соотношение высоты земли и неба максимально приближено к пропорции 0,618. То есть к знаменитому золотому сечению. Красные конники из трёх групп по четыре ряда всадников стремительно скачут вдаль. Земля нарисована как бы в разрезе – слоями в 12 цветов.


Вообще, число двенадцать на полотне использовано два раза: как видим, это не только двенадцать цветов земли, но и двенадцать всадников. Хоть и разбиты они в группы по четыре, что кому-то может навеять мысли о четырёх всадниках Апокалипсиса, но всё же их столько, сколько было апостолов с Христом. А что, вы думали, только Блок мог видеть, как с красногвардейцами шёл в белом венчике из роз – впереди – Исус Христос?


К слову, картину автор создал в конце 20-х – начале 30-х годов. Но на холсте проставил 1918-й. Год рождения Красной Армии. Чьё столетие мы отмечаем сегодня. И пусть злопыхатели истерят, что в тот самый день ничего выдающегося грозные альбатросы революции не свершили. Что за мелочность? Не тогда, так чуть позже. И будьте проще, как Малевич, который не заморачивался на тему, какую дату проставить:)


И, самое главное, не про врагов красноармейцев художники потом создавали такие впечатляющие полотна. Глаз не оторвать от зрелища того, как по бескрайним русским просторам, в романтической дымке, скачет красная конница! И не видать конца и края – только синь сосёт глаза... И от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней!!!

Казимир Малевич - Скачет красная конница.

Холст, масло

Оригинальный размер: 91×140 см

Годы создания: 1928—1932

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, признаваемая официальной историей советского искусства, чему способствовало её название и изображение событий Октябрьской революции. Малевич поставил на обратной стороне дату 18 года, хотя на самом деле она была написана позже. Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширина земли и неба в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех групп по четыре всадника, каждый всадник расплывается, возможно конница из четырёх рядов. Земля нарисована из 12 цветов.

Казимир Северинович Малевич — российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.

Описание картины Казимира Малевича «Красная конница»

Дата написания Казимиром Малевичем картины "Красная конница" доподлинно неизвестна абсолютно никому. Специалисты в сфере живописи утверждают, что это был период приблизительно с 1928 по 1932 год. Точная дата неизвестна только потому, что на большей части своих работ, которые были написаны Казимиром Севериновичем в поздний период его творчества, автор не писал даты.

Одна из самых известных работ автора, которая на протяжении довольно длительного периода была у художника единственной, нарисованной в стиле абстракционизма. В свое время она была признана советскими искусствоведами. Тематика картины была более чем актуально в то время, ведь на полотне изображены события знаменитой Октябрьской революции. Полотно было датировано художником 1918 годом, что немного необычно, ведь на самом деле она была создана на десяток лет позже указанной даты.

Автор словно разделил картину на три части. Все они имеют идеальные пропорции. Каждая из них имеет свое значение. Изображенная на полотне конница представляет собой три различные группы всадников, каждая из них насчитывает по четыре наездника. На картине кажется, будто каждый всадник "расчетверяется" и это создает иллюзию четверых рядов, присутствующих на картине.

Нижняя часть полотна символизирует землю. Автор изобразил ее двенадцатью различными цветами. Такой прием вполне соответствует двенадцати наездникам, изображенным художником на картине.

Центр картины смещен Казимиром Малевичем немного вправо и вниз. Расстояние от левой части полотна до всадников в два раза больше, чем расстояние с правой части картины до них. Благодаря использованию такого приема художник пытался рассказать о тех перспективах, которые были открыты произошедшей в государстве Октябрьской революцией.

    Сроки изготовления и отправки заказов в марте 2019 года

    • Через сколько дней после отправки доставят товар?

      Все зависит от удаленности адреса от Москвы. Заказы по Москве доставляются в день готовности, заказы в другие регионы передаются в курьерские службы в день готовности и доставляются, начиная со следующего календарного дня. Конкретные сроки зависят от курьерской компании, их можно узнать на странице оформления заказа.

    • Какой рисунок на спине?

      Почти всегда цвет спины соответствует цвету руков. Если на спине есть рисунок или цвет спины отличается от цвета рукавов, то мы всегда это показываем на картинке.

      Как не ошибиться с размером?

      Чуть выше есть кнопка “узнать свой размер”, при клике на нее откроется размерная таблица. ВСЕГДА сверяйтесь с ней, прежде чем оформлять заказ! Наши размеры могут отличаться от размеров в других магазинах.

      Какое качество вашей продукции?

      Состав: 50% хлопок, 50% полиэстер. Подробнее о качестве можете почитать на соседней вкладке “Технология”.

      Возможен ли обмен или возврат?

      Возврат и обмен возможен, если сохраненен товарный вид изделия. Для этого необходимо написать нам на почту с указанием причины возврата/обмена, после чего мы отправим подробную инструкцию, как это сделать.

      Какие есть способы оплаты?

      Мы работаем только по полной предоплате. Это связано с тем, что мы производим продукцию индивидуально под заказ клиента, и в том случае, если клиент передумает забирать заказ (как это часто бывает при работе с наложенным платежом), то у нас будет накапливаться большое количество остатков, которые тяжело реализовать, т.к. коллекции большие и принтов много. Мы принимаем платежи с помощью сервиса Яндекс.Касса.

      Какие гарантии, что вы не обманите?

      Мы работаем с 2014 года, и за это время мы накопили большое количество положительных отзывов, которые можете почитать на этой странице ниже:) Кроме того, мы принимаем платежи через официального партнера Яндекс.Касса, а не просто на банковскую карту. Поэтому можете не переживать, обмануть вас не получится!

    • Мы наносим изображения на нашу одежду методом сублимации. О преимуществах и недостатках этого метода можно узнать ниже.

      Процесс производства:

      Изготовление нашей продукции начинается с перенесения изображения на полотно ткани. Мы используем специальную ткань нашей разработки, состав которой в равных пропорциях состоит из хлопка и полиэстера. Добавление полиэстера необходимо для того, чтобы изображение плотно “врезалось” в структуру ткани, что придает изображению стойкость, недостижимую при других методах печати. После перенесения изображения ткань отправляется к раскройщику, где он вырезает из нее все детали будущего изделия. После раскройки изделие отправляется в швейный цех, где в ручном режиме все детали соединяются в готовый продукт.

      Преимущества:

      1. Очень стойкий принт. 2. Максимальная тактильная схожесть с хлопком. 3. Индивидуальный подход к созданию продукции (ручной пошив).

      • Недостаток:

        Из-за большой доли хлопка в структуре нашей ткани (50%), при окраске ее в черный и темные цвета, возможно появление мелких светлых ворсинок (непрокрашенный хлопок). Однако эти ворсинки не заметны с расстояния в полметра.