Сказка "заяц и лиса" - произведение для самых маленьких. Животные в русских народных сказках

Главный герой «Сказки про храброго зайца Длинные-Уши-Косые-Глаза-Короткий-Хвост» Д.Н.Мамина-Сибиряка из сборника «Аленушкины сказки» — обычный заяц, живший в лесу вместе с другими зайцами. Он, как и все его сородичи, боялся всего и всех – лесных шорохов, взлетающей птицы и, конечно, волка. Шло время и вот однажды зайцу надоело бояться. Он громогласно объявил всем жителям леса, что никого теперь не боится.

Собрались другие зайцы – и умудренные жизненным опытом, и молодые зайчата, и зайчихи. И все недоверчиво слушали новоявленного храбреца. А когда поняли, о чем он говорит, то стали потешаться над ним, настолько нелепыми были его слова. Где это видано, чтобы заяц никого не боялся? А герой сказки до того расхрабрился, что пригрозил съесть самого волка! Волк в это время как раз проходил мимо и, услышав речи хвастуна, решил подойти поближе, глянуть, кто это там такой смелый, да и съесть его.

Увидев волка, расхрабрившийся заяц сначала замер от испуга, а потом, пытаясь спастись от хищника, резко подпрыгнул, и совершенно случайно приземлился прямо на голову волку, после чего задал стрекача и долго не мог остановиться от страха. Он думал, что волк гонится за ним, а волк в это время бежал совершенно в другую сторону. Удар по его голове был очень сильным, и волк решил, что в него стреляли.

Когда оставшиеся на поляне зайцы пришли в себя, то отправились на поиски храбреца. Они с трудом нашли его и стали хвалить за храбрость. Заяц понял, что волк от него убежал и с той поры стал верить, что он действительно никого не боится. Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки про храброго зайца состоит в том, что жизнь в значительной степени зависит от собственного отношения кого-либо к окружающему миру. Если все время бояться и опасаться разных неприятностей, то эти неприятности всё время будут вертеться в голове и мешать жить. А если найти в себе силы побороть страх, то удача будет на твоей стороне. Сказка учит не бояться опасностей, а стараться преодолевать их, активно бороться с надуманными страхами.

В сказке мне понравился главный герой, храбрый заяц. Ему надоело все время чего-то бояться и он решил стать смелым, а вскоре и на деле сумел доказать свою храбрость, напугав волка.

Какие пословицы подходят к сказке?

У страха глаза велики.
Храбрость превосходит силу.

Можно ли говорить о зайце как о трусливом животном?

Трусость - это, скорее, человеческая черта характера. Но зоопсихология - наука относительно молодая, а люди склонны приписывать животным то, что свойственно им самим.

Как ведет себя заяц в естественных условиях? Чтобы не попасть в зубы хищнику, заяц затаивается, а если хищник его все-таки обнаружил, резко срывается с места и бежит. Человека, который прячется от опасности, могут считать трусливым. Альтернативное поведение - встретить опасность лицом к лицу, «в бою». Эти стереотипы тоже можно обсуждать, выяснять их историю.

Но с точки зрения природы поведение зайца предельно рационально. Он умеет хорошо маскироваться - поэтому и затаивается. И так, между прочим, обеспечивает выживание своему потомству. Он очень быстро бегает на коротких дистанциях, поэтому для него есть смысл спасаться бегством. Так ведут себя многие травоядные. Например, лани, олени. Вспомните цикл сказок Феликса Зальтена про олененка Бемби. Там зайцы с оленями в добрых отношениях. Они друг друга считают «своими». Конечно, это сказка, и она идеологизирует эти отношения: мол, олени и зайцы «дружат», потому что ни те ни другие никого не убивают.

Но вообще-то реальный заяц - не такое уж маленькое и слабенькое животное. Длина его тела - 60-70 см. А если он встанет на задние лапы, то его «рост» может достигать и 80 см. Это - без учета длины ушей. У него на передних и задних лапах есть когти, и он способен в некоторых случаях дать отпор хищнику. Если заяц стоит, он будет бить передними лапами. Если он опрокинулся на спину, будет бить задними лапами, которые у него намного сильнее передних. Он может даже распороть брюхо лисе. Поэтому не всегда лиса решается напасть на зайца.

Распространенное представление о том, что заяц «постоянно дрожит от страха», связано с особенностями его обоняния. Обоняние у зайцев очень острое, и они постоянно нюхают воздух: не появился ли поблизости хищник, нет ли где рядом подходящей еды. Когда заяц принюхивается, он быстро-быстро шевелит носом, и от этого у него шевелится еще и верхняя губа. Со стороны это может выглядеть так, будто заяц дрожит.

Еще одно «популярное» заблуждение касается заячьего «косоглазия». Глаза у зайца расположены не как у человека, а по разные стороны головы. И смотрит заяц иначе: у человека поля зрения разных глаз пересекаются, и в мозгу возникает единый образ. А у зайца поля зрения не пересекаются. У него каждый глаз «видит свое». Точно так же смотрят на мир лошади, овцы, коровы, козы, мыши, белки и многие другие звери. Они тоже могли бы считаться «косыми». Собственно, о лошади часто так и говорят, что она «косит глазом».

Вообще заяц, как и любое другое животное, ‒ существо невероятно интересное. Ну а то, что, читая сказки, дети сочувствуют зайцу и жалеют его, ‒ это хорошо. Возможно, когда-нибудь они увидят живого зайца и очень удивятся - настолько он будет отличаться от зайца сказочного. Но удивляться полезно.

Цель урока: Знакомство с русской народной сказкой «Заяц-хваста».
Задачи урока:
1. Образовательный аспект. Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умения самостоятельно работать с текстом, умения работать в статичной паре, в статичной группе (в группе постоянного состава.
2. Развивающий аспект. Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение, умения анализировать характер героя с опорой на план, умения давать героям оценку, умения воссоздавать прочитанное, умения раскрывать причинно-следственные связи.
3. Воспитательный аспект. Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: добро всегда добром возвращается.
Создать условия для воспитания храбрости, взаимопомощи через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.
Оборудование: компьютерная презентация, учебник, выставка книг, карточки описания героя, карточки с заданиями (игра «Бюро находок», досье), текст сказки, удостоверения для рефлексии.
Ι Организационный момент.
1. Психологический настрой учащихся.
Доброе утро!
Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
– Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Артикуляционная гимнастика.
– Я предлагаю настроить речевой аппарат.
Ать - ать - ать – много будем мы читать.
Ания- ания – проверяем знания.
Лю-лю-лю – сказки очень я люблю.
Гу-гу-гу – всегда другу помогу.
– Кто любит сказки?
– Среди вас есть помощники?
– А вы знаете, кто такие сыщики?
– Чем занимаются сыщики?
Слайд
ΙΙ Актуализация знаний.
– Проверим, кто из вас готов стать сыщиком? Проведём первое расследование.
– Мне нужна ваша помощь.
Игра «Бюро находок».
– Внимательно прочитайте слова в каждом столбике.
– Что могут обозначать эти слова?
Л. Пантелеев «Две лягушки» сказка
В.Горбовский «Розовый слон» стихотворение
В.Чаплина «Мушка» рассказ
Русский народ «Заяц-хваста» сказка
– Установите соответствие между словами трёх столбиков.
– Кто может выполнить это задание самостоятельно – приступайте к работе. А остальным поможет содержание в конце учебника.
– Проверим, как вы справились с расследованием.
– Вы хорошо справились с заданием, я принимаю вас в сыщики.
карточки
Слайд
Учебник с. 189
Слайд
ΙΙΙ Постановка учебной задачи.
– Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока.
– Русская народная сказка «Заяц-хваста».
– В жизни нет такого предмета, природа которого не давала бы зацепки для сказки. Вот и заяц часто является героем сказок.
Слайд
IV Переход к теме.
– Какие сказки с участием зайца вы знаете?
«У страха глаза велики» р.н.с.
«Заюшкина избушка» р.н.с.
«Жалобы зайки» К.Д. Ушинский
«Лиса и заяц» р.н.с.
«Колобок» р.н.с.
«Теремок» р.н.с.
Загадка.
Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою - белый,
Он, скажите, вам знаком?
– Что вам помогло отгадать загадку?
– Что вы знаете о зайце?
– Какой по характеру обычно бывает заяц?
– Прочитайте слова и выберите те, которые присущи характеру зайца. Объясните свой выбор.
(Жадный, весёлый, трусливый, сильный, смелый, ловкий, глупый, несчастный, осторожный, проворный, любопытный, неуклюжий).
– Ну, что юные сыщики, вы готовы к новым испытаниям.
– Иногда авторы меняют в своих произведениях привычный характер героя.
– Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку «Заяц-хваста» и проведём расследование. Соберём о зайце как можно больше информации.
– Но прежде чем мы займёмся поиском, нам необходимо проверить свою физическую форму.
Физкультминутка.
Шагаем на носочках, чтобы нас никто не обнаружил.
Тянемся, чтобы достать с верхней полки важный пакет.
Спрятались в густую траву.
Высоко подняв ноги, перешагиваем через ловушки.
А теперь проверим, какие вы внимательные.
Слайд
Выставка книг
Слайд
Фото зайцев
Доска
Карточки
V Решение учебной задачи.
1. Словарная работа.
– В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение.
– Кто такой хваста?
Хваста – тот, кто хвастается.
Хвастовство – неумеренное восхваление своих достоинств.
Крестьянин – сельский житель.
Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлеба.
Кокорина – нижняя часть хвойного дерева.
2. Первичное чтение сказки учителем.
3. Анализ характера героя.
– Где жил заяц?
– Чем занимался?
– С кем общался?
– Почему хвастался заяц?
(Он хотел быть большим, сильным, чтобы его все боялись.)
– Как он хвастался? Зачитайте.
– Кто проучил зайца?
–Как вы думаете, перестал он хвастать?
–Какой поступок совершил герой сказки?
–Как поблагодарила ворона зайца? Зачитайте.
4. Исследовательская работа.
– Какой в этой сказке заяц?
– Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вновь поработать сыщиками.
– Сейчас вы внимательно прочитаете сказку и составите досье на нашего зайца.
– Что такое досье?
(Сбор информации о ком-то или о чём-то.)
– Будем собирать информацию на героя сказки по плану:
Имя___________________________
Место жительства_______________
Время года_____________________
Внешний вид___________________
Друзья_________________________
Враги__________________________
Поступки_______________________
Характер (подчеркни нужный вариант): везучий, хвастливый, ленивый, честный, грубый, удачливый, храбрый, догадливый, добрый, злой, трусливый, болтливый, заботливый.)
– Сказка перенесена из учебника на лист бумаги. Читая её, вы будете в тексте отмечать красным карандашом ответы и записывать их в досье.
5. Проверка результатов работы.
– Какое досье у вас получилось? Зачитайте.
– Какие черты характера осуждаются в сказке?
(Хвастовство)
– А какие поощряются?
(Храбрость, взаимопомощь)
– Для чего мы составили досье на героя?
(Чтобы его лучше узнать и понять).
Слайд
Учебник
(с. 51-52)
Слайд
Слайд
Досье
Текст сказки
VI Итог урока. Рефлексия.
– С каким литературным произведением мы познакомились сегодня?
– Что вы можете сказать о герое этой сказки?
– Какое важное открытие мы сделали, прочитав эту сказку?
– К советам нужно прислушиваться. Доброе дело сделало зайца смелым.
– Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию сказки?
Одна голова хорошо, а две лучше.
Сам погибай, а товарища выручай.
Семеро одного не ждут.
Добро всегда добром возвращается.
– Какая пословица подходит к нашей работе на уроке.
– Вы все хорошо поработали и за работу получаете удостоверения настоящих сыщиков.
Удостоверение
выдано настоящему сыщику
_______________________________

08.02.2011г.
Учитель года 2011
– Вам необходимо раскрасить печать. Красным – отличная работа. Зелёным – успешная работа.
– Поблагодарите друг друга за работу.
Урок окончен. Всем спасибо за работу.
Слайд
Удостоверение

Заяц в русских народных сказках представляет положительного героя, но изображается двояко. В одних повествований это жертва, слабый и беспомощный герой, который всего боится. В других он выступает как ловкий хитрец, который, несмотря на страх, способен к храбрым поступкам.

Заяц в русских народных сказках

Почему зайцу в сказках приписывают трусливость и проворность?

Заяц в природе питается капустой, корой деревьев и корнеплодами. Он абсолютно безобидный, пока ему ничего не угрожает. Но для хищных животных он является настоящим лакомством, поэтому заяц лишний раз прибегает к маскировке и бегу. От того, что его основные защитные реакции – скрываться и убегать, его посчитали трусливым. Но мнение людей со временем развеялось, когда они увидели, как зверь может постоять за себя в неминуемой схватке с хищником. При столкновении он может сильно ударить нападающего задними лапами и даже вспороть брюхо атакующего своими крепкими ногтями. Скорее всего, по этой причине образ зайца в сказках со временем поменялся, когда стереотипы сошли на нет.

Хитростью и ловкостью его наделили охотники, которые, по собственному опыту поймать зверя, знают, как тот умело может путать следы и прятаться.

Прозвище зайца в сказках

Зайца в сказках всегда называют с нежностью, в уменьшительно-ласкательной форме – Зайчик, Зайка, Зайчонок, делая акцент на миловидности и безобидности персонажа. Единственное более грубое прозвище, которое можно встретить в народных повествованиях – Косой . Есть несколько пояснений его возникновения:

  • Во-первых, из-за особенности расположения глаз и его диапазону обзора. Из-за чего он всегда поворачивает голову, чтобы рассмотреть встречного своим боковым зрением.
  • Во-вторых, заяц постоянно путает следы, двигаясь в разных направлениях, чтобы его не выследили хищники. Это умышленный маневр, а не просто неспособность двигаться прямо.

Ложное прозвище Зайчишка-трусишка тоже довольно просто объясняется. Дрожь его связана с постоянным мышечным напряжением. Это, так как и постоянное принюхивание, необходимо, чтобы быстро среагировать на опасность. То есть, по сути, он не боится, он просто в постоянной готовности. И, тем не менее, если он почует опасность, то сразу же убежит. Что в человеческом поведении расценивалось бы как трусость.

Но бег – это, и правда, одна из сильных сторон животного, особенно на коротких дистанциях. Поэтому не зря в сказках ему дали еще одно прозвище - Зайчик-побегайчик .

Образ зайца в народных сказках

В некоторых сказках о зайцах предполагают рассказ именно о животном. В них объясняется, почему у него губа раздвоена и шубка меняется (Например, «Снег и заяц»). А другие показывают на этом образе человеческие отношения, где под животным подразумевают доброго, но трусливого и беззащитного человека.

  • «Зайчишка-трусишка» - демонстрирует трусливость, борьбу со страхом и смекалистость этого животного;
  • «Заяц и медведь» - показывает доброту персонажа, его альтруизм, умение держать слово, ответственность. Вот такие вот положительные качества, которые преобладают над боязливостью.
  • «Заяц-хваста» - в данной сказке смелость героя проявляется при необходимости помочь другим.
  • «Лиса и заяц» - традиционная роль жертвы, беззащитного бедолаги, добротой которого пользуются негативные персонажи.

Сказки, в которых заяц хитрец и храбрец, в основном имеют авторство. Но произведение пришлось по духу простому народу и стало частью фольклора.

Роль животных в русском народном творчестве крайне велика и разнообразна. Почти во всех сказках фигурируют те или иные звери. Среди них можно выделить лису, медведя, волка, зайца, ежа, сороку и прочих. С помощью этих хорошо известных ярких персонажей взрослые рассказывают своим детям о том, что такое хорошо, а что-плохо. Первые сказки в истории появились задолго до изобретения книг и письменности и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потому они и называются народными. Рассмотрим самых популярных животных, фигурирующих в сказках, и сравним, насколько совпадают их «сказочные» характеристики с их описанием в реальной жизни.

«Лисичка-сестричка», «Лиса-при беседе краса», «Лиса Патрикеевна», Лисафья, Лисица–кумушка – так ласково называют Лису в русских народных сказках. Эта рыжая плутовка, безусловно, является излюбленным персонажем во все времена. И неизменно она хитра, умна, сообразительна, расчетлива, злопамятна и коварна. Так, лишь она смогла обхитрить и съесть бедного Колобка, провести глупого волка, у которого хвост примерз к проруби, и даже обмануть мужика, притворившись мертвой. Главная идея этих сказок – рассказать детям о том, что в жизни важна не сила, а хитрость. Несмотря на это, лиса - все-же отрицательный персонаж. В некоторых сказках, мирным зверушкам, пострадавшим от этой рыжей плутовки, приходится очень потрудиться, чтобы перехитрить и проучить саму Лису.

Но так ли хитра и умна лиса на самом деле? Немецкий зоолог Альфред Брем в своей книге «Жизнь животных» утверждает, что хитрость лисы в русских сказках сильно преувеличена, а вот ум волка – напротив, недооценен. В остальном же, реальная обыкновенная лисица во многом схожа со «сказочной»: рыжая шерсть, красивый пушистый хвост, лиса нередко охотится на зайца или наведывается в близлежащие курятники.

«Медведь косолапый», «Михаил Потапыч» или просто Мишка по своей популярности, не отстает от Лисы. Этот персонаж часто представлен в сказке, как ленивый, толстый и неуклюжий. Большой и косолапый, он медлительный, глупый и опасный. Часто он угрожает слабому своей силой, но в конечном счете всегда проигрывает, потому что важна не сила, а быстрота, ловкость и ум – таков смысл сказок с участием Мишки. Самые популярные сказки – «Три медведя», «Маша и Медведь», «Вершки и Корешки». Однако, в реальной жизни, бурый медведь не настолько и медлителен, как это можно предположить. Он может очень быстро бегать и, кроме того, особой глупостью не отличается. В остальном же, его «сказочный» образ имеет с ним много общих черт: он действительно, большой, опасный и немного косолапый: при ходьбе его носки смотрят немного внутрь, а пятки – наружу.

фото 1

«Зайчик-Побегайчик», «Зайчишка-Трусишка» или «Косой» - тоже очень распространенный герой русских сказок. Его главная черта – трусость. В некоторых сказках Заяц представлен как трусливый, но в то же время хвастливый, задиристый и глупый герой, а в каких-то – наоборот, как в меру осторожный и умный лесной зверь.

Например, в сказке «Зайчишка-Хвастунишка» или «У страха глаза велики», трусость Зайца высмеивается, главная идея этих сказок – нужно быть всегда смелым. В то же время, в сказке «Заюшкина избушка», Зайчик предстает перед нами положительным персонажем, который нуждается в поддержке и защите.

В реальной жизни, заяц, как и его «сказочный» персонаж, длинноух, быстр, проворен, осторожен и внимателен. Благодаря особому положению глаз, заяц может смотреть не только вперед, но и назад. Во время погони, заяц может «скосить» глаз, чтобы рассчитать расстояние до своего преследователя. За такую способность, заяц и был прозван Косым. Главный враг зайца, как и в сказках, – лиса.

«Серый волк – зубами щекл», «Волк-волчище – из-под куста хватыш», «Волк-дурень» представляется в большинстве случаев как отрицательный персонаж, глупый, злой, голодный и опасный. Но, в большинстве случаев, он настолько глуп, что, в конце концов, остается ни с чем. Например, «сказка о Лисе и Волке» или «Волк и семеро козлят». В этих сказках, волк является воплощением зла, и главный посыл для детей – что добро всегда побеждает зло. Тем не менее, в некоторых сказках волк предстает перед нами как мудрый и верный друг человека, готовый всегда прийти на помощь, примером тому служит сказка «Иван-Царевич, жар-птица и Серый Волк».

В реальной жизни, волк, действительно, может быть крайне опасным. Нередко он голоден и блуждает по лесу в поисках пищи. Но его ум крайне недооценен. Волк – умное и организованное животное, в волчьей стае прослеживается четкая структура и дисциплина. Волки создают невероятно крепкие пары, их союзы прочны, а сами волки – настоящее олицетворение верности и любви друг к другу. Прирученный волк и в самом деле может стать верным и преданным другом для человека.

Колючий Ежик – издавна предстает перед нами в образе доброго сообразительного старичка, умудренного жизнью. Несмотря на свой небольшой рост и маленькие ножки, он всегда выходит победителем благодаря своему неординарному уму и хитрости. Так, например, в сказке «Заяц и Еж», - ежик обхитрил и уморил бедного Зайца, с которым они якобы бежали наперегонки, а в сказке «Палочка-выручалочка», Ежик учил Зайца разным жизненным премудростям, объясняя, что для выживания нужно прежде всего думать головой.

В реальной жизни, Еж не отличается выдающимся умом, но и не глуп. При опасности, еж сворачивается в колючий клубок, что делает его недоступным для хищников, как и заявлено в сказках.