Соня Мармеладова и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание. «Вечная Сонечка»

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова - два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова - нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони - идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения - тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня - высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина - Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание - к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, - она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом - оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, - восклицает Раскольников, - тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом - любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

«А коли вы теперь заболеете». «Дети на улицу всей гурьбой пойдут». «С Полечкой, наверно, то же самое будет». Результат этого мучительного разговора: Соня - не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников - чувствует ее силу. Отсюда - «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» - святая. В сцене чтения Евангелия два героя: Лазарь и Иисус.

Индивидуальное задание. Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.

В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна одна правда, другая ложна.

До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»? Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель.

Анализ 1-й сцены (ч. 4, гл. 4) Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи «проверяет Соню на прочность». Он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву.

Соня Раскольников

Соня - Раскольникову «Кого убить: Лужина или Катерину «И кто меня тут судьей поставил? » Ивановну»? «Ох, как вы мучаетесь!

Соня Раскольников

Абстрактного человечества, «убив других» Живет, исходя из требований жизни, вне теорий Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане - преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?

» «Зачем только тебя-то я пришел мучить?» «Нет тебя несчастнее никого».

Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица. Следует проанализировать эту сцену и со стороны лексики. Как в лексике отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется?

Конкретных людей, «убив себя» Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане - мученица Кроткая, добрая Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя

Работая над темой урока, следует остановиться на двух сценах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней (ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4). Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?

Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке

Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на Воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное.

«Катерина Ивановна ведь вас чуть не била». «А с вами что будет?» «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».

Раскольников - Соне: Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли». Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни Божественная правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа

Раскольников - Соне

Сначала он говорит о том, что знает, кто убил старуху и Лизавету, говорит, что он знаком с этим человеком. Соня с ужасом слушает его откровения и вдруг понимает, что убийца перед ней и это он – Родион Раскольников. И вот здесь проявляется вся сущность Сони – человека очень тонко чувствующего, жалеющего и берущего на себя весь ужас этого мира. В ней нет осуждения, есть только бесконечная жалость к Раскольникову. «Что вы, что вы это над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» - это говорит Соня. После этого Раскольников начинает рассказывать Соне о своей теории, о своем «праве», о том, что «хотел сделаться Наполеоном». Но все это звучит как-то мелко и неубедительно в сравнении с горем Сони и ее ужасом перед преступлением и болью за Раскольникова. Она не очень слушает его и, наверное, не все понимает из его «теории». Ее переполняет жалость к этому человеку. На вопрос Раскольникова что же ему теперь делать, она советует ему покаяться и предлагает ему надеть крест. Потом этот кипарисный крестик будет с Раскольниковым, когда он сознается в преступлении. «Возьми его, это мой крест! Мы вместе его понесем». Этими словами она бескорыстно и искренне предлагает ему разделить с ней последствия преступления, предлагает помощь и раскаяние. Но Раскольников еще не готов для раскаяния, он уходит к себе. Признание Соне не облегчает его состояние, он пока ничего не может решить. Решение придет только после третьей встречи с Соней. Третий визит Раскольникова к Соне Третий визит Раскольникова к Соне – самая короткая из их встреч. Причем здесь герои меньше разговаривают и больше действуют. Раскольников решается признаться в своем преступлении. Но сделать это ему по-прежнему очень трудно и он ищет близкого человека, который был бы рядом. В семье он не может найти такого человека и, видимо, сам не хочет нанести такой удар по семье. Остается один единственный близкий ему человек – Соня. Он опять что-то говорит, но соня чувствует, что все его слова это «напускное», а на самом деле в его душе «волнение и страх». В этой сцене опять возникает крест и на это раз Раскольников надевает его. «Я за твоими крестами, Соня», говорит он ей. И она надевает на него кипарисный крест. Второй крест, который принадлежал Лизавете она оставляет себе. Она опять самоотверженно разделяет тяжелую моральную ношу Раскольникова. Раскольников не разрешает Соне идти с ним, останавливает ее и идет один. Раскольников видит ее уже после площади, где он стоял на коленях под насмешками людей. Он понимает, что она тайно пошла за ним, не потому что сомневалась в его желании сознаться, а потому, что как настоящий друг стремилась быть с ним до конца. Это окончательно уверяет его в правильности его поступка и он идет и заявляет о своем преступлении. Мне кажется, что главная роль в понимании Раскольниковым своего преступления и решении признаться играет именно Соня Мармеладова. Только ее поддержка дает силы Раскольникову и на суде и на каторге. И именно она помогает придти герою к моральному возрождению.

  1. Признание Раскольникова Соне в убийстве.
    Первой реакцией Сони на признание был испуг и ужас, который совсем недавно испытала на себе Лизавета. Мне кажется, Раскольников увидел в лице Сони Лизавету, и это ощущение «оледенило его душу» , ведь на месте Лизаветы могла бы оказаться Соня.
    Встреча с Соней убедила его, что она совсем не такая как он представлял себе, она раскрывается перед ним как человек любящий, с чуткой и отзывчивой душой, способной на сострадание.
    В конце эпизода Сонечка ведет себя с Раскольниковым никак с убийцей, а наоборот как с человеком, которому нужна помощь. Раскольников видит рядом с собой опору и единственную поддержку со стороны Сони, которая возможно поможет ему встать на правильный путь.

    Ответить Удалить
  2. Эпизод №1

    «А когда сердцу девушки станет жаль, то, уж разумеется, это для нее опаснее всего. Тут уж непременно захочется и «спасти», и образумить, и воскресить, и призвать к более благородным целям, и возродить к новой жизни и деятельности»
    Ф.М. Достоевский

    По моему мнению, эта сцена из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» имеет очень значимую роль, мы глубже понимаем главного героя Родиона Раскольникова, и истинное отношение Сонечки Мармеладовой к нему. Признавшись в убийстве именно ей, его Сонечке, которая сама нарушала закон божий, он хочет видеть единомышленника, который разделит с ним ответственность и страдание.
    Сцена признания очень напряжённая, Раскольников понимает, что Сонечка должна знать, что он совершил, вся его сущность хочет увидеть в её лице спасителя. Реакцией Сони был ужас, однако она может понять его, поверить в него. Вера в Бога и человеколюбие не позволяют Соне бросить Раскольникова на произвол судьбы. «Соня бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками».
    Из этого можно понять, что Соня станет для него ангелом, который поведет Раскольникова на правильный путь, путь искупления.

    Ответить Удалить
  3. Эпизод признания Раскольникова.
    Мне этот эпизод показался не очень удачным. Хочеться отметить, что актеры подобранны хорошо, но меня очень сильно раздражают эмоции, которые хотят передать нам главные герои. После признания Сонечка как-будто каменная разговаривает с Раскольниковым.
    Декорации подобранны очень хорошо. И хотя я не смог разглядеть полностью всю квартиру, ясно, что фигурируют желтыйчвет и его оттенки.
    Подводя итоги, могу сказать, что все не так плохо, как на первый взгляд, но эти эмоции... Они меня убивают.

    Ответить Удалить

  4. Придя в первый раз в коморку к Сонечке, Раскольников хотел понять, как она живет, как этот «маленький ребенок» смог справиться со своим положением, что поддерживает ее. Он был уверен в том что, в скором времени она покончит жизнь самоубийством, не сможет жить со своим «преступлением». Но Соня невероятно стойкая девушка. Ею правит любовь, сострадание к людям и вера в Бога. Она никогда не допустит того, чтобы ее семья голодала, и уж тем более, чтобы ее сводная сестра Поленька пошла ее дорогой и стала проституткой.
    В предложенном эпизоде, мы видим, как Родион Романович посещает Сонечку во второй раз и признается ей в своем преступлении, потому что видит в ней родственную душу, ведь она тоже загубила свою жизнь, переступив через евангельские заповеди. Первой реакцией Сони на это признание был испуг и ужас, ведь она находилась в одной комнате с убийцей. Но она простила Раскольникова, понимая, что только одна она сейчас сможет понять его. «Соня бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками…»

    Наташа Датлина

    Ответить Удалить
  5. Я выбрала второй фрагмент для коментария, так как мне кажется, что актёры старой версии фильма "Преступление и наказание" наиболее точно передали атмосферу диалога между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым, описанного Ф.М. Достоевским в романе. Особенно мне понравился образ Сонечки. Такой я и ожидала увидеть эту бедную девушку. Она такая маленькая и хрупкая, голос её такой робкий и срывающийся, совсем как в книге. На экране точно переданы все чувства Сонечки, всё, что творится в её душе. Голос её полон отчаяния. Она заступается за свою мачеху, волнуясь и ломая руки, обнажая перед Раскольниковым всю глубину страданий, накопившихся в душе. Каждая чёрточка лица её полна бесконечной скорби.
    Родион Раскольников проникся к Соне и её несчастью, прочувствовал всю силу её любви к своей семье. Сострадание и понимание слышится в его словах:"А с вами что будет?". " Не знаю." - грустно отвечает Соня. Тогда он отворачивается и отходит к окну, как бы не в силах более смотреть на содрагающуюся от горя, бедную девушку.
    Этот эпизод полон смысла. В нём зарождается неразрывная связь между героями, которая проведёт их через горе и через радость и сохранится с ними на всю жизнь.

    Ответить Удалить
  6. Буглак Никита
    Первый эпизод
    На меня произвел огромное впечатление отрывок из современной, экранизированной версии романа "Преступление и наказание". На мой взгляд актеры подобраны гениально, именно такого Раскольникова и такую Сонечку я представлял себе читая этот роман. Актеры сыграли свои роли на высшем уровне, они сумели передать все эмоциональное напряжение, трагичность и ужас происходящего. Так же немалую роль в этом эпизоде сыграла музыка. Я считаю именно музыка пробудила во мне это непередаваемое чувство трепета, она задела меня за душу, настроив на нужный лад для восприятия этого эпизода.
    Я считаю, что по этому кроткому эпизоду можно судить весь оставшийся телесериал. Я уверен что он будет насыщен великолепной музыкой, отличной игрой актеров и динамичным развитием событий. В общим, меня этот отрывок сумел заинтересовать во всем оставшемся сериале.

    Ответить Удалить
  7. Из двух предложенных фрагментов мне больше понравился первый, потому что Сонечка показалась мне более эмоциональной и действительно соответствовала книжному образу.
    Читая роман, я представляла себе Соню именно такой. Она действительно похожа на ребёнка, у неё нежный трепещущий голосок.
    В этом фрагменте мне показалось, что Соня прочитала всё на лице Раскольникова до того, как он сам сказал обо всём. Она переспрашивает, надеясь на то, что это неправда, что он не убивал.
    Мне кажется, что этот эпизод играет большую роль в самом романе. Признание. Соня понимает, что теперь, зная всю правду, она не может бросить Раскольникова одного, да и он понимает, что она его не оставит, готова ради него на все.

    Ответить Удалить
  8. Я выбираю советский художественный фильм снятый по роману "Преступление и наказание". Мне кажется, что актриса Татьяна Бедова лучше всех передаёт образ, характер и образ Сонечки Мармеладовой. С одной стороны, она проститутка, что показывает её в плохом свете. С другой стороны, мы видем девушку с "чистой" душой, которая готова на многое пойти ради семьи, Родиона.
    Самое сложное для актёров, это преподнести героев так, как задумал это автор произведение, по которому снимается данный фильм. Я думаю, что Татьяна Бедова и Георгий Тараторкин идеально сыграли роли Сонечки и Раскольникова.

    Ответить Удалить

  9. Мне кажется это очень важный эпизод в романе Достоевского "Преступление и наказание".
    В этом фильме очень видна талантливая актерская игра. Особенно мне понравилось то как Сонечка отреагировала на его признание. На ее лице читались все эмоции: печаль, гнев, отрицание происходящего, растерянность. Образы героев меня тоже очень впечатлили. Все:от прически до туфель соответствует описанию в книге.
    Раскольников понимал, что ему не избежать надвигавшейся развязки, но пытался хоть за что-нибудь зацепиться, помедлить. Его тон кажется Соне очень странным. Но в то же время она понимает что сама такая же, пошла против нравственных принципов, своих и общества в целом.
    В общем, мне больше понравился эпизод из фильма, мне кажется интереснее смотреть, видеть все эмоции на лицах, а не додумывать самим.

    Ответить Удалить
  10. Телесериал по роману "Преступление и наказание".8 серий.2007 год.

    Сцена признания Раскольникова в убийстве одна из важнейших в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Мне кажется, что фильм очень точно передает то, что хотел передать автор. Те же напряженность, безвыходность, грусть, тупиковое положение.
    Быть может, в одной из своих работ по этому произведению я уже говорила, что читать роман мне было достаточно тяжело. Сцена убийства, терзаний Родиона Раскольникова ужасно давили на меня. "Жестокий талант", - именно так определил Достоевского Михайловский, и невозможно не согласиться. Так или иначе эпизод, и, как мне кажется, и весь фильм, передал атмосферу, которую я, опираясь на свои эмоции, чувства, испытывала и при чтении. Безусловно, это заслуживает уважения режиссера картины.
    Если быть откровенной, я не люблю смотреть фильмы после прочтения книги. (Лишь немногие способны не испортить мнение, а, наоборот, внести что-то новое, но близкое мне.)Ведь когда сам представляешь себе героев, мысленно рисуешь их образы, несовпадение с образами из фильма не особо нравятся. По одному эпизоду я судить не могу, но полагаю, что этот фильм наилучшим образом передает историю романа, вплоть до мельчайших деталей.
    Актеры тоже замечательно справились со своей ролью. Сонечка Мармеладова предстает перед нами как истинный пример человеколюбия, кротости, как человек, способный понимать и поддержать, какова ужасна ни была бы ситуация.

    Ответить Удалить
  11. Телесериал по роману «Преступление и наказание».8 серий.2007 год.
    В представленном эпизоде Раскольников приходит к Сонечке, чтобы признаться в совершенном убийстве. Видно, что им обоим приходится нелегко. Родиону стоило большого труда набраться мужества, чтобы довериться и признаться Соне, а она терзала себя страшными подозрениями и догадками. Но, когда Сонечка узнала, что совершил Раскольников, пожалела, приняла и пообещала быть рядом во всех его жизненных испытаниях. Я считаю, что в этом эпизоде видно, насколько сильно она любит Родиона. Сонечка - человек набожный, верующий. Этот момент я считаю трогательным, потому что Раскольников после долгих терзаний и мучений частично облегчает свою душу, однако, не задумываясь при этом, какой груз он взваливает на Соню. Она всё это принимает.
    Представленный момент из сериала эмоционально-напряженный. Волнение передается как в позах, жестах актеров, так и в их интонациях. Даже учащенное дыхание свидетельствует о том, насколько тяжела была данная сцена.
    Я думаю, что артистам, которые играют в данном сериале, удалось правдоподобно передать образы героев. Они полностью прочувствовали их, именно поэтому сцена признания получилось волнующей, проникновенной и запоминающейся.

    Ответить Удалить
  12. Признание Раскольникова в убийстве Соне.
    Ну что ж… Не плохо, конечно, но поскольку на меня не произвел впечатления этот роман, то и отрывок не очень понравился. Ничего плохого сказать не могу, актеры играют правдоподобно, все эмоции переданы очень хорошо. Однако, не вижу я особого смысла в этом. Я считаю это ошибкой Раскольникова. По моему, вполне вероятно неверному, суждению теория Раскольникова была почти верна и он этим признанием сам ее и подтвердил. Он доказал, что он такая же вошь, как и эта старуха.
    В общем, сделан отрывок хорошо, но идея романа не пришлась мне по душе и соответственно оценить всю прелесть момента в полной мере наверно не смогла.

    Ответить
  13. Телесериал по роману «Преступление и наказание».8 серий.2007 год.
    Сцена признания Раскольникова в совершенном убийстве Сонечке Мармеладовой является одной из ключевых сцен и играет довольно значимую роль во всем романе,так как в этом эпизоде раскрывается вся сущность главных героев.

    Я думаю,что Раскольников идет к Сонечке, потому что видит в ней человека,который поможет и поймет,так как сама она совершила грех не менее тяжелый чем сам Родион.Мы видим,насколько тяжело обоим героям:Раскольникову - потому что он после стольких мучений все-таки решился рассказать о том,что он сделал, а Сонечке,в свою очередь, приходится не легко,так как Родион выкладывает все,что накопилось у него в душе,весь груз на Соню.В этом эпизоде мы проникаем в душу Родиона Раскольникова и понимаем, что на самом деле он добрый и чуткий,а Сонечка предстает перед нами как человек с отзывчивой душой,способный поддержать, помочь встать на путь истинный.Ее любовь возрождает Родиона,воскресила его к новой жизни
    На мой взгляд,актеры подобран довольно не плохо,потому что они с точностью передают те эмоции ичувства, которые испытавают Соня и Родион в этой сцене: страх,напряженность,ужас, виднывсе их переживания.
    Мне кажется, актеры вжились в свои роли очено хорошо, читая роман, я представляла их именно такими.

    Николаева Валерия

    Ответить Удалить
  14. «Преступление и наказание» — советский художественный фильм.
    В данном эпизоде я наблюдал монолог Сонечки,в котором она защищает Катерину Ивановну,оправдывает побои нанесённые мачехой,с лёгкой руки которой главная героиня попала на панель.Даже в этой ситуации Сонечка придерживается своих главных принципов:гуманизм,целомудрие,забота о других.Очень ярко альтруизм главной героини проявил себя в эпизоде,когда Раскольников предлагает Соне самоубийство, "Тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!", но главная героиня задумывается о своих сёстрах и брате.От воды ее удерживала не столько мысль о грехе,страх смерти, сколько забота «о них, своих».После смерти мачехи все обязанности:забота,обеспечение семьи Мармеладовых сваливаются на плечи Сонечке,впрочем,как правильно подметил Раскольников," и прежде всё было на вас",но Софья готова в очередной раз совершить самопожертвование ради близких.В образе Сони Достоевский воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души.Я считаю, что Татьяне Бедовой удалось полностью передать,задуманный Достоевским образ Ангела.Её актёрская игра-великолепна,благодаря ей я смог лучше понять фильм,сочувствуя и сострадая её персонажу...

    Ответить Удалить

Вера Есликовская

Вера Николаевна ЕСЛИКОВСКАЯ - учитель литературы МОУ СОШ № 60 г. Барнаула.

Признание Раскольникова Соне в убийстве

Материалы к анализу эпизода

Этот урок проводился в 10-м классе обычной барнаульской школы, находящейся в социально неблагополучном районе. Здесь нет модных сегодня новых технологий - вы увидите череду вопросов по тексту эпизода и ответов на них. Кому-то такое построение урока - беседа по произведению - покажется излишне традиционным, но для моих детей, среди которых много нечитающих или с трудом разбирающихся в сложных текстах, оно “срабатывает”. Ученики признаются, что после таких уроков хочется перечитать текст, а в сущности, прочитать его впервые, уже понимая, о чём идёт речь. Кроме этого, на уроке-беседе исключён столь пугающий ребят момент контроля, никто ни на чём их не ловит, поэтому у них нет никакого психологического зажима. Мы просто сидим в классе и просто разговариваем, иногда записывая в тетрадь важную мысль. В ходе таких разговоров постепенно формируется умение ставить вопросы, замечать детали, соотносить друг с другом элементы текста. А самое главное - возникает желание читать.

Р азговор на уроке начинаем с вопросов “для разбега”:

Сколько раз Раскольников приходит к Соне? А в дом старухи? Сколько встреч у него с Порфирием Петровичем?

Отмечаем, что во всех этих случаях налицо присущий фольклору мотив троичности, при этом выявляется одна композиционная закономерность: первый визит Раскольников наносит, делая “пробу” (завязка), вторая встреча выполняет функцию кульминации, третья - развязки.

В словаре В.И. Даля слово “проба” имеет значения: “опыт, испытанье, испыт, попытка, искус, искушенье; всякое действие для узнанья качества чего-либо, опыта, каково что, нельзя ли, можно ли”. Значит, Раскольников - экспериментатор, который проводит исследование, опыт, при личном участии и с риском для себя.

Во всех перечисленных выше встречах кульминационной является вторая. Эпизод, который мы разбираем, не исключение. Мы знаем по предыдущему опыту, что в эпизоде, тем более ключевом, отражены ведущие идеи, образы, мотивы всего произведения.

Проведём эксперимент, который поможет нам либо подтвердить, либо опровергнуть данное предположение. Перечитаем описание комнаты Сони, данное в предыдущей части (ч. 4, гл. IV). Автор подчёркивает, что один угол комнаты безобразно тупой, а другой очень острый. Попробуйте нарисовать этот неправильный четырёхугольник, в котором острый угол противоположен тупому. На что похожа фигура, получившаяся у вас?

Среди ответов учащихся звучит слово “топор”, причём “каменный топор”. Предлагаю соединить между собой противоположные углы - получается крест. Обращаем внимание, что в комнате почти нет мебели, а перечисленные предметы обстановки обладают многозначной символикой. Кровать вводит мотив сна и смерти (одр); стол - “престол”, жертвенник; на столе “синенькая скатерть” - покров Богородицы; свеча - символ живой души и молитвы; Евангелие - благая весть о спасении.

Кроме того, острый угол комнаты почти не виден. С чем ассоциируется этот “тёмный угол”?

Ребята отвечают, что это означает неизвестность, загадку.

Для кого эта загадка? Кто или что является загадкой?

И Раскольников, и Соня пытаются разгадать “тайну” друг друга.

Для чего Раскольников приходит к Соне? Зачем ему нужно именно Соне рассказать, кто убил Лизавету? Почему именно Лизавету?

Раскольников давно “избрал” Соню, ещё тогда, когда впервые услышал о ней от Мармеладова.
В Соне он хочет видеть единомышленника, который разделит с ним ответственность и страдание. Но для этого ему нужно объяснить Соне, почему он убил Лизавету.

С какими мыслями герой выходит от Мармеладовых? Глава, предшествовавшая свиданию, завершается мысленным восклицанием Раскольникова: “Ну-тка, Софья Семёновна, посмотрим, что вы станете теперь говорить!” В чём смысл этой фразы?

Вероятно, Соня, по мнению Раскольникова, должна убедиться в неверности своих прежних представлений о мире. Свиданию предшествует эпизод с Лужиным, где она была обвинена в краже сторублёвого кредитного билета. Только заступничество Лебезятникова и Раскольникова спасло Соню от тюрьмы.

В чём должен был убедить Соню эпизод с Лу­жиным?

Раскольников хочет доказать Соне, что Бог не спасёт. Действовать нужно самим.

Что более всего беспокоит героя в предстоящем разговоре с Соней?

Признание в убийстве Лизаветы.

Почему ему трудно в этом признаться именно Соне? Почему он собирается сообщить Cоне о Лизавете, а не об Алене Ивановне? Вспомним, чем завершается первое свидание Раскольникова с Соней.

На вопрос Сони: “Что же, что же делать?” - Раскольников отвечает, что нужно “страдание взять на себя”. Разуверившись в Небесном, Раскольников решает изменить мир, защитить униженных и оскорблённых, стать мессией. В этом походе он собирается сделать Соню союзницей, но между ними стоит Лизавета.

Как показано состояние героев в начале сцены?

Раскольникова “почти придавило” “мучительное сознание своего бессилия перед необходимостью”. Соня сидит, закрыв лицо руками (выражение отчаяния и растерянности). Герои идут навстречу друг другу, она встаёт - он садится. Герои оказываются в том же положении, что и накануне (“точь-в-точь как вчера”). Но это подчёркнутое сходство положений призвано более ярко показать зеркальную противоположность первой и второй встречи Раскольникова с Соней.

Кто вёл диалог в первой сцене? Каков был тон Раскольникова? Как воспринимала его Соня?

В первое свидание с Соней Раскольников ведёт себя почти бесцеремонно. Он даже не сразу замечает, что Соня стоит, а он сидит. Он приглашает её сесть, как будто он хозяин, а не гость. Тон его назидательный. Герой задаёт Соне вопросы, как судья, и именно “судьёй и решителем своей участи” воспринимает его дрожащая в страхе Соня. Во второй сцене страх и дрожь характеризуют состояние Раскольникова. Теперь Соня должна решить его участь.

Как организуется диалог во второй сцене?

Раскольников задаёт Соне вопросы, а Соня молчит. Молчание выбивает у Раскольникова почву из-под ног, он начинает путаться. История с Лужиным вселила в героя надежду, что Соня, оказавшаяся в положении ветхозаветного героя Иова, не выдержит и возропщет. Эта надежда как будто небезосновательна. Кроткая Соня, готовая “с терпением и почти безропотностью” переносить всё, в первый раз испытала “чувство беспомощности и обиды”. Раскольников в сцене с Лужиным выступает в роли спасителя Сони (“Что бы со мной без вас-то было!” Ср.: “Что ж бы я без Бога-то была!”).

Раскольников задаёт Соне вопрос-искушение: “Лужину ли жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне? ...Как бы вы решили: кому из них умереть? Я вас спрашиваю” .

Предлагаю ответить на этот вопрос учащимся. Многие из них выносят смертный приговор Лужину. А затем вместе читаем ответ Сони: “Да ведь я Божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?”

Как воспринимает Раскольников ответ Сони?

Это приговор, вынесенный ему и его идее. Тон героя после этого меняется (“Я это прощения просил, Соня…”).

Как передаётся напряжённость разговора в этой сцене?

Здесь много пауз, молчания (“спросил через минуту”, “прошло пять минут”). Состояние героя характеризуют жесты (“закрыл лицо руками”), дей­ствия (“Вдруг он побледнел, встал со стула, посмотрел на Соню и, ничего не выговорив, пересел машинально на её постель”).

Обращаю внимание учащихся, что “та минута”, в которую Раскольников чувствует неизбежность, неотвратимость своего признания, ассоциативно связана со сценой убийства: “Эта минута была ужасно похожа в его ощущении на ту, когда он стоял за старухой, уже высвободив из петли топор, и почувствовал, что уже «ни мгновения нельзя было терять более»”. Как и в сцене убийства, Раскольников “не понимал того, что теперь с ним делалось”. Соня при этом испытывает такое же состояние ужаса, какое охватило Раскольникова в момент убийства.

Как Раскольников объясняет Соне, почему убил Лизавету? В чём особенность речевого построения этого объяснения?

Обилие многоточий свидетельствует о том, с каким трудом произносит Раскольников слова признания. Ключевое слово здесь - “убить”. При этом Раскольников выступает и в роли убийцы, и в роли жертвы.

В чём смысл соотнесения в сознании Раскольникова Сони и Лизаветы?

Соня в момент признания реагирует на героя почти так же, как Лизавета. В лице Сони Раскольников увидел лицо Лизаветы, и это ощущение “оледенило его душу”. Это говорит о том, что Раскольников подсознательно чувствует, что на месте Лизаветы могла оказаться Соня. Поведение Лизаветы в момент убийства напоминает Раскольникову поведение маленьких детей, “когда они вдруг начинаются чего-нибудь пугаться”. Так же по-детски ведёт себя в момент признания Соня, и “точно такой же испуг показался” и в лице Раскольникова.

В чём смысл такого сходства героев с детьми?

“Дети - образ Христов: «Сих есть царство Божие». Он велел их чтить и любить, они будущее человечество”, - говорит Раскольников при первой встрече с Соней. Дети воплощают собой чистоту и более всего нуждаются в защите. В Раскольникове совмещаются убийца и ребёнок.

“Вдруг, точно пронзённая («пронзить» - проткнуть, нанести рану острым предметом; мотив топора, убийства), она вздрогнула, вскрикнула и бросилась, сама не зная для чего, перед ним на колени. - Что вы, что вы это над собой сделали! - отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками”. Коленопреклонение Сони напоминает коленопреклонение Раскольникова в эпизоде первого свидания. Но Раскольников подчёркивает, что поклонился не Соне, а “всему страданию человеческому”, а Соня поклонилась страданию именно Раскольникова. В поклонении Раскольникова, наряду с состраданием, проявляется гордыня, Соней же руководит одно “ненасытимое сострадание”.

В реакции Сони звучит библейский мотив братства и прощения: “И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали [оба]” (Быт. 33, 4). Кроме того, в фольклоре поцелуй воскрешает из мёртвых (“Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло ему в душу и разом размягчило её. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах”). Если в первой сцене Раскольников чувствует себя защитником, покровителем Сони (“Я тебя избрал”), то в эпизоде признания он сам ищет спасения в Соне (“Так не оставишь меня, Соня?”).

Какие мотивы своего преступления называет Раскольников? Какой из них ведущий? Что помогает это определить?

Монолог Раскольникова сопровождается автор­скими ремарками, передающими состояние героя и слушающей его Сони. По мере того как герой приближается к обоснованию своего права на убийство, он всё более возбуждается (“Глаза его горели лихорадочным огнём. Он почти начинал бредить…”; “Лихорадка вполне охватила его. Он был в каком-то мрачном восторге... Соня поняла, что этот мрачный катехизис стал его верой и законом”). Какой вывод можно сделать из этих наблюдений?

Ведущим мотивом преступления было стремление Раскольникова подтвердить свою принадлежность к “высшему разряду” (“…мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…”).

Означает ли это, что все ранее названные Раскольниковым мотивы не имеют значения? Какие фрагменты романа в таком случае оказались бы лишними?

Если допустить, что самоиспытание героя - единственный мотив убийства, тогда становятся ненужными такие эпизоды романа, как исповедь Мармеладова, сон Раскольникова о забитой лошади, письмо матери героя, встреча его с пьяной девочкой на бульваре.

Как Соня объясняет причину преступления Раскольникова?

Соня видит причины страдания героя в безбожии: “От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!” Раскольников сам неоднократно указывает на руководящую роль дьявола в его мыслях и поступках (“Кстати, Соня, это когда я в темноте-то лежал и мне всё представлялось, это ведь дьявол смущал меня? а?”; “А старушонку эту чёрт убил, а не я”).

В рассказе Раскольникова о том, как он пришёл к решению убить старуху, можно выделить обозначенные в святоотеческой литературе четыре ступени греха: 1) помышлять о грехе; 2) соглашаться с помышлением; 3) выражать словом помышление; 4) исполнять помышление делом.

Наряду с мотивом убийства в этой сцене звучит мотив самоубийства (“Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!”).

Чем заканчивается эпизод?

“Оба сидели рядом, грустные и убитые…” Убитые - значит, не просто мёртвые, а принявшие смерть по чьей-то воле. Оба героя выступают в роли убийцы (самоубийцы) и жертвы одновременно, оба сидят на кровати (смертном одре), но тут же вновь звучит мотив воскрешения. Залог его в любви Сони. Раскольников “чувствовал, что в ней вся его надежда и весь исход”.

Какой выход предлагает Соня Раскольникову?

Она призывает его к покаянию и принятию страдания как очищения от греха, искупления.

Готов ли Раскольников принять такой выход?

Нет. Он ещё надеется одолеть судьбу. Убийственная теория ещё не перестала владеть его сознанием. Раскольников ещё не считает, что совершил преступление, поэтому и отказывается от креста, который хочет ему отдать Соня.

Домашнее задание: я прошу ребят кратко записать в виде связного текста то, о чём мы сегодня говорили. С проверки этих текстов начнётся следующий урок.