Танцуем польку боком.

Исполняя те же самые три шага и встав в ту же самую позицию со своим партнером, попробуйте исполнить танец польку, шагая вправо или влево. Такая техника сделает вашу польку более задорной и ритмичной. Пробуйте танцевать по направлению вперед и назад, по квадрату, а затем вновь вперед и назад.

  • Не теряйте осанки. Сохраняйте ноги в положении по направлению к вашему партнеру, просто передвигая их вправо или влево. Ваша спина должна оставаться прямой, руки поднятыми. Оставьте работу для ног.
  • Начните кружиться в танце. Зачем? Чтобы сделать его более завораживающим. Вы уже попробовали танцевать польку справа налево и вперед назад. Самое время для вращений. Ведущий в танце решит, в какую сторону паре следует вращаться, направо или налево:

    • Начните танцевать простую польку. Через один или два такта ведущему следует начать вращение по направлению влево. Для поворота влево следует начинать вращение в противоположную сторону. Полный оборот в 360 градусов должен быть выполнен в 4 счета. Попробуйте сделайте несколько оборотов подряд!
    • Если вы танцуете по направлению в сторону, сделайте оборот на 180 градусов в два счета, затем смените направление и повторите поворот. Если в танце ведете вы, вы можете вращать своего партнера снова и снова. Главное, смотрите, чтобы голова не закружилась!
  • Делайте повороты, не меняя положения туловища. При повороте каждый из партнеров должен повернуть ступню ноги ближайшей к скрепленным с партнером рукам на 90 градусов. При этом положение вашего туловища должно оставаться недвижимым.

    • Если вас данный жест приводит в смятение, подумайте о танго. В этом танце партнеры стоят напротив друг друга, туловище выпрямлено и недвижимо, в то время, как ноги начинают двигаться в сторону. В польке та же суть, но с чуть меньшим количеством выпадов.
  • Добавьте легкие прыжки. При исполнении танца в выше описанной позиции вашим ногам ничего не мешает, и вы свободно можете добавить к танцу несколько легких прыжков. Если же ваши ступни не развернуты для движения в сторону, а направлены к вашему партнеру, вы можете столкнуться коленями при попытке прыжков.

    • Помните о высоких подскоках на уроках физкультуры в школе? Так вот, в польке нужно выполнять именно такие прыжки, только с чуть большим воодушевлением. На счет 1 и 3 добавьте легкий подскок к вашим шагам. Вам точно понравится, как только вы немного попрактикуетесь!
  • Переключайте ноги. Двигаясь в сторону, вы можете менять очередность ног. Так как им ничего не мешает впереди, как вы, так и ваш партнер, можете начать шагать с внешней или внутренней ноги. Это поможет создать интересный узор танца.

    • Хотелось бы уточнить лишний раз, что вариация ног допускается только при движении в сторону. Если ваши ноги смотрят друг на друга, и вы двигаетесь вперед назад, смена ног не самая лучшая идея, иначе вы рискуете остаться без колен.
  • Полька – один из самых популярных и любимых национальных Чешских танцев, собравший в себе все танцевальные черты Чехии.

    Знаменитый французский танцор Целлариус охарактеризовал данный танец так: «Даже молодые люди, которые наиболее отрицательно настроены по отношению к этому танцу, пробуждаются от апатии и обнаруживают у себя танцевальные способности».

    Так какова же история этого жизнерадостного и озорного танца, завоевавшего популярность во всей Европе?

    По происхождению, полька – чешский крестьянский танец, зародившийся в 19 веке восточной Богемии (часть Чехии). Само название танца «полька», в переводе с чешского языка означает «половинный шаг», так как танцевали его короткими небольшими полушагами с подскоками и поворотами.

    Полька является двудольным танцем, схожим по ритму с другими чешскими народными танцами, образное содержание музыки польки, варьировало от жанровых и лиричных до героических образов.

    Как сказано в исторических летописях Богемии, танец был придуман сельской девушкой Анной Слезак, которая, напевая, чешскую народную песню и придумала шаги, из которых состоит полька. Шаги были быстрыми и обладали веселым характером.

    Полька открывала местные праздники, ведь услышав ее веселые мотивы, никто не мог устоять на месте. А после того как преподаватель танцев из Праги, успешно станцевал польку в театре «Odeon» в Париже, парижские танцоры и педагоги всерьез заинтересовались новым танцем, и начали преподавать его во всех салонах и танцзалах. Так живой и доступный танец стремительно обрел успех и популярность.

    Полька оказала огромное влияние на формирование бального репертуара, а также заняла место в танцевальном творчестве многих народов.

    Существуют польки венгерская, немецкая, шведская, финская, польская и даже бразильская. На основе польки, также построены большинство танцев Эстонии, Латвии, Литвы.

    Основные движения, используемые в танце «Полька»

    Приставной шаг

    Приставной шаг является подготовительным упражнением для освоения шагов галопа и польки.

    Выполняется приставной шаг из 1-ой или 3-ей позиции ног.

    На счёт "раз" - выполняется скользящий шаг одной с носка на всю стопу, на счёт "два" - другая нога приставляется в исходную позицию.

    Приставной шаг может выполняться как с правой, так и с левой ноги вперёд, или в сторону, или назад.

    Руки располагаются на поясе.

    Галоп

    Галоп - приставные шаги, выполняемые прыжками. В момент безопорной фазы ноги вместе, носки оттянуты. В момент приземления на одну ногу другая делает скользящий шаг с носка в сторону движения.

    Галоп выполняется в сторону, вперёд, назад.

    Музыкальный размер 2/4.

    Положение рук при выполнении галопа: руки на поясе, руки в стороны, одна рука вперёд, другая в сторону

    Переменный шаг

    Исходное положение – 3-я позиция.

    Песня, танец, марш

    Пётр Ильич Чайковский. Полька
    Самуил Майкапар. Полька

    1-е занятие

    Программное содержание . Познакомить детей с танцем полька.

    Ход занятия:

    П е д а г о г. Вы уже знакомы с разной танцевальной музыкой. Сегодня вы услышите две польки - П. Чайковского и С. Майкапара. Послушайте сначала польку П. Чайковского. Какая она по характеру? (Исполняет пьесу.)

    Д е т и. Весёлая, лёгкая, отрывистая.

    П е д а г о г. Да, музыка задорная, отрывистая, подпрыгивающая, остренькая, лёгкая. Полька - это чешский народный танец, весёлый, живой, задорный, озорной. Его танцуют поскоками - маленькими, лёгкими прыжками. Название этого танца происходит от чешского слова pulka - «полшага». Полька была распространена и как бальный танец. (Исполняет пьесу повторно.)

    А полька С. Майкапара какая по характеру? (Исполняет пьесу.)

    Д е т и. Тоже весёлая, задорная.

    П е д а г о г. Да, но эта полька более плавная, в ней есть и отрывистые звуки, короткие плавные интонации, и более длинные музыкальные фразы - взлёты и спуски мелодии (исполняет фрагмент, 1-10-й такты). Мелодия звучит то плавно, то отрывисто (играет 1-2-й такты).

    Обе польки очень близки по характеру, они изящные, лёгкие, весёлые. Пожалуй, пьеса С. Майкапара начинается с большим блеском, ярко, с озорством (исполняет фрагмент), а полька П. Чайковского в начале звучит легко, грациозно, воздушно, остро (исполняет фрагмент). Местами и в польке С. Майкапара звучность затихает (играет 10-20-й такты), но потом вновь в ней появляется задор, блеск, озорство. (Играет 20-23-й такты.)

    Эти повторяющиеся высокие отрывистые звуки похожи на шутливое взвизгивание скрипок в оркестре. (Играет фрагмент повторно.)

    Давайте движениями рук передадим характер этих пьес. В польке П. Чайковского движения будут лёгкими и более отрывистыми, а в польке С. Майкапара более плавными. (Играет обе пьесы.)

    2-е занятие

    Программное содержание . Учить детей различать форму музыкальных произведений, опираясь на смену характера музыки.

    Ход занятия:

    Педагог исполняет польку П. Чайковского, дети высказываются о характере музыки.

    П е д а г о г. Прислушайтесь внимательно, в середине пьесы музыка звучит тяжело, низко, громко (играет фрагмент средней части), а в начале и в конце - легко, отрывисто, высоко. (Играет фрагмент.)

    Полька начинается изящно, легко. Можно представить себе, что её танцует маленькая девочка в воздушном платьице и красивых туфельках, которые едва касаются пола, так умело и грациозно она движется. (Исполняет фрагмент.) А в средней части, быть может, её подхватил в танце какой-нибудь неуклюжий партнёр - большой, смешной и неповоротливый. (Исполняет фрагмент.) Потом мелодия поднимается из низкого регистра всё выше и выше - снова танцует девочка. (Исполняет фрагмент и всю пьесу целиком.)

    В польке С. Майкапара тоже две части. Они похожи между собой и разделяются задорной, озорной мелодией на повторяющихся звуках, похожей на игру скрипочек. В середине пьесы эта мелодия звучит звонко, празднично (играет 20-23-й такты), а в самом конце - тихо, поддразнивая, очень высоко (играет последние четыре такта).

    Вторая часть пьесы лёгкая, воздушная, полётная, нежная, в ней много коротких, летящих мелодий (играет фрагмент второй части, затем всю пьесу).

    Давайте потанцуем под музыку полек П. Чайковского и С. Майкапара. (Исполняет обе пьесы. На последующих занятиях можно сравнить и другие польки с уже знакомыми, например, польку-галоп «Трик-трак» И. Штрауса, польку С. Рахманинова и др.)

    Презентация

    В комплекте:
    1. Презентация - 7 слайдов, ppsx;
    2. Звуки музыки:
    Майкапар. Полька из альбома «Бирюльки», mp3;
    Чайковский. Полька из «Детского альбома» (3 варианта исполнения: фортепиано, симф. оркетр, вокал), mp3;
    3. Сопровождающая статья - конспект занятий, docx;
    4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.