Тест: Доминирование и ведомость. Тест "Доминанта организации: мужская или женская"

Название теста

Тест "Доминанта организации: мужская или женская"

Есть версия он-лайн

Предназначение

Какая доминанта у организации, в которой вы работаете, мужская или женская? Чтобы это узнать достаточно ответить на ряд вопросов.

Организации с выраженной мужской доминантой ("мужские организации") отличаются ориентированностью на результат, на честную борьбу и соперничество, общими "правилами игры", прозрачностью отношений и четкостью в управлении, уважительным отношением к лидерам, общей рациональностью и четким разделением должностных обязанностей, персональной ответственностью работников.

Для тех же организаций, которые можно назвать "женскими", то есть имеющими выраженную женскую доминанту, более характерным является ориентированность на процесс, эстетическую сторону работы и взаимоотношений, интриганство и объективная необходимость в налаживании хороших отношений с коллегами, общее стремление к коллективной ответственности, избегание открытого соперничества, запутанность отношений, спонтанность управленческих решений, негативное отношение к лидерам, интуитивность в работе, нечеткое разделение должностных обязанностей.

Такое разделение организаций связано с общим разделением на "мужское начало" и "женское начало". К какому стилю взаимодействия придет конкретная организация зависит от ряда факторов: кто преобладает в руководстве и вообще в коллективе, мужчины или женщины, каков общий характер работы (с четким результатом или нет), исторического фактора (какой сложился со временем стиль взаимоотношений), от размера оплаты труда и степени личной ответственности работников и т.д.

Тест предназначен как для любительского, так и профессионального использования. Точность диагноза резко возрастает в случае коллективного использования, то есть в случаях, когда на вопросы теста отвечает несколько или много работников одной организации.

Оцениваемые качества

Мужская/женская доминанта трудового коллектива

Возрастная категория

18+

Инструкция

Прочитайте внимательно следующие двенадцать утверждений. Данные утверждения касаются организации, в которой вы работаете. Если лично Вы согласны с данным утверждением, считаете, что оно верно, тогда ставьте плюс. В противном случае, если Вы полностью не согласны, ставьте минус. Если утверждение не является характерным для вашей организации, но и нельзя сказать, что это ложь, тогда поставьте нолик. Однако старайтесь не ставить много ноликов.

Задания

1. Часто во время работы у меня возникает ощущение, что делаю я это зря, что мои усилия останутся незамеченными.

2. Моя заработная плата в организации прямо зависит от объема проделанной мной работы.

3. В нашей организации тяжело адаптироваться новичкам, потому что им приходится долго разбираться во всех хитросплетениях, отношениях внутри коллектива.

4. Члены нашего коллектива предпочитают честную борьбу и здоровую конкуренцию друг с другом, стараясь "играть по одним правилам".

5. В нашей организации важнее не то, что ты делаешь, а то, как ты это делаешь.

6. В свободное время или иногда даже в выходные дни в нашей организации устраиваются спортивные соревнования.

7. В нашей организации с помощью интриг многие достигают завидного положения.

8. В нашем коллективе принято в глаза высказывать свое недовольство кем-то.

9. Одна из основных ценностей, которая разделяется всеми членами коллектива, это эстетика: работники должны выглядеть хорошо, рабочее место должно быть красивым и т.д.

10. Работники нашей организации четко знают за что получают деньги, за второстепенные виды деятельности (уборка и т.п.) принимаются с сильной неохотой.

11. Если есть такая возможность, я и мои коллеги делаем дело вместе.

12. Большинство моих коллег это мужчины.

Обработка результатов

Для начала следует по каждому нечетному вопросу (1, 3, 5, 7, 9, 11) поменять знаки: там, где испытуемый поставил минус, исправить на плюс; и наоборот: плюс испытуемого исправить на минус. Четные пункты (2, 4, 6, 8, 10, 12) следует оставить без изменений. Считается количество плюсов, из него вычитается количество минусов. Таким образом получается результирующий балл, который может находиться в диапазоне от -12 до +12.

От -12 до -9 . Ярко выраженная женская доминанта организации.

От -8 до -5 . Женская доминанта организации.

От -4 до 4 . Нейтральная доминанта организации.

От 5 до 8 . Мужская доминанта организации.

От 9 до 12 . Ярко выраженная мужская доминанта организации.

Год разработки теста

2009

Номер версии

1.0

Постоянная ссылка

Библиографическая ссылка

1. Тест "Доминанта организации: мужская или женская" [Электронный ресурс] // А. Я.. 8.09.2009..html (8.09.2009).

Разработчик

Лаборатория сайт

Лицензия

Текстовое содержимое доступно в соответствии с

) разработали довольно эффективные тесты

Метод Самоопределения
Рука. Какой бы рукой вы не писали и не считали ведущей лучше разок усомниться и довериться эксперименту. Попросите товарища дать быстро и неожиданно вам ручку или палочку на уровне талии. Какой рукой вы коснётесь предмета, та и будет действующей доминирующей рукой. Можно быстро сцепить руки в замок. Какой большой палец окажется сверху, та рука будет ведущей. Также можно начать бурно хлопать, когда одна рука сверху хлопает, а другая снизу. Ещё можно резко скрестить руки на груди. Ваша доминанта –сверху.

Глаз. Вытяните руку, любую, с карандашом вперед, направляя его на ориентир (ручку двери, статуэтку, часы и т.д.) и сфокусируйте на нем оба глаза. Закройте один глаз, затем откройте его и закройте другой глаз. Глаз, не меняющий положение карандаша по отношению в линии интерьера, и является доминирующим.
Ухо. Вспомните, к какому уху вы чаще всего прикладываете мобильный телефон, когда вам ничто не мешает его держать любой рукой. Или лягте на пол, на живот и отметьте, которое ухо вы разворачиваете вверх, чтобы слышать звуки вокруг. Вот и нашли свою доминанту.
Нога. Подбегите к лестнице и поднимитесь на ступеньку. Отметьте, какую ногу вы использовали первой. Играя в футбол, понаблюдайте, а ещё лучше попросите кого-нибудь понаблюдать, какой ногой вы чаще бьёте по мячу. Можно наклониться вперед, держа ноги вместе, пока не начнёте падать. Заметьте, на которую ногу вы переносите тяжесть, чтобы не упасть. Лучше, чтобы вас кто-нибудь толкнул неожиданно. Советую, не переборщить с толканием, мало ли что.
Полушарие мозга. Изучите таблицу различий работы полушарий, вспомните, как вы реагируете во время сильно напряженной ситуации. Уже это даст много информации по определению доминантности. Поведение во время стресса наиболее непосредственное. Для того, чтобы установить, где размещена логическая функция, попросите товарища положить руки на ваши предплечья. Потом вы громко сосчитаете вслух от 1 до 5. Сначала проверяем правую руку, потом левую. Доминантная будет реагировать на счёт легким напряжением. Счет идет только из логического полушария. Например, если правая рука блокируется, значит сигналы идут из левого полушария, и оно будет рассматривается как логическое.
Если у вас доминирует логическое полушарие, то вы ухитряетесь проанализировать ситуацию, описать её. Вы концентрируетесь на деталях. Действуете механично, автоматично.
Если у вас доминирует образное полушарие: тогда вы постараетесь охватить всю ситуацию целиком и прочувствовать её. Вы вряд ли сможете рассказать о ситуации по частям, скорее это будет что-то междометное с размахиванием руками. Зачем слова, когда и так всё понятно, вам просто необходимо двигаться и проявлять всю гамму эмоций.
Тестирование по мышечной проверке более точное, но его лучше проводить со специалистом.
Иногда (редко) полушария мозга меняют доминантность, то есть, образное находится в левом полушарии, а логическое – в правом. Важно в таком случает определить ведущие органы чувств – руку, ногу, глаз и ухо. Это будет необходимо для дальнейшего анализа комбинаций. Почему так бывает? Не знает никто, как и то, почему появляются левши, хотя подобный перекос бывает и у правшей.
Наибольшие трудности в определении доминантности бывают у амбидекстров, поскольку она, то есть доминантность, как бы плавающая и зависит от общего физического и психического состояния человека в определённый момент. Поэтому, тестирование в подобном случае нужно проводить многократно и в различных состояниях. Результаты могут быть очень разнообразны. А что делать? Творческий почерк.
Одно дело разобраться в своих доминантностях, другое дело понять, как это работает и как можно улучшить эту работу, сделать более эффективной. Особенно важно это понимание для учащихся. А учимся мы все и всегда.

Глаза
Мы получаем зрительный образ обоими глазами. Информация интерпретируется в мозге, причём довольно мало визуальной информации действительно приходит через глаза, как первичное восприятие, основное видение складывается из информации, имеющейся в нашей памяти и всех наших чувств.
Глазасто-способные имеют доминанту глаз противоположную доминирующему полушарию. Для них лучше один раз увидеть, чем объяснять что-то новое.
Причём логики с противоположным доминирующим глазом будут прекрасно ориентироваться в деталях увиденного, замечать частности и не обращать внимание на целое, общее, цвет для них не очень важен. Зато линии и расположение деталей им очень даже интересно и легко воспринимаемо.
Образники, с противоположным ведущим глазом, наоборот, будут видеть сразу всю композицию, пренебрегая детализацией. Для них важен колорит, симпатия или неприятие увиденного, выстраиваемый и творчески обыгрываемый своими фантазиями образ. Могут видеть то, что сами напридумывали.

Если доминирующий глаз находится с той же стороны, что и доминирующее полушарие, то правильное видение, особенно во время стресса уменьшается. Кстати, это не такое уж редкое состояние. Таким образом, при попытке сосредоточиться и быстро что-то понять, они могут вообще не смотреть на объект или собеседника. Они исхитрятся вообще закрыть глаза для того, чтобы более эффективно сконцентрироваться на устной информации, особенно если их ведущее ухо находится на нужном месте. То есть, с другой стороны от ведущего полушария.
Что происходит при чтении? При нормальной, перекрёстной организации, доминирующий глаз определяет траекторию движения обоих глаз. Правый глаз следит за текстом слева направо, а левый глаз - справа налево. Следовательно, образники, чаще всего левши, с левым доминирующим глазом, будут сначала вести взгляд с правой стороны страницы, это может вызвать трудности в чтении, например, русского языка. Зато легко справятся с арабским. Для левшей коррекция может проходить безболезненно до школьного периода, если с ними специально заниматься.
Хуже для амбидекстров и тех, у кого доминирующий глаз находится там же, где и доминирующее полушарие. Поскольку рука и глаз глубоко связаны, то перевернутое, или переставленное по частям, письмо будет их частой ошибкой, когда начнут учиться читать и писать. Кстати, поэтому возникают искусственные проблемы у переученных левшей. Рука и глаз находятся в антагонистических взаимоотношениях.

Уши
Уши ловят слуховую информацию, позволяя нам слушать и слышать звуки нашего окружения. В гармоничном состоянии мы принимаем первичную слуховую информацию обоими ушами. Звук тоже интерпретируется в мозге, задействуя нашу память и все чувства.
Способные слухачи имеют доминирующее ухо на другой стороне от доминирующего полушария и предпочитают получать информацию именно слуховую. Левши, или образники, с противоположным доминирующим ухом будут главными слушателями новостей, стихов, историй, любой эмоциональной информации. Личности с логической доминантой и доминирующим противоположным ухом будут превосходными слушателями аналитической, научной, детальной или линейно выстроенной информации.
Височная область Вернике, которая воспринимает звуковую информацию, напрямую связана с областью, которая обрабатывает запоминание и эмоции в системе, отвечающей за процессы памяти. Люди со слуховой доминантой часто имеют превосходную память – в зависимости от их связи с полушарием. Видимо в древности таких людей было много, ведь информация передавалась и запоминалась устно.
Личности с логическим доминирующим полушарием, чье доминирующее ухо расположено на противоположной стороне, имеют хорошую память на числа, формулы, произношение и другую детальную информацию.
Личности с образным доминирующим полушарием, чье доминирующее ухо расположено на противоположной стороне имеют хорошую память на лица, основное значение сказанного, суть, эмоциональную окраску и целые понятия.
Когда доминирующее ухо находится с той же стороны, что и доминирующее полушарие, доступ слуховой информации уменьшается, особенно во время стресса. Такие слушают, но не слышат. Исследования показали, что почти половина учеников являются таковыми, но большая часть обучения производится устно!
Известно, что одним из факторов причины нарушения речи является невозможность распознать высокочастотные звуки обычного языка (ш, з, с, ч и т.д), поэтому при нарушении речи необходимо развивать фонематический слух. Возможно в таком случае обучение правильной речи через чтение раньше, чем через устную речь, которой ещё и нет.
Руки
Ручками, руками и ручищами мы касаемся и двигаем. Руки нужны для передачи знаний через жест и письмо, ручную деятельность. Когда люди говорят, заодно увеличивается активность области мозга, связанной с движением рук (моторный и сенсорный участок коры головного мозга). Фактически, руки интенсивно включены в человеческое общение. Поэтому, люди с логическим доминирующим полушарием стремятся говорить, любят говорить о том, что изучают, высказывать своё мнение. Люди, чья доминирующая рука противоположна доминирующему полушарию (обычно левое полушарие/правая рука) являются хорошими лекторами и рассказчиками. Им полезно обсуждение или конспектирование для того, чтобы переслать новую информацию в память. Они хорошие чертёжники, копираторы.
Личности с логическим доминирующим полушарием, чья доминирующая рука находится на той же стороне тела (обычно левое полушарие/левая доминирующая рука) будут ограничены в общении. Им будет катастрофически не хватать слов и жестов. Жалкое зрелище истукана с бедной речью, с ничего не выражающими, непослушными руками.
Личности с доминирующим образным полушарием стремятся выражаться жестами больше, чем словами. Их язык тела могут быть очень выразительным. Когда доминирующая рука противоположна доминирующему образному полушарию (обычно правое полушарие/левая рука), человек может общаться жестами, манипулировать предметами, пространственными макетами, куклами. Они любят ручной труд. Им лучше сделать что-то, чем объяснить, что это такое.

Ученик с образной доминантой и доминирующей рукой на той же стороне тела (обычно правое полушарие/правая доминирующая рука) является ограниченным в общении. Их движения хаотичны, не логичны, как и их ручные изделия. Всё валится из рук.
В любом случае, движения и устное общение являются существенными для закрепления новой информации.
Ноги
Личность с доминирующей ногой противоположной доминирующему полушарию мозга способна к ловким движениям. Когда доминирующая нога находится на противоположной стороне тела от логического полушария, человек будет выполнять легко планируемые движения, например, в спорте, танцах и других видах активного движения, но не любят спонтанности и неожиданности.
Если доминирующая нога противоположна образному полушарию, движения будут более спонтанными, свободной формы и управляемые ритмом. Однако, такие людей будут игнорировать план и инструкции.
Когда доминирующая нога находится на той же стороне, что и доминирующее полушарие то под стрессом движение будет затруднено и коряво, неуклюже. Они, скорее, остановятся, и ничего не будут делать. Или они будут стремиться носиться по кругу, но их усилия будут непродуктивными и потраченными впустую.
Выводы
Оптимальным при обучении является состоянием гармонично работающего мозга. В этом состоянии оба полушария все время одинаково активны. Для того, чтобы способствовать обучению с использованием всего мозга можно специально создавать условия и подбирать упражнения. Для этого обстановка должна быть стимулирующей, но максимально свободной от стресса. Если можно видеть наглядный материал, слышать объяснения этого материала, и получать тактильные возможности - брать и разбирать на части макеты, манипулировать ими и т. д., это дает большой шанс подобрать соответствие всем видам обучения. Другой важной составляющей является возможность чаще двигаться – для того чтобы пробудить мозг и закрепить знание.

Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. При этом правое полушарие в основном «обслуживает» левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передает команды соответственно левой руке, ноге. Левое полушарие обслуживает правую сторону.

Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого.

При этом правое полушарие в основном «обслуживает» левую сторону тела : принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передает команды соответственно левой руке, ноге.

Левое полушарие обслуживает правую сторону.

Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности . Например, левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные больше стремятся заниматься искусством или сферами деятельности, требующими индивидуальных образных решений. Подавляющее большинство великих творцов – композиторов, писателей, поэтов, музыкантов, художников и т.п. – «правополушарные» люди.

Как определить доминирующее полушарие

Тест 1

Называть цвета, а не то что написано. Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое – читает. В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. Для безопасности – тест начинается и заканчивается ‘правильными’ комбинациями слово-цвет.

Тест 2

Оптические эффекты – светотени формируют трёхмерное изображение. На картинке или фотографии можно видеть лунный кратер, а повернув на 180 градусов – гору, и это не только иллюзия, а особенность зрения, визуальная привычка глаза к тому, что дневной свет солнца идёт сверху вниз.

Лунные кратеры (первая фотография). При повороте фото на 180 градусов (вторая фотография) - на картинке появляются «горы».

Тест 3

Оптические иллюзии (обман зрения, глюки) – вращение картинки, мерцание и прочие зрительные иллюзии. Если смотреть слишком долго, возникает эффект последействия (переведя взгляд в сторону, на белый фон, можно видеть эту же картинку).

Обычная, но регулярная (утром и днём) тренировка вестибулярного аппарата (повороты, наклоны, вращения, потягивания вверх, стоя на носках и смотря ввысь) - развивает чувство равновесия и координацию движений, а так же укрепляет психику и стабилизирует определённые полевые структуры человека (устойчивость так называемого астрального тела и т.д.)

В случае повышения артериального давления, появления головных болей и головокружения во время тренировки - временно сконцентрировать внимание на обеих точках E36 (цзу-сань-ли), или выполнить лёгкий точечный массаж, для выравнивания своей энергетики по меридианам. Вовремя заземляться - повседневными, домашними делами, физкультурой и спортом, прогулками на природе.

Примечание: смотреть на картинки «Оптические иллюзии» - не дольше 15 минут подряд, дабы не расшатать свою психику.

Тест 4

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

Тест 5

Что вы видите?

Если девушка - у вас развито правое полушарие мозга. Если старуха - левое.

Тест 6

Найдите мужскую голову на этой картинке (ищите не более 3х минут).

Если Вы справились с задачей:

    менее чем за 3 секунды, то ваше правое полушарие вашего мозга развито лучше, чем у большинства людей;

    в течение 1 минуты – это нормальный результат;

    если в течение 1–3 мин. – ваше правое полушарие развито плохо, вам нужно есть побольше мясного протеина;

    если поиск занял у вас больше 3-х минут – плоховато…

Тест 7

Ниже представлена картинка, при рассмотрении которой, в зависимости от того, какое полушарие мозга у вас активно, объект будет двигаться в определенном направлении. В данном случае либо по часовой стрелке, либо против. Итак…

Если вы видите эту девушку, движущуюся по часовой стрелке, то у вас активно правое полушарие в данный момент. Если же она движется против часовой стрелки, то вы используете левое полушарие. Некоторые могут видеть ее движущейся в обоих направлениях.

Попробуйте заставить ее двигаться в противоположном направлении, используя другое полушарие. Вы можете это сделать.

Посмотрите в сторону и вновь смотрите на девушку, через некоторое время она начнет двигаться в противоположном направлении. Так же некоторые люди открыли, что можно смотреть на ее ноги и она опять же сменит направление движения.

Эксперименты показали, что две разные области мозга отвечают за разные виды умственной деятельности.

Обычно люди используют только одно полушарие, свойственное их типу мышления. Но бывают индивидуалы, работающие с обоими полушариями.

Существуют школы отдающие предпочтение одному полушарию, а не другому. Так школы, развивающие левое полушарие концентрируют свое внимание на логическом мышлении, анализе и точности. В то время как школа правостороннего полушария фокусируется на эстетике, чувствах и творчестве.

И на заметку:

Сферы специализации левого полушария :

Обработка вербальной информации: Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму.

Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление: Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты.

Буквальное понимание слов: Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательностное мышление: Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием.

Логический, аналитический подходы , которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.

Сферы специализации правого полушария:

Обработка невербальной информации: Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Параллельная обработка информации: В отличие от левого полушария, которое обрабатывает информацию только в четкой последовательности, правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.

Правое полушарие также распознает лица , и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.

Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.

Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что, если…» также задает правое полушарие.

Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Секс: За секс отвечает правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого процесса.

Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты.

Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария. опубликовано Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

Пол Деннисон и его последователи (http://www.koob.ru/xannaford/) разработали довольно эффективные тесты

Метод Самоопределения
Рука.

Какой бы рукой вы не писали и не считали ведущей лучше разок усомниться и довериться эксперименту. Попросите товарища дать быстро и неожиданно вам ручку или палочку на уровне талии. Какой рукой вы коснётесь предмета, та и будет действующей доминирующей рукой. Можно быстро сцепить руки в замок. Какой большой палец окажется сверху, та рука будет ведущей. Также можно начать бурно хлопать, когда одна рука сверху хлопает, а другая снизу. Ещё можно резко скрестить руки на груди. Ваша доминанта –сверху.

Глаз.

Вытяните руку, любую, с карандашом вперед, направляя его на ориентир (ручку двери, статуэтку, часы и т.д.) и сфокусируйте на нем оба глаза. Закройте один глаз, затем откройте его и закройте другой глаз. Глаз, не меняющий положение карандаша по отношению в линии интерьера, и является доминирующим.
Ухо. Вспомните, к какому уху вы чаще всего прикладываете мобильный телефон, когда вам ничто не мешает его держать любой рукой. Или лягте на пол, на живот и отметьте, которое ухо вы разворачиваете вверх, чтобы слышать звуки вокруг. Вот и нашли свою доминанту.
Нога.

Подбегите к лестнице и поднимитесь на ступеньку. Отметьте, какую ногу вы использовали первой. Играя в футбол, понаблюдайте, а ещё лучше попросите кого-нибудь понаблюдать, какой ногой вы чаще бьёте по мячу. Можно наклониться вперед, держа ноги вместе, пока не начнёте падать. Заметьте, на которую ногу вы переносите тяжесть, чтобы не упасть. Лучше, чтобы вас кто-нибудь толкнул неожиданно. Советую, не переборщить с толканием, мало ли что.

Полушарие мозга.

Изучите таблицу различий работы полушарий, вспомните, как вы реагируете во время сильно напряженной ситуации. Уже это даст много информации по определению доминантности. Поведение во время стресса наиболее непосредственное. Для того, чтобы установить, где размещена логическая функция, попросите товарища положить руки на ваши предплечья. Потом вы громко сосчитаете вслух от 1 до 5. Сначала проверяем правую руку, потом левую. Доминантная будет реагировать на счёт легким напряжением. Счет идет только из логического полушария. Например, если правая рука блокируется, значит сигналы идут из левого полушария, и оно будет рассматривается как логическое.
Если у вас доминирует логическое полушарие, то вы ухитряетесь проанализировать ситуацию, описать её. Вы концентрируетесь на деталях. Действуете механично, автоматично.
Если у вас доминирует образное полушарие: тогда вы постараетесь охватить всю ситуацию целиком и прочувствовать её. Вы вряд ли сможете рассказать о ситуации по частям, скорее это будет что-то междометное с размахиванием руками. Зачем слова, когда и так всё понятно, вам просто необходимо двигаться и проявлять всю гамму эмоций.
Тестирование по мышечной проверке более точное, но его лучше проводить со специалистом.
Иногда (редко) полушария мозга меняют доминантность, то есть, образное находится в левом полушарии, а логическое – в правом. Важно в таком случает определить ведущие органы чувств – руку, ногу, глаз и ухо. Это будет необходимо для дальнейшего анализа комбинаций. Почему так бывает? Не знает никто, как и то, почему появляются левши, хотя подобный перекос бывает и у правшей.
Наибольшие трудности в определении доминантности бывают у амбидекстров, поскольку она, то есть доминантность, как бы плавающая и зависит от общего физического и психического состояния человека в определённый момент. Поэтому, тестирование в подобном случае нужно проводить многократно и в различных состояниях. Результаты могут быть очень разнообразны. А что делать? Творческий почерк.
Одно дело разобраться в своих доминантностях, другое дело понять, как это работает и как можно улучшить эту работу, сделать более эффективной. Особенно важно это понимание для учащихся. А учимся мы все и всегда.

Глаза
Мы получаем зрительный образ обоими глазами. Информация интерпретируется в мозге, причём довольно мало визуальной информации действительно приходит через глаза, как первичное восприятие, основное видение складывается из информации, имеющейся в нашей памяти и всех наших чувств.
Глазасто-способные имеют доминанту глаз противоположную доминирующему полушарию. Для них лучше один раз увидеть, чем объяснять что-то новое.
Причём логики с противоположным доминирующим глазом будут прекрасно ориентироваться в деталях увиденного, замечать частности и не обращать внимание на целое, общее, цвет для них не очень важен. Зато линии и расположение деталей им очень даже интересно и легко воспринимаемо.
Образники, с противоположным ведущим глазом, наоборот, будут видеть сразу всю композицию, пренебрегая детализацией. Для них важен колорит, симпатия или неприятие увиденного, выстраиваемый и творчески обыгрываемый своими фантазиями образ. Могут видеть то, что сами напридумывали.

Если доминирующий глаз находится с той же стороны, что и доминирующее полушарие, то правильное видение, особенно во время стресса уменьшается. Кстати, это не такое уж редкое состояние. Таким образом, при попытке сосредоточиться и быстро что-то понять, они могут вообще не смотреть на объект или собеседника. Они исхитрятся вообще закрыть глаза для того, чтобы более эффективно сконцентрироваться на устной информации, особенно если их ведущее ухо находится на нужном месте. То есть, с другой стороны от ведущего полушария.
Что происходит при чтении? При нормальной, перекрёстной организации, доминирующий глаз определяет траекторию движения обоих глаз. Правый глаз следит за текстом слева направо, а левый глаз — справа налево. Следовательно, образники, чаще всего левши, с левым доминирующим глазом, будут сначала вести взгляд с правой стороны страницы, это может вызвать трудности в чтении, например, русского языка. Зато легко справятся с арабским. Для левшей коррекция может проходить безболезненно до школьного периода, если с ними специально заниматься.
Хуже для амбидекстров и тех, у кого доминирующий глаз находится там же, где и доминирующее полушарие. Поскольку рука и глаз глубоко связаны, то перевернутое, или переставленное по частям, письмо будет их частой ошибкой, когда начнут учиться читать и писать. Кстати, поэтому возникают искусственные проблемы у переученных левшей. Рука и глаз находятся в антагонистических взаимоотношениях.

Уши
Уши ловят слуховую информацию, позволяя нам слушать и слышать звуки нашего окружения. В гармоничном состоянии мы принимаем первичную слуховую информацию обоими ушами. Звук тоже интерпретируется в мозге, задействуя нашу память и все чувства.
Способные слухачи имеют доминирующее ухо на другой стороне от доминирующего полушария и предпочитают получать информацию именно слуховую. Левши, или образники, с противоположным доминирующим ухом будут главными слушателями новостей, стихов, историй, любой эмоциональной информации. Личности с логической доминантой и доминирующим противоположным ухом будут превосходными слушателями аналитической, научной, детальной или линейно выстроенной информации.
Височная область Вернике, которая воспринимает звуковую информацию, напрямую связана с областью, которая обрабатывает запоминание и эмоции в системе, отвечающей за процессы памяти. Люди со слуховой доминантой часто имеют превосходную память – в зависимости от их связи с полушарием. Видимо в древности таких людей было много, ведь информация передавалась и запоминалась устно.
Личности с логическим доминирующим полушарием, чье доминирующее ухо расположено на противоположной стороне, имеют хорошую память на числа, формулы, произношение и другую детальную информацию.
Личности с образным доминирующим полушарием, чье доминирующее ухо расположено на противоположной стороне имеют хорошую память на лица, основное значение сказанного, суть, эмоциональную окраску и целые понятия.
Когда доминирующее ухо находится с той же стороны, что и доминирующее полушарие, доступ слуховой информации уменьшается, особенно во время стресса. Такие слушают, но не слышат. Исследования показали, что почти половина учеников являются таковыми, но большая часть обучения производится устно!
Известно, что одним из факторов причины нарушения речи является невозможность распознать высокочастотные звуки обычного языка (ш, з, с, ч и т.д), поэтому при нарушении речи необходимо развивать фонематический слух. Возможно в таком случае обучение правильной речи через чтение раньше, чем через устную речь, которой ещё и нет.

Руки
Ручками, руками и ручищами мы касаемся и двигаем. Руки нужны для передачи знаний через жест и письмо, ручную деятельность. Когда люди говорят, заодно увеличивается активность области мозга, связанной с движением рук (моторный и сенсорный участок коры головного мозга). Фактически, руки интенсивно включены в человеческое общение. Поэтому, люди с логическим доминирующим полушарием стремятся говорить, любят говорить о том, что изучают, высказывать своё мнение. Люди, чья доминирующая рука противоположна доминирующему полушарию (обычно левое полушарие/правая рука) являются хорошими лекторами и рассказчиками. Им полезно обсуждение или конспектирование для того, чтобы переслать новую информацию в память. Они хорошие чертёжники, копираторы.
Личности с логическим доминирующим полушарием, чья доминирующая рука находится на той же стороне тела (обычно левое полушарие/левая доминирующая рука) будут ограничены в общении. Им будет катастрофически не хватать слов и жестов. Жалкое зрелище истукана с бедной речью, с ничего не выражающими, непослушными руками.
Личности с доминирующим образным полушарием стремятся выражаться жестами больше, чем словами. Их язык тела могут быть очень выразительным. Когда доминирующая рука противоположна доминирующему образному полушарию (обычно правое полушарие/левая рука), человек может общаться жестами, манипулировать предметами, пространственными макетами, куклами. Они любят ручной труд. Им лучше сделать что-то, чем объяснить, что это такое.

Ученик с образной доминантой и доминирующей рукой на той же стороне тела (обычно правое полушарие/правая доминирующая рука) является ограниченным в общении. Их движения хаотичны, не логичны, как и их ручные изделия. Всё валится из рук.
В любом случае, движения и устное общение являются существенными для закрепления новой информации.

Ноги
Личность с доминирующей ногой противоположной доминирующему полушарию мозга способна к ловким движениям. Когда доминирующая нога находится на противоположной стороне тела от логического полушария, человек будет выполнять легко планируемые движения, например, в спорте, танцах и других видах активного движения, но не любят спонтанности и неожиданности.
Если доминирующая нога противоположна образному полушарию, движения будут более спонтанными, свободной формы и управляемые ритмом. Однако, такие людей будут игнорировать план и инструкции.
Когда доминирующая нога находится на той же стороне, что и доминирующее полушарие то под стрессом движение будет затруднено и коряво, неуклюже. Они, скорее, остановятся, и ничего не будут делать. Или они будут стремиться носиться по кругу, но их усилия будут непродуктивными и потраченными впустую.
Выводы
Оптимальным при обучении является состоянием гармонично работающего мозга. В этом состоянии оба полушария все время одинаково активны. Для того, чтобы способствовать обучению с использованием всего мозга можно специально создавать условия и подбирать упражнения. Для этого обстановка должна быть стимулирующей, но максимально свободной от стресса. Если можно видеть наглядный материал, слышать объяснения этого материала, и получать тактильные возможности — брать и разбирать на части макеты, манипулировать ими и т. д., это дает большой шанс подобрать соответствие всем видам обучения. Другой важной составляющей является возможность чаще двигаться – для того чтобы пробудить мозг и закрепить знание.