Вагнер золото рейна краткое содержание. Золото рейна - либретто оперы рихарда вагнера из цикла "кольцо нибелунга"

Действующие лица:

Дочери Рейна (русалки):

Воглинда

Вельгунда

Флосхильда

сопрано

сопрано

меццо‑сопрано

Нибелунги (карлики):

Альберих

Миме, его брат

бас

тенор

Великаны:

Фазольт

Фафнер, его брат

бас

бас

Боги:

Вотан, верховный бог

Фрика, жена Вотана

Фрейя, богиня юности, ее сестра

Фро, бог света, ее брат

Доннер, бог грома, ее брат

Логе, бог огня

Эрда, богиня судьбы

бас

меццо‑сопрано

сопрано

тенор

бас

тенор

меццо‑сопрано

Нибелунги.

Действие происходит в глубинах Рейна, на горных высях и в подземном царстве нибелунгов в сказочные времена.

СЮЖЕТ

Неторопливо струится могучий Рейн. В волнах его играют русалки - шаловливые и беззаботные дочери Рейна. Они хранят золотой клад, покоящийся на дне реки. А в расщелинах скал, под землей, гнездятся карлики-нибелунги, искусные кузнецы. Один из них, Альберих, тщетно пытается добиться любви русалок: дочери Рейна выскальзывают у него из рук, насмехаясь над его неуклюжестью и безобразием. Из их веселой болтовни Альберих узнает тайну клада: тот, кто скует из золота Рейна кольцо, станет властелином мира, обладателем несметных богатств. Однако сковать кольцо нелегко: для этого нужно отречься от лучшего из человеческих чувств - любви. Альберих проклинает любовь - золото Рейна в его руках.

На неприступных горных высях вознесся к небесам гордый чертог богов - Валгалла: никакие враги не страшны Вотану - верховному повелителю богов. Валгаллу построили сильные, но простодушные братья-великаны Фазольт и Фафнер. Вотан заключил с ними договор, он поклялся, что в награду за труд отдаст им Фрейю - богиню юности, которая хранит чудесные золотые яблоки, дающие богам вечную молодость. Однако, получив неприступную крепость, Вотан не спешит расстаться с Фрейей. Упреки жены - богини Фрики, сестры Фрейи, гнев ее братьев - юного Фро и воинственного Доннера, бога грома, - укрепляют Вотана в этом решении. Бог огня Логе - гибкий и неверный, как пламя, подавший когда-то богам коварный совет о договоре с великанами, - рассказывает о золоте Рейна. И жажда богатства овладевает богами. Но и великаны согласны отказаться от Фрейи, если Вотан отдаст им сокровища нибелунгов. А пока они берут Фрейю в качестве залога. Тотчас же боги лишаются силы - в один миг они становятся старыми и дряхлыми. Лишь Логе по-прежнему весел и насмешлив. Тогда Вотан решается: он добудет золото у Альбериха, чтобы выкупить Фрейю. В сопровождении Логе, он отправляется в подземное царство нибелунгов.

Уже издали слышатся удары молотов о наковальни, видны отблески пламени кузнечных горнов, слышны вопли и стоны нибелунгов. Они день и ночь куют богатства Альбериху, который поработил их силой золотого кольца. Теперь он мечтает о покорении всего мира. Трусливый, вечно жалующийся брат Альбериха Миме сковал ему чудесный золотой шлем: тот, кто владеет им, может принять любой облик и даже стать невидимым. Логе, выведав об этом у Миме, заводит с Альберихом хитрый разговор, и когда нибелунг, надев шлем, превращается в маленькую жабу, боги хватают и связывают его.

В качестве выкупа Вотан требует золото. Альберих отдает все, что сковали карлики, отдает и шлем-невидимку, но когда Вотан срывает с его пальца волшебное кольцо, нибелунг произносит страшное проклятье: отныне каждому, кто будет владеть кольцом, оно будет приносить несчастья и смерть. Вотан лишь смеется над злобным бессилием карлика - теперь власть и богатство в его руках. Однако золотом надо расплатиться с великанами. Они хотят получить столько золота, чтобы оно покрыло Фрейю с ног до головы. Сокровищ нибелунгов не хватает, и Вотан бросает поверх золотой груды шлем-невидимку. Фазольт, влюбленный в Фрейю, не в силах расстаться с ней; он утверждает, что в щель все еще виден взор богини; великаны требуют золотое кольцо. Вотан отказывается, и мольбы испуганных богов не могут поколебать его решения. Лишь грозное пророчество богини судьбы Эрды, внезапно появляющейся из земной глубины, заставляет Вотана отдать кольцо великанам. И тотчас сбывается проклятье нибелунга: из-за золота вспыхивает ссора, и Фафнер тяжелой палицей убивает брата. Ужас охватывает богов; в их светлый мир пришли убийство и смерть. Бог грома Доннер собирает тучи, разражается гроза, и на очистившемся небе раскидывается радуга - многоцветный мост, по которому боги торжественно шествуют в Валгаллу. Торжество Вотана не могут смутить ни горестные жалобы обманутых дочерей Рейна, ни язвительные насмешки Логе - Вотан упоен своим всемогуществом и властью.

Действующие лица :

Вотан, верховной бог (бас-баритон)
Фрика, его жена, богиня брачных уз (меццо-сопрано)
Доннер, бог грома (бас или баритон)
Фро, бог солнца, дождя и плодов (тенор)
Фрейя, богиня юности и красоты (сопрано)
Логе, полубог огня (тенор)
Нибелунги:
Альберих (баритон)
Миме (тенор)
Великаны:
Фазольт (бac)
Фафнер (бас)
Дочери Рейна:
Воглинда (сопрано)
Вельгунда (сопрано)
Флосхильда (меццо-сопрано)
Эрда, богиня земли (контральто)

Время действия: мифическое.
Место действия: в Рейне и у его берегов.

Сцена 1.

Лёгкий сумрак, заполненный глубокими волнующимися водами Рейна. Вступление состоит из 136 тактов восходящих секвенций ритмической фигуры в размере 6/8, основанной исключительно на тоническом аккорде ми бемоль мажора (лейтмотив 1). Поднимается занавес - три Дочери Рейна весело играют и плещутся, радуются блеску своего золота, но в то же время и охраняют его.

Из омута вылезает Альберих и сладострастно глядит на игру нимф. Гадкого вида карлик, он пытается, грубо и неуклюже, схватить в объятия то одну, то другую из Дочерей Рейна. Они с легкостью ускользают и вышучивают его - сначала Воглинда, затем Вельгунда. Он глупо и бессильно злится. Наконец Флосхильда признаётся ему в любви - и вновь смеётся над ним. Альберих в ярости.

Но вдруг его взгляд привлекает к себе сияние, которое становится все ярче и ярче. Русалки снова с наслаждением плавают вокруг скалы. Вся река сверкает теперь ярким блеском золота. Сёстры, разговаривая между собой, рассказывают, что это золото Рейна. Отец приказал им охранять его. Но кто бы захотел украсть его? Правда, тот, кто скуёт из него Кольцо, сможет править миром, но при этом несчастный честолюбец навсегда должен будет отказаться от любви. Разве кто-то пойдёт на такое?
Однако прелестные русалки ошиблись. Их болтовню слышал Альберих. Со злобным воплем он начинает карабкаться за золотом. Дочери Рейна с криками разбегаются. Альберих вырывает золото из скалы и поспешно устремляется с ним в глубину.

На сцене воцаряется тьма. Дочери Рейна безнадежно погружаются в воды реки, из-под земли раздается издевательский хохот Альбериха. Всё исчезает во мраке, но затем туман начинает рассеиваться.

Сцена 2 .

Встающая утренняя заря освещает на заднем плане прекрасный замок, которым увенчан высокий утес. Вотан, правитель богов, спит со своей женой Фрикой на склоне горы. Фрикка просыпается и видит замок, будит своего мужа, указывая ему на готовое сооружение, которое построили великаны и которое должно стать их божественным домом. "Вот он встал, радуя взор!" - восклицает Вотан. Но происходит ссора: сестра Фрики Фрейя, богиня юности и красоты, должна быть отдана в качестве платы великанам-строителям, Фафнеру и Фазольту. Фрикка считает, что плата эта слишком высока. Также она напоминает мужу о его внебрачных связях.

Ссора прерывается самой Фрейей; она поспешно вбегает, спасаясь от преследования великанов, которые требуют платы. Вотан же надеется, что ловкий и изворотливый Логе, бога огня, придумает что-нибудь, чтобы избежать этой неприятности, однако пока Логе нет. Фрейя зовет на помощь братьев. Входят великаны со своими требованиями. Вотан пытается тянуть время, говоря, что он и не думает отказываться от Фрейи. Великаны указывают, что Вотан не может отказаться от контракта, ведь его власть держится на силе договоров. Фро и Доннер появляются в тот момент, когда великаны намереваются силой забрать Фрейю, и Доннер со своим тяжелым молотом уже готов вмешаться, но Вотан останавливает его.

Наконец является Логе, искавший, но не нашедший замены Фрейе в качестве платы великанам. Логе хитёр и ненадёжен, как огонь: обузданный - охраняет, свободный - сжигает все. Особое неприятие он вызывает у Фрики. Но он рассказывает о золоте Рейна, о краже Альбериха, об обращении дочерей Рейна к Вотану за помощью и том, какую силу таит в себе выкованное из этого золота Кольцо. Это последнее обстоятельство тут же заинтересовывает не только Вотана, но и великанов, и даже Фрику.

Но Логе сообщает, что Альберих не медлил и уже выковал Кольцо - боги понимают, что на сей раз угроза возникла им самим. Великаны же ставят ультиматум Вотану, что, если он сможет достать им золото к наступлению сумерек, тогда они примут его как замену Фрейи. А пока что они забирают ее в качестве залога.

Белесоватый туман заполняет сцену, в нём боги постепенно приобретают блеклый и старообразный вид. Все стоят неподвижно, охваченные робостью и устремляя на Вотана взгляды, полные отчаяния. Объяснение этим метаморфозам дает Логе: каждый день Фрейя выращивала в своём саду золотое яблоко, дававшее богам молодость и силы, но с её уходом всё это закончилось. Вотан решает, что нужно идти в страну нибелунгов и так или иначе заполучить золото. Иронически ухмыляясь в сторону, Логе показывает ему путь, Вотан спускается вслед за ним в расселину, где начинает слышаться возрастающий шум кузнечной работы (удары молота по наковальне звучат на протяжении 28 тактов). Затем гул наковален пропадает. Вырисовывается глубокое подземное ущелье.

Сцена 3 .

Это страна нибелунгов - мрачный пещерный Нибельхайм. Заполучив Кольцо, Альберих сделался абсолютным царём свои собратьев. Он запугивает их и заставляет добывать ему все больше и больше золота. Его брат Миме, трусоватый, но искусный кузнец, только что сделал чудесный золотой шлем, который делает невидимым или даёт другой облик тому, кто его наденет. Проделав это, невидимый Альберих, терроризирует и издевается над Миме.

Вотан и Логе застают обессиленного Миме, который горько жалуется им на брата, а также рассказывает про шлем. Вновь появляется Альберих. Сняв с головы шлем-невидимку и привязав его к своему поясу, он взмахами плети гонит толпу нибелунгов, нагруженных золотыми изделиями, накапливая клад для Альбериха. Миме он загоняет туда же, после чего возвращается к гостям - переодетым Вотану и Логе - и подозрительно всматривается в них (в оркестре вновь звучит лейтмотив ковки Кольца). Затем он обращается к гостям и хвастается своей силой, даже угрожает, что замышляет положить конец теперешнему правлению богов.

Хитроумный Логе говорит, что до них дошел слух о богатстве и чудесах нибелунгов, вот они и явились в Нибельхайм, чтобы убедиться, правда ли все это. Альберих, чтобы показать силу шлема, надевает его и превращается в исполинского змея. Но Логе, притворившись пораженным и испуганным, просит его превратиться во что-нибудь поменьше, и Альберих превращается в лягушку. Вотан наступает ногой на лягушку; Логе хватает ее за голову и берет в руки шлем-невидимку. Альберих принимает свой настоящий вид, извивается под ногой Вотана. Логе с Вотаном связывают его и уносят в расселину, из которой спустились. Теперь их путь лежит наверх, мимо кузницы, откуда вновь доносятся удары молота о наковальню. Облака и туман вновь заволакивают сцену.

Сцена 4 .

Вновь поднебесные выси, где боги держали последний свой совет. Логе и Вотан удерживают пленённого Альбериха и говорят ему, что он может получить свободу в обмен на весь запас золота. Воспользовавшись своим волшебным Кольцом, карлик призывает нибелунгов принести все накопленное ими золото, что они и делают. Вотан, несмотря на отчаянное сопротивление Альбериха, срывает Кольцо с его пальца и надевает на свой. После этого Альбериха наконец-то освобождают. Но прежде, чем удалиться, он посылает Кольцу страшное проклятие: "На смерть обреченный, будет несчастный дрожать и день за днем в страхе томиться всю жизнь, властитель твой и твой жалкий раб: до тех пор пока ты опять ко мне не вернешься!"

Спускаются сумерки. Боги вновь собираются вместе. Великаны приводят назад Фрейю. Фазольт так сильно влюбился во Фрейю, что готов отказаться от золота. Но в конце концов он соглашается на сделку, согласно которой гора золота должна быть такой высоты, что скроет Фрейю. Логе и Фро торопливо набрасывают золото. Наконец, чтобы закрыть последнюю щель, Логе бросает в эту груду шлем. Но оказывается есть еще маленькое отверстие, сквозь которое можно увидеть глаз Фрейи, и Фафнер настаивает, чтобы оно было закрыто кольцом с пальца Вотана. Сначала бог отказывается, но неожиданно снизу является Эрда, богиня земли. Она предостерегает Вотана и убеждает расстаться с Кольцом: это единственный способ избежать проклятия Альбериха. Вотан, подумав, бросает Кольцо в груду золота, и тогда великаны освобождают Фрейю.

Фафнер и Фазольт начинают делить золото, у них возникает спор за обладание Кольцом. Тогда Фафнер тяжелым ударом убивает своего брата, сгребает все золото в мешок и удаляется (в оркестре звучит мотив проклятия - оно уже начало действовать).

Зато миновала опасность, нависшая было над богами. Бог-громовержец, Доннер, восходит на высокую скалу и машет своим молотом, созывая тучи. Молот ударяет, ослепительная молния озаряет сцену, затем следует сильный раскат грома. После чего тучи расходятся, и от ног Доннера и Фро перекидывается к замку мост радуги. В оркестре звучит музыка, известная как "Восхождение богов на Вальгаллу" - семейство богов шествует по этому мосту-радуге в свое новое святилище.

Лишь Логе остается. Он не питает иллюзий по поводу безопасности Вальгаллы. По ходу шествия богов снизу, оттуда, где течет Рейн, раздается грустное пение невидимых Дочерей Рейна, которым Вотан так и не помог.

Германские эпические сказания интересовали всегда, и это неудивительно: композитор взял курс на создание национальной немецкой оперы, и эпос предоставлял для этого богатейший материал. Воплощением подлинного «немецкого духа» представлялся Зигфрид – величайший из героев германо-скандинавской мифологии. В 1848 году у Р. Вагнера возникает замысел оперы об этом герое под названием «Смерть Зигфрида». Набросав план будущего произведения, композитор надолго его откладывает – ведь это время было для Р. Вагнера нелегким, он был вынужден бежать в Швейцарию.

Р. Вагнер возвращается к опере о немецком герое в 1851 году, и теперь он намеревается написать еще одну оперу – «Юноша Зигфрид», а позднее – еще две оперы, раскрывающие предысторию проклятых сокровищ Нибелунгов и рождения героя. Таким образом, Р. Вагнер создает оперную тетралогию, в которой первоначально задуманная «Смерть Зигфрида» становится финальной частью под названием «Гибель богов», ей предшествует опера «Юноша Зигфрид», переименованная в «Зигфрид», а первая и вторая части получили заглавия «Золото Рейна» и .

Либретто для тетралогии, названной «Кольцом нибелунга», написал сам Рихард Вагнер. Для столь грандиозной тетралогии даже такой величественный литературный источник, как «Песнь о Нибелунгах», казался недостаточным, и автор обращается к исландским преданиям в переводе Людвига Эттмюллера, с которым композитор был знаком лично, к «Старшей Эдде» и части «Младшей Эдды», опубликованных в то время в переводе Карла Зимрока. Создавая текст оперы, Р. Вагнер использует аллитерацию, уподобляя тем самым свой стих эддическим песням.

Опираясь на разные эпические и мифологические источники, Р. Вагнер создает сюжет, отличающийся от любого от них. В первую часть тетралогии – «Золото Рейна» – включаются мотивы, которые изначально не были связаны с сюжетом о Нибелунгах: строительство небесных чертогов великаном, утрата вечной молодости богами. Некоторые изменения сглаживают подробности, которые выглядели естественно в древних сагах, но не подходили для оперной сцены XIX века: собирая выкуп для великанов, боги осыпают золотом прекрасную богиню Фрейю – в «Саге о Вёльсунгах» речь шла о шкуре выдры. Но главное изменение заключается в новом смысловом оттенке, который приобретает легенда о проклятых сокровищах – мысль о губительной власти золота, богатства над людскими душами. Древнему эпосу такая идея не свойственна, но человеку эпохи романтизма она была чрезвычайно близка.

«Золото Рейна» – одноактная опера, состоящая из четырех сцен (впрочем, в некоторых постановках ее все-таки делят на два акта). В соответствии с закономерностями эпической драматургии, каждая из этих сцен представляет собой красочную картину, контрастирующую с другими: события разворачиваются то в величаво струящихся водах Рейна, то в Вальгалле – небесных чертогах бога Вотана, то в мрачном подземном царстве Нибелунгов. Сопоставление различных по колориту «картин» в сочетании с системой лейтмотивов составляет основу драматургии этой эпической оперы с ее медленно развертывающимся действием.

В атмосферу первой сцены вводит краткое – менее 150 тактов – оркестровое вступление: «качающиеся» секвенции на тоническом аккорде живописуют медленно, величаво струящуюся реку. Светлый колорит, характерный для этой сцены, омрачается к ее финалу, когда карлик Альберих исчезает, похитив золото Рейна.

Множеством выразительных моментов насыщена вторая сцена: торжественная тема верховного бога Вотана, сменяющаяся лирическим высказыванием его супруги Фрики, тяжелая поступь великанов, «разгорающаяся», как пламя, музыкальная характеристика бога огня Логе.

Наиболее мрачным колоритом отличается третья сцена, действие которой происходит в подземном царстве Нибелунгов, где день и ночь кипит работа в кузницах – для этого звукоизобразительного эффекта композитор ввел в оркестр восемнадцать наковален, которые звучат в течение двадцати восьми тактов. Трагичной выглядит и четвертая картина, кульминацией которой становится беспощадное пророчество богини Эрды.

Вагнеровская система лейтмотивов получила в тетралогии «Кольцо нибелунга» наиболее полное выражение – лейтмотивов здесь около ста, ими наделяются не только герои, но и неодушевленные предметы (кольцо, меч), природные явления (радуга, пламя) и даже обобщенные понятия (проклятие, любовь). Большая часть лейтмотивов тетралогии впервые появляется именно в опере «Золото Рейна», которая задает тон всему дальнейшему действию – в последующих трех операх появляется меньше новых лейтмотивов.

Работа над оперой «Золото Рейна» была завершена в 1854 году, а первое исполнение оперы состоялось в Мюнхене в сентябре 1869 года. Автора эта постановка не удовлетворила – ведь Р. Вагнер считал, что тетралогию необходимо ставить целиком, но это произошло лишь в 1876 году.

Музыкальные сезоны

Одноактная опера (Некоторые оперные театры делят это длинное произведение на два действия, делая антракт между 2-й и 3-й сценами.) Рихарда Вагнера на либретто (по-немецки) композитора (Вагнер желал, чтобы эта опера считалась прологом к трилогии из трех следующих за ней опер; но, поскольку все четыре оперы обычно даются как цикл, мы, как и другие, пишущие о об этом цикле, рассматриваем его как "тетралогию").

Действующие лица:

Вотан, верховной бог (бас-баритон)
Фрикка, его жена, богиня брачных уз (меццо-сопрано)
Доннер, бог грома (бас или баритон)
Фро, бог солнца, дождя и плодов (тенор)
Фрейя, богиня юности и красоты (сопрано)
Логе, полубог огня (тенор)
братья нибелунги
Альберих (баритон)
Миме (тенор)
братья великаны
Фазольт (бac)
Фафнер (бас)
сестры девы Рейна (русалки)
Воглинда (сопрано)
Вельгунда (сопрано)
Флосхильда (меццо-сопрано)
Эрда, богиня земли (контральто)

Время действия: мифическое.
Место действия: в Рейне и у его берегов.
Первое исполнение: Мюнхен, 22 сентября 1869 года.

Сцена 1

Вступительная ремарка композитора стоит того, чтобы привести ее здесь полностью: "Зеленоватые сумерки, более светлые кверху и более темные книзу. Верхняя часть сцены заполнена волнующейся водной массой, которая безостановочно течет справа налево. Ниже вода словно разрежается в сырой туман, все более и более теряющий свою плотность, так что пространство от самого дна на мужской рост вверх кажется совсем свободным от воды, которая стелется и движется, подобно облакам, над этой темной глубью. Повсюду высятся крутые утесы рифов, обрамляющих сцену. Дикие зубчатые глыбы скал сплошь покрывают все дно, так что оно нигде не представляет ровной плоскости; в полнейшем мраке можно предположить еще более глубокие расселины".

Замечательное вступление состоит всего лишь из 136 тактов восходящих секвенций покачивающейся ритмической фигуры в размере 6/8, основанной исключительно на тоническом аккорде ми бемоль мажора, однако представляющей две наиболее важные темы, которые вновь и вновь будут появляться на протяжении всех четырех опер. Прежде чем это волнообразное движение успокаивается, поднимается занавес, чтобы явить зрителю глубины Рейна и здесь Воглинду, одну из трех нимф этой реки, плещущуюся в ее водах и весело поющую. (Эти девушки - замечательные пловчихи, выполняющие - с помощью невидимых проволок - полные изящества проплывы через всю сцену, при этом умудряющиеся так брать дыхание, чтобы полнозвучно петь). Теперь к ней присоединяются две ее сестры, и все три весело играют и плещутся, все время помня при этом, что им надлежит охранять гору золота, которое дало название опере.

Из омута вылезает Альберих; он появляется в мрачной расселине и карабкается на один из рифов. Еще окруженный тьмою, он останавливается и с возрастающим удовольствием глядит на игру нимф. Волосатый и вообще гадкого вида гном, он пытается, грубо и неуклюже, схватить в свои объятия то одну, то другую из этих дочерей Рейна. Они с легкостью ускользают от него и насмехаются над ним. Он зол и разгневан. С ним кокетничает и тоже издевается над ним Вельгунда.

Внезапно его взгляд привлекает и приковывает к себе поразительное зрелище: сквозь водную массу сверху проникает сияние, которое становится все ярче и ярче, разгораясь наконец на вершине средней скалы ослепительным лучезарно-золотистым блеском; с этого момента волшебный золотой блеск разливается повсюду. Девушки с возрастающим наслаждением плавают вокруг скалы. Вся река сверкает теперь ярким блеском золота. Русалки, разговаривая между сабой, рассказывают, что это золото Рейна. Их отец приказал им охранять его. Однако, кто мог бы хотеть украсть его? Ведь тот, кто сможет сковать из него Кольцо, сможет править всем миром, правда, при этом этот честолюбивый кузнец навсегда должен будет отказаться от любви. Конечно, это условие гарантирует от возможного похитителе. Но они глубоко ошибались. Болтовню сестер хорошо слышал Альберих. С возгласом: "Смейтесь еще: вот нибелунг вас насмешит" - он в бешенстве прыгает к средней скале и с неистовой поспешностью карабкается на ее вершину. Девушки с криками разбегаются и появляются в разных концах сцены. С ужасной силой он вырывает золото из скалы и поспешно устремляется с ним в глубину, быстро исчезая в ней.

Когда золото исчезает, вся сцена погружается в непроницаемый мрак. Девы Рейна безнадежно погружаются в воды реки, после того как они насмеялись над Альберихом. Вместе с ними в глубину опускаются воды. Совсем внизу, из-под земли, раздается резкий и издевательский хохот Альбериха. Скалы исчезают в глубочайшем мраке. Вся сцена сверху донизу заполнена черной массой волнующихся вод, которые некоторое время все еще словно спускаются вниз. Постепенно волны превращаются в облака, которые рассеиваются, разрежаясь в прозрачный туман по мере того, как свет, брезжущий позади них, становится ярче. Все эти водно-воздушные метаморфозы нарисованы Вагнером звуками с потрясающей силой, мастерством и фантазией.

Сцена 2

Утренняя заря возрастающим сиянием освещает замок с блестящими зубцами, которым увенчан высокий утес на заднем плане. Между этим утесом и авансценой предполагается глубокая долина, где течет Рейн. Вотан, правитель богов, спит со своей женой Фриккой на склоне горы. Когда Фрикка просыпается и видит замок, она будит своего мужа, указывая ему на это величественное сооружение. Это огромная крепость, которую некоторое время строили великаны и которая должна стать их домом. "Вот он встал, радуя взор", - восклицает Вотан. Но вместо радости между Вотаном и Фриккой вспыхивает ссора: одним из основных пунктов раздора является согласованная ранее плата - ни больше ни меньше как сестра Фрикки Фрейя, богиня юности и красоты, должна быть отдана в качестве платы Фафнеру и Фазольту, этим великанам-строителям. Фрикка считает, что плата эта слишком высока. Отсюда всевозможные взаимные обвинения, особенно в том, что касается частых внебрачных связей Вотана.

Ссора прерывается самой Фрейей; она поспешно вбегает, спасаясь от преследования великанов, которые теперь требуют, чтобы счет был оплачен. Вотан, который пошел на такой договор с великанами по совету Логе, бога огня, ожидает, что этот ловкий и изворотливый персонаж придумает что-нибудь, чтобы избежать этой уплаты. Фрейя зовет на помощь двух отсутствующих братьев - Доннера, бога грома, и Фро, бога плодородия. Входят великаны Фазольт и Фафнер, оба вооружены могучими копьями; они требуют причитающуюся им плату, а Вотан пытается тянуть время, говоря, что он и не думает отказаться от Фрейи. Фазольт, совершенно ошеломленный, некоторое время стоит, не произнося ни слова. Затем великаны указывают, что контракт написан в стихах на священном древке его копья, символизирующем справедливость и правосудие, и что несчастье будет править миром, если он отойдет от данного им самим торжественного обещания. Фро и Доннер появляются как раз в тот момент, когда эти исполины намереваются силой забрать Фрейю, и Доннер со своим тяжелым молотом угрожающе становится перед великанами.

Наконец к собравшемуся вместе несчастному семейству является Логе, предпринявший далекое путешествие с целью найти какую-нибудь замену Фрейе в качестве платы великанам. Он поднимается из долины на заднем плане. Логе совершенно ненадежный, и на него нельзя положиться, - он сам как огонь: обузданный - он охраняет, свободный - сжигает и разрушает все. Особое недоверие он вызывает у Фрикки. Логе сообщает о провале своей миссии; и теперь он ненавистен более чем когда-либо. Но он рассказывает о золоте Рейна - о том, как Альберих украл его у дочерей Рейна, как они просили его, чтобы он добился, чтобы Вотан помог вернуть им это золото, и какие силы оно в себе таит, если выковать из него Кольцо. Это последнее обстоятельство тут же привлекло внимание не только Вотана, но и великанов, и даже Фрике в голову запала мысль, что это Кольцо могло бы сделать ее мужа верным.

Но когда Логе говорит им, что Альберих не медлил и уже выковал Кольцо, они понимают, что на сей раз угроза возникла самим богам. Что касается великанов, то они совещаются между собой и приходят к выводу, что "выгодней Фрейи рейнский клад золотой: верна и юность тому, кто Кольцом ее покорит". Они ставят ультиматум Вотану, что, если он сможет дать им золото к наступлению сумерек, они примут его как замену Фрейи. А пока что они забирают ее в качестве залога. Поспешно удаляясь, великаны уносят Фрейю, пронзительно взывающую к сестре и братьям о помощи.

Белесоватый туман заполняет сцену, становясь все гуще и гуще; в этом тумане боги постепенно приобретают блеклый и старообразный вид. Все стоят неподвижно, охваченные робостью и устремляя на Вотана взгляды, полные ожидания. Погруженный в свои мысли, Вотан смотрит в землю. Объяснение этим метаморфозам дает все тот же Логе: "Ах, вот что! Вот в чем дело! Живых плодов сегодня никто не вкусил! Ведь яблоки Фрейи (напомним: богини юности и красоты. - А.М.), плоды золотые, вам силу и юность дают, каждый день надо их есть! Но вот садовницу вы заложили - и на ветках плод засох, завял, готов сгнить и опасть". Вотан в отчаянии. Он решает, что нужно идти в Нибельгейм - страну, где обитает Альберих, и каким-то образом заполучить это золото. Иронически ухмыляясь в сторону, Логе показывает ему путь, и Вотан спускается вслед за ним в расселину; вырывающиеся из нее сернистые пары распространяются по всей сцене и быстро заполняют ее плотными облаками. Оставшихся на сцене богов уже не видно. Сернистые пары постепенно превращаются в совсем черные тучи, которые поднимаются снизу вверх. Затем эти тучи в свою очередь превращаются в плотные, темные массы скал, которые все время движутся вверх, так что сцена как-будто все глубже и глубже опускается в землю. Издали, с разных сторон, начинает брезжить темно-коричневый свет; повсюду слышится возрастающий шум кузнечной работы (удары молота по наковальне звучат на протяжении 28 тактов). Затем гул наковален пропадает. Вырисовывается глубокое подземное ущелье, уходящее в бесконечную даль и со всех сторон впадающее, по-видимому, в узкие шахты.

Сцена 3

Так мы оказываемся в стране нибелунгов - холодном пещерном Нибельгейме. Заполучив Кольцо, Альберих сделался абсолютным вождем нибелунгов, породы карликов, живущих глубоко в горных пещерах. В холодном, пещерном Нибельгейме Альберих заставляет других гномов добывать ему все больше и больше золота и делать из него разные вещи, какие он только ни пожелает. Его брат Миме только что закончил выполнение особого задания - он изготовил чудесный убор, золотой шлем, который делает невидимым того, кто его наденет. Он называется Тарнгельм, и Альберих выхватывает его у своего ворчащего брата, надевает его себе на голову и тут же становится невидимым, лишь столп тумана обозначает то место, где он находится. Невидимый, он по-прежнему насмехается, дразнит и издевается над служащими ему собратьями.

Вотан и Логе спускаются из расселины сверху. Здесь они видят обессиленного Миме, который жалуется им на то, как все переменилось теперь в сравнении с тем, что было раньше, когда, не зная печалей, свободно и беспечно жило его многочисленное племя. Он также рассказывает им о Тарнгельме и о том, как он рассчитывал оставить его себе. Вновь появляется Альберих. Сняв с головы шлем-невидимку и привязав его к своему поясу, он взмахами плети гонит перед собой толпу нибелунгов, которые поднимаются из нижнего, глубже расположенного ущелья; они нагружены золотыми и серебряными изделиями и складывают их, все время понуждаемые Альберихом, в одну кучу, накопляя таким образом клад. Теперь ударами плети он и Миме, своего брата, загоняет в толпу нибелунгов. Альберих возвращается к явившимся к нему гостям - переодетым Вотану и Логе - и долго, с подозрительностью всматривается в них. В этот момент в оркестре вновь звучит лейтмотив ковки Кольца. Затем он обращается к своим переодетым гостям и хвастается своей силой, даже угрожает, что замышляет положить конец теперешнему правлению богов.

Хитроумный Логе играет на самолюбии карлика: он говорит, что до них дошел слух о богатстве и чудесах нибелунгов, вот они и явились в Нибельгейм, чтобы убедиться, правда ли все это. Альберих, чтобы показать силу Тарнгельма, надевает его и превращается в исполинского змея. Затем он вновь принимает свой обычный облик, чтобы удовлетворить свою гордыню. Но когда Логе, притворившись пораженным и испуганным, просит его превратиться во что-нибудь поменьше, Альберих превращается в пучеглазую жабу. Вотан наступает ногой на жабу; Логе хватает ее за голову и берет в руки шлем-невидимку. Альберих внезапно принимает свой настоящий вид, извивается под ногой Вотана. Логе связывает ему руки и ноги, и вдвоем с Вотаном они хватают связанного пленника, который бешено пытается оказать сопротивление, и влекут его с собой в расселину, из которой они спустились. Там они исчезают. Теперь их путь лежит наверх, мимо кузницы, откуда вновь доносятся удары молота о наковальню. Облака и туман вновь заволакивают сцену.

Сцена 4

Поднебесные выси, где боги держали последний свой совет, все еще в тумане. Логе и Вотан удерживают захваченного ими Альбериха и говорят ему, что он может получить свободу в обмен на весь запас золота. Воспользовавшись своим волшебным Кольцом, гном призывает нибелунгов принести все накопленное ими золото, что они и делают и туг же исчезают; проклятия их хозяина летят им вслед. Вотан, несмотря на отчаянное сопротивление Альбериха, срывает Кольцо с его пальца и надевает на свой. Наконец, Альбериха развязывают. Но прежде, чем ему удалиться, он посылает Кольцу страшное проклятие: "На смерть обреченный, будет несчастный дрожать и день за днем в страхе томиться всю жизнь, властитель твой и твой жалкий раб: до тех пор пока ты опять ко мне не вернешься!" И пока трагедия не закончится, неотвратимо будет осуществляться это проклятие.

Туман, окутывающий сцену, постепенно рассеивается и картина проясняется. Спускаются сумерки. Все боги вновь собираются вместе. Тем временем великаны приводят назад Фрейю. Фазольт так сильно влюбился во Фрейю, что он скорее оставил бы ее себе, чем заполучил все золото. В конце концов он соглашается на сделку, согласно которой гора золота должна быть такой высоты, что скроет Фрейю. Великаны втыкают свои колья в землю, отмежевывая таким образом пространство в ширину и высоту, равное фигуре богини. Логе и Фро торопливо заполняют его золотом. Но Фафнер наклоняется над всей этой горой золота, выискивая щели и указывая, куда еще надо положить золото. Наконец, чтобы закрыть последнюю щель, Логе бросает в эту груду шлем. Но оказывается есть еще маленькое отверстие, сквозь которое можно увидеть глаза Фрейи, и Фафнер настаивает, чтобы оно было замуровано кольцом с пальца Вотана. Сначала бог отказывается, но неожиданно Эрда, богиня земли, вырастает из земли. Она торжественно предостерегает его и убеждает расстаться с Кольцом: это единственный способ избежать проклятия Альбериха. Вотан, поддавшись уговору, бросает Кольцо в груду золота, и тогда великаны освобождают Фрейю.

Теперь Фафнер и Фазольт делят эту груду золота, возникает спор, кто будет обладать Кольцом. Фафнер тяжелым ударом убивает своего брата, сгребает все золото в мешок и не спеша удаляется, волоча, к великому ужасу богов, за собой тело своего брата. Мотив проклятия отчетливо звучит в оркестре. Убийство уже сопровождает золото.

Бог-громовержец, Доннер, восходит на высокую скалу, откос которой падает в долину, и там машет своим молотом. Дальнейшие события происходят на фоне сгущения туманных испарений, которые стягиваются вокруг него, собираясь в грозную тучу. Его молот ударяет, и слышны крики; ослепительная молния озаряет сцену, затем следует сильный раскат грома. Внезапно тучи расходятся. Доннер и Фро становятся видимы. От их ног перекинут через долину ослепительно светлый мост радуги, другим концом опускающийся к замку, который теперь озарен ярким блеском вечернего солнца. В оркестре звучит музыка, хорошо известная слушателям симфонических концертов как "Восхождение богов на Валгаллу" - семейство богов шествует по этому мосту-радуге через долину Рейна в свое новое святилище.

Лишь Логе остается позади. Он не питает иллюзий по поводу безопасности Валгаллы и решает вернуться в обычный мир с его нормальным образом существования. Снизу, оттуда, где течет Рейн, раздается пение невидимых дочерей Рейна, все еще оплакивающих потерю своего золота.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

«Золото Рейна» - сказочно-эпическая опера с неторопливо развертывающимся действием и немногочисленными внешними событиями. Она строится на сопоставлении четырех красочных картин, идущих без перерыва; каждой присущ свой колорит.

Первая картина рисует безмятежный мир дочерей Рейна. Оркестровое вступление передает величавое течение реки. Светлые музыкальные темы русалок подчеркивают настроения покоя и радости; центральный оркестровый эпизод, передающий сияние золотого клада под лучами солнца, ослепляет блеском звучания, великолепием красок. Контраст вносит заключение первой картины - бурнее и тревожное.

Вторая картина открывается торжественной, величавой темой Вотана. Ей контрастирует небольшое лирическое ариозо Фрики «Ах, дрожа за верность твою». Тяжеловесные, «неуклюжие» аккорды рисуют великанов. Широко развернута музыкальная характеристика бога огня Логе: оркестровая звукопись разгорающегося пламени сменяется большим рассказом «Где жизнь веет и реет», полным манящей прелести; насмешливые реплики сопровождают сцену внезапного одряхления богов.

Мрачным колоритом наделена третья картина - в царстве нибелунгов. Неумолчно звучит однообразный ритм ковки (Вагнер вводит в состав оркестра 18 наковален), медленно, словно с трудом, подымается вверх стонущая тема. Тот же ритм сопровождает краткую жалобную песню Миме «Прежде беспечно мы своим женам в блестках ковали тонкий убор». Мрачная сила и величие Альбериха раскрываются в его сцене с Вотаном и Логе.

В начале четвертой картины господствуют те же настроения. Трагична сцена шествия нибелунгов, несущих золотой клад. Монолог Альбериха «Ты проклятьем был рожден, - будь проклят, перстень мой» - кульминация оперы; его грозная, жестко звучащая тема не раз еще появится в драматических моментах тетралогии. Иной характер, суровый и бесстрастный, носит пророчество богини судьбы Эрды о грядущих бедах (ариозо «Все, что прошло, - знаю»). Завершают оперу пейзажные образы: на фоне бурного движения в оркестре слышен энергичный призыв бога грома; его подхватывают, перекликаясь, различные инструменты; затем музыкальную картину грозы сменяет спокойная, безмятежная тема у струнных инструментов и шести арф.

Как любой увлеченный импровизатор, Вагнер начал создавать свою эпопею «с конца», но, как чаще всего случается с потенциально глубокими произведениями, материал сыграл с автором злую шутку, и сага о сверхчеловеке превратилась в эсхатологический закат вселенной. В год начала работы над тетралогией Вагнер пишет знаменитые статьи «Искусство и революция» и «Произведение искусства будущего», знакомится с Михаилом Бакуниным, пишет революционный «Привет из Саксонии венцам», вынашивает проект театральной федерации, общается с Гансликом… Европа кипит от революционных волнений, в Америке начинается золотая лихорадка… Идея сверхчеловека захватывает Вагнера не на шутку: уже в следующем 1849 г. он начинает работать над драмой «Иисус из Назарета» и принимает участие в дрезденском восстании. Жизнь бурлит, и бурление это - свидетельство неуемной человеческой активности: мир становится на уши не по воле Создателя, а усилием воли его слабосильных созданий. Богоборческие мотивы так и витают в воздухе, и в 1850 г. наряду с набросками «Виланда-кузнеца» (будущего «Зигфрида») Вагнер пишет истерическую статью «Иудейство в музыке». По заказу Веймарского театра в 1851 г. начинается работа над стихотворным текстом к «Юному Зигфриду», вскоре отложенная, и текстом «Валькирии» и «Золота Рейна», законченная в 1852 г. Таким образом, по мере насыщения внешними событиями собственной жизни Вагнера, разрастается и видоизменяется концепция «Кольца». Военно-политическая несостоятельность реальных «сверхлюдей» - революционно настроенных идеалистов - не могла не сказаться на общем мировоззрении Вагнера, и мы видим резкую смену исследовательского вектора его главной работы - переключение основного внимания с природы внутренней силы (воли!) человека на природу конвертации этой силы в её вершинную трансформацию в форме Власти.

Главным средством обретения Власти у Вагнера является золото, а главным условием - отказ от любви. Если социальная связь между властью и деньгами прозрачна, то экзистенциальная природа второго условия требует пояснений. Во-первых, любовь «расслабляет» во всех смыслах, заставляя терять концентрацию на вневременных ценностях, к которым относится смысл жизни, всегда находящийся, как известно, за её пределами (а любовь, как ни крути, короче жизни во всех смыслах). Во-вторых, любовь порабощает волю человека, резко меняя мотивационную систему и делая влюбленного уязвимым по всем фронтам. Ну, и в-третьих, любовь создаёт кандальные условия для чисто внешней зависимости одного человека от другого (ни пивка лишний раз попить, ни в президентское кресло побаллотироваться). Именно отсюда мы получаем кровосмесительное развитие событий «Валькирии», дискредитирующее традиционный семейный союз, являющийся микромоделью доминирования одного человека над другим (и уже - власти мужчины над женщиной). Вагнер не просто в деталях разворачивает перед нами анатомию существования Власти, но и вскрывает первопричины её формирования, применения и гибели. Причем скрупулезность его исследования местами кажется неправдоподобной: в «Кольце» прорисованы нюансы взаимодействий различных проявлений Власти с такими понятиями, как Свобода, Судьба, Слабость, Страх, что эта эпопея с полным правом может быть названа гигантской социально-психологической фреской.

Главным контраргументом такого понимания магистральной идеи «Кольца» может служить отсутствие в пятнадцатичасовой лейтмотивной конструкции партитуры собственно лейтмотива Власти. Однако это возражение легко переходит в свою противоположность: тема Власти не инструмент повествования, а его суть, поэтому выражена не отдельной музыкальной иллюстрацией, а всей музыкально-философской мощью вагнеровского эпоса…

Итак, «Золото Рейна» повествует о том, почему же всё-таки все в итоге умерли. Как это чаще всего случается у Вагнера, виной всему оказывается недалекость особей женского полу: три толкушки-поскакушки (Флосхильда всё-таки поумнее, но влияния на сестёр, видимо, не имеет никакого), к несчастью всего человечества, оказываются хранителями величайшего сокровища мира - золотого самородка, из которого любой, отказавшийся от счастья любви, может выковать кольцо вселенской власти. У русалок (кстати, людей, сходу и без запинки называющих их имена, я пока не встречал), видимо, вода в хвосте не держится, и они выдают роковую тайну земноводному гному Альбериху, который, пытаясь обнять какую-нибудь из них, никого из "девушек" не догнал, но сам разогрелся не на шутку. Оскорбленный русалочьими насмешками гном (как это чаще всего с гномами и бывает), произносит отчаянное отречение от любви и становится обладателем умопомрачительной силы. Недаром Гитлер так ценил «Кольцо»: про всех ущемленных и сублимированных властителей Вагнер угадал всё насквозь на всю историю человечества вперед (а Зигмунд Фройд, заметим, еще даже родился!): «Так вы не боитесь? Что ж, смейтесь во мраке! И свет ваш погаснет навек: я золото вырву из недр и перстень отмщенья скую! Так слушайте, волны: любви шлю проклятье!»

На противоположном от божественной стройки века берегу Рейна в предрассветный час ворочаются на лужайке бездомные боги. Вотан видит во сне Валгаллу и грезит о вечной власти: «Der Wonne seligen Saal bewachen mir Tür und Tor: Mannes Ehre, ewige Macht, ragen zu endlosem Ruhm!» Проснувшаяся в дурном расположении духа Фрика напоминает мужу: расплата со строительным альянсом «Ф&Ф» уже близка, а Логе-то всё нет. Этот проходимец, как любой юрист-авантюрист, одобрил кабальную сделку Вотана с застройщиками, рассчитывая на то, что в последний момент как-то всё само собой рассосётся и жертвовать единственным источником божественной силы и молодости - юной Фрейей - богам не придётся. Как это часто бывает, устами женщины глаголет истина: «O lachend frevelnder Leichtsinn! Liebelosester Frohmut! Wusst" ich um euren Vertrag, dem Truge hätt" ich gewehrt; doch mutig entferntet ihr Männer die Frauen, um taub und ruhig vor uns, allein mit den Riesen zu tagen: so ohne Scham verschenktet ihr Frechen Freia, mein holdes Geschwister, froh des Schächergewerbs! Was ist euch Harten doch heilig und wert, giert ihr Männer nach Macht!» / «Твоя беспечность преступна! Весел ты бессердечно! О, если б знать я могла обманный ваш договор! Но жён вы всегда удаляете смело, чтоб втайне от нас, вступать с великанами в сделки: так, без стыда вы продали Фрейю, сестру дорогую! Что вам священно, жестоким сердцам? Жаждите вы только власти!»). Прифигев от такого наезда с утра пораньше, Вотан мягко напоминает, что Фрика сама мечтала о постоянной резиденции, но умную женщину невозможно сбить с толку: «Дом мне был нужен, чтобы тебя кобеля от твоих похождений отвадить!» - парирует она. «А что вышло? Doch du bei dem Wohnbau sannst auf Wehr und Wall allein; Herrschaft und Macht soll er dir mehren; nur rastlosern Sturm zu erregen, erstand dir die ragende Burg,» - в смысле: твоя гигантомания лишь комплексы тешит твои, а этим большим небоскрёбом власть лишь свою укрепляешь, чтоб ужас на всех наводила твоя неприступная крепость! Наивная женщина… «Wolltest du Frau in der Feste mich fangen, mir Gotte musst du schon gönnen, dass, in der Burg gebunden, ich mir von aussen gewinne die Welt. Wandel und Wechsel liebt, wer lebt; das Spiel drum kann ich nicht sparen!» - с усмешкой отвечает ей Вотан, как бы намекая на то, что Бога-мужчину в стенах не удержишь: свободы он жаждет, чтоб мир покорять; движения и изменения живое всё ищет, и эту игру я не брошу, родная. Фрика включает NLP и пытается сманипулировать неуправляемым супругом: «Um der Macht und Herrschaft müssigen Tand verspielst du in lästerndem Spott Liebe und Weibes Wert?», - типа: «А как же я? Ведь я же лучше власти и господства, которыми ты бредишь!» Но Вотан уворачивается и от этой уловки, напоминая, что глаза лишился, сватая Фрику. «Эта сказка про старушку» продолжалась бы еще долго, если бы не вбежала насмерть перепуганная Фрэйа…

Так, уже в первом диалоге Вотана и Фрики слова «власть» и «господство» не только употребляются шесть раз, но и являются основным предметом упреков Фрики по адресу мужа! Но косвенно Фрику поддерживает и Фазольт, произнося, по сути, ключевой монолог предвечерия: «Lichtsohn du, leicht gefügter! Hör" und hüte dich: Verträgen halte Treu"! Was du bist, bist du nur durch Verträge; bedungen ist, wohl bedacht deine Macht. Bist weiser du als witzig wir sind, bandest uns Freie zum Frieden du: all deinem Wissen fluch" ich, fliehe weit deinen Frieden, weisst du nicht offen, ehrlich und frei Verträgen zu wahren die Treu"! - Ein dummer Riese rät dir das: du Weiser, wiss" es von ihm,» - что означает в вольном переводе примерно следующее: «Сын света, ты слишком изменчив! Послушай и учти на будущее: договорам будь верен! Всё, что ты есть, тем стал ты условно, и власть всю твою только разум хранит! Мудрее ты нас и хитрее, но знания все я твои проклинаю и мира, где хитрость царит, не желаю, уж если открыто ты, совесть забыв, свои договоры блюсти перестал! Я, глупый, тебе подал умному мысль: обдумай её и решенье прими». Мы видим, что власть Вотана - не абсолютна. Она обусловлена договорами (законом) и их соблюдением. Там, где правит закон, воле нет места, и Вотан со своей жаждой власти задыхается в тех ограничениях, которые предписаны его «должностной инструкцией» верховного божества. Именно для того, чтобы оградить себя от претензий и угроз, подобных только что услышанным от Фазольта, Вотану и нужен замок, иначе говоря, ему нужна защита своей - личной! - власти, свободной от любых обязательств. Верховный бог заражен болезнью, смертельную опасность которой еще осознает…

Между тем, Логе в поисках альтернативной оплаты строительства Валгаллы облетел весь мир, проводя соцопрос среди мужского населения на тему, чем можно заменить женскую ласку, но никто из нормальных мужиков не смог даже вообразить равноценной замены. Тогда, видимо, Логе решил зайти с другой стороны, и обратился к женской половине сущего, и тут же узнал от толкушек-русалок о похищенном золоте и пообещал им содействие в решении проблемы на самом высоком уровне. Очень часто основной причиной отказа Альбериха от любви «исследователи» называют само золото, но, как следует из текстов первой и второй сцен, такие «интерпретации» не имеют под собой ни малейших оснований! Да и несложные умозаключения из исходных посылок легко предотвращают от этой грубой ошибки: среда обитания Альбериха - подземное царство гномов Нибельхайм - просто кишит драгметаллами, и пренебрежение к мерцающей в рейнской скале безделушке, которое демонстрирует в первой сцене Альберих, - совершенно естественно. Более того: во второй сцене то же недоумение на тему золота выражают и братья-великаны: «Эй ты, Логе! Правду скажи: какой в том золоте прок, если гном доволен им?» - и Логе открывает всем присутствующим тайну рейнского самородка… Узнав о сути проблемы, основной оплот прирейнского правосудия - Вотан - решает прибрать к рукам готовый продукт сексуальной деградации - волшебное кольцо, дающее неограниченную власть над миром. Момент принятия Вотаном к исполнению полушутливого совета Логе: «Грабь награбленное,» - очень важен для дальнейшего понимания вагнеровского образа верховного бога как выдающегося образчика носителя власти: он рефлексирует! Из пустых сомнений его выводит решительность братьев-великанов, которые уносят Фрейю, обещая вернуть её лишь в обмен на золото Рейна. Вотан и Логе отправляются в Нибельхайм.

В Нибельхайме Альберих изобличает своего братца Миме в попытке прикарманить волшебную панаму, сотканную из золотых нитей и позволяющую её обладателю превращаться в любого зверя и становиться невидимым. Панама нужна Миме, чтобы освободиться от братского ига, но властью кольца Альберих раскрывает обман… Избитый братом, Миме жалуется пришедшим богам на горькую судьбу обитателей подземного царства: перстень Альбериха внушает всем ужас, заставляющий, забыв про все на свете, исполнять приказания обладателя волшебного кольца. Здесь Вагнер показывает нам сам механизм Власти, которая порабощает страхом. Логе, как всегда, обещает свою помощь. Появившийся Альберих ведет себя, как известный герой поэмы Твардовского:

По-хозяйски руку в бок,-
Ведь при царской прежней власти
Пофорсить он разве мог?..
- Эй ты, кто там ходит лугом!
Кто велел топтать покос?! -
Да с плеча на всю округу
И поехал, и понес.
Разошелся…

В вызывающей надменности Альбериха мы видим пример преображения человека Властью: (Eine herausfordernde Stellung annehmend) «Doch getrost trotz" ich euch allen!» - типа чихал я теперь на всех, и Логе совершенно логично замечает: «Hohen Mut verleiht deine Macht; grimmig gross wuchs dir die Kraft!» (Возгордился ты от власти, нет её мрачнее страсти…). Монолог Альбериха «Die in linder Lüfte Weh"n…» - квинтэссенция философии абсолютной Власти, обладатель которой порабощает всё сущее. Власть, как антитеза любви, пожирает всё живое, и угроза, звучащая из уст одержимого местью гнома, ужасает: «В облаках живёте вы, не зная забот, - смеясь, любя... Но мой кулак, кулак золотой, вас поймает! Как от любви отрёкся я, так и вы все с нею проститесь! Вот золота блеск, - его вы будете жаждать! На светлых горах блаженно сияет ваш покой; презреньем вы дарите нас, праздные боги! Но мрак не спит! Когда я вас, мужей, покорю, - красотой ваших жён, осмеявших меня, я вдосталь плоть утолю; пусть плачет любовь! (дико смеясь) Ха-ха-ха-ха! Ясно ли вам? Бойтесь! Дрожите перед силами тьмы, когда весь клад Нибелунга из бездны выйдет на свет!» Альберих, как это часто бывает с эмоционально невоздержанными существами, не знакомыми с курсом молодого разведчика, рассказывает Логе и о системе безопасности, обеспечивающей нибелунгу вездесущность и защиту (еще одна важнейшая деталь, характеризующая экзистенциальные основы Власти!): защитой от врагов служит волшебная панама, за которую пострадал Миме. Это хвастовство становится трагической ошибкой нибелунга, ибо Логе (а после него и знаменитый Кот в сапогах, оказавшийся в схожих обстоятельствах) легко обманывает недалекого гнома. Власть у глупца надолго не задерживается, и это еще одна её сущностная особенность, о которой нам повествует Вагнер: думать о людях, находящихся долгое время у власти, как о дураках, - большая ошибка…

В обмен на свободу связанного гнома Вотан и Логе требуют не только накопленный нибелунгами клад Альбериха, но и бесценное кольцо. Гному не нужна такая свобода: свобода без власти - ничто! Он скорее готов расстаться с жизнью, чем с кольцом и в ярости предупреждает о последствиях: его грехопадение не связано с насилием - он добыл кольцо, никому, кроме себя, не причинив вреда. Вотан же хочет загрести жар чужими руками, и это не пройдет ему даром! Проклятие нибелунга звучит мистическим пророчеством: «Ты проклятьем был рождён, - будь проклят, перстень мой! Ты давал мне власть без границ, неси отныне смерть взявшим тебя! Лихой бедой радость сменяй; не на счастье сверкай золотым огнём! Тот, чьим ты стал, пусть чахнет в тревоге, других же вечно пусть зависть грызёт! Всех щедротой своей мани, но всем приноси только тяжкий вред! Без наживы владельца оставь, но убийц введи в дом его! На смерть обречённый, будет несчастный дрожать и день за днём в страхе томиться всю жизнь, властитель твой и твой жалкий раб: до тех пор, пока ты опять ко мне не вернёшься! Так в страшной моей беде кольцо мое я кляну! Владей же им! (смеясь) Прячь и храни! (яростно) Мой завет сгубит тебя!(Быстро исчезает в расселине.)» Так проклятие кольца закручивает основную пружину магистрального сюжета тетралогии.

Уже в сцене выкупа Фрейи мы видим, как кольцо начинает действовать на Вотана: он грубо обрывает Логе, упоминающего о том, что колечко-то надо бы вернуть на место - в рейнскую скалу: «Dein Versprechen bindet mich nicht; als Beute bleibt mir der Reif.» («Я по твоим обязательствам отвечать не буду»). Пророчество Эрды в очередной раз меняет решение верховного божества: «Бойся, Вотан! Бойся! Страшный перстень брось! В бездну тьмы, в мрачную гибель ввергнет он тебя!.. Всё, что прошло, - я знаю; всё, что грядёт, всё, что свершится, - ясно мне: предвечным сном вещая Эрда будит твой дух. Трём вещуньям, первосущим, я жизнь дала: что я вижу, знают полночные Норны. Но грозный твой рок ныне меня вызвал к тебе. Слушай! Слушай! Слушай! Всё бытие - тленно! Закат богов в сумерках брезжит... Совет мой - перстня беги!» Появление Эрды здесь вроде бы излишне: проклятие нибелунга нам уже известно, Фрейю надо выручать при любом раскладе, и для внутренней логики развития собственно самого сюжета еще одно пророчество нам не нужно. Но функция образа Эрды здесь другая: с её помощью Вагнер оголяет еще один нерв философского лейтмотива тетралогии - тему взаимодействия Власти с Судьбой. В какой панике Вотан бросается за хтонической прорицательницей, пытаясь понять смысл её слов! Именно в этот миг кольцо теряет свою силу, и перед лицом неизбежности Вотан расстаётся с ним… «Почуяв свободу», кольцо тут же начинает шалить, и в борьбе за него Фафнер убивает брата… Боги в шоке.

Доннер, согнав тучи, разряжает тягостную обстановку громом и молнией, и радужный мост перекидывается через Рейн. Прямо по радуге отправляются боги в новую обитель, надеясь скрыться за её стенами от бед и лишений, и только Вотан, несмотря на кажущуюся бодрость, всё бредит предсказанием Эрды… Наблюдая за удаляющимися богами, Логе бормочет едва слышно: «На погибель сами спешат, - эти гордые мнимою силой... Мне с ними быть едва ли не стыдно... В скользящее пламя опять обратиться я желаньем томлюсь! Огнём пожрать властелинов моих лучше, чем с ними гибель принять, - хотя бы то были и боги! Да, так будет умней...Обдумать надо: кто знает мой путь?» Дух огня понимает, что обитатели Валгаллы обречены, но до поры до времени присоединяется к благородному собранию. Из пучины Рейна доносится жалобный плачь русалок: «Радость Рейна! Ласковый луч! Твой девственный блеск ярко в волнах сверкал! Теперь в глубинах мрак унылый! Золота нет! Золота нет! Верните нам, бедным, его!» Вотан приказывает Логе заткнуть несносных: их вопли напоминают ему об одном из самых страшных унижений - о пророчестве Эрды и лишении перстня… Логе насмешливо выполняет приказание: «Ihr da im Wasser, was weint ihr herauf? Hört, was Wotan euch wünscht! Glänzt nicht mehr euch Mädchen das Gold, in der Götter neuem Glanze sonnt euch selig fortan!» (Нечего хныкать, толкушки пустые! Слушайте то, что вам Вотан велит: золота блеска не будет отныне - грейтесь вы тем, чем Валгалла блестит). Грустным напутствием провожают обиженные русалки богов в их новый замок: «Traulich und treu ist"s nur in der Tiefe: falsch und feig ist, was dort oben sich freut!» - на вершине Власти нет места верности и доверию: там царят только ложь и трусость…