«Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения. Описание картины Сандро Боттичелли «Весна Какая композиция в картине боттичелли весна

Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Тот собирался жениться на Семирамиде — девушке из знатной семьи Аппиани. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем — леттуччо. Картина на самом деле не только о весне и любви, это своеобразная иллюстрация к наставлению, составленному для Лоренцо ди Пьерфранческо известным флорентийским философом Марсилио Фичино. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.

Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. «Надо приковать свой взор к Венере, — пишет Фичино, — сиречь Гуманности. Это служит нам напоминанием, что мы не можем обладать ничем великим на земле, не обладая самими людьми, от чьей милости все земные вещи исходят. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Долгое время ее не выставляли, и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции.

1. Венера . Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте. На ней фата замужней женщины (аллюзия на брачную тему). «Она, — пишет Фичино, — есть нимфа пригожести величайшей, рожденная от небес и более других возлюбленная Богом Всевышним. Душа ее и ум суть Любовь и Милосердие, глаза ее — Достоинство и Великодушие, руки — Щедрость и Великолепие, ноги — Пригожесть и Скромность. Целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие. О дивная красота! Сколь прекрасна для созерцания. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная полностью отдана в твою власть (вновь обыгрывается брачная тема. — Прим. авт.). Если ты сочетаешься с ней браком и назовешь ее своею, она сделает твои годы сладостными, а тебя самого — отцом превосходных детей».
2. Три грации. Это спутницы Венеры. Фичино называет их Чувством, Интеллектом и Волей. «И поскольку, — пишет он, — оно [чувство] не является мыслительным актом, то одну из граций рисуют с лицом, обращенным к нам, как бы двигающуюся вперед и не собирающуюся идти назад; двух других, так как они относятся к интеллекту и воле, которым свойственна функция размышления, изображают с лицом, обращенным назад, как у того, кто возвращается».
3. Меркурий. Посланник богов изображен в крылатых сандалиях. Он был сыном нимфы Майи, в честь которой в латинском языке назван месяц май, в котором состоялась свадьба Лоренцо ди Пьерфранческо. С помощью кадуцея (жезла, оплетенного змеями) он разгоняет тучи, чтобы ничто не омрачало весеннего настроения сада Венеры. Считается, что в образе Меркурия Боттичелли изобразил Лоренцо Медичи, заказчика картины.
4. Зефир и нимфа Хлорида. Это иллюстрация к отрывку из поэмы Овидия «Фасты» — западный ветер Зефир гонится за Хлоридой и овладевает ею: «Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я, / Он полетел за мной: был он сильнее меня… / Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, / И на свой брачный союз я никогда не ропщу». После замужества Хлорида (изо рта у нее вьется барвинок — символ верной любви) превратилась в богиню Весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, тем самым используя прием симультанности — одновременного изображения следующих друг за другом событий.
5. Весна. К ней относятся следующие строки из «Фаст»: «Весна — это лучшее время: / В зелени все дерева, вся зеленеет земля. / Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных... / Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, / Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!» / Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, / Я никогда не могла: нет и числа их числу». На картине Боттичелли Весна разбрасывает розы, как было принято на богатых флорентийских свадьбах. Ее платье расшито красными и синими васильками — символами приветливости и добродушия. Также можно разглядеть в венке на шее Весны землянику — символ нежности, ромашку — символ верности и лютик — символ богатства.
6. Амур. Спутник богини любви. Он с завязанными глазами (любовь слепа) целит огненной стрелой в одну из граций. Возможно, в образе Купидона Боттичелли изобразил себя.
Фото: BRIDGEMAN/FOTODOM

«Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. В 1477 имение Кастелло было приобретено Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродным братом знаменитого Лоренцо Великолепного . Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Но инвентарь от 1499 года, найденный лишь в 1975, перечисляя собственность Лоренцо ди Пьерфранческо и его брата Джованни, констатирует, что в 15 веке Primavera была выставлена в городском дворце Флоренции. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.

Сандро Боттичелли. Весна. Ок. 1482

Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Некоторые из них срисованы с древних скульптур, но не как прямые копии, а преобразованные по особым художественным канонам самого Боттичелли. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.

В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня , хозяйка сада любви. Над нею Амур целится одной из своих стрел любви в трёх граций, подруг Венеры, элегантно танцующих рондо. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Его лёгкий огненно-красный плащ, шлем на голове и меч на боку подчёркивают его роль хранителя сада. Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и кадуцею персонал, которым он отгоняет друг от друга двух змей, чтобы помирить их. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Рядом с ней шествует , богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.

Боттичелли. Весна. Меркурий и грации

Есть различные истолкования этой сцены. Но, какое бы из них ни было истинным, налицо глубоко гуманистический характер живописи, отражающий тогдашние культурные тенденции.

Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. В стихах, которые Овидий относит к месяцу маю, богиня Флора рассказывает, что она когда-то была нимфой Хлоридой, и, как и сейчас, вдыхала запах цветов. До буйства возбуждённый красотой Хлориды бог ветра Зефир начал преследовать её и насильно сделал её своей женой. Раскаявшись затем в своём насилии, он превратил нимфу Хлориду в богиню Флору и подарил ей прекрасный сад, где царит вечная весна.

Флорой зовусь, а была я Хлоридой…
Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,
Он полетел за мной: был он сильнее меня…
Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,
И на свой брачный союз я никогда не ропщу.
Вечной я нежусь весной, весна - это лучшее время:
В зелени все дерева, вся зеленеет земля.
Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных…
Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,
Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!»

«Весна» Боттичелли изображает одновременно два разных момента рассказа Овидия: любовное стремление Зефира к Хлориде и ее последующее превращение во Флору. Вот почему одежды этих двух женщин, которые, кажется, не замечают друг друга, развеваются в разные стороны. Флора стоит рядом с Венерой и разбрасывает розы, цветы богини любви.

Боттичелли. Весна. Хлорида и Флора

Древнеримский классик Лукреций в своей философско-дидактической поэме «О природе вещей» славит обеих этих богинь в одной сцене Весны. В отрывке Лукреция упоминаются и другие персонажи «Весны» Боттичелли. Он, вероятно, был ещё одним главным литературным источником картины:

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый
Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким…

Божественный весенний сад с сотнями видов растений, цветущих в апреле и мае, принадлежит Венере, богине любви. Позади Венеры Боттичелли изобразил мирт, один из ее символов. Венера подняла руку в знак приветствия тем, кто любуется её весенним королевством. Над головой Венеры Боттичелли поместил ее сына, Амур, который с завязанными глазами стреляет стрелами любви.

Боттичелли. Весна. Венера

Боттичелли. Весна. Хлорида и Зефир

Боттичелли. Весна. Флора

Сандро Боттичелли. Весна. 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Мало, кто знал о «Весне» Боттичелли целых … 450 лет!

Сначала она хранилась у потомков Медичи. Потом попала в Галерею Уффици. Но … Вы не поверите – она пролежала в запасниках 100 лет!

И только в начале 20 века ее выставили на всеобщее обозрение благодаря тому, что ее разглядел известный искусствовед. Это было начало славы.

Теперь это один из главных шедевров Галереи Уффици. И одна из самых известных картин .

Но «прочесть» ее не так просто. Вроде она про весну. Но здесь немало персонажей.

Зачем их столько? Почему Боттичелли не изобразил одну девушку в образе Весны?

Попробуем разобраться.


Сандро Боттичелли. Весна (с расшифровкой). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Для того, чтобы прочесть картину, разделите ее мысленно на три части:

Правая часть состоит из трёх героев, которые олицетворяют первый весенний месяц МАРТ.

Бог западного ветра Зефир начинает дуть в самом начале весны. С него и начинается прочтение картины.

Из всех героев – он самый неприглядный на вид. Синеватый оттенок кожи. Щеки вот-вот лопнут от напряжения.

Но это объяснимо. Этот ветер для древних греков был малоприятным. Часто приносил дожди и даже бури.

Как и с людьми, так и с божественными созданиями, он не церемонился. Полюбилась ему нимфа Хлорида, и не было у неё шансов убежать от Зефира.

2. ХЛОРИДА

Зефир силой принудил стать его женой это нежное создание, отвечающее за цветы. А чтобы как-то компенсировать ей моральные переживания, сделал он из нимфы настоящую Богиню. Так Хлорида превратилась во Флору.

Флора (в девичестве – Хлорида) о замужестве не жалела. Хоть и взял Зефир ее в жены против воли. Видимо девушка была меркантильной. Ведь стала она гораздо могущественнее. Теперь не только за цветочки отвечала, но вообще за всю растительность на Земле.


Франческо Мельци. Флора. 1510-1515 гг.

Следующие пять героев составляют группу «АПРЕЛЬ». Это Венера, Амур и три Грации.

Богиня Венера отвечает не только за любовь, но и за плодородие и процветание. Так что она здесь не просто так. А древние римляне отмечали праздник в ее честь как раз в апреле.

Сын Венеры и ее постоянный спутник. Всем известно, что этот несносный мальчишка особенно активен весной. И стреляет своими стрелами налево и направо. Конечно, даже не видя, в кого собирается попасть. Любовь слепа, ведь у Амура завязаны глаза.

А попадёт Амур скорее всего в одну из Граций. Которая уже загляделась на молодого человека слева.


Сандро Боттичелли. Весна (фрагмент). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Боттичелли изобразил трёх сестёр, держащими друг друга за руки. Они олицетворяют начало жизни, красивое и нежное благодаря своей юности. И тоже часто сопровождают Венеру, помогая распространять ее заветы на всех людей.

«МАЙ» представлен лишь одной фигурой. Зато какой!

7. МЕРКУРИЙ

Меркурий, Бог торговли, разгоняет своим жезлом тучи. Что ж, неплохая помощь Весне. К ней он имеет отношение через свою мать, плеяду Майю.

Именно в ее честь древние римляне дали месяцу название «Май». А самой Майе приносили жертвы 1 мая. Дело в том, что отвечала она за плодоносность земли. А без этого никак в предстоящее лето.

Почему же тогда Боттичелли изобразил ее сына, а не саму Майю? Она между прочим была прелестна – старшая и самая красивая из 10 плеяд-сестёр.


Сандро Боттичелли. Меркурий (фрагмент картины «Весна»). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Мне нравится версия о том, что Боттичелли очень уж хотелось изобразить мужчин в начале и конце этого весеннего ряда.

Все-таки Весна – это зарождение жизни. А без мужчин в этом процессе никак (по крайней мере во времена художника). Ведь недаром он изобразил всех женщин беременными. Заложить весной плодородие – очень важно.


Сандро Боттичелли. Деталь картины «Весна». 1478 г.

А вообще символами плодородия «Весна» Боттичелли пропитана насквозь. Над головами героев – апельсиновое дерево. Оно и цветёт, и плодоносит одновременно. Не только на картине: оно на самом деле так может.

Сандро Боттичелли. Деталь картины «Весна». 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

А чего только стоит ковёр из пятисот реально существующих цветов! Это просто цветочная энциклопедия какая-то. Осталось только названия на латыни подписать.

История одного шедевра

"Весна" Сандро Боттичелли

Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый
Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками всё наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.

Во Флоренции, в галерее Уффици, среди мно­гочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знамени­тых в мире картин - «Весна» Сандро Боттичел­ли. Об этом замечательном произведении, создан­ном 500 лет назад, в 1478 году, написаны сотни статей, многие тысячи страниц. О ней и наша сегодняшняя беседа.

Образы картины навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Однако это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в свое произведение сложный философ­ский смысл. Для того чтобы раскрыть основной замысел «Весны», обратимся к ее содержанию и композиционному построению.

Движение в картине устремлено справа нале­во. Из верхнего правого угла вторгается голубо­вато-зеленая фигура в развевающемся плаще. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем - это ветер. От его полета согнулись стволы деревьев. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Она обернула к нему испуганное лицо, а руками касается третьей фигуры, будто просит защиты. Но та, словно не замечая, шествует к нижнему краю картины, глядя на зрителя, и жестом сеяте­ля, берущего новую пригоршню семян, опускает правую руку в складки платья, переполненные розами. Эту девушку с худощавым лицом подро­стка, с венком на золотых волосах, в длинном платье, расшитом цветами, часто называли Вес­ной. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.

Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зе­фир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает - «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. О том, как весной расцветает природа. И как поэтично показано превращение! Вместе с дыханием с открытых губ нимфы слета­ют цветы, они сыплются из-под ее руки, покры­вают мелким узором ее подол. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Третья справа фигура - это уже пре­вращенная Хлорис в ее новом облике. Она стала богиней в пышном одеянии. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вы­шитые узоры ее платья (например, на ее воро­те), напоминая зрителям, о каких реальных ве­щах повествует эта красивая сказка... Три правые фигуры символизируют первый месяц весны, ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом.

Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Она показана простой, тихой и скромной. Вовсе это не блистательная красави ца богиня, привыкшая повелевать. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее го­ловой не парил в воздухе Амур с луком и огнен­ной стрелой (Амур - сын Венеры). И если бы деревья, заполняющие фон картины, не расступа­лись вокруг нее полукруглым просветом, показы­вая, что здесь смысловой центр картины. Скло­нив голову набок, смотрит она в нашу сторону задумчиво, чуть испытующе. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благослов­ляет Венера группу Граций. Жест заботливый, опекающий. Он задерживает наше внимание, за­ставляя лучше ощутить четкую ритмическую па­узу в центре картины, а затем посылает наш взгляд влево.

Венера и ее спутницы Грации символизируют второй месяц весны - апрель. Древнеримский поэт Овидий писал в поэме «Фасты», а поэты XV века повторяли вслед за ним, что апрель назван по имени Афродиты, это греческое имя Венеры.

Наконец, последний персонаж картины - Меркурий (крайняя фигура слева). Достойный спутник Граций, поскольку он божество разу­ма и красноречия, изобретатель искусств. Но са­мое главное то, что в древнеримском календа­ре Меркурию был посвящен весенний месяц май. Он назван так в честь матери Меркурия - Майи. Этот месяц считался концом весны и началом лета. Может быть, поэтому Меркурий, служащий в картине символом мая, повернут спиной к дру­гим весенним божествам.

Мир, изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт . Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ров­ным. А между тем просвет среди деревьев, вол­нообразной полосой проходящий через всю кар­тину, в правой части ее показывает небо там, где мы ожидали бы видеть продолжение поверхности луга. Похоже, что Боттичелли сознательно отка­зывается от достижений ренессансной перспекти­вы ради создания атмосферы взволнованности и пафоса.

Композиционный ритм «Весны» частый, сдав­ленный. Художник волнообразно расположил ряд фигур, то сдвинув их тесно, то увеличив интер­вал, окружив темным фоном зелени и создав еще второй, дробный ритм цветов и орнаментов . В линиях контуров и складок преобладают до вольно крутые диагонали, поднимающиеся влево, и почти нет горизонталей.

У большинства фигур взгляд и жесты разоб­щены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение еще продолжается по инерции, а внимание переключается на новый предмет. Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погру­женная в созерцание Меркурия. Кажется, что движения и жесты в картине забыты в тот же миг теми, кто их совершает, или теми, к кому они обращены. Мгновения, как и линии , перекли каются между собой, но не связываются, а разоб­щаются. Отсюда настроение глубокой созерца­тельности, благодаря которому входит в картину тема более важная, чем положенная в ее основу аллегория , - тема духовной жизни.

Девическая дружба, зарождение любви, меч­тательное взращивание жизни (тема образа Флоры), нежная опека (значение жеста Венеры), мед­лительное восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) - все это показано художником с проникновенной наглядностью и чистотой. Жест Венеры в сторону от Зефира к Грациям и Мер курию и скромность ее одежд можно понять как предпочтение, отданное духовному в человеке.

«Весна» Боттичелли была написана для од­ного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Некоторые искусствоведы полага­ют, что картина должна была укрепить в под­ростке привязанность к тем нравственным идеа­лам, которые внушали ему воспитатели. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего симво­лизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» - достойную принадлежность к человече­ству, человечность. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.

Картина Боттичелли тесно связана с культу­рой Италии XV века. Движения ее персонажей напоминают некоторые танцы того времени. По своей тематике, подбору действующих лиц она перекликалась с костюмированными шестви­ями, устраивавшимися во Флоренции каждую весну, и была поэтому общепонятна в ту эпоху.

В заключение хочется сказать немного и о та­ких сторонах содержания «Весны», которые бы­ли ясны лишь наиболее образованным современ­никам художника. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Но это не единствен­ное повторение в картине. В XV веке в Грациях видели три разных проявления единого боже­ства - Венеры; считали, что Грации - это она сама! Ученые много спорят об именах и разли чиях Граций у Боттичелли; оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто на­зывали «Вердура» (зелень, молодость). Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис? Венеру не­которые поэты прямо отождествляли с Флорой. Что касается Меркурия, то он, кроме всего, счи­тался богом ветра и в этом качестве назывался... Зефиром! Итак, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа: один, олицетворяющий ветер, дух, ра­зум, другой - любовь, природу, цветение.

Один и тот же дух слетает на землю, стано­вится силой любви, влекущей к постижению и сотворению цветущей красоты мира, - и он же обращается к небесам (обратите внимание на движение Меркурия, разгоняющего жезлом обла­ка и среди них ищущего волшебный плод). Круг замыкается, чтобы повториться сначала. Разум выступает в картине «Весна» в союзе с любовью, влечением - началом и основным источником познания согласно учению флорентийских фило­софов, современников Боттичелли...

А. БАРАНОВ

Сюжет картины «Весна» Сандро Боттичелли заимствовал сразу у двух древнеримских поэтов – Овидия и Лукреция. Овидий рассказал о происхождении богини весны и цветов Флоры. Некогда юная красавица была не богиней, а нимфой по имени Хлорис. Ее увидел и полюбил бог ветра Зефир и насильно взял в жены. Затем, чтобы искупить свой безумный порыв, он превратил возлюбленную в богиню и подарил ей восхитительный сад. Именно в этом саду разворачивается действие великого полотна Боттичелли. Что касается Лукреция, то у него великий мастер живописи Возрождения нашел идею для создания композиции "Весны".

Фигуры, изображенные в картине, заключают в себе множество смыслов. Прежде всего, они символизируют весенние месяцы. Зефир, Хлорис и Флора – это март, поскольку весну приносит первое дуновение ветра-Зефира. Венера с парящим над ней Амуром, а также кружащиеся в танце грации – апрель. Сын богини Майи Меркурий – май.

История создания

Один из своих главных шедевров Боттичелли создал по заказу всемогущего флорентийского герцога Лоренцо Медичи. Она была необходима ему в качестве свадебного подарка для своего близкого родственника Лоренцо ди Пьерфранческо. Поэтому символика картины тесно связана с пожеланием счастливой и добродетельной семейной жизни.

Центральные образы

Венера представлена здесь прежде всего как добродетельная богиня супружеской любви, именно поэтому ее внешний облик схож с обликом Мадонны. Изящные грации являются воплощением женских добродетелей – Целомудрия, Красоты и Наслаждения. Их длинные волосы перевиты жемчугом, символизирующим чистоту. Юная Флора шествует неспешной походкой, бросая на своем пути прекрасные розы. Именно так было принято делать на свадьбах. Над головой богини любви Венеры парит крылатый Амур с завязанными глазами, ведь любовь слепа.

Почти все женские персонажи картины, прежде всего – Венера и Флора – внешне напоминают безвременно умершую первую красавицу Флоренции Симонетту Веспуччи. Существует версия, что художник был тайно и безнадежно влюблен в нее. Возможно, именно благодаря этой благоговейной, целомудренной любви, Боттичелли удалось создать столь возвышенное полотно.

Судьба шедевра

Долгое время «Весна» хранилась в доме Пьерфранческо. До 1743 года шедевр Боттичелли принадлежал семейству Медичи. В 1815 году он попал в коллекцию знаменитой галереи Уффици. Однако в то время имя Сандро Боттичелли было почти забыто, и на картину не обратили внимания. Лишь во второй половине 19 века английский искусствовед Джон Рескин заново открыл творчество великого флорентийца, сделав его достоянием широкой общественности. Сегодня «Весна», наряду с другим шедевром Боттичелли – «Рождение Венеры», является одной из жемчужин галереи.