Занятия вокалом и танцами для самых маленьких

Занятия вокалом – находка для родителей и детей. При умелом подходе педагога и правильно подобранной по возрасту форме обучения они очень нравятся практически всем детям. Занятия вокалом учат ребенка петь в "живую", открывая тем самым новый путь к самовыражению. Дети всех возрастов отлично чувствуют и понимают музыку, ведь они талантливы от природы!

Пение – это удивительное занятие, при котором ребенок развивается сразу в трех направлениях:

  • интеллектуально (развиваются память, внимание, мышление)
  • физически (вырабатываются вокальные навыки - правильное звукоизвлечение, певческое дыхание, а также развитие выносливости, силы и диапазона голоса)
  • музыкально (развивается музыкальный слух и эмоциональная отзывчивость)

Регулярные занятия вокалом способствуют снятию физических и психологических зажимов, развитию четкой дикции, артистизма, а выступления приучают "свободно" чувствовать себя на публике. Это пригодится Вашему ребенку во взрослой жизни.


В детском клубе «Полезное время» занятия по вокалу проходят 2 раза в неделю

Длится занятие 45 минут.

Возрастные группы

  • 4 – 6 лет
  • 6 – 9 лет
  • 9 – 12 лет
  • 12 - 18 лет

Занятия проходят в мини-группе до 4х человек, что позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Возможны также индивидуальные занятия.

Основная задача занятий – помочь ребенку овладеть элементарными приёмами пения и привить любовь к музыке и творчеству.

Занятие всегда состоит из двух этапов:

- Распевание: Песенки - попевки с текстом разогревают связки и готовят непосредственно к пению

- Пение : Здесь у нас занятие превращается в маленькое действо, мы обыгрываем песню. Ведь мы прекрасно понимаем, что лучшее усвоение материала происходит посредством игры. Поэтому наши занятия сочетают в себе вокал, танцевальные движения и актерское мастерство.

Атмосфера занятий – всегда творческая и игровая.

Итак, чем же полезны занятия вокалом?!

  • непосредственно развитие голоса через песенный материал
  • развитие интонации, дикции, артикуляции, правильного дыхания
  • развитие базовых музыкальных способностей - музыкального и вокального слуха
  • развитие чувства ритма и музыкальной памяти
  • развитие эмоциональной выразительности и восприимчивости музыки
  • развитие способности к сопереживанию, а также образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.


Также считается, что вокал на детей оказывает терапевтический эффект. Правильное певческое (диафрагматическое) дыхание укрепляет стенки кровеносных сосудов. Дети, обучающиеся вокальному мастерству, меньше страдают простудными заболеваниями. Помимо этого, вокал помогает решить проблему с заиканием. Но самое главное – на занятиях вокалом ребенок расслабляется, раскрывается, как личность, и учится общению со сверстниками.

Кроме того, постоянное пребывание в музыкальной атмосфере не только обучает и развивает Вашего ребенка, но и корректирует его психику и эмоциональное состояние. Так излишняя энергия подвижных и гиперактивных детей направляется в созидание и творчество, а спокойные и стеснительные дети обретают уверенность в себе и своих силах.

"Представляешь, красивая девушка одна во священном доме поет эту песню… и в голосе ее такая сила, что ее слышат люди и в пустыне, и на берегу океана, и постепенно голос ее заполняет всю Вселенную. При звуках ее голоса распускаются цветы, невозможное становится возможным, и весь мир танцует вместе с ней. В голосе ее такое волшебство, перед которым никто не может устоять, и все мечты становятся явью. Весь мир танцует под ее песню, а когда он танцует, сердца наполняются радостью, и мир начинает сверкать, как умытая дождем жемчужина". Khamoshi:The Musical

"The only thing better than singing is more singing”. ("Единственное, что может быть лучше пения – это ещё больше пения"). Элла Фитцджеральд

Сохранить Сохранить

Многие педагоги с неохотой берут на занятия пением детей дошкольного возраста, особенно 3, 4 лет. Никитина Оксана Александровна педагог по вокалу с 17 летним стажем, автор методик по постановке голоса у дошкольников выявляет основные причины и излагает их в статье.

Многие профессиональные педагоги – вокалисты с неохотой берут на занятия вокалом детей дошкольного возраста , особенно детей 3, 4 лет . Это связано с распространенными заблуждениями, бытующими у педагогов по пению.

Заблуждение 1 — Ключичное дыхание у детей в пении

Действительно, до 11 лет у детей в речи преобладает дыхание верхнего и среднего дыхательного пояса, связанное с узостью дыхательных путей при небольшой емкости легких. Многие педагоги по пению считают, что дети дошкольного возраста не могут освоить вокальный (нижнереберно-диафрагматический или брюшной) тип вдоха, что исключает эффективную работу диафрагмы в пении и ставит под сомнение занятия постановкой голоса у детей. Мнение ошибочно, но, к сожалению, является достаточно распространенным.

Заблуждение 2 — Незрелость вокальных мышц

Действительно, все мышцы ребенка находятся в процессе роста, в том числе и отвечающие за пение . Вокальные мышцы, которые играют активную роль в пении взрослого человека, вообще пока не сформированы, а находятся в общей массе щито-черпаловидных мускулов. Окончательное формирование вокальных мышц происходит примерно к 12 годам. Эти факты ведут педагогов по вокалу к мысли, что занятия пением с детьми 3, 4 лет бесполезны в силу небольшого диапазона функциональных возможностей.

Утверждение, на мой взгляд, крайне спорно. Кроме непосредственно звукообразующих мышц гортани, в процессе пения участвуют системы дыхания, артикуляционного аппарата, которые активно влияют на качество певческого звука и требуют вокальной настройки.

Правильно «обученная» вокальная система позволяет мышцам ребенка работать скоординировано, слаженно, что ведет к высоким результатам в пении.

Заблуждение 3 — Отсутствие музыкального слуха, необходимого для занятий пением

Многие педагоги – вокалисты с неохотой берут на занятия пением детей 3, 4 лет из – за того, что малыши «не попадают в ноты». Музыкальный слух певца – это координация между тем, как мы слышим звук и тем, как мы его поем. Точность исполнения звука в большой степени зависит от слаженности в работе вокальных мышц, а занятия пением – это и есть не что иное, как произвольное регулирование педагогом работы мышечных систем. Поэтому, наряду с другими вокальными координациями, музыкальный слух, в процессе занятий пением у детей, отлаживается автоматически и, как правило, достаточно быстро.

Заблуждение 4 – отсутствие необходимой степени концентрации внимания

Действительно, занятия постановкой голоса – это сложный многозадачный процесс. Ребенку во время урока пения приходится следить за работой дыхания, артикуляционного аппарата, чистотой интонирования. Это сложно даже взрослому человеку, а малышу, на первый взгляд, вообще не под силу.

Не секрет, что дети дошкольного возраста в целом сложно воспринимают информацию в условиях формализованного урока. Опираясь на то, что основной вид деятельности дошкольника – это игра и именно через игру происходит наиболее эффективное восприятие информации, в вокальных занятиях с малышами педагогу — вокалисту необходимо не только понимать вокальную задачу и решать ее в пении с учеником, но и облекать способ решения вокальной задачи в игровую форму. Для этого мною разработана специализированная игровая вокальная методика для детей 3,4 лет.

Конечно, обучение пению детей в игре , как правило, ведет к необходимости использования специализированного дидактического материала (игрушки, карточки и т.д.), а это, к особой подготовке к урокам пения и вложению денежных средств. Но, использование специальных подходов в занятиях пением с дошкольниками позволяет педагогу концентрировать внимание детей, поддерживать интерес к занятиям и эффективно решать педагогические задачи.

Занятия профессиональным пением с 3, 4 лет достаточно большая редкость. Однако, именно в этом возрасте начинают профессиональную подготовку, развивая двигательные навыки в спорте – гимнастике, фигурном катании, плавании…

Вокальные навыки – являются разновидностью двигательных навыков и нуждаются в раннем развитии.


В младшей группе Детского Мюзик-Холла занимаются вокалом и танцами самые маленькие артисты - малыши в возрасте 3 лет. Занятия длятся 45 минут и проходят в увлекательной игровой форме. В этом возрасте детки отлично чувствуют ритм и темп мелодии, они легко импровизируют. Спонтанность эмоций детей в сочетании с грамотным применением большого количества реквизита помогает малышам моментально входить в образ, отрабатывая вокальные и танцевальные навыки . Через подражание движениям и повадкам животных дети осваивают новые движения, которые чуть позднее как раз и понадобятся нам при постановке танца.

Как же проходят занятия по обучению вокалу и танцам малышей в 3 годика? Каждое наше занятие обязательно начинается с приветствия в виде веселой игры на подражание в жестах. Малыши этого возраста обожают повторять друг за другом движения кошечек и собачек, изображать полет бабочки и стрекозы. Нравится деткам и самим демонстрировать другим свои умения.

При обучении танцам в 3 годика рано говорить о требованиях, которые предъявляются взрослым артистам. Тут не используются никакие термины. Самое главное на данном этапе - научить ребенка повторять движения за педагогом. При обучении танцам для таких крошек действует принцип: «про что пою - то и танцую». Танцевально-музыкальный репертуар подбирается педагогом таким образом, чтобы в детской песенке обязательно был сюжет, который легко можно обыграть, обучая малышей вокалу и танцам. Так, например, при разучивании танца под песенку «Цып-цып, мои цыплятки», наши малыши с превеликим удовольствием прячут желтый мячик (то есть зернышко) под свою маленькую подушку и в процессе танца-инсценировки «раскапывают» это зернышко, «чистят» свои перышки, «расправляют крылышки», «гуляют по полянке» и т.д. Удивительно, насколько точно и быстро малыши запоминают порядок действий и движений!

Вокальная часть занятия вплетается в канву урока опять же через игру. Во время занятий вокалом малыши любят подыгрывать самим себе на музыкальных шумовых инструментах, прихлопывать или притопывать в определенный момент. И очень-очень нравится нашим маленьким артистам петь по одному, индивидуально! На таких занятиях по вокалу малыши учатся слушать музыку, слышать самого себя и весь коллектив, петь громко и тихо, петь хором и солировать.

Если вы планируете отдавать своего малыша на занятия вокалом и танцами в наш Детский Мюзик-Холл, то имейте в виду, что это будет нечто среднее между детским фитнесом и детской йогой, уроком вокала и хореографией, ритмикой и развивающим занятием по знакомству с окружающей средой. Ну, и конечно, мы ждем Вас на наших открытых уроках, на показательных выступлениях, которые проводятся регулярно, через каждые 2 месяца.