Все школьные сочинения по литературе. Станционный смотритель – анализ произведения

Представляем Вашему вниманию подборку основных вариантов краткого содержания повести А.С. Пушкина из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» - Станциаонный смотритель. Данное произведение считается одним из ярких образцов творчества великого Пушкина. В "Станционном смотрителе" гениальный писатель чувственно и проникновенно выразил свою личную позицию по ряду социальных и житейских проблем русского человека.
Ниже предложены 2 варианта краткого содержания повести, а также крактий пересказ и небольшой анализ произведения.


Основные действующие лица:

Рассказчик — мелкий чиновник.

Самсон Вырин — станционный смотритель.

Дуня — его дочь.

Минский — гусар.

Лекарь-немец.

Ванька — мальчик, проводивший рассказчика на могилу смотрителя.

Повесть начинается с рассуждений о нелёгкой доле станционного смотрителя.

Угода господам, беспрекословная услужливость, вечное недовольство и ругань в свой адрес - вот краткий список тягот и лишений станционного смотрителя.

Далее читателю предстаёт история о том, как на станцию пребывает мелкий чиновник. Он просит чаю. Самовар ставит Дуня — невероятно красивая, голубоглазая девочка 14 лет. Пока смотритель Вырин переписывал подорожную, он рассматривал иллюстрации с библейской историей о блудном сыне. Потом все вместе стали пить чай и задушевно беседовать, как хорошие знакомые. Когда путник уезжал, Дуня по его просьбе поцеловала его на прощание. Лишь через 3-4 года рассказчик снова оказался на этой станцию. Однако в доме смотрителя все изменилось, но главное - не было Дуни.

Смотритель поведал рассказчику трагическую историю о том, как некий гусар Минский обманом выкрал Дуню. Некоторое время назад этот гусар прибыл на станцию в весьма болезненном состоянии. Его приняли и пригласили ему лекаря. Минский о чём-то кратко поговорил с лекарем на немецком языке. После этого врач подтвердил, что гусар действительно болен и нуждается в некотором лечении.

Однако тем же днём «больной» уже имел большой аппетит, а его нездоровье казалось не столь серьёзным. После выздоровления гусар собрался уезжать, а за одно предложил подвезти Дуню в церковь к обедне. Вместо этого ротмистр Минский похитил девочку и увезя к себе в Петербург.

Не находя себе покоя несчастный старик отправился на поиски дочери. Он нашёл Минского и слезно умолял его вернуть дочь. Однако гусар выгнал старика, а в качестве откупа за Дуню, дал ему несколько ассигнаций. Безутешный Самсон Вырин растоптал эту подачку.

Через несколько дней, идя по улице, Самсон Вырин случайно увидел Минского. Он проследил за ним и узнал, что в доме, у которого они остановились, живет Дуня.

Самсон вошёл в дом. Его взору предстала Дуня, одетая в дорогие модной одежды. Однако как только Минский увидел Вырина, он снова тотчас же его выгнал. После этого старик возвращается на станцию и через несколько лет спивается. Его душу не переставали терзать мысли о несчастной судьбе дочери.

Когда же рассказчик прибыльна станцию в третий раз, он узнал, что смотритель умер. Ванька — мальчишка, который хорошо знал смотрителя, проводил рассказчика на могилу Самсона Вырина. Там мальчишка поведал гостю, что этим летом приезжала Дуня с тремя детьми и долго плакала на могиле смотрителя.

В начале повести мы знакомимся с кратким авторским отступлением о незавидной судьбе станционных смотрителей - достойных сострадания чиновников 14-го класса, на которых каждый проезжающий считает своим долгом выместить свою злобу и раздражение.

Исколесив всю бескрайнюю Россию, повествователь волею судеб был знаком со многими станционными смотрителями. Самсону Вырину, «смотрителю почтённого сословия», автор и решил посветить свою повесть.

В мае 1816 г. рассказчик проезжает через небольшую станцию, где Дуня, красавица дочь смотрителя Вырина, угощает его чаем. На стенах комнаты висят картинки, изображающие историю блудного сына. Повествователь и смотритель с дочерью вместе пьют чай, перед отъездом проезжающий целует Дуню в сенях (с ее согласия).

Спустя 3-4 года повествователь вновь оказывается на той же станции. Там он встречает очень постаревшего Самсона Вырина. Сначала старик тягостно молчит о судьбе дочери. Однако выпив пунша, смотритель становится разговорчивее. Он поведал рассказчику драматическую историю о том, что 3 года назад некий молодой гусар (ротмистр Минский) провел несколько дней на станции, притворяясь больным и подкупив лекаря. Дуня за ним ухаживала.

Поправив здоровье, гусар собирается в дорогу. Невзначай Минский предлагает подвести Дуню до церкви и увозит ее с собой.

Лишившись дочери, старик отец заболевает от горя. Оправившись, он отправляется в Петербург искать Дуню. Минский отказывается отдать девушку, подсовывает старику деньги, тот выбрасывает ассигнации. Вечером смотритель видит дрожки Минского, следует за ними и таким образом выясняет, где живёт Дуня падает в обморок, Минский прогоняет старика. Смотритель возвращается на станцию и больше уже не пытается искать и возвращать дочь.

Спустя некоторое время рассказчик в третий раз проезжает через эту станцию. Там он узнает, что старый смотритель спился и умер. Ванька - местный мальчишка, провожает автора на могилу смотрителя, где рассказывает, что летом на могилу приезжала красивая барыня с тремя детьми, заказывала молебен и раздавала щедро чаевые.

В 1816 г. случилось рассказчику проезжать через «некую» губернию, и в дороге он был застигнут дождем. На станции поспешил он переодеться и налиться чаю. Ставила самовар и накрывала на стол дочь смотрителя, девочка лет четырнадцати по имени Дуня, которая поразила рассказчика своей красотой. Пока Дуня хлопотала, путешественник рассматривал убранство избы. На стене заметил он картинки с изображением истории блудного сына, на окнах — герань, в комнате была кровать за пестрой занавеской. Путешественник предложил Самсону Вырину — так звали смотрителя — и его дочери разделить с ним трапезу, и возникла непринужденная обстановка, располагающая к симпатии. Уже лошади были поданы, а путешественник все не хотел расстаться со своими новыми знакомыми.

По прошествии 3-4 лет рассказчику вновь довелось ехать этим трактом. Он с нетерпением ожидал встречи с давними знакомыми. «Вошел в комнату», где узнал прежнюю обстановку, но «все кругом показывало ветхость и небрежение». А главное - ее было в доме Дуни.

Изрядно постаревший смотритель Вырин был угрюм и неразговорчив. Только стакан пуншу расшевелил его, и путешественник услышал печальную историю исчезновения Дуни. Это произошло три года назад. На станцию прибыл молодой гусар. Он очень спешил и злился, что долго не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился и даже остался ужинать.

Когда наконец подали лошадей, гусар неожиданно сказался весьма больным. Вызванный немец-лекарь, после краткого разговора, содержание которого присутствовавшим было неизвестно, диагностировал у больного горячку и прописал полный покой.

Уже на третий день гусар Минский был вполне здоров и собрался покидать станцию. Это был воскресный день и гусар предложил Дуне довезти её по пути до церкви. Самсон, хоть и чувствовал некое беспокойство, но всё-таки отпустил дочь с гусаром.

Однако очень скоро на душе у смотрителя стало совсем тягостно и он побежал к церкви. Прибыв на место он увидел, что молящие уже расходились, а из слов дьячка смотритель узнал, что Дуни в церкви не было.

Вечером вернулся ямщик, который вез офицера. Он рассказал, что Дуня отправилась с гусаром до следующей станции. Тут смотритель осознал, что недомогание гусара было обманом, чтобы остаться рядом с его дочерью. А теперь хитрец просто похитил Дуню у несчастного старика. От душевной боли смотритель слег в сильной горячке.

Поправившись, Самсон выпросил отпуск и пешком отправился в Петербург, куда, как знал он из подорожной, ехал ротмистр Минский. В Петербурге он отыскал Минского и явился к нему. Минский не сразу узнал его, а узнав, начал уверять Самсона, что он любит Дуню, никогда её не покинет и сделает счастливою. Он дал смотрителю несколько ассигнаций и выпроводил из дома.

Самсону очень хотелось еще раз увидеть дочь. Случай помог ему. На Литейной он случайно увидел гусара Минского в щегольских дрожках, которые остановились у подъезда трехэтажного дома. Минский вошел в дом, а смотритель из разговора с кучером узнал, что здесь живет Дуня, и тоже вошел в подъезд. Попав в квартиру, сквозь отворенную дверь комнаты увидел он Минского и свою Дуню, прекрасно одетую и с неясностью смотрящую на Минского. Увидев отца, Дуня потеряла сознание и упала на ковер. Разгневанный Минский выгнал несчастного старика, и тот отправился восвояси. И вот уже третий год он ничего не знает о Дуне и боится, что судьба её такова же, как судьба многих молоденьких дур.

И вот уже в третий раз рассказчику случилось проезжать этими местами. Станции уже не было, а Самсон «с год как помер». Мальчик, сын пивовара, поселившегося в доме смотрителя, проводил рассказчика на могилу Самсона. Там он кратко поведал гостю, что летом приезжала прекрасная барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя, а ему дала пятак серебром, добрая барыня - заключил мальчишка.

Отношение Пушкина к главному герою повести "Станционный смотритель" Самсону Вырину можно понять двояко. На первый взгляд, авторская позиция в этом произведении совершенно ясна: автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, изображая горе и страдания старика. Но при такой трактовке авторской позиции "Станционный смотритель" теряет всю свою глубину. Картина намного сложнее. Пушкин не зря вводит в повесть образ повествователя, от лица которого идет рассказ. Он своими мыслями, рассуждениями как бы закрывает истинное отношение автора к главному герою. Чтобы понять автора, нельзя полагаться на поверхностные впечатления от текста повести: Пушкин завуалировал свою точку зрения в более мелких деталях, которые видны только при подробном изучении текста. Именно поэтому мы рекомендуем не ограничиваться кратким содержанием повести, а прочесть её в оригинале.

"Станционный смотритель" - это первое произведение в русской литературе, в котором создан образ "маленького человека". В дальнейшем эта тема становится типичной для русской литературы. Она представлена в творчестве таких писателей, как Гоголь, Чехов, Толстой, Гончаров и др.

Создание образа "маленького человека" - это тоже средство выражения авторской позиции. Но каждый автор по-своему решает эту проблему. Авторская позиция Пушкина, несомненно, выражена в осуждении ограниченности станционного смотрителя, но, осуждая, Пушкин все же не презирает этого "маленького человека", как, например, Гоголь и Чехов (в "Шинели" и "Смерти чиновника"). Таким образом, в "Станционном смотрителе" Пушкин прямо не высказывает свою авторскую позицию, пряча ее в деталях, которые очень важны для понимания всего произведения в целом.

Тема: Нравственный проблемы повести «Станционный смотритель».
ХОД УРОКА

1.Стадия Вызова

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с прозаическими произведениями А.С. Пушкина. Прослушайте внимательно отрывок и вспомните, откуда взяты эти строки, отметьте особенности, о которых упоминается в данном отрывке.(Слайд 2)

«Кроме повестей, а которых в письме вашем упомянуть изволите, Иван Петрович оставил множество рукописей, которые частию у меня находятся, частию употреблены его ключницею на разные домашние потребы. Таким образом, прошлою зимой все окна ее флигеля заклеены были, кажется, первым его опытом. Они, как сказывал Иван Петрович, большею частию справедливы и слышаны им от разных особ, однако ж имена в них почти все вымышлены им самим, а названия сел и деревень заимствованы из нашего околотка, отчего и моя деревня где-то упомянута, Сие произошло не от злого какого-либо намерения, но единственно от недостатка воображения».

Мы отметили, что этот цикл состоит из 5 повестей, перечислите их?

Отметьте особенности данного произведения.
Коллективное составление кластера.(Слайд3)


Вымышленный рассказчик – Иван Петрович Белкин

А.С.Пушкин


Слышаны от разных особ


«ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»


Вымышленные имена

«Гробовщик»


«Выстрел»

Названия заимствованы

«Метель»


«Станционный смотритель»


«Барышня-крестьянка»

-Сегодня мы с вами будем изучать подробно еще одну повесть.

-Послушайте отрывок и скажите, что это за произведение?

(Звучит музыка Мусоргского «Слеза») (Слайд 4)

В поселке Выра стоит верстовой столб с надписью: "До Пскова 239 верст. До Петербурга 69 верст". Эти столбы ставились в XVIII - начале XIX вв. на почтовых трактах.
Здесь располагалась третья от Петербурга почтовая станция, где путники меняли лошадей, грелись, располагались на ночлег, отмечали подорожную.
По этой дороге не менее тринадцати раз проезжал А.С.Пушкин. Через Выру лежал и последний его путь. В ночь с 3 на 4 февраля 1837 г. тело великого русского поэта было провезено по тракту из Петербурга в Псковскую губернию на место захоронения в Святогорском монастыре.

«Дом станционного смотрителя» в деревне Выра - первый в нашей стране музей литературного героя.

В Выре, может быть, А.С.Пушкин увидел героев своих произведений. Не случайно главный герой повести «Станционный смотритель» - Самсон Вырин.
В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени. В красном углу - стол смотрителя. На нем - бронзовый подсвечник, чернильница с гусиным пером, книга для регистрации проезжающих.

В комнате Дуняши (за «перегородкой») воссоздана девичья светелка: диван, комод, столик для рукоделия с пяльцами, платье, портреты Минского, Дуни, смотрителя.

Изо всех повестей Белкина наиболее сильное душевное волнение всегда вызывает повесть «Станционный смотритель» Всякий раз охватывает чувство жалости к Самсону Вырину, боль за него, за его отвергнутую отцовскую любовь. Отцовское чувство возвышает эту повесть над временем.

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове «любовь»?

счастье
уважение


понимание
радость
нежность
забота

-Попробуйте образовать со словом любовь словосочетания.(Верная, нежная, всепоглощающая и др.)

Можем ли мы с вами понимать слово любовь одинаково? Конечно же, нет. Для каждого из нас оно означает разное. Но с раннего детства мы сталкиваемся с любовью своих родных и близких. Почему родительская любовь драгоценна? Подобно маяку, она указывает путь детям, поскольку родители беспокоятся, чтобы их дети не сбились с дороги. Тысячу лет назад родители любили своих детей так же, как и сейчас. Не смотря на все препитии истории, родительская любовь остается неизменной.

А что же лежало в основе всех поступков станционного смотрителя, главного героя повести? (В основе всех поступков Самсона Вырина лежала любовь к дочери.)

2.СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.

- Прочитайте эпиграф к повести. Что он помогает разъяснить, узнать?(Слайд 5)

К своей повести А.С.Пушкин взял эпиграф из стихотворения П.А.Вяземского «Станция», но изменил цитату, назвав станционного смотрителя «коллежским регистратором», а это низший гражданский чин в дореволюционной России.

- Как вы понимаете слово «диктатор»? Соответствует ли оно характеру главного героя? Почему? (Диктатор-правитель, пользующийся неограниченной властью.Вырин же слабый, робкий человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда «готовы прибить» проезжающие).

-Ирония и в имени героя:«маленький», бессильный человек назван

именем библейского богатыря!

Самсон - доблестный герой античного мира.

Наш же Самсон Вырин - воплощение бессилия.

Какие качества в характере Вырина вы бы отметили? Какие чувства вызывает у вас этот человек? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.(Слайды 6-11)

Робкий -«Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда..»

Добрый- «Как быть! смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче, на другой день утром послать в С** за лекарем.»

Доверчивый – «Чего же ты боишься? – сказал ей отец, – ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви».

Ранимый -«Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту саму постель, где накануне лежал молодой обманщик».

Любящий - «А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти…»

-На протяжении повести образ смотрителя меняется. (Слайд 12)

-Каким мы увидели его впервые? («Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах»).

- Найдите в повести другой портрет этот героя. Что изменилось в этом портрете? («Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»).

-Чем вызваны были эти перемены? (Всё, что было хорошего у отца – это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне.)

-Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркиваются еще

одной деталью.
Сравним, в первый раз: «Тут принялся он переписывать мою подорожную». То есть немедленно взялся исполнять свой служебный долг. Во второй же приезд: «Покамест собирался переписывать мою подорожную... продолжал пошептом читать...» На что обращает внимание эта деталь?

Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное,

произносит вслух слова - старческим «пошептом».

Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза.

– Мы всё время говорим о чувствах Самсона Вырина, но героиней повести является и Дуня. Когда она уезжала, то уже была влюблена в гусара Минского, ею тоже руководила любовь к молодому человеку. И она уехала по своему желанию.

- Составьте портрет Дуни . (Путешественника поразила красота этой четыр-

надцатилетней девочки, рассказчик замечает в поведении Дуни само-

любование, стремление понравиться гостю; он называет девочку «малень-

кой кокеткой». Дуня ведет себя с гостем «безо всякой робости» и даже

позволила ему в сенях поцеловать себя на прощание. Рассказчик обращает

внимание на ее большие голубые глаза.)

- Как смотритель относится к дочке?

Он относится к Дуне с огромной любовью, гордится своей дочерью.

- В каких словах выражается это отношение?

«Это твоя дочка – спросил я. Дочка – с, отвечал он с видом довольного

самолюбия , - да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать ».

- Почему гостю так понравились смотритель и его дочка?

Это были добрые, радушные люди, почувствовавшие интерес гостя к

ним. Им есть о чем говорить, недаром они долго беседуют за чаем, «как

будто век были знакомы».

- Несомненно, рассказчик - человек добрый, искренний,

внимательный. Он обращает внимание на обстановку комнаты, где

живут эти добрые люди. Найдите это описание в тексте.

Гостя умиляет обстановка этого небогатого, но очень милого, ухоженного жилища, горшки с бальзамином, кровать с пестрой занавеской и, конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю блудного сына.

-В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. Первый и

второй приезды заключают в себе немало общего. Рассказчик видит все

тот же почтовый домик. Смотритель переписывает подорожную приезжего в свою книгу. Потом следует чаепитие, рассказчик предлагает Самсону Вырину пуншу… Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете?
-Проведем сравнительную характеристику жизни смотрителя, его быта

до отъезда Дуни и после. Заполним таблицу (слайд13):

На чем рассказчик заострил свое внимание при описании комнаты? (На картинках, изображающих историю блудного сына).

- Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин?

- Извлекла ли Дуня урок из этой притчи?

-С легкостью или с болью покидает Дуня родительский дом? (О том, что не с легким сердцем покидала Дуня родительский дом, говорит одна только скупая фраза: “Ямщик… сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте”)

-О чем, по-вашему, плакала Дуня?

- Самсон Вырин - добрый и доверчивый человек. Он убежден в порядоч-

ности Минского, и невольно сам отпускает от себя свою дочь, «Чего же

ты боишься?, ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест».

(слайд14)

-Посмотрите видеофрагмент из фильма. Передайте состояние бедного

смотрителя после отъезда Дуни с гусаром(слайд15).

- С каким чувством говорит рассказчик о болезни Вырина?

«Бедняк занемог сильной горячкой». В тоне рассказчика уже нет и тени

иронии, когда он говорит, что несчастный старик «слег в ту самую постель,

сочувствие.

- Отец, будучи уверенным в том, что дочь брошена, несчастна и боится

возвращаться к отцу, сам отправляется на ее поиски.

В повести есть эпизод, в котором «маленький человек» Самсон Вырин в нравственном плане выше Минского? Какой это эпизод?

(Анализ сцены “Вырин с Минским в гостиничном номере”). (Чтение сцены).

- Как ведет себя Минский? (Вспыхивает, извиняется, дает деньги, клянется в верности Дуне ).

- Какие аргументы приводит каждый, объясняя, почему Дуня должна принадлежать именно ему?

Найдите отрывок, характеризующий состояние Вырина после встречи с Минским. Найдите ключевые слова в тексте, что они подчеркивают ?

(«…Долго стоял он неподвижно, наконец у видел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублёвых смятых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования ! Он сжал бумажки в комок , бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл… Отошед несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился … но ассигнаций уже не было») (слайд16) .

Что мы видим из этого эпизода? (негодование мелкого чиновника («притоптал каблуком»), его моральное превосходство, но глаголы «подумал», «воротился» разочаровывают читателя, напоминают, что Самсон Вырин, так и остался «маленьким человеком», еще не созревшим для большого бунта).

Автор показывает не только бесправное положение «маленького человека», но и позволяет наблюдать за невидимой схваткой между Минским и станционным смотрителем. Обратите внимание: причастие «смятых» находится не перед числительными «пять», «десять», а перед существительным «ассигнаций», то есть унизительное положение чиновника 14 класса подчёркивается не столько суммой, какой оценил чувства несчастного отца дворянин, сколько небрежностью состояния денег, данных с такой же небрежностью Минским. В ответ на это Самсон Вырин «сжал»бумажки в комок (слайд17). Лингвистический анализ:


  • смятых - сжал;

  • ассигнации -бумажки.
- Как мог измениться финал повести, поступи Минский по-другому по отношению к отцу Дуни?

- Самсон Вырин решает во что бы то ни стало увидеться с дочерью. Случай представился быстро.

Какой увидел отец свою дочь? О чем это говорит? Задумался ли об этом Вырин? Почему именно в этот момент автор называет его “бедным”?

«Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как

наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на

Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный

смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле

ею любовался».

Возможно, Самсон Вырин мог любоваться не только красотой Дунечки, но и её положением, её жизнью в роскоши. Вот тут-то и вступают в конфликт противоречивые чувства: любовь и ревность отца. Ведь «приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решил отступиться ». Очень важен для понимания истинной причины трагедии героя фразеологизм «махнул рукой», невольно напоминающий усталость современных родителей, боровшихся против шалостей детей. В душе старик понимал, что Дунечка заслуживает другой жизни, но он вступил в общечеловеческий конфликт: почему счастье дочери даётся ценой отцовского счастья?

Как ведет себя Минский в этой ситуации? Посмотрите видеофрагмент этой сцены.(Просмотр уч-ся видеофрагмента из фильма) Почему он так поступает? (слайд18-19):

-Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Рассказчик вновь подтверждает живучесть «общеудобия» «чин чина почитай»: бедняк не просто остался бедняком - оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по-прежнему остался в стане бесправных бедняков, тягаться ему с сильными мира сего бесполезно. Любое, самое сказочное превращение Дуни в «прекрасную барыню» никак не изменит жизни Самсона Вырина (слайд20).

- Но так ли бесчувственна Дуня? Обратите внимание, она упала в

обморок при виде отца. Почему?

Причина обморока и в затаенном чувстве собственной виновности перед покинутым ею старым, одиноким отцом.

- Повесть завершается грустно. Прошли годы, и добрый наш рассказчик

в третий раз посещает эти места, вспоминая бедного смотрителя. Какое

впечатление производит на него кладбище?

Это было голое место, не было даже ограды, над могилами возвышались одни деревянные кресты - видно, что там покоились бедняки. Рассказчик замечает, что на могилах не было ни кустика, ни деревца, не говоря уже о цветах. Все это произвело на него удручающее впечатление.

богатой «прекрасной барыне», приехавшей однажды в карете «в шесть

лошадей», с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной

моською...

Когда мы встречаемся с Дуней в последний раз? Какою мы видим Дуню на могиле отца? (Работа с текстом).

Посмотрите видеофрагмент фильма. Какие бы вы вопросы задали Авдотье Самсоновне, плачущей на могиле отца? (слайд21)

-Как вы думаете, что заставляет Дуню приехать к отцу?

К Дуне пришло позднее раскаяние.

- Вернемся к притче о блудном сыне. Послушаем пересказ этой притчи

(во время пересказа, подготовленного отдельным учеником, на экране

появляются иллюстрации к притче) и обратим внимание на сходства и

различия притчи и проанализированной нами повести. (слайд22-23):


Притча

История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации

3. Ведет разгульный образ жизни.

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…

4. Радостная встреча сына с отцом.

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

5. Н 5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла,
зашла, проезжая мимо.

6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.

6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

Над чем заставляет задуматься ее судьба? (Дуня нарушила одну из главных заповедей: “Почитай отца своего и мать”,- и очень страдает от этого. Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед близкими людьми).

4. РЕФЛЕКСИЯ.

Распределение заданий по группам.

Сейчас вы будете работать по группам. Каждый из вас попробует проанализировать повесть с разных точек зрения.

1. Теоретики.

Какие события произошли в этой повести? Назовите имена героев.

2. Критики.

Что плохого, трагичного для героев повести произошло? Почему все так случилось? Что оказалось для вас неясным, непонятным до конца во всей этой истории?

3. Оптимисты.

Какие вы видите положительные, светлые стороны в том, что случилось с Дуней и ее отцом? Есть ли они вообще? Аргументируйте свой ответ.

4. Творцы.

Какие чувства испытывали вы, читая разные эпизоды повести. Аргументируйте.

5. Мыслители.

Виноваты ли герои повести друг перед другом? И если да, то в чем? Как, по-вашему, следовало бы поступить Дуне, чтобы отец не чувствовал себя брошенным? Аргументируйте свой ответ.

-Правильно ли поступила Дуня, уехав с гусаром? (слайд24)

- Как вы считаете, зародилось ли в душе Дуни зерно нравственного прозрения?

Дуня раскаялась, она приехала к отцу с детьми, внуками Самсона Вырина. Узнав о смерти родного человека, не смогла сдержать слез на кладбище, «призвала попа», добрая барышня одарила «рыжего и кривого мальчишку серебряным пятаком». Нет, есть в Дуне и сострадание, и доброта, и умение каяться, признавать свои ошибки.

-Счастлива ли Дуня? Почему?

Невозможно быть счастливым ценой благополучия дорогих, близких людей.

Вывод: (слайд25)

Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.

Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло?

4. Итог урока.

Синквейн

Любовь
Светлая, всепрощающая
Радует, прощает, улыбается
Чувство, сопровождающее всю жизнь
Счастье

-Что вы унесете с собой сегодня с урока? Чему научились? Над чем задумались?

Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

Каким из двух высказываний: “Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты” (Р.Роллан) и “Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними” (из “Библии”) – вы бы закончили сегодняшний урок и почему?

5. Задание на дом:

Написание сочинения- миниатюры по одной из тем:

1. Находите ли вы что-либо общее в судьбе Дуни (“Станционный смотритель”) и Марьи Гавриловны (“Метель”); 2. Всегда ли я поступаю по совести?


Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Добрый день, уважаемые учащиеся 7-в класса. Урок у нас сегодня не совсем обычный. Во-первых, потому, что мы с вами совершенно незнакомы. Во-вторых, несмотря на это, мы должны плодотворно поработать и найти ответы на очень сложные жизненные вопросы. Давайте исправим некоторое недоразумение и познакомимся. Меня зовут Елена Владимировна, я преподаю русский язык и литературу в школе-гимназии №1, но только в других классах. С вами я познакомлюсь на протяжении урока, потому что у каждого из вас есть бейджики с именами.

Очень хорошо, что нас с вами немного,

Я предлагаю вам забыть о том, что мы на уроке, немного расслабиться и просто пообщаться, потому что вопросы сегодняшнего урока касаются каждого из нас и у каждого из вас есть своя собственная точка зрения.

А поможет нам попытаться разрешить сложные жизненные вопросы великая русская литература. Классическая литература. Произнося словосочетание «Русская литература», с каким именем у вас прежде всего возникает ассоциация? (Пушкин)

Да, действительно, А.С.Пушкин – непревзойденный мастер русской литературы, «Солнце русской поэзии» (В.Одоевский), «Пушкин – это наше все» (А. Григорьев). Скажите, пожалуйста, в каком веке жил Пушкин? А сейчас на дворе какой век? Почему же мы до сих пор читаем Пушкина и восхищаемся его произведениями? Да, действительно, творения Пушкина актуальны про сей день. Почему? Да, А.С.Пушкин ставил те проблемы, которые волнуют нас и сегодня.

Тема сегодняшнего урока «Нравственные проблемы провести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Запишите число, Классная работа и тему урока.

Для того, чтобы понять, какие выводы мы должны сделать в процессе нашего общения, давайте вдумаемся в каждое слово нашей темы. Какое главное слово в теме урока. Да, слово «Проблемы». Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения. Найдите однокоренное слово к «Нравственный» - это нравственность. А слово нравственность о чем вам говорит? Как вы его понимаете? Если обобщить вышесказанное это духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами.

Есть поступки, которые с точки зрения закона не наказуемы, но есть другой закон – закон совести. Тогда, наверное, нравственные проблемы – это проблемы с точки зрения их человечности, гуманности.

А теперь поговорим о тех проблемах, которые выделяет Пушкин? Это мы выясним, разгадав тезаурус. Вы должны поставить стрелочки меду героями и проблемами. Подумайте внимательно.

Тезаурус

«Любовь» Дуня и Минский

«Война и мир» отец и Минский

«Отцы и дети» Дуня и Вырин

«Выбор пути» Дуня

Маленький человек Вырин

Лишние люди

Итак, мы с вами выяснили, что все проблемы кроме одной затронул Пушкин в своей повести. Скажите, пожалуйста, а какая из этих проблем волнует чаще всего вас? Да, конечно, это сложные и вечные, как мир, взаимоотношения детей и родителей. Я думаю, нет среди вас такого человека, перед которым хоть раз в жизни не стояла бы данная проблема.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Задание называется «Разгадайте слепую схему».

С какими героями мы встречаемся и почему события, которые мы анализируем, сплетает их в треугольник.

Это главные герои и мы будем говорить о них, потому что они по сюжету связаны между собой.

Произведение называется «Станционный смотритель». Как вы понимаете смысл названия? Как вы понимаете из текста, что такое станция? (Да, это место, где останавливаются проезжающие, чтобы сменить лошадей). А кто такой станционный смотритель?

Видео. Начало

Почему же проезжающие так грубо обращаются со станционным смотрителем? Почему он не может дать им отпор?

(Табель о рангах).

Да, действительно, это чиновник 14 ранга, чиновник самого низшего класса, которого легко обидеть. В бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтобы только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Никакой благодарности, простого «спасибо», трудно дождаться от какого-нибудь генерала или фельдъегеря.

Ребята, а как сам рассказчик относится к этим служителям почтовых станций. (Автор призывает своего читателя «вместо негодования» наполнить сердце свое искренним состраданием. Рассказчику, изъездившему много дорог, изведавшему не одно поколение ямщиков, знавшему каждого смотрителя в лицо, можно поверить).

Вывод. Рассказчик на стороне станционного смотрителя, он сочувствует ему, сопереживает ему, отсюда и вытекает цель рассказывания «наполнить сердце состраданием».

Как вы думаете, зачем Пушкин так точно указал время и место происходящих событий? (Хотел указать на достоверность).

Итак, в подтверждение этому, хочу показать вам, что существует деревня Выра, в которой с 1972 года существует музей «Домик станционного смотрителя».

Слайд (музей на станции Выра)

Повествование ведется с позиции времени, т.е. рассказчик дожил до другого времени, а дороги там нет, нет станции, нет смотрителя.

Сколько поездок совершает рассказчик к домику станционного смотрителя?

Давайте определимся со временем года (первая в мае, вторая – зимой, третья – летом).

Прочитайте, как выглядел смотритель при первой встрече с рассказчиком и каким тот предстал перед ним по прошествии нескольких лет.

Какие обстоятельства так изменили Вырина? Что произошло в его жизни?

Что мы знаем о Дуне?

Как относились к Дуне господа проезжие?

В каком настроении находился прибывший однажды зимним вечером проезжий? Отчего сменил гнев на милость?

Как Пушкин помогает читателю раскрыть обман гусара?

Внимательно прочитайте абзац от слов «На другой день гусару стало хуже» до конца абзаца. Найдите ключевые слова, подтверждающие догадку о том, что гусар не был болен.

Что было накануне отъезда гусара Минского?

Что подсказало сердце Вырину, когда через полчаса Дуня не возвратилась?

Кто подтвердил его страшную догадку?

Видео Погоня

Дома, я знаю, мальчики писали монолог от лица Вырина, прочитайте, опишите чувства, которые испытал старик, от первого лица.

Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, ни на что не жалуется и доволен судьбой. Растит дочь, чуткую красивую девушку, которая иногда сглаживает конфликтные ситуации, неизбежно возникающие с нетерпеливыми и строгими проезжающими, и помогает отцу. Но в этот маленький и спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит дочь Вырина Дуню в Петербург.

Я хочу послушать мнение девочек по этому вопросу, которые дома анализировали происходящее от лица Дуни, поставив себя на ее место.

Немного устали? Давайте минутку отдохнем. Я не предлагаю вам провести физкультминутку, она при нашей теме урока несколько неуместна. Давайте проведем минуту релаксации. Послушаем романс из кинофильма «Станционный смотритель» и подумаем о чем-нибудь хорошем.

Релаксация.

Слайд (полная таблица)

Время

Дуня

Комната

Самсон

Из всего этого мы делаем вывод. Время выбрано не случайно. Зима – холодное время года, приносит холод одиночества в дом станционного смотрителя. Лето – пора созревания плодов. Для Дуни время осознания своих ошибок. Будучи сама матерью, она теперь понимает, какую боль причинила отцу, сбежав с Минским.

Итак, к Дуне пришла любовь.

Видео. Дуня

А разве это плохо, что она полюбила и нашла взаимные чувства?

Что же плохо?

А как вы думаете, если бы Дуня осталась с отцом, была бы она счастлива? Что же важнее личное счастье или долг перед родителями?

А были ли у кого в жизни подобные ситуации, когда надо сделать выбор?

На доске написан эпиграф к нашему уроку: «…Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.» Что это? Да, так нас учит Библия. А как называются короткие поучительные истории, которые рассказывали ученики Иисуса Христа, апостолы, людям. Да, это притчи. Посмотрите, пожалуйста, на картину Рембрандта и скажите, по какой притче она написана? А почему я предложила вам познакомиться с этой картиной?

Притча о возвращении блудного сына лежит в основе рассказа «Станционный смотритель». Об этом свидетельствуют те картинки, которые были развешаны на стене в доме Вырина. Они изображали историю блудного сына.

Видео. Картинки

Кто повторяет судьбу блудного сына?

Эти картинки символизируют жизненный путь Дуни. Как и на первой картинке – Дуня уходит из дома. Так же, как и на второй картинке – Дуня в чужом доме окружена «ложными» друзьями. Она тоскует и, может быть, раскаивается, как и блудный сын на третьей картинке. И последняя картинка о возвращении блудного сына – это когда Дуня приезжает на могилу к отцу.

А подумайте, пожалуйста, кого также можно назвать блудным сыном, кто также обманут людьми и переживает жизненную трагедию?

Но эту притчу можно отнести и к самому Самсону Вырину. Он как бы «уходит» от своей дочери, потому что не верит в её счастье, не верит в то, что молодой гусар может жениться на его дочери. Вырин так же окружён людьми, которые его обманывали: доктор, Минский. На третьей картинке изображён юноша, который пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; на его лице – глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет, как бы подсказывает судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни с горя спился, в доме у него царят «ветхость и небрежение». Из свежего и бодрого человека лет пятидесяти, каким он был ещё недавно, он превратился в хилого старика: седого, с глубокими морщинами на лице, со сгорбленной спиной. И последняя картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется «возвращение» отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище.

Учитель : -Как заканчивает Пушкин рассказ об истории блудной дочери? Согласуется ли это с содержанием известной притчи?

(Дуня все-таки возвращается, но не в рубище, а богатой дамой с детьми, не к живому отцу, а к его могиле).

Почему Пушкин заканчивает повесть именно так. (Изменение стереотипов).

Видео. Завершение

О чем, по-вашему, плакала Дуня на могиле отца? (Может быть, сама, став матерью, поняла, что в стремлении быть счастливой слишком жестоко поступила с отцом).

Как вы думаете, Дуня счастлива?

Можем ли мы сказать, что героиню ожидает будущее без мук совести?

Я хочу подвести итог нашим рассуждениям. Все, что мы с вами выяснили, я предлагаю вам повторить про себя, глядя на слайды презентации.

Презентация.

Да, действительно, мудрая Книга книг – Библия - даст ответы на все вопросы. В Священном писании мы читаем…

Давайте попробуем предложить свой финал повести, такой, чтобы повесть была, как сказка, со счастливым концом.

Почему же Пушкин не закончил так свою повесть?

Да, произведение небольшое, но какое оно мудрое! Рассказывая об ошибках, совершенных другими людьми, автор учит нас не делать их в своей жизни.

О чем вас заставил задуматься великий классик?

Да, самое дорогое, что есть в нашей жизни – это наши родители.

Проблема взаимоотношения детей и родителей вечная. Ее поднимал Пушкин, ее пытаются решить и современные поэты. Закончить наш урок я хочу стихотворениями Оксаны Озеровой, Людмилы Ренжиной, Виктора Гина в исполнении ученика 10 класса Широбокова Захара.

Выступление.

Я благодарю вас за урок. Повесть «Станционный смотритель» - мое любимое произведение. Я надеюсь, вас тоже эта повесть не оставила равнодушными. У каждого из вас, детей или взрослых, к счастью, есть родители. Давайте же будем добрее к ним, попросим у них прощения за наши ошибки и поступки, да просто позвоним им, поинтересуемся, как там у них дела, просто обнимем и скажем ласковое слово. Пока еще не поздно, как это было с Дуней, дочерью «Станционного смотрителя».

А дома вы постараетесь решить еще одну нравственную проблему повести. Письменно дайте ответ на вопрос: «Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина?».

Оценки за урок.

История создания произведения Пушкина «Станционный смотритель»

Болдинская осень в творчестве А.С. Пушкина стала по-настоящему «золотой», так как именно в это время созданы им многие произведения. Среди них «Повести Белкина». В письме другу П. Плетневу Пушкин писал:«... Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется». Хронология создания этих повестей выглядит следующим образом: 9 сентября закончен «Гробовщик», 14 сентября — «Станционный смотритель», 20 сентября — «Барышня-крестьянка», после почти месячного перерыва написаны две последние повести: «Выстрел» — 14 октября и «Метель» — 20 октября. Цикл «Повестей Белкина» явился первым завершенным прозаическим творением Пушкина. Пять повестей были объединены вымышленным лицом автора, о котором «издатель» рассказал в предисловии. Мы узнаем, что И.П. Белкин родился «от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхино». «Был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав». «Вел жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств; никогда не случалось... видеть его навеселе..., к женскому полу имел он великую склонность, но стыдливость была в нем истинно девическая». Осенью 1828 года этот симпатичный персонаж «занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер...».
В конце октября 1831 г. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» были опубликованы. Предисловие завершалось словами: «Почитая долгом уважить волю почтенного друга автора нашего, приносим ему глубочайшую благодарность за доставленные нам известия и надеемся, что публика оценит их искренность и добродушие. А.П.». Эпиграф ко всем повестям, взятый из фонвизинского «Недоросля» (Г-жа Простакова: «То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник». Скотинин: «Митрофан по мне»), говорит о народности и простоте Ивана Петровича. Он собрал эти «простые» повести, причем записал их от разных рассказчиков («Смотритель» рассказан был ему титулярным советником А.Г. Н., «Выстрел» подполковником ИЛ. П., «Гробовщик» приказчиком Б.В., «Метель» и «Барышня» девицею К.И. Т.), обработав их по своему умению и усмотрению. Таким образом, Пушкин как настоящий автор повестей скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это дает ему большую свободу повествования, создает немалые возможности для комизма, сатиры и пародии и в то же время позволяет выразить свое отношение к этим историям.
С полным обозначением имени настоящего автора, Александра Сергеевича Пушкина, они вышли в свет в 1834 г. Создавая в этом цикле незабываемую галерею образов, живущих и действующих в российской провинции, Пушкин с доброй улыбкой и юмором рассказывает о современной России. Работая над «Повестями Белкина», Пушкин так обозначил одну из своих главных задач: «Языку нашему надобно воли дать более (разумеется, сообразно с духом его)». И когда автора повестей спросили, кто же этот Белкин, Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно».
Проведённый анализ произведения говорит, что повесть «Станционный смотритель» занимает значительное место в творчестве А.С. Пушкина и имеет большое значение для всей русской литературы. В ней едва ли не впервые изображены жизненные невзгоды, боль и страдание того, кого называют «маленьким человеком». С нее начинается в русской литературе тема «униженных и оскорбленных», которая познакомит с добрыми, тихими, страдающими героями и позволит увидеть не только кротость, но и величие их души сердец. Эпиграф взят из стихотворения ПА Вяземского «Станция» («Коллежский регистратор,/ Почтовой станции диктатор»). Пушкин изменил цитату, назвав станционного смотрителя «коллежским регистратором» (низший гражданский чин в дореволюционной России), а не «губернским регистратором», как это было в оригинале, так как этот чином выше.

Род, жанр, творческий метод

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» состоят из 5 повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Каждая из «Повестей Белкина» так мала по своему размеру, что можно было бы назвать ее рассказом. Пушкин называет их повестями. Для писателя-реалиста, воспроизводящего жизнь, формы повести и романа в прозе были особенно подходящими. Они привлекали Пушкина своей гораздо большей, чем стихи, доходчивостью до самых широких читательских кругов. «Повести и романы читаются всеми и везде», — отмечал он. Повести Белкина» являются, по существу, началом русской высокохудожественной реалистической прозы.
Пушкин взял для повести самые типичные романтические сюжеты, которые и в наше время вполне могут повториться. Его герои изначально попадают в ситуации, где присутствует слово «любовь». Они уже влюблены или только жаждут этого чувства, но именно отсюда начинается развертывание и нагнетание сюжета. «Повести Белкина» задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. В повести «Выстрел* главный герой Сильвио пришел из уходящей эпохи романтизма. Это красивый сильный храбрый человек с цельным страстным характером и экзотическим нерусским именем, напоминающий загадочных и роковых героев романтических поэм Байрона. В «Метели» пародируются французские романы и романтические баллады Жуковского. В конце повести комическая путаница с женихами приводит героиню повести к новому, выстраданному счастью. В повести «Гробовщик», в которой Адриан Прохоров приглашает к себе в гости покойников, пародируется опера Моцарта и страшные истории романтиков. «Барышня-крестьянка» — маленькая изящная комедия положений с переодеваниями во французском вкусе, разворачивающаяся в русской дворянской усадьбе. Но она добро, смешно и остроумно пародирует знаменитую трагедию — «Ромео и Джульетту» Шекспира.
В цикле «Повестей Белкина» центр и вершина — «Станционный смотритель». В повести заложены основы реализма в русской литературе. В сущности, по сюжету своему, выразительности, сложной емкой теме и гениальной композиции, по самим характерам это уже маленький, сжатый роман, повлиявший на последующую русскую прозу и породивший повесть Гоголя «Шинель». Люди здесь изображены простые, и сама их история была бы простой, если бы не вмешались в нее разные житейские обстоятельства.

Тематика произведения «Станционный смотритель»

В «Повестях Белкина», наряду с традиционной романтической тематикой из дворянско-усадебного быта, Пушкин раскрывает тему счастья человека в широком его понимании. Житейская мудрость, правила бытового поведения, общепринятая мораль закреплены в катехизисах, прописях, но следование им не всех и не всегда приводит к удаче. Нужно, чтобы судьба подарила человеку счастье, чтобы удачно сошлись обстоятельства. В «Повестях Белкина» показано, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно будет, даже если оно невозможно.
Повесть «Станционный смотритель» — самое грустное и самое сложное произведение цикла. Это повесть о горестной судьбе Вырина и счастливой судьбе его дочери. Автор с самого начала связывает скромную историю Самсона Вырина с философским смыслом всего цикла. Ведь у станционного смотрителя, который вовсе не читает книг, есть своя схема восприятия жизни. Она отражена в картинках «с приличными немецкими стихами», которые развешаны на стенах его «смиренной, но опрятной обители». Рассказчик подробно описывает эти картинки, изображающие библейскую легенду о блудном сыне. На все случившееся с ним и с его дочерью Самсон Вырин смотрит сквозь призму этих картинок. Его жизненный опыт подсказывает, что с дочерью произойдет несчастье, она будет обманута и брошена. Он является игрушкой, маленьким человеком в руках сильных мира, превративших деньги в главное мерило.
Пушкин заявил одну из главных тем русской литературы XIX века — тему «маленького человека». Значимость этой темы для Пушкина заключалась не в обличении забитости своего героя, а в открытии в «маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль.
Отныне тема «маленького человека» будет звучать в русской классической литературе постоянно.

Идея произведения

«Ни в одной из «Повестей Белкина» нет идеи. Читаешь — мило, гладко, плавно: прочитаешь — всё забыто, в памяти нет ничего, кроме приключений. «Повести Белкина» читаются легко, ибо они не заставляют думать» («Северная пчела», 1834, № 192, 27 августа).
«Правда, эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия: это происходит от прелестного слога, от искусства рассказывать, но они не художественные создания, а просто сказки и побасенки» (В.Г. Белинский).
«Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу — прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение» (из письма Л.Н. Толстого ПД Голохвастову).
Столь неоднозначное восприятие пушкинского цикла наводит на мысль, что в «Повестях Белкина» заключается некая тайна. В «Станционном смотрителе» заключена она в небольшой художественной детали — стенных картинах, рассказывающих о блудном сыне, которые были в 20-40-х гг. частой принадлежностью станционной обстановки. Описание тех картинок выводит повествование из социально-бытового плана в философский, позволяет осмыслить его содержание в соотнесенности с человеческим опытом, интерпретирует «вечный сюжет» о блудном сыне. Повесть проникнута пафосом сострадания.

Характер конфликта

Анализ произведения показывает, что в повести «Станционный смотритель» — униженный и печальный герой, финал — в равной степени и скорбный и счастливый: смерть станционного смотрителя, с одной стороны, и счастливая жизнь его дочери — с другой. Повесть отличает особенный характер конфликта: здесь нет отрицательных героев, которые были бы отрицательны во всем; нет и прямого зла — и в то же время горе простого человека, станционного смотрителя, от этого не становится меньшим.
Новый тип героя и конфликта повлек за собой иную систему повествования, фигуру рассказчика — титулярного советника А. Г. Н. Он рассказывает историю, услышанную от других, от самого Выри-на и от «рыжего и кривого» мальчика. Увоз Дуни Выриной гусаром — завязка драмы, за которой следует цепь событий. С почтовой станции действие перебрасывается в Петербург, из дома смотрителя—на могилу за околицей. Смотритель не в силах повлиять на ход событий, но прежде чем склониться перед судьбой, пытается повернуть историю вспять, спасти Дуню от того, что представляется бедному отцу гибелью его «дитяти». Герой осмысляет происшедшее и, более того, сходит в могилу от бессильного сознания собственной вины и непоправимости беды.
«Маленький человек» — это не только низкий чин, отсутствие высокого социального статуса, но и потерянность в жизни, страх перед нею, утрата интереса и цели. Пушкин первый обратил внимание читателей на то, что, несмотря на свое невысокое происхождение, человек все равно остается человеком и ему присущи все те же чувства и страсти, что и людям высшего общества. Повесть «Станционный смотритель» учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать, заставляет думать о том, что мир, в котором живут станционные смотрители, устроен не лучшим образом.

Основные герои анализируемого произведения

Автор-рассказчик сочувственно говорит о «сущих мучениках четырнадцатого класса», станционных смотрителях, обвиняемых путешественниками во всех грехах. На самом же деле их жизнь — настоящая каторга: «Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель... Легко можно догадаться, что есть у меня приятели из почтенного сословия смотрителей». В память одного из них написана эта повесть.
Главным героем в повести «Станционный смотритель» является Самсон Вырин, человек около 50 лет. Родился смотритель примерно в 1766 г., в крестьянской семье. Конец XVIII в., когда Вырину было 20-25 лет, — это время суворовских войн и походов. Как известно из истории, Суворов развивал у подчиненных инициативу, поощрял солдат и унтер-офицеров, продвигая их по службе, воспитывая в них товарищество, требовал грамотности и сообразительности. Человек из крестьян под командой Суворова мог дослужиться до унтер-офицера, получить это звание за верную службу и личную храбрость. Самсон Вырин мог быть именно таким человеком и служил, скорее всего, в Измайловском полку. В тексте говорится, что, прибыв в Петербург на поиски дочери, он останавливается в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца.
Можно предположить, что около 1880 г. он вышел в отставку и получил должность станционного смотрителя и чин коллежского регистратора. Эта должность давала небольшое, но постоянное жалованье. Он женился, вскоре родилась дочь. Но жена умерла, и дочь была отцу радостью и утешением.
Ей с детства пришлось взвалить на свои хрупкие плечи всю женскую работу. Сам Вырин, как он представлен в начале повести, — «свежий и бодрый», общительный и неозлобленный, несмотря на то, что незаслуженные оскорбления так и сыпались на его голову. Всего через несколько лет, проезжая по той же дороге, автор, остановившись на ночь у Самсона Вырина, не узнал его: из «свежего и бодрого» тот превратился в заброшенного, обрюзгшего старца, единственным утешением которому служила бутылка. А все дело в дочери: не испросив родительского согласия, Дуня — его жизнь и надежда, ради блага которой он жил и работал, — бежала с проезжим гусаром. Поступок дочери сломил Самсона, он не мог перенести того, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, смогла так поступить с ним и, что еще страшнее, с собой — стала не женой, а любовницей.
Пушкин сочувствует своему герою и глубоко его уважает: человек низшего сословия, выросший в нужде, тяжком труде, не забыл, что такое порядочность, совесть и честь. Более того, качества эти он ставит выше материальных благ. Бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души. Автор не зря вводит в повесть такую деталь, как картинки с изображением истории блудного сына на стене в доме Вырина. Как и отец блудного сына, Самсон готов был простить. Вот только Дуня не возвращалась. Страдания отца усугублялись тем, что он хорошо знал, чем зачастую заканчиваются подобные истории: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы...». Попытка разыскать дочь в огромном Петербурге закончилась ничем. Вот тут и сдался станционный смотритель — запил окончательно и через некоторое время умер, не дождавшись дочери. Пушкин создал в своем Самсоне Вырине поразительно емкий, правдивый образ простого, маленького человека и показал все его права на звание и достоинство человека.
Дуня в повести показана мастерицей на все руки. Никто лучше ее не мог приготовить обед, убрать в доме, прислужить проезжему. И отец, глядя на ее проворство и красоту, не мог нарадоваться. В то же время это юная кокетка, знающая свою силу, вступающая в разговор с приезжим без робости, «как девушка, видевшая свет». Белкин в повести видит Дуню впервые, когда той четырнадцать лет — возраст, в котором ещё рано задумываться о судьбе. Дуня ничего не знает об этом намерении заезжего гусара Минского. Но, оторвавшись от отца, она выбирает своё женское счастье, пусть, может быть, и недолгое. Она выбирает другой мир, неведомый, опасный, но в нём она, по крайней мере, будет жить. Трудно её винить в том, что она выбрала жизнь, а не прозябание, она рискнула и выиграла. Дуня и приезжает к отцу лишь тогда, когда сбылось всё, о чём она могла только мечтать, хотя Пушкин ни слова не говорит о её замужестве. Но шестёрка лошадей, трое детей, кормилица свидетельствуют о благополучном завершении истории. Конечно, сама Дуня считает себя виноватой в смерти отца, но, вероятно, читатель простит её, как прощает Иван Петрович Белкин.
Дуню и Минского, внутренние мотивы их поступков, мыслей и переживаний, на всем протяжении повести рассказчик, ямщик, отец, рыжий мальчик описывают со стороны. Может быть, поэтому образы Дуни и Минского даны несколько схематично. Минский знатен и богат, служил на Кавказе, чин ротмистра — не маленький, а если он в гвардии, то уже большой, равен армейскому подполковнику. Добрый и веселый гусар полюбился простодушному смотрителю.
Многие поступки героев повести сегодня непонятны, а для современников Пушкина они были естественны. Так, Минский, полюбив Дуню, не женился на ней. Он мог так поступить не только потому, что был повесой и легкомысленным человеком, но и по ряду объективных причин. Во-первых, чтобы жениться, офицеру требовалось разрешение командира, часто женитьба означала отставку. Во-вторых, Минский мог зависеть от своих родителей, которым брак с бесприданницей и не дворянкой Дуней вряд ли понравился бы. На разрешение хотя бы этих двух проблем требуется время. Хотя в финале Минский смог это сделать.

Сюжет и композиция анализируемого произведения

К композиционному построению «Повестей Белкина», состоящих из пяти отдельных повестей, неоднократно обращались русские писатели. О своем замысле написать роман с подобной композицией писал в одном из писем Ф.М.Достоевский: «Повести совершенно отдельны одна от другой, так что их можно даже пускать в продажу отдельно. Я полагаю, Пушкин думал о похожей форме романа: пять повестей (число «Повестей Белкина»), поступающих в продажу отдельно. У Пушкина повести и впрямь отдельны во всех отношениях: нет сквозного персонажа (в противоположность пяти повестям «Героя нашего времени» Лермонтова); нет общего содержания. Зато есть общий прием тайны, «детектива», лежащих в основании каждой повести. Повести Пушкина объединяются, во-первых, фигурой повествователя — Белкина; во-вторых, тем, что все они рассказаны. Рассказанность и была, предполагаю, тем художественным приемом, ради которого затеян весь текст. Рассказанность как общее всем повестям одновременно допускала их чтение (и продажу) по отдельности. Пушкин думал о произведении, которое, будучи целым в целом, было бы цело в каждой части. Я называю такую форму, пользуясь опытом последующей русской прозы, романом-циклом».
Повести были написаны Пушкиным в одном хронологическом порядке, разложил же он их не по времени написания, а исходя из композиционного расчета, чередуя повести с «неблагополучными» и «благополучными» концами. Такая композиция сообщала всему циклу, несмотря на наличие в нем и глубоко драматических положений, общую оптимистическую направленность.
Пушкин выстраивает повесть «Станционный смотритель» на развитии двух судеб и характеров — отца и дочери. Станционный смотритель Самсон Вырин — старый заслуженный (три медали на полинялых ленточках) отставной солдат, человек добрый и честный, но грубоватый и простодушный, находится в самом низу табели о рангах, на низшей ступени социальной лестницы. Он и есть не только простой, но маленький человек, которого каждый проезжий дворянин может оскорбить, накричать, ударить, хотя его низший чин 14 класса давал все же право на личное дворянство. Но всех гостей встречала, утихомиривала и поила чаем красивая и бойкая дочь его Дуня. Но эта семейная идиллия вечно продолжаться не могла и кончилась на первый взгляд плохо, ибо у смотрителя и его дочери были разные судьбы. Проезжий молодой красавец-гусар Минский влюбился в Дуню, ловко разыграл болезнь, добился взаимного чувства и увез, как и полагается гусару, плачущую, но не сопротивляющуюся девушку на тройке в Петербург.
Маленький человек 14 класса не примирился с такой обидой и потерей, он отправился в Петербург спасать дочь, которую, как Вырин не без оснований считал, коварный соблазнитель скоро бросит, выгонит на улицу. И само укоряющее явление его было важно для дальнейшего развития этой истории, для судьбы его Дуни. Но оказалось, что история сложнее, чем смотритель это себе представлял. Ротмистр полюбил его дочь и к тому же оказался человеком совестливым, честным, он покраснел от стыда при неожиданном явлении обманутого им отца. И красавица Дуня ответила похитителю сильным, искренним чувством. Старик постепенно спился от горя, тоски и одиночества, и вопреки нравоучительным картинкам о блудном сыне дочь так и не приехала его навестить, пропала, не была и на похоронах отца. Сельское кладбище посетила прекрасная барыня с тремя маленькими барчатами и черной моськой в роскошной карете. Она молча легла на могилу отца и «лежала долго». Это народный обычай последнего прощания и поминовения, последнего «прости». В этом и заключается величие человеческого страдания и раскаяния.

Художественное своеобразие

В «Повестях Белкина» рельефно выявились все особенности поэтики и стилистики пушкинской художественной прозы. Пушкин выступает в них как превосходный новеллист, которому одинаково доступны и трогательная повесть, и острая по сюжету и перипетиям новелла, и реалистический очерк нравов и быта. Художественные требования к прозе, которые были сформулированы Пушкиным в начале 20-х гг., он реализует теперь в своей собственной творческой практике. Ничего ненужного, одно необходимое в повествовании, точность в определениях, лаконичность и сжатость слога.
«Повести Белкина» отличаются предельной экономией художественных средств. С первых же строк Пушкин знакомит читателя со своими героями, вводит его в круг событий. Так же скупа и не менее выразительна обрисовка характеров персонажей. Автор почти не дает внешнего портрета героев, почти не останавливается и на их душевных переживаниях. В то же время облик каждого из персонажей проступает с замечательной рельефностью и отчетливостью из его поступков и речей. «Писателю надо не переставая изучать это сокровище», — говорил Лев Толстой о «Повестях Белкина» знакомому литератору.

Значение произведения

В развитии русской художественной прозы огромная роль принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину. Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по сравнению со стихами находился и прозаический литературный язык. Поэтому перед Пушкиным вставала особо важная и очень нелегкая задача обработки самого материала данной области словесного искусства. Из «Повестей Белкина» исключительное значение для дальнейшего развития русской литературы имел «Станционный смотритель». Очень правдивый, согретый авторским сочувствием образ смотрителя открывает созданную последующими русскими писателями галерею «бедных людей», униженных и оскорбленных тягчайшими для простого человека общественными отношениями тогдашней действительности.
Первым писателем, который открыл читателю мир «маленьких людей», был Н.М. Карамзин. Слово Карамзина перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. Самое большое влияние на последующую литературу оказала повесть Карамзина «Бедная Лиза». Автор положил начало огромному циклу произведений о «маленьких людях», сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу таким писателям будущего, как Гоголь, Достоевский и другие. А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Художественное открытие Пушкина было устремлено в будущее, оно пробивало русской литературой дорогу в еще неведомое.

Это интересно

В Гатчинском районе Ленинградской области в деревне Выра существует литературно-мемориальный музей станционного смотрителя. Музей создан по повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» и архивным документам в 1972 г. в сохранившемся здании Вырской почтовой станции. Является первым в России музеем литературного героя. Почтовая станция была открыта в 1800 г. на Белорусском почтовом тракте, она была третьей
по счёту станцией от Санкт-Петербурга. В пушкинское время здесь проходил Белорусский большой почтовый тракт, который шел от Петербурга в западные губернии России. Выра была третьей станцией от столицы, где путники меняли лошадей. Это была типичная почтовая станция, имевшая два корпуса: северный и южный, оштукатуренные и выкрашенные в розовый цвет. Домики выходили фасадом на дорогу и соединялись между собой кирпичной оградой с большими воротами. Через них на широкий мощеный двор въезжали кареты, коляски, возки, брички путешествующих. Внутри двора находились конюшни с сенниками, сарай, навес, пожарная каланча, коновязи, а посередине двора — колодец.
По краям мощеного двора почтовой станции располагались две деревянные конюшни, сараи, кузница, амбар, образуя замкнутый квадрат, в который вела с тракта подъездная дорога. Во дворе кипела жизнь: въезжали и выезжали тройки, суетились ямщики, конюхи уводили взмыленных лошадей и выводили свежих. Северный корпус служил жилищем смотрителя. За ним и сохранилось название «Дом станционного смотрителя».
Согласно преданию, от названия этой деревни получил свою фамилию Самсон Вырин — один из главных героев пушкинских «Повестей Белкина». Именно на скромной почтовой станции Выра А.С. Пушкин, не раз проезжавший здесь из Петербурга в село Ми-хайловское (по некоторым данным, 13 раз), услышал грустную историю о маленьком чиновнике и его дочери и написал повесть «Станционный смотритель».
В этих местах сложились народные предания, утверждающие, что именно здесь жил герой пушкинской повести, отсюда проезжий гусар увез красавицу Дуню, а похоронен Самсон Вырин на местном кладбище. Архивные исследования также показали, что на Вырской станции в течение многих лет служил смотритель, у которого была дочь.
Александр Сергеевич Пушкин много путешествовал. Путь, проделанный им по России, равен 34 тысячам километров. В повести «Станционный смотритель» Пушкин говорит устами своего героя: «В течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя я не знал в лицо, с редкими не имел я дела».
Путешествия по почтовым трактам медленные, с долгим «сидением» на станциях, становились для современников Пушкина настоящим событием и, конечно, отражались в литературе. Тему дороги можно встретить в произведениях П.А. Вяземского, Ф.Н. Глинки, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Музей был открыт 15 октября 1972 г., экспозиция насчитывала 72 предмета. Впоследствии их число увеличилось до 3500. В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени. Музей состоит из двух каменных корпусов, конюшни, сарая с каланчой, колодца, шорной и кузницы. В главном корпусе 3 комнаты: комната смотрителя, комната дочери и ямщицкая.

Гуковский ГЛ. Пушкин и русские романтики. — М., 1996.
БлагойДД. Творческий путь Пушкина (1826-1830). — М., 1967.
Лотман Ю.М. Пушкин. - СПб., 1987. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: пути эволюции. — Л., 1987.
Шкловский В.Б. Заметки о прозе русских классиков. М., 1955.

Повесть «Станционный смотритель» - это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем - Самсоном Выриным. Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что произойдет с главным героем. Перед нами трагедия «маленького человека», чиновника четырнадцатого класса.

Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, но ни на Что не жалуется и доволен судьбой. Он растит дочь - милую, чуткую, красивую девушку, которая помогает ему и иногда сглаживает конфликтные ситуации, которые неизбежно возникают на станции с нетерпеливыми и строгими проезжающими. Но в этот маленький спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит Дуню в Петербург.

Горе потрясло старика, но не сломило - он отправился за своей Дуней в Петербург, разыскал Минского и пробрался к нему. Но старика выбросили из дома. Станционный смотритель не смирился с тем, что не увидел дочь, и сделал еще одну попытку, но Дуня, заметив его, упала в обморок, а его опять прогнали. Самсон Вырин смирился. Он уехал на свою почтовую станцию, с горя запил и вскоре умер. Обиженный судьбой и людьми, Вырин стал воплощением страдания и бесправия. Самсон Вырин пытался протестовать, но, как человек низшего сословия, не мог противостоять Минскому. Такова печальная судьба «маленького человека», мастерски изображенная Пушкиным. Вопрос о его судьбе Пушкин ставит остро и драматично. Смирение унижает человека, делает его жизнь бессмысленной, вытравляет в нем гордость, достоинство, превращает его в добровольного раба, в жертву, покорную ударам судьбы.

В повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкин обращается к теме «маленького человека». Вначале произведения автор знакомит нас с жизнью станционных смотрителей, с тяжестями и унижениями, которые им приходится терпеть каждый день:

* «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?.. Покою ни днем, ни ночью… В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца».

Но несмотря на то унизительное отношение, которое они терпят от других, эти «люди мирные, от природы услужливые…». Далее автор рассказывает нам историю смотрителя Самсона Вырина. Это был добрый человек, единственная радость которого заключалась в его дочери - красавице Дуне. Но однажды у смотрителя в доме остановился гусар. Он притворился больным и дочь Вырина ухаживала за ним. За доброту смотрителя гусар отплатил подлостью: он соблазнил и увез без ведома отца Дуню. Правда, мы не можем утверждать, что гусар злой человек. По всему видно, что Дуня уехала по собственному желанию и счастлива с ним. Но ведь этого не может знать бедный отец. Зато он хорошо знает другое - как в таких случаях обычно бывает:

* «Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».

То, чего боится Вырин, - реальность. Автор заставляет читателя не просто жалеть смотрителя и сочувствовать его горькому одиночеству, но еще и задуматься о том, что тот мир, в котором живут Вырины, устроен далеко не лучшим образом. В своей повести А. С. Пушкин учит нас глубоко уважать людей, несмотря на их положение в обществе, на социальный статус. Каждый человек достоин того, чтобы к нему относились внимательно и с уважением. Мир, в котором мы живем, и так достаточно жесток. Чтобы хоть немного изменить его, мы должны стремиться к гуманности и состраданию.