Золотая роза. Ночной дилижанс
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф.И. Буслаева.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– Таланта! - повторил Лёня громче. - Это понимать надо! Это беречь и ценить надо! Ведь правда?»
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2)Идти было скучно.
– (3)Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
– (4)Чего рассказывать? - ответил Лёнька. - (5)Разве про старушек в нашей деревне. (6)Старушки эти - дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9)Небось видели?
(10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.
– (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, - продолжил Лёня. - (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.
(16)Встревает тут Федосья, баба из Пу́стыни: (17)«У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано - не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».
(20)Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти доски показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник. (22)Я взглянул и замер. (23)Мать честна́я, до чего тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва - глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. (25)«Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят», - говорю ей.
(26)3аплакала она и говорит: (27)«Что вы! (28)Это народная ценность, я их ни за что не отдам».
(29)В общем, спасли мы эти доски - отправили в Рязань, в музей.
(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»
– (34)Таланта! - повторил Лёня громче. - (35)Это понимать надо! (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь правда?
(По К. Г. Паустовскому) *
* Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968 гг.) - русский писатель и публицист, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.
Пояснение.
15.1 Русский язык - один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации. Нельзя не согласиться с высказыванием знаменитого русского филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». Предложение - единица синтаксиса, в составе которой от-дельные слова и предикативные части приобретают способность взаимодействовать и образовывать речевые компоненты.
Для подтверждения справедливости слов Ф. И. Буслаева обратимся к отрывку из текста Константина Паустовского. В тексте немало выразительных взаимосвязей. Так, например, в предложении № 13 (Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием) грамматической основой является сочетание «толпа смотрела», которое само по себе интересно с точки зрения соответствия лексического и грамматического значения. В составе подлежащего слово «толпа» по своему лексическому значению подразумевает нескольких человек, буквально группу людей. Однако, грамматическое значение слова «толпа» - существительное единственного числа. Таким образом, в самом сочетании подчеркивается, с одной стороны, безликость людей с гравюр, а с другой, как бы их целостность, общность, поэтому и сказуемое употребляется по грамматическим нормам в единственном числе: толпа смотрела.
В предложении 18 (Что-то на тех досках нацарапано - не пойму) дополнительный оттенок приобретает слово «нацарапано», оно употреблено с целью принизить значимость живописи на гравюрах.
Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в предложении слово, его грамматическое и лексическое значения раскрываются в полной мере.
15.2 Очень часто то, что человек не понимает в силу своей необразованности, неразвитости, неспособности оценить вследствие суетности жизни и сложившихся обстоятельств, он считает неважным, ничтожным. Ценить и понимать искусство способен не каждый человек. Об этом финальные слова Лёни из текста Константина Паустовского.
В тексте рассказывается, как пришлось спасать произведения живописи. Не разбирающаяся в искусстве баба Федосья предлагает забрать у старух Пожалостиных доски: «Что-то на тех досках нацарапано - не пойму». Для Федосьи непонятно предназначение этих досок, она не умеет ценить прекрасное, живёт «хлебом насущным», поэтому считает полезнее переплавить эти «доски» на гвозди. Сколько таких шедевров было погублено в годы революции и гражданской войны.
Автор показывает и другого героя - Лёню, который готов риско-вать своей репутацией, карьерой, жизнью, чтобы спасти эти шедевры. В предложении 30 находим подтверждение этого: героя судить собирались на общем собрании из-за его отношения к работам художника.
Сохранить искусство для потомков - наш долг перед будущими поколениями. Мы должны не только гордиться изумительными про-порциями храма Покрова на Нерли или собором Василия Блаженного, но и сделать всё, чтобы ими могли гордиться наши дети.
15.3 Искусство - это все самое прекрасное, что создано руками и разумом человека. Великолепие природного мира своей нерукотворной красотой сподвигает человека с помощью таланта запечатлеть неповторимость моментов жизни. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить всё, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество.
В тексте Константина Паустовского рассказывается, как пришлось спасать произведения живописи. Не разбирающаяся в искусстве баба Федосья предлагает забрать у старух Пожалостиных доски: «Что-то на тех досках нацарапано - не пойму». Для Федосьи непонятно предназначение этих досок, она не умеет ценить прекрасное, живёт «хлебом насущным», поэтому считает полезнее переплавить эти «доски» на гвозди. Сколько таких шедевров было погублено в годы революции и гражданской войны.
Когда приезжаешь на Красную площадь, главную площадь страны, твой взор невольно будет прикован к храму Василия Блаженного. Это образец настоящего искусства, он манит, завораживает. Как бы ни менялась история нашего государства, храм выстоял, выстоял как символ нашей силы и величия.
Сохранить искусство для потомков - наш долг перед будущими поколениями. Мы должны не только гордиться изумительными пропорциями храма Покрова на Нерли или собором Василия Блаженного, но и сделать всё, чтобы ими могли гордиться наши дети.
(По рассказу К.Г. Паустовского
«Собрание чудес»)
сочинение-рассуждение
Мне кажется, автор, говоря о том, как никому не поверит, будто есть на земле места скучные, имел в виду, что у любого, даже самого простого и внешне неброского места есть своя красота. Любой клочок суши, воды или воздуха таит только ему свойственную прелесть, которую нужно увидеть и почувствовать. Часто люди не прикладывают усилий, чтобы осознать это. По мнению многих, если место не поражает великолепием сразу, мгновенно, то, значит, и нет в нём ничего притягательного. Но всем ходом рассказа автор говорит: если ты будешь внимателен, будешь стараться увидеть эту красоту, она обязательно тебе откроется и даст пищу как для глаза, так и для воображения.
В качестве доказательств сказанному приведём примеры из текста К. Паустовского. Так, все отговаривают рассказчика идти на Боровое озеро, объясняя это тем, что смотреть там нечего: и дорога скучная, и озеро обыкновенное, кругом только болота и брусника (предл. 4-5). Но, идя той самой дорогой, которую некоторые называли скучной, и прибыв на озеро, полюбовавшись на корни старых деревьев в воде, на островки водяных лилий, закаты и рассветы, послушав крики гусей и звуки дождя, тихо позванивавшего по озеру, рассказчик понимает, как хороша наша земля и что красота есть даже в самом неприметном месте.
Таким образом, можно утверждать, что К. Паустовский, говоря, что на земле нет скучных мест, был абсолютно прав. Ведь красота разлита во всей природе, надо только захотеть её увидеть.
Красота – понятие эстетическое, связанное с представлениями человека о прекрасном. У разных людей красота предстаёт в разных обличьях. То, что для одного прекрасно, для другого заурядно, банально; то, что для одного вычурно, гротескно, для другого предел совершенства.
Так, для рассказчика из теста К. Паустовского Боровое озеро – воплощение всей красоты средней полосы России, с её неприметными красками, нередко скромными пейзажами. В то время как для сторожа Сергея это озеро - всего лишь водоём (предл. 10-12).
Так нередко бывает и с людьми. Взять хотя бы
При внешнем сравнении с сестрой Ольгой она явно проигрывает, но её внутренняя красота исключительна. Именно она выделяет Татьяну как в деревне, так и высшем петербургском обществе; именно она притягивает людей к девушке.
Таким образом, мы можем утверждать, что красота – понятие неоднозначное и самое важное в ней – это гармоничное сочетание внутреннего и внешнего.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Ирины Сергеевны Ильинской: «Образность изложения создается, как правило, применением различного рода тропов».
К средствам выразительности относятся тропы: эпитеты, метафоры, сравнения и так далее. Вот и в тексте К. Паустовского мы встречаем различные тропы, помогающие понять авторский замысел.
Например, в предложении 14 использована метонимия: «с открытым, простодушным лицом». Это сам слуга простодушен, и, несмотря на некоторую нечестность, качество это отражается у него на лице. Поэтому Андерсен и не сердился на слугу, плохо выполняющего свои обязанности.
А в предложении 24 Паустовский использует сравнение «как алмазные капли». С алмазами он сравнивает слезы шумных неопрятных женщин, которые дрались, «вцепившись друг другу в волосы». Это сравнение доказывает, что Андерсен во всем вокруг себя видел только хорошее. Он не раздражался из-за шума и драк женщин, не испытывал к ним презрения из-за их нелепого поведения. Наоборот, он видел в них что-то хорошее: яркие слезы, похожие на алмазы, на злых покрасневших лицах.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Его страсть к путешествиям усиливалась изо дня в день даже от таких забавных пустяков».
Мне кажется, Андерсен путешествовал не по необходимости, а ради новых впечатлений, которые помогали ему в творчестве. Он видел вокруг себя много прекрасного и интересного, и это помогало ему писать сказки и стихи.
Но Андерсен видел мир не так, как большинство из нас. Он смотрел вокруг очень жадными и добрыми глазами. Он обращал внимание на моль, вылетающую из портьеры, и рой насекомых казался ему золотистыми искрами (предложение 15). Он восхищался энергией и страстью, с которой дрались женщины, постоянно находившиеся на первом этаже гостиницы и производившие жуткий шум. Он смотрел на некрасивую посудомойку и видел в ней прекрасную даму, которой преподносил розу.
Все, что окружало Андерсена, казалось ему добрым и чудесным, все помогало ему сочинять книги. Он ни на что не злился и не раздражался, а все складывал в копилку своего творчества.
Забавные пустяки, которые окружали писателя: ленивый слуга, жалкий огарок свечи в шикарном серебряном канделябре, розовый мрамор, вспыхивавший на солнце под покрывавшей его плесенью - будили в душе Андерсена идти еще дальше, получить еще больше впечатлений, еще больше пищи для своих чувств, для своего творчества. Вот почему, как мне кажется, писатель хотел поскорее ехать дальше и путешествовать еще дольше.
15.3 Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Красота - это все удивительное и восхитительное, что есть вокруг нас. Но у разных людей разные представления о красоте. Кто-то ищет что-нибудь потрясающе прекрасное, он готов потратить жизнь на то, чтобы найти чистую и недоступную красоту. А кто-то видит красоту повсюду: в рое золотистой моли на фоне бархатной занавески, в заплесневелом розовом мраморе, в загнившей воде канала. И Венеция становится для него «увядающим лотосом», а жизнь - вереницей интереснейших событий и удивительнейших встреч с прекрасным.
Андерсен в рассказе Паустовского - это человек, способный находить красоту повсюду, ценить крупицы красоты во всем. Это счастливый дар, который и отличает истинного художника. Он умеет видеть красоту и показывать ее нам всем.
Человек, который способен на такое, всегда будет радостен и счастлив. Я читал однажды притчу о том, как два художника поспорили, кто из них более гениальный. Люди решили: более гениален тот, кто нарисует наиболее красивую женщину, самую красивую в мире. И один из них нарисовал такую красавицу, что все восхитились. Они с презрением взглянули на своих подруг, ведь те и близко не могли сравниться с женщиной на картине. А второй нарисовал свою жену. Люди сначала начали возмущенно кричать, но потом они поняли, что имел в виду художник: по-настоящему красиво то, что любишь. Они присудили победу второму художнику и извинились перед своими женщинами.
Красота есть во всем, но ее надо еще уметь видеть.
Красота – это окружающий нас удивительный и восхитительный мир. Но представление о ней сугубо индивидуально. Кто-то готов жизнь потратить на поиски чистой, потрясающей и недоступной красоты, а другой умеет находить ее повсюду: в заплесневелом мраморе, в застоявшейся воде канала, в рое моли, кружащейся у бархатной занавески…
В рассказе К.Паустовского Андерсен представлен именно таким человеком, умеющим видеть красоту в мелочах. Венеция для него – «увядающий лотос», тогда как бьющая ключом жизнь – целая вереница удивительных событий и встреч с прекрасным. Позитивный взгляд на мир позволял Андресену всегда оставаться счастливым и радостным. Сказочник обладал уникальным даром находить красоту в обыденности, незначительных мелочах и доносить ее до читателя.
Такое качество присуще лишь истинному художнику.
Как-то я прочел притчу о двух художниках, вступивших в спор о гениальности. Каждый мнил себя талантливее другого. Чтобы рассудить живописцев, люди предложили им создать портрет идеальной женщины. Один изобразил красавицу, которая поразила воображение выступавших судьями горожан. После увиденного мужчины стали с презрением относиться к собственным подругам, которые никак не могли сравниться с изображенной на картине красавицей. А второй художник выставил на суд портрет собственной жены. Поначалу люди возмутились и подняли крик, но затем поняли замысел автора: оказывается, действительно красиво то, что любишь, что дорого сердцу.
Победа в итоге досталась второму художнику. К тому же судьи извинились перед незаслуженно обиженными женщинами.
Красота присутствует буквально везде, но далеко не всем удается ее видеть. О ней можно много и долго рассуждать, но каждый человек имеет собственное понятие о красоте.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку
Обновлено: 2017-02-17
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Полезный материал по теме